Меню
Бесплатно
Главная  /  Овуляция  /  Когда появился собор василия блаженного. Кто построил собор Василия Блаженного

Когда появился собор василия блаженного. Кто построил собор Василия Блаженного

Освобождая Красную площадь от построек, «мешающих» проводить масштабные праздничные мероприятия (парады и демонстрации), Лазарь Каганович предложил полностью разобрать собор Василия Блаженного. А чтобы убедить Сталина в своей правоте, для наглядности изготовил макет площади, с которого можно было бы снять церковь. Но всё пошло не так, как он планировал: когда он забрал собор с макета, вождь этих действий не оценил и сказал фразу, вошедшую в историю храма навсегда: «Лазарь, поставь на место!».

Находится собор Василия Блаженного в столице России, в Москве, недалеко от Кремля, в южной части Красной площади. На географической карте его можно обнаружить по следующим координатам: 55° 45′ 9.25″ с. ш., 37° 37′ 23.27″ в. д.
Огромный каменный храм появился здесь после того, как царь Иван Грозный пообещал Богу в случае успеха Казанского похода возвести собор.

А пока длились военные действия, после каждой серьёзной победы на Красной площади вокруг Троицкой церкви возводили временные церквушки, посвящённые святым, в день которых было выиграно сражение. Когда война закончилась победой, царь велел на месте этих церквей (всего оказалось восемь построек) возвести одну, каменную, которая простояла бы века, и в честь того, что окончательная победа пришла на Покрову, в октябре 1552 г., назвать храм Покровским собором.

Новую церковь возвели очень быстро, за шесть лет. Строительство московского храма началось в 1555 г., а закончилось в 1561 г. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению о том, кто именно был его архитектором. Официальная версия говорит о том, что за строительные работы отвечали зодчие Плотник Яковлев и Барма, но в последнее время многие историки согласны с тем, что архитектором храма являлся лишь один мастер – Иван Яковлевич Барма, в народе – Плотник.

Некоторые историки выдвигают ещё одну ничем не подтверждённую гипотезу о том, что архитектором здания является итальянский мастер (об этом свидетельствует оригинальный стиль постройки, сочетающий в себе как элементы русского зодчества, так и европейской архитектуры времён Ренессанса).

После того как строительство было закончено, возникла легенда о том, что царь велел ослепить зодчих, дабы они не смогли возвести храм подобной красоты. В последнее время историки сходятся на том, что это лишь миф, поскольку существуют документы, подтверждающие архитектурную деятельность Плотника, который занимался строительством Казанского кремля и других зданий.

Названия храма

Ещё до начала строительных работ, московский царь Иван Грозный, недалеко возведённый от Кремля храм, наименовал Покровским собором. Москвичи ещё долго именовали собор Троицкой церковью (ранее находящаяся святыня была посвящена Святой Троице). А некоторое время спустя после завершения строительства люди прозвали храм собором Василия Блаженного – в честь местного юродивого, который постоянно, вне зависимости от сезона, ходил с цепями, одетыми на голое тело. Василий Блаженный обладал ясновидением и сумел предсказать пожар, который в 1547 году почти уничтожил Москву.

Умер он в 1557 году и был похоронен возле стен недостроенной святыни, а через тридцать лет над его могилой возвели придел, пристройку, в которой установили алтарь с престолом для богослужений. Естественно, придел получил имя блаженного, которого в это же канонизировали: над местом его захоронения было зафиксировано не одно чудесное исцеление.

После того как была закончена пристройка, служения в московском соборе стали проводить каждый день: ранее храм не отапливался, а потому богослужения в нём происходили лишь в тёплое время года (новая пристройка была более просторная и тёплая).

Строительство

Собор архитекторы строили из кирпича – материала по тем временам довольно нового и непривычного (обычно при строительстве храмов зодчие использовали белый тёсаный камень). В западной части храма мастера смогли даже выложить перекрытие из кирпичей, проделав в них круглые отверстия, вставив металлическую скрепку и надежно скрепив между собой.

Уже на первоначальном этапе архитектор столкнулся с первой проблемой: здание нужно было построить на песчаном рыхлом и влажном грунте (сказывалась близость протекающей поблизости Москвы-реки), из-за чего было невозможно сделать глубокий фундамент (фундамент храма имеет глубину в несколько метров). Чтобы разрешить ситуацию, архитекторы применили очень интересный ход: опирается массивная конструкция храма на состоящий из нескольких помещений подклет – нижний этаж, высота которого составляет шесть, а ширина стен – три метра, при этом подклет имеет очень мощные своды и перекрытия.


В качестве строительного материала для нижнего этажа было решено остановиться на белом известняке: его способность хорошо впитывать влагу, давала возможность минимизировать риск подтопления в случае наводнения. После того как подклеты были установлены, на них поставили восьмиугольные основы, на которых планировалось возвести будущие храмы (таким образом, основа здания внешне напоминала пчелиные соты и отличалась повышенной прочностью).

Интересно, что специалисты, говоря про тайны собора Василия Блаженного, нередко упоминают про тайники, которые обустраивали в специальных нишах нижнего этажа (до конца XVI ст. здесь даже прятали царскую казну, а богатые горожане – своё имущество).

Попасть сюда было непросто – о лестнице, ведущей из церкви Покрова Божьей Матери, знали лишь несколько человек, а впоследствии и этот узкий проход был замурован. Обнаружили ход лишь в 1930 г., когда проводили реставрационные работы, сейчас в помещениях подклета хранятся иконы собора.

Интересный способ применили архитекторы, создавая акустику внутри собора (метод нередкий при строительстве древнерусских церквей): для того, чтобы создать хорошее звучание, в стены храма архитекторы вмонтировали глиняные горшки, голосники, направив их горловинами в сторону внутреннего пространства здания. Такой метод давал возможность облегчить давление на несущие части храма.

Описание храма

Давая описание московского храма, специалисты акцентируют внимание на том, что он лишён чётко выраженного главного фасада: все его стороны выглядят основными. Высота сооружения достигает 65 метров, поэтому на протяжении долгого времени храм считался самым высоким зданием города.


