Меню
Бесплатно
Главная  /  Выделения  /  Отпевание на дому. «За» и «против

Отпевание на дому. «За» и «против

Зачем нужно отпевание?

Накануне Радоницы мы предлагаем Вам небольшую статью о значении и смысле отпевания, а также отвечаем на некоторые вопросы.

Любые дела, от самых, казалось бы, незначительных до более важных, христианин сопровождает молитвой, обращаясь к Богу за Его благословением. Когда мы просыпаемся, отходим ко сну, садимся за трапезу, мы читаем молитвы; когда мы рождаем ребенка, мы крестим его и тем самым вводим в вечную жизнь, когда женимся - совершаем таинство венчания и так далее. Тем более, когда наш близкий человек умирает, мы усиленно за него молимся. Мы не знаем, раскаялся ли человек в своих грехах перед смертью, не забыл ли покаяться в чем-то важном. И поэтому просим о том, чтобы его душа была прощена и вошла в Царствие Небесное.

Душа усопшего переходит в новый, совершенно иной мир, и проводить ее туда, дать “последнее целование”, нужно достойно. Таинство смерти, как часто его называют, сопровождается особым молитвенным чином - и отпевание является самым важным и, можно сказать, торжественным моментом при погребении тела человека. Отпевание - это то, что приносит пользу душе усопшего. Эту пользу не принесут ни, скажем, минута молчания, какие-то особенные ритуальные принадлежности - венки, цветы и прочее, потому что это что-то упрощенное, а бывает и показное. Отпевая же усопшего, мы, действительно, совершаем для него благое дело.

Кроме того, чин отпевания полезен и для нас. Мы и понимаем, что смерть - это начало вечной жизни, но если Сам Господь плакал, когда его друг Лазарь умер, как не плакать и нам? Ведь случается, что мы хороним не только людей, умирающих от старости, но и детей, супругов, друзей, что кажется нам противоестественным, несправедливым и прочее. Молитвы, которые поются во время отпевания, являются утешением для человека, который находится в скорби.


Еще, совершая отпевание, мы соприкасаемся с вечностью, представляем себя лежащими во гробе, думаем о том, как мы пойдем на Суд к Богу. Бывает, например, что некоторые девушки рассуждают так: я буду, грешить, а потом, как Мария Египетская, покаюсь. Конечно, такая точка зрения недопустима, но, кроме того, мы можем попросту не успеть. Поэтому отпевание назидательно: оно напоминает нам, что нужно быть христианами.

Могут ли наши молитвы на отпевании повлиять на участь усопшего?

Молясь за человека, мы верим, что Господь услышит наши молитвы. Тем более, что Сам Иисус Христос сказал нам: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20). Поэтому мы надеемся, что когда мы соборно молимся на отпевании о прощении человеку грехов “вольных и невольных”, поем “Со святыми упокой, Христе, душу раба твоего”, Господь пребывает посреди нас.

Важно понимать, что отпевание - это звено в большой цепи духовного делания, которое нам необходимо совершить за наших умерших, любимых людей. Поэтому недостаточно просто прийти на отпевание, постоять с угрюмым лицом и с гвоздиками в руках и снова начать заниматься своими житейскими делами. Все начинается с приуготовления человека к таинству смерти - с причастия умирающего Святых Христовых Таин (если это возможно). Дальше, когда человек умирает, читается канон на исход души - чтобы душа человека укрепилась в такой трепетный час. Перед отпеванием в храме совершается панихида - краткое молитвословие за умершаго. И вот наступает сам чин отпевания - самый важный чин молитв. Опять же, этим ничего не кончается: впереди у нас 40 дней очень важных молитвословий за человека, чтения псалтири дома и молитв на Божественной Литургии.

Дает ли отпевание гарантии, что душа попадет в рай?

Есть семь церковных таинств - это таинства Крещения и Миропомазания, таинство Покаяния (исповедь), таинство Причащения (Евхаристия), таинство брака, таинство священства (хиротония). После совершения таинства Крещения, например, мы можем утверждать, что человек стал христианином, что он теперь - часть Церкви, после хиротонии мы можем утверждать, что человек стал священником и так далее. Таинство всегда что-то гарантирует. Отпевание же не является церковным таинством: это особый чин или молитвословие, и мы не можем быть уверены в том, что человек непременно попадает в рай.

Это должно подтолкнуть нас к тому, чтобы не делать одной рукой добрые, а другой грешные дела. Человек может заниматься восстановлением храма, и, в то же время, вести распутную жизнь - но после смерти и похорон со всеми почестями, вероятнее всего случится как в одной притче, когда ангел не впустил богача в рай, вернув ему все деньги, которые он жертвовал на храмы. Поэтому пользоваться тем, что ты помогаешь Церкви, бессмысленно. Это относится ко всем, не только к тем, кто жертвует средства. Говорят, например, что мыть пол в храме - большая благодать. Но нужно понимать, что только это уборщицу не спасет. Купить билет в Царствие Небесное нельзя.

М ожет ли душа попасть в рай и без отпевания?

Конечно. Отпевание не является условием спасения души. Некоторые монахи, например, относились с величайшим пренебрежением к своей персоне: завещали бросить свое тело в ров, в помойную яму, чтобы бездомные собаки съели их кости и так далее. Можно также вспомнить праведного отрока Артемия Веркольского, которого убила молния, и односельчане, посчитав такую смерть карой небесной, даже не стали его хоронить и просто прикрыли хворостом. А спустя 28 лет обнаружили, что его тело нетленно.

Но не нужно воспринимать отпевание как неважное действо, потому что для умершего человека это главный подарок, который мы можем ему преподнести. В наше время мы сталкиваемся с тем, что люди не хотят отпевать усопшего, так как это связано с немалыми затратами на транспорт и прочее. И если бедной старушке, которая все последние годы жила, молясь и мечтая скорее отойти ко Господу, ничего не будет от того, что ее не отпоют, то, конечно, для ее родственников, пожелавших сэкономить, это может стать тяжким грехом.

