Меню
Бесплатно
Главная  /  Общая информация  /  Международная организация труда (мот) — мировой центр трипартизма. Международная организация труда Международная организация труда принимает следующие акты

Международная организация труда (мот) — мировой центр трипартизма. Международная организация труда Международная организация труда принимает следующие акты

старший преподаватель кафедры международного права Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Аннотация:

Статья посвящена основным принципам, на которых основывается деятельность одного из специализированных учреждений ООН – Международной Организации Труда. Излагаются принципы, сформулированные в Уставе МОТ, Декларации о целях и задачах МОТ, Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Отдельное внимание уделяется принципам, в соответствии с которыми непосредственно осуществляется деятельность МОТ: универсальность, трипартизм, контроль за соблюдением конвенций.

Ключевые слова:

Международная Организация Труда, принципы МОТ, международно-правовое регулирование труда, универсальность, трипартизм, контроль, МОТ.

На протяжении без малого 100 лет Международная Организация Труда (МОТ) активно занимается выработкой и принятием на универсальном уровне международно-правовых норм в сфере труда. В целях воплощения на практике международно-правовых принципов и норм, выработанных в рамках МОТ, Организацией регулярно реализуется ряд не только глобальных, но и региональных проектов и программ. В частности, речь идет о совместных проектах МОТ и Европейского Союза . Кроме того, в настоящее время реализуется очередная Программа сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ.

Принципы деятельности МОТ – это исходные основополагающие начала, которые определяют цели и задачи организации в области международно-правового регулирования труда.

Базовые принципы деятельности МОТ были сформулированы в ст. I Декларации о целях и задачах МОТ 1944 г. , включенной в Устав МОТ в качестве приложения.

Декларация 1944 г. закрепила важнейшие начала в сфере труда:

  1. труд не является товаром;
  2. свобода слова и свобода профсоюзной деятельности являются необходимым условием постоянного прогресса;
  3. нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;
  4. борьба с нуждой должна вестись с неослабевающей силой в каждом государстве и путем постоянных и объединенных международных усилий, при которых представители рабочих и предпринимателей, пользующиеся равными правами с представителями правительств, присоединятся к ним в свободном обсуждении и принятии демократических решений в целях содействия общему благосостоянию.

Д.В. Черняева прослеживает первоначальное «происхождение» данных принципов и отмечает: «Первая формулировка таких принципов была осуществлена в ст. 427 ч. XIII Версальского мирного договора 1919 г. и абз. 6, 7 Атлантической хартии 1941 г. Впоследствии МОТ при составлении своей Декларации о целях и задачах (так называемой Филадельфийской декларации) 1944 г. заимствовала часть принципов, закрепленных в Версальском мирном договоре, несколько преобразовав их форму и внутреннее содержание» .

Однако, вышеназванные принципы, прежде всего, раскрывают подходы, которым должны следовать государства в их социально-трудовой политике. Что касается основ деятельности самой организации, то следует назвать триаду принципов, на которых, согласно Уставу МОТ , непосредственно основывается ее деятельность .

Первый: принцип универсальности. Универсальность воплощается в следующем:

  • в МОТ может вступить любое государство, берущее на себя обязательства, предусмотренные Уставом МОТ;
  • трудовые нормы, вырабатываемые и принимаемые в рамках МОТ, предполагают создание универсальной системы защиты основных трудовых прав человека, улучшения условий труда и жизни работников;
  • в разработке международно-правовых норм в сфере труда участвуют государства, имеющие отличные друг от друга политические системы, разное социальное устройство, совершенно разный уровень экономического развития.

Второй: принцип трипартизма (трехсторонности). Трипартизм проявляется в следующем:

  • в работе МОТ, наряду с представителями государств-членов, на равных с ними основаниях участвуют представители работников и представители работодателей;
  • каждое государство-член МОТ направляет на ежегодную сессию Международной конференции труда двух делегатов от правительства, одного делегата от работодателей и одного делегата от работников, выступающих и голосующих самостоятельно;
  • каждая принимаемая МОТ международная норма отражает интересы работников и работодателей и является результатом компромиссного решения вопросов, связанных с взаимоотношениями сторон в сфере труда.

Третий: принцип контроля за соблюдением конвенций МОТ. Контроль состоит в следующем:

  • после ратификации конвенции государство обязано регулярно представлять в МОТ отчеты (доклады) относительно принятых мер по эффективному применению ратифицированной конвенции;
  • в случае, если конвенция не ратифицирована, государство обязано по запросам Административного совета МОТ информировать о состоянии национального законодательства и практики в отношении нератифицированной конвенции и оповещать МОТ о мерах, которые предполагается принять для придания конвенции силы.

В приведенной триаде принципов МОТ один считается наиболее специфичным и даже уникальным – принцип трипартизма. Трехстороннее представительство имеет весьма серьезное значение, когда речь идет о выработке норм, которые затронут и государства, и работодателей, и лиц, непосредственно осуществляющих трудовую деятельность. Именно поэтому Генеральная Конференция представителей государств-членов МОТ (на практике именуемая как Международная конференция труда) составляется по принципу: четыре представителя от каждого члена, из которых два являются правительственными делегатами, а два других делегата представляют соответственно: один – предпринимателей, а второй – трудящихся каждого государства-члена. Каждый делегат имеет право голосовать индивидуально по всем вопросам, которые поставлены на обсуждение Международной конференции труда. Кроме того, государства-члены МОТ должны назначать неправительственных делегатов и советников исключительно по соглашению с наиболее представительными профессиональными организациями трудящихся и предпринимателей.

В конце XX века усилиями МОТ были провозглашены основополагающие принципы социальной политики. Так, в ст. 2 Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. были сформулированы важнейшие принципы современного международного трудового права, которые должны определять международно-правовое регулирование труда в XXI веке. Такими принципами являются:

  1. свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
  2. упразднение всех форм принудительного труда;
  3. действенное запрещение детского труда;
  4. недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Конкретное содержание этих принципов закреплено в ряде важнейших конвенций МОТ, среди них:

  • Конвенция МОТ № 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию (Сан-Франциско, 9 июля 1948 г.);
  • Конвенция МОТ № 154 о содействии коллективным переговорам (Женева, 19 июня 1981 г.);
  • Конвенция МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде (Женева, 28 июня 1930 г.);
  • Конвенция МОТ № 105 об упразднении принудительного труда (Женева, 25 июня 1957 г.);
  • Конвенция МОТ № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Женева, 17 июня 1999 г.);
  • Конвенция МОТ № 111 о дискриминации в области труда и занятий (Женева, 25 июня 1958 г.).

Однако, как указывают К.Н. Гусов и Н.Л. Лютов, некоторые специалисты считают, что перечень основополагающих принципов в сфере труда шире перечисленного в Декларации МОТ 1998 г., некоторые, наоборот, утверждают, что не все из этих принципов универсальны . На наш взгляд, перечень принципов, действительно, нуждается в расширении. Общий подход, который может быть применен в целях не только расширения, но и конкретизации принципов, должен быть ориентирован на достижение достойного труда, концепция которого была выработана МОТ в начале XXI века и, несомненно, должна развиваться и в дальнейшем. Кроме того, в качестве важнейшего ориентира должна быть конкретная цель – улучшение качества жизни большинства членов общества разных стран мира .

В целом, как отмечается многими исследователями, например, А.В. Алёшиной и В.А. Косовской, «в настоящее время МОТ особое внимание уделяет вопросам достойного труда, созданию новых рабочих мест, искоренению детского труда, повышению профессионального уровня работников, безопасности и гигиене труда, защите прав трудящихся-мигрантов и др.» . На протяжении долгого времени МОТ уделяет внимание проблемам коренных народов. «В 1957 г. была принята Конвенция МОТ № 107 «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых странах». Конвенция была первым международным документом, посвященным исключительно проблемам коренных народов. В ней признавалось право индивидуальной и коллективной собственности за коренными народами на земли, находящиеся в их исконном владении. В 1989 г. была принята новая Конвенция МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», что ознаменовало новый этап в развитии международно-правового регулирования статуса коренных народов» .

