Меню
Бесплатно
Главная  /  Зачатие  /  Естественная монополия. «Типы рыночных структур: от теории к практике

Естественная монополия. «Типы рыночных структур: от теории к практике

Предлагаем подробно рассмотреть деятельность товарного рынка. Прежде всего определимся с ключевым понятием - "товарный рынок". Это непростая социально-экономическая категория. Ее сущность можно раскрыть наиболее полно, если рассматривать ее в разных аспектах проявления.

Прежде всего, товарный рынок является сферой товарного обмена. Кроме того, это хозяйственная деятельность, а также система различных организационно-экономических действий, которые направлены на продвижение того или иного товара от его производителя к потребителю. Эти действия, например, связаны с развитием хозяйственного механизма производства, а также с реализацией товаров, методов и форм продажи, решением по сбыту, формированием спроса, проведением рекламы товаров и т. д. Товарный рынок, таким образом, представляет собой сферу товарного обмена, в которой проявляются отношения купли-продажи различных товаров, а также имеется связанная с их реализацией конкретная хозяйственная деятельность. Перейдем к описанию элементов, которые входят в его состав.

Составные элементы товарного рынка

Следующие составные элементы включают в себя товарные рынки:

  • цена товара;
  • спрос населения;
  • товарное предложение.

Товарное предложение - это масса товаров, которая предназначена для реализации. Производство товаров в той или иной стране, импортные закупки и товарные запасы являются основными его источниками.

Равновесие на товарном рынке

Это ситуация, когда уровень совокупных расходов является достаточным для закупки, произведенной при максимальной занятости ресурсов продукции. Совокупные расходы - это сбережения и потребление населения. Произведенная продукция же зависит от инвестиций различных организаций. Равновесие на товарном рынке - это оптимум стремления экономики, крайне редко достигающийся. Даже если оно на некоторое время возникает, то сразу же изменяются цены, заработная плата и рыночная ставка процента. Затем, вслед за спадом спроса, произойдет крайне незначительный и быстрый спад производства. Это стабилизирует ситуацию.

Основные показатели деятельности товарного рынка

Товарные рынки в своей деятельности характеризуются следующими основными показателями их функционирования.

  1. Емкость . Это максимально возможный в данное время объем реализации товаров, который может быть при данном уровне спроса (платежеспособного), розничных цен и товарного предложения.
  2. Динамика развития конкретных отраслевых рынков отдельной страны , которые составляют вместе единый товарный рынок этого государства.
  3. Немаловажной является также степень диверсифицированности . Следует понимать под диверсифицированностью степень охвата разными видами продукции (по цене и ассортименту) с учетом платежеспособных, этнических и географических особенностей населения той или иной страны.
  4. Реализуемое на рынке качество товара . Под ним подразумевается совокупность присущих товару свойств. Следует учитывать безопасность потребления товара, требования к маркировке, упаковке, существующие экологические нормы, а также наличие послепродажного обслуживания.
  5. Еще один важный показатель, характеризующий товарные рынки - конкурентоспособность тех или иных товаров. Следует понимать под конкурентоспособностью соответствие продукции сложившимся требованиям рынка в данный период.

Классификация товарных рынков по географическому и товарно-отраслевому признаку

Можно классифицировать их по разным характеристикам. Например, по географическому признаку. Можно выделить в соответствии с ним рынки отдельных регионов. Из них каждый может быть представлен как подсистема рынков тех или иных стран, а также их группировок. Товарный аспект не выделяется при данной классификации. Это, по сути своей, совокупные рынки. Они объединяют все отдельные рынки.

Однако существует и другая классификация. В соответствии с признаками товарно-отраслевыми можно выделить рынки полуфабрикатов и сырья, готовых изделий, услуг. В дальнейшем эти группы можно разбить вплоть до уровня рынка какого-то определенного товара. Примеров можно привести множество. Рынок промышленного сырья, в частности, включает в свой состав рынки хромовой, марганцевой, железной руд, проката, стали, стальных труб, платины, никеля, драгоценных металлов, химикатов, алмазов, химических волокон, пластмасс, медикаментов и др.

Особое место, которое занимает нефть и нефтепродукты на рынке

Особое место на рынке топлива принадлежит нефтепродуктам и нефти, так как это биржевой товар, который является предметом торгов, проходящих через нефтяную товарную биржу. Поэтому нефтепродукты можно отнести к "совместной" категории товаров, то есть тот или иной товар из данной категории нельзя получить, при этом не произведя других.

Участники международного рынка нефти

Большое значение для отдельных товарных рынков имеют его участники, которые выполняют определенные функции. На международном рынке нефти, например, ими являются следующие субъекты.

  1. Нефтяные компании, которые занимаются разведкой, переработкой, добычей и продажей нефти и различных продуктов ее переработки. Многие нефтяные компании, кроме того, торгуют правами на нефтепродукты и нефть: опционами, фьючерсами, обменом на реальный товар фьючерсов. Это, например, такая фирма, как Brish Petroleum Shell.
  2. Независимые торговые компании. Это, например, "Аркадия", "Витол", "Марк Рич". Они работают на реальном и новом видах рынков.
  3. Еще один участник - торговые дома, банки, финансовые инвестиционные компании. Они работают на рынках новых видов. Это, например, Морган Стенлей.
  4. Коллективные и частные инвесторы, специализирующиеся на новых видах рынков. Они стремятся получить выгоду, удачно вложив деньги в опционные и фьючерсные контракты на нефтепродукты и нефть.

Характерные особенности мировых товарных рынков

Рассказывая о мировых товарных рынках, следует отметить их подвижность, большую изменчивость в сравнении с отраслями национальной экономики. Нужно сказать, что мировой товарный рынок реагирует более чутко на новые тенденции спроса и колебания экономической конъюнктуры. Соответственно, его границы более мобильны, эластичны, чем границы соответствующей отрасли. Система мировых рынков более быстрыми темпами эволюционирует, чем отраслевая структура производства, если рассматривать ее в мировом масштабе.

Факторы, влияющие на функционирование мировых рынков

Большое влияние на функционирование различных мировых рынков оказывают следующие факторы:

  • монополизация;
  • регулирование внешней торговли государством;
  • валютно-финансовые факторы.

Скажем пару слов о последнем из них. Сегодня мы наблюдаем резкое увеличение воздействия валютно-финансовых факторов на мировые товарные рынки. Оно особенно усиливается, когда действуют плавающие курсы валют. Следует учитывать то, что товарный и денежный рынок связаны между собой. В ряде случаев существенные сдвиги в курсах валют порождают значительную трансформацию всей международной торговли, а также изменения в обороте товаров между отдельными странами.

