Функция синтаксическая роль местоимения в предложении. Местоимение: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль
Использование компьютера на уроке русского языка и литературы позволяет учителю общаться на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, хорошо подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ахтямова Фирая Каюмовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, МОУ Ново- Арышская СОШ Рыбно- Слободского муниципального района РТ
Использование компьютера на уроках русского языка и литературы позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, хорошо подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.
Среди бесспорных достоинств работы с компьютером можно назвать и наличие обратной связи, большие возможности предъявления наглядного материала, объективная оценка действий учащихся. Компьютерная технология способствует повышению интереса к предмету.
Тема. Местоимение. Разряды местоимений. Синтаксическая роль. Правописание.
Цели урока. 1) Обучающая. Повторение и обобщение знаний учащихся о местоимении как части речи (указывает на предмет, лицо, событие и т.д., не называя их), о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте, о синтаксической функции местоимений. Умение находить местоимения в речи, определять их роль в тексте, правильно употреблять местоимения, познакомить учащихся со структурой теста Единого Экзамена; настроить учеников на серьезную работу по подготовке к экзамену, повторить сложные вопросы по теме местоимения.
2) Развивающая. Пробуждение в учащихся интереса, положительной мотивации к изучению русского языка, развитие устной и письменной речи учащихся.
3) Воспитывающая. Заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и страстная любовь. Воспитание доброты, нравственности.
4) Коммуникативная. Организация речевого общения, формирование у учащихся умения общаться, чувства собственного достоинства, готовность к взаимодействию, взаимопомощи.
Метод обучения. Комбинированный (сочетание словесных, наглядных, практических методов).
Форма урока . Урок в компьютерном классе. Сочетание общеклассных и индивидуальных форм.
Оборудование. Электронное издание (ЭИ) «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык» (автор заданий А.Ю. Кузнецов). Раздел «Морфология» (Теория), аудиозапись «Жизнь и творчество Марины Цветаевой», дидактический материал, тесты, таблица.
Мотивация. Использование наглядных справочных материалов компьютерного комплекса «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык» дает возможность оперативно и в интерактивном режиме проверить степень освоения учащимися соответствующих разделов.
Местоимение в языках…-слова вторичные, слова- заместители. Это как
Бумажная валюта, функционирующая ради удобства, благодаря
Наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимений
Являются знаменательные слова.
А.А.Реформатский .
Ход урока.
I . Организационный момент.
II. Объявление целей и задач урока
Учитель: Цель нашего урока - повторение и обобщение знаний о местоимении. Уметь устранять неоправданное повторение местоимений в тексте, разграничивать неопределенные и отрицательные местоимения, правильно писать их, произносить.
Другая наша задача - это подготовка к ЕГЭ.
Несмотря на внешнюю легкость заданий по морфологии (местоимению), они требуют внимания и сосредоточенности.
- Вступительная беседа.
Ребята, что вы знаете о местоимении?
Местоимение-знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые не называют лиц, предметов, признаков, количеств, а только указывают на них или спрашивают о них.
Примеры: После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно угасает, но появляется новое увлечение - книги и стихи. Она пишет стихи как на русском языке, так и на немецком и французском.
Ни у кого (отрицат.,при наличии предлога ни является частицей - пишется раздельно) ничего(при отсутствии предлога ни (не) являются приставками - пишется слитно) заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой»-такою была Цветаева и такою осталась навсегда.
Местоимение может обозначать любой предмет, любой признак, любое количество. Конкретное значение местоимения в каждом случае употребления меняется: оно зависит от того, с каким словом в контексте соотносится местоимение.
Что вы можете сказать о морфологических и синтаксических функциях местоимений.
Морфологические и синтаксические функции местоимений чаще всего зависят от того, на какую часть речи они указывают. Поэтому местоимения не имеют своих особых морфологических признаков.
В предложении они бывают подлежащими, дополнениями, как имена существительные, или определениями, как имена прилагательные.
Например:
1.Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
М.Цветаева.
Марина Цветаева и Сергей Эфрон…Они встретились 5 мая 1991 года на пустынном коктебельском берегу.
Эфрон подарил ей кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.
Учитель: -Ребята, вот мы с вами и пришли к выводу, что наша речь должна быть стройной, правильной, гармоничной. Мы узнали о том, что местоимение самая важная часть речи, так как оно позволяет избежать от лишних повторений.
