Меню
Бесплатно
Главная  /  Лекарства  /  Виды пропорциональной избирательной системы. Пропорциональная система

Виды пропорциональной избирательной системы. Пропорциональная система

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - один из видов избирательных систем, в соответствии с которой места в представительном органе делятся в пропорциях к числу признанных действительными голосов избирателей, поданных за разные партийные списки кандидатов.

Может быть применена только в многомандатных и общегосударственных избирательных округах (в одномандатном округе или при выборах президента республики её применить нельзя, один мандат в пропорции не делится). Пропорциональная избирательная система используется во многих странах (Австрии, Бельгии, Венгрии, Норвегии, России, Финляндии, Швейцарии и других странах) как единственная или как составная часть смешанной избирательной системы (наряду с другой частью - мажоритарной избирательной системой).

Пропорциональную избирательную систему характеризуют два главных признака: в бюллетене содержатся, как правило, не фамилии кандидатов, а названия партий, и избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за партию, блок партий (их список кандидатов); места между партиями распределяются в соответствии с избирательной квотой (эти вычисления делает избирательная комиссия округа или центральная избирательная комиссия в общегосударственном округе).

Избирательная квота может быть вычислена по-разному в зависимости от способа, предусматриваемого избирательной законом данной страны. Самый простой способ вычисления квоты - определение так называемой естественной квоты, или вычисление квоты по методу Т. Хэра (применяется в Нидерландах, России, Румынии, Эстонии и других странах). При использовании этого метода общее количество поданных по много-мандатному округу голосов делится на количество депутатских мест по данному округу (делят количество голосов, полученных партиями, прошедшими заградительный барьер). В некоторых странах (Греции, Люксембурге) применяется способ вычисления искусственной квоты: к делителю (количеству мандатов) прибавляют единицу или две, в результате чего квота получается меньше, а возможность распределить сразу больше мест увеличивается (метод Э. Хагенбах-Бишоффа).

Наряду с вычислением квоты для распределения мандатов, используют и другие способы, в частности метод делителей (метод наибольшей средней). Среди этих методов наиболее распространён метод В. д’Ондта (Болгария, Испания, Польша и другие) - при вычислении квоты голоса, полученные каждой партией (списком), делятся на ряд последовательных целых чисел (делителей) начиная с единицы (обычно бывает достаточно деления на 1, 2, 3, 4 - для округа).

При использовании пропорциональной избирательной системы избиратель, как предполагается, голосует не за отдельную личность, а за программу партии (избирательного блока, объединения). При этом юридически он в равной мере голосует за весь список партии, за всех её кандидатов, а сколько человек и кто будет избран от данной партии, зависит от того, на сколько депутатских мест хватит у партии собранных голосов. Поэтому при голосовании за партию все кандидаты её списка получают равное количество голосов избирателей, но на всех мандатов не хватает. Вопрос о распределении мандатов среди кандидатов от одной партии решается в избирательном законодательстве по-разному. В одних странах существует принцип очерёдности - мандаты получают кандидаты, стоящие в партийном списке впереди, в некоторых странах разрешается преференциальный вотумер.

Идеальных избирательных систем нет, использование пропорциональной избирательной системы тоже несовершенно (расчёт квоты недостаточно точен). Кроме того, возможны искажения системы из-за правил, установленных законом. Например, если при подсчёте голосов разрешается соединять голоса разных партий, заявивших о своём союзе (соединение списков); если используется панашаж (французский panachage - пестрота) - голосование за кандидатов из разных списков; если законом устанавливается заградительный барьер (пункт), при котором партии, не получившие определённого количества голосов избирателей (2% в Дании, 3 - в Испании, 4 - в Болгарии, 5 - в Германии и России, 10% - в Турции), не допускаются к распределению мандатов, хотя бы они были им положены в соответствии с квотой, и эти места переходят к более крупным партиям.

1.2 Пропорциональная избирательная система

При пропорциональной избирательной системе каждая участвующая в выборах партия выдвигает так называемый «партийный список», состоящий из кандидатов от этой партии. Предполагается, что избиратель голосует не за отдельную личность, лидера партии или понравившихся ему кандидатов, а за программу партии (избирательного блока, объединения) - в этом смысл этой системы. На практике это выглядит так: избиратель голосует за так называемый «партийный список». Мандаты между партиями распределяются пропорционально числу голосов, полученных партиями на выборах: чем больше голосов избирателей получит партия, тем больше будет у нее депутатских мест в парламенте. Полученные каждой партией депутатские мандаты распределяются между ее кандидатами в соответствии с очередностью в партийном списке.

