Меню
Бесплатно
Главная  /  Фазы менструального цикла  /  Каких цветов бывают танки: виды окраски и ее функции. Европейский театр боевых действий

Каких цветов бывают танки: виды окраски и ее функции. Европейский театр боевых действий

Камуфляж немецкой бронетехники. 1939-1945. Часть 1

Камуфляж - маскировка, состоящая в окраске предметов (одежды, орудий, зданий и т. п.) пятнами, полосами, искажающими их очертания и затрудняющими их обнаружение.

Изначально в целях маскировки военные использовали одежду защитного цвета. Это впервые случилось в конце 19 столетия, когда бойцы английской армии переоделись ввоенное обмундирование цвета хаки. Впрочем, придумали саму одежду цвета хакидаже не англичане, они подсмотрели эту идею у индусов, с которыми вели войну. Но если жители Индии носили одежду "цвета земли и пыли" из практических целей, то у англичан цели были более прагматичные - слиться с местностью.


Английская армия была переодета в хаки уже полностью во время южноафриканской войны с бурами 1899—1902 гг. От англичан хаки переняли русские и другие войска и в итоге уже на полях сражения в Первой мировой войне подавляющее большинство солдат всех сторон воевало именно в хаки.

В 1909 году американский художник Эббот Тайер выпустил книгу «Окраска в животном мире» (Coloration in the Animal Kingdom). Описанные в ней принципы послужили основой для создания теории научной мимикрии, а на её основе были разработаны принципы военного камуфляжа.

Во время Первой мировой войны британский художник и офицер военно-морского флота Норман Уилкинсон (Norman Wilkinson) разработал особую схему маскировки для военного флота — так называемый «ослепляющий камуфляж». Этот камуфляж не пытался спрятать судно, а затруднял оценку расстояния до него, его скорости и курса.

В 1939 году французский художник русского происхождения Владимир Баранов-Россинэ запатентовал пятнистую военную форму («пуантилистически-динамичный камуфляж», она же — «хамелеон-метод»).

Все принципиальные схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались под конкретную местность, на которой находятся военнослужащие, с учётом нормативных требований, предъявляемых к маскировке на открытой местности. За основу берётся человеческое зрение в светлое время суток, являющееся точкой отсчёта при составлении цветовой насыщенности рисунка, его геометрического построения, контрастности между граничащими фрагментами. Все вооружённые силы мира рано или поздно пришли к использованию камуфляжных рисунков для изготовления военной экипировки, дабы уберечь личный состав при ведении боевых действий.

К началу Второй мировой войны камуфляж был повсеместно использован во всех родах войск и с учётом географических особенностей места предполагаемого боя. Во время Второй мировой использовался зимний камуфляж — белые маскхалаты, надевавшиеся поверх шинелей. В Красной армии камуфляжная форма была введена в середине Великой Отечественной войны для снайперов, сапёров, разведчиков и диверсантов. Это были маскировочные костюмы с неровными пятнами (в форме амёбы) коричневого или черного цвета на фоне цвета хаки или зелёном. В 1944 году появились камуфляжные костюмы светло-зелёного цвета с грязно-серым рисунком, имитирующим листья, либо с рисунком, напоминающим нынешний «цифровой» камуфляж.

Без претензий на последнюю инстанцию :


На этом хватит исторических справок, дабы соответствовать тематики блога поговорим о реализации камуфляжа в военной миниатюре. А точнее, о окраске и подборе цветовых решений при воссоздании камуфляжа немецкой броне техники в период 1939-1945. Разные материалы, разные краски, количество света, габариты оцениваемого предмета и многое другое влияют то как мы видим предметы окружающие нас. Вот по этому важно понимать что точное совпадение цвета у реального танка и модели часто приводит к неудовлетворительному результату. Конечно историческая точность это основная цель которую преследует моделист, но не нужно забывать о художественной составляющей!

Немецкий камуфляж может показаться сложным, и многие при окраске моделей выбирают однотонные цвета вроде темно-желтого или коричневого африканского. Ниже я постараюсь привести упрощенные схемы и цветовые решения найденные мной в книгах и сети. (книги, журналы и сеть ни когда не стоит закидывать в дальний ящик, они часто выручают).


