Меню
Бесплатно
Главная  /  Женские проблемы  /  Астрономия для детей. Занимательная астрономия для школьников: игры по карточкам

Астрономия для детей. Занимательная астрономия для школьников: игры по карточкам

Участвуют несколько команд — лучше из параллельных классов. После 2-го тура самая слабая команда удаляется, но за ней остается право на ответ, если оставшиеся команды не справились с заданием. В случае двух правильных ответов подряд эта команда может быть возвращена на поле игроков вместо выбывшей после очередного тура команды.

Разминка

Игроки каждой команды по очереди называют созвездия. Побеждает команда, игрок которой последней назовет созвездие.

1-й тур

Вопросы распределяются методом жеребьевки (представители команд тянут бумажки с ними из коробки, Которая затем встряхивается). На подготовку ответа командам дается по 2 минуты.

1. Назовите планеты Солнечной системы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)

2. Когда и кто впервые провел наблюдения в телескоп?

(Галилео Галилей, 1610 г.)

3. Можно ли наблюдать на Луне «падающие звезды»? (Нет, это атмосферное явление, а на Луне нет атмосферы.)

4. Назовите ближайшую к Земле звезду. (Солнце.)

5. Можно ли увидеть Венеру в созвездии Ориона?

(Нет, это не зодиакальное созвездие.)

6. Может ли на Луне работать барометр? (Нет, не может, так как у Луны нет атмосферы.)

7. Можно ли, находясь на поверхности планеты Венера, ориентироваться по Солнцу или звездам?

(Нет, нельзя, так как небо Венеры надежно закрыто слоем облаков.)

8. Как называются малые планеты, расположенные между орбитами Марса и Юпитера? (Астероиды.)

9. Какие звезды называются переменными? (Звезды, блеск которых изменяется.)

10. Какую галактику в северном полушарии можно увидеть невооруженным глазом? (Туманность Андромеды.)

11. Что такое эклиптика, и по каким созвездиям она проходит?

(Видимый путь Солнца среди звезд. Проходит по зодиакальным созвездиям.)

12. Когда и как возникла Крабовидная туманность?

(В результате вспышки сверхновой звезды в 1054 г.)

13. Чем определяется цвет звезды? (Ее температурой.)

2-й тур. Кто быстрее?

Задается вопрос, и команда, которая быстрее сориентируется, стучит молотком по столу. Если ответ неправильный, очки вычитаются, и предоставляется возможность ответить другой команде.

1. Какая самая яркая звезда ночного неба? (Сириус.)

2. В каком созвездии находится Полярная звезда?

(В созвездии Малая Медведица.)

3. Кем открыты законы движения планет? (Иоганном Кеплером.)

4. Назовите крупнейшего русского ученого, основоположника космонавтики.

(Константин Эдуардович Циолковский.)

5. Какую дату считают началом космической эры человечества?

7. Назовите первого советского конструктора ракетно-космических систем.

(Академик Сергей Павлович Королев.)

8. Ио, Европа, Ганимед, Каллисто — что их объединяет?

(Все они — Галилеевы спутники Юпитера.)

9. Какая планета была открыта Вильямом Гершелем в 1781 г.? (Уран.)

10. Какая планета была открыта Карлом Томбо в 1930 г.? (Плутон.)

11. В каком созвездии находится Крабовидная туманность? (В созвездии Тельца.)

12. В чем различие звезды и планеты? (Звезда — самосветящийся раскаленный газовый шар, планета — темное тело, отражающее свет звезды.)

13. Чем отличается телескоп-рефрактор от телескопа-рефлектора?

(У рефрактора объектив линза, у рефлектора — зеркало.)

14. Назовите самый крупный в мире телескоп. (БТА, 6-метровый рефлектор.)

15. Где он находится? (Зеленчук, Северный Кавказ.)

16. Кто впервые измерил скорость света? (Мейкельсон.)

3-й тур

Вопросы распределяются методом жеребьевки. Возможен вариант, когда ответы оцениваются по-разному, в зависимости от сложности: от 1 до 3 баллов.

1. К какому типу галактик относится Солнечная система? (К спиральным.)

2. В атмосфере какой из планет, кроме Земли, обнаружен озоновый слой?

(В атмосфере Марса.)

3. На какой из планет бывают дожди из серной кислоты? (На Венере.)