На состояние рынков сегодня большое влияние также оказывает все увеличивающаяся монополизация экономики. Ограничения товарных рынков все более увеличиваются. Появляются так называемые замкнутые, существенная часть операций на которых имеет характер трансфертных сделок, может заключаться между очень ограниченным количеством сторон.

Сущность монополии

Само слово "монополия" происходит от греческого термина, означающего "единственный производитель". Это абсолютное преобладание хозяйствующего субъекта в экономике. Такое положение дает ему право единолично распоряжаться ресурсами, а также возможность оказывать определенное давление на своих конкурентов и потребителей и получать устойчивый доход.

Монополия как понятие связывается со структурой рынка, которая возникает, когда некоторый производитель занимает на нем доминирующее положение. Иными словами, взаимозаменяемых товаров или заменителя товара, который он производит, не существует. Это дает возможность ему оказывать решающее воздействие на общие условия товарообращения, а также затруднять доступ другим хозяйствующим субъектам, которые хотят выйти на региональные или мировые товарные рынки. Монополистом может быть даже небольшое предприятие.

Виды монополии

Монополии можно разделить на следующие виды.

  1. Естественная монополия представляет собой такое состояние товарного рынка, удовлетворение спроса при котором в силу технологических особенностей данного производства эффективнее происходит в отсутствие конкуренции. При этом товары, которые производят субъекты этого вида монополии, нельзя заменить другими в потреблении. Из-за этого спрос на них зависит в меньшей степени от изменения цены, чем спрос на иные виды товаров. Можно отнести к естественным монополиям нефтепроводы, добычу природного газа, электроэнергетическую отрасль и др.
  2. Ограничение конкуренции на товарных рынках может возникать также в случае разрешенной монополии. Она защищена с помощью правовых ограничений. То есть в этом случае доминирующее положение обусловлено решениями местных или федеральных органов управления и власти. Они принимаются в интересах региона или государства на определенный срок под влиянием экономической ситуации, сложившейся на рынке.
  3. Временная монополия - это случаи, когда доминирующее положение хозяйствующий субъект занимает благодаря временному отсутствию конкурентов. Это происходит, когда на рынке появляется новая продукция. В этом случае монополистической деятельности на товарных рынках конкуренты возникают по мере освоения технологии ее производства.

Монополизация на современных рынках

Сегодня рынки бывают отмечены высокой степенью монополизации, если международные монополии играют на них основную роль. Они определяют, по существу, правила игры. Рынок теряет в этих условиях гибкость, а также присущее ему свойство автоматического регулятора цен на товары. Поэтому ограничение монополистической деятельности на товарных рынках в отдельных случаях может быть крайне желательно. Транснационализация монополистического бизнеса значительно влияет на международную торговлю, способствуя возникновению новых ее методов и форм, развитию специфической системы каналов сбыта.

Наличие посредников

Существенная особенность, которую имеют мировые товарные рынки, - это наличие различных посреднических фирм и компаний, специализирующихся на импорте или экспорте отдельных товаров, а также довольно большое влияние, которое они оказывают на рынки. Процесс монополизации, однако, неизбежно затрагивает и их. Это приводит ко все большей централизации систем международного и национального товародвижения, поглощению производителей, традиционно независимых, а также фирм-поставщиков.

Статус естественных монополий регулируется Законом о монополиях. В силу ст. 3 этого Закона естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами этой монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Иначе говоря, монополии называются естественными в силу независящих от воли и сознания людей специфических свойств, присущих этим товарам, работам и услугам. В свою очередь, субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

На первый взгляд легальное определение понятий "естественная монополия" и "субъект естественной монополии" не вызывает каких-либо критических замечаний. Однако при их внимательном прочтении можно обнаружить некоторые пробелы и неточности в изложении нормативного материала. Во-первых, естественная монополия характеризуется как состояние товарного рынка. Здесь на первый план выдвигается экономическая природа монополии, что является закономерным. Но вряд ли можно признать удачным использование словосочетания "состояние товарного рынка". Резонно возникает два вопроса: что есть состояние товарного рынка и какими признаками оно характеризуется?

<1> Определение товарного рынка сформулировано в ст. 4 Антимонопольного закона. Товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на данной территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

Исходя из нормативного определения понятия "естественная монополия", надо указать на следующие ее признаки: а) удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства; б) товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами; в) спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Эти признаки - предмет специального исследования экономической науки. Тем не менее они (признаки) носят условный (оценочный) характер, а их применение на практике не всегда позволяет очертить контуры естественных монополий. Поэтому существует проблема разграничения монополий на естественные, легальные и искусственные.

Во-вторых, формулировка Закона о монополиях "субъекты естественных монополий" некорректна. Дословно это выглядит следующим образом: субъекты состояния товарного рынка.

Естественная монополия действует в условиях, когда создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса. Следовательно, если данный уровень существенно изменится, монополия может утратить свой статус естественной.

Глубокое по содержанию исследование правового регулирования естественных монополий проведено О.А. Григорьевой. В частности, естественная монополия справедливо рассматривается как экономико-правовое явление. Оно (явление) экономическое по содержанию, но правовое по форме. С этой позиции названным автором предложено собственное определение естественной монополии: "Естественная монополия находит свое правовое выражение в качестве признанного государством специального права на осуществление деятельности определенного вида в пределах одного товарного рынка, обусловленного эффектом масштаба при производстве товара, который является незаменяемым и спрос на который не зависит от изменения цены на него". Таким образом, правовой режим естественной монополии является исключительным, а его установление представляет собой разновидность государственного регулирования экономики. Исключительность режима выражается, с одной стороны, в предоставлении хозяйствующему субъекту права на осуществление деятельности единолично в пределах товарного рынка, с другой - в обоснованном ограничении действия свободы экономической деятельности с целью реализации и защиты публичных интересов путем государственного регулирования естественных монополий <3>.

Итак, субъекты естественных монополий есть хозяйствующие субъекты, выступающие в качестве носителя специального права. В литературе верно отмечается, что существует несогласованность норм Закона о монополиях и специальных законов в части хозяйствующих субъектов.

