Меню
Бесплатно
Главная  /  Витамины  /  Какие модули ставить на fv215b 183. World of Tanks - Fv215b (183) обзор Пт сау Великобритании

Какие модули ставить на fv215b 183. World of Tanks - Fv215b (183) обзор Пт сау Великобритании

Игра

Жанр

Локализация

Год выпуска

Оплата

World Of Tanks

MMO танки

Русская

2010

Бесплатная


28 февраля 2013 года в игру было установлено , и в этой статье мы хотим вам рассказать о нововведенном пт-сау 10 уровня Великобритании - FV215 b (183).
Первым делом нужно сказать, что это машина монстр, которая способна уничтожить с 1 выстрела кумулятивным снарядом многие машины 9 уровня. Если говорить про урон оружия, то следует подчеркнуть, что даже некоторая артиллерия уступает этому просто бешеному урону.

Оружие FV215 b (183) наносит в бою в среднем 863-1438 единиц урона, при этом тот же JagdPz E-100 выдает 788 -1313 единиц. Что касается скорострельности, то наш FV215 b (183) производит всего 2 выстрела в минуту, при этом JagdPz E-100 стреляет 2,33 выстрела в минуту.

Вот ряд неоспоримый плюсов нового британского пт-сау FV215 b (183):

- Башня способна поворачиваться на 45 градусов в каждую из двух сторон, правда, скорость всего 16 градусов в секунду, но, тем не менее, это лучше чем литая башня.
- Броня башни в мм: 254 - лоб, 101 - борта, 76 - корма.
- Броня корпуса в мм: 152 - лоб, 50 - борта, 76 - корма.
- 34 км\час. У JagdPz E-100 всего 30 км\час.
- Орудие пробивает броню толщиной в 233- 388 мм; у рон орудия: 1150/1750/1750. JagdPz E-100 орудие бьет 224-374 мм; урон орудия: 1050/1050/1400.
- Скорость поворота корпуса 34 градуса в секунду, JagdPz E-100 - 20 градусов в секунду.
- Довольно небольшие размеры.

Из минусов FV215 b (183):

- 2000 ХП
- Боекомплект 12 снарядов, а следственно стрелять нужно наверняка.
- В таранах не особо эффективен, так как масса всего 60-64 тонны.
- Орудие средней точности.

Подведя итог, можно уверено сказать, что эта машина на сегодняшний момент - (1 марта 2013 года) является лучшей пт-сау в игре World of Tanks . Учтите, что эта машина может стать настоящим монстром в умелых руках. Вполне возможно, что в скором времени разработчики понерфят некоторые её характеристики.

Ниже выложен видео ролик игры на FV215 b (183) .

Видео

Официальный сайт игры - http://www.worldoftanks.ru

Пока идут скидки на 10ки, поговорим о FV215b (183) — вершине развития британских ПТ-САУ, одной из самых страшных машин в игре, чей урон за выстрел сравним с уроном от прямого попадания артиллерии. Однако крайне низкая скорострельность, долгое сведение и скромный боекомплект вынуждают играть на данной самоходке максимально аккуратно.

Начнем с истории данного танка — он как и многие другие сверхмощные машины, не зашел дальше макета. Тяжёлый танк Conqueror (завоеватель) уже был вполне способен воевать с советскими ИС-3 на средних дистанциях, но работы над созданием «противовеса» для советской техники продолжались. На ходовую от Conqueror решили установить орудие с калибром 183 мм. А впервые опробована эта пушка была на FV4005 Conway. Но, пока шли проектные работы, были созданы более дешёвые средства противодействия тяжёлой бронетехнике. В итоге, был построен деревянный макет самоходки, однако дальше этого работы не пошли.
А почему, спросите вы, башня устанавливалась на задней части машины? А все потому, что такое огромное орудие попросту бы переворачивало танк при повороте башни вокруг оси. Так же, пришлось бы уменьшить скорость машины и его бронирование.

Но перейдем к танку в игре. Обратимся к wiki.worldoftanks.ru:
FV215b (183) очень специфическая машина, состоящая из противоречий. Огромная, но при этом быстрая машина, наносящая невероятный урон, не обладает хоть сколько-то приемлемой точностью. Вывод: данная ПТ-САУ очень командозависима. При должной доле везения один на один она сможет уничтожить одноуровнего врага. Но если их будет более одного, всё становится очень грустно. Если же противники обладают высокой динамикой и скорострельностью, FV215b (183) даже чудо не всегда спасет.

Главная особенность данной ПТ-САУ - орудие 183 mm L4, способное выдавать астрономический по меркам игры урон. У фугасного снаряда усреднённый показатель урона равен 1750 единиц урона - максимально возможный урон выдержит далеко не каждый тяжелый танк десятого уровня. У бронебойного далеко не такие выдающиеся параметры: всего 1150 урона, зато значительно лучше бронебойность: 310 миллиметров у бронебойного и 92 у фугасного. Но при этом «золотой» фугас обладает пробитием в 275 миллиметра. При выцеливании слабых точек полный урон проходит даже топовым танкам.

