Меню
Бесплатно
Главная  /  Овуляция  /  Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана. Опыт «Извержение вулкана»: еще одно интересное применение соды

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана. Опыт «Извержение вулкана»: еще одно интересное применение соды

С действующим вулканом. Поделка полностью выполнена из бросового материала.

Один из самых интересных элементов в мире динозавров – вулкан. Он настоящий, Ане очень нравится, когда мы его запускаем. Правда динозавров она заранее прячет по пещерам, чтобы не погибли.

И сегодня я хочу рассказать, как сделать домашний вулкан. Кстати, вулкан интересен не только с точки зрения игры, но и с точки зрения развития ребенка. Запуская вулкан – вы проводите маленький химический опыт, показывая ребенку — как могут взаимодействовать вместе сода и уксус. Ребенку постарше можно рассказать что пузырьки, которые выделяются это углекислый газ.

Сначала я расскажу, как сделать многоразовый вулкан, который можно запускать неоднократно. Для его создания потребуется некоторое время. В конце статьи расскажу об еще одном – быстром способе создания домашнего вулкана.

Для создания вулкана потребуется:

  • пластиковая бутылка 1,5 л.;
  • пластиковая крышка (например, от сметаны, майонеза, или от обычной пластиковой одноразовой круглой баночки);
  • скотч малярный и обычный;
  • гипсовая штукатурка (или соленое тесто);
  • акриловая краска (или смесь гуаши с ПВА);
  • основа для вулкана (у нас пластиковая подложка для печенья);
  • бумага или старые газеты;
  • фольга.

1. Отрежьте пластиковую бутылку нужной высоты, установите ее в пластиковую крышку и закрепите скотчем.

У вас получится надежная основа для вулкана.

2. Прикрепите будущий вулкан к пластиковой подложке при помощи скотча. В качестве основы можно использовать также кусочек фанеры.

3. Придайте бутылке форму конуса.

Для этого мы отрывали небольшие кусочки бумаги, комкали их и выкладывали вокруг вулкана и закрепляли молярным скотчем, постепенно поднимаясь вверх. Чтобы бумага не размокла от гипса, закройте ее фольгой (фольгу тоже закрепляем малярным скотчем).

4. Разведите гипсовую штукатурку до консистенции очень густой домашней сметаны и покройте ей вулкан. Старайтесь придать рельеф вулкану: сделайте что-то вроде желобков, по которым протекала лава и выступов.

Вместо гипсовой штукатурки можно использовать – просто обложите им основу вулкана, придавая нужный рельеф.

Как вариант можно обложить вулкан бумагой замоченной в клее по технике папье-маше.

5. Дождитесь, пока вулкан просохнет, и раскрасьте его. Используйте разные оттенки коричневой краски. Красной краской нарисуйте следы лавы.

Вулкан готов!

Для извержения вулкана потребуется:

— чайная ложка соды;

— капелька средства для мытья посуды;

— красная краска или красный пищевой краситель;

Приступаем к самому веселому этапу! Внутрь жерла вулкана положите чайную ложку соды, насыпьте красного пищевого красителя или красной гуаши (мы использовали гуашь), добавьте капельку средства для мытья посуды. Можно налить немного воды, но мы обошлись и без нее.

Аккуратно наливаем в жерло вулкана столовый уксус и извержение начинается!

Средство для мытья посуды делает химическую реакцию более активной – получается много красивой красной пены (лавы).

И как обещала, более простой вариант создания вулкана.

Как сделать вулкан из бумаги и пластилина

Лист картона сверните в виде конуса и обрежьте макушку. Это будет форма для домашнего вулкана. Сверху облепите ее пластилином так, чтобы картон стал похож на гору. Лучше поместить вулкан на тарелку или противень, чтобы при извержении ничего не испачкать.

Внутрь конуса установите баночку (например, из под детского питания или мыльных пузырей). В баночку предварительно положите смесь для лавы (сода, краска, пищевой краситель).

Все, вулкан готов. Этот вулкан сделать очень быстро, он удобен, когда вы хотите прямо сейчас показать ребенку настоящее извержение вулкана .

