Меню
Бесплатно
Главная  /  Женские проблемы  /  Главный аргумент стран третьего мира. Главный аргумент стран третьего мира Применение в бою

Главный аргумент стран третьего мира. Главный аргумент стран третьего мира Применение в бою

Средний танк Т-55

B 1952-1953 годах в СССР в ходе испытаний ядерного оружия неоднократно проверяли воздействие поражающих факторов атомного взрыва на различные виды боевой техники, в том числе и на танки. Выяснилось, что танк полностью защищает экипаж от светового излучения и значительно ослабляет действие ударной волны и проникающей радиации. Однако же не все было так просто. Даже на очень большом расстоянии от эпицентра взрыва башню танка (о нём – ), застопоренную по-походному, разворачивало на 90°. При этом стопор башни выламывал зубья на погоне, и танк становился полностью небоеспособным. В радиусе 300 м от эпицентра ядерного взрыва мощностью 2-15 килотонн танк Т-54 выходили из строя, на больших расстояниях оставались исправными. Однако подопытные животные, находившиеся на местах членов экипажа, погибали от действия ударной волны на удалении до 700 м от эпицентра взрыва. Встал вопрос о создании автоматической системы противоатомной защиты.

Alt="Т-55 , выставленный на всеобщее обозрение в алматинском Family-парке">

Главный редактор Русского Портала Сергей Шумаков у списанного Т-55 , установленного в алматинском Family-парке.

Система противоатомной защиты была в СССР вскоре разработана, но для того, чтобы установить ее на Т-54, потребовалась коренная модернизация танка.

Танковое КБ на заводе №183 уже имело конструкторские разработки, существенно повышав­шие боевые и технические характеристики танка. Было решено ввести все новшества одновременно и оформить эту работу не как модернизацию, а как создание нового танка. Новой машине дали название «объект 155». Под обозначением Т-55 этот танк был принят на вооружение Постановлением Совмина СССР от 8 мая и приказом Министра обороны от 24 мая 1958 года.

По сравнению с танком Т-54Б компоновка, кон­струкция и внешний вид T -55 почти не изменились. Боекомплект пушки был увеличен до 43 выстрелов, а пулеметов СГМТ – до 3500 патронов. Установлен дви­гатель В-55 мощностью 580 л.с. Введены планетарные бортовые передачи. Максимальная скорость достигла 50 км/ч. Увеличены емкость топливной системы (до 960 л) и запас хода (до 500 км). В системе питания применены баки-стеллажи. Установлены система ПАЗ, унифицированная автоматическая система противо­пожарного оборудования (ППО) и термодымовая аппаратура (ТДА) многократного действия – вместо дымовых шашек. Применены усовершенствованные приборы ночного видения, гирополукомпас ГПК-48 и оборудование подводного вождения (ОПВТ). Уста­новлен воздушный компрессор, позволивший обеспе­чить основной запуск двигателя воздухом. Гарантий­ный срок службы танка доведен до 2 тыс. км, вместо I тыс. у танка Т-54Б.

1 – ящик с ЗИП, 2 – место наводчика, 3 – казённик, 4 – зенитный пулемёт , 5 – опорный каток, 6 – прибор наблюдения командира, 7 – башня, 8 – двигатель, 9– вентилятор, 10 – дополнительные наружные топливные баки.

С I960 года на танк стали устанавливать гирополукомпас ГПК-59 и прицел ТШ-2Б-32П, с 1970-го, при ремонте – зенитный пулемет с 1974-го – лазерный дальномер КДТ-1.

Кроме приобретений конструкция танка «понесла неко­торые потери», в частности был изъят зенитный 12,7-мм пулемет . Он оказался малоэффективным против низколетящих реактивных самолетов, а боевых вертоле­тов в конце 1950-х годов еще не было. Однако с 1970 года на Т-55 вновь стали устанавливать зенитный крупнокалиберный пулемет ДШКМ.

Появление на вооружении армий стран НАТО новых танков, обладающих улучшенными характеристиками огневой мощи и защищенности, вынудило советских танкостроителей совершенствовать и Т-55 . Так, например, уже в 1961 г. появилась новая модификация машины – танк Т-55 А. Он отличался от своего предшественника улучшенной защищенностью. Для 100-мм танковой пушки были разработаны новые бронебойные снаряды, имеющие большую бронепробиваемость.

Учитывая опыт применения советскими войсками танков во время войны в Афганистане, в 1983 г. на базе Т-55 в результате глубокой модернизации были созданы Т-55 М и Т-55 АМ. Ценой умеренных затрат удалось повысить боевую эффективность машины, при этом основное внимание уделялось усилению огневой мощи и защищенности при сохранении прежнего уровня подвижности. С этой целью на танках Т-55 М был установлен комплекс управляемого вооружения 9К116 "Бастион". Комплекс 9К116 включает выстрел ЗУБК10-1 с управляемой ракетой 9М117 и аппаратуру управления, состоящую из прицела-прибора наведения 1К13, преобразователя, блока управления и электронного блока. Все блоки комплекса управляемого вооружения смонтированы внутри машины. По основным внешним размерам выстрел ЗУБК10-1 не отличается от обычного и может размещаться в любой боеукладке. Метательное устройство сообщает ракете начальную скорость 400-500 м/с, которая поддерживается в полете за счет работы маршевой двигательной установки. Для управления ракетой используется полуавтоматическая система наведения по лучу лазера, имеющая высокую помехозащищенность. Кроме того, достоинством системы является малый объем, занимаемый аппаратурой управления в боевом отделении.

Т-55 , подбитый в Ираке

Захваченный у Ирака во время операции "Буря в пустыне" Т-55 в исправном состоянии был доставлен на один из полигонов ОАЭ. Пробоины получены в результате попаданий ПТУР, выпущенных БМП-3 армии ОАЭ. Для повышения эффективности стрельбы из основного оружия танка обычными боеприпасами на нем была установлена автоматизированная система управления огнем "Волна". В СУО, устанавливаемую на танке Т-55 М, входят лазерный дальномер, баллистический вычислитель, новый прицел ТШСМ-32ПВ и стабилизатор вооружения "Циклон"М1, выполненный с использованием современной элементной базы. Баллистический вычислитель БВ-55 обеспечивает автоматическую выработку углов прицеливания и бокового упреждения при стрельбе всеми типами снарядов (кроме управляемых ракет).

Новый прицел ТШСМ-32ПВ, установленный на танке Т-55 М, отличается от штатного прицела танка Т-55 главным образом наличием независимой стабилизации поля зрения в вертикальной плоскости. Кроме того, на модернизированной машине был установлен теплозащитный кожух пушки, уменьшающий влияние неравномерного нагрева на изгиб трубы ствола.

Повышение защищенности танка достигнуто за счет дополнительного бронирования корпуса и башни. Дополнительное бронирование корпуса представляет собой сварную коробчатую конструкцию из броневых листов толщиной 30 мм, внутри которой с зазором 30 мм размещены 5-мм стальные пластины. Полость между ними заполняется пенополиуретаном. Конструкция приваривается снаружи к верхнему лобовому листу корпуса.

Дополнительная защита лобовой части башни изготовлена из двух блоков, расположенных справа и слева от амбразуры пушки. Они имеют одинаковый уровень защиты и однотипную схему бронирования с верхней лобовой частью корпуса танка. Борта корпуса танка закрыты противокумулятивными резинотканевыми экранами по всей его длине. Экипаж танка обеспечивается индивидуальными противорадиационными жилетами, а рабочие места танкистов имеют локальную защиту от проникающей радиации. Кроме того, проведен ряд мероприятий по защите танка от напалма.

Противоминная защита механика-водителя повышена за счет дополнительного бронирования днища путем приварки к нему снаружи каркаса из броневых листов толщиной 20 мм. Справа за механиком-водителем установлен пиллерс между днищем и крышей корпуса.