III. Тренинг. Ученики по очереди читают тренировочные упражнения в списке вопросов и аргументируют свой выбор ответа.
IV. Комментарии учителя.
V. Практикум по морфологии. Работаем с электронным учебником. Путь поиска. Оглавление. Морфология. Местоимение.
Классификация местоимений по значению.
Личные: 1л.я,мы; 2л.ты,вы; 3л.он, она, оно, они.
Возвратное: себя.
Притяжательные: мой, наш, твой, ваш, его, её, их.
Указательные: этот, тот, такой, таков, столько.
Вопросительные (употребляются для вопроса): кто?, что?, какой?, который?, чей?, сколько?
Относительные (употребляются для связи частей сложноподчиненных предложений): кто, что, какой, который, чей, сколько.
Определенные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой.
Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей.
Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кое-кто, кто-нибудь, что-либо, что-то.
Внимание! Следует разграничивать личные и притяжательные местоимения поскольку в некоторых формах они омонимичны. Ср., например: Это его книга - Его не было дома.
Комментарии учителя. Помните, что некоторые притяжательные местоимения (его, её, их) совпадают только с формами родительного падежа личных местоимений (его, её, их).
Ученики выполняют тренировочные упражнения из электронного учебника.
Учитель. А теперь, ребята, открываем следующую страницу электронного учебника. Изучаем теорию о правописании местоимений.
1.Неопределенные местоимения пишутся с частицами -то, -либо, -нибудь, кое - через дефис: кто-то, кому-нибудь, кое-что.
2. Отрицательные местоимения имеют частицу не только под ударением, а ни - без ударения: некого, нечем, никого, ничего. При отсутствии предлогов эти частицы пишутся слитно, а с предлогом - в три слова: не с кем, ни у кого.
3. Следует различать сочетания не кто иной, как; не что иное, как и никто иной, ничто иное. Советуем использовать для разграничения этих сочетаний следующих их признаки (Таблица№3 из электронного учебника).
Выполнение заданий.
VI. Следующий этап нашего урока - это работа с текстом. 1. Небольшая информация о жизни и творчестве Марины Цветаевой (используется магнитофонная запись). 2. На интерактивной доске высвечивается текст о Марине Цветаевой. Выразительное чтение текста.
Я долго недооценивал Цветаеву. В неё надо было вчитаться. Когда я это сделал, я ахнул от открывшейся мне бездны чистоты и силы. Ничего подобного нигде кругом не существовало…
Весной 1922 года, когда она уже за границей, я в Москве купил маленькую книжечку. Меня сразу покорило лирическое могущество цветаевской формы… Я написал Цветаевой в Прагу письмо, полное восторгов и удивления по поводу того, что поздно её узнал. Она ответила мне. Между нами завязалась переписка… Летом 1935 года я, сам не свой от почти годовой бессонницы, попал в Париж, на антифашистский конгресс. Там я познакомился с сыном, дочерью и мужем Цветаевой…
Члены семьи Цветаевой настаивали на её возвращении в Россию. В них говорила тоска по родине…
Цветаева спрашивала, что я думаю по этому поводу. У меня на этот счет не было определенного мнения. Я не знал, что ей посоветовать, и слишком боялся, что ей и её замечательному семейству будет у нас трудно и неспокойно. Общая трагедия семьи неизмеримо превзошла мои опасения.
Борис Пастернак «Воздушные пути».
Словарная работа.
Бездна- 1) упкын 2) иксез-чиксез 3) бик күп .
Могущество-куәт. Көдрәт, зур көч.
Превзойти- 1) өстен чыгу, уздыру 2) арттыру.
Задания:
1.Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи. Озаглавьте текст. Разделите на смысловые части. Найдите местоимения и докажите, что они позволяют избежать стилистических ошибок. Какую синтаксическую функцию выполняет местоимение?.
2.Скажите, на какие разряды по значению и грамматическим особенностям делятся местоимения? Какие из них преобладают в этом тексте?
3.Проанализируйте орфографию и пунктуацию последнего абзаца текста. Составьте схемы сложных предложений текста.
VII. Особенности употребления местоимений.
- К личным местоимениям 3-го лица в косвенных падежах после предлогов обычно прибавляется н, например: зашел к нему, разговаривал с ним, близ него и. др.
Примечание. Присоединения н не бывает после наречных предлогов, управляющих дательным падежом (подобно ему, наперекор ей, навстречу им, согласно им), а также после предлога благодаря (благодаря им) и сравнительной степени прилагательных и наречий (она моложе его, он учится лучше её).
- Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшие названные ранее существительные, например: Девушка запела песню, и она (т. е. песня) всем понравилась. При несоблюдении этого правила может возникнуть неясность или искажение смысла, например: Монтёра вызвали к начальнику цеха, но он (монтер или начальник цеха?) не явился.
- Не следует заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа собирательные существительные (студенчество, листва, большинство и т.п.). Например, неправильно построены такие предложения: Большинство нашего класса уезжает в туристский лагерь. Они пробудут там две недели (вместо местоимения они следует использовать существительное школьники или ребята).
- Притяжательное местоимение свой и возвратное себя указывают на лиц, которые воспроизводят действие, например: 1) Лиза подняла на него свои ясные глаза. При несоблюдении этого правила при употреблении местоимений может возникнуть неясность, двусмысленность, например: Я попросил товарища внести свой чемодан в вагон (чей чемодан: рассказчика или товарища?). Для устранения двусмысленности предложение можно перестроить так: Я попросил товарища, чтобы он внес свой чемодан в вагон; Я попросил товарища внести мой чемодан в вагон; Я попросил товарища внести его чемодан в вагон.
- Часто местоимения выступают как средство связи предложений в тексте.
Сообщения учащихся о трудных случаях правописания местоимений (из своих небольших исследовательских работ).
- Выполняем упражнение 266. (В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко Пособие для занятий по русскому языку в старших классах).Задание. Прочитайте и укажите, какие неточности допущены при употеблении местоимений. Спишите, исправляя предложения.
VIII. Закрепление материала. На магнитной доске слепая схема (незаполненная).
Разряды Примеры
- Личные
- себя
- Вопросительно-относительные
- этот, тот, такой.
- Притяжательные
- некто, нечто, кое-кто.
- Отрицательные
- каждый, самый, сам.
IX. Работа с тестами (для средних и слабых учащихся).
- Местоимение это: 2.Они
А) член предложения; а) личное
Б) часть речи; б) возвратное
В) словосочетание в) притяжательное
3.Местоимение себя указывает на: 4. Найти лишнее
А) предмет; а) Я, ты, он
Б) количества; б) мой, твой, наш
В) лицо. в) каждый, самый, свой
5.Изменяется по родам 6. Никто-это
А) себя а) отрицательное
Б) я б) указательное
В) этот в) неопределенное
7.Не имеет именительного падежа: 8 Местоимение не бывает
а) себя а) подлежащими
б) моего б) сказуемыми
в) твоего. в) определениями
X. 2 вариант(для сильных учащихся). Выполнение зачетных тестов по теме, используя тренировочные упражнения ЭИ. (А1-А5).
А1. В каком предложении не(ни) со словом пишется раздельно?
- Ветерок (ни)сколько не мешал нам.
- (ник)кто в доме не знал о предполагаемом побеге.
- Больше (не) от кого ждать помощи.
- Детям (не)когда погулять.
А2. В каком предложении есть указательное местоимение?
А) Сюда входит внеязыковое содержание текста и совокупность языковых средств, с помощью которых оно передаётся.
Б) Условно их можно разделить, как это делают психологи, на две группы: объективные и субъективные.
В) Современная психология и психолингвистика определяют ряд факторов, влияющих на восприятие текста.
Г) К объективным относятся свойства и качества самого текста.
1) А 2) Б 3) В 4) Г.
А3. Укажите верное объяснение написания выделенного слова.
Нужно обогащаться знаниями и то(же) время приучаться пользоваться в жизни этими знаниями
- тоже - всегда пишется слитно;
- то же - всегда пишется раздельно;
- тоже - здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;
- то же - здесь это местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно.
А4. Какой частью речи является слово Что в предложениях А и В.
А. Рассказывать о том, что происходит на стадионе, действительно, не так уж сложно.
Б. Спортивный репортаж…
В. Кажется, что же тут сложного - говори и говори себе!
1) в обоих случаях - местоимением
2) в обоих случаях союзом
3) в предложении А-союзом, в предложении В-местоимением
4) в предложении А - местоимением, в предложении В-союзом.
А5. В этом порыве моем была благодарность ей за(то), что она живая осталась.
- зато - всегда пишется слитно
- за то всегда пишется раздельно
- зато - здесь это сочинительный союз, поэтому пишется раздельно
- за то - здесь местоимение то с предлогом за, поэтому пишется раздельно.
