Меню
Бесплатно
Главная  /  Планирование беременности  /  Кафедра «Менеджмент организации» Тольяттинского государственного университета Тема: «Внедрение системы менеджмента качества в образовательном учреждении» - презентация. Системы управления качеством профессионального образования Система менеджмента качеств

Кафедра «Менеджмент организации» Тольяттинского государственного университета Тема: «Внедрение системы менеджмента качества в образовательном учреждении» - презентация. Системы управления качеством профессионального образования Система менеджмента качеств

Для образовательных учреждений и что такое качество образования? Роль системы менеджмента в борьбе за потребителей услуг образовательной сферы.

Рынок образовательных услуг постоянно предъявляет к учреждениям сферы образования все более и более жесткие требования. В таких условиях они вынуждены быстро перестраиваться, борясь за потенциальных учеников, слушателей и студентов.

Для обеспечения качественного обучения современных востребованных специалистов открываются новые специальности, обновляется нормативная, методическая и лабораторная база, большое внимание уделяется повышению уровня компетентности преподавательского состава. При этом образовательные учреждения не должны отклоняться от требований государственных стандартов образования.

Очевидно, что оперативно решать все поставленные задачи один руководитель лицея, техникума, колледжа, центра профессиональной подготовки или ВУЗа не может. Необходима гибкая и результативная система управления, устанавливающая единые критерии оценки и правила исполнения работ при четком распределении полномочий и ответственности сотрудников.

В каждом образовательном учреждении в обязательном порядке существуют учебные планы, определяющие формы, согласно которым оцениваются знания, а также направления обучения. Однако очень важно понимать, что одного наличия таких планов в условиях отсутствия совершенных внутренних процессов совершенно не достаточно для того, чтобы гарантировать соответствие качества образовательных услуг ожиданиям и потребностям потребителя.

Международные и российские стандарты ИСО серии 9000, аккумулирующие передовой опыт эффективного управления, дают ответы на многие вопросы в части обеспечения на базе процессного подхода высокого уровня конкурентоспособности организаций, в том числе и образовательных учреждений. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001 в сфере образования даны в разработанном в 2006 году государственном стандарте ГОСТ Р 52614.2-2006 (ныне действующая международная версия IWA 2:2007) .

Остановимся более конкретно на том, в чем выигрывает образовательное учреждение, внедрившее систему менеджмента качества. Итак, реально функционирующая СМК в образование - это:

  • Слаженное управление внутренней и внешней документацией, подразумевающее своевременное доведение информации обо всех изменениях до заинтересованных сотрудников.
  • Отсутствие накладок и путаницы при планировании занятий плюс отработанный порядок заблаговременного информирования о замене преподавателей либо внесенных в расписание изменений.
  • Рост уровня профессионализма преподавательского состава, благодаря стабильному повышению квалификации.
  • Отсутствие проблем, связанных с низкой компетентностью преподавателей, ведущих те или иные дисциплины, обусловленное наличием действенной системы контроля качества работы на основе измеримых показателей.
  • Безпроблемное прохождение аттестации и лицензирования.
  • Повышение числа потребителей, предлагаемых образовательных услуг (приток абитуриентов, желающих пройти обучение в данном учреждении).
  • Рост успеваемости и посещаемости учащихся, способствующий формированию позитивного имиджа учебного заведения.

Приведенный список охватывает далеко не все преимущества, которые дает СМК образовательному учреждению. Система управления качеством является всеобъемлющей и затрагивает самые различные процессы.

Говоря о положительных сторонах процессного подхода, нельзя не сказать о таких инструментах повышения конкурентоспособности как четко регламентированные правила проведения работ по анализу рынка образовательных услуг, оценке удовлетворенности потребителя, рассмотрению жалоб, управлению кадрами, мотивации работников образовательной среды, управлению инфраструктурой самого учреждения.

ДОКЛАД

Тема: «Системы менеджмента качества в образовании»

1. Введение 3

2. Особенности системы менеджмента качества в учебных

заведениях 5

3. Показатели качества образования 7

4. Заключение 10

5. Список литературы 11

Введение

Образование является важнейшей сферой социальной жизни. Именно образование формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества.

Содержание образования и его направленность отражают образовательные программы и стандарты. Государственные образовательные стандарты включают федеральный и национально-региональный компоненты. Он определяют обязательный минимум основных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников и содержат объективную оценку уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм собственности.

Учреждения образования представляют собой массовую систему, воздействующую на экономическую ситуацию в стране и ее регионах. В образовательных учреждениях осуществляется передача знаний, моральных устоев и обычаев общества.

Качество образования определяется прежде всего качеством носителя знаний (учителей, профессорско-преподавательского состава), который передает эти знания с помощью различных методик потребителям. В зависимости от применяемых методик потребители усваивают математику, литературу, химию и другие предметы.

Научно-технический прогресс приводит к появлению новых средств и предметов труда, новых производственных и информационных технологий. Поэтому требуется непрерывное образование с целью получения новых знаний и их применения в деятельности потребителя. В современных условиях реальной необходимостью является непрерывное образование.

Система менеджмента качества в образовании строится на следующих принципах:

Понимание и выполнение требований к образованию с учетом достижений научно-технического прогресса и международных стандартов;

Ориентация на потребителя, жесткая конкуренция на рынке труда требует мобильности и динамичности системы менеджмента;

Постоянное совершенствование образовательного процесса с учетом результатов мониторинга.

Жизнедеятельность образовательных структур состоит из трех взаимосвязанных процессов:

Получение ресурсов;

Использование ресурсов для достижения целей организации;

Передача результатов деятельности во внешнюю среду.

При реализации процессного подхода к системе менеджмента качества в образовании необходимо учитывать схему взаимодействия различных органов власти, интересы которых лежат в области образования.

Достижения теории и практики менеджмента качества с полным основанием могут применяться при создании системы менеджмента качества в образовательных структурах.

Особенности системы менеджмента качества

в учебных заведениях

Система менеджмента качества строится с учетом общих требований и типа учебного заведения. Статус учебного заведения зависит от характера его деятельности, уровня и реализуемых образовательных программ.