Для улучшения возможностей по маскировке танка установлена система запуска дымовых гранат 902Б. Она включает в себя восемь пусковых установок на правом борту башни и может использовать дымовые или аэрозольные гранаты.

В связи с тем, что боевая масса танка Т-55 АМ возросла по сравнению с массой Т-55 , для сохранения показателей подвижности на нем был установлен двигатель В-55У с увеличенной до 620 л.с. мощностью. Для улучшения плавности хода был увеличен динамический ход опорных катков за счет применения торсионных валов, изготовленных по новой технологии.

Позднее на базе танка Т-55 М был создан и серийно производился первый в мире танк с активной защитой, получивший обозначение Т-55 АД. Комплекс активной защиты ЮЗОМ "Дрозд" включает в себя две радиолокационные станции миллиметрового диапазона, аппаратуру управления и четыре блока с двумя 107-мм защитными снарядами в каждом.

С принятием на вооружение советских танковых войск навесной динамической защиты, в 1988 г. она стала использоваться и на модернизированных танках Т-55 , которые получили наименование Т-55 МВ и Т-55 АМВ. Применение этих мер значительно повысило стойкость от поражения боевых машин кумулятивными боеприпасами, в том числе и ПТУР. Кроме того, на некоторые модернизированные машины семейства Т-55 стали устанавливать двигатель В-46-5М мощностью 780 л.с. Танки с таким двигателем получили обозначения: Т-55 М 1, Т-55 АМ-1, Т-55 АД-1 и Т-55 МВ-1.

Кроме Советского Союза, производство танков Т-55 осуществлялось в ЧССР и ПНР по лицензии. В этих странах, а также в Ираке, Израиле, Египте, Румынии и Финляндии проводилась их глубокая модернизация, в ходе которой усиливались огневая мощь, защищенность и подвижность машины. Несколько видоизмененный вариант танка производился в Китае.

Не раз Т-55 выходили победителями в противоборстве с танками производства стран НАТО в большинстве военных конфликтов, имевших место на протяжении последних четырех десятилетий в различных регионах мира. Зачастую их противниками были машины последних разработок, но, тем не менее, при хорошей подготовке экипажей Т-55 могли дать достойный отпор.

Наиболее массированное применение этих боевых машин имело место в ходе арабо-израильских войн 1967, 1973 и 1982 гг., ирано-иракской войны 1980– 1988 гг., войны в Афганистане 1979-1989 гг., операции "Буря в пустыне" в 1991 г. и гражданской войны в бывшей Югославии. В этих боях Т-55 приходилось бороться с американскими М60А1, М60АЗ и даже М1А1 "Абрамсами", с английскими "Центурионами" Mk. 10, Mk.13 и "Чифтенами", с израильскими "Меркавами". Участники описываемых событий высоко отзывались о боевых качествах советских танков.

Так, например, участник арабо-израильских войн 1967 и 1973 гг. бывший командир египетской танковой бригады, а ныне проходящий службу в бронетанковой школе армии ОАЭ капитан Мухаммед, на вопрос об оценке бронетанковой техники участвовавших в этих войнах сторон ответил так: "Если бы я воевал на каких-нибудь американских или английских танках, а не на советских Т-55 , то я сейчас бы с вами не разговаривал. Все потери египетских танков в боях происходили из-за низкой обученности экипажей и командиров, которые не умели правильно использовать эти танки. В тех случаях, когда в боях Т-55 с подготовленными египетскими танкистами сталкивались с М60А1 и "Центурионами", последние несли потери и отступали".

Во время ирано-иракской войны 1980-1988 гг. иракские танкисты на Т-55 успешно боролись и с английскими "Чифтенами". Неравной была борьба иракских Т-55 с новейшими американскими танками М1А1 и М1А1 НА "Абраме" во время операции "Буря в пустыне". Тем не менее в воспоминаниях американских солдат, которые участвовали в этой операции, опубликованных в журналах "Armor" и "Army", говорилось, что в большинстве случаев при встрече с иракскими танками, танкисты армии США старались в прямой бой с ними не вступать. Для их уничтожения вызывались огонь артиллерии или армейская авиация, в крайнем случае, противника обходили с тылу или уничтожали огнем ПТРК с большой дальности, на которой огонь Т-55 был не эффективен. Об этом свидетельствует и статистика поражения иракских танков – 75% всех поражений иракских танков приходится на бортовые и тыльные их проекции. Таких цифр не было в истории ни одной из войн, где бы широко использовались танки.

Осенью 1991 г. Т-55 широко использовались в боях в бывшей Югославии. Несмотря на то, что эти машины давным-давно уже считались устаревшими, они неплохо показали себя в этих сражениях. Слабость бортовой брони старых танков экипажи пытались компенсировать навешиванием на башни и корпуса своих боевых машин мешков с песком. Часто эти меры приносили положительный результат. Так, один Т-55 с надписью "MARINA " выдержал два попадания ПТУР, после чего экипаж этого танка уничтожил два бронеавтомобиля, один грузовик и один танк.

В настоящее время Т-55 широко используются в Афганистане. И хотя имеющиеся в Афганистане танки советского производства были поставлены в эту страну более двадцати лет назад, и в течение всего этого времени для них не поставлялось никаких запасных частей, не проводились регламентные работы и качественное обслуживание, все имеющиеся на вооружении афганской армии танки советского производства находятся в строю и используются в боевых действиях, а афганские танкисты на вопрос о новых танках в один голос отвечают, что лучше Т-55 для них танка не существует.

Мощная нарезная пушка этого танка позволяет использовать его в гористой местности для ведения огня прямой наводкой и с закрытых огневых позиций, ее максимальная дальность стрельбы составляет более 15 км. Хорошая защищенность машины и высокая точность стрельбы из основного и вспомогательного вооружения превратили Т-55 в одно из основных средств уничтожения укрепленных огневых точек талибов в горах. Для снижения вероятности поражения танков от огня ПТРК, которых у талибов имеется большое количество, афганские танкисты прикрывают наименее защищенные места своих танков мешками с песком. По последним сводкам новостей потерь в танках армия Афганистана не имеет ни от огня противника, ни по техническим причинам.

Сравнительные тактико-технические характеристики танка Т-55 с основными танками НАТО

Характеристика

Центурион Mk.10

Страна изготовитель

Великобритания

Год выпуска

Боевая масса, т

Экипаж, чел.

Размеры,м

– длина по корпусу

– ширина

– высота по крыше башни

– клиренс

Вооружение:

Тип и калибр пушки, мм

Нарезная 100

Нарезная 105

Нарезная 105

Количество и калибр пулеметов, мм

Боекомплект, шт.

– выстрелов к пушке

– патронов к пулемету

Стабилизатор вооружения

В двух плоскостях

Толщина брони, мм

– лоб корпуса

– лоб башни

Двигатель:

– марка/тип

Многотопливный дизель

Rolls-Royce Mk.lV

Бензиновый

– мощность, л с.

Удельная мощность двигателя, л.с./т

Максимальная скорость, км/ч

Запас хода, км

Удельное давление на грунт, кГ/см2

Преодолеваемые препятствия:

– высота вертикальной стенки, м

– ширина рва, м

– брод без подготовки/ с ОПВТ, м

– угол подъема/крена, град.

Предыдущие дни в русской истории:

4-05-2016, 05:08

Всем привет и добро пожаловать на сайт! Сегодня речь пойдет о весьма необычной машине, вроде бы советском танке, который по факту принадлежит немецкой нации в World of Tanks и это Т 55А гайд .

Если вспомнить полное название данного агрегата, то оно звучит так - Т 55А NVA DDR . Как многие уже поняли, необычной эту машину можно назвать из-за того, что спроектирована она была в СССР, а в нашей игре принадлежит немцам. По факту же это средний танк 9-го уровня, являющийся акционным.

