Меню
Бесплатно
Главная  /  Выделения  /  Кто является маленьким человеком в станционном смотрителе. Образ «маленького человека» в повести «Станционный смотритель

Кто является маленьким человеком в станционном смотрителе. Образ «маленького человека» в повести «Станционный смотритель

«Станционный смотритель» - это первое произведение в рус­ской литературе, в котором создан образ «маленького человека». В дальнейшем эта тема была представлена в творчестве Гоголя, Чехова, Толстого.

В повести Пушкина образ маленького человека воплощен в главном герое, станционном смотрителе Самсоне Вырине. Повествование автор начинает с описания жалкого существования всех станционных смотрителей. Все проезжающие бранят их, пишут на них жало­бы и даже, бывает, бьют, считают их «извергами человеческого рода» только за то, что не всегда есть на станции смена лошадей. Досаду и злость, накопленную в поездках, путешественники вы­мещают на ни в чем не повинном смотрителе. «Погода неснос­ная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут, а вино­ват смотритель», - так описывает Пушкин отношение к людям этой профессии. Сами же смотрители люди смирные, всегда гото­вы услужить, а ведь им и в дождь, и в бурю, и в мороз приходит­ся бегать по дворам, встречая и провожая постояльцев. Далее автор переходит к истории жизни Самсона Вырина. Все вышепе­речисленные беды станционных смотрителей в полной мере от­носятся и к нему. Это был бедный человек, привыкший не ждать от жизни ничего хорошего. Одна радость была у него - краса­вица дочка Дуня. Но когда она сбежала из дома с гусаром Минским, Самсон от тоски и чувства вины, что не уберег дочь, заболел. Потом он нашел Дуню в Петребурге, она жила с гуса­ром в красивом доме, была хорошо одета. Вырин звал ее домой, просил Минского отпустить дочь, но гусар прогнал его. С горя Самон запил, превратился за короткое время из крепкого муж­чины в старика. Он вспоминал о том, что сам разрешил Дуне поехать с гусаром в церковь, откуда та уже не вернулась, и винил себя в происшедшем. Представляя ее судьбу, он думал, что Минский позабавится с Дуней и вышвырнет ее на улицу. Самсон не может даже представить, что гусар мог полюбить дочь просто­го станционного смотрителя, а тем более - жениться на ней. Так, изводя себя, тоскуя и жалея дочь, Самсон спился и умер.

Пушкин, описывая трагедию жизни «маленького человека», сочувствует ему и дает понять, что ограниченность Самсона Выри­на определена прежде всего условиями его жизни. Человек, при­выкший к брани и притеснениям, считающий себя низшим суще­ством, может мыслить только лишь как «мученик четырнадцатого класса». По логике Вырина, дочь его не может быть счастлива с богатым гусаром, тот лишь посмеется над ней. Чин Вырина стал его жизнью, он ограничен в своих размышлениях сословными рам­ками. Несмотря на это автор не презирает героя, а старается по­нять и объяснить его поведение.

«Повести Белкина», написанные Александром Сергеевичем Пушкиным, поражают читателя своей глубиной и актуальностью по сей день. Судьбы бедных крестьян и провинциальных дворян, описанные автором в этом цикле рассказов, трогают за душу каждого читателя и никого не оставляют равнодушным. Таковым является и герой повести «Станционный смотритель» Самсон Вырин. Характеристика этого персонажа требует более детального изучения.

Иван Петрович Белкин, главный рассказчик всех повестей в цикле, стал свидетелем этой обычной, никому не известной истории. Самсон Вырин - бедный коллежский чиновник четырнадцатого, самого низшего класса. В его обязанности входило присматривать за придорожной станцией, где он регистрировал всех проезжающих и менял им лошадей. Пушкин с большим почтением относится к тяжелому труду этих людей.

Самсон Вырин, характеристика и жизнь которого не отличалась от других людей, вдруг резко изменилась. Его любимая дочь, Дуня, всегда помогавшая ему в быту, являвшаяся предметом гордости отца, уезжает в город с приезжим офицером.

