Меню
Бесплатно
Главная  /  Овуляция  /  Что из себя представляет капоэйра. Капоэйра

Что из себя представляет капоэйра. Капоэйра

В мире десятки боевых искусств и сотни танцев. И лишь единичны случаи, когда искусство обороняться и искусство танцевать объединяются в одно гармоничное целое. Таким впечатляющим симбиозом и является Капоэйра (capoeira) – танец-борьба или боевое искусство, рожденное в танце.

Надо признать, что танцевальное искусство пересекается с боевым не только в капоэйре. Украинский гопак, боевой танец с шашками, казачий пляс обладают не менее отточенной боевой техникой и великолепной хореографией. Эти танцы впечатляющи и колоритны. Однако, все они остаются в рамках своей национальной культуры и являются почти экзотикой. А вот капоэйра давно перешагнула рамки бразильского национального боевого искусства и стала весьма популярной во всем мире.
Капоэйра признана у себя на родине официальным видом спорта и насчитывает более полумиллиона «игроков», зарегистрированных по федерациям, не считая бесчисленных приверженцев-любителей во многих странах. И, в то же время, капоэйра представляет собой обособленный танцевальный стиль, эффектный, притягательный и весьма сложный.

В чем секрет популярности капоэйры?
Включайте воображение! Этот танец из категории тех, которые лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать его описание. Но все же, мы постараемся передать философию танца, его суть и эмоции.

Капоэйриста трудно назвать просто танцором. Скорее, это спортсмен, ловкий и расчетливый игрок. А сама капоэйра – это встреча двух противников, демонстрирующих под ритмичную музыку умение владеть своим телом, обороняться и нападать, уходить от ударов и просчитывать намерение оппонента. Встреча капоэйристов, впрочем, и называется не «баттл», не «матч», не «раунд» и, тем более, не танец, а игра («жогу»).

Капоэйра имеет устойчивые традиции. Музыка капоэйры – это звуки бубнов пандейру, барабана атабаке, трещоток реко-реко и колокольчиков агого. А главную «скрипку» в этой экзотической симфонии играет беримбау - струнно-щипковый инструмент, похожий на лук.

Участников танца-игры может быть сколько угодно. Капоэйристы и публика образуют круг (по португальски «Roda»), в «изголовье» которого встают музыканты. Под ритмичные звуки музыкальных инструментов (ну, а в упрощенном варианте просто под запись) участники исполняют ладаинью - специальную припевку и прихлопывают в ладоши. Кодекс капоэйриста требует, чтобы каждый умел петь песни на португальском. Кстати, даже в российских школах капоэйры уделяется этому умению большое внимание, дабы соблюсти традиции танца.

В центр круга по особому знаку выходит пара танцоров-бойцов. Соблюдая ритуал, игроки сначала присаживаются на корточки, ладонью касаются пола и после пожатия рук одновременно вскакивают, начиная «игру».
Движения капоэйры напоминают схватку «летающих» ниндзя. Под гудение беримбау игроки «ходят колесом», «стелятся» по земле, стоят на одной ладони, выделывают акробатические сальто, уходя от выпадов противника или вынуждая его упасть. Бойцы полностью растворяются в капоэйре, почти впадают в транс, повинуясь густой музыке барабанов, угадывают намерения и мысли друг друга и сокращают расстояние между частями тел до нескольких миллиметров.
Для несведущего зрителя очевидно, что двое дерутся, и вроде бы наносят удары ногами в голову противника или того и гляди раздробят головой его подбородок. Но… пятки «летают» в миллиметре от лиц, а сокрушительные удары не достигают цели. В этом принцип наиболее зрелищного стиля капоэйры «режьонал» – бесконтактность. Режьонал отличается резкими амплитудными движениями, высокими стойками, эффектной акробатикой, а сама игра происходит под постоянно убыстряющийся музыкальный ритм.

Другой стиль капоэйры «ангола» – совершенно иной, с медленными движениями, происходящими под неторопливый барабанный ритм. Это нижняя техника. Основных элементов танца три:

  1. Низкая стойка , в которой ноги бойцов широко расставлены и все передвижения осуществляются маятниковым шагом. Вес тела попеременно перемещается с одной ноги на другую, образуя движения танца. Из этого положения капоэйрист часто принимает упор на руки, чтобы нанести удар одной или обеими ногами, сделать прыжок, сальто или подсечку. А сама капоэйра получила за изобилие таких движений название «бокс ногами».
  2. В капоэйре существуют две зоны атаки : нижний уровень (различные удары по ногам противника, зацепы и подсечки) и верхняя зона – удары ногами в голову противника.
  3. Третий элемент танца – защита , которая состоит из уклонов, поворотов и сальто. Капоэйра изобилует акробатическими элементами, где блоки не жесткие, а удар противника отводится за счет скользящих и вращательных движений.