Касательно того, как получить этот СТ, ответ весьма прост, купить его нельзя, его выдают за выполнения третьего этапа личных боевых задач (ЛБЗ). Конечно, желающим придется изрядно попотеть, ведь ЛБЗ на Т 55А весьма сложное и сейчас каждый сможет решить для себя, стоит ли этот танк стараний и нужно ли за ним гнаться.

С выходом для World of Tanks Т 55А хорошо апнули, и теперь он стал вполне конкурентноспособным танком на 9 уровне.

ТТХ Т 55А


Если рассматривать данный танк в ангаре или в бою, отчетливо угадывается силуэт очень знакомой машины, а именно – советского . Действительно, эти машины очень похожи не только внешне, однако, Т 55А характеристики во многом отличаются.

Для начала стоит сказать, что мы имеем хороший запас прочности и хорошую дальность обзора в 395 метров, которую при желании очень легко довести до топовых значений.

Что касается бронирования, тут тоже все весьма неплохо. Т 55А танк имеет отлично бронированную со лба башню, которая обладает очень рациональными обтекаемыми и рикошетными формами. Бронирование корпуса, конечно, гораздо слабее, но ВЛД имеет неплохой угол наклона и от него нередко рикошетят снаряды, особенно когда мы находимся вверху списка. Таким образом, в большинстве случаев на Т 55А WoT все же лучше играть от башни, скрывая корпус. Но если уж пришлось вступить в открытый ближний бой, старайтесь стоять к противнику лбом, выставив небольшой ром, так как борта лучше вообще не показывать врагу.

Если же рассматривать подвижность Т 55А World of Tanks , теперь весьма хороши, с выходом обновления 1.3 WoT нашему танку дали новый двигатель и теперь динамика танка очень радует. Также у танка весьма хорошая сопротивляемость грунтам, что не может не радовать.

Орудие Т 55А

В плане вооружения мы тоже не очень отличаемся от Т-54, однако, нас приблизили к немецким меркам и Т 55А орудие выглядит более выгодно. Главным образом это прослеживается в параметрах точности. Данная пушка имеет более комфортный разброс и быстрее сводится, со стабилизацией все так же неплохо.

Касательно бронепробития, то базового снаряда вполне хватает, чтобы пробивать все танки в борт и успешно сражаться с вражескими СТ и ЛТ, но нам часто встречается тяжело бронированная техника и возить с собой хотя бы 30-40% голдового боекомплекта стоит. При этом танк Т 55А WoT имеет хорошую альфу, что в сумме со скорострельностью дает примерно 2500 единиц урона в минуту.

Действительно неприятным фактором в плане вооружения являются углы вертикальной наводки, ведь пушка опускается вниз всего на 5 градусов, но к этому тоже можно привыкнуть.

Преимущества и недостатки

Итак, по факту мы имеем знакомый каждому советский СТ девятого уровня с довольно большим рядом отличий. Однако для полного понимания ситуации следует выделить основные сильные и слабые стороны Т 55А World of Tanks , ведь так вам будет проще выстраивать тактику и покорять просторы рандома.

Плюсы:
Хороший разовый урон и ДПМ;
Комфортная точность орудия;
Хорошее бронирование;
Высокая подвижность, маневренность и динамика;
Отличный обзор;
Не громоздкий силуэт.

Минусы:
Наличие слабых мест в лобовой броне корпуса;
ВЛД хуже, чем у Т-54
Некомфортные углы вертикальной наводки.

Как видите, данная машина может похвастаться довольно увесистым списком сильных сторон, а геймплей на ней будет довольно привычным для всех, кто сейчас играет, или когда-то активно выкатывал Т-54.

Оборудование для Т 55А

Большинство людей, сумевших выполнить ЛБЗ на эту машину, задумывались, как же выжать из нее максимум. Для этого на T 55A оборудование выбирается следующим образом:
– позволит поднять и без того хороший урон в минуту.
– с этой вещью мы даже можем успешно поражать цели сходу.
– как обычно, буст характеристик не бывает лишним.
Если же последний вариант вам по какой-то причине пришелся не по душе, на Т 55А WoT также можно поставить , с целью довести обзор до максимальных значений и в некоторых ситуациях играть от собственного засвета. Подобная тактика также имеет полное право на жизнь.

Обучение экипажа на Т 55А

В случае с экипажем, мы также должны делать все, чтобы максимально повысить удобной игры на этом СТ. Таким образом, для Т 55А перки выбирать нужно ориентируясь на повышение комфорта стрельбы, скорость ремонта, маскировку и увеличение всех характеристик.
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Заряжающий (радист) – , , , .

Снаряжение для Т 55А

В случае с расходниками для данного СТ все стандартно. Если вы не хотите тратить много серебряных кредитов, и лишнего золота у вас нет, оптимальным выбором будет: , , . Однако намного более оптимальным решением будет взять для T 55A снаряжение премиумное , , . Кстати, последний вариант предпочтительно заменить на , дабы повысить все характеристики разом.

Тактика игры на Т 55А

Касательно того, какая на Т 55А NVA DDR тактика ведения боя, можно говорить очень много. Все-таки в наших руках настоящий средний танк, с хорошей подвижностью, достойным орудием и даже серьезным бронированием.

Исходя из этого, можно играть довольно агрессивно, нам отлично подходят направления для средних танков и имея несколько союзников рядом, действуя сообща, можно без труда прорывать фланги. В то же время Т 55А World of Tanks нельзя действовать опрометчиво, иногда, особенно в начале боя, есть смысл пострелять со второй линии, дождаться позиционной игры и принимать какие-то решения.

Если же говорить об общих советах, те игроки, которые научатся играть от рельефа местности, используя бронированную башню Т 55А WoT , будут вознаграждены хорошими результатами, множеством вражеских скальпов и положительными эмоциями. Однако это не так уж просто, ведь нужно привыкнуть к тому, что пушка плохо гнется вниз.

В остальном, мы можем очень быстро менять фланги, поддерживать силы союзников на разных направлениях, возвращаться для защиты базы и т.д. Как уже говорилось, средний танк Т 55А – это очень разносторонняя и творческая машина, способная на многое в умелых руках. И помните, эта машина хотя и похожа на Т-54, пробить ее гораздо легче, а потому играть следует осторожнее.

В середине 1957 года танк был принят на вооружение под индексом «Т-55». Его планировалось запустить в серию с 1 января 1958 года, но как раз в этот период в стране началась реформа – упразднялись отраслевые министерства, и вместо них создавались совнархозы. В связи с этим никакие новые изделия на предприятиях не внедрялись, заводу же были необходимы электронные блоки управления ПАЗ, которые сам он изготовить не мог. Министерство транспортного машиностроения ни на звонки, ни на письма не отвечало – его чиновникам было не до того. Тогда главный конструктор отправил производителю (Челябинскому заводу электромашин) письмо, в котором утверждал, что министерство обязало челябинцев изготовить партию блоков ПАЗ до 31 декабря 1957 года. Не имея возможности уточнить у министерства, было ли такое распоряжение на самом деле, челябинцы решили не рисковать и поставили в Нижний Тагил всю партию блоков

«Уралвагонзавод»: смена поколений

В первое послевоенное десятилетие основным танком вооружённых сил Советского Союза стал Т-54, разработанный в КБ нижнетагильского завода №183 (будущий "Уралвагонзавод") – логическое продолжение Т-44. Первые прототипы Т-54 создавались ещё во время ВОВ – в конце 1944 – начале 1945 года. Новую машину приняли на вооружение в 1946 году, и в том же году она пошла в серию. По основным параметрам Т-54 значительно опережал бронетехнику такого же класса, стоявшую на вооружении у стран НАТО – основных потенциальных противников Советского Союза. Он оказался настолько удачным, что более десяти лет у командования вооружённых сил СССР не возникало потребности в его замене на какую-либо другую машину. Такой успех во многом определялся тем, что во время войны и в первые послевоенные годы в Нижнем Тагиле трудилась уникальная команда конструкторов, создававшая легендарный Т-34 . Вместе с заводом №183 она эвакуировалась из Харькова и несколько лет работала на Урале в новом конструкторском бюро.