При первой встрече мелкого чиновника Белкина и смотрителя мы наблюдаем довольно позитивную атмосферу на станции. В доме Вырина очень ухоженно, растут цветы, уютная обстановка. Сам он выглядит бодро. Все это благодаря Дуне, дочери Самсона. Она во всем помогает отцу, содержит дом в чистоте.

Следующая встреча героев оказывается совсем иной: очень изменился Самсон Вырин. Характеристика дома сильно отличается от той, что была ранее. Смотритель спит под шинелью, теперь он небрит, цветов больше нет в комнате. Что произошло с этим добродушным человеком и его домом?

Предательство или?..

Характеристика Самсона Вырина из повести «Станционный смотритель» должна быть дополнена фактом отъезда дочери. После очередной порции выпитого он рассказывает Белкину о переменах, произошедших в его жизни. Оказывается, Дуня сбежала от отца с офицером Минским, который обманом прожил на станции несколько дней. Со всем теплом и заботой отнесся к гусару Самсон Вырин. Характеристика Минского как человека подлого отлично подтверждается в сценах приезда смотрителя к дочери.

Оба раза гусар прогоняет старика, унижая его мятыми ассигнациями, крича на него и обзывая.

А что же Дуня? Она так и не стала женой Минского. Живет в шикарной квартире, имеет слуг, драгоценности, шикарные наряды. Но тем не менее она на правах любовницы, а не супруги. Наверное, не пристало гусару иметь жену-бесприданницу. Увидев отца, приехавшего навестить ее и узнать, почему она так безмолвно уехала, бросив его одного, Дуня падает в обморок. Спросите, было ли ей стыдно? Возможно. По-видимому, она понимает, что так или иначе предала отца, променяв бедную жизнь на шикарную столичную атмосферу. Но все же ничего не предпринимает…

Маленький человек

В третий раз приезжает Белкин на эту станцию и узнает, что наш смотритель умер в одиночестве, спившись и страдая по единственному ребенку. Раскаявшись, дочь все же приезжает к отцу, но не застает его в живых. После она будет долго плакать на его могиле, но вернуть уже ничего невозможно…

Рядом с ней будут ее дети. Теперь она сама стала матерью и, вероятно, ощутила на себе, насколько сильна любовь к собственному ребенку.

Характеристика Самсона Вырина, кратко говоря, положительная. Он очень добрый человек, всегда рад прийти на помощь. Ради счастья своей дочери он был готов терпеть унижения от Минского, не стал мешать ее счастью и благополучию. Таких людей в литературе называют «маленькими». Он тихо и мирно жил, ничего для себя не прося и не надеясь на лучшее. Так же и умер. Почти никто не знает о том, что жил такой несчастный станционный смотритель Самсон Вырин.