В наше время, глядя на храм, трудно поверить, что изначально собор не был таким пёстрым: судя по описаниям, стены церкви были белого цвета. Перекрашивать его стали уже некоторое время спустя, причём делали это, кардинально меняя облик собора – историки обнаружили на его стенах рисунки, изображающие ложные окна, кокошники, памятные надписи. Полихромная и растительная роспись на красном фоне появилась лишь в конце XVII ст.

Судя по дошедшим описаниям, в прежние времена Покровский собор был более красивым и нарядным: он имел более сложную роспись, а основной купол опоясывали меньшие.

Внешний вид здания был довольно сильно изменён уже через сто лет после окончания строительства: пристроили два крыльца, внешнюю галерею перекрыли сводами, а внутри собора расписали стены. Поэтому в храме можно увидеть сочетание редких памятников древнерусской иконописи с фресками шестнадцатого века, росписью семнадцатого, масляной живописью восемнадцатого.

Возводили храм, учитывая стороны света: ориентируясь на них, соорудили четыре церкви, и столько же построили по диагонали. Покровский собор насчитывает девять церквей: в центре – основной храм Покрова Божьей Матери, окружённый четырьмя большими (от 20 до 30 м) и четырьмя малыми церквами (около 15 м), возле которых находилась колокольня и придел Василия Блаженного. Все эти церкви находятся на одном основании, имеют общую обходную галерею и соединяются внутренними коридорами.


Купола Покровского собора

Сначала на Покровском соборе было установлено двадцать пять куполов, символизирующих Господа и старцев, находящихся возле его трона. Впоследствии их осталось лишь десять: один расположен над колокольней, другой возвышается над приделом Василия Блаженного, остальные – каждый над своим храмом. При этом все они отличаются друг от друга: уникален не только рисунок больших куполов, но и отделка каждого барабана.

Учёные выдвигают предположение, что изначально купола имели шлемовидную форму, но довольно скоро были заменены на луковичную форму, теперешняя расцветка появилась лишь в середине XIX ст., а до XVII ст. храм имел купола золотого цвета.

Храм в наши дни

Судя по описаниям, на протяжении всей истории храм Василия Блаженного не раз перестраивался и менял облик (свою лепту в необходимости проведения частых ремонтных работ вносили и частые пожары, которые были нередки в городе).

Впервые на грани исчезновения собор Василия Блаженного очутился в 1812 году, когда французы, покидая столицу России, заминировали его (правда, взорвать его они по каким-то причинам не смогли, но церковь разграбили). Когда война закончилась, Покровский собор был не только отреставрирован, но и со стороны реки его стена была украшена чугунной оградой.

Самые печальные времена храм пережил в XX ст. В 1918 году большевики расстреляли настоятеля церкви Иоанна Восторгова за «антисемитскую пропаганду». Через три года из собора изъяли все ценности, а здание передали Историческому музею. Ещё некоторое время он являлся действующей церковью, пока в 1929 г. богослужения не запретили, сняв все колокола (богослужения в соборе возобновились лишь в 1991 г.).

Второй раз на грани исчезновения храм оказался в 1936 г., когда реставратору Петру Барановскому предложили измерить храм, чтобы впоследствии снести. В ответ на это архитектор категорически заявил, что идея эта безумна и преступна, и пригрозил покончить с собой, если её осуществят. Сразу после этого последовал арест, но церковь не тронули: слишком уж много у неё оказалось защитников. Поэтому, когда через полгода его освободили, храм стоял на прежнем месте.

Для всего мира самыми известными «визитными карточками» России являются Кремль, и Собор Василия Блаженного в Москве. Последний имеет еще и другие названия, наиболее популярным из которых является Покровский собор на Рву.

Общие сведения

Собор отпраздновал свое 450-летие 02.07.2011 г. Это уникальное строение возведено на Красной площади. Изумительный по своей красоте храм представляет собой целый комплекс церквей, объединенных общим основанием. Даже те, кто ничего не знает об архитектуре России, сразу же узнают Церковь Василия Блаженного. Собор имеет неповторимую черту - все его пестрые купола отличаются друг от друга.

В основной (Покровской) церкви находится иконостас, который был перенесен из разрушенной в 1770 г. кремлевской церкви Черниговских чудотворцев. В подклете церкви Покрова Богоматери находятся самые ценные наиболее древняя из которых — икона Василия Блаженного (XVI в.), написанная специально для этого храма. Тут же экспонируются иконы XVII в.: Богоматерь Знамение и Покров Пресвятой Богородицы. Первая копирует изображение, расположенное на восточной стороне фасада церкви.

История возникновения храма

Собор Василия Блаженного, история возведения которого обросла целым рядом мифов и легенд, построен по приказу первого царя Руси Ивана Грозного. Он был посвящен знаменательному событию, а именно - победе над Казанским ханством. К большому сожалению историков, имена зодчих, создавший этот бесподобный шедевр, не дошли до наших дней. Существует много версий относительно того, кто работал над возведением храма, но достоверно так и не установлено, кто создал Собор Василия Блаженного. Москва была главным городом Руси, поэтому царь собирал в столице лучших мастеров. По одному преданию главным зодчим был Постник Яковлев из Пскова по прозвищу Барма. Другая версия полностью противоречит этому. Многие считают, что Барма и Постник - разные мастера. Еще больше путаницы возникает по третьей версии, которая гласит о том, что Собор Василия Блаженного в Москве был построен по проекту итальянского архитектора. Но самой популярной легендой о данном храме является та, в которой говорится об ослеплении зодчих, создавших этот шедевр, дабы они не смогли повторить свое творение.