Танк Т-54Б. Внешние различия между ним и Т-55 настолько незначительны, что в зарубежных источниках
оба танка часто указывают как Т-54/55
Источник – warwall.ru

Но война закончилась, шло восстановление советской промышленности, поэтому многие трудовые коллективы возвращались в свои родные города. Как ни пыталось руководство завода уговорить харьковских инженеров остаться на Урале, они стремились домой. Осенью 1951 года главный конструктор КБ Александр Александрович Морозов заболел тяжёлой формой язвы желудка, и в ноябре ему сделали операцию. Подробности его пребывания в Кремлёвской больнице автору неизвестны, но уже в декабре он получил назначение на должность главы КБ Харьковского завода транспортного машиностроения, восстановленного после войны. Ещё в конце 30-х годов Морозов трудился в этом КБ над созданием опытных танков А-20 и А-32 (вскоре ставших легендарным Т-34).


Александр Александрович Морозов
Источник – btvt.narod.ru

Вслед за главным конструктором с Урала на Украину потянулись другие харьковчане и не только они – вместе с собой Морозов забрал костяк своей команды. КБ завода №183, остававшемуся в Нижнем Тагиле, поручалось осуществление контроля над соответствием чертежей танков Т-34, Т-44 и Т-54, поступавших на производство, оригиналам (следует заметить, что Т-54 производился на целом ряде предприятий – в том числе в Польше, Китае и Чехословакии). Кроме того, КБ должно было заниматься модифицированием и улучшением танка Т-54. Но оставшийся на месте амбициозный конструкторский коллектив, привыкший к творческой работе, такое положение дел устроить не могло. Любопытно, что администрация завода также была заинтересована в смене моделей производившихся танков. Дело в том, что до «Косыгинской» реформы 1965 года советские машиностроительные предприятия были обязаны ежегодно снижать себестоимость производимых моделей техники на 15%. Каждый год предприятия получали от заказчиков (министерств) меньше денег за свою продукцию, и если не происходило регулярного обновления танкового "модельного ряда", со временем завод начинал работать себе в убыток. А так как предприятия работали по системе хозрасчета, в такой ситуации они не могли премировать своих рабочих, стимулировать их дополнительными путёвками в санатории, строить объекты социальной сферы и так далее. Директорам не приходилось рассчитывать на награды и дальнейший карьерный рост, а в сталинские времена они могли и сильно пострадать. При вводе же в производство новой модели какой-либо техники у директоров появлялась возможность заложить в её себестоимость маржу – лишние расходы, которые снижались заводом в последующие годы. Таким образом, государство получало новую машину с лучшими боевыми характеристиками (себестоимость у танков Т-54, Т-55 и Т-62 была почти одинаковой), а завод и его директор – несколько лет безбедной жизни.


Центральная проходная ОАО «Научно-производственная корпорация „Уралвагонзавод“
имени Ф. Э. Дзержинского» Источник - ru.wikipedia.org

Тагил работает без Морозова

В июле 1953 года главным конструктором завода №183 становится молодой инженер Леонид Николаевич Карцев. В конце того же года (несмотря на то, что у его КБ не хватало конструкторов, производственных мощностей и опыта) он «выбивает» разрешение на конкурсной основе разработать прототип нового танка. Изначально это задание предусматривалось лишь для харьковского КБ А. А. Морозова и предполагало создание нового основного танка, бронирование, огневая мощь и манёвренность которого будут на 10% выше, чем у Т-54.


Леонид Николаевич Карцев
Источник – topwar.ru

Новый проект получил индекс «Объект 140». На этом танке впервые были применены алюминиевые катки, орудие большей длины, чем на Т-54, и другие менее значительные изменения. Однако в процессе изготовления прототипа в металле стало понятно, что танк получился нетехнологичным, сложным в эксплуатации и ремонте. Поэтому, изготовив прототип, КБ отказалось от дальнейшего участия в конкурсе.


Опытный образец среднего танка «Объект 140»
Источник – pokazuha.ru

Вместо этого КБ модернизировало танк Т-54. На него было установлено оборудование для подводного вождения танка (ОПВТ), позволявшее преодолевать водные преграды глубиной до 5 и шириной до 500 м, а также стабилизатор танковой пушки, приборы ночного видения для механика-водителя и командира танка, ночной прицел для наводчика. Новая машина получила индекс «Т-54Б».

Трагикомичный случай произошёл при испытании очередного варианта стабилизатора орудия, который плохо стабилизировал танковую пушку по вертикали. Вот что вспоминал об этом Л. Н. Карцев:

«Один из разработчиков стабилизатора – А. С. Липкин решил испытать стабилизатор: повис на стволе пушки, стабилизатор был включён, и пушка даже под тяжестью его тела не пошла вниз. Он с радостью закричал: «Ура! Есть момент стабилизации!» Одновременно с этим из танка послышался душераздирающий крик заместителя главного конструктора завода-изготовителя стабилизатора Ф. Н. Авдеева. Оказывается, находясь в танке, Авдеев просунул голову между казёнником пушки и башней, чтобы убедиться в отсутствии течи из силового цилиндра стабилизатора, а Липкин в это время повис на стволе пушки, и голова Авдеева оказалась зажатой. Без тяжёлых последствий обошлось только потому, что Липкин не был тучным человеком»

Между тем вопрос замены основного среднего танка Вооружённых сил СССР по-прежнему не был решён, а на КБ завода накапливались новые наработки как самого КБ, так и конструкторов, работавших на заводах-«смежниках». На ленинградском Кировском заводе была разработана система автоматического пожаротушения для танков, которую его дирекция не хотела устанавливать на свою продукцию. В харьковском КБ Морозова спроектировали планетарную трансмиссию, которая была гораздо надёжнее и долговечнее, чем устанавливавшаяся до тех пор цилиндрическая. На Кубинском танковом полигоне вместо отстреливающихся дымовых шашек (которые увеличивали общий вес танка и не могли обеспечить длительную дымовую завесу) создали термическую дымовую аппаратуру (ТДА). В качестве реагента она использовала дизельное топливо танка. От дымовых шашек отказались, за счёт чего машина получила два дополнительных топливных бака общим объёмом в 400 литров.


Т-55, снаряжённый ОПВТ, после форсирования водной преграды
Источник – f-war.narod.ru

«Объект 155»: новый танк или модернизация Т-54?

В октябре 1955 года новый танк был пущен в разработку под индексом «Объект 155». На Челябинском тракторном заводе для танка модернизировали дизель В-54 (ранее устанавливавшийся на Т-54), увеличив его мощность с 520 до 580 л.с. Новый двигатель получил индекс «В-55В» и позволял новому танку развивать скорость до 48 км/ч по шоссе с запасом хода до 450 км.

