Меню
Бесплатно
Главная  /  Витамины  /  1. Экзаменационные вопросы по дисциплине «Физика атмосферы, ч.1 Вопросы по атмосфере

1. Экзаменационные вопросы по дисциплине «Физика атмосферы, ч.1 Вопросы по атмосфере

2 Курс 3 семестр до для специальности 020602 «Метеорология»

    Метеорология как наука, её цели, задачи, история развития.

    Состав атмосферы, его изменения с высотой и во времени.

    Подразделение атмосферы на слои в зависимости от распределения температуры и других параметров по вертикали.

    Неоднородность атмосферы по горизонтали. Классификация воздушных масс.

    Уравнение состояния газов в атмосфере.

    Уравнение статики атмосферы (вывод формулы).

    Основные выводы из уравнения статики.

    Барометрическая формула (вывод).

    Приведение атмосферного давления от одного уровня к другому.

    Барометрическое нивелирование.

    Уравнение статики в однородной атмосфере.

    Уравнение статики в изотермической атмосфере.

    Уравнение статики в политропной атмосфере.

    Барометрическая формула Лапласа.

    Барометрическая ступень в нижней атмосфере.

    Уравнение первого начала термодинамики.

    Адиабатический процесс в атмосфере (вывод формулы).

    Понятие о сухоадиабатическом процессе. Вывод формулы Пуассона.

    Сухоадиабатический градиент температуры (вывод формулы).

    Влажно адиабатические процессы.

    Потенциальная температура и её основное свойство.

    Эквивалентная температура.

    Эквивалентно-потенциальная, псевдо-потенциальная и псевдо-эквивалентная температуры.

    Силы, действующие на объём воздуха (частицу) при его перемещении по вертикали. Термодинамическая диаграмма.

    Устойчивость атмосферы (термодинамическая).

    Уровень конденсации и конвекции в атмосфере.

    Общие сведения о лучистой энергии солнца.

    Уравнение ослабления солнечной радиации (уравнение Бугера).

    Коэффициент прозрачности атмосферы, его зависимость от природных факторов.

    фактор мутности, его смысл и зависимость от других факторов.

    Прямая солнечная радиация.

    Процессы рассеяния солнечной радиации и его особенности.

    Факторы, влияющие на величину рассеянной радиации.

    Суммарная солнечная радиация, её распределение во времени и по территории.

    Отражение солнечной радиации.

    Поглощение солнечной радиации.

    Длинноволновое излучение земной поверхности.

    Длинноволновое излучение атмосферы.

    Эффективное излучение поверхности земли.

    Радиационный баланс подстилающей поверхности.

    Радиационный баланс атмосферы и системы Земля-атмосфера.

    Теплофизические характеристики почвы и влияние на них различных факторов.

    Суточный и годовой ход температуры поверхности почвы.

    Распространение тепла вглубь почвы. Первый и второй закон Фурье.

    Распространение тепла вглубь почвы. Третий и четвёртый закон Фурье.

    Изменение температуры почвы с глубиной.

    Различия условий распространения тепла в почве и водоёмах. Следствия этих различий.

    Турбулентный поток примеси и его характеристики.

    Турбулентный поток тепла в атмосфере.

    Уравнение притока тепла в атмосфере.

    Ламинарное и турбулентное движения в атмосфере.

    Тепловой баланс подстилающей поверхности.

    Тепловой баланс атмосферы и системы Земля–атмосфера.

    Годовой ход температуры воздуха в приземном слое атмосферы.

    Суточный ход температуры воздуха в приземном слое атмосферы.

    Особенности распределения температуры воздуха у земли по территории.

    Изменение турбулентного потока тепла с высотой в приземном слое.

    Изменение температуры воздуха с высотой в приземном слое.

    Особенности амплитуды суточного и годового хода температуры воздуха в пограничном слое атмосферы.

    Особенности сроков наступления суточных и годовых экстремумов температуры воздуха в пограничном слое атмосферы.

    Инверсии температуры в приземном слое атмосферы.

    Инверсии трения температуры воздуха.

    Динамические инверсии температур воздуха.

    Антициклонические инверсии температуры воздуха.

    Фронтальные инверсии температуры воздуха.

Зав. кафедры МиП С.Н. Цай

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №7 им. Воронцова В.М.