Происхождение названия

Поразительно, но, несмотря на то, что главная церковь этого храма была посвящена Покрову Пресвятой Богородицы, во всем мире он известен как Собор Василия Блаженного. В Москве всегда было много юродивых (блаженных «божьих людей»), но имя одного из них навсегда запечатлено в истории Руси. Безумный Василий жил на улице и даже зимой ходил полуголым. При этом все тело его было обвито веригами, которые представляли собой железные цепи с большими крестами. Этот человек пользовался большим уважением в Москве. Даже сам царь относился к нему с несвойственным ему благоговением. Василий Блаженный почитался горожанами как чудотворец. Он умер в 1552 г., а в 1588 г. над его могилой была возведена церковь. Именно эта постройка дала общепринятое название данному храму.

Практически все, кто посещает Москву, знают, что главным символом России является Красная площадь. Собор Василия Блаженного занимает одно из самых почетных мест в целом комплексе строений и памятников, находящихся на ней. Храм венчают 10 великолепных куполов. Вокруг основной (главной) церкви, называемой Покрова Богородицы, симметрично расположены 8 других. Они построены в форме восьмиконечной звезды. Все эти церкви символизируют приходящиеся на дни взятия Казанского ханства религиозные праздники.

Купола Собора Василия Блаженного и колокольня

Восемь церквей венчают 8 луковичных глав. Главное (центральное) строение завершено «шатром», над которым возвышается маленькая «главка». Десятый купол был построен над церковной колокольней. Поразительно то, что все полностью отличаются друг от друга по своей фактуре и окраске.

Современная колокольня храма была возведена на месте старой звонницы, которая полностью пришла в негодность в XVII в. Ее возвели в 1680 г. В основании колокольни находится высокий массивный четверик, на котором возведен восьмерик. На нем есть открытая площадка, огражденная 8 столбами. Все они соединены между собой арочными пролетами. Верх площадки венчает высокий восьмигранный шатер, ребра которого украшены изразцами разного цвета (белого, синего, желтого, коричневого). Грани его покрыты зеленой фигурной черепицей. Наверху шатра располагается луковичная главка, увенчанная восьмигранным крестом. Внутри площадки на деревянных балках висят колокола, которые были отлиты еще в XVII-XIX вв.

Архитектурные особенности

Девять церквей Собора Василия Блаженного соединены между собой общим основанием и обходной галереей. Ее особенностью является причудливая роспись, основным мотивом которой являются растительные орнаменты. Неповторимый стиль храма сочетает в себе традиции как европейского, так и русского зодчества эпохи Возрождения. Отличительной особенностью собора являются и Высота храма (по наивысшему куполу) составляет 65 м. Названия церквей Собора: Николая Чудотворца, Троицы, Мучеников Адриана и Наталии, Входа в Иерусалим, Варлаама Хутынского, Александра Свирского, Григория Армянского, Покрова Божией Матери.

Еще одной особенностью храма является то, что в нем нет подвала. У него чрезвычайно прочные стены подклета (достигают толщины в 3 м). Высота каждого из помещений составляет примерно 6,5 м. Вся конструкция северной части храма уникальна, поскольку длинный коробовый свод подклета не имеет никаких поддерживающих столбов. Стены здания «прорезаны» так называемыми «продухами», которые представляют собой узкие отверстия. Они обеспечивают в церкви особый микроклимат. Много лет помещения подклета не были доступны прихожанам. Ниши-тайники использовались в качестве хранилищ и закрывались дверями, о наличии которых сейчас свидетельствуют только сохранившиеся на стенах петли. Считается, что до конца XVI в. в них хранилась царская казна.

Постепенное преображение Собора

Только в конце XVI в. над храмом появились фигурные главы, которые заменили собой первоначальное перекрытие, сгоревшее в очередном пожаре. Этот православный собор до XVII в. назывался Троицким, поскольку самый первый деревянный храм, который находился на этом месте, был построен в честь Святой Троицы. Первоначально это строение имело более строгий и сдержанный вид, поскольку оно было возведено из камня и кирпича. Только в XVII в. все купола были украшены керамическими изразцами. В это же время к храму были пристроены асимметричные постройки. Затем появились шатры над крылечками и затейливая роспись стен и потолка. В тот же период на стенах и потолке появилась изящная роспись. В 1931 г. перед храмом был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому. На сегодняшний день Собор Василия Блаженного находится в совместном ведении Русской православной церкви и Исторического музея строение является культурным наследием России. Красоту и уникальность данного храма оценили и во всем Василия Блаженного в Москве отнесен к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Значение Покровского собора в СССР

Несмотря на гонения советской власти в отношении религии и разрушение огромного множества церквей, Собор Василия Блаженного в Москве еще в 1918 г. был взят под государственную охрану как памятник культуры мирового значения. Именно в это время все усилия властей были направлены на создание в нем музея. Первым смотрителем храма стал протоирей Иоанн Кузнецов. Именно он практически самостоятельно заботился о ремонте здания, хотя его состояние было просто ужасным. В 1923 г. в Соборе разместился историко-архитектурный музей «Покровский собор». Уже в 1928 г. он стал одним из филиалов Государственного исторического музея. В 1929 г. с него были сняты все колокола, а богослужения были запрещены. Несмотря на то что храм на протяжении почти ста лет постоянно реставрируется, его экспозиция закрывалась всего один раз - в годы Великой Отечественной войны.

Покровский собор в 1991-2014 гг.

После развала Советского Союза Собор Василия Блаженного перешел в совместное пользование Русской Православной церкви и Государственного исторического музея. С 15.08.1997 г. в храме были возобновлены праздничные и воскресные богослужения. С 2011 г. открыты для посещения недоступные ранее приделы, в которых устроены новые экспозиции.