Можно ли отпевать усопшего после похорон?

Можно, но только в исключительных случаях. Скажем, матрос погиб на корабле, и его тело было опущено в море, или солдат погиб на войне, и его похоронили ближайшем месте - в таких случаях усопших отпевают после похорон. Возможно также, что в связи с историческими событиями, наши родители, бабушки или дедушки были похоронены не надлежащим христианину образом - тогда тоже можно объяснить священнику ситуацию и совершить чин отпевания - в Церкви или на кладбище.

Однако если родственники собираются назначить отпевание после похорон из-за удобства - это, конечно, неправильно.


Нужно ли получать разрешение на отпевание?

Разрешение на отпевание берется, если вопрос о том, можно ли отпевать человека или нельзя, спорный. Например, если речь идет о самоубийстве. Приходской священник не в праве сам решать, отпевать ему в таких случаях или нет. Такие вопросы решает архиерей. Скажем, если самоубийство было совершено в состоянии психического расстройства - то нужно обратиться в епархиальное управление, чтобы архиерей дал свое благословение и объяснил, как дальше молиться за усопшего.

Кого нельзя отпевать?

Мы не можем отпевать людей, которые сознательно не приняли крещение - потому что они не были частью Церкви. Нужно иметь это в виду и, если есть возможность, стараться беседовать со своими некрещеными родственниками и близкими людьми и пытаться способствовать их крещению - хотя бы чтобы совесть была спокойна, что мы были рядом и сделали все что, от нас зависело. А дальше все зависит от свободной воли самого человека.

Так же мы не можем отпевать людей, которые пошли на самоубийство, и которые жили как явные безбожники, смеялись над Церковью, над «попами».

Но и за них можно молиться, чтобы Господь простил им тяжкие грехи. Потому что у Бога обителей много. Мы можем молиться за них келейно (дома), можем молиться про себя в храме.

Можно ли отпевать наркоманов?

Наверняка, люди, которые страдают наркотической или алкогольной зависимостью, сознательно на это пошли. Но важно понимать, что задача Церкви - не погубить, а, по возможности, оправдать человека. И такие люди не относятся к тем, кого Церкви отпевать запрещается.

Как вести себя на отпевании?

Если человек не знаком с церковными службами, то чаще всего, приходя на отпевание, он становятся лицом не к алтарю, а ко гробу, и всю службу не сводит глаз с усопшего. Это, конечно, неправильно. К сожалению, такая история повторяется из раза в раз - хотя сложно чего-то требовать от человека в тяжелый для него момент.

Но все же отпевание - это молитвословие, которое совершается в храме, и поэтому пришедшие должны молиться за усопшего, прислушиваться к словам священника и хора и пытаться вникнуть в них.

Почему священники совершают чин отпевания в белых облачениях?

Мы надеваем белые облачения, когда крестим и отпеваем - потому что оба эти события являются важнейшими в жизни человека, большими праздниками. Когда человек умирает, он переходит в жизнь вечную, он видит свет, и этот свет - Христос. Поэтому мы, как жены-мироносицы, которые в белых одеждах шли ко гробу Господа, тоже надеваем белые облачения.

А черный цвет - не богослужебный: даже постовые облачения священников выделяются бело-серебряной вышивкой.

Приходящие на отпевание, как правило, надевают черные траурные одежды, хотя это не относится к христианской традиции. Однако не так просто уйти от светских правил в современном мире: во-первых, чаще всего смерть близких людей воспринимается нами как трагедия, а не как праздник, а во-вторых, если все придут на отпевание в черном, а один человек придет в светлом, он может стать причиной для негодований и осуждений.

Отпевание считается самым важным похоронным обрядом для верующих людей. Однако некоторым покойным церковь в нем отказывает. На ком и почему лежит запрет на отпущение грехов.

Проводы покойного в загробный мир сопровождаются отпеванием. Конечно, данный обряд не является прямым пропуском в Рай, однако отпустить грехи, в которых покойный не успел покаяться во время исповеди еще при жизни, может. Священник читает молитву над телом, тем самым прощая человеку все его пороки и плохие деяния.

После этого свиток с молитвой кладется в правую руку умершего. Если в связи с определенными обстоятельствами (инфекция, смерть в другом городе) отпевание проводилось заочно, то данный свиток можно положить к покойному немного позже. А если отпущение грехов прошло уже после похорон, то свиток с молитвой достаточно закопать на месте захоронения.

Однако православная церковь отпевает не всех. Руководствуясь церковными канонами, священник имеет право отказать в отпевании тех людей, которые умерли после сильного алкогольного опьянения либо в результате употребления наркотических средств.

Также церковь отказывает в отпевании человеку другой веры, тем, кто с издевкой и пренебрежением относился к религии, и некрещеным. Если вы не знаете, крестили ли человека при жизни, постарайтесь выяснить это, отыскав крестных родителей. Запрет на отпевание лежит даже на младенце, который просто не успел пройти обряд крещения. Если ребенок умер еще в утробе матери, церковь также откажет в отпевании.

Всем известно, что по православным канонам нельзя отпевать самоубийц, так как добровольный уход из жизни является самым страшным грехом. Самоубийц запрещено упоминать на панихиде, за них нельзя подавать записки. Даже хоронить таких людей на церковных кладбищах считается нарушением православных канонов. Однако и среди самоубийц есть исключения. К ним относятся психически больные люди, которые не могут отдавать отчета своим действиям. Также люди, погибшие в результате трагической случайности: по незнанию съели ядовитые грибы или ягоды, упали с высоты. Также разрешается отпевать человека, который пожертвовал своей жизнью ради спасения других.

Однако для того, чтобы добиться отпевания, вам необходимо будет доказать факт благородной жертвы, случайности или психологического заболевания. Для этого нужно будет подать прошение на имя архиерея, в котором следует детально описать обстоятельства смерти, а также приложить медицинскую справку.

