Меню
Бесплатно
Главная  /  Базальная температура  /  Коллективные переговоры. Проведение коллективных переговоров

Коллективные переговоры. Проведение коллективных переговоров

Работники и работодатели регулируют свои отношения посредством заключаемых договоров, индивидуальных и/или коллективных. Но как быть, если по поводу положений коллективного договора у сторон возникают различные мнения? Ведь в этом документе нужно закрепить условия труда, устраивающие весь коллектив.

Привести к единой точке зрения по этому поводу призваны коллективные переговоры. В чем их особенности, как они регламентированы в законодательстве, какие этапы проходят на пути проведения, проанализируем в статье.

Что такое коллективные переговоры

Любые переговоры представляют собой обмен мнениями до достижения приемлемого соглашения. Коллективные переговоры не исключение. Это основанный на социальном партнерстве обмен точками зрения между представителями работодателя и сотрудников относительно общего мнения по положениям коллективного договора. Они регламентируются Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ) «О коллективных договорах и соглашениях», а также ст. 27, 36-40 ТК РФ.

Сам термин «коллективные переговоры» был официально введен в трудовой обиход 19 июля 1981 г. Конвенцией Международной Организации Труда № 154 от «О содействии коллективным переговорам».

Нет договора - нет переговоров

Предметом коллективных переговоров являются те или иные пункты документа, согласовывающего отношения персонала и работодателя - коллективного договора. Но этот нормативный акт не является обязательным для заключения. Трудовой Кодекс РФ не предписывает его оформлять в обязательном порядке. Часть 1 ст. 21 ТК РФ и ч. 1 ст. 22 ТК РФ говорит о том, что стороны имеют право заключать коллективный трудовой договор и, соответственно, вести переговоры о его содержании. А часть 2 ст. 36 ТК РФ утверждает обязанность ответа на письменное предложение о начале коллективных переговоров. Но если такое предложение не направлялось, то и заключать коллективный договор нет необходимости. Нигде в законе не сказано обратного, так же, как и нет никаких санкций за незаключение коллективного договора.

Следовательно, если организация не считает нужным, она может обойтись и без этого документа, а значит, и не принимать участия в коллективных переговорах. Другое дело, что на практике установлена целесообразность этого документа, поэтому организации предпочитают его оформлять, а значит, проводить перед этой процедурой коллективные переговоры.

Основные признаки коллективных переговоров :

  • общая цель – выработка отвечающего интересам обеих сторон проекта колдоговора;
  • могут быть инициированы любой стороной трудовых отношений, в процессе ведения инициатива может передаваться;
  • обе стороны являются равноправными в процессе переговоров;
  • обсуждаться могут любые вопросы, выбор «острых углов» для обсуждения не лимитируется;
  • обязанность другой стороны в недельный срок после предложения о переговорах письменно ответить на это предложение и вступить в них.

Принципы ведения коллективных переговоров

Данная процедура проводится на основании следующих принципов:

  • следование действующему законодательству РФ (федеральным законам и соответствующим статьям Трудового Кодекса;
  • полномочия в рамках переговоров распределяются между равноправными сторонами;
  • необходимо уважать интересы противоположной стороны - на то и договор, чтобы прийти к обоюдоприемлемому решению;
  • решения принимаются по доброй воле, но принятые -- обязательны к исполнению, что контролируется, а неисполнение карается;
  • принцип «хуже не будет»: какие бы вопросы не обсуждались и не пересматривались, из решение не вправе ухудшить условия, которые были у работников по предыдущему колдоговору или до его принятия.

К СВЕДЕНИЮ! Ответ на предложение о переговорах не может быть отрицательным – в нем должны содержаться данные о представителях для ведения переговоров. Сам диалог обязан начаться не позднее следующего за получением ответа рабочего дня.

Финал коллективных переговоров предусматривает подписание одного из двух документов:

  • коллективного договора, который и являлся предметом обсуждения – если стороны договорились;
  • протокола разногласий – если достичь общей точки зрения по одному или нескольким принципиальным вопросам не удалось (это является основанием для открытия вместо переговоров ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Выработанные в результате переговоров реальные обязательства принимаются сторонами на себя по доброй воле. За их исполнением должен быть систематический контроль, а за неисполнение предусмотрена ответственность.

Кто не может быть представителем работодателя на коллективных переговорах

Представители должны однозначно представлять одну из сторон. Участвовать в переговорах и принимать решения от имени сотрудников никак не могут представители работодателя, то есть лица, выражающие его интересы. Не могут принимать участие в коллективных переговорах:

  • организации, созданные или финансируемые нанимающей стороной;
  • исполнительные органы;
  • местное самоуправление;
  • политические партии.

ВАЖНО! Для некоторых категорий в случаях, предусмотренных законом, Трудовой кодекс делает исключение.

По закону инициатива может принадлежать любой стороне, но на практике чаще изменение колдоговора интересует работников. Если работодатель игнорирует предложение о коллективных переговорах, будут организованы не они, а коллективный трудовой спор, проходящий уже по другому регламенту.

Этапы ведения коллективных переговоров

Необходимость в проведении коллективных переговоров может возникнуть перед первичным заключением колдоговора либо незадолго до того, как срок предыдущего коллективного договора должен истечь, но не ранее чем за 3 месяца.

Процесс организации и проведения коллективных переговоров протекает в несколько этапов.

1 этап. Право на представительство. Одна из сторон принимает решение о том, что необходимо провести коллективные переговоры. Для этого нужно сначала выбрать представителей. От работодателей может выступать руководство или уполномоченные им лица, наделенные правом подписи. Что касается сотрудников, тут выбор несколько сложнее:

  • если в компании нет профсоюза, необходимо выбрать представителя тайным голосованием на общем собрании;
  • если профсоюз есть, но в него входит менее 50% работников, также будет необходимо тайное голосование о наделении профсоюзной организации полномочиями выделить представителя для коллективных переговоров;
  • профсоюзная организация, членство в которой поддерживают более половины персонала, вправе выбрать представителя для переговоров самостоятельно;
  • если профсоюзных организаций в компании несколько, они могут сформировать единый орган для представительства на коллективных переговорах, в котором от каждой организации будет равное число представителей.