Вариант 3 - аналогичные задания. При выполнении этого вида заданий учащиеся называют правильный ответ, аргументируя свой выбор. Учитель комментирует ответы.
1. Личные местоимения указывают на участника разговора или предмет: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они . Они изменяются по падежам и числам, местоимение он изменяется по родам.
В предложении могут быть:
Подлежащим: Я замираю в восторге.
Сказуемое: А кто этот господин?
Дополнение: Старик говорил с ним раздражённым, желчным тоном.
Обстоятельство: Под ним струя светлей лазури, под ним луч солнца золотой.
2. Возвратное местоимение себя указывает на лицо, о котором говорят. Оно не имеет формы Им.п., рода и числа. В предложении является дополнением: Рощин глядел на себя в зеркало.
Внимание! Ступай себе мимо – здесь слово «себе» является частицей при глаголе.
3. Вопросительные местоимения заменяют прилагательные: кто?, что?, который?, чей?, какой?, каков?, сколько? и другие. Местоимение каков? изменяется только по родам и числам. Местоимения кто?, что?, сколько? изменяются только по падежам. Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. В предложении могут быть:
Подлежащим: Кто не заключал таких условий со своей совестью?
Дополнением: О чем бы вы хотели узнать?
Определением: Какой цветок упал к моим ногам?
4. Относительные местоимения : кто, что, который, чей, какой, каков, сколько? и другие . Они употребляются в сложноподчинённых предложениях, где являются союзными словами. В предложении могут быть:
Подлежащим: Тогда удил всякий , кто мог держать в руке удилище.
Сказуемым: Какова яблоня, таковы и яблочки.
Дополнением: Они узнали о существовании поэта , чьи стихи были народные.
Определением: Я видел кошку, у которой были жёлтые глаза.
5. Неопределённые местоимения указывают на неизвестные предметы. Они образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и суффиксов –то, -либо, -нибудь: некто, нечто, некий, некоторый, несколько, сколько-то, что-либо, кое – какой некто, нечто . Некий, некоторый изменяются по родам и числам.
В предложении могут быть:
Подлежащим: Кое-кто из дачников вышел за калитку.
Определением: Маше чудился какой-то шорох за дверью.
Дополнением: Листья шептались о чём-то своём.
Обстоятельством: Несколько дней лил дождь.
6. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета чему-либо или кому-либо: мой, твой, его, её, их, наш, ваш, свой . Они изменяются по родам, числам и падежам, кроме местоимений его, её, их . В предложении могут быть:
Определением: Лиза подняла на него свои ясные глаза.
Именной частью сказуемого: Вишнёвый сад стал моим .
7. Указательные местоимения указывают на предмет среди других предметов: тот, этот, такой, таков, сей, столько . Они изменяются по падежам, кроме таков . Они изменяются по родам и числам, кроме сей, столько, сколько . В предложении могут быть:
Подлежащим: Да, жалок тот , в ком совесть не чиста.
Сказуемым: Каков вопрос – таков ответ.
Определением: Этот разговор не принёс облегчения.
Дополнением: В деревне только об этом и говорили.
Внимание! При склонении местоимений столько и сколько ударение всегда падает на первый слог: сто΄лько, о ско΄льких .
8. Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой. Они изменяются по родам, числами падежам, кроме всяк .
В предложении может быть:
Подлежащее: Не всякий способен прыгать с высоты.
Сказуемое: Лара бывала разной, любой .
Определение: Солнце убрало все тени.
Дополнение: Обо всём , что было, я не жалею.
9. Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предмета: никто, никакой, ничей, некого, нечего. Они образуются от вопросительных местоимений с помощью с помощью приставок не-, ни-. Они изменяются по родам, числам и падежам, кроме никто, ничто .
В предложении могут быть:
Подлежащее: Ночь была темная, но ничто не радовало.
Дополнение: Дома никого не было.
Определение: Никакие уговоры не помогли.
Правописание местоимений
1. Для выражения вежливости в письмах, документах
Вместо местоимения ТЫ пишется ВЫ.
2. Приставка КОЕ- и суффиксы –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ
Пишутся через тире: кое-кто, некто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь .
3. Правописание НЕ и НИ
4. Образование форм местоимений
Личные местоимения
Притяжательные местоимения
3-е лицо мн.ч.: их (не ихний), его (не евоный) и др.
Запомни!
5. Употребление местоимений 3-го лица
1) Они заменяют ближайшее к ним существительное. Нарушение этого правила ведёт к изменению смысла:
2) Собирательные сущ. не могут заменяться местоимениями мн.ч..