Бывает и такое, что человек намеренно решает уйти из жизни, прыгая с высокого здания. Однако после падения еще остается живым на некоторое время и попадает в больницу. Если за это время перед смертью он успеет покаяться в своем поступке, то батюшка сможет провести отпевание.

Отказ в отпевании не должен значить для вас, что о покойном следует забыть. Домашней молитвой, добрыми поступками и милостыней вы сможете помочь душе дорогого вам человека.

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ОТПЕВАНИЯ

1. Свидетельство о крещении.

2. Свидетельство о смерти (самоубийц не отпевают).

3. Погребальное покрывало.

4. Разрешительная молитва.

5. Крест нательный.

6. Венчик на чело.

7. Икона большая .

8. Икона в руки (малая).

9. Крест в руку.

10. Лампада.

11. Уголёк.

12. Ладан.

13. Свечи.

*Весь товар должен быть приобретён в храме или церковной лавке.

Настоятель храма: иерей Николай Кокарев

Погребение усопшего христианина совершается на третий день после его смерти, (при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, даже если смерть наступила за несколько минут до полуночи). При чрезвычайных обстоятельствах – войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях - допускается погребение и раньше третьего дня.

В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные одежды и положении во гроб. Эти же действия полагается совершать над христианами и в нынешнее время. Омовение тела прообразует чистоту и непорочность праведников в Царстве Небесном. Оно совершается одним из родственников почившего с чтением молитвы «Трисвятое»: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас”. Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на лавку или на пол, подстелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы. (Одежду, в которой человек умер, и все, что использовалось при его омовении, принято сжигать.)

Омытое и облаченное тело, на котором обязательно должен быть крестик (если сохранился – крестильный), полагают на стол лицом вверх. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. В руки вкладывают Распятие (существует специальный погребальный тип Распятия) или икону — Христа, Богородицы или небесного покровителя. (Не следует надевать на почившего православного христианина галстук.) Если тело передается в морг, то все равно, еще до приезда сотрудников похоронных служб надо омыть и облачить почившего, а при выдаче тела из морга положить в гроб венчик и Распятие.

Незадолго до выноса гроба из дома (или выдачи тела в морге) над телом умершего еще раз читается “Последование по исходе души от тела”. Гроб выносят из дома ногами вперед с пением “Трисвятого”. Несут гроб родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процесии, несли зажженные свечи. Оркестр на похоронах православных христиан неуместен.

По уставу при внесении тела в храм должно звонить в колокол особым погребальным звоном, который возвещает живым, что у них стало одним братом меньше. В храме тело покойного помещают на специальную подставку ногами к алтарю, а около гроба крестовидно ставят подсвечники с возжженными свечами. Крышку гроба оставляют в притворе или во дворе. Допускается вносить в церковь венки и живые цветы. Все молящиеся имеют в руках горящие свечи. На отдельно приготовленный столик возле гроба ставят поминальную кутью, со свечой посередине.

Не забудьте взять в храм свидетельство о смерти. Если по каким-то причинам доставка гроба в храм задерживается, обязательно предупредите священника и попросите о переносе времени отпевания.

Не отпеваются некрещеные (в том числе и младенцы), инославные и иноверные, также убитые при совершении преступления и самоубийцы. В последнем случае усопший может быть отпет, если покончил с собой в состоянии невменяемости или сумасшествия. Для этого родственники могут испросить письменное разрешение у правящего архиерея, подав ему прошение с приложенным медицинским заключением о причине смерти их близкого.

По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи – праздника Воскресения Христова и всех верующих в Него.

Если точно не известно – был отпет человек или нет, следует заказать заочное отпевание.

ОТПЕВАНИЕ

В просторечии отпеванием, из-за обилия песнопений, называется “Последование мертвенное мирских тел”. Оно во многом напоминает панихиду, поскольку включает многие песнопения и молитвословия, общие с последованием панихиды, отличаясь лишь чтением Священного Писания, пением погребальных стихир, прощанием с почившим и преданием тела земле.

В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними. Чтобы прощение от грехов, подаваемое умершему, было ощутительнее и утешительнее для всех скорбящих и плачущих, текст этой молитвы сразу по ее прочтении влагается в правую руку усопшего его родными или близкими.

После разрешительной молитвы под пение стихир “Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога…” происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба или руку священника. Затем лицо усопшего закрывается покрывалом, и священник крестообразно посыпает на тело умершего землю, произнося: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней» (Пс. 23, 1). По окончании отпевания тело усопшего с пением Трисвятого провожается на кладбище.

В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку. При опускании гроба в могилу поется “Трисвятое” – пение ангельской песни “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас”; над могильным холмиком ставится восьмиконечный крест – символ нашего спасения. Крест может быть сделан из любого материала, но обязательно правильной формы. Он ставится у ног усопшего, Распятием к лицу покойного.

ОБ ОТПЕВАНИИ В МОРГЕ

Прежде, чем совершить отпевание усопшего в морге, удостоверьтесь в том, что отпевание будет проведено не лжесвященником и в том, что у него есть разрешение на отпевание.

Православная церковь признает загробную жизнь, поэтому считает, что человек не умирает, а усыпает. Усопшим становится только тело, душа же продолжает жить. В первые 40 дней определяется ее дальнейший путь. В этом помогают молитвы, которые поются во время отпевания. Священник призывает родственников не отчаянием и унынием, а добрыми делами и обращением к Богу спасти душу человека. 40 дней она мечется между землей и небесами, поэтому отпевание нужно совершить как можно раньше, на третий день после смерти.

Если обряд производится лжесвященником или священником, который не имеет благословения (разрешения митрополита), отпевание считается недействительным.

К православным традициям не относятся бытующие во многих семьях различные суеверия, связанные с покойником, такие, как занавешивание зеркал, отказ пользоваться вилками во время поминальной трапезы, обычай оставлять часть блюд или стакан с водой (а еще хуже с водкой) перед портретом усопшего и т. п.
Все эти суеверия никакого отношения к православию не имеют. Занавешивание зеркал в доме, где лежит тело покойного, оправдано лишь в том случае, когда мы, думая об усопшем, уходим от внешней суеты и отдаём свой последний молитвенный вздох об упокоении преставльшейся души.