2 этап. Предложение о переговорах. Наделенный правомочиями представитель или представительский орган выступает с переговорной инициативой. Она заключается в направлении письменного предложения. После его получения у другой стороны есть неделя на формирование ответа и подготовку к переговорам, то есть выбрать своих представителей. Переговоры считаются начатыми на следующий день после получения ответа на предложение о переговорах, то есть максимум на 8 день со дня его отправления. Ответ от работодателя должен быть в форме приказа о создании комиссии для ведения переговоров с перечислением ее членов.

3 этап. Уточнение полномочий. После выбора представителей стороны должны оговорить значимые факторы права и обязанностей представителей сторон на будущих переговорах. Нужно максимально предусмотреть процедуры на случай появления потенциальных «камней преткновения», например:

  • порядок и время предоставления информации по запросам сторон;
  • обязательства о неразглашении охраняемых законом тайн, могущих «всплыть» в ходе переговоров;
  • вопросы взаимной ответственности и др.

4 этап. Время, место, регламент. Согласование сроков проведения, места, где будут проходить переговоры, и порядка налаживания диалога. В качестве даты окончания переговоров следует наметить день подписания колдоговора после достижения согласия. Сами переговоры не могут длиться долее 3 месяцев.

5 этап. Обсуждение проекта колдоговора , то есть сами переговоры. Если оговорены конкретные изменения, они вносятся в текст договора, то есть производится его корректировка. Все это время продолжает действовать старый колдоговор, даже если срок его уже истек.

6 этап. Заключение нового колдоговора. После того как проект разработан, его утверждают (подписывают представители обеих сторон). Со стороны персонала должны быть подписи каждого участника переговоров как членов представительского органа.

ВНИМАНИЕ! Если соглашения по каким-либо пунктам колдоговора к указанному сроку достичь не удалось, вместо последнего этапа открывается коллективный трудовой спор.

7 этап. Актуализация коллективного договора. Это уже не вполне элемент переговоров, но их завершающая чать. Работодатель обязан направить подписанный текст колдоговора в территориальный орган контроля труда (Департамент труда). Это нужно сделать не позже чем в течение недели после подписания. Регистрация формальна, отказов в ней не предусмотрено.

Протоколирование переговоров

Поскольку коллективные переговоры - регламентированная законом процедура, их ведение должно документально фиксироваться. В ходе переговоров обязательно ведется их протокол. Он должен обязательно содержать:

  • номер официального документа, под которым он регистрируется;
  • наименование заседания;
  • его дата и время проведения;
  • состав комиссии по переговорам (ФИО и должности участников);
  • повестка дня;
  • кто выступал по каждому вопросу;
  • что именно решили;
  • сколько было голосов «за» и «против» (если производилось голосование) по каждому конкретному вопросу;
  • подписи участников переговоров (в конце протокола).

Действие колдоговора в зависимости от статуса организации

Обычным сроком действия коллективного договора является период от 1 до 3 лет. Проведение коллективных переговоров по обсуждению проекта нового договора может повлиять на продление или укорочение этого срока:

  • если срок договора истекает в процессе проведения коолективных переговоров, его действие пролонгируется;
  • при реорганизации компании колдоговор остается в силе, если одна из сторон не выказала возражений;
  • при смене собственника сила договора сохраняется;
  • при ликвидации компании договор продолжает действовать до окончания процедуры.

Начальство не идет на переговоры?

Закон не разрешает руководству уклоняться от переговоров, если персонал направил соответствующий запрос. Не имеет права начальствующая сторона и нарушать установленный регламентом ход переговоров. Если же такие нарушения допускаются, ст. 54 ТК РФ встает на стражу интересов трудового коллектива, предусматривая для строптивого работодателя ряд санкций, применяющихся, когда:

  • сторона уклоняется от участия в коллективных переговорах;
  • сторона отказывается вносить согласованные изменения в текст коллективного договора;
  • сторона отказывается ратифицировать итоговый документ своей подписью.

КоАп РФ в ст. 5.28 детально разъясняет, что имеется в виду под «уклонением сторон от коллективных переговоров», а также озвучивает размер возможного штрафа - от 1000 до 3000 рублей за каждое доказанное нарушение.

Гарантии и компенсации

Достижение общего мнения не всегда проходит гладко, иногда социальный диалог может дорого стоить его участникам как в плане времени, так и финансов, а иногда и моральных затрат. Поэтому государство предусмотрело для представителей сторон определенные преференции:

  • освобождение от основной работы на весь срок ведения переговоров (до 3 месяцев), при этом заработная плата сохраняется на среднем уровне;
  • запрет на дисциплинарные взыскания, переводы и увольнения представителей работников в период переговоров (кроме случаев, предусмотренных в ТК РФ).

Компенсацию понесенных затрат производят согласно действующих в компании нормативных актов. По общему правилу, услуги посредников и экспертов, если они требуются, оплачивает сторона, являющаяся инициатором переговоров.

В связи с решением коллектива работников заключить коллективный договор возник вопрос о том, кто может быть представителем работников в случае, когда в коллективе существует три первичные профсоюзные организации, но ни одна из них не объединяет больше половины работников.

Как и на основании чего формируется в этом случае единый представительный орган?

В период коллективно-договорной компании в ряде организаций возникли вопросы о том, кто выступает в качестве представителя работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора?

Заключаются ли коллективные договоры в филиалах, иных обособленных структурных подразделениях? Кто и в каком порядке представляет в них интересы работодателя?

Кто представляет интересы работодателя в коллективно-договорных правоотношениях в случае признания организации банкротом или введения внешнего управления?

Подготовьте обоснованные ответы.

По завершении коллективных переговоров между представителями работодателя (ОАО) и профсоюзным комитетом данного акционерного общества, представляющим интересы работников, проект коллективного договора (с учетом замечаний, поступивших из структурных подразделений), был вынесен на рассмотрение конференции трудового коллектива. В ходе обсуждения проекта по предложению одного из работников большинством голосов было принято решение направить проект коллективного договора на согласование в отраслевой территориальный профсоюзный орган и лишь после его одобрения подписать коллективный договор.

В каком порядке подписывается и вступает в действие коллективный договор?

