Меню
Бесплатно
Главная  /  Базальная температура  /  Кто такие либералы краткое определение. Кто такой либерал и каких принципов он придерживается

Кто такие либералы краткое определение. Кто такой либерал и каких принципов он придерживается

Мысли вслух

От первого лица

Краткая история либерализма. Тонкости восприятия. Довольно интересные и в тоже время внятные рассуждения о том Who is Who? Рекомендую для повышения образовательного уровня.

Чем отличается либерал от либераста?

Андрей (). Написано в соавторстве с А. Легейдой

Недавно один мой хороший знакомый и коллега, человек здравомыслящий, поделился таким интересным диалогом. Он спросил у одного крайне агрессивно настроенного к либералам собеседника: «А ты можешь четко ответить - кто такой либерал?» Тот в ответ промычал что-то и выдавил: «Либерал - это… либераст». Попробуем разобраться, в чем разница, чтобы впредь не давать таких тупых ответов.

Либерал - это сторонник либерализма. А что такое либерализм? Проще всего ответить, исходя из названия: это идеология, защищающая свободы. Но ключевой вопрос - ЧЬИ свободы и КАКИЕ свободы? Нет свободы вообще, как нет человека вообще. Либерализм - это идеология защиты совершенно определенных свобод и тех, кто алчет этих свобод. Попробуем разобраться, каких.

К ИСТОРИИ ВОПРОСА

Исторически можно выделить три этапа формирования идеологии либерализма.

Первый этап берет свои истоки из XVIII века. Тогда в Англии впервые возникла партия, приверженцы которой несколько позже стали называть себя либералами. Это были - внимание! - представители крупной буржуазии, вступившей в противоречия с крупными землевладельцами-лендлордами. Интересы лендлордов выражала другая партия - консерваторы, которые вместе с либералами сформировали первую в мире двухпартийную систему: обе эти партии, сменяя друг друга, правили на Британских островах более ста лет - до начала XX века.

В тот период Великобритания, опередившая другие страны в промышленном перевороте, была экономически и политически ведущей державой мира. Поскольку в эксплуататорских обществах, как правило, господствуют идеи господствующего класса господствующих стран, то либерализм (как и его брат-близнец - консерватизм) на протяжении ХIХ века распространились по всему капиталистическому миру. Буржуазия многих стран, и особенно буржуазная и мелкобуржуазная интеллигенция, обратились в либеральную «веру», видя в ней альтернативу «насилию и произволу» — как справа, в лице монархического абсолютизма, так и слева, в лице якобинства, считаемого тогда таким же пугалом, как нынче «сталинизм». Многие люди принимали за либерализм любую борьбу за свободу. Наш соотечественник В.Г. Белинский писал даже: «Для меня либерал и человек - одно, абсолютист и кнутобой - одно». Либералами в подобном смысле считали себя революционеры Франции в 1830 г. , а Латинской Америки - вплоть до начала XX века.

Второй этап в истории либерализма связан с поздними буржуазными революциями: от европейских 1848 г. до российских 1905—1917 гг. К тому времени от либералов уже отошли революционеры-демократы, тяготевшие к социализму, пусть пока утопическому. Либералы «второго призыва» - как правило, представители буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции. Выступая против «старого порядка», за реформы или, в крайнем случае, «революцию сверху», они более всего опасались революции народной, рабочей и крестьянской. Классический пример либералов «второй волны» - российские кадеты («Партия народной свободы»). Идеал подобного народлиберализма Ленин резюмировал словами: «соединение свободы (не для народа) с бюрократизмом (против народа)». Во всех революциях тогдашние либералы терпели политический крах, поскольку были чужды и трудовому народу, и массе буржуазии, предпочитавшей более «твердую» диктаторскую власть.

Наконец, третий этап в истории «либеральной идеи» - неолиберализм (примерно с 70-х годов ХХ века по настоящее время). Это идеология транснациональных корпораций, выступающих против регулирования своей деятельности национальным государством (не только социалистическим или народно-демократическим, но и национально-капиталистическим). На первый взгляд, они «антигосударственники», чем напоминают даже не прежних либералов, а скорее анархистов. Но, присмотревшись внимательнее, нетрудно разглядеть, что неолибералы совсем не против карательно-репрессивных функций буржуазного государства по отношению к народу (что как раз и вызывало наибольший протест анархистов и часто осуждалось даже прежними либералами). Неолибералы стоят за свертывание экономических и особенно социальных функций государства, оставляя за ним именно карательные. Как же иначе навязать большинству общества явно антинародную, антисоциальную и антинациональную программу?

Таким образом, между либералами трех «призывов» есть существенные различия, и очень жаль, что в нынешней России их всех принято мазать одной краской (например, в Латинской Америке левые справедливо видят главного врага не в «либерализме» вообще, а именно в неолиберализме). Но есть у них и общие черты .

КТО ТАКОЙ ЛИБЕРАЛ?

