Меню
Бесплатно
Главная  /  Женские проблемы  /  Атмосферные фронты циклоны и антициклоны. Закономерности циркуляции воздушных масс

Атмосферные фронты циклоны и антициклоны. Закономерности циркуляции воздушных масс

Описание презентации ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЦИРКУЛЯЦИИ ВОЗДУШНЫХ МАСС, АТМОСФЕРНЫЕ ФРОНТЫ, ЦИКЛОНЫ И по слайдам

Климатообразующие факторы географическая широта подстилающая поверхность циркуляция воздушных масс солнечн ая радиаци я релье ф характер подстилающ ей поверхности воздушные массы, атмосфер. фронты, циклоны и антицик. ветры

ВОЗДУШНЫЕ МАССЫ Наряду с географической широтой важным климатообразующим фактором является циркуляция атмосферы, т. е. перемещение воздушных масс. Воздушные массы — значительные объёмы воздуха тропосферы, который обладает определёнными свойствами (температура, влагосодержание), зависящими от особенностей района его формирования и движущиеся как единое целое. Протяжённость воздушной массы может составлять тысячи километров, а вверх она может простираться до верхней границы тропосферы.

ВОЗДУШНЫЕ МАССЫ Воздушные массы по скорости перемещения разделяют на две группы: ДВИЖУЩИЕСЯ МЕСТНЫЕ Движущиеся воздушные массы в зависимости от температуры подстилающей поверхности делятся на теплые и холодные. Теплая воздушная масса — движущаяся на холодную подстилающую поверхность, холодная масса — движущаяся на более теплую поверхность. Местные воздушные массы – это воздушные массы, которые длительное время не меняют своё географическое положение. Они могут быть устойчивыми и неустойчивыми в зависимости от сезона, а также сухими и влажными.

ВОЗДУШНЫЕ МАССЫ Выделяют четыре основных типа воздушных масс: ЭКВАТОРИАЛЬНЫЕ АРКТИЧЕСКИЕ (АНТАРКТИЧЕСКИЕ)УМЕРЕННЫЕ ТРОПИЧЕСКИЕ Кроме того, каждый из типов подразделяется на подтипы: МОРСКИЕ КОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ

ВОЗДУШНЫЕ МАССЫ Эти подтипы различаются меж собой по влажности. Например, морская арктическая масса формируется над северными морями – Баренцевым и Белым морем, характеризуется, как и континентальная воздушная масса, но с немного повышенной влажностью. Климат России формирует в той или иной степени все воздушные массы, за исключением экваториальной.

СВОЙСТВА ВОЗДУШНЫХ МАСС Рассмотрим свойства различных масс циркулирующих на территории нашей страны. Арктическая воздушная масса формируется преимущественно над Арктикой в полярных широтах, характеризуется низкими температурами зимой и летом. Ей присуща низкая абсолютная влажность и высокая относительная. Эта воздушная масса господствует круглый год в арктическом поясе, а зимой перемещается в субарктику. Умеренная воздушная масса формируется в умеренных широтах, где в зависимости от времени года изменяется температура: летом относительно высокая, зимой относительно низкая. По сезонам года от места формирования зависит и влажность. Эта воздушная масса господствует в умеренном поясе.

СВОЙСТВА ВОЗДУШНЫХ МАСС Отчасти, на территории России преобладают тропические воздушные массы. Они формируются в тропических широтах и имеют высокую температуру. Абсолютная влажность зависит от места формирования, а относительная влажность обычно низкая.

СВОЙСТВА ВОЗДУШНЫХ МАСС Прохождение различных воздушных масс на территории России обуславливает разницу в погодах. Например, все «волны холода» на территории нашей страны приходящие с севера, — это арктические воздушные массы, а на юг европейской части приходят тропические воздушные массы малой Азии или, иногда, с севера Африки (именно они приносят жаркую, сухую погоду).

В оздуш ны е м ассы – очень подвиж ны е части тропосф еры. П ри столкновении разны х по свойствам воздуш ны х м асс образую тся переходны е зоны. Атмосферные фронты

Атмосферные фронты Атмосферный фронт – это переходные зоны (границы) между двумя разнородными воздушными массами. При этом более теплый воздух всегда оказывается наверху, а холодный – внизу. Различают теплые и холодные атмосферные фронты.

Характеристика атмосферных фронтов Теплый фронт Холодный фронт 1. Теплый воздух надвигается на холодный ТВ ХВ 1. Холодный воздух надвигается на теплый ХВ ТВ 2. Теплый легкий воздух поднимается вверх 2. Выталкивает вверх легкий теплый воздух 3. Затяжные дожди 3. Ливни, грозы 4. Медленное потепление 4. Быстрое похолодание, ясная погода 5. И з м е н и е п о г о д ы. ХВ ТВ

Признаки Циклон Антициклон Что это? Схема образования Движение воздуха. Размеры Скорость перемещения. Место рождения В каких районах России преобладают Погода

Антициклон – это вихревое движение воздуха с высоким давлением в центре. Из-за отклоняющего действия вращения Земли воздух закручивается по часовой стрелке из центра к краям.

