Меню
Бесплатно
Главная  /  Планирование беременности  /  Конспект беседы "Наш родной язык" (подготовительная группа). Сценарий развлечения «День родного языка Развлечение день русского языка в доу

Конспект беседы "Наш родной язык" (подготовительная группа). Сценарий развлечения «День родного языка Развлечение день русского языка в доу

Занятие по развитию речи

Конспект занятия по развитию речи
«Международный день родного языка»

Низамова Т.Х., воспитатель по обучению татарскому языку Д/С №5 г. Лениногорска РТ

Цели и задачи: Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся.

Ход мероприятия:

Старшая группа №1 исполняет песню «Как наша Россия прекрасна»

Ведущий: Россия - многонациональное государство. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране. Какие языки мы можем услышать в нашем крае? (ответы детей) .

Ведущий: Мы можем услышать русский, татарский, чувашский, мордовский, украинский, армянский, грузинский и другие языки. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является русский язык.

Ребята, а есть среди вас татары? А чуваши? А есть кто нибудь мордовской национальности? Я сейчас позову ребят разных национальностей. Скажите друг-другу фразы на родном языке. Вы поняли друг-друга? Наверное, нет. А какой язык в нашей стране помогает людям разных национальностей понимать друг - друга? Конечно же, русский.

Есть слово такое хорошее - «наш».

И пусть ты татарин, якут иль чуваш,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь Родине добрым и любящим сыном!

Если хочешь судьбу переспорить,

Если ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он - переводчик. Он - проводник.

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык.

Ведущий: Ежегодно с 2000 года 21 февраля отмечается международный день родного языка. Этот праздник ещё очень молодой. Ему всего лишь 13 лет. Мы считаем. Что этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.

У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык. Всё это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. А в языке передаются все особенности образа жизни народа. Поэтому многие из них, даже малые, стараются всеми средствами и силами сберечь свой язык, свою гордость, отдавая дань предкам и своей уникальности.

У нас в детском саду воспитываются дети разных национальностей. Мы надеемся, что каждому свой родной язык дорог и интересен. Одно и то же слово звучит по-разному на разных языках. А давайте поиграем в переводчиков.

Кто знает. Как здороваются на родном языке чуваши? (Мелле хэлзэм?) Люди мордовской национальности? (здоровьте, чумбра) Татары? (Исэнмесез) Англичане?(Хелло)

А как звучит слово «мама»? мордва - авай, чуваш - анне, татары - әни...

А «папа»? мордва - тетей, тятяй...

Лиана Мубаракшина из старшей группы № 2 поздравит нас с днем родного языка на русском языке.

В день родного языка

Вам его хранить желаю,

Чтобы речь была легка,

Бранных слов не повторяя,

Говорите хорошо -

Слово доброе приятно!

Для того язык пришел,

Чтоб на нем общаться внятно.

Ведущий: Каждый народ восхвалял свой язык. На родном языке написаны стихи, песни, былины, сказания

А теперь послушаем стихотворения на разных языках.

Хузина Камилла из подготовительной группы № 2 расскажет стихотворение «Татар теле» Нажипа Мадьярова.

Татар теле-минем туган телем,

Сойлэшуе рэхэт ул телдэ.

Шул тел белэн койлим...

Шул тел белэн сойлим

Миллэттэшем булган хэркемгэ.

Доньялар кин, анда иллэр бик куп.

Туган илем минем бер генэ.

Туган илемдэ дэ теллэр бик куп,

Туган телем минем бер генэ.

Евдокия Алексеевна прочтет стихотворение на своем родном мордовском языке.

Григорьева София и Кудашов Сергей из старшей группы №1 тоже расскажут стихотворения на мордовском языке.

Сестры и Кузьмина Вика и Даша расскажет стихотворение на своем родном чувашском языке.

Асанне с кукамай.

Килтем асанне патне

Перинче эп ханана

Асанне, теп, асанне

Перре вар - ха Машанна.

Меншен вал сана ялан

Кукамай тесе ченет?

Матвеев Владик прочтет нам стихотворение на чувашском языке.

Угольникова Надя любит свой родной язык

В нашем оркестре всего понемножку:

Звенит колокольчик, запела гармошка.

А сейчас для вас в исполнении детского оркестра (подг. гр. №1) прозвучит татарская народная мелодия.

А сейчас прозвучит песня «Туган тел» из репертуара Зульфии Минхажевой в исполнении ребят из подготовительной группы № 2.

У каждого из народов нашего края есть замечательные танцы, они связаны с его культурой и бытом. Танцы -воплощение души народа, его национальных традиций.

А сейчас русский народный танец с платками нам подарят дети из подготовительной группы №1.

С рождения ребенок слышит звуки родного языка. Мать поет колыбельные, бабушка рассказывает сказки.

Предлагаем стихотворение на молдавском языке, которую читает Раку Настя, из подготовительной группы №1.

Баю-бай! Баю-бай!

Спи, мой милый, засыпай!

В камышах лебедь свернулся,

Сладкий сон его коснулся.