Подлежит ли он регистрации и кто осуществляет такую регистрацию?

На заводе «Восход» действуют две профсоюзные организации и совет работников завода. Однако ни одна из организаций, представляющих работников, не объединяет более половины работников завода.

Каковы должны быть действия сторон при заключении коллективного договора на заводе?

В ходе проведения коллективных переговоров слесарь Смирнов, член комиссии, представляющий работников, совершил прогул. Приказом директора он был уволен без согласия представительного органа работников.

Вправе ли работодатель по собственной инициативе расторгать договор с членами комиссии по коллективным переговорам? Какие гарантии и компенсации предусмотрены законодательством для этих лиц? В каких случаях с ними может расторгаться трудовой договор?

В процессе переговоров с целью заключения коллективного договора стороны не достигли согласия. Первичная профсоюзная организация объявила забастовку в связи с отказом работодателя включить в коллективный договор условие об индексации заработной платы.

Вправе ли первичная профсоюзная организация сразу прибегать к забастовке при проведении коллективных переговоров? Существуют ли процедуры оформления разногласий в ходе проведения коллективных переговоров и если да, то каким нормативным актом они регламентируются?

Генеральный директор ГУП «Вектор» и председатель совета трудового коллектива (представительный орган работников) 10 февраля подписали коллективный договор. Собрание действующей первичной организации профсоюза слесарей и ремонтников «Единство» 15 февраля приняло решение заключать с представителем работодателя отдельный коллективный договор. 16 февраля генеральному директору было вручено письменное уведомление о необходимости начать переговоры с первичной профсоюзной организацией. Генеральный директор, ссылаясь на то, что коллективный договор уже заключен, вести переговоры отказался и на последующие уведомления не отвечал. 16 марта председатель «Единства» обратился в суд с требованием привлечь генерального директора к административной ответственности за уклонение от ведения переговоров по вопросу заключения отдельного коллективного договора.

Какое решение должен вынести суд?

Задание 1

Подберите примеры норм Трудового кодекса РФ, обязывающих работодателя принимать решения:

С учетом мнения представительного органа работников;

С учетом мнения выборного профсоюзного органа.

Сделайте правовой анализ содержания данных статей.

Задание 2

Выпишите из Трудового кодекса РФ статьи, согласно которым правовое регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в коллективно-договорном порядке. Проанализируйте эти положения. Какие институты трудового права в большей мере допускают коллективно-договорное регулирование? Какие институты исключают такой способ регламентации?

Тесты

1. Социальное партнерство в сфере труда – это:

а) совокупность норм права, направленных на согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

б) система взаимоотношений между работниками, работодателями (их представителями), органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;



в) система взаимоотношений, направленная на согласование интересов работодателей и профсоюзов.

2. Сторонами социального партнерства являются:

а) работники и работодатели в лице уполномоченных представителей;

б) работодатели и профессиональные союзы;

в) работники и уполномоченные государственные органы.

3. При наличии у работодателя первичной профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники:

а) обязаны избрать специально уполномоченного представителя;

б) могут поручить представление своих интересов федеральной инспекции труда;

в) могут поручить представление своих интересов имеющейся профсоюзной организации либо иному представителю.

4 Основные принципы социального партнерства закреплены в:

а) Конституции РФ;

в) Конституции РФ и иных федеральных законах.

5. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются:

а) федеральным законом;

б) локальным нормативным правовым актом;

в) представителями сторон, участвующих в переговорах.

6. При заключении коллективного договора его стороны:

а) могут включить в договор обязательства по всем вопросам, перечисленным в ст. 41 ТК РФ, или часть указанных обязательств по своему усмотрению;

б) обязаны включить в договор обязательства по всем вопросам, перечисленным в ст. 41 ТК РФ;

в) не могут включать в договор иные обязательства, кроме предусмотренных ст. 41 ТК РФ и иными федеральными законами.

7. В случае недостижения согласия по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала переговоров стороны должны:

а) подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий;

б) отложить заключение коллективного договора на два месяца и вновь начать коллективные переговоры;

в) продолжить коллективные переговоры ещё в течение месяца и затем заключить коллективный договор в обязательном порядке.

8. Стороны, заключившие коллективный договор, после окончания срока его действия:

а) вправе продлить действие договора на срок не более одного года;

б) вправе продлить действие договора на срок не более трех лет;

в) не вправе продлевать договор, а должны приступить к переговорам с целью заключения нового коллективного договора.

9. Видами соглашений являются:

а) генеральное, региональное, основное, дополнительное и иные;

б) генеральное, отраслевое (межотраслевое), специальное и иные;

в) генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальные и иные;

а) по договоренности между представителями сторон;

в) сторонами по согласованию с органом государственной власти (органом местного самоуправления) по труду и социальной защите.

11. При выявлении в процессе регистрации соответствующим органом по труду условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством, указанный орган:

а) сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда;

б) отменяет коллективный договор, соглашение и уведомляет об этом представителей сторон и государственную инспекцию труда;

в) обращается в соответствующий суд с заявлением о признании коллективного договора, соглашения (их отдельных положений) недействительными и не подлежащими применению.

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие социального партнёрства в сфере труда.

2. Каковы стороны и принципы социального партнерства?

3. Кто может быть представителями работников и работодателей в социальном партнерстве?

4. В чем заключается механизм действия социального партнерства (коллективные переговоры, коллективные договоры и соглашения)?

5. Какова ответственность сторон социального партнерства в сфере труда?

Комментарий к статье 37

1. Коллективные переговоры проводятся соответствующими комиссиями, формируемыми сторонами социального партнерства на равноправной основе. О соответствующих комиссиях (см. ст. 35 ТК и комментарий к ней).

2. Часть 1 комментируемой статьи определяет правомочия сторон социального партнерства по определению предмета коллективных переговоров. Перечень вопросов, являющихся предметом коллективных переговоров определяется участниками коллективных переговоров самостоятельно. При этом стороны должны учитывать общие правила разграничения полномочий по регулированию трудовых отношений между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, работодателями (см. об этом подробнее ст. ст. 6 - 9 ТК и комментарий к ним).

