Меню
Бесплатно
Главная  /  Выделения  /  Объективные и субъективные факторы виктимности. Социально-педагогическая виктимология

Объективные и субъективные факторы виктимности. Социально-педагогическая виктимология


Виктимология, как и любая другая наука, выработала свой понятийный аппарат. Наиболее специфичными для виктимологии терминами являются «виктимность» и «виктимизация». Однако при определении указанных понятий мнения различных авторов расходятся.

Виктимность - повышенная субъективная способность человека ввиду его личностных особенностей и поведения или специфических взаимоотношений с причинителем вреда стать жертвой преступления.

Понятие «виктимность» ввел в научный оборот Л. Франк 1 См.: Франк Л.Ф. Виктимологическая характеристика личности преступника // Теоретические проблемы учения о личности преступника: сб. науч. тр. М., 1979. . В то же время другие авторы определяют виктимность как «особое свойство пострадавшего от преступления лица, состоящее в его предрасположенности, способности стать, при определенных обстоятельствах, жертвой преступления» 2 Ильина Л.В. Уголовно-правовое значение виктимности // Правоведение. 1975. № 3. . Другие видят прямую зависимость виктимности от состояния преступности 3 См.: Ривман Д.В. Виктимологические факторы и профилактика преступлений. С. 9; Ситковский А.Л. Виктимологические проблемы профилактики корыстных преступлений против собственности граждан: автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1995. .

К.В. Вишневецкий предлагает под виктимностью понимать всю совокупность общественных, социально-экономических, демографических и прочих характеристик населения в целом и его отдельных социальных групп, свидетельствующих об их повышенном риске и возможности стать жертвой преступления. Речь, таким образом, идет о виктимности социума 4 См.: Вишневецкий К.В. Криминальная виктимология: социальный аспект // Юрист. 2006. № 5. .

Необходимо учитывать постоянный рост преступности. В то же время невозможно согласиться с тем, что каждый человек виктимен, и от роста преступности возрастает виктимность. Можно говорить, что отдельные лица могут быть более виктимными.

Говоря о способности лица стать жертвой, необходимо учитывать, что данная способность не является умышленной. Виктимность может быть виновной, невиновной и неосторожной. Невиновная виктимность характерна для детей (подмена ребенка, похищение ребенка и т.п.), жертв преступной агрессии в силу выполнения служебного долга, а также жертв в силу биофизиологических и психических особенностей (недееспособные, престарелые, женщины, несовершеннолетние и т.д.). Неосторожная виктимность характерна для неосторожных преступлений. Виновная виктимность выражается в противоправном поведении самой жертвы (употребление наркотиков, проституция ит.п.).

Следует отметить, что виктимогенный потенциал социального статуса не является достаточным основанием для суждения о криминогенной виктимности личности, относящейся к нему. Личность реализует свою статусную виктимность выбирая соответствующую модель поведения и образа жизни, а потому несет определенную долю ответственности (в большинстве случаев моральной) за создание криминогенной ситуации.

Виктимность у одного и того же лица при различных обстоятельствах проявляется по-разному. Виктимность и степень виктимности динамичны. Однако виктимность поддается прогнозированию и измерению и представляет особую характеристику отдельных лиц, выражающуюся в их неспособности в силу совокупности личных свойств избегать собственной виктимизации в условиях, когда такое объективно возможно, или в повышенной вероятности в силу исполняемых ими отдельных социальных ролей при определенных обстоятельствах становиться потерпевшими. Даже невиктимный человек может стать потерпевшим от преступления.

К.В. Вишневецкий предлагает свою концепцию виктимности, основанную на том, что социальные факторы, социальный статус личности, ее стратовая принадлежность определяют комплекс потенций виктимности, а личностные качества через определенные модели образа жизни и механизмы поведения (прежде всего отрицательного) являются реализаторами этих потенций. Социальная виктимность понимается им как совокупность специфических черт виктимности социальных страт, выступает для личности, относящейся к конкретной страте, основным фактором, делающим ее потенциально виктимной.

Характерные для данной страты типы и способы социального взаимодействия и социальной коммуникации задают своего рода «фон» виктимности индивидуальной, определяют ее уровень и качественные параметры. Эта социальная виктимность индивидуализируется и реализуется под влиянием личностного и ситуационного факторов. При этом качественная характеристика первого находится в системной зависимости от второго. Авторская концепция в значительной мере строится на результатах анализа отношения и различия реализованной и потенциальной виктимности. Причем вводится представление о двухуровневой природе последней, так что виктимность социального статуса связывается с потенциальной виктимностью первого уровня (и первичной во времени), а индивидуальная виктимность трактуется как форма реализации социальной виктимности. Это своего рода виктимность «второго уровня», которая реализуется через механизмы образа жизни и поведения. Для реального превращения виктимной личности в жертву преступления ее качества должны быть дополнены возникновением соответствующей криминогенной ситуации. На данном уровне реализации виктимности весьма перспективным представляется опыт ее рассмотрения в качестве формы отклонения от норм и правил безопасного поведения, поскольку такой подход предполагает возможность классификации форм виктимной активности в зависимости от интенсивности такого отклонения, а также возможность исследования социальных условий, определяющих виктимность личности.

Социальные факторы, социальный статус личности, ее стратовая принадлежность определяют комплекс основных потенций виктимности, а личностные качества через сложившиеся модели образа жизни и механизмы поведения (прежде всего отрицательного) являются реализаторами этих потенций.

В отечественной виктимологии выделяют четыре категории виктимности: индивидуальную, видовую, групповую, массовую.

Групповая виктимность выступает как специфическая характеристика отдельных категорий населения, обладающих сходными социальными, демографическими, психологическими, биофизическими и другими качествами, которая указывает на степень их предрасположенности при определенных обстоятельствах становиться жертвами преступления.

Определенные личностные качества (природные, генетически обусловленные и приобретенные, имеющие социальное происхождение), определенное поведение, общественное или служебное положение (факторы ситуативного характера) обусловливают возможность причинения их носителям физического, морального или материального вреда. Вся совокупность указанных личностно-ситуативных факторов и свойств представляет собой суммативное, интегрирующее качество (характеристику) личности - ее индивидуальную виктимность . Если индивидуальная виктимность может реализоваться, а может и остаться в виде нереализованных предрасположений и предпосылок, то виктимность массовая - это в конечном счете всегда виктимность реализованная, так как виктимные предрасположения и предпосылки массы индивидов, для большинства остающиеся в потенции, вместе с тем закономерно реализуются для некоторой части этих индивидов.

Выделение в самостоятельную категорию массовой виктимности вызвано современным состоянием преступности, процессом криминализации новых общественно опасных деяний, жертвами которых становятся целые общности граждан, объединенных по каким-либо сходным признакам (в частности, место жительства, национальность, пол и т.д.). Нужно учитывать и то, что человек становится уязвимым и в итоге виктимизируется, как правило, именно из-за того, что является членом какой-либо группы лиц либо общества. При этом предотвратить потенциальную виктимизацию, т.е. реализовать цели виктимологической профилактики, он может нередко только при помощи той общности, с которой он себя соотносит.

Массовая виктимность - это социальное явление, имеющее сложную структуру, в определенном смысле зеркально отражающую структуру преступности. По мнению Д. Ривмана, она включает потенциальную и реализованную:

  • общую виктимность (виктимность всех жертв);
  • групповую виктимность (виктимность отдельных групп населения, категорий людей, сходных по параметрам виктимности);
  • объектно-видовую виктимность (виктимность как предпосылка и следствие различных видов преступлений);
  • субъектно-видовую виктимность (виктимность как предпосылка и следствие преступлений, совершаемых различными категориями преступников).

Массовая виктимность включает в себя совокупность потенциала уязвимости, реально существующего у населения в целом и отдельных его групп (общностей); деятельного, поведенческого компонента, реализация которого связана с актами опасного для действующих индивидов поведения, выражающегося в совокупности таких актов; совокупности актов причинения вреда, последствий преступлений.