Архиепископ Викентий разъяснил недопустимость "заочного отпевания" и кремации

Послание Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия о необходимости церковного погребения усопших, а также недопустимости практики "заочного отпевания" и кремации.

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших,

дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.

Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес,

то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.

(1Сол.4, 13-14)

Дорогие братья и сестры!

В жизни всех нас неизбежно наступают дни, когда близкие наши, наши друзья и знакомые завершают свое земное существование. Эти минуты расставания порождают немало проблем и житейских хлопот, связанных с устроением похорон. Но при этом мы должны помнить, что каждый православный христианин должен заботиться не только о должном погребении тела усопшего, но и – в значительной и даже большей степени! – об упокоении души близкого ему человека.

К сожалению, годы гонений на Церковь привели к тому, что и в этом благочестивые традиции наших предков были нарушены, а многим они даже не известны. Православный христианин должен стремиться отойти в жизнь вечную примиренным с Богом и людьми, исповедавшись и причастившись Святых Христовых Тайн. Уже в момент кончины начинается усердная молитва Церкви о ее верном чаде: совершается Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господней при разлучении души от тела. А тотчас же после смерти совершается Последование по исходе души от тела. Затем над телом усопшего начинается чтение Псалтыри.

После необходимого приуготовления и положения почившего в гроб его всегда доставляли в храм Божий. В вечернее богослужение вносились особые дополнения, прошения об усопшем. Всю ночь гроб находился в церкви, продолжалось чтение Псалтыри. Затем усопший как бы последний раз пребывал на утреннем богослужении, на Божественной литургии, когда вновь все прихожане соборно молились о нем. И, наконец, совершался чин отпевания и похоронная процессия с пением молитвы "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас" оправлялась на кладбище. Здесь над свежей могилой совершалась лития.

Этот благочестивый порядок ныне известен только людям глубоко воцерковленным, постоянно посещающим храм Божий, прибегающим к Таинствам церковным. И они стремятся проводить дорогих им усопших "в путь всея земли" так, как учит Православная Церковь.

Но очень многие, даже те, кто принадлежит Церкви по Святому Крещению, в непростой момент смерти близких теряются перед лицом смерти, начинают поступать так, как им советуют соседи, знакомые, а порой и некоторые недобросовестные работники ритуальных служб. Большие деньги и силы тратятся на приобретение дорогих гробов, на устроение шумных, пьяных застолий – поминок, что не только не приносит пользы страждущей душе покойного, предстоящей Богу, но и даже вредит ей. Это очень хорошо понимали угодники Божии. Преподобный Ефрем Сирин, покаянную молитву которого мы ежедневно произносим Великим постом, наставлял окружавших его: "Не полагайте меня в роскошные гробницы, потому что ни к чему не послужат для меня ваши украшения… Вместо того, чтобы расточать благовония и ароматы, воспоминайте меня в молитвах своих, ибо, что пользы от благовоний мертвецу, который не может их ощущать?"

С христианской точки зрения главным является забота о душе усопшего, и уже во вторую очередь исполнение нашего долга о захоронении его тела. Заупокойное богослужение, которое формировалось вековой традицией, глубоко назидательно. Оно доставляет душе усопшего большую духовную пользу, а родных и близких, скорбящих об утрате – утешает, обновляя в их сердцах спасительные истины христианства, избавляя от душепагубного отчаяния. Поэтому отказ от соборной молитвы об умершем, совершаемой в храме Божием, является несомненным грехом.

Немногим лучше и те печальные случаи, когда в храм отправляется только один из родственников, чтобы заказать так называемое "заочное" отпевание. В этом случае чинопоследование совершается над листом бумаги, на которую священник насыпает землю. Землю эту родственники переносят на кладбище, где и рассыпают над могилой покойного.

Дорогие братья и сестры! Таким поступком все, кто не принял участие в молитве, показывают свое полное безразличие к покойному, к его загробной участии. Совершение "заочных отпеваний" может иметь место только в особых случаях. Например, во время войны родственники не только не могут иметь возможности участвовать в погребении своего погибшего сродника, но подчас не знают даже и о месте его захоронения, имеют только уведомление о смерти. В этом случае "заочное отпевание" благословляется Церковью и может быть совершено. Оно может иметь место и в том случае, когда человек находится в многолетнем безвестном отсутствии и факт его смерти устанавливается судом.

Но, к нашему глубокому сожалению, "заочные" отпевания совершаются порой даже над теми, кто жил и скончался всего в нескольких кварталах от храма Божия. Почему это происходит? До сих пор дают о себе знать последствия гонения на Церковь от богоборческой власти в ХХ веке. Тогда, даже областных городах СССР, храмы Божии были закрыты. Миллионы наших братьев и сестер были таким насильственным образом лишены духовного окормления со стороны православных священнослужителей. И тогда, когда даже священника для совершения чинопоследования православного отпевания найти было невозможно, родственники усопших христиан были вынуждены погребать без церковной молитвы. Затем они обращались в один из действующих православных храмов, где священнослужители Русской Православной Церкви с благословения священноначалия совершали "заочные отпевания". В данных обстоятельствах совершение такого чинопоследования было вынужденной мерой.

Но сегодня, дорогие братья и сестры, мы имеем все возможности для исполнения всех канонов Православной веры. Храмы Божие открыты повсеместно, и есть все возможности совершать в них заупокойные богослужения над телами усопших, как и предписывает церковный богослужебный Устав. Мы должны честно сказать себе, что совершение "заочного" отпевания, – если, повторюсь, оно не вызвано исключительными обстоятельствами, – в отсутствие большинства родственников, тела самого усопшего, является просто душепагубной формальностью, нашей попыткой оправдать свою леность и чёрствость души. Такая неискренность приносит усопшему гораздо меньше пользы, чем следовало, а нас прямо обвиняет перед Богом: "Проклят, кто дело Господне делает небрежно..." (Иер. 48:10).