На новый танк решили установить башню модернизированного танка Т-54Б. Помимо уже упомянутых изменений на новом танке использовали такое любопытное новшество, как топливные баки-стеллажи. Их форма позволяла использовать баки не только по прямому назначению, но и хранить в них снаряды. Таким образом, боезапас танка увеличился на 9 снарядов (с 34 до 43, то есть на 26%), а ёмкость баков – на 680 литров, то есть на 50%. При такой компоновке часть баков размещалась в передней части танка, что вызывало опасения, не будет ли топливо воспламеняться или детонировать в случае пробития брони. Однако обстрелы на полигоне показали, что при попадании кумулятивного снаряда дизельное топливо просто вытекало из бака, а сами баки служили дополнительной защитой, экранируя экипаж от поражения кусками брони, отколовшимися внутри машины. Заметим, что боковые проекции отделения управления немецкого танка Leopard 2 конструкторы также экранировали топливными баками, не считая это чем-то из ряда вон выходящим. Сменные баллоны со сжатым воздухом, ранее использовавшиеся для запуска танка в зимних условиях, заменили на мощный компрессор. Теперь воздушный способ заведения танка стал основным, что продлило срок службы аккумуляторных батарей.


Система топливных баков танка Т-72, переданная «по наследству» от танков Т-55 и Т-62.
Хорошо видны передний и задний баки-стеллажи
Источник – apachan.net

Впервые в истории советского танкостроения на танке установили систему противоатомной защиты (далее – ПАЗ). В случае превышения нормального уровня λ-излучения отстреливавшиеся пиропатроны автоматически закрывали жалюзи, герметизировавшие танк. Поступавший в танк забортный воздух проходил через фильтр-вентиляционную установку, убиравшую из него радиоактивную пыль и отравляющие вещества, а избыточное давление воздуха внутри машины предупреждало попадание нежелательных веществ.

В середине 1957 года танк был принят на вооружение под индексом «Т-55». Его планировали запустить в серию с 1 января 1958 года, но как раз в этот период в стране началась реформа – упразднялись отраслевые министерства, и вместо них создавались совнархозы. В связи с этим никакие новые изделия на предприятиях не внедрялись, заводу же были необходимы электронные блоки управления ПАЗ, которые сам он изготовить не мог. Министерство транспортного машиностроения ни на звонки, ни на письма не отвечало – его чиновникам было не до того. Тогда Карцев отправил производителю (Челябинскому заводу электромашин) письмо, в котором утверждал, что министерство обязало челябинцев изготовить партию блоков ПАЗ до 31 декабря 1957 года. Не имея возможности уточнить у министерства, было ли такое распоряжение на самом деле, челябинцы решили не рисковать и поставили в Нижний Тагил всю партию блоков, затребованную танкостроителями.

На первые партии Т-55 не ставили зенитный пулемёт ДШКМ, так как при возросших скоростях реактивной авиации сбить самолёт из пулемёта было практически невозможно. Но с появлением у армий стран НАТО вертолётов зенитный ДШКМ стали устанавливать на башнях Т-55 возле люка заряжающего. Позднее, в начале 70-х годов, вместо него начали устанавливать 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт НСВ «Утёс».


Т-55 – в первые годы танк выпускался без зенитного пулемёта
Источник – morozov.com.ua

Основное вооружение у Т-55 осталось то же, что и у Т-54 – 100-мм нарезная пушка Д-10Т2С (модернизированный вариант орудия, устанавливавшегося ещё на СУ-100 – легендарную противотанковую самоходку времён ВОВ).


Т-55 – установка пушки Д-10Т2С в башне танка Т-55
Источник – topwar.ru

Танк постоянно модернизировался. С 1960 года на нём начали устанавливать призменный прибор наблюдения для наводчика. Оказалось, что при наблюдении за полем боя только через прицелы у наводчиков расстраивается вестибулярный аппарат, и их начинает укачивать. Проблема состояла в том, что изначально в танках Т-54Б и Т-55 прибор наблюдения убрали, заменив его ночным прицелом. Теперь пришлось в срочном порядке возвращать его в башню, не отказываясь при этом от ночного прицела. На быстро запылявшиеся призменные приборы механика-водителя, командира и наводчика начали устанавливать воздушно-жидкостные системы очистки.

Боевое крещение

Первыми боевыми действиями, в которых довелось принять участие танкам Т-55, стала Шестидневная война. Армия обороны Израиля (далее – АОИ) одновременно атаковала египетские войска в Секторе Газа и на Синайском полуострове, сирийские войска – на Голанских высотах и армию Иордании – в Восточном Иерусалиме и на западном берегу реки Иордан. Незадолго до начала войны, в 1965–67 годах, Египет получил от СССР партию в 150 танков Т-34-85 и Т-55.


Египетский Т-55, подбитый на Синайском полуострове в 1967 году
Источник – foto-history.livejournal.com

Израильтяне провели классический блицкриг. В первые часы войны они уничтожили большую часть египетских самолётов на земле и завоевали полное господство в воздухе. После этого в бой пошли танки. Основной ударной силой АОИ были модернизированные английские «Центурион» A41, созданные ещё во время Второй мировой войны. Их израильский вариант носил название «Шот» (ивр. – «кнут») или «Шот Каль» (ивр. – «лёгкий кнут»). Основным отличием этих машин от британского прототипа была пушка – 105-мм нарезная L7A1 британского производства, которая вполне могла пробивать броню Т-55. И всё же в результате боёв на Синае АОИ потеряла 122 танка. Однако потери египтян были значительно выше – из 935 своих танков они потеряли 820 (подбитыми и захваченными противником). В их числе были и 82 танка Т-55. После незначительной модернизации машины приняли на вооружение АОИ под индексом «Тиран-5». Часть Т-55, которые оснастили новыми американскими 105-мм орудиями M68, получила индекс «Тиран-5Ш» – от слова «шарир» (ивр. – «сильный»).


Модернизированные трофейные Т-55 ("Тиран-5Ш") АОИ со 105-мм танковыми пушками на параде в Тель-Авиве
Источник – magmetall.ru

В августе 1968 года началась операция «Дунай» по вводу советских войск в Чехословакию . Туда же вводились и танковые подразделения стран Варшавского договора, на вооружении которых находились в том числе и танки Т-55. Так как боевых действий удалось избежать, танкам в этот раз повоевать не довелось. С 1968 по 1991 год в чешском городе Миловице находился штаб советской Центральной группы войск. Там же базировались и советские танки, выведенные из Праги, а также располагался танкодром. В 90-е годы на его базе был создан технопарк, в котором все желающие могут покататься на различных видах военной и гражданской техники, в том числе и на танке Т-55.


Т-55 на улицах Праги, 1968 год
Источник – grandifotografi.com

В 1969 году, во время Войны на истощение, израильтяне осуществили диверсионный рейд вглубь египетского побережья Красного моря, носивший название «Операция «Равив». 9 сентября в 3:37 около ста человек, 6 трофейных Т-55 («Тиран-5») и 3 трофейных БТР-50 были высажены на берег Суэцкого залива в сорока километрах южнее города Суэц. Бронетехнику окрасили в камуфляж песочного цвета, как это принято в танковых войсках Египта. После высадки группа двинулась вдоль берега на юг, уничтожая все военные объекты на своём пути. Она атаковала египетскую военную базу и РЛС в Абу-Дараг, а также уничтожила 12 постов ПВО. Группа преодолела 45 километров и через 10 часов была эвакуирована на Синай десантными судами. Из-за неожиданности и хорошей подготовки нападения египетские бронетанковые войска не успели отреагировать на этот рейд. В ходе операции израильтяне потеряли 4 человека, при этом потери египтян оцениваются в 100–200 человек, один из которых, по данным израильтян, был советским военным советником в звании генерала.


Высадка танков на египетское побережье во время операции «Равив», 1969 год
Источник – military.ir

Во время Войны Судного дня 1973 года танки Т-55 находились на вооружении армий Египта и Сирии. В то же время, танковые силы АОИ продолжали использовать «Тиран-5». Во время боёв за Голанские высоты в ночь с 6 на 7 октября сирийские танки получили значительное преимущество, так как, в отличие от своих устаревших противников – танков «Шот Каль», были оборудованы приборами и прицелами ночного видения. Однако плохая выучка танковых экипажей и трусость многих командиров сирийской армии привела к тому, что первая волна наступавших сирийских танков была уничтожена, а значительная часть танкистов, которые должны были принять участие во второй и третьей волнах наступления, просто бежала с поля боя.