Таким образом, многоаспектность деятельности МОТ предопределяет необходимость постоянного развития ее принципов.

Литература:

Алёшина А.В., Косовская В.А. Международно-правовые стандарты в сфере недопущения дискриминации трудящихся // Общество. Среда. Развитие. 2014. № 2.

Международная организация труда (МОТ) - специализированное агентство системы ООН, которое ставит целью продвижение принципов социальной справедливости, международно признанных прав человека и прав в сфере труда. Созданная в 1919 году, МОТ стала первым специализированным агентством ООН в 1946 году.

МОТ ставит перед собой четыре основных стратегических цели:

  • продвигать и проводить в жизнь основополагающие принципы и права в сфере труда;
  • расширять возможности женщин и мужчин для получения достойной занятости;
  • увеличивать охват и эффективность социального обеспечения для всех;
  • укреплять трипартизм и социальный диалог.

Эти задачи решаются различными путями:

  • путем выработки международной политики и программ, направленных на поддержку основных прав человека, улучшение условий труда и жизни, расширение возможностей занятости;
  • принятием международных трудовых норм в форме конвенций и рекомендаций, подкрепленных уникальной системой контроля над их соблюдением;
  • с помощью крупномасштабных программ международного технического сотрудничества;
  • путем профессиональной подготовки и обучения, исследовательской и издательской деятельности в поддержку этих усилий.

Штаб-квартира МОТ находится в Женеве, Швейцария. С 1 октября 2012 года Генеральным директором МОТ является Гай Райдер (Guy Ryder).

Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии (до апреля 2010 года - Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии) работает в Москве с 1959 года. Бюро координирует деятельность МОТ в десяти государствах - Российской Федерации, Азербайджане, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане.

В системе Организации Объединенных Наций МОТ обладает уникальной трехсторонней структурой. Представители работодателей и трудящихся - «социальные партнеры» по экономической деятельности - имеют в ней, наряду с представителями правительств, равный голос при определении политики и программ. МОТ содействует подобному трипартизму и внутри государств-участников, содействуя «социальному диалогу» между профсоюзами и работодателями с участием представителей правительств для выработки и осуществления национальной политики в социальной, экономической и многих других областях.

Основные сферы деятельности Бюро - продвижение национальных программ достойного труда в странах региона, развитие социального диалога, социальная защита, развитие занятости, охрана труда, гендерное равенство в сфере труда, ВИЧ/СПИД на рабочих местах, искоренение детского труда и др.

Направления сотрудничества с Российской Федерацией на 2013-2016 гг. определены в Программе сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда (подписана в Москве в декабре 2012 г.).

Принято классифицировать по различным основаниям, в том числе по принявшему их органу, юридической силе (обязательные и рекомендательные), сфере действия (двусторонние, локальные, всеобщие).

Пакты и конвенции ООН являются обязательными для всех стран, их ратифицировавших. Международная организация труда принимает два вида актов, содержащих стандарты правового регулирования труда: конвенции и рекомендации. Конвенции являются международными соглашениями и обязательны для ратифицировавших их стран. В случае ратификации конвенции государство принимает необходимые меры к ее реализации на национальном уровне и регулярно представляет в Организацию доклады об эффективности таких мер. В соответствии с Уставом МОТ ратификация государством конвенции не может затрагивать национальные правила, более благоприятные для трудящихся. По нератифицированным конвенциям Административный совет может запрашивать у государства информацию о состоянии национального законодательства и практики его применения, а также о мерах по их улучшению, которые предполагается принять. Рекомендации не требуют ратификации. Эти акты содержат положения, уточняющие, детализирующие положения конвенций, либо модель регулирования социально-трудовых отношений.

В настоящее время подход МОТ к созданию конвенций решено несколько модифицировать в целях обеспечения большей гибкости правового регулирования. Будут приниматься рамочные конвенции, содержащие минимальные гарантии прав трудящихся, дополняемые соответствующими приложениями. Одним из первых таких актов стала Конвенция № 183 «О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства». Ряд важных положений об охране материнства содержится в соответствующей Рекомендации. Такой подход позволяет стимулировать страны с недостаточным уровнем зашиты социально-трудовых прав ратифицировать данную Конвенцию и обеспечить тем самым закрепленный в ней минимум гарантий. Некоторые развивающиеся страны опасаются чрезмерной нагрузки на работодателей в результате ратификации конвенций МОТ. Для экономически более развитых стран в этих конвенциях закрепляются ориентиры повышения уровня гарантий. Изучение опыта МОТ показывает, что государства не ратифицируют те или иные конвенции по разным причинам, в том числе в случаях, когда на национальном уровне законодательством или практикой уже обеспечивается более высокий уровень зашиты прав трудящихся.

Основные направления международного правового регулирования труда

Международная организация труда ведет активную нормотворческую деятельность . За время ее существования было принято 188 конвенций и 200 рекомендаций.

К числу основополагающих отнесены восемь конвенций МОТ. В них закреплены основные принципы правового регулирования труда. Это следующие конвенции.

Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948 г.), Конвенция № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» (1949 г.) устанавливают право всех трудящихся и предпринимателей без предварительного на то разрешения создавать организации и вступать в них. Государственные власти не должны это право ограничивать или препятствовать его осуществлению. Предусмотрены меры по защите права на свободу объединения, защите профсоюзов от дискриминации, а также организаций трудящихся и предпринимателей против вмешательства вдела друг друга.

Конвенция № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» (1930 г.) содержит требование упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах. Под принудительным или обязательным трудом понимается всякая работа или служба, которая требуется от лица под угрозой наказания и для которой это лицо не предложило своих услуг добровольно. Определен перечень работ, не входящих в понятие принудительного или обязательного груда.

Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.) ужесточает требования и закрепляет обязательства государств не прибегать к какой-либо его форме в качестве:

  • средства политического воздействия или воспитания либо в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной либо экономической системе;
  • метода мобилизации и использования рабочей силы в целях экономического развития;
  • средства поддержания трудовой дисциплины;
  • средства наказания за участие в забастовках;
  • меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.

Конвенция № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.) признает необходимость проведения национальной политики, направленной на устранение дискриминации при найме, профессиональной подготовке по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, национальному или социальному происхождению.

Конвенция № 100 «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951 г.) требует от государств поощрения и обеспечения претворения в жизнь принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности. Этот принцип может применяться путем национального законодательства, любой системы определения вознаграждения, установленной или признанной законодательством, коллективными договорами между предпринимателями и трудящимися, либо сочетания различных способов. Для этого также предусматривается принятие мер, способствующих объективной оценке выполняемой работы на основе затрачиваемого труда. Конвенция затрагивает вопрос основной заработной платы и других вознаграждений, предоставляемых прямо или косвенно в деньгах либо натуре предпринимателем трудящемуся в силу выполнения последним определенной работы. Она определяет равное вознаграждение за труд равной ценности как вознаграждение, определяемое без дискриминации по признакам пола.

Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973 г.) принята в целях устранения детского труда. Минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования.

Конвенция № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999 г.) обязывает государства немедленно принять эффективные меры по запрету и искоренению наихудших форм детского труда. Целенаправленная деятельность МОТ в последние два десятилетия, а также принятие Декларации 1944 г. способствовали увеличению числа ратификаций указанных конвенций.