Закон о монополиях ограничивает субъектный состав указанием на юридические лица. Что касается других федеральных законов, то они содержат указания на возможность осуществлять естественно-монополистическую деятельность и индивидуальными предпринимателями. Так, в силу ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (в ред. ФЗ от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ) оператором связи (т.е. субъектом естественной монополии в данной сфере) считается физическое или юридическое лицо, имеющее право на предоставление услуг электрической или почтовой связи. Аналогичное правило содержится в ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (в ред. ФЗ от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ), на основании которой операторами почтовой связи признаются организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, обладающие правом на оказание услуг почтовой связи. Таким образом, имеет место несогласование норм Закона о монополиях и специальных законов по вопросам, связанным с организационно-правовой формой хозяйствующих субъектов.

Поэтому мы согласны с мнением о том, что субъектами естественных монополий могут быть и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Кроме того, считаем также возможными ситуации, когда в качестве субъектов естественных монополий вправе выступать некоммерческие организации либо так называемые неправосубъектные образования, такие, как финансово-промышленные группы и холдинги.

Особенности статуса естественных монополий проявляются в различных аспектах: от стадии создания до банкротства (несостоятельности). Например, для признания за лицом правового статуса естественного монополиста необходимо выполнение следующих требований:
а) существование объективной экономической ситуации, при которой определенный вид деятельности характеризуется как естественно-монопольный;
б) фактическое осуществление лицом такого вида деятельности;
в) легальность (правомочность) осуществления деятельности. Законность может подтверждаться учредительными документами организации, наличием необходимых лицензий, сертификатов и т.п..

Иначе говоря, для приобретения хозяйствующим субъектом правоспособности естественного монополиста необходим сложный юридический состав, включающий все перечисленные элементы. На завершающей стадии формирования субъекта естественной монополии происходит его регистрация специальным уполномоченным органом посредством включения организации (субъекта) в соответствующий Реестр субъектов естественных монополий определенных видов деятельности. Только после такой регистрации в отношении данного субъекта будет осуществляться государственное регулирование и контроль.

Особенности правового статуса субъектов естественных монополий дают о себе знать и в процессе организации деятельности субъектов, и на стадии их несостоятельности (банкротства). Даже формы государственного регулирования и контроля за деятельностью субъектов естественных монополий обладают собственной спецификой.

Рынок несовершенной конкуренции предполагает чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Коротко остановимся на их характеристике. Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма (отрасль) является единственным производителем продукта. К их числу относятся прежде всего естественные монополии (например, акционерные общества "Газпром", "ЕЭС России").

Отметим, что в промышленно развитых странах подобные естественные монополии находятся либо в собственности государства, либо под его строгим контролем. В современной России тотальная приватизация коснулась и естественных монополий. Более того, сейчас не только обсуждается, но уже решен вопрос о дальнейшей реструктуризации предприятий РАО "ЕЭС России". Однако справедливости ради надо обратить внимание на Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. N 426 "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий". В нем критикуется нынешний статус РАО "ЕЭС России" как холдинговой компании, контролирующей электростанции, межсистемные линии электропередачи, региональные энергоснабжающие компании, и акционерного общества "Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы России", что неизбежно создает внутренние противоречия его интересов при переходе к конкурентным отношениям в электроэнергетике. Конфликт интересов возникает при функционировании оптового рынка, когда РАО "ЕЭС России", имеющее собственные генерирующие мощности, одновременно контролирует оперативно-технологическое управление оптового рынка, процессы отбора состава генерирующих мощностей и распределения нагрузки. Таким образом, идея о реструктуризации РАО "ЕЭС России" не нова и получила нормативно-правовое закрепление.

Другое дело, что при реструктуризации естественных монополий важно не нарушить единство технологической и производственной связи между всеми предприятиями, входящими в состав холдинга.

Названный Указ предусматривает в качестве первоочередных мероприятий продолжение приватизации РАО "ЕЭС России". Понятно, что государство таким способом желает пополнить свой скудный бюджет за счет продажи очередного пакета акций. Вместе с тем возникает вопрос: насколько этот шаг отвечает национальным интересам России?

Как уже отмечалось выше, актуальны вопросы об управлении государственной собственностью и деприватизации приватизированных предприятий. Необходим эффективный механизм такого управления. В частности, нужен закон об управлении федеральной государственной собственностью. Аналогичные законы нужны и на региональном уровне.

Монополистическая конкуренция предполагает наличие относительно большого числа хозяйствующих субъектов, которые производят и реализуют дифференцированную продукцию. Причем дифференциация касается прежде всего неценовых факторов продукта или услуги. Каждый производитель (хозяйствующий субъект) обладает в некоторой степени монопольной властью над своим товаром. В частности, он может повышать или понижать цену на него независимо от конкурентов. Именно данный вид конкуренции преобладает на современных рынках.

И наконец, олигополия означает немногочисленность участников конкуренции. В качестве примера можно привести предприятия нефтегазового комплекса (когда несколько крупных производителей господствуют на рынке). К их числу относятся, например, акционерные общества "Газпром", "Нефтяная компания ЛУКОЙЛ", "Нефтяная компания СИДАНКО", "Нефтяная компания ЮКОС".

Действие Закона о монополиях распространяется на определенные ст. 4 сферы: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Получается, что за пределами указанных сфер пока нет (с точки зрения Закона) естественных монополий.

Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются в зависимости от природных факторов, спроса на товары, конъюнктуры рынка, развития научно-технического прогресса и других причин. Поэтому одна и та же сфера на разных исторических этапах в различных странах может признаваться либо нет естественной монополий. В связи с этим важно, чтобы законодатель своевременно реагировал на произошедшие изменения и корректировал перечень естественно-монопольных видов деятельности.

Более того, нужен реальный механизм изменения сфер естественных монополий в случае наличия объективных предпосылок для этого. Пока что Закон о монополиях такого механизма не предусматривает. На наш взгляд, это можно сделать в виде заключения специализированной комиссии, группы экспертов, аудиторов, либо на основании результатов соответствующего тестирования, либо иным способом.

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ

состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном рынке на товары, производимые субъектами Е.м., в меньшей степени зависит от изменения его цены, чем спрос на другие виды товаров. Правовое регулирование Е.м. осуществляется в РФ нормами ФЗ РФ от 19 июля 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях", которым было впервые введено в отечественное законодательство само понятие Е.м.

Субъектом Е.м. является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией)товаров в условиях Е.м. Указанным ФЗ регулируется деятельность субъектов Е.м. в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам: транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Существуют и иные сферы, которым присущи признаки Е.м., например водоснабжение и услуги канализации. Однако они не включены в перечень в связи с тем, что по Конституции РФ не относятся к федеральной компетенции.