Еще одна традиция капоэйры – это одежда танцоров-бойцов. Принято, что капоэйру исполняют в белых брюках и белых же футболках. Танцоры, мускулатура которых хорошо подкачана, любят танцевать капоэйру с голым торсом. Хорошим бойцом считается тот, кто вышел из поединка «безупречно белым» и даже при использовании нижней техники ни разу не коснулся земли своей одеждой.

Откуда пришло это чудо - капоэйра (немного истории).
Капоэйру можно смело назвать симбиозом борьбы, игры и танца.
Перевод названия «капоэйра» неоднозначен. По одной версии «капоэйра» происходит от «капоэйрас» – «джунглевые заросли». Другое значение, которое приписывают слову capoeira – «вырубленный лес», «вырубка» - место, где скрывались беглые рабы, основавшие данный стиль. Третьи источники переводят слово «капоэйра», как "низкая растительность" – площадка с низкой травой, где удобно заниматься боевым искусством.

Происхождение капоэйры до сих пор спорно. Но, самая распространенная и правдоподобная версия гласит о том, что её история начиналась, как боевая пляска чернокожих невольников, завезенных португальцами в период колонизации в Бразилию. Навыки капоэйры оттачивались ими в минуты отдыха и маскировались под танец. Считается, что некоторые приемы капоэйры чернокожие рабы, сбежавшие с плантаций, заимствовали у местных индейцев. Техника капоэйры совершенствовалась в поселениях беглых рабов для будущих сражений с колонизаторами. С 1820-х годов капоэйристов жестоко преследовали, и в качестве сурового наказания назначали каторжные работы и 200 ударов плетьми.

Спустя десятилетия капоэйра не исчезла, а лишь «закалилась», став основным инструментом уличных боев в Рио-де-Жанейро. Кстати, и первые подробные описания капоэйры дошли до нас по большей части из полицейских отчетов. Эффективное и весьма опасное боевое искусство использовалось бандами и кланами города для выхода «стенка на стенку». Они терроризировали горожан и были практически неуязвимыми для полиции. Капоэйристов пытались «остудить» и насильно вербовали в армию. Но, это лишь способствовало распространению капоэйры в отдаленных провинциях, куда засылали новобранцев.
В конце концов, уголовный кодекс Бразилии в 1890 году возвел капоэйру в ранг уголовно наказуемых занятий. Тем, кто практиковал капоэйру, полагалось полгода тюрьмы и высылка на отдаленный северо-восточный остров, для криминальных «авторитетов» срок наказания увеличивался вдвое.

Капоэйра обязана вторым рождением мастеру Бимбе.
Борьба с капоэйрой оказалась весьма эффективной, и к началу ХХ века это боевое искусство было почти забыто. Традицию капоэйры возродил человек-легенда по прозвищу Бимба (официальное имя - Мануэл дус Рейс Машаду). Его называли Бимба- Три Удара – говорят именно столько ему было необходимо, чтобы уложить любого противника. В поединке против него никто не мог удержаться дольше полутора минут.
Бимба решил доказать, что капоэйра незаслуженно забыта и является национальным боевым искусством, которое может послужить своему народу. В 1932 году он открывает первую школу капоэйры и разрабатывает технику, которая и легла в основу бесконтактного стиля «режьонал».
Потенциально почти половина ударов капоэйры являются смертельными, но учитель-Бимба и ввел тот самый гуманный принцип, который ныне является каноническим для капоэристов – бесконтактность.

Вскоре после Бимбы другой мастер (местре) капоэйры Висенте Феррейра Пастинья основал свою школу капоэйры «Ангола» с альтернативной философией. Он считал, что акробатика не главное в капоэйре, а выделял в ней ритуальное и игровое начало. В 1941 году Пастинья положил начало новому «ангольскому» стилю и объединил вокруг себя множество противников чересчур спортивного стиля «режьонал».

Возрождение капоэйры в 1930-х годах совпало в Бразилии с активными поисками национальной идеи. Власти сочли капоэйру ярким и достойным выражением бразильского характера и закрыли глаза на её криминальное прошлое.
Окончательное признание капоэйры произошло после показательных выступлений, которые в 1953 году продемонстрировал Бимба с учениками своей школы специально для президента страны – Жетулиу Варгаса. Тот был впечатлен и напророчил капоэйре блестящее будущее.

Настоящий бум ожидал капоэйру в 1970-1980 – х годах. Толпы последователей обоих стилей увлеклись капоэйрой на волне культа физического здоровья. Кроме того, капоэйра в исполнении «мулатов в белых штанах» была зрелищным и, в то же время, неагрессивным искусством, которое развлекало туристов. Бразильцы с гордостью демонстрировали капоэйру и зарождали интерес к этому красивому спорту-танцу-игре у любителей во всем мире.

Капоэйра распространялась стремительно. Элементы капоэйры четко прослеживаются в хип-хопе и брейк-дансе. Сегодня боевая, спортивная, танцевальная и фитнес-капоэйра очень популярна на всех пяти континентах. В частности, в России капоэйра существует уже более 10 лет и признана полноценным видом спорта. Первый серьезный интерес к капоэйре всколыхнул в России фильм, вышедший в 1994 году - «Только сильнейший». Главную роль в нем исполнял Марк Дакаскос, который произвел на зрителей неизгладимое впечатление этим боевым искусством и зажег во многих энтузиастах искру любви к капоэйре и огромное желание учиться.