Но не все так «радужно» с орудием. Перезарядка длится 30 секунд. Полный обвес в виде досылателя, вентиляции и боевого братства сокращает это время на 5 секунд. В дополнение к никакой точности идет медленное сведение и большой разброс. Спасает башня с углами поворота в 45 градусов в обе стороны, благодаря которым заново сводиться приходится несколько реже относительно обычных ПТ-САУ. Но стоит упомянуть, что башня располагается сзади, что придаёт дополнительные особенности стилю игры.
FV215b (183) довольно динамичен. Высокая скорость является огромным плюсом, наделяя ПТ-САУ высокой мобильностью. Также преимуществом является поворотливость. Но всё её же не хватает, чтобы спастись от быстрых средних танков, которые «кружат» FV215b (183).
Большие размеры - очередной минус танка. Из этого вытекает и высокая заметность. Как итог, эта ПТ-САУ будет первой принимать на себя выстрелы, особенно САУ. Но отсутствие серьёзной брони и экранов сводит продолжительность жизни FV215b (183) к минимуму.
Следует помнить, что боекомплект FV215b (183) составляет 12 снарядов. Тем не менее, этого вполне достаточно. При скорострельности 2 выстрела в минуту непрерывную стрельбу можно вести 6 минут. С экипажем, модулями и пр. - около пяти минут. Но если учесть все факторы вроде занимания позиции, ожидания цели, сведения и многие другие факторы, снарядов в худшем случае хватит только на 10 минут боя. Обычно бой заканчивается раньше.

Всем интресующимся мы рекомендует этот текстовый гайд, выдержки из которого мы приведем ниже :
…Начиная с первого дня теста патча 0.8.4 и вплоть до сегодняшнего дня, откатав в общей сложности 239 боев (тесты + основа), у меня сохраняется только одно впечатление об этом танке. FV215b (183) — это АРТ-САУ с башней, у которой стратегический прицел заменен на снайперский. Других весомых отличий я не вижу, разве что пушка точнее…
…выстрел такого О.Ф. снаряда вас демаскирует чуть ли не через половину карты — вы будете светиться, причем очень жирно светиться, как «тополь на плющихе». Двойные кусты, да, немного помогают. Но такие кусты есть не на каждой карте и не в каждой боевой ситуации…

И еще немного отзывов игроков с темы на официальном форуме:
tourniqet: На фв играя надо пить корвалол =) Сведение — многие танки успевают выстрелить и перезарядиться, точность — не ты решаешь попадёшь или нет, а ВБР. Динамика — да! Рикошеты — да! Ацкий урон — да! (за два с половиной года столько не ваншотил сколько на фв за 40 боёв). Разрабы нашли и создали очень тонкую грань что бы эта пт не выбивалась из кучи 10к. Пару небольших апов и получится имба! За 40 боёв как сейчас помню ваншоты: батя, 103, лёва, КТ, Е75, об 268, ис3.

BouH_007: на самом деле пт достаточно точная и пробития голдофугасом есть!! я отыграл более 500 боев на ней и имею 3к среднего урона, да это не ваншоты каждый бой, иногда приходится прятатся за укрытиями от 5ти арт и в итоге наносить 1000-1500 урона за бой… но при доле везения и прямых руках пт творит чудеса!! на ней нельзя спешить, лезть вперед и стрелять в силуэт в ближнем бою (в дальнем хоть бы силуэт в прицел поместился))

ZAHR: Просто ужасающие углы вертикальной наводки. И если вверх орудие худо-бедно поднимается, то вниз не опускается практически вообще что создаёт просто массу проблем на этих перепаханных картах. Иногда выпадает приятный бонус в виде крупного дамага. Максимум что я видел — это минус 2148 за выстрел по Е100. Но это было всего лишь один раз за мои скромные 80 боёв что прошёл именно фуллдамаг. Гораздо чаще проходит 1500-1800 при пробитии. А ещё чаще 400-800 при попадании в гусли или экран или в орудие.

Ну а в заключение дадим слово Дезертоду, который в своем свежем гайде «Разрушитель надежд» постарался подойдти «к снаряду» с крайней предвзятостью и батхертом. А то куда не глянь, везде эту пт хвалят. Выясним что же тут не так. Приятного просмотра!

Здравствуйте танкисты! Сегодня мы рассмотрим венец развития Британских ПТ. Машину, до которой многие з вас шли долго и нудно. Машину, которая внушает страх любому противнику. Машину, попадание которой бояться точно также как и попадание артиллерии. Машину, которая наконец-то заканчивает ветку тяжелобронированных ПТ, которые не едут. Встречайте FV215b(183):

Цена машины 6 100 000 кредитов. Но до покупки необходимо было накопить 235 000 единиц опыта на предыдущей машине, а это очень внушительное число. Ну что же, набивка опыта на Tortoise позади, фарм кредитов тоже. Теперь нам осталось купить FV215b(183), поставить дополнительное оборудование, камуфляж и переобучить экипаж и-ии, и все!, все! На этом прокачка Британских ПТ завершена! Ждем арту или китайские ПТ.

Поскольку машина 10 уровня нам просто необходимо посадить на нее более чем хороший экипаж. По сравнению с предыдущей машиной у нас убавился один человек - радист. Теперь его роль выполняет командир. Вот специальности:

  1. Переобучить за золото. Это будет стоить 200*5=1 000 кредитов.
  2. Сбросить дополнительные умения и переобучить за серебро. Таким способом часть опыта пойдет на обучение основной специальности до 100%.