В России депутаты Госдумы РФ избирается по пропорциональной системе. Вся страна считается единым федеральным избирательным округом. Право выдвижения списков кандидатов предоставляется зарегистрированным избирательным объединениям и блокам при условии сбора каждым из них 200 тыс. подписей избирателей в поддержку списка. Списки жесткие, т.е. избиратели голосуют за них в целом, никакие предпочтения не допускаются. Кандидаты списка разбиваются на федеральную группу и региональные группы по субъектам федерации. Из распределения депутатских мандатов исключаются избирательные объединения и блоки, списки кандидатов которых получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Главное, что необходимо сделать при подсчете голосов, - это определить так называемую избирательную квоту, то есть число голосов, необходимое для избрания хотя бы одного депутата от того или иного списка кандидатов, выдвинутых партией. Есть самые разные способы определения квоты. Наиболее простой способ - поделить общее количество поданных голосов на число депутатских мест. Например, в округе, где проголосовал 1 млн. избирателей, избираются 50 депутатов. Для получения хотя бы одного мандата необходимо завоевать 20 тыс. голосов избирателей (1000000: 50 = 20000). Итак, квота равна 20 тыс. голосов. Каждая партия получит столько депутатских мест, сколько раз число 20 тыс. укладывается в собранное ею число голосов: так, если партия получила 20 тыс. голосов, то она будет иметь одно место, если 40 тыс. - два и т.д. Допустим, что 3 политические партии участвуют в выборах - консерваторы, либералы и коммунисты. Представим, что голоса избирателей распределились так: консерваторы - 400 тыс., либералы - 360 тыс., коммунисты - 240 тыс. голосов. Мандаты между ними распределятся следующим образом: консерваторы получат 20 мест (количество поданных голосов делим на квоту 400000: 20000 = 20 мест), либералы - 18 мест (360000: 20000 = 18), а коммунисты - 12 мест (240000: 20000 = 12). Таким образом, все места распределены (20 + 18 + 12 = 50). Если в стране используется система так называемых «жестких» списков, то из списка консерваторов (в котором 50 фамилий - по числу мест в парламенте) депутатами станут первые 20 человек (лидер партии - на первом месте, далее следуют партийные активисты), из списка либералов - первые 18, а из списка коммунистов - только 12. Если принято преференциальное голосование (преференция - предпочтение), то избирателю предоставляется право не только выбирать список, который он поддерживает, но и выбирать внутри списка, отмечая тех, кто ему больше понравился галочкой или цифрами (1, 2, 3 и т.д. - в порядке предпочтений).

Сторонники пропорциональной системы к числу ее достоинств относят следующие. Во-первых, эта система более точно отражает расстановку политических сил в обществе, дает больше возможностей представить в парламенте весь спектр основных политических сил страны. Если, например, партия получает 20% голосов по стране, то она будет иметь 20% мест в парламенте. Искажений, которые дают мажоритарные системы и, в особенности, мажоритарная система относительно большинства, здесь нет. Голоса избирателей не теряются. Однако, это достоинство не абсолютно: в тех странах (а к их числу принадлежит и Россия), где установлен высокий 4 или 5-процентный «заградительный барьер» также происходит потеря голосов избирателей. Так, на выборах в Госдуму РФ в 1995 году из-за 5% барьера было потеряно половина голосов избирателей, поданных за партии, которые в итоге не прошли в парламент.

Во-вторых, считают защитники пропорциональной системы, она позволяет организовываться новым партиям, быстро выходить на политическую сцену и завоевывать голоса избирателей. Другими словами, эта система способствует становлению развитых конкурентных партий, укрепляет многопартийность и развивает политический плюрализм. А, как известно, наличие таких партий - важный признак демократии.

Однако критики пропорциональной избирательной системы приводят ряд своих контраргументов. Так к недостаткам пропорциональной избирательной системы они относят: во-первых, пропорциональная система дает слишком пеструю картину политических сил, представленных в парламенте. Многочисленные парламентские партии не могут договориться друг с другом, что приводит к нестабильности и частой смене правительства.

Во-вторых, противники пропорциональной системы отмечают, что, голосуя за партийный список, избиратели знают лишь его лидеров и не знают остальных членов. В результате в парламент попадают сомнительные и случайные люди, которые никогда не были бы избраны, если бы баллотировались в округах. Хотя партийные списки и публикуются, избиратели их не читают, а главное - ничего не знают о кандидатах. Зачастую избиратели судят о партии, ее программе по лидеру. Такая ситуация сложилась на выборах в Государственную Думу РФ в 1999 году. За избирательное объединение «Единство» российские избиратели проголосовали потому, что это объединение открыто, поддержал занимавший тогда пост премьер-министра В.В. Путин - политик с высоким рейтингом доверия. Ни программа, ни идеология, ни даже первые три фамилии в списке не сыграли решающей роли в мотивации избирателей. Значимым был один фактор - поддержка со стороны популярного лидера.

К недостаткам российской системы пропорционального представительства относится непропорционально большое влияние московских групп и организаций. Дело в том, что составление федеральной части списка осуществляется руководством объединения, базирующимся обычно в столице и, к тому же, влияние московского партийного штаба бывает значительным при составлении региональных списков.