Для регулирования и контроля деятельности субъектов Е.м. образуются федеральные органы исполнительной власти. ФЗ "О естественных монополиях" является частью антимонопольного законодательства РФ. Соответственно весьма схож круг методов государственного контроля и регулирования деятельности субъектов монополий, с той лишь разницей, что в отношении Е.м. не предусматриваются мероприятия по демонополизации. Среди основных методов - контроль за перераспределением собственности субъектов Е.м., слияниями, разделениями, инвестиционной политикой;обеспечение

прав потребителей, в том числе ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом Е.м., с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Размеры цен и тарифов на товары, работы и услуги субъектов Е.м. регламентируются Указом Президента РФ от 17 октября 1996 г. № 1451 "О дополнительных мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий" и созданию условий для стабилизации работы промышленности". постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г, № 997 "О государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополии",постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1996 г. № 140 "О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий", постановлением Правительства РФ от 4 февраля 1997 г. № 121 "Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию" и др.

Субъекты Е.м. не вправе отказываться от заключения договора с потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование по ФЗ "О естественных монополиях", при наличии у субъекта Е.м. возможности произвести (реализовать) такие товары. Эта норма является отступлением от принципа свободы договора, предусмотренного ст. 421 ГК РФ, однако сам ГК РФ допускает возможность такого отступления в случаях, установленных законом.

ФЗ "О естественных монополиях" устанавливает систему административных штрафов, налагаемых на субъектов Е.м. и их руководителей государственным органом, регулирующим Е.м.. за превышение цен, нарушение предписаний регулирующих Е.м. органов, непредоставление этим органам необходимой информации или предоставление недостоверной информации. Административной ответственности подлежат и должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, допустившие нарушение законодательства

о Е.м. Другой вид ответственности субъектов Е.м. - возмещение потребителю причиненных убытков (гражданско-правовая ответственность). Кроме того, субъект Е.м. обязан перечислить в государственный бюджет всю прибыль, полученную в результате нарушения названного ФЗ.

Органами государственного регулирования Е.м. являются соответствующие федеральные службы. Так, Указом Президента РФ от 29 ноября 1995 г. № 1194 образована Федеральная энергетическая комиссия РФ, регулирующая вопросы транспортировки нефти и нефтепродуктов, газа по магистральным трубопроводам, передачи электрической и тепловой энергии; Указом от 25 января 1996 г. № 96 - Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий в области связи, а Указом от 26 февраля 1996 г. № 276 - Федеральная служба РФ по регулированию Е.м. на транспорте (ФСЕМТ РФ). Права, полномочия и обязанности данных Служб установлены ФЗ "О естественных монополиях", а также положениями о каждой из них, утвержденными названными Указами.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ" в других словарях:

    - (natural monopoly) Монополия, основанная на подавляющем преимуществе в издержках для присутствующей на рынке фирмы. Естественная монополия может существовать потому, что она обладает некоторыми уникальными природными ресурсами, например шахтой с… … Экономический словарь

    Монополия компании, обусловленная ее уникальным положением на рынке. Естественная монополия возникает в ситуации, когда одна компания в состоянии удовлетворять весь рыночный спрос на определенные товары или услуги с более низкими средними… … Финансовый словарь

    - (natural monopoly) Монополия, при которой минимально эффективный объем производства превышает или равен совокупному спросу, как, например, в распределении электроэнергии. В общем плане монополии могут существовать в результате барьеров для… … Словарь бизнес-терминов

    естественная монополия - 1. Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективно в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара … Справочник технического переводчика

    ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ - официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения … Юридическая энциклопедия

    Состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а… … Политология. Словарь. - (англ natural monopoly) в РФ состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства … Энциклопедия права

    Монополия (от греч. μονο (mono) один и πωλέω (poleo) продаю) фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких … Википедия

    Признанная государством монополия на производство и продажу товаров и услуг. Возникает там, где монополизм естественно обусловлен (например, сфера действия авторского права), выгоден государству и всему населению (например, трубопроводная и… … Энциклопедический словарь

1. Показатели структуры товарного рынка. 3

2. Рынок монополии. 25

Задачи. 29

Список литературы.. 30


Показатели структуры товарного рынка

Рынок - базовое понятие экономики отрасли. Именно на рынке взаимодействуют фирмы, и параметры их рыночного равновесия и возможности его изменения представляют основной интерес для собственников и инвесторов.

Существует множество определений и критериев оценки рынка. Наиболее общее понятие дал Ж. Тироль, предложивший считать рынком «…однородный товар, либо группу дифференцированных продуктов, представляющих собой хорошие заменители (или дополнители) по крайней мере, для одного из товаров данной группы и ограниченно взаимодействующие с другой экономикой».

Идентификация рынка зависит от широты или узости его границ. Выделяют несколько типов границ рынка: продуктовые, отражающие способность товаров заменять друг друга в потреблении, временные и локальные. Необходимая широта или узость границ в каждом конкретном случае зависят, во-первых, от особенностей товара, во-вторых, от целей анализа.

Одним из основных вопросов экономики является соотношение рынка и отрасли. Отраслью является совокупность предприятий, выпускающих товары, являющиеся субститутами в производстве (производимые с использованием однородных ресурсов и схожих технологий). Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединён удовлетворяемой потребностью, а отрасль - характером используемых технологий. Рынки объединяют товары, являющиеся субститутами с точки зрения покупателей. Близости замещения определяется положительным коэффициентом эластичности спроса.

Понятие отрасли шире понятия рынка. Например, химическая промышленность как отрасль может обслуживать ряд рынков, на которых имеется спрос на продукцию разного типа. В свою очередь, рынок и подотрасль, объединяемые в рамках конкретной отрасли производством близких товаров, иногда могут рассматриваться в качестве связанных между собой понятий. Такое упрощение тем более допустимо, чем более специализированы предприятия подотрасли.



Мировая практика использует следующие критерии выделения рынка:

1. Ценовая эластичность спроса (показатель изменения выручки при изменении цены). Пусть, например, цена товара А возросла, изменилась и выручка производителей данного товара. Если выручка выросла (или дополнительная прибыль продавцов положительна), рынок ограничен только товаром А. Если выручка сократилась (дополнительная прибыль производителей отрицательна), то существует близкий заменитель, товар В. Поэтому неправомерно говорить о рынке товара А, надо искать товар В и проверять по предложенной методике рынок товара А+В.