Местоимение - это самостоятельная часть речи , которая указывает на предметы (вещи, лица, их количество), но не называет их: ты, они, столько . Местоимения отвечают на вопросы существительных кто? что?, прилагательных какой? чей? и числительных сколько? : я смеюсь, моя сестра, несколько лошадей.
Морфологические и синтаксические признаки местоимения зависят от того, какую именно часть речи в данном случае оно заменяет.
Разряды местоимений.
Разряды местоимений
различаются по лексическим признакам и грамматическим признакам.
По лексическим признакам местоимения бывают:
- личные местоимения : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога или беседы, а так же предметы.
- притяжательные местоимения : мой, твой, наш, их, свой, его, её . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность чего-либо кому-либо или чему-либо: мой дом, твоя кровать .
- указательные местоимения : тот, этот, такой, таков, столько, и устаревшие сей и оный . Как можно догадаться из названия, эти местоимения указывают на количество или признак предмета: этот шкаф, столько рук .
- возвратное местоимение : себя . Данное местоимение означает, что лицо или предмет, который выступает подлежащим, тождественен другому лицу или предмету (который и назван местоимением себя): Он себя очень любит.
- вопросительные местоимения : что, кто, который, какой, чей, сколько . Эти местоимения служат для образования вопросов и указывают на предметы, лица, признаки или количество: Кто пришёл? Какие ученики? Сколько их?
- относительные местоимения - те же вопросительные, но служат они не для образования вопросов, а для связи в сложноподчиненных предложениях, выступая в роли союзных слов: Я поняла, кто был моим тайным поклонником. Это был парень, который учился со мной на одном факультете.
- определительные местоимения : самый, сам, всякий, весь, каждый, другой, любой, устаревшие - всяк и всяческий . Определительные местоимения указывают на признак предмета: самый лучший муж, всякий проходимец, каждый вторник.
- отрицательные местоимения : ничто, никто, никого, некого, нечего, ничей, никакой, нисколько . Эти местоимения не указывают, а, наоборот, отрицают наличие предмета или признака: Я нисколько не обиделся. Никто не был виноват в моей рассеянности.
- неопределенные местоимения : нечто, некто, некоторый, некий, несколько . Остальные неопределенные местоимения образуются при помощи суффиксов -то, -либо, -нибудь и основы вопросительного местоимения: сколько-нибудь конфет, кто-то постучался, дай хоть что-нибудь.
По грамматическим признакам местоимения можно поделить на:
- Местоимения-существительные : я, ты, он, она, оно, они, мы, вы, они, кто-то, что-то, никто, себя и другие. Эти местоимения имеют свои особенности .
- Они указывают на предметы или лица.
- Они отвечают на те же вопросы, на какие отвечают существительные: кто?
- Склоняются по падежам: кто, кого, кому, кем и т.д.
- Имеют такие синтаксические связи в предложении, как существительное.
- Местоимения-прилагательные : твой, мой, свой, наш, какой, такой, тот и др. Они также имеют свои особенности .
- Как и прилагательное, указывают на признак предмета.
- Отвечают на вопрос какой? чей?
- Изменяются по числам, родам и падежам по тому же типу, что и прилагательные.
- Связываются с существительными по типу прилагательных.
- Местоимения-числительные : сколько, столько, несколько.
- Отвечают на вопрос числительных сколько?
- Указывают на количество предметов, но не называют его.
- Обычно склоняются по падежам.
- Взаимодействуют с существительными, как имена числительные.
Синтаксическая роль местоимения.
Местоимение может выступать в предложении в роли
- Подлежащего : Ты придёшь на встречу?
- Сказуемого : Это он .
- Определения : Я хочу вернуть свою тетрадь.
- Дополнения : Мама позвала меня .
- Обстоятельства : Как это могло случиться?
Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая показывает на предметы, признаки, количество, однако не именует их: я, себя, ваш, столько и др.
Местоимения отвечают на вопросы имён существительных (кто? что?), имён прилагательных (какой? чей?), имён числительных (сколько?): он смеется, мой брат, немного карандашей.
Морфологические и синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они подменяют в тексте.
Синтаксическая роль местоимений
Местоимение может быть хоть каким членом предложения:
Я желаю спать (подлежащее).
Это она (сказуемое).
Миша - мой брат (определение).
Учитель вызвал его (дополнение).
