Меню
Бесплатно
Главная  /  Планирование беременности  /  Организации по запрещению химического оружия (озхо). Организация по запрещению химического оружия Связь с другими международными соглашениями

Организации по запрещению химического оружия (озхо). Организация по запрещению химического оружия Связь с другими международными соглашениями

После вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия , открытой к подписанию в январе 1993 года. В 2013 году ОЗХО награждена Нобелевской премией мира .

Главные задачи - обеспечение контроля за соблюдением запрета на использование химического оружия , ликвидации его запасов, содействие развитию сотрудничества в области мирной химии , помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия, обеспечение нераспространения химического оружия.

Штаб-квартира расположена в Гааге (Нидерланды).

Структура ОЗХО

Организация по запрещению химического оружия имеет три основных органа: Конференция государств - участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.

Конференция государств-участников

Конференция государств-участников - главный орган ОЗХО. В её состав входят все члены Организации . Собрание проходит не реже одного раза в год и рассматривает вопросы в рамках сферы охвата Конвенции. Конференция осуществляет надзор за осуществлением Конвенции, принимает меры для содействия реализации её предмета и целей, а также рассматривает её соблюдение. Конференция осуществляет надзор за деятельностью Исполнительного совета и Технического секретариата. Раз в пять лет Конференция государств-участников собирается на специальную сессию для рассмотрения действия Конвенции.

Исполнительный совет ОЗХО является исполнительным органом Организации. Отчет о деятельности предоставляется на ежегодном собрании Конференции. Исполнительный совет действует в соответствии с решениями Конференции и обеспечивает их исполнение. В задачу Исполнительного совета входит содействие осуществлению и соблюдению Конвенции, за деятельностью Технического секретариата. Исполнительный совет состоит из 41 члена. В состав Исполнительного совета имеет право входить каждое государство-участник. Заседания Исполнительного совета проводят четыре раза в году или более, если этого требуют государства-участники совета или Конференция.

Технический секретариат

Технический секретариат помогает Конференции и Исполнительному совету в выполнении их функций. Технический секретариат осуществляет предусмотренные Конвенцией меры проверки её соблюдения, получает и систематизирует первоначальные и ежегодные данные государств-участников (информация о запасах химического оружия, о бывших объектах по его производству и т. д.). В состав Технического секретариата входят Генеральный директор (назначается Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета), который является его руководителем и главным административным сотрудником, инспекторы и другой политико-административный и технический персонал.

Химическое разоружение

По состоянию на начало 2004 года 95 % государств-участников представили свои данные в ОЗХО. Шесть государств объявили о том, что они обладают запасами химического оружия (Албания , Индия , Ливия , Россия , США и другое государство-участник, которое пожелало, чтобы его название не упоминалось в официальных документах ОЗХО). В сумме эти запасы насчитывали около 70 тыс. тонн отравляющих веществ различных типов. Из них нервно-паралитические ОВ - (28 %), зарин (22 %), зоман (13 %) составляли 63 %, кожно-нарывные (главным образом иприт и люизит) 35 %. Остающиеся 2 % приходились на бинарное химическое оружие и различные токсичные отходы.

13 государств объявили о существовавших 64 объектов на момент вступления в Конвенцию или в прошлом мощностей по производству химического оружия (Албания , Босния и Герцеговина , Китай , Франция , Индия , Ливия , Иран , Япония , Россия , Великобритания , США , Югославия и в другом государстве-участнике).

На начало 2004 года государствами - участниками было объявлено 5466 объектов гражданской химической промышленности , подпадающих под сферу охвата режима проверки химической промышленности, а также передачи химикатов , входящих в списки, содержащиеся в Конвенции.

В период с 1997 г. и по начало 2004 года ОЗХО уничтожила более 8 тыс. тонн отравляющих веществ в 4 государствах, объявивших о наличии у них запасов химического оружия. 29 апреля 2003 года Россия выполнила предусмотренный Конвенцией первый этап уничтожения химического оружия категории I, ликвидировав 400 тонн отравляющих веществ (1 % общих запасов) на первом российском объекте по уничтожению в пос. Горный Саратовской области .

Инспекционная деятельность ОЗХО

За подготовку, планирование и анализ результатов инспекций отвечает отдел проверки Технического секретариата.

Большая часть инспекционной деятельности (около 60 % инспекций) осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием . На объектах по уничтожению химического оружия (ОУХО) в период их функционирования обеспечивается постоянное присутствие инспекторов. Так в 2003 году на ОУХО было проведено 74 ротации инспекторов. В 2002 году было проведено 85 таких инспекций.

Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает возможность проведения инспекций по запросу. Инспекция по запросу может проводиться в любом государстве-участнике по запросу другого государства-участника без права отказа с целью прояснения или разрешения любого вопроса, касающегося возможного несоблюдения Конвенции. Запрашивающее инспекцию государство обязано ограничивать запрос на инспекцию рамками Конвенции и представлять в запросе всю соответствующую информацию, на основе которой возникла озабоченность. Каждое государство-участник должно воздерживаться от необоснованных запросов, избегая злоупотреблений. Инспектируемое государство обязано предоставлять доступ в пределах запрашиваемого места исключительно с целью установления фактов, имеющих отношение к озабоченности относительно возможного несоблюдения Конвенции. Но за годы действия Конвенции ни одно государство-участник не запрашивало проведения подобных инспекций.

Конвенция предусматривает оказание государствам-участникам помощи и защиты в случае применения против них или угрозы применения химического оружия. В соответствии с положениями Конвенции такая помощь может предусматривать предоставление государствам-участникам средств обнаружения и систем сигнализации, защитного и дегазационного оборудования и средств дегазации, медицинских антидотов и средств лечения, а также консультирования по любым защитным мерам.

В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник взяло на себя обязательство либо вносить взносы в добровольный фонд помощи, который был учрежден на первой Конференции государств-участников, либо объявить о том, какого рода помощь оно могло бы предоставить по призыву Организации.

