Меню
Бесплатно
Главная  /  Зачатие  /  Однажды в студеную зимнюю пору кто написал. Крестьянские дети

Однажды в студеную зимнюю пору кто написал. Крестьянские дети

Дочка в 3-ем классе, учит отрывок из поэмы Н. Некрасова (якобы) "Крестьянские дети":

Однажды, в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!

"Здорово парнище!"- "Ступай себе мимо!"-

"Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки?"- "Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".

(В лесу раздавался топор дровосека.)

"А что, у отца-то большая семья?"-

"Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я..."-

"Так вот оно что! А как звать тебя?" -

"Власом".-"А кой тебе годик?"- "Шестой миновал...

Ну, мертвая!"- крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

Анализ в голове включается автоматически: шестилетний ребенок не может вести лошадь под уздцы:

1. Мал ростом и ему придется все время держать руку вытянутой вверх, что в тулупе (да и без него) невозможно.

2. Шаг лошади (особенно с грузом) шире шага ребенка и, чтобы не попасть под копыта и не получить удар оглоблей в затылок, он должен бежать впереди лошади, что в "больших сапогах" и в "полушубке овчинном" и по рыхлому снегу невозможно.

А может быть поэт слегка подправил действительность в угоду рифме и мужичок ведет лошадку не под уздцы, а в поводу сбоку от саней?

Но и такой вариант невозможен:

В то время не было муниципальных служб и техники и дороги никто не чистил, а значит, это была не дорога, а санный путь, по сторонам которого лежали сугробы, по которым не пошагаешь.

Также не понятно, что поэт делал в лесу в студеную зимнюю пору и в сильный мороз? Черпал вдохновение или в народ потянуло-к дровосекам?

И о самом дровосеке: не следовало брать с собой на работу ребенка в такую погоду: медицина-то была только народная...

Жена: "Не раздваивай ребенку сознание! Ее из школы выгонят!"

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

…Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном.
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
- Здорово, парнище! - «Ступай себе мимо!»
- Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? - «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
- А что, у отца-то большая семья? -
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
- Так вон оно что! А как звать тебя? -
«Власом».
- А кой тебе годик? - «Шестой миновал…
Ну, мёртвая!» - крикнул малюточка басом.
Рванул под уздцы и быстрей зашагал…

Анализ стихотворения «Мужичок с ноготок» Некрасова

Величайший поэт Николай Алексеевич Некрасов представляет золотой век литературы России. Он был дворянином, поэтому смог прочувствовать тяжёлую долю крестьянского народа. В то время крестьяне не вылазили из нищеты и много работали, чтобы прокормить семью. Все это он показал в своём стихотворении «Мужичок с ноготок», которое стало частью поэмы «Крестьянские дети». Он пишет о сложной судьбе семьи, в которой много детей и всего два представителя мужского пола. Это отец и сын шести лет.

Для большего впечатления о труде маленького мальчика, писатель представил морозную зиму. Был дикий холод. Так он использует метод усиления, чтобы произвести впечатление на читателей. Как бы не было холодно, герой стихотворения работал, непокладая рук. С помощью разговора мы понимаем, что мальчик должен быть очень ответственным за семью. Хоть было ужасно холодно, ребёнок отлично выполнял свою работу.

Описание мальчика, Власа, показывает, что он одет, как взрослый человек, в больших рукавицах и сапогах. Он уже много раз был в лесу, чтобы помочь отцу, поэтому очень уважительно относится к труду, принимает с достоинством все заботы. Он рано стал взрослым и гордится, что он тоже часть главного в семье. Он умеет ездить на лошади и ловко ей управляет, знает все команды, которые она должна выполнять.

Описание мальчика выглядит очень трепетным, с большой нежностью. Автор, словно, любуется своим героем. Все слова, чтобы его описать, подобраны с особой теплотой, прочувствованы добром и нежностью. Но также использует иронию, называя его «мужичок». Это отражает истинный характер мальчика. Влас по своим действиям и рассуждениям представляется всем настоящим мужчиной. Он знает, что нужно делать, обладает всеми необходимыми умениями. Все действия выполняются с большой уверенностью, без какой-либо лишней спешки.

Николай Алексеевич Некрасов всегда очень мягко, нежно, с особым трепетом пишет об образе детей. Маленькие дети занимают важное место в его произведениях.