Викторина по теме:

«Атмосфера» «Счастливый случай».

Учитель географии

первой квалификационной

Воронеж 2016

Задачи:

1. Актуализировать знания учащихся о воздушной оболочке Земли, явлениях, процессах и закономерностях, происходящих в ней. Развивать умения обобщать и систематизировать изученный материал; объяснять закономерности и процессы; устанавливать причинно-следственные связи; решать задачи.

2. Развивать географическое мышление учащихся и их творческие способности, формировать грамотную устную речь, познавательный интерес к предмету.

3. Воспитывать в детях чувство товарищества, умение работать в коллективе; ответственности и самостоятельности.

4. Воспитывать внимательное отношение к окружающему миру, умение удивляться и смотреть на знакомые явления природы по-новому.

Тип урока: урок контроля и обобщающего повторения с применением ИКТ.

Форма проведения : урок-игра.

Методы: игровой, частично - поисковый, практический.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

1 Организационный момент.

2. Вводное слово учителя.

«Ребята! Сегодня вы совершите увлекательное путешествие по стране «Атмосфера», а поможет вам в пути багаж знаний, полученный на уроках географии.

Сегодня между командами сраженье.
Но пусть обид не будет среди Вас
Ведь победитель или побежденный
Сегодня будет кто-то среди вас.
Мы будем рады, если Вы в сраженьях
Покажите находчивость свою.
Уменья, знанья и веселье позволят Вам сыграть в ничью

Сегодня мы с вами пройдём следующие станции:

1. «Минутка». 2. «География + математика». 3. «Четвёртый лишний»

4. «Тёмная лошадка»

5. «Самый сообразительный. Загадки.»

6. «Найдите ошибку»

7. «Конкурс капитанов»

8. «Чёрный ящик»

Станция 1. «Минутка»

За 1 минуту команды должны ответить на как можно большее количество вопросов. Болельщики могут помочь своей команде и заработать фишки – дополнительные баллы. Разыгрывается очередность ответов.

Вопросы для команды № 1.

    Что такое атмосфера? (Воздушная оболочка Земли )

    Назовите слои атмосферы. (Тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы)

    Какой слой атмосферы называется «кухней погоды»? (тропосфера)

    Что такое амплитуда колебаний температуры? (Разница между самыми высокими и низкими показателями температур за определённое время).

    В чем измеряется температура воздуха? (в градусах)

    Что такое атмосферное давление? (Сила, с которой столбик воздуха давит на земную поверхность и на все предметы находящиеся на ней).

    Как атмосферное давление изменяется с высотой? (на каждые 10,5 метров атмосферное давление понижается на 1 мм. РТ. ст.)

    Чем обусловлено изменение температуры воздуха в течение суток? (изменением угла падения солнечных лучей).

    От чего зависит сила ветра? (от разности давлений между двумя участками, чем больше разница, тем сильнее ветер).

    Что такое бриз? ( Ветер, который меняет своё направление в течение дня)

    Что такое относительная влажность воздуха ?(Это отношение количества водяного пара в воздухе, которое максимально может содержаться при этой температуре к количеству водяного пара, которое содержится сейчас при той же температуре)

    Что такое осадки? (Вода в твёрдом и жидком состоянии, выпавшая из облаков или атмосферы).

    Какие виды осадков вы знаете? (дождь, снег, град, иней, роса, гололёд).

    Какие облака наблюдаются на небе в ясную теплую погоду?(перистые)

    Что такое климат ?(Многолетний режим погоды, характерный для данной местности)

    Какой газ преобладает в атмосфере ?(азот 78%)

    Средняя толщина атмосферы. (1000 км)

Вопросы для команды № 2

    Из каких газов состоит атмосфера? (азот 78%, кислород 21% углекислый газ 1% и другие)

    Какой слой атмосферы ближе всего к Земле? (тропосфера)

    В каком слое атмосферы содержится 80% массы воздуха?(тропосфера)

    В чем измеряется атмосферное давление? (мм.рт.ст.)

    Что такое ветер? (движение воздуха в горизонтальном направлении из областей высокого давления в область низкого атмосферного давления)

    От чего зависит направление ветра? (От атмосферного давления)

    В чем измеряется сила ветра? (баллы, км/ час, м/сек)

    Как изменяется температура воздуха с высотой? (на каждый 1 километр подъёма температура падает на 6 градусов).