Песик дремлет в конуре,

И лисичка спит в норе.

Хрюшенька уснул в хлеву

И оттуда - ни гу-гу!

Мишка бурый спит в берлоге,

Даже спящийочень строгий!

Зажигается звезда,

Сны на землю шлет луна.

Спи и ты, мой чемпион,

Ждет тебя забавный сон.

Баю-бай! Баю-бай!

Мамарядом, засыпай!

А сейчас ребята из старшей группы №2 покажет татарскую национальную хороводную игру «Жырлы бию».

Сегодня к нам пришла в гости Нина Егоровна. Она нам подарит песню на своем родном чувашском языке.

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свойэто честь.

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком.

Ты говоришь всегда индус,

О языке своем.

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн, -

Конечно, вам дороже всех родной язык один.

В России русский язык является языком межнационального общения. Но есть ещё и язык международного общения - английский. В любой стране мира изучают и знают английский язык, куда бы вы не поехали в путешествие, английский языкваш главный помощник.

А сейчас послушайте песню на английском языке в исполнении ребят из подготовительной группы № 1.

У русского народа очень много пословиц и поговорок о языке. Давайте мы их вспомним. Поиграем в игру «Продолжи пословицу».

Язык острее... (бритвы) .

Язык до Киева... (доведет) .

Слово не воробей... (вылетит - не поймаешь) .

Слово - серебро, а молчание... (золото)

Умные речи и слушать... (приятно) .

Человек без родины. Что соловей без... (песни) .

Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. (пословицы о языке)

Видна птица по перьям, а человек - по речам. (пословицы о языке)

Заговорил, так надо договаривать. (пословицы о языке)

Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (пословицы о языке)

Лишнее слово досаду наносит и до стыда доводит. (пословицы о языке)

Не бросай слова на ветер. (пословицы о языке)

Петь хорошо вместе, а говорить - порознь. (пословицы о языке)

Сказать легко, да сделать трудно. (пословицы о языке)

Слово - не воробей: вылетит - не поймаешь. (пословицы о языке)

Умные речи приятно и слушать. (пословицы о языке)

А сейчас давайте послушаем песню «Туган тел» в исполнении гостей из 4 школы.

А сейчас послушаем песню на украинском языке в исполнении Бань Виктории Александровны, воспитателя нашего детского сада.

Праздника пришла пора,

Смех звучит и песня.

В гости нас зове игра-

МКДОУ «Заброденский детский сад №3».

Калачеевский район, Воронежская область.

День родного языка.

Сценарий праздника для дошкольников

Воспитатель: Панасенко Татьяна Николаевна

Музыкальный руководитель:

Куликова Людмила Николаевна

2018 год

Цель: познакомить детей с «Международным днём родного языка». Образовательные задачи:

Дать понятие, что такое родной язык и почему его так называют;

Расширять знания детей о культуре и языке русского народа;

Способствовать повышению интереса к родному языку, звучанию слов на языках разных народов;

Обогащать речь детей пословицами и поговорками, учить объяснять их смысл;

Продолжать знакомить с творчеством поэта Сергея Есенина.

Развивающие задачи:

Развивать у детей нравственно-патриотические чувства, национальное самосознание;

Развивать выразительность речи через театрализованную деятельность;

Развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов;

Способствовать формированию художественно - эстетических, интеллек-туальных способностей;

Развивать любознательность, стремление к новым знаниям и интереса к языкам.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, за свой родной язык, за свою Родину;

Ориентировать детей на общечеловеческие ценности и толерантность.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая нравственные ценности.

Познавательное развитие: формирование представлений о малой Родине и Отечестве, о многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие: владение речью, как средством общения и культуры.

Художественно - эстетическое развитие: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам театрализованных представлений.

Физическое развитие: овладение подвижными играми с правилами.

Формы работы

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Формы организации деятельности детей

Беседа

Рассказ

Заучивание потешек, стихов, поговорок, пословиц

Разучивание хоровода, танца, песни

Ход праздника:

Ведущий:

Здравствуйте, ребята! Я рада нашей новой встрече и от всей души поздравляю вас с праздником!

Вы ведь знаете, какой сегодня праздник?

На планете Земля много разных стран, в нихживут много людей и говорят они на разных языках. У каждого народа свой родной язык. Например: во Франции живут французы. Их родной язык - французский. В Китае-китайцы. Они говорят на китайском языке. В Англии говорят на английском, в Германии - на немецком, в Турции-на турецком. Мы с вами живём в большой красивой стране, в России! Наш родной язык-русский. Мы с вами, наши мамы и папы, бабушки и дедушки разговариваем, поём песни, читаем стихи, рассказываем сказки на нашем родном русском языке.

Всего в мире насчитывается огромное количество языков, около 6 тысяч. Сегодня, вместе с нами, люди разных стран отмечают день своего родного языка.

1ребёнок:

Всем известна сила слова

И как богат язык людей.