3. Общие правила проведения коллективных переговоров установлены в ч. 9 ст. 37. Участники переговоров самостоятельно определяют сроки, место и порядок их проведения. Поскольку коллективные переговоры проводятся соответствующими комиссиями, состоящими из лиц, представляющих стороны переговоров (участников переговоров), то и указанные решения принимаются соответствующей комиссией, определяя порядок ее деятельности.

4. Части 2 - 5 комментируемой статьи устанавливают порядок определения участников коллективных переговоров, представляющих работников, при проведении переговоров на локальном уровне.

Часть 2 определяет возможные действия представителей работников при наличии нескольких первичных профсоюзных организаций (двух или более), которые в совокупности объединяют более половины работников данного работодателя. Эти организации для ведения коллективных переговоров вправе образовать единый представительный орган работников. Для создания такого органа необходимо принятие соответствующего решения выборным органом каждой из первичных профсоюзных организаций. Если какая-либо из первичных профсоюзных организаций не примет данное решение, но решения будут приняты иными профсоюзными организациями, которые в совокупности объединяют более половины работников данного работодателя, то решение о создании единого представительного органа следует считать состоявшимся. Формирование данного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза, состоящих на учете в соответствующей организации профсоюза. При этом в едином представительном органе должна быть представлена каждая профсоюзная организация, участвовавшая в создании единого представительного органа. Например, если в организации действуют две профсоюзные организации, одна из которых представляет 500 человек, а другая - 100, то в состав комиссии по ведению коллективных переговоров первая организация может направить пять человек, а вторая одного. В данном случае именно единый представительный орган может выступать инициатором проведения коллективных переговоров.

Часть 3 определяет возможные действия представителей работников при наличии первичной профсоюзной организации, которая объединяет более половины работников, занятых у соответствующего работодателя. Такая профсоюзная организация может выступить инициатором коллективных переговоров вне зависимости от наличия или отсутствия иных профсоюзных организаций.

Часть 4 применяется в том случае, когда в профсоюзные организации, действующие у конкретного работодателя, объединено не более половины работников, либо если меньшинство работников объединено в профсоюзные организации, участвовавшие в создании единого представительного органа. В данном случае решение о представительстве принимается непосредственно работниками. Для этого проводится собрание (конференция) работников, которая определяет первичную профсоюзную организацию, которая будет представлять работников в коллективных переговорах, либо избирает иного представителя. Соответствующее решение принимается на собрании (конференции) работников тайным голосованием. Поручение представления работников первичной профсоюзной организации возможно только при наличии ее согласия, выраженного в решении выборного органа. Об ином представителе работников см. ст. 31 ТК и комментарий к ней.

Часть 5 устанавливает гарантии участия в коллективных переговорах представителей первичных профсоюзных организаций, которые не участвовали в инициировании коллективных переговоров. Представители работников, определенные в соответствии с ч. ч. 2 - 4 ст. 37, обязаны проинформировать о выдвижении предложения о начале коллективных переговоров все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя. Такое извещение должно быть осуществлено в письменной форме в день направления работодателю предложения о начале коллективных переговоров. Первичные профсоюзные организации, проинформированные о начале коллективных переговоров и желающие участвовать в коллективных переговорах с самого начала, должны направить своих представителей в состав единого представительного органа в течение пяти рабочих дней с момента получения извещения. Если указанный срок пропущен или данные первичные профсоюзные организации отказались от участия в коллективных переговорах, то переговоры начинают без их представителей. В любом случае за этими первичными профсоюзными организациями сохраняется право присоединиться к участию в коллективных переговорах в течение одного месяца со дня их начала. По истечении месяца в участии в переговорах им может быть отказано.

5. Часть 6 устанавливает порядок определения участников коллективных переговоров, представляющих работников, при проведении переговоров на всех остальных уровнях (федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном).

Если на соответствующем уровне действует несколько профсоюзов (объединений профсоюзов), то они также могут создать единый представительный орган. Формирование такого органа осуществляется с учетом количества членов профсоюза (профсоюзов), представляемых соответствующим профсоюзом (объединением профсоюзов); причем каждый профсоюз (объединение профсоюзов) должен быть представлен в данном органе. На практике формирование единого представительного органа на рассматриваемых уровнях зачастую осуществляется на основе пропорционального представительства.

Если договоренность о создании единого представительного органа между профсоюзами (объединениями профсоюзов) не достигнута, то право на ведение коллективных переговоров предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов). При этом не имеет значения составляет ли данное число членов профсоюза (профсоюзов) большинство работников, занятых на соответствующем уровне: правом на ведение коллективных переговоров обладает профсоюз (объединение профсоюзов), который объединяет большее количество работников по сравнению с другими профсоюзами (объединениями профсоюзов), представляющими работников на соответствующем уровне.

Трудовой кодекс не определяет сроки, в течение которых должна быть достигнута договоренность о формировании единого представительного органа. Как следствие, отсутствует указание на время, по истечении которого наиболее представительный профсоюз (объединение профсоюзов) имеет право на самостоятельное формирование представительного органа. В данном случае следует применять аналогию закона: если единый представительный орган не создан в течение пяти рабочих дней с момента извещения иных профсоюзов (объединений профсоюзов), то ведение коллективных переговоров осуществляет профсоюз, объединяющий наибольшее количество работников.

6. Части 7, 8 комментируемой статьи устанавливают обязанности сторон коллективных переговоров по обеспечению проведения переговорного процесса.

Трудовой кодекс предусматривает обязанность каждой из сторон переговоров предоставлять другой стороне (другим сторонам) имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров. Такая информация должна быть предоставлена не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса. Данный запрос необходимо составлять в письменной форме и направлять его другой стороне (сторонам) способом, позволяющим зафиксировать факт его получения другой стороной (вручение уполномоченному лицу под расписку, направление почтовой связью с уведомлением о вручении и т. п.).

При этом участники переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров (эксперты, специалисты, посредники), не должны разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой или иной). О понятии государственной, служебной и коммерческой тайны (см. комментарий к ст. 57 ТК).