    Какое атмосферное давление считается нормальным ? (760 мм. РТ.ст)

    Что такое муссон? (Ветер, который меняет своё направление в течение года)

    Что такое абсолютная влажность воздуха? (Максимальное количество водяного пара, которое может содержаться в 1 куб. метре воздуха при определённой температуре).

    Какие виды облаков вам известны? (слоистые, кучевые, перистые)

    Какие облака видны на небе в пасмурную погоду? (слоистые, слоисто- дождевые)

    Всегда ли осадки выпадают из облаков? Какие необходимы условия? (размер водяных капель 5 мм. и более)

    Перечислите элементы погоды. (температура, атмосферное давление, сила и направление ветра, количество и виды атмосферных осадков, облачность)

    От чего и как зависит количество водяного пара в воздухе? (от температуры, чем выше температура, тем больше водяного пара содержится в 1 куб. метре воздуха)

    Что такое погода? (состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте в данное время).

Станция 2. «География + математика»

Каждая команда получает 6 заданий. На выполнение задания отводится 3 – 4 минуты. Итоги конкурса подводятся в конце игры.

Задание1.

2.Самолет летит на высоте 7000м. Какова температура воздуха за бортом, если у поверхности Земли + 24 градуса. (за бортом – 18. 7км \/ 6= 42. 42-24=-18)

Задание2. 1.Вычислить среднюю температуру воздуха по следующим данным: 1 час ночи: +9° С 4 часа утра + 8° С 7 часов утра +7° С 10 часов утра: +11° С 13 часов дня: +19° С 16 часов дня: 18° С 19 часов вечера + 12° С 22 часа вечера +10° С (Сумму этих температур делим на число измерений: 94:8=11,75° С)

Задание3.

Используя имеющиеся у вас данные наблюдения за погодой, постройте на листочках график годового изменения средних температур для нашей местности.

Выдается таблица и листы для построения графика, каждой команде.

Задание 4.

«В ритме солнца»

Определите и укажите стрелкой, откуда и куда будет дуть ветер и где сильнее в следующих случаях:

А) 757 мм 764 мм

Б) 762 мм 760 мм

В) 771 мм 763 мм

Г) 520 мм 766 мм

Ключ для проверки:

А) 757 мм ------- 764 мм

Б) 762 мм ------ 760 мм

В) 771 мм ------ 763 мм

Г) 520 мм -------- 766 мм

Задание5.

Постройте « Розу ветров» по имеющимся данным

Задание6

«Решите задачу»

Альпинисты поднялись на высоту 4096 метров. Барометр показал давление воздуха на данной высоте, равное 350 мм. ртутного столба. Какое атмосферное давление было у подножия горы? Решение задачи и ответ запишите.

Ответ:

( 1 ) 4096:10,5=390 2)350+390=740(мм рт ст) 3) Ответ: у подножия горы было 740 мм .)

Станция3. Игра для болельщиков «Четвертый лишний»

    Дождь, град, бриз, иней.

    Барометр, термометр, муссон , осадкомер.

    Бриз , дождь , муссон, ветер.

    Стратосфера, тропосфера, атмосфера, литосфера.

Станция 4. «Темная лошадка»

Команда быстрее разгадавшая кроссворд получает 5 баллов.

Вопросы для кроссворда:

    концентрация взвешенных в воздухе капель воды или кристалликов льда.

    прибор для измерения атмосферного давления

    отрицательная температура воздуха

    объединяющие название дождя, града, снега

    самый грустный сезон года

    зимний месяц

    горизонтальное движение воздуха

    «метель» по-фински

    вид осадков

Станция5. «Загадки. Самый сообразительный»

Пока команды выполняют задание, болельщики соревнуются в отгадывании загадок.

1 . Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, вас с ног сбивает (Ветер )
2 . На холоде – горой, в избе – водой (Снег) 3. Какое время года описывается: (Весна)

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года
Синея блещут небеса.
Еще прозрачнее леса
Как будто пухом зеленеют.