И уж совершенно недопустимо для православного христианина потворствовать развития греховной языческой традиции сожжения тел усопших. Вспомним слова Священного Писания: "Адаму же сказал: ...в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят..." (Быт. 3:17-19). Достойно предать тело покойного земле с соответствующими заупокойными богослужениями, совершёнными в храме Божием есть первейшая христианская обязанность родственников покойного, за исполнение которой каждый даст ответ на Страшном Суде Божием. Потому сожжение тела усопшего является тяжким грехом – поруганием храма Божия: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы" (1Кор.З:16-17).

Поэтому, чтобы не совершались подобные трагические ошибки, ныне при храмах нашей епархии создаются собственные похоронные службы. Такие службы действуют в Екатеринбурге, Каменске-Уральском, Талице и других городах. Их сотрудники, верующие православные люди, точно знают, как в соответствии с церковными канонами совершаются наши труды ради наилучшего упокоения усопшего. Они помогут и с выбором похоронных принадлежностей, и с оформлением необходимых документов, и, самое главное, с организацией чтения Псалтыри и всех необходимых заупокойных Богослужений. И поминальная трапеза будет организована ими в строгом соответствии с церковным уставом (например, сейчас, во время Великого поста, такая трапеза должна быть постной, равно как в другие постные дни и во время многодневных постов). Похоронные принадлежности для этих служб изготавливаются также православными прихожанами, и здесь невозможно столкнуться с нарушением, например, формы креста, что бывает порой.

Похоронная служба Екатеринбургской епархии ныне действует круглосуточно, туда можно позвонить по телефону 217-91-39. Такой режим работы позволяет этой службе доставлять усопшего на ночь в Иоанно-Предтеченский кафедральный собор, где над гробом совершается чтение Псалтыри. Родственники, друзья покойного могут принять участие в этой соборной молитве на протяжении всей ночи.

Хорошо заранее озаботиться вопросами предстоящего погребения, посетить храм Божий и узнать обо всем необходимом. Тогда в трудный час вы будете поступать правильно, как должно для пользы духовной вашей и ближних ваших.

Но можно ли считать после похорон, что наши обязанности полностью исполнены? Если усопший дорог нам, то мы должны и в дальнейшем проявлять заботу о душе его. По православной традиции нам необходимо на третий, девятый и сороковой день после кончины вновь поспешить в храм Божий, чтобы призвать братьев и сестер наших к соборной молитве об усопшем на Божественной литургии и совершить о нем панихиду.

В течение всех сорока дней по смерти человека его родные и близкие должны читать Псалтырь. Сколько кафизм в день – зависит от времени и сил читающих, но непременно чтение должно быть ежедневным. Порядок совершения этих молитв мы можем найти в православных молитвословах.

Но возникает вопрос, как сделать, чтобы молитва наша была услышана, чтобы дорогому нам усопшему были прощены согрешения его вольные и невольные, чтобы он удостоился благой участи со всеми святыми, от века угодившими Богу?

Мы знаем, что Господь многие милости и чудеса являл по молитвам святых. Значит, для того, чтобы наша молитва была столь же сильна и доходчива, нам надо стремиться приблизить свою жизнь к образу жизни великих угодников Божиих. Нам необходимо измениться, начать жить подлинной церковной жизнью, обязательно посещать воскресные и праздничные Богослужения, подавать на церковное поминание записки об упокоении наших близких, постоянно прибегать к таинствам церковным, соблюдать посты, регулярно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн.

Ныне самое благоприятное время для того, чтобы вступить на этот спасительный для нас и благополезный для дорогих нам усопших путь: время Великого поста, время покаяния и молитвы. Кроме того, великим постом совершается особое поминание усопших субботы второй, третьей и четвертой седмицы. В этом году это поминание будет совершаться за вечернем Богослужением накануне и за утренним Богослужением 18 и 25 марта, а также 1 апреля.

Дорогие братья и сестры! Наша земная жизнь должна быть подготовкой к Жизни Вечной, исканием прежде всего Царства Божия и правды его. Мы глубоко скорбим, когда расстаемся с близким человеком, которого любили и почитали. Но смерть не сеть уничтожение жизни, а только дверь в истинную, вечную жизнь и, и вера в эту вечную жизнь и молитва успокаивают наши сердца, соединяя воедино Церковь Небесную и земную. И так как мы верим, что у Бога все живы, мы можем иметь великое молитвенное единение с дорогими нам усопшими, и, если мы будем достойно, по-православному, провожать их в последний путь, если будем усердно молиться об их упокоении, Господь не оставит всех нас своим милосердием, и тогда для нас в самые трудные дни будут утешением слова преподобного Ефрема Сирина: "Да не печалятся сердца ваши смертные; придет день Господень, возвеселит и пробудит нас почивших, хранители подвигнутся пред Господом, Ангелы возвеселяться в день воскресения. Да не скорбит душа ваша, искупленные крестом и призванные в Царство; приидет день Господень, даст глас в шеоле и мертвые восстанут, и воздадут хвалу. Не скорбите, смертные, об истлении своем, царь Христос воссияет с высоты и всесильным мановением Своим воскресит мертвых во гробах и достойных облечет славою во Царствии".

Призываю на всех вас Божие благословение и напоминаю: у нас есть великое сокровище – благословлённый Матерью-Церковью древний погребальный обряд, содержащий дивной силы молитвословия. Пусть в наших душах и во время благоденствия, и во время потери родных будет одно и то же спасительное настроение: память о том, что главной в нашей жизни должна быть забота о душе. Пусть во всех случаях, когда смерть ближнего входит в наш дом, именно это настроение определяет наш твёрдый христианский выбор: позаботиться о душевном благе усопшего, принести его тело в храм Божий для совершения отпевания, а затем с благоговением предать тело земле. Тогда Всемилостивый Господь, видя нашу верность Ему и усердие, упокоит души дорогих нам усопших в селениях праведных, идеже святые упокоеваются, и сотворит им вечную память.