Если попытаться максимально кратко определить либерализм, то это идеология, охраняющая интересы частной собственности. В центре внимания либерализма стоит не вообще человек, а именно собственник (будто бы неважно, кто он - хозяин лавочки или крупной корпорации). Защищаемая им свобода - это свобода собственности и собственников; политические и все иные свободы, строго говоря, могут быть только у них. Вполне логично, что либералы первых двух призывов предусматривали для политических прав имущественные цензы: для права быть избранным — выше, для права избирать - ниже, но пролетарии и прочие бедняки, не имевшие никакой собственности, не имели по этой схеме и никаких прав. Скажем, в «демократических» республиках Латинской Америки XIX века правом голосовать пользовался в среднем… 1% (один процент!) населения. А расширялось это право уже позже, при других правителях, с иными взглядами.

То есть, либерализм - это идеология частной собственности. Соответственно, либерал - это сторонник верховенства частной собственности . Дабы отвести от себя упреки тех, кто не понимает, что такое частная собственность и может возмутиться, будто я против личной собственности на зубные щетки и трусы, скажу лишь: частная и личная собственность - вещи принципиально разные и личная собственность не является частной. Но это вопрос, требующий отдельного рассмотрения.

У подобной идеологии есть важное следствие - все, что находится за пределами частной собственности, а тем более что может нарушить ее, воспринимается как враждебное. Скажем, аргентинской президент-либерал Бартоломе Митре, посылая карателей против мятежных индейцев и полупролетариев-гаучо, призывал «не жалеть их крови» и «сделать из них удобрение полей». Народ соседнего Парагвая - тогдашней «страны-изгоя» с госкапиталистическим режимом - Митре и его союзники истребили процентов на 80. Так ли уж это по сути отличается от гитлеровского «плана Ост» или от того, что творят натовские интервенты с Ираком, Ливией, Сирией?

КТО ТАКОЙ ЛИБЕРАСТ?

И здесь мы переходим к тому, кто такой «либераст». Либераст - это наиболее агрессивная, шовинистская форма отстаивания и трансляции либерализма (в наши дни - неолиберализма). Я бы сказал, фашиствующая форма неолиберализма.

Для либералов друг и брат - другой собственник, только себя и других собственников они считают достойными людьми. Те люди, которые оказываются за пределами собственности (а таковых на поверку оказывается подавляющее большинство) воспринимаются как рабочий материал, как средство для собственности и собственника. Те либералы, которые считают несобственников людьми второго сорта, недочеловеками, и оказываются либерастами. Либерализм, доведенный до своего логичного завершения, до апогея, - это форма социального «расизма» . Если в классическом фашизме критерий исключенности - это принадлежность к той или иной расе, то в либерализме таким критерием оказывается принадлежность (владение или невладение) к собственности (зачастую оба критерия на практике совпадают - возьмите хотя бы «ватников и колорадов» в восприятии поборников «европейского выбора Украины»). Те либералы, которые транслируют такие взгляды в наиболее агрессивной форме, и оказываются либерастами.

Встречаются, конечно, либералы и «помягче». Они делают упор на критику всяческих репрессий (в нашем случае - от ленинских до путинских), бюрократического произвола, милитаризма, клерикализма (вмешательства церкви в светские дела), а в последнее время больше всего - коррупции. Критикуют и антисоциальные меры властей, иной раз поругивают даже «своих» ультра-либерастов за такие поползновения. Всем этим они могут, как показывают события в ряде стран, привлечь на свою сторону часть трудового народа. Никто же не в восторге от репрессий, бюрократии, коррупции и т.п. Но почему-то от поддержки народом даже таких, «честных», либералов этому народу очень скоро становится не лучше, а хуже.

РИТОРИКА ЛИБЕРАЛОВ КАК ШИРМА

И неудивительно. Ведь все те проявления бюрократизма, милитаризма, коррупции и прочих язв, против которых они пытаются поднять народ, не с неба упали. Может ли «государство в собственном смысле» (Ф. Энгельс), оставаясь отчужденным от общества, быть совсем уж иным? Может ли народ, пока он не в силах освободиться от классовой эксплуатации, всерьез контролировать государственную власть «снизу»? И, наконец, значит ли это, что такое вот, «нехорошее», государство не выполняет все же функций общественно необходимых - прежде всего социально-экономических, которые жизненно необходимы именно трудящимся и на которые покушаются неолибералы? Здраво подумав, нельзя не ответить на все эти вопросы отрицательно.

Что отсюда следует? Что не надо бороться с произволом, коррупцией и прочим? Надо, конечно. Но по-умному, в меру реальных сил, трезво сознавая, что при капитализме всех этих зол можно лишь немного поубавить, но устранить не получится без революционного перехода к качественно новому обществу. Да и тогда это дело долгое и трудное. А кто обещает «единым махом семерых побивахом» - тот просто демагог. Если же он это сочетает с превознесением частной собственности, что свойственно даже лучшим из либералов - в современных условиях он будет только расчищать путь фашиствующим «либерастам». Хочет он того или нет.

(от латинского liberalis - свободный) впервые появилось в литературе в 19 веке, хотя как течение общественно-политической мысли он сформировался гораздо раньше. Идеология возникла в ответ на бесправное положение граждан в условиях абсолютной монархии.