Международное сотрудничество

Государства-участники имеют право проводить исследования, разрабатывать, производить, приобретать, сохранять, передавать и использовать химикаты, обмениваться оборудованием и научно-технической информацией в целях, не запрещаемых по Конвенции. Конвенция также гласит, что её участники не устанавливают между собой никаких ограничений, которые сдерживали бы или затрудняли торговлю, а также развитие и распространение научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях.

Организация осуществляет целый ряд программ, направленных на содействие сотрудничеству в области химии. Эти программы направлены на подготовку ученых и инженеров из развивающихся стран или стран с переходной экономикой, на поддержку проведения семинаров и конференций по тематике развития химической промышленности, торговли химикатами и т. д. Организация по запрещению химического оружия, уже семь лет обеспечивающая режим запрета химического оружия, является одной из основных составляющих системы международной безопасности, работающим на уничтожение опаснейшего вида оружия массового уничтожения.

См. также

Напишите отзыв о статье "Организация по запрещению химического оружия"

Ссылки

  • (рус.)

Отрывок, характеризующий Организация по запрещению химического оружия

– Что здоровье? На болезнь плакаться – бог смерти не даст, – сказал Каратаев и тотчас же возвратился к начатому рассказу.
– …И вот, братец ты мой, – продолжал Платон с улыбкой на худом, бледном лице и с особенным, радостным блеском в глазах, – вот, братец ты мой…
Пьер знал эту историю давно, Каратаев раз шесть ему одному рассказывал эту историю, и всегда с особенным, радостным чувством. Но как ни хорошо знал Пьер эту историю, он теперь прислушался к ней, как к чему то новому, и тот тихий восторг, который, рассказывая, видимо, испытывал Каратаев, сообщился и Пьеру. История эта была о старом купце, благообразно и богобоязненно жившем с семьей и поехавшем однажды с товарищем, богатым купцом, к Макарью.
Остановившись на постоялом дворе, оба купца заснули, и на другой день товарищ купца был найден зарезанным и ограбленным. Окровавленный нож найден был под подушкой старого купца. Купца судили, наказали кнутом и, выдернув ноздри, – как следует по порядку, говорил Каратаев, – сослали в каторгу.
– И вот, братец ты мой (на этом месте Пьер застал рассказ Каратаева), проходит тому делу годов десять или больше того. Живет старичок на каторге. Как следовает, покоряется, худого не делает. Только у бога смерти просит. – Хорошо. И соберись они, ночным делом, каторжные то, так же вот как мы с тобой, и старичок с ними. И зашел разговор, кто за что страдает, в чем богу виноват. Стали сказывать, тот душу загубил, тот две, тот поджег, тот беглый, так ни за что. Стали старичка спрашивать: ты за что, мол, дедушка, страдаешь? Я, братцы мои миленькие, говорит, за свои да за людские грехи страдаю. А я ни душ не губил, ни чужого не брал, акромя что нищую братию оделял. Я, братцы мои миленькие, купец; и богатство большое имел. Так и так, говорит. И рассказал им, значит, как все дело было, по порядку. Я, говорит, о себе не тужу. Меня, значит, бог сыскал. Одно, говорит, мне свою старуху и деток жаль. И так то заплакал старичок. Случись в их компании тот самый человек, значит, что купца убил. Где, говорит, дедушка, было? Когда, в каком месяце? все расспросил. Заболело у него сердце. Подходит таким манером к старичку – хлоп в ноги. За меня ты, говорит, старичок, пропадаешь. Правда истинная; безвинно напрасно, говорит, ребятушки, человек этот мучится. Я, говорит, то самое дело сделал и нож тебе под голова сонному подложил. Прости, говорит, дедушка, меня ты ради Христа.
Каратаев замолчал, радостно улыбаясь, глядя на огонь, и поправил поленья.
– Старичок и говорит: бог, мол, тебя простит, а мы все, говорит, богу грешны, я за свои грехи страдаю. Сам заплакал горючьми слезьми. Что же думаешь, соколик, – все светлее и светлее сияя восторженной улыбкой, говорил Каратаев, как будто в том, что он имел теперь рассказать, заключалась главная прелесть и все значение рассказа, – что же думаешь, соколик, объявился этот убийца самый по начальству. Я, говорит, шесть душ загубил (большой злодей был), но всего мне жальче старичка этого. Пускай же он на меня не плачется. Объявился: списали, послали бумагу, как следовает. Место дальнее, пока суд да дело, пока все бумаги списали как должно, по начальствам, значит. До царя доходило. Пока что, пришел царский указ: выпустить купца, дать ему награждения, сколько там присудили. Пришла бумага, стали старичка разыскивать. Где такой старичок безвинно напрасно страдал? От царя бумага вышла. Стали искать. – Нижняя челюсть Каратаева дрогнула. – А его уж бог простил – помер. Так то, соколик, – закончил Каратаев и долго, молча улыбаясь, смотрел перед собой.
Не самый рассказ этот, но таинственный смысл его, та восторженная радость, которая сияла в лице Каратаева при этом рассказе, таинственное значение этой радости, это то смутно и радостно наполняло теперь душу Пьера.