RAL немецкий цветовой стандарт, разработанный в 1927 году Государственным комитетом по условиям поставок (нем. Reichsausschuß für Lieferbedingungen und Gütesicherung) по просьбе производителей лакокрасочной продукции. Классическая цветовая коллекция RAL, ставшая стандартом для выбора цвета с 1927 года. Теперь серия включает 213 цветов, в том числе 17 металликов. Номера четырехзначные, (№XXXX) где 1xxx — жёлтые (30 штук), 2xxx — оранжевые (13 штук), 3xxx — красные (25 штук), 4xxx — фиолетовые (12 штук), 5xxx — синие (25 штук), 6xxx — зелёные (36 штук), 7xxx — серые (38 штук), 8xxx — коричневые (20 штук), 9xxx — светлые и тёмные (14 штук), количество оттенков указано включая металлики. Классические цвета RAL нашли широкое применение в различных областях экономики.

Да и еще немножко истории. Краска на заводы поставлялась в виде густой пасты, и разбавлялась бензином, керосином, спиртом и другими растворителями. Разные растворители по разному влияли на конечный цвет. Краска наносилась из пульверизатора, реже кистями или валиками. Даже в полевых условиях старались механизировать процесс окраски.

На этих фотографиях отчетливо видно что камуфляжные элементы (пятна, полосы, точки) наносятся на базовый (заводской) цвет без использования трафаретов и четкого разделения границ цветового рисунка.


Ниже приведено приблизительное соответствие RAL цвета с модельными красками.

________________________________________________________________________________

Европейский театр боевых действий.


1935-1940

В 1935г при производстве бронетехники стали использовать две унифицированные краски, темно-серого и темно-коричневого цвета (RAL 7021 DUNKELGRAU & Dunkelbraun RAL 7017)

RAL Цвет:

Tamiya

Vallego

RAL 7021 Dunkelgrau

RAL 7017 Dunkelbraun


В июле 1940 года в силу вступило распоряжение о единой базовой окраске военной техники.

Dunkelgrau - всеми любимый "танковый серый".


Pz III Ранние годы войны. DUNKELGRAU.

Pz II

1942-1943.

В октябре 1942 года для окраски бронетехники применяется новый цветовой стандарт. Dunkelgelb (RAL 7028) - изначально разрабатывался и применялся для окраски сельскохозяйственной техники. Этот цвет применялся на протяжении всей войны как базовый и имел несколько оттенков.

RAL Цвет:

Tamiya

Vallego

RAL 7028 Dunkelgelb

Февраль 1943 года . На базовый цвет (RAL 7028 Dunkelgelb) наносится специально разработанный камуфляж с использованием RAL6003 Olivgrun - оливково-зеленый и RAL8017 Rotbraun.

RAL Цвет:

Vallego

RAL 6003 Olivgrun

RAL8017 Rotbraun

RAL 7028 Dunkelgelb



Август 1944 года. С целью стандартизации и повышения эффективности маскировки начинается применения новых, заводских шаблонов камуфляжа. Hinterhalt-Tarnung - засадный камуфляж состоящий из уже ранее применяемых цветов: базовый Dunkelgelb, Rotbraun, Olivgrun.

RAL Цвет:

Vallego

RAL 6003 Olivgrun

RAL8017 Rotbraun

RAL 7028 Dunkelgelb


Сентябрь 1944.

С сентября по октябрь 1944 года бронетехника окрашивалась в заводских условиях и в условиях острого дефицита лако-красочных материалов. Базовый слой - грунт RAL 3009 Oxidrot использовался как элемент камуфляжа. К концу 1944 года в работу с камуфляжем шли все доступные красители. Не редки случаи отсутствия каких либо других красок кроме грунта.

После декабря 1944 года на грунт наносили RAL 6003 Olivgrun как базовый цвет в сочетании с шаблонным рисунком из RAL 7028 Dunkelgelb и RAL 8017 Rotbraun.

О событиях Второй мировой войны, помимо достоверно известных фактов, ходят множество откровенных небылиц, а еще больше - разнообразных легенд. Одна из них, наиболее популярная, связана с немецким танком "Белый тигр". Был он или не был? Существовал по правде или стал результатом выдуманных историй? Что же это, танк "Белый тигр" - миф или реальность?