Лица, разгласившие указанные сведения, могут быть привлечены к ответственности, установленной федеральным законом. Участники коллективных переговоров, представляющие работодателя, а также состоящие в трудовых отношениях с профсоюзом (объединением профсоюзов, профсоюзной организацией), могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (см. гл. 30 ТК и комментарий к ней).

Эти и иные лица, связанные с ведением коллективных переговоров, за данное правонарушение могут быть привлечены к административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности. Статья 13.14 КоАП предусматривает ответственность в виде административного штрафа, налагаемого на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда, за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, при условии, что лицо, разгласившее информацию, получило к ней доступ в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.

В силу ст. 139 ГК РФ к гражданско-правовой ответственности за нарушение законодательства о служебной и коммерческой тайне могут быть привлечены: во-первых, лица, получившие данную информацию незаконными методами; во-вторых, работники, разгласившие служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, и в-третьих, контрагенты, нарушающие соответствующие обязательства, принятые по гражданско-правовому договору. Лица, участвующие в коллективных переговорах, не относятся ни к одной из вышеперечисленных категорий. Исключение составляют лишь эксперты, специалисты и посредники, приглашенные работодателем и оказывающие ему соответствующие услуги на основании гражданско-правового договора, а также работники организации. Однако работники за разглашение информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, могут быть привлечены лишь к полной материальной ответственности (но ни к гражданско-правовой). Об этом см. п. 7 ст. 243 ТК и комментарий к нему. Таким образом, лица, участвующие в коллективных переговорах, в настоящий момент не могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности, за исключением экспертов, специалистов и посредников, оказывающих работодателю соответствующие услуги на основании гражданско-правового договора.

В соответствии со ст. 183 УК РФ к уголовной ответственности за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, может быть привлечено лицо, которому она была доверена или стала известна по службе или работе. К этим лицам из числа участников коллективных переговоров могут быть отнесены работники, получившие доступ к соответствующей информации в силу своих трудовых обязанностей вне зависимости от их участия в коллективных переговорах. Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны предусматривается ст. 283 УК РФ.

7. Трудовой кодекс не содержит императивных норм относительно сроков проведения коллективных переговоров, осуществляя по данному вопросу лишь косвенное регулирование.

В частности, ч. 2 ст. 40 ТК обязывает стороны коллективных переговоров по заключению коллективного договора по истечении трех месяцев со дня начала коллективных переговоров подписать коллективный договор на согласованных условиях. Однако подписание в данном случае коллективного договора не является основанием для прекращения переговоров, которые могут продолжаться относительно существующих разногласий.

Косвенным ограничителем срока проведения коллективных переговоров выступает также трехмесячный срок освобождения от основной работы лиц, в них участвующих (см. ст. 39 ТК и комментарий к ней).

Коллективные переговоры и их проведение чётко регламентированы трудовым законодательством. Кто может представлять интересы работников на переговорах по заключению или изменению коллективного договора? В какие сроки они должны быть проведены? Как быть, если согласие между сторонами не достигнуто?

Суть коллективных переговоров

Существует определение системы отношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления. Социальное партнёрство призвано согласовать интересы всех вышеперечисленных сторон, урегулировать трудовые взаимоотношения. Теме социального партнёрства посвящена ст. 27 ТК РФ, в которой описаны как формы коллективных переговоров, так и процедуры подготовки к их согласованию и заключению. Проведение коллективных переговоров предполагает наличие двух главных сторон: работника и его работодателя.

Самые лучшие работники - предприимчивые сотрудники. Их переполняют новые идеи, они готовы много работать и брать на себя ответственность. Но они же и самые опасные - рано или поздно решают работать на себя. В лучшем случае просто уйдут и создадут свое дело, в худшем - прихватят вашу информацию, пул клиентов и станут конкурентами.

Если Вы уже являетесь подписчиком журнала «Генеральный Директор», читайте статью

При этом коллективные переговоры, стороны которых достигли компромисса, завершаются соглашениями - правовыми актами, регулирующими социальное и трудовое взаимодействие сторон и определяющими уровень экономического взаимодействия между ними. Соглашения могут относиться к федеральному, региональному или отраслевому уровню.

Сам термин «коллективные переговоры» сформулирован Конвенцией Международной Организации Труда №154 от 19.06.1981г. «О содействии коллективным переговорам».

Коллективные переговоры могут проводиться между предпринимателем или их группой, одной или сразу несколькими организациями трудящихся. Темой переговоров могут стать:

  • занятость и ежедневные условия труда;
  • отношения между работодателем и сотрудниками;
  • отношения между предпринимателем и организацией трудящихся.

Основные принципы коллективных переговоров:

  • соблюдение законодательства;
  • распределение полномочий между сторонами;
  • заключение коллективных переговоров требует равноправия сторон;
  • сотрудничество, основанное на взаимном уважении интересов сторон;
  • глубокая заинтересованность со стороны участников;
  • принятые сторонами обязательства должны иметь добровольное начало и быть исполнимыми;
  • коллективные переговоры требуют наличия контроля соблюдения договоров;
  • исполнение договоров носит обязательный характер, неисполнение договоров влечёт за собой серьёзную ответственность провинившейся стороны.

Основные лица, участвующие в коллективных переговорах

Организация коллективных переговоров требует участия работников

В соответствии со статьёй 36 ТК РФ, обе стороны, ведущие коллективные переговоры и привлечённые к их заключению или изменению, имеют право на инициативу. В соответствии со статьей 29 ТК РФ, работников могут представлять:

  • профсоюзы и приравненные к профсоюзам объединения;
  • прочие организации, определённые уставом межрегиональных или общероссийских профсоюзов;
  • прочие представители, предусмотренные ТК и выбираемые работниками.

Проведение коллективных переговоров, приуроченное к разрешению споров, заключению или внесению изменений в соглашения, является поводом для формирования специальной комиссии. Комплектация комиссии, деятельность которой направлена на урегулирование спорных вопросов, как правило, поручается профсоюзам.

Проведение коллективных переговоров, заключение или внесение каких-либо изменений в коллективные договоры и текущий контроль исполнения условий договоров поручаются первичным профсоюзам и прочим выборным органам, формирование которых происходит путём голосования работников.

Работники, желающие принимать участие в коллективных переговорах, имеют право уполномочить профсоюз представлять его интересы по вопросам трудовых отношений.