Еше четыре конвенции отнесены МОТ к числу приоритетных:

  • № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.) — закрепляет обязательство государств иметь систему инспекции труда на промышленных предприятиях для обеспечения применения положений законодательства, относящихся к условиям труда и охране трудящихся в процессе их работы. Она определяет принципы организации и деятельности инспекций, полномочия и обязанности инспекторов;
  • № 129 «Об инспекции труда в сельском хозяйстве» (1969 г.) — на основе положений Конвенции № 81 формулирует положения об инспекции труда с учетом специфики сельскохозяйственного производства;
  • № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) — предусматривает осуществление ратифицировавшими ее государствами активной политики по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости;
  • № 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» (1976 г.) — предусматривает трехсторонние консультации между представителями правительства, работодателей и трудящихся на национальном уровне по вопросам разработки, принятия и применения конвенций и рекомендаций МОТ.

В целом можно выделить следующие основные направления правового регулирования МОТ:

  • основные права человека;
  • занятость;
  • социальная политика;
  • регулирование вопросов труда;
  • трудовые отношения и условия труда;
  • социальное обеспечение;
  • правовое регулирование труда отдельных категорий работников (особое внимание уделяется запрету детского труда, охране труда женщин; значительное число актов посвящено регулированию труда моряков, рыбаков и некоторых других категорий трудящихся).

Принятие конвенций нового поколения обусловлено значительным количеством актов МОТ и назревшей необходимостью адаптации содержащихся в них стандартов к современным условиям. Они представляют собой своего рода систематизацию международного правового регулирования труда в определенной области.

На протяжении всей своей истории МОТ уделяет значительное внимание регулированию труда моряков и работников в рыболовном секторе. Это обусловлено характером и условиями труда указанных категорий лиц, особо требующими разработки международных стандартов правового регулирования. Вопросам регулирования труда моряков посвящено около 40 конвенций и 29 рекомендаций. В указанных сферах в первую очередь были разработаны конвенции МО Г нового поколения: «Отруде в морском судоходстве» (2006 г.) и «О труде в рыболовном секторе» (2007 г.). Эти конвенции должны обеспечить качественно новый уровень защиты социально-трудо- вых прав этих категорий работников.

Такая же работа была проведена в отношении норм об охране труда — речь о Конвенции № 187 МОТ «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (2006 г.), дополненной соответствующей Рекомендацией. Конвенцией предусмотрено, что ратифицировавшее ее государство содействует постоянному совершенствованию безопасности и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве. Для этого на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников на национальном уровне разрабатываются соответствующие политика, система и программа.

Национальная система безопасности и гигиены включает:

  • нормативные правовые акты, коллективные договоры и другие соответствующие акты по безопасности и гигиене труда;
  • деятельность органа или ведомства, отвечающего за вопросы безопасности и гигиены труда;
  • механизмы для обеспечения соблюдения национальных законодательных и нормативных правовых актов, включая системы инспекции;
  • меры, направленные на обеспечение сотрудничества на уровне предприятия между его руководством, работниками и их представителями в качестве основного элемента мер профилактики на производстве.

Рекомендация об основах, содействующих безопасности и гигиене труда, дополняет положения Конвенции и направлена на обеспечение содействия разработке и принятию новых актов, международному обмену информацией в области безопасности и гигиены труда.

В сфере регулирования трудовых отношений большое значение имеют конвенции по вопросам прекращения трудовых отношений и защиты заработной платы. Конвенция № 158 МОТ «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» (1982 г.) принята в целях защиты работников от прекращения трудовых отношений без законного основания. Конвенция закрепляет требование обоснованности — должно быть законное основание, связанное со способностями или с поведением трудящегося либо вызванное производственной необходимостью. Также перечислены причины, которые не являются законным основанием для прекращения трудовых отношений, в том числе: членство в профсоюзе или участие в профсоюзной деятельности; намерение стать представителем трудящихся; выполнение функций представителя грудящихся; подача жалобы или участие в деле, возбужденном против предпринимателя по обвинению в нарушении законодательства; дискриминирующие признаки — раса, цвет кожи, пол, семейное положение, семейные обязанности, беременность, вероисповедание, политические взгляды, национальность или социальное происхождение; отсутствие на работе в период пребывания в отпуске по материнству; временное отсутствие на работе в связи с болезнью или травмой.

Конвенция излагает как процедуры, применяемые до и во время прекращения трудового отношения, так и процедуру обжалования решения об увольнении. Бремя доказывания наличия законного основания для увольнения возложено на предпринимателя.

Конвенция предусматривает право работника на предупреждение о планируемом прекращении трудового отношения в разумный срок или право на денежную компенсацию вместо предупреждения, если он не совершил серьезного проступка; право на выходное пособие и (или) другие виды защиты дохода (пособия из фонда страхования по безработице, фондов помощи безработным либо другие формы социального обеспечения). В случае необоснованного увольнения, невозможности отмены решения об увольнении и восстановления трудящегося на прежней работе предполагается выплата соответствующей компенсации или другого пособия. В случае прекращения трудовых отношений по экономическим, технологическим, структурным или аналогичным причинам на работодателя возлагается обязанность информировать об этом работников и их представителей, а также соответствующий государственный орган. Государства на национальном уровне могут вводить определенные ограничения при массовых увольнениях.

Конвенция № 95 МОТ «Об охране заработной платы» (1949 г.) содержит значительное число норм, направленных на защиту интересов трудящихся: о форме выплаты заработной платы, об ограничении выплаты заработной платы в натуре, о запрете предпринимателям ограничивать свободу распоряжаться своей заработной платой по своему усмотрению и ряд других важных положений. В ст. 11 данной Конвенции закреплено, что в случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке трудящиеся будут пользоваться положением привилегированных кредиторов.

Международная организация труда приняла также Конвенцию №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 г.). В соответствии с ней государства обязуются ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным. Минимальная заработная плата согласно этой Конвенции «имеет силу закона и не подлежит понижению». При определении минимальной заработной платы учитываются следующие факторы:

  • потребности работников и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп;
  • экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости. Для обеспечения эффективного применения всех положений о минимальной заработной плате принимаются соответствующие меры, например надлежащая инспекция, дополненная другими необходимыми мерами.

Перечень конвенций МОТ, действующих в РФ

1. Конвенция № 11 “О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве” (1921 г.).

2. Конвенция № 13 “Об использовании свинцовых белил в малярном деле” (1921 г.).

3. Конвенция № 14 “О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях”(1921 г.).

4. Конвенция № 16 “Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов” (1921 г.).

5. Конвенция № 23 “О репатриации моряков” (1926 г.).

6. Конвенция № 27 “Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах” (1929 г.).

7. Конвенция № 29 “О принудительном или обязательном труде” (1930 г.).

8. Конвенция № 32 “О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов” (1932 г.).

9. Конвенция № 45 “О применении труда женщин на подземных работах в шахтах” (1935 г.).

10. Конвенция № 47 “О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю” (1935 г.).

11. Конвенция № 52 “О ежегодных оплачиваемых отпусках” (1936 г.).

12. Конвенция № 69 “О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации” (1946 г.).

13. Конвенция № 73 “О медицинском освидетельствовании моряков” (1946 г.).

14. Конвенция № 77 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности” (1946 г.).

15. Конвенция № 78 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах” (1946 г.).

16. Конвенция № 79 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду” (1946 г.).

17. Конвенция № 87 “О свободе ассоциации и защите прав на организацию” (1948 г.).

18. Конвенция № 90 “О ночном труде подростков в промышленности” (пересмотрена в 1948 г.).

19. Конвенция № 92 “О помещениях для экипажа на борту судов” (пересмотрена в 1949 г.).

20. Конвенция № 95 “Об охране заработной платы” (1949 г.).

21. Конвенция № 98 “О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров” (1949 г.).