4. Может ли наблюдаться полное лунное затмение днем?

(Нет. Луна, Солнце и Земля находятся при затмении на одной линии.)

5. Как называется самая высокая гора на Марсе? Какова ее высота?

(Олимп. Высота около 25 000 м.)

6. Какие бывают метеориты по химическому составу? (Железные, каменные, железокаменные.)

7. Как располагается ось мира относительно земной оси? (Они совпадают.)

8. Расположение какой из планет не подчиняется правилу Тициуса-Боде? (Нептуна.)

9. У каких двух тел Солнечной системы самые напряженные магнитные поля? (У Солнца и Юпитера.)

10. Как назывался древнейший прибор для определения времени? (Гномон.)

Внеклассное мероприятие ко Дню космонавтики, 8-11 класс. Сценарий

Внеклассное мероприятие по физике и астрономии. Игра "Отроки во Вселенной"

Савостьянова Светлана Анатольевна, преподаватель физики и математики ГБОУ НПО ПУ № 31 МО г. Егорьевск.
Описание . В данной работе представлена познавательная игра, привожу её, приурочив ко Дню Космонавтики или к Международному Дню астрономии. Материал будет полезен учителям физики для проведения внеклассного мероприятия в рамках предметной недели в 8 – 11 классах. Так же его можно использовать для проведения классного часа в форме игры ко Дню Космонавтики.
Цели и задачи:
- привить интерес учащихся к астрономии, к истории освоения космического пространства;
- расширить кругозор учащихся;
- развитие патриотических чувств, гордости за свою страну;
- формирование умений работать в группе.
Подготовка . Для игры организуются команды по 3 - 5 человек в зависимости от числа учащихся в группах и степени их подготовки. Перед игрой желательно провести беседы в группах, посвящённые астрономии, Дню Космонавтики. Игра проводиться в виде соревнования, выбирается жюри, ведущий (учитель).
Для проведения игры используется презентация (или на доске таблица).

Вступительное слово учителя : Здравствуйте, ребята! «Мудрец Луций Сенека сказал однажды, что если бы на Земле было только одно место, откуда можно наблюдать звёзды, к нему непрерывно со всех сторон стекались бы люди. Человек не может не видеть звёзд. Каждый из вас, хотя бы раз в жизни, поднимал лицо к небу и разглядывал звёздное небо. А может и задавался вопросом, где начало и где конец этой звёздной пыли? Что сам я значу, какое место занимаю в этой чёрной бездне?» Поэтому нашу игру я назвала «Отроки во Вселенной». Отроки – это Вы, а игра о звёздах, о первых людях, внёсших свой вклад в развитие астрономии и космонавтики.
Правила игры . Производиться жеребьёвка команд, затем каждая команда выбирает тему и балл вопроса. На обсуждение не больше 1 минуты. После того как команды прошли все вопросы, жюри подсчитывает баллы, набранные каждой командой, объявляется победитель, проводиться награждение.
Тема. Сколько?
1.За какое время Земля обращается вокруг Солнца? (365 дней)
2.Сколько длился полёт Юрия Гагарина в космосе? (108 минут)
3.В 1922 г. был окончательно утверждён список созвездий. Сколько названий созвездий он содержит? (88)
4.В каком веке был сожжён на костре Джордано Бруно? (17 век)
5.Сколько лет прослужила в космосе орбитальная станция «Мир»? (15 лет)
6.Сколько времени в общей сложности находился в космосе Алексей Леонов – первый человек вышедший в космос? (24 минуты; принимаю и ответ 12 минут – чистое время в космосе)
7.Каков был диаметр первого ИСЗ?(58 см)
Тема. Техника. Название кораблей
1.Название этого прибора в переводе с греческого «далеко смотрю» (телескоп).
2. «Это инструмент, с помощью которого можно разделить сутки на маленькие промежутки времени и сделать эти промежутки видимыми» (часы)
3.Как назывался первый советский многоместный космический корабль?
(«Восход»)
4.Как называется аппарат, сконструированный для изучения поверхности Луны?
(Луноход)
5.Комплекс сооружений, оборудования и земельных участков, предназначенных для сборки, подготовки и запуска космических аппаратов (космодром).