Динамика массовой виктимности сложна по ее функциональным зависимостям. С одной стороны, виктимность изменяется в связи с количественными и качественными изменениями преступности, с другой - в потенциальном компоненте и не в связи с ее изменениями виктимность изменяется «раньше» преступности, и уже это влечет изменение в последней.

Виктимность является феноменом, реализующим себя на трех уровнях: единичном, особенном и общем. На единичном уровне подразумевается реализованное преступным актом нанесение вреда или оставшаяся потенциальная возможность отдельного лица стать жертвой преступления при определенных условиях и обстоятельствах. На особенном уровне следует рассматривать виктимность отдельных групп населения (детей, женщин) или в отдельных сферах деятельности (профессиональной, бытовой). На общем уровне виктимность рассматривается как массовое явление.

Следует обратить внимание на классификацию видов виктимности А.Л. Репецкой:

  1. виктимогенная деформация личности;
  2. профессиональная или ролевая виктимность;
  3. возрастная виктимность;
  4. виктимность-патология 5 См.: Репецкая А.Л. Виновное повеление потерпевшего и принцип справедливости в уголовной политике. Иркутск, 1994. С. 58. .

Данная классификация может быть использована для выявления социальных страте повышенной или пониженной виктимностью.

Личность не приобретает качества виктимности, она просто не может быть невиктимной. Если далее конкретизировать эту мысль, то следует признать наличие специфического «фона виктимности», присущего каждой социальной группе и выражающего потенциальную уязвимость принадлежащих ей лиц. «Фон виктимности» является динамической категорией, фиксирующей качественно-количественные параметры социальных процессов криминализации социума применительно к конкретной социальной группе. Поскольку отдельные социальные группы включены в эти процессы в разной мере и в разной форме, различаются количественно-качественные масштабы трансформации параметров их криминогенной виктимизации. Группами граждан со стабильной виктимностью являются те, для которых общий виктимизационный фон задается преимущественно в несоциальными факторами (физиологическими, психологическими и т.п.). Группы с лабильной виктимностью, обусловленной социальными факторами, составляют мигранты, этнические, религиозные, сексуальные меньшинства и др. Фон виктимности социальных групп может трактоваться в качестве некоторой среднесоставляющей константных и лабильных факторов криминогенной виктимизации.

Расширением понятия виктимности является понятие виктимизации, которое обычно рассматривают как процесс или результат повышения уровня виктимности лица или определенной социальной группы. Виктимизация рассматривается как процесс перехода от первичного уровня виктимности личности, детерминированного ее социальным статусом и характеризующегося сугубой потенциальностью, к уровню вторичному, детерминированному индивидуальными качествами потенциального объекта преступления.

С учетом характеристики виктимности виктимизация - это не просто процесс превращения личности или социальной общности в жертву, а скорее процесс превращения их в жертву потенциальную. Однако это потенциальность с высокой степенью готовности к своей актуализации. В отличие от виктимизации девиктимизация представляет собой вид профилактической работы, имеющей целью нейтрализацию или устранение негативных последствий виктимизации, а также реабилитацию конкретных жертв преступлений.

Процесс виктимизации включает в себя сложную систему явлений, связанных с участием жертвы в формировании преступного мотива, взаимодействия с преступником в условиях конкретной жизненной ситуации, с совершением в отношении нее насильственного преступления, влекущего за собой определенные преступные последствия. В связи с этим выделяется четыре уровня виктимизации, при этом учитываются как параметры виктимизации личности, так и параметры виктимизации социальных групп.

Первый уровень включает данные о непосредственных жертвах агрессивно-насильственных преступлений, фигурирующих в материалах уголовных дел, или о латентных жертвах, выявленных в результате виктимологических исследований, и причиненном им ущербе.

Второй уровень содержит данные о членах семьи жертвы, опосредованно пострадавших от преступлений, совершенных в отношении их близких.

Третий уровень составляют другие социальные группы (трудовые коллективы, друзья, знакомые, соседи и др.), которым в результате хотя и непрямого воздействия преступлением также причиняется вред.

Четвертый (социальный) уровень предполагает существование негативных последствий совершения преступления для целого региона или всего общества.

Виктимизация в целом включает всех потерпевших от преступления, независимо от степени виктимности, способствования преступному деянию или даже прямой вины самих потерпевших.

По мнению Е. Кима и А. Михайличенко, необходимо выделять лишь два уровня 6 См.: Ким Е.П., Михайличенко А.А. Виктимология: проблемы теории и практики. С. 49. . Первый уровень виктимности складывается из данных о непосредственно потерпевших от преступления. Это в основном потерпевшие, фигурирующие в уголовном деле или выявленные в ходе социологического исследования. Второй уровень виктимности формируется изданных о членах семьи потерпевших, фактически также пострадавших от преступных посягательств, совершенных хотя бы против одного человека из семьи.

Г. Шнайдер считает, что виктимизация и криминализация имеют одни и те же источники: исходные социальные условия, когда преступник и жертва принадлежат к одной и той же субкультуре насилия (например, к субкультуре маргиналов, к субкультуре рецидивистов, алкоголиков, наркоманов и т.д.). Он считает, что потерпевший и преступник фигурируют в социальных процессах возникновения преступности и контроля за преступностью как субъекты, которые взаимно определяют и интерпретируют себя и свои действия 7 См.: Шнайдер Г.Й. Криминология / пер. с нем. М., 1994. С. 88. .

Иногда при преступлении жертва «формирует» и «воспитывает» преступника. Особенно это касается преступлений, совершаемых лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы. Во многих случаях потерпевший от указанных преступлений «молчаливо» соглашается стать жертвой, кооперируется с преступником, провоцирует его, толкая на конкретные действия, не задумываясь о том, что они могут прервать его жизнь. Описанная ситуация складывается, когда конфликт между преступником и жертвой возникает при совместном употреблении спиртных напитков, наркотиков, разделе материальных ценностей и т.п. Имеет место интеракция - взаимодействие и обмен элементами причинности.

Важное место занимают детерминанты индивидуального виктимного поведения. В конкретном виктимном поведении и его детерминантах в большей степени проявляется их взаимосвязь с личностными особенностями жертвы. Для всех случаев криминальной виктимизации действуют единые социально-психологические механизмы, под которыми понимается система элементов и этапов изменения степени виктимности индивида вследствие взаимодействия внешних и внутренних факторов. Психологическая составляющая представлена системой психобиологических процессов, формирующих виктимную мотивацию поведения. Социальная составляющая представлена комплексом условий, существующих в обществе и обладающих виктимогенным потенциалом. Виктимизация у разных категорий потерпевших проявляется по-разному, но всегда связана с личностью, ее свойствами и условиями формирования.

Виктимизация имеет следующую структуру: субъект и объект виктимизации, субъективная (эмоционально-волевая) и объективная (ситуативная) стороны виктимизации.

Субъектом индивидуальной виктимизации всегда является физическое лицо - непосредственная жертва преступления.

Объект виктимизации - это охраняемые уголовным законодательством общественные отношения, подвергнутые в результате виктимизации нежелательным изменениям, причинно связанным с совершением преступления.

Объективная сторона виктимизации состоит из следующих признаков: место, время, способ причинения вреда, поведение жертвы, последствия виктимизации.

Субъективная сторона виктимизации включает: мотивы, цели, характер и степень вины жертвы в механизме причинения вреда, восприятие, осознание и отношение жертвы к результатам виктимизации.

В зависимости от способности лица стать субъектом виктимизации выделяются следующие ее виды: первичная, повторная, повышенная.

Первичная виктимизация характеризуется тем, что на первый план выступают соответствующие стимулы: контакт с ранее судимыми, распитие с ними спиртных напитков, употребление наркотиков, какие-либо материальные споры, легкомысленные связи, которые могут привести к конфликту. Все это связано с нравственностью поведения личности, но относится скорее всего к неустойчивому виктимному поведению. Подобная виктимизация в основном касается лиц, ранее не судимых, а при совершении насильственных бытовых преступлений встречается всего в 7-8% случаев.