22. Конвенция № 100 “О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности” (1951 г.).

23. Конвенция № 103 “Об охране материнства” (1952 г.).

24. Конвенция № 106 “ О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях” (1957 г.).

25. Конвенция № 108 “О национальном удостоверении личности моряков” (1958 г.).

26. Конвенция № 111 “О дискриминации в области труда и занятий” (1958 г.).

27. Конвенция № 113 “О медицинском осмотре моряков” (1959 г.).

28. Конвенция № 115 “О защите трудящихся от ионизующей радиации” (1960 г.).

29. Конвенция № 116 “О частичном пересмотре конвенций” (1961 г.).

30. Конвенция № 119 “О снабжении машин защитными приспособлениями” (1963 г.).

31. Конвенция № 120 “О гигиене в торговле и учреждениях” (1964 г.).

32. Конвенция № 122 “О политике в области занятости” (1964 г.).

33. Конвенция № 124 “О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках” (1965 г.).

34. Конвенция № 126 “О помещениях для экипажа на борту рыболовецких судов” (1966 г.).

35. Конвенция № 133 “О помещениях для экипажа на борту судов”. Дополнительные положения (1970 г.).

36. Конвенция № 134 “О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков” (1970 г.).

37. Конвенция № 138 “О минимальном возрасте” (1973 г.).

38. Конвенция № 142 “О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов”.

39. Конвенция № 147 “О минимальных нормах на торговых судах” (1976 г.).

40. Конвенция № 148 “О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом, вибрацией на рабочих местах” (1977 г.).

41. Конвенция № 149 “О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала” (1977 г.).

42. Конвенция № 159 “О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов” (1983 г.).

43. Конвенция № 160 “О статистике труда” (1985 г.).

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Зарубежное международное право

на тему: « Международная организация труда »


Введение

1. Создание МОТ, как составной части Версальского мирного договора. Причины её создания

2. Трехсторонняя структура МОТ

2.1 Взаимодействие правительства, работодателей и трудящихся

2.2 Международное бюро труда (МБТ)

2.3 Деятельность МОТ

3. Главные цели и задачи МОТ

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1. Филадельфийская декларация

Приложение 2. Основные конвенции МОТ

Приложение 3. Социальная история МОТ

Приложение 4. Страны-члены МОТ

Введение

Международная организация труда создана в 1919 году на основании Версальского мирного договора в качестве структурного подразделения Лиги Наций. Она была основана по инициативе и при активном участии западной социал-демократии. Устав МОТ был разработан Комиссией по труду мирной конференции и стал частью XIII Версальского договора. Необходимость создания МОТ определялась следующими причинами:

Первая - политическая.

Поводом для создания МОТ послужили революции в России и ряде других Европейских стран. В целях разрешения возникающих в обществе противоречий взрывным, насильственным, революционным путем организаторы МОТ решили создать международную организацию, призванную всемирно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению возникающих социальных проблем эволюционным мирным путем.

Вторая - социальная.

Тяжелыми и неприемлемыми были условия труда и жизни трудящихся. Они подвергались жестокой эксплуатации, их социальная защита практически отсутствовала. Социальное развитие значительно отставало от экономического, что тормозило развитие общества.

Третья - экономическая.

Стремление отдельных стран к улучшению положения трудящихся вызывало увеличение затрат, рост себестоимости продукции, что затрудняло конкурентную борьбу и требовало решения социальных проблем в большинстве стран. В Преамбуле отмечается, что «непредоставление какой-либо страной трудящимся человеческих условий труда является препятствием для других народов, желающих улучшить положение трудящихся в своих странах».

Первый генеральный директор и один из основных инициаторов создания - французский политический деятель Альбер Тома. В настоящее время генеральным директором является Хуан Сомавиа.

В 1934 году членами МОТ стали США И СССР. В 1940 году в связи со Второй мировой войной штаб - квартира МОТ временно переносится в Монреаль, Канада. Благодаря этому была сохранена непрерывность деятельности Организации. В 1940 году СССР приостановил свое членство в МОТ, возобновил в 1954 году. С этого времени членами МОТ стали Белоруссия и Украина.

В 1944 году Международная конференция труда в Филадельфии определила задачи МОТ в послевоенное время. На ней была принята Филадельфийская декларация, определявшая эти задачи. Декларация стала приложением и составной частью Устава МОТ. Правительство СССР не приняло приглашения МОТ на участие в конференции. В 1945 году МОТ возвратилась в Женеву.

Цели и задачи МОТ провозглашены в её Уставе. Деятельность МОТ строится на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств - трипартизма.

МОТ - одна из старейших и наиболее представительных международных организаций. Созданная при Лиге Наций, она пережила последнюю и с 1946 года стала первым специализированным учреждением ООН. Если в момент её создания в ней участвовало 42 государства, то в 2000 году их было 174.

Цель данной работы – дать общее представление об Организации, рассмотреть ее цели и задачи, состав и компоненты.

1. Создание МОТ, как составной части Версальского мирного договора. Причины её создания

международная организация труд

Универсальная по своему характеру, МОТ зародилась на социальной почве Европы и Северной Америки XIX века. В этих двух регионах шла промышленная революция и бурный экономический рост зачастую достигался ценой тяжелейших человеческих страданий. Идея о принятии международного трудового законодательства возникла в начале XIX столетия в результате размышлений морального и экономического порядка по поводу человеческих издержек промышленной революции. Акт об учреждении МОТ был разработан Комиссией по международному трудовому законодательству, созданной Парижской мирной конференцией в 1919 г. Он вошел в качестве Части XIII в Версальский мирный договор. Ведущую роль при этом сыграли Франция и Великобритания. Авторами английского текста, который Комиссия приняла за основу, были будущие руководители Международного бюро труда Гарольд Батлер и Эдвард Филэн.

Конституция была разработана в период с января по апрель 1919 года комиссией по труду, созданной мирной конференцией, первое заседание которой состоялось в Париже, а затем в Версале. Комиссия, возглавляемая Сэмюэлом Гомперсом, главой Американской федерации труда (АФТ) в Соединенных Штатах, состояла из представителей девяти стран: Бельгии, Кубы, Чехословакии, Франции, Италии, Японии, Польши, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов Америки. Это привело к трехсторонней организации, единственной в своем роде, с участием представителей правительства, работодателей и работников органов исполнительной власти.

В 1919 г. был принят Устав МОТ, который начинается словами о том, чтовсеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости.

МОТ быстро стала эффективно действующей организацией: секретариат во главе с такой выдающейся личностью, как Альбер Тома, вел активный диалог с министрами труда, с высокой отдачей работала Международная конференция труда, принявшая за первые два года - 1919-1920 - девять Конвенций и десять Рекомендаций.

Созданная для выработки международных трудовых норм и контроля за их применением, МОТ в первые 40 лет существования направляла основную часть своих усилий на выполнение этой главной задачи. В течение 20-летнего периода - с 1919 по 1939 г. - было принято 67 Конвенций и 66 Рекомендаций. Первоначально нормы затрагивали, в основном, условия труда: первая конвенция 1919 г. регламентировала рабочее время, установив продолжительность рабочего дня в известные восемь часов, а недели - в 48 часов. Условия занятости стали предметом целого ряда норм.

В 1926 г. было принято важное нововведение - Международная конференция труда создала механизм контроля за применением норм, который существует и поныне. Был образован Комитет экспертов, состоящий из независимых юристов. Он анализирует доклады правительств о соблюдении ратифицированных ими Конвенций и представляет каждый год Конференции собственный доклад. Его мандат был затем расширен, так что теперь Комитет рассматривает и доклады о соблюдении нератифицированных Конвенций.