Танкисты 7-й бронетанковой бригады АОИ использовали такой недостаток Т-55, как малый отрицательный угол наведения по вертикали – -5° (у «Шот Калей» он составлял -10°). Когда сирийские танки взбирались на возвышенность и оказывались выше израильских танков, им приходилось сближаться с противником до тех пор, пока уклон не позволял нормально навести орудие на цель. За это время израильские танки, которые могли наводиться вверх на +18°, спокойно расстреливали противника, стремящегося сблизиться с ними.


Подбитые сирийские Т-55 на Голанах
Источник – military.ir

Когда мобилизованные буквально за сутки резервные израильские 146-я и 210-я танковые дивизии выбили противника с Голанских высот и вторглись на территорию Сирии, в ночь с 12 на 13 октября их атаковала во фланг 3-я танковая дивизия армии Ирака, также вооружённая танками Т-55. Во время этой атаки иракцы потеряли сразу 17 танков. Позже они попали в засаду, подготовленную вдоль дороги израильтянами, и потеряли ещё около 80 танков. Эти бои наглядно продемонстрировали, что в боевых действиях основную роль играют не столько боевые характеристики танков, сколько боевая выучка экипажей, их храбрость и опыт. У иракских же танкистов какой-либо боевой опыт отсутствовал.

Иначе сложилась ситуация на Синайском полуострове. Отработанные египетскими дивизиями при участии советских военспецов действия по форсированию Суэцкого канала были отточены до автоматизма. Египетские войска форсировали его за считанные минуты. В образовавшийся прорыв в израильской обороне пошли сотни египетских танков Т-54, Т-55 и Т-62. 7 и 8 октября израильские танковые войска, основная часть которых была сконцентрирована именно на египетском фронте, пытались контратаковать. В наступление перешли самые быстроходные и новые танки АОИ – 150 «Магах-6» и «Магах-6 Алеф» (модернизированных американских М60 и М60А1). Их преимуществом перед Т-54 и Т-55 была 105-мм танковая пушка М68 (видоизменённая английская L7A1, выпускавшаяся в США по лицензии), эффективная дальность огня которой превышала 3 км, в то время как у пушек советских танков – около 2 км. Так, утром 7 июля 460-я бронетанковая бригада АОИ, вооружённая «Магахами», смогла, ведя огонь с предельных эффективных дистанций, подбить несколько египетских танков, не понеся при этом потерь. После боя израильтяне заявили о 67 уничтоженных танках Т-55 и Т-62.


Израильский танк Т-55, ранее захваченный у египтян и подбитый на улицах Суэца
Источник – puerrtto.livejournal.com

8 июля приблизительно 50 «Магахов» 460-й бригады участвовало в танковой атаке двухсот израильских танков, собранных из нескольких танковых бригад. В историографии эта атака получила название «Сражение у моста Эль-Фердан». Этот мост соединял восточный берег Суэцкого канала с западным (Синайским полуостровом) и был разрушен ещё во время Шестидневной войны 1967 года. В ходе атаки один батальон 460-й бригады понёс тяжёлые потери от противотанковых средств египетской пехоты и отступил. Второй, в количестве 25 танков, вместе с танками других бригад пошёл в атаку. Египтяне знали о ней, так как перехватили израильское радиосообщение. Они дали израильскому танковому клину зайти в «мешок» и уничтожили почти все танки фланговым огнём своих Т-55 и Т-54, а также средствами ПТО пехоты. Из 25 «Магахов» из «мешка» вышло только 4. Почти все машины остальных израильских бригад также были потеряны. Израильские танкисты отмечали, что лобовая броня их «Шотов» и «Магахов» не выдерживала попаданий новых снарядов, используемых египетскими Т-54 и Т-55.


Сирийский Т-55 на Голанах, 1973 год
Источник – interestingeventsclub.uol.ua

Тем не менее египтянам не удалось развить свой успех, и вскоре их танковые колонны остановились, а инициатива перешла к АОИ. Мобилизованные резервные израильские танковые дивизии контратаковали египтян, которые после выполнения плана, составленного советскими военспецами, не знали, что делать дальше. В то же время новых приказов от высшего командования не поступало. Вскоре израильтяне прорвались на территорию Египта, и арабским политикам пришлось инициировать мирные переговоры.


Сирийский Т-55 ведёт бой в Ливане, 1982 год
Источник – gspo.ru

Боевая лошадка стран Третьего мира

Следующим арабо-израильским конфликтом, в котором принял участие танк Т-55, стала Ливанская война 1982 года. На тот момент Т-55 сильно устарел, но всё ещё составлял значительную часть танкового парка Сирии, хотя его постепенно вытесняли более новые танки Т-62 и Т-72 . В то же время Израиль продолжал использовать трофейные Т-55 в их модернизированном варианте «Тиран-5». Боевые действия велись между Организацией освобождения Палестины (далее – ООП) и Сирией с одной стороны, и Израилем – с другой. 11 июня 1982 года шли тяжёлые бои в предместьях Бейрута, где оборонялась 85-я отдельная танковая бригада и несколько танковых рот сирийской армии, вооружённых Т-54 и Т-55. Первоначально израильтянам удалось вытеснить сирийские силы из Бейрута и дойти до южной части Бейрутского аэропорта. Но закрепившийся здесь батальон танков Т-54 и Т-55 при поддержке трёх рот спецназа смог остановить израильское наступление.


Колонна индийских танков Т-55 на марше к Дакке, Бангладеш, 1971 год. Виден ложный эжектор
на стволе пушки. Источник – zhjunshi.com

В составе индийских бронетанковых войск танки Т-55 участвовали в Третьей индо-пакистанской войне , в результате которой Бангладеш получил независимость. Во время этого конфликта индийские танкисты добавляли на стволы своих танков ложные эжекторы, чтобы лучше отличать их от пакистанских.

Во время войны во Вьетнаме 1957–1975 годов на завершающем её этапе войска Демократической республики Вьетнам получили от СССР значительное количество танков Т-54Б и Т-55. В частности, 600 единиц Т-55 было поставлено из СССР в период с 1973 по 1975 год – эти машины приняли активное участие в окончательном разгроме армии Южного Вьетнама.


«Коммандос» ВС Южного Вьетнама готовятся сжечь колонну танков Т-55 армии ДРВ, вошедшую в город Вунгтау
Источник – postimg.org

Далее танки Т-55 активно использовались Вооружёнными силами СССР во время войны в Афганистане 1979–1988 годов , а в 90-е годы практически все конфликты на постсоветском пространстве и Балканах происходили с их участием. В условиях боевых действий в гористой местности выяснилось, что Т-55, как и Т-62, имеет недостаточные вертикальные углы наводки орудия. В целом же в этих конфликтах Т-55 показал себя надёжной, но уже устаревшей машиной, поэтому его бронирование усиливали системой навесной динамической защиты «Контакт-1», а также модернизировали прицельные устройства и стабилизатор орудия.

Танки Т-55 состояли на вооружении у Ливии и принимали участие в чадско-ливийских конфликтах и гражданской войне в Ливии 2011 года. По состоянию на июль 2014 года эти танки активно используются обеими сторонами в гражданской войне в Сирии. Кроме того, в Харькове на заводе транспортного машиностроения имени В. А. Малышева разработали вариант модернизации Т-55 с установкой на него систем динамической и активной защиты, в результате чего появилась модель Т-55АМГ. Также харьковские инженеры создали любопытный «гибрид» Т-64 с башней от Т-55 (по крайней мере, известно об одном таком танке). Вполне возможно, что данные машины принимают участие в боевых действиях, которые сейчас идут на Донбассе.