В итоге, капоэйра приобрела всемирную известность и продолжает увеличивать число своих поклонников. Что удивительно, капоэйра в отличие от множества боевых искусств за долгий период своего развития сохранила практически все традиции в чистом неизменном виде. Действительно уникальный случай, когда, будучи столь распространенной, капоэйра не подверглась влиянию других боевых систем.

Навыки капоэйры можно совершенствовать всю жизнь, а вершин мастерства достигают особо упорные через десяток лет интенсивных занятий. Это сложное искусство, требующее хорошей физической подготовки, пластики и координации движений. Впрочем, стоит лишь начать заниматься, и капоэйра постепенно научит ваше тело быть совершенным.

Capoeira (капоэйра ) - это одно из красивейших и эффективнейших боевых искусств в мире. Какие бы мнения не существовали по этому поводу, но за акробатическими и плавными движениями капоэйры, которые едва не достигают соперника, скрывается смертельная опасность. Капоэйра таит в себе много загадок, которые не понять человеку не посвященному в капоэйру.Точного ответа на вопрос что же такое капоэйра нет. В капоэйре переплетено искусство сражения, стремления к свободе, музыка, танец, пение, духовное единение с высшими силами, общение. Капоэйра имеет на сегодняшний день четкие градации мастерства (в различных школах по-разному), свою уникальную философию, традиции, характерные черты, различные направления и стили. Но начиналось все стремлением бразильских рабов к свободе. Именно им приписывают создание капоэйры 5 веков тому назад.

Как боевое искусство, капоэйра полна различных ударов руками, ногами, головой. В капоэйре присутствуют бросковые элементы, контратакующие действия, перемещения, уклоны. Красоту капоэйре добавляют акробатические элементы и силовые стойки.

Названия базовые элементы носят португальские, так как португальский - официальный язык в Бразилии. Перевод многих названий на русский язык не даст понятия как выполняются те или иные элементы. Капоэйра произошла из непросветной бедноты и рабства. Практикующие капоэйру не имели никакого образования, поэтому и придумывали названия ударам и перемещениям такие, чтобы понятно было самим. Например, много ударов носят в названии meia lua (миа дуа - "полумесяц" ). Выполняются они действительно подобно полумесяцу.

Базовая техника - первое с чего начинают изучение капоэйры. При этом удары, перемещения и уклоны начинают изучать только после освоения базового перемещения ginga (джинга ). Джинга - это характерное только капоэйре перемещение. Она позволяет менять позицию во время игры и уходить с линии атаки. Из джинги вырастают все остальные удары. Движение в джинге напоминает маятник. Перемещаясь по трем точкам, капоэрист меняет свою позицию, поочередно ставя каждую ногу вперед.

Джинга состоит из двух базовых положений - primeira base (примера бази - "первая база" ) и segunda base (сегунда бази - "вторая база" ). Первая база - положение в стойке на ногах на ширине плеч присев на полусогнутые ноги, стопы полностью стоят на полу. Спина распрямлена, и корпус чуть наклонен вперед. Руки защищают лицо. Вторая база - одна прямая нога отведена назад и стоит на носке, вторая нога - согнутая в колене под прямым углом стоит спереди на полной стопе. Одна рука защищает лицо, а другая - отведена назад и распрямлена. Если отведена назад левая нога, то защищает лицо левая же рука. И наоборот.

Начало движения не имеет значения. Это может быть как одна, так и другая база. Схематически это перемещение довольно простое. Но на ее изучение уходят иногда долгие месяцы. Постигнув джингу, капоэрист становится непредсказуемым в бою.

В капоэйре много положений, стоек и перемещений вниз головой. Если в других боевых искусствах главное - устоять на ногах, а поражение засчитывается при падении оземь, то в капоэйре - чем ближе к земле, тем более защищен.

Таким образом, все базовые элементы капоэйры можно разделить на такие группы:

  • Удары
  • Уклоны и защита
  • Перемещения
  • Акробатика и флорея

УДАРЫ

Ударная техника капоэйры во многом напоминает технику других боевых искусств. Разнообразие ударов не так велико и придумать что-то новое очень сложно. Развивая капоэйру, Местре Бимба многое позаимствовал из других боевых дисциплин. Так, в капоэйре появились высокие удары с опорой на одну ногу (в анголе все удары наносятся с опорой минимум на две или три точки). Разнообразилась капоэйра и прыжковыми ударами. Название одного и того же удара может отличаться в различных школах. Некоторые удары могут иметь разновидности низкого и прыжкового исполнения.

В капоэйре есть удары ногами, головой и руками. Наносятся удары в капоэйре мимо противника или обозначаются поверх противника. Но в реальном бою эти удары довольно эффективны. Удары наносятся в различные части тела. Высокие удары наносятся в голову и верхнюю часть тела.