– A vos places! [По местам!] – вдруг закричал голос.
Между пленными и конвойными произошло радостное смятение и ожидание чего то счастливого и торжественного. Со всех сторон послышались крики команды, и с левой стороны, рысью объезжая пленных, показались кавалеристы, хорошо одетые, на хороших лошадях. На всех лицах было выражение напряженности, которая бывает у людей при близости высших властей. Пленные сбились в кучу, их столкнули с дороги; конвойные построились.
– L"Empereur! L"Empereur! Le marechal! Le duc! [Император! Император! Маршал! Герцог!] – и только что проехали сытые конвойные, как прогремела карета цугом, на серых лошадях. Пьер мельком увидал спокойное, красивое, толстое и белое лицо человека в треугольной шляпе. Это был один из маршалов. Взгляд маршала обратился на крупную, заметную фигуру Пьера, и в том выражении, с которым маршал этот нахмурился и отвернул лицо, Пьеру показалось сострадание и желание скрыть его.
Генерал, который вел депо, с красным испуганным лицом, погоняя свою худую лошадь, скакал за каретой. Несколько офицеров сошлось вместе, солдаты окружили их. У всех были взволнованно напряженные лица.
– Qu"est ce qu"il a dit? Qu"est ce qu"il a dit?.. [Что он сказал? Что? Что?..] – слышал Пьер.
Во время проезда маршала пленные сбились в кучу, и Пьер увидал Каратаева, которого он не видал еще в нынешнее утро. Каратаев в своей шинельке сидел, прислонившись к березе. В лице его, кроме выражения вчерашнего радостного умиления при рассказе о безвинном страдании купца, светилось еще выражение тихой торжественности.
Каратаев смотрел на Пьера своими добрыми, круглыми глазами, подернутыми теперь слезою, и, видимо, подзывал его к себе, хотел сказать что то. Но Пьеру слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда, и поспешно отошел.
Когда пленные опять тронулись, Пьер оглянулся назад. Каратаев сидел на краю дороги, у березы; и два француза что то говорили над ним. Пьер не оглядывался больше. Он шел, прихрамывая, в гору.
Сзади, с того места, где сидел Каратаев, послышался выстрел. Пьер слышал явственно этот выстрел, но в то же мгновение, как он услыхал его, Пьер вспомнил, что он не кончил еще начатое перед проездом маршала вычисление о том, сколько переходов оставалось до Смоленска. И он стал считать. Два французские солдата, из которых один держал в руке снятое, дымящееся ружье, пробежали мимо Пьера. Они оба были бледны, и в выражении их лиц – один из них робко взглянул на Пьера – было что то похожее на то, что он видел в молодом солдате на казни. Пьер посмотрел на солдата и вспомнил о том, как этот солдат третьего дня сжег, высушивая на костре, свою рубаху и как смеялись над ним.
Собака завыла сзади, с того места, где сидел Каратаев. «Экая дура, о чем она воет?» – подумал Пьер.
Солдаты товарищи, шедшие рядом с Пьером, не оглядывались, так же как и он, на то место, с которого послышался выстрел и потом вой собаки; но строгое выражение лежало на всех лицах.

Депо, и пленные, и обоз маршала остановились в деревне Шамшеве. Все сбилось в кучу у костров. Пьер подошел к костру, поел жареного лошадиного мяса, лег спиной к огню и тотчас же заснул. Он спал опять тем же сном, каким он спал в Можайске после Бородина.
Опять события действительности соединялись с сновидениями, и опять кто то, сам ли он или кто другой, говорил ему мысли, и даже те же мысли, которые ему говорились в Можайске.
«Жизнь есть всё. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».
«Каратаев» – вспомнилось Пьеру.
И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. «Постой», – сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.
– Вот жизнь, – сказал старичок учитель.
«Как это просто и ясно, – подумал Пьер. – Как я мог не знать этого прежде».
– В середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез. – Vous avez compris, mon enfant, [Понимаешь ты.] – сказал учитель.
– Vous avez compris, sacre nom, [Понимаешь ты, черт тебя дери.] – закричал голос, и Пьер проснулся.
Он приподнялся и сел. У костра, присев на корточках, сидел француз, только что оттолкнувший русского солдата, и жарил надетое на шомпол мясо. Жилистые, засученные, обросшие волосами, красные руки с короткими пальцами ловко поворачивали шомпол. Коричневое мрачное лицо с насупленными бровями ясно виднелось в свете угольев.
– Ca lui est bien egal, – проворчал он, быстро обращаясь к солдату, стоявшему за ним. – …brigand. Va! [Ему все равно… разбойник, право!]

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (далее – КЗХО или Конвенция) была открыта к подписанию Генеральным секретарём ООН (депозитарий Конвенции) в Париже 13 января 1993 года и вступила в силу 29 апреля 1997 года (через 180 дней после сдачи на хранение 65-й ратификационной грамоты, статья XXI КЗХО). Россия, имевшая самые крупные запасы химоружия в мире (порядка 40 тыс. тонн), стала полноправным участником Конвенции 5 декабря 1997 года.

КЗХО – международно-правовой документ, направленный на решение двух важных задач. Первая – ликвидация целого класса опасного вида оружия массового поражения под строгим международным контролем (разоружение), вторая – запрещение производства и применения химоружия (предотвращение его распространения). Конвенция является бессрочной.

Для контроля за осуществлением КЗХО государства-участники учредили Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО), её штаб-квартира расположена в г. Гааге, Нидерланды. ОЗХО является международной площадкой для обсуждения всех вопросов, касающихся выполнения Конвенции.

Участниками КЗХО в настоящее время являются 193 государства. В 2015 г. к Конвенции присоединились Мьянма и Ангола, в 2018 г. – Государство Палестина. Вне её правового поля остаются Израиль и Южный Судан (подписали Конвенцию, но пока не ратифицировали), КНДР и Египет.

Руководящие органы ОЗХО

В качестве руководящих органов ОЗХО учреждены: Конференция государств-участников (КГУ), Исполнительный совет (ИС) и Технический секретариат (ТС).

КГУ состоит из всех 193 государств-членов ОЗХО. Конференция собирается на очередные сессии ежегодно. Кроме того, раз в пять лет проводятся конференции по обзору действия КЗХО. Четвёртая Обзорная конференция состоялась 21-30 ноября 2018 г.

ИС подотчётен КГУ и состоит из 41 члена, которые избираются сроком на два года по принципу ротации. Его возглавляет председатель, избираемый на один год. При формировании состава ИС особое внимание уделяется справедливому географическому распределению, значимости химической промышленности стран, а также политическим интересам и интересам в сфере безопасности. Места в ИС распределены между региональными группами: африканская и азиатская – по 9, восточноевропейская – 5, группа латиноамериканских стран и Карибского бассейна – 7, западноевропейские и другие государства – 10. Также имеется одно место, которое каждые два года поочерёдно занимают страны латиноамериканской и азиатской групп. ИС проводит свои регулярные сессии три раза в год.