Синоптическая карта 1. Какое время года изображено на карте? 2. Где на территории страны самое низкое давление? 3. Сколько циклонов (антициклонов) зафиксировано на карте? 4. Где отмечается наиболее низкая температура и чему она равна? 5. Какое состояние неба преобладает над страной? 6. Где над территорией страны отмечается безоблачное небо? 7. Для чего составляются синоптические карты?

По вы шен ное ат мо сфер ное дав ле ние ха рак тер но для по год ных усло вий тер ри то рий, на хо дя щих ся под вли я ни ем 1) цик ло нов 2) ан ти цик ло нов 3) хо лод ных ат мо сфер ных фрон тов 4) теп лых ат мо сфер ных фрон тов

Какие воз душ ные массы гос под ству ют в суб тро пи че ском кли ма ти че ском поясе? 1) арк ти че ские и уме рен ные 2) уме рен ные и тро пи че ские 3) тро пи че ские и эк ва то ри аль ные 4) ан тарк ти че ские и уме рен ные

ПРИ ПОДЪ ЕМЕ ВОЗ ДУ ХА ВВЕРХ ОН ОХЛА ЖДА ЕТ СЯ, ВО ДЯ НОЙ ПАР В НЕМ КОН ДЕН СИ РУ ЕТ СЯ И ВЫ ПА ДА ЮТ ОСАД КИ. ЛЕД НИ КИ ОБ РА ЗУ ЮТ СЯ, ЕСЛИ ВЫ ПАВ ШИЕ В ТВЕР ДОМ ВИДЕ ОСАД КИ НЕ УСПЕ ВА ЮТ ПОЛ НО СТЬЮ РАС ТА ЯТЬ (В ТЕП ЛОЕ ВРЕМЯ ГОДА) И ПРО ИС ХО ДИТ ИХ НА КОП ЛЕ НИЕ. ПРИ ДВИ ЖЕ НИИ ОТ ЭК ВА ТО РА К ПО ЛЮ САМ СРЕД НЕ ГО ДО ВЫЕ ТЕМ ПЕ РА ТУ РЫ СТА НО ВЯТ СЯ НИЖЕ, ЗИМА БОЛЕЕ ПРО ДОЛ ЖИ ТЕЛЬ НАЯ И ХО ЛОД НАЯ, ЛЕТО - БОЛЕЕ КО РОТ КОЕ И ХО ЛОД НОЕ. Т. Е. В ВЫ СО КИХ ШИ РО ТАХ ПЕ РИ ОД, КОГДА ОСАД КИ ВЫ ПА ДА ЮТ В ВИДЕ СНЕГА (ДАЖЕ ПРИ МЕНЬ ШЕМ СРЕД НЕ ГО ДО ВОМ КО ЛИ ЧЕ СТВЕ ОСАД КОВ), БОЛЕЕ ПРО ДОЛ ЖИ ТЕЛЬ НЫЙ, А ПЕ РИ ОД, В ТЕ ЧЕ НИЕ КО ТО РО ГО СНЕГ МОЖЕТ РАС ТА ЯТЬ, - ЗНА ЧИ ТЕЛЬ НО БОЛЕЕ КО РОТ КИЙ. В суб тро пи че ском поясе сне го вая гра ни ца лежит на вы со те 4500 -5000 м, в уме рен ном - на вы со те 2500 -3500 м, на арк ти че ских ост ро вах - 100 -150 м. Объ яс ни те, по че му вы со та сне го вой линии из ме ня ет ся в ши рот ном на прав ле нии.

1. БОЛЬ ШЕЕ КО ЛИ ЧЕ СТВО ОСАД КОВ В КЛИ МА ТО ГРАМ МЕ В УКА ЗЫ ВА ЕТ НА ТО, ЧТО ПУНКТ РАС ПО ЛО ЖЕН БЛИЖЕ К ОКЕ А НУ, Т. Е. ЗА ПАД НЕЕ. 2. В ТОЧКЕ А ТЕМ ПЕ РА ТУ РА ЗИМЫ НИЖЕ, А ЛЕТА ВЫШЕ, ЧТО УКА ЗЫ ВА ЕТ НА БОЛЬ ШУЮ КОН ТИ НЕН ТАЛЬ НОСТЬ КЛИ МА ТА, Т. Е. БОЛЬ ШУЮ ЧЕМ У ПУНК ТА В УДА ЛЕН НОСТЬ ОТ ОКЕ А НА, ИЛИ, ДРУ ГИ МИ СЛО ВА МИ, ВО СТОЧ НЕЕ. ОТВЕТ: ПУНКТ А РАС ПО ЛО ЖЕН ВО СТОЧ НЕЕ. На ри сун ке по ка за ны кли ма то грам мы, ха рак те ри зу ю щие кли мат пунк тов А и В, рас по ло жен ных в Ев ро пе при мер но на оди на ко вой ши ро те и вы со те над уров нем моря. Опре де ли те, какой из этих пунк тов рас по ло жен во сточ нее. Для обос но ва ния ва ше го от ве та при ве ди те два до во да.