Все о чем пишет поэт, можно легко вообразить и понять. Жизнь в деревне, голод, нищая семья. Это то описание, которое раскрывает жизнь в крестьянской семье.

У Николая Некрасова большое количество стихов, где рассказывается о трудной жизни детей. Порой на них сваливается столько проблем, что даже взрослые люди не справляются с ними так, как это делают дети. Это заслуживает большого уважения в нашем мире.

Лучшие стихи Н.А.Некрасова

Мужичок с ноготок. Крестьянские дети…

Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!

«Здорово парнище!»- «Ступай себе мимо!»
-«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?»- «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

(В лесу раздавался топор дровосека.)
«А что, у отца-то большая семья?»
-«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»

-«Так вот оно что! А как звать тебя?» — «Власом».
-«А кой тебе годик?»- «Шестой миновал…
Ну, мертвая!»- крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!

Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —

Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,

Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

МУЖИЧОК С НОГОТОК

Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном.
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
- Здорово, парнище! - «Ступай себе мимо!»
- Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? - «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
- А что, у отца-то большая семья? -
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я...»
- Так вон оно что! А как звать тебя? -
«Власом».
- А кой тебе годик? - «Шестой миновал...
Ну, мёртвая!» - крикнул малюточка басом.
Рванул под уздцы и быстрей зашагал...

КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ

Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли - навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной.
Река луговая: спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной
Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом и воем:
Тут драка - не драка, игра - не игра...
А солнце палит их полуденным зноем.
Домой, ребятишки! Обедать пора.
Вернулись. У каждого полно лукошко,
А сколько рассказов! Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волка... у, страшный какой!
Ежу предлагают и мух и козявок.
Корней молочко ему отдал своё -
Не пьёт! Отступились...
Кто ловит пиявок
На лаве, где матка колотит бельё,
Кто нянчит сестрёнку, двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведёрко кваску,
А тот, подвязавши под горло рубашку,
Таинственно что-то чертит по песку;
Та в лужу забилась, а эта с обновой:
Сплела себе славный венок.
Всё беленький, жёлтенький, бледно-лиловый
Да изредка красный цветок.
Те спят на припёке, те пляшут вприсядку.
Вот девочка ловит лукошком лошадку:
Поймала, вскочила и едет на ней.
И ей ли, под солнечным зноем рождённой
И в фартуке с поля домой принесённой.
Бояться смиренной лошадки своей?..
Грибная пора отойти не успела,
Гляди - уж чернёхоньки губы у всех.
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Испугана пеньем, ауканьем, смехом.
Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
Зайчонок ли вскочит - содом, суматоха!
Вот старый глухарь с облинялым крылом
В кусту завозился... ну, бедному плохо!
Живого в деревню тащат с торжеством.

МОРОЗ-ВОЕВОДА

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи -
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины.
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идёт - по деревьям шагает.
Трещит по замёрзлой воде,
и яркое солнце играет
В косматой его бороде...

Забравшись на сосну большую.
По веточкам палицей бьёт
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт:

«...Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны -
Построю дворцы изо льда.

Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные.
Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли -
Сегодня прошли пешеходы.
Обозы с товаром прошли...

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро...»

САША

В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. ПоУтру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.

Няня кричит: «не убейся, родная!»
Саша, салазки свои погоняя.

Весело мчится. На полном бегу
Набок салазки - и Саша в снегу!

Выбьются косы, растреплется шубка
Снег отряхает, смеётся, голубка!

Не до ворчанья и няне седой:
Любит она её смех молодой...