В 1934 г., в период правления президента Франклина Д. Рузвельта, Соединенные Штаты, которые не входили в Лигу Наций, стали членом МОТ.

В мае 1940 г. новый директор Джон Уайнант, учитывая положение Швейцарии в центре охваченной войной Европы, перевел штаб-квартиру Организации из Женевы в Монреаль (Канада). В 1944 г. делегаты Международной конференции труда приняли Филадельфийскую декларацию . Она вошла в качестве приложения в Устав и поныне является хартией целей и задач МОТ. Декларация открывается подтверждением фундаментальных принципов МОТ; она, в частности, гласит, что «труд не является товаром», что «свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса» и что «нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния». Декларация предвосхитила Устав Организации Объединенных Наций и Всеобщую декларацию прав человека.

После Второй мировой войны для МОТ началась новая эпоха. Избрание в 1948 г. американца Дэвида Морса Генеральным директором МБТ совпало с возобновлением нормотворческой деятельности Организации и началом ее программы технического сотрудничества.

Конвенции, принятые после Второй мировой войны, касались важной проблемы прав человека (свобода объединения, устранение принудительного труда и дискриминации, а также ряда технических проблем в сфере труда). В 1948 г, была одобрена главная конвенция (№ 87) о свободе объединения. Она оказала и продолжает оказывать значительное влияние на мир труда, способствовала выработке специальной процедуры в этой области.

В течение 22-летнего периода пребывания на посту директора Дэвида Морса число государств-членов МОТ удвоилось, Организация обрела универсальный характер, промышленно развитые страны оказались в меньшинстве по отношению к развивающимся, бюджет возрос в пять раз, а число сотрудников МБТ - в четыре раза.

В 1969 г. Генеральным директором стал Уилфред Дженкс, посвятивший Организации всю свою трудовую жизнь. Он был одним из авторов Филадельфийской декларации и главным создателем специальной процедуры для расследования жалоб на нарушение свободы объединения. Тогда же МОТ по случаю своей 50-й годовщины была удостоена Нобелевской премии мира. На церемонии предоставления престижной награды предс едатель Комитета по Нобелевским премиям заявил, что «МОТ, одно из немногих творений человечества, которым оно может гордиться, оказала заметное влияние на законодательство всех стран».

Генеральный директор Франсис Бланшар, занимавший этот пост с 1974 по 1989 г., смог отвести от Организации серьезный удар, которым грозил кризис, вызванный решением США приостановить свое членство (с 1977 по 1980 г.). МОТ активно содействовала освобождению Польши от коммунистической диктатуры через деятельность комиссии по расследованию мер, предпринятых против профсоюза "Солидарность"" в нарушение Конвенции № 87 о свободе объединения, ратифицированной Польшей в 1957г.

За Ф. Бланшаром последовал бельгиец Мишель Хансенн - первый Генеральный директор после окончания "холодной войны". Он взял курс на большую децентрализацию деятельности и ресурсов женевской штаб-квартиры в рамках политики активного партнерства. Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда принятая Международной конференцией труда в июне 1998 г, ознаменовала собой всеобщее признание обязательства, вытекающего из самого факта членства в Организации, уважать и активно реализовывать основные права, являющиеся предметом ряда Конвенций МОТ, даже если они не были ими ратифицированы. Это свобода объединения, реальное признание права на коллективные переговоры, устранение всех форм принудительного или обязательного труда, детского труда, дискриминации в области труда и занятий. В свою очередь, Декларация содержит признание обязательства МОТ помогать своим членам в достижении этих целей.

В марте 1999 г. новый Генеральный директор МБТ Хуан Сомавия (Чили), первый представитель южного полушария, возглавивший Организацию, присоединился к международному консенсусу о содействии открытому обществу и открытой экономике в той мере, в какой это «принесет реальные выгоды простым людям и их семьям». X. Сомавия намерен «модернизировать трехстороннюю структуру Организации и помогать использовать ее таким образом, чтобы ценности МОТ играли ведущую роль в новой глобальной реальности».

2. Трехсторонняя структура МОТ

2.1 Состав и компоненты МОТ

МОТ всегда была уникальным форумом, на котором правительства и социальные партнеры 175 государств-членов могут свободно и открыто обсуждать свою национальную политику и практику. Трехсторонняя структура МОТ делает ее единственной международной организацией, в которой объединения работодателей и трудящихся имеют равный голос с правительствами в формировании ее политического курса и программ.

МОТ поощряет трипартизм и внутри государств-членов, содействуя социальному диалогу между профсоюзами и работодателями, которые участвуют в выработке и проведении в жизнь, когда это необходимо, политики в социально-экономической области, а также по ряду других направлений. Каждая страна-участница имеет право послать на Международную конференцию труда четырех делегатов: двух от правительства и по одному от трудящихся и работодателей, которые могут выступать и голосовать независимо друг от друга.

Международная конференция трудапроводится в июне каждого года в Женеве. Делегатов сопровождают технические советники. Наряду с делегатами правительства в Конференции обычно участвуют и выступают члены кабинета министров, ответственные за сферу труда в своих странах. Представители предпринимателей и трудящихся могут выступать и голосовать независимо от делегатов правительства и даже против них, так же как и против друг друга.

Конференция является всемирным форумом для обсуждения общих трудовых и социальных проблем и международных трудовых норм; она определяет общую политику Организации. Каждые два года Конференция принимает двухлетнюю программу работы и бюджет МОТ, который слагается из взносов государств-членов.

В период между конференциями работой МОТ руководитАдминистративный совет, в который входят 28 представителей правительств, 14 представителей трудящихся и 14 представителей работодателей. Этот исполнительный совет проводит свои заседания три раза в год в Женеве. Он принимает решения по политике Организации, определяет ее программу и бюджет, которые затем представляются на Конференцию для утверждения. Совет также избирает Генерального директора МБТ.

Десять правительственных мест в нем постоянно закреплены за странами, наиболее развитыми в промышленном отношении (Бразилия, Китай, Франция, Германия, Индия, Италия, Япония, Российская Федерация, Великобритания, США). Представители других стран-участниц избираются в Административный совет делегатами правительств на Конференции на трехлетний срок с учетом географического распределения. Предприниматели и трудящиеся сами и по отдельности избирают своих членов.

2.2 Международное Бюро Труда

Международное бюро труда в Женеве является постоянным секретариатом Международной организации труда, ее штаб-квартирой, исследовательским центром и издательством. Административно-управленческие функции децентрализованы и осуществляются региональными и местными отделениями и бюро. Руководит Секретариатом Генеральный директор МБТ, избираемый на пятилетний срок с возможностью переизбрания. В штаб-квартире в Женеве и более чем 40 представительствах по всему миру работают около 2500 специалистов и служащих.

Регулярно проводятся также региональные конференции государств-членов МОТ, которые рассматривают вопросы, представляющие для них особый интерес.

Административному совету и Бюро помогают в их деятельности трехсторонние комитеты, охватывающие основные отрасли промышленности, и комитеты экспертов по таким вопросам, как профессиональное обучение, совершенствование методов управления, гигиена и охрана труда, трудовые отношения, рабочее образование и особые проблемы отдельных категорий трудящихся - молодежи, женщин, инвалидов и т. д.

С самого начала МОТ уделяла особое внимание торговому флоту, деятельность которого в силу самой его природы и масштабов носит международный характер. Благодаря работе специальных (морских) сессий Международной конференции труда и Объединенной морской комиссии был выработан целый ряд Конвенций и Рекомендаций по проблемам моряков и рыбаков.

Основные подразделения МБТ

Бюро по деятельности предпринимателей.

Успешно работающие предприятия составляют основу любой стратегии расширения занятости и повышения уровня жизни. Потребность предприятий в получении новейшей информации и консультаций в данной области сегодня особенно велика.