4 .явление природы (Гроза)
Вкруг скал огнистой лентой вьётся
Печальной молнии змея
Стихий тревожный рой метется-
И здесь стою недвижный я….. (М.Ю. Лермонтов)

5 . явление природы (Шторм )
Когда же волны по брегам
Ревут, кипят и пеной плещут,
И гром гремит по небесам,
И молнии во мраке блещут;
Я удаляюсь от морей
В гостеприимные дубравы…. (А.С. Пушкин)

6. Надо мною, над тобою Пролетел мешок с водою. Наскочил на дальний лес. Там пролился и исчез .(туча)

7 Два брата родных Одного все видят Да не слышат, А второго все слышат, Да не видят.(гром и молния )

8 По синему морю Белые гуси плывут. (тучи)

9 Он слетает белой стаей И сверкает на лету Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. (снег)

10 Летит сова по синему небу Крылья распластала Солнышко застлала. (туча)

11 Рассыпался горох На семьдесят дорог И никто его не подберет. (град)

12 И не снег, и не лед А серебром деревья уберет. (иней )

13 Что за чудо – красота! Расписные ворота Показались на пути! В них не въехать, ни войти! (радуга)

14 Хоть бескрылый, а летает Безголосый, а свистит. Хоть безрукий, но бывает Груши с веток обивает, Сосны с корнем вырывает, Так порою он сердит. Только что он был везде – Миг – и нет его нигде.(ветер)

15 Не пешеход, а идет. Мокнут люди у ворот. Ловит дворник его в кадку. Очень трудная загадка! (дождь)

16 Подрались на небе тучи, Щелкнув молнией блескучей. Прогремело что потом? Догадались? Это … (гром)

17 То солнцем ярким улыбнется, То вдруг нахмурится слегка. Плаксива, ветрена, дождлива. Не постоянная весьма. (погода)

18 Я как песчинка мал, а землю покрываю. Я из воды, а в воздухе летаю. Как пух лежу я на полях. Как алмаз блещу на солнечных лучах. (снег)

Станция 6 «Найди ошибку»

«Ученик 6 класса Алеша Перепуткин отвечал на уроке по географии и как всегда опять что – то напутал. Вот рассказ Алеши» Ваша задача – найти как можно больше ошибок в его ответе. Учитель зачитывает текст, а участники команд находят ошибки. Количество баллов ставится по количеству найденных ошибок.

«Воздух постоянно перемещается над поверхностью Земли. Движение воздуха в вертикальном направлении называется ветер. Главная причина образования ветра - это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер дует из области с низким атмосферным давлением в область с более высоким атмосферным давлением. Чем больше разница в атмосферном давлении, тем слабее ветер. Сила ветра измеряется в градусах. На юге Дальнего Востока дуют ветры, которые меняют направление дважды в год. Этот ветер называется бриз . Летом он дует с материка на море. Зимой с моря на материк. Зимой этот ветер приносит много осадков. На берегах морей и крупных озер ветер меняет направление дважды в сутки. Днем он дует с моря на сушу, а ночью с суши на море. Данный ветер называется муссон . Направление ветра определяют с помощью прибора, который называется барометр.

Станция7. «Конкурс капитанов»

Задания для 1 капитана:

    Движение ВМ это-… (циркуляция атмосферы)

    Погода без ветра … (штиль)

    Количество водяного пара в граммах в 1 м3 воздуха называется … (абсолютной влажностью)

    Туман на большой высоте – это … (облака)

    Бриз – это… (ветер, меняющий свое направление 2 раза в день)

    Погода – это… ( состояние тропосферы в данный момент времени на данной территории)

    Барометром измеряют… (давление)

    21 марта и 23 сентября называют днями … (равноденствия)

    ВМ, образующиеся над океаном приносят на сушу… (тепло и осадки)

    Роза ветров - это не таблица, а…(график)

Задания для 2 капитана:

    Отношение количества водяного пара, находящегося в воздухе, к тому количеству водяного пара, которое воздух может содержать при данной температуре– это… (относительная влажность)

    Многолетний режим погоды в данной местности называется …(климатом)

    Разность между самой высокой и самой низкой температурой воздуха называется …(амплитудой)

    Полярные круги - это не меридианы, а …(параллели)

    Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся, на ней предметы… (давление)

    Самые длинные ночи и дни бывают на …(экваторе)

    Ветер – это… (движение ВМ в горизонтальном направлении)

    Перечислить пояса освещенности… (жаркий, холодный и умеренный)

    Какие ветры преобладают в умеренном поясе… (западные)

    22 июня и 22 декабря называют днями… (солнцестояния)

Станция8. «Черный ящик».