В соответствии со статьёй 31 ТК РФ, работники, не объединённые в профсоюзную организацию, имеют право на уровне собрания или конференции избирать иной орган или представителя для проведения коллективных переговоров. Голосование происходит тайно. Такой же порядок предусмотрен в случае, если профсоюзная организация объединяет менее половины коллектива трудящихся. Выборный представитель или организация может существовать наряду с имеющимся профсоюзным органом. При этом работодатель должен обеспечить все условия для осуществления деятельности представителей работника.

Работодатель или представители работодателя, уполномоченные вести коллективные переговоры

Участвовать в коллективных переговорах имеют право как работники, так и их представители. Полномочия представителей работодателя разделяются в зависимости от типа решаемых вопросов. Так, вопросы, касающиеся заключения или изменения соглашений, а также вопросы, связанные с решением споров или урегулированием социальных и трудовых отношений, поручаются объединениям работодателей.

Коллективные переговоры в трудовом собрании, связанные с первичным заключением или внесением изменений в документы, проходят с привлечением представителей работодателей. К ним могут относиться:

Начало коллективных переговоров

Прежде чем составить уведомление о начале коллективных переговоров, обе стороны обязаны чётко сформулировать требования для обсуждения. Лишь после окончания данной процедуры возможно начать процесс коллективных переговоров. В соответствии со статьёй 36 ТК РФ, переговоры могут быть инициированы как работником, так и его работодателем.

Главным требованием к заполнению формы уведомления перед проведением коллективных переговоров является указание точной даты их проведения. Кроме того, в форме должны быть обозначены место, а также состав групп, представляющих каждую сторону (от трёх до семи человек).

После получения подобного уведомления представители сторон обязаны вступить в сам процесс переговоров в течение семи дней. Инициатору проведения мероприятия поступает ответ с указанием всех представителей комиссии, а также полным перечнем их полномочий и обязанностей. Начало коллективных переговоров обычно приурочено ко дню, следующему за днём получения инициатором переговоров вышеобозначенного ответа.

Лица, представляющие работодателя, финансируемые им, политическими партиями или органами местного самоуправления, не могут вступать в любые переговоры от имени работников. Они также лишены полномочий подписывать или вносить какие-либо изменения в коллективные договора от имени работников предприятия.

Выборная комиссия по ведению коллективных переговоров создаётся в соответствии с принципом равноправия, утверждающим равные права и равные голоса для сторон, независимо от их числа.

Порядок проведения коллективных договоров

Этап 1. Принятие решения и составление письменного уведомления стороны о моменте начала коллективных переговоров. Подобное решение принимается как на собрании работников, так и может быть инициировано представителями работников. В соответствии с вышеобозначенным принципом равноправия, коллективные переговоры назначаются и стороной работодателя. Если в организации нет официально заключённого коллективного договора, решение о проведении переговоров может приниматься в любое время (в случае наличия такового - в течение трёх месяцев до момента его окончания).

Этап 2. Утверждение приказа о комиссии по ведению коллективных переговоров. Срок создания и утверждения приказа не превышает семи дней с момента получения уведомления о проведении коллективных переговоров. Помимо приказа, обязательным условием проведения мероприятия является утверждённое решение представителей работников. Вышеперечисленные документы утверждают порядок и сроки разработки проекта коллективного договора, а также состав комиссии, участвующей в переговорах.

Комиссия по ведению коллективных переговоров организуется на добровольной основе. Несколько представителей от работников объединяются в единый орган, в обязанности которого входит разработка проекта, а также заключение коллективного договора. В случае отсутствия такого органа работники выступают самостоятельно, от имени собственного лица. В данном случае договор принято заключать от имени работников или в виде единого документа, также защищающего интересы работников по профсоюзному принципу.

Этап 3. Обсуждение коллективного договора. Обсуждение и доработка проекта должны быть ограничены сроками, оговорёнными обеими сторонами. Разногласия, которые не могут быть уладиться в рабочем порядке, решаются в соответствии со статьёй 38 ТК РФ.

Этап 4. Коллективные переговоры по подготовке проектов завершаются этапом конференции всех работников организации с последующим подписанием утверждённых документов. Работодателя в этом случае представляют участники представительного органа. Сам документ имеет срок действия от одного до трёх лет. Изменения и дополнения к коллективным договорам вносятся по согласованию сторон в порядке, предусмотренном самим документом.

Если срок действия договора истёк, он считается пролонгированным до момента заключения нового или внесения изменений в старый документ. В случае изменения состава или структуры органа управления компании, а также расторжения трудового договора с руководителем, коллективный договор не считается расторгнутым. Также договор сохраняет свою силу и в случае реорганизации (за исключением инициативы, выдвинутой одной из сторон). В процессе ликвидации организации договор признаётся действительным на протяжении всего срока проведения процедуры.

После смены собственника организации договор считается действительным на протяжении трёх месяцев, после чего стороны должны принять совместное решение о пролонгации или внесении изменений в текст существующего документа.

Этап 5. Узаконить документ, резюмирующий коллективные переговоры, обязан работодатель путём направления договора вместе с приложениями в Департамент труда. Регистрация должна быть проведена не позднее семи дней с даты подписания соглашения. Регистрация не носит разрешительного характера, в регистрации договора не может быть отказано, даже если в тексте были найдены ошибки.

Обязанностью органов по труду является выявление условий договора, что способно ухудшить положение сотрудников организации (в сравнении с утверждённым ТК и другими нормами права). Органы труда сообщают обо всех моментах выявления подобных нарушений представителям обеих сторон, а также в органы трудовой инспекции. Все условия, ухудшающие положение рабочих, считаются неприменимыми. Таким образом, процесс регистрации придаёт договору статус правового документа, работающего в интересах трудящихся.

Протокол коллективных переговоров

Как и в любых переговорах, договоренности коллективных переговоров должны быть запротоколированы. Протокол должен включать в себя:

  • номер документа;
  • название и точное время проведения заседания;
  • состав комиссии с указанием ФИО участников и их должностей;
  • повестку дня;
  • вопросы повестки с указанием выступающих и результатов решения;
  • количество голосов по каждому из вопросов;
  • итоговые подписи участников.

