Меню
Бесплатно
Главная  /  Выделения  /  Тайна седьмого поколения. Какие истребители нужны России и какие у нее есть

Тайна седьмого поколения. Какие истребители нужны России и какие у нее есть

А главнокомандующий Воздушно-космическими силами вообще объявил о разработках истребителя 7-го (!) поколения. Не слишком ли наши командиры оторвались от своей армии? И что это за поколения такие, ведь самолеты, в отличие от людей, детей пока что не рожают?

Поколения И

Деление истребителей на поколения достаточно условно и касается только турбореактивных машин, появившихся после Второй мировой войны. Хотя это как сказать: немецкий «Мессершмитт-262», считающийся первым самолетом 1-го поколения, успел повоевать. В основном на Западном фронте, но и советские пилоты столкнулись с ними в 1945-м.

Второе поколение — это советский МиГ-15 и американский F-86 «Сэйбр», вооруженные по-прежнему пулеметами и авиапушками, но уже вплотную подобравшиеся к звуковому барьеру. К третьему относятся МиГ-21 и F-4 «Фантом», несущие ракетное вооружение и свободно летающие на сверхзвуке. Четвертое — это вообще наши современники: Су-27, МиГ- 29, американские F-15 и F-16. Их характеризует обильное применение электроники и возросшая универсальность. Представителей 5-го поколения можно пересчитать по пальцам одной руки: американские F-22 «Рэптор» и F-35 «Лайтнинг II», российский Т-50 и китайский J-20 «Чэнду». Причем из «американцев» на вооружение из экономических соображений принят только «Рэптор», а российский и китайский самолеты находятся на стадии испытаний и весьма далеки от серийного производства. Двигатель, способный нести самолет без форсажа на сверхзвуке (одно из основных отличий «пятерочников» от предшествующих поколений, остальные — гиперзвуковые ракеты в качестве основного вооружения, сверхманевренность и малозаметность) у нас появится не ранее 2020 года. В Китае — и того позднее.

Американские «шестёрки»

Предположить, каким будет 6-е поколение, пытаются и у нас, и в США. И все сходятся в том, что для пилота места в нем скорее всего не найдется — истребитель будет дроном. Первый эскизный проект в инициативном порядке представила корпорация «Нортроп Грумман». Получился плоский и «зализанный» для снижения радиолокационной заметности самолет, построенный по схеме «летающее крыло», то есть без хвоста. На 6-м поколении предполагается отказ от ракетного вооружения с заменой его лазерным. Это не фантастика: в СССР такие разработки велись в НПО «Алмаз», ныне входящем в Концерн ВКО «Алмаз-Антей». В прошлом году было сообщено о возобновлении этой темы после длительного перерыва. Кроме того (кстати, о фантастике!) «шестерки», вероятно, получат способность выходить в ближний космос. Однако когда все это реализуется — бог весть: темпы принятия на вооружение новой техники явно замедляются. Между первым и вторым поколениями истребителей прошло всего 5 лет, а между четвертым и пятым — 35!

Самолет-небылица

Если шестое поколение находится глубоко на дне чернильницы, то для седьмого еще чернила не изобретены. На что будет похож истребитель 7-го поколения — это вопрос не к инженерам, а к писателям-фантастам. Впрочем, они на него уже ответили.

Идея того, что мы сейчас назвали бы нанооружием, впервые появилась в романе «Непобедимый» польского писателя Станислава Лема. В романе «Мир на Земле» она получила дальнейшее развитие. Суть в том, что на определенном этапе гонки вооружений средства нападения начинают производить из огромного количества летучих элементов, которые долгое время способны к независимому существованию. Например, ракета или бомбардировщик при подлете к цели представляет собой облако или рой довольно-таки безвредных железно-кремниевых «мух». Уничтожить такое облако классическими средствами ПВО невозможно, поскольку в единое средство поражения оно собирается лишь непосредственно над целью. Лем бросил идею походя, в его воображении подобный боевой наноробот научился сводить людей с ума («Непобедимый»). Во втором романе он же стремительно эволюционировал в совсем уже пылевидное оружие, уничтожающее электронику. Но почему бы истребителю 7-го поколения не быть «наноистребителем»? Только что его не было на экранах радаров, и вдруг — нате! Пожалуй, по аналогии и самолетом-невидимкой, такой стоило бы назвать истребителем-небылицей.

Пентагон всерьез озабочен высокими темпами российского и китайского военного авиапрома. И теперь намерен финансировать разработку истребителей будущего, которые должны заменить F-22 и F-35.