    В черном ящике лежит прибор -5 бал.

    Имеет круглую форму-4бал.

    Похож чем-то на часы-3бал.

    Создан итальянским учёным -2бал.

    для измерения атмосферного давления. -1бал. Как он называется?

    В черном ящике лежит прибор-5бал.

    Для измерений показаний прибор помещают в тень-4бал.

    Этот прибор изобрёл итальянский врач Санторио-3бал.

    Шкала измерений по Кельвину, Форенгейту Цельсию-2бал.

    для измерения температуры воздуха? -1бал. Как он называется?

Всем спасибо за вниманье,

За задор, за правильный ответ,

За огонь соревнованья, Обеспечивший успех!

Подведение итогов игры.

Протокол итогов Викторины по теме «Атмосфера» «Счастливый случай».

Конкурсы

Команда№1

Команда №2

1.Минутка

2.География+ математика

3.Четвёртый лишний

4.Тёмная лошадка

5.Самый сообразительный

6.Найти ошибку

7.Конкурс капитанов

8.Чёрный ящик

Итого:

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: 1. «Гонка за лидером» за каждый правильный ответ 1 балл

1 команда

    Газообразная вода… (пар)

    Время суток после ночи… (утро)

    Период вращения Земли вокруг своей оси…(сутки)

    Количество водяного пара, содержащегося в 1 м3 воздуха – это…(абсолютная влажность)

    Влажность воздуха измеряется с помощью… (гигрометр)

    Чем отличаются друг от друга дождевая и туманная капля…(размером)

    Главная причина изменения погоды…(циркуляция ВМ)

    Иней, роса, гололед, изморозь – это… (атмосферные осадки)

    Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся, на ней предметы… (атмосферное давление)

    Ветер, меняющий свое направление 2 раза в год называется… (муссон)

2 команда

    1. Количество осадков измеряется в… (мм)

      Атмосфера – это…(воздушная оболочка Земли)

      Нижний слой атмосферы – это… (тропосфера)

      Разный нагрев земной поверхности зависит от… (угла падения солнечных лучей)

      Разное давление на поверхности Земли приводит к формированию… (ветра)

      Облака, образующиеся на высоте 10-12 км и состоящие из кристалликов льда … (слоистые)

      Вода в твердом виде … (лед)

      Движение воздуха в горизонтальном направлении – это … (ветер)

      Облака, образующиеся на высоте до 2 км, при соприкосновении теплого и холодного воздуха… (слоистые)

      Разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток называется… (суточной амплитудой температур)

«Заморочки из бочки».

за каждый правильный ответ 1 балл

Команды по очереди выбирают число от 1 до 8 и получают задание (каждой команде по 3 задания), соответствующее цифре, время на выполнение не более 2 мин.

1. Вычислить среднюю температуру дня по следующим показателям:
1 ч -+5
о С, 13 ч -+9 о С
7ч -+7
о С, 19 ч- +6 о С …. (6, 75 о С)

2. Чему равна амплитуда колебаний температур, если термометр показал
в 7 часов +1
о С;
в 13 часов +15
о С;
в 19 часов +8
о С. (14 о С)

3 . Определите суточное количество осадков, если замеры показывали:
7 часов- 4 мм
13 часов- 7 мм
19 часов- 2 мм (13 мм)

4 Определить температуру воздуха, за бортом самолета, который летит на высоте 3000 метров, если температура на уровне моря +20 о С (+2 о С)

5. За бортом самолета температуру воздуха -30 о С. В это время у поверхности земли +15 о С

На какой высоте летит самолет? (7,5 км.)

6. В каком случае ветер будет дуть сильнее и в какую сторону (в сторону моря или суши):
А) атмосферное давление над сушей 758 мм. рт. ст., над морем 761 мм. рт. ст.?
Б) над сушей 749 мм. рт. ст., над морем 747 мм. рт. ст.?

7. . Определить давление на вершине шпиля МГУ, если у его подножия давление 750 мм. рт. ст., а высота здания 238 метров. (727 мм рт. ст.)