Менеджмент учебного заведения как организации социальной сферы наряду с другими аспектами управления включает и систему менеджмента качества. Учебное заведение ориентируется на потребителей образовательных услуг, поэтому система менеджмента качества должна:

Способствовать повышению качества образовательных услуг;

Определять последовательность и взаимодействие процессов оказания образовательных услуг;

Обеспечивать результативность процессов;

Обеспечивать ресурсную и информационную поддержку процессов;

Осуществлять мониторинг образовательных процессов;

Позволять выявлять отклонения достигнутых результатов от запланированных и постоянно совершенствовать образовательные процессы.

Для системы менеджмента качества применимы слндующие принципы:

Ориентация на потребителя;

Учет ситуации на рынке образовательных услуг;

Учет ситуации на рынке труда;

Лидерство руководителя;

Постоянное улучшение деятельности учебного заведения и т.д.

Задачи учебного учреждения – удовлетворять потребности государства и общества в квалифицированных работниках. Руководитель разрабатывает политику и стратегические цели организации; участвует в проектах по улучшению, поиску новых образовательных технологий, определению жизненного цикла образовательных услуг, разработке новых услуг. При этом следует учитывать, что образовательное учреждение представляет собой сложную образовательную систему.

Управлять системой означает обеспечивать ее целенаправленное поведение в изменяющихся условиях, что достигается надлежащей организацией и развитием. Системы различаются своими целями.

Планирование представляет собой постановку проблемы, прогнозирование, определение целей, разработку стратегии, определение условий и средств достижения целей. Функционирование системы обеспечивается благодаря регулированию, которое включает учет и контроль. В процессе планирования принимаются решения, затем создаются условия для его выполнения, и система начинает функционировать. Однако под влияние внутренних и внешних факторов могут возникать отклонения от намеченных целей. Регулирование направлено на нейтрализацию причин отклонений и обеспечение желаемого хода развития системы.

Процесс образования состоит из операций, связанных с подготовкой и реализацией занятий по соответствующим образовательным программам.

Управление процессом включает: составление календарных планов, установление норм удельной трудоемкости на выполнение элементов учебной работы (чтение лекций, руководство курсовыми и дипломными работами и т.п.), контроль качества преподавания и др.

При формировании системы менеджмента качества нужно учитывать появление новых нетрадиционных технологий обучения, которые применяются в так называемом открытом образовании.

Показатели качества образования

Исходя из подхода к пониманию качества образования, можно выделить следующие блоки показателей качества.

1. Качество преподавательского состава.

2. Состояние материально-технической базы образовательного учреждения.

3. Мотивация преподавательского состава.

4. Качество учебных программ.

5. Качество студентов.

6. Качество знаний.

7. Качество инфраструктуры.

8. Инновационная активность руководства.

9. Внедрение процессных инноваций.

10.Востребованность выпускников.

11.Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

12.Достижения выпускников.

Ключевой фигурой в образовательном процессе является преподаватель.

Возникает вопрос, как же определить качество преподавателя. Вопрос этот является ключевым ответ на него будет определять содержание образования, качества учебных программ, методику обучения, конкурентоспособность выпускников на рынке труда и другие составляющие качества образования. При этом преподаватель не только передает знания, но и формирует личность обучаемого, его мировоззрение и духовность. Поэтому качество преподавателя – понятие комплексное, включающее в себя:

Уровень компетентности – знания и опыт в определенной области науки и практики;

Потребность и способность заниматься преподавательской деятельностью;

Наблюдательность – способность подмечать существенные, характерные особенности учеников;

Способность устанавливать контакты с внешней и внутренней средой;

Известность, и т.д.

Уровень компетентности преподавателя определяется базовым образованием, последующим самообразованием, наличием ученой степени и звания; стажем педагогической работы; опытом практической работы в конкретной области.

Безусловно, качество образования зависит от мотивации персонала. У преподавателей должен быть соответствующий социальный статус, что обеспечит привлекательность преподавательской работы.

Качество учебных программ проявляется не только в соответствии образовательным стандартам в области той или иной учебной дисциплины, но и в инновационной составляющей.

В центе образовательного процесса стоит потребитель знаний – студент. Именно для него читаются лекции, пишутся учебники, разрабатываются новые образовательные технологии. Поэтому правомерно говорить о качестве студента. Студент является тем материалом, который должен быть превращен в конечный результат образовательного процесса. Качество студента можно охарактеризовать с помощью следующих показателей: знание компьютера, желание учиться, интеллект, духовность, одаренность, память, дисциплинированность, наблюдательность, планирование карьеры.

Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания учебного заведения.

Все перечисленные показатели не поддаются количественной оценке и могут быть рассчитаны как альтернативные показатели, а также путем бальных оценок.

Достижения выпускников можно определить на основе мониторинга за их карьерой, для чего необходима обратная связь выпускников с учебным учреждением. Полезны традиционные встречи выпускников и проведение анкетирования.

Поскольку большинство показателей качества образования не могут имеет количественной характеристики, получение сводных показателей качества по блокам показателей и обобщающих оценок возможно с помощью квалиметрии.

Заключение

Качество образования можно рассматривать как многомерное понятие. К раскрытию этого понятия целесообразно подойти с позиций процессного подхода, который принят при разработке системы качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

Качество образования – востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни.

Процессный подход означает непрерывность управления, последовательность и взаимосвязь отдельных образовательных процессов в рамках их системы, а также их комбинацию и взаимодействие.

Особое значение в системе менеджмента качества придается лидерству высшего руководства. Руководитель учебного учреждения должен быть специалистом в определенной области науки и практики. Именно это в значительной мере формирует конкурентоспособность учебного учреждения.

Система менеджмента качества является интегрированной, ориентированной на современные информационные технологии, использование достижений теории и практики менеджмента. ЕЕ эффективность может быть оценена с применением количественных и качественных показателей.