УКА ЖИ ТЕ ОТВЕТ В ВИДЕ ПО СЛЕ ДО ВА ТЕЛЬ НО СТИ БУК ВЕН НЫХ ОБО ЗНА ЧЕ НИЙ ВЫ БРАН НЫХ ЭЛЕ МЕН ТОВ. A) СА ЛЕ ХАРД Б) СЫК ТЫВ КАР B) НО ВО СИ БИРСК С по мо щью карты срав ни те ат мо сфер ное дав ле ние в го ро дах Са ле хард, Сык тыв кар и Но во си бирск Рас по ло жи те эти го ро да в по ряд ке уве ли че ния ат мо сфер но го дав ле ния, на блю дав ше го ся в них 11 ян ва ря 2010 г.

По яс не ние. По ли ни ям рав ных дав ле ний опре де лим дав ле ние для го ро дов. А) Са ле хард - от 1010−до 1015 Б) Сык тыв кар 1015 В) Но во си бирск более 1025 Вы стро им по сле до ва тель ность в по ряд ке уве ли че ния дав ле ния: АБВ.

С по мо щью карты срав ни те ат мо сфер ное дав ле ние в го ро дах Тю мень, Орен бург и Ниж ний Нов го род. Рас по ло жи те эти го ро да в по ряд ке уве ли че ния ат мо сфер но го дав ле ния, на блю дав ше го ся в них 11 ян ва ря 2010 г. Ука жи те ответ в виде по сле до ва тель но сти бук вен ных обо зна че ний вы бран ных эле мен тов. A) Тю мень Б) Орен бург B) Ниж ний Нов го род

Смежные воздушные массы разделены между собой сравнительно узкими переходными зонами, сильно наклоненными к земной поверхности. Эти зоны носят название фронтов.

Длина таких зон - тысячи километров, ширина - лишь десятки километров. Вверх фронты распространяются на несколько километров, нередко до самой стратосферы. При этом теплая масса лежит над холодной.

Фронты разделяющие основные воздушные массы, называют главными фронтами .

К ним относятся арктический (антарктический) - между арктическим (антарктическим) воздухом и воздухом умеренных широт;

полярный - между воздухом умеренных широт и тропическим;

тропический - между тропическим и экваториальным воздухом.

Кроме главных фронтов, существуют вторичные фронты , разделяющие несколько различающиеся объемы воздуха внутри одной и той же воздушной массы.

Если более теплая воздушная масса натекает на более холодную, то фронт между ними называют теплым . Если же наоборот, холодный воздух клином продвигается под теплый, то фронт называют холодным .

С фронтами связаны особые явления погоды. Восходящие движения воздуха в зонах фронтов приводят к образованию обширных облачных систем, из которых выпадают осадки на больших площадях. Огромные атмосферные волны, возникающие в воздушных массах по обе стороны от фронта, приводят к образованию крупномасштабных атмосферных возмущений вихревого характера с пониженным и повышенным давлением - циклонов и антициклонов , определяющих режим ветра и другие особенности погоды (рис. 2.1 в конце).

Интенсивная циклоническая деятельность является основной особенностью атмосферной циркуляции во внетропических и особенно в средних широтах.

Циклонической деятельностью называют постоянное возникновение, развитие и перемещение в атмосфере внетропических широт циклонов и антициклонов.

Циклоном называют область пониженного давления. Минимальное давление наблюдается в центре циклона, а к его периферии оно возрастает.

Циклоны возникают на атмосферных фронтах. В циклон вовлекаются обе воздушные массы, разделяемые фронтом. На поверхности фронта возникают волны, причем более теплая масса, вторгаясь в более холодную область, двигается вперед и наступает на холодный воздух, образуя теплый фронт. В тылу теплой массы наступает холодный воздух, вытесняя теплый воздух вверх - создается холодный фронт.

Постепенно волна развивается и вокруг центра циклона возникает вращательное движение воздуха, направленное в северном полушарии против часовой стрелки. В центре циклона вследствие развития восходящих движений воздуха давление все более понижается.

При прохождении теплого и холодного фронтов наблюдается определенная смена форм облаков. Приближение теплого фронта обнаруживается по появлению нитевидных перистых облаков, которые затем переходят в перисто-слоистые, высокослоистые и, наконец, в слоисто-дождевые, дающие обложные осадки. На холодном фронте образуется кучево-дождевые облака, выпадают ливневые осадки, усиливается ветер. Между двумя фронтами в циклоне находится сектор теплого воздуха. Обычно холодный фронт движется быстрее теплого и через несколько дней догоняет его, образуя сложный фронт окклюзии (смыкания). Процесс развития циклона на этом заканчивается. Диаметр ра звитого циклона может достигать 1000-1500 км (рис. 2.2 в конце).


Циклон перемещается примерно в направлении движения теплой воздушной массы. В умеренных широтах северного полушария это движение обычно происходит на восток или северо-восток. Летом циклоны движутся со скоростью 400-800 км в сутки, а зимой - до 1000 км в сутки.

Область повышенного давления называется антициклоном . Максимум давления находится в центре антициклона, к периферии давление понижается. Антициклон охватывает территории диаметром 2-3 тыс. км и более. В связи с нисходящими движениями воздуха, развивающимися в центральной части антициклона, здесь создается сухая, ясная или малооблачная погода. Ветер в центральной части антициклона обычно слабый. В северном полушарии воздух у земной поверхности в антициклоне движется по часовой стрелке (рис 2.3, 2.4).
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Используя программное приложение MS office «Power Point», я имею возможность быстрого доступа к необходимой информации, возможность осуществлять просмотр в необходимом, на данный момент, режиме - ускорить его или, наоборот, замедлить по ходу объяснения темы.