Armada - (армада - "толпа" ) круговой удар ногой с разворотом корпуса. Наносится в верхнюю часть тела внешней стороной стопы.

Bênção - (бенсу - "благословение" ) толчковый пинок вперед стопой.

Сabeçada - (кабесада - "удар головой" ) атакующий удар головой в корпус противника или в голову.

Chapa - (щапа - "доска" ) прямой высокий толчковый удар стопой в голову.

Escorpião - (искорпиау - "скорпион" ) хлесткий удар пяткой из-за спины с опорой на одну ногу и две руки.

Gancho - (ганчу - "крюк" ) высокий хлесткий удар в голову пяткой сбоку.

Joelhada - (жуэляда - "удар коленом" ) часто используется в качестве контратаки против кабесады.

Martelo - (мартелу - "молот" ) прямой высокий удар голеностопом в голову сбоку.

Meia-lua de compasso - (миа луа ди компассу - "полумесяц циркулем" ) круговой удар в горизонтальной плоскости пяткой с опорой на руки и одну ногу.

Meia-lua de frente - (миа луа ди френчи - "полумесяц вперед" ) маховый полукруговой удар ногой во фронтальной плоскости. Удар наносится из primeira base внутренней стороной стопы.

Meia-lua queda - (миа луа кеда - "полумесяц на пояснице" ) маховый полукруговой удар ногой во фронтальной плоскости с опорой на поясницу.

Ponteira - (понтейра - "мундштук" ) маховый пинок прямой ногой снизу вверх. Наносится пяткой на уровне головы.

Queixada - (кейшада - "челюсть" ) маховый полукруговой удар внешней стороной стопы во фронтальной плоскости. Удар наносится из уклона назад.

Rabo de arraia - (хабу джи аххайа - "хвост ската" ) круговой удар в горизонтальной плоскости пяткой с опорой на одну руку и ногу.

УКЛОНЫ И ЗАЩИТА

В противовес ударной технике в капоэйре существуют уклоны и уходы от ударов, защитные действия. В капоэйре защитная техника довольно специфична, так как все перемещения и уходы от ударов производятся довольно низко и стремительно. В капоэйре удары не блокируются. Задача игроков - вовремя уклониться от идущего удара сменой позиции или уходом в одну из защитных стоек.

Уклоны в капоэйре называются esquivas (ишкивас - "уклоны" ) и делятся на технические и интуитивные. Интуитивные уклоны происходят на автоматизме и без осмысления. Это естественная реакция на удар - уклониться от удара. Технические уклоны требуют выполнения перехода в специфическое положение, защищающее области удара. Технические уклоны дают возможность произвести ответные и контратакующие действия.

В различных школах уклоны и защитные действия могут отличаться. Для анголы, режионал и контемпоранеи одни и те же названия уклонов могут означать совершенно разные положения в игре.

Cocorinha - (кокоринья ) опускание на корточки.

Escala - (искала - "масштаб" ) защитное действие, при котором игрок опускается назад на согнутую ногу, а другая прямая нога вытянута немного в сторону. Не статичное положение, из которого могут наноситься ответные действия (например, martelo no chão ).
Esquiva lateral - (ишкива латерал - "уклон всторону" ) уклон в сторону от удара сбоку, при котором игрок опускается на согнутое колено из primeira base и закрывает рукой голову сверху. Корпус как бы ложится на согнутое колено, а вторая нога распрямляется и стоит на внутренней поверхности стопы.

Negativa - (негачива - "отрицание" ) положение, сидя на полностью согнутой ноге стоящей на носке и прямой ноге выставленной вперед из положения cocorinha . Одна рука опирается на землю рядом с прямой ногой, вторая - закрывает логову.
Primeira base - (примера бази - "первая база" ) положение в стойке на ногах на ширине плеч присев на полусогнутые ноги, стопы полностью стоят на полу. Спина распрямлена, и корпус чуть наклонен вперед. Руки защищают лицо.
Queda de quatro - (кеда ди кватро - "падение на четыре" ) опускание на четыре опорные точки - руки и согнутые ноги в присяди.
Queda de rim - (кеда де гим - "падение на почки" ) опускание тела на локоть и руки, ноги находятся над телом сбоку.
Queda de três - (кеда ди трэс - "падение на три" ) опускание на три опорные точки - руку и две согнутые ноги в присяди.
Segunda baixa - (сегунда байша - "вторая низкая" ) защитное действие, при котором игрок опускается на прямую руку и продолжает закрывать другой голову в segunda base .
Segunda base - (сегунда бази - "вторая база" ) одна прямая нога отведена назад и стоит на носке, вторая нога - согнутая в колене под прямым углом стоит спереди на полной стопе. Одна рука защищает лицо, а другая - отведена назад и распрямлена. Если отведена назад левая нога, то защищает лицо левая же рука. И наоборот.
Tesoura - (чизора - "ножницы" ) бросок ногами.
Vingativa - (виньгачива - "месть" ) контратакующее действие, при котором игрок выносит вперед заднюю ногу из segunda base и разворачивает корпус в primeira base . Передней ногой необходимо подшагнуть под ногу сопернику с внешней стороны и выполнить бросок подъемом с полусогнутых ног и распрямлением спины. Оппонент должен упасть на спину из положения segunda base .