Ветку развития я не вижу смысла рассматривать т. к. там нет больше ничего что нужно исследовать. Все модули являются и стоковыми и топовыми одновременно. Единственное чем можно повысить характеристики - дополнительное оборудование. Однако давайте не будем забегать вперед и рассмотрим по порядку все наши модули.

Комплектация

Ну что сказать про орудие? Вы сами все видите. Орудие имеет огромные показатели пробития и урона. Особенно завораживает невероятный урон фугасами с пробитием 275!!! - арта нервно курит в сторонке. Только представьте выехавший на вас ИС-7, получивший плюшку и заехавший обратно с 400 оставшимися ХП - зрелище. Даже не обязательно пробивать противника. Выстрелил в башню Т110Е4 и снес 600 ХП с 4 критами и 3 контузиями)))) Конечно расплачиваемся мы огромной скоростью перезарядки - 2 выстрела в минуту.

Двигатель хороший, достаточно мощный для этой машины. Конечно, летать с ним мы не будем, но и ползать как на AT тоже. В целом нормальный двигатель. Пользуемся тем что дали, ведь выбора нет))

Ходовая тоже достаточно хорошая. 32 градуса в секунду - очень хороший показатель. Больше, я думаю, нам и не нужно, сводиться успевать не будем.

Радиостанция тоже на уровне. Самая мощная из всех британских ПТ, да и не только Британских. Мало вообще ПТ 10 уровня имеют такую радиостанцию.

Ну и еще 1 такая маленькая деталь о которой я забыл - башня. Как то непривычно после серии АТ … Ну что про нее сказать? Бронирование на уровне, даже больше чем на уровне, скорость поворота так себе, но вот обзор нормальный. Короче пользуемся тем что дали.

Выделю такие достоинства и недостатки

Плюсы

  • Отличное орудие
  • Отличный разовый урон
  • Наличие башни которая вращается на 45 градусов
  • Лучшая подвижность по сравнению с серией AT

Минусы

  • Относительно слабая броня, особенно по сравнению с серией АТ
  • Очень маленькая скорострельность орудия
  • Высокий приоритет у артиллерии
  • Подвижность средняя, но не более

Тактика

Вот тут все перевернулось на 180 градусов. Орудие не блещет точностью, скорострельностью. Промах стоит очень дорого. В первых рядах нам находится противопоказано в связи с тем, что брони особо нет. Артиллерия тоже любит в нас пострелять. Лучше всего танк чувствует себя на городских картах, однако после выстрела что делать 30 секунд? Еще очень существенно влияет на геймплей заднее расположение башни. В целом скажу так, танк для очень опытных игроков. Это вам не универсальная семерка (ИС-7) на которой можно играть 10 разными способами, хоть как СТ или ПТ. Машина очень зависит от команды, да и команда от нее, ведь она способна наделать таких дел …, но только в грамотных руках и под прикрытием. Я очень советую кататься взводом, рандом он такой себе рандом …

Про балансный вес говорить я думаю тоже не стоит. Мы всегда в топе и стреляем в таких же топов как и мы =)

Прибыльность

Тут все очень печально. Многие прокачивают эту ПТ ради ее премиумных фугасов, а они стоят чуть больше чем дорого =(Ремонт тоже достаточно дорогой. Машина в любом случае будет либо играть в ноли, либо, при стрельбе прем. снарядами, уходить в жуткие минуса и ПА тут не поможет. Нужен танк для добычи кредитов, желательно премиумный.

Дополнительное оборудование

  • Досылатель - 30 сек. перезарядка как бы говорит сама за себя.
  • Усилен. приводы наводки - со сведением у нас тоже беда =(
  • Как и раньше, вентилятор либо просветленка . Тут уже на ваш вкус.

Снаряжение

Тут все более чем стандартно

  • Ремкомплект
  • Аптечка
  • Огнетушитель

Перки для экипажа

Командир

  1. Шестое чувство
  2. Маскировка
  3. Ремонт

Наводчик

  • Маскировка
  • Снайпер
  • Ремонт

Мех. Водитель

  • Маскировка
  • Виртуоз
  • Ремонт

Заряжающий

  • Маскировка
  • Отчаянный
  • Ремонт

Заряжающий

  • Маскировка
  • «Бесконтактная» боеукладка
  • Ремонт

В данной статье мы с вами поговорим об одной из наиболее интересных топовых противотанковых установок, у которой есть некоторые преимущества танка, хорошая скорость и мощнейшее орудие, что делает ее одной из самых интересных машин в игре и заставит любителей больших цифр при нанесении урона забросить все танки и остановиться именно на ней, как минимум, на месяц.

Историческая справка

Самоходная установка FV215b(183) разрабатывалась на базе тяжёлого танка Conqueror. Главной особенностью этой машины являлось орудие калибра 183 мм, установленное в башне на корме. Предполагалось, что целью машины будет борьба с тяжёлыми танками противника. Однако, пока шли проектные работы, были созданы более дешёвые средства противодействия тяжелой технике. Был построен деревянный макет самоходки, однако дальше него работы не пошли.