Во время проведения слайд лекции ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и слухом, что создает благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала.

Для проведения урока используется новая педагогическая технология – Слайд-лекция. Достоинства применения слайд-лекции в том, что происходит концентрация внимания учащихся на основных моментах учебного материала. Учащиеся не просто слушают лекцию, а видят наглядный материал о погодных явлениях. На уроке успешно сочетается устный лекционный материал с изображением фотоматериалов, картами, видео. Контроль усвоения материала выполняется с помощью заполнения таблицы.

Учащиеся получают более чем достаточно информации на данную тему и учатся её применять на практике.

Цели урока:

  • Образовательные : дать представления об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на погоду.
  • Развивающие :
    • выделить главное, обеспечить осмысление и усвоение учащимися нового материала;
    • определять и объяснять состояние погоды нашей местности в данное время;
    • развивать умения определять по синоптическим картам состояние погоды на ближайшее время.
  • Воспитательные : способствовать воспитанию наблюдательности за признаками погодных явлений и интереса к прогнозированию погоды.

Задачи урока:

  • способствовать развитию познавательного интереса к прогнозированию погоды;
  • совершенствовать умения анализировать и работать с синоптическими картами;
  • воспитывать наблюдательность.

Оборудование: атласы по географии, ЦОР «Тёплый и холодный атмосферные фронты», синоптическая карта России, снимки из космоса, презентация «Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны», мультимедийное оборудование с проектором, таблица для самоконтроля «Сравнительная характеристика циклона и антициклона»

Методы и формы учебной деятельности: обзорная лекция с элементами беседы и практической деятельностью учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

1. Перед изучением новой темы учитель ставит проблемный вопрос, на который учащиеся должны ответить и определить тему изучения нового материала.
– Что мы будем изучать сегодня на уроке на основе увиденных фотографий? (СЛАЙДЫ 1, 2)
«Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны». (СЛАЙД 3)

2. В 7 классе мы изучали климатообразующие факторы. Вспомним их и определим, какой из них сильно влияет на состояние погоды? Этот фактор мы и будем изучать сегодня. (СЛАЙД 4. Ответ: «Движение воздушных масс»)

II. Мотивационный момент:

– Сегодня на уроке мы

  • познакомимся с синоптическими картами, научимся их «читать», определим движение воздушных масс.
  • узнаем, как составляется прогноз погоды на ближайшее время.
  • определим погоду на завтра и послезавтра (для своей местности).

III. Изучение новой темы:

– Как вы уже догадались, речь пойдёт о ясной и пасмурной погоде, о её предсказании.
– Определите, какой день будет, если утром наблюдаем туман? (СЛАЙД 5)
Вспомните, видели вы туман утром? (Учащиеся отвечают )
Учитель на этом примере начинает объяснение.

Это явление природы связано с тем, что утренний холодный воздух сталкивается с приходящим тёплым воздухом. При столкновении двух воздушных масс с разными температурами образуется конденсат в виде тумана. Чем больше разница температур, тем гуще будет туман. (СЛАЙД 5) При этом, день будет ясный, а температура воздуха теплее.
(СЛАЙД 6) Определение понятия «воздушная масса».
(СЛАЙД 7) Типы воздушных масс, встречающихся у земной поверхности.
(СЛАЙД 8) Движение воздушных масс очень хорошо просматривается из космоса. Что вам напоминает каждый из этих космических снимков? (Ответ: Движение лопастей вентилятора)
(СЛАЙД 9) На примере слайда, мы можем определить направление движения такого вихря, а это значит, что можно определить какую погоду принесёт этот вихревой поток. Так составляются прогнозы погоды на ближайшее время с использованием космических снимков воздушных масс.
Воздушные массы бывают двух видов – это циклоны и антициклоны.
(СЛАЙД 10) Циклоны – это вихрь с низким давлением в центре. Рассмотрим механизм образования циклона и его характеристики. Основное направление передвижения циклонов с запада (Атлантический океан) на восток.
(СЛАЙД 11) Антициклон – это вихрь с высоким давлением в центре. Рассмотрим механизм образования антициклона и его характеристики. Приходят в основном из центральных и южных районов континентального климата. Суша прогревается быстрее, поэтому летом приходит жара с засухой. Зимой континент остывает быстрее, воздух ясный и морозный. Самый крупный антициклон, формирующийся над Евразией – Сибирский антициклон.
(СЛАЙД 12) Какие атмосферные вихри принесут такую погоду в наш район? (По фотографиям погоды в Зимовниках учащиеся определяют, где господствует циклон, а где антициклон)
(СЛАЙД 13) Закрепляем умения определять название господствующих воздушных потоков.
(СЛАЙД 14) Все воздушные вихри передвигаются один за другим, изменяя погоду. После просмотра ЦОРов о тёплом и холодном фронтах определим:
– Когда идут ливневые дожди?
– Когда наблюдается моросящий дождь?
Тёплый: http://www.youtube.com/watch?v=xdd1b3XBPCg
Холодный: http://www.youtube.com/watch?v=UAvlyBF7tb8
(в папке есть видео тёплого и холодного фронтов, если не открывается в презентации)
(СЛАЙД 16) Видео тёплого фронта.
(СЛАЙД 17) Видео холодного фронта.
Сейчас познакомимся с синоптической картой. Увидев её, мы сразу можем составить прогноз погоды своей местности, не дожидаясь её озвучивания.
(СЛАЙД 18) Как изображены циклоны? Их направления? Как изображены антициклоны?
Какая погода будет в Свердловске (сейчас Екатеринбурге), если циклон уходит, а антициклон приближается? (Ответ: Пасмурная и дождливая погода через день сменится ясной и солнечной погодой. С 16 марта начнётся потепление )
(СЛАЙД 19) Какая погода будет в Ростове-на-Дону летом? (Ответ: Похолодание, пасмурная и дождливая погода).