Т-55 ливийской армии ведёт бой в городе Мисурата
Источник – postimg.org


Т-55АГМ – украинский вариант модернизации танка Т-55
Источник – armor.kiev.ua

Т-55 был создан на основе Т-54 и принят на вооружение в 1958 г. Практически одновременно было запущено серийное производство этой машины. За время производства было создано более 60 000 таких машин. Т-55 отличался от своих предшественников рядом новшеств. В первую очередь следует отметить повышение мощности двигателя с 520 до 580 л. с., для более эффективного пуска которого на машине был установлен воздушный компрессор. Компрессор позволял также сохранять ресурс аккумуляторных батарей, не заменяя отработанные воздушные баллоны на заряженные.

Видео взрыва в танке Т-55 во время боев в Ливии

Запас топлива и боекомплекта существенно увеличился за счет использования баков-стеллажей, установленных в носовой части корпуса. Здесь можно было разместить 18 снарядов к пушке и 300 л топлива. Использование плотной компоновки обусловило увеличение суммарной емкости забронированных топливных баков до 680 л. Боекомплект увеличился с 34 до 43 снарядов.

Т-55 обладал полностью герметизированным корпусом, что позволяло ему не только успешно преодолевать водные преграды, но и защищало в условиях ядерного излучения. Усовершенствованное оборудование для подводного вождения обеспечивало машине свободное прохождение через водные преграды, ширина которых достигала 1000 м. Трансмиссия танка включала комбинированные двухрядные бортовые редукторы, в которых один из рядов являлся планетарным. На машине была установлена система противоатомной защиты со счетчиком рентгеновского излучения, термодымовая аппаратура. Конструкторы также оснастили Т-55 автоматической системой ППО «Роса», которая использовала более эффективный, чем углекислота, огнетушащий состав «3,5». На танке были установлены планетарный бортовой редуктор и гидропневматическая очистка смотрового прибора механика-водителя.

В 1960 г. в конструкцию танка были внесены изменения, благоприятно отразившиеся на его технических характеристиках. Именно с этого года в Т-55 стали устанавливаться дублирующий гидропневматический привод управления 19-дисковым главным фрикционом и призменный прибор у наводчика. В 1965 г. изменение претерпела конструкция съемных венцов ведущих колес, поскольку на танке были установлены гусеницы с РМШ. Если первоначально вооружение Т-55 составляли 2 пулемета СГМТ 7,62-мм калибра и пушка Д-10Т2С, у которой пробиваемость кумулятивного снаряда по вертикально расположенной броневой плите составляла 390 мм, то позднее к ним присоединился зенитный пулемет ДШКМ. Значительно позднее на танке был установлен лазерный дальномер КДТ-1 «Нева», а также прицел наводчика ТШС-32ПМ. На основе Т-55 российские конструкторы создали еще несколько удачных моделей.

Командирский танкТ-55К был принят на вооружение в 1959 г. и оснащен дополнительной коротковолновой радиостанцией Р-112, а также бензоэлектрическим агрегатом. Боекомплект этой модели уменьшили на 6 выстрелов и убрали курсовой пулемет.

Средний танк Т-55А. Модель была принята на вооружение в 1962 г. На ней конструкторы установили противорадиационные материалы как снаружи, так и внутри корпуса, что существенно повысило уровень противоатомной защиты машины. На Т-55А не было курсового пулемета. На базе этой машины выпускался командирский танк Т-55АК, который имел усиленную противорадиационную защиту. Средний танк Т-55АМ является модернизацией Т-55А. Здесь установлен комплекс управляемого вооружения 9К116 «Бастион». На машине получили дополнительное бронирование корпус и лобовая часть башни. Еще один вариант Т-55АМ, получивший название Т-55АМВ, лишен дополнительного бронирования и оснащен навесной динамической защитой.

На среднем танке Т-55АД впервые в мире была установлена активная защита, что повысило уровень защищенности танка в несколько раз, сильно не увеличив при этом его массу. На вооружение эта машина была принята в 1983 г. Т-55АД оснастили комплексом активной защиты 1030-М «Дрозд», действие которого заключалось в подрыве, механическом повреждении или отклонении от заданной траектории ПТУР неприятеля. Немаловажное значение при этом приобретал радиолокационный способ обнаружения и сопровождения подлетающего к танку снаряда или гранаты.

По бортам башни располагалось по два блока вооружения с двумя 107-мм защитными снарядами в каждом. Здесь же находились и две радиолокационные станции, размещенные в герметичных броневых корпусах. Подрыв снаряда противника осуществлялся на расстоянии 6,6 м от танка. Комплекс активной защиты работал, как правило, в автоматическом режиме, однако можно было перейти и на ручное управление выстрелом для ликвидации живой силы неприятеля, которая могла находиться вблизи танка.

Огнеметный танк ТО-55 был принят на вооружение в 1960 г. Серийное ее производство стало осуществляться с 1968 г. В отличие от исходной модели танк обладал новой базой и огнеметным вооружением. Вместо спаренного пулемета на ТО-55 в башне был установлен автоматический огнемет АТО-200, стабилизированный вместе с пушкой в двух плоскостях наведения. Именно поэтому прицельное огнеметание можно было производить с места и с ходу со скорострельностью до 8 выстрелов в минуту. Вместо топливных баков-стеллажей в носовой части корпуса был расположен бак для огнесмеси емкостью 460 л. Подвод огнесмеси в башню осуществлялся через вращающееся жидкостное устройство, находящееся на днище в средней части корпуса. Таким образом, боекомплект ТО-55 состоял из 25 выстрелов к пушке, 12 огневых выстрелов к огнемету и 750 патронов к курсовому пулемету. По остальным боевым и техническим данным машина практически не отличалась от Т-55.

Т-55М - результат значительной модернизации среднего танка Т-55. Существенные изменения были внесены в систему защиты танка. К верхнему лобовому листу корпуса здесь приварена специальная конструкция, представляющая собой коробку из броневых листов толщиной 30 мм, внутри которой на расстоянии 30 мм друг от друга расположены 5-мм стальные пластины. Пространство между ними заполнено пенополиуретаном. Дополнительная защита лобовой части башни осуществляется посредством двух блоков, размещенных по краям от амбразуры пушки. Эти конструкции повторяют строение дополнительной брони лобовой части корпуса. На Т-55М также установлены противокумулятивные секционные резинотканевые бортовые экраны толщиной 10 мм.
От действия мин механика-водителя защищает дополнительное бронирование днища, к которому снаружи привариваются каркас и броневые листы толщиной 20 мм. Защита аварийного люка усилена броневой крышкой, перекрывающей его контуры и крепящейся изнутри с помощью гайки через отверстие в основном люке. Между днищем и крышей корпуса справа за механиком-водителем установлен вертикальный брус.
Мощность двигателя В-55У, установленного на Т-55М, достигает 620 л. с. с инерционным наддувом штатными обслуживающими системами. На 40 л. с. мощность двигателя повышает новое устройство впускных коллекторов. В таком коллекторе существует перегородка, которая разделяет поток поступающего воздуха на две части. Одна часть поступает в первые три цилиндра двигателя, другая - в оставшиеся три цилиндра.