    Покровский собор, построен в Москве в 1555 60 в ознаменование присоединения Казани к Рус гос ву рус. мастерами Бармой и Постником (в наст время Н. P. Калининым выдвинута гипотеза, что это одно лицо). В. Б. х. представляет композицию из 9… … Советская историческая энциклопедия

    - (более позднее и более распространённое название Покровского собора что на рву), в Москве, на Красной площади. Выдающийся памятник русской архитектуры. Ныне филиал ГИМа. Построен из кирпича (фундаменты, цоколь и ряд деталей из белого… … Художественная энциклопедия

    В Москве, выдающийся памятник русской архитектуры. Построен в 1555 60 зодчими Бармой и Постником (по некоторым предположениям, одно и то же лицо) в ознаменование победы над Казанским ханством. В. Б. х. (первоначально Покровский собор что… … Большая советская энциклопедия

    Покровский собор, также называемый храмом Василия Блаженного Собор Покрова, что на Рву, также называемый Храм Василия Блаженного православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII … Википедия

    Василия Блаженного Храм - (Покровский Собор) храм, расположенный на Красной площади в Москве. Построен в середине XVI в. по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства. 1 октября 1552 г., в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, начался штурм Казани, который … Православие. Словарь-справочник

    ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО ХРАМ (Покровский собор что на рву) в Москве на Красной пл., памятник русской архитектуры, ныне филиал Исторического музея. Построен в 1555 61 зодчими Бармой и Постником (по некоторым предположениям, одно и то же лицо) в… … Большой Энциклопедический словарь

    Василия Блаженного храм - Храм Василия Блаженного. ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО ХРАМ (Покровский собор что на Рву) в Москве, на Красной площади, памятник русского зодчества. Построен в 1555 60 зодчими Бармой и Постником (по некоторым предположениям, одно и то же лицо) в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Покровский собор что на Рву) в Москве, на Красной площади, памятник русской архитектуры, ныне филиал Исторического музея. Построен в 1555 1561 зодчими Бармой и Постником (по некоторым предположениям, одно и то же лицо) в ознаменование покорения… … Энциклопедический словарь

    Или Покровский собор в Москве. На месте, где ныне стоит этот храм, первоначально находились церковь во имя св. Троицы и кладбище, на котором в 1552 г. был похоронен св. В. Блаженный. Царь Иоанн Васильевич Грозный, после покорения Казани, выстроил … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади (подарочное издание) , Елена Юхименко. Прекрасно иллюстрированное подарочное издание большого формата в футляре. Эта книга будет прекрасным подарком. Настоящее издание впервые дает широкому читателю возможность подробно…
  • Покровский Собор (Храм Василия Блаженного) на Красной площади , Юхименко Е.. Прекрасно иллюстрированное подарочное издание большого формата в футляре. Эта книга будет прекрасным подарком. . Настоящее издание впервые дает широкому читателювозможность подробно…

Один из самых ярких и знаменитых памятников древнерусской архитектуры. Уже в XVI веке собор восхищал путешественников и гостей Москвы, а для россиян стал символом отечественной истории и национального характера.

В 1552 году в честь победы войск Ивана Грозного в войне за покорение Казанского и Астраханского ханства был заложен храм, освященный в честь Святой Троицы. В 1554 году Иван Грозный велел построить на его месте собор Покрова Богородицы с приделами, прославлявшими победу над татарами. Храм в народе именовался Покрова на Рву, т.к. был построен рядом с глубоким рвом, проходившим вдоль восточной стены Кремля.

Коллекция С.Нарожной

Коллекция С.Нарожной

Коллекция Л.Францек

Старинная московская легенда гласит, что, когда в походной церкви под Казанью на обеденной службе диакон возгласил евангельские строфы: "Да будет едино стадо и один пастырь", часть крепостной стены неприятельского города, под которую был сделан подкоп, взлетела на воздух, и русские войска вошли в Казань.

Авторами собора Василия Блаженного летопись называет русских зодчих Постника и Барму. Существует легенда , согласно которой Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому собору. Некоторые современные историки предлагают версию, по которой архитектором храма был один человек - Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Что касается легенды об ослеплении Бармы и Постника, ее частичным опровержением может служить тот факт, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.

Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: "Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили".

Представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей , окружающих девятый, самый высокий, храм, увенчанный шатром. Каждая из восьми церквей названа в честь святого, в чей день произошло то или иное важное событие казанских походов Ивана Грозного. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности.

Коллекция В.Колобова

Коллекция В.Колобова

Коллекция В.Колобова

Коллекция В.Колобова

Соглано одной из легенд , храм является неточной копией мечети Кул-Шарифа в Казани. Когда армия Ивана Грозного штурмовала город, царь был рассержен сопротивлением жителей и велел снести красивую мечеть тут же после удачного штурма. Золоченые главы мечети, по преданию, на двенадцати подводах увезли в Москву. Собор Василия Блаженного, возведенный в честь покорения Казани, якобы несет в себе зашифрованный образ погибшей мечети. Восемь глав московского храма повторяют восемь минаретов Кул-Шарифа, а девятый как символ победы господствует над ними. Историки не могут до конца отрицать эту легенду, ведь предположительно зодчий одновременно работал тогда и на Красной площади, и в Казани, где возводил новые стены Кремля.

Коллекция И.Колтаковой

Десятая церковь , храм святого Василия , была пристроена в 1588 году. Так храм стал десятиглавым и получил своё второе, неофициальное название - собор Василия Блаженного .

Согласно легенде , Василий Блаженный , самый чтимый на Руси юродивый, сам собирал деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

Василий родился в 1469 году в московском селе Елохове. Шестнадцати лет от роду он начал подвиг юродства, который совершал 72 года, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами, которые и доныне лежат на его гробе.

С именем Василия Блаженного связано много легенд, историй и чудес. Так, летом 1547 года Василий пришел в Вознесенский монастырь на Остроге (ныне Воздвиженка) и пред церковью долго молился со слезами. Так он предвозвестил страшный московский пожар, который начался на следующий день именно с Воздвиженского монастыря.

Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, "яко провидца сердец и мыслей человеческих". Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией. Василий скончался 2 августа 1552 года.

С 1588 года стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку.

До конца XVII века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров.

Всего в соборе Василия Блаженного 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон. Стены оформлены масляной живописью и фресками XVI-XIX веков. Помимо икон в соборе представлена портретная и пейзажная живопись века, церковная утварь. Среди особо ценных экспонатов - потир XVII века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.