Один вопрос тревожит снова:

Кого не спросишь, без сомненья,

Хоть это финн, словак, казах,

Ответят, не вступая в прения:

Вся красота в родных словах!

2 ребёнок:

Есть у каждого язык,

Что родной навеки!

Без родного языка

Нет и человека!

3 ребёнок:

Мы поём им, говорим

С самого рожденья

И к родному языку

Есть большое рвенье!

Ведущий:

В раннем детствемы начинаем знакомство с родным языком. Ребёнок слышит речь родных взрослых людей и сам учится произносить первые слова.

Какое самое первое слово на родном языке произносит малыш? (мама)

На разных языках это слово произносится по-разному, но звучит одинаково нежно и ласково: мадрэ (испанский и итальянский), нана (чеченский), мазэ (английский), мамитэ (литовский), мамо (украинский), мутэр (немецкий), маман (французский).

В нашем родном русском языке очень много ласковых слов, которыми дети называют своих мам.

Мама, она какая? (ответы детей)

А сейчас мы с вами вместе прочтём стихотворение о маме, я начну, а вы - помогайте.

Кто разбудит вас с yтpа -

Скажет вам: «Вставать поpа»? (Мамочка!)
-Кашy кто yспелсваpить?
-Чаю - в чашечку налить?
-Косички дочке кто заплёл?
-Кто в доме пол с утра подмёл?
- Кто цветов в садyнаpвал?
-Кто малыша расцеловал?
- Кто ребячий любит смех?
-Кто на свете лyчше всех?

Песня о маме.
Ведущий:

Любовь к родному языку приходит к нам с детства, с того времени, когда мама ласкает своего малыша, поёт ему колыбельную песню.

Сейчас мы поиграем в «Дочки-матери». Наши «мамочки» расскажут потешки, которые помогают успокоить малыша, помогают малышу знакомиться с окружающим миром.

1 девочка, «умывая» куклу:

Водичка, водичка!

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

2 девочка, «играя» ладошками куклы:

Ладушки, ладушки

Испечём оладушки.

На окно поставим,

Остывать заставим.

Немного погодим -

Всем оладушек дадим!

3 девочка, успокаивая куклу:

Не плачь, не плачь -

Куплю калач!

Не хнычь, не ной -

Куплю другой!

Слёзы утри -

Дам тебе три!

Ведущий:

Узнать и полюбить родной язык детям помогают наши родные, любимые бабушки, которые без устали рассказывают сказки.

А вы любите слушать сказки?

Значит, вам не сложно будет ответить на мои вопросы. Готовы?

Кто пришёл в дом к трём медведям?

Кем на самом деле был гадкий утёнок?

Сколько козлят было у мамы -козы?

Что тащили и не могли вытащить дед, бабка, внучка, Жучка, кошка?

Как звали уточку, которая не смогла улететь на юг из-за поломанного лисой крылышка?

Кто спас Красную Шапочку и её бабушку?

Как мышка разбила золотое яичко?

Во что превратилась карета Золушки в полночь?

Как звали курочку, которая снесла золотое яичко?

Ведущий:

В наших русских сказках живёт народная мудрость, которая учит нас быть добрыми, заботливыми, отзывчивыми. В сказках всегда побеждает добро!

Спрятана народная мудрость ещё и в пословицах и поговорках.

Вы знаете пословицы и поговорки?

Игра -кричалка «Я начну, а ты -продолжи!»

(Дети договаривают пословицы, объясняют смысл)

Поспешишь - (людей насмешишь!)

Не спеши языком - (торопись делом!)

Что посеешь - (то и пожнёшь!)

Без труда - (не вытащишь и рыбку из пруда!)

Сам пропадай - (а товарища выручай!)

С кем поведёшься, (от того и наберёшься!)

Глаза боятся - (руки делают)

Кто много читает, (тот много знает!)

Нет милее дружка, (чем родная матушка!)

Доброе слово (и кошке приятно!)

А сейчас ребята познакомят вас с ещё одной пословицей.

Сценка «Кончил дело - гуляй смело!»

Девочка рисует.

Светит в окошко весеннее солнышко, так и зовёт на улицу погулять.

Солнышко: Смотри, какое я яркое да весёлое, выходи гулять!

Девочка: Некогда мне! Мне надо рисунок для мамы нарисовать!

А за окошком ручеёк весенний журчит, льётся, как песенка!

Ручеёк: Смотри, какой я весёлый, выходи кораблики будем пускать!

Девочка : Некогда мне, ручеёк, мне ещё посуду надо помыть, маме помочь!

А за окном птицы поют, весне радуются.

Птичка: Выходи гулять, послушаешь мою весеннюю песенку!

Девочка: Некогда мне! Мне в комнате подмести пол надо.

А за окошком подружки веселятся, игры затеяли.

Подружки: Пойдём с нами гулять!

Девочка: Я как раз со всеми делами справилась, можно и погулять!

Все: Кончил дело - гуляй смело!

Р.н.игра «Золотые ворота»

Ведущий:

Русские писатели и поэты называют наш родной русский язык красивым и богатым. И с этим нельзя не согласиться! А сейчас мы поиграем в игру, и вы убедитесь, что он ещё и очень интересный!