ТС (подотчётен ИС) возглавляет Генеральный директор, назначаемый КГУ по представлению ИС сроком на четыре года с возможным продлением на один четырехлетний период. С 25 июля 2018 г. Гендиректором ТС является испанец Фернандо Ариас Гонсалес (срок окончания полномочий 24 июля 2022 г.).

Для содействия выполнению предмета и целей Конвенции в состав ТС входят инспекторы, научные, технические и административные сотрудники различной квалификации. ТС осуществляет проверочно-инспекционную деятельность в государствах-участниках для подтверждения выполнения положений КЗХО, оказывает содействие КГУ и ИС в реализации их функций и занимается другими задачами, порученными ему этими руководящими органами ОЗХО.

Сроки ликвидации химоружия

В соответствии с положениями КЗХО все запасы химоружия в мире должны были быть уничтожены через 10 лет после её вступления в силу – 29 апреля 2007 г. По решению государств-участников этот срок был продлен на 15 лет – до 29 апреля 2012 г. (пункты 24-28 Приложения к КЗХО по осуществлению и проверке).

Основываясь на вышеуказанных положениях, на 11-й сессии КГУ (декабрь 2006 г.) для России и США срок ликвидации национальных химарсеналов был перенесён на 2012 г. В соответствии с решениями 46-й (июль 2006 г.) и 48-й (март 2007 г.) сессий ИС были продлены сроки уничтожения химоружия, оставленного Японией на территории Китая по окончании Второй мировой войны , и ликвидации Италией «старого химического оружия» (определение дано в КЗХО, п.5 статьи II).

Япония и Китай представили на 67-й сессии ИС (февраль 2012 г.) план ликвидации оставленного японского химоружия, в соответствии с которым его уничтожение «предпочтительно» завершить не позднее конца 2016 г., за исключением захоронения в районе г.Хаэрбалинь, где процесс уничтожения продлится до 2022 г. По некоторым оценкам, в Китае захоронено от 700 тыс. до 2 млн. единиц «оставленных» боеприпасов.

Во исполнение решения 16-й сессии КГУ в ходе 68-й сессии ИС (май 2012 г.) государства-обладатели представили подробные планы уничтожения химоружия, остающегося у них после 29 апреля 2012 г. Россия объявила конечной датой завершения своей программы химразоружения 31 декабря 2015 г., США – 30 сентября 2023 г., Ливия – 31 декабря 2016 г.

В декабре 2014 г. в ходе 19-й сессии КГУ было принято решение о завершении уничтожения химического оружия в Российской Федерации не позднее 2020 года.

Ход ликвидации химоружия в государствах-обладателях

Российская Федерация досрочно, на три года раньше установленного срока, под эффективным международным контролем завершила уничтожение национальных запасов химического оружия. Последний химический боеприпас по указанию Президента Российской Федерации В.В.Путина был ликвидирован 27 сентября 2017 г. на специализированном объекте «Кизнер» (Удмуртская Республика). В общей сложности Россия уничтожила 39 тысяч 967 тонн отравляющих веществ.

В третьем квартале 2015 г., помимо объектов по уничтожению химоружия «Горный» (Саратовская область) и «Камбарка» (Удмуртская Республика), где уничтожение химоружия было завершено в 2005 и 2009 гг. соответственно, в 2016 г. химзапасы были полностью ликвидированы ещё на четырех российских объектах: «Марадыковский» (Кировская область), «Леонидовка» (Пензенская область), «Щучье» (Курганская область) и «Почеп» (Брянская область).

В США , присоединившихся к Конвенции 29 апреля 1997 г. и имевших в арсенале 31,500 тыс. тонн отравляющих веществ (являлись вторым крупнейшим обладателем запасов химоружия), процесс ликвидации национальных запасов химоружия ещё не завершён. К декабрю 2018 г. было уничтожено порядка 91,19 проц. запасов отравляющих веществ. Работы осуществляются на введённом в эксплуатацию в сентябре 2016 г. объекте в г. Пуэбло (штат Колорадо). Ещё один объект (г. Блю-Грасс, штат Кентукки) планируется ввести в эксплуатацию в 2020 г.. Процесс полной химдемилитаризации США должен завершиться лишь в 2023 г.

Ливия , ставшая членом КЗХО в 2004 г., к февралю 2014 г. уничтожила 31,1 тонн иприта и начала тогда подготовку к ликвидации менее опасных химикатов. В 2016 г. Триполи заявил о невозможности уничтожения запасов химоружия в установленный срок (декабрь 2016 г.). Ввиду того, что ситуация в сфере безопасности в Ливии оставалась непростой, во избежание попадания оставшихся ливийских запасов химоружия в руки террористических группировок было принято решение об их вывозе за пределы страны для последующего уничтожения за рубежом. При этом Россия настояла на том, чтобы данное решение соответствовало положениям КЗХО и осуществлялось по «сирийскому сценарию», то есть с обязательным принятием на этот счёт резолюции СБ ООН (№ 2298 от 22 июля 2016 г.). В 2017 г. под контролем ОЗХО было завершено уничтожение на германском химпредприятии «ГЕКА» (г.Мюнстер) вывезенных в 2016 г. с территории Ливии порядка 500 тонн прекурсоров химоружия.

Ирак , присоединившийся к КЗХО в 2009 г., представил в ОЗХО предварительную информацию о составе и структуре объявленных запасов только в октябре 2011 г. Методом сплошного бетонирования были ликвидированы два бункера по хранению химоружия времен С.Хусейна.

Сирия подписала Конвенцию 14 сентября 2013 г. и официально присоединилась к ней через 30 дней после подписания – 14 октября 2013 г. К 23 июня 2014 г. из Сирии были вывезены все имевшиеся на её территории компоненты химоружия. Они были уничтожены в конце 2015 г.

Во исполнение требований КЗХО и соответствующего решения ИС с конца 2014 г. при содействии Управления по обслуживанию проектов ООН (UNOPS) велись работы по ликвидации 12 сирийских бывших объектов по производству химоружия (7 авиационных ангаров и 5 подземных бункеров). В конце декабря 2017 г. были уничтожены 7 ангаров и все подземные бункеры.