Второй вариант создания вулкана мы взяли из книжки « ».

Теперь вы знаете, как сделать вулкан. Можно проводить эксперименты!

Извержение вулкана на тропическом острове - очень зрелищный и красивый химический опыт (эксперимент) для детей в домашних условиях. Мастер-класс с фото.

Опыт (эксперимент) "Вулкан" для детей

Этот опыт (эксперимент) достаточно легкий и известный, но малышей (а еще дошкольников и даже младших школьников, если они еще не были с ним знакомы) он неизменно приводит в восторг, и они готовы его повторять вновь и вновь!

По желанию можно приобрести набор для проведения опыта "Вулкан", но все необходимое для этого обычно есть в каждом доме. Для самого простого варианта этого опыта понадобятся только:

  • уксус
  • небольшая емкость (флакончик, бутылочка, рюмка или стакан)
  • глубокая тарелка

Будьте внимательны : эксперименты с уксусом детям можно проводить только под контролем взрослых !

И хотя этот опыт мы с дочкой тоже не раз делали в нескольких вариантах, но фотографии вулкана из этой статьи, окруженного красивым тропическим пейзажем, настолько вдохновляющие, что сразу же хочется сделать такой же.

Тем более, что кроме интеллектуального развития и расширения представлений об окружающей среде, ребенок будет развивать мелкую моторику, а также творческое мышление. Ведь в данном варианте опыта предлагается провести его не в лабораторной колбе или заменяющей ее емкости, а сделать своими руками красивый фон. Этот фон впоследствии можно использовать для занятий с ребенком географией, для игр и тематических инсталляций.

Данная работа и мастер-класс созданы специально для участия в . Авторы: Кучерявый Коля (4 года, г. Санкт-Петербург) и его мама Юлия . Большая благодарность им за участие и статью с пошаговой инструкцией.

Как сделать домашний опыт "Извержение вулкана". МК

Если дома достаточно соды, уксуса и средства для мытья посуды, легко можно устроить небольшой домашний катаклизм - извержение вулкана. А заодно познакомить ребенка с простейшими химическими реакциями.

Увлекательное занятие на очень долгое время! Мы несколько дней устраивали "извержения"!

Материалы и инструменты

Что понадобится:

  • баночка (у нас - половинка от пластмассового яйца "Киндер-сюрприз")
  • пластилин
  • украшения (камушки, бусинки, ниточки... В общем, что угодно, что поможет визуально создать тропический остров)
  • поддон (идеально - поднос)
  • уксус
  • средство для мытья посуды

Этапы работы

Для начала мы с Колечкой создали свой миниатюрный островок со спящим пока вулканом. Облепили баночку пластилином, украсили камнями, цветными стекляшками, нитками... Посадили игрушечного волка наблюдать.

Затем мы начали химичить!

В вулкан Коля насыпал полную чайную ложку соды. Я капнула туда же пару капель йода и примерно чайную ложку средства для мытья посуды.

Чтобы все было равномерно, мы перемешали смесь палочкой и, затаив дыхание, влили в наш вулкан немного уксуса! Тут же все зашипело, зафырчало, и из жерла вулкана потекла густая пена, скрашенная йодом! Наглядно стало понятно, что наш макет вулкана очень даже работает и выглядит эффектно!

Процесс засыпания соды и поливания ее уксусом длился пару десятков раз. Восторг юного химика не утихал, уксус кончался. Далее пришлось бежать за полотенцем и устраивать уборку, поэтому "вулкан" лучше сразу делать на глубоком подносе.

_____

Предлагаю посмотреть другие статьи с меткой или все статьи из рубрики "Развивающие и обучающие занятия".

© Юлия Шерстюк, https://сайт

Всего доброго! Если статья была вам полезна, пожалуйста, помогите развитию сайта, поделитесь ссылкой на нее в соцсетях.

Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону .

  • Цветной дождь — опыт с водой, краской и пеной…
  • Поднимающаяся краска — опыт с цветом, красками…

Как провести занимательный урок по химии на кухне и сделать его безопасным и интересным для вашего ребенка? Попробуем провести настоящий химический опыт - вулкан в обычной столовой тарелке. Для этого опыта потребуются следующие материалы и реактивы:

Кусок пластилина (из него мы сделаем сам вулкан);

Тарелка;

Уксусная кислота;

Питьевая сода;

Жидкость для мытья посуды;

Краситель.

Перечисленные выше компоненты легко можно найти в каждом доме или в хозяйственном отделе близлежащего магазина. Они достаточно безопасны, но, как и любые этот тоже потребует соблюдения правил техники безопасности.

Описание работы:

  1. Из пластилина делаем основание вулкана и конус с отверстием. Соединяем их, тщательно залепив края. Получаем пластилиновый макет вулкана со склонами. Внутренний размер нашей конструкции должен иметь окружность с диаметром около 100 - 200 мм. Перед установкой макета в тарелку или поднос проверяем наш вулкан на герметичность: набираем в него воду и смотрим, пропускает ли он ее. Если все в порядке - устанавливаем макет вулкана в тарелку.
  2. Теперь переходим к следующей части - приготовлению лавы. Засыпаем в наш макет вулкана из пластилина одну столовую ложку питьевой соды, жидкость для мытья посуды в таком же объеме и краситель, который будет окрашивать будущее извержение в соответствующий реальной лаве цвет. Чтобы добиться максимального сходства, можно использовать детские краски для рисования и даже обычный сок столовой свеклы. Этот химический опыт должен воссоздать в глазах ребенка в природе.
  3. Для запуска извержения необходимо залить в кратер четвертую часть чашки уксуса. В ходе соединение соды и уксусной кислоты ведет к образованию которая относится к нестойким соединениям и сразу же распадается на воду и углекислый газ. Именно этот пенный процесс и придаст нашему извержению вид настоящего вулкана с потоками лавы по склонам. Химический опыт закончен.

Демонстрация действующего вулкана в школе

Помимо описанного выше вида демонстрации безопасного извержения существует еще много способов получения вулкана на столе. Но уже эти опыты лучше проводить в специально подготовленных помещениях - школьных химических лабораториях. Наиболее известный всем со школьной скамьи вулканБёттгера. Для его проведения нужен дихромат аммония, который насыпают горкой, в вершине ее делают углубление. В кратер помещают кусочек смоченной спиртом ваты, который поджигают. В ходе реакции образуется азот, вода и Протекающая реакция очень похожа на извержение действующего вулкана.

Для запоминания, а также для развития эрудиции у детей хорошо связать такой химический опыт с каким-либо наиболее известным примером извержения в истории человеческой цивилизации, например, со взрывом Везувия в Италии, тем более что его замечательно и с пользой для кругозора можно проиллюстрировать репродукцией великой картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи» (1827-1833 гг).