Речевая игра «Скажи наоборот» (подбор антонимов)

Речевая игра «Магазин» (обобщающие слова)

Ведущий:

Послушайте, какие замечательные слова о русском языке написал поэт Сергей Есенин.

«Разве наш язык по богатству можно сравнить с любым иностранным? Там всё «О-кей!» А наша русская зима?- «о-кей»? А наши девушки? Всё равно «о-кей?» Нет, брат, ни одному иностранцу никогда не выучиться настоящему русскому языку! Это всё запоминается с детства. У них «о-кей», а у нас двадцать слов с различными оттенками найдётся: чудесно, обворожительно, прекрасно, великолепно, сказочно, бесподобно, восхитительно, изумительно и Бог знает ещё сколько! »

Ведущий:

В своих стихах, поэт на родном русском языке говорит нам о любвик Родине, к русским людям, к родной природе.

1 ребёнок:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Хоровод «Во поле берёза стояла»

Ведущий:

Вот и подошёл к концу наш праздник.

Ребята, я желаю вам любить и беречь наш родной русский язык, не засорять его грубыми словами, учиться писать без ошибок, говорить красиво и правильно.

Сценарий День родного языка в детском саду

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Обогатить духовный мир детей; через различные виды деятельности, формировать у детей свое отношение к международному дню родного языка.

Задачи: Образовательная: - дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. - формировать у детей навыки слушательской культуры;

Развивающая:

- развивать у детей любознательность и интерес к языкам.

Воспитательная:

- воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

Предварительная работа: за 1 неделю до проведения занятия каждому ребенку и его семье раздать по 1 листку цветной бумаги 10×10 см. Предложить всей семьей вместе подумать о том, какие есть добрые и хорошие слова. Написать эти слова на родном языке и выучить их с ребенком.

Ход занятия

Воспитатель: Я сегодня вам принесла очень важный и нужный предмет

Что это? \Глобус\

А что такое глобус? \маленькая модель земного шара\

- Глобус окрашен разными цветами. Какой цвет что означает?

\голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни.\

- На глобусе мы можем увидеть все страны.

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём?, в каком городе?

на каком языке мы с вами говорим?

А на каком языке говорят:

украинцы - украинском.

белорусы - белорусском.

поляки - польском.

немцы - немецком, и т.д.

В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

Сегодня мы будем говорить о Международный день родного языка языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек - родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь

Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

Как он велик и необъятен,

Язык мой! Он родной,

Со всех сторон он мне приятен.

Он так могуч, такой живой!

О, как чудны его творенья,

Правописанье, говоренье!

Я с ним, как с воздухом, живу.

Без языка родного, мудрого

Ни дня прожить я не могу!

Со мной он всюду и везде,

Поможет в счастье и в беде.

Мой русский, мой родной язык,

Ты необъятен и велик!

Стихи (рассказывает ребенок)

Нет на свете Родины красивей –

Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Россия,

От морей простерлась до морей.

Кремлевские звезды

Над нами горят,

Повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят,

И лучше той Родины

Нет!

Загадки:

Воспитатель: Ребята, а загадки вы знаете?

Всегда во рту, а не проглотишь.

Хоть не шляпа, а с полями, не цветок, а с корешком, разговаривает с нами всем понятным языком. (книга)

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь - скучаешь,

Как зовут это место, знаешь?

Константин Ушинский “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Игра «Подбери слово»

российский…(герб, флаг, дом, гимн)

русский…(народ, язык, холод. мороз, дом, дух,)

Антонимы - слова с противоположным значением. Сегодня вы научитесь сами составлять пары слов:

Игра «Слова наоборот»

холодно - тепло: широкий- узкий, толстый - худой, горячий -холодный,

громкий – тихий день-ночь. хорошо - плохо.

длинный - короткий и т.д.

Воспитатель: Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.

Любите свою родину свой язык и свой народ!

Жура - жура -журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил.

Крылья, ноги натрудил,

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

- Лучше нет родного края.

(П.Воронько)

Игра многозначные слова:

На столе разложены картинки, детям–дают картинку, они должны найти свою пару и объяснить свой выбор. (Например, коса – прическа у девочки, коса – косить траву).

ручка (рука,то, чем пишут, часть двери)

Кисть (часть руки, для рисования)

Лук (овощ, то, чем стреляют)

Кран (в ванне стоит, строительный)

Коса (прическа, то чем траву режут)

Молния

Иголки для шитья, иголки сосны, иголки ежа

Игра на русском языке : «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется

«Пословицы и поговорки»

- Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.

- Язык острее бритвы.

- Язык до Киева доведёт.

- Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

- Язык мой - враг мой.

- Языком не спеши – спеши делом.

- Слушай больше, а говори меньше.

Выставка «Стена добрых слов»

Предложить детям по очереди показать карточки с «добрыми словами», которые они написали вместе с родителями. Попросить их рассказать, что за слова здесь написаны, что они значат, когда они уместны.