В молодых демократиях, где не сформированы сильные и значимые партии, пропорциональная система может дать весьма странные результаты. Личная популярность лидера партии может определенным образом повлиять на расстановку сил в парламенте. Примером этого является победа ЛДПР по партийным спискам на выборах в Госдуму РФ в 1993 году. Эта партия получила первое место на выборах по партийным спискам: за нее проголосовало 22,8% избирателей. Триумф этой партии был связан с личностью Владимира Жириновского - неординарного, яркого и необычного политика. Голосование за партию Жириновского - это своеобразный протест против парламента, не способного, по мнению избирателя, решать насущные проблемы. Как видим, избирателям предлагалось выбирать между партиями и их программами, а они сделали выбор между лидерами. В таком выборе «виноваты» не только сами избиратели, не привыкшее к голосованию за партийные списки, но и сами партии - по сути представлявшие псевдопартийные организации.


Суть пропорциональной избирательной системы заключается в том, что каждая партия получает в представительном органе число депутатских мест, пропорциональное количеству поданных за нее голосов избирателей.

Впервые данная избирательная система была применена в Бельгии в 1889 г. Сегодня она применяется более чем в 60 странах мира. Идеи применения пропорциональной избирательной системы как при выборах высшего законодательного органа государственной власти, так и при выборах органов местного самоуправления были популярны среди российских правоведов в конце ХІХ в. По мнению итальянского правоведа Бруно Леони, именно пропорциональная система делает выборы максимально представительными .

Главное достоинство данной системы состоит в том, что она является наиболее справедливой по отношению к политическим партиям и способствует адекватному отражению парламентом реального соотношения политических сил в обществе. Ее недостатки заключаются в том, что избиратели почти отстранены от процедуры выдвижения кандидатов (это делают партийные органы) и зачастую не знают, за кого персонально они голосуют.

Существуют различные виды пропорциональных избирательных систем. Как отмечал итальянский эксперт в области выборов и избирательной статистики С. Коррадо, уже в 1908 г. насчитывалось более ста ее разновидностей. Одни из них предполагают превращение страны в общенациональный избирательный округ (Нидерланды, Уругвай, Венесуэла). Другие пропорциональные избирательные системы предусматривают использование территориальных избирательных округов (Испания, Латвия, Словения, Перу).

Главное в пропорциональной системе - вычисление избирательной квоты (избирательного метра). Самый распространенный способ определения избирательной квоты был предложен английским политическим деятелем Томасом Хэром. Предположим, что в избирательном округе избирается представительный орган, состоящий из двадцати депутатов. В голосовании участвовало 100 000 избирателей. За партию А проголосовали 10 000 избирателей, за партию В - 21 000, партия С - 33 000, партия D - 5 200, партия Е - 6 500. По окончанию голосования соответствующая избирательная комиссия будет распределять мандаты между партиями пропорционально набранным ими голосам. Для этого необходимо вычислить избирательную квоту (ИК) по формуле:

где Х - количество избирателей, принявших участие в голосовании;

У - количество мандатов в представительном органе.

Избирательная квота равна 5 000, т. е. именно такое количество голосов избирателей необходимо набрать партии, чтобы получить один депутатский мандат. Для определения числа мест, полученных каждой из партий в представительном органе, необходимо разделить количество голосов избирателей, набранное каждой из партий на избирательную квоту, и получим следующий результат: партия А - 2 места в парламенте, партия В - 4 места (1 000 - остаток), партия С - 6 мест (3 000 - остаток), партия D - 1 место (200 - остаток), партия Е - 1 место (500 - остаток). В итоге оказались распределенными 14 депутатских мандата из 20, т. е. 6 мест остались нераспределенными, и у партий остались остатки голосов избирателей.

Выделяют два способа распределения остатков: методом наибольших остатков и методом наибольшей средней. Наиболее простым является метод наибольшего остатка (в литературе он также называется методом американского политического деятеля А. Гамильтана, предложившего его в 1972 г.) . Метод заключается в том, что после использования правила квоты оставшиеся места передаются спискам, имеющим наибольший остаток. В этом случае оставшиеся мандаты в порядке очередности достанутся партиям D, В и С.

Метод наибольшей средней был предложен в 1792 г. будущим президентом США Т. Джефферсоном. Этот способ заклю- чается в том, что оставшиеся места передаются спискам партий, имеющим наибольшую среднюю величину (наибольшее среднее частное), определяемую путем деления числа голосов, полученных списком, на число уже завоеванных этим списком мест, увеличенное на единицу. При применении правила наибольшей средней возможны два варианта определения результатов: 1) вычисление квоты и распределение на ее основании мест, а остатки распределяются по правилу наибольшей средней (табл. 1); 2) распределение мандатов сразу после подсчета голосов по правилу наибольшей средней (табл. 2).