6.Как называлась первая советская орбитальная станция? («Салют»)
7. Как назывался американский космический корабль, доставивший людей на Луну?
(«Аполлон»)
Тема. Имена
1.Первая женщина космонавт (Валентина Терешкова)
2.Космонавт, который полетел в космос после Юрия Гагарина? (Герман Титов)
3.Под его руководством был запущен первый ИСЗ, созданы космические корабли «Восток» и «Восход». Его считают Главным конструктором ракетно-космических сил. (Королёв Сергей Павлович)
4.Этому великому человеку принадлежат слова: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели… Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство» (Циолковский Э.К)
5.В Риме в лабиринте тесных кривых улочек «вечного города» на небольшой площади Цветов стоит скромный памятник, на пьедестале которого высечено: «ему от века, который он предвидел там, где костёр пылал». Кому этот памятник? (Джордано Бруно)
6.На пьедестале памятника этому человеку высечены слова: «Остановивший Солнце, сдвинувший Землю». (Коперник)
7.Первая женщина космонавт, вышедшая в открытый космос 25 июля 1984 г?
(Светлана Савицкая)
Тема. Солнечная система
1.У Козьмы Пруткова есть изречение: «Если будет у тебя спрошено, что важнее, Солнце или Луна, ответствуй: Луна, ибо Солнце светит, когда и так светло, а Луна светит в темноте». Объясните, в чём неточность его рассуждений? (Солнце само является источником света, а Луна светит отражённым светом).
2.О какой планете эти отрывочные сведения: водородно-гелиевый состав, даже в телескоп видны полярные сияния, некоторые спутники могли бы быть планетами. Масса её равна 318 земным массам. (Юпитер).
3.Эта планета – одно из красивейших светил неба. Самая яркая после Солнца и Луны. У неё самая плотная атмосфера среди планет земной группы, а температура на поверхности достигает +500 С. (Венера)
4.Закончите стихотворение, ответив на вопрос.
«Гром! Встрепенулась тайга и затихла./ Пламя! Луч солнца ослабил свой свет,
С грохотом мчится по небу светило, / Сыплются искры, и тянется след.
Жуть... Тишина... Лишь удары несутся. / Пламя поднялось у края небес,
Там, у эвенков, олени пасутся, / Валит там воздухом девственный лес.
Мечутся звери, в смятении люди, / Рёв и проклятья... А небо гремит.
Что же виновник всех этих явлений?»
(Это Тунгусский метеорит)
5.У какой планеты самое большое число спутников? (Сатурн, более 22)
6.Древние греки посвящали все планеты богам. И конечно, для бога Ареса не нашлось более подходящего символа, чем красноватая звезда в чёрном небе. На Руси вплоть до 18 века использовалось греческое название планет и эту планету именовали Аррисом или Ареем. А как называем эту планету мы сейчас? (Марс)
7.Открытие этой планеты было своего рода триумфом небесной механики. Его присутствие в Солнечной системе сначала «вычислили» теоретики, и лишь после этого планету обнаружили на небе в 1846 г.
(«на кончике пера» был открыт Нептун)
Тема. Созвездия. Звёзды
1.Звезды, какого цвета имеют самую низкую температуру? (красные)
2.Эта звезда находиться в созвездии Малой Медведицы – последняя звезда в ручке Ковша. Она располагается примерно в одном градусе от северного полюса мира. (Полярная)
3.Одно из наиболее заметных созвездий зодиака. Ярчайшая звезда – Гамаль, что по-арабски означает «подросший ягнёнок» (Овен, т. е баран)
4. Зодиакальное созвездие. Древние называли его Рыба – Коза, и в таком виде оно изображено на многих картах. Расположено ниже и западнее Водолея. (Козерог)


5.Это крупное северное созвездие, семь ярких звёзд которого, образуют хорошо известный объект. Греческий миф повествует о том, что прекрасную нимфу Каллисто Зевс превратил в это животное, чтобы спрятать от своей ревнивой супруги Геры. Назовите это созвездие. (Большая Медведица)
6.Рождение этого созвездия имеет точную датировку: оно названо в честь жены египетского царя Птолемея III Эвергета (246-222 гг. до н. э). Согласно преданию, она отрезала свои прекрасные волосы и поместила их в Храме Венеры в благодарность за военную победу, дарованную её мужу богами. А когда волосы из Храма пропали, жрец-астроном заявил, что Зевс взял их на небо. (Волосы Вероники)
7.В созвездии Большого Пса находиться ярчайшая звезда неба. В Египте её называли «предвосходящей звездой». Римляне называли – «собачкой», что по-латински Canicula. После долгого зимнего перерыва эта звезда впервые появлялась в июле, знаменуя наступление жаркого времени года. Отсюда и произошло слово «каникулы» - «собачьи дни». Назовите эту звезду. (Сириус)
Литература
1.Голованов Я.К. Дорога на космодром: Научно-художественная литература. – М.: Дет. лит.,1982. – 551с.
2.Энциклопедия для детей. Т. 8. Астрономия. – М.: Аванта +,1998.
3. Стихотворение Л.А. Кулика «30 июня 1908 года»