После того как ребенок покажет и расскажет о своей карточке, ему предлагается подойти к большому листу и приклеить ее скотчем. По окончании занятия всю «Стену добрых слов» вывешивают для просмотра в группе. - Рассмотрите нашу газету, сколько слов мы придумали на нашем родном языке.

Дарите добрые слова От сердца чистого дарите! Ведь наша жизнь так коротка… Вы дальше жить всем помогите! Дарите тем, кто одинок И тем, кто счастлив, жизнь проходит… А вечной ДОБРОТЫ урок Всегда признание находит. Дарите добрые слова… Что наша жизнь? Одно мгновенье! И точно, кто-то ждет всегда Когда на нас найдет прозрение. Дарите добрые слова… Прошу дарите без стеснения. Любому доброта нужна, Любому нужно окрыление! А мы стесняемся порой От всей души дарить признания И остаемся за стеной Обид, забот и ожидания. Дарите добрые слова Всем - незнакомым и любимым. Дарите добрые слова, Чтоб сделать этот мир красивым!

Шар земной, на нём страна,

Город в ней, а в нём дома,

Дом на улочке одной

Неприметный, небольшой

Этот дом, страна, земля –

Это родина моя.

Наша родина – Россия,

Где в озёрах облака,

Где берёзки молодые

Нарядились в кружева.

Россия как из песни слово,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и горы,

Раздолье, русская душа.

Родина – это звёзды кремля

Родина – это леса и поля,

Родина – это трель соловья,

Это Великая наша Нева.

Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны

Детский сад комбинированного вида №44 “Золушка”


Подготовили и провели:

Сунгатуллина Ризидя Фаиковна

татарскому языку высшей квалификационной категории,

педагогический стаж работы

в ДОУ 34года,

Шайхутдинова Рауза Сулеймановна

воспитатель по обучению детей

татарскому языку 1 ой квалификационной категории,

педагогический стаж работы

в ДОУ 43года

Гильманова Лилия Геннадьевна

воспитатель

педагогический стаж работы

в ДОУ 7лет.

Набережные Челны

2015 г.

Сценарий художественно - литературного интеллектуального вечера посвященного Международному дню родного языка
«Родной язык - моё богатство»

(для детей старшей, подготовительной группы)

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным. Развивать у детей нравственно-патриотические чувства, национальное самосознание.

Образовательные задачи:

Закреплять представления и знания детей о культуре и языке русского и татарского народа. Способствовать повышению интереса к родному языку, звучанию слов на языках разных народов.

Продолжить знакомить с жизнью и творчеством татарского поэта- патриота Муса Джалиля

Развивающие задачи:

Развивать навыки общения между детьми разных национальностей.

Способствовать формированию художественно - эстетических, интеллек-туальных способностей. любознательности, стремления к новым знаниям и интереса к языкам.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, за свой родной язык, за свою Родину

Ориентировать на общечеловеческие ценности и толерантность.

Интеграция образовательных областей:

- Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая нравственные ценности.

- Познавательное развитие: формирование представлений о малой Родине и Отечестве, о многообразии стран и народов мира.

- Речевое развитие: владение речью, как средством общения и культуры

- Художественно – эстетическое развитие: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

- Физическое развитие: овладение подвижными играми с правилами.

Оборудование и материалы: национальные костюмы для ведущих и для детей, костюм для роли Мудрая сова; пособия для игр (барабан «Поле чудес», платки для игры «Юрта», лента, ручки и листы бумаги для интеллектуальной игры).

Предварительная работа с детьми: распределение между группами драматизаций сказок. Разучивание стихов, песен, народных игр. Оформление центральной стены.

Подготовка воспитателя: подготовить сценарий. Провести беседу с педагогами и родителями о предстоящем празднике.

Ход мероприятия: В центр выходят 2 ведущих и дети в татарских и русских национальных костюмах. 1-ведущая на татарском языке, 2- ведущая на русском языке -здороваются с детьми («Ис ә нмесез», «Здравствуйте»).

1 ведущая :

И, туган тел, и, матур тел,

Әткәм- әнкәмнең теле.

Дөньяда күп нәрсә белдем

Син туган тел аркылы.

2 ведущая:

О язык мой, мы навечно

Неразлучные друзья

С детства стало мне понятно

Радость и печаль моя.

Дети, не зря мы сегодняшний праздник начали со стихотворения Габдуллы Тукая “Родная речь”. Ведь мы отмечаем праздник - “День родного языка”. У человека самые близкие и родные люди - это его родители. Значит и язык, на котором они говорят, называется родным.

Каждый народ – это своя неповторимая культура, история, образ жизни, традиции. И, конечно же, язык. Сберечь его очень важная задача. Так, как язык нам дорог, как родная мать, как Родина. Наши предки назвали его родной язык. Ведь только тот человек способен учить другие языки, кто знает в совершенстве свой родной язык, читает и интересуется культурой своего родного народа, любит и гордится своим родным языком.