Тех же родственников усопших, которые – по незнанию или немощи духовной – пренебрегли своими христианскими обязанностями, следовало бы призвать всерьез задуматься о вечности, о своей загробной участи, и раскаяться в своих согрешениях, связанных с нерадением о душевном благе усопших ближних своих. Им необходимо, осознав свои согрешения, прибегнуть к таинствам Исповеди, Причащения и принять на себя посильный усердный молитвенный подвиг для уврачевания раны, нанесённой своей душе этими злочестивыми поступками. Наряду с этим им следует объяснить своим родным и близким, друзьям и знакомым недопустимость такого нерадения по отношению к усопшим.

Викентий,

Архиепископ Екатеринбургский

и Верхотурский»

"Информационное агентство Екатеринбургской епархии"


14 / 03 / 2006

Приходит в наши семьи часто неожиданно, но к сожалению неизбежно… Мы попросили священника Михаила Михайлова ответить на самые распространенные вопросы о смерти, что такое отпевание, как правильно вести себя на отпевании и на кладбище.

–Батюшка, был ли человек сотворен смертным?

– Бог не сотворил смерти. Бог сотворил человека бессмертным. Но Адаму была дана одна заповедь, преступление которой означало отпадение, отречение от Бога и от Жизни Вечной. Греческий богослов митрополит Иерофей (Влахос) пишет: “Грех, вследствие которого родилась смерть, – это падение Адама в раю сладости. Бог, дав человеку заповедь не есть от запретного плода, в то же время известил его: “В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь” (Быт. 2, 17). И действительно, после совершения этого греха смерть вошла в человеческое естество; сначала смерть духовная, которая заключается в отлучении человеческой души от Бога, а потом смерть телесная – разлучение души с телом”. Адам отпал от Бога духовно, а вслед за тем последовала и смерть телесная.

Но пришел Христос, Сын Божий, спасти человека от греха и спасти человека от смерти. До Воскресения Христова врата Рая были закрыты и все, даже праведники, шли в ад. Поэтому на иконе Воскресения Христова мы видим людей, на главах которых сияют нимбы. Христос открыл нам врата Жизни Вечной и с того момента смерть – это рождение для вечной жизни.

– Как человек должен подготовиться к своей кончине и когда надо начинать готовиться?

– Христианину нужно помнить о том, что он смертен, что Господь может взять нас в любую минуту, совершенно неожиданно для нас. Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу», а святые отцы напоминают: «поминай час смертный и вовек не согрешишь».

Каждый вечер мы читаем молитву «Господи, неужели мне одр сей гроб будет?», это значит, что отходя ко сну, мы должны помнить, что можем и не проснуться. Поэтому нужно каяться в грехах перед Богом каждый день и час, нужно регулярно исповедоваться, причащаться, жить так, чтобы быть готовым предстать на Суд Божий и уповать на милость Его.

– Как поступить близким людям? Нужно ли им напоминать своим невоцерковленным пожилым близким, что нужно готовиться к смерти?

Думаю, обязательно нужно, с любовью. Ведь потом мы же и будем «кусать локти», что не наставили человека на путь спасения, не причастили. Сколько любой священник знает случаев, когда родственники приходят в храм в самый последний момент, просят придти к умирающему, но часто бывает уже слишком поздно…

Например недавно причащали 100 летнего человека, который ни разу за всю жизнь не причащался. Человек прожил 100 лет и ни разу не причастился! Слава Богу, он был в сознании и было возможно напутствовать его.

Был случай у знакомого священника, пригласили его домой к умирающей бабушке, она была без сознания. Нельзя причащать человека без сознания, поэтому о.Сергий громко спросил ее: «Будем причащаться?»- и она на какой-то момент пришла в себя и ответила: «Да!». О. Сергий причастил ее, и она буквально через полчаса почила.

Не нужно дотягивать до последнего. У всех на слуху поговорка «memento mori» – помни о смерти. Нужно помнить о смерти всегда. Как приходим в этот мир, так и уйдем. Молодых людей мы готовим стать родителями, а пожилым нужно напоминать о смерти. Мы же готовимся ко сну после дневных забот. Так и наша жизнь: проснулись – родились, радуемся жизни, потом ответственность, заботы – проходит жизнь, к концу устаем, хотим отдохнуть, готовимся к переходу в мир иной.

– Не обидятся ли наши ближние на то, что мы им об этом им напоминаем? Ведь сейчас особенно на Западе, а понемногу и в нашей стране тема смерти становится почти запретной, ее все стараются избегать…

– Скорее всего, они обидятся, когда наступит этот смертный час, и они поймут, сколько они упустили. В моей личной практике был такой случай: председатель одного колхоза, причастившись первый раз перед смертью, был просто удивлен, почему он раньше не причащался, вот теперь он умирает, а как же раньше–то без Церкви обходился…

Человек пред лицом смерти становится совершенно другим. Мы этого не пока пережили, но каждый это переживет, отношение к прошедшей жизни меняется перед лицом смерти, вся жизнь в мгновение проходит перед глазами человека. Хорошо, если сподобимся тихой христианской кончины, но ведь как много и трагических смертей. Поэтому надо быть готовым к смерти всегда.

– Нужно ли скрывать от близких тяжелый диагноз? Нужно ли утешать их, говоря, что у них ничего страшного со здоровьем, или нужно стараться готовить их к переходу в Жизнь Вечную?

– Сейчас медицина отошла от того, чтобы не говорить о таком диагнозе, человека в любом случае надо как-то готовить.

В этом году на Светлой седмице отпевал р. Б. Галину. Молодая женщина, она тяжело болела. Я ее с супругом венчал. Она знала о болезни, знала, что болезнь неизлечима и говорила мне, что эта болезнь заставила ее совершенно по–другому посмотреть на жизнь. Они с супругом верующие из верующих семей, ей было легче.

А каково человеку неверующему на пороге Вечности? Поэтому нужно как-то тихонечко готовить человека, какой бы диагноз ни был.