Как заявил официальный представитель ВВС США Хизер Уилсон, на следующие десять лет Пентагон выделил военно-воздушным силам почти на $3 млрд больше, чем планировалось ранее.

Таким образом, США ускорят так называемую программу "Доминирования в воздухе нового поколения" (Next Generation Air Dominance), которая охватывает всю авиатехнику вооруженных сил, включая стратегические бомбардировщики и истребители.

И если с тяжелой авиацией все более-менее понятно – после 2025 г. B1 Lancer и B-2 заменят B-21, – облик истребителей шестого поколения пока неясен. Известно только, что акцент в нем будет сделан на средства радиоэлектронной борьбы и малозаметность, так как ракетами к этому времени уже будет трудно кого-то удивить.

Интересно, что в качестве главного вероятного противника ВВС США видят Китай, а не Россию, хотя Москва "тоже представляет угрозу для своих соседей".

Дело в том, что Пекин быстрее внедряет новые технологии, которые успешно заимствует у США и России. Неслучайно Китай первый презентовал истребитель пятого поколения J-20 и принял его на вооружение в начале прошлого года, в то время как российский Су-57 только начинает свою обкатку в Сирии.

Теперь в США опасаются, что Поднебесная создаст еще более совершенную машину. Недаром Пекин продолжает испытывать свой гиперзвуковой глайдер DF-ZF, и по данным американской разведки, полученный опыт может лечь в основу создания перспективной машины.

Однако, несмотря на все свои опасения, в Пентагоне могут быть уверены, что пока идут в голове гиперзвуковой гонки. В США продолжаются испытания экспериментального X-43, который оснащен прямоточным воздушно-реактивным двигателем, и он уже достигал гиперзвуковой скорости.

Нельзя забывать и про гиперзвуковую ракету Boeing X-51 Waverider. Правда, у нее пока более скромные показатели – всего 6,3 тыс. км/ч, но в будущем планируется разогнать ее до 7,5 тыс. км/час.

Все полученные наработки США могут использовать в истребителе шестого поколения, который, по мнению экспертов, скорее всего станет гиперзвуковым, а производиться будет как в пилотном, так и беспилотном варианте. Фактически такой самолет США уже разрабатывают – это SR-72. Пока он позиционируется как разведчик на замену легендарному "Черному дрозду" SR-71, но технологии, несомненно, будут использованы в создании истребителя, который полетит еще быстрее.

В России пока занимаются пятым поколением, и главная задача – запустить Су-57 в серию. Тем не менее летом 2016 г. глава дирекции программ военной авиации ОАК Владимир Михайлов обозначил несколько характеристик будущего российского истребителя шестого поколения: гиперзвуковая скорость, сверхманевренность, стелс-технологии и использование композитных материалов.

Но больше о работах над перспективной машиной ничего не известно. Периодически в СМИ появляются сообщения об испытаниях российских гиперзвуковых ракет, но подробности военные предпочитают не раскрывать. Проекты строго засекречены.

Появилась информация о создании истребителя 6-го и 7-го поколения, но на данный момент еще нет никакой конкретики. А если проанализировать некоторые факторы, это больше напоминает грамотно продуманную пиар-компанию, чем достоверные данные. Целью этой компании является поднятие престижа российской оборонной промышленности в глазах граждан.

Мы можем судить по примеру США о том, насколько масштабные работы нужно проделать для создания подобной техники, потому что российские инженеры держат всю информацию об успехах в создании истребителей нового поколения в строжайшем секрете. В. Бондарев - главнокомандующий ВКС РФ, в обсуждении перспектив истребительной авиации Российской Федерации сказал, что ни в коем случае нельзя разглашать подробности и что уже ведутся активные работы по созданию истребителей 6- го и 7- го поколения, которые займут особую нишу в оборонном комплексе России.

Вице-премьер Д. Рогозин предоставил информацию о сотрудниках конструкторского бюро «Сухой», которые уже презентовали первые результаты разработок истребителя 6- го поколения. Государство проявляет активный интерес и ответственность к вопросам усовершенствования военной техники, особенно воздушной. На сегодняшний момент в мировой истребительной авиации выделились 2 направления. Первое заключается в усовершенствовании традиционных качеств техники, которые можно обозначить формулой Покрышкина «высота – скорость – маневр – огонь». Россия развивает именно это направление. Хотя, некоторые специалисты оборонной промышленности считают, что оно прорабатывается избыточно.