Таблица 1

Распределение депутатских мандатов по методу наибольшей средней с вычислением квоты

H Кол-во голосов избирателей й

OJ O F CQ >^ Й R S о s C s

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Пропорциональная избирательная система:

  1. Второй разновидностью избирательной системы является пропорциональная избирательная система
  2. Смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система
  3. Выборы депутатов Национального совета осуществляются на основании пропорциональной избирательной системы, а распределение мест происходит по формуле Гогенбах-Бишофа
  4. В Швейцарской Конфедерации выборы проводятся на различных уровнях как на основании мажоритарной, так и на основании пропорциональной избирательной системы.

Пропорциональная избирательная система - одна из разновидностей избирательных систем , применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов , если эти кандидаты преодолели процентный барьер .

Достоинствами пропорциональной избирательной системы считаются примерно равное представительство политических сил в представительном органе в зависимости от популярности у избирателей и возможность меньшинства иметь своих представителей в парламенте, недостатками - частичная утрата связи депутатов с избирателями и с конкретными регионами.

Пропорциональная избирательная система в сочетании с мажоритарной избирательной системой образует смешанную избирательную систему .

Пропорциональная избирательная система сформировалась в XIX веке с появлением системы политических партий . Вероятно, система получила своё первое научное обоснование в книге последователя утописта-социалиста Шарля Фурье , члена Первого Интернационала Виктора Консидерана (фр. Victor Considérant ), опубликованной в 1892 году . Практическая реализация стала делом математиков и поэтому разные варианты системы носят их имена. Бельгия стала первым государством, принявшим пропорциональную избирательную систему в 1899 году .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Избирательные системы. Что такое избирательный округ? Пропорциональная, смешанная, мажоритарная.

    Обществознание ЕГЭ 2017. Выборы Типы избирательных систем

    ✪ Избирательная система. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (Политика)

    ✪ #Избирательные системы ЕГЭ | Часть 1| Подготовка к ЕГЭ по обществу 2018...

    ✪ Избирательные системы: всё, что надо знать в ЕГЭ

    Субтитры

Различные системы пропорционального представительства

Существуют различные методы реализации пропорционального представительства, которые позволяют добиться либо большей пропорциональности, либо в большей степени дают определенный результат выборов.

Партийные списки в многомандатных избирательных округах

Каждая из участвующих в выборах партий располагает своих кандидатов в партийном списке в порядке предпочтения.

При «закрытом списке» избиратели голосуют за партийный список, а не отдельного кандидата. Каждая партия получает количество мест пропорциональное полученным голосам. Эти места занимают представители партии в том порядке, который они занимают в партийном списке. Эта система используется при выборах в Европейский парламент во всех странах Европейского союза . Эта система используется также в Израиле , где вся страна является одним избирательным округом с одним «закрытым списком». Система выборов с пропорциональным представительством и «закрытыми» партийными списками используется в Южной Африке .

Система выборов по партийным спискам с дополнительными одномандатными округами

Эта система выборов объединяет две системы - пропорционального представительства и одномандатных округов. Такая «гибридная» система имеет определенные преимущества в странах с большим населением, так как позволяет соблюдать баланс между местными или общенациональными интересами. Эта «смешанная система» также используются в странах, где население неоднородно и живёт в разнообразных географических, социальных, культурных и экономических условиях. Эта система используется в Боливии , Германии , Лесото , Мексике , Новой Зеландии и Великобритании [ ] и при выборах в парламент Шотландии и законодательную ассамблею Уэльса . До 2007 года эта система применялась и в Российской Федерации.

Один «передаваемый» голос за нескольких кандидатов в многомандатных избирательных округах

Этот метод пропорционального представительства использует систему «предпочтения» избирателей. Каждый избиратель голосует за двух или более кандидатов. В результате избирается больше кандидатов, чем имеется вакантных мест. Чтобы победить при такой системе успешный кандидат должен набрать минимальную квоту голосов. Эта квота определяется делением общего количества поданных голосов на количество вакантных мест плюс одно место. Например, если имеется девять вакантных мест, то все поданные голоса делятся на десять (9+1), и кандидаты, набравшие этот минимум голосов, занимают вакансии. На практике лишь в немногих случаях распределение вакансий происходит после первого подсчета голосов.

При втором подсчёте голосов, голоса, поданные за кандидатов, сверх минимальной квоты автоматически «передаются» другим избранным кандидатам, и те, таким образом, получают необходимую квоту голосов, чтобы занять вакансию. При другом способе подсчёта голоса, поданные за кандидатов, набравших голосов меньше всех, «передаются» кандидату, идущему первым по числу поданных голосов среди кандидатов не набравших квоту и, таким образом, он получают необходимую квоту.

Этот процесс подсчета голосов продолжается, пока все имеющиеся вакансии не будут заполнены. Несмотря на то, что такой процесс подсчёта голосов и определения победителей выборов относительно сложен, большинство избирателей находят по крайней мере одного из своих кандидатов фактически избранным. Эта система применяется в Австралии при выборах в сенат и в палату представителей Тасмании и Австралийского столичного округа и выборах в Законодательные советы штатов Новый Южный Уэльс , Южная Австралия , Западная Австралия и Виктория . Она также используется в Шотландии , Ирландии , Северной Ирландии , и на Мальте при выборах в местные органы власти, а также в отдельных округах в Новой Зеландии.