В рамках «сирийского досье» ещё остается ряд вопросов, связанных с уточнением первоначального объявления Дамаска по КЗХО и информацией о применении на территории Сирии химоружия. Для этих целей Гендиректор Техсекретариата ОЗХО учредил две специальные миссии. Первая - Миссия ОЗХО по уточнению первоначального объявления Сирии по Статье III КЗХО – МООС (создана в апреле 2014 г. под давлением западных государств). Её задача – прояснение ситуации с якобы неполным декларированием части военно-химического потенциала Сирии. Несмотря на то, что сирийцы проявляют беспрецедентную открытость в сотрудничестве с МООС, что неоднократно подтверждалось в документах ОЗХО и ООН, претензии к ним по-прежнему сохраняются.

Вторая - Миссия по установлению фактов применения химоружия в Сирии – МУФС (создана в апреле 2014 г.). В круге ведения МУФС определено, что её целью является установление фактов, имеющих отношение к случаям предполагаемого применения химического оружия в Сирии. В настоящее время обе миссии продолжают свою работу.

С ноября 2015 г. начал свою работу Совместный механизм ОЗХО-ООН по расследованию случаев применения химоружия в Сирии (СМР), созданный на основании резолюции СБ ООН 2235 (2015). В 2016 г. его мандат был продлён ещё на год (резолюция СБ ООН 2319 от 17 ноября 2016 г.). Цель его работы заключалась в определении виновных в соответствующих преступлениях и представлении своих выводов в Совет Безопасности ООН.

Первые два доклада, в основном, носили общий информационный характер. 24 августа 2016 г. СМР выпустил третий доклад, в котором сделал совершенно неубедительные выводы, основанные на недостоверных и, зачастую, сфальсифицированных фактах в отношении причастности сирийских военных к двум инцидентам с применением хлора (н.п. Талменес – 21 апреля 2014 г. и н.п. Сармин – 16 марта 2015 г.) и о виновности ИГИЛ в использовании иприта (н.п. Мареа – 21 августа 2015 г.), что, в отличие от первых двух случаев, не вызывает сомнения.

21 октября 2016 г. вышел четвертый доклад, в котором вина за ещё один «хлорный инцидент» возлагалась на правительственные силы (н.п. Кменас – 16 марта 2015 г.). По ещё пяти инцидентам СМР пришел к выводу, что представленная информация либо является противоречивой, либо её недостаточно, в связи с чем дальнейшее расследование по ним было прекращено.

Исходя из необходимости консолидации усилий по антитеррору в контексте применения в Сирии и Ираке химоружия, Россия согласилась на принятие резолюции СБ ООН 2319 (2016), предусматривавшей продление деятельности СМР ещё на один год. При этом исходили из важности расширения действия мандата Механизма на сопредельные с Сирией страны и придание ему отчетливой антитеррористической направленности.

13 февраля 2017 г. вышел пятый доклад, в котором фактически были подтверждены выводы двух предыдущих.

Шестой доклад СМР был представлен 23 июня 2017 г. Документ носил в основном технический характер, поскольку после продления мандата Механизма и смены его руководства он несколько месяцев фактически бездействовал, формируя новую команду экспертов.

4 апреля 2017 г. после химинцидента с применением зарина в сирийском н.п.Хан-Шейхун США, Великобритания и Франция обвинили вооруженные силы Сирии в «новой» химической атаке и в обход СБ ООН нанесли ракетный удар по авиабазе «Шайрат», на которой якобы складировался примененный в Хан-Шейхуне зарин.

Целью седьмого доклада, вышедшего 26 октября 2017 г., являлось установление виновных в предполагаемом применении химоружия в двух случаях: в н.п.Хан-Шейхун (4 апреля 2017 г.) и в н.п. Марат Ум-Хош (16 сентября 2016 г.). В результате СМР возложил ответственность за применение зарина в н.п. Хан-Шейхун на сирийские власти, иприта в н.п. Ум-Хош – на ИГИЛ. В своей работе СМР опирался, главным образом, на результаты деятельности МУФС, которая во многом на основе предоставленных сирийской вооруженной оппозицией данных пришла к заключению о том, что в Хан-Шейхуне действительно использовался зарин.

За два с лишним года своей деятельности СМР так и не смог создать необходимый экспертный потенциал и технический инструментарий для проведения профессиональных и объективных расследований случаев применения химоружия в Сирии. 17 ноября 2017 г. истёк срок действия мандата СМР, однако нежелание США и их союзников деполитизировать и оптимизировать его деятельность не позволило продлить функционирование этой структуры.

7 апреля 2018 г. с подачи сирийских оппозиционных структур стала поступать информация о том, что правительственные войска якобы нанесли удар с использованием химического оружия по удерживаемым боевиками территориям в г. Дума (Восточная Гута). В социальных сетях получил распространение отснятый аффилированной с тергруппировками НПО «Белые каски» видеоролик, запечатлевший оказание первой помощи местным жителям, будто бы пострадавшим от химатаки.

Место предполагаемого химинцидента в г. Дума оперативно обследовали российские военные эксперты – никаких подтверждений применения отравляющих веществ обнаружено не было. 10 апреля 2018 г. сирийские власти официально обратились к ТС с просьбой направить на место предполагаемого инцидента профильных экспертов для установления всех обстоятельств произошедшего. Сформированная Гендиректором ТС экспертная группа МУФС отправилась в Сирию 12 апреля 2018 г., однако смогла прибыть в Дамаск только 15 апреля 2018 г.

Тем не менее, уже 14 апреля 2018 г. США, Великобритания и Франция, не дожидаясь завершения расследования, нанесли ракетный удар по Научно-исследовательскому центру в г. Барза и другим сирийским объектам военной и гражданской инфраструктуры, где якобы хранилось химическое оружие, примененное в Восточной Гуте.

26 апреля 2018 г. совместно с Дамаском был организован брифинг в ОЗХО и пресс-конференция с участием сирийских граждан, якобы пострадавших от химатаки в г. Дума и показанных в псевдорепортаже «Белых касок». Большинство западных стран отказались присутствовать на брифинге.