Организации предпринимателей на национальном и международном уровнях предоставляют такую информацию предприятиям наиболее эффективным и экономичным путем, облегчают их деятельность в окружающей социальной среде и в области человеческих ресурсов. Их информационный и представительский потенциал может помочь руководству предприятия понять происходящее в деловой окружающей среде и влиять на нее, пользоваться возможностями для роста торговли, инвестиций и получения конкурентных преимуществ, которые открываются благодаря расширяющейся глобализации мировой экономики.

Бюро по деятельности трудящихся

Последствия далеко идущих перемен в мире особенно сказываются на занятости, условиях труда, заработной плате и самой организационной структуре профсоюзов.

Бюро по деятельности трудящихся является специализированным подразделением МБТ. Его задача - поддерживать тесные связи с профсоюзными объединениями в различных странах, предоставлять ресурсы МОТ в их распоряжение, помогать Организации чутко реагировать на их проблемы, приоритеты, интересы и мнения и действовать с учетом этого.

С этой целью Бюро координирует всю деятельность МОТ, касающуюся организаций трудящихся. Его главные цели:

Содействовать развитию и укреплению представительных, независимых и демократических профсоюзных организаций;

Расширять их возможности по участию в переговорах по политическим, экономическим и социальным вопросам и в принятии решений в данных областях;

Помогать профсоюзам активно участвовать в деятельности МОТ.

Другие услуги, предоставляемые Бюро профсоюзным организациям, включают публикации, техническую помощь, исследования и обучение. Специалисты МБТ по деятельности трудящихся и профсоюзному образованию оказывают им помощь по всему миру.

Департамент правительственной деятельности, законодательства и администрации труда

Эффективное регулирование труда в ответ на социально-экономические перемены вносит важный вклад в улучшение условий труда и, в то же время, в национальное развитие.

МОТ помогает странам вырабатывать и совершенствовать свою политику и законодательство в сфере труда, регулирование в этой области, укреплять инспекцию труда и службы занятости.

Департамент правительственной деятельности, законодательства и администрации труда вместе с Бюро по деятельности предпринимателей и Бюро по деятельности трудящихся предлагает уникальный набор услуг по развитию возможностей министерств труда и других соответствующих правительственных органов по налаживанию и ведению социального диалога. Сюда входят как традиционные функции поддержки правительств, совершенствования законодательства и управления в сфере труда, так и комплексное содействие министерствам труда и соответствующим государственным органам в выработке экономической и социальной политики в целом. Особое внимание уделяется проблемам структурной перестройки экономики и реформы государственного сектора,

Департамент координирует сводную межотраслевую программу укрепления общего управления и структуры органов по труду, в том числе инспекций труда и служб занятости. Уделяется также внимание процессу реформирования трудового законодательства как главного фактора содействия трипартизму и социальному диалогу.

2.3 Деятельность МОТ

Отраслевая деятельность МОТ направлена на повышение способности различных отраслей эффективно и на справедливой основе решать проблемы в сфере труда. МОТ регулярно проводит международные отраслевые встречи, разрабатывающие рекомендации, которые служат ориентиром для выработки промышленной политики и проведения практических мер государствами-членами МОТ. Было также принято множество международных трудовых норм, касающихся определенных отраслей, особенно торгового флота.

Постоянное внимание уделяется 22 промышленным отраслям, морскому судоходству, сфере обслуживания - общественной и частной.

Морское судоходство

Общая цель деятельности МОТ в данной отрасли - содействие социальному и экономическому прогрессу на морском и речном транспорте, в рыболовстве и портовом хозяйстве, в первую очередь в отношении условий труда и жизни трудящихся.

Важной вехой последних лет стала 84-я (морская) сессия Международной конференции труда 1996 г. Она приняла семь новых международных трудовых норм, касающихся инспекции труда, вербовки и рабочего времени моряков. Особое значение имеет Конвенция (№ 147) 1976 г. о минимальных нормах в торговом флоте, поскольку на ее положениях основаны почти все региональные соглашения между соответствующими органамиразличных стран о проведении инспекций судов, зарегистрированных за рубежом.

Сектор общественного обслуживания

Государственная служба играет важнейшую роль в обществе и экономике, и в прошлом ее часто называли «главным средством решения проблем». На нескольких встречах МБТ за последние годы рассматривался вопрос о развитии человеческих ресурсов и структурной перестройке в данном секторе. В январе 1997 г, на Симпозиуме о конвергенции средств мультимедиа обсуждался вопрос о социальных и трудовых последствиях перехода к глобальному информационному обществу.

Промышленная деятельность

За последние годы МОТ провела трехсторонние встречи по сельскому хозяйству, химической, лесной, металлургической, нефтеперерабатывающей,

электронной, машиностроительной, легкой и пищевой промышленности. Они стали форумом для обмена мнениями и международным опытом. Подобные встречи дают ориентиры для национальной политики и помогают выработать согласованные международные, подходы к отраслевым проблемам.

Вспомогательная деятельность включает предоставление технических консультаций и оказание конкретной поддержки партнерам МОТ, в том числе при проведении национальных симпозиумов и создании компьютерных информационных сетей, содействие социальному диалогу и применению норм.


3. Главные цели и задачи МОТ

В своей деятельности Международная организация труда руководствуется четырьмя стратегическими целями:

1. Продвижение и проведение в жизнь основополагающих принципов и прав в сфере труда

2. Создание больших возможностей для женщин и мужчин в получении качественной занятости и дохода

3. Расширение охвата и эффективности социальной защиты для всех

4. Укрепление трипартизма и социального диалога

Если очень коротко охарактеризовать деятельность организации, то можно выделить следующие основные направления:

Разработка международной политики и программ с целью содействовать основным правам человека, улучшению условий труда и жизни, расширению возможностей занятости

Создание международных трудовых норм, подкрепленных уникальной системой контроля за их соблюдением; эти нормы служат ориентиром для национальных органов в проведении в жизнь такой политики

Проведение в жизнь обширной программы международного технического сотрудничества, вырабатываемой и осуществляемой в активном партнерстве с участниками Организации, в т.ч. оказание помощи странам в ее эффективной реализации

Вопросы профессиональной подготовки и обучения, исследования и издательская деятельность в поддержку этих усилий

В 1998 году Международная конференция труда приняла торжественную Декларацию об основополагающих принципах и правах в сфере труда, в которой подтверждается решимость международного сообщества "соблюдать, содействовать применению и добросовестно претворять в жизнь" право трудящихся и работодателей на свободу объединения и коллективные переговоры, действовать в направлении ликвидации всех форм принудительного или обязательного труда, полного устранения детского труда и дискриминации в области найма и занятий. В Декларации подчеркивается, что все государства-участники несут обязательство соблюдать эти принципы вне зависимости от того, ратифицировали они соответствующие Конвенции или нет.

Одна из самых давних и важных функций МОТ - принятие трехсторонней Международной конференцией труда (с участием представители правительств, работодателей и трудящихся) конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы. Ратифицируя конвенции, государства-члены берут на себя обязательство последовательно проводить в жизнь их положения. Рекомендации служат руководство в области политики, законодательства и практики.

Конвенции и рекомендации, принятые начиная с 1919 года, затрагивают фактически весь круг проблем труда, включая некоторые основные права человека (в первую очередь, свободу объединения, право на организацию и коллективные переговоры, отмену принудительного и детского труда, устранение дискриминации в занятости), регулирование вопросов труда, трудовые отношения, политика занятости, охрана и гигиена, условия труда, социальное обеспечение, занятость женщин и особых категорий, таких как трудящиеся-мигранты и моряки.

