Меню
Бесплатно
Главная  /  Витамины  /  Способы образования повелительного наклонения. Повелительное наклонение в русском языке: правило, примеры

Способы образования повелительного наклонения. Повелительное наклонение в русском языке: правило, примеры

Литературными считаются следующие формы повелительного наклонениявысунь, выставь, выправь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не морщь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь, взгляни, выйди, не кради, положи, а не высуни, выстави, выправи, высыпи, почисти, не порти, не корчи, не морщи, уведоми, лакомися, закупори, откупори, взглянь, глянь, выдь, не крадь, положь.

Существуют также определенные трудности при образовании форм повелительного наклонения от следующих глаголов:
глядеть
гляди, глядите , но не глянь, гляньте;
ехать поезжай, поезжайте, езжай и езжайте , но не ехай, ехайте,едь,едьте;

ездить - езди, ездите , но ездь, ездий, ездийте, ездьте;
лечь ляг, лягте , но не ляжь,ляжьте;
трогать трогай, трогайте , но не трожь, трожьте.

бежать - беги, а не бежи; бегите, а не бежите;

лазать - лазай , а не лазь; лазайте , а не лазьте;

положить – положи , а не положь; положите, а не положьте;

класть – клади , а не ложи; кладите , а не ложьте.

3. В парах видеть – видать, слышать – слыхать, мучить – мучать, лазить – лазать, мерить – мерять первые глаголы – книжные, а вторые – разговорные.

Недопустимо при изменении формы литературных глаголов II спряжения мучить, мерить, лазить добавлять перед окончанием лишнюю букву.

Надо говорить мучу, мучишь, мучит, мучим, мучите, мучат, а не мучаю, мучаешь, мучает, мучаем, мучаете, мучают.

4. Литературными считаются следующие формы глаголов в 3 л.ед.ч. наст.вр. полощет, машет, плещет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, мяукает а не полоскает, махает, плескает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, мяучит. Обратите внимание на произношение этих глаголов и в других формах.

5. У глаголов сыпать, трепать, щипать во всех формах перед окончанием необходимо добавлять Л .

Например: сыпл ю, сыпл ешь, сыпл ет, сыпл ем, сыпл ете, сыпл ют, а не сыпю, сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, сыпют.

6. Более распространенными в современном русском языке считаются следующие формы глаголов: сох, кис, мок, глох, чах, иссяк, привык, поник, погас, окреп, замерз, а не сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул, иссякнул, привыкнул, поникнул, погаснул, окрепнул, замерзнул.

7. Глаголыс корнем – лож – употребляются только с приставкой во всех формах: возложить, выложить, доложить заложить, наложить, низложить, обложить, отложить, переложить, положить, подложить, разложить, расположить, сложить, уложить. Ни в коем случае нельзя говорить ложу, ложишь, ложит, ложим, ложите, ложат.

8. Глагол класть употребляется только без приставки : кладу, кладешь, кладет, кладем, кладете, кладут , а не укладу, укладешь, укладет, укладем, укладете, укладут.

9. Глагол ужареть является диалектным, так говорить недопустимо. Надо говорить: Мне стало жарко.


10. Нормативным является следующее образование форм глаголов настоящего, будущего времени:

Ездить - я езжу, ты ездишь, он ездит, мы ездим, вы ездите, они ездят (неправильно: я ездию, ты ездиешь и т.п.);

Жечь - я жгу, ты жжешь, он жжет, он жжет, мы жжем, вы жжете, они жгут (неправильно: ты жгешь, он жгет и т.п.);

Печь - я пеку, ты печешь, он печет, мы печем, вы печете, они пекут (неправильно:ты пекешь, он пекет и т.п.);

Беречь - я берегу, ты бережешь, он бережет, мы бережем, вы бережете, они берегут(неправильно: ты берегешь, он берегет и т.п.);

Стеречь - я стерегу, ты стережешь, он стережет, мы стережем, вы стережете, они стерегут (неправильно: ты стерегешь, он стерегет и т.п.).