1 ребенок:

Есть у каждого язык, Что родной навеки, Без родного языка Нету человека!

2 ребенок:

Дөньяда иң - иң матур ил

Ул - минем туган илем.

Дөньяда иң - иң матур тел

Ул минем туган телем.

3 ребенок:

Уму и сердцу язык твой проводник, Без него попадёшь ты в тупик. Язык твой – жизнь твоя, твои мечты, Ты без него уже не ты. 4 ребенок:

Туган телемдә сөйләшеп

Яшим мин туган илдә.

Туган ил” дигән сүзне дә

Әйтәм мин туган телдә.

5 ребенок: Мы поем им, говорим, С самого рожденья, И к родному языку Есть большое рвенье!

6 ребенок:

Тел кешене дус итә

Бер- берсенә беркетә

Бел, дустым, син рус телен

Һәм онытма үз телең Все выступаю щ ие дети вместе: С Днем родного языка Мы вас поздравляем, Констатируем тот факт, Что язык мы знаем!

2 ведущая:

Шарами детский сад украшен

Гостей встречаем и зовем

И песню на родном языке

Мы звонко, радостно поем.

Песня “Дружат дети всей земли ”В. Викторов.

2 ведущая:

Писатели, поэты нашей многонациональной Родины любили, воспевали, обогащали язык. Предавали из поколения в поколение красоту богатство родного языка. Каких вы русских и татарских писателей, поэтов знаете? (ответы детей).

(В зал заходит Мудрая Сова под позывные передачи “Что, где, когда” в руках перо, держит большую папку).

Мудрая Сова:

Да, да, да, я тоже знаю об этом. В большой лесной энциклопедии я прочитала много произведений этих писателей. А еще там написано...

(Ведущая прерывает её)

2 Ведущая: постойте- постойте, позвольте узнать: Вы кто такая?

Мудрая Сова: Я самая мудрая, премудрая, начитанная сова, которая знает все обо всем, потому что всем интерисуется. Например, я знаю, что 21 февраля - Международный день родного языка. Я знаю о том, что на земном шаре существует около шести тысяч языков Среди них русский язык и татарский язык считаются одним из богатых и красивых языков.

В нашей Родине - России русский язык является родным для 130 млн. человек и служит основным средством общения между людьми других национальностей.

2 Ведущая: Мудрая Сова, спасибо за столь важную информацию. Наши дети тоже очень любознательные, и тоже всем интерисуются. Мы любим и учим свой родной язык, уважаем людей других национальностей, ведь только в дружбе жить легко. Не даром говорят, что “Дружба и братство - дороже богатства”.

Мудрая Сова: Это очень хорошо. Тогда пусть отгадают мои загадки:

    Сөяге юк, теше юк,

Сөйләмәгән сүзе юк. (тел)

    Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)

    Мокрый теленок, за оградой лежит. (язык)

А вы пословицы, поговорки о родном языке знаете? (Да).

(Мудрая Сова пером указывает на группу детей те по очереди рассказывают поговорки и пословицы)

- Язык - душа народа;

Теле барның иле бар;

- Язык до Киева доведет;

Тел - белем ачкычы;

Не спеши языком, торопись делом;

Аз с өйлә, күп тыңла;

Слово не воробей, вылетит не поймаеш ь;

Теле татлының дусы күп;

Язык - ключ к знанию.

Бәхетле баланың теле татлы.

Мудрая Сова: молодцы, для таких умных и любознательных детей предлагаю интеллектуальный конкурс.

Интеллектуальный конкурс ”Кто больше слов составит”.

(Из данных слов:1.”Карандаш”,2.”Дошкольник”,дети с педагогами вместе составляют как можно больше слов, через 1 минуту озвучивают по- очереди. Мудрая Сова определяет победителя).

Мудрая Сова: да, вы интеллектуалы. Вот собственно в этом я и хотела убедиться, потому что лесные жители вот эту папку передали для самых умных, любознательных детей. (Оставляет папку, уходит).

Ведущая: что же нам оставила Мудрая Сова? (Читает: для игры “Поле чудес”. Достает конверты из папки раскладывает на барабан поле чудес)...

Приступакем к игре “Поле чудес” крутит барабан.

игра “Поле чудес”

(в конвертах портреты писателей, чьи сказки дети будут драмматизировать, портреты поэтов, чьи стихи будут рассказывать.

Подготовительные группы: А. С. Пушкин, С.М.Маршак, М. Джалиль;

Старшие группы:К. Чуковский, Михалков, М. Джалиль.

После остановки барабана из конверта достать портрет писателя. Дети называют его имя и его произведения. Приглашается группа, которая предварительно готовила выступление (драмматизацию, стихи, музыкально – литературную композицию...)

Когда на барабане выпадет портрет Мусы Джалиля,

2 Ведущий: 15 февраля день рождения поэта - патриота Муса Джалиля. Он своих стихах призывал любить и защищать Родину. Сам с оружием в руках пошел освобождать Родину от врагов...