6 июля 2018 г. вышел предварительный доклад МУФС по химинциденту в Думе, в котором говорится об отсутствии следов нервно-паралитических веществ во всех отобранных экспертами ОЗХО пробах.

По состоянию на январь 2019 г. окончательный доклад так и не был представлен.

24 ноября 2018 г. боевики обстреляли жилые кварталы в пригороде Алеппо снарядами, начинёнными хлором. По настоянию сирийской и российской сторон 5 января с.г. Техсекретариат ОЗХО направил экспертов МУФС в Сирию для выяснения обстоятельств произошедшего. По результатам работы Миссии будет подготовлен соответствующий доклад.

Антироссийская кампания в ОЗХО

В марте 2018 г. Великобритания обвинила Россию в причастности к инциденту с отравлением 4 марта 2018 г. в г. Солсбери бывшего полковника ГРУ, двойного агента С.Скрипаля и его дочери Ю.Скрипаль нервно-паралитическим веществом, получившим на Западе название «Новичок». При этом никаких доказательств этому представлено не было.

Ни Техсекретариат ОЗХО, ни британская лаборатория в Портон-Дауне не смогли определить страну принадлежности химикатов, использованных в Солсбери, а затем и Эймсбери. Вместе с тем замалчивается факт того, что синтез веществ семейства «Новичок» осуществлялся в целом ряде государств, прежде всего в самой Великобритании, а также США, Чехии, Швеции и других. Только в США выдано более 140 патентов, связанных с боевым применением отравляющих веществ этого типа и защитой от них.

26-27 июня 2018 г. в Гааге состоялась специальная сессия Конференции государств-участников (КГУ) КЗХО, которая была созвана по инициативе Великобритании при поддержке Австралии, Болгарии, Германии, Канады, Новой Зеландии, Польши, Румынии, США, Франции и Японии. Лондону и его союзникам в результате голосования удалось «продавить» свой проект решения, предусматривающий наделение Технического секретариата ОЗХО не свойственными ему полномочиями «по определению виновных» в применении химоружия в Сирии.

На регулярной 23-й сессии КГУ (19-20 ноября 2018 г.) под давлением стран Запада голосованием был принят бюджет ОЗХО на текущий год, в котором предусмотрено выделение средств на финансирование навязываемого ими атрибутивного механизма.

На состоявшейся 14 января с.г. 62-й внеочередной сессии Исполсовета ОЗХО по инициативе западных стран было принято решение с рекомендацией относительно целесообразности включения в контрольные списки КЗХО двух новых «семейств» токсичных химикатов. Рассмотрение российского предложения на этот счёт запланировано на конец февраля 2019 г.

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) была создана с целью наблюдения за выполнением Конвенции о запрещении химического оружия.

В заявлении Нобелевского комитета говорится, что благодаря работе ОЗХО использование химического оружия стало неприемлемым в соответствии с международным правом. Его члены подчеркнули, что события в Сирии, где было применено химическое оружие, явились напоминанием о необходимости укрепления мер по борьбе с химическим оружием.

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун: «Как и ООН, ОЗХО зародилась на волне негодования в связи с ужасами войны».

В своей речи Генеральный директор ОЗХО Ахмет Узюмджю отметил совместную работу с Организацией Объединенных Наций в рамках Совместной миссии ОЗХО-ООН по ликвидации химического оружия в Сирии. По его словам, никогда в истории своего существования ОЗХО не наблюдала за уничтожением крупного арсенала химического оружия в сжатые сроки в ходе гражданской войны.

Поздравляя Организацию по запрещению химического оружия, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил: «Как и ООН, ОЗХО зародилась на волне негодования в связи с ужасами войны. Пройден путь от поля боя до лабораторий и до стола переговоров. ООН имеет честь работать рука об руку с ОЗХО в целях ликвидации угрозы, которую представляет собой химическое оружие для всех людей и во все времена».

Видео

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун поздравил ОЗХО с получением Нобелевской премии мира и отметил, что признание заслуг ОЗХО произошло «спустя почти 100 лет после первого нападения с использованием химического оружия и через 50 дней после ужасающего применения химического оружия в Сирии».

Химическое оружие относится к разряду оружия массового поражения (ОМП). Его действие основывается на токсичных свойствах отравляющих веществ (ОВ) и средствах применения, которыми могут быть ракеты, артиллерийские снаряды, бомбы, выливные авиационные приборы и т.д. Стоит отметить, что различные яды и токсины на протяжении тысячелетий оставались «точечным» оружием. Средством массового поражения их помогли сделать промышленные технологии, появившиеся в XX веке.

То, что определенные вещества и предметы их горения могут представлять смертельную опасность, знали еще древние. Учеными выдвинуто предположение, что первыми применили химическое оружие против своих врагов древние персы. Саймон Джеймс, британский археолог из университета города Лестера, обнаружил, что персидские войска использовали ядовитые газы во время осады города Дура на востоке Сирии еще в III веке до нашей эры. Город занимали римские войска. Теория Саймона Джеймса была основана на изучении останков 20 римских воинов, которые были найдены у основания городской стены.

Согласно теории археолога, для захвата Дура персы использовали подкопы под стены. При этом римляне для нападения на осаждавших рыли собственные тоннели. В тот момент, когда римские солдаты заходили в тоннель, персы просто поджигали битум и кристаллы серы, результатом было образование густого ядовитого дыма. Уже через несколько секунд римские солдаты теряли сознание, а через несколько минут умирали. Результаты проведенных в Дуре археологических раскопок говорят нам о том, что персы были не менее искусны в осаде крепостей, чем римляне, и применяли даже самые жесткие приемы, отмечает доктор Джеймс.

Однако настоящим «звездным часом» для химического оружия стала Первая мировая война. 22 апреля 1915 года немецкие войска впервые в XX веке применили для уничтожения солдат противника химическое оружие . Всего за 8 минут они выпустили на противостоящие им англо-французские войска 5730 баллонов, которые содержали 180 тонн хлора. Зеленоватое по цвету облако бесшумно накрыло позиции противника.