– Значит, говорить человеку о том, что все будет хорошо, что он обязательно поправится – неправильно?

– Не неправильно, надежду можно давать, но надо объяснить, что все нам дает Господь.

Я знаю людей, смертельно больных раком, которые по воле Божией выздоравливали. Господь судит. И нужно готовить человека к принятию воли Божией, нам Господь еще отпускает какое-то время. Близким очень тяжело и тяжело самим больным в последние минуты. Облегчить их участь, их боль – наша задача. Быть рядом с умирающим человеком нелегко и не у всех хватает сил. Близкие умирающего иногда раздражаются, злятся, чуть ли не бьют больного, а после смерти рыдают, корят себя за неиспользованное время, за свою грубость. Господь нам дает возможность, а мы не используем это время для подготовки. Важно подводить людей к самому пониманию смерти как естественного перехода – из этой жизни в Жизнь вечную. Мы все носим одежду, но она ветшает со временем. Мы выкидываем истрепанную вещь и не печалимся. Так и наше тело, оболочка – она ветшает. Но мы с радостью облечемся в одежды новые, которые даст нам Господь, переселимся в Его обители. Это как ожидание встречи с родителями. Она всегда радостна.

К тому же, нередко, люди печалятся о себе: «Оставили меня…»! Я вспоминаю одно отпевание. Женщина смертельного скорбела и убивалась, у гроба почившего мужа. Потом ей задали какой-то отвлеченный вопрос, она сразу сменила свое поведение и спокойно ответила, как актер, отыгравший роль, потом опять вернулась ко гробу и начала причитать с удвоенной силой!

– То есть важно отличать, когда мы печалимся о судьбе почивших близких, а когда мы просто жалеем себя, что нам без них плохо?

– Конечно, тяжело терять близких, родителей, или детей. Но нужно смотреть на все здраво. Если Господь забирает ребеночка – значит так нужно. Ведь как часто люди жалуются на судьбу, часто приходится слышать от людей: «Сын (или дочь) пьет, непотребно себя ведет, родителей избивает! Лучше б в детстве умер!». Если Господь забирает даже самого близкого человека – это все по Его воле делается.

– В XIX в. в книгах много рассказывалось о том, как матери вымаливали больных детей, а потом не могли их воспитать и удержать от греха и душевной погибели и просили Бога, чтобы Он забрал дитя, если есть на то Его воля, пока не стало совсем поздно…

– Конечно, возьмем старые времена: на селе рожали по 20 детей и половина умирала, но особой скорби не было, люди печалились, но понимали, что это нормально. Те, кто выживали становились крепкими и здоровыми. Все в жизни промыслительно и ранняя смерть может физически отрезать человеку путь ко греху.

Очень часто смерть наших близких может служить нам вразумлением, особенно смерть молодого человека. Помню такой случай. Когда я служил в Лефортово, привезли как–то в храм молодого некрещеного человека, он разбился на машине. Много молодежи пришло, весь двор заполнили, стоят, требуют, чтоб его отпели, на батюшку чуть ли не с кулаками бросаются. А батюшка пожилой стал им объяснять, что некрещеного нельзя отпевать и очень мудро им ответил: «Вот смотрите, он некрещеный, а из вас много ли здесь крещеных? Он как пример для вас, чтоб вы задумались, покрестились, вот принесут вас к порогу церкви и что будет? Вы требуете чтоб неверующего отпевали, а почему? Потому что душа ваша требует. Вы же понимаете, что нужно в церковь его нести». Потом какая-то часть из тех молодых людей крестилась. Получается, что смерть их близкого друга сподвигла их ко крещению, заставила задуматься о вечном.

– Батюшка, как врач реанимации и священник можете ли Вы сказать, что человек, исповедавшийся и причастившийся, готовый к смерти, отходит по–иному, чем нераскаянный грешник?

За 17 лет своего служения, а до этого, будучи медиком, я видел всего 2-3 людей, отказавшихся от Причастия перед смертью. Обычно же, когда люди видели крестик, они совершенно по–другому относились к медицинскому работнику. Однажды к нам в больницу в очень тяжелом состоянии попала пациентка – руководитель хора общины пятидесятников и когда я уже выходил из реанимации, она взяла меня за руку и попросила за нее молиться. Пятидесятники не поминают усопших, а она, видя крестик, попросила. Кончина у причастившегося человека другая, спокойствие, даже в тяжелой болезни, он принимает все как из рук Божьих. Перед смертью человек видит другой, сокрытый от нас мир, и по–другому смотрит на все, ценности уже совсем другие. И он больше ни о чем и думать не может. К примеру, зуб болит – хочется на стену лезть, ни одежд красивых, ни сериалов тебе не надо, температура под сорок – какая там музыка, кино, осуждать кого-нибудь, лишь бы выздороветь, одна надежда на Бога и врачей. Конечно, много происходит и чудесных случаев.

Одна матушка болела раком, но болей почти не было, она смиренно все переносила. Господь судил ей еще год прожить, ее муж, священник, причащал ее каждый день. Она знала о своей тяжелой болезни, но смиренно все воспринимала и кончина ее была тихой и спокойной.

– А знаете ли Вы такие случаи когда темные силы не давали человеку причаститься?

– Да конечно, один умирающий, к которому меня позвали, изрыгал проклятия, плевался, и я не дерзнул его причастить. Но перед самой смертью, когда началась агония, он начал звать священника, но было уже поздно. Какие силы бы не забирали человека, отходит он все равно на Божий суд.

– Имеют ли значение такие формальные вещи как цена гроба, материал и т.д. или просто важно, чтоб на гробе был православный крест?

– Цена не имеет значения. На Афоне, например, хоронят не в гробу, а завернув в простыню. А неких князей мира сего хоронят в шикарнейших гробах. Ну и что с того? Ведь сказано: «раб и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равнем достоинстве» (стихиры на отпевании). Конечно, не нужно пренебрегать благолепием. Все должно быть просто, но достойно. Хочется еще отметить, что на Руси не было понятия «гроб», говорили «домовина» – добротный дом, не вычурный но добротный.