Основными достижениями классического либерализма являются разработка «Теории общественного договора», а также концепций естественных прав индивида и теории разделения властей. Авторами «Теории общественного договора» являлись Д.Локк, Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо. Согласно ей, происхождение государства, гражданского общества и права основано на соглашении между людьми. Общественный договор подразумевает, что люди частично отказываются от суверенитета и передают его государству взамен на обеспечение их прав и свобод. Ключевой принцип состоит в том, что легитимный орган управления должен быть получен с согласия управляемых и он обладает только теми правами, которые делегировались ему гражданами.

Исходя из указанных признаков, сторонники либерализма не признавали абсолютной монархии и полагали, что такая власть развращает, т.к. она не имеет ограничивающих начал. Поэтому первые настаивали на целесообразности разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Таким образом, создается система сдержек и противовесов и отсутствует простор для произвола. Детально описана подобная идея в трудах Монтескье.

Идейные либерализма разработали принцип естественных неотчуждаемых прав гражданина, в числе которых - право на жизнь, свободу и собственность. Обладание ими не зависит от принадлежности к какому-либо сословию, а дается от природы.

Классический либерализм

В конце 18-начале 19 века сложилась форма классического либерализма. К его идеологам относят Бентама, Милля, Спенсера. Сторонники классического либерализма ставили во главу угла не общественные, а индивидуальные интересы. Причем приоритет индивидуализма отстаивался ими в радикальной крайней форме. Это отличало классический либерализм от той формы, в которой он существовал первоначально.

Другим важным принципом стал антипатернализм, который предполагал минимальное вмешательство государства в частную жизнь и экономику. Участие государства в экономической жизни должно ограничиваться созданием свободного рынка товаров и труда. Свобода воспринималась либералами как ключевая ценность, основной гарантией которой являлась частная собственность. Соответственно, высшим приоритетом обладала экономическая свобода.

Таким образом, базовыми ценностями классического либерализма являлись свобода личности, незыблемость частной собственности и минимальное государственное участие. Однако на практике подобная модель не способствовала формированию всеобщего блага и привела к социальному расслоению. Это обусловило распространение неолиберальной модели.

Современный либерализм

В последней трети 19 века начало складываться новое течение - . Его формирование обусловлено кризисом либерального учения, который пошел на максимальное сближение с консервативной идеологией и не учитывал интересы широко распространенного слоя - рабочего класса.

В качестве ведущего достоинства политической системы провозглашалась справедливость и согласие и управляемых. Также неолиберализм стремился примирить ценности равенства и свободы.

Неолибералы уже не настаивали на том, что человек должен руководствоваться эгоистическими интересами, а должен способствовать формированию общего блага. И хотя индивидуальность - это высшая цель, но она возможна только при тесной взаимосвязи с обществом. Человек начал восприниматься как существо социальное.

В начале 20 века также стало очевидным необходимость государственного участия в экономической сфере для справедливого распределения благ. В частности, к функциям государства относилось необходимость создания системы образования, установления минимальной зарплаты и контроля за условиями труда, предоставление пособий по безработице или болезни и пр.

В противовес им выступают либертаристы, которые ратуют за сохранение базовых принципов либерализма - свободного предпринимательства, а также неприкосновенности естественных свобод.