Достоинства и недостатки пропорциональной системы

Достоинства

  • Система пропорционального представительства позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов. Вот почему эта система может показаться более справедливой, чем мажоритарная система.
  • Если квота достаточно низкая, то мелкие партии тоже получают места.
  • Самые различные группы избирателей могут обеспечить места для своих представителей, и поэтому результат выборов рассматривается населением как справедливый.
  • При этой системе избиратели более склонны голосовать за кандидатов, близких к их собственной позиции, а не за кандидатов, которые имеют больше шансов быть избранными .
  • Система пропорционального представительства при открытых списках позволяет избирателям выбирать и кандидата, и политическую партию, и, таким образом, уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте.
  • В этой системе меньше вероятность попадания в парламент представителей криминальных структур или теневого бизнеса, которые способны не вполне легальными методами обеспечить себе победу на выборах в регионах.

Недостатки

  • При закрытых списках возможно использование «технологии паровоза», когда во главу избирательного списка ставятся популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают никому не известные личности из конца списка («вагоны»).
  • При парламентской республике (а также, как правило, при конституционной монархии) правительство формирует та партия, которая преобладает в парламенте. При пропорциональной системе выборов более, чем при мажоритарной, вероятно, что ни у одной из партий не будет абсолютного большинства, и потребуется сформировать коалиционное правительство . Коалиционное же правительство, если оно состоит из идеологических противников, будет неустойчивым и будет не в состоянии провести какие-либо крупные реформы.
  • В регионах, где имеются многочисленные разнородные группы избирателей, может появиться большое число мелких партий, и, таким образом, будет затруднено создание работоспособной коалиции. Однако использование избирательных квот может уменьшить эту проблему.

Пропорциональная избирательная система может быть применена только в многомандатных и общегосударственных (национальных) избирательных округах. В одномандатном округе ее применить нельзя, поскольку одно место нельзя разделить между различными кандидатами или партийными списками. Главное в пропорциональной системе -- не установление большинства голосов, хотя, конечно, подсчет голосов по разным партийным спискам кандидатов необходим и при этой системе, а вычисление избирательной квоты (избирательного метра).

Избирательная квота - это число голосов, необходимое для избрания хотя бы одного депутата из того или иного списка кандидатов, выдвинутых партией, избирательным объединением и т.д. Предположим, что в избирательном округе, от которого избираются пять депутатов, подано 100 тыс. голосов, признанных действительными. В выборах участвовали четыре партии (объединения, блока и т.д.), каждая из которых выдвигала пять кандидатов, надеясь получить все места по округу. На деле партия А получила 56 тыс. голосов, партия Б -- 24 тыс., партия В -- 15 тыс., партия Г -- 5 тыс. При данной системе отнюдь не все депутатские места получит партия А, как это было бы при мажоритарной системе, поскольку эта партия набрала более половины голосов. Напротив, места будут распределены окружной избирательной комиссией (или центральной комиссией, если речь идет об общегосударственном округе) пропорционально собранным каждой партией голосам. Чтобы их распределить, нужно сначала вычислить избирательную квоту, что и делает избирательная комиссия округа (при применении пропорциональной системы в общегосударственном округе это делает центральная избирательная комиссия или орган, выполняющий ее функции).

Избирательная квота может быть вычислена по-разному, в зависимости от того, какой способ предусматривает избирательный закон данной страны: в Израиле, например, он иной, чем в Болгарии, а в Германии (при применении смешанной системы) он отличается от принятого в Латвии или Швейцарии. Метод вычисления квоты указан в законе (например, в Болгарии используется метод д"Ондта)

Самый простой способ вычисления квоты -- определение так называемой естественной квоты. Квота может определяться как для каждого округа в отдельности, так и для всей страны в целом. Простейший способ определения квоты, был предложен около ста лет назад английским ученым Т. Хэйром. Квота определяется посредством деления общего числа поданных по данному округу голосов на количество подлежащих распределению мандатов. Данный способ применяется в настоящее время в Нидерландах, Румынии, Эстонии и др. При этом способе общее количество поданных по округу голосов делится на число депутатских мест по данному округу. В нашем примере мы делим 100 тыс. (голосов) на 5 (депутатских мест) и получаем 20 тыс. Следовательно, квота по данному округу равна 20 тыс. голосов, и каждая партия (список) получит столько депутатских мест, сколько раз собранное ею число голосов укладывается в число 20 тыс. Так, если партия получила 20 тыс. голосов, она будет иметь одно место, если 40 тыс. -- два, если 60 тыс. -- три и т.д. Точно так же вычисляются квота и места по общегосударственному (национальному, федеральному) избирательному округу, только числа в данном случае будут гораздо крупнее: депутатских мест -- десятки и сотни (что соответствует общей численности депутатов избираемого парламента, если он целиком избирается по данной системе), а голосов -- сотни тысяч и даже десятки миллионов, но математические действия в принципе те же.