В общем, мы имеем дело с бумажным прототипом, тем не менее, в игре машина получилась более чем интересная, ну что же, перейдем к ее изучению.

Общие характеристики

Как обычно мы начинаем знакомство с техникой «Мира танков» с изучения общих характеристик.

Рисунок 1. FV215b — общие характеристики

Прочность

Прочность танка составляет две тысячи единиц, что соответствует запасу здоровье ее предшественницы – «Tortoise» (которая является самой крепкой ПТ-САУ 9-го уровня в игре), а потому мы являемся одними из наиболее крепких самоходок в игре. Например, советские топовые ПТ нам уступают немного в запасе HP (на 50-т и 100 единиц, соответственно), француз «Фош» нам уступает уже 150 единиц, а американец «Т110Е3» даже превосходит нас на 50 единиц по этому показателю, но он имеет башню, влитую в корпус, то есть статичную. В общем, мы являемся образчиками прочности среди ПТ-САУ 10-го уровня, сильнее нас только неповоротливый немец – «JagPzE100» с 2200hp, хотя по маневренности ему до нас далеко, а орудие у нас даже мощнее (183-мм против 170-мм). Паритет у нас только с «Т110Е4» по части запаса прочности, но у нас намного мощнее орудие, впрочем, американца нельзя списывать со счетов – на данный момент это одна из наиболее мощных, компактных и удобных ПТ-САУ в игре.

Вес и маневренность

Вес у нас около 60-ти тонн, не много и немало как для топовой техники, в любом случае, слишком боятся тарана нам не стоит, ну разве что от «Мауса» или «JagPzE100» и то если им повезет и рядом будет горка, а мы будем стоять внизу. Опять же, шансов для такого мало, так как любой выстрел фугасом в область гусениц стабильно их сбивает даже у «Мышек», единственный шанс это сочетание торсионов и противоосколочного подбоя, но с такой комбинацией модулей танкистов надо еще поискать. Также, умеренный вес нам позволяет избегать участи «Толстого Ганса» — «JagPzE100» — грозная ПТ грозна только издалека, при сближении она становиться легкой добычей, панически пытаясь успеть развернуться за более шустрыми противниками. Нам же варианты с «каруселями» не грозят, так как у нас скорость поворота 32-а градуса в секунду, причем мощность двигателя у нас 800-т лошадиных сил, что позволяет разгонять танк до 34-х км/ч, чего более чем достаточно для выполнения большинства задач на поле боя.

Кстати, подобная скорость поворота у «М26 Першинг» — 36 град/сек для стоковой ходовой, 38 град/сек для топовой ходовой, при этом у нас 32 град/сек, но ведь у нас тяжелая топовая ПТ-САУ 10-го уровня и при этом мы немного отстаем по маневренности от нашего собрата по национальному признаку – 32 против 36 град/сек. При этом важно помнить, что «М26 Першинг» является одним из наиболее маневренных танков в игре среди линейки средних танков, которых по этой части превосходят лишь легкие танки.

Двигатель горит крайне редко, за три десятка боев к ряду танк загорелся лишь однажды, получив попадание кумулятивом от вражеской ПТ-САУ 10-го уровня прямо в стык между верхним и нижним бронелистом, при этом танк прогорел почти полностью (не выучен у экипажа навык «Пожаротушение» и «Чистота и порядок», а выучить их следует, на всякий случай) и пришлось стоять до конца боя за домом, так как с тем запасом прочности что остался, опять рисковать и выезжать под прямой огонь противника, смысла не было. При этом я всегда использую для лучшей динамики высокооктановый бензин, так ПТ быстрее набирает скорость и разворачивается и, хотя и стоит он 5000 серебра, но он себя оправдывает практически полностью. Например, в тестовом заезде между двумя «FV215b», я, используя в-о бензин обогнал «коллегу» на целый корпус уже через 15-ть секунд после старта. Теперь представьте какой бонус вы получаете при марш-бросках на большие дистанции, а при встрече с СТ противника в ближнем бою? – трудно переоценить полезность расходника.

Рисунок 3. Ходовая часть «FV215b»

Броня

Корпус

Бронирование корпуса достаточно неплохое -152-мм в лобовой проекции, при чем у нас там очень острые углы и этих миллиметров вполне хватает, но только для обычных бронебойных. Если же по вам бьют кумулятивом или подкалиберным ваши собратья по лагерю 10-гоуровня, то этих бронелистов уже не хватает, так как бронепробиваемость кумулятивов (подкалиберных) для пушек 10-го уровня составляет порядка 400-т миллиметров, а в таком случае шанс непробития или рикошета будет зависеть в основном от быстрых «маневров» корпусом (для повышения риска рикошета) или же от ВБР, который периодически подбрасывает такие «подарки».