Таким образом, динамика выручки и прибыли фирм-производителей при длительном росте цены указывает на границы рынка. При достаточно агрегированном определении рынка спрос на таком рынке должен быть достаточно неэластичным. В этом случае рост цены продавцов приводит к увеличению их выручки;

2. Географическая ограниченность рынка. В качестве критерия принадлежности разных территорий к одному географическому рынку выделяют одинаковые условия конкуренции, такие, как взаимосвязанность спроса, наличие таможенных барьеров, национальные местные предпочтения, различия (существенные/несущественные) в ценах, транспортные издержки, замещаемость предложения.

Рынок представляет собой систему со своей внутренней структурой, иерархией отдельных элементов и взаимосвязями. Рыночное пространство складывается из самостоятельных, хотя и связанных между собой рынков (рис.1).

Рис. 1. Подсистемы рынка

Однако элементы рынка (отдельные рынки) не одинаковы по своему значению. Рынок начинается с возможности приобретения рабочей силы (трудовых ресурсов) и средств производства (инвестиционных ресурсов). Без этих элементов производительных сил, без их соединения с помощью капитала не может функционировать производство. Это происходит в рамках определенной технологии (варианта производства), которая также выступает в качестве товара на соответствующем рынке - рынке технологий.

Экономическое значение имеет потребительский рынок, то есть рынок продовольствия, одежды, обуви, легковых автомашин и других предметов потребления. От его состояния зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения.

Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) обеспечивает подвижность капиталов, их перелив в наиболее прибыльные, а, следовательно, наиболее важные, перспективные отрасли производства. Это один из самых комплексных рынков, он часто разбивается на денежный рынок и рынок капиталов.

Существует рынки услуг и духовных благ, превращающие в объект купли-продажи технологии и духовные идеи, стимулирующие их рождение, распространение и использование.

Взаимодействие каждого элемента рынка приводит к эффективному функционированию всего рыночного хозяйства. Рынок выполняет ряд функций: информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, распределительную и санирующую.

Структура рынка - это основные характерные черты, определяющие соотношения и характер взаимосвязи между субъектами рынка. К числу таких характеристик относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

Различают четыре типа рыночных структур: монополия, олигополия, чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция.

В Законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» структура рынка определяется - совокупностью количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа на рынок; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли». В основу классификации рынков могут быть положены различные критерии. Наиболее распространенный критерий - число участников рынка (табл. 1.).

Таблица 1. Классификация рынков по Штакельбергу

Э. Чемберлин предложил использовать для классификации рынков два критерия - взаимозаменяемость товаров, предлагаемых разными предприятиями, и взаимозависимость этих предприятий. Первый критерий представлен коэффициентом ценовой перекрестной эластичности спроса на товары, и характеризует влияние изменения цены j-гo предприятия на выпуск i-гo, второй - влияние выпуска j-гo предприятия на цену i-гo. Чем выше коэффициент ценовой перекрестной эластичности спроса, тем выше однородность выпускаемых предприятиями товаров (их взаимозаменяемость). Второй критерий характеризуется коэффициентом объемной или количественной перекрестной эластичности. Чем выше этот коэффициент, тем более жесткая взаимозависимость предприятий.

Дж. Блейн добавил третий критерий - условие входа на рынок (Е), которое определяется относительным превышением действительной цены товара P и его конкурентной цены, равной средним общим затратам длительного периода Рс:

Чем выше Е, тем привлекательнее рынок, и вероятнее вход на него. В случае монополии, как правило Е>0, но вход на рынок блокирован.

Классификация рынков по этим критериям представлена в табл. 1.2.

Таблица 2 Классификация товарных рынков по Чемберлину и Блейну.

Тип строения рынка Взаимозаменяемость товаров, e(p)ij Взаимозависимость предприятий, e(q)ij Условие входа, Е
Совершенная конкуренция 0 0
Монополистическая конкуренция 0 0 0
Однородная олигополия 0 Е>0
Неоднородная олигополия 0 0 Е>0
Монополия 0 0 Вход блокирован

Однако использование этой классификации затруднительно, так как требует расчетов коэффициентов перекрестной ценовой и количественной эластичности, определение средних издержек долгосрочного периода. Поэтому на практике классификацию рынков проводят по формам конкуренции, при этом используется понятия совершенной и несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция - состязание экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни один из них не имеет достаточной доли рынка, чтобы оказывать влияние на цену продукта. Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны.

Несовершенная конкуренция – это когда два или более продавцов, обладая ограниченным контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи. Выделяют несколько видов рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия (табл. 3).

Таблица 3 Формы конкуренции в рыночных структурах

Формы конкуренции Признаки, определяющие форму конкуренции Степень контроля
Совершенная Множество фирм, производящих данный продует. Полная однородность производимой продукции. Отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала. Совершенное знание рынка потребителями и производителями. Отсутствие контроля над ценами
Несовершенная 1 .Монополия (чистая) Продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) Высокая степень контроля над ценами
2. Дуополия Данный вид продукта производится на двух фирмах. Продукция однородна.
3. Олигополия Небольшое количество фирм, производящих данный вид продукции. Продукция однородная (или незначительная дифференциация продукции) Частичный контроль над ценами
4. Монополистическая конкуренция с дифференциацией качества продукта Множество производителей. Множество действительных или воображаемых различий в качестве продукции. Слабый контроль над ценами

Главное отличие рыночных структур с точки зрения экономической науки состоит в том, сколько на рынке продавцов и какими возможностями они обладают с точки зрения формирования рыночных цен.

Рассмотрим основные типы рынков, главное отличие которых заключается в количестве продавцов и их возможностях по контролю за ценами. В реальной жизни не существует чистой (совершенной) или только «чистой» монополии при несовершенной конкуренции. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия - это две полярные рыночные ситуации. Модель совершенной конкуренции характеризуется пятью признаками:

1. наличие множества продавцов и покупателей;

2. товар однороден и не один из продавцов не может выделиться особыми свойствами своей продукции;

3. невозможность влияния на рыночную цену, так как ни один из продавцов или покупателей не обладает существенной долей рынка;

4. свободный вход и выход с рынка;

5. максимальная доступность информации о ценах и товарах.

Совершенная или чистая конкуренция в рыночной экономике, тем не менее, не может решить многие вопросы:

1. рационального распределения доходов;

2. развития важных направлений экономики (обороны, подготовки кадров, состояния окружающей среды и т.п.).

Монополия - тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии имеются запретительно-высокие барьеры вхождения в отрасль.