Список литературы

1. Галеев В.И. Системы качества и рынок. - М..Колос, 2007

2. Глудкин О.П. Всеобщее управление качеством - М.: Радио и связь, 2006

3. Международный стандарт ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

4. Международный стандарт ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности

5. Круглов М.Г. и др. Менеджмент систем качества – М.: ИПК изд.стандартов, 2005

6. Плетнева Н.О. Практическое пособие по внедрению системы качества. Методы менеджмента качества – 2001 - № 9

7. Ильенкова С.Д. Управление качеством – ЮНИТИ-ДАНА, 2006

8. Швец В.Е. Менеджмент качества в системе современного менеджмента – Стандарты и качество. – 2008 - № 6

9. Гличев А.В. Что такое качество? – М.: Экономика, 2000

Тема выступления: « »

Подготовила: Пархоменко А.Ю.

Наиболее актуальной проблемой в области образования в современных условиях является повышение его качества.

Учитывая тенденции развития профессионального образования предлагаю обсудить сегодня этот вопрос и по возможности принять решение,

Возможно о разработке и внедрении в ОЗПЭК системы менеджмента качества.

Качество образования – это комплексное понятие, которое характеризует эффективность данного вида деятельности с разных сторон – разработка

стратегии, организация учебного процесса, маркетинг и других. О качестве образования судят по качеству выпускников. Качество образования

базируется на трех ключевых составляющих:

Под понимается планомерное воздействие на всех этапах на факторы и условия, которые обеспечат

формирование будущих качественных специалистов, полноценно использующих свои знания, навыки и умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема выступления: « Система менеджмента качества образования: основные принципы качества »

Подготовила: Пархоменко А.Ю.

Наиболее актуальной проблемой в области образования в современных условиях является повышение его качества. Учитывая современные тенденции развития профессионального образования предлагаю обсудить сегодня этот вопрос и по возможности принять решение, возможно о разработке и внедрении в ОЗПЭК системы менеджмента качества.

Качество образования – это комплексное понятие, которое характеризует эффективность данного вида деятельности с разных сторон – разработка стратегии, организация учебного процесса, маркетинг и других. О качестве образования судят по качеству выпускников. Качество образования базируется на трех ключевых составляющих:

  1. Цели и содержание образовательного процесса;
  2. Уровень профессионализма преподавателей и организации преподавательской деятельности;
  3. Состояние материально-технической базы и уровень научно-информационной базы учебного процесса.

Под менеджментом качества в образовании понимается планомерное воздействие на всех этапах на факторы и условия, которые обеспечат формирование будущих качественных специалистов, полноценно использующих свои знания, навыки и умения.

(Слайд 6). В современных условиях ОУ, оказывающее образовательные услуги сталкивается в своей деятельности со следующими проблемами:

  1. Конъюнктура рынка меняется быстро; рынок неравномерно насыщается специалистами разных профилей;
  2. Спрос на специалистов носит непостоянный характер;
  3. Государство не может регулировать рынок труда и распределение выпускников;
  4. Большая конкуренция на рынке образовательных услуг за счет роста числа негосударственных организаций (вузов, колледжей)
  5. Использование устаревших методик обучения снижает эффективность образовательных процессов.

Система менеджмента качества (СМК) в образовании призвана решать эти и многие другие проблемы. Пересмотрев подход к обеспечению качества образования , образовательные учреждения разрабатывают и внедряют у себя в организации систему менеджмента качества , то есть обеспечивают создание системы менеджмента качества на основе ГОСТ Р ИСО 9001:2001, который является аналогом международного стандарта ISO 9001:

(Слайд 8). В области образования внедрение СМК преследует следующие цели:

Внутри учебного заведения:

  1. В образовательном процессе – повышение успеваемости студентов;
  2. Реорганизация системы управления учебным заведением, введение в учебную программу новых специальностей и специализаций;
  3. Развитие инфраструктуры учебного заведения для создания благоприятных условий обучения;
  4. Введение новых образовательных технологий;
  5. Повышение уровня профессионализма преподавательского персонала;
  6. Оптимизация образовательного процесса – рациональное использование ресурсов с максимальной эффективностью.

Внешние цели

  1. Повышение конкурентоспособности среди учебных заведений своего профиля;
  2. Расширение рынка потребителей – абитуриентов, с одной стороны, и организаций - работодателей, нуждающихся в молодых специалистах, с другой стороны;
  3. Повышение престижа вуза;
  4. Постоянная ориентация на конъюнктуру рынка специалистов, информированность.

Система менеджмента качества (СМК) - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством.

СМК основана на восьми принципах менеджмента качества:

  1. Ориентация на потребителя - организации необходимо делать то, что хочет потребитель сейчас и захочет в будущем, даже если он этого не осознает.
  2. Лидерство руководителя - так как организация действует всегда в рамках ограниченности ресурсов и входных данных в конкурентной среде, то только лидер, обладающий видением, силой духа способен обеспечить достижение ее целей (миссии).
  3. Вовлечение персонала - так как персонал организации (а это мы с вами-коллеги) является ее основным ресурсом и одновременно самой чувствительной заинтересованной стороной, то опора наших лидеров на нас - это залог успеха.
  4. Процессный подход - СМК организации не статичное образование и ее элементами являются процессы - через которые достигаются цели, то есть через процессы обеспечиваются любые изменения.
  5. Системный подход к менеджменту - подразумевает учет всех факторов, воздействующих на внешнюю и внутреннюю среду организации.
  6. Постоянное улучшение - основа современного менеджмента, которая подразумевает постоянную адаптацию к произошедшим и ожидаемым изменениям в среде, а иногда и формирует их.
  7. Принятие решений, основанных на фактах - напоминание о том, что стабильность функционирования организации возможна не только на основе интуиции, но и с использованием данных измерений.
  8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками - вместе с принципом ориентация на потребителя предполагает создание устойчивых цепей поставок на основе взаимовыгодного сотрудничества.

Подробно рассмотрим Этапы построения СМК в ОЗПЭК им. Саввы Морозова. (Слайды 7-14)

  1. Формулирование Миссии, стратегии, политики, целей и задач ОЗПЭК в области качества на основе анализа потребностей рынка образовательных услуг, рынка рабочей силы и других заинтересованных сторон.

На основе анализа маркетинговых исследований требований основных потребителей образовательных услуг ОЗПЭК руководство колледжа должно разработать Миссию, цели, политику и обязательства в области качества.