11 . Нормативное употребление глаголов кушать и есть :

Глагол «кушать» приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (Кушать подано) или при обращении к ребенку (Машенька, кушать будешь?). В остальных случаях употребляется глагол «есть». Поэтому не рекомендуется говорить о себе «Я кушаю», правильно будет сказать: «Я ем». Лучше так не говорить: «Вы уже кушали сегодня?». Нормативное употребление: «Вы уже ели сегодня?»

12 . Не следует использовать в речи следующую конструкцию: «Я извиняюсь». Это можно понять так: «Я извиняю себя», именно такое значение придает возвратному глаголу суффикс «СЯ». В этом случае надо говорить: «Извините (Простите) меня ».

Цели:

  • организовать деятельность учащихся к изучению нового материала, помочь осознать его практическую значимость, способствовать повышению качества знаний, грамотности;
  • способствовать развитию исследовательских навыков, речевой и коммуникативной компетентности, создавать условия для повышения интереса к изучаемому материалу;
  • способствовать развитию интереса к урокам русского языка.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Технология: проблемного обучения.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки; печатный учебный материал (Приложение 2 , Приложение 3 ), презентация (Приложение 1 ), Приложение 4 .

Ход урока

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Давайте сядем поудобнее, улыбнемся друг другу и начнём работать.
На предыдущих уроках вы познакомились с наклонениями глагола. Сегодня мы будем работать с двумя из них. С какими, вы скажете сами.

2. Словарная работа

В каком столбике все глаголы имеют одинаковую форму?
1 2 3
приготовить
приобрести
прикажете
прикажите
приготовьте
приобретите
приобретёте
приказать
приготовите

– Итак, в каком столбике все глаголы одного наклонения?

Во втором. Давайте в этом убедимся.

Посмотрите на глаголы первого столбика, найдите лишний (прикажете ). Почему? (т.к. он изъявительного наклонения). А остальные два глагола в какой форме стоят? (в неопределённой форме).

Посмотрим на глаголы третьего столбика. Найдите лишний (приказать ). Докажите.

А что можно сказать про глаголы 2 столбика? (они повелительного наклонения). Значит, глаголы второго столбика стоят в одной форме (в форме повелительного наклонения).

А что ещё вы можете сказать об этих трёх глаголах? (словарные).

Ещё раз внимательно их прочитайте, запишите их по памяти.

Проверьте.

– Итак, перед нами глаголы повелительного наклонения.

Глаголы какого ещё наклонения встретились нам в столбиках? А кто скажет, в каком времени стояли глаголы изъявительного наклонения? (в будущем)

– Можно ли сейчас сформулировать тему нашего урока? (Слайд 3 )

(Различение повелительного наклонения и формы будущего времени).

– Чему мы будем учиться на уроке? Для чего?

Цель: научиться различать и правильно писать глаголы 2 лица мн. ч. повелительного и изъявительного наклонений.

3. Повторение теоретического материала

– Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какие действия обозначают глаголы изъявительного наклонения? (Действия, которые происходили, происходят или будут происходить .) Приведите примеры.

– Какие действия обозначают глаголы повелительного наклонения? (Действия, которые кто-то просит или приказывает выполнить .) Приведите примеры. Таблица.

– Как образуются глаголы повелительного наклонения?

4 этап

– Ребята, перед каждым из вас лежит лист исследования (см. Приложение 2 ). Каждый будет работать по нему самостоятельно. В листе вам встретится неизвестное слово ОМОФОНЫ, посмотрите. Пожалуйста. Какие слова называются омофонами?

Прочитайте задание. Есть вопросы по заданию?

(Самостоятельная работа учащихся.)

5 этап

– Итак, давайте прочитаем пары предложений, с которыми вы работали. (Слайд 4 )

Фронтальная проверка.