Повторной виктимизацией считается такая, при которой одни и те же лица неоднократно становятся потерпевшими от преступлений вследствие своего провоцирующего поведения. Подобное поведение проявляется часто при азартных играх, делении краденого, невозвращении долга (например, за полученные наркотики) и т.д. Неоднократность в данном случае представляет собой своеобразное устойчивое виктимное поведение, определенную психологию человека. Такая виктимизация относительно редка, например, при совершении тяжких преступлений в быту она отмечена не более чем в 12% случаев. Главное же заключается в том, что при многократной виктимизации риск стать жертвой преступления от случая к случаю постоянно возрастает, а виктимное поведение приобретает особую устойчивость.

Повышенная виктимизация - это уже стиль поведения, образ жизни, следование которому наделяет потенциальных потерпевших характерными чертами: повышенной конфликтностью, придирчивостью, искаженными межличностными отношениями, грубостью и т.д. По нашим данным, благодаря такой виктимизации повышенной притягательностью для лиц, совершающих насильственные преступления в быту, обладают проститутки, пьяницы, наркоманы, лица с сексуальными патологиями, иными нервно-психическими заболеваниями (в рамках вменяемости), бродяги, воры, хулиганы и т.п. Они уязвимы для преступников еще и потому, что постоянно втягиваются в острые виктимные ситуации, к тому же для них характерна продолжительная близость к виновному. При совершении насильственных преступлений в быту повышенная виктимизация наблюдается примерно в 60% случаев.

Немецкие ученые заявляют о третичной виктимизации жертвы преступления, подразумевая использование жертвы представителями правоохранительных органов и работниками средств массовой информации в своих целях. Использование в различных целях средствами массовой информации новостей, травмирующих жертв, назойливое проникновение в их личную жизнь и т.п. - проблемы и последствия виктимизации достаточно обширны. Отечественные ученые предлагают понимать под третичной виктимизацией причинение вреда или угрозу его причинения в связи с участием в уголовном судопроизводстве 8 См.: Калашников О.Д. Основные понятия виктимологии: лекция. Н. Новгород. 2007. С. 6. .

Данные о виктимизации служат базой для определения коэффициента виктимности. Данный коэффициент есть отношение числа потерпевших с виктимной характеристикой или числа семей, виктимизированных в результате виктимогенных дефектов в структуре семейно-бытовых отношений, к общему числу виктимизированных лиц или семей в целом.

Исследования российско-американской группы по правам человека под руководством И.М. Михайловской свидетельствуют о том, что самыми виктимизированными в современный период являются группы предпринимателей (62,5%). За ними идут служащие с высшим образованием (53%), неработающие (51%), учащиеся (46%). Самый виктимизированный возраст - 18 - 29 лет (42%). При этом разницы между степенью виктимизации мужчин и женщин исследованием не обнаружено.

Подверженность предпринимателей различного рода насильственным воздействиям на них связана в основном с особенностями их деятельности - с преодолением конкуренции и с рэкетом.

Практически на одном уровне по численности в части предрасположенности к виктимному поведению - подростки, молодежь и неработающие (среди них также преобладает молодежь).

Служащие и рабочие оказываются с наименьшим процентом виктимного поведения. Виктимность рабочих связана в основном с пьянством, что существенно отличает их от категории служащих.

Виктимность, по мнению А. Кулаковой, следует структурировать по четырем критериям: личностному, антропологическому, социально-ролевому и атрибутивному 9 См.: Кулакова А.А. Виктимологический аспект пенитенциарной преступности и ее предупреждения. С. 67-68. .

Предпосылки и типы девиации

Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст -- самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переход-ным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подро-стка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его дея-тельности. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жиз-ни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный ста-тус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъяв-ляться более серьезные требования со стороны взрослых.

Типы девиаций Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные поступки детей и подростков, которые складываются в определённый устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из - за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребёнком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определённым статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.

Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателя-ми.



Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатка-ми: задержка психического развития (ЗПР) и умственная отста-лость детей, или олигофрения. К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности, нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка.

Педагогические отклонения -- такое понятие недавно введено в оборот в педагогике и социальной педагогике. В последние годы в России появились дети, которые в силу определенных обстоятельств не получили обра-зование.

Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма -- это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) пове-дения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином эта-пе развития общества.

Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена.

Семья активно воздействует на формирование личности ребенка. Особенности взаимоотношений в общении между членами семьи создают специфическую морально-психологическую атмосферу, которая играет важную роль в решении каждой семьёй ёе воспитательных задач. Высокий уровень взаимной информированности родителей и детей является одной из важных предпосылок их адекватного представления о личностных особенностях друг друга и обеспечивает их нормальное общение. Специфика общения родителей и детей не только формирует их межличностные отношения, но и оказывает огромное влияние формирование навыков общения детей с другими людьми.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложное явление. На него влияют: наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку.

Задачи семьи:
1. Создать максимальные условия для и развития ребенка.
2. Обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка.
3. Передать опыт создания и сохранения семьи, воспитание в ней детей и отношение к старшим.
4. Научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким.
5. Воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Принципы семейного воспитания:
1. Гуманность и милосердие к растущему человеку.
2. Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников.
3. Открытость и доверительность отношений с детьми.
4. Оптимистичность взаимоотношений в семье.
5. Последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного).
6. Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.
Правила семейного воспитания:
1. Запрещение физических наказаний.
2. Запрещение читать чужие письма и дневники.
3. Не морализировать.
4. Не говорить слишком много.
5. Не требовать немедленного повиновения.
6. Не потакать и др.

Все принципы и правила сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потом, что они хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления: физическое, эстетическое, трудовое, умственное, нравственное и др.
В ближайшее время во многие семьи придет религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, с множеством таинств и традиционных обрядов.

Воспитательные функции семьи:
1. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью.
2. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут.
3. Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением её усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья – такое и общество.
4. Семья обеспечивает преемственность традиций.
5. Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.
6. Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии

Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье выделяют следующие:
1. Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей.
2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне.
3. Двойная нагрузка на женщину в семье – и на работу, и на семью.
4. Высокий процент разводов. Развод – это всегда проблема воспитания детей.
5. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается.
6. Обострение конфликтов между поколениями (информация о семейных убийствах не исчезает со страниц прессы).
7. Увеличение разрыва между семьёй и школой. Школа почти устранилась от выполнения роли помощника семьи.
Основные типы неправильного воспитания в семье.
1. Безнадзорность, бесконтрольность.
2. Гиперопека (жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором родителей; приказы, запреты).
3. Воспитание по типу «кумира» (разновидность гиперопеки). Желания и просьбы ребенка беспрекословно выполняются.
4. Воспитание по типу «Золушки» (эмоциональная отверженность, безразличие, холодность к ребенку).
5. «Жестокое воспитание» (за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, он растет в постоянном страхе.) К. Д. Ушинский указывал, что страх – самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество).
6. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности (с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы).

Социальное воспитание:сущность и содержание

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности (И.П. Подласый); целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности, целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому (Л.В. Мардахаев);

в основе воспитания лежит социальное действие, которое, по М. Веберу, можно определить как направленное решение проблем. Последнее сознательно ориентировано на ответное поведение партнеров и предполагает субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.

Воспитание – явление социальное, т. е. оно осуществляется в обществе, в его интересах и в соответствии с уровнем его развития. По сути своей, воспитание есть подготовка подрастающих поколений к жизни. Адаптация детей, молодежи и взрослых к условиям существования и совершенствование этих условий (В.С. Селиванов). Поскольку общество не стоит на месте, а развивается, то и воспитание – тоже явление развивающееся.

Воспитание как процесс имеет следующие характеристики: дискретность во времени и пространстве, с одной стороны, и непрерывность – с другой; системность, планомерность; для своего осуществления требует среды.

Воспитание имеет статус социального института. Как социальный институт воспитание – это исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности членов общества для создания условий взращивания этих членов общества на протяжении их жизни. При этом используются материальные, духовные, финансовые, человечески

Понятие и задачи социально-педагогической виктимологии

Виктимизация – процесс и результат превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

Социально-педагогическая виктимология (от лат. victime - жертва и греч. logos - слово, понятие, учение) - отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику, изучающая различные категории людей - реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации.