В результате этой химической атаки прямо на месте погибло около 5 тысяч человек, еще 10 тысяч человек получили серьезные повреждения глаз, легких и других внутренних органов. Данная химическая атака навсегда вошла в историю войн, как «черный день у Ипра». За годы Первой мировой войны немецкие войска более 50 раз использовали отравляющие газы, французы - 20 раз, англичане - 150 раз .

В Российской империи постройка заводов, которые могли выпускать химическое оружие, началась только в августе 1915 года. Однако в Советском Союзе этому виду вооружений уделялось гораздо большее внимание. В результате к 1990 году наша страна обладала крупнейшими в мире запасами ОВ (более 39 тысяч тонн). Большая часть этих боевых отравляющих веществ была представлена ипритом, люизитом, смесью иприта и люизита, зоманом, зарином и VX.

В 1993 году Российская Федерация подписала, а в 1997 году и ратифицировала КХО - Конвенцию о запрещении химического оружия . С тех пор в России идет процесс планомерного уничтожения накопленных за долгие годы ОВ. Сроки полного уничтожения запасов российского химического оружия неоднократно переносились. По оценкам экспертов, оно может быть полностью уничтожено не раньше 2017-2019 годов.

Запрет

Химическое оружие пытались запретить несколько раз. Первый раз это произошло еще в 1899 году. В статье 23 Гаагской конвенции 1899 года говорилось о запрете использования боеприпасов, единственным предназначением которых является отравление живой силы противника. Однако наличие данного запрета никак не повлияло на использование химического оружия в годы Первой мировой войны.

Второй раз химическое оружие было запрещено Женевским протоколом 1925 года. Но и Женевская конвенция от 1925 года не смогла приостановить использование химического оружия.

Так, в 1938 году Япония неоднократно использовала иприт и другие отравляющие вещества во время войны в Китае. В результате использования японскими войсками химического оружия погибло не менее 50 тысяч человек. В последующем химическое оружие неоднократно использовалось в 1980-е годы во время ирано-иракской войны, причем использовали его обе стороны конфликта.

Наконец третьим документом, запрещающим использование химического оружия, стала Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении от 1993 года . Конвенция вступила в силу 29 апреля 1997 года. Именно она стала первой по-настоящему успешной.

Уже к июлю 2010 года на планете было уничтожено 60% всех запасов имеющегося химического оружия.
По состоянию на январь 2012 года данную конвенцию подписали 188 стран мира.

Впрочем, и наличие данной конвенции не положило конец использованию химического оружия. В 2013 году во время гражданской войны, которая развернулась в Сирии, было зафиксировано несколько случаев применения отравляющих веществ. Под давлением ООН сирийское руководство вынуждено было принять конвенцию от 1997 года. Уничтожением имеющихся запасов сирийского химического оружия (примерно 1300 тонн) занялись Россия и США.

Использовалось химическое оружие (ХО) и террористами. Самым известным терактом с применением ХО является газовая атака в токийском метро, которая произошла в 1995 году. Организатором теракта стала японская секта «Аум Синрикё», которая использовала в своих целях зарин. В результате данной террористической атаки погибли 12 человек, пострадало более 5 тысяч человек.

Химическое оружие

Стоит отметить, что различные отравляющие вещества долгое время не рассматривались военными всерьез в качестве одного из средств ведения боевых действий. Ситуация изменилась лишь после того, как их стало возможно изготавливать и хранить в достаточных для войны целях.

Также можно отметить тот факт, что химическое оружие - это единственное оружие массового поражения, которое попытались запретить еще до начала его использования. Однако, как и в случае с другими видами ОМП, это мало кого остановило. Как результат - химическая атака, проведенная немцами 22 апреля 1915 года в районе города Ипр и бурное развитие разнообразных отравляющих веществ в XX веке. Именно атака под Ипром практически ознаменовала день рождения химического оружия.

Наиболее массово химическое оружие использовалось в годы Первой мировой войны. Всего до конца войны было выпущено около 180 тысяч тонн разнообразных ОВ. А общие потери от использования сторонами конфликта химического оружия оцениваются в 1,3 миллиона человек, из которых порядка 100 тысяч человек погибли .

Использование разнообразных ОВ в годы Первой мировой войны стало первым зафиксированным нарушением гаагской декларации 1899 и 1907 годов. При этом США отказались поддержать гаагскую конференцию 1899 года. В то время как Германия, Франция, Россия, Италия, Япония согласились с декларацией 1899 года, а в 1907 году к ним присоединилась Великобритания.

Итогом этих деклараций стало то, что стороны договорились не использовать нервно-паралитических и удушающих газов в военных целях. При этом уже 27 октября 1914 года Германия применила боеприпасы, которые были снаряжены шрапнелью, смешанной с раздражающим порошком. Немцы при этом ссылались на точную формулировку декларации (запрещалось использование боеприпасов, единственным предназначением которых является отравление живой силы противника), мотивируя свои действия тем, что данное применение не было единственной целью данного обстрела. Это же относится и к случаям использования несмертельного слезоточивого газа, который использовался Францией и Германией во второй половине 1914 года.

Всего за 4 года конфликта химическое оружие успело существенно усовершенствоваться. Стали использоваться смеси хлора с хлорпикрином или с фосгеном. В дальнейшем в ход пустили синильную кислоту, дифенилхлорарсин, треххлористый мышьяк. Британцами были изобретены газометы, которые могли стрелять минами, снаряженными ядовитой начинкой.

Немцы использовали синтезированное еще в 1822 году первое кожно-нарывное ОВ, распылив его 12 июля 1917 года в районе все того же злосчастного Ипра. Отравляющее вещество было использовано против англо-французских войск. По названию реки оно было названо «ипритом», а британцы называли его также «горчичным газом» из-за его специфического запаха. Русские войска во время осуществления знаменитого Брусиловского прорыва в июне 1916 года подавляли артиллерийские батареи противника снарядами, снаряженными фосгеном и хлорпикрином.