Миссию, стратегические цели и политику в области качества следует документировать. Необходимо фиксировать в письменной форме все цели и обязательства в области качества. Данный документ является первоочередным в составе документации системы управления качеством. Главный документ - это План мероприятий по разработке и внедрению системы качества в ОЗПЭК. (Приложение 1).

Смотреть Рис. 1. Пирамида документации ОЗПЭК им. С.Морозова. (Слайд 8)

  1. Обучение высшего руководства и части персонала, задействованного в процессе разработки СМК ОЗПЭК им.Саввы Морозова.
  2. Проецирование стратегии и политики в области качества на все уровни управления и структурные подразделения ОЗПЭК им.Саввы Морозова

Рис. 1. Пирамида документации ОЗПЭК им. С.Морозова.

4. Формирование организационной структуры системы менеджмента качества ОЗПЭК им. С.Морозова. Рисунок 2. (Приложение 2). Необходимо сформировать ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ ПО КАЧЕСТВУ ОЗПЭК!!!

5. Самооценка ОЗПЭК (обследование рабочих процессов). Определение и описание рабочих процессов, систематизация и корректировка существующей нормативной (локальной) документации. При разработке модели СМК ОЗПЭК можно использовать “Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества образовательных учреждений” и “Практические рекомендации по выбору типовой модели системы управления качеством образования для вузов и ссузов”.

6. Разработка документации системы менеджмента качества (Руководство по качеству, документированные процедуры, рабочие инструкции)

7. Разработка системы измерения основных показателей и характеристик рабочих процессов. В ОЗПЭК можно внедрить документированную процедуру, регламентирующую осуществление мониторинга качества образовательных услуг. Система мониторинга, измерений и анализа качества образовательной услуги, процессов ГБОУ СПО ОЗПЭК представлена в Таблице 1 (Приложение 3).

А также Механизм изучения регионального рынка труда с целью формирования и обновления банка данных о трудоустройстве выпускников ОЗПЭК (Приложение 4).

8. Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий

Кроме того, регулярно проводить внутренний аудит качества учебных занятий, для осуществления которого в разработать бланки аудита (Приложение 5). Внутренний аудит учебных занятий осуществляется на основании графика, составляемого на каждый месяц. Результаты внутреннего аудита учебных занятий за месяц обсуждаются на заседаниях ЦМК, полученные данные анализируются руководством ОЗПЭК и на основании этого разрабатываются и реализуются корректирующие или предупреждающие мероприятия.

Система менеджмента качества в образовании ,

будучи внедренной и действующей, позволит выйти учебному заведению на качественно новый уровень. Четкое распределение обязанностей и ответственности за выполнение работы на своем участке, унификация процессов обучения, их согласованное действие, своевременное выявление и устранение недостатков будут способствовать улучшению подготовки специалистов. Это, безусловно, повысит степень доверия заказчиков, заинтересованных в молодых специалистах. Качественное образование , престиж среди абитуриентов и хорошая репутация для колледжа.

Система менеджмента качества в образовании - гарантия качественных специалистов и престижа ОЗПЭК!!!


В настоящее время в России подготовку специалистов в области техники и технологий осуществляют 346 государственных и 112 негосударственных вузов. По инженерным направлениям и специальностям обучаются более 1,3 млн студентов . Проблема качества подготовки специалистов является центральной в вопросе их востребованности национальной экономикой и международного признания российских степеней и квалификаций. Она напрямую связана с содержанием образования и технологией реализации образовательных программ.

Во всем мире сейчас развивается инновационное инженерное образование, направленное на формирование у специалистов в области техники и технологий не только определенных знаний и умений, но и особых компетенций, сфокусированных на способности применения их на практике, в реальном деле, при создании новой конкурентоспособной продукции .

Университеты мира совершенствуют образовательные программы и учебные планы. Уже в первый год обучения студентам показывают связь предлагаемого учебного материала с их будущей инженерной деятельностью, перспективами технического, технологического, экономического и социального развития общества. Новое содержание, а также проблемно-ориентированные методы и проектно-организованные технологии обучения в инженерном образовании позволяют обеспечить его новое содержание, основанное на комплексе компетенций, включающих фундаментальные и технические знания, умения анализировать и решать проблемы с использованием междисциплинарного подхода, владение методами проектного менеджмента, готовность к коммуникациям и командной работе.

Одним из направлений развития Болонского процесса в Европе является формирование общих подходов к обеспечению и оценке качества высшего образования . При этом предполагается, что качество подготовки специалистов в высших учебных заведениях обеспечивается двумя основными составляющими - качеством содержания образовательных программ и качеством менеджмента в вузе.

Качество менеджмента в вузе

В настоящее время большинство моделей управления качеством образования и научных исследований в зарубежных и российских вузах построены на основе оценочного метода, предполагающего статистическую обработку достигнутых результатов. Однако мировой тенденцией является переход на модели, соответствующие концепции всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQМ) и требованиям международных стандартов качества ISO 9000:2000 (International Organization for Standardization, ISO) .

Концепция TQM предполагает наличие у вуза четко и ясно сформулированных миссии и стратегических целей, которые выработаны в результате всесторонних исследований потребностей внешней среды в основных продуктах деятельности вуза. Всеобщее управление качеством ориентирует на процессный подход к деятельности вузов, использует ряд специфических, достаточно сложных, но весьма эффективных методов и инструментов управления качеством. Концепция TQM в последнее время стала весьма популярной в вузах Европы .

Подход к построению системы менеджмента качества (СМК), основанный на требованиях международных стандартов ISO 9000:2000, предполагает демонстрацию способности вуза производить продукцию, которая удовлетворяет потребителя, причем его запросы регулярно отслеживаются и изучаются. В соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000, основной целью вуза должно стать повышение удовлетворенности клиентов - личности, общества и государства в образовательных услугах, подготовке специалистов, научной продукции и т. д. .

Сегодня вопрос применимости требований международного стандарта качества ISO 9001:2000 к вузам достаточно остро дискутируется в российской и зарубежной высшей школе. Существуют различные точки зрения. Наиболее сбалансированной и конструктивной представляется точка зрения об избирательном использовании требований стандарта ISO 9001:2000 в вузах, имея в виду их учебную деятельность.