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

Опытный игрок знает, что постоянно перемещаясь и меняя позицию, он остается недосягаем для атак противника. Большинство перемещений производится с опорой на руки. Из любого положения в капоэйре можно перейти к другому. Разнообразие ударной техники, уходов и уклонов соединяется вместе перемещениями. Основой движения в капоэйре служит ginga , из джинги вырастают все остальные движения.

Перемещения служат для изменения позиции в роде. При этом игроки стремяться занять свободное пространство в кругу, уйти от атаки, обмануть или не дать оппоненту переместиться для совершения удара. Множество переходов и движений выглядит эффектно, поэтому для повышения общего настроения и раззадоривания оппонента на jogo bonito (джогу бониту - "красивая игра" ) перемещения выполняются максимально красиво и пластично.

Aú aberto - (ау аберту - "открытое ау" ) колесо с прямыми ногами.

Aú batido - (ау батиду - "избили в ау" ) колесо с опорой на одну руку без окончания перемещения. В верхней точке ноги разводятся в шпагате встороны и возвращаются в исходное положение.
Aú fechado - (ау фешаду - "ау закрытое" ) колесо с согнутыми ногами.
Aú queda de rim - (ау кеда де гим - "ау в падении на почки" ) колесо с переходом через положение queda de rim на внешнюю руку.
Ginga - (джинга ) характерное только капоэйре перемещение. Она позволяет менять позицию во время игры и уходить с линии атаки. Из джинги вырастают все остальные удары. Движение в джинге напоминает маятник. Перемещаясь по трем точкам, капоэрист меняет свою позицию, поочередно ставя каждую ногу вперед.
Giratória - (жиратория - "вращающаяся" ) вращение на одной руке со сменой рук.

Giro - (жиру - "оборот" ) переход подобно rolê , но на прямых ногах и без опоры на руки.

Rolê - (холе ) переход из положения negativa с подъемом на ноги. При этом игрок перекатывается из negativa в сторону прямой ноги в положение стоя на четырех точках и смотря между ног на противника. Далее двигается в том же направлении и подымается на ноги.

Troca - (трока - "смена" ) смена ног.

АКРОБАТИКА И ФЛОРЕЯ

Акробатика не входит в набор элементов для изучения в капоэйре. Акробатика лишь дает украшение происходящему в игре. В моменты, когда энергия нагнетается до высоких пределов, играющие могу использовать высокие прыжки и акробатические приемы для поднятия боевого духа. Акробатика очень зрелищна, но сложна для изучения. Отработка акробатических приемов занимает много времени и требует от игроков силы, гибкости и ловкости. Акробатические приемы выполняются опытными капоэристами. При выполнении элементов необходимо следить за сохранностью оппонента. Неосторожный прыжок может нанести увечий или покалечить оппонента и исполнителя прыжка.

Armada dupla - (армада дупла - "двойная армада" ) высокий прыжковый удар, напоминающий армаду, но делается двумя ногами.

Aú confusado - (ау конфусадо - "ау в смятении" ) ау без рук и с согнутыми ногами.

Aú sem mão - (ау сем мао - "ау без рук" ) ау без опоры на руки.

Aú batido dupla - (ау батиду дупла - "двойное ау батиду" ) ау батиду с двумя ногами впереди.

Folha seca - (фолья сека - "сухой лист" ) прыжок назад с прогибом через голову. Выполняется с пришага махом одной ногой вверх и приземлением на маховую ногу.

Macaco - (макаку - "обезьяна" ) перекидывание ног через себя из положения сидя в cocorinha . При этом одной рукой делается мах назад и она является опорной за спиной, другая рука стремиться встать рядом с другой как в стойке на руках, а тело за счет маха руками и пружинящего прыжка ногами переваливается из положения сидя в стойку на руках. Опускаться из стойки на руках нужно поочередно двумя ногами в положение стоя.

Macaco batido - (макаку батиду - "избиение из макаку" ) совмещение aú batido и macaco в конечной фазе. Выход из стойки на руках производится через aú batido .

Macaco reverção - (макаку реверсао - "обратное макаку" ) макаку, которое в конечной фазе совмещается с обратным движением в макаку.

Manna - (манна ) силовая стойка с опорой на руки за спиной. Ноги складываются с туловищем и находятся над землей в горизонтальной плоскости.

Mariposa - (марипоза - "мотылек" ) прыжок с вращением на 360° в горизонтальной плоскости над землей.

Parafuso - (парафузо - "винт" armada dupla . Выполняется с разворота, ноги подымаются в воздух поочередно по инерции раскрута, а приземление происходит на две сложенные вместе ноги.