Одним из первых к теме «маленького человека» обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести «Станционный смотритель». Читатели с особым интересом и вниманием слушают рассказ Белкина, очевидца всех изложенных событий. Из-за особой формы повести - доверительной беседы - читатели проникаются тем настроением, которое нужно автору-рассказчику. Мы сострадаем бедному смотрителю. Верим, что это самый несчастный класс чиновников, которых любой обидит, оскорбит даже без видимой надобности, а просто так, чтобы доказать, главным образом себе, свою значимость или на несколько минут ускорить свое путешествие.
Но сам Вырин привык жить в этом несправедливом мире, приспособил свой нехитрый быт и доволен тем счастьем, которое послано ему в виде дочери. Она его радость, защитница, помощница в делах. Несмотря на довольно юный возраст, Дуня уже вошла в роль хозяйки станции. Она без страха и смущения смиряет гневливых посетителей. Умеет без лишних слов утихомирить самых «петушистых». Природная красота этой девушки завораживает проезжающих. Увидя Дуню, они забывают, что куда-то спешили, хотели покинуть убогое жилище. И кажется, что так будет всегда: красавица хозяйка, неспешный разговор, бодрый и счастливый
смотритель... Эти люди наивны и радушны, как дети. Они верят в доброту, благородство, силу красоты...
Поручик Минский, увидя Дуню, захотел приключений, романтики. Он не представлял, что бедный отец, чиновник четырнадцатого класса, посмеет противостоять ему - гусару, аристократу,- богатому человеку. Отправляясь на поиски Дуни, Вырин не представляет себе, что будет делать, как сможет помочь дочери. Он, безмерно любя Дуню, надеется на чудо, и оно происходит. Найти в огромном Санкт-Петербурге Минского - это почти невозможно. Но провидение ведет несчастного отца. Он видит дочь, понимает ее положение - богатой содержанки - и хочет забрать ее. Но Минский гонит его в толчки.
Впервые Вырин понимает всю пропасть, разделяющую его и Минского - богатого аристократа. Старик видит тщетность своих надежд вернуть беглянку.
Что остается бедному отцу, потерявшему в лице дочери опору, смысл жизни? Возвратившись, он пьет, заливая вином свое горе, одиночество, обиду на весь мир. Перед нами теперь уже опустившийся человек, ничем не интересующийся, тяготящийся жизнью - этим бесценным даром.
Но Пушкин не был бы великим, если бы не показал жизнь во всем ее многообразии и развитии. Жизнь намного богаче и изобретательнее литературы, и писатель нам это показал. Опасения Самсона Вырина не оправдались. Дочь его не сделалась несчастною. Вероятно, она стала женой Минского. Посетив могилу отца, Дуня горько плачет. Она понимает, что ускорила кончину отца. Но она не просто сбежала из дома, а была увезена любимым человеком. Вначале плакала, а потом смирилась со своей участью. Да и не самая плохая ее ждала судьба. Мы не осуждаем ее, не Дуня все решала. Писатель также не ищет виноватых. Он просто показывает эпизод из жизни бесправного и бедного станционного смотрителя.
Повесть положила начало созданию в русской литературе своеобразной галереи образов «маленьких людей». К этой теме обратятся впоследствии Гоголь и Достоевский, Некрасов и Салтыков-Щедрин... Но у истоков этой темы стоял великий Пушкин.

Более ста лет прошло с тех пор, как был создан образ Самсона Вырина -героя повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". С тех пор тема "маленького человека" стала одной из главных в литературе 19 века. Писатели-гуманисты (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Н.А.Некрасов, Ф.М.Достоевский и др.) не могли оставаться равнодушными к бедствиям, страданиям других людей, находящихся в самом низу социальной лестницы. Их трудная жизнь, полная лишений, их борьба за выживание стали предметом изображения в "Станционном смотрителе" и "Медном всаднике" А.С.Пушкина, "Шинели" и "Мертвых душах" Н.В.гоголя, "Униженных и оскорбленных", "Белых ночах", "Бедных людях" и "Преступлении и наказании" Ф.М.Достоевского. Эти произведения о тех, кто в нечеловеческих условиях не утратил веры в бескорыстие и добро, в любовь, сохранил надежду на лучшее. они не могут не волновать и читателя 21-го века.

"маленькие люди" вызывают сочувствие, сосотрадание, чего нельзя сказать о "мелких людях" - тех, для кого, по словам М.Горького, "солнцем в небе является копейка", которые готовы пресмыкаться и заискивать перед "сильными мира сего". Таковы, например, герои многих рассказов А.П.Чехова. "Мелких людей" тоже немало в наше время, к сожалению, они бессмертны.

Тема "маленького человека" в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель".

Одним из первых, кто обратился в литературе к теме "маленького человека", был А.С.Пушкин. В отличие от сентименталистов (Н.Карамзин "Бедная Лиза"), создававших идеализированные, малореалистические образы бедных, но честных людей, Пушкин делает первую попытку объективно изобразить "маленького человека"

В 1830 году он создает "Повести Белкина", и в одной из них ("Станционный смотритель") делает героем обычного чиновника 14-го класса Самсона Вырина.

Герою повести чужды сентиментальные страдания, у него свои горести, связанные с неустроенностью жизни: Вырин с трудом зарабатывает на кусок хлеба и видит единственную радость в своей дочери Дуне.