Небезынтересным для детей будет также рассказ о довольно редкой и полезной профессии вулканолога. Эти специалисты постоянно наблюдают уже потухшие и ныне действующие вулканы, делают предположения относительно возможного времени и силы их будущих извержений.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Извержение вулкана»
Василькова Татьяна Леонидовна,воспитатель детей дошкольного возраста в МДОУ «Октябрьский детский сад»Калужская область, Ферзиковский район,п.Октябрьский.
Назначение: в помощь воспитателям,педагогам дополнительного образования,для проведения занятия –эксперимента.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие,
Социально-коммуникативное развитие,
Развитие речи,
Физическое развитие,
Художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: Познавательно-исследовательская,коммуникативная,игровая,продуктивная.
Место проведения: помещение группы «Зайчата».
Участники: Дети,воспитатель.
Цель : Познакомить детей с таким природным явлением,как вулкан, его строением. Способствовать накоплению представлений об окружающем мире.Показать детям эксперимент –извержение вулкана.
Задачи:
-Формировать интерес к окружающему миру;
-развивать у детей любознательность,познавательную активность в процессе выполнения опыт а,коммуникативные навыки,развивать интерес к эксперементано-иследовательской деятельности;
-расширять и активизировать словарный запас детей на основе формирующихся представлений о мире: лава,жерло,вулкан,пепел,спящий вулкан,действующий вулкан.
-укреплять здоровье детей,используя здоровьесберегающие технологии: динамические паузы,пальчиковую гимнастику.
_создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность,формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: Поднос,муляж вулкана,уксус,сода,гуашь,моющее средство,иллюстрации с изображением вулкана,листы бумаги,карандаши,схема проведения опыта « Извержения вулкана»,игрушка «Лунтик»,презентация на тему: «Вулканы»,папка «Юные исследователи»,знаки безопасности.
Предварительная работа: Рассматривание книг об окружающем мире,о вулканах,просмотр мультиков о вулканах(«Леонардо 1 сезон,10 серия «В жерле вулкана», «Лава» от PIXAR полная версия на русском языке, «Будни аэропорта «Извержение вулкана»»)
Методы и приёмы:
Словестные методы: уточнения,опросы,художественное слово,беседа,вопросы, пооширения.
Практические методы: совместные действия воспитателя и детей,схемы для проведения опытов.
Литература:
1.Равиза Ф.В. «Простые опыты» М.1997
2.Иванова А. И. «Детское экспериментирование как метод обучения»Управление ДОУ №4 2004
3.Соловьёва Е. «Как организовать поисковую деятельность детей»Дошкольное воспитание№1 2005
4.Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты »Екатеринбург

Ход Непосредственно –образовательной деятельности.