Требования стандарта ISO 9001:2000 в вузах применимы, в основном, к подготовке специалистов к профессиональной деятельности как более регламентированному процессу. Они мало пригодны к образованию в широком смысле слова как процессу формирования личности.

В последнее время на стандарт ISO 9000:2000 ориентируются те вузы, которые развивают свою предпринимательскую инновационную деятельность и стремятся завоевать на рынках образовательных услуг и наукоемкой продукции новые и более прочные позиции .

В основе действующей версии международного стандарта качества ISO 9001:2000 лежат принципы всеобщего управления качеством, фундамент которого был заложен Э. Демингом . Философия всеобщего управления качеством такова, что все проблемы в менеджменте организации рассматриваются с точки зрения системы. По логике TQM, любая организация, в том числе вуз, работает настолько хорошо, насколько хороша ее СМК.

Стандарт ISO 9001:2000 - это "стандартизованная философия качества, задача которой - организовать мышление определенным образом". Однако требования стандарта должны быть адаптированы "к вузовской почве".

Требования стандарта ISO 9001:2000 не относятся к содержанию деятельности ученых и преподавателей высшего учебного заведения, они лишь упорядочивают процессы их деятельности. Стандарт ISO 9001:2000 не касается структуры и содержания научных исследований и образовательных программ, методологий и технологий, используемых в научном и учебном процессах. Стандарт ISO 9001:2000 не действует в аудитории, где преподаватель пользуется предоставленной ему академической свободой реализовать свой научный и методический потенциал, педагогические способности учителя и воспитателя.

Основой СМК вуза в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000 является:

В Руководстве по качеству - основном документе системы описываются главные процессы и подпроцессы. Действия регламентируются Документированными процедурами, а отдельные задания описываются в Рабочих инструкциях. В Руководстве по качеству при описании процессов и подпроцессов обычно даются ответы на вопросы: "Что?" и "Для чего?".

В Документированных процедурах приводится детальное описание действий внутри процесса или подпроцесса с ответами на вопросы: "Кто?", "Что?", "Где?" и "Когда?". В Рабочих инструкциях содержатся задания на выполнение конкретных работ при производстве тех или иных действий и ответы на вопросы "Что?" и "Как?".

В основании пирамиды процессов и документации СМК вуза находятся так называемые Записи по качеству, которые являются документированными свидетельствами регистрации выполнения заданий, производства действий, реализации подпроцессов и основных процессов в вузе.

Структура модели в соответствии со стандартом ISO 9001:2000 включает четыре группы процессов: процессы управления, бизнес-процессы производства продукции, обслуживающие процессы, процессы измерения, анализа и улучшения.

Документация СМК может быть представлена в любом виде и на любом носителе. Разработка документации не должна быть самоцелью, ее задача - добавлять ценность системе менеджмента качества. Основным принципом управления документацией и записями по качеству является принцип - нужный документ в нужное время!

Применение стандарта ISO 9001:2000 к системе менеджмента качества вуза является серьезной инновацией. Создание СМК - задача, которая требует нетрадиционных подходов к ее решению. Начинается работа в "плоской команде" совместно с консалтинговой компанией по формированию Политики качества и описанию основных процессов в вузе.

Следующим этапом является подготовка и мотивация персонала вуза, обучение уполномоченных по качеству, менеджеров и аудиторов. Важно осознание каждым сотрудником своей роли, ответственности и полномочий в рамках СМК вуза. Обязательное условие - привлечение студентов как основных потребителей образовательных услуг.

На основе типовых Документированных процедур описываются процессы в структурных подразделениях вуза, разграничиваются полномочия и ответственность, выявляются индикаторы эффективности процессов, разрабатываются формы для регистрации данных.

Выстраивается развивающаяся система менеджмента качества вуза, которая позволяет эффективно управлять процессами, действиями и заданиями на всех уровнях. Внутренний аудит позволяет оценить степень готовности структурных подразделений вуза работать качественно в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000.

Первый этап - аудит документации. Второй этап - аудит процессов управления, в том числе процессов управления документацией, а также общей структуры СМК вуза. Выявленный в ходе аудита потенциал для улучшений является основой программы корректирующих мероприятий. Третий этап - сертификационный аудит. Нужен ли он? Сертификация СМК, сама по себе, не может обеспечить повышение качества работы вуза. Она всего лишь показывает партнерам во внешней среде, что вуз эффективно функционирует, обеспечивая стабильное и высокое качество продукции и услуг.

По данным The ISO Survey of ISO 9000 and ISO 14000 Certificates в 2001 г. было сертифицировано около 5000 образовательных учреждений, в том числе, зарегистрировано почти 600 учебных заведений, имеющих сертификат соответствия СМК требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 .

Главный довод в пользу сертификации СМК в вузе: "Вы затратили большие усилия на создание системы и заплатили дорогую цену за ее сертификацию. Вы никогда от нее не откажетесь!" Во-первых, вы не сделаете этого по экономическим и нравственным соображениям, а во-вторых, вам не позволят это сделать ежегодные внешние надзорные аудиты со стороны организации, выдавшей сертификат.

Таким образом, вуз будет вынужден непрерывно развивать и совершенствовать свою систему менеджмента качества, стабильно производить качественную продукцию и побеждать в конкурентной борьбе. Он будет обречен на процветание!

Качество образовательных программ

Концепция ISO заключается в том, что требования стандарта к менеджменту организации дополняют требования к качеству самой продукции. Основной продукцией вуза являются знания, умения, методологическая культура и комплексная подготовка специалистов к самореализации в обществе.

Данная продукция вуза является следствием оказания образовательных услуг в процессе реализации образовательных программ. Поэтому последние также должны подвергаться оценке и аккредитации не только со стороны государства, но и со стороны общества и авторитетных международных организаций. Во многих развитых странах мира существует двухступенчатая система признания инженерных квалификаций. Первая ступень - признание образовательных программ через процедуру их аккредитации. Вторая ступень - признание профессиональной квалификации инженеров через их сертификацию и регистрацию.