Государства-члены должны представлять все конвенции и рекомендации, принимаемые Конференцией, компетентным национальным органам, которые решают, какие меры следует по ним принять. Число ратификаций конвенций продолжает увеличиваться. Чтобы обеспечить их применение в законодательстве и на практике, МОТ установила процедуру контроля, наиболее совершенную по сравнению с другими подобными международными процедурами. Она основано на объективной оценке независимыми экспертами того, как выполняются обязательства, и на рассмотрении отдельных случаев трехсторонними органами МОТ. Существует особый порядок рассмотрения жалоб на нарушение свободы объединения.

Заключение

В настоящее время перед МОТ стоят качественно иные цели и задачи, чем те, которые стояли перед ней 15-20 лет тому назад. Это связано, прежде всего, с глобализацией мировой экономики, отрицательные последствия которой сказываются на трудящихся всех стран, которые вынуждены работать в условиях ужесточения конкуренции, ускорения технологических перемен, роста социального неравенства и сокращения возможностей правительств.

Важнейшей целью на настоящий момент является обеспечение стабильности и благополучия, путем развития достойного и безопасного труда, уделяя особое внимание расширению возможностей трудоустройства и созданию новых рабочих мест, улучшению условий труда и жизни, предоставлению социальной защиты в период преодоления мирового кризиса.

Список использованной литературы .

1. Издание бюро МОТ в Москве. “Что такое МОТ? Чем она занимается”. (Москва 2000) стр. 3-36

4. Официальный сайт МОТ: http://ilo.org/public/russian/region

Приложение 1

Филадельфийская декларация

В 1944 г. на сессии в Филадельфии (США) Международная конференция труда приняла Филадельфийскую декларацию, в которой уточняются цели и задачи Организации.

В Декларации воплощены следующие принципы:

Труд не является товаром;

Свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса;

Нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;

Все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.


Приложение 2

Основные конвенции МОТ

№ 29 Конвенция о принудительном или обязательном труде, 1930 года. Требует запрещения принудительного или обязательного труда во всех формах. Допускаются определенные исключения, такие как военная служба, надлежащим образом контролируемые исправительные работы, труд при чрезвычайных обстоятельствах, таких как военные действия, при пожаре, землетрясениях...

№ 87 Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию, 1948 года. Устанавливает право всех трудящихся и предпринимателей на создание и вступление в организацию по своему выбору без получения предварительного разрешения и устанавливает ряд гарантий свободы их деятельности без вмешательства органов государственной власти.

№ 98 Конвенция о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, 1949 года. Предусматривает защиту от антипрофсоюзной дискриминации, защиту организаций трудящихся и предпринимателей от взаимного вмешательства, а также меры по содействию коллективным переговорам.

№ 100 Конвенция о равном вознаграждении, 1951 года. Призывает устанавливать равную оплату для мужчин и женщин за труд равной ценности.

№ 105 Конвенция об упразднении принудительного труда, 1957 года. Запрещает использование любой формы принудительного или обязательного труда в качестве средства политического подавления, воспитания, наказания за выражение политических и идеологических взглядов, мобилизации трудовых ресурсов, установления трудовой дисциплины, наказания за участие в забастовках или дискриминации.

№ 111 Конвенция о дискриминации в области труда и занятий, 1958 года. Призывает к проведению национальной политики, направленной на устранение дискриминации при найме, профессиональной подготовке, в отношении условий труда по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, национальному или социальному происхождению, на содействие равенству возможностей и обращения.

№ 138 Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу, 1973 года. Имеет целью устранение детского труда; устанавливает, что минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования.

№ 182 Конвенция определяет термин «наихудшие формы детского труда». Требует, чтобы государства, ратифицирующие ее немедленно принимали эффективные меры, обеспечивающие в срочном порядке запрещение и искоренение наихудших форм детского труда.


Приложение 3

Социальная история МОТ

1818 На конгрессе Священного союза в Ахене (Германия) английский промышленник Роберт Оуэн предлагает ввести положения о защите трудящихся и создать социальную комиссию.

1831-1934 Жестоко подавлены два восстания ткачей на шелкоткацких фабриках в Лионе.

1838-59 Французский промышленник Даниель Легран поддерживает предложения Р. Оуэна.

1864 В Лондоне основан 1-й Интернационал (Международное товарищество рабочих).

1866 Конгресс 1-го Интернационала требует ввести международное трудовое законодательство.

1883-1991 Германия принимает первое в Европе социальное законодательство.

1886 В Чикаго бастуют 350 тысяч трудящиеся, требуя установить 8-часовой рабочий день; их выступление ("Хеймаркетское восстание") жестоко подавлено.

1889 в Париже образован 2-й Интернационал,

1890 Представители 14 государств на встрече в Берлине выработали рекомендации, которые повлияли на трудовое законодательство ряда стран.

1900 На конференции в Париже решено создать Международную ассоциацию защиты трудящихся.

1906 На конференции в Берне принимаются две международные конвенции - об ограничении использования ядовитого белого фосфора в производстве спичек и о запрещении ночного труда женщин.

1914 В Европе вспыхивает война, что мешает принятию новых конвенций.

1919 Рождение МОТ; первая Международная конференция труда принимает шесть конвенций, первая из которых устанавливает 8-часовой рабочий день и 48-часовую рабочую неделю; первым директором МВТ становится Апьбер Тома.

1927 Первая сессия Комитета экспертов по применению конвенций.

1930 Принята конвенция о последовательном устранении принудительного и обязательного труда.

1944 В Филадельфийской декларации вновь подтверждены основные цели Организации,

1946 МОТ становится первым специализированным учреждением, вошедшим в систему ООН.

1945 Генеральным директором МБТ избран Дэвид Морс; принята Конвенция № 87 о свободе объединения; разработана чрезвычайная программа по трудовым ресурсам для Европы, Азии и Латинской Америки.

1950 Расширенная программа технического содействия ООН придает новый импульс сотрудничеству с развивающимися странами.

1951 Конвенция № 100 устанавливает равенство оплаты для мужчин и женщин за труд равной ценности; Административный совет, действуя совместно с Экономическим и социальным советом ООН, создает комиссию и комитет для расследования жалоб о нарушении свободы объединения.

1957 Конвенция № 105 требует отмены принудительного труда во всех его формах.

1960 МОТ создает Международный институт социально-трудовых исследований.

1966 Торжественное открытие Международного учебного центра МОТ в Турине.

1969 МОТ получает Нобелевскую премию мира.

1989 Представители профсоюза ""Солидарность" используют рекомендации комиссии МОТ на переговорах с польским правительством; Генеральным директором МВТ становится Мишель Хансенн.

1991 МОТ принимает новую стратегию борьбы против детского труда (программа МОТ/ИПЕК).

1992 Международная конференция труда одобряет новую политику активного партнерства; в Будапеште создана первая сводная консультативная группа.

1998 Конференция принимает Декларацию МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда: это свобода объединения, отмена детского труда, устранение принудительного труда и дискриминации.

1999 Хуан Сомавия (Чили) становится первым Генеральным директором МБТ из южного полушария; Конференция принимает новую конвенцию о запрете и немедленном устранении наиболее нетерпимых форм детского труда.

2002 Учреждён Всемирный день борьбы с детским трудом.