На его долю выпало очень много испытаний, но он не сломался, остался верным своей Родине и народу. В очень тяжелых, нечеловеческих условиях пришлось ему писать стихи.

Подвиг Мусы Джалиля нород увековечил. На самой главной площади города Казани, перед Кремлем, как символ патриотизма, любви к Родине и народу стоит памятник Муса Джалилю. Театр оперы и балета в столице Татарстана носит его имя.

В нашем городе одну из главных проспектов назвали “Проспект Муса Джалиля”... Мы помним поэта-патриота, гордимся им; любим его стихотворения. (Дети рассказывают стихотворения Муса Джалиля).

(Между выступлениями детей музыкальные и игровые паузы).

Музыкальные паузы:

1. Индивидуальная песня на татарском языке “Чикерткә” Л.Батыр- Болгари.

2. Русский народный танец”Кадриль”

Игровые паузы:

1. Татарская народная игра (на татарском языке): «Капкалы»

Дети держась за руки стоят по кругу, образуя ворота. Одна пара идет вереницей через эти ворота, дети все вместе проговаривают эти слова:

Әйдә безгә килегез (Приходите к нам)

Капкалардан керегез (Проходите к воротам)

Өебезгә үтегез, (Заходите к нам домой)

Кунак булып китегез (Погостите вы у нас)

Гөрләп бәйрәм итегез. (Праздник, весело у нас)

«Ворота» закрываются при последнем слове, и «ловит» эту пару детей. Игра повторяется. Пойманные дети образовывают «Ворота».

2. Русская народная игра: «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

3.Башкирская игра «Юрта».

Дети встают в круг. По углам стоят стульчики, накрытые расписными платками.

Дети ходят по кругу со словами:

Мы веселые ребята

Соберемся все в кружок.

Поиграем и попляшем

И помчимся на лужок.

Под веселую башкирскую музыку дети бегут врассыпную. Музыка останавливается – дети бегут к стульчикам, из платков изображают юрту. Побеждают те дети, которые быстрее сделали юрту.

2 ведущая: вы дети молодцы, справились со всеми заданиями Мудрой Совы. Вот только один конверт остался нераспечатанным, что же тут есть? (открывает). Там дипломы по номинациям: «Самая любознательная группа», «Самая эрудированная группа», «Самая артистичная группа», «Самая интеллектуальная группа». (Вручаются дипломы).

В центр выходят 2 ведущих

2 ведущая: наш сегодняшний праздник мы начали со стихотворения Габдуллы Тукая, заканчивать его хотим тоже с его же стихами и песней написанной на его слова.

«…С народом России мы песню певали,

Есть общее в нашем быту и морали…

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить

Нанизаны мы на единую нить».

1 ведущая:

Татарча да яхшы бел,

Русча да яхшы бел.

Икесе дә безнең өчен

Иң кирәкле, затлы тел.

Песня”Туган тел”, слова Г. Тукая, музыка народная

Использованная литература:

    Закирова К.В.Балачак аланы:балалар бакчасы т әрбиячеләре һәм әти – әниләре өчен хрестоматия.-Казан:РИ Ц ,2011.

Международный день родного языка

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Воспитывать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

Задачи:

Формировать понятие «родной язык», воспитывать у детей интерес к языкам.

Упражнять детей в придумывании родственных слов.

Обогащать речь детей пословицами, поговорками.

Через участие в досуге помочь детям раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогатить воспитанников новыми эмоциями, доставить удовольствие.

Развивать выразительность речи через театрализованную деятельность.

Формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность.

Приобщать родителей к воспитанию у детей языковой культуры.

Место использования мультимедийного материала. Презентация может быть использована педагогами дошкольных учреждений для проведения досуга к Международному дню родного языка.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста.

Оборудование: слайдовая презентация «День родного языка», проектор, ларец с книгами, деревянная ложка, деревянная иголка, камень, яблоко; маски-лорнеты для инсценировки.

Практическая значимость. Данная презентация позволяет:

привлечь внимание дошкольников и их родителей к родному языку;

решать коррекционные и развивающие задачи;

внедрять в коррекционно-образовательный процесс ДОУ мультимедийные технологии.

разнообразить формы и методы коррекционно-педагогического воздействия.

Слайд 1.

Пусть люди празднуют года, века

Международный день родного языка.

Цените же язык чудесный свой!

Всем людям, любящим язык родной,

Родную речь любите, уважайте,

И скверным словом вы ее не засоряйте

В мире насчитывается огромное количество языков. Международный день родного языка отмечают не только в России, но и во всех странах мира: Японии, Индии, Франции, Германии, Англии, Италии.

Есть у каждого язык,

Что родной навеки,

Без родного языка

Нету человека!

Мы поём им, говорим,

С самого рожденья,

И к родному языку

Есть большое рвенье.

Слайд 2.

Мы живём с вами в России. На каком языке разговариваем мы с вами?

Родной язык народа каждому из нас знаком с детства.

А какое первое слово произносит ребёнок?

Слайд 3.