До каких пор это будет длиться (каких заходит в состав происшествия)?
Разряды местоимений
А. Разряды местоимений п о грамматическим признакам (зависимо от того, заместо какой части речи они употребляются).
1. Местоимения-существительные (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-то, никто, себя и др.). Их особенности:
2. Местоимения-прилагательные (мой, твой, наш, ваш, какой, некий, этот, тот и др.). Их особенности:
местоимение который примыкает к местоимениям-прилагательным (оно меняется по родам, числам и падежам), однако время от времени, как порядковое числительное, показывает на порядок предметов при счёте (- Который час? - 5-ый ).
3. Местоимения-числительные (сколько, столько, немного ). Их особенности:
Б. Разряды местоимений по лексическому значению.
1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они . Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы ), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они ).
2. Возвратимое: себя . Это местоимение показывает на тождественность лица либо предмета, нареченного подлежащим, лицу либо предмету, нареченному словом себя (Он себя не оскорбит. Надежды себя не оправдали ).
3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, собственный, его, ее, их . Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу либо другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень комфортен ).
4. Указательные: этот, тот, таковой, такой, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак либо количество предметов.
5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, хоть какой, иной, другой, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.
6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько . Вопросительные местоимения служат особыми вопросительными словами и указывают на лица, предметы, признаки и количество (Кто пришёл? Чей билет? Сколько времени?) .
7. Относительные: те же, что и вопросительные, однако служат для связи частей сложноподчиненного предложения, это так именуемые союзные слова (Я вызнал, кто пришёл. Это дом, который выстроил мой дед) .
8. Отрицательные: никто, ничто, некоторого, нечего, никакой, ничей . Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета либо признака, местоимения; образуются от вопросительных местоимений при помощи приставок ни- , не- (Никто не ответил. Некоторого инкриминировать) .
9. Неопределенные: некто, нечто, некий, некоторый, немного , также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений при помощи приставки кое - либо постфиксов -то , -или , -нибудь : кое-кто, кто-то, чего-нибудть и др. (Кто-то позвонил. Кое-кого уволят ).
Примечания:
1) Местоимения тот, сам , местоимения этот, весь в форме единственного числа, среднего рода (это, всё ) и некие другие в определённых контекстах могут выступать в роли местоимений-существительных, подобно субстантивированным прилагательным (Тот нам уже не небезопасен; Сам придёт; Это книжка; Всё завершилось отлично ).
2) Некие местоимения имеют омонимы посреди служебных частей речи (это, что ): Это книжка (местоимение). - Москва - это столица Рф (указательная частичка); Я знаю, что ему сказать (местоимение, союзное слово). - Я знаю, что он тут (альянс). См. тщательно Как различать союзы и союзные слова?
План морфологического разбора местоимения
1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
2. Исходная форма.
3. Неизменные морфологические признаки:
4. Непостоянные морфологические признаки:
5. Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).
Эталоны разбора местоимений
Представьте для себя удовлетворенность какого-либо ботаника, который внезапно попадает на необитаемый полуостров, где до этих пор не ступала ничья людская нога и где он может обогатить свою коллекцию всякими диковинными представителями флоры (Н.С. Валгина).
кому?
2. Н. ф. - себя .
3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-существительное, возвратимое.
4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме дательного падежа.
5. В предложении дополнение.
какого?
2. Н. ф. - какой-либо .
3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, неопределённое.
4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, родительного падежа.
1. Местоимение, показывает на предмет; отвечает на вопрос кто?
2. Н. ф. - который .
3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, относительное.
5. В предложении подлежащее.
1. Местоимение, показывает на признак; отвечает на вопрос каких?
2. Н. ф. - этот .
3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, указательное.
4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа.
5. В предложении часть происшествия времени.
1. Местоимение, показывает на признак; отвечает на вопрос чья?
2. Н. ф. - ничей .
3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, отрицательное.
4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, дамского рода, именительного падежа.
5. В предложении согласованное определение.
1. Местоимение, показывает на предмет; отвечает на вопрос кто?
2. Н. ф. - он .
3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-существительное, личное, 3-е лицо.
4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.
5. В предложении подлежащее.
1. Местоимение, показывает на признак; отвечает на вопрос чью?
2. Н. ф. - собственный .
3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, притяжательное.
4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, дамского рода, винительного падежа.
5. В предложении согласованное определение.
1. Местоимение, показывает на признак; отвечает на вопрос какими?
2. Н. ф. - всякий .