Существует понятие естественной монополии, представляющей собой хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении или управлении редкие и свободно не воспроизводимые материальные блага или услуги - земли, полезные ископаемые, газ, электричество и т.п.

Случайные, временные монополии создавются в условиях, когда появляется возможность изготавливать или продавать определенный вид продукции или располагать лучшими факторами производства - техникой, технологией, рабочей силой.

Силу монопольной власти отдельной фирмы, однако, не стоит преувеличивать. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией. Эта конкуренция может обостриться в связи с нововведениями, возможным появлением товаров-заменителей, конкуренцией импортных товаров.

Наряду с монополией со стороны производителей встречается монополия со стороны покупателя - монопсония. Покупатель-монопсонист заинтересован и имеет возможность покупать товары по наиболее низкой цене (например, военная промышленность). Гораздо чаще монопсоническое преимущество реализуется на локальных рынках.

Двусторонняя монополия - это рыночная структура, когда монополисту противостоит монопсонист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем).

Квазимонопольными считаются рынки, на которых при относительно низкой концентрации продавцов существует монопольная власть. Монополя характеризуется следующими признаками:

· наличие одного производителя (покупателя);

· отсутствие близких заменителей товара;

· наличие высоких барьеров входа (как правило, искусственного характера).

Для естественной монополии характерны:

· положительный эффект масштаба в долгосрочном периоде, объясняющийся технологическими причинами;

· наличие одной (двух) прибыльных (крупных) фирм в отрасли;

· возможно существование и других фирм, которые являются убыточными в долгосрочном периоде;

· нерегулируемое прибыльное ценообразование крупных фирм;

· убыточное предельное ценообразование.

Олигополия - это рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

К характерным чертам олигополии можно отнести:

· немногочисленность фирм в отрасли (обычно их не более десяти);

· высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства (эффект масштаба), которая выступает как важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур. Олигополистическая концентрация порождается и другими барьерами: патентной монополией, как это происходит в наукоемких отраслях; контролем над редкими источниками сырья; высокими расходами на рекламу (как в производстве сигарет, прохладительных напитков или в шоу-бизнесе);

· всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает тогда, когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Рынок олигополии подразделяется на два типа: олигополия первого вида - это отрасли с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида - рынок нескольких продавцов, продающих различные по качеству товары.

Существует три типа олигополистического поведения:

· тайная олигополия;

· олигополия доминированная;

· монополистическая конкуренция.

В первом случае, когда олигополисты сговариваются, рыночная цена будет соответствовать ситуации единственного монополиста. Во втором случае, когда крупная фирма отрасли контролирует 60-80% отраслевого объема реализации, возможно несколько линий поведения. В третьем случае существует много продавцов и покупателей, свободный вход и выход из отрасли, и каждая фирма непосредственно не влияет на цены других фирм. Этот тип поведения ближе к рынку совершенной конкуренции.

В зависимости от того, дифференцирован товар или нет, выделяют олигополию с дифференцированным и стандартным товаром. Выделяют также олигополии с доминирующей фирмой, для которых характерно наличие доминирующей фирмы - агента, который продает или покупает значительную долю совокупного объема рынка.

В условиях олигополистических структур возможны две основных формы поведения фирм: некооперативное и кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции. Если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война. Ценовая война - это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Снижение цен будет продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек, то есть станет такой же, как и в условиях совершенной конкуренции. Экономическая прибыль при этом будет равной нулю.

Стремление олигополистов к кооперативному поведению способствует образованию картелей, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, если бы они слились в чистую монополию. Встречается и молчаливая договоренность (типа лидерства в ценах). Движение цен при этом происходит ступенями, причем лидер отрасли (самая крупная или самая технически оснащенная фирма) заблаговременно информирует других производителей о предстоящем повышении цен. Принимая решение, лидер стремится сделать его общеприемлемым. Поэтому в отраслях, действующих по этой модели, норма прибыли не максимальна, хотя и выше средней.

Теорию монополистической конкуренции обосновал Э. Чемберлин. Он обратил внимание, что дифференциация товара приводит к тому, что вместо единого рынка образуется сеть обособленных, но взаимосвязанных рынков, характеризующимся разнообразием цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Дифференциация не исключает и монополии на продукт. Власть монополии, однако, не распространяется на более широкий класс товаров, разновидностью которого является монополизированный продукт.

В возникновении на рынке монополистической конкуренции можно говорить когда:

· имеется много конкурирующих фирм, предлагающих дифференцированные товары;

· каждая фирма имеет некоторую возможность влиять на цену, по которой она продает свои товары;

· отсутствуют барьеры входа и выхода на рынок;

· имеет место наличие незагруженных мощностей.

Такой тип рыночной конкуренции возникает в тех отраслях, где:

· для осуществления производственной деятельности не нужно создавать особенно крупные предприятия и потому организация фирм не требует больших капиталовложений;

· возможно создание разновидностей товара, удовлетворяющего определенную потребность;

· права отдельной фирмы на исключительное изготовление созданной ею разновидности товара можно защитить с помощью авторских прав и прав на товарный знак.

Характерными примерами таких товарных рынков являются рынки продуктов питания, одежды, мебели и т. д.

Количественными показателями, определяющими структуру товарного рынка, являются:

· численность продавцов;

· доли, занимаемые ими на данном товарном рынке;

· показатели рыночной концентрации.

Численность продавцов, на товарном рынке не позволяет сделать полных и достоверных выводов о наличии и характере конкуренции между ними, за исключением случаев, когда их количество очень мало. Для более полной характеристики рынка необходимо знание долей фирм, действующих на нём.

Рыночная доля отражает наиболее важные результаты конкурентной борьбы и показывает степень доминирования организации на рынке, ввыявляет распределение сил в конкурентной борьбе.

Доля предприятия на рынке рассчитывается как:

где: - доля i-го предприятия на рынке; - объем продаж i-гo предприятия; - совокупный объем продаж участников рынка.

Всего для определения типа рыночной структуры используются семь показателей (индекс концентрации, индекс относительной концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, коэффициент энтропии, дисперсия логарифмов рыночных долей, коэффициент Джини, индекс Холла-Тайдмона), в основе расчета которых лежит понятие доли предприятия на рынке.

В аналитических исследованиях, как правило, полагаются на основные:

· коэффициент рыночной концентрации (CR). Рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке. Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (CR-3), четырех (СR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8), десяти (CR-10), двадцати пяти (CR-25) крупнейших продавцов:

где: - доля продаж данной фирмы в объеме реализации рынка;

· индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана (HHI). Рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами:

где: - доля продаж i-той фирмы в квадрате, в %.