Башня

Бронирование башни впечатляет – 254-мм, хотя там нет настолько рациональных углов наклона брони как во фронтальной части, впрочем, для обычных бронебойных этой толщины брони вполне достаточно из расчета выдерживать огонь орудий 10-го уровня. И опять же, если вас бьют кумулятивами, то шансы сдержать удар существенно меньше, впрочем, эти убер-снаряды выдерживает разве что «JagPz-E100» и то не всегда и пробивается чаще всего либо в нижний бронелист либо в фронтальный бронелист рубки. В общем, если по вам стреляет игрок с толстым виртуальным кошельком и не скупится на голд-снаряды, то лучше искать укрытие, впрочем, учитывая реалии игры после патча 0.8.2, мало кто не использует голд-снаряды, ведь разработчики уже открыли этот «ящик Пандоры» и все что оттуда «повалилось», стало доступно практически любому игроку. Даже обычный игрок, ни гроша не вложивший в игру, путем упрямого многочасового гейминга может себе заработать на несколько часов «игры в удовольствие» на топовой технике с голд-снарядами в придачу.

Уникальное свойство башни «FV215b» — она поворачивается в отличие от большинства других ПТ-САУ, хотя всего на 45 градусов по сторонам, а тот же «Т110Е4» может поворачивать башню на 90 градусов, то есть практически прямой углом – можно стрелять по противникам и стоять боком. Мы же можем это делать в два раза меньшем радиусе, тем не менее даже такие углы позволяют нам отлавливать особо проворные СТ и даже ЛТ противника используя как способность башни к поворотам так и маневренную ходовую часть. Кроме того, играя в классическом стиле ПТ – стоя в кустах и стреляя по проезжающим мимо целям, нам не нужно поворачивать корпус и обнаруживать себя – большинство целей мы можем «сопровождать стволом» лишь поворачивая башню. Особенно это эффективно, если вы используете маскировочную сеть, эффективность которой напрямую зависит от вашей неподвижности. Также важно помнить – у нас скорость поворота башни всего 16 град\сек, поэтому, если вы отслеживаете цель на дистанции 200-ти метров и цель эта быстрый СТ или ЛТ, то лучше предварительно повернуть корпус с опережением по линии движения противника и уже затем делать доводку на цель при помощи башни, нежели почти сведясь на цель снова все повторять, разворачивая корпус, так как цель ушла из вашего радиуса обстрела (который дает поворот башни). То есть, если вы видите, что быстрый вражеский танк пытается вас обогнуть по большому радиусу, то вам следует заведомо развернуть корпус с запасом, на ту точку, в которую должен проехать враг. Так у вас радиус «отслеживания» цели башней будет не 45 градусов, а 45+45=90, если рассчитывать относительно медианы, в роли которой у нас выступает ствол орудия. Также, важно помнить, что если враг слишком близко, то «сопровождать» его лишь поворотом башни не получится, в этом случае следует активно использовать поворот корпусом, не забывая подставлять под удар прочную фронтальную броню и беречь уязвимую фланговую часть.

Завершая обзор брони можно сказать, что по части фронтальной брони у нас все неплохо, но вот боковая у нас не ахти – 101-мм боковая броня башни и всего 50-мм борта корпуса. Если снаряд под острым углом врезается в боковой бронелист со 101-мм бронированием, то у него в два раза больше шансов отскочить, чем при попадании в 50-мм бронелист. Вообще, боковая броня это ахиллесова пята нашей ПТ, ее надо беречь и не подставлять и если вы привыкли на том же «тапке» (VK4002P ausf.B) танковать бортами, то на «Fv215b» этого делать не стоит ни в коем случае, кроме критических ситуаций, например, нужно остановить захват базы или уничтожить особо опасного противника. При этом желательно иметь в запасе хотя бы 50% HP, иначе пара выстрелов от засевших на круге захвата противников прервут вашу попытку еще на старте.

Как альтернативный вариант, я рекомендую ставить усиленные торсионы (для некоторых, особо крупных единиц они могут называться «усиленные шайбы»), что бы повысить живучесть ходовой части. Это не только позволит вам реже оказываться в обездвиженном состоянии со сбитыми гусеницами, но и повысит частоту поглощения урона ходовой частью, даже в нашем случае с 50-мм бронированием.

По части задней брони все достаточно просто – 76-мм в башне и корпусе и углы там близкие к прямым, то есть рассчитывать на нее можно лишь в случае, когда по вам бьют танки 6-го уровня и то в половине случаев. В общем, как всегда и почти для любого танка верна истина – не подставлять заднюю броню под удар ни при каких обстоятельствах. Варианты с «КВ-5» танкующим кормой в «песочнице» мы не рассматриваем, так как они из ряда вон выходящие.

Орудие

Скорость сведения

Орудие «183-мм L4» это просто песня, даже нет, это гимн всем особо мощным орудиям – это орудие не просто мощное, оно просто невероятной силы и за это мы расплачиваемся унылой скорострельностью – всего два выстрела в минуту. При этом мы еще имеем в нагрузку ряд минусов – орудие очень долго сводится, при малейшем повороте башни круг сведения снова занимает половину экрана. Это здорово мешает при прицеливании на дальние дистанции, тем более, что у нас нет возможности танковать бортами и подставляться под удар во время сведения на цель, как у того же «Е-100», поэтому проблема сведения на цель для нас очень актуальна. Для этих целей нам нужно уделять особое внимание специальным навыкам – «Плавный ход « и «Плавный поворот башни», и как минимум, нам нужно использовать модули «Усиленные приводы наводки» и/или «Вентиляция». Хотя от вентиляции эффект будет заметен более-менее лишь с использованием навыка «Боевое братство», но для нашего большого экипажа этот навык будет особенно полезен. Один навык, который нужно изучить обязательно это «Плавный поворот башни», он нам просто необходим – 7,5% к разбросу при повороте башни и в сочетании с «Усиленными приводами наводки» это нам позволит существенно снизить разброс, а если у нас будет изучено боевое братство и установлена вентиляция, то к цифре в 17,5% добавится еще 10%. То есть мы почти на треть сможем уменьшить разброс орудия, а это все выражается секундами и десятыми долями секунд, которые порой нам стоят досрочного визита в ангар или же победы в бою.