Необыкновенной красоты Храм неоднократно пытались снести, но всякий раз Храм чудом оставался стоять на месте. В 1812 году Наполеон, покидая разоренную столицу России, приказал взорвать Покровский Собор вместе с Кремлем. Однако в спешке французы не успели сделать необходимое количество подкопов, и Кремль был подорван только в пяти местах. А Покровский собор не пострадал, так как дождь погасил зажженные фитили.


Фото В. Леонова

Другие легенды относятся к 30-м годам XX века. Лазарь Каганович, преуспевший в разрушении храма Христа Спасителя, Казанского собора Кремля и других храмов Москвы, предложил снести и Покровский собор, чтобы расчистить место для парадов и демонстраций. Будто бы он приказал изготовить макет красной площади со съемным собором и принес его Сталину. Доказывая, что храм мешает машинам и демонстрациям, он неожиданно для вождя сорвал храм с площади. Ошарашенный Сталин якобы произнес историческую фразу: "Лазарь, поставь на место!" А известный реставратор П.Д. Барановский посылал телеграммы Сталину с призывом спасти храм. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Правда, впоследствии Барановский получил немалый срок.

Историк И.Е. Забелин говорил о соборе Василия Блаженного так: "В своем роде это такое же, если еще не большее, московское, притом народное диво, как Иван Великий, царь-колокол, царь-пушка".

С 1934 года собор Василия Блаженного является филиалом Государственного Исторического музея.

Храм Василия Блаженного -

Памятник русских побед!

На Красной Площади стоишь ты до сих пор,

Красивейший из храмов России!

12 июля 2016 года исполнилось 455 лет одному из самых знаменитых архитектурных памятников Москвы - собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который мы знаем как собор Василия Блаженного и который сегодня считается одним из символов России и является памятником мирового значения, входя в число объектов, охраняемых ЮНЕСКО.

Нет сомнений в том, что собор Василия Блаженного является символом Москвы. Мы часто видим его по телевизору и в кино, в туристических журналах и декоративных сувенирах, привезенных из российской столицы. Кроме того, собор Василия Блаженного - это одно из самых красивых мест России! А многолетняя история московской святыни связанная с интересными фактами и легендами, ежегодно привлекает в красивейший храм России 500000 туристов.

Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии. Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив.

Официально собор носит совсем иное название - Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Храм Василия Блаженного - это, скорее, закрепившееся за ним «народное» название.

На том месте, где сейчас красуется собор, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, «что на Рву». Здесь действительно был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля со стороны Красной площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте – советский некрополь и Мавзолей.

Из истории возведения храма Василия Блаженного:

Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву, − как звучит его каноническое полное название, − был построен на Красной площади в 1555-1561 годах.

Возведению нового собора предшествовала длинная строительная история. Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение: до сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить один большой храм, каменный− на векá и назвать его Покровским, так как в праздник Покрова Святой Богородицы была одержана окончательная победа в долгой войне. Так в 1555 году по приказу царя Ивана IV Грозного, у стен Московского Кремля был заложен каменный Собор – Храм Покрова Божьей Матери.

Откуда же взялось название «храм Василия Блаженного»?

Несмотря на то, что собор был построен в честь побед Ивана Грозного над Золотой Ордой, он получил в народе имя Василия Блаженного, по названию придела, пристроенного к собору с северо-восточной стороны в 1588 году. Построен он был по указу сына Ивана Грозного - Федора Иоанновича над могилой блаженного Василия, который умер в 1557 году, и был захоронен у стен строящегося собора. Юродивый зимой и летом ходил нагим, в железных веригах, москвичи очень любили его за незлобивый нрав. В 1586 году при Федоре Иоанновиче прошла канонизация Василия Блаженного. С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. Ранее собор не отапливался, так как был, в большей степени, мемориальным, и службы в нем шли только в теплое время года. А придел Василия Блаженного был теплым и более просторным. С этих пор Покровский собор и знают больше как храм Василия Блаженного. Еще во время строительства храм стали называть именем почитаемого москвичами юродивого Василия Блаженного, похороненного у стен старой церкви. Его мощи, дарующие исцеление от многих болезней, были перенесены в Покровский собор по окончании его строительства. Еще одно название Храма – Иерусалимский, оно было дано в честь одного из приделов Покровской церкви. Покровский собор был построен по меркам XIV века быстро – всего за пять лет.

Строительство было доверено плотникам Барме и Постнику, хотя многие исследователи склоняются к версии, что вероятнее всего «Постник» - это прозвище плотника Ивана Бармы.

В документах XVI века ясно говорится о том, что этот мастер после работы над собором в Москве, участвовал в возведении Казанского кремля.

Собор выстроен из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич – плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Первоначально, по-видимому, купола были шлемовидными, но уже к концу XVI века они точно были сделаны луковичными. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века.

За время своего существования храм претерпел множество изменений: были достроены приделы, изменены главки, большую галерею перекрыли сводом и расписали орнаментом, над лестницами устроили крыльца, а фасады обновили изразцами.

Купола тоже заменили: изначально они были шлемовидными, вытянутыми вверх, но в конце XVI века их заменили луковичными главками с уникальной отделкой. Цвет главок был установлен только в XIX веке, до этого их, как и стены, наружные и внутренние, перекрашивали часто, меняя рисунок. Несколько раз храм Василия Блаженного реставрировался.

Во время войны 1812 года храм Василия Блаженного впервые подвергся риску сноса. Уходя из Москвы, французы заминировали его, но взорвать не смогли, только разграбили. Сразу же после окончания войны один из самых любимых храмов москвичей отреставрировали.

В 1680 году собор значительно реставрируют. Незадолго до этого, в 1672 году, к нему пристраивают небольшой придел над могилой еще одного почитаемого московского блаженного – Иоанна, погребенного здесь в 1589 году. Реставрация 1680 года выразилась в том, что деревянные галереи-гульбища заменили на кирпичные, вместо звонницы устроили шатровую колокольню и сделали новое покрытие. Тогда же в подклет храма перенесли престолы тринадцати или четырнадцати церквей, стоявших на Красной площади вдоль рва, там, где проводились публичные казни (все эти церкви имели в названиях приставку «на крови»). В 1683 году по всему периметру храма провели изразцовый фриз, на плитках которого излагалась вся история здания.