Динамический ход опорных катков увеличен до 162-182 мм вследствие использования торсионных валов, сделанных из стали электро-шлакового переплава и прошедших двойной цикл заневоливания. Это позволило существенно улучшить плавность хода машины. Сбрасыванию гусеницы с РМШ мешает специальный ограничительный диск, приваренный к ступице ведущего колеса. Кроме того, из-за повышения высоты грунтозацепов на 5 мм и изменения рисунка опорной поверхности гусеницы Т-55М имеют значительный коэффициент сцепления с грунтом. Длительность ее использования увеличена путем усиления резинометаллических шарниров.
Т-55М сильно отличается от своего предшественника своим вооружением. Он оснащен комплексом управляемого вооружения 9К11С «Бастион», который включает в себя выстрел ЗУБК10-1 с управляемой ракетой 9М117 и аппаратуру управления, состоящую из прицела-прибора наведения 1К13, преобразователя 9С831, блока управления и электронного блока. При этом выстрел ЗУБК10-1 можно разместить в любой боеукладке. Начальная скорость ракеты 400-500 м/с удерживается с помощью маршевой двигательной установки. Ракета управляется посредством полуавтоматической системы наведения по лучу лазера, имеющей усиленную помехозащищенность.

Т-55М оснащен также СУО «Волна», состоящей из лазерного дальномера КДТ-2, баллистического вычислителя БВ-55, прицела ТШСМ-32ПВ и стабилизатора «Циклон» Ml. При этом диапазон измерения КДТ-2 варьируется от 500 до 4000 м, а точность измерения - 10 м.
На вращающемся верхнем погоне основания люка заряжающего находится зенитный пулемет, боекомплект для которого, состоящий из 300 патронов, располагается снаружи на правом борту башни. Пушка снабжена теплозащитным кожухом, который снижает влияние неравномерного нагрева на изгиб трубы ствола.
Модели Т-55М, оснащенные двигателем В-46-5М, получившие название Т-55М-1, имели навесную динамическую защиту.
Т-55 послужил базой и для создания специальных военных машин. Так, шасси танка использовались для создания мостоукладчика МТУ-20. Некоторые Т-55 переконструировали для работы с минным катковым тралом ПТ-55, бульдозером БТУ-55, плавсредствами ПСТ-63. Сам Т-55 и его варианты экспортировались в 40 стран мира. Танк долгое время выпускался по лицензии в Чехословакии и Польше. Только в 1994 г.
Т-54 и Т-55 были сняты с вооружения. Всего было произведено около 70 000

Тактико-технические характеристики танка Т-55

Фото танка Т-55



Это интересно

Танк Т-55А с усиленной противоатомной (противорадиационной) защитой был создан на базе Т-55 в 1961 г, в ОКБ-174 завода №174 (Омск) под руководством главного конструктора А.А.Морова в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №141-58 от 17 февраля 1961 г. При проектировании он имел обозначение «Объект 607». Параллельно работы по повышению противорадиационной защиты танка («Обьект 155А») велись в КБ завода №183 (Нижний Тагил). Ведушим инженером машины являлся Ю.А.Лежовский.

Первый опытный образец танка «Объект 155А», изготовленный заводом №183, прошел сравнительные испытания в период с 20 по 30 августа 1961 г. в районе г. Теджен (ТуркВО). В конце 1961 г, успешно выдержал полигонные испытания опытный образец машины «Объект 607» завода №174, собранный во второй половине того же года. По результатам испытаний оба танка приказом министра обороны СССР №92 от 16 июля 1962 г. были приняты на вооружение Советской Армии под маркой Т-55А («Объект 155А»). Серийное производство машины на заводе №174 под своим заводским обозначением «Объект 607» началось в 1962 г. и продолжилось во втором послевоенном периоде (по 1978 г,). Кроме того, выпуск Т-55А в небольшом количестве осуществлялся и на заводе им. В.А. Малышева в 1963-1964 гг. Всего до конца 1965 г. изготовили 1437 танков.

Повышение уровня противоатомной защиты Т-55А по сравнению с базовым Т-55 было достигнуто за счет установки противорадиационных материалов внутри (подбой) и снаружи (надбой) обитаемых отделений. Введение подбоя и надбоя в совокупности с броневой защитой и системой ПАЗ существенно повысило защиту экипажа танка от воздействия поражающих факторов ядерного взрыва. Подбой и надбой изготавливались в виде отдельных элементов, конфигурация которых обеспечивала плотное прилегание к броневым деталям корпуса и башни. Элементы подбоя, размещавшиеся внутри корпуса и башни танка, крепились на бонках, приваренных к броне корпуса и башни, винтами с упорными и стопорными шайбами. Зазоры между стыками элементов подбоя заполнялись полосами из такого же материала, как и подбой, и были заклеены стеклотканью. Элементы надбоя, устанавливавшиеся снаружи, закрывались стальными защитными кожухами, соединенными с броневыми деталями корпуса и башни с помощью сварки и винтов.

В корпус танка подбой монтировался на верхнем и нижнем лобовых броневых листах - от левого борта до переднего топливного бака; на левом борту - от перегородки моторно-трансмиссионного отделения до наклонных броневых листов носовой части корпуса; на правом борту - от моторной перегородки до бака-стеллажа и на крыше отделения управления. Подбой и надбой также располагались на крышках люков механика-водителя и заряжающего. В башне танка подбой устанавливался на всей внутренней поверхности. Кроме того, на крыше башни снаружи между люками крепился надбой в защитном кожухе. Надбоем с защитными кожухами оборудовались также основание командирской башенки и крышка ее люка.

В связи с установкой подбоя был введен ряд изменений в устройстве и размещении оборудования танка. К их числу относились:

Установка сиденья механика-водителя, обеспечивавшая более низкое его расположение. Под сиденьем имелось углубление, образованное прямоугольным вырезом в днище корпуса и накладкой, приваривавшейся к днищу снизу. В накладке имелись проушины для крепления сиденья;

Введение системы гидропневмоочистки для одного (левого) смотрового прибора механика-водителя вместо двух;

Отсутствие вентиляционного лючка в крышке люка механика-водителя:

Перемещение переключателя блокировки электропривода башни с люком механика-водителя со стакана механизма закрывания крышки люка на левый борт корпуса, а также счетчика моточасов и автомата системы ПРО - на левую стенку стеллажа аккумуляторных батарей. Сместили вправо и гирополукомпас ГПК-48;

Установка вместо прибора наблюдения МК-4 заряжающего с передвижной призмой, позволявшей вести наблюдение назад, прибора МК-4М увеличенной перископичности без передвижной призмы;

Приварка броневого полукольца на крыше башни у основания командирской башенки для крепления защитного кожуха надбоя, а также защитных кожухов надбоя сверху на крышках люков командира и заряжающего. В кожухе надбоя крышки люка командирской башенки имелось окно, закрывавшееся крышкой с надбоем, соединенной шарниром с крышкой сигнализационного лючка;

Перенос одного магазина-коробки пулемета СГМТ с перегородки МТО на щиток стеллажа аккумуляторных батарей, а сумки с магазинами к автомату АК-47 - на правый борт башни под двухместную укладку выстрелов,

Средний танк Т-55А

Состав основного оружия и системы управления огнем, боекомплект (за исключением боекомплекта к вспомогательному оружию), броневая защита, силовая установка, трансмиссия и ходовая часть T-55A по сравнению с базовой машиной остались без изменений. В боекомплект танка входили 43 унитарных выстрела к пушке Д-10Т2С, 2750 патронов к спаренному пулемету СГМТ. Кроме того, в боевом отделении укладывались автомат АК-47 со 180 патронами, 12 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с шестью сигнальными патронами. Для обеспечения большей скорострельности и удобства работы заряжающего при стрельбе из пушки рекомендовалось в первую очередь использовать один выстрел, располагавшийся на полу боевого отделения, затем - два выстрела с правого борта башни. Остальные выстрелы применялись в прежней очередности. Некоторые изменения претерпела укладка ЗИП: антенна в чехле теперь размешалась на перегородке МTO сверху над боеукладкой, приборы наводчика - справа на стеллаже магазинов-коробок пулемета СГМТ под пушкой, передняя рама с защитным стеклом прожектера ОУ-3 - в башне справа за двухместной укладкой и питьевой бачок - сзади на рамке магазина-коробки у пулемета.