Такая система реализуется в каждой стране национальными неправительственными профессиональными организациями - инженерными советами, имеющими в своем составе, как правило, органы по аккредитации образовательных программ и сертификации специалистов: ABET (CША), ECUK (Великобритания), CCPE (Канада), IEAust (Австралия) и др. Международное признание квалификаций инженеров обеспечивается также в два этапа: путем заключения соглашений, направленных на взаимное признание образовательных программ (Washington Accord, 1989 г.) и соглашений о взаимном признании национальных систем регистрации профессиональных инженеров (Engineers Mobility Forum, 1997 г., APEC Engi-neering Register, 2000 г.) .

В большинстве европейских стран пока отсутствуют системы аккредитации инженерных образовательных программ. Однако известна деятельность (European Federation of National Engineering Associations, FЕANI) по регистрации профессиональных инженеров .

В России национальная система общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий в настоящее время развивается в результате деятельности Ассоциации инженерного образования России (АИОР), согласованной с Министерством образования и науки РФ, а также международными организациями.

Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 г. в действующей редакции 07.07.2003 г. определяет, что "К компетенции государственных органов управления образованием в обязательном порядке относятся… государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации" (п. 5 ст. 37) и уточняет, что "Образовательные учреждения могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах" (ст. 25).

Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 г. в действующей редакции 07.07.2003 г. поясняет, что "…Общественной аккредитацией является признание уровня деятельности высшего учебного заведения, отвечающего критериям и требованиям соответствующих общественных образовательных, профессиональных, научных и промышленных организаций" (ст. 8).

Деятельность АИОР направлена на международное признание российских инженерных программ путем вступления России в Вашингтонское соглашение и активного участия в формировании общеевропейской системы аккредитации в рамках Болонского процесса совместно с такими организациями как FЕANI, SEFI, Еuropean Standing Observatory for the Engi-neering Profession and Education (ESOEPE), European Network for Quality of Higher Enginee-ring Education for Industry (ENQHEEI), и другими структурами .

Международное признание образовательных программ и инженерных квалификаций основано на сопоставлении и согласовании критериев качества подготовки специалистов и процедур аккредитации и сертификации в различных странах.

В соответствии с Соглашением между Мин-образования РФ и Ассоциацией инженерного образования России от 21.10.2002 г. АИОР разработаны и согласованы с международными организациями критерии и процедуры общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий. Создан Аккредитационный центр (АЦ) АИОР (www.ac-raee.ru), сформирован Аккредитационный совет, а также комиссии по группам направлений подготовки специалистов в области техники и технологий, подготовлены и сертифицированы эксперты из представителей науки, промышленности и высшей школы .

В 2003 году АЦ АИОР проведена аккредитация 12 образовательных программ подготовки бакалавров в 6 технических университетах с участием представителей стран - членов Вашингтонского соглашения и Министерства образования РФ. Сроком на пять лет аккредитованы программы подготовки бакалавров в области техники и технологий в Алтайском государственном техническом университете им. И. И. Ползунова (АлтГТУ) -552900 "Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств", Красноярском государственном техническом университете (КГТУ) - 552500 "Радиотехника", Таганрогском государственном радиотехническом университете (ТГРУ) - 552800 "Информатика и вычислительная техника" и 550700 "Электроника и микроэлектроника", Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете (ЛЭТИ) - 550200 "Автоматизация и управление", 550700 "Электроника и микроэлектроника", 552800 "Информатика и вычислительная техника" и 553400 "Биомедицинская инженерия", Московском государственном институте электронной техники (МИЭТ) - 550700 "Электроника и микроэлектроника" и 552800 "Информатика и вычислительная техника", Томском политехническом университете (ТПУ) - 552800 "Информатика и вычислительная техника" и 551300 "Электротехника, электромеханика, электротехнологии".

Результаты общественно-профессиональной аккредитации доложены Ассоциацией инженерного образования России на International Engineering Meeting-2003 (Rotorua, New Zeland, 2003 г.) и направлены в различные российские и международные организации. На 2004 г. АЦ АИОР имеет заявки на общественно-профессиональную аккредитацию около трех десятков образовательных программ из таких лидирующих технических университетов, как МИРЭА, МЭИ, МИСИС, и других ведущих инженерных вузов.

В ближайшие пять лет АИОР будет принимать заявки на общественно-профессиональную аккредитацию лучших программ подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров в области техники и технологий в российских вузах (но не более 5-10 % от общего количества инженерных программ).

Международное признание аккредитованных АИОР программ послужит стимулом для интеграции российской системы инженерного образования с мировой образовательной системой, в том числе в рамках Болонского процесса в Европе. В 2004-2005 гг. АИОР совместно с рядом европейских инженерных организаций (FEANI, SEFI, ESOEPE, ENQHEEI) и национальными аккредитующими организациями, такими как CТI (Франция), EC (Великобритания), ASIIN (Германия), CoPY (Италия), IEI (Ирландия), OE (Португалия) в рамках программ SOCRATES/TEMPUS выполнит проект EUR-ACE по разработке основ создания единой системы аккредитации инженерных программ в Европе . Результаты проекта планируется доложить в 2005 г. в Бергене (Норвегия) на очередной встрече Министров образования стран - участниц Болонского процесса.

С целью содействия международному признанию результатов интеллектуальной деятельности российских вузов в 2002 году в России создан Фонд содействия международной ак-кредитации и сертификации в области образования и наукоемких технологий (Фонд МАСС). Учредителями фонда выступили Российская академия наук, Ассоциация технических университетов и Ассоциация инженерного образования России.

Основной задачей Фонда МАСС является содействие созданию и международной сертификации систем менеджмента качества, аккредитации образовательных программ российских вузов, сертификации преподавателей высшей школы и специалистов с высшим профессиональным образованием .

Литература

1. Гребнев Л., Кружалин В., Попова Е. Модернизация структуры и содержания инженерного образования // Высшее образование в России. 2003. N 4. С. 46-56.

2. Агранович Б. Л., Чучалин А. И., Соловьев М. А. Инновационное инженерное образование // Инженерное образование. N 1. С. 11-14.

3. Гребнев Л. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. 2004. N 1. С. 36-43.

4. Oprean C., Kifor C. Process alignment in higher education // Proc. 5thUICEE Annual Conference on Engineering Education. Chennai, India, 2002. Р. 85-89.