Перестраивался, хотя и не так значительно, собор во второй половине XVIII века, в 1761-1784 годах: заложили арки подклета, убрали керамический фриз и все стены храма снаружи и изнутри расписали «травчатым» орнаментом.

Восстановление и обновление здания было необходимо после страшного московского пожара 1737 года, взятия столицы французскими войсками и разграбления ими храма, тогда же собор был заминирован и едва не погиб, а в начале XX века он требовал хорошего ремонта и укрепления.

В 1817 году занимавшийся восстановлением послепожарной Москвы О.И.Бове укрепил и украсил чугунной оградой подпорную стену храма со стороны Москвы-реки.

На протяжении XIX века собор еще несколько раз реставрировался, и в конце века даже была предпринята первая попытка его научного исследования.

Вот полный список всех одиннадцати престолов, существовавших в соборе до 1917 года:

План храма Василия Блаженного:

*Центральный – Покровский

*Восточный − Троицкий

*Юго-восточный − Александра Свирского

*Южный − Николая Чудотворца (Великорецкой Иконы Николая Чудотворца)

*Юго-западный − Варлаама Хутынского

*Западный − Входоиерусалимский

*Северо-западный − Св. Григория Армянского

*Северный – Св. Адриана и Наталии

*Северо-восточный − Иоанна Милостивого

*Над могилой Иоанна Блаженного − придел Рождества Богородицы (1672г.),

* Примыкающий к приделу Василия Блаженного.

Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного − 65 метров. Долгое время, вплоть до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы. Первоначально собор был покрашен «под кирпич»; позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.

В 1918 году Собор официально стал памятником истории, хотя это не спасло его от бедственного, заброшенного положения и изъятия ценностей новым правительством. + Несмотря на то, что храм был филиалом Государственного Исторического Музея, а богослужения теперь запрещались, были попытки снести здание, но в жизнь они, по счастливой случайности, не воплотились.

В 1919 году был расстрелян «за антисемитскую пропаганду» настоятель собора о.Иоанн Восторгов. В 1922 году из собора были изъяты ценности, а в 1929 году собор был закрыт и передан Историческому музею. На этом, казалось бы, можно было успокоиться. Но самое страшное время было еще впереди.

В 1936 году Петра Дмитриевича Барановского вызвали и предложили заняться обмерами храма Покрова на Рву, для того, чтобы его можно было спокойно снести. Храм, по мнению властей, мешал движению автомобилей по Красной площади… Барановский поступил так, как от него не ожидал, наверное, никто. Прямо заявив чиновникам, что снос собора − безумие и преступление, он пообещал немедленно покончить с собой, если это произойдет. Надо ли говорить, что после этого Барановский немедленно был арестован. Когда через полгода он был освобожден, собор продолжал стоять на своем месте.

Так или иначе, но храм Василия Блаженного, пережив всех пытавшихся его уничтожить, остался стоять на Красной площади. В 1923-1949 годах в нем проводились масштабные исследования, позволившие восстановить первоначальный вид галереи. В 1954-1955 годах собор снова, как в XVI веке, раскрасили «под кирпич». В соборе расположен филиал Исторического музея, и поток туристов туда не иссякает. С 1990 года в нем иногда проводятся службы, но в остальное время это по-прежнему музей. Но главное, наверное, даже не в этом. Главное, что один из красивейших московских и вообще российских храмов по-прежнему стоит на площади, и больше ни у кого не возникает идей убрать его отсюда. Хочется надеяться, что это навсегда. +Сегодня собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви. Богослужения проводятся в храме Василия Блаженного еженедельно по воскресеньям, а также в престольные праздники - 15 августа, в день памяти Василия Блаженного, и 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы.

Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Войдя внутрь храма, даже трудно бывает разобраться в его планировке, не сделав круг-другой по всему зданию. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери, потому что именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят.

По итогам исследования доказано, что в этом знаменитом соборе, с его мощными стенами и сводами, раньше делали тайники. В стенах подклета были устроены глубокие ниши, вход в которые закрывали металлические двери. Там стояли тяжелые кованые сундуки, в которых богатые горожане хранили свое ценное имущество - деньги, украшения, утварь и книги. Там же хранилась царская казна.

Какие еще легенды и тайны сегодня хранит этот храм, который мы называем собор Василия Блаженного?

Мифы и правда о Соборе Василия Блаженного:

1) Иван Грозный выколол глаза строителям храма Самый распространенный миф о соборе - это леденящая доверчивые души история о том, что царь Иван IV якобы приказал ослепить его строителей Постника и Барму, чтобы они уже никогда не смогли построить ничего другого, что могло бы превзойти и затмить только что возведенный архитектурный шедевр. Между тем, никаких реальных исторических свидетельств нет. Да, строителей храма действительно звали Постник и Барма. В 1896 году служивший в храме прото­иерей Иоанн Кузнецов обнаружил летопись, в которой говорилось, что «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по имени Постник и Барма и быша премудри и удобни таковому чудному делу…». Так впервые стали известны имена строителей собора. Но про ослепление в летописи нет ни слова. Более того, Иван Яковлевич Барма после завершения работ над строительством храма Василия Блаженного принимал участие в строительстве Благовещенского собора в Московском Кремле, Казанского кремля и других знаковых сооружений, о чем есть упоминания в летописях.

2) Собор изначально задумывался таким пестрым Нет, это ошибочное мнение. Нынешний вид Покровского собора сильно отличается от первоначального облика. У него были белые стены, строго раскрашенные под кирпич. Вся полихромная и растительная роспись собора появилась только в 1670-е годы. К этому времени собор уже претерпел существенные перестройки: были пристроены два больших крыльца - с северной и южной стороны. Также была перекрыта сводами внешняя галерея. Сегодня в убранстве Покровского собора можно увидеть фрески XVI века, темперную роспись XVII века, монументальную масляную живопись XVIII-XIX веков, редкие памятники русской иконописи.