Вопросы данной викторины можно использовать при составлении внеклассных мероприятий для школьников по теме «Астрономия», «Тайны звёздного неба», «Загадки солнечной системы», «День космонавтики» и других мероприятий

Викторина для школьников «Загадки звёздного неба»

1. В какой момент, по мнению большинства астрономов, появились ВРЕМЯ, МАТЕРИЯ и ЭНЕРГИЯ? (Примерно 13,7 миллиардов лет назад в результате Большого взрыва возникла вселенная. В этот момент появились время, материя и энергия. Через одну секунду после взрыва температура достигла 10 ООО миллионов градусов — в шестьсот раз выше температуры Солнца)

2. Какая планета Солнечной системы весит больше прочих планет и лун вместе взятых? (Юпитер)

3. Назовите самую яркую туманность звездного неба. (Туманность Ориона — ярчайшая туманность на небе, ее видимая величина — четыре. Невооруженным глазом видна только самая яркая центральная часть этого облака газа и небесной пыли. Она расположена в «мече» созвездия Орион)

4. А какой самый удаленный от Земли объект во вселенной виден невооруженным глазом? (Спиральная галактика Андромеды, удаленная от нас на 2,2 миллиона световых лет)

5. На какой планете Солнечной системы наблюдается самый крупный циклон? (Красное пятно на Юпитере — крупнейший циклон Солнечной системы. Его длина может достигать 40 ООО, а ширина — 14 ООО километров)

6. На какой планете Солнечной системы дуют самые быстрые ветры? (Скорость ветра на планете Нептун, измеренная в 1989 году космическим аппаратом НАСА «Вояджер-2», достигала 2 400 километров в час)

7. Назовите самое жаркое место Солнечной системы. (Это центр Солнца. Последние исследования говорят, что температура там составляет 15,6 миллионов градусов по Цельсию)

8. Какой спутник в Солнечной системе ближе всего расположен к своей планете? (Спутник Фобос («страх») удален от центра Марса на 9 3 78 километров и на 5 981 километр от его поверхности. Он в шестьдесят раз ближе к Марсу, чем Луна к Земле)

9. На какой единственной планете Солнечной системы астрономы наблюдают короны — округлые образования с многочисленными выступами? (На Венере. Диаметр Артемиды — самой большой короны — составлял 2 100 километров. Пока точно неизвестно, откуда берутся короны, но, похоже, они являются результатом выброса горячей магмы из мантии планеты)

10. На какой планете Солнечной системы находится крупнейший каньон? (Долина Маринера на Марсе — это каньон длиной 4 500 километров, шириной 600 километров и глубиной семь километров)

11. Какая планета Солнечной системы имеет спутник с самой плотной атмосферой? (Самый большой спутник Сатурна — Титан. Давление на его поверхности составляет 1,44 бар. Состоящая в основном из паров азота, атмосфера Титана наиболее близка по своему составу к атмосфере Земли)

12. На спутнике какой планеты Солнечной системы

6 августа 2001 года космический корабль НАСА «Галилео» зафиксировал мощнейшее извержение вулкана? (На спутнике Юпитера Ио. «Галилео» прошел сквозь верхние слои выбросов вулкана, взлетевшие на 500 километров от поверхности спутника)

13. Какая бывшая планета Солнечной системы имеет самый большой по размерам спутник? (Спутник Плутона — Харон — имеет диаметр 1 270 километров, в то время как диаметр самого Плутона — 2 324 километра. Некоторые ученые считают систему Плутон—Харон двойной планетой)

14. На поверхности какой планеты Солнечной системы самая высокая температура? (На Венере. Средняя температура там составляет 480 градусов по Цельсию, чего достаточно, чтобы расплавить свинец)

