Меню
Бесплатно
Главная  /  Возраст  /  Как рассчитать сбор за пользование водными ресурсами? Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов Часто задаваемые вопросы по сбору за пользование водными ресурсами.

Как рассчитать сбор за пользование водными ресурсами? Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов Часто задаваемые вопросы по сбору за пользование водными ресурсами.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Ситуация 1.

Организация ООО « Микоян » получила в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Республики Татарстан. По этому разрешению организация изъяла из среды обитания следующие объекты животного мира:

Лось - 12 штук, в том числе 2 шт. в целях проведения научных исследований в соответствии с законодательством Российской федерации;

Кабан - 20 шт., в том числе 5 шт., в возрасте до одного года;

Глухарь - 16 шт.

Задача: определить сумму сбора за пользование объектами животного мира.

1500 руб./шт. * 0 шт. = 0 руб. - за лосей изъятых в целях проведения научных исследований.

1500 руб./шт. * 10 шт. = 15000 руб. - за лосей изъятых в обычных целях.

450 руб./шт. * 15 шт. = 6750 руб. - за взрослых кабанов.

450 руб./шт. * 50% * 5 шт. = 1 125 руб. - за кабанов в возрасте до одного года.

100 руб./шт. * 16 шт. = 1600 руб. - за глухарей.

15000 руб. + 6750 руб. + 1 125 руб. + 1600 руб. = 24 475 руб. - организация должна заплатить сбор за изъятие животных.

Обоснование.

Ставки сборов за каждый объект животного мира устанавливаются в соответствии с п. 1 статьи 333.3 НК РФ.

По п. 2 статьи 333.3 НК РФ при изъятии молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных ставки сбора за пользование объектами животного мира устанавливаются в размере 50 процентов ставок.

В соответствии с п. 3 статьи 333.3 НК РФ ставки сбора за каждый объект животного мира, указанный в пункте 1 настоящей статьи, устанавливаются в размере 0 рублей в случаях, если пользование такими объектами животного мира осуществляется в целях:

Охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава объектов животного мира, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов животного мира, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти;

Изучения запасов, а также в научных целях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, за лосей изъятых в целях проведения исследований в соответствии с законодательством РФ организация платит сбор по ставке 0 рублей за каждый изъятый объект. За остальных лосей будет платить сбор по обычной ставке.

За кабанов в возрасте до одного года берется ставка сбора в размере 50 процентов ставок. Поэтому организация за 3 шт. платит в размере 50 процентов от обычной ставки, за 12 шт. платит по обычной ставке.

За глухарей организация платит по обычной ставке.

Ответ: 24 475 руб.

сбор животное водный взнос

Ситуация 2.

ЗАО « Щедрый берег » выловила рыбу (артемия - 150 тыс. тонн, гаммарус - 30 тысяч тонн, барабуля - 70 тысяч тонн) в водах Азово-Черноморского бассейна за три месяца действия лицензии; 0,005 % улова передано научной организации для исследований. Организация является поселкообразующей.

Задача: исчислить сумму сбора, определите порядок и сроки его уплаты.

Решение: поскольку 0,005% улова передается научной организации, при расчете суммы сбора к соответствующему объему улова применяется ставка 0%.

150000 * 0,005% = 7,5 т - артемия.

30000 * 0,005% = 1,5 т - гаммарус.

70000 * 0,005% = 3,5 т - барабуля.

Остальной улов будет облагаться по ставкам 15% ставок сбора, установленных для всех категорий плательщиков, так как организация является поселкообразующей.

Артемия - 7,5 * 0% + (150000 - 7,5) * 2000 * 0,15 = 44 998 (тыс. руб.).

Гаммарус - 1,5 * 0% + (30000 - 1,5) * 1000 * 0,15= 4 500 (тыс. руб.).

Барабуля - 3,5 * 0% + (70000 - 3,5)* 1800* 0,15= 18 899 (тыс. руб.).

Общая сумма сбора составит: 44 998 + 4 500 + 18 899 = 68 397 (тыс. руб.).

По законодательству уплата производится в виде разового и регулярного взносов. Разовый взнос составляет 10% от суммы исчисленной суммы и уплачивается при получении лицензии:

Артемия - 44 998* 0,1 = 4499,8 (тыс. руб.).

Гаммарус - 4 500* 0,1= 450 (тыс. руб.).

Барабуля - 18 899* 0,1 = 1889,9 (тыс. руб.).

Оставшаяся сумма будет уплачиваться равными долями не позднее 20-го числа каждого месяца.

Артемия - (44 998 - 4 499,8) : 3 = 13 499,4 (тыс. руб.).

Гаммарус -(4 500 - 450) : 3 = 1 350 (тыс. руб.).

Барабуля - (18 899 - 1 889,9) : 3 = 5 669,7 (тыс. руб.).

Обоснование.

Согласно п. 6 ст. 333.3 НК РФ ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, указанный в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, устанавливаются в размере 0 рублей в случаях, если пользование такими объектами водных биологических ресурсов осуществляется при:

Рыболовстве в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов;

Рыболовстве в научно-исследовательских и контрольных целях.

В соответствии с п.7 ст. 333.3 НК РФ ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, указанный в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а также для российских рыбохозяйственных организаций, в том числе рыболовецких артелей (колхозов), устанавливаются в размере 15 процентов ставок сбора, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

По п. 2 ст. 333.5 НК РФ плательщики, указанные в пункте 2 статьи 333.1 настоящего Кодекса, сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивают в виде разового и регулярных взносов, а также в случаях, предусмотренных настоящей главой, - единовременного взноса.

Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10 процентам.

Уплата разового взноса производится при получении разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.

Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, уплачивается в виде единовременного взноса не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

Вывод. Таким образом, за часть улова которая передается научной организации применяется ставка 0%.

Поскольку организация поселкообразующая, то она будет платить только 15% от сбора.

Организация сначала уплачивает 10 % от суммы в виде разового платежа, а остальную часть равными долями не позднее 20-го числа каждого месяца.

Ответ: 68 397 (тыс. руб.).

Ситуация 3.

В апреле 2012 года ООО « Матрос » было получено разрешение на вылов палтуса черного и трески в Белом море. Организацией было выловлено 30 тонн палтуса черного и 60 тонн трески.

Задача: определить сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащую уплате в бюджет; сумму сбора при условии, что организация является градообразующей.

1. За 1 тонну палтуса черного сбор составляет 7000 рублей.

7000 рублей/тонна * 30 тонн = 210 000 рублей.

За 1 тонну трески сбор составляет 5000 рублей.

5000 рублей/ тонна * 60 тонн = 300000 рублей.

Общая сумма сбора: 210 000 + 300 000= 510 000 рублей.

2. При условии что организация градообразующая, она должна будет заплатить только 15% от суммы сбора:

Палтус черный: 7000 рублей/тонна * 30 тонн * 0,15= 31 500 рублей.

Треска: 5000 рублей/ тонна * 60 тонн * 0,15= 45 000 рублей.

Общая сумма сбора: 31 500 + 45 000 = 76 500 рублей.

Обоснование.

Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, за исключением морских млекопитающих, устанавливаются по п. 4 ст. 333.3 НК РФ.

В соответствии с п. 7 ст. 333.3 НК РФ ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, указанный в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а также для российских рыбохозяйственных организаций, в том числе рыболовецких артелей (колхозов), устанавливаются в размере 15 процентов ставок сбора, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

Вывод. Таким образом, если организация не является градообразующей, то она уплачивает сбор по ставкам указанным п. 4 ст. 333.3 НК РФ.

Если же организация является градообразующей то она платит в соответствии с п. 7 ст. 333.3 НК РФ сбор в размере 15 % от ставок указанных в п. 4 ст. 333.3 НК РФ.

Ответ: 510 000 рублей и 76 500 рублей.

1. Организация изъяла из среды обитания лосей в количестве 15 штук. Из них 2 шт. пошли на научные исследования в соответствии с законодательством РФ. 3 шт. из них были в возрасте до одного года. Определите сумму налога, если налоговая ставка 1500 рублей за животное.

а) 16500 рублей;

б) 15000 рублей;

в) 18000 рублей;

г) 17250 рублей.

2. Организация выловила осетров из Каспийского моря 15 тысяч тонн. Организация является градообразующей. Из них 10% пошли научные исследования. Сколько составит сумма налога?

а) 82500 тыс. руб.

б) 72345,7 тыс. руб.

в) 11137,5 тыс. руб.

г) 12375 тыс. руб.

3. При изъятии молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных для научных исследований будет устанавливаться:

а) 50% от установленной в НК РФ;

б) в пятикратном размере;

в) 0 рублей;

г) в двукратном размере.

С января 2004 года в РФ изменилась система взимания платежей за пользование объектами природной среды (животных и водных ресурсов) – был введен единый сбор, приравненный к налоговым обязательствам. Указанным сбором облагаются только объекты, на добычу и использование которых выдается специальное разрешение. Разберем общие правила расчета и перечисления указанного вида платежей.

Общие сведения про сбор за пользование животного мира и водных биологических ресурсов

До 2004 года вместо современного сбора существовало два вида платежей:

  • плата за пользование животными объектами;
  • квоты на вылов водных ресурсов.

Существовавшая система была неэффективной и создавала предпосылки для коррупционных действий. Введенный сбор распространяется на все виды субъектов, в том числе физических лиц.

Понятие и характеристика

Рассматриваемый сбор отнесен к обязательным федеральным платежам, однако не является налогом. Обязанность по уплате указанного вида платежа распространяется на всю территорию РФ, при этом принятие дополнительных региональных или местных нормативных актов не требуется.

Под пользованием понимается добыча указанных объектов и ресурсов в естественных условиях – в лесах, на полях, в водных зонах и территориях, и т.д. Следовательно, при разведении указанных объектов в искусственных условиях сбор не уплачивается. Кроме того, сбор подлежит уплате при добыче не всех видов объектов и ресурсов, а только таких, для которых должно выдаваться специализированное разрешение (оно выдается уполномоченными федеральными ведомствами).

Нормативное регулирование

Для введения в действие нового сбора, в 2003 году Налоговый кодекс РФ был дополнен главой 25.1 (ст. ст. 333.1-333.7 НК РФ). Дополнительно, при расчете суммы платежа, учитываются следующие законодательные акты:

  • Федеральный закон № 52-ФЗ;
  • Федеральный закон № 191-ФЗ;
  • Федеральный закон № 187-ФЗ.

Указанные акты федерального значения не могут изменять или отменять порядок уплаты сбора или его размер, однако регламентируют условия выдачи разрешений и правила добычи указанных животных и водных объектов.

Объекты

Перечень объектов, за изъятие которых из природной сферы которыми предстоит уплачивать сбор, регламентирован ст. 333.2 НК РФ:

  • объекты животной сферы , для изъятия которых из естественной среды требуется специальное разрешение – перечень таких объектов утверждается на федеральном уровне;
  • водные ресурсы биологического характера , которые извлекаются из естественной среды на основании специального разрешения.

В состав объектов, за которые уплачивается сбор, не входят животные и водные биологические ресурсы, извлекаемые из природной среды для личного использования малочисленных и коренных народностей. Перечень таких льготных категорий также регламентирован законодательными актами. Помимо этого, не будет взиматься платеж за объекты, извлекаемые иными субъектами, для которых рыболовство и охота являются основным признаком существования.

Порядок и сроки уплаты сборов

Плательщики

В ст. 333.1 НК РФ перечислены категории субъектов, на которых распространяется обязанность по уплате указанного сбора:

Признать плательщиком сбора можно только субъект, который обратился за .

Если пользования происходит без разрешительной документации, виновное лицо будет обязано возместить ущерб природной среде в виде штрафных санкций.

Проблемы сбора

Основные сложности с начислением и удержание сбора заключаются в безлицензионном пользовании животными и водными объектами и ресурсами. Добыча без разрешения признается браконьерством и карается по нормам УК РФ или КоАП РФ, однако выявить факт такого нарушения и установить виновных лиц крайне сложно.

Наиболее ценные породы животных и водных объектов добываются в труднодоступных местах, где отсутствуют на постоянной основе правоохранительные или иные уполномоченные органы. По этой причине, существенная доля изъятых ресурсов животного и водного мира не охватывает разрешениями, и, соответственно, сбором по НК РФ. Кроме того, даже при наличии разрешения субъекты, добывающие ресурсы, могут занижать их объемы и количество.

Сбор за спецводопользование описан в видео ниже:

Оплата налога

Тарифы для расчета рассматриваемого платежа утверждены ст. 333.3 НК РФ и определяются следующим образом:

  • для животных объектов – за единицу (одно животное), разрешенную к добыче;
  • для водных ресурсов биологического характера – за одну тонну.

Например, за одного добытого лося, на которого выдано разрешение, придется уплатить 1500 руб., а за одну тонну трески – 3000 рублей. За изъятие молодых копытных животных (в возрасте до года) из дикой природной среды размер ставки увеличивается на 50%.

Если добыча осуществляется с целью охраны населения или защиты от эпидемиологических заболеваний, сумма ставки за сбор будет равно 0 рублей. Аналогичным образом, не нужно уплачивать сбор при добыче указанных объектов для целей научного исследования, либо для определения их запасов. Отдельные категории льгот предусматриваются для рыбохозяйственных предприятий и колхозов и иных аналогичных структур.

Сумма сбора рассчитывается при выдаче разрешения на добычу и перечисляется в бюджет в виде однократного или разового платежа. Если оплата осуществлялась в виде авансового разового платежа, оставшуюся сумму нужно перечислять пропорциональными долями в бюджет не позднее 20-го числа каждого месяца в течение всего срока действия разрешительного документа.

Граждане перечисляют сбор по месту расположения ведомства, выдавшего разрешение на добычу или охоту. Субъекты предпринимательской деятельности перечисляют сбор за изъятие объектов из водной сферы на территории, где были поставлены на учет в ИФНС, а за объекты животной сферы – по месту расположения органа, выдавшего разрешительный документ.

С 2004 года НК РФ ввел сбор за использование объектов мира животных. Этот налог входит в категорию федеральных, поэтому подлежит обязательной уплате во всех федеративных субъектах нашей страны.

Как и у любого сбора такого уровня, у него имеются свои налогоплательщики. Это касается юридических и физических лиц (под последними имеются в виду граждане и индивидуальные предприниматели), получивших согласно установленному законодателем порядку документ, разрешающий заниматься добычей животных в России.

Объекты налогообложения

Статья 25.1 вышеозначенного кодекса перечисляет, какие животные и птицы входят в категорию разрешенных для охоты, они и являются объектами налогообложения.

Не являются налогоплательщиками по российскому Налоговому кодексу коренные малочисленные народы, живущие на Севере, сибирских территориях и на Дальнем Востоке, представители которых могут безвозмездно удовлетворять личные нужды путем охоты и рыбалки.

Перечень этих малочисленных народов утверждается в Правительстве Российской Федерации.

Права на безвозмездное пользование объектами животного мира распространяются лишь на те объемы животных, птиц и рыб, которые добываются, чтобы удовлетворить свои личные нужды в пределах территорий регионов, где традиционно проживают и ведут хозяйственную деятельность эти народы.

Каждый властный исполнительный орган в своем субъекте устанавливает лимит на добычу животных и птиц , который бы удовлетворял личные нужды. Этот лимит подлежит согласованию с соответствующим уполномоченным федеральным исполнительным органом.

Все нюансы данного налога вы можете узнать из следующего видео:

Как получить разрешение на добычу?

В 2015 году разрешения на охоту в пределах Российской Федерации стали выдаваться по-новому, изменилась и форма бланка такого документа. Это явилось результатом реализации ранее принятого изменения в Федеральном законе №209 от 2009 года, которым регламентируется процесс охоты.

Для того чтобы получить разрешение, позволяющее добывать охотничьи ресурсы в угодьях общего доступа, нужно обратиться с соответствующим заявлением к уполномоченному исполнительному властному органу субъекта Российской Федерации.

Для доступа в закрепленные охотничьи угодья разрешение выдается охотпользователем.

Существует как письменная форма подачи заявления, так и электронная, использующая возможности интернет-ресурсов. Российским Министерством природных ресурсов разработана обновленная форма бланков охотничьих разрешений.

Они представлены четырьмя видами:

  • для охоты на копытных;
  • на медведя;
  • на пернатых;
  • на пушных зверей.

Две первые группы выполнены на бланках, имеющих полиграфическую защиту, чтобы их невозможно было подделать. Добыча пернатых, в свою очередь, может осуществляться по двум типам документов. По первому осуществляются любительский и спортивный виды охоты, по второму допускаются другие виды.

Бланки для охоты на пушного зверя представлены тремя типами:

  • для любительской и спортивной охоты;
  • для промысловой;
  • для остальных видов охоты.

Разрешение по добыче массовых видов охотничьих ресурсов новой формы позволяет добывать вписанные различные виды птицы и пушного зверя в течение всего охотничьего сезона лишь один раз уплатив государственную пошлину.

Новая форма дает возможность беспрепятственного посещения всех общедоступных охотничьих угодий, разбросанных по разным районам единого субъекта Федерации.

Ставки налога и льготы

Для каждого вида объекта животного мира установлена своя ставка. Единица облагаемой базы определена в рублевом выражении. Эта ставка является единой по всей стране , независимо от мест распространения конкретных видов животных.

К примеру, размер минимальной ставки, предусмотренной за добычу тетерева, равен двадцати рублям, а величина максимальной ставки, которая применяется к добыче овцебыка, составляет 15 тысяч рублей.

Существует два вида льготных ставок:

  • нулевая;
  • пятидесятипроцентная.

Применение первой происходит, если целью охоты является:

  • охрана здоровья людей;
  • ликвидация факта угрозы человеческой жизни;
  • регулирование видовых составов животных;
  • воспроизводство видов животных по разрешению уполномоченных исполнительных органов;
  • научные задачи, решаемые в рамках российского законодательства.

Пятидесятипроцентную ставку от общепринятой применяют при отстреле молодых особей стадных копытных, не достигших годовалого возраста.

Как отмечалось выше, налог не берется с представителей коренного малочисленного северного, сибирского и дальневосточного народа, а также лиц, не подпадающих под эту категорию, но проживающих в местностях, существующих только за счет охоты и рыбалки. Для предоставления этой льготы в российском паспорте необходима регистрация, подтверждающая проживание в соответствующем регионе.

Способ расчетов и уплаты

Применяется следующая формула расчета суммы сбора: размер налога = ставка сбора * число добытых особей.

Выплата взноса осуществляется в момент оформления разрешения на охоту в пределах территории субъекта, где находится уполномоченный орган.

Отчетность

Гражданам, как физическим лицам, нет необходимости предоставления налоговым службам информации о приобретенных разрешениях на охоту.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, получившим разрешения, в течение десятидневного срока необходимо сообщить в налоговую инспекцию информацию о фактической сумме, уплаченной в рамках сбора, и общей сумме, подлежащей к оплате.

В дальнейшем, по окончании сроков документов у них появляется возможность зачета или возврата суммы налога по неиспользованным разрешениям.

(Глава 25.1 НК )

Включают два сбора:

1) сбор за пользование объектами животного мира;

2) сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Плательщики – юридические и физические лица, получающие лицензии на пользование соответствующими объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром (Федеральный закон № 52-ФЗ от 24.04.1995 г. «О животном мире» ):

  • рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;

    добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства и др.

Ставки сбора установлены статьей 333.3 НК в зависимости от вида объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов.

Сумма сбора за пользование объектами животного мира уплачивается при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира в полном размере.

Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается в виде разового и регулярных взносов. Сумма разового взноса определяется как 10 процентов от исчисленной суммы сбора и уплачивается при получении разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов по лицензии (разрешению), не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии (разрешения)представляют в налоговый орган сведения о полученных лицензиях (разрешениях), суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов. Для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, отчетность не предусмотрена.

3.6. Водный налог

(Глава 25.2 НК )

Налогоплательщики – организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (после 1.01.2007 г.).

Таблица 9

Объекты налогообложения и налоговая база по водному налогу

Объект налогообложения

Налоговая база

Забор воды из водных объектов

объем воды, забранной из водного объекта, в тыс. куб. м.

Использование акватории водных объектов (за исключением лесосплава в плотах и кошелях)

площадь предоставленного водного пространства, в кв.км.

Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

количество произведенной электроэнергии, в тыс. кВт∙ч

Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях

произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100, в тыс. куб.м. / 100 км

Перечень видов водопользования, не признаваемых объектами налогообложения, установлен в п.2 ст. 333.9 НК .

Особенности определения налоговой базы :

1) При заборе воды – объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

Данный объем определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

2) При использовании акватории водных объектов – площадь предоставленного водного пространства.

Данная площадь определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.

Налоговый период – квартал.

Налоговые ставки (ст. 333.12 НК ) устанавливаются дифференцировано в зависимости:

а) от вида водопользования;

б) от экономического района;

в) от бассейна рек, озер, морей.

Начиная с 2015 года ставки водного налога будут увеличиваться (индексироваться) на 15% ежегодно.

Налог уплачивается, а также декларация в налоговый орган представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сбор за пользование объектами водных и биологических ресурсов относится к категории сборов за пользование природными ресурсами. Его порядок и размер регулируется законом, а сроки сбора – местным законодательством. В статье мы рассмотрим что входит в сбор за пользование водными ресурсами, как проводится расчет платежа.

За что производится сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов?

Объекты водных и биологических ресурсов – это общая формулировка для определения данного вида сборов. Рассмотрим, что она включает в себя:

  1. За добычу рыбы, а также иных морских животных или растений.
  2. Работа над созданием и нормализацией документации по составу и свойствам вод, используемых в водоемах с рыбой.
  3. За осуществление рыбохозяйственных научных исследований, которые проводятся в целях оценивания запасов, а также дальнейшей разработки рекомендаций по оптимизации использования водных биоресурсов.
  4. Реализация культивирования водорослей, моллюсков и т.д. в водоемах и водохранилищах естественного типа.
  5. Восстановление водных ресурсов в водоемах и водохранилищах, существующих в естественных природных условиях.
  6. Помощь в адаптации к водным условиям для моллюсков, водорослей и т.д.

Именно эти виды деятельности облагаются сбором по той причине, что они подлежат лицензированию. Без лицензирования и своевременной уплаты сбора реализация такой деятельности является незаконной и может повлечь за собой уголовную ответственность. Читайте также статью: → , → (платится при неспособности предприятия утилизировать продукцию).

Особенности сбора

Для того, чтобы наглядно рассмотреть особенности сбора за пользование объектами водных и биологических ресурсов, обратимся к следующей таблице:

Рассматриваемая особенность Описание
Плательщики сбора Плательщиками сбора считаются физические и юридические лица, реализующие деятельность по отношению к водных ресурсам, в т.ч. биологическим водным ресурсам, подлежащую лицензированию. Подобная деятельность может осуществляться на территории внутренних вод, территориального моря, на континентальном шельфе РФ, в районах архипелага Шпицбергена, а также в Каспийском, Баренцевом и Азовском морях.
Объекты обложения сбором Согласно современному законодательству, объектами данного вида сбора являются те объекты, вылов которых осуществляется на основании добычи водных биоресурсов, а кроме того, те объекты, которые подлежат изъятию из их естественной среды обитания как разрешенный прилов.
Исключения Обложению сбором не подлежит добыча водных биоресурсов лицами, для которых рыбалка и охота является основой существования (малочисленные народности Севера, Сибири, Дальнего Востока, а кроме лица, проживающие на их территории).
Зачет/ возврат сумм сбора В течение 10 дней после получки разрешения на реализацию деятельности ИП, физическое или юридическое лицо обязуется подать в налоговый орган пакет документов, подтверждающих возможность получения возврата/ зачета суммы сбора. Если на момент окончания действия разрешения оно не было реализовано, то лицо, его получившее, может обратиться в налоговый орган, чтобы получить зачет/ возврат.

Законодательная база

Наиболее полную информацию о том, как и на каких условиях происходит выплата сбора, можно получить из действующих документов современного законодательства. Только некоторые среди них определяют и регулируют сбор за пользование водными ресурсами. Рассмотреть их наглядно поможет следующая таблица:

Документ Важная информация для плательщика
Налоговый кодекс 333 статья кодекса включает в себя общую необходимую информацию о данном виде сбора, в том числе: объекты и субъекты сбора, установленные по сборам ставки, сроки выплат и их зачисление, существующие порядки исчисления и т.д. НК является главным документом в РФ, который занимается регулированием и установкой основных правил по выплатам данного вида сборов. Поэтому для каждого лица, имеющего лицензию на реализацию деятельности по отношению к водным ресурсам, необходимо ознакомление с данным документом.
Федеральные законы РФ Существующие ФЗ РФ – это актуальные документы, устанавливающие более точную и подробную информацию о данном виде выплат. Известно множество таковых ФЗ, но среди наиболее важных из них можно выделить, например, ФЗ №166 (получение разрешения на реализацию деятельности).

Возникновение законодательной базы, регулирующей особенности и нюансы сбора за пользование водными ресурсами, относят к 2004 году. С тех пор законы изменялись и модернизировались. На сегодняшний день действуют законы, установленные в 2014 году.

Как рассчитать сумму платежа? Пример

Сумма выплаты зависит от индивидуальных особенностей, в которых работает физическое или юридическое лицо. Поэтому в разных условиях сбор будет соответственно разным. Для его вычисления в современном законодательстве существует специальная форму, позволяющая без труда самостоятельно вычислить свой личный сбор. Эта формула выглядит следующим образом:

Размер сбора = Процентная ставка* Количество объектов

Процентная ставка устанавливается своя для каждого вида объекта, на котором происходит работа. Таким образом, для того, чтоб осуществить подсчет, необходимо знать район, в котором осуществляется промысел; разновидность объекта, в отношении которого осуществляется промысел, а также полученный объем.

Рассмотрим следующий пример, на котором ясно, как правильно подсчитать сбор. В Баренцевом море осуществляется добыча трески. Количество полученной рыбы составляет 300 тонн. Получается, что сбор = 5000 (ставка за 1 тонну добытой трески) * 300 = 1 500 000 рублей.

Все данные, необходимые для самостоятельного осуществления подсчета сбора, можно уточнить в районном отделении налоговой службы. Кроме того, можно попросить сотрудников налоговой инспекции произвести подсчет или помочь с вычислениями.

Порядок предоставления данных

Данные, которые необходимо предоставить при реализации деятельности в отношении водных ресурсов, в т.ч. биологических, делятся на два типа. Это данные о полученных разрешениях, а также данные об итогах деятельности. При том физические лица не должны предоставлять в налоговый орган информацию о полученных разрешениях. Для физических и юридических лиц это действие является обязательным. Представим данные о предоставлении разных типов информации в формате таблицы:

Разновидность данных Правила, сроки и особенности подачи
Данные о полученном разрешении на деятельность Предоставляются в налоговый орган на протяжении 10 дней после получения. Кроме разрешения необходимо предоставить данные о подлежащих уплате суммах сбора в виде регулярных и одноразового взносов.
Данные необходимо представить в форме установленного образца, которую возможно найти на официальном сайте Налоговой инспекции.
Данные о результатах промысла (количестве прилова) Такого типа данные предоставляются в обязательном порядке в налоговый орган в месяц, следующий за месяцем окончания действия разрешения. Последним числом для предоставления данных считается 20 число этого месяца.

Согласно современному законодательству, у плательщика сбора нет прав на то, чтобы претендовать на возврат переплаты, корректировать сумму установленного сбора самостоятельно, а также производить выплаты в соответствии с фактическими результатами вылова.

Особенности платежа и условия законодательства. Пример

В случае, если необходимые данные о получении разрешения на реализацию деятельности или результатах работы не будут предоставлены в срок, тогда придется уплатить штраф в размере 200 рублей за каждый непредоставленный документ. Также предусмотрен штраф не неуплату сбора либо просрочку выплаты. Сама непосредственная обязанность в выплате сбора обуславливается не выловом водных биоресурсов, а фактом выдачи разрешения на реализацию данной деятельности.

Существует три типа сборов, установленных для данной деятельности:

  • единовременный. Взнос выплачивается в месяц, следующий за окончанием действия разрешения, но не позднее 20 числа.
  • регулярный. Высчитывается по формуле: (сумма сборов – сумма разового сбора)/ продолжительность действия разрешения (в месяцах).
  • разовый. Взнос выплачивается при получении разрешения на добычу и составляет 10% от исчисленной суммы сбора.

Обратимся к следующему примеру поэтапных расчетов для каждого из типов взносов.

  1. Данные для расчетов. Промысел ведется в Баренцевом море в отношении трески, объем добычи составляет 200 тонн, а прилова – 100 тонн, ставка тонны добычи составляет 5000 рублей, а 1 тонны прилова – 20 рублей. Продолжительность действия разрешения составляет 9 месяцев.
  2. Сумма сбора составит 1 000 000 рублей (5000 рублей * 200 тонн добычи трески).
  3. Разовый сбор составит 1 000 000 * 10% = 100 000 рублей.
  4. Регулярные платежи осуществляются каждый месяц и составляют 1 000 000 – 100 000 (разовый сбор) = 900 000 рублей; 900 000 / 9 (месяцы действия разрешения) = 100 000 рублей ежемесячный взнос. Единовременный сбор = 20 * 100 = 2000.

Учет льготных категорий граждан при уплате налога

В отношении лиц, выплачивающих сбор, действуют определенные законом льготы. При этом известен ряд разновидностей льгот, когда лица полностью освобождаются от уплаты сбора, и когда получают скидку на его выплату:

  1. Полностью освобождаются от уплаты представители малочисленных народностей, проживающие на территории Сибири, Севера, Дальнего Востока, перечень которых утвержден Правительством РФ. Также от сбора освобождаются лица, постоянно проживающие на этих территориях, для которых добыча рыбы и охота является основой существования.
  2. Ставка 0% предоставляется лицам, которые используют рыболовство для акклиматизации или воспроизводства водных биоресурсов. Аналогичная ставка предоставляется тем, кто осуществляет рыболовство в контрольных либо научно-исследовательских целях.
  3. Ставка 15%. Предоставляется рыбохозяйственным организациям, утвержденным правительством РФ; российским рыбохозяйственным организациям; рыболовецким артелям; индивидуальным предпринимателям, чья деятельность соответствует деятельности рыбохозяйственных организаций.

Уточнить, относитесь ли вы к льготным категориям граждан, можно в районном отделении налоговой инспекции.

Часто задаваемые вопросы по сбору за пользование водными ресурсами

Вопрос №1. Кому платить установленный сбор?

Физические лица платят сборы по адресу органа, выдавшего разрешение на реализацию деятельности (кроме ИП). Юридические лица и ИП платят сбор по месту своего учета.

Вопрос №2. Кто выдает разрешения на реализацию деятельности?

Разрешение на реализацию деятельности выдаются Федеральным агентством по рыболовству после подачи физическим или юридическим лицом соответствующего зявления.

Вопрос №3. От чего зависит ставка сбора?

Ставка сбора осуществляется Налоговым кодексом РФ и зависит от района, в котором осуществляется промысел (Баренцево море, Азовское море и т.д.)

Вопрос №4. Бесплатна ли выдача разрешений?

На сегодняшний день разрешения на проведение добычи водных биоресурсов выдаются после предварительной уплаты госпошлины, составляющей порядка 200 рублей для юридических и 100 рублей для физических лиц.

Вопрос №5. В какой форме подаются данные в налоговый орган?

Данные в налоговый орган подаются только в соответствии с установленной законом формой, которую возможно скачать на официальном сайте ФНС.