Создание "Тигров"

Прежде чем говорить о "Тиграх" белого цвета и рассуждать, были ли они взаправду или являлись плодом чьего-то досужего вымысла, стоит, вообще, сказать о том, как на вооружении Германии возникла подобная машина. Ее не было и в планах вплоть до тридцать седьмого года - тогда начались первые разработки. Дело в том, что у немцев не имелось машины, способной противостоять советскому танку Т-35, аналогичной тому по мощи. Именно поэтому им и понадобилось создание такого мощного танка, который действительно мог бы соперничать с Советами. При этом толком никто не знал, каким именно требованиям должен отвечать данный танк. Все было довольно расплывчато, конкретных указаний не имелось. Тем не менее, в тридцать седьмом году фирма "Хеншель" потихоньку начала разрабатывать новый возможный танк. Когда началась война с Советским Союзом, и в ход пошли советские "тридцатьчетверки", немцы поняли - противостоять такому оружию они не могут: им просто нечем ответить нашей стране. Именно тогда две фирмы, одна из которых - "Хеншель", а другая - "Порше", и получили задание на разработку нового мощного орудия - танка весом в сорок пять тонн.

Именно детище "Хеншеля" в итоге и было выбрано в качестве нового мощного танка немцев - оно оказалось надежнее, да и дешевле в производстве. Хотя, кстати, самому Гитлеру больше понравилась разработка их соперников - он благоволил к основателю "Порше", но в условиях войны фюреру нельзя было полагаться на личные симпатии. Впрочем, в конечном счете "Порше" тоже не остались в обиде - из их проекта для создания нового танка позаимствовали башни - у "Хеншелей" они явно проигрывали.

Чем особенным отличался новый танк? Нужно начать, вообще, с того, что та схема, по которой был спроектирован будущий "Тигр", ранее не использовалась в танкостроении, применялась она лишь для разнообразных тягачей; таким образом, уже это одно само по себе было новшеством. Кроме того, ход "Тигра" получился более плавным (уж не потому ли и дали танку такое название, в честь этого грациозного, бесшумно ступающего кошачьего?), что, в свою очередь, позволило скоординировать прицельность и успешность стрельбы. Дальнейшая характеристика танка, дающая представление о его особенностях и масштабах, изложена ниже.

Характеристика

Выше упоминалось, что конструкторы получили задание спроектировать танк в сорок пять тонн, тем не менее готовое изделие имело боевую массу в пятьдесят семь тонн. Тяжелый танк по классификации, рассчитанный на пять человек, за годы службы (а их всего лишь три) он был выпущен в размере более чем тысяча триста экземпляров. А масштабы его впечатляли: более шести метров в длину (и еще два с небольшим - 88-миллиметровая пушка), почти четыре - ширина, три - высота. Немаленькая махина! Да еще и поражало цель на расстоянии до двух километров! «Тиграм» не было надобности подъезжать к противнику вплотную, чтобы расстрелять его, как это делали другие танки. По прямой хорошей дороге "Тигр" мог развивать скорость до сорока четырех километров в час (вдвое медленнее он ехал по бездорожью). Один такой танк обходился Германии в несколько раз дороже любого другого более раннего производства (ну и менее мощного, конечно же). Впоследствии на базе "Тигров" переоборудовались и другие машины.

Первое использование

Впервые новенькие "Тигры" вышли в бой в сорок втором году - на станции Мга, что под Ленинградом. Боевое крещение для них оказалось, мягко говоря, неудачным - к мокрой и грязной русской дороге (стояло самое начало сентября, очевидно, шли дожди и землю "развезло") немецкие машины были не готовы. Начались мгновенные поломки, танки стали глохнуть. Потребовался экстренный ремонт с учетом специфики советского бездорожья.

Последующие сражения (впрочем, они состоялись уже зимой, когда лежали плотный слой снега и корка льда) были для германских танков более удачными, хотя и тут они умудрились допустить досадную оплошность - позволили нашим войскам захватить один из "Тигров" со всем оборудованием и даже паспортом. В дальнейшем "Тигры" принимали участие в сражениях под Харьковом, на Курской дуге, у Витебска, Минска и в других битвах; кроме того, применялись "Тигры" и на других территориях, где шли военные действия. К настоящему времени в музеях мира сохранилось семь экземпляров мощнейшей немецкой машины.