15. На какой из планет Солнечной системы находится самая высокая гора? (На Марсе. Это вулкан Олимп. Его высота — двадцать пять километров, что почти втрое выше Эвереста. Олимп имеет покатые склоны, его ширина в двадцать раз превышает высоту)

16. Какая планета, кроме Венеры, вращается вокруг Солнца в сторону, противоположную вращению всех других планет? (Уран)

17. Назовите планету Солнечной системы с самым коротким днем. (Юпитер делает полный оборот вокруг своей оси за девять часов, 55 минут и 29,69 секунд)

18. Назовите самое холодное место Млечного Пути. (Температура туманности Бумеранг, удаленной от нас на 5 ООО световых лет, — минус 272 градуса по Цельсию)

19. На какой из планет Солнечной системы астрономы наблюдают ярчайшие полярные сияния? (На Юпитере. Они в тысячу раз ярче, чем на Земле)

20. Как называются очень маленькие и очень плотные звезды, которые представляют собой конечную стадию эволюции звезд? (Белые карлики. Радиус их, в среднем, равен земному, а масса соответствует массе Солнца. Средняя их плотность примерно в один миллион раз превышает плотность воды)

21. Какие две планеты Солнечной системы не имеют естественных спутников? (Меркурий и Венера)

22. Какая планета Солнечной системы имеет самое большое количество спутников? (Сатурн имеет 62 естественных спутника)

23. Чем звезды отличаются от планет? (Каждая звезда — это массивный газовый шар, излучающий собственный свет. Планеты же светят отраженным солнечным светом)

24. Какое общее название имеют особенно большие звезды? (Красны.е гиганты. Если бы некоторые из таких звезд оказались на месте Солнца, орбита Марса, а то и Юпитера, очутились бы внутри них!)

25. Почти во всех звездах девяносто восемь процентов массы приходится на два самых легких элемента. Каких? (Водород и гелий. Причем водорода примерно в 2,7 раза больше по массе, чем гелия. На долю всех остальных элементов приходится два процента массы - вещества)

26. Какая из планет Солнечной системы не просто наклонена по отношению к орбите Солнца, но буквально лежит на боку? (Уран. Этим и объясняются многолетние, в сорок два земных года, дни и ночи на Уране)

27. Какая планета Солнечной системы, носящая имя греческого бога времени, в 760 раз больше Земли по объему, не способна утонуть даже в керосине? (Сатурн. Его плотность в 7,5 раз меньше, чем земная)

28. Какая планета Солнечной системы названа именем дедушки верховного бога римлян? (Уран)

29. На поверхности какого небесного тела встречаются такие названия: море Спокойствия, океан Бурь, болото Сна, озеро Смерти? (Луна)

30. Чем отличается метеор от метеорита? (Метеорит — это небесное тело, упавшее на поверхность Земли. Метеоры сгорают, не долетая до Земли, в плотных слоях атмосферы)

31. Как по-научному называется звездопад? (Метеоритный дождь)

32. Как называется явление, при котором Земля попадает в тень, отбрасываемую Луной? (Солнечное затмение)

33. Согласно воззрениям астролога Берроуза, раз в триста тысяч лет планеты собираются поочередно то в знаке Козерога, то в знаке Рака. В такие моменты миру грозит гибель. Когда планеты собираются в созвездии Рака, то миру грозит пожар. А что грозит миру, когда планеты соберутся в созвездии Козерога? (Потоп. Наводнения)

34. Вавилоняне называли его «Лесная птица», арабы — «Курица». А как называем это созвездие мы? (Созвездие Лебедя)

35. Что мы называем «Парадом планет»? (Видимым Парадом планет называется планетная конфигурация, при которой пять ярких планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн) в своем движении по небосводу подходят друг к другу на близкое расстояние, и становятся видны в одно время в небольшом секторе неба — 10—40 градусов)

36. Назовите самое вулканически активное тело Солнечной системы. (Ио — спутник Юпитера)

37. Какое название носит самый большой естественный спутник из всех планет Солнечной системы? (Ганимед)

Урок – игра по астрономии

Игра проводится как внеклассное мероприятие в рамках недели физики и астрономии.

Цели и задачи:

Развитие творческих способностей, логического мышления;

Повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора;

Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу;

Формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;

Формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

Формировать умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.

Оборудование для игры:

    распечатка вопросов для ведущего.