Вернемся к нашему первому примеру. Партии получили не 20 тыс., 40 тыс. и т.д., а другое число голосов. Партия А, собравшая 56 тыс. голосов, будет иметь два места (56 тыс.: 20 тыс. = 2), но у нее в остатке (неиспользованными) окажутся 16 тыс., голосов. Этого числа недостаточно для квоты. Партия Б, собравшая 24 тыс. голосов, получит одно место (остаток -- 4 тыс.). Партии В и Г не получат ни одного места, так как голосов, собранных ими, недостаточно для квоты. Мы распределили только три места, а нужно распределить пять. При таком вычислении квоты два места останутся нераспределенными и будут распределены между партиями уже в соответствии с дополнительными правилами, предусмотренными на этот случай законом данной страны. В некоторых странах эта система вычисления квоты усовершенствована: к делителю (числу мандатов) прибавляют единицу или даже две, в результате чего квота получается меньше, а возможность распределить сразу больше мест увеличивается. Такая квота называется искусственной квотой , а способ вычисления -- системой Хагенбаха-Бишоффа, Друпа. В нашем примере, если мы прибавим единицу к числу мест, число 100 тыс. (голосов) нужно делить не на 5 (мест), а на 6, и квота составит не 20 тыс., а 16,6 тыс., что дает возможность распределить сразу 4 места (партия А получает 3 места и партия Б -- 1). Если же прибавим к делителю цифру 2, то квота будет составлять 14,3 тыс. (100 тыс.: 7 = 14,3 тыс.), что дает возможность распределить все пять мест. Однако при искусственном увеличении делителя надо соблюдать осторожность: квота может получиться столь малой, что не хватит депутатских мест.

Более широкое распространение среди таких методов получил метод, предложенный математиком д"Ондтом. В законах стран, использующих его, он так и называется: метод д"Ондта и применяется очень широко (на выборах в Европейский парламент, на выборах в органы местного самоуправления в Испании, Болгарии, Польше). При данном методе вычисления квоты голоса, полученные каждой партией, делятся на ряд последовательных целых чисел, начиная с единицы, -- делителей. Обычно бывает достаточно деления на 1, 2, 3, 4 (для округа)

Обратимся к тому же самому примеру в нашем избирательном округе: четыре партии борются за пять мест по округу; они получили соответственно 56 тыс., 24 тыс., 15 тыс. и 5 тыс. голосов.

Расставим полученные числа голосов в убывающем порядке: 56 тыс., 28 тыс., 24 тыс., 18,6 тыс., 15 тыс., 12 тыс., 8 тыс. и т.д. Квота, которую мы ищем, будет находиться в этом ряду на таком месте, которое соответствует числу депутатов, избираемых от округа. В данном случае избирается 5 депутатов, значит, наша квота находится на пятом месте, т.е. составляет, по системе д"Ондта, 15 тыс. человек. Таким образом по методу д"Ондтом, квота будет меньше -- 15 тыс. Это дает возможность сразу распределить все места: партия А получает 3 места (56:15 = 3 + 11 тыс. голосов в остатке), партия Б -- 1 место (24: 15 = 1 + 9 тыс. голосов в остатке), партия В -- 1 место (ровно 15 тыс. голосов), партия Г мест не получит.

Применяя метод д"Ондта, нам удалось сразу распределить все депутатские места. Нередко складывается такая комбинация числа голосов, полученных партиями, что сразу распределить места не удается. Поэтому в некоторых странах этот метод усовершенствовали. В Болгарии число голосов делится на нечетные цифры: 1, 3, 5, 7 и т.д., в Латвии -- на 1, 4, 7 и т.д. И все же и при таких усовершенствованиях при применении метода д"Ондта (крайне редко)) как и при использовании метода Хэйра (очень часто), не удается сразу распределить все выделенные округу или в общегосударственном масштабе места. В этом случае очень важны дополнительные правила, установленные в законе страны.

При пропорциональной избирательной системе также может быть иногда два тура. В этом случае ко второму туру допускаются только партии, собравшие определенную долю голосов (например, не менее 17% в Греции). Дополнительные правила распределения мандатов при пропорциональной системе. Таких правил несколько, но иногда их комбинируют, соединяют с некоторыми модификациями.