Танк-призрак "Белый тигр"

Почему белый? И почему призрак? Все дело в том, что между советскими солдатами ходила история: у немцев есть "Тигр", покрашенный в белый-белый цвет (как для маскировки зимой), появляющийся из ниоткуда в самый разгар боя и налетающий на наши войска со скоростью света. Противостоять этому танку невозможно, несмотря на то, что в самих "Тиграх", вообще, наши обнаружили с течением времени немало уязвимостей. Танк "Белый тигр" же неуязвим совершенно, не то что нанести поражение, но даже просто повредить его нет никакого шанса. Налетев как вихрь и расправившись с советскими войсками, танк исчезает так же внезапно, как и появляется. И мало того: у него якобы нет экипажа, танк едет сам по себе. Так что же это - танк "Белый тигр" - миф или реальность, выдуманная история для устрашения наших солдат или настоящее чудо немецкой техники? В этом вопросе пытались разобраться многие - попробуем и мы.

Был ли танк "Белый тигр"

Итак, есть такие варианты. Первый: танк "Белый тигр" действительно существовал/существует и на самом деле связан с мистикой. Второй: танк существует, но мистика ни при чем - танк более чем реален, являясь высокотехнологичным роботом. Третий: танк "Белый тигр" - миф, выдумка, призванная запугать советских солдат, заставить их потерять голову. Точных доказательств, стопроцентно свидетельствующих за ту или иную версию, ни одна из них не имеет. Те же сведения, что есть, постараемся изложить и обдумать, а дальше пускай каждый решает для себя сам, "а был ли мальчик", то есть - существовал ли танк "Белый тигр".

Разговор с Гитлером

Танк "Белый тигр" (на фото) - не призрак и не выдумка. За данную версию говорит следующий дошедший до нас из официальных документов военного времени факт. В конце 1942 года, незадолго до Сталинградской битвы и капитального поражения, Гитлер имел беседу со своим танковым генералом Гудерианом, в коей обронил, что, дескать, нужно в побежденные города въезжать верхом на белых танках - по аналогии с белыми конями. Бытует мнение, что слова фюрера настолько запали в душу генералу, что он, желая услужить начальству, велел один "Тигр" (призванный, напомним, исключительно побеждать советское войско) выкрасить в снежно-белый цвет.

Такой танк, появившись на поле боя посреди собратьев с привычным цветом брони, действительно мог напугать особо впечатлительных и/или верующих солдат. Ни для кого не секрет, что во время войны ходило множество слухов всевозможного рода; воюющие были уверены в существовании особых духов, фантомов (например, духи умерших в сражении товарищей), помогающих бойцам на поле битвы, отводящим пули и смерть. А если есть дух, помогающий выживать, то, вполне логично, должен существовать и дух, жаждущий убивать - и почему бы этим духом не быть танку необычного окраса, который появляется так редко, этакому "Летучему Голландцу" на земле?..

Повесть о танке

История танка "Белый тигр" изложена в повести (впрочем, некоторые называют данное произведение романом) Ильи Бояшова; она же легла в основу небезызвестного фильма режиссера Карена Шахназарова с одноименным названием. О фильме речь пойдет позже, а книга, рассказывая о приключениях на поле брани "Белого тигра", устами главного героя Ивана Найденова заявляет: это призрак (собственно, и сам-то Найденов не то чтобы очень живой). Автор произведения не пропагандирует своим читателям, какой танк "Белый тигр", он лишь излагает живущую в народе легенду и выражает точку зрения своего персонажа (которого все считают помешанным). Интересно, что иные герои книги Бояшова (например один из командиров Найденова по прозвищу Козья ножка) никак не выражают свое отношение к данной легенде. Ее принимают как данность - вот и все. Миф или реальность танк-призрак "Белый тигр" - в условиях войны разбираться некогда.

Фильм по книге

И вот здесь самое время вернуться к снятому Шахназаровым кино. Оно не слишком противоречит литературному произведению, положенному в основу ленты, однако нужно сказать отдельно о двух финалах, специально снятых режиссером, и о том, какую мысль ими он хотел донести до зрителя.

В первом финале на замечание о конце войны Иван роняет фразу о том, что война не кончится до тех пор, пока жив покореженный, но не побежденный танк "Белый тигр", который может ждать несколько десятков лет, прежде чем покажется вновь, и если не убить его, он принесет немало страданий и горя людям. Во втором финале - монолог Гитлера, который по большому счету повторяет то же самое, но другими словами - дескать, все были против евреев, а немцы помогли наладить массовое их истребление. Мысль режиссера Шахназарова, который сам выражает свое отношение к истории про танк "Белый тигр" словами "Во время войны много легенд ходило", предельно ясна: танк олицетворяет собой не просто мистический призрак, но дух зла, способный нести боль и смерть, и всякий раз, когда он будет появляться, жители Земли станут страдать - а появляться он будет, поскольку жить в любви, терпимости, милосердии, доброте, уважении люди еще не очень научились.