    Карточки для команд

Правила игры.

Класс делится на две команды. Каждая команда придумывает название и выбирает капитана. Игра состоит из туров (геймов). На каждом этапе команда набирает баллы. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Ход игры.

Тур 1. «Дописать фразу» Дописать последнюю фразу.

1 команда

Космонавтом хочешь стать –

Должен много, много знать!

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит труд.

2 команда

Только дружных звездолёт

Может взять с собой в полёт.

Скучных, хмурых и сердитых

Не возьмём мы на орбиты!

Тур 2 Показать следующие слова, связанные с космонавтикой. Слова написаны на карточках

1 команда

Вселенная

Астрология

Ракета

Космодром

Обсерватория

Уфологи

Солнечная батарея

Тюбик

Стоунхендж

Орбита

2 команда

Космос

Астрономия

Спутник

Стартовая площадка

Иллюминатор

Астронавт

Дельтаплан

Лунаход

Зодиак

Парсек

Тур 3 Блицтурнир «Словоград» За две минуты надо составить как можно больше слов из букв слова «космонавтика». Команда, составившая большее количество слов, зарабатывает 1 бал.

Тур 4Ответы на вопросы

За каждый правильный ответ 1 балл.

Вопросы 1 команде:

    Кто первым предложил использовать ракеты для космических полетов? (Циолковский)

    Какая звезда находится ближе всех к Земле? (Солнце)

    Самая большая планета солнечной системы? (Юпитер)

    «Падающая звезда»? (Метеор)

    Самая дальняя от Солнца из планет земной группы? (Марс)

    Защитный костюм космонавта? (Скафандр)

    Нижняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой? (Надир)

    Древнегреческий бог Солнца? (Гелиос)

    В каком году был осуществлен первый в мире космический полет человека? (1961)

    Кто создал новую систему мира, опровергнувшую учение Птолемея?

(Коперник)

Вопросы 2 команде:

1.Ученый, который много сделал для внедрения в жизнь, в практику идей К.Э.Циолковского? (С.П.Королев)

3. «Хвостатая» звезда? (Комета)

5.Большая планета, период обращения которой равен 84 года? (Уран)

6.Ближайшая к Солнцу точка земной орбиты? (Перигелий)

7.Имя первого космонавта Земли? (Юрий)

8.Кто из ученых первым сказал, что Земля имеет форму шара? (Пифагор)

9.Самый распространенный элемент на Солнце? (Водород)

10.Созвездие со звездой Вега? (Лира)

Тур 5 Из букв составить слово, кто быстрее

Г А Л А К Т И К А

Тур 6 Найти соответствие. Задания записаны на карточках

В феврале 1986 года

1 старт баллистической ракеты

запущен первый искусственный спутник Земли

Первое живое существо в космосе – собака «Лайка»

«Луна -3»Получены фотографии обратной стороны Луны

Запуск первого космонавта СССР

Алексей Леонов выполнил выход в открытый космос.

Американцы высадились на Луне.

«Лунаход -1» на Луне.

На орбиту ракето-насителем «Протон» была выведена первая в мире орбитальная КС «Салют-1».

В СССР была выведена в космос орбитальная станция нового поколения «Мир».

Тур 7 Задача

Свет от Солнца идет около 8 мин.

Определить за сколько долетит до Солнца самолет со скоростью 1000 км/час

Ответ: 18 лет, 6250 дней.

Тур 8

Показать следующие слова, связанные с созвездиями.

Рыбы, Малая Медведица, Скорпион, Северная корона, Водолей, Кассиопея, Телец, Большая Медведица, Близнецы, Рак, Волосы Вероники, Лев, Дева, Змееносец, Орел, Весы, Стрелец, Дельфин, Козерог, Персей, Лисичка, Орион

Тур 9

Вопросы, на которые надо отвечать «ДА» или «НЕТ». За каждый правильный ответ 1 балл.