1. правило наибольшего остатка (используется, например, в Германии и Италии в многомандатных округах). Если в законе страны сказано, что нераспределенные по квоте места получают по очереди партии, у которых наибольшие остатки голосов, то в нашем первом примере при вычислении квоты по системе Хэйра (квота -- 20 тыс.) места получат партия «А» (у нее остаток 16 тыс. голосов) и партия В, которая имеет 15 тыс. голосов и по квоте не получила ни одного места (следовательно, у нее это весь остаток голосов). Партии Б и Г права на дополнительные места не имеют: у партии Б остаток лишь 4 тыс. голосов, у партии Г -- 5 тыс. Таким образом, партия А будет иметь три депутатских мандата (2 по Квоте и один -- дополнительный за 16 тыс. голосов), партия Б -- 1 место по квоте и партия В -- 1 место как дополнительное (за наибольший остаток по причине неиспользованных голосов). В итоге получается, что партии Б 1 депутатское место обошлось в 24 тыс. голосов, партии А -- в 18,6 тыс., а партии В -- в 15 тыс. Обычно такого вопиющего неравенства не бывает, применяются определенные корректирующие меры, указанные в законе, но все же неравенство между партиями в соотношении числа голосов и полученных мест бывает достаточно большим.

При всех усовершенствованиях в мире нет избирательной системы, которая обеспечила бы абсолютное равенство, и, видимо, несмотря на достижения компьютеризации, создать такую систему невозможно, тем более что на практике подсчет идет не на тысячи голосов, а на единицы, и абсолютно точно распределить места, скажем, между 717 837 голосами и 423 513 голосами невозможно.

  • 2. правило - наибольшего избирательного числа (используется в Италии при выборах Палаты депутатов -- нижней палаты парламента). Если в законе указано это правило, то места, не распределенные по квоте, передаются по очереди в виде премии тем партиям, которые собрали наибольшее число голосов. В нашем примере одно дополнительное место получают партия А и следующая за ней по числу голосов партия Б. Здесь тоже неизбежно неравенство в соотношении числа голосов и числа мест: при применении метода Хэйра партия А будет иметь три места (два по квоте и одно дополнительное), и одно место обойдется ей в 18,6 тыс. голосов, а партия Б будет иметь два места, и каждое будет стоить ей 12 тыс. голосов. Партия же В, собравшая 15 тыс. голосов, ни одного депутатского места не получит. выборы квота мажоритарная пропорциональная
  • 3. правило - суммировать в масштабах страны все остатки голосов партий по отдельно взятым округам и нераспределенное число мест по стране в целом, а затем вычислить новую квоту, но уже не для округа, а для страны в целом, и по этой квоте распределить между партиями оставшиеся места. Так делается, например, в Нидерландах. После применения естественной квоты оставшиеся нераспределенными места распределяются по квоте д"Ондта, а если и после этого останутся нераспределенные мандаты, их получат кандидаты, стоящие на первых местах партийного списка. Эта система может быть более точной, хотя и в данном случае полного равенства быть не может.
  • 4. правило - в общегосударственных округах . Оно связано с тем, что нераспределенными остались места не из-за применения квоты, а из-за действия заградительного барьера (заградительного пункта), введенный в интересах целесообразности, прежде всего для создания в парламенте крупный партийных фракций и для того, чтобы правительство опиралось в парламенте на партийное большинство, а не имело перед собой раздробленный конгломерат мелких и мельчайших партий.

Заградительный пункт -- это установленная в законе минимальная доли голосов избирателей, которую необходимо получить партии (списку ее кандидатов) в целом по стране, чтобы иметь доступ к депутатским мандатам. Только при условии, что партия, ее кандидаты получили этот минимум голосов, она допускается к участию в распределении депутатских мандатов по пропорциональной системе. Если партия этот минимум голосов не получила, она отстраняется избирательной комиссией от участия в дележе мест, собранные ею голоса пропадают, а все места делятся только между теми партиями, которые преодолели заградительный барьер. Заградительный пункт неодинаков в различных странах: 1% -- в Израиле, 2% -- в Дании, 2,5% -- в Шри-Ланке, 3% -- в Аргентине, Испании, 4% -- в Болгарии, Венгрии, Украине, Швеции, Италии (с 1993 г.), 5% -- в Германии, Литве (с 1996 г.), Польше (но для блоков -- 8%), в Словакии (но для коалиции из 2--5 партий в Словакии заградительный барьер повышается и составляет 7%), 8% -- в Египте, 10% -- в Турции, 11% для партийных коалиций в Чехии, 17% в Греции. Путем применения заградительного барьера многие партии, особенно в постсоциалистических странах, где партийные системы еще не устоялись и наблюдается обилие партий, участвующих в выборах, а также в некоторых странах Латинской Америки, где наблюдается такая же картина и в выборах участвуют иногда более сотни партий, отстраняются от распределения мест, хотя бы они и получили необходимую квоту (несколько квот) голосов избирателей.

В некоторых странах при применении пропорциональной системы разрешается преференциальный (предпочтительный) вотум (Финляндия). Он позволяет избирателю поддерживать голосованием определенную партию и вместе с тем отдать предпочтение конкретной кандидатуре или кандидатурам из данного партийного списка. Голосуя за список «своей» партии, избиратель может отметить цифрами 1, 2 или каким-то знаком тех лиц, которых он желал бы видеть избранными в первую очередь. В этом случае избирательная комиссия должна сосчитать число разных преференций и объявить избранными не тех, чьи фамилии стоят на первых местах списка, а тех, кто собрал больше первых, затем вторых преференций. Число избранных таким образом лиц, конечно, зависит от числа мест, полагающихся партии в соответствии с квотой. Закон обычно не разрешает много преференций. Например, в Австрии, Бельгии, Италии, Финляндии избирателю позволяется указать только одну преференцию.