Свидетельства очевидцев

По имеющейся сейчас информации, среди мемуаров участников тех далеких и страшных событий пятеро человек описывают встречу с таинственным танком. Среди них - и знаменитый партизан Сидор Ковпак, который вспоминал о встрече своих товарищей с танком-призраком "Белый тигр", видевших его летом в той местности, где быть нормального танка не могло - потому как не просто это бездорожье было, но густой лес. Насторожило Ковпака и его товарищей также и то, что танк, замеченный ими, был один - а эти мощные машины, как правило, поодиночке не ходят.

В воспоминаниях другого человека, капитана Василия Анциферова, человека тоже известного многим, также есть эпизод, повествующий о встрече с танком "Белый тигр". Он воевал неподалеку от Радомышля, в один из дней они сражались с немецкими "Тиграми" - уже один обстреляли, как внезапно из ниоткуда появился огромный белый танк, снаряды от брони которого отлетали, будто он был заговоренным. Только то, что наши солдаты разбежались врассыпную, спасло им жизни - белый танк смял, как фантик, брошенную ими машину, после чего удалился - и не куда-нибудь, а на дно болота (этот факт, кстати, поминают в своих произведениях и Бояшов, и Шахназаров - танк-призрак прячется в трясине). Анциферов пишет, что среди солдат ходили слухи о том, что этой белой махиной была машина, сделанная с помощью усовершенствованных технологий, действительно не имеющая экипажа - вместо него танком управлял якобы некий робот, аналог современных компьютеров. Позволяла ли наука и техника немцев в далеких сороковых строить роботов - сказать сложно, но достоверно известно то, что именно в болотистой местности возле Радомышля в недавние времена производились раскопки - люди искали сгинувший там во времена Великой Отечественной войны "Тигр" - и сгинул он якобы как раз в тот период, который описывает в своих воспоминаниях Анциферов.

Другая точка зрения

Некоторые ученые подвергают осмеянию версию о существовавшем танке-призраке. По их словам, белый танк действительно существовал у германских войск - и даже не один. Однако это был вовсе не мифический танк «Белый тигр», да еще и внезапно растиражированный - нет. Это были медицинские машины: на танках белого цвета, и это исторически доказанный факт, немцы вывозили раненых с поля боя. Подобные танки внешне выглядели настоящими танками, но тем не менее никогда не стреляли. Для того чтобы дать понять противнику, что это - санитарная машина, на броне сбоку красной краской был выведен крест. Такие же машины, кстати, имелись и у наших - и стороны соблюдали уважение к танкам медицинской службы, не открывая по ним огонь, до тех пор, пока в сорок четвертом году наши не пошли на хитрость и не замаскировали военные танки под медицинские - для того, чтобы обманом, хитростью одержать победу в сражении.

Еще одно мнение касательно белого танка немецких войск немного отличается от вышеприведенного. Определенные историки считают, что никакой мистикой возле белых танков и не пахло - это были настоящие танки (не один, несколько), попросту вымазанные белой краской, как будто бы закамуфлированные в зимнюю «одежду» (зимой танки было принято красить в белый для того, чтобы труднее было его обнаружить). Такое «обмундирование» прекрасно помогало появляться внезапно, особенно утром, выныривая из тумана. После атаки, по предположению историков, известку с танков смывали, они снова приобретали обычный цвет, а наши отчаянно искали ветра в поле. Да, искали - потому что, по утверждениям тех же историков, «сверху» знали о неведомом белом обидчике, давали распоряжения найти его, но все было без толку - очевидно, именно по вышеуказанной причине. Кроме того, более вероятно, что танк был не один - это позволяло бы появляться в разных местах, а вся схема маневрирования была заранее тщательно продумана, как и психологическая реакция наших солдат. И, разумеется, экипаж у этого танка (или этих танков) имелся - просто тщательно подготовленный и умелый.

Вечный танк

Помимо легенды о танке "Белый тигр", существует и еще одна легенда о танке - возможно, на истории о "Тигре" и основанная. Она немножко поближе уже к дням сегодняшним - речь идет о периоде Первой чеченской войны. Как и во время Великой Отечественной, как и танк "Белый тигр", в Чечне тоже действовал свой танк-призрак - его прозвали "Вечным". Он тоже появлялся из ниоткуда, тоже был неуязвим для снарядов противника, так же внезапно исчезал. Вот только, в отличие от своего собрата, танка "Белый тигр", "Вечный танк" воевал на нашей стороне - он защищал наших ребят, попавших в беду - возникая всегда именно в тот момент, когда была нужна помощь, которой, казалось, было неоткуда ждать.