По их мнению, сверхманевренность должна регулироваться в соответствии с потребностями государства, то есть нужно учитывать тот факт, что все эти разработки могут пригодиться в конкретных военных действиях. А не создавать технику для зрелищных шоу на авиаучениях. Наличие на борту лишнего веса, выходящего за рамки полезной нагрузки, возникающей из-за создания новых функций, которые могут не пригодиться при ведении боя, негативно сказывается на маневренности самолета и его готовности к успешным боевым действиям.

2-е направление заключается в создании «высокоумных» истребителей для ведения молниеносного боя с противником, находящимся на дальних дистанциях, независимо от скорости полета и того, на какой высоте он находится. По такому пути пошли специалисты военной промышленности США при создании истребителя F-35, который является самым инновационным самолетом 5- го поколения.

Кстати, деление на поколения весьма условные, потому что главком ВКС России не обладает компетенцией рассказывать о разработках российских истребителей 6-го и 7-го поколений. Остается лишь обратиться к другим информационным источникам и данным о том, какими характеристиками должна обладать такая техника. Посмотрим опыт американцев, которые в отношении данных вопросов более открыты.

Лазерный, адаптивный, модернизируемый, беспилотный

По материалам американского интернет-ресурса Nationalinterest.org истребитель 6-го поколения должен иметь 5 качеств:

· Высокоэнергетическое лазерное оружие на борту;

· Двигатель изменяемого цикла со специальной адаптивной технологией. Такой двигатель сможет работать как турбовентиляторный при совершении длительных и трансокеанских полетов, а когда нужно и как турбореактивный в тех случаях, когда необходимо развить большую скорость;

· Высокую радиолокационную малозаметность «стелс». Отсюда возникают очень взыскательные требования к форме самолета. То есть, он должен представлять собой летающее крыло – бесхвостку. Такую схему строения воплотить в бомбардировщике, с его большими крыльями не составить труда. А вот в короткокрыльном самолете это реализовать очень сложно. Истребитель получится неуправляемым. Но, тем не менее, есть один выход: внедрить на борт истребителя 6-го поколения систему «стелс». Она отлично подавляет работу низкочастотных радаров, способных распознавать самолеты «невидимки»;

· Возможность трансформации, в том числе способность к оснащению современным вооружением и бортовым радиоэлектронным оборудованием;

· Функцию беспилотного управления. Хотя она менее востребована, чем предыдущие четыре пункта.

При создании истребителя F-35 главной проблемой было то, что он задумывался как универсальный ударный многоцелевой самолет, который мог бы решать разноплановые задачи всех видов войск. Сотрудники «мозгового» треста США «Rand» уже в 1994 г. утверждали об ошибочности этой концепции для конструкции истребителя. Учтя допущенные ошибки, американские разработчики больше не пытаются создать универсальный многофункциональный истребитель 6- го поколения. По существующему плану все эти функции будут распределены в рамках двух моделей самолетов. И в их основу лягут схожие технологии. Один из этих самолетов создан специально для ВВС и он получил название NGAD, что переводится как истребитель следующего поколения для завоевания господства в воздухе.

Второй истребитель (F/A –XX) создан для ВМС. Это многоцелевой самолет, для которого нанесение ударов по морским и наземным объектам будут не менее значимы, чем по воздушным противникам. Оба самолета в первую очередь создаются для ведения военных действий в воздухе и только после этого для ведения боя с сухопутными или морскими противниками. Как показывает опыт - намного проще создать из истребителя штурмовик или бомбардировщик, чем проделать трансформацию в обратном порядке.

Современный истребитель – это дорогое удовольствие

Может ли СССР сделать «Mercedes»? Именно такой вопрос И. В. Сталин как-то задал Берии. На что Берия ответил, что сможет, но только один. Объективно оценивая производственную мощь и экономические возможности СССР, Берия полагал, что Советский Союз запустит серийное производство высокотехнологичных автомобилей.

Этот факт всплывает в сознании, когда вспоминаешь об утверждении Зам. Министра обороны Ю. Борисова. Год назад он сказал о том, что военные могут закупить истребители 5-го поколения (ПАК ФА Т-50) в меньшем количестве, чем зафиксировано в государственной программе вооружения, рассчитанной до 2020 г. По данным газеты «КоммерсантЪ» представители вооруженных сил приобретут всего лишь двенадцать истребителей и только после их эксплуатации решат - сколько таких самолетов еще нужно закупить. Хотя ранее планировали приобретение 52-х истребителей. В течение 2016-2018 г. российские военно- воздушные силы должны получать по восемь самолетов в год, а в 2019 – 2020 г. по четырнадцать самолетов. По мнению источника из Министерства обороны это программа могла быть успешно реализована, если бы не экономические проблемы, возникшие в стране.