– С какими глаголами – омофонами вы работали? (выберите – выберете, выйдите – выйдете)

– Назовите наклонение каждого глагола.

– На что оканчиваются глаголы повелительного наклонения? (ите )

– Какие окончания имеют глаголы изъявительного наклонения? (ете ). Почему?

– От чего зависит правописание окончаний глаголов будущего времени изъявительного наклонения?

Вывод: зависит ли правописание глаголов повелительного наклонения от спряжения глаголов? Нет.

– Исследование наше не закончено, последнюю его часть мы проведём вместе. Посмотрите ещё на одну пару предложений. Прочитайте.

– Не портите телевизор. – Если вы испортите его, придётся вызывать мастера.

Какую пару глаголов мы сейчас будем рассматривать? (Не портите – испортите).

Какой глагол изъявительного наклонения? (Испортите).

Найдите окончание глагола (ите ) Почему? (т.к. он второго спряжения)

Итак, от чего зависит правописание окончаний глагола изъявительного наклонения? (от спряжения)

Вывод: вспомните ваше самостоятельное исследование и нашу совместную работу, давайте подумаем, какой вывод можно сделать.

Какие окончания могут иметь глаголы 2 лица множ. ч. Изъявительного наклонения? От чего это зависит?

6 этап

Давайте построим схему, которая поможет нам в правильном написании глаголов. Построение схемы. (Слайд 5 )

А сейчас, глядя на эту опорную схему, расскажите наше правило друг другу.

А теперь давайте прочитаем правило в учебнике на странице 202. Кто хочет нам его рассказать?

7 этап

Проведём устный диктант. Приготовьте карточки с буквами Е , И .

Кто будет испытывать затруднения при выполнении задания, обращаётесь к нашей схеме.

Прочитайте предложенную запись, подумайте, какую букву надо вставить. Поднимите нужную карточку. Докажите.

Вспомн…те об этом!
Если завтра расскаж…те историю, …
Когда замет…те ошибку,…

8. Самостоятельная работа учащихся

– А теперь поработайте самостоятельно.

Найдите в учебнике упражнение 497, прочитайте задание. У кого есть вопросы?

Самопроверка по ключу.

Кто доволен свое выполненной работой? Поднимите, пожалуйста, руки.

9 этап

Ребята, так как мы изучаем глагол, то все его формы мы должны употреблять правильно, в соответствии с грамматическими и речевыми нормами.
Предлагаю вам посмотреть вот на эту картинку. (Слайд 6 )
Как вы думаете, какая ситуация на ней изображена?

– Сестра сказала: “Покладите всё в сумку”.
– Вы хочете спать? Так ляжьте!
– Мой знакомый ложит свою сумку куда попало.

Всё ли правильно сказано? Исправьте. (Слайд 7 )
Хорошо зная эти глаголы, вы будете грамотно употреблять их в речи.

10 этап

И последнее задание нашего урока.
Выполните тест, обведите букву правильного ответа в кружок. (см. Приложение 3 )

11. Заключительный этап. Рефлексия

(Слайд 8 )

– Чему сегодня мы учились на уроке? Для чего?
– Вспомните, какое задание вам понравилось больше всего?
– Какое задание показалось самым трудным?
– Какое задание хотелось бы выполнить ещё?

12. Домашнее задание

Задание по выбору: упражнение 496 по заданию учебника или составить карточку для товарища.

Глаголы изменяются по наклонениям. В русском языке различают формы трёх наклонений глаголов: изъявительного, повелительного и условного (сослагательного).