Еще одна деталь сближает эти два танка: "Белый тигр" был белым весь, танк чеченской войны имел на башне белую полосу - правда, уже закопченную, что косвенно указывает на тот факт, что танк горел - а значит, является призраком. А вот в другом вопросе эти два танка различаются: модель танка "Белый тигр" - Т-6, модель "Вечного танка" - Т-80. Первый - против нас, второй - за нас. Отличий хватает, но и схожего много: помимо вышесказанного, экипаж "Вечного танка" также никто никогда не видел. Поэтому, конечно, нельзя утверждать стопроцентно, но можно предположить, что одна легенда базируется на другой; и если исходить из версии, что все это - красивые выдумки, то первая была создана с явной целью запугивания, устрашения, а вторая же, наоборот, для придания сил, уверенности, надежды.

Другие мифы, связанные со Второй мировой/Великой Отечественной войной

  1. В начале войны ходили слухи о неуязвимости советских «Клима Ворошилова» и Т-34, который разносили в том числе британцы и американцы - писали о том, как русские танки «сеют смерть». А появились эти слухи во многом благодаря самим немцам, которые, потерпев поражение от советских войск, стали говорить о непобедимых чудо-танках, которыми обладают русские. Позже они создали практически копию наших «тридцатьчетверок» - машины под названием «Пантера».
  2. В сорок пятом году из Вроцлава (Польша) немцы вывезли огромный бронепоезд, груженный под завязку золотом и драгоценностями. Этот поезд не доехал до места назначения - Валбжиха, и, вообще, пропал бесследно - никто его не видел. Как и его содержимого. Легенды гласят, что он до сих пор спокойно стоит в одном из туннелей в окрестностях Валбжиха.
  3. То и дело встречаются сообщения о замеченных в небе самолетах времен ВОВ. Так, один такой горящий, подбитый «мессершмитт», пытающийся сесть, нередко можно заметить неподалеку от Волоколамска. Говорят, появляются самолеты-призраки именно над теми местами, над которыми, собственно, и погибли.

  1. Многие бывшие солдаты Великой Отечественной в своих воспоминаниях рассказывали о невесть откуда пришедшей нежданной помощи, пропавшей потом так же неожиданно, как и появилась. То это отряд партизан, то - группа бойцов-солдат. Часто встречаются сообщения о том, что при появлении этих людей (а это всегда происходило в наиболее напряженные, тяжелые моменты) веяло холодом, что давало понять, что все они - неживые.
  2. В семьдесят шестом году две девушки якобы видели приземлившийся самолет со странными звездочками на крыльях, пилот которого был одет не по современной моде.
  1. Одиннадцатое сентября в нашей стране - день танкиста.
  2. Немецкие танкисты во время войны имели особую традицию, приносящую им удачу - надо было переехать танком верблюжий помет (дело было в Северной Африке). Вызнав эту особенность, союзники стали уничтожать немцев, маскируя мины под навоз.
  3. А в нашей стране работали над созданием летающего танка. Испытания прошли успешно - он поднялся в воздух на целых сорок сантиметров. Однако вскоре разработку проекта пришлось закрыть.

Как бы то ни было, до сих пор точно неизвестно, что же такое на самом деле танк "Белый тигр" - миф или реальность. Возможно, когда-нибудь данная загадка разрешится и в этой истории будет поставлена точка?.. Поживем - увидим.

Советский лёгкий танк Т-70 на опушке зимнего леса

Зима для армии — ежегодная головная боль. Солдатам требуется тёплое обмундирование и хоть как-то отапливаемое жильё, техника нуждается в незамерзающей смазке и специальном топливе для холодной погоды. Кроме того, зимой становится гораздо труднее маскировать на местности бойцов и технику. Тёмные силуэты людей, танков, пушек бросаются в глаза на фоне снега. Причём не только днём, но и в зимние ночи, которые часто бывают светлыми.

Солдаты в это время года получают специальные маскировочные халаты, которые носят поверх формы, а технику приходится перекрашивать. Переход на «зимнюю палитру» имеет свои особенности и правила.