Raiz - (хаиз - "корень" ) прыжковый элемент на подобие parafuso , но корпус находится в полете в горизонтальной плоскости и ноги при приземлении не складываются вместе.

Relogio - (хеложиу - "часы" ) разворот в стойке на одной руке, тело опирается на локоть. Одна нога делает мах, и тело по инерции следует за ногой.

Содержание статьи

вид боевого искусства. Родиной капоэйры является Бразилия. Отличительная черта капоэйры – обилие сложнейших акробатических элементов, обманных движений, нырков, уходов, подсечек и зацепов ног противника, а также частая смена позиции и полная непредсказуемость направления атаки. Сделав стойку на руках, капоэйрист может нанести удар ногами в голову одному противнику, затем, перекувырнувшись, сбить с ног другого, и прямо с земли атаковать третьего, образовав вокруг себя своеобразный «магический круг». Техника капоэйры требует от спортсменов хорошей физической подготовки, гибкости и пластики, акробатических навыков.

Как боевое искусство капоэйра уникальна тем, что развивалась самостоятельно, не испытывая влияния других боевых систем. В Бразилии капоэйра не только популярный вид спорта, но и неотъемлемый элемент так называемой уличной культуры.

Историческая справка.

В 1500 Бразилия стала португальской колонией. Для работы на плантациях в Бразилию начали ввозить рабов из Африки. Не желая мириться со своей участью, невольники при первой же возможности бежали от хозяев. В 1660 беглые рабы образовали в джунглях так называемую Пальмовую республику, которая несколько десятилетий успешно отражала натиск португальской армии. Именно к середине 17 в. относятся первые упоминания о боевом искусстве черных невольников. По одной из версий, само название «капоэйра» произошло от слова «капоэйрас», обозначающего разновидность джунглевых зарослей. Прообраз капоэйры – боевые танцы, до сих пор распространенные среди племен, обитающих на территории Мозамбика и Сенегала . Свои упражнения в боевом искусстве рабы маскировали под танцы. Тренировки проходили под музыку и песни. Со стороны все выглядело совершенно безобидно: невольники отдыхают после работы. До поры до времени хозяева и не предполагали, что их «движимое имущество» владеет приемами борьбы и замышляет что-то недоброе.

Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению относительно происхождения капоэйры (некоторые историки полагают, что она была завезена из Африки в практически готовом виде) и этимологии самого слова.

После отмены в 1888 рабства в Бразилии капоэйра становится национальным видом спорта. В 1937 она получает официальное признание со стороны Национальной конфедерации спорта: в городе Сальвадоре была зарегистрирована первая школа капоэйры – Региональный центр физической культуры – под руководством мастера Бимба (наст. имя Мануэль дос Рейс Мачадо, 1900–1974). Присутствующее в названии школы слово «regional» со временем стало использоваться как название стиля, разработанного мастером Бимба. В 1941 мастер Пастинья (Винсенте Феррейра Пастинья, 1889–1982) основал Спортивный центр капоэйры ангола. Так было положено начало официальному развитию еще одного стиля капоэйры – ангола. Мастера Бимба и Пастинья – две ключевые фигуры в истории современной капоэйры.

С 1950-х годов проводятся официальные соревнования – как среди любителей, так и профессионалов. Чемпионаты мира, согласно установившейся традиции, проходят в Бразилии.

Капоэйра сегодня.

Современная капоэйра в том виде, в каком она была представлена широкой аудитории, состоит из двух основных стилей: ангола и региональ. Для анголы характерны медленные, «вязкие» движения, плавно перетекающие одно в другое. Региональ – скоростной, силовой стиль, изобилующий сальто, наносимыми в прыжке ударами и другими сложными акробатическими элементами. При том, что сейчас существуют школы (в том числе за пределами Бразилии), исповедующие какую-то одну из разновидностей капоэйры, ее разделение на стили условно. По ходу поединка капоэйристы могут переходить с одного стиля на другой. Предпочтение, отдаваемое бойцом тому или иному стилю, очень индивидуально и зависит от множества факторов (например, от его возраста: спортсмены в возрасте, как правило, предпочитают более спокойную анголу, а молодые – более динамичный и агрессивный региональ).

Для обоих стилей капоэйры характерна очень низкая стойка: боец почти касается руками земли. Основной вид перемещения называется «джинго», это своего рода пританцовывание в боевой стойке. Защита от ударов противника осуществляется, прежде всего, при помощи уходов с линии атаки. Основные атакующие действия проводятся ногами, работе руками отводится второстепенная роль: удары «размазанные», не акцентированные, в основном это шлепки ладонями. Удары ногами выполняются и в прыжках, и с опорой на руки, – причем на всех уровнях: в голову, в корпус и по ногам. Акробатические элементы (такие, как сальто вперед или назад) могут использоваться как для ухода от ударов противника, так и для проведения собственной атаки.