Уже в начале повести Пушкин задает риторический вопрос: "Что такое станционный смотритель?" И сам же отвечает на него: "Сущий мученик 14-го класса..."

Настоящие мучения поджидают самсона Вырина, когда гусар Минский увозит тайно Дуню, которая скрашивала нелегкую жизнь смотрителя, в Петербург. И самое страшное, что Дуня уехала добровольно, сделав свой выбор в пользу новой богатой жизни. Попытка отца вернуть Дуню домой не увенчалась успехом: от него лишь пытаются откупиться деньгами. И это самое унизительное для Самсона: "Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их назем, питоптал каблуком и пошел...". Вырин умирает в одиночестве, и никто не замечает его смерти. За несколько лет жизни без Дуни он превратился из "бодрого мужчины" в "хилого старика". Он не мог простить себе, что отпустил дочь. Одно упоминание о ней вызывало боль и горечь. Лишь после похорон отца Дуня приезжает на его могилу с детьми.

Жизненная правда, сочувствие к "маленькому человеку", оскорбляемому на каждом шагу начальниками, стоящими выше по чину и положению, - это то, что отличает повесть "Станционный смотритель". А.С.Пушкин, несомненно, с симпатией относится к человеку, который живет в горе и нужде. Рассказывая о трагедии его жизни, автор подчеркивает, что она определена социальными условиями жизни.

Однако одновременно с сочувствием автор показывает и ограниченность своего героя. вырин не пытается понять свою дочь, не верит в любовь молодого гусара, он уверен, что Дуня не может быть счастлива с Минским, "который только посмеется над ней и никогда не возьмет замуж".

Главного героя отличает недальновидность, ведь это именно он посоветовал дочери сесть в кибитку к гусару: "Чего ж ты боишься?.. ведь его благородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви".

Эпграфом к повести служат слова П.А.Вяземского:"Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор". Литературоведы по-разному трактуют их: одни видят в них горькую иронию, другие считают, что Самсон Вырин действительно является для своей дочери диктатором, который не оставляет ей права выбора и хочет заставить ее жить по своим меркам.

Идейное звучание повести помогает понять символика. Так, картинки, висевшие в комнате Самсона Вырина, "изображали историю блудного сына". И они напоминают нам о жизненном пути Дуни, покинувшей отчий дом и вернувшейся за покаянием. Следует отметить, что среди литературоведов существует и другая точка зрения. Некоторые видят в самом Самсоне "блудного сына" и трактуют картинки следующим образом: первая картинка говорит о том, что отец "уходит" от своей дочери, ведь он совсем не верит в ее счастье с Минским; вторая картинка (блудный сын, окруженный "ложными друзьями") намекает на ограниченность Вырина, не сумевшего разгадать сговор доктора и гусара; третья картинка (печальный юноша, который пасет свиней) подсказывает дальнейшую судьбу смотрителя; последняя картинка указывает на "возвращение" отца к дочери уже после смерти.

такое разночтение объясняется тем, что Пушкин нигде не высказывает прямо своей позиции, однако можно предположить, что его отношение к герою такое же, как у рассказчика - титулярного советника А.Г.Н.: "сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые... скромные в притязаниях на почести... Из их разговоров.. можно почерпнуть много любопытного и поучительного. Что касается до меня, то, признаюсь, я предпочитаю их беседу речам какого-нибудь чиновника 6-го класса, следующего по казенной надобности". Эти слова помогают понять и то, что судьба Самсона Вырина не единична, а его трагедия типична для любого "маленького человека".

Думается, что, рассказывая о судьбе горемычного смотрителя, автор не случайно прибегает к словам высокого стиля речи: "сии", "притязаниях","почитать". В этом - дань уважения "маленькому человеку", признание того, что Вырин и подобные ему заслуживают лучшей доли.

Чувства автора помогает передатьи пейзаж. Когда рассказчик вновь приезжает на станцию, где служил Вырин, и узнает, что того уже нет в живых, ему грустно и тяжело. И описание природы созвучно состоянию титулярного советника: "Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев".