Более конкретно социально-педагогическую виктимологию можно определить как отрасль знания, в которой: а) на междисциплинарном уровне изучается развитие людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус (социально-экономический, правовой, социально-психологический) в условиях конкретного общества предопределяет или создает предпосылки для неравенства, дефицит возможностей для «жизненного старта» и (или) физического, эмоционального, психического, культурного, социального развития и самореализации; б) разрабатываются общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

Таким образом, социально-педагогическая виктимология, будучи составной частью социальной педагогики, решает определенный круг задач:

- во-первых, исследуя развитие людей различного возраста с физическими, психическими, социальными отклонениями, разрабатывает общие и специфические принципы, цели, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, нивелированию, компенсации, коррекции этих отклонений;

- во-вторых, изучая виктимогенные факторы и опасности процесса социализации, определяет возможности общества, государства, организаций и агентов социализации по минимизации, компенсации и коррекции их влияния на развитие человека в зависимости от его пола, возраста и других характеристик;

- в-третьих, выявляя типы виктимных людей различного возраста, сензитивность людей того или иного пола, возраста, типа к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям, вырабатывает социальные и психолого-педагогические рекомендации по профилактике превращения виктимных личностей в жертв социализации;

- в-четвертых, изучая самоотношение человека, выявляет причины восприятия им себя жертвой социализации,определяет прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания помощи по коррекции самовосприятия и самоотношения.

Факторы виктимизации человека

Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и т. д.).

Виктимизация - процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.

Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.

природно-климатические условия той или иной страны, региона, местности, поселения. Как уже говорилось выше, климат влияет на здоровье людей по-разному.

Фактором виктимизации человека могут стать общество и государство, в которых он живет. Наличие тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации, их многообразие, количественные, половозрастные, социально-культурные характеристики каждого типа зависят от многих обстоятельств, часть из которых может рассматриваться как непосредственно виктимогенные.

В истории различных обществ бывают катастрофы, в результате которых происходит виктимизация больших групп населения: войны (мировые, корейская, вьетнамская, афганская, чеченская); стихийные бедствия (землетрясения, наводнения и др.); депортации целых народов или социальных групп (так называемых кулаков в 30-е гг. XX в., крымских татар и других народов в 40-е гг. в СССР, немцев из Восточной Пруссии, Судетской области Чехословакии в Германию в 40-е гг. и др.) и т.д. Эти катастрофы делают своими жертвами тех, кто непосредственно был ими затронут, вместе с тем оказывают влияние на виктимизацию нескольких поколений их потомков и на общество в целом.

Факторами виктимизации человека и целых групп населения могут стать специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов , в которых они живут.

Объективным фактором виктимизации человека может стать группа сверстников, особенно в подростковом и юношеском возрастах, если она имеет асоциальный, а тем более антисоциальный характер. (Но и на других возрастных этапах возможную виктимизирующую роль группы сверстников не следует недооценивать, ибо группа пенсионеров, например, может вовлечь человека в пьянство, а группа соседей или сослуживцев - способствовать криминализации человека среднего возраста.)

Наконец, фактором виктимизации человека любого возраста, но особенно младших возрастных групп, может стать семья.

Социальное поведение личности и его регуляция

Социальное поведение личности – сложное социальное и социально-психологическое явление. Его возникновение и развитие детерминируется определенными факторами и осуществляется по определенным закономерностям. По отношению к социальному поведению понятие обусловленности, детерминации заменяется, как правило, понятием регуляции. В обыденном значении понятие «регуляция» означает упорядочивание, налаживание чего-то в соответствии с определенными правилами, развитие чего-то с целью привести в систему, соразмерить, установить порядок. Поведение личности включается в широкую систему социальной регуляции. Функциями социальной регуляции являются: формирование, оценивание, поддержание, защита и воспроизводство необходимых субъектам регулирования норм, правил, механизмов, средств, обеспечивающих существование и воспроизводство типа взаимодействия, взаимоотношений, общения, деятельности, сознания и поведения личности как члена общества. Субъектами регуляции социального поведения личности в широком смысле слова выступают общество, малые группы и сама личность.

В широком смысле слова регуляторами поведения личности являются «мир вещей», «мир людей» и «мир идей». По принадлежности к субъектам регуляции можно выделить общественные (в широком смысле), социально-психологические и личностные факторы регуляции. Кроме того, разделение может идти и по параметру объективного (внешнего) – субъективного (внутреннего).

Я-концепция личности в социальной психологии

я-концепция» - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. «Я-концепция» - это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.

«Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения)

и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними)

Роль «Я-концепции» в жизни личности:

Обеспечение внутренней согласованности личности.

Определение характера интерпретации жизненного опыта.

Источник установок и ожиданий личности.

ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОЙ ВИКТИМИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Терещенко Юлия Ахмедовна

(филиал ГОУ «Омский государственный педагогический университет», г.Тара)

e-mail: [email protected]

Особую роль в развитии отклоняющегося поведения личности играет девиантная виктимизация – процесс и результат освоения личностью девиантных образцов и способов поведения, детерминируемый влиянием специфических виктимогенных факторов. Формированию и развитию девиантной виктимизации способствует наличие объективных обстоятельств социализации, влияние которых делает человека жертвой отклоняющегося поведения, то есть способствует процессу девиантной виктимизации. Подобные факторы можно разделить на два вида и соответствующие им уровни (рис. 1):

Рис. 1. Факторы девиантной виктимизации личности

В качестве субъективных предпосылок на индивидном уровне, по мнению А.В. Мудрика, присутствуют особенности наследственности (генетическая предрасположенность к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению) [ 6 ] . Это такие факторы как алкоголизм родителей, табакокурение и употребление ими наркотических веществ, что безусловно, оказывает губительное действие на организм ребенка, повреждая его биологические основы. Е.В. Змановская добавляет, что особую роль в биологических предпосылках развития девиантного поведения играет состояние и типологические свойства нервной системы, гендерные различия и возрастные особенности. Именно они определяют силу и характер реакции личности на любые средовые воздействия [ 2 ] .

На личностном уровне девиантная виктимизация зависит от многих личностных социально-психологических характеристик, которые могут способствовать усвоению отклоняющихся образцов поведения. Учеными (И. Лангеймер, З. Матейчек, А.М. Прихожан) отмечены такие особенности личности, наличие которых обусловливает развитие поведенческих отклонений. К ним относятся:

  1. Т рудности в общении , которое отличается вялостью, безынициативностью, бедностью коммуникативных средств. У детей и подростков, склонных к девиантному поведению, часто проявляется невосприимчивость к образцам поведения, к оценке взрослого: похвала слабо интенсифицирует деятельность, а порицание совсем не изменяет ее. В групповых отношениях такие дети чаще всего занимают полярную позицию: либо они являются лидерами во взаимодействии со сверстниками, либо остаются ими незамеченными и нередко принимают в свой адрес обидные высказывания.
  2. Неадекватная самооценка. Чувство самоуничижения, своего несоответствия предъявляемым обществом требованиям ставит растущего человека перед выбором: либо в пользу социальных норм и продолжения мучительных переживаний самоуничижения, либо в пользу повышения самоуважения в поведении, направленном против этих требований. Выбирается, как правило, второе, поэтому желание соответствовать ожиданиям общества, коллектива уменьшается, а стремление уклониться от них растет. Неадекватность самооценки может иметь и другое полярное значение – завышенный уровень притязаний, переоценка своих возможностей. Такой подросток неадекватно реагирует на замечания, всегда считает себя невинно пострадавшим, считает, что к нему несправедливы, и этим оправдывает свою несправедливость по отношению к другим. Испытывая неудовлетворенность, недовольство окружающими, одни из них замыкаются в себе, другие самоутверждаются через демонстрацию силы, агрессии по отношению к более слабым [ 7 ] .
  3. Низкий уровень самоуправления и саморегуляции. Дети, проявляющие девиантное поведение, часто не могут заставить себя выполнять какое-либо неинтересное или трудное дело без нажима со стороны взрослых. У многих подростков выявлено значительное недоразвитие способности произвольно управлять своим поведением, самостоятельно выполнять правила при отсутствии контроля со стороны взрослых, что ведет к несамостоятельности и неорганизованности. Указанные особенности не позволяют детям определять цели и задачи собственных действий, сформировать модель средств достижения поставленных целей, учитывать последовательность их применения [ 8, с. 345 ] .
  4. Повышенный уровень агрессивности. Агрессия – это устойчивая форма поведения, которая не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь и снижая продуктивный потенциал личности, сужая возможности полноценной коммуникации, деформируя его личностное развитие [ 11 ] . Чрезмерное развитие агрессии определяет весь облик личности, делая ее конфликтной, неспособной к социальному сотрудничеству, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости. Угрозу для общества представляет агрессивность как свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций в области субъект-субъектных отношений, и как стремление личности к проявлению насилия, то есть мотивационная агрессия [ 2 ] . Высокий уровень мотивационной агрессивности является серьезным барьером между человеком и окружающими людьми, что неизменно ведет к возникновению конфликтов и отклонений в поведении личности.
  5. Высокий уровень тревожности. В психологии тревожность понимается как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги [ 10 ] . Тревожность – переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Ю.А. Клейберг указывает, что тревога, не соизмеримая с вызвавшим ее явлением и событием, препятствует формированию нормального адаптивного поведения и лежит в основе любых негативных изменений [ 3 ] . Исследования, проведенные Л.М. Костиной, показывают, что повышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека и несет в себе потенциальную опасность приобщения к социальным вредностям [ 4 ] .