Перед началом боя его участники становятся в круг, внутрь которого по очереди выходят пары бойцов. Через какое-то время пара сменяется, но смена может происходить и по одному человеку. Очередность никем не оговаривается, каждый боец сам чувствует, когда ему нужно войти в круг и когда – выйти. Поединок называется «рода» (португ. «roda» – букв. «колесо», «круг») и может продолжаться несколько часов без остановки. Время поединка не ограничивается, ведь все происходит только для собственного удовольствия. Капоэйристы нередко передают суть роды словом «игра», а самих себя называют, соответственно, «игроками». Игра проходит под исполнение особых, магических песен в сопровождении традиционных инструментов: беримбау, атабаки, кашиши. Беримбау – струнный инструмент, напоминающий лук. Он крепится к высушенной и вычищенной изнутри тыкве, а звук извлекается ударом палочки по струне. (По преданию, когда-то беримбау делались как настоящие луки, а вместо палочки использовалась стрела, и в нужный момент музыкальный инструмент превращался в грозное оружие.) Атабаки – ударный инструмент наподобие тамтама. Кашиши – небольшая корзинка с камнями, которая издает звук, напоминающий шелест дождя. Музыкальное сопровождение задает необходимый ритм и темп, а также создает особое психологическое настроение всех участников роды. Со стороны рода выглядит как очень красивый и сложный танец, а мастера капоэйры – непременные участники традиционных бразильских карнавалов, на которых они дают показательные выступления.

Поединки в капоэйре проводятся как в полный, так и в ограниченный контакт. Проводятся также бои без правил. В них участвуют в основном профессионалы.

Помимо спортивного, в технике капоэйры имеется и боевой раздел. В боевом разделе изучаются: борьба одного человека против нескольких противников, борьба безоружного против вооруженного человека, борьба со связанными руками. В капоэйре культивируется также работа с оружием. Традиционное оружие капоэйры – мачете. Поединок с ним называется «мокелеле». Проходит он, как и рода, в кругу, под пение и музыкальное сопровождение. В качестве традиционного оружия в капоэйре используются также специальные небольшие ножи с изогнутым лезвием без рукоятки, которые удерживаются пальцами ног. Зажав пальцами ног лезвия, бойцы полосовали друг друга по спине и груди, оставляя глубокие кровоточащие раны. Однако таким образом рабы сражались только между собой, это был не совсем бой, ведь его участники не пытались убить друг друга. По мнению специалистов, это некий ритуал, назначение которого не совсем понятно. Возможно, таким способом проводилась психологическая подготовка бойцов.

Магия – еще одна грань капоэйры, темная ее сторона, скрытая от посторонних глаз. О «магической основе» капоэйры известно немного. Черные невольники привозили с собой свою религию, свои верования, ритуалы и обряды. И хотя португальцы силой насаждали христианство, афробразильцы, приобщаясь к новой вере, не спешили забывать старую. До сих пор в Бразилии сохранились магические ритуалы, пришедшие из далекого прошлого, – такие, как умбада и кондомбле. Сама рода – это не просто спортивный поединок, но и магический процесс, в котором участвуют не только бойцы, непосредственно занятые игрой, но и те, кто образует круг и под хлопанье в ладоши поет магические песни, и музыканты, извлекающие из своих инструментов магические звуки. Все участники процесса входят в состояние транса, когда становится возможным любой сложности технический элемент, а усталость совершенно не чувствуется.

Кровавые ритуалы остались в прошлом. Современная капоэйра совершенно лишена агрессии, а бойцы не стремятся вывести друг друга из строя. Тренер-капоэйрист занимается не только физической подготовкой и постановкой техники своих учеников, но и развитием в них положительных человеческих качеств.

Традиционный костюм капоэриста составляют белые хлопчатобумажные брюки и белая майка с эмблемой школы. Цвета пояса (кардао) свидетельствуют об уровне мастерства капоэриста. (Эти цвета соответствуют цветам государственного флага Бразилии.) Новички (алуну) носят зеленый пояс, следующий их этап – зеленый пояс с желтой полосой. У инструкторов (монитору) цвет пояса желтый или желтый с синей полосой. Синий и синий с белой полосой носят старшие инструктора (профессора), а белый – мастера (мейстре); это высший ранг в капоэйре. Подобная цветовая символика принята в Федерации капоэйры. Школы, официально не входящие в Федерацию, отличаются не только своеобразными «фамильными» приемами в технике борьбы, но и расцветкой поясов.

Капоэйра в России.

До недавнего времени за пределами Бразилии о бразильских боевых искусствах практически никто не знал. C середины 1990-х годов в США , а затем и в других странах (включая Россию) стали проводиться бои без правил, в результате чего на весь мир прославились бойцы из клана Грейси, практикующие «бразильское джиу-джитсу» и валетюдо (искусство уличной драки), основанное на технике «обычного» и тайского бокса, карате и приемах вольной борьбы. Появившиеся чуть позже фильмы с участием актера Марка Дакаскоса, демонстрировавшего мало кому известное тогда в мире боевое искусство под названием «капоэйра», способствовали его популяризации.