Австралия

Азербайджан

Антигуа и

Аргентина

Афганистан

Багамские Острова

Бангладеш

Барбадос

Беларусь

Болгария

Герцеговина

Ботсвана

Бразилия

Буркина-Фасо

Югославская

Республика

Македония

Венесуэла

Гватемала

Гвинея-Бисау

Германия

Гондурас

Доминика

Доминиканская

Республика

Зимбабве

Индонезия

Иордания

Иран, Исламская

Республика

Ирландия

Исландия

Кабо-Верде

Казахстан

Камбоджа

Кирибати

Колумбия

Коморские

Республика

Коста-Рика

Кот-д"Ивуар

Кыргызстан

Лаосская Народно - демократическая Республика

Ливийская Арабская Джамахирия

Люксембург

Маврикий

Мавритания

Мадагаскар

Малайзия

Мозамбик

Молдова, Республика

Монголия

Нидерланды

Никарагуа

Новая Зеландия

Норвегия

Объединенные Арабские Эмираты

Пакистан

Папуа-Новая Гвинея

Парагвай

Португалия

Российская Федерация

Сальвадор

Сан-Марино

Сан-Томе и Принсипи

Саудовская Аравия

Свазиленд

Сейшельские Острова

Сент-Винсент и Гренадины

Сент-Кристофер и Невис

Сент-Люсия

Сингапур

Сирийская Арабская Республика

Словакия

Словения

Соединенное Королевство

Соединенные Штаты Америки

Соломоновы Острова

Сьерра-Леоне

Таджикистан

Танзания, Объединенная Республика Того

Тринидад и Тобаго

Туркменистан

Узбекистан

Филиппины

Финляндия

Хорватия

Центрально-африканская Республика

Чешская Республика

Швейцария

Шри-Ланка

Экваториальная Гвинея

Югославия

Южная Африка

Положения Филадельфийской декларации см. на стр. 20

Международное бюро труда воз­главляет Генеральный директор, назначаемый Административным советом. Начиная с 1919 г этот пост занимали: Альбер Тома, Франция (1919-1932 гг.), Гарольд Батлер, Великобритания (1932-1938 гг.), Джон Уайнант, США (1939-1941 гг), Эдвард Фи-пэн, Ирландия (1941-1948 гг), Дэвид Морс, США (1948-1970 гг), Уилфред Дженкс, Великобрита­ния (1970-1973 гг). Франсис Бланшар, Франция (1973-1989), Мишель Хансенн, Бельгия (1989-1999 гг.), и с марта 1999 г. - Хуан Сомавия, Чили.

Весь список стран - участников МОТ см. на стр. 26

«„Всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости“. Это заявление, открывающее преамбулу к Уставу МОТ, четко и недвусмысленно возлагает на МОТ важнейшую роль в деле поддержания мира», - пояснил представитель МОТ в Нобелевской лекции. «Оно свидетельствует о том, что основатели нашей организации в 1919 году были убеждены в наличии неразрывной связи между социальной справедливостью в странах и международным миром, а также в том, что эта связь столь сильна и существенна, что из нее со всей очевидностью вытекала необходимость того, чтобы организация, занимающаяся вопросами труда, создавалась в качестве неотъемлемого элемента новой организационной структуры поощрения и защиты мира во всем мире после Первой мировой войны».

«Терпеливо, без пафоса, но небезуспешно»

Латинское изречение «Нет мира без правосудия» отражает важнейшую нравственную идею, являющуюся основой для Международной организации труда (МОТ). Присуждение Нобелевской премии мира за 1969 год этому специализированному учреждению ООН - признание успешного претворения им в жизнь этой идеи.

МОТ, созданная в 1919 году после социальных и политических катаклизмов, которыми сопровождалась Первая мировая война, получила эту премию 11 декабря 1969 года, в пятидесятую годовщину с момента ее основания, что явилось признанием полезности ее деятельности, на основе положения Преамбулы к ее Уставу, где говорится, что «всеобщий и прочный мир может быть обеспечен только на основе социальной справедливости». Генеральный директор МОТ Дэвид Морс в речи после вручения премии, которую он произнес от имени этой организации, подытожил характерную для нее позицию так: «Несмотря на политические катаклизмы, провалы и разочарования последних пятидесяти лет, МОТ терпеливо, без пафоса, но небезуспешно предпринимала усилия с целью создания инфраструктуры мира».

Радикальные экономические и социальные изменения эпохи индустриализации не только обеспечили беспрецедентно высокие темпы экономического роста в Европе, но и привели к созданию многочисленного и активного рабочего класса, часто вступавшего в конфликт с правящими классами. Сам Альфред Нобель боялся социальной революции и предупреждал в 1892 году об опасностях «новой тирании остающихся незамеченными», и об угрозе, представляемой ею для мира во всем мире. Лауреат первой Нобелевской премии мира за 1901 г. Фредерик Пасси также призывал к осуществлению социальных реформ как основы международной стабильности и мира.

МОТ, созданная на основе реформаторского и социалистического мышления XIX - начала XX вв. в Европе, сумела стать инструментом сотрудничества и диалога между рабочими и их правительствами, предоставив различным силам важный форум для встреч. Эта организация, помогающая обезвреживать «опасные взрывчатые вещества, таящиеся в глубинах общества», дала миру идею индустриального диалога. Изменение соотношения политических сил в мире после Второй мировой войны стимулировало расширение целей этой организации, и в 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением, связанным с ООН.

На начальных этапах деятельности МОТ ее главной задачей было «наведение мостов между богатыми и бедными в отдельных странах». В ее Уставе был сформулирован принцип трипартизма, содействующий организации диалога между правительствами, работодателями и работниками с целью урегулирования конфликтов и улучшения условий труда. Под патронажем и руководством МОТ профсоюзы и организации работодателей выработали последовательные и эффективные позиции. После Второй мировой войны задачи этой организации вышли за пределы национальных границ, и она стала «наводить мосты» в отношениях между богатыми и бедными странами, содействуя сотрудничеству между ними в областях, связанных с торговлей и трудовыми отношениями.

Создание Центра современной профессионально-технической подготовки - одна из ценных инициатив МОТ, проводящаяся в жизнь в рамках местных ограничений в каждой из стран. Она укрепляет развивающиеся страны, предоставляя им ресурсы, ноу-хау в технической и управленческой областях, и способствует созданию институциональных и административных структур, необходимых для современной государственности и миростроительства. Она оказывает постоянное влияние на законы в сфере социального обеспечения в каждой отдельной стране, что вносит ценный вклад в международные законы.

МОТ занимается главным образом принятием международных трудовых стандартов, разработкой международной политики и программ, направленных на обеспечение основных прав человека; улучшением трудовых и жилищных условий и повышение занятости, вопросами профессиональной безопасности, защиты рабочих-мигрантов, и установлением надлежащей минимальной заработной платы. Она также наделена мандатом на оказание технической помощи развивающимся странам, конечная цель которой - формирование международной программы занятости, а также создание норм и обеспечение технического сотрудничества на основе интенсивных программ исследований, подготовки, обучения и публикаций.

Работая в сотрудничества с другими специализированными учреждениями ООН, такими, как Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), и получая финансовую поддержку ООН, МОТ реализует в развивающихся странах исследовательские проекты в областях сельского хозяйства и промышленности с главной целью решения хронических проблем безработицы и неполной занятости. Она оказывает содействие в осуществлении аграрных реформ, сельскохозяйственных проектов, в областях индустриализации, общественных работ, в разработке программ подготовки и руководства профессиональным обучением, в выборе возможностей для инвестиций, в развитии торговли и др.

Если первоначальной целью МОТ была выработка международного законодательства с целью защиты рабочих от эксплуатации и несправедливых условий труда, то сейчас эта организация стала инструментом содействия принятию эффективных мер, гарантирующих соблюдение основных прав человека, таких, как свобода собраний, свобода от принудительного труда и дискриминации и обеспечение экономического развития.

«Все люди, независимо от расы, убеждений и пола, имеют право добиваться материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической безопасности и равных возможностей. Обязанностью МОТ является изучать и рассматривать всю международную и финансовую политику и меры в свете этой основной цели». Эти слова из Филадельфийской декларации МОТ определяют взаимозависимость экономической и социальной политики и подчеркивают их неразрывную связь с делом мира.