Не менее важную роль играют и объективные факторы девиантной виктимизации личности. Для каждого учреждения, в котором находится ребенок, имеются соответствующий данному виду ряд виктимогенных факторов. Например, учреждения интернатного и казарменного типов имеют свои особенные характеристики, приводящие к развитию отклонений. Во-первых, твердая регламентация режима закрытого учреждения , которая значительно ослабляет у детей необходимость в организации собственной жизни, работы и распределении времени . Во-вторых, ограниченный круг сверстников , что исключает свободу выбора референтной группы общения, а жёсткая заданность социальных нормативов возводит коллективную дисциплину в своего рода абсолют, исключающий развитие соревновательной мотивации. В-третьих, интолерантное отношение взрослых , которое проявляется в безразличии, отсутствии эмоционального принятия воспитанника [ 1 ] .

Еще более решающее значение имеют объективные факторы девиантной виктимизации на социальном уровне. Е.И. Холостова выделяет целый ряд социально-экономических, политических и духовно нравственных факторов, влияющих на увеличение количества социально дезадаптированных детей:

  • чрезмерная коммерциализация общества;
  • распад целого ряда социальных институтов, работающих на детство;
  • криминализация общества, возрастающее влияние культа силы;
  • потеря престижа образования и честного заработка [ 12 ] .

Называя факторы, обусловливающие изменения в динамике и структуре ненормативного поведения личности, ученые (В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева) обращают внимание, прежде всего, на неблагополучную «семейную демографию», криминогенную зараженность многих семей (пьянство родителей, рост наркомании, влияние ранее судимых родственников, правовой нигилизм родителей и др.) [ 5 ] .

И, наконец, важнейшим фактором девиантной виктимизации социальной среды является социальное неравенство. П.Д. Павленок находит его выражение в «низком, подчас, нищенском уровне жизни молодежи, расслоении общества на богатых и бедных; в трудностях, которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации» [ 9 ] .

Таким образом, можно утверждать, что, выступая как субъект воздействия, личность в поведенческих действиях отчётливо демонстрирует зависимость от своей социальной среды, которая регламентирует ее возможности в области жизненных целей и достижений.

Библиографический список

  1. Астоянц М.С. Отношение к детям-сиротам: толерантность или отторжение? // Социальная педагогика. – 2005. - №2. - С. 42.
  2. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 46, 50.
  3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 92.
  4. Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии. – 2004. - №1. – С. 137.
  5. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. О предупреждении преступности несовершеннолетних. // Социологические исследования, 2007. - № 12. - С. 87.
  6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под. ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 179.
  7. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – С. 241.
  8. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Изд. 3-е, доп. и переработ. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – С. 345.
  9. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленка. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 277.
  10. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. – С. 419.
  11. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Педагогическая и возрастная психология: психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. – 2002. - № 1. – С. 17.
  12. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв.ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 531-532.

Криминологическая виктимология — это учение о закономерностях возникновения, существования и развития виктимности — вероятности определенных лиц и групп пострадать от общественно опасных посягательств; поведении жертв преступлений , их личностных особенностях; методах защиты граждан от криминальных угроз.

В ряду учений о жертве — виктимологии (от лат. «viktima» — жертва) — социальной (изучающей жертв неблагоприятных условий социализации), процессуальной (устанавливающей правовой статус потерпевшего в гражданском и уголовном процессе), криминалистической (рассматривающей потерпевшего в аспекте совершенствования тактики и методики расследования преступлений) — выделяется криминологическая виктимология.

Центральное понятие виктимологии — жертва, фигура которой вырастает из ритуальной практики, означающей дароприношение потусторонним силам. С появлением государства и права жертва — это человек (семья или род), которому причинялся физический, материальный, моральный вред , в связи с чем он получал право на его возмещение (в том числе в виде кровной мести). В Декларации основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (утв. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г.) под термином «жертвы» понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы государств , подписавших Декларацию, включая законы , запрещающие преступное злоупотребление властью. В соответствии с указанной Декларацией то или иное лицо может считаться жертвой независимо от того, был ли установлен, арестован, предан суду или осужден правонарушитель, а также независимо от родственных отношений между правонарушителем и жертвой.

Термин «жертва» в соответствующих случаях включает близких родственников или иждивенцев непосредственной жертвы, а также лиц, которым был причинен ущерб при попытке оказать помощь жертвам, находящимся в бедственном положении, или предотвратить виктимизацию.

В отечественной криминологии жертва — это лицо или группа лиц, которые могут пострадать (потенциальные жертвы) или пострадали (реальные жертвы) от преступлений. Жертвами преступления могут быть не только физические, но и юридические лица , а также группы лиц, которым непосредственно был причинен ущерб преступлением, члены их семей, близкие лица, родственники, иждивенцы первичных жертв. Потерпевший от преступления — процессуальное понятие. В соответствии со ст. 42 УПК РФ потерпевшим является физическое лицо , которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

Предмет криминологической виктимологии охватывает виктимность как социально-правовое явление; факторы, ее обусловливающие; личность и поведение потерпевшего до, в момент и после совершения преступления; виктимизацию; меры, направленные на обеспечение безопасности граждан в криминогенной ситуации.

Изучение виктимности предполагает установление объективных и субъективных факторов, определяющих вероятность оказаться жертвой преступлений, обстоятельств, влияющих на ее повышение и понижение. В этом плане представляет интерес виктимность индивидуальная (отдельного лица), групповая (группы лиц, выделенных по определенному признаку) и массовая (толпы, участников зрелищного шоу, населения района и т. п.).

Криминологический аспект исследования личности потерпевших от преступлений заключается в том, чтобы выявить совокупность признаков, воздействующих на вероятность попасть в число жертв преступных посягательств. Описание биологических и социально-демографических признаков (пол, возраст, образование, род занятий, национальность, состояние здоровья, наличие врожденных дефектов и др.) указывает на те условные социальные группы, представители которых в более высокой степени вероятности могут оказаться жертвами преступлений. Характеристика социально-психологических признаков (отношение к преступнику, выполняемые социальные роли, социальный статус) позволяет уяснить мотивацию поведения потерпевших. Анализ нравственно-психологических свойств (ценностные ориентации, привычки, психологическое состояние и проч.) дает возможность ответить на вопрос, почему то или иное лицо (группа лиц) стало жертвой преступления.

Изучение поступков потерпевшего до события преступления позволяет глубже познать причины совершенного преступления, установить случайные и закономерные связи поведенческих характеристик с преступным деянием.