Опять я в деревне. Хожу на охоту, Пишу мои вирши - живется легко. Вчера, утомленный ходьбой по болоту, Забрел я в сарай и заснул глубоко. Проснулся: в широкие щели сарая Глядятся веселого солнца лучи. Воркует голубка; над крышей летал, Кричат молодые грачи; Летит и другая какая-то птица - По тени узнал я ворону как раз; Чу! шепот какой-то... а вот вереница Вдоль щели внимательных глаз! Всё серые, карие, синие глазки - Смешались, как в поле цветы. В них столько покоя, свободы и ласки, В них столько святой доброты! Я детского глаза люблю выраженье, Его я узнаю всегда. Я замер: коснулось души умиленье... Чу! шепот опять! П е р в ы й г о л о с Борода! В т о р о й А барин, сказали!.. Т р е т и й Потише вы, черти! В т о р о й У бар бороды не бывает - усы. П е р в ы й А ноги-то длинные, словно как жерди. Ч е т в е р т ы й А вона на шапке, гляди-тко,- часы! П я т ы й Ай, важная штука! Ш е с т о й И цепь золотая... С е д ь м о й Чай, дорого стоит? В о с ь м о й Как солнце горит! Д е в я т ы й А вона собака - большая, большая! Вода с языка-то бежит. П я т ы й Ружье! погляди-тко: стволина двойная, Замочки резные... Т р е т и й (с испугом) Глядит! Ч е т в е р т ы й Молчи, ничего! постоим еще, Гриша! Т р е т и й Прибьет... _______________ Испугались шпионы мои И кинулись прочь: человека заслыша, Так стаей с мякины летят воробьи. Затих я, прищурился - снова явились, Глазенки мелькают в щели. Что было со мною - всему подивились И мой приговор изрекли: - Такому-то гусю уж что за охота! Лежал бы себе на печи! И видно не барин: как ехал с болота, Так рядом с Гаврилой...- «Услышит, молчи!» _______________ О милые плуты! Кто часто их видел, Тот, верю я, любит крестьянских детей; Но если бы даже ты их ненавидел, Читатель, как «низкого рода людей»,- Я все-таки должен сознаться открыто, Что часто завидую им: В их жизни так много поэзии слито, Как дай Бог балованным деткам твоим. Счастливый народ! Ни науки, ни неги Не ведают в детстве они. Я делывал с ними грибные набеги: Раскапывал листья, обшаривал пни, Старался приметить грибное местечко, А утром не мог ни за что отыскать. «Взгляни-ка, Савося, какое колечко!» Мы оба нагнулись, да разом и хвать Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно! Савося хохочет: «Попался спроста!» Зато мы потом их губили довольно И клали рядком на перилы моста. Должно быть, за подвиги славы мы ждали. У нас же дорога большая была: Рабочего звания люди сновали По ней без числа. Копатель канав вологжанин, Лудильщик, портной, шерстобит, А то в монастырь горожанин Под праздник молиться катит. Под наши густые старинные вязы На отдых тянуло усталых людей. Ребята обступят: начнутся рассказы Про Киев, про турку, про чудных зверей. Иной подгуляет, так только держися - Начнет с Волочка, до Казани дойдет" Чухну передразнит, мордву, черемиса, И сказкой потешит, и притчу ввернет: «Прощайте, ребята! Старайтесь найпаче На Господа Бога во всем потрафлять: У нас был Вавило, жил всех побогаче, Да вздумал однажды на Бога роптать,- С тех пор захудал, разорился Вавило, Нет меду со пчел, урожаю с земли, И только в одном ему счастие было, Что волосы из носу шибко росли...» Рабочий расставит, разложит снаряды - Рубанки, подпилки, долота, ножи: «Гляди, чертенята!» А дети и рады, Как пилишь, как лудишь - им все покажи. Прохожий заснет под свои прибаутки, Ребята за дело - пилить и строгать! Иступят пилу - не наточишь и в сутки! Сломают бурав - и с испугу бежать. Случалось, тут целые дни пролетали,- Что новый прохожий, то новый рассказ... Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали. Вот из лесу вышли - навстречу как раз Синеющей лентой, извилистой, длинной, Река луговая; спрыгнули гурьбой, И русых головок над речкой пустынной Что белых грибов на полянке лесной! Река огласилась и смехом и воем: Тут драка - не драка, игра - не игра... А солнце палит их полуденным зноем. - Домой, ребятишки! обедать пора.