Вопросы 1 команде:

    Вселенная - это наша Галактика (НЕТ)

    Солнечную систему составляют только планеты (НЕТ)

    На Венере плотная облачная атмосфера (ДА)

    Моря на Луне заполнены соленой водой (НЕТ)

    Кометы состоят из ядра, газовой оболочки и хвоста (ДА)

    Фобос - единственный спутник Марса (НЕТ)

    Световой год - расстояние, которое проходит свет за 1год (ДА)

    Нептун - планета- гигант (ДА)

    Плутон был известн еще древним грекам (НЕТ)

    На Луне можно наблюдать северное сияние (НЕТ)

Вопросы 2 команде:

    Галилео Галилей открыл спутники Юпитера (ДА)

    Меркурий имеет мощную атмосферу (НЕТ)

    Марс значительно больше Земли (НЕТ)

    Все планеты - гиганты имеют кольца (ДА)

    Хвост у кометы появляется только при ее удалении от Солнца (НЕТ)

    Созвездия - это участки звездного неба (ДА)

    У полюсов Марса расположены белые полярные шапки (ДА)

    Большинство астероидов движутся между орбитами Марса и Юпитера (ДА)

    Планеты- гиганты имеют большое количество спутников (ДА)

    Атмосфера Венеры создает «парниковый эффект» (ДА)

Тур 10

Решить анаграмму и найти лишнее слово. Задания для 2 команд

    АРСМ

МЕЗЛЯ

НУТСАР

АЕЕНВР

РУРЕМКЙИ

    ФБСОО

НАИТТ

ОВРПЕА

ЛУПОТН

НАУЛ

    РУОБН

ПЮТИЕР

ЛЛАГЛИЙЕ

НЬЮНОТ

ЛЕКПЕР

На доске показываются все результаты туров.

Как меняются день и ночь (возраст - от 3 лет)

Любознательный малыш рано или поздно задастся глобальным вопросом: почему бывает день и ночь? И чтобы не объяснять устройство мира на пальцах, попробуем создать модель вращения Земли вокруг своей оси и Солнца.

Для этой игры лучше всего подойдет глобус. Но можно использовать и обычный мячик.
На двух противоположных сторонах пластилином или скотчем (можно использовать бумажный скотч) закрепите маленькие игрушки или фигурки человечков из картона. Возьмите фонарик и идите в ванну.

В полной темноте включите фонарик - «Солнце» и осветите им мяч или глобус - «Землю».

Крутите мяч или глобус так, чтобы то один человечек, то другой оказывались освещенными. Лучше, если внешне человечки будут заметно отличаться друг от друга.
Объясните малышу, что вот так же крутится и Земля, на которой мы живем. И когда с одной стороны ночь и все спят, с другой стороны день и все заняты делом.

Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь. Пусть ребенок сам убедится, что как бы он не вращал глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен.
Расскажите малышу про особенности полярного дня и ночи и о том, как живут люди за полярным кругом.

Земля, Луна и Солнце (возраст 3-4 года )

Конечно, дети постоянно видят и Луну, и Солнце. И многие из них, как и наши предки, уверены, что и Луна, и Солнце - это примерно одно и тоже. Только Луна поднимается на небо ночью, а Солнце - днем.

Расскажите им, что Солнце - это звезда, а Луна - планета, что Солнце светит, а Луна, как зеркало, отражает свет, что Солнце огромное, а Луна маленькая.
Предложите поиграть в Луну, Землю, Солнце.

Пусть Солнцем станет кто-то большой (например, папа), мама будет Землей, а малыш - Луной.
«Солнце» встает посреди комнаты, взяв в руку фонарик. «Земля» начинает ходить вокруг «Солнца» и кружиться вокруг себя (смотрите, чтобы голова не закружилась). А малыш - «Луна» бегает вокруг мамы - «Земли». В руках у «Луны» может быть зеркало. В идеальном варианте «Луна» старается быть все время лицом к «Земле».

Живые планеты (возраст 4-5 лет)

Эта игра - для группы детей (8-9 человек). Взрослый будет изображать Солнце, а ребята - планеты солнечной системы. Кто-то может изобразить Луну. Лучшее место для игры - детская площадка или полянка.
Чтобы игра удалась, хорошо провести несколько подготовительных игр.

Запоминаем названия

По очереди подзывайте к себе детей и называйте им новые имена (можно сделать бейджики с именами): Меркурий, Марс и др. А дальше - игры на внимание.

1-й вариант. Взрослый громко называет планету и считает до трех. Кто не отозвался - выходит из игры
2-й вариант. Дети бросают по очереди друг другу мяч («космический корабль») со словами: «Корабль летит с Марса на Юпитер».

Кто за кем стоит.