Впервые термин «либерализм» (от лат. liberalis – свободный) был использован в Испании в 1811 году в Испании. В дальнейшем данный термин вошел во все европейские языки. Идеи либерализма активно разрабатывались и защищались такими мыслителями как Дж. Локк, Т. Гоббс, А. Смит, Ш. Монтескье, И. Кант, Т. Джефферсон, Б. Констан, А. Де Токвиль, И. Бентам, Дж. Ст. Милль и др. Как идеологическое и политическое явление либерализм зародился на основе идей Просвещения в конце XYII - начале XYIII веков. На ранних этапах своего развития он являлся важнейшим средством борьбы возглавляемого буржуазией «третьего сословия» против существующих абсолютистских порядков. Поэтому его содержание было прямо связано с потребностями и интересами нарождающейся буржуазии. С самого начала в фундамент либерализма были заложены принципы свободы личности, её высокая самоценности и право на самореализацию, а также признание её ответственности перед обществом. Свобода понималась либералами как свобода от государственного, церковного и иных форм социального контроля. На основе данных предпосылок были сформированы экономические и политические установки либерализма. В сфере экономики идея свободы личности интерпретировалась либералами как свобода частного предпринимательства и рынка. Они последовательно выступали за освобождение экономической деятельности от государственной регламентации, за предоставление максимального простора частной инициативе. Экономическая свобода, по мнению либералов, является основой гражданских и политических свобод. Принцип свободы в политической сфере трактовался либералами как свобода от ограничений со стороны государства. На базе подобной установки была сформулирована идея «государства – ночного сторожа», суть которой состояла в том, что государство должно быть наделено лишь самыми минимальными и необходимыми функциями, обеспечивающими охрану порядка, законность и защиту страны от внешней опасности. Было отмечено, что гражданское общество должно иметь приоритет над государством, которое может быть достигнуто на основе принципов конституционализма и парламентаризма. Либералы отстаивали идеи верховенства закона как средства ограничения государства и о разделении властей как инструменте контроля общества над государством. Выступая против сословных привилегий, они подчеркивали идею равенства граждан перед законами, которые должны носить скорее характер запретов, а не предписаний. Подобные идеи либерализма создали теоретическую основу для формирования правового государства. К началу ХХ века в странах Запада либерализм оказался в достаточно сложном положении. Развитие свободного рынка и предпринимательства из идеи превратилось в реальность. Но вот тут-то и выяснилось, что ничем не ограниченная игра рыночных сил в условиях социальной незащищенности трудящихся не принесла большей части общества ни благополучия, ни свободы. В подобной обстановке резко упало доверие к традиционным либеральным ценностям и начался пересмотр важнейших положений классического либерализма. Под влиянием сложившейся ситуации, а также развития рабочего и социал-демократического движения в арсенале либералов появились идеи социальной справедливости, государственной поддержки малоимущих слоёв населения, устранения крайностей имущественного неравенства и т. д. В результате либерализм эволюционировал в «социальный либерализм (неолиберализм)» Решающую роль в утверждении неолиберализма как одной из важнейших реформистских идеологий ХХ века сыграли социалистическая революция в России и мировой экономический кризис начала 30-х годов, которые поставили вопрос о необходимости переосмысления таких постулатов классического либерализма как неограниченная индивидуальная свобода и свобода конкуренции. Особое значение имели широко популярные в те годы идеи английского экономиста Дж. Кейнса (1881 – 1946), который разработал модель государственного регулирования, нацеленную на резкое расширение государственного вторжения в экономику и значительное ограничение её рыночных начал. Кейнсианская модель предусматривала также значительное расширение потребительского спроса населения на основе существенного увеличения государственных расходов, создание социальных гарантий для малоимущих слоев населения в области медицины, образования, занятости, пенсионного обеспечения и т. д. На практике идеи неолиберализма впервые были реализованы в «новом курсе» президента Ф. Рузвельта, избранного в 1932 году. Его правительством стала активно проводиться политика демонополизации экономики и осуществляться её государственное регулирование. Были введены пособия по безработице, легализована деятельность профсоюзов, стали заключаться коллективные договора между рабочими и предпринимателями. В дальнейшем подобные процессы охватили практически все индустриально развитые страны. Главное отличие неолиберализма от классического либерализма заключается в признании активной роли государства в регулировании экономики и проведении социальной политики. На смену идее о его отстраненности от экономических и социальных процессов пришло понимание того, что государство должно всемерно содействовать прекращению социальных конфликтов и сглаживанию чрезмерного социального неравенства на основе поддержки наиболее бедных и социально незащищенных слоев общества. Было признано, что подобная политика может проводиться государством лишь на основе его активного влияния на экономические процессы. В этих условиях либералы, подобно социал-демократам, стали отстаивать идеи доступного для всех граждан медицинского обслуживания, бесплатного школьного и высшего образования, расширения системы социального обеспечения и т. д. Они явились также приверженцами идеи прогрессивного налогообложения, полагая, что крупные собственники должны нести свою долю ответственности за социальную стабильность общества. В результате осуществления подобной политики на Западе была создана новая модель государства, названная «государством всеобщего благоденствия». Однако в 70-е годы стала утрачивать своё влияние и неолиберальная идеология, которая, сохранив верность основным принципам свободы и рыночного предпринимательства, впитала в себя ряд несвойственных ей прежде идей (акцент на социальном равенстве граждан, признание необходимости государственного вмешательства в экономику и социальную жизнь общества и др.), породивших нарушение её внутренней целостности и непротиворечивости. Кризисные явления экономики 70-х годов, сопровождавшиеся кризисом «государства всеобщего благосостояния», во многом явились следствием той политики, которую проводили партии неолиберальной ориентации. В результате падения своей популярности они были вынуждены уступить государственную власть партиям, проводившим неоконсервативную политику. Однако в дальнейшем либерализм снова вступил на путь переосмысления своих ведущих принципов. Была, в частности, признана необходимость возврата к принципам стимулирования рыночных механизмов при одновременном сокращении регулирующей роли государства.

Унаследовав ряд идей древнегреческих мыслителей Лукреция и Демокри­та, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сфор­мировался на базе политической философии английских просве­тителей Д, Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII-XVIII вв. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частной собственности, либерализм по­ложил в основу своей концепции идеалы свободной конкурен­ции, рынка, предпринимательства.

Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок. Либерализм предусматривает такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция и рынок ограничивают роль государства в жизни общества.

Главными, системообразующими принципами либерализма являются следующие:

1) естественное равенство людей;

2) наличие и гарантия неотчуждаемости таких прав человека, как право на жизнь, свободу, собственность;

3) верховенство закона, его обязательность для всех;

4) договорный характер отношений государства и граждан, предусматривающий их взаимную ответственность;

5) демократический политический режим, предоставляющий всем гражданам равные права избирать и быть избранными;

6) наличие развитого гражданского общества и гарантий невмешательства в частную жизнь;

7) конституционализм, предусматривающий ограничение законодательной и исполнительной власти посредством, прежде всего, системы разделения властей, механизма сдержек и противовесов, установления пределов и «ясных» процедур деятельности законодателей.

Главными проблемами либеральной идеологии всегда были определение допустимой сте­пени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкрет­ному Отечеству и универсальных прав человека.