Обращает на себя внимание тот факт, что в повести "Станционный смотритель" много риторических вопросов. с них, например, начинается повествование: "Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода?..." Кроме того, примечательно и размышление рассказчика-повествователя: " ... что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось бы другое, например: ум ума почитай?" Тем самым автор не просто излагает судьбу станционного смотрителя, но и призывает читателей поразмышлять вместе с ним, задуматься о доброте и милосердии, чести и долге и, может быть, изменить что-то в своей жизни.

Таким образом, "Станционный смотритель" А.С.Пушкина явился первой попыткой объективно и правдиво рассказать о "маленьком человеке"

Судьба простого, ничем не выделяющегося челове-ка с его проблемами, горестями и радостями, волнова-ла многих русских писателей. Ведь, как правило, из-менения в общественно-политической жизни России в первую очередь отражались на жизни так называе-мого «маленького человека». Смирение этих людей, кажется, не знает границ. Однако, какое душевное мужество требуется для непротивления злу, которому подвергают «маленького человека» сильные мира сего. Ведь покорность своей доле — не всегда является уделом лишь слабых людей. Безропотное принятие всех жизненных испытаний часто выступает как выс-шая человеческая мудрость. Многие литературные образы «маленького человека» показаны авторами именно с этой точки зрения.

А. С. Пушкин одним из первых среди русских пи-сателей привлек внимание к судьбе «маленького че-ловека». Эта тема звучит в поэме «Медный всадник », но особенно ярко раскрыта она в повести «Станцион-ный смотритель ».

С первых же строк автор вводит нас в бесправный мир людей этой профессии: «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не все-гда... ». Каждый проезжающий чуть ли не долгом сво-им считает излить на него весь накопившийся в дорож-ных неурядицах гнев. Однако, несмотря на все трудно-сти, связанные с профессией, смотрители, по утверждению Пушкина — «...люди мирные, от приро-ды услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюби-вые». Именно такой человек описан в повести. Семен Вырин — типичный представитель мелкого чинов-ничьего сословия, исправно нес свою службу и имел свое «маленькое» счастье — красавицу дочь Дуню, ос-тавшуюся у него на руках после смерти жены. Ловкая, приветливая Дуняша стала не только хозяйкой дома, но и первой помощницей отцу в его нелегком труде. Ра-дуясь, глядя на дочь, Вырин, наверняка, рисовал в сво-ем воображении картины будущего, где он, уже ста-рик, живет подле Дуни, ставшей уважаемой женой и матерью. Но «...от беды не отбожишься; что суждено, тому не миновать». И в повествование вступают зако-ны эпохи, когда любой старший — по званию ли, по чину или по сословию, вторгается в жизнь «маленько-го человека», сметая все на своем пути, не считаясь ни с чужими чувствами, ни с нравственными устоями. Ломая жизни, калеча души людей, чувствуя за собой защиту других власть или деньги имущих. Так посту-пил с Выриным гусар Минский, увезший Дуню в Пе-тербург. Бедный смотритель пытается сопротивляться ударам судьбы, отправляясь на поиски своей дочери. Но в мире, где все продается и покупается, не верят ис-кренним, даже отцовским, чувствам. Минский выпро-важивает несчастного отца, унизительно сунув ему «..несколько пяти- и десятирублевых смятых ассигнаций». И это унижение спровоцировало пусть короткий и незначительный, но бунт «маленького человека»: «Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоп-тал каблуком и пошел...». Осознав бессмысленность своих действий, Вырин возвращается, но денег уже не находит.

Судьба дала ему еще один шанс повидаться с доче-рью, но Дуня второй раз предала отца, позволив Мин-скому вытолкнуть старика за дверь. Даже увидев горе своего отца, она не покаялась перед ним, не приехала к нему. Преданный и одинокий доживает последние дни Вырин на своей станции, грустя о дочери: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою». Утрата дочери лишила старика смысла жизни. Равнодушное общество молча взирало на него и на сотни других таких, как он, и все понима-ли, что глупо просить защиты слабому у сильного. Удел «маленького человека» — смирение . И умер станционный смотритель от собственной беспомощ-ности и от эгоистичного бездушия окружающего его общества.