Исследование поведения жертвы в момент совершения преступления дает возможность проследить типичные реакции потерпевшего на криминальную ситуацию, оценить его «вклад» в совершенное деяние, в том числе с правовой точки зрения.

Анализ поведения пострадавшего после совершения преступления представляет интерес потому, что позиция, которую занимает потерпевший по отношению к правовым и моральным обязанностям, может оказать определенное воздействие на эффективность деятельности правоохранительных органов по предупреждению и раскрытию преступных посягательств.

Криминологическая виктимология изучает виктимизацию — процесс превращения жертвы из потенциальной в реальную, который имеет свои закономерности, обусловленные как субъективными, личностными свойствами, так и объективными обстоятельствами. В этом плане особый интерес представляют особенности виктимного поведения, при котором жертва закономерно становится жертвой преступления, взаимоотношения преступника и потерпевшего, а также виктимогенные ситуации. Криминологическая виктимология разрабатывает методы и процедуры диагностики виктимности личности и прогнозирования вероятности оказаться жертвой криминального события в данное время и в определенном месте.

В предмет криминологической виктимологии входит разработка мер (различных по характеру и уровню), направленных на защиту потенциальных жертв от общественно опасных посягательств, снижение уровня виктимности в государстве и обществе , профилактику виктимного поведения, обеспечение безопасности граждан от криминальных угроз, реабилитацию жертв преступлений.

Идеи виктимологии восходят к глубокой древности и находят воплощение в древнегреческой мифологии (миф о царе Эдипе, который являет собой «фатальную жертву»), библейских сказаниях (судья Израиля Самсон представляет тип «самонадеянной жертвы»), художественной литературе (развратный старик и отвратительный комедиант Федор Павлович Карамазов олицетворяет «закономерную жертву»). Человек всегда оценивал угрозы, исходящие от опасных действий других людей, и учитывал их в своей жизнедеятельности, возводя крепостные стены, вооружаясь, выбирая маршрут путешествия, нанимая личную охрану и т. п. В этом смысле виктимология представляет собой древнейшую практику выживания человеческого рода.

Научный характер идеям криминологии впервые придал Ганс фон Гентинг, который в 1948 г. публикует книгу с красноречивым названием «Преступник и его жертва: Исследования по социобиологии преступности . Вклад жертвы в генезис преступления». Эти идеи впоследствии были развиты Бенджамином Мендельсоном в статье «Виктимология», опубликованной в журнале «Международное обозрение криминологии и полицейской техники» (1956), и Мэрвином Вольфгангом в монографии «Типы убийств » (1959). Пионером отечественной криминологической виктимологии явился Л. В. Франк, опубликовавший в 1977 г. монографию «Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии».

Факторы виктимности

Виктимность нередко предлагают понимать как способность лица оказаться жертвой преступления в силу определенных, присущих индивиду субъективных качеств. При таком понимании у таких преступлений, как ведение агрессивной войны или терроризм, нет жертв. Какие субъективные качества граждан Ирака обусловили агрессию в отношении этой страны? В чем заключаются «виктимологические способности» людей, оказавшихся на спектакле «Норд-Ост» 23 октября 2002 г. или 1 сентября 2004 г. в школе № 1 г. Беслана? Виктимность — это именно вероятность (лица, группы лиц, сборища людей, жителей региона, страны и т. п.) оказаться жертвами преступных деяний. При таком подходе внимание сосредоточивается не на поиске присущих индивиду субъективных качеств («вине» потерпевшего), а на взаимодействии объективных обстоятельств и субъективных признаков, повышающих вероятность оказаться жертвой преступления.

Виктимность — это качество социальной среды, свойство в значительной мере объективное. Теоретически она существует всегда, по отношению ко всем людям и может только отличаться малыми значениями. Ясно, что эти значения минимальны в «монашеской республике » (особой единице Греческой Республики, самоуправляемом сообществе 20 православных монастырей под церковной юрисдикцией Константинопольского Патриархата) на греческом полуострове Афон, где никто, кроме монахов и послушников, не проживает. Тем не менее и здесь виктимность существует, не случайно на Афоне имеется собственная полиция.

Характер и величина виктимности зависят от многих факторов, и в первую очередь от вида преступления. Некоторым преступлениям (геноцид, террористический акт, ведение агрессивной войны, разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения) свойственна массовая виктимность. Обстоятельствами, определяющими величину ее значений, выступают факторы глобальной политики (американский гегемонизм, появление одиозных политических режимов , региональные войны и конфликты, религиозный и этнический экстремизм, финансовые спекуляции, антропофобские (человеконенавистнические) теории типа «золотого миллиарда» и др.). Повышают значение массовой виктимности слабый международный и внутригосударственный контроль над использованием результатов научно-технического прогресса (например, технологиями клонирования, получения новых штаммов вирусов и выведения химер — существ с полярными генетическими свойствами). Резко увеличивает значение массовой виктимности прорыв в политику авантюристов и преступников.

Массовая виктимность зависит от исторических (памяти поколений, которая хранит не только положительные, но и отрицательные факты истории , перенося их на современников), политических (идеологической нетерпимости и деспотизма) и географических (места проживания людей, в частности близ наркотрафика и в приграничных областях) факторов. Большой вклад в увеличение значений массовой виктимности вносит слабая социальная политика, в результате которой в государстве появляются огромные отряды ущемленных, бесправных людей.

Групповая виктимность — это вероятность стать жертвами преступлений для лиц, объединенных по определенным социальным признакам. Так, групповая виктимность свойственна водителям транспортных средств и пешеходам, работникам правоохранительных органов , женщинам, детям , богатым людям. Здесь наблюдается зависимость между величиной виктимности и такими факторами, как профессия, уровень защищенности, место жительства , интенсивность транспортных потоков и проч. Так, высокие значения групповой виктимности свойственны сотрудникам уголовного розыска, работникам частных охранных предприятий , бездомным детям, таксистам, проституткам и т. д.

Индивидуальная виктимность повышается при неосмотрительности лица в выборе места и времени проведения досуга, неразборчивости в знакомствах, броской и вызывающей одежде, развязном поведении, грубости, оскорбительных высказываниях, излишней доверчивости, невнимательности, плохих взаимоотношениях с преступником и проч. В значительной степени она зависит от психологического состояния жертвы, умения предвидеть опасность и противостоять возможным угрозам.

На определении значений и установлении сочетаний факторов виктимности строится техника виктимологического прогнозирования. Его логика проста: чем больше число виктимогенных факторов и чем более велико их значение, тем значительнее вероятность оказаться жертвой преступления.

Данное прогнозирование учитывает величину таких факторов, как распространенность преступности в данном регионе и месте, эффективность деятельности правоохранительных органов, оценка собственной защищенности (в том числе с точки зрения принятия определенных мер), готовность к поведению в криминальной ситуации.

Виктимологическое прогнозирование чрезвычайно актуально в предпринимательской деятельности . Современная российская деловая жизнь во многом сходна с выживанием в экстремальной обстановке, однако с тем уточнением, что социальная среда активна и нередко криминальна. В процессе виктимологического прогнозирования учитываются такие риск-факторы, как правовые (имеющие отношение к злоумышленному использованию правовых пробелов и юридической некомпетентности партнера); правоприменительные (оценивающие вероятность и последствия реагирования правоохранительных и судебных органов на криминальную ситуацию); банковские (учитывающие возможность злоупотреблений со стороны банковских учреждений); финансовые (связанные с вероятностью материальных потерь из-за существующей модели расчетов, в том числе предусматривающей выплаты криминальным посредникам или «кураторам»); транспортные (указывающие на возможность потерпеть ущерб вследствие посягательств на транспортные средства, включая трубопроводный транспорт); обязательственные (возникающие при угрозах невыполнения обязательств должником); конкурентные (принимающие во внимание проявления недобросовестной конкуренции : спровоцированные банкротства и санкции государственных и судебных органов для экономического подавления конкурентов); кадровые (имеющие отношение к ошибкам в подборе персонала и управлению им) и др. Эти риски конкретизируются применительно к типовым задачам, решаемым в процессе предпринимательской деятельности определенного вида.