Что можно отразить в коллективном договоре

Любой коллективный договор подчиняется принципам договорного регулирования, в соответствии с этим принципом:

  • любой коллективный договор не вправе утверждать условия, ухудшающие существующее положение работников организации;
  • положение работников не должно ухудшаться и по сравнению с генеральными, региональными и внутриотраслевыми соглашениями, распространяющимися в учреждении;
  • все условия, принятые коллективным договором, считаются обязательными для соблюдения работодателем.

В соответствии со статьёй 41 ТК РФ, коллективный договор может включать в себя следующие положения:

  • о системе труда (формы оплаты труда);
  • о выплате пособий;
  • о механизмах регулирования оплаты труда в соответствии с некими показателями, уровнем инфляции и т.п.;
  • об условиях высвобождения работников;
  • о рабочем и нерабочем времени (отпуск, и пр.);
  • о способах улучшения условия труда отдельных категорий работников (женщины, молодёжь);
  • о соблюдении прав работников в процессе приватизации имущества;
  • об экологии и безопасности труда;
  • о льготах работников организации, совмещающих работу и обучение;
  • об отдыхе членов семей работников;
  • об оплате питания;
  • о контроле выполнения коллективного договора, а также о порядке его принятия, расторжения, внесения изменений;
  • о забастовках и отказе от них при выполнении условий договора.

Комиссия по коллективным переговорам, принимающая договор, может предусмотреть также льготные условия труда, дополнительные отпуска, регулярную компенсацию транспортных расходов и прочие положения, зафиксированные в документе.

В зависимости от области регулируемых отношений соглашения могут разделяться на:

  • генеральные, регулирующие социальные и трудовые отношения на высоком федеральном уровне;
  • региональные - уровень субъекта РФ;
  • отраслевые или межотраслевые - уровень отрасли;
  • профессиональные - соглашения, предусматривающие определённые условия труда, льготы для определённой профессии;
  • территориальные - учитывающие особенности работы в конкретном городе, территориальном образовании, районе.

В зависимости от состава участников соглашения также принято делить на двух- и трёхсторонние. В зависимости от уровня соглашения меняется и состав участников, задействованных в его заключении. Так, федеральное соглашение подразумевает обязательное участие властей федерального уровня (правительства); региональные и территориальные соглашения принимаются, как правило, на уровне субъекта; отраслевые и профессиональные - на уровне субъекта или на высоком федеральном уровне.

К участникам соглашений могут относиться:

  • объединения профсоюзов и работодателей общероссийского уровня, Правительство РФ в случае генерального соглашения;
  • объединения профсоюзов и работодателей общероссийского уровня, Министерство труда или иные органы в случае отраслевого или межотраслевого соглашения;
  • объединения профсоюзов и работодателей, органы труда в случае профессионального соглашения;
  • объединения профсоюзов и работодателей, прочие уполномоченные работодателем органы, а также органы исполнительной власти субъекта в случае региональных соглашений;
  • объединения профсоюзов и работодателей, прочие уполномоченные работодателем органы, а также органы местного самоуправления в случае территориального соглашения.

Комиссия по коллективным переговорам вправе определять сроки и порядок заключения соглашений. Комиссии, ведущей коллективные переговоры, также поручена разработка проектов соглашений, подписываемых обеими сторонами. Соглашение может включать в себя решения трудовых и социально-экономических вопросов в случае, если эти решения не противоречат действующему федеральному и местному законодательству.

Сюда входят вопросы, касающиеся:

  • условий охраны труда, вопросы оплаты труда;
  • способы и механизмы индексации зарплаты;
  • компенсации и доплаты, принятые на законодательном уровне;
  • переобучения и занятости работников;
  • солильной защиты работников и их семей;
  • интересов работников в случае приватизации предприятия;
  • вопросы льгот и трудоустройства инвалидов и молодёжи;
  • вопросы трёхстороннего сотрудничества и партнёрства;
  • вопросы охраны труда;
  • прочие социально-экономические и трудовые вопросы.

Проведение коллективных переговоров традиционно заканчивается согласованием документа. Сроком начала действия соглашения считается срок, прописанный в документе, либо день его подписания сторонами. По существующим обычаям и нормам срок действия соглашения не превышает трёх лет. Соглашение, принятое по результатам коллективных переговоров, имеет силу в отношении работодателей и работников, от лица которых заключён документ. В случае наличия нескольких подписанных соглашений в силу вступает соглашение с наиболее благоприятными условиями. После подписания соглашение в течение семи дней должно быть направлено на регистрацию.

Cроки проведения коллективных переговоров

Организация коллективных переговоров невозможна без определения начального момента, которым считается дата подписания приказа о формировании комиссии. Моментом окончания переговоров может считаться момент подписания договора.

Гарантии лицам, участвующим в коллективных переговорах

Вести коллективные переговоры совсем непросто: зачастую позиции профсоюза в корне не совпадают с позицией работодателя или его представителей. В качестве дополнительных гарантий работников предусмотрена невозможность быть подвергнутым взысканию, переведению на другие виды работ, увольнению, инициированному администрацией.

Представители работников, в компетенцию которых входит проведение коллективных переговоров, выбираются общим собранием трудового коллектива или структурного подразделения. Только оно способно согласовать все вышеперечисленные действия.

Ответственность руководителя за уклонение от участия в коллективных переговорах

Ход коллективных переговоров не может быть нарушен по желанию работодателя. Статья 54 ТК РФ налагает штрафные санкции на стороны, уклоняющиеся от участия, препятствующие внесению изменения, отказывающиеся от подписания или согласования договоров.

Все перечисленные моменты регулируются Кодексом об административных правонарушениях, статья 5.28 которого описывает все нюансы уклонения работодателя от подписания, расторжения или внесения изменения в коллективные договора. Кодекс также предусматривает штрафные санкции в размере от 1000 до 3000 рублей за каждое выявленное нарушение.

Если по итогам коллективных переговоров произошла утечка информации, приравненной к коммерческой тайне

Наказание за утечку информации и сведений, приравненных к государственной, коммерческой или иной тайне.