3. Неизменные морфологические признаки: местоимение-прилагательное, определительное.
4. Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, творительного падежа.
5. В предложении согласованное определение.
Источники:
Дополнительно на сайт:
Местоимения - это слова, указывающие на предмет, признак, количество или обстоятельство, но не называющие их.
Начальная форма местоимения – форма им.п., ед.ч., м.р.: мой, наш, какой, который.
В некоторых случаях местоимение не изменяется по числам или не имеет ни числа, ни рода, начальной является форма им.п.: я, ты, мы, вы, кто, что, кто-либо. В таких случаях нужно отметить, что начальной формы нет, и назвать первую словоформу имеющейся парадигмы.
Основные функции местоимений – дейктическая, анафорическая, кванторная и заместительная.
1. Дейктическая (греч. deixis - указание) функция проявляется в соотнесении того, о чем говорится, с условиями речевого акта и его участниками (я – говорящий, ты – слушающий, ваш – принадлежащий вам).
2. Анафорическая (греч. отнесение) функция – соотнесение элементов данного высказывания с другими частями текста (такой – подобный тому, о чем уже говорилось, другой – не такой, о котором говорилось).
3. Кванторная функция – соотнесение имени с различными классами предметов и их признаков: с классом предметов или признаков, о которых говорящий хотел бы получить информацию (кто? какой?)
5) В потоке речи проявляется также заместительная функция местоимений – использование местоимений вместо имен – существительных, прилагательных, числительных, а также наречий для того, чтобы избежать повторов.
В предложении местоимение выступает в роли главных или второстепенных членов предложения: Я не знаю, каков сейчас его план, хотя когда-то мы об этом с ним говорили.
Лексико-грамматические разряды местоимений
1. Разряды по соотношению с частями речи
В предложении местоимения могут употребляться вместо имен существительных, прилагательных, числительных, а также вместо наречий и слов категории состояния.
От грамматических свойств местоимения можно разделить на 5 групп: местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные, местоимения-наречия и местоимения - слова категории состояния.
Местоимения-существительные (местоименные существительные, предметно-личные местоимения) указывают на предмет, отвечаю на вопросы кто? что?, изменяются по падежам, в тексте заменяют имя существительное и в предложении являются подлежащим и дополнением. В этот разряд входят слова: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, себя, кто, что и производные от них.
Местоимения-прилагательные (местоименные прилагательные, признаковые местоимения) указывают на признак предмета, отвечают на вопросы какой? чей? каков?, изменяются по родам, числам и падежам, в тексте заменяют прилагательное, выполняют синтаксическую функцию определения и сказуемого. Это такие местоимения, как мой, твой, наш, ваш, свой, этот, тот, какой, всякий, некоторый.
Местоимения-числительные (неопределенно-количественные числительные, местоименные числительные, количественные местоимения) указывают на количество предметов, отвечают на вопрос сколько?, изменяются по падежам, могут быть заменены количественными числительными.
Местоимения-числительные не обладают категориями рода и числа.
Примеры: сколько, насколько, столько, настолько, сколько-нибудь, столько-то, нисколько, несколько, немного, много, мало.
Местоимения-наречия указывают на признак действия или признака, отвечают на вопросы наречий как? когда? где? почему? зачем?, не изменяются, заменяются наречием, в предложении выступают в роли обстоятельства. Это такие местоимения, как так, как, где, куда, когда, зачем, когда-то, кое-где, никогда, никак, там, тут.
Местоимения – слова категории состояния указывают на состояние, сочетаются с глагольной связкой быть, не изменяются, в предложении входят в состав СИС. Это такие слова, как каково, таково, некогда, негде, некуда, незачем: Некогда мне с тобой разговаривать. Ему было некуда идти.
2. Разряды местоимений по значению
По значению местоимения делятся на 9 разрядов:
1) Личные местоимения указывают на лицо (я, мы, ты, вы) или на любое живое существо и неодушевленный предмет (он, она, оно, они).
Личные местоимения 1 и 2 лица не имеют форм рода. Глаголы при них ставятся в форму м. и ж. рода в зависимости от пола конкретного лица: Я ходил (а) в театр.
Местоимения 3 лица различаются по родам.
2) Возвратное местоимение себя указывает на отношение действующего лица к самому себе. Оно не имеет рода, числа и формы И.п., т.к. обозначает объект действия: Незнакомец ничего не рассказывал о себе. – Незнакомка ничего не рассказывала о себе.