IV. Практическая часть урока : Заполним таблицу для закрепления изученного материала. (СЛАЙД 20)

Сравнительная характеристика циклона и антициклона: (СЛАЙД 21) Проверяем ответы.

Рефлексия:

1. Определите о какой погоде (циклоне или антициклоне) идёт речь в стихотворении А.С.Пушкина?

  • Сегодня на уроке мне было …
  • Знания, полученные на уроке, мне пригодятся….
  • Сегодня я…..
  • Мне было легко…
  • Мне было сложно…
  • О том, что я узнал (а), я расскажу…

3. (СЛАЙД 23)

– Посмотрим за окно. Какая погода сейчас?
– По каким признакам вы сделали такой вывод?
– Что будет с погодой, если передали приближение циклона?

Подведение итогов урока. Домашнее задание: параграф 11 на стр.73-80.

– Сегодня я хотела показать изменчивость погоды и объяснить причины перемен состояния воздушных масс. Именно на уроке происходит обучение практическому применению полученных знаний в виде предсказания погоды на ближайшее время по синоптической карте. Собираясь в школу, учащиеся будут рассматривать погоду сегодняшнего дня, научно объясняя её. Но большее удовлетворение они получат от правильного предсказания погоды на завтра. (Например, при быстром приближении циклона в сентябре предсказываем сильный ветер и дождь с похолоданием). Стихотворения показывают состояние погоды, а учитель пытается на практике закрепить полученные знания учащимися и развивает умения объяснять процессы, происходящие в атмосфере. Заинтересованность в данном вопросе является движущей силой в приобретении знаний. Хочется верить, что мой урок будет опробован многими учителями. А презентация к уроку будет опорным конспектом для проведения урока.

Воздушные массы - это крупные массы воздуха тропосферы и нижней стратосферы, которые формируются над определенной территорией суши или океана и обладают относительно однородными свойствами - температурой, влажностью, прозрачностью. Они движутся как одно целое и в одном направлении в системе общей циркуляции атмосферы.

Воздушные массы занимают площадь в тысячи квадратных километров, их мощность (толщина) достигает до 20-25 км. Перемещаясь над поверхностью с иными свойствами, они нагреваются или охлаждаются, увлажняются или становятся суше. Теплой или холодной называют воздушную массу, которая теплее (холоднее) окружающей ее среды. Различают четыре зональных типа воздушных масс в зависимости от районов формирования: экваториальные, тропические, умеренные, арктические (антарктические) воздушные массы (рис. 13). Они отличаются, прежде всего, температурой и влажностью. Все типы воздушных масс, кроме экваториальных, делятся на морские и континентальные в зависимости от характера поверхности, над которой они сформировались.

Экваториальная воздушная масса формируется в экваториальных широтах, поясе пониженного давления. Обладает достаточно высокими температурами и влажностью, близкой к максимальной, и над сушей, и над морем. Континентальная тропическая воздушная масса формируется в центральной части материков в тропических широтах. Она обладает высокой температурой, низкой влажностью, сильной запыленностью. Морская тропическая воздушная масса образуется над океанами в тропических широтах, где преобладают довольно высокие температуры воздуха и отмечается высокая влажность.

Континентальная умеренная воздушная масса формируется над материками в умеренных широтах, господствует в Северном полушарии. Ее свойства изменяются по сезонам. Летом довольно высокая температура и влажность, характерны осадки. Зимой низкие и крайне низкие температуры и невысокая влажность. Морская умеренная воздушная масса формируется над океанами с теплыми течениями в умеренных широтах. Летом она прохладнее, зимой - теплее, отличается значительной влажностью.

Континентальная арктическая (антарктическая) воздушная масса формируется над льдами Арктики и Антарктиды, обладает крайне низкими температурами и небольшой влажностью, высокой прозрачностью. Морская арктическая (антарктическая) воздушная масса образуется над периодически замерзающими морями и океанами, ее температура несколько выше, влажность больше.

Воздушные массы находятся в постоянном движении, при их встрече образуются переходные зоны, или фронты. Атмосферный фронт - пограничная зона между двумя воздушными массами, обладающими разными свойствами. Ширина атмосферного фронта достигает десятков километров. Атмосферные фронты могут быть теплыми и холодными в зависимости от того, какой воздух надвигается на территорию и какой вытесняется (рис. 14). Чаще всего атмосферные фронты возникают в умеренных широтах, где встречаются холодный воздух из полярных широт и теплый из тропических широт.

Прохождение фронта сопровождается изменениями в погоде. Теплый фронт перемещается в сторону холодного воздуха. С ним связаны потепление, слоисто-дождевые облака, приносящие моросящие осадки. Холодный фронт перемещается в сторону теплого воздуха. Он приносит обильные кратковременные ливневые осадки, часто со шквалистыми ветрами и грозами, и похолодание.

Циклоны и антициклоны

В атмосфере при встрече двух воздушных масс возникают крупные атмосферные вихри - циклоны и антициклоны. Они представляют плоские вихри воздуха, охватывающие тысячи квадратных километров при высоте всего 15-20 км.

Циклон - атмосферный вихрь огромного (от сотен до нескольких тысяч километров) диаметра с пониженным давлением воздуха в центре, с системой ветров от периферии к центру против часовой стрелки в Северном полушарии. В центре циклона наблюдаются восходящие потоки воздуха (рис. 15). В результате восходящих потоков воздуха в центре циклонов формируются мощные облака и выпадают атмосферные осадки.

Летом во время прохождения циклонов температура воздуха снижается, а зимой повышается, начинается оттепель. Приближение циклона вызывает пасмурную погоду и изменение направления ветра.

В тропических широтах от 5 до 25° обоих полушарий возникают тропические циклоны. В отличие от циклонов умеренных широт они занимают меньшую площадь. Тропические циклоны возникают над теплой морской поверхностью в конце лета - начале осени и сопровождаются мощными грозами, выпадением ливневых осадков и ветрами штормовой силы, обладают огромной разрушительной силой.

В Тихом океане тропические циклоны называют тайфунами, в Атлантическом - ураганами, у берегов Австралии - вилли-вилли. Тропические циклоны переносят большое количество энергии от тропических широт в направлении умеренных, что делает их важной составляющей глобальных процессов циркуляции атмосферы. За свою непредсказуемость тропическим циклонам дают женские имена (например, «Катрин», «Джульетта» и др.).

Антициклон - атмосферный вихрь огромного диаметра (от сотен до нескольких тысяч километров) с областью повышенного давления у земной поверхности, с системой ветров от центра к периферии по часовой стрелке в Северном полушарии. В антициклоне наблюдаются нисходящие потоки воздуха.

Как зимой, так и летом для антициклона характерны безоблачное небо и безветрие. Во время прохождения антициклонов погода солнечная, летом жарко, а зимой очень холодно. Антициклоны образуются над ледовыми покровами Антарктиды, над Гренландией, Арктикой, над океанами в тропических широтах.

Свойства воздушных масс определяются районами их формирования. При их перемещении из мест своего формирования в другие они постепенно меняют свои свойства (температуру и влажность). Благодаря циклонам и антициклонам между широтами осуществляется обмен теплом и влагой. Смена циклонов и антициклонов в умеренных широтах приводит к резким изменениям погоды.

Презентация является опорным конспектом урока. Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрированного рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видеофильмами. Слайд-лекция – это такая форма обучения, которая позволяет акцентировать влияние учащихся на значимых моментах информации, излагаемой учителем, с использованием наглядных эффективных образов в виде схем, карт, фото, видеослайдов, таблиц и т.п. Используя программное приложение MS office «Power Point», я имею возможность быстрого доступа к необходимой информации, возможность осуществлять просмотр в необходимом, на данный момент, режиме - ускорить его или, наоборот, замедлить по ходу объяснения темы. Во время проведения слайд лекции ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и слухом, что создает благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала. Для проведения урока используется новая педагогическая технология – Слайд-лекция. Достоинства применения слайд-лекции в том, что происходит концентрация внимания учащихся на основных моментах учебного материала. Учащиеся не просто слушают лекцию, а видят наглядный материал о погодных явлениях. На уроке успешно сочетается устный лекционный материал с изображением фотоматериалов, картами, видео. Контроль усвоения материала выполняется с помощью заполнения таблицы. Учащиеся получают более чем достаточно информации на данную тему и учатся её применять на практике.

Просмотр содержимого документа
«Урок Климат России»

Урок-презентация с использованием элементов слайд - лекции.

Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрированного рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видеофильмами, объединенными вместе при помощи программы Power Point в презентацию. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедиапроектора, так и на отдельных компьютерах.

Открытый урок с использованием презентации по теме:

«Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны».

Класс: 8 класс

Учитель: Боханова Светлана Александровна

Цели урока:

ОЦ: Дать представления об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на

РЦ: Выделить главное, обеспечить осмысление и усвоение учащимися нового материала;

Определять и объяснять состояние погоды нашей местности в данное время;

Развивать умения определять по синоптическим картам состояние погоды на ближайшее

ВЦ: Способствовать воспитанию наблюдательности за признаками погодных явлений и интереса

к прогнозированию погоды.

Задачи урока:

    Способствовать развитию познавательного интереса к прогнозированию погоды;

    Совершенствовать умения анализировать и работать с синоптическими картами;

    Воспитывать наблюдательность.

Оборудование: атласы по географии, ЦОР «Тёплый и холодный атмосферные фронты», синоптическая карта России, снимки из космоса, презентация «Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны», мультимедийное оборудование с проектором, таблица для самоконтроля «Сравнительная характеристика циклона и антициклона»

Методы и формы учебной деятельности : обзорная лекция с элементами беседы и практической деятельностью учащихся.

Ход урока:

I . Организационный момент:

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

1. Перед изучением новой темы учитель ставит проблемный вопрос, на который учащиеся должны ответить и определить тему изучения нового материала.

Что мы будем изучать сегодня на уроке на основе увиденных фотографий? (СЛАЙД 1, 2)

«Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны». (СЛАЙД 3)

2. В 7 классе мы изучали климатообразующие факторы. Вспомним их и определим, какой из них сильно влияет на состояние погоды? Этот фактор мы и будем изучать сегодня. (СЛАЙД 4. Ответ: «Движение воздушных масс»)

II . Мотивационный момент:

Сегодня на уроке мы

    познакомимся с синоптическими картами, научимся их «читать», определим движение воздушных масс.

    узнаем, как составляется прогноз погоды на ближайшее время.

    определим погоду на завтра и послезавтра (для своей местности).

III . Изучение новой темы:

Как вы уже догадались, речь пойдёт о ясной и пасмурной погоде, о её предсказании.
- Определите, какой день будет, если утром наблюдаем туман? (СЛАЙД 5)

Вспомните, видели вы туман утром? (Учащиеся отвечают )

Учитель на этом примере начинает объяснение.

Это явление природы связано с тем, что утренний холодный воздух сталкивается с приходящим тёплым воздухом. При столкновении двух воздушных масс с разными температурами образуется конденсат в виде тумана. Чем больше разница температур, тем гуще будет туман. (СЛАЙД 5) При этом, день будет ясный, а температура воздуха теплее.

(СЛАЙД 6) Определение понятия «воздушная масса».

(СЛАЙД 7) Типы воздушных масс, встречающихся у земной поверхности.

(СЛАЙД 8) Движение воздушных масс очень хорошо просматривается из космоса. Что вам напоминает каждый из этих космических снимков? (Ответ: Движение лопастей вентилятора)

(СЛАЙД 9) На примере слайда, мы можем определить направление движения такого вихря, а это значит, что можно определить какую погоду принесёт этот вихревой поток. Так составляются прогнозы погоды на ближайшее время с использованием космических снимков воздушных масс.

Воздушные массы бывают двух видов – это циклоны и антициклоны.

(СЛАЙД 10) Циклоны – это вихрь с низким давлением в центре. Рассмотрим механизм образования циклона и его характеристики. Основное направление передвижения циклонов с запада (Атлантический океан) на восток.

(СЛАЙД 11) Антициклон – это вихрь с высоким давлением в центре. Рассмотрим механизм образования антициклона и его характеристики. Приходят в основном из центральных и южных районов континентального климата. Суша прогревается быстрее, поэтому летом приходит жара с засухой. Зимой континент остывает быстрее, воздух ясный и морозный. Самый крупный антициклон, формирующийся над Евразией – Сибирский антициклон.

(СЛАЙД 12) Какие атмосферные вихри принесут такую погоду в наш район? (По фотографиям погоды в Зимовниках учащиеся определяют, где господствует циклон, а где антициклон)

(СЛАЙД 13) Закрепляем умения определять название господствующих воздушных потоков.

(СЛАЙД 14) Все воздушные вихри передвигаются один за другим, изменяя погоду. После просмотра ЦОРов о тёплом и холодном фронтах определим:

Когда идут ливневые дожди?

Когда наблюдается моросящий дождь?

(в папке есть видео тёплого и холодного фронтов, если не открывается в презентации)

(СЛАЙД 16) Видео тёплого фронта.

(СЛАЙД 17) Видео холодного фронта.

Сейчас познакомимся с синоптической картой. Увидев её, мы сразу можем составить прогноз погоды своей местности, не дожидаясь её озвучивания.

(СЛАЙД 18) Как изображены циклоны? Их направления? Как изображены антициклоны?

Какая погода будет в Свердловске (сейчас Екатеринбурге), если циклон уходит, а антициклон приближается? (Ответ: Пасмурная и дождливая погода через день сменится ясной и солнечной погодой. С 16 марта начнётся потепление )

(СЛАЙД 19) Какая погода будет в Ростове-на-Дону летом? (Ответ: Похолодание, пасмурная и дождливая погода).

IV . Практическая часть урока : Заполним таблицу для закрепления изученного

материала.(СЛАЙД 20)

Сравнительная характеристика циклона и антициклона: (СЛАЙД 21) Проверяем ответы.

Признаки сравнения

Циклон

Антициклон

Давление в центре

Давление на периферии

Токи воздуха

Восходящие

Нисходящие

Направление ветра

Против часовой стрелки

По часовой стрелке

Особенности погоды

Зимой: снег, ветер, облачно, потепление.

Летом: дождь, ветер, облачно, похолодание.

Зимой: морозно, ясно, без осадков.

Летом: жарко, ясно, без осадков.

Рефлексия:

1. Определите о какой погоде (циклоне или антициклоне) идёт речь в стихотворении А.С.Пушкина?

Буря мглою небо кроет, Под голубыми небесами

Вихри снежные крутя, Великолепными коврами,

То как зверь она завоет, Блестя на солнце снег, лежит

То заплачет как дитя, А.С.Пушкин

А.С.Пушкин (Антициклон)

    Сегодня на уроке мне было ….