В период между двумя мировыми войнами все ведущие державы мира осуществляли активные разработки в области создания химического оружия. Так американцы получили собрата иприта по способу поражения, новое отравляющее вещество назвали люизит. В нацистской Германии во время поисков инсектицида было создано первое фосфорорганическое отравляющее вещество, получившее название табун. Не остановились работы в этом направлении и после Второй мировой войны, когда на свет появилось одно из самых смертоносных веществ на планете - VX (Ви-экс).

Как действую смертоносные отравляющие вещества

Нервно-паралитические (VX, зоман, зарин, табун)
Нервно-паралитические ОВ нарушают работу нервной системы человека. У отравившегося появляются судороги, которые переходят в паралич. Признаками отравления являются: миоз (сужение зрачков), ухудшение зрения, тяжесть в груди, затруднение дыхания, появление головной боли. При поражении через кожу признаки отравления могут появиться у человека лишь через 24 часа.

Кожно-нарывные (люизит, иприт)
Поражают кожу человека (приводят к образованию язв), дыхательные пути, легкие, глаза. Если ОВ попадают в человеческий организм с едой и водой, то страдают внутренние органы, главным образом пищеварительная система. Признаки отправления: покраснение кожи, появление мелких пузырей. Проявляются уже через несколько часов.

Удушающие (хлор, фосген и дифосген)
Данные ОВ поражают легочную ткань, вызывая у человека токсичный отек легких. Скрытый период может длиться до 12 часов. Признаками отравления являются: сладковатый привкус во рту, головокружение, слабость, кашель. В случае отравления хлором: покраснение, жжение и отек век, а также слизистой оболочки ротовой полости и верхних дыхательных путей.

Общеядовитые (синильная кислота, хлорциан)
Данные ОВ, попадая в организм человека, нарушают передачу кислорода из крови к тканям. Являются одними из самых быстродействующих отравляющих веществ. Признаки отравления: жжение и металлический привкус во рту, покалывание в области глаз, онемение кончика языка, царапанье в горле, слабость, головокружение.

Организационные выводы

Уже в годы Первой мировой войны были достаточно четко сформулированы основные минусы, которые были присущи химическому оружию:

— во-первых, такое оружие являлось очень метеозависимым. Для проведения атаки приходилось ждать наступления подходящих условий. Малейшее изменение направления ветра и вот уже отравляющие вещества летят в сторону или даже на самих атакующих (реальные прецеденты). В то же время синильная кислота очень быстро разлагается при повышенной влажности и под прямыми солнечными лучами.

— во-вторых, химическое оружие оказалось неэффективным против рассредоточенных на местности войск.

— в-третьих, по итогам проведенного анализа понесенные от химического оружия потери не превышали аналогичных потерь от обыкновенного огня артиллерии.

Значительно снизило спрос на ХО и постоянное развитие средств коллективной и индивидуальной защиты . Современные противогазы, в отличие от своих далеких предшественников начала прошлого века, способны эффективно сдерживать большинство ОВ. Добавив сюда специализированную защитную одежду, современные средства дегазации и антидоты, становится понятной невысокая популярность химического оружия для ведения полномасштабных боевых действий.

Отдельной и очень серьезной проблемой стало само производство и длительное хранение разнообразных химических боеприпасов, а также процесс их последующей утилизации . Аварии, которые происходили на участках этой технологической цепочки, иногда приводили к значительным человеческим жертвам. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1993 году в Женеве ведущие страны мира решились на подписание Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.

Это произошло после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия, открытой к подписанию в январе 1993 года.

Целью ОЗХО является полная ликвидации химического оружия во всем мире. Основная задача организации заключается в проверке уничтожения всего имеющегося химического оружия и принятии мер, направленных на обеспечение того, чтобы химическое оружие больше не производилось. ОЗХО предоставляет помощь и защиту своим государствам-участникам, если они подвергаются угрозе применения химического оружия или нападению с применением химического оружия. ОЗХО также поощряет международное сотрудничество в развитии мирной химии.

ОЗХО является независимой международной организацией, действующей в интересах ее государств-членов. ОЗХО сотрудничает с Организацией Объединенных Наций (ООН). Как и в ООН, шестью официальными языками являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.

Ежегодно в рамках ОЗХО проводятся сессии ее исполнительных органов. Четыре раза в год — исполнительного совета и в конце года Конференции государств-участников.

Специально созданный Технический секретариат ОЗХО поддерживает постоянную связь с национальными органами государств-участников по выполнению Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении, оказывает им помощь в разработке национального законодательства, регулирующего выполнение конвенции на национальном уровне. В распоряжении Технического секретариата находится эффективный инструмент контроля за соблюдением Конвенции — Инспекторат, осуществляющий проверки путем проведения инспекций.

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении (КХО) стала первым многосторонним соглашением, предусматривающим уничтожение целого вида оружия массового уничтожения — химического оружия, а также вводящим запрет на его разработку, производство, накопление и применение.

Шесть государств-участников (Албания, государство-участник, Индия, Ливийская Арабская Джамахирия, Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки), которые объявили о владении химическим оружием, должны уничтожить 8,67 миллиона единиц, включая боеприпасы и контейнеры, содержащие в общей сложности около 71 тысячи метрических тонн высокотоксичных отравляющих веществ.

По состоянию на конец сентября 2013 года, под контролем уничтожено около 58 тысячи метрических тонн или 81,71% мировых объявленных запасов, насчитывающих около 71 тысячи метрических тонн химических веществ. Также под контролем было уничтожено 4,97 миллиона или 57,32% общего числа химических боеприпасов и контейнеров, охватываемых КХО и насчитывающих 8,67 миллиона единиц.

В период с момента вступления в силу КХО с апреля 1997 года по 30 сентября 2013 года ОЗХО провела на территории 86 государств-участников около 5,3 тысячи инспекций, включая 2,7 тысячи инспекций на объектах, связанных с химическим оружием. Из 228 объявленных объектов, связанных с химическим оружием, было проинспектировано 228.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников