Меню
Бесплатно
Главная  /  Общая информация  /  Могила олега даля. Почему олега даля похоронили в могиле с молодой балериной

Могила олега даля. Почему олега даля похоронили в могиле с молодой балериной

Как известно, могила советского актера Олега Даля находится на Ваганьковском кладбище столицы. Наверняка многие из поклонников артиста замечали слева от его памятника крест. Под ним похоронена балерина Любовь Рославлева. Именно к ней и «подселили» Даля.

Без званий и наград

Олег Иванович Даль покинул этот мир в 1981 году. Случилось это не в родной Москве, а в столице Украины городе Киеве. Туда он приехал в качестве претендента на главную роль в мелодраме Николая Рашеева «Яблоко на ладони». Артиста обнаружили без признаков жизни в номере местной гостиницы. У Даля остановилось сердце. Меньше 3-х месяцев оставалось до его 40-калетия. После этого его место в картине Рашеева занял Анатолий Васильев.

Впервые Олег Даль появился на экране в киноленте Александра Зархи «Мой младший брат». Тогда ему шел всего 21-ый год. С того момента до дня своей кончины он сыграл в десятках фильмов, театральных и телевизионных спектаклей. Многие критики называли каждую исполненную им роль гениальной работой. Тем не менее, за всю свою творческую карьеру Олег Даль так и не удостоился ни наград, ни званий.

Вместе с балериной

По традиции известных людей, в том числе и народных артистов, хоронят на Ваганьковском или Новодевичьем кладбищах. Однако когда скончался Олег Даль, его близким отказали как администрация одного, так и второго кладбищ, сославшись на отсутствие свободных мест.

Родственники актера обратились за помощью в театр, в котором служил Даль. Начальство театра в свою очередь привлекло Союз кинематографистов. Вскоре директора Ваганьковского кладбища известили о том, что он просто обязан выделить участок для усопшего артиста, и тот нашел выход.

Тело Даля подхоронили в могилу к балерине Большого театра Любови Андреевны Рославлевой. Она тоже умерла молодой. Ей было всего 30 лет. Это произошло в 1904 году. Примечательно, что сотрудники кладбища во время рытья могилы для Даля нашли гроб балерины почти нетронутым временем. Поэтому яму выкопали чуть поодаль. В связи с этим обстоятельством советский актер лежит не под своим памятником, а в 3-х метрах от него, фактически за оградой участка.

По закону

На самом деле подобная практика захоронения тела в могилу другого человека вовсе не является редкостью. Согласно санитарным нормам, в могилу к усопшему можно подхоронить еще одного уже через 15 лет после смерти первого, если кладбище находится в столице страны, и через 20 лет, если участок расположен на территории Московской области.

Исключение составляют только кремированные покойники. Урны с их прахом разрешается хоронить в пределах кладбищенской ограды, не дожидаясь окончания санитарных сроков.

Стоит отметить, что со временем некоторые участки приходят в запустение, а надгробия без должного ухода просто исчезают с лица земли. Примечательно, что на том же Ваганьковском кладбище покоится более 500 тысяч человек, а сохранившихся памятников в 5 раз меньше.

Ранее Сенсум писал про несчастную любовь Натальи Негоды, сыгравшей главную роль в скандальном фильме «Маленькая Вера».

Первого апреля 1973 года Олег "зашился", и следующие два года, по словам Лизы Даль, были годами счастья и работы. Даль вернулся в "Современник", сыграл четыре новые роли, в том числе знаменитого сэра Эгьючика. В кино осуществил "вековую мечту каждого советского артиста" - сыграл советского разведчика в телефильме "Вариант "Омега" (который в актерских кругах сразу переиначили на "Вариант Олега"). Съемки закончились в 1974-м, но премьера по непонятным причинам отодвинулась почти на год. Зато с этим фильмом артист, десять лет будучи невыездным, съездил-таки за границу на фестиваль "Злата Прага". Выпустили, благодетели…
Но в 1976 году - на дне рождения Виктора Шкловского нарушен "сухой закон". В марте следует увольнение из "Современника" за нарушение трудовой дисциплины. Не умея нормально существовать в ненормальной для него атмосфере, Даль опять бросил свою судьбу в пике.
"ПОШЛИ мне, Господь, второго, чтоб вытянул так, как я…" - пел Высоцкий в "Песне Акына" на стихи Вознесенского. Многие (и тогда, и сейчас) ставят эти имена - Даль и Высоцкий - рядом. Они встретились в фильме И. Хейфица "Плохой хороший человек", поставленном по чеховской "Дуэли". Это был "актерский дуплет", идеальное двойное попадание в роли, идеальное взаимодействие в дуэте. Кто-то лихо сформулировал: "Высоцкий - слабый в своей силе, и Даль - сильный в своей слабости".
Они не были приятелями на каждый день, общались редко, не дружили домами, но духовная связь меж ними была прочнейшая. Они понимали, чувствовали друг друга. Даже в движении к смерти и у того и другого была какая-то дьявольская синхронность. В феврале 1980-го Даль обмолвился: "Сначала уйдет Володя, потом - я".
В мае он провел у Высоцкого три дня, "без отрыва слушая его стихи". Больше они не виделись. Фотография, датированная июлем 1980 года: Даль на похоронах Высоцкого. Если заглянешь в глаза, увидишь там обреченность. 25 января 1981 года, в день рождения Высоцкого, Даль рассказал жене сон: "Мне снился Володя. Он меня зовет". А своему врачу сказал: "Мне теперь ничего не поможет, ведь я не хочу больше ни сниматься, ни играть в театре". Январем 81-го датировано и стихотворение "Сейчас я вспоминаю…" с посвящением "В. Высоцкому. Брату".
3 марта 1981 года. Даль на съемках в Киеве. В гостинице он ужинает с партнером по фильму Леонидом Марковым, затем уходит в номер с мрачной шуткой - "Пойду к себе умирать". Похоже, что Олег, сознательно влив в себя критическую дозу водки, понимал: очередная "вшитая "торпеда" среагирует на нее резким скачком давления. Сосуды не выдержали, и Олег Даль скончался от внутреннего кровотечения. Похоже на то, что его уход был вполне сознательным.
Олег Даль умер в 1981 году. Хоронить знаменитого актера оказалось негде. Новодевичье кладбище отказалось принять актера, ссылаясь на то, что все места давно "разобраны". Не нашлось местечка и на Ваганьковском кладбище. Тогда руководство театра обратилось в Союз кинематографистов. Те пошли выше. Директору Ваганькова дали указания во чтобы то ни стало пристроить могилу актера на центральной аллее кладбища.
В итоге по решению комиссии ВТО Даля решили положить в могилу к балерине императорского театра Любови Рославлевой. Умерла она в 1904 году, могила находилась в центральной части кладбища. Конечно, за такой срок это захоронение приобрело неприглядный вид, ведь за ней много лет никто не ухаживал, - вспоминает Владимир Борисович. - Когда рабочие копали землю, то наткнулись на красный саркофаг покойницы. Доставать и сжигать гроб не решились, сочли это кощунством. В итоге яму для гроба Даля вырыли чуть подальше, а мраморную надгробную плиту с именем актера установили рядом с крестом балерины на пустой земле. Все это обнесли оградой, вот только настоящая-то могилка в ограду не влезла! Холмик прикрыли еловыми ветками, чтобы хоть народ не наступал.

Можно купить фильмы с участием актера:


1962 МОЙ МЛАДШИЙ БРАТ {купить VHS}
1963 ПЕРВЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС {купить VHS}
1967 ЖЕНЯ, ЖЕНЕЧКА И «КАТЮША {купить DVD} {купить VHS}
1967 ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕГО БОМБАРДИРОВЩИКА {купить VHS}
1970 КОРОЛЬ ЛИР {купить VHS} {купить VHS}
1973 ЗЕМЛЯ САННИКОВА {купить VHS}
1973 ПЛОХОЙ ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК

3 марта 1981 года в гостинице с говорящим названием "Кино", умер один из самых талантливых Советских актеров Олег Даль...

Фото январь 1981 года.

Летом 1980-го года в Москве умер Владимир Высоцкий, с которым Даль в последнее время сблизился. По словам очевидцев, видевших Олега на тех похоронах, он выглядел ужасно и твердил: "Ну вот, теперь моя очередь". М. Козаков вспоминает: "На похоронах Г. Волчек подошла ко мне и спросила на ухо: "Может, хоть это Олега остановит?" Не остановило..."

После этих похорон Даль все чаще стал думать о смерти. В своем дневнике в октябре 80-го он записал: "Стал думать часто о смерти. Удручает никчемность. Но хочется драться. Жестоко. Если уж уходить, то уходить в неистовой драке. Изо всех оставшихся сил стараться сказать все, о чем думал и думаю. Главное-сделать!"

В день рождения В. Высоцкого - 25 января 1981 года - Даль проснулся утром на даче и сказал жене: "Мне снился Володя. Он меня зовет".

Буквально через несколько дней после этого в разговоре с В. Седовым Олег печально заметил: "Не надо меня врачевать, мне теперь все можно - мне теперь ничего не поможет, ведь я не хочу больше ни сниматься, ни играть в театре".

О скором приближении смерти Даль говорил не только своим близким, но и друзьям, коллегам по работе. Приведу лишь два примера этих "пророчеств". Первое относится к лету 1978 года. Вспоминает И. Дмитриев:
"Мы снимались в "Приключениях принца Флоризеля". Тема приближающейся смерти в разговорах Олега звучала постоянно. Как-то в Вильнюсе мимо нашего автобуса проехал траурный катафалк с возницей в цилиндре, с раскачивающимися красивыми фонарями. "Смотрите, как красиво хоронят в Литве, а меня повезут по Москве в закрытом автобусе. Как неинтересно".

А вот случай, который произошел буквально за несколько дней до внезапной смерти актера. Вспоминает Л. Марягин псле того, как в начале 1981 года фильм "Незваный друг" был полностью готов:
"Мы говорили с Ромашиным о трудностях, с которыми снималась картина. Даль молчал, глядя мимо нас. И только через полчаса спросил Анатолия Ромашина:
- Толя, ты живешь там же?
Ромашин жил тогда у Ваганьковского кладбища.
- Да, - ответил Ромашин.
- Я скоро там буду, - сказал Даль..."

В начале 1981 года Даль активно репетировал роль Ежова в постановке Малого театра "Фома Гордеев". Роль ему нравилась, однако для себя он уже четко решил: сыграет премьеру и из этого театра тоже уйдет.

В то же время ему внезапно пришло предложение с киевской киностудии сняться в лирической комедии. Видимо, оно заинтересовало актера, и он дал свое согласие на пробы. 1 марта он отбыл из Москвы в столицу Украины. Но прожил он там недолго - 3 марта в номере гостиницы его настигла смерть.

Похороны актера состоялись на Ваганьковском кладбище.

Стихи написанные Олегом зимой 1981 года:

И ломать меня ломали,
И терзать меня терзали,
Гнули, гнули до земли,
А я выпрямился...

Я не клялся, не божился -
Я легко на свете жил,
Хоть в четыре стенки бился -
Волком на луну не выл...

Можно плюнуть с горки в реку.
Понатужиться, напрячься
И подпрыгнуть на вершок.
Можно душу человеку
Измолоть на порошок...

Ах, ломать меня ломать...
Ах, терзать меня терзать!..

Зима. Монино. 1981 г.

Помоги и спаси О, Господи Сбереги и укрой О, Господи Мягким снегом меня занеси, Господи И глаза свои не закрой, Господи Погляди на меня О, Господи Вот я весь пред тобой О, Господи Я живу не клянясь О, Господи Подари мне покой О, Господи... В. Высоцкому. Брату. Сейчас я вспоминаю... Мы прощались... Навсегда. Разорванность следа... Начало мая... Спотыкаюсь... Слова, слова, слова. Сорока бьет хвостом. Снег опадает, обнажая Нагую холодность ветвей. И вот последняя глава Пахнула розовым кустом, Тоску и лживость обещая, И умерла в груди моей. Покой-покой... И одиночество, и злоба, И плачу я во сне, и просыпаюсь... Обида - серебристый месяц. Клейменность - горя проба. И снова каюсь. Каюсь. Каюсь. Держа в руках разорванное сердце...

Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев Раззаков Федор

ДАЛЬ ОЛЕГ

ДАЛЬ ОЛЕГ

ДАЛЬ ОЛЕГ (актер театра, кино: «Мой младший брат» (1962), «Первый троллейбус» (1964), «Женя, Женечка и „катюша“ (1967), „Хроника пикирующего бомбардировщика“ (1968), „Старая, старая сказка“ (1970), „Король Лир“ (1971), „Тень“ (1972), „Плохой хороший человек“, „Земля Санникова“ (оба – 1973), „Звезда пленительного счастья“, „Вариант „Омега“ (т/ф) (оба – 1975), „Горожане“ (1976), „Золотая мина“ (т/ф, 1977), „В четверг и больше никогда“ (1978), „Утиная охота“ (т/ф, 1979), „Приключения принца Флоризеля“ (т/ф, 1980), „Мы смерти смотрели в лицо“, «Незваный друг“ (оба – 1981) и др.; скончался 3 марта 1981 года на 40-м году жизни).

Еще в детстве Даль сорвал себе сердце, играя в баскетбол, – его даже в армию из-за этого не взяли. Потом у него были плохие легкие. Ему бы с такими болячками вести здоровый образ жизни, но как артисту это сделать? А тут еще в двадцать с небольшим у Даля начались проблемы с «зеленым змием»…

По всем приметам Даль предчувствовал свою смерть. О ее скором приближении он говорил не только своим близким, но и друзьям, коллегам по работе. Вот как об этом вспоминает партнер Даля по съемкам в фильме «Приключения принца Флоризеля» Игорь Дмитриев: «Как-то в Вильнюсе, летом 1978 года, мимо нашего автобуса проехал траурный катафалк с возницей в цилиндре, с раскачивающимися красивыми фонарями. Олег сказал: „Смотрите, как красиво хоронят в Литве, а меня повезут по Москве в закрытом автобусе. Как неинтересно“.

Когда в июле 1980 года в Москве умер Владимир Высоцкий, Даль, будучи у него на похоронах, заметил: «Ну вот, теперь моя очередь». Михаил Козаков вспоминает, что тогда к нему подошла Галина Волчек и спросила на ухо: «Может, хоть это Олега остановит?» Она имела в виду, что Даль, как и Высоцкий, сильно пил и никак не мог остановиться.

После смерти Высоцкого мысли о смерти стали приходить к Далю постоянно. В своем дневнике в октябре 80-го он записал: «Стал думать часто о смерти. Удручает никчемность. Но хочется драться. Жестоко. Если уж уходить, то уходить в неистовой драке. Изо всех оставшихся сил стараться сказать все, о чем думал и думаю. Главное – сделать!»

В день рождения Высоцкого – 25 января 1981 года – Даль проснулся утром на даче и сказал своей жене: «Мне снился Володя. Он меня зовет».

Буквально через несколько дней после этого, в разговоре с В. Седовым, Даль печально заметил: «Не надо меня врачевать, мне теперь все можно – мне теперь ничего не поможет, ведь я не хочу больше ни сниматься, ни играть в театре».

А вот случай, который произошел буквально за несколько дней до внезапной смерти актера. Вспоминает Л. Марягин: «Когда в начале 1981 года фильм „Незваный друг“ был полностью готов, мы повезли его в Политехнический музей. После просмотра устроители выделили нам машину, чтобы развезти по домам, но Даль предложил заехать в ресторан ВТО (Всероссийского Театрального Общества, на бывшей улице Горького, того, что сгорело, не выдержав переименования в Союз театральных деятелей) и отпраздновать просмотр. Мы с Анатолием Ромашиным согласились. Там Олег спросил Ромашина:

– Толя, ты живешь там же?

Ромашин жил тогда у Ваганьковского кладбища.

– Да, – ответил Ромашин.

– Я скоро там буду, – сказал Даль…»

В самом начале марта 81-го Даль отправился в Киев на пробы к фильму «Яблоко на ладони». Его жена хотела поехать с ним, но не смогла – аккурат накануне отъезда у нее разболелась селезенка. Ехать без нее Даль не хотел, но обстоятельства требовали. Он приехал в Киев 2 марта. Поселился в гостинице на Брест-Литовском. И там к нему почти сразу пришел его приятель, бывший сокурсник по «Щепке» Дмитрий Миргородский, которого некоторые за глаза называли «злым гением Даля». Вдвоем они выпили за встречу, а когда им этого показалось мало, отправились догуливать в ресторан ВТО. И просидели там чуть ли не до двух ночи. Оттуда направились к родственникам Миргородского. Там Даль переночевал. Встал около семи утра. Немного позавтракал и отправился в гостиницу, поскольку в одиннадцать за ним туда должна была прийти машина, чтобы отвезти на кинопробы. Провожал его до гостиницы на своей машине Владимир Миргородский. По его словам, его поразила одна деталь. Когда Даль стал удаляться, Владимир ему крикнул: «Олег! Значит, я за тобой часа в два прямо на студию заезжаю? Да? Ну, пока!» А Даль вдруг обернулся и сказал: «Как „пока“? Не „пока“…» Вернулся к машине, приобнял Владимира и говорит: «Прощай…»

В вестибюле Даль встретился с актером Леонидом Марковым и бросил ему жуткую фразу: «Пойду к себе в номер умирать». Хотя дежурная по этажу, где жил Даль, описывала последнюю встречу с актером куда более оптимистично. Даль прошествовал мимо нее и сказал: «Время есть. Два – два с половиной часа. Так что не будите меня. Мне позвонят со студии, и к одиннадцати приедет машина». И удалился в номер. Дверь он закрыл на ключ, оставив его в замке. Что было дальше, определенно сказать трудно. Судя по всему, Даль принял снотворное – эуноктин, которое нельзя было мешать со спиртным. Далее послушаем рассказ Валентина Никулина:

«Машина за Олегом действительно пришла в одиннадцать. Но как же долго они тянули! Подошли к номеру, постучали. Тишина. „А як жеш так?.. Шо таке… нэ отвечае… А шож так…“ Прошло двадцать минут, тридцать, почти час. „Ну, нэхай. Можэ спыть человык. Ну давайтэ тохда постучым рядом у стэнку“. А время шло, шло, шло… И только уже в первом часу кто-то крикнул: „Да ломайте вы дверь!“ Потому что ключ торчал в замке изнутри и был провернут.

Олег был еще жив. Были отдельные хрипы в легких, пена на губах. Редкие, с интервалом в 40–50 секунд, удары сердца – уже даже не пульс. Конечно, приехала «Скорая», но было уже слишком поздно…

В Киев мы поехали вдвоем с Лизой… Лиза вела себя достаточно мужественно. Но в киевском морге на Сырце она сказала:

– Иди… ты… первый…

Вывезли каталку. На ней лежал одетый Олег. В том самом джинсовом костюмчике, в котором он работал на репетициях у Эфроса – курточка, брюки. На груди, на джинсовке, были спекшиеся подтеки серо-бурого цвета. Судя по всему, когда утром 3-го он пришел в номер, то так и лег на постель. Маленькая борода…

Было жутковато от свежести события: и суток еще не прошло, как все случилось…

В Киеве мы прожили с Лизой два дня в «директорском» номере. Проследили, как в камер-ваген студии погрузили гроб. Сами ехали в Москву поездом. Вернулись мы раньше, утром 6-го, а машина пришла намного позднее…

Хоронили Олега 7 марта на Ваганьковском… Когда Олега стали опускать, вдруг зазвонили колокола на ваганьковской церквушке, и стая черных ворон взлетела с потемневших голых деревьев…»

Как выяснится чуть позже, Даля похоронят в чужую могилу. Рядом с его могильной плитой стоит другой памятник, на котором написано: «Здесь покоится балерина императорских московских театров Любовь Андреевна Рославлева (Садовская). Скончалась 9 ноября 1904 года». Когда умер Даль, комиссия ВТО приняла решение подхоронить его к балерине, могила которой находится в центральной части кладбища. Начали копать. Но когда могильщики дошли до гроба балерины, было решено его не трогать, а для Даля вырыли другую яму – аккурат между двумя оградками. Поэтому могила его находится под тропинками, а не под могильной плитой.

Рассказывает Е. Даль: «Когда Олег умер, у нас начались большие проблемы. Были долгие судебные разбирательства с его сестрой из-за квартиры. Нам помогали, много денег мы заплатили адвокатам. Эта история длилась два года. На его сберкнижке осталось 1300 рублей. На эти деньги мы с мамой смогли прожить год. Я не хотела идти работать на „Мосфильм“, где вокруг столько знакомых, и пошла на студию „Союзспортфильм“. Там я проработала 11 лет…»

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

ДАЛЬ ОЛЕГ ДАЛЬ ОЛЕГ (актер театра, кино: «Мой младший брат» (1962), «Первый троллейбус» (1964), «Женя, Женечка и „катюша“ (1967), „Хроника пикирующего бомбардировщика“ (1968), „Старая, старая сказка“ (1970), „Король Лир“ (1971), „Тень“ (1972), „Плохой хороший человек“, „Земля Санникова“

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1962-1980 автора Раззаков Федор

Олег ДАЛЬ О. Даль родился 25 мая 1941 года в Москве. Его отец - Иван Зиновьевич - был крупным железнодорожным инженером, мать - Павла Петровна - учительницей. Кроме Олега в семье Далей был еще один ребенок - дочка Ираида.Детство Даля прошло в Люблино, которое тогда было

Из книги Страсть автора Раззаков Федор

Олег ДАЛЬ Первый брак Даля оказался неудачным и скоротечным. В 1963 году, окончив Театральное училище имени Щепкина, он попал в театр «Современник» и влюбился в одну из тамошних актрис – Нину Дорошину. Роман их начался не в стенах театра, а в Одессе – во время съемок фильма

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

ДАЛЬ Олег ДАЛЬ Олег (актер театра, кино: «Мой младший брат» (1962; главная роль – Алик Крамер), «Человек, который сомневается» (главная роль – Боря Дуленко), «Первый троллейбус» (оба – 1964), «Женя, Женечка и «катюша» (1967; главная роль – Женя Колышкин), «Хроника пикирующего

Из книги Свет погасших звезд. Они ушли в этот день автора Раззаков Федор

3 марта – Олег ДАЛЬ В плеяде звезд советского кинематографа этот актер всегда стоял несколько особняком. При своей инфантильной внешности он, казалось бы, должен был играть в кино исключительно рефлексирующих интеллигентов. Но он сумел вырваться из одного амплуа и

Из книги Олег Даль автора Галаджева Наталья Петровна

Фильмы, в которых снимался Олег Даль Кадры из фильмов, в которых снимался Олег Даль1962 "Мой младший брат"1963 "Человек, который сомневается"1964 "Первый троллейбус"1966 "Строится мост"1967 "Женя, Женечка и "катюша""1968 "Хроника пикирующего бомбардировщика"1970 "Старая, старая

Из книги Чтобы люди помнили автора Раззаков Федор

Олег Даль Олег Иванович Даль родился 25 мая 1941 года в Москве. Его отец - Иван Зиновьевич - был крупным железнодорожным инженером, мать - Павла Петровна - учительницей. Кроме Олега в семье Далей был ещё один ребёнок - дочка Ираида.Детство его прошло в Люблино, которое

Из книги Том 4. Материалы к биографиям. Восприятие и оценка личности и творчества автора Пушкин Александр Сергеевич

Из книги Четыре друга эпохи. Мемуары на фоне столетия автора Оболенский Игорь Викторович

Герой не своего времени. Актер Олег Даль В марте 1981 года по Москве поползли слухи: в Киеве покончил жизнь самоубийством Олег Даль. Смерть популярнейшего молодого - всего-то тридцать девять лет - актера стала потрясением для всех.Через пару дней выяснили, что никакого

Из книги Неизвестный Лавочкин автора Якубович Николай Васильевич

«Даль» После успешных испытаний системы С-25 С.А. Лавочкин и министр радиопромышленности В.Д. Калмыков обратились к председателю Совета Министров СССР Н.С. Хрущеву с предложением о создании перспективной многоканальной зенитной ракетной системы большой дальности,

Из книги Мистика в жизни выдающихся людей автора Лобков Денис

Из книги Упрямый классик. Собрание стихотворений(1889–1934) автора Шестаков Дмитрий Петрович

XV. Даль Родная кроткая заря Над мирной далью деревень, Когда, задумчиво горя, Беззвучно в ночь отходит день, И над недвижною рекой, Не колыхнувшей гладь струи, Расстелет вечер золотой Тенета мягкие свои… 20 мая

Из книги Неизвестный Олег Даль. Между жизнью и смертью автора Иванов Александр Геннадьевич

Владимир Миргородский Олег Даль ошарашил брата: «Приехал умирать к тебе…» Ушли из жизни три друга юности: Владимир Высоцкий, Олег Даль, последним - Дмитрий Миргородский. Никто из них не имел официальных званий, но хоронили их как народных.20 июля на глазах у дочери

Из книги Величайшие актеры России и СССР автора Макаров Андрей

14. Олег Даль Олег Даль родился в Подмосковье в семье инженера и учительницы. Есть версии, что он – потомок Владимира Даля, составителя знаменитого словаря.С раннего детства Олег Даль проявлял склонность к искусству – занимался музыкой, живописью. С первой же попытки был

Из книги Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти автора Бакин Виктор В.

Олег Даль Есть люди, которые олицетворяют собой понятие «современный актер». Олег Даль был олицетворением этого понятия. Так же, как и Высоцкий. Их сравнить не с кем. Оба были пропитаны жизнью. Они сами ее сильно испытали. Даль так часто опускался, а потом так сильно

Из книги Друзья Высоцкого: проверка на преданность автора Сушко Юрий Михайлович

Олег Даль. «Я - следующий…» Так жизнь промчится Одиноким зверем. Нигде свой путь Не отмечая вехой, Питая душу призрачною верой, Что память о тебе Останется в степи безмолвной Гулким эхом… В день похорон по Таганской площади отрешенно бродил неприкаянный, тихий Олег.

Могила Олега Даля на Ваганьковском кладбище.

Могила Олега Даля на Ваганьковском кладбище.







Памятники. Ваганьковское кладбище.

Могила Олега Даля
находится на участке 12

Когда он умер - 3-го марта 81 года - московские власти запрещали его хоронить на Ваганьково. Пьяница, умер не в Москве - в Киеве. Режисер малого театра Михаил Иванович Царев настоял, чтоб Олег Даль был похоронен на Ваганьково. Пусть даже в чужую ограду. Похоронен в могиле балерины императорского театра. Рядом теща и жена. Фотографии с могилы Олега Даля украли поклонники.

Ваганьковский дневник

Страна безмолвия - безрадостный удел,
Пристанище последнего кошмара.
Сквозь холодок окаменевших стелл -
Беззвучное дыханье легким паром.

Ваганьково - предположительно восходит к глаголу "ваганить" - пить, гулять, бесноваться, устраивать балаган. Некрополь для лиц внецерковных, небогоугодных профессий - в частности, шутов, скоморохов... в общем, пра-артистов.

Неудивительно, что здесь и по сей день имеет место быть "балаган". Просто... приходят люди, чтобы напиваться в день ли рожденья или в день смерти своего кумира. И если бы только своего. Это бы еще ничего, если бы не толпы праздношатающихся высококультурных тусовшиков и тусовщиц, шастающих по бесплатному "музею под открытым небом". А ведь под каждой плитой - 40, 50, 60... лет чьей-то жизни. Получается, что знаменитый человек даже после своей смерти не принадлежит самому себе. Даля не хотели хоронить на даже Ваганькове. Лиза из упрямства, всеми правдами и неправдами пристроила мужа туда. Разумеется, логика собственного удобства (минут 20 езды на троллейбусе от дома) - железна.

Видит ли она этот бардак на экране вселенского компьютера , довольна ли?

Куда честнее было бы хоронить артистов (люди, люди же!) рядом с их родными, не выставляя напоказ их мнимых почестей, если похороны сопряжены с чудовищным унижением. И поклониться им приходила бы целевая аудитория. Только свои и те, кому эти имена поистине дороги; для кого сам факт поездки - малое паломничество, полное духовных событий.

И Владимир Высоцкий, и Олег Даль - достойны покоя хотя бы по смерти.

И если бы приходили только "высококультурные". А приходят - и надираются. И мусорят, и блюют на соседние могилки. И втыкают окурки в могильные плиты. А потом к "соседям" приходит такое же быдло и блюет на "нашу" территорию. Здорово?

28 апреля 2002 г.
Вербное воскресение

На Новодевичьем - чище, спокойнее. Рядом - монастырь, колокольный звон. Хотя встречаются отдельные субъекты типа Максима Никулина, которые тоже много гадят после себя. После тихого Новодевичьего, где лучится маленькая и уютная могилка Олега Борисова, попасть на Ваганьково - неприятно. Лучше заплатить 20 - 30, ну, 40 рублей в конце концов, и спокойно прогуливаться по размеренным аллеям погоста, вдыхая суровое величие мраморных столпов. Зная, что у входа дежурит "скорая", что памятники строятся организованными рядами, как на государственном параде, что здесь - филиал Европы с двадцатисантиметровыми бордюрами возле оных, что за забором кто-то молится и о твоей душе, ибо ты есть человек.

А возле памятной плиты "виновника торжества" 8 свечей и цветы, будто принесенные невидимыми гномами.

И трава, лучащаяся теплом и спокойствием.

25 мая 2002 г.

На Ваганькове - совсем по-другому. Ничего там найти нельзя. Даже если знать, что ищешь. А если не знаешь - где оно, и вовсе заблудишься. Куда удобней просто бесцельно "бродить" и "глазеть" на красивые памятники.

Десять минут бессмысленной толкотни между колдобин и могил, лезущих одна на другую перекошенными кольями оград - и ты уже выворачиваешь карманы в поисках валидола. Плачет, болеет под ногами земля, души стонут - и ты это чувствуешь. Вот помятая урна, из-за которой торчит колышек с надписью "К Владимиру Далю" (бог ты мой, еще бы он в мусорницу указывал! АУ, Владимир Ивановиииич!.. ты-который-сидит-в-помойке!)... вот распахнутый биотуалет, задристанный доверху, до крыши. Не преувеличиваю - г..вно практически висит на потолке (кто ж это нас..л-то так, а?).

Ох, не найдем. А найдем, так надеремся. А не найдем, так цветы - Андрею Миронову. Или - Юрию Гуляеву, например.

Нашли. С трудом, но нашли. А там - целая гулянка.

Ждать, пока рассосется? Скоро закрытие.

А посреди праздношатающегося люда - пьяненький футболист Мостовой. Если не сказать, бухой вусмерть. Это перед тем, как он "Кубок LG" профунькать помог. И чемпионат в Японии - соответственно. Мы с ним пили. Наливал уже кому попало, в самого не лезло: "За-здаровьиииииии-Ааалега-Ииииииваныча!......." Тьфу.

Ох, неужто Романцева? Нет, на имя тренера - Мост даже не отреагировал. Хорошо, хоть надоедал недолго.

А свечка на могиле Олега Даля трещала и брызгала копотью.

30 сентября 2003 г.

Я был там в сентябре. Еле заставил себя пойти. Заставлял - в июне, в августе. Откладывал. И надеялся, может быть, фотография простоит хотя бы полгода? Переснять бы, pro forma.

На пинках загнал, за полчаса до закрытия. Помните, как это у Ольги Борисовны:

О могиле любимого человека
Надо забыть совсем!
Или лечь рядом с этой могилою
И забыть обо всем!
А посыпать эту могилу песочком,
И сажать в эту землю цветочки,
А потом идти в кино или в гости
С чувством выполненного долга - ужасно !
Неприемлемо для меня!

О.Эйхенбаум, 1981 г. (орфография сохранена)

Цветов я с собой не брал. Дарить их имеет смысл хотя бы тогда, пока человек жив. Мечтал принести Елизавете Алексеевне огромные бордовые георгины - чтобы посмотреть, станет ли она засовывать ноготок в их ноздреватые бутоны (глупость, конечно)... Надрал диких ромашек на углу армянского кладбища, споткнулся, порвал ботинок и вывалял брюки. Шел, отряхиваясь и чертыхаясь. "Хрен вам, ваганьковские цветошники, продающие одни и те же цветы по три раза, пока не завянут!" Не знаю, в тот момент казалось, что мелкие и упрямые "городские цветы" - как раз уместны в память о ЕА, как ничто другое. Гордые и неспросливые, как и она сама.

Потолкался у холмика Нины Высоцкой. Уйти? Побрел наобум - кривая ли, святая ли какая выведет. К ангелу я иду. К двум. Один - страшненький асбест-цементный уродец с ликом Богородицы, поневоле стерегущий чужой "гамлетов сон". А другой... еще 4 месяца тому назад он был живым ангелом в домашних тапочках.

И я тоже видел эту маленькую плитку с надписью "ЛИЗА ДАЛЬ (19.08.1937 - 20.05.2003)". В которой пьяные ваганьковские граверы, скорее всего, по дури вколотили ошибку. Грубую, похабную плитку, до боли похожую на школьный стул, о которые девушки рвали чулки, а парни - сорочки. Маленькую, как белая мышка, кокетливо и трогательно жмущуюся к серой глыбе Олега. Я не знаю, когда появился "памятник". Может, на 40 дней, а может - и на первый день рожденья "без именинницы". Слишком быстро. Под плитой - охапка пожухлых цветов и банка зацветшей воды.

А под памятниками как будто и вовсе пустота. Никакого холмика, разве что там, позади, возле безымянного камня-обломка - маленький бугорок, как раз размером с капсулу для праха. Знаете эту гранитную кубышку кирпичного цвета, без надписи, обколотую до потери всякого силуэта? Прямо на дорожке стоит. Может, он и обозначает истинное местоположение олеговой могилы? И в это охотно верится.

Будете на Ваганьках - взгляните.

Рассыпав цветы над могилой, развернулся и поспешно ушел, будто убегая от кричащего Ангела-призрака.