Попытки решения этих вопросов привели к возникновению в либерализме многочисленных внутренних течений. Так, в XX в. наряду с традиционным либерализмом сформировались направления, пытавшиеся соединить его основные ценности с тоталь­ной опорой на государство, или с социально ориентированными идеями, утверждавшими большую ответственность общества за благосостояние всех людей, нежели отдельного индивида, либо с пред­ставлениями, отрицавшими социальную направленность деятельности государства («консервативный либерализм») и т.д.

Усиление элементов государственной идеологии и социальных целей, адаптировавших традиционные ценности либерализма к экономическим и политическим реалиям второй половины XX в., заставило говорить о его исторически обновлен­ной форме – неолиберализме . Важнейшим достоинством поли­тической системы здесь провозглашалась справедливость, а пра­вительства – ориентация на моральные принципы и ценности. В основу политической программы неолибералов легли идеи кон­сенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений.

В отличие от прежней склонности ме­ханически определять демократичность политической жизни по большинству, стали отдавать предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления государственной власти. Причем Р. Даль, Ч. Линдблюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем оно больше соответ­ствует принципам либерализма. Правда, представители праволиберальных течений (Ф. Хайек, Д. Эшер, Г. Олсон) полагают, что при плюрализме способны сформироваться механизмы экспро­приации большинством богатого меньшинства, а это может по­ставить под угрозу основополагающие принципы либерализма.

В то же время сохранившаяся в неолиберализме ориентация по преимуществу на публичные виды человеческой жизнедеятель­ности (политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков и т.п.), традиционное отношение к морали как к частному делу человека (что способствует укреплению отнюдь не всех связей и отношений в обществе, а временами несет и опас­ность атомизации социума) ограничивают электоральную базу этих представлений в современных условиях.

С другой стороны, именно основные ценности либерализма обусловили коренное измене­ние в массовых политических воззрениях во многих странах мира, легли в основу многих национальных идеологий, ориентиров нео­консерватизма и христианско-демократической идеологии. На либеральной основе развились многообразные теории политичес­кого участия, демократического элитизма и т.д.

Либерализм - школа в международных исследованиях, которая по основным положениям противоположна реализму. Истоки этого направления в трудах Дж. Локка, И. Канта, А. Смита, Дж. С.Милля. Основоположником этой школы считается Вудро Вильсон (1856-1924), 28-й президент США, один из основателей Лиги Наций. Представителей этой школы еще называют идеалистами, а саму школу - идеалистической. Идеализм особенно был распространен в 1919-1939 годах и представлял попытку через международные институты, в первую очередь Лигу Наций, обеспечить мир и кооперацию между государствами.

Идеалистический подход отличает от других подходов ярко выраженная этическая позиция. Он исходит из оптимистического представления о природе человека как существа разумного, способного к нравственному совершенствованию, мирному общежитию, ради общего блага готовому отказаться от политики силы и стремления к доминированию. Идеалисты стремились создать гармоничную, лишенную военных конфликтов модель международных отношений. На первый план они ставили международное сотрудничество, правовое разрешение конфликтов, регулирование взаимоотношений между народами с помощью международных организаций, обсуждение спорных проблем на переговорах. Фактор силы в политике не оценивался столь высоко, как у реалистов, более эффективными средствами влияния рассматривались экономические и правовые рычаги. Либералы исходили из того, что взаимодействие государств на мировой арене для сохранения мира и экономического процветания обязательно должно регулироваться межправительственными организациями и международными режимами (совместно разработанными членами мирового сообщества правилами, нормами, процедурами в конкретной сфере международных отношений, например, в торговле, финансовой политике и т. д.). Государства при либеральном подходе хотя и признаются главными участниками международных отношений, но не единственными. Подчеркивается, что наряду с ними действуют межправительственные (ООН, ОБСЕ и др.) и неправительственные организации (правозащитные, экологические, гуманитарные, транснациональные корпорации и др.).

В 1980-е годы возникает школа неолиберализм а (или структурного либерализма), которая продолжает классический либерализм, но учитывает новые реальности мирового политического процесса: комплексную взаимозависимость, развивающееся межгосударственное сотрудничество, интеграцию, создание глобальной общности. Неолиберализм уделяет особое внимание взаимосвязи политики и экономики. В силу взаимозависимости государств возможности для их сотрудничества посредством международных организаций должны возрастать, а влияние анархии на международную среду ослабевать.

В рамках неолиберализм а возникло несколько направлений, концепций, которые иногда рассматривают и как самостоятельные концептуальные школы. К их числу относится прежде всего концепция комплексной взаимозависимости. Её представители - американские политологи Роберт Кеохейн и Джозеф Най. В этой концепции международная политика анализируется с точки зрения участия в ней множества политических акторов - не только государств, но и неправительственных организаций (их сегодня в мире насчитывается свыше 10000), в том числе влиятельных транснациональных корпораций. В политическую жизнь активно включились партии, церковь, профсоюзы и другие организации. Государство перестало быть единственным актором на мировой сцене, более того, утрачивает свою роль главного субъекта международной политики в пользу международных организаций. Признание многообразия акторов, видов и каналов взаимодействия между ними привело к тому, что в исследовании мировой политики сейчас вместо понятия международные (а по сути межгосударственные) отношения стало использоваться понятиетранснациональные отношения. Модель транснациональных отношений, в которой акцентируется роль негосударственных акторов, сформулировал Р. Кеохейн совместно с Дж. Наем, а концепцию комплексной взаимозависимости нередко относят к транснационалистской, или глобалистской, школе.

Согласно теории взаимозависимости все политические акторы в большей или меньшей степени влияют на международную политику. Они заинтересованы не только в экономическом сотрудничестве, но и в объединении усилий для решения общих, глобальных проблем, например, охраны окружающей среды, ограничения вооружений, нераспространения ядерного оружия и др. Положение любой страны зависит от ее отношений с другими государствами и от международной системы в целом. В силу растущей взаимозависимости различных стран разграничение внутренней и внешней политики государства становится все более относительным: не только внешняя политика зависит от внутренней, но и внутренняя от внешней, причем во все большей степени. Многосторонняя зависимость государств делает невыгодным силовое разрешение конфликтов, тогда как кооперация, сотрудничество создают условия для мира и процветания, утверждают транснационалисты.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Либералы – представители идейного и общественно-политического течения, объединяющего сторонников представительного правления и свободы личности, а в экономике – свободы предпринимательства.

Общая информация

Либерализм зародился в Западной Европе в эпоху борьбы против абсолютизма и господства Католической церкви (16–18 вв.). Основа идеологии была заложена в период европейского Просвещения (Дж. Локк, Ш. Монтескьё, Вольтер). Экономисты-физиократы сформулировали популярный лозунг не мешайте действовать, выражавший идею невмешательства государства в экономику. Обоснование этому принципу дали английские экономисты А. Смит и Д. Рикардо. В 18–19 вв. социальной средой либералов были преимущественно буржуазные слои. Радикальные либералы, связанные с демократией, сыграли важную роль в американской революции (воплощены в Конституции США 1787 г.). В19–20 вв. сформировались основные положения либерализма: гражданское общество, права и свободы личности, правовое государство, демократические политические институты, свобода частного предпринимательства и торговли.

Принципы либерализма

Сущностные черты либерализма определяются этимологией самого слова (лат. Liberaly – свободный).

Главнейшими принципами либерализма являются в политической сфере:

  • свобода личности, приоритет индивида по отношению к государству, признание права всех людей на самореализацию. Следует отметить, что в идеологии либерализма индивидуальная свобода совпадает с политической свободой и «естественными правами» человека, главнейшие из которых – право на жизнь, свободу и частную собственность;
  • ограничение сферы деятельности государства защищенность частной жизни – прежде от произвола государства; «обуздание государства с помощью конституции, которая гарантирует свободу действий личности в рамках закона;
  • принцип политического плюрализма, свобода мысли, слова, убеждений.
  • разграничение сферы деятельности государства и гражданского общества, невмешательство первого в дела последнего;
  • в экономической сфере – свобода индивидуальной и групповой предпринимательской деятельности, саморегулирование экономики по законам конкуренции и свободного рынка невмешательство государства в экономическую сферу, неприкосновенность частной собственности;
  • в духовной сфере – свобода совести, т.е. право граждан исповедовать (или не исповедовать) любую религию, право формулировать свои нравственные обязанности и пр.

Успех и развитие направления

В своей завершенной классической форме либерализм утвердился в государственном устройстве Великобритании, США, Франции и ряда других европейских государств во второй половине XIX в. Но уже в конце XIX – начале XX в.в. обнаруживается спад влияния либеральной идеологии, переросший в кризис, продолжавшийся до 30-х годов XX в., что было связано с новыми общественно-политическими реалиями этого периода.

С одной стороны, оставленная без государственного контроля свободная конкуренция вела к самоликвидации рыночной экономики в результате концентрации производства и образования монополий, разоренных мелких и средних предприятий с другой, неограниченное право собственности вызывало мощное рабочее движение, экономические и политические потрясения, особенно проявившихся в конце 20-х – начале 30-х гг. XX в. Все это и заставило пересмотреть ряд либеральных установок и ценностных ориентиров.

Так в рамках классического либерализма формируется неолиберализм, зарождение которого многие ученые связывают с деятельностью американскогопрезидента Ф. Д. Рузвельта (1933–1945). Переосмысление коснулось прежде всего экономической и социальной роли государства. В основе новой формы либерализма – идеи английского экономиста Д. Кейнса.

Неолиберализм

В результате длительных дискуссий и теоретических поисков в первой половине XX в. были пересмотрены отдельные базовые принципы классического либерализма и выработана обновленная концепция «социального либерализма» – неолиберализм.

В основу программы неолибералов легли такие идеи, как:

  • консенсус управляющих и управляемых;
  • необходимость участия масс в политическом процессе;
  • демократизация процедуры принятия политических решений (принцип «политической справедливости»);
  • ограниченное государственное регулирование экономической и социальной сфер;
  • государственное ограничение деятельности монополий;
  • гарантии определенных (ограниченных) социальных прав (права на труд, на образование, на пособие в старости и др.).