При построении предложений с местоимением себя нужно быть внимательным, так как оно может относиться к разным лицам, упоминаемым в предложении. Подруга не разрешает мне шутить над собой – двусмысленность.
К возвратному местоимению себя близко взаимно-возвратное местоимение друг друга, которое указывает на разные субъекты и объекты, связанные одним действием: Они взглянули друг на друга, глаза их встретились (Лермонтов). Каждое из действующих лиц является одновременно субъектом и объектом.
3. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность чего-либо говорящему (мой, наш), слушающему (твой, ваш) или тому, о ком-чем говорится (свой, его, ее, их).
Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой изменяются по родам, числам и падежам. Притяжательные местоимения его, ее, их являются неизменяемыми, застывшими формами. Их нужно отличать от омонимичных личных местоимений.
Важно помнить, что личные местоимения в предложении играют роль дополнения, изменяются, при употреблении с предлогом имеют начальное Н – а притяжательные местоимения играют роль несогласованного определения, не изменяются: Я взял его плащ – Я взял у него плащ – Я его давно не видел.
4. Указательные (выделительно-указательные) местоимения служат для выделения каких либо предметов из разряда однородных и одновременно для указания на них. Эти местоимения изменяются по родам, числам и падежам.
Мест-е сама имеет 2 формы В.п.: самоё, саму – 1-я книжная, устаревающая.
Употребляясь с частицей же и местоимением самый, местоимение такой указывает на тождество одного предмета с другим, уже известным (такой же плащ, то же самое пальто).
5. Вопросительные местоимения передают вопрос о предмете, его признаке или количестве. А кто вас прислал? Который час?
Местоимения кто, что, сколько не имеют форм рода, числа, но изменяются по падежам. Категории рода и числа передаются при таких местоимениях синтаксически. При местоимении кто глагол употребляется в форме м.р.: Кто из девушек победил?, при местоимении что – в форме ср. рода: Что случилось?
В сочетании с местоимением кто местоимения типа такой, другой, иной принимают форму м. и ж. рода в зависимости от реального пола лица, на который указывает местоимение: Кто вы такой? Кто такая?
При выяснении не личности человека, а его характера используются обороты что за, что такое: Что за человек этот Иван Иваныч?
В риторических вопросах и восклицательных предложениях с отрицанием не местоимение что означает "все без исключения, очень многое": Чего не сделает женщина, стремящаяся стать в уровень с веком! (А. Писемский).
6. Относительные местоимения - это местоимения, совпадающие по форме с вопросительными, но выступающие в функции союзных слов – они присоединяют придаточную часть СПП к главной: В жизни человека бывает момент, который никогда потом не забывается и который определяет его биографию (Полевой).
7. Отрицательные местоимения - указывают на отсутствие лица, предмета или их признака: никто, ничто, некого, нечего, ничей.
Отрицательные местоимения образовались от вопросительных и имеют ту же парадигму склонения, что и они.
ни - используются для усиления отрицания в предложении: Никому ничего не нужно.
Отрицательные местоимения с приставкой не - часто имеют дополнительный оттенок причины, из-за которой действие не могло или не может совершаться: Незачем погибать!
8. Неопределенные местоимения - указывают на неопределенные лица, предметы и признаки. Неопределенные местоимения образуются от вопросительных при помощи приставок не-, кое - и постфиксов –то, -либо, -нибудь: некоторый, кое-кто, что-либо, чей-нибудь .
В неопределенных местоимениях некто, нечто не- всегда находится под ударением и пишется слитно. При употреблении с предлогом – в 3 слова: не о чем, кое с кем.
Местоимения с постфиксами –то, -либо, -нибудь и приставкой кое- синонимичны, но каждому из них присущи особые оттенки.
Местоимения кто-либо, что-либо близки по значению к кто-нибудь, что-нибудь, но отличаются книжным характером: Ему казалось, что он уже понял сущность искусства лучше, чем кто-либо другой.
Местоимения кое-кто, кое-что имеют значение «некоторые, немногие» и употребляются в ситуациях, когда конкретный подразумеваемый предмет говорящему не безразличен.
9. Определительные местоимения - указывают на обобщенный признак предмета: весь, всякий, любой, каждый, иной, другой. Изменяются как прилагательные: по родам, числам, падежам.
В роли местоимений могут выступать и прилагательные, и существительные.
Местоимения переходят в другие части речи редко: Наши победили. Они взяли своё.