Учитывая роль жертвы в генезисе преступления, можно выделить жертву виновную и невиновную. В свою очередь, вина жертвы может быть умышленной и неосторожной. Умышленная вина жертвы различается по характеру намерений и поведения. В связи с этим следует назвать жертвупровокатора и преступника-жертву.

Провокация — это действие с целью вызвать предсказуемую ответную реакцию. Человек , совершающий провокации, называется провокатором. Типичная жертва-провокатор встречается в бытовых конфликтах, сопровождающихся оскорблениями, необоснованными обвинениями, выдвижением нелепых требований и т. п. Обычно жертва-провокатор инициирует конфликт по любому поводу (или вовсе без повода).

В последнее время определенное распространение получили профессиональные провокации. Они используются для подбора и проверки персонала в частных компаниях; имеется обширный опыт их применения в целях борьбы с преступностью, в том числе опыт негативный (склонение к совершению преступления, а затем «задержание с поличным»), В свете такого опыта «оборотни в погонах» — это не кто иной, как жертвы-провокаторы. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности». В соответствии с внесенными изменениями органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность , запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провоцировать).

Преступник-жертва (так называемая реверсивная жертва) — это преступник, который при совершении преступления сам становится жертвой (например, при превышении пределов необходимой обороны). Вероятность стать жертвой собственного преступления, которое вызывает виктимологические последствия для самого преступника, особенно высока при терроризме, а также совершении преступлений в сфере экономической деятельности, когда причиняется вред интересам лиц, склонных к решению конфликтов с помощью теневой юстиции. Такая вероятность в настоящее время объективно высока вследствие наличия служб безопасности, профессионально защищающих корпоративные интересы.

Неосторожная жертва может быть легкомысленной (не принимающей во внимание многочисленные, иногда очевидные факторы виктимности) и самонадеянной (оценивающей факторы, повышающие вероятность оказаться жертвой преступления, тем не менее идущей на риск). Преступники нередко создают рисковую ситуацию, предлагая потенциальной жертве определенный выигрыш, хотя элементарный анализ этой ситуации, как правило, покажет, что вероятность такого выигрыша ничтожно мала или полностью отсутствует.


Гаджиева А. А.

Магомедов А. К.


КРИМИНАЛИСТИКА
Гаджиева А. А., Магомедов А. К.

Статья посвящена анализу виктимогенных факторов, обуславливающих тяжкие насильственные преступления против личности. Авторами констатируется значимость выявления последних для виктимологического предупреждения данного вида преступности, обозначается круг преступлений, явивших объектом виктимологического изучения.
Виктимизация в работе рассматривается как процесс превращения лица из потенциальной жертвы в реальную (на массовом и групповом уровнях), с учетом этого выявляются основные ее факторы. Особый акцент сделан на региональных оттенках факторов виктимологического содержания, детерминирующих тяжкую насильственную преступность.

Преступления против личности продолжают вызывать особую озабоченность и беспокойство со стороны правоох­ранителей, хотя их число в целом по Российской Федерации выдерживает относительные тенденции спада. Так, по имею­щимся официальным данным за 11 месяцев 2015 г. было заре­гистрировано 2163,4 тыс. преступлений, или на 8,4 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. На фоне роста показателей преступности в целом в ее структуре сократилась доля тяжких и особо тяжких преступлений с 24,5% в январе - ноябре 2014 г. до 22,1 %Ч Аналогичные тенденции прослежи­ваются и на региональном уровне. Так, в Республике Дагестан в 2013 г. зарегистрировано 14003 преступления, что на 2,6 % больше показателя 2012 г. (13647). Несмотря на это, количество преступлений на 100 тыс. населения (478) 1,5 раза меньше, чем в среднем по СКФО, и в 3 раза меньше среднего значения по стране (СКФО -750; Россия - 1539). Заметно снизились темпы роста тяжких и особо тяжких преступлений (4034; +0,4%), а их удельный вес в общем массиве зарегистрированных преступ­ных деяний сократился и не превышает 29 %.

Несмотря на внешне кажущееся «благополучие», вызыва­ет серьезную обеспокоенность изменение качественных пока­зателей преступности в сторону ухудшения. В их числе отме­чаются следующие: рост «безмотивных» посягательств против личности, нарастание жестокости их совершения, преступле­ния все чаще сопровождающиеся цинизмом, глумлением над личностью, растет доля групповых преступлений, усиливается тенденция их феминизации, увеличивается степень их тяже­сти, растет виктимизации «атипичных» жертв (дети и преста­релые) и т.д.

Наибольший ущерб наносят обществу тяжкие преступле­ния, совершаемые против личности, и, прежде всего, против жизни, здоровья и других важнейших ее прав. В этой связи в рамках настоящей работы исследовательский анализ посвящен наиболее опасным разновидностям тяжких преступлений против лич­ности. Они не только наносят огромный ущерб наиболее важ­ным в цивилизованном обществе ценностям, но и имеют мно­го общих криминологически и виктимологически значимых характерных признаков и особенностей, которые позволяют их обособить на определенные группы, разряды, категории.

В криминологии среди тяжких и особо тяжких престу­плений против личности принято выделять следующие груп­пы:

Посягательства против жизни, здоровья, телесной и по­ловой неприкосновенности личности (убийства, причинения тяжкого вреда здоровью человека, изнасилования);

Посягательства против свободы (похищения человека, незаконное лишение свободы, торговля людьми, использова­ние рабского труда).

Общей исходной посылкой для обеих групп является возможность контролировать эти виды преступности, воз­действуя на них не только посредством комплекса средств криминологической профилактики, но и с помощью мер виктимологического воздействия. Многоаспектность викти- мологического воздействия и ее широкие возможности об­уславливают значимость и необходимость ее надлежащей организации в предупреждении тяжких насильственных пре­ступлений против личности. В системе виктимологического воздействия важными средствами предупреждения являются меры, направленные на устранение, минимизацию и сниже­ние факторов виктимизации исследуемых категорий преступ­ности. При этом виктимизация рассматривается авторами как процесс становления отдельных лиц и людских сообществ (можно говорить и на уровне всего населения) жертвами пре­ступлений, вернее, приобретения ими виктимных качеств. Отсюда, факторы виктимизации определяются как совокуп­ность объективных и субъективных обстоятельств, детерми­нирующих либо способствующих процессам превращения отдельных социальных групп, индивидов, населения в жертв преступлений.

Факторы виктимизации тяжких и особо тяжких престу­плений против личности могут быть рассмотрены на общем и специальном уровнях.

Общими виктимизирующими факторами тяжких пре­ступлений против личности стало ожесточение нравов, мар­гинализация и люмпенизация значительных слоев населения, увеличение стрессовых ситуаций, ослабление традиционных форм социального контроля.

На специальном уровне принято выделять специфиче­ские факторы виктимизации, которые характерны социаль­ным процессам и межличностным отношениям в целом по стране, либо в отдельно взятом регионе с учетом его специфи­ки.

Применительно к рассматриваемым преступлениям едва ли не главным фактором виктимизации стала сложившаяся в последние годы упадочная морально-психологическая атмос­фера, которая наблюдается в социальной среде.

Недовольство всем, что происходит в стране, несправед­ливость, которая процветает в сфере социального обеспечения и защиты интересов людей, низкий, если ни сказать нищен­ский уровень жизненного уровня у миллионов, с одной сто­роны, проповедь безнравственности потребительства, секса, насилие в средствах массовой информации, с другой стороны - все это озлобляет людей, вызывая эмоциональные стрессы, ссоры, вследствие чего совершаются многие насильственные преступления, в которых жертвами оказываются более слабые и малозащищенные.

Социальное неблагополучие и социальная незащищен­ность - один из важнейших факторов виктимизации в рос­сийской действительности сегодня. По оценкам исследова­телей, именно в низших и маргинальных слоях проявляется устойчивая тенденция к асоциальному поведению, где сложно увидеть разницу между преступником и потерпевшим, у них, как правило, схожие социальные деформации и стереотипы поведения. Так, по данным Абельцева, потерпевших из мар­гинальной среды характеризуют: «эгоистические привычки, потеря чувства ответственности, равнодушие к проблемам других людей, цинизм. Им присущи ослабленные чувства сты­да, долга, совести, а также несдержанность и конфликтность, грубость, агрессивность, лживость, ханжество, необразован­ность, невоспитанность.