Каждое из них обладает своими грамматическими и семантическими особенностями и по-разному соотносит выраженное глаголом действие с действительностью. Формы наклонения противопоставлены друг другу по признаку реальности (изъявительное наклонение) и нереальности (повелительное и условное наклонения) обозначающего действия.Глаголы в изъяснительном наклонении обозначают, что действие, которое происходит в реальной действительности, осуществляется в настоящем, прошедшем или будущем времени, поэтому изъявительное наклонение реализуется в формах трёх времён: делаю (настоящее время), делал (прошедшее время), буду делать(будущее время). Глаголам в изъяснительном наклонении свойственны категории лица и числа, а в формах прошедшего времени рода и числа. Изъявительное наклонение не имеет специального форманта, оно выражается с помощью личных окончаний глаголов.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию, приказ или просьбу. Они обозначают действия, которые могут произойти после соответствующего высказывания. В повелительном наклонении глаголы не имеют категории времени, но изменяются по числам и лицам.

Чаще всего употребляются формы 2 лица единственного и множественного числа, которые выража­ют побуждение к действию собеседника (собеседников).

Формы повелительного наклонения образуются от основ настоящего или будущего времени и выражается с помощью суффиксов (окончаний) и формообразующих частиц.

В частности, форма 2 лица единственного числа повелительного наклонения образуется от основы настоящего или простого будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса (в этом случае основа глагола в повелительном наклонении совпадает с основой настоящего / простого будущего времени): бери, смотри, покажи, читай, делай (основа настоящего времени делa(й-у), неси, брось.

Форма 2 лица множественного числа повелительного наклонения образуется от формы 2 лица единственного числа путём добавления постфикса -те: веди – ведите, ляг – лягте.

Формы 3 лица единственного и множественного числа повелительного наклонения являются аналитическими (состоят из нескольких слов). Данные формы образуются путём присоединения частиц пусть, пускай, да к формам 3 лица единственного или множественного числа настоящего или простого будущего времени изъявительного наклонения: пусть услышит, пусть скажут, да здравствует, да будет и т.д.

Формы 3 лица повелительного наклонения выражают пожелания, они могут относиться не только к лицам, но и к неодушевлённым предметам: пусть сады расцветут.

Форма 1 лица повелительного наклонения выражает побуждение к совместному действию, участником которого является и сам говорящий. Форма 1 лица повелительного наклонения образуется с путём присоединения частиц давай , да­вайте к инфинитиву глаголов несовершенного вида (давай, давайте + петь, играть, читать) или к форме 1 лица будущего времени изъявительного наклонения глаголов совершен­ного вида: давай сядем, давайте уйдём, давайте расскажем.

Особым способом образуются формы повелительного наклонения от следующих глаголов: есть – ешь, ехать – (по)-езжай, дать – дай, лечь – ляг.

Повелительное наклонение может выражать самые разнообразные оттенки побуждения к действию, от категорического приказа до мягкой просьбы или совета. Очень важна при этом интонация.

К формам повелительного наклонения может присоединяться частица -ка , смягчающая повеление и придающая оттенок простоты: давай-ка.

Глаголы, которые обозначают состояния и действия, совершающиеся без деятеля или независящее от воли действующего лица в формах повелительного наклонения не употребляются: безличные глаголы (лихорадит, смеркается), глаголы восприятия (видеть, чувствовать), глаголы состояния (зябнуть, недомогать), модальные глаголы (хотеть, мочь).

Глаголы в условном (сослагательном) наклонении обозначают желаемые, возможные при каких-либо условиях действия.

Формы условного наклонения образуются путём сочетания форм прошедшего времени с частицей бы (б) , которая может стоять перед глаголом, после него, а может быть оторвана от него другими членами предложения: Если бы я могла уехать, я жила бы в Лондоне.

В условном наклонении глаголы нет времени и лица, формы глаголов условного наклонения изменяются по числам и родам: сказал бы, сказала бы, сказали бы.

В речи нередко наблюдается употребление одного наклонения в значении другого.

Форма повелительного наклонения может употребляться в значении условного (значение невыполненного условия): Приди я немного раньше, ничего бы не случилось. Будь у меня больше времени…

Глагол в форме условного наклоненияможет употребляться в значении повелительного: Шли бы вы домой.