Вынужденная белизна

Ответ на вопрос, как сделать танк незаметным на фоне зимнего пейзажа, напрашивается сам собой: его надо выкрасить в белый цвет. Этот простой и безотказный вариант, тем не менее, имеет свои подводные камни. А точнее, требования, которые необходимо учитывать при разработке зимнего красителя.

Танки никогда не покидали заводов в зимней маскировочной окраске. Её наносили в войсках, часто — подручными средствами: мелом, известью и даже солью

Во-первых, придёт весна, и от зимней краски придётся избавляться. Значит, пигмент должен соответствовать сразу двум противоположным критериям. Он должен относительно легко отмываться, но при этом держаться на слое базовой краски достаточно прочно, не отваливаясь при тряске на пересечённой местности, сотрясениях танка при выстреле, выдерживать дождь и талую воду. Краситель также должен быть безопасен для экипажа, а при высыхании давать оттенок, характерный для снега.

Отдельно следует упомянуть ещё один момент, который касается любой краски для военной техники. Она должна маскировать боевую машину не только от невооружённого человеческого глаза. Ещё до Второй мировой войны военные стали использовать специальные светофильтры, при взгляде сквозь которые танк, казавшийся незаметным, начинал резко выделяться на фоне местности. Необходимо, чтобы маскировочная краска не выдавала себя при использовании противником таких стёкол.

В СССР этим требованиям соответствовала и была стандартной сухая белая краска Б. Она делалась на основе натурального молотого мела. В годы войны вместо него могли использовать суррогат — молотый известковый камень. Также в состав краски Б входили гашёная известь, казеин (закрепляющий элемент) и специальная добавка от коррозии. Во время Великой Отечественной войны использовались также пигменты, в которых мел разбавлялся канифолью или столярным клеем, но их старались использовать только тогда, когда краски Б не было под рукой.

Нелепая ситуация получилась с зимней краской в немецкой армии. Командование вермахта, рассчитывавшее покончить с Красной армией задолго до наступления холодов, решило не морочить себе голову этим вопросом. Так что распоряжение о начале производства легкосмываемой камуфляжной краски появилось только 18 ноября 1941 года. Обеспечить все немецкие воинские части в столь сжатое время промышленность просто не смогла. Немецким танкистам в СССР пришлось обходиться подручными средствами: известковой побелкой, лоскутами белой материи и даже слоями снега, утрамбованными на танке.

У союзников зимой 1944-1945 годов ситуация с белым красителем была примерно такой же плачевной, как у немцев тремя годами ранее. Краски в достаточных количествах просто-напросто не было. И снова в ход пошло то, что было под рукой: простыни, извёстка, мел и даже поваренная соль. Её крепкий раствор при высыхании оставлял на грязно-оливковом фоне густые белые разводы. Широко распространённым был метод покраски, когда танк для экономии красителя покрывали россыпью бесформенных пятен.

Кстати, о пятнах! В отношении сплошной белой окраски справедливо правило, что она маскирует хуже, чем хоть какой-то камуфляжный узор. Так что даже эти самопальные художества гораздо лучше прятали танки на фоне деревьев и других деталей ландшафта, чем сплошная окраска.

Скудность камуфляжной зимы

Одной только импровизацией дело не ограничивалось: армейские специалисты работали над нормальными схемами зимнего камуфляжа, а войска по мере сил внедряли их в воинских частях. В СССР одним из самых известных примеров техники, камуфлированной по правилам, могут послужить танки 1-й гвардейской танковой бригады Михаила Катукова. Несмотря на то что бригада сражалась в тяжёлых условиях, отражая удары немцев на ближних подступах к Москве, в соединении решили уделить больше внимания маскировке техники.

Катуковцы использовали разработанный до войны сетчатый камуфляж. Танк разрисовывался широкими белыми разводами, а затем на оставшиеся зелёные участки наносилась сетка тонких диагональных белых колёс. Из-за того, что рисунок напоминал протектор автомобильной шины, этот камуфляж также называли «следы колёс».

Т-34 в камуфляже танковой бригады М. Е. Катукова



Немецкий дефицит зимней краски привёл к тому, что широкое распространение в немецких танковых частях получила двухцветная схема камуфляжа, представлявшая собой широкие белые полосы, нанесённые по диагонали на корпус танка поверх стандартного чёрно-серого цвета, использовавшегося в те годы как стандартный для военной техники Германии. Для него не требовалось даже фабричной краски, подходил любой белый пигмент, бывший под рукой.