Дети заходят в группу.
Воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть.
Игра –приветствие.
Наши умные головки(руками взяться за голову),
Будут думать много,ловко(раскачивают головой вправо,влево).
Ушки будут слушать(руками взяться за ушки),
Ротик чётко говорить(чётко проговорить эти слова).
Ручки будут хлопать(хлопки руками),
Ножки будут топать(ножки топают).
Спинки выпрямляются,
Друг,другу улыбаемся!(дети улыбаются друг,другу)
Воспитатель: Ребята,а вы заметили,что к нам сегодня пришли гости?
Дети: Да!
Воспитатель: А давайте мы сначала поздороваемся с гостями,а потом поделимся своим хорошим настроением и своими улыбками.И отправим наши улыбки воздушным поцелуем!Молодцы!
Сюрпризный момент. На полу лужа.
Воспитатель:Ой,ребята, а что это за лужа у нас на полу?
Предположения ребят.В это время слышатся всхлипы и появляется игрушка «Лунтик».
Воспитатель: А так это ты тут свои слёзы пролил?Что же у тебя случилось?
Лунтик: Мой дедуля Шершуля загадал мне очень интересную загадку,а я всё никак не могу её разгадать.Вот я и расстроился.Может вы поможете мне отгадать её?
Воспитатель:Поможем Лунтику отгадать загадку?
Дети: Да,конечно!Загадывай!
Лунтик загадывает загадку.
Я черный страшный великан,
Что делать мне - решаю сам
Могу я спать, могу рычать,
Огонь и пепел извергать,
А ну, попробуй угадать,
Как же меня звать?
Дети: Мы знаем!Это вулкан!
Лунтик:Ребята,какие вы молодцы!А что это такое –вулкан?
Воспитатель: Сейчас я вам всем расскажу и покажу легенду про древнего бога Вулкана. Слушайте и смотрите внимательно(показ презентации)
Слайд №1 .Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне.
Слайд №2 .Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами
Слайд №3. Ребята, как вы думаете, на что похож вулкан? Посмотрите на наш вулкан.(в презентации и на макет вулкана)
Дети: На треугольник, конус.
Воспитатель: Правильно! А что извергает вулкан?
Дети: Вулкан извергает раскалённую лаву, пепел, камни.
Слайд №4. Посмотрите на наш вулкан и скажите, на что похожа верхняя часть вулкана? Может Лунтик нам скажет?
Лунтик: Верхняя часть похожа на большую яму, воронку.
Воспитатель: Верно, молодец и называется она кратер вулкана.
Воспитатель: Верно, вулкан на вид обычная гора, но внутри нее есть очень горячая жидкость – магма.
Слайд №5 Вулкан считается спящим, пока магма живет в своем домике.
Слайд №6 . А если вулкан извергает магму, то – это действующий вулкан.
Ребята, а сейчас давайте мы с вами расскажем и покажем Лунтику, как извергается вулкан.
Динамическая пауза.
Дети садятся на корточки руки вверх в виде конуса.
1. Вулканы начали играть
Из жерла лаву извергать (начинают подниматься на носки, руки вверх, потянуться, встряхнуть кистями, опустить вниз).
2. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! (руки на поясе, поднимаем их вверх, сжимаем и разжимаем кулаки,топаем ногами).
3. Но вот он начал уставать,
Огонь в нем начал угасать (медленно опускаем руки с приседом).
4. Последний раз огнем дыхнул (сидя долгий выдох).
5. И на десятки лет уснул! (руки под щеку, засыпает вулкан).
Воспитатель: Ребята,а вы сами хотите разбудить вулкан?
Дети:Да,очень!
Воспитатель: Ну тогда
Быстро встали,улыбнулись!
Выше,выше потянулись!
Вправо,влево поворот!И бежим скорей вперёд!
Воспитатель: Вот мы и прибежали в лабораторию. В лаборатории у нас все готово для проведения опытов. Давайте посмотрим, как будет извергать лаву наш вулкан.Но сначала вспомним правила поведения в нашей лаборатории.
Правила!(Заранее изготовляются знаки безопасности)Теперь я одену специальную защитную одежду (халат,колпак,перчатки).
Воспитатель: Молодцы!
(Проведение опыта).
Воспитатель: Лунтик и ты садись рядом с нами. Давайте мы внимательно посмотрим на схему и будем делать всё в точности как в ней указанно! На поднос поставим наш « вулкан». Давайте посмотрим на схеме,что мы берём первым?Правильно,2 ложки соды,насыпаем их в стакан с водой.Хорошо размешаем!Большую ложечку красной краски,опять перемешиваем. Добавляем 1 ложку моющей жидкости.Перемешиваем. Давайте возьмём лейку,вставим в жерло нашего вулкана.Получился кратер?Молодцы,правильно!А сейчас,внимание делаем все 2 шага назад!Я беру очень опасное вещество –уксус,никогда его не трогайте без взрослых!Наливаем 1 ложку уксуса,и добавляем в наш вулкан!Что вы наблюдаете?
Дети: Вулкан начал извергаться.
Воспитатель: А чем он извергается?
Дети: Лавой!
Воспитатель: Молодцы! Теперь вы и Лунтик узнали, что такое вулкан и как он извергается!А сейчас давайте вернёмся на наши стульчики,я вам ещё кое-что расскажу о вулканах.
Слайд №7 .Ребята,на территории нашей страны расположено очень много вулканов!
Слайд №8 .Крупнейший вулкан расположен на Камчатке,называется он Ключевская сопка. Посмотрите на него! Какой он огромный!
Слайд№9 .Посмотрите какой он красивый ночью!Очень завораживающее зрелище!Но не надо забывать,что и очень опасное!
Лунтик: Спасибо вам большое!В благодарность вам,я угощаю вас моими любимыми пирожками с земляничкой,которые испекла моя бабуля!Приятного аппетита!А я побегу расскажу всем своим друзьям про вулканы! До свидания!
Воспитатель: Дети, вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего? (Ответы детей). А давайте сейчас мы нарисуем как извергается вулкан! А самые интересные рисунки поместим в нашу папочку «Юные
исследователи».









Слайды презентации.
Слайд №1



Слайд №2


Слайд №3


Слайд №4


Слайд №5


Слайд №6


Слайд № 7


Слайд №8


Слайд №9


Слайд №10
Спасибо друзья!