Форма изъявительного наклонения может иметь значение повелительного наклонения: Все слушают меня! Завтра же принесёшь книгу!

Форма условного наклонения может иметь значение повелительного: Поговорили бы вы с ней.

Основная задача всех коммуникативных качеств речи – обеспечить эффективность речи.

Остались вопросы? Не можете определить наклонение глагола?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Употребление форм одного наклонения в значении другого

Образование форм условного и повелительного наклонения

Наклонение, его формы и значения

План

Наклонение глагола

Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности и имеет значение реальности (пишу, буду писать, писал) или нереальности (ирреальности) (писал бы, пиши ).

Действие, которое реально существует (существовало или будет существовать), выражается глаголами изъявительного наклонения.

Действие, которое реально не существует, а является лишь возможным или желаемым, выражается глаголами условного и повелительного наклонений.

Изъявительное наклонение обозначает действие, которое либо совершилось в прошлом, либо совершается в настоящем, либо совершится в будущем. Т.е. изъявительное наклонение сосуществует с категорией времени.

Глаголы в изъявительном наклонении имеют формы времени (читал, читаю, буду читать ), лица (читаю, читаешь, читает ), числа (читаю, читаем ).

Условное (сослагательное) наклонение используется для выражения двух основных значений: желательного и условного, т.е. оно обозначает действие, которое не происходило, не происходит, но может произойти при определенных условиях. Это действие нереально и находится вне категории времени.

Вы бы лесом шли, лесом идти прохладно – желательное значение; Если бы я увидел огонек, то, конечно, немедленно бы остановился – условное значение.

Форма условного наклонения образуется аналитически: форма прошедшего времени глагола + частица бы (читал бы, писал бы) . Глаголы в условном наклонении имеют формы рода (читал бы, читала бы) и формы числа (писал бы, писали бы ).

Повелительное наклонение выражает побуждение к совершению какого-то действия: пиши, читай, пусть пишет, пусть читает. Оно может иметь значения приказания, просьбы, предостережения, наказа, совета, пожелания.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, которые в соответствии с приказом (просьбой) говорящего могут произойти или не произойти. Следовательно, повелительное наклонение является ирреальным, оно стоит вне времени.

Формы повелительного наклонения образуются от основы наст. (буд.) времени 2 способами:

1) с суффиксом –и : пишут – пиш + и , неси;

2) бессуффиксным способом

Если основа заканчивается на j: читают – читай ;

Если основа заканчивается на согласный, который смягчается: кинут – кинь, встанут – встань. Шипящие ж, ш на конце основы не смягчаются, хотя после них в этом случае пишется Ь: намажь, нарежь, ешь.

Форма мн. ч. повелит. наклонения образуется от формы ед. числа с помощью постфикса –те (читайте, нарежьте ). У возвратных глаголов аффикс –ся сохраняется (оденьтесь, причешитесь ).



У некоторых глаголов формы повелит. наклонения не образуются или не употребляются (видеть, слышать, хотеть ).

Повелит. наклонение может образовываться и аналитически:

1) частицы пусть, пускай, да + глагольная форма 3 л. ед. или мн. числа наст. времени: пусть читает, да здравствует 1 Мая (частица пусть выражает повеление более решительно, пускай имеет значение допущения, позволения, совета, пожелания).

2) частица давай (давайте) + инфинитив глагола несов. вида или 1 лицо мн. числа буд. времени: давайте читать, давайте почитаем (значение призыва к совместному действию).

Тема: Глаголы повелительного наклонения. Образование глаголов повелительного наклонения. Ь знак в глаголах повелительного наклонения. Образование формповелительного наклонения.