Немецкий танк Pz III в «диагональном» зимнем камуфляже


В частях Советской Армии танки Т-64 в большинстве случаев были окрашены в защитную окраску, которая предназначена для снижения заметности техники на фоне местности. Стандартная советская защитная окраска зеленовато-коричневого или оливкового цвета, наносилась на танк на заводах промышленности при их производстве или капитальном ремонте. В зимних условиях была предусмотрена защитная окраска белого цвета, однако на зимний период эксплуатации танки, как правило, не перекрашивались, кроме случаев проведения учений зимой в условиях приближенных к боевым. В пустынной местности в некоторых частях танки перекрашивали в защитную окраску желто-серого, светло-коричневого цветов.

Значительно реже используется деформирующая окраска (ее часто называют «камуфляж»), предназначенная для искажения реальной формы бронеобъекта и уменьшения его заметности при слиянии отдельных пятен с окружающим фоном. Деформирующая окраска состоит из основного цвета, совпадающего с преобладающим цветом фона, и двух-трёх дополнительных цветов. Деформирующая окраска наносится в частях на заводскую защитную окраску, которая используется в качестве основного или дополнительного цвета.

При нанесении деформирующей окраски используются следующие правила.

В различных условиях применяются такие цвета деформирующей окраски:

  • для растительных фонов : основной цвет зеленовато-коричневый; дополнительные - светло-зелёный, желто-серый, серый (тёмный и светлый);
  • для пустынных фонов : основной - желто-серый; дополнительные - серый (светлый и тёмный), зеленовато-коричневый;
  • для снежных фонов : основной - белый; дополнительные - зеленовато-коричневый, серый (тёмный и светлый).

Основной цвет деформирующей окраски занимает 45-55% площади танка при трёхцветной окраске, 55-70% при двухцветной и 70-80% при двухцветной окраске для снежных фонов.

Деформирующая окраска должна состоять из крупных несимметрично расположенных пятен различных цветов с поперечными размерами не менее 0.5 м. Контуры пятен - сложные и разнообразные по начертаниям. Ось вытянутых пятен должна располагаться под углом от 30 до 60° по отношению к внешним контурам танка и, при этом, пятна должны переходить с одной плоскости на другую. Каждый угол должен охватываться одним пятном, при этом центр пятна не должен совпадать с углом.

Для покраски используются краски промышленного производства (эмалевые, водоэмульсионные, красочные смеси из сухих пигментов).

Иногда в частях при нанесении деформирующей окраски не придерживаются установленных правил и начинают «мельчить», нанося пятна небольшого размера, особенно на опорных катках, размещая на одном катке до трёх разноцветных пятен. Кроме того, часто деформирующую окраску наносят не в соответствии с приказами и наставлениями, а в соответствии со вкусом командира части или вышестоящего начальства, поэтому в различных частях можно встретить всевозможные варианты как сочетания цветов, так и формы пятен.

Поверхность как защитной, так и деформирующей окраски - матовая, хотя при покраске масляной краской в частях поверхность машин нередко приобретает характерный глянец.

На парадах танкам Т-64 придавали «парадный вид». Для этого, как правило, использовалась стандартная защитная окраска с различными белыми кантами, подчёркивающими форму машины и ее навесного оборудования. Белые канты наносились на ребра жёсткости топливных баков, патронных ящиков, грязевых щитков, на верхний край бортовых экранов, пулеотражатели перед прибором наблюдения механика-водителя, по внешнему краю ящиков АТ-1 и опорных катков, а так же рисовался белый круг на крышке подшипникового узла опорного катка. Жёстких правил «парадной окраски» не было, поэтому от парада к параду и в зависимости от принимающих в нем участие модификаций Т-64, она варьировалась.

Опознавательный знак соединения (части) представляет собой рисунок геометрической фигуры в виде круга, квадрата, прямоугольника, ромба, треугольника и других фигур. Для увеличения количества вариантов опознавательных знаков допускается нанесение внутри знака линий в различном направлении, цифр, букв, рисунков отдельных пород деревьев или их листьев, а также закрашивание одной из частей знака. Опознавательный знак соединения (части) назначается старшим начальником и периодически меняется.

Опознавательный знак наносится на башню перед условным номером. На танках Т-64 опознавательный знак наносился обычно на защитную крышку «Луны» (осветителя слева от пушки), иногда на лобовую броню справа от пушки или на переднюю часть грязевых щитков.