  1. Статья 13.14 КоАП РФ предусматривает привлечение к ответственности граждан, причастных в ходе проведения коллективных переговоров к разглашению ограниченной к доступу информации (штраф 500-1000 рублей). Для должностных лиц штрафные санкции достигают размера 4000-5000 рублей.
  2. Статья 183 УК предусматривает наказание должностных лиц, причастных к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую или другую тайну. На виновного налагается штраф в размере 120 тыс. рублей (либо доход виновного за год) с лишением права занимать подобную должность на срок до трёх лет, исправительные работы (на срок до двух лет), лишение свободы (на срок до трёх лет).
  3. Статья 283 УК предусматривает наказание для должностных лиц, причастных к разглашению сведений составляющих гостайну. Наказанием за подобное деяние становится арест на срок до шести месяцев или лишение свободы на срок до четырёх лет с лишением права занимать аналогичную должность (заниматься аналогичной деятельностью) на срок до трёх лет.
  4. Если по неосторожности деяние повлекло тяжкие последствия, то должностное лицо приговаривается к лишению свободы на срок 3-7 лет с лишением права занимать аналогичную должность (заниматься аналогичной деятельностью) на срок до трёх лет.

Трудовой кодекс также предусматривает гражданско-правовую ответственность за совершённые деяния. Так, нарушение интеллектуальных прав на секрет производства влечёт за собой возмещение убытка, последовавшего за разглашением или использованием секрета производства.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», лица, чьи законные интересы были нарушены в связи с разглашением или нарушением доступа к защищаемой информации, имеют право восстановить свои права в суде с компенсацией морального вреда или вреда, причинённого чести достоинству, деловой репутации.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 33. Представители работодателей.

Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом.

Комментарий к ст. 33

1. Представителями работодателей могут выступать:
- руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с ТК РФ, нормативными правовыми актами, учредительными документами организации - на локальном уровне социального партнерства (ч. 1 комментируемой статьи);
- соответствующие объединения работодателей - на других, более высоких уровнях социального партнерства (ч. 2 комментируемой статьи);
- органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями, - при представлении работодателей - государственных и муниципальных предприятий, а также организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов (ст. 34 ТК РФ).
2. Понятие руководителя организации приведено в ст. 273 ТК РФ. В воинской части в качестве руководителя выступает ее командир (руководитель военной организации), который действует от ее имени без какой-либо доверенности и представляет ее интересы во всех отношениях, в том числе и трудовых, причем как индивидуальных, так и коллективных.
3. Все остальные представители воинской части в социальном партнерстве на локальном уровне должны быть специально уполномочены на это командиром воинской части. Полномочия на ведение коллективных переговоров, заключение или изменение коллективного договора могут быть переданы, например, другим воинским должностным лицам либо лицам из числа гражданского персонала, и не обязательно обладающим организационно-распорядительными функциями. Правовым основанием для этого является то обстоятельство, что такая передача должна быть предусмотрена ТК РФ, нормативными правовыми актами, учредительными документами организации либо действующими в ней локальными актами. Такие полномочия оформляются доверенностью.
4. Правовое положение объединений работодателей, порядок их образования и деятельности установлены Федеральным законом "Об объединениях работодателей" от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ. Создание их объединений допускается исключительно на добровольной основе без предварительного разрешения каких-либо органов в целях представительства законных интересов и защиты прав своих членов в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с профсоюзами и их объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления.
Объединение работодателей представляет собой форму некоммерческой организации, основанную на членстве работодателей и создаваемые по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому и территориально-отраслевому признакам. По сфере действия различают следующие виды объединений работодателей: общероссийское; общероссийское отраслевое (межотраслевое); межрегиональное (отраслевое, межотраслевое); региональное; региональное отраслевое; территориальное; территориальное отраслевое. Каждое из объединений самостоятельно в своей деятельности и независимо от любых органов и общественных объединений.
Все члены объединения работодателей имеют равные права: на участие в формировании органов управления; внесение на их рассмотрение предложений по вопросам деятельности объединения; определение содержания и структуры заключаемых соглашений; предоставление помощи в вопросах применения трудового законодательства, разработки локальных нормативных актов о труде, заключения коллективных договоров, а также разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; свободный выход из объединения и иные права. Наряду с этим все члены объединения обязаны выполнять требования его устава, соблюдать условия и выполнять обязательства заключенных объединением соглашений. В противном случае их действия могут повлечь за собой предусмотренную законодательством или соглашениями ответственность. Причем за невыполнение обязательств по заключенному соглашению она не устраняется и при прекращении работодателем своего членства в объединении. Работодатель, вступивший в объединение в период действия ранее заключенного им соглашения, также несет ответственность за нарушение обязательств по этому соглашению.
Создание объединения работодателей возможно по решению не менее двух работодателей или двух объединений работодателей, и после его государственной регистрации оно приобретает правоспособность юридического лица.
5. Объединение работодателей правомочно: представлять законные интересы и защищать права своих членов; формировать единую позицию по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и местного самоуправления; выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений; наделять своих представителей полномочиями на ведение этих коллективных переговоров, участвовать в деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссий, трудовом арбитраже по рассмотрению коллективных трудовых споров; вносить предложения о принятии и участвовать в разработке нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей; проводить консультации с профсоюзами, органами исполнительной власти и местного самоуправления по направлениям социально-экономической политики и получать от них информацию по социально-трудовым вопросам, которая необходима для ведения коллективных переговоров, контроля за выполнением соглашений; осуществлять иные права. В органах управления государственных внебюджетных фондов указанные объединения имеют равные с профсоюзами и органами государственной власти права на паритетное представительство в соответствии с законодательством.
6. Вышеназванным Федеральным законом подробно урегулированы обязанности объединения работодателей. За нарушение заключенных им соглашений в части, касающейся только его обязательств, объединение работодателей несет предусмотренную законодательством или соглашениями ответственность (ст. 55 ТК РФ).
7. В Министерстве обороны Российской Федерации порядок и условия представительства интересов воинских частей (как работодателей) некоммерческими организациями не определены. Их представительство в социальном партнерстве в настоящее время осуществляется представителями, указанными в п. п. 2 и 3 настоящего комментария и п. 2 комментария к ст. 34.