Цели урока:

    Обучить в ходе урока знаниями учащихся о глаголах в формеповелительного наклонения, акцентируя внимание на следующих вопросах:

    образование и употребление в речи глаголов в формеповелительного наклонения

    условия употребления Ь знака в глаголах в формеповелительного наклонения

    правописание букв е/и в глаголах в форме 2-го лица множественного числа изъявительного и повелительного наклонений;

    Развивать у учащихся умения:

    отличать глаголы в формеповелительного наклонения от глаголов в форме изъявительного,

    правильно писать глаголы в форме повелительного и изъявительного наклонений

    логично излагать мысли в беседе с учителем при анализе глаголов.

    продолжить развитие навыков самостоятельной работы.

    Воспитывать любовь к родному языку, чувства ответственности за качества знаний

Оборудование: учебник, раздаточный материал, тесты по теме урока, мультимедиапроектор.

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

    Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания

(Сочинение «Если бы я был…»)

Вопросы: Как образуются глаголы условного наклонения

Глаголы условного наклонения образуются от формы прошедшего времени прибавлением частицы бы/б

Они изменяются по числам, а в единственном числе-по родам.

Стук в дверь

Извините, простите, разрешите войти?

Ответь, где был?

Проявите милосердие, позвольте войти и сесть?

Проходи, садись!

Учитель

Ребята, маленький эпизод, но какой интересный разговор с употреблением глаголов… какого наклонения?

Повелительного

    Объявление темы и цели урока

    Изучение нового материала

Объяснения учителя (у доски)

Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то заставляет или прости выполнить.

    Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица единственного и множественного числа. Глаголы повелительного наклонения не изменяются по временам.

Рассмотрите таблицу. От основы каких форм глагола образуется повелительное наклонение? Какой суффикс образует это наклонение глагола? Какие окончания имеют глаголы в повелительном наклонении?

Настоящее, будущее время глагола в изъявительном наклонении

Повелительное наклонение

Единственное число

Множественное число

Уч ,науч

Спряч ся

Бросают(ю= у)

Уч , науч

Спрячь ся

Бросай

Уч , науч ,

Спрячь сь

Бросай

    Формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего и будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном числе– -те.

    Найдите глаголы в повелительном наклонении. В каких предложениях по цели высказывания они употребляются? Выпишите глаголы в повелительном наклонении и образуйте от них формы множественного числа

О б р а з е ц : создавай- создавай[те.]

Делай! Украшай землю и жизнь! Выращивай пшеницу, если ты агроном, строй ракеты, если ты ракетчик, борись за большую правду, за добро и справедливость, если ты писатель.

Делай! И не оправдывай себя, если сделаешь плохо.

От глагола ехать повелительное наклонение не образуется:

    Поехать – поезжай – поезжайте

    Ездить – езди – ездите

    Орфограмма, которую учащиеся должны запомнить

На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных пишется буква Ь.

Мягкий знак в повелительном наклонении сохраняется перед суффиксом -ся- и [те]. Исключение : ляг, лягте.

Познако м ь , познако м ь те, познако м ь ся. Отре ж ь , отре ж ь те.

    Поставьте глаголы в повелительном наклонении:

прятаться - прячьтесь,

плакать - плачь,

упрямиться-не упрямься,

печалиться - не печалься,

избавиться – избавься.

    Определите в каком наклонении, лице и числе стоят глаголы. Какого они спряжения? В каких случаях в глаголах пишется -ите, а в каких– -ете? Почему в скобках дана форма второго лица единственного числа?

Когда выйд гулять? Выйд побыстрее!

(ты выйд ) (выйд )

Когда выгон гусей со двора? Выгон гусей!

(ты выгон ) (выгон )

Ответ: 1)во 2-ом лице во множественном числе –ите пишется в повелительном наклонении, 2) в изъявительном наклонении у глаголов II спряжения; -ете пишется только в изъявительном наклонении у глаголов I спряжения.

    Повелительное наклонение имеет также формы 3-го лица единственного и множественного числа и 1-го лица множественного числа.

    Для образования повелительного наклонения со значением 3-го лица употребляется форма 3-го лица изъявительного наклонения, к которой прибавляются слова пусть, пускай, да.