Кроме того, неолиберализм предполагает защиту личности от злоупотреблений и негативных последствий рыночной системы. Основные ценности неолиберализма были заимствованы другими идеологическими течениями. Он привлекает тем, что служит идейной основой правового равенства индивидов и правового государства.

Формы

Классический либерализм

Либерализм – это самое распространенное идеологическое течение, которое сформировалось в конце XVII-XVIII вв. как идеология буржуазного класса. Основателем классического либерализма считается Джон Локк (1632–1704 гг.) – английский философ. Он первым четко разделил такие понятия, как личность, общество, государство, выделил законодательную и исполнительную власти. Политическая теория Локка, изложенная в «Двух трактатах о государственном правлении», направлена против патриархального абсолютизма и рассматривает социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского общества и самоуправления.

Основной целью правительства с его точки зрения является защита права граждан на жизнь, свободу и собственность, и в целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы люди соглашаются учредить государство. Локк сформулировал идею правового государства, утверждая, что в государстве абсолютно любой орган должен подчиняться закону. По его мнению, законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную и внешних отношений), причём само правительство также должно неукоснительно подчиняться закону.

Социальный либерализм и консервативный либерализм

В конце XIX – начале XX в. представители либеральных течений начали ощущать кризис идей классического либерализма, связанный с обострением общественных противоречий и распространением социалистических идей. В этих условиях появились новые течения в либерализме – «социальный либерализм» и «консервативный либерализм». В «социальном либерализме» основные идеи сводились к тому, что у государства появились социальные функции, и на него возлагалась ответственность за обеспечение самых обездоленных слоев общества. «Консервативный либерализм», напротив, отвергал всякую социальную деятельность государства. Под влиянием дальнейшего развития социальных процессов происходила внутренняя эволюция либерализма, и в 30-х годах XX века на свет появился неолиберализм. Исследователи связывают начало неолиберализма с «Новым курсом» американского президента.

Политический либерализм

Политический либерализм – убеждение, что отдельные личности являются основой закона и общества и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами. Это убеждение в политической философии и политологии называется «методологический индивидуализм». В основе лежит представление, что каждый человек лучше всего знает, что для него лучше. Английская Великая хартия вольностей (1215 г.) представляет пример политического документа, в котором некоторые индивидуальные права распространяются дальше, чем прерогатива монарха. Ключевым моментом является общественный договор, согласно которому законы издаются с согласия общества для его блага и защиты общественных норм, и каждый гражданин подчиняется этим законам. Особый акцент делается на верховенстве закона, в частности, либерализм исходит из того, что государство обладает достаточной силой для его обеспечения. Современный политический либерализм также включает в себя условие всеобщего избирательного права, независимо от пола, расы или имущественного положения; наиболее предпочтительной системой считается либеральная демократия. Политический либерализм означает движение за либеральную демократию и против абсолютизма или авторитаризма.

Экономический либерализм

Экономический либерализм выступает за индивидуальные права на собственность и свободу контракта. Девизом этой формы либерализма является «свободное частное предприятие». Предпочтение отдаётся капитализму на основе принципа невмешательства государства в экономику (laissez-faire), означающего отмену государственных субсидий и юридических барьеров для торговли. Экономические либералы полагают, что рынок не нуждается в государственном регулировании. Некоторые из них готовы допустить правительственный надзор над монополиями и картелями, другие утверждают, что монополизация рынка возникает только как последствие действий государства. Экономический либерализм утверждает, что стоимость товаров и услуг должны определяться свободным выбором индивидуумов, т.е., рыночными силами. Некоторые допускают присутствие рыночных сил даже в областях, где государство традиционно сохраняет монополию, например, обеспечении безопасности или судопроизводстве. Экономический либерализм рассматривает экономическое неравенство, которое возникает из-за неравных позиций при заключении контрактов, как естественный результат конкуренции, при условии отсутствия принуждения. В настоящее время данная форма наиболее выражена в либертарианстве, другими разновидностями являются минархизм и анархо-капитализм. Таким образом, экономический либерализм – за частную собственность и против государственного регулирования.

Культурный либерализм

Культурный либерализм фокусирует внимание на правах личности, относящихся к сознанию и образу жизни, включая такие вопросы, как сексуальная, религиозная, академическая свобода, защита от вмешательства государства в личную жизнь. Как сказал Джон Стюарт Милль в эссе «О свободе»: «Единственная цель, которая служит оправданием для вмешательства одних людей, индивидуально или коллективно, в деятельность других людей, – это самозащита. Проявлять власть над членом цивилизованного общества против его воли допустимо только с целью предотвращения вреда другим». Культурный либерализм в той или иной степени возражает против государственного регулирования таких областей как литература и искусство, а также таких вопросов как деятельность научных кругов, азартные игры, проституция, возраст добровольного согласия для вступления в половые отношения, аборты, использование противозачаточных средств, эвтаназия, употребление алкоголя и других наркотиков. Нидерланды, вероятно, сегодня являются страной с наивысшим уровнем культурного либерализма, что, впрочем, не мешает провозглашать в стране и политику мультикультурализма.