А это милое и самое дорогое слово на разных языках звучит по-разному: по-немецки - «мутер», по-английски - «мазе», по-французски - «маман». Давайте споём песню вместе с мамонтёнком о самом дорогом и любимом человеке - маме.

Слайд 4.

Каждый человек и тем более народ передаёт крики животных на свой собственный лад. Возьмём для примера обыкновенную утку. Мы русские считаем, что эта полезная птица крякает: «Кря-кря». Давайте вместе покрякаем.

Но по мнению французов утиное кряканье звучит иначе: «куэнкуэн».

А румыны изображают крик утки опять-таки по-своему: «мак-мак». Давайте попробуем покричать как румынские уточки.

К сожалению, мы ещё не успели узнать, как крякают утки других народов (поищите дома со своими родителями и потом нам расскажете).

Слайд 5.

Ещё любопытнее получается с петухом. Это знаменитый солист среди птиц. И мы точно знаем, как петушок будит всех по утрам:

Ку-ка-ре-ку!!! Французам же в его крике слышится: «кирикоко», а англичанам «Ко-кэл-ду».

Слайд 6.

В русском языке есть слова-родственники. Они похожи по звучанию и по смыслу.

Какое слово появилось на экране? Правильно, слово «СНЕГ». Давайте вместе придумаем семью слов к этому слову. Мамы, помогайте ребятам придумывать слова-родственники к слову «СНЕГ».

Слайд 7.

Молодцы! Вы угадали слова «СНЕГОПАД» и «СНЕЖКИ».

Давайте поиграем в снежки (дети бросают друг в друга и в родителей снежки из пенопласта).

Слайд 8.

У слова «СНЕГ» есть ещё родственники. Отгадайте загадки и увидите отгадки.

Лепит детвора зимой

Чудо с круглой головой:

Ком на ком поставит ловко,

Рот - дуга, и нос морковка,

А два глаза - угольки,

Да из веток две руки.

Солнце вышло, он и сник.

Кто же это?

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек

Тонких, как стекло;

Звездочки холодные,

А земле тепло! (Снежинки)

Слайд 9.

А вот ещё загадка.

Чудо-дворник перед нами

Загребущими руками

За одну минуту сгрёб

Преогромнейший сугроб.

А это что такое? Молодцы, это снегоход!

Слайд 10.

Кто-то к нам в гости спешит. Появляется тётушка Пословица.

- Здравствуйте, детушки, здравствуйте милые! Здравствуйте, девицы-красавицы! Здравствуйте, добры-молодцы! Я к вам пришла, короб пословиц и поговорок принесла. А вы меня слушайте, да на ус мотайте.Пословицы, детушки, это мудрость народная. Веками русский народ сочинял и копил пословицы. Пословица, ведь не мимо молвится!

Слайд 11.

Предлагаю вам поиграть в игру - кричалку «Мы тебя знаем». Я кричу начало пословицы, а вы её продолжаете. Барыни-сударыни, помогайте своим детушкам!

Поспешишь - …людей насмешишь.

Не спеши языком - … торопись делом.

Что посеешь - … то и пожнёшь.

Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.

Слайд 12.

Семь раз отмерь - … один отрежь.

Глаза боятся - … а руки делают.

С кем поведёшься … от того и наберёшься.

Слайд 13.

Сам пропадай - … а товарища выручай.

В гостях хорошо - … а дома лучше.

Готовь сани летом - … а зимой телегу.

За двумя зайцами погонишься - … ни одного не поймаешь.

Слайд 14.

- Я к вам пришла короб пословиц и поговорок принесла. Что в моём ларце смотрите, пословицу с этим словом назовите.

Яблоко. Яблоко от яблони не далеко падает.

Ложка. Дорога ложка к обеду.

Иголка. Куда иголка, туда и нитка.

Камень. Под лежачий камень вода не течёт.

Слайд 15.

Знаю я, что вы подготовили сценку на тему одной пословицы. Порадуйте. Покажите её.

Сценка «КОНЧИЛ ДЕЛО - ГУЛЯЙ СМЕЛО»

Действующие лица:

Мальчик—ученик

Солнышко

Птичка

Вишенка.

Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает Солнышко.

Солнышко. Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?

Мальчик. Нет, ясное солнышко, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок!

Птичка. Не довольно ли учиться, не пора ли порезвиться?

Мальчик. Нет, милая пташечка, нет! Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.

Вишенка. Не довольно ли учиться, не пора ли порезвиться?

Мальчик. Нет, Вишенка, нет, теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.

Наконец урок окончен. Мальчик убирает книги, тетради, подходит к окну и кричит: «Ну-ка, кто меня манил?»

Все говорят: «Кончил дело, гуляй смело!»

Слайд 16.

Молодцы, а я в моём ларце подарочки вам припасла.

Кто много читает, тот много знает.

Книга мала, да ума придала.

Книга - лучший подарок.

Слайд 17.

- Получайте подарки - книги из моего волшебного ларца. Дома их с мамами читайте и ума набирайтесь!

Дети благодарят и прощаются с тётушкой Пословицей.