3)Наполеон хотел перевезти храм в Париж Во время войны 1812 года, когда Наполеон занял Москву, собор Покрова Богородицы настолько понравился императору, что он решил перенести его в Париж. Технологии того времени не позволяли это осуществить. Тогда французы сначала устроили в храме конюшни, а позже просто заложили в основание собора взрывчатку и зажгли фитиль. Собравшиеся москвичи молились о спасении храма, и произошло чудо - начался проливной дождь, который потушил фитиль.

4) Сталин спас Cобор от разрушения Храм чудом уцелел во время Октябрьского переворота - на его стенах долго оставались следы от попадания снарядов. В 1931 году к собору был перенесен бронзовый памятник Минину и Пожарскому - власти освобождали площадь от лишних строений для проведения парадов. Лазарь Каганович, который так преуспел в разрушении Казанского собора Кремля, Храма Христа Спасителя и ряда других храмов Москвы, предложил полностью снести и Покровский собор, чтобы дополнительно расчистить место для демонстраций и военных парадов. Легенда гласит, что Каганович приказал изготовить подробный макет Красной площади со снимающимся храмом и принес его Сталину. Пытаясь доказать вождю, что собор мешает машинам и проведению демонстраций он неожиданно для Сталина сорвал макет храма с площади. Удивленный Сталин якобы в тот момент произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место!», так что вопрос о сносе собора был отложен. Согласно второй легенде, своим спасением собор Покрова Богородицы обязан известному реставратору П.Д. Барановскому, который посылал телеграммы Сталину с призывом не разрушать храм. Легенда гласит, что Барановский, который был приглашен по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимися членами ЦК на колени, умоляя сохранить культовое строение, и это неожиданно подействовало.

5)Собор служит сейчас только музеем? Историко-архитектурный музей в соборе возник в 1923 году. Однако и тогда, в советское время, богослужения в соборе все равно продолжались. Шли они вплоть до 1929 года, и возобновились вновь в 1991 году.

25 интересных фактов о Соборе Василия Блаженного:

1.Считается, что храм Василия Блаженного находиться под особым попечительством Пресвятой Богородицы. Об особом Божьем Промысле свидетельствует тот факт, что собор уцелел до нашего времени, несмотря на все катаклизмы – пожары, войны, желание правителей взорвать святыню и т.п.

2.Изначально храм венчали 25 золоченых куполов, которые символизировали Господа и старцев у его трона. В наши дни осталось 10 куполов, каждый из которых уникален своей отделкой и расцветкой.

3.Вехой в истории собора стал 1990 год, именно в этот год святыня была внесена в Список всемирного наследия Юнеско.

4.Собор, которому недавно исполнилось 455 лет, должен

был исчезнуть не один раз. Он пережил пожары, наполеоновские войска, которые использовали его как сарай, и даже план сноса со стороны сотрудников Сталина, которые считали, что Святой Василий занимал много места, необходимого для парадов.

6.В старинных летописях упоминается тот факт, что Наполеон во время взятия Москвы в 1812 г. изъявил желание перенести русскую святыню в Париж. Поскольку желания императора на тот момент было не осуществимо ввиду отсутствия технологий, Наполеон принял решение взорвать собор. Москвичи молились о спасении святыни, пошел дождь и потушил фитиль.

7.В 30 годы XX века при проведении реставрационных работ был обнаружен потайной ход. В древности подклет (основание) собора не был общедоступным, внешние лестницы приводили людей сразу в верхние храмы, многие даже не догадывались, о существовании потайной лестницы, ведущей в недра сооружения. Тайники, размещенные в нишах нижнего этажа, использовались богатыми горожанами в качестве хранилищ для богатств, до конца XVI века здесь сберегалась царская казна.

8.Этот храм нам ещё может напоминать нам игру Тетрис, которая была создана в 1984 году российским компьютерным инженером Алексеем Пажитновым, и всегда запускалась с изображения символов СССР, в том числе Собор Василия Блаженного.

9.В наши дни Собор находится в одновременном пользовании Русской православной церкви и Государственного исторического музея.

10.Собор Василия Блаженного символизирует победу русского войска над Казанским ханством.

11. Собор – неточная копия мечети Кул-Шарифа. По преданию Грозный во время штурма города был взбешен сопротивлением оказанным жителями, после взятия населенного пункта он приказал снести мечеть.

14.Собор представляет не только архитектурную ценность, сокровища святыни включают 400 икон XVI-XIX вв., живопись XIX в, уникальную церковную утварь. В храме размещено 9 иконостасов, стены собора украшены фресками XVII.

15. Если посмотреть на храм сверху, то можно увидеть, что церкви, которые расположены по периметру вокруг центральной, образуют четкую геометрическую фигуру – Вифлеемскую звезду, символ Пресвятой Богородицы.

16.Под защиту государства московская святыня была взята еще в 1918 году.

17.В 1923 году Собор открыл свои двери в качестве музея.

18.Существует одна любопытная история: говорят, что ответственный за генеральный план реконструкции Москвы, Лазарь Каганович, пошел к Сталину с моделью Красной площади в руке, и предложил снести собор. Ответ Сталина был простым: «Лазарь, поставь на место!».

19.Покровский собор – победитель конкурса «7 чудес России». В 2007 году храм стал номинантом Всероссийского конкурса. Конкурс проходил в три этапа, при объявлении результатов 12.07.2008г. среди победителей был объявлен и Собор Василия Блаженного.

20.Ансамбль Собора включает восемь церквей и главный девятый храм с шатром, возвышающийся над ними, символизирует Покров.

21.Богослужения в храме Василия Блаженного проводят с 1991 года. Патриаршие и владычные службы проводятся в храме в дни Покровы и святого Василия Блаженного.

22.При строительстве святыни архитекторами использовались специальные приемы для создания уникального акустического звучания внутри сооружения. В стены закладывали глиняные горшки, горловины которых были направлены в направлении внутреннего пространства строений.