Либерализм третьего поколения

Либерализм третьего поколения стал следствием послевоенной борьбы стран третьего мира с колониализмом. На сегодняшний день он больше связан с определёнными устремлениями, нежели с правовыми нормами. Его целью является борьба против сосредоточения власти, материальных ресурсов и технологий в группе развитых стран. Активисты этого течения делают упор на коллективном праве общества на мир, на самоопределение, на экономическое развитие и на доступ к общечеловеческому достоянию (природные ресурсы, научные познания, культурные памятники). Эти права относятся к «третьему поколению» и нашли отражение в статье 28 Всеобщей декларации прав человека. Защитники коллективных международных прав человека также уделяют пристальное внимание вопросам международной экологии и гуманитарной помощи.

Итог

Во всех вышеперечисленных формах либерализма предполагается, что между ответственностью правительства и индивидов должен быть баланс и что функция государства должна быть ограничена теми задачами, которые не могут быть выполнены должным образом частным сектором. Все формы либерализма нацелены на законодательную защиту человеческого достоинства и личной автономии, и все утверждают, что отмена ограничений на индивидуальную деятельность способствует улучшению общества. Современный либерализм в большинстве развитых стран представляет собой смесь всех этих форм. В странах третьего мира на первый план часто выходит «либерализм третьего поколения» – движение за здоровую среду обитания и против колониализма. В основе либерализма как политико-правовой доктрины лежит идея об абсолютной ценности и самодостаточности индивида. Согласно либеральной концепции, не общество предшествует и социализирует индивидов, а самостоятельные индивиды создают в соответствии с собственной волей и разумом само общество – все социальные, в том числе и политико-правовые институты.

Либерализм в современной России

Либерализм в той или иной степени распространен во всех современных развитых странах. Тем не менее, в современной России термин приобрел значительный негативный оттенок, так как под либерализмом нередко понимают разрушительные экономические и политические реформы, проводившиеся при власти Горбачева и Ельцина, высокий уровень бардака и коррупции, прикрываемых ориентацией на западные страны. В такой трактовке либерализм подвергается широкой критике из-за опасений дальнейшего разрушения страны и потери ее независимости. Современная либерализация часто ведет к снижению социальной защищенности, а «либерализация цен» – эвфемизм, означающий «повышение цен».

Радикальными либералами в России обычно считаются поклонники Запада («креативный класс»), включающие в своих рядах весьма специфических личностей (Валерия Новодворская, Павел Шехтман и пр.), ненавидящих Россию и СССР как таковые, например сравнивающие их с нацистской Германией, а Сталина и Путина – с Гитлером, обожествляющие США. Известные ресурсы подобого толка: Эхо Москвы, The New Times, Ej и др. В качестве либеральной обозначала себя оппозиция, проводившая массовые протесты против российской власти в 2011–2012 г.г. из-за несогласия с выдвижением и избранием Путина на третий срок. Но интересно, что в то же время президент РФ Владимир Путин, например, называл себя либералом, либеральные реформы провозглашались Дмитрием Медведевым в бытность его президентом России.

Дальнейшему совершенствованию социальных отношений, расширению и иных социальных групп в период активных метаморфоз и становления современных европейских государств. Либералы - это люди, которые выступают за во всевозможных ее проявлениях, единственным ограничением для безграничного развития личности, по мнению либералов, выступают законы, которые должны ограничивать и согласовывать интересы всех социальных групп в обществе. Основные идеи либеральной идеологии появились еще в В 19 веке либерализм получил свое дальнейшее развитие в практическом и теоретическом плане и стал базовым принципом для ряда политических деятелей.

Либералы 19 века важнейшей ценностью и признаком прогрессивности общества считали индивидуальную свободу, но при этом либеральная идеология признавала истинно свободным только того человека, который несет ответственность за свои поступки. Либералы - это сторонники стиля жизни, обеспечивающего комфортное и безопасное от внешнего принуждения существование. Бесспорным фактором либеральной идеологии является частная собственность, а также наличие гражданского общества, участники которого вправе самостоятельно решать проблемы без чрезмерного вмешательства государства в те или иные Для гарантий от произвола государства либералы предлагают ввести ответственность государства перед гражданами, законом и на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых действует сугубо в пределах своей компетенции. Либералы - это люди с мировоззрением свободного человека, который сам ответственен за свой выбор, благосостояние, а также ценит и понимает данные ему от рождения блага.

В экономической сфере взгляды либералов можно охарактеризовать понятием неограниченных государством рыночных отношений. Главным условием успешного экономического развития, по их мнению, является конкуренция, которая сама выявит наиболее эффективных участников национального, а затем глобального рынка, без вмешательства государства. От него только требовались гарантии защиты предпринимателей от произвола бюрократии и чиновничества. Каждый человек сам строит свое благосостояние - таков лозунг либералов 19 века. Бурное индустриальное развитие увеличило число наемных работников, и чтобы сохранить влияние, либерализм подвергся ревизии.

Либералы 20 века - неолибералы - отклонили позицию о невмешательстве государства в рынок. По их мнению, оно должно проводить реформы, способствующие социальной защите наименее обеспеченных слоев общества. Это делалось чтобы предотвратить возмущения масс и революционные всплески, добиться ликвидации вражды классов и построить общество всеобщего благоденствия. Таким образом, либералы - это политическая сила, главной идеей которой являются ценности правового государства и индивидуализм.