Рисунок 5. Орудие «183-мм L4»

Скорострельность

Всего два выстрела в минуту это большой минус данного орудия, но учитывая тот факт, что мы бронебойным наносим более тысячи урона, а фугасами по 500-700 единиц даже тяжелобронированным целям, то становится понятна взаимосвязь. Представьте, что было бы, если бы у нас была скорострельность в 3,5 или даже 4-ре выстрела в минуту, тогда бы британские «февешки» просто бы вытеснили любые другие машины из боя, что нарушило бы баланс непременно и не способствовало бы положительным отзывам от других игроков, которым по душе другие классы. Тогда получилась бы такая же ситуация, которая сейчас происходит с артиллерией на 9-10-м уровне боев, когда все стоят за укрытиями и, по сути, играют в пошаговую игру. В общем, с такими значениями большинство игроков тянет повысить это значение и поставить, например, досылатель или вентиляцию. С досылателем мы получим скорострельность в 2,2 выстрела в минуту, это небольшой прирост, но он ощутим, особенно на городских картах, где темп огня наиболее важен. Проблема у нас только одна – всего три слота под модули, а потому мы ограничены в своем выборе, кроме того обратите внимание на вышеописанную проблему с скоростью сведения на цель. Дело в том, что с нашей скорострельностью любой промах это шанс для противника, а любое попадание с пробитием это существенный вклад в победу команды. Поэтому, точнее стрелять, по моему мнению, важнее, нежели стрелять быстрее, в любом случае мы можем лишние пару секунд маневрировать, а вот промах это минус, да еще и по кошельку бьет больно, особенно когда стреляем «хешами» (особый вид ОФ снаряда с высокой бронепробиваемостью), которые стоять ни много ни мало – 8 000 серебра за штуку. В любом случае делать выбор только вам, могу лишь добавить, что долгая скорость сведения не настолько критична лишь при наличии полностью выученной маскировки, в этом случае у нас есть преимущество – запас времени пока враг нас не обнаружит, и мы можем себе позволить целиться на 1,5-2 секунды дольше.

Точность

Точность у нас средняя – 0,4 разброс, что говорит о том, что нельзя говорить ни об излишней неточности орудия, ни об особой «немецкой» кучности огня, куда большую озабоченность вызывает скорость сведения – 3,4 секунды. Это много, даже очень, но что вы хотите — у нас ведь орудие весит 5,4 тонны, а калибр – 183-мм, а такому великану свойственно «замахиваться своим молотом» долго, зато бьет он с сокрушительной мощью. Главное для нас как можно быстрее свестись, чтобы центр круга был на цели, а сам круг был сведен полностью, тогда большинство снарядов полетит в мишень и даже любое попадание в гусеницу, как минимум, обездвижит танк противника на очень продолжительный период. А если бить фугасами или «хешами», тогда вообще никаких проблем – любое попадание будет наносить существенный урон за редкими исключениями.

Снаряды

Снаряды огромны как по размерам, так и по разрушительной силе, именно поэтому их вместилось всего 12-ть штук даже в такую огромную машину как «FV 215b».

ББ 183-mm AP. Mk.1

Как видно из рисунка 183-мм бронебойный АР Мк.1 наносит стабильно по 1000-1200 урона 9в среднем – 1150), при этом он пробивает до 388-мм брони, хотя в среднем это 310-мм, а минимум – 233-мм. Цифры, прямо скажем, впечатляющие, даже «Большой Ганс» не смог угнаться за британцем по этим показателям («JagPzE-100 пробивает обычным ББ 299-мм брони и наносит 1050 урона, хотя и имеет преимущество в виде кумулятива с бронепробитием на 420-мм).

ОФ 183-mm HE Mk.1

Стандартный осколочно-фугасный снаряд «HE Mk.1» пробивает 92-мм брони и наносит 1750 ед. урона в среднем, максимум – почти 2200 единиц. То есть мы пробиваем почти 100-мм и наносим за полторы тысячи урона, прямо скажем впечатляющие показатели! Такими снарядами мне удавалось наносить монстрам типа «Е-100» по 700-т единиц урона и это при попадании в лоб! Кроме того, эти снаряды наиболее дешевые – 1900 ед. серебра, поэтому советую вам уделить им наибольшее внимание ввиду высокой эффективности и низкой стоимости.