5. Вроейнстийн А. И. Оценка качества высшего образования. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. 180 с.

6. Менеджмент качества в вузе / Под ред. Ю. П. Похолкова, А. И. Чучалина. Томск: Изд. ТПУ. 251 с.

7. Месяц Г. А., Похолков Ю. П., Агранович Б. Л. и др. Академический инновационный университет // Высшее образование сегодня. 2003. N 7. С. 12-21.

8. Эдвардс В. Деминг. Выход из кризиса. Тверь.: Изд-во "Альба", 1994. 498 с.

9. www.iso.org

10. www.washingtonaccord.org

11. www.feani.org

12. www.upc.es/enqheei/presentation.htm

13. www.feani.org/ESOEPE/HomePage.htm

14. Похолков Ю., Чучалин А., Боев О., Могильницкий С. Обеспечение и оценка качества высшего образования // Высшее образование в России. 2004. N 2. С. 12-27.

15. Bernard R.-F., Boev O. V., Chuchalin A. I., Pivovarov Yu. L. European Projects on Quality of Higher Engineering Education // Бакалавры техники и технологии: подготовка и трудоустройство: Тр. Международ. симп., 17-18 июня 2004 г., г. Москва. Томск: Изд. ТПУ. С. 21-24.

16. www.fmacc.ru

© Ю. П. Похолков, А. И. Чучалин, 2004

Министерство культуры РФ

ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная консерватория (академия)

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА

КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Система менеджмента качества образования (СМКО) – комплекс работ по разработке, анализу и утверждению эффективных процедур планирования стратегической деятельности СГК в сфере повышения качества предоставляемых образовательных услуг от формирования нового набора в Вуз до выпуска специалистов и мониторинга их трудовой деятельности.

Область применения СМКО :

· стратегия управления СГК,

· кадровая политика СГК,

· научная и учебно-методическая деятельность,

· редакционно-издательская деятельность,

· все уровни образовательных процессов СГК, в том числе организация учебного процесса, формирование учебной нагрузки, а также структурная и содержательная организация контроля знаний студентов и учебной практики,

· концертно-исполнительская деятельность,

· социальная и учебно-воспитательная работа,

· научно-информационная и материально-техническая база.

Система управления качеством образования в СГК построена с учетом специфики образовательного процесса в творческом вузе и базируется на стратегии менеджмента качества в образовании (задачи, цели, политика).

Основные задачи настоящей СМКО :

· соблюдение и соответствие образовательного процесса СГК требованиям ГОС ВПО и ФГОС ВПО в области культуры и искусства;


· создание результативного управления образовательных процессов, направленных на повышение качества подготовки специалистов;

· следование образовательной стратегии и политике СГК, их корректировка в соответствии с появляющимися изменениями в требованиях к уровню подготовки специалистов.

Создание Системы менеджмента качества образования в СГК преследует определенные цели, среди которых можно выделить внутренние и внешние.

Внутренние цели:

· достижение качественного уровня выпускников СГК, превышающего уровень других аналогичных вузов. Снижение уровня "дефектности" студентов (имеющих многочисленные задолженности, подлежащих отчислению и т. п.);

· реорганизация системы управления вузом, открытие новых специальностей и специализаций, развитие инфраструктуры вуза, обеспечивающей благоприятные условия обучения;

· использование новых образовательных и информационных технологий ;

· повышение профессионального уровня преподавателей и сотрудников консерватории;

· оптимизация учебного процесса с точки зрения минимизации

использования ресурсов без ущерба качеству образования.

Внешние цели:

· расширение и освоение новых рынков поиска абитуриентов и "сбыта" выпускников;

· повышение престижа консерватории;

· информирование профессиональной общественности о достижениях ВУЗа;

· ориентация на удовлетворение требований работодателей, определенных отраслей или определенных регионов.

Политика СГК отражает отношение между обучением и исследовательской работой в образовательном учреждении; стратегию вуза в отношении качества и стандартов; организацию системы гарантии качества; обязанности кафедр, факультетов и других организационных подразделений и персонала в отношении гарантии качества; участие студентов в процедурах гарантии качества; методы, с помощью которых реализуется политика, осуществляется ее контроль и пересмотр.

К документации СМКО относятся:

1. Учебные планы,

2. Рабочие учебные Программы,

3. Учебное расписание,

4. Документы, необходимые консерватории для обеспечения планирования, осуществления процессов обучения/подготовки и управления (внешние документы; внутренние документы СМКО: организационные, распорядительные, информационно-справочные документы).

Организацию и контроль процедур СМКО осуществляют: проректор по УР, начальник УМУ, деканы факультетов, заведующие кафедрами, отдел мониторинга качества образования. Оперативное осуществление СМКО является обязательным для всех обучающихся и работников СГК.

Функционирование СМКО

Система менеджмента качества образования в СГК базируется на деятельности кафедр, факультетов, отделов, управлений. Общее руководство деятельностью вуза осуществляет выборный представительный орган – Ученый совет. Кафедра, как главное звено вуза, осуществляет горизонтальный уровень управления качеством преподавания соответствующих дисциплин, обеспечивает организационно-методическое и техническое сопровождение учебного процесса, проведение научных исследований. Вертикальную структуру управления качеством подготовки специалистов по каждой специальности реализует проректор по УР и деканы факультетов. Вопросы по совершенствованию внутривузовской системы менеджмента качества образования и контроля за соблюдением ГОС ВПО и ФГОС ВПО в учебном процессе находятся под пристальным вниманием Ученого совета, ректората, УМУ СГК.

СМКО соответствует образовательной политике СГК и складывается из следующих принципов:


сохранение традиций старейшего музыкального вуза России.

СМКО регулируется главной функцией системы образования Саратовской консерватории в целом – стремлением к сохранению собственного лица, самобытного почерка сформировавшихся на протяжении почти столетнего существования исполнительских и педагогических школ, которые исходят из принципов обучения, основанных на педагогизации учебного процесса, исполнительской профилизации содержания курсов музыкально-теоретических, исторических и гуманитарных дисциплин, необходимости учета региональных условий.