Панашаж (или панаширование; от фр. panachage -- смешивание, пестрота), соединение списков и заградительный пункт (барьер). Панашаж -- это право избирателя, имеющего несколько голосов, голосовать в многомандатном избирательном округе за кандидатов из разных партийных списков (этим панашаж отличается от кумулятивного вотума и принципа единственного непреходящего голоса). Если закон разрешает панашаж, то это означает, что отдается предпочтение личности кандидата перед той или иной партией и ее программой. В результате избиратель может проголосовать за кандидатов от различных политических партий, за лиц неодинаковых и даже противоположных политических убеждений. Панашаж искажает сам принцип партийного подхода, всегда заложенный в пропорциональную избирательную систему.

Искажать пропорциональность партийного представительства может и прием соединения списков . Если такое разрешает закон, партии, оставаясь самостоятельными, заранее объявляют, например, что в интересах выборов они рассматривают свои два, три и т.д. списка кандидатов как единый блоковый список. В этом случае избирательная комиссия должна сначала разделить депутатские места между соединенным списком и другими списками кандидатов от иных партий. После этого партии, заявившие о соединении списков (они не обязательно объединяются в избирательный блок), делят доставшиеся им депутатские места между собой. При этом в бюллетене кандидаты блока не составляют единого списка, избиратель по-прежнему голосует за те или иные партии, заявившие о соединении списков. Смысл этого приема заключается в том, чтобы использовать остатки голосов избирателей, которые иначе пропадут, а если эти голоса будут суммированы партиями блока, то дадут им одну или несколько квот и, следовательно, дополнительные места.

Рассмотри этот прием на нашем же примере. Допустим, что партии А и Б (56 тыс. и 24 тыс. голосов) заявляют о соединении списков. Вместе у них будет 80 тыс. голосов, т.е. при квоте 20 тыс. они получат четыре места (ранее у них было только три: два -- у партии А и одно -- у партии Б). Они разделят дополнительное место по договоренности между собой, что не всегда соответствует воле избирателей.

Оценка панашажа, соединения списков, заградительного пункта сложна и может дать неодинаковые ответы с позиций политологии и юриспруденции. С точки зрения политологов, эти меры могут быть обусловлены практическими потребностями: желанием создать работоспособный парламент, где будут представлены интересы крупных групп избирателей и будет исключена утомительная борьба депутатов за мелкие, мельчайшие, а иногда и своекорыстные интересы. Рассматриваемые институты связаны с необходимостью создать стабильное правительство, которое будет руководствоваться учетом политики крупных партий, а не множества мелких депутатских групп. Заградительный барьер способствует стабильности правительства, которое мелкие партии, объединившись в блок, не смогли бы легко свергнуть путем вотума недоверия.

Панашаж дает возможность избирателю в какой-то мере учесть не только абстрактные для него партийные цели, но и конкретное поведение тех или иных кандидатов, их качества как личностей, в том числе и лидерские качества. Однако при этом ставится под сомнение основополагающий принцип равного избирательного права. Если партии, их кандидаты, получившие места по квоте, на деле лишаются их, то это нарушает равные права избирателей быть представленными в парламенте, как и равенство пассивного избирательного права.

Система единственного передаваемого (переходящего) голоса. Технически она близка к системе единственного непередаваемого голоса (мажоритарной системе), но напоминает пропорциональную систему с возможностью панашажа и преференциального вотума, тем более что она применяется только в многомандатных округах. Избиратель имеет лишь один голос, но этот голос он может использовать не для голосования за партийный список, а только для преференциального голосования за одну из кандидатур любого партийного списка кандидатов. Этот голос он использует для обозначения преференции № 1 Но он может отметить других кандидатов преференциями № 2 и 3. Сначала подсчитываются только первые преференции у каждого кандидата. Если первых преференций у него нет, он вообще исключается из дальнейших подсчетов. При подсчете преференций № 1 определяются квота и избранные депутаты Обычно многие кандидаты не добирают голоса для квоты (т.е. для избрания по первой преференции), но у них могут быть отмечены преференции № 2 и 3. В этом случае кандидату передаются голоса из преференции № 2. Может использоваться и преференция № 3 для кандидата, обозначенного в бюллетенях под № 1. Ему передается третья преференция, если первая и вторая недостаточны для квоты. Отсюда эта система получила название единственного передаваемого (переходящего) голоса.

Мажоритарная, и пропорциональная избирательная система имеет свои плюсы и минусы. Поэтому в настоящее время в мире все чаще наблюдается тенденция объединения этих систем: часть депутатов парламента или коллегиального органа местного самоуправления избирается по одной системе, а часть -- по другой.