23.Рака с мощами Василия Блаженного сберегается в храме. Известен не один случай чудесного исцеления прихожан, после преклонения к святым мощам Василия.

24.Существует мнение, что Василий Блаженный был единственным человеком, которого Иван Грозный боялся, и, следовательно, царь похоронил его в церкви Святой Троицы.

25. Собор состоит из девяти отдельных часовен, каждая из которых посвящена одному из святых, в чьи праздники Иван Грозный выигрывал битву.

Стихи о Храме Василия Блаженного:

*С моста над Москвою-рекою

Нам виден Васильевский спуск.

Там храм, возвышаясь горою,

Стоит, не стряхнув снежный груз...

Тот груз пусть совсем символичен -

Украсил зимой купола.

Ведь храм красотою отличен,

Зря снег мать зима намела...

Вам скажет любой очевидец,

Что время не властно над ним.

Василий Блаженный - провидец,

Хранит его светом своим...(Миловидова Светлана)

*Дворец великолепный и надменный,

Творенье рукокрылых мастеров,

Набросив златотканый свой покров...

Стоял он величаво, гордо, пышно;

Неодолимо в сказку он манил -

И мне, будто во сне, вдруг стало слышно…

Как колокольчик в сердце зазвонил.

В который раз звонит он лет уж триста?

Казалась роспись чудом кисти,

Автографом, дошедшим из веков.

И красоты нездешней отраженью

Я подивился, трепет не тая,

И я не знаю, кто же был блаженней

В тот миг связующий - собор иль я?..

И, заглядевшись на чуднЫе фрески,

Я забывал, поверив в чудеса,

Что гениальным мастерам в отместку

Царь, по преданью, выколол глаза…

Стоял собор, безмолвный и блаженный,

И захотелось, глядя в небеса,

Построить храм в душе своей нетленный,

Покуда смерть не выклюет глаза… (Карпенко Александр)

*Красотой людей пленяя,

Верность Богу сохраняя,

Святой Дух обряд творит, Чудо-Храм в Москве стоит.

Буйство зелени, цветов,

Солнца блеск его крестов.

Жизнь долга и на века,

Крепко строила рука…

Речь держал сам Грозный царь,

Всей Руси наш государь:

«Будет храм стоять в столице,

Должен быть как чудо-птица.

Чуть вспугнёшь и он взлетит,

В чистом небе полетит.

Есть ли здесь мастеровые,

Кто построит чудо-храм,

Иль остались здесь в России,

Рвань да голь, да всякий срам»?

Вот с толпы выходят двое,

И на зов царя идут

В поясах согнулись вдвое,

И царю поклоны бьют.

Постник Яковлев, Барма,

Высока о них молва.

И по жизни не хитры,

И в строительстве мудры.

Двое псковских мастеров,

Каждый к подвигу готов.

Не прогневайся, Властитель,

Мастера в России есть.

Мы построим храм Властитель,

Окажи нам эту честь.

Головой кивнул им царь,

Земли русской государь.

И пошла в Москве работа,

Сколько люда, сколько пота.

Стали храм тот возводить,

Видно так тому и быть.

Вблизи Спасских там ворот,

На глазах наш храм растёт!

Много времени иль мало,

Убежало с той поры,

Но вот чудо засияло,

Понесли к нему дары.

Иноземцам в удивление,

Завершил народ строение.

Храм стоял подобно птице,

И сверкали купола.

Тишина плыла в столице,

Как волшебных два крыла.

Вдруг в народе зашумели:

С колоколен грянул звон.

«Аллилуйя» все запели

Храм стоял, светился он.

Устремился ввысь крестами,

Был красив под куполами.

Стены словно облака,

Простоит в Москве века.

Что творилось с мастерами!

Сдержать радость нет уж сил,

Гордость сердце разрывала,

Трепет чувства захватил.

В горле всё перетянуло,

Затуманились глаза.

Душа разом содрогнулась,

Покатилась вниз слеза.

Ох, нелёгкая победа,

Отдано немало сил,

Мастерство своё изведав,

Бога всяк язык хвалил.

Солнцем взятый весь в полон,

Храм парил, как дивный сон.

Радость била через край,

Век живи не умирай.

Иван Грозный подошёл,

Храм со свитой обошёл.

В стены жезлом ударял,

Их на прочность проверял.

Подошёл он к мастерам,

И задал вопрос им сам:

Отвечайте мне царю,

Лучше сделать храм велю.

Ну каков от вас ответ, Вы построите, иль нет»?

Постник Яковлев, Барма,

Прорекли в ответ слова:

«Разве нет на нас креста?

Укажи нам царь места.

Мы построим, прикажи,

Краше сделаем, скажи.

Твоя воля государь,

Всей Руси великий царь».

Эх, славяне - простота,

А живёт в вас - красота.

Перед храмом царь стоял,

Хищный блеск в глазах сиял.

Взгляд тяжёл и он молчал,

Думу трудную решал.

«Постник Яковлев, Барма,

Прозвучали к ним слова,

Окажу вам свою честь.

Я доволен тем что есть,

Мне другого и не надо,

Вот для вас моя награда.

Красоты под небесами

Лучше не было и нет,

Вы расстанетесь с глазами,

Чтоб не видеть белый свет.

А душа пусть будет рада,

Жизнь оставлю ей в награду».

Щедра царская рука,

Будь проклята на века.

Мастеров царь наградил

В благодарность ослепил.

Чтобы не было по свету

Храма лучшего, чем этот.

Чудо-храм на Бога зрит -

Пять веков в Москве стоит.(Богатырев Юрий Николаевич)

*На Красной Площади стоишь ты до сих пор,

Вещая миру о могучей нашей силе,

В честь военных побед, возведённый собор,

Красивейший из храмов России!

Символ Москвы и душа сокровенного,

Вечный наследник и славы, и бед,

Храм Василия Блаженного -

Памятник русских побед!

От имени Христа на колокольный звон

Благословил тебя митрополит Макарий,

Зодчим Барме и Постнику низкий поклон,

И царю за шедевр государев! (Марахин Владимир)