Ещё несколько слов о самом макете вулкана.Для его изготовления я взяла стеклянную бутылку,с помощью пластилина сделала желаемую форму.Обклеила салфетками при помощи клея ПВА.После высыхания клея раскрасила гуашью,после высыхания гуаши покрыла лаком. 22 сентября 2010, 13:42 Простите, совсем уж опопсели – что тут лайвсайнсного? Прям как у мозголомов на дискавери

Вроде ж достаточно много интересных идей предложено в соседнем разделе.

Еще б колу с ментосом смешали

  • Тогда уксус+сода не подойдет, т. к. получаем расширение за счет газа, а в итоге пену.

    Чтобы это обойти, мне представляется 3 варианта:

    1. Использовать другое вещество, сильно расширяющееся без создания газа (не знаю такового).

    2. Использовать нехимическую силу для извержения. К примеру, сообщающиеся сосуды, один поднимаем, из другого извергается. Или велонасосом накачивать давление (вместо соды/уксуса в аппарат из п. 3, горлышко заменить на ниппель)

    3. Либо же оставить газ, но смесь расслоить (но тогда нужен нетривиальный аппарат для вулкана), например налить сгущенки, окунуть в нее соломинку, а сверху запустить реакцию.

    Например на такой установке:
    http://img638.imageshack.us/img638/3518/volcano.gif
    где:
    1 – сгущенка
    2 – сода
    3 – горлышко для заливки уксуса (герметично закрывающееся)
    4 – соломинка, из которой будет извержение (края соломинки с горлышком вулкана тоже нужно герметизировать).

  • 22 сентября 2010, 23:35
    Кстати... для реабилитации научности статьи, приведу реакцию взаимодействия, на которой основан опыт:

    Уксус (уксусная кислота): CH 3 COOH
    Сода (карбонат натрия): Na 2 CO 3

    При смешивании получаем:
    Na 2 CO 3 + 2 CH 3 COOH =
    2 CH 3 COONa + H 2 CO 3

    CH 3 COONa – ацетат натрия (натриевая соль уксусной кислоты)

    H 2 CO 3 – угольная кислота. Которая быстро распадается на CO 2 (углекислый газ) + H 2 O (вода)

    Углекислый газ гораздо больше в объеме, чем исходные вещества. За счет него и идет расширение с выбросом "через край".

  • 23 сентября 2010, 17:57
    Попробую сам дать ответ на домашнее задание (на уровне гипотезы, правда):

    Известно, что свежезамешанное тесто хорошо "поднимается", пока стоит в тепле. Механизм заключается в образовании пузырьков углекислого газа по всему объему теста. Так как они не имеют возможности выйти наружу, то и приводят к разбуханию теста.

    Теперь делаем следующее: готовим полужидкое тесто в холодном состоянии, помещаем внутрь вулкана и начинаем активно подогревать. По идее, должно начаться сильное набухание с вытеканием настоящей полужидкой "лавы".

  • 28 сентября 2010, 00:19
    С тестом не выйдет.
    Нужно будет очень сильно нагреть, что приведет к получению головешки, т. к. газа там немного. А сильно ускорить газообразование нереально.

    Понадобится емкость побольше и чтонить плавучее настолько, чтобы оно было легче бурлящей воды (на ум приходит только пенопластовая крошка) но нужно будет поэкпериментировать с соотношением вода–пенопласт... да и пластичности лавы сложно будет добиться...

  • Роман 17 марта 2012, 15:04
    Вот тоже один из вулканов.
    Вулкан Лемери
    Французский химик, аптекарь и врач Никола Лемери (1645––1715) в свое время тоже наблюдал нечто похожее на вулкан, когда, смешав в железной чашке 2 г железных опилок и 2 г порошкообразной серы, дотронулся до нее раскаленной стеклянной палочкой. Через некоторое время из приготовленной смеси начали вылетать частицы черного цвета, а сама она, сильно увеличившись в объеме, так разогрелась, что начала светиться. Вулкан Лемери –– результат простой химической реакции взаимодействия железа и серы с образованием сульфида железа. Эта реакция протекает весьма энергично и сопровождается значительным тепловыделением.