- Вернулись. У каждого полно лукошко, А сколько рассказов! Попался косой, Поймали ежа, заблудились немножко И видели волка... у, страшный какой! Ежу предлагают и мух, и козявок, Корней молочко ему отдал свое - Не пьет! отступились... Кто ловит пиявок На лаве, где матка колотит белье, Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глашку, Кто тащит на пожню ведерко кваску, А тот, подвязавши под горло рубашку, Таинственно что-то чертит по песку; Та в лужу забилась, а эта с обновой: Сплела себе славный венок, Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый Да изредка красный цветок. Те спят на припеке, те пляшут вприсядку. Вот девочка ловит лукошком лошадку - Поймала, вскочила и едет на ней. И ей ли, под солнечным зноем рожденной И в фартуке с поля домой принесенной, Бояться смиренной лошадки своей?.. Грибная пора отойти не успела, Гляди - уж чернехоньки губы у всех, Набили оскому: черница поспела! А там и малина, брусника, орех! Ребяческий крик, повторяемый эхом, С утра и до ночи гремит по лесам. Испугана пеньем, ауканьем, смехом, Взлетит ли тетеря, закокав птенцам, Зайчонок ли вскочит - содом, суматоха! Вот старый глухарь с облинялым крылом В кусту завозился... ну, бедному плохо! Живого в деревню тащат с торжеством... - Довольно, Ванюша! гулял ты немало, Пора за работу, родной!- Но даже и труд обернется сначала К Ванюше нарядной своей стороной: Он видит, как поле отец удобряет, Как в рыхлую землю бросает зерно, Как поле потом зеленеть начинает, Как колос растет, наливает зерно; Готовую жатву подрежут серпами, В снопы перевяжут, на ригу свезут, Просушат, колотят-колотят цепами, На мельнице смелют и хлеб испекут. Отведает свежего хлебца ребенок И в поле охотней бежит за отцом. Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!» Ванюша в деревню въезжает царем... Однако же зависть в дворянском дитяти Посеять нам было бы жаль. Итак, обернуть мы обязаны кстати Другой стороною медаль. Положим, крестьянский ребенок свободно Растет, не учась ничему, Но вырастет он, если Богу угодно, А сгибнуть ничто не мешает ему. Положим, он знает лесные дорожки, Гарцует верхом, не боится воды, Зато беспощадно едят его мошки, Зато ему рано знакомы труды... Однажды, в студеную зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! - Здорово, парнище!- «Ступай себе мимо!» - Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки?- «Из лесу, вестимо; Отец, слышишь, рубит, а я отвожу». (В лесу раздавался топор дровосека.) - А что, у отца-то большая семья? «Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я...» - Так вон оно что! А как звать тебя?- «Власом». - А кой тебе годик?- «Шестой миновал... Ну, мертвая!» - крикнул малюточка басом, Рванул под уздцы и быстрей зашагал. На эту картину так солнце светило, Ребенок был так уморительно мал, Как будто все это картонное было, Как будто бы в детский театр я попал! Но мальчик был мальчик живой, настоящий, И дровни, и хворост, и пегонький конь, И снег, до окошек деревни лежащий, И зимнего солнца холодный огонь - Все, все настоящее русское было, С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы, Что русской душе так мучительно мило, Что русские мысли вселяет в умы, Те честные мысли, которым нет воли, Которым нет смерти - дави не дави, В которых так много и злобы и боли, В которых так много любви! Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано, Чтоб вечно любить это скудное поле, Чтоб вечно вам милым казалось оно. Храните свое вековое наследство, Любите свой хлеб трудовой - И пусть обаянье поэзии детства Проводит вас в недра землицы родной!.. _______________ Теперь нам пора возвратиться к началу. Заметив, что стали ребята смелей,- «Эй, воры идут!- закричал я Фингалу:- Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей!» Фингалушка скорчил серьезную мину, Под сено пожитки мои закопал, С особым стараньем припрятал дичину, У ног моих лег - и сердито рычал. Обширная область собачьей науки Ему в совершенстве знакома была; Он начал такие выкидывать штуки, Что публика с места сойти не могла. Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха! Командуют сами!- «Фингалка, умри!» - Не засти, Сергей! Не толкайся, Кузяха,- «Смотри - умирает - смотри!» Я сам наслаждался, валяясь на сене, Их шумным весельем. Вдруг стало темно В сарае: так быстро темнеет на сцене, Когда разразиться грозе суждено. И точно: удар прогремел над сараем, В сарай полилась дождевая река, Актер залился оглушительным лаем, А зрители дали стречка! Широкая дверь отперлась, заскрипела, Ударилась в стену, опять заперлась. Я выглянул: темная туча висела Над нашим театром как раз. Под крупным дождем ребятишки бежали Босые к деревне своей... Мы с верным Фингалом грозу переждали И вышли искать дупелей.