8. Определите высоту горы, если у ее подножия температура +26 о С, а на вершине -10 о С? (6000м)

Станция 8 Веселая разминка «Найди пару»

Каждый из членов команды получает карточку с названием прибора или с названием элемента погоды. Задача – быстрее и правильно найти свою пару.

Термометр Количество осадков

Барометр Температура воздуха

Гигрометр Направление ветра

Осадкомер Атмосферное давление

Флюгер Влажность воздуха

«Загадки»

(содержание загадок посвящено атмосферным процессам, атмосферным осадкам)

1. Какой слой атмосферы называют «фабрикой погоды» (тропосфера, самый нижний слой, так как в нем формируется погода)

2. Тур ходит по горам, турица-то по долам, тур свистнет, турица-то мигнет. (Гром и молния)

3. Крикнул вол на сто сел, на тысячу городов. (гром)

4. Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает. (Ветер)

5. Красное коромысло через реку повисло. (Радуга)

6. Заря-зарница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла, месяц видел, солнце скрыло. (Роса)

7. Выше леса, тоньше колоса (Дождь)

8. В холоде - горой, в избе - водой. (Снег)

9. Вечером – водой, ночью – водой, а утром – в небеса. (Дождь)

10. Шел да шел, да и в землю ушел. (Туман)

11. Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)

12. Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило. (Дождь)

13. С неба - звездой, в ладошку – водой. (Снег)

14. Падает горошком, скачет по дорожкам. (Град).

15. Летом – молчит, лежит-молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег)

16. Как по небу с севера плыла лебедь белая, плыла лебедь светлая, вниз кидала-сыпала на поля – озерушки белый пух да перышки. (Туча).

ТЕСТ по географии на тему:

«Атмосфера: состав, значение и изучение». 6 класс.

1вариант А 1. Что является нижней границей атмосферы? а) земная поверхность б) уровень Мирового океана в) верхняя граница мантии г) верхняя граница тропосферы. А 2.Какой газ преобладает в атмосфере? а) кислород б) водород в) азот г) углекислый. А 3. В каком слое атмосферы содержится большая часть воздуха? а) в стратосфере б) в тропосфере в) в озоновом слое. А 4. В каком слое атмосферы образуются облака, идут дожди, дуют ветры? а) в тропосфере б) в стратосфере в) в мезосфере. А 5. В каком слое атмосферы содержится много озона? а) в тропосфере б) в стратосфере в) в мезосфере. А 6. Как изменяется температура воздуха при подъеме на 1 километр? а) понижается на 6 градусов б) повышается на 6 градусов в) не изменяется г) понижается на 1 градус. А 7. С помощью чего ученые изучают атмосферу Земли? а) метеорологических станций б) метеорологических ракет в) искусственных спутников г) все ответы верны. В 1. Установите соответствие:

Прибор

В 2. Вставьте пропущенные слова: Атмосфера защищает Землю от падения ____________________, от резких перепадов _________________. С 1. Какова температура воздуха за бортом самолета, если он летит на высоте 9 км, а у земной поверхности температура составляет +24*С?

2 вариант

А 1. Какой слой атмосферы находится дальше всего от Земли? а) стратосфера б) тропосфера в) мезосфера. А 2. Какова толщина атмосферы? а) около 2 км; б) около 200км; в) около 3000км. А 3.Какой газ, содержащийся в атмосфере, обеспечивает процессы горения на Земле? а) углекислый; б) азот; в) кислород. А 4. Какой слой находится над тропосферой? а) стратосфера; б) мезосфера; в) экзосфера. А 5. Какой газ преобладает у верхней границы атмосферы? а) озон; б) азот; в) водород. А 6. В каком слое происходит изменение погоды? а) в озоновом; б) в тропосфере; в) в мезосфере. А 7. Каково значение атмосферы Земли? а) она состоит из воздуха, который необходим для дыхания; б) в ней сгорают метеорные тела; в) она предохраняет Землю от сильного нагревания и охлаждения; г) все ответы верны. В 1. Установите соответствие:

Слои атмосферы

В 2. Вставьте пропущенные слова: Воздух тропосферы нагревается от земной поверхности, поэтому _________________________. С 1. Какова температура воздуха за бортом самолета, если он летит на высоте 7 км, а у земной поверхности температура составляет +22*С?