Сейчас капоэйра культивируется более чем в 60 странах мира, в том числе в странах СНГ. В России капоэйра начала развиваться в середине 1990-х годов. В конце 1990-х годов в России прошли несколько научно-практических конференций с участием иностранных мастеров капоэйры, в том числе из Бразилии. Сегодня школы капоэйры существуют в Москве (Клуб ИНБИ и «Группа Аше КАПОЭЙРА»), Санкт-Петербурге, Орле, Н.Новгороде, Уфе, Брянске. В 2000 была образована Межрегиональная ассоциация капоэйры.

Капоэйра (Capoeira) — афро-бразильское национальное боевое искусство, синтез танца, акробатики и игры, и все это сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке в 17-18 в.в.

Но все же о родине и времени возникновения такого уникального искусства эксперты спорят до сих пор. Никто точно не знает, откуда она появилась, кто был основателем древнего мастерства и, как капоэйра, от столетия к столетию достигла стремительной популярности. Существуют несколько основных гипотез ее возникновения.

1. Прототипом воинственных движений стал африканский танец зебр, который был распространен у местных племен.

2. Капоэйра - слияние древних культур - латиноамериканских и африканских танцев.

3. Танец рабов-невольников, который постепенно перерос в боевое искусство . Связано с высадкой европейцев на континент и зарождение работорговли.

В любом случае, истоки капоэйры нужно искать в глубине веков.

История возникновения капоэйры

Наиболее вероятной принято считать последнюю теорию. Завезенные из Африки рабы от непосильного труда на плантациях были вынуждены бежать в джунгли Амазонки и создавать свои общины «Киломбуш» - свободные поселения или присоединяться к тем индейским племенам, которые еще не были покорены колонизаторами Старого Света. Беглым рабам приходилось защищать «Киломбуш» всеми доступными методами. От недостатка оружия вводилось обучение рукопашному бою. В это время, как предполагают историки, и появилось искусство защиты - капоэйра.

Слово капоэйра не имеет точного перевода. По некоторым предположениям, оно означает разновидность джунглевых зарослей - капоэйрас. Согласно другим источникам - место с низкой травой - площадка, где удобно проводить воинствующие тренировки.

Практическое владение искусством капоэйры

С отменой крепостного права в 1888 году все рабы стали свободны, однако сей факт мало повлиял на благополучие Африканских невольников. Большинство из них стали на путь криминала. В городах увеличилось число убийств, грабежей, разбоев. С тех пор слова капоэйра - капоэйрист стали носить неприглядные синонимы: бандит, вор, грабитель. И властям пришлось официально запретить капоэйру. Существует даже задокументированный полицейский рапорт, в котором упоминается некий Besouro или Бизору. Он один, без посторонней помощи, ради собственной забавы, используя искусство капоэйры «надавал тумаков» отряду полицейских, забрал все оружие и отнес в отделение полиции, чтобы похохотать над слабостью блюстителей порядка. Среди капоэйристов он стал человеком-легендой.

Однако, несмотря на все запреты, капоэйра продолжала существовать как танец и, как боевое искусство. Мастера-капоэйристы набирали учеников, давали им второе имя (прозвище) и обучали методике ведения боя. Прозвище нужно было для конспирации, а также использовалось во время тренировочного процесса.

Первые школы капоэйры в Бразилии

Если полиции становилось известно место проведения танцев капоэйры, и она хотела застать всех врасплох - ничего не получалось. Раздавались звуки беримбао, ударного музыкального инструмента и тогда музыканты выстукивали особый ритм кавалариа. Он служил сигналом опасности. Капоэйристы и зрители разбегались, а музыканты продолжали развлекать сами себя - играть и танцевать.

После революции в Бразилии в 1930 году и последующего признания капоэйры, в 1937-м, в городе Сальвадоре зарегистрировали первую школу этого боевого искусства. Возглавил региональный центр физической культуры учитель капоэйры - Бимба. Впоследствии, обучение у Бимбы сформировалось в одно из направлений боя. Другой стиль искусства капоэйры был разработан учителем Пастинья в 1941 году и стал именоваться ангола. Название пошло от организованного им спортивного центра.

Распространение по всему миру

С начала 50-х годов капоэйрой стали интересоваться в Европе. Первое знакомство с латиноамериканским танцем связывают с фигурой Камиза Роша, однако пионером европейской капоэйры все же принято считать Martinho Fiuza. В Соединенных Штатах родоначальником капоэйры был Jelon Vieira - мастер школы Senzala.

Это боевое искусство нельзя однозначно назвать средством силового достижения цели, хотя на протяжении столетий большинство ударов практиковалось уличными бандами, телохранителями, наемниками. С капоэйрой такие личности не имеют ничего общего. Настоящая капоэйра скрыта от посторонних глаз. Мастера древнего искусства и преданные ученики собираются на «роду» в тайных местах, чтобы поддержать древние традиции. В капоэйре заключена не только сила ведения боя, но и философский смысл, физическое развитие. Такие представления проходят под песни и музыку простых музыкальных инструментов. Традиции сохранились и в наши дни.