В соответствии с различными значениями коэффициентов рыночной концентрации и индексов Херфиндаля-Хиршмана выделяются три типа рынков:

I тип - высококонцентрированные рынки:

при 70% < CR-3 < 100%; 2000 < HHI < 10000;

II тип - умеренно концентрированные рынки:

при 45% < CR-3 < 70%; 1000 < НШ < 2000;

III тип - низкоконцентрированные рынки:

при CR-3 < 45%; HHI < 1000.

Показатели рыночной концентрации дают предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов. Чем больше продавцов с равномасштабной поставкой продукции действует на рынке, тем меньше значение соответствующих показателей.

В условиях несовершенной статистической базы по субъектам малого предпринимательства коэффициент Херфиндаля-Хиршмана может давать искаженную картину (если неточная информация возводится в квадрат, ошибка прогрессивно увеличивается).

Качественными показателями, характеризующими структуру отраслевых рынков, являются:

· наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;

· открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

Потенциальными конкурентами считаются:

· хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализующие эти возможности;

· хозяйствующие субъекты, которые изготовляют данный товар, но не продают его на территории исследуемого товарного рынка;

· новые хозяйствующие субъекты, входящие на данный рынок.

Термин «барьеры входа» был впервые введен Д. Бэйном. В настоящее время под барьерами «входа-выхода» понимают совокупность факторов, которые либо препятствуют фирме организовать прибыльное производство на рынке, либо препятствуют выйти с рынка без существенных потерь. Д. Бэйн предложил классифицировать отраслевые рынки в зависимости от входа следующим образом:

· легкий вход;

· слабо затрудненный (предоставляемый);

· сильно затрудненный (сдерживаемый);

· блокированный.

Первый и четвертый типы практически не встречаются и представляют собой теоретическую абстракцию. Так, первый тип характерен для рынка близкого к совершенной конкуренции, а четвертый тип - для рынка монополии.

На рынках второго типа некоторые фирмы имеют незначительные преимущества в отношении затрат, проявляющиеся в минимальном повышении цен по сравнению с издержками. Однако в долгосрочном плане таким фирмам выгоднее допускать на рынок новые фирмы, чем воздвигать входные барьеры.

На рынках третьего типа ситуация иная: фирмам-лидерам выгоднее возводить входные барьеры и не допускать вхождение в отрасль новых фирм.

Существует два типа входных барьеров: стратегические, которые формируются в зависимости от поведения фирм, и нестратегические (структурные), выступающие как воздействие внешней среды.

К числу нестратегических барьеров относят административные (правительственные), гражданские и социально-экономические барьеры. Административные (правительственные) барьеры - это ограничения в виде законодательных актов на ведение определенных видов деятельности, представленные лицензированием, сертификацией, нормами контроля, квотами и т.п.

Преодоление таких барьеров требует от хозяйствующего субъекта затрат времени и финансов, поэтому административные барьеры можно рассматривать как функцию двух переменных - временных и денежных затрат фирмы на их преодоление. Для определения уровня входных барьеров в национальной экономике сравнивают эту функцию для различных отраслевых рынков.

Административные барьеры являются инструментом регулирования национальной экономики и в то же время приводят к сдерживанию экономической активности хозяйствующих субъектов. Разновидностью административных барьеров являются организационно-экономические барьеры, которые представлены законодательными актами, определяющими инвестиционную, таможенную, налоговую, экономическую политику в целом и в той или иной отрасли.

Большинство видов административного контроля может быть заменено гражданским. Это обусловлено гражданско-правовым характером взаимоотношений рыночных субъектов. Гражданские объединения призваны обеспечить увязку интересов правительства (государства), фирм (бизнеса) и граждан. В настоящее время многие аспекты профессиональной деятельности регулируются и контролируются с помощью стандартов и правил, установленных гражданскими объединениями.

К числу барьеров социально-экономического характера относят:

· емкость отраслевого рынка. В этом случае рассматривают степень насыщенности рынка, уровень платежеспособного спроса, активность иностранных конкурентов. Чем выше эти показатели, тем выше уровень входного барьера;

· состояние рыночной инфраструктуры, т.е. развитость сети транспортного и складского хозяйства, системы страхования и взаиморасчетов. Чем выше доля затрат на оплату этих рыночных институтов в цене или в общих издержках фирмы, тем выше уровень барьера;

· капитальные затраты (минимальный уровень первоначальных инвестиций). Известно, что величина первоначального капитала для вхождения на рынок для различных отраслей неодинаков, что и обуславливает высоту входного барьера;

· преимущества в уровне затрат. Считается, что средние издержки фирмы уже действующей на рынке будут ниже средних издержек фирм, пытающихся войти на рынок, в связи с опытом работы на данном рынке (проведенные маркетинговые и научные исследования, сложившиеся производственные связи и т.п.). Преимущества в уровне затрат объясняются «эффектом масштаба».

Определить высоту входного барьера можно по формуле:

где: АС∂ - средние издержки фирм, действующих на рынке; АСв - средние издержки фирм, желающих войти на рынок.

Используют показатель, получивший название «индекс барьера»:

где: Q - объем выпуска продукции фирмы; Ч - численность персонала фирмы.

Чем выше индекс, тем выше размер относительных издержек отрасли.

Также входные барьеры принято классифицировать следующим образом:

1. Экономические и организационные ограничения:

· государственная политика в области инвестиций, кредитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и последствия этой политики для конкретных товарных рынков;

· среднеотраслевая норма прибыли;

· сроки окупаемости капитальных вложений;

· неплатежи;

· наличие (отсутствие) эффективной поддержки малого предпринимательства.

2. Административные ограничения: наличие (отсутствие) ограничений деятельности продавцов на данном товарном рынке, выдвигаемых органами власти и управления всех уровней, К их числу относятся: лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, решения органов власти по ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории), чинимые препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и конторских помещений и т.п.

3. Неразвитость рыночной инфраструктуры: наличие (отсутствие) необходимых средств коммуникации (транспорта, связи), служб по оказанию информационных, консалтинговых, лизинговых услуг и т.п.

4. Влияние вертикального объединения действующих организаций па рынке: выявляется степень использования продавцами, объединенными в вертикальные структуры, всех преимуществ внутрикорпоративных связей и воздействие этих отношений на конкурентов, не входящих в эти вертикальные структуры.

5. Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов: анализируется ценовая и сбытовая стратегия ведущих продавцов, их политика в качестве держателей патентов, лицензий, торговых знаков и т.п.

6. Барьеры, связанные с эффектом масштаба. Если минимально эффективный масштаб деятельности на данном товарном рынке высок (например, неэффективно производство, рассчитанное на выпуск 100 штук грузовых автомобилей в год, экономически оправданным является выход на годовое производство, исчисляемое десятками тысяч машин), то входящие на рынок потенциальные конкуренты на период достижения этого уровня могут иметь существенно более высокие затраты, чем уже действующие на товарном рынке хозяйствующие субъекты, а следовательно, быть менее конкурентоспособными.

7. Барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат. Эти барьеры возникают в том случае, если затраты на единицу продукции уже действующих продавцов ниже, чем у вновь входящих на рынок хозяйствующих субъектов. Причинами различия в уровнях затрат могут быть: неравенство стартовых условий функционирования на рынке, прежде всего имущественное и ценовое; ограниченный доступ новых продавцов к дешевым и более удобным сырьевым источникам, технологическое превосходство уже действующих на товарных рынках хозяйствующих субъектов, доступная им более низкая процентная ставка на заемный капитал и т.п.

8. Экологические ограничения. Выявляются факты запрещения службами экологической безопасности, природоохранными учреждениями и общественными организациями и движениями расширения масштабов деятельности на данном товарном рынке, строительства новых производственных и складских объектов, транспортных коммуникаций и т.п.

9. Ограничения по спросу. Высокий уровень удовлетворения спроса, отражающий как высокую насыщенность рынка товарами, так и низкую платежеспособность покупателей, является серьезным препятствием для освоения рынка потенциальными конкурентами.

10. Барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок. Значительный размер первоначального капитала, который необходим для начала деятельности хозяйствующего субъекта на рынке, может являться одним из важных барьеров входа на рынок.

К косвенным подтверждениям наличия (или отсутствия) входных барьеров относятся факты появления на рынке новых продавцов за определенный период времени. Если в результате анализа ситуации за последние 3-5 лет отмечается малое появление на рынке новых продавцов, несмотря на высокую норму прибыли, то это говорит о наличии высоких входных барьеров. Однако отсутствие новых участников не является окончательным свидетельством того, что доступ на рынок затруднен.

При оценке степени преодолимости барьеров входа на рынок могут быть использованы следующие критерии:

· своевременности;

· вероятности;

· достаточности входа на рынок новых субъектов.

Своевременными считаются такие варианты входа на рынок, которые могут быть осуществлены в пределах двух лет с начала предварительного планирования до реализации значительного воздействия на рынок. Значительным воздействием на рынок может считаться такое воздействие, при котором достигается реальное уменьшение показателей рыночной концентрации и соответственно ослабляется возможность каждого субъекта рынка односторонне воздействовать на рынок.

Вход на рынок считается вероятным, если он выгоден при ценах, которые предположительно будут действовать на рынке в соответствующий период времени, а их уровень будет гарантирован объемами поставок товара участниками рынка.

Вход на рынок считается достаточным, если он осуществляется в масштабах, обеспечивающих сохранение и развитие конкурентных отношений между участниками рынка.

Возможность входа на товарный рынок продавцов из других регионов (или других стран) существенно снижает рыночную концентрацию, сокращает долю, занимаемую на рынке местными (отечественными) продавцами. Напротив, слабая включенность рынка в межрегиональный (международный) обмен усиливает концентрацию на рынке и увеличивает долю, занимаемую на нем местными (отечественными) продавцами, со всеми вытекающими отсюда последствиями для покупателей.

Степень открытости рынка для участия в межрегиональной и международной торговле можно оценить по доле импортной (ввезенной) продукции в общем, объеме реализации (поставки) на конкретном товарном рынке. Этот показатель является отправной точкой для оценки состояния товарного рынка при решении вопросов, связанных с защитными мерами для отечественных товаропроизводителей (существуют различные оценки угрожающей доли импорта («агрессивного» импорта) для национального рынка - от 10 до 35% по различным группам товаров).

В мировой практике для определения уровня входных и выходных барьеров применяют следующие статистические показатели:

норма входа фирм на отраслевые рынки:

где: - число вошедших за год на рынок фирм; - общее число действующих на рынке фирм на конец года;

норма проникновения новых фирм на действующий рынок:

где - объем выпуска (продаж) вошедших на рынок фирм; - общий объем выпуска продукции на рынке;

Задания для практической работы по обществознанию

по теме «Типы рыночных структур: от теории к практике»

Выполните задания:

1. Рынок мобильной связи области Z контролируется одной крупной компанией, другие производители не представлены. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры , под которыми они указаны.
1) рынок товаров

2) совершенная конкуренция

5) монополия

6) рыночный дефицит

2. Состояние рынка, при котором удовлетворение спроса более эффективно при отсутствии конкуренции , - это:

1) Естественная монополия

2) Монополистическая конкуренция

3) Совершенная конкуренция

4) Искусственная монополия

3. При каком типе рыночной структуры отсутствуют входные барьеры?

2) При монополистической конкуренции

3) При совершенной конкуренции

4) При монополии

5) Бытовой электроники

7. Верны ли следующие суждения об олигополии?

А) На олигополистическом рынке действует один продавец

Б) Фирмы, производящие бытовую технику, действуют на олигополистическом рынке

1) Верно только А

2) Верно только Б

8. Ниже приведены способы конкуренции. Все они, за исключением одного, являются способами неценовой конкуренции. Отметьте, что «выпадает» из данного ряда :
1) Повышение технического уровня и качества продукции

3) Демпинг

4) Предложение послепродажного обслуживания

Искусственные барьеры, защищающие монополистов:

Лицензия – официальное разрешение на право заниматься определенным видом деятельности (например, разрешение на экспорт, импорт). Выдается органами государственного управления. Как правило, она является платной.

Патент – документ, выдаваемый на определенный срок компетентным органом , удостоверяющим какое-то право. Он дает патентовладельцу исключительное право производить, использовать, и продавать его изобретение на протяжении срока действия патента.

Товарный знак - товарная марка (символ, рисунок) или ее часть, обеспеченная правовой защитой.

Ценовая дискриминация – продажа одинаковых товаров на одном и том же рынке по разным ценам различным покупателям

Демпинг –продажа товаров по искусственно заниженным ценам, не обеспечивающим фирме-продавцу