ОТВЕТЫ:

вопроса

Вопрос 1. Дайте определение понятия «атмосфера». Какие газы входят в состав атмосферного воздуха? Каково их соотношение?

Атмосфера - это газовая оболочка (воздух), окружающая земной шар и связанная с ним силой тяжести. В состав атмосферы входят углекислый газ, водяной пар, водород, гелий, озон и ещё много других. Воздух - это смесь газов: азота, кислорода и др. А ещё в состав воздуха входят водяной пар, частицы твёрдых веществ, микроорганизмы. Атмосфера состоит в основном из азота (78 %) и кислорода (21 %), остальные газы занимают 1 %.

Вопрос 2. Нарисуйте схему «Строение атмосферы». Укажите на ней мощность отдельных слоёв, характер изменения температуры с увеличением высоты, наличие или отсутствие водяного пара и облаков.

Вопрос 3. Каким образом нагревается атмосферный воздух? Почему с увеличением высоты температура воздуха понижается?

Солнце нагревает поверхность Земли, а от земли нагревается атмосферный воздух, поэтому чем дальше от Земли, тем температура воздуха ниже.

Вопрос 4. Что такое атмосферное давление, почему оно существует, какие опыты доказывают его наличие?

Атмосферное давление - давление атмосферы на все находящиеся в ней предметы и земную поверхность. Атмосферное давление равно весу вышележащего столба воздуха с площадью основания, равной единице. На земной поверхности оно изменяется в зависимости от места и времени. Измеряется барометром.

Положите на стол лист, под него подсуньте линейку (сантиметров 40),чтобы её конец находился на 5-6 см за краем стола. Ударьте довольно сильно по выступающей линейке рукой. Линейка не упадёт, потому что тонкую газету на ней прижимает атмосферное давление. Без газеты линейка слетит сразу.

Вопрос 5. С помощью какого прибора впервые было измерено атмосферное давление? Какие существуют современные приборы для измерения атмосферного давления?

Самый первый прибор для измерения атмосферного давления был изобретен Торричелли. Его трубка с ртутью была первым барометром.

Современные приборы: барометр, барометр-анероид, анероид-высотомер (альтиметр), барограф.

Вопрос 6. Как и почему изменяется атмосферное давление с увеличением высоты?

С высотой атмосферное давление падает. Это связано с двумя причинами. Во-первых, чем выше мы находимся, тем меньше высота столба воздуха над нами, и, следовательно, меньший вес на нас давит. Во-вторых, с высотой плотность воздуха уменьшается, он становится более разреженным, то есть в нем меньше молекул газов, а следовательно он имеет меньшую массу и вес.

Вопрос 7. Как изменяется атмосферное давление при повышении (понижении) температуры воздуха? Почему?

При повышении температуры воздух расширяется и поднимается, а давление падает. При уменьшении температуры воздух сжимается, становится более плотным, а давление растет.

Вопрос 8. Что такое ветер? Отчего он возникает?

Ветер - поток воздуха, который быстро движется параллельно земной поверхности. Ветром называется перемещение масс воздуха из области высокого атмосферного давления в область с низким давлением. Воздух прогревается не равномерно, и при нагревании становится легче. Там где он нагрелся – поднимается вверх, создавая зону пониженного давления. Из соседних зон с относительно высоким давлением туда устремляются атмосферные массы с меньшей температурой.

Вопрос 9. Что такое погода? Назовите основные метеорологические элементы, характеризующие погоду. В чём причина постоянного изменения погоды? С каким из слоёв атмосферы связаны изменения погоды?

Погода - совокупность значений метеорологических элементов и атмосферных явлений, наблюдаемых в определённый момент времени в той или иной точке земного шара. Погода характеризуется температурой приземного слоя воздуха, атмосферным давлением, влажностью воздуха, силой и направлением ветра, облачностью, атмосферными осадками. Главной причиной изменения погоды является постоянное перемещение воздушных масс. Погодные явления связаны с тропосферой.

Вопрос 10. Что такое климат? Сравните понятия «погода» и «климат». В чём состоит сходство и различие между ними?

Климат - это многолетний режим погоды, характерный для какой-либо территории. Погода характеризует состояние атмосферы в определенный момент времени. Под климатом принято понимать среднее значение погоды за длительный промежуток времени (порядка нескольких десятилетий) то есть климат это средняя погода.