Обычно перед концом человек не в состоянии позаботиться о себе, поэтому долг всякого верующего – сделать все, чтобы переход в иной мир сложился для умирающего по-христиански. Близкие умирающего должны проявить к нему всю свою любовь и теплое участие, простив и забыв взаимные обиды и ссоры. Не утаивание близкой кончины, а помощь в приготовлении к великому переходу в загробный мир – вот главнейшая обязанность родственников.

Нужно обязательно пригласить к умирающему священника, хорошо, если перед кончиной человек исповедуется и причастится. Но нужно стараться сделать это заблаговременно – не откладывать на последний момент, потому что в самый последний момент может быть уже поздно: несколько минут промедления – и человек – без сознания.

В минуты разлучения души с телом читается Канон молебный Пресвятей Богородице от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго глаголати. Он читается от лица “человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголати”. Молчат уста умирающего, но Церковь от его лица изображает всю немощь грешника, готового покинуть мир, и поручает его Пречистой Деве, помощь Которой призывается в стихах отходного канона. Канон этот заканчивается молитвой священника о разрешении души умирающего от всяких уз, об освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых.

Если человек долго и тяжело страдает и не может умереть, то над ним читается еще другой канон на исход души, называемый Канон, чтомый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет. Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут и должны быть прочитаны у одра умирающего мирянином с опущением молитв, предназначенных для чтения только священником.

– Отпевание. Как правильно все устроить? Можно ли отпеть в морге?

– Святейший Патриарх Алексий говорил, что морг – не место для отпеваний, отпевание хорошо совершить в храме при больнице, в храме на кладбище или в любом другом храме. Прежде, чем совершить отпевание усопшего в морге, удостоверьтесь в том, что отпевание будет проведено не лжесвященником и в том, что у него есть разрешение на отпевание. Дело в том, что много самозванцев, которые, выдавая себя за священников Русской Православной Церкви, совершают “отпевания” в моргах и на кладбищах Московской области.

– Какие дни особого поминовения усопших?

До 40-го дня усопший именуется новопреставленным. Поминовение новопреставленного в первое время по кончине важно и необходимо особенно потому, что оно облегчает душе усопшего такой нелегкий переход из временной жизни в вечную и помогает проходить так называемые мытарства. Особые дни поминовений новопреставленного – третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни берет начало в глубокой древности. В Апостольских постановлениях написано: “Совершайте же и третины почивших в псалмах, в чтениях и молитвах ради Воскресшего в третий день, и девятины в воспоминание сущих здесь почивших, и сорокоуст по древнему образцу, ибо так народ израильский оплакивал Моисея, и годовщину памяти покойного.” Существует также обычай поминать усопшего в каждую годовщину по смерти, в день рождения и день Ангела. В эти дни собираются самые близкие родственники, чтобы помянуть усопшего молитвою за совместной трапезой. В церкви же подают записку на Литургию или заказывают панихиду, освящают коливо. В году есть отдельные дни, преимущественно посвященные молитвам за усопших.

Это так называемые родительские дни:

1. Вселенская мясопустная родительская суббота. Она бывает за неделю до Великого поста. Название мясопустной эта суббота получила по следующему за ней дню – “Недели мясопустной”, т. е. Дню, в который последний раз разрешается есть мясо.

2. 2-й недели Великого поста.

3. Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста

4. Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста

5. Радоница – вторник второй недели после Пасхи. Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом.

6. 9 мая – день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны.

7. Троицкая вселенская родительская суббота – суббота перед днем Святой Троицы. В настоящее время сложился неправильный обычай считать родительским днем сам праздник Троицы.

8. В день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября по новому стилю) Церковь совершает поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных. Поминовение это установлено в 1769 году во время войны с турками и поляками по указу императрицы Екатерины II.

9. Димитревская родительская суббота – суббота за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю), Небесного Покровителя благоверного великого князя Димитрия Донского. Одержав победу на Куликовом поле, князь Димитрий совершил поименное поминовение павших на поле брани воинов накануне своего дня Ангела. С тех пор Церковь поминает в этот день, названный народом Димитриевской субботой, не только воинов, погибших за Отечество, но и всех усопших православных христиан.

В родительские дни православные христиане посещают храм, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) – различные продукты (за исключением мясных). Продукты на панихидный стол приносят и в другие дни, когда совершается панихида, т.е. это есть милостыня за усопших. В весенние и летние родительские дни (Радоница и Троицкая суббота) принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с их погребенными телами.

– Как правильно вести себя на кладбище?

На кладбище не нужно пить, еду оставлять, разве что если птичек покормить. А если приносить и оставлять еду – это язычество, усопший же не выйдет чтобы покушать. И яйца пасхальные освященные нельзя оставлять – достанутся они собакам и птицам и это будет поругание святыни. Для поминовения усопшего лучше нищим пищу отдать, чтоб помолились.

– Какие обычаи, связанные с погребением, являются греховными и суеверными?

Перечислить все суеверия, наверное, и невозможно – столько их – закрывать зеркала, рюмка водки с хлебом «на помин души», запрещение садиться на табуретки, на которых стоял гроб, выливание водки на могилу и так далее. Не нужно им следовать, в них верить. Всегда нужно помнить – Господь забирает человека, когда Сам произволяет, человек находится на Суде Божием, поэтому главное – это наша молитва о человеке. Наша молитва и церковная.

– Надо ли близким говорить чтобы не придавали значения суевериям?

– Думаю, сказать можно, с любовью. Объяснить, что главное – это молиться за усопшего. Я, например недавно сказал и меня послушали.

– На могильном кресте не должно быть фотографии усопшего?

– Нет, ни в коем случае. Иногда помещают внизу на табличке но не на самом кресте.

– Батюшка, как быть с кремацией? Можно ли кремировать усопшего?

Если некуда захоронить, денег нет или везти очень далеко, иными словами, если нет другого выхода.