Итак, дети запомнили, в каком порядке расположены планеты. Нарисуйте на асфальте линии (или положите веревочку на траве). Расскажите, что «Солнце» отпускает своих деток - планеты - полетать там, где они хотят. Но время от времени планеты должны прилетать домой, чтобы «Солнце» не волновалось.

Взрослый будет выкрикивать имена деток - планет в том порядке, в котором они должны бежать домой и становиться вдоль линии, то есть: «Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон». Если в игре принимает участие «Луна», она бежит вместе с «Землей», и они встают в ряд, держась за руки.

Через несколько игр можно просто кричать: «Дети! Домой!» А потом проверять, правильно ли расположились планеты.

Можно прокричать порядок расположения планет неверно, тем самым проверив детей.

Солнечная система (возраст от 5 лет).

Когда ребенок уже хорошо знает названия планет и не путает их порядок, можно попробовать изобразить макет солнечной системы.
Расскажите, что планеты не стоят, выстроившись в ряд, а летают вокруг Солнца,каждая по своей дорожке («орбите»).

Если несколько детей, можно поиграть в такую игру: нарисовать каждому ребенку его орбиту мелом на асфальте. Продумайте расстояние так, чтобы дети не задевали друг друга при движении.
Когда схема движения будет нарисована, каждая планета должна занять свое место, и все начинают кружиться вокруг Солнца (лучше не бегать, а ходить).

Можно предложить детям сосчитать, сколько кругов им удалось сделать до условного сигнала. А потом пусть сравнят, кто сделал больше кругов - Меркурий или Марс, Юпитер или Уран, - и сделают вывод: чем дальше планета от Солнца, тем больше времени у нее занимает один полный оборот вокруг Солнца.

Планеты Солнечной системы.

Обязательно попросите малыша помочь вам в подготовке материала. Для игры понадобятся:

  • планеты (круги разных размеров из картона - одинакового или разных цветов);
  • игровое поле (большой лист бумаги или кусок старых обоев с нарисованным Солнцем и орбитами планет);
  • карточки с названиями небесных тел (всех планет и Солнца);
  • карточки с символами планет и Солнца.

Расскажите детям о планетах солнечной системе, о происхождении их названий. Можно вместе с детьми прочесть книги из серии тонких книг Левитана «Астрономия для умненьких детей»

Разложите планеты по орбитам, вместе с ребенком каждой планете подберите карточку с названием и символ. Предложите ребенку самому расположить планеты на орбитах и подобрать карточки к ним.
Попросите ребенка по памяти назвать подряд все планеты солнечной системы - от ближайшей к Солнцу или наоборот.

Выложите на поле все планеты с подписями, допустив ошибку, пусть ребенок попробует ее найти.

Используя схему солнечной системы, составленную ребенком на поле или по памяти, предложите ему ответить на вопросы:

  1. Какая планета солнечной системы расположена ближе всего к Солнцу, какая наиболее удалена от него;
  2. Какие планеты находятся ближе всего к Земле;
  3. Какая планета расположена между Землей и Юпитером, между Нептуном и Сатурном, между Марсом и Сатурном и так далее;
  4. Какая планета находится дальше Земли, но ближе Юпитера и так далее
  5. .

Созвездия.

Возьмите детскую энциклопедию и рассмотрите с ребенком карту звездного неба. Прочитайте о звездах и созвездиях, о происхождении их названий. Возьмите лист черной бумаги и несколько пуговиц желтого цвета или кружков, звездочек из желтого картона.

Попытайтесь сами изобразить одно из созвездий. Предложите сделать то же самое детям. После многократного повторения детьми таких игр предложите им угадать по памяти, какое из созвездий вы изобразили. Попросите детей по памяти изобразить то или иное созвездие.
Попросите детей, глядя на картинку или по памяти, исправить ошибки, допущенные вами при изображении того или иного созвездия.

Астрономическое лото и домино - от 6 лет.

Чтобы дети лучше запомнили названия планет, их символы, внешний вид созвездий, сделайте из картона такие традиционные игры, как лото и домино.
Если детям 6-7 лет, они обязательно захотят помочь вам, смело привлекайте их к работе, поручив найти картинки, приклеить и т.п.
Вместе с детьми вы можете изготовить самодельные книжки или плакаты о планетах и созвездиях.

Купить книги для детей о космосе вы можете в интернет-магазине Ученый Кот в разделе