Процесс виктимизации непосредственно связан с уров­нем жизни и доходов того или иного человека. Виктимность граждан находится в нелинейной зависимости к уровню их жизни. Наиболее виктимны лица с низким доходом; средний класс наименее виктимен; виктимность начинает возрастать по мере превышения среднего уровня доходности. Очень бога­тым лицам не удается снизить высокий уровень виктимности, несмотря на значительные меры предосторожности». Люди с достатком и все власть предержащие персоны, госчиновники оказались более виктимизированы, поэтому они обезопасили себя и свое жилище вооруженной охраной и ограждаются все­ми видами спецтехники, отчуждены от народа.

В последние годы намечается разрыв между ростом мате­риального состояния и духовной зрелостью человека. Сегод­ня отчетливо видно: многие трудности переходного периода рождены недостатком культуры и нравственности в самом широком ее понимании.

При этом необходимо подчеркнуть, что процесс мас­совой миграции детерминирует в равной мере процессы криминализации и виктимизации населения в странах, куда прибывают мигранты. Наиболее опасные последствия влечет нелегальная миграция, которая подпитывает маргинальную часть страны пребывания мигрантов новыми конфликтами (например, этнокультурными) и специфической околокри­минальной субкультурой.

Сами мигранты представляют собой социальную группу с повышенным риском уязвимости. Чаще всего, нелегальные иммигранты с самого начала оказываются в полной зависи­мости от транснациональной организованной преступности. Организованные преступные группы, занимающиеся неле­гальной миграцией, осуществляют перевозку мигрантов в стесненных, нездоровых и опасных условиях. Чтобы избежать столкновения с властями, контрабандисты могут бросить сво­их клиентов в пустыне без воды и пищи или выбросить их в открытое море.

На современном этапе наряду с увеличением нестабиль­ности российской государственности, порожденной экономи­ческим кризисом, неэффективностью законодательного меха­низма, регулирующего борьбу с преступностью, неясностью политической ситуации в стране, происходит лавинообразное нарастание конфликтной ситуации. В российской действи­тельности проблема конфликтов приобретает все большую остроту, конфликты и отношения напряженности стали везде­сущими, проявляются на разных уровнях и по своим генезису и содержанию весьма многообразны.

В этом плане наиболее проблематичным в политическом отношении регионов России является Северный Кавказ, пред­ставляющий собой уникальную культурную мозаику народов, в котором правительство России не имеет сегодня адекватной политики при сильно преувеличенном значении этнокультур­ного фактора как чуть ли не главной причины проблем и кон­фликтов на Северном Кавказе.

Особое место на Кавказе занимает Дагестан, представ­ляющий собой уникальнейший феномен лояльного взаимо­действия и одновременно этнической консолидации более 30 коренных этносов, компактно проживающих на сравнительно небольшой территории в 50,3 тысяч кв.м. Специфика влияния факторов и условий на виктимизацию от тяжких преступле­ний против личности в Дагестане обусловлена такими его при­знаками, как многонациональный состав населения, сложное геополитическое положение, отсталость в экономическом раз­витии. Кроме того, народам Дагестана генетически присуща аномальная агрессивность. А в той исторически сложившейся ситуации, когда межэтническая напряженность, чаще всего в результате недостаточно эффективного влияния федеральной власти, возросла до критической черты, и за которой начина­ются кровавые столкновения.

Конфликтность на Северном Кавказе обусловлена нали­чием кланов и борьбой между ними за власть. Снижение кон­фликтности находится в прямой зависимости от преодоления и ограничения клановости, принявшей устойчивую, долго­временную и гипертрофированную форму не только в Севе­рокавказском регионе, но и в целом в России. Противоречия и конфликты между кланами, созданными, как правило, на моноэтнической основе, на поверхности жизни часто выступа­ют как межэтнические. Указанные обстоятельства провоциру­ют перманентную конфликтность на весь период обозримого будущего.

Проблема конфликтности на межличностном уровне связана с таким фактором виктимизации, как провокация со стороны потерпевшего. В этой связи на предмет оценки про­вокации со стороны потерпевших в рамках настоящего иссле­дования были проведены социологические опросы. Опросом охвачено 150 сотрудников правоохранительной и судебной системы, а также 80 осужденных, отбывающих наказания за тяжкие преступления против личности. Задавались вопросы: «Какую роль провокация играет в механизме убийств и при­чинений тяжкого вреда здоровью человека?», «Что Вы понима­ете под провокацией изнасилования?», «Следует ли учитывать при назначении наказания, выборе его срока и вида провока­цию со стороны потерпевшего»? Выдвигалась гипотеза, что провокация является важнейшим мотивационным фактором в этиологии драк, приводящих к убийствам и причинениям вреда здоровью. Ответы респондентов распределись по этому вопросу так: 85 % из числа опрошенных сотрудников право­охранительных органов и судов подтвердили данное положе­ние, и только 54 % респондентов-осужденных согласились с этим. Более 21 % из числа сотрудников правоохранительной и судебной системы оценивают как провокационное такое по­ведение потерпевших от преступлений половой неприкосно­венности, при котором допускалась «рискованная ситуация». Для объективности опросов и получения максимально пра­вильного ответа, было дано пояснение, что представляет со­бой «рискованная ситуация». «Рискованная ситуация может складываться из таких обстоятельств, как место, время (время года, время суток и др.) и обстановка, в которых развиваются действие, интимная обстановка и, как говорят некоторые пси­хологи, эротическая настроенность или "сексуально напря­женная обстановка" (непристойные жесты или действия, как бы приглашающие к половой связи)». Интересно, что по дан­ному вопросу 42 % из числа осужденных отметили, что в ос­нове преступлений против половой неприкосновенности ле­жит безнравственное поведение потерпевшей и рискованная ситуация. По третьему вопросу «вилка» противоположности ответов невелика. Так, 56 % из числа опрошенных сотрудников правоохранительной и судебной системы ответили, что учет провокации со стороны потерпевшего в преступлениях про­тив личности в практике необходим. Примерно около 49 % осужденных считают, что при назначении наказания должно в обязательном порядке учитываться провокационное поведе­ние потерпевшего. При этом необходимо иметь в виду, что в виктимологическом плане провокация понимается широко и охватывает конфликтность, безнравственное поведение, а так­же неосторожность, неосмотрительность, оплошность со сто­роны потерпевших.

Способами разрешения конфликтов на всех уровнях все чаще становятся преступления (жертвы). Более того, в услови­ях обнищания населения, роста безработицы, бездомности и иной обездоленности, недостаточной защищенности граждан от преступности все большая часть населения начинает сотруд­ничать с преступниками, не доверяет правоохранительным органам, государству, создавая себе самоохрану («крышу»).

Следует отметить процессы самоорганизации части на­селения на неправовой, в том числе криминальной основе. Характерной особенностью региона становится социальное одобрение фактов расправы самих потерпевших с преступ­никами: лично через знакомых, близких людей, или на основе оплаты услуг наемника.

Существенно повысило степень уязвимости жителей Да­гестана перед тяжкими преступными посягательствами про­тив личности распространение терроризма и религиозного экстремизма. Следует отметить, что жертвами данных престу­плений нередко становились не только представители других конфессий, но и мусульмане, придерживающиеся традицион­ного для РД исламского вероучения.

Таким образом, наблюдающаяся в нашей стране на про­тяжении ряда лет активная криминальная виктимизация на­селения (в том числе от насильственной преступности) требует принятия более эффективных мер противодействия этому не­гативному явлению, которые могли бы обеспечить снижение у граждан риска стать жертвой преступных проявлений, при­вить им необходимые правила правильного поведения в пред­преступной и преступной ситуациях, освоить элементарные правила самозащиты, в том числе с использованием техниче­ских средств и методов, обеспечить правовую защиту прав и интересов криминальных жертв.

Haval Москва - haval m6 цена в Москве.