История мощнейшей английской противотанковой САУ началась в конце января 1951 года, когда в дополнение к САУ FV4004 Convay, вооружённой 120-мм пушкой L1A1, было решено запустить в разработку ещё более мощный истребитель танков. Ему суждено было стать самой мощной противотанковой САУ в мире из числа созданных в металле. Согласно требованиям заказчика, вооружение новой конструкции должно было уверенно поражать на расстоянии почти в 2 километра цель, имеющую броню 150 мм под углом наклона в 60 градусов. В качестве этой самой цели англичане в первую очередь рассматривали советский тяжёлый танк ИС-3. После появления на Параде победы в Берлине осенью 1945 года в течении почти десятилетия он считался на Западе самым страшным противником из числа танков.

«Противоисовая» пушка QF L4 и варианты САУ с ней

Чтобы их детище соответствовало предъявленным требованиям, конструкторам было необходимо гораздо более мощное орудие, чем L1A1. Англичане не стали мелочиться и остановились на калибре 7,2 дюйма (183 мм). Использование столь внушительного калибра было неслучайным: новое орудие базировалось на наработках по 183-мм гаубице BL 7,2-inch Howitzer, история создания которой восходит ещё к Первой мировой войне. Исходно гаубицы имели длину ствола 22,4 калибра, но уже с версии Mk.VI ствол удлинили до 33,1 калибра. Впрочем, и этой длины для борьбы с советскими тяжёлыми танками было недостаточно.

В 1950 году началась работа над QF L4 - самой мощной в мире танковой пушкой. Вес пушки составил чуть менее четырех тонн, а сила отдачи достигала почти 87 тонн. Для того, чтобы избавить расчёт от облака пороховых газов в боевом отделении, на стволе установили эжектор. Предполагался всего один тип боеприпаса – фугасно-бронебойный со сплющивающейся головкой (High Explosive Squash Head, сокращённо HESH). Поражает не только калибр L4, но и масса использовавшихся для пушки боеприпасов. Заряжание сделали раздельным, но и это не особо облегчило работу расчёта: масса снаряда составляла 72 килограмма, а заряда - 32,8 кг.

9 ноября 1950 года в Военном Министерстве состоялось совещание, посвящённое вопросу создания боевой машины, которую предполагалось оснастить сверхмощным орудием. По итогам совещания были определены 4 варианта перспективной САУ:

  1. полностью забронированная боевая машина (фактически танк) с вращающейся на 360 градусов башней;
  2. самоходная установка с мощным бронированием лобовой части, но с ограниченными по горизонтали углами наводки;
  3. самоходная установка с круговым обстрелом, но с минимальным бронированием;
  4. самоходная установка без бронирования.

Вариант 1/2: FV215

Контракт по разработке первого варианта изначально достался компании Morris, позже он перешёл к Vickers-Armstrongs. В качестве базы использовалось шасси тяжёлого танка FV200 с усиленной ходовой частью от тяжёлого танка FV214 Conqueror. Проект имел несколько наименований – Heavy Gun Tank No.2, Heavy Anti-Tank SP No.2, FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2, или просто FV215. Индекс Heavy Gun Tank No.2 был неверно интерпретирован историками, и в результате в информационном поле появился мифический проект, известный как FV215B. На самом деле под всеми этими индексами скрывалась одна и та же машина, вооружённая 183-мм пушкой L4.

В этом проекте соединились первый и второй варианты новой машины. Теоретически её башня имела возможность кругового вращения, но для стрельбы угол горизонтальной наводки ограничили 90 градусами. Чтобы огромный ствол не выступал далеко вперёд, башню разместили в кормовой части корпуса. Боезапас составлял всего лишь 20 выстрелов. По проекту скорострельность должна была составить 6 выстрелов в минуту, но те, кто указал подобные требования, оказались очень большими оптимистами. Внутренние размеры башни не позволяли разместить внутри механизм заряжания, а вручную достичь такой скорострельности орудия было нереально. Помимо пушки, вооружение составляли два пулемёта: первый из них был спарен с орудием, а второй выполнял функцию зенитного вооружения.


FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2, первый носитель 183-мм пушки L4. Дальше полноразмерного макета этот проект не продвинулся. Обратите внимание на рубленые формы орудийной маски. Они такие потому, что при помощи фанеры литьё показать весьма проблематично

65-тонную машину предполагалось разгонять до 31,7 км/ч, для чего в FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2 планировалось установить 810-сильный двигатель Meteor Mk.12. Что касается бронирования, то оно в ходе проектирования постоянно менялось. Толщина верхнего лобового листа корпуса варьировалась от 125 то 152 мм, борта имели толщину 50 мм (плюс бортовые экраны). Что касается башни, то конкретика в её бронировании была лишь в отношении лобовой детали, толщина которой составила 254 мм, то есть 10 дюймов.

Судьба FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2 оказалась несчастливой. Morris должна была изготовить сначала полноразмерный макет, а затем два прототипа – один для ходовых испытаний, а второй для обстрела. В июне 1954 года Vickers-Armstrongs, к которой перешёл контракт, получила аналогичное задание. Разработка самоходной установки продолжалась до января 1957 года. К тому моменту был изготовлен полноразмерный деревянный макет и 80% чертёжной документации. Но в Военном Министерстве Великобритании завёлся свой Хрущёв: разработка FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2 оказалась остановлена в угоду разработке управляемых противотанковых ракет.


FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2 в представлении художника Валерия Петелина. Эта картинка находится на обложке коробки для модели японской фирмы Amusing Hobby, которая не нашла ничего умнее, чем без разрешения взять за основу игровую модель из World of Tanks. Японцы бездумно скопировали все ошибки игровой модели: лобовая часть башни САУ планировалась как литая, а её рубленые формы в игре связаны с лимитом по полигонам и недостатком информации на момент создания

Вариант 4: FV4005 Stage I

Что касается главного героя этого материала, САУ FV4005, то работы по ней были запущены чуть позже. Интересно, что от третьего проекта изначально отказались, перейдя сразу к небронированному варианту. Связано это с тем, что для достижения скорострельности 6 выстрелов в минуту без автомата заряжания было не обойтись. Vickers-Armstrongs не стала изобретать велосипед и разработала систему механизированной подачи боеприпасов, аналогичную той, что применили на 104-мм зенитной пушке QF 127/58 SBT X1, более известной как Green Mace. Установка 183-мм орудия с механизмом подачи боеприпасов известна как FV4005 Stage I. В качестве базы было использовано шасси танка Centurion Mk.3, которое соответствующим образом переделали. В кормовой части оборудовали массивный сошник, опускаемый при стрельбе, а на лобовом листе появились крепления для установки орудия по-походному.

После проведения испытаний, связанных, прежде всего, с исследованием стабильности машины при стрельбе, от такого воплощения идеи противотанковой САУ отказались. Было решено, что САУ подобных размеров, полностью лишённая брони – это чересчур, и даже механизм заряжания не стоит такого высокого риска для членов расчёта. Кроме того, на деле круговой обстрел оказался условным, так как мощная отдача ограничивала углы горизонтальной наводки орудия.


FV4005 Stage I в заводском цеху

Вариант 3: FV4005 Stage II

В июле 1955 года появилась спецификация на более простой вариант 183-мм САУ, известный как FV4005 Stage II . От громоздкой системы подачи снарядов отказались, посчитав, что двух заряжающих вполне хватит. С учётом того, что даже в этом варианте больше 12 выстрелов на борту не помещалось, это решение выглядело вполне разумным. Взамен машина получила массивную башню. Общая высота 50-тонной САУ достигла 3,6 метра, что сделало её самой высокой боевой машиной, построенной в Англии.

Толщина башенной брони составляла всего 14 мм, так что даже против крупнокалиберного пулемёта она защищала не наверняка. С другой стороны, это было гораздо лучше, чем вообще ничего. Кроме того, Stage II получила спаренный с пушкой пулемёт, что было серьёзным подспорьем для борьбы с пехотой. Для загрузки боекомплекта в корме башни была предусмотрена большая дверь. Создатели FV4005 Stage II предусмотрели систему быстрой подачи запасных снарядов с грузовиков, что в определённой степени компенсировало небольшой боекомплект. Новая орудийная башня также базировалась на шасси Centurion Mk.3, на который установили опускаемый сошник и крепление орудия по-походному.


FV4005 Stage II в ходе испытаний, 1956 год

В марте 1956 года САУ FV4005 Stage II прошла огневые испытания, связанные с определением стабильности машины при стрельбе. В ходе первого этапа испытаний было произведено 32 выстрела на разных углах возвышения орудия. При стрельбе на угле возвышения 0 градусов раскачка носовой части машины достигала 22 см, а кормовой 12 см. Максимальные колебания достигались при возвышении 3 градуса и составили 27 см носовой части и 19 см кормы. Всего же в ходе испытаний было произведено 133 выстрела. Стрельба проводилась без экипажа, его роль исполняли манекены. Испытания показали, что стрельба не наносит манекенам увечий.

По итогам испытаний был составлен список переделок, но до них в итоге дело не дошло. В августе 1957 года программу FV4005 закрыли. В различных изданиях фигурируют разные теории, почему британцы отказались от сверхмощного истребителя танков. На самом деле причина была той же, что и в случае с FV215 Heavy Anti-Tank SP No.2. Уже в 1958 году на вооружение английской армии поступили противотанковые ракеты Malkara, установленные на лёгких бронемашинах Humber Hornet. Система получилась на порядок компактнее и мобильнее, и на её фоне 183-мм самоходная пушка выглядела анахронизмом из прошлого.


FV4005 Stage II возле восточного въезда в танковый музей в Бовингтоне

После завершения испытаний оба варианта FV4005 оказались разукомплектованы. Корпуса Centurion Mk.3 отправили на другие программы, а орудийные системы оказались в учебных центрах. Башня FV4005 Stage II долгое время находилась возле стоянки Tank Museum Bovington, и лишь недавно её установили на шасси Centurion Mk.8. Даже в таком виде САУ представляет огромный интерес, являясь своеобразной эпитафией английским истребителям танков. Сейчас FV4005 Stage II находится у восточного въезда в музей. Возможно, что спустя какое-то время найдутся средства на её косметическую реставрацию и установку внутри помещения.

Источники:

  • Bill Munro, The Centurion Tank, The Crowood Press Ltd, 2005
  • David Flether, The Big Gun Centurions, Classic Military Vehicles, 10–2012, Key Publishing Ltd.
  • Документы The Tank Museum, Bovington (TTM).