Истребитель шестого поколения должен быть технологически усовершенствован, следовательно, его стоимость будет выше, чем у истребителя пятого поколения. Таким образом, если экономические сложности в стране не будут успешно преодолены, они негативным образом скажутся на процессе создания истребителя 6- го поколения. По мнению американцев, которые совершили ряд ошибок в процессе разработки F-35, создать один универсальный многофункциональный истребитель не достаточно. Нужно разрабатывать как минимум две модели самолета, что еще сильнее осложнит решение этой задачи для России в финансовом плане. Но даже, если не учитывать пробелы в экономике страны, то информация о начале разработки истребителей 6-го и 7-го поколения вызывает недоверие. Это ощущение похоже на то, когда слышишь в телевизионных новостях сообщения о необходимости продвижения на рынки продукции российских производителей, которые якобы превосходят по качеству известные мировые бренды. При этом названия российских компаний не называются.

Какими функциями будут снабжены российские истребители 6-го и 7-го поколения представители оборонной промышленности «не имеют права разглашать информацию». С каждым днем размытость комментариев к созданию новых моделей истребителей специалистами российского военного комплекса усиливается. В конечном итоге складывается ощущение, что все данные о разработке и создании в Российской Федерации истребителей призваны усилить в сознании граждан нашей страны четкое понимание того, что истребительная авиации России – самая сильная и стремительная в мире. Но при этом, не приводится каких-либо доказательств этим данным. Примерно такие же эмоции возникают от истории полета скандально известного барона Мюнхгаузена на Луну на пушечном ядре.

Возможно, в ближайшем будущем важнее сосредоточить силы на тотальном введении в строй ПАК ФА. Это касается как качественного, так и количественного фактора. Такие меры помогут Российской Федерации избежать ситуации вооружения «полуготовыми» истребителями Т-50 и их аналогами.

Еще до завершения конструкторских работ по своему самолету-невидимке пятого поколения Т-50 ПАК ФА Россия приступила к разработке следующих машин шестого и даже седьмого поколения. ОКБ Сухого уже представило российскому правительству первоначальную концепцию истребителя шестого поколения.

«Они действительно представили задумки по созданию истребителя шестого поколения, — сказал в среду информационному агентству ТАСС заместитель премьер-министра России Дмитрий Рогозин. — Речь сейчас идет и о новых задельных работах, которые были очень кратко представлены КБ Сухого и генеральным конструктором, назначенным по всем самолетным комплексам и вооружениям».

Между тем, основные усилия конструкторов российского авиастроения направлены на проверку и испытания истребителя пятого поколения ПАК ФА. Как и Пентагон, российские военные строят планы на десятилетия вперед. Во многом российская концепция самолета шестого поколения похожа на американскую программу ВВС F-X по замене F-22 Raptor и на программу ВМС F/A-XX .

Подобно США, Россия изучает возможности по созданию пилотируемых и беспилотных вариантов. «Этот самолет будет модифицированным — и такой, и такой вариант», — сказал главнокомандующий воздушно-космическими силами Виктор Бондарев. Но каких-то дополнительных подробностей о действиях России в этом направлении очень мало.

Контекст

КНР продолжает милитаризацию

Yomiuri 26.02.2016

Боевое крещение Су-35С в Сирии

El Confidencial 10.02.2016

Зачем Китай купил у России Су-35

Carnegie Moscow Center 07.02.2016
Москва реализует амбициозный план перевооружения армии, включающий масштабные усилия в сфере новых разработок. Среди них есть танки, корабли, подводные лодки и несколько новых самолетов, включая бомбардировщик-невидимку. Но непонятно, как Кремль намерен оплачивать эти разработки, если учитывать состояние российской экономики и устойчиво низкие цены на нефть на мировом рынке.

Так или иначе, Россия не намерена останавливаться на модели следующего после ПАК ФА поколения. Москва заглядывает далеко за горизонт. «Если мы сейчас остановимся, мы остановимся уже навсегда, — сказал Бондарев. — Поэтому работы идут — и шестого, и, наверное, седьмого (поколения) истребителей».

Ни Бондарев, ни Рогозин не стали называть сроки, но как сообщают российские государственные СМИ, работа в рамках этой программы начнется через несколько лет.

Дейв Маджумдар — редактор National Interest по военным вопросам.