А ну-ка, девушки! А ну, красавицы! Пускай поет о нас страна! И звонкой песнею пускай прославятся среди героев наши имена. Эй, грянем сильнее, подтянем дружнее! Да здравствуют звонкие песни и радость улыбки вокруг!

    Введение приобретённых умений в общую систему языковых и коммуникативных умений и навыков учащихся.

Напишите по 3 лозунга к приближающимся праздникам

Ребята, посадим на нашей улице деревья! Да здравствует наш трудовой союз!...

    У доски четыре ученика с карточками, а остальные работают в парах…

Если бы вам потребовалось кому-то дать рецепт или какие-то советы, как бы вы это сделали?

Пример рецепта

Салат из фасоли

Фасоль сварите, откиньте на сито и охладите. Вареную морковь нарежьте кубиками, а сельдерей - соломкой. Промойте зеленый салат, нарежьте и смешайте с остальными овощами. Соус приготовьте так: в отдельную посуду положите горчицу, соль, сахар, подлейте растительного масла и прибавьте уксуса. Этим уксусом заправьте салат.

    Карточка №1

С какими существительными совпадут по написанию и произношению глаголы выть, лаять, нагонять, парить, попугать, если им придать форму повелительно наклонения? Как называется такое явление?

Ответ: омонимия, перед нами омоформы.

    Карточка №2

Во что превратятся существительные бури, дроби, окуни, отруби, пряди, соли, топи, если перенести в них ударение с первого слога на последний?

Ответ: перед нами омонимия, перед нами омографы.

    Карточка №3

Что получится, если в существительных закройка, лейка, мойка, настройка, стойка, шейка, слог – ка отделить дефисом?

Ответ: получится повелительное наклонение глаголов. Слог – ка смягчает приказ, такое явление называется омонимия. Перед нами омоформы и омофоны одновременно.

    Карточка №4

Вставьте пропущенные буквы.

Ребята, пиш…те быстро!

Когда напиш…те, сдадите тетради.

Какое явление мы наблюдаем?

Ответ: это омофоны, так как совпадает фонетическое звучание изъявительного наклонения 2-го лица множественного числа и форма повелительного наклонения глаголов.


Вы поверьте мне, друзья:

Без обману здесь нельзя.

Бросьте, не спорьте, покупайте,

Время даром не теряйте.

Не держи язык за зубами,

Покупай пироги с грибами.

Уж потешь меня, дружок,

Скушай этот пирожок!

Становитесь в ряд,

Забирайте все подряд!

Люди, подходите-ка!

Платки поглядите-ка!

Мои куклы разбирайте-ка!
Детям радости доставляйте-ка!

Сами мы - рязанские!

Сельди - астраханские!

Налетай - покупай,

Выбирай – забирай!

    Если есть время, выполняется упражнение 285, 286 стр.144.

    Подведение итогов

Составление синкана или ассоциативного ряда.

Наклонение

Требовательное, просительное

Учит, приказывает, образует.

Наклонение, без которого нельзя обойтись глаголу в случае приказа или просьбы.

Повелительное.

А если попробуем стихотворение «Я» применить к повелительному наклонению?

Образуюсь от глаголов настоящего и будущего времени.

Я - повелительное наклонение,

Пишусь с суффиксами -и- и –те-, или без них.

Я - повелительное наклонение,

Включаю в себя правописание мягкого знака.

Я - повелительное наклонение,

Образуюсь с помощью частиц пусть, пускай, да .

Я - повелительное наклонение,

Наклонение, без которого нельзя ни попросить, ни приказать!

    Рефлексия

Этот урок для меня оказался…

На уроке я узнал(а)…

Сегодня я получил(а)…


Домашнее задание:

Отработать параграфы 20, 21; выполнить упр. 290; привести примеры из жизни, где используется повелительное наклонение.