СМКО учитывает в полной мере задачу осмысления традиций образования Саратовской консерватории с последующим концептуальным обобщением их в единое представление о самобытной системе педагогической школы старейшей русской консерватории. Осознание генеалогии вуза, чувство собственной укоренённости в замечательных традициях – один из мощных духовных ресурсов современного образовательного процесса в СГК.

– открытость СМКО инновационным процессам:

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе;

Создание серверного подразделения СГК.

учет региональных факторов и потребностей современного социокультурного состояния общества:

Реализация в СМКО региональных факторов и потребностей современного социокультурного состояния общества проходит на различных уровнях: от учебно-воспитательной работы ППС до внедрения новых дисциплин в Учебный план.

Ориентация на региональные запросы общества не ограничиваются Саратовом и Саратовской областью . География обучающихся в СГК достаточно обширна (более 80 городов РФ и др. государств), что позволяет поддерживать высокий статус консерватории, влиять на культурный уровень художественного образования во многих регионах Российской Федерации, организовать подготовительную работу и обеспечивать высокий уровень набора абитуриентов, осуществлять мониторинг художественной деятельности выпускников на достаточно большом географическом пространстве.

Управление СМКО

Контроль качества подготовки специалистов в СГК осуществляется на основании разработанной внутривузовской системы менеджмента качества образования и нормативных документов, регламентирующих деятельность всех элементов СМКО, определяющих основные параметры управления, контроля, оценки и регулирования качества подготовки специалистов.

Основные этапы становления СМКО:

Постановка целей. На этом этапе, на основании общих планов системы обеспечения качества, развития вуза, специфики текущего состояния дел определяются наиболее приоритетные аспекты образовательного процесса, на оценивании которых следует сосредоточить больше внимания.

Мониторинг. На этапе мониторинга производится непосредственное оценивание основных объектов в соответствии с поставленными целями. В отличие от большинства исследовательских задач цели проведения мониторинга должны быть достаточно четко ясны всем участвующим в оценивании. Система обеспечения качества подготовки специалистов может быть эффективна только при поддержке ее работы со стороны всех заинтересованных сторон. Поэтому на начальных этапах ее внедрения важно провести обсуждения целей и специфики этой работы со всеми, кто в нее вовлекается .

Анализ количественных данных. По вопросам оценки качества работы вуз опираются на анализ формальных показателей: успеваемость студентов, количественные характеристики ресурсов и условий учебного процесса (число книг, компьютеров, оборудования и т. п.), показатели квалификации преподавателей (число преподавателей, имеющих ученые степени, ученые и почетные звания, участие в творческих проектах, концертах, спектаклях, конференциях, публикации и т. п.) и др.


На этапе предварительного анализа проводится обработка результатов всех проведенных на этапе мониторинга процедур оценивания. Данные обобщаются, и на их основе представляется первичный отчет. Следует отметить, что в отчете необходимо подчеркивать не только проблемы, но и достижения. Особенно стоит выделять те позиции, по которым имеются положительные или отрицательные сдвиги по сравнению с предыдущими аналогичными мониторингами.

На этапе обсуждений проводятся проблемные дискуссии с участниками оценивания, а также с ответственными за обеспечение качества того или иного аспекта образовательного процесса. Формулируются предложения по изменениям для усовершенствования качества.

Принятие решений. Этот этап состоит в обсуждении членами ректората, Ученого совета СГК предложенных путей усовершенствования и принятие решений о преобразованиях. В ходе обсуждения возможна корректировка целей следующего цикла работы системы по обеспечению качества.

Преобразования. На данном этапе осуществляется внедрение принятых решений в образовательный процесс. Оценки результативности реализации решений по усовершенствованию качества, выявление новых проблем и поиск путей их решения проводятся в следующем цикле работы системы по обеспечению качества подготовки специалистов.

Объекты оценивания.

Основным объектом, качество которого рассматривается в рамках СМКО, является образовательный процесс. Однако невозможно говорить о качестве и усовершенствованиях образовательного процесса в целом без выделения его отдельных элементов, качество которых наиболее существенно для качества образовательного процесса как СМКО.

Для разработки Системы менеджмента качества образования в СГК необходимо представить образовательный процесс как систему, основные элементы которой являлись бы объектами оценивания. Исходя из положения о том, что система обеспечения качества должна быть направлена на усовершенствование, в качестве объектов оценивания необходимо рассматривать, прежде всего, те элементы образовательного процесса, на преобразование которых можно реально оказывать влияние на уровне Вуза.

В СГК разработано собственное управление качеством образования подготовки специалистов, структурные и содержательные принципы которого обеспечиваются балансом между:

Уровень стратегического управления.

Уровень стратегического управления ориентирован на повышение эффективности и результативности деятельности многоуровневого образовательного комплекса в целом и обеспечивается деятельностью Ученого совета и ректората.

Уровень оперативного управления.

Оперативное управление СМКО осуществляется посредством формальных и содержательных методов преподавания.

Формальные методы призваны зафиксировать участие (либо неучастие) студентов в образовательном процессе, тем самым, стимулируя их деловую активность . Это – мониторинг посещаемости занятий и готовности студента к занятию (наличие конспектов, фиксация выступлений на семинарах). Конечная цель формальных методов обучения – отсутствие у студентов СГК нарушений учебной дисциплины, высокая посещаемость занятий и успеваемость по учебным предметам всех циклов.

C одержательные методы обучения – знание студентом обязательного минимума содержания основной образовательной программы , его практическое и творческое осмысление.

1) Отражать знание обязательного минимума содержания основной образовательной программы;

2) Стимулировать рост профессионального совершенства через практическое освоение учебного материала (этот критерий обладает широчайшим спектром возможностей, включая, например, приобретение навыков концертно-исполнительской деятельности через участие в академических и классных концертах, освоение основ композиторской работы через сочинение стилизаций и фуг музыковедами, освоение всего комплекса рекомендуемой научной литературы по предметам общегуманитарного цикла);

3) Инициировать творческую активность студентов и эвристическую направленность всего процесса обучения в целом.

Отмеченная методологическая триада (теория – практика – творчество) является алгоритмом регулятивных функций всей СМКО СГК.