    Знания, полученные на уроке, мне пригодятся….

    Сегодня я…..

    Мне было легко…

    Мне было сложно…

    О том, что я узнал (а), я расскажу…

3.(СЛАЙД 23)

Посмотрим за окно. Какая погода сейчас?

По каким признакам вы сделали такой вывод?

Что будет с погодой, если передали приближение циклона?

Подведение итогов урока. Домашнее задание: параграф 11 на стр.73-80.

Сегодня я хотела показать изменчивость погоды и объяснить причины перемен состояния воздушных масс. Именно на уроке происходит обучение практическому применению полученных знаний в виде предсказания погоды на ближайшее время по синоптической карте. Собираясь в школу, учащиеся будут рассматривать погоду сегодняшнего дня, научно объясняя её. Но большее удовлетворение они получат от правильного предсказания погоды на завтра. (Например, при быстром приближении циклона в сентябре предсказываем сильный ветер и дождь с похолоданием). Стихотворения показывают состояние погоды, а учитель пытается на практике закрепить полученные знания учащимися и развивает умения объяснять процессы, происходящие в атмосфере. Заинтересованность в данном вопросе является движущей силой в приобретении знаний. Хочется верить, что мой урок будет опробован многими учителями. А презентация к уроку будет опорным конспектом для проведения урока.

Просмотр содержимого презентации
«Климат России»

Презентация составлена учителем МБОУ Зимовниковской СОШ №10 Бохановой Светланой Александровной.

Урок географии в 8 классе.


Что объединяет эти фотографии? ( Ответ связан с природными процессами)


Что отличает эти две фотографии?

Что мы будем

изучать сегодня

на уроке на основе увиденных фотографий?



  • Географическая широта.
  • Подстилающая поверхность.
  • Движение воздушных масс.






ЦИКЛОНЫ

1.Образуются при вторжении тёплого воздуха в холодный.

2. В центре циклона область пониженного атмосферного давления.

3. Движение воздуха

восходящее, против

часовой стрелки

4. Обладают большой

подвижностью.

5. Приносят

пасмурную, ветреную,

сырую погоду,

смягчают жару летом

и мороз зимой.


АНТИЦИКЛОНЫ

  • Образуются при вторжении холодного воздуха в тёплый.
  • В центре антициклона область повышенного атмосферного давления.
  • Движение воздуха

нисходящее, по

часовой стрелке.

4. Малоподвижны.

5. Приносят ясную

безветренную погоду,

усиливают жару летом

и мороз зимой


Какие атмосферные вихри принесут такую погоду?



Тёплый и холодный фронт

  • Когда будут проходить ливневые дожди?
  • Когда идёт мелкий моросящий дождь?

1. Просмотр видео тёплого фронта.

2. Просмотр видео холодного фронта.






Характеристика циклона и антициклона

(сравнительная)

Признаки сравнения

Циклон

Давление в центре

Антициклон

На периферии

Токи воздуха

Направление

ветра

Особенности погоды

Районы преобладания


Проверим:

Признаки сравнения

Циклон

Давление в центре

На периферии

Антициклон

Токи воздуха

восходящие

Направление

ветра

нисходящие

Против часовой стрелки

Особенности погоды

По часовой стрелке

Зимой: снег, ветер, облачно, потепление

Летом: дождь, ветер, облачно, похолодание

Районы преобладания

Зимой: морозно, ясно, без осадков;

Летом: жарко, ясно, без осадков

Северные и центральные районы России

Южные районы России


  • Сегодня на уроке мне было ….
  • Знания, полученные на уроке, мне пригодятся….
  • Сегодня я…..
  • Мне было легко…
  • Мне было сложно…
  • О том, что я узнал (а), я расскажу….

  • Посмотрим за окно.

Какая погода сейчас?

  • По каким признакам вы сделали

такой вывод?

  • Что будет с погодой, если передали

приближение циклона?

  • Какая будет погода, если утром вы

видели сильный туман?


  • http://st.gdefon.ru/wallpapers_original/wallpapers/81934_priroda_pole_zemlya_nebo_oblaka-cveta_2560x1600_(www.GdeFon.ru).jpg
  • http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/76/522/76522134_3ec79da59daa.gif
  • http://fotki.yandex.ru/users/iuspas/view/382895/?page=1
  • http://www.photoforum.ru/f/photo/000/598/598988_36.jpg
  • http://www.vseokrasote.ru/linked/userpic/x_90bb510b.jpg
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/5/iuspas.2/0_49ed_dfc3fecf_L
  • http://basik.ru/images/rain/short.jpg
  • http://fotki.yandex.ru/users/iuspas/view/150329/?page=0#preview
  • http://fotki.yandex.ru/users/iuspas/view/264498/?page=0#preview
  • http://festival.1september.ru/files/articles/50/5069/506981/img7.JPG
  • Тёплый фронт http://www.youtube.com/watch?v=xdd1b3XBPCg
  • Холодный фронт http://www.youtube.com/watch?v=UAvlyBF7tb8
  • http://shools-geograf.at.ua/publ/fizicheskaja_geografija/atmosfera_pogoda_i_klimat/ciklony_i_anticiklony/18-1-0-105