Меню
Бесплатно
Главная  /  Овуляция  /  Международная конференция за запрещение химического оружия. Смотреть что такое "озхо" в других словарях

Международная конференция за запрещение химического оружия. Смотреть что такое "озхо" в других словарях

11 ноября 2013 года Норвежский Нобелевский комитет объявил лауреатом Нобелевской премии мира Организацию по запрещению химического оружия. Она стала 22-й в списке организаций-обладателей этой премии.

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО; Organisation for the Prohibition of Chemical Weapons, OPCW) официально приступила к деятельности 27 апреля 1997 года. Она призвана обеспечить практическое претворение положений Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения (подписана 13 января 1993 г. в Париже и вступила в силу 29 апреля 1997 г.). Членами ОЗХО являются государства, ратифицировавшие Конвенцию о запрещении химоружия. В настоящее время это 189 стран. Вне режима Конвенции и ОЗХО остаются Ангола, Египет, Израиль, КНДР, Мьянма и Южный Судан (Израиль и Мьянма подписали Конвенцию в 1993 г.). Сирия объявила о присоединении к Конвенции 12 сентября 2013 года (документ вступит в силу для Сирии 14 октября 2013 г.). В государствах-членах Конвенции проживают почти 98 проц. населения земного шара, их территории составляют почти столько же материковой площади земли. В этих странах сосредоточено 90 проц. мировой химической промышленности.

Высшим органом ОЗХО является конференция государств- участников; высший исполнительный орган - исполнительный совет (41 человек), постоянный технический секретариат возглавляет генеральный директор (с 2010 г. этот пост занимает Ахмет Узюмджю). Штаб-квартира находится в Гааге.

Конвенция о запрещении химического оружия стала первым международным документом, поставившим под контроль химическое оружие (ХО) как вид вооружения. Ее участниками было задекларировано в общей сложности свыше 71 тыс. тонн боевых отравляющих веществ (ОВ). О наличии собственных запасов химоружия заявили Албания, Индия, Ливия, Россия, США и еще одна неназванная страна. Китай, Италия, Франция, Великобритания, Словения, Канада и Япония заявили о наличии небольшого количества чужого химоружия времен Второй мировой войны. Обладатели запасов ХО обязались окончательно ликвидировать его в течение десяти лет после вступления Конвенции в силу. Однако в силу экономических причин этот срок был продлен до апреля 2012 года, а для некоторых на более длительное время. Так, Албания и Великобритания уничтожили все запасы ХО в 2007 году, Индия и Южная Корея - в 2009 году. Для США, задекларировавших 31,5 тыс. тонн отравляющих веществ /зарин, иприт, VX/, срок полной ликвидации химзапасов был отодвинут сначала до 2017, затем до 2023 года. Россия задекларировала 40 тыс. тонн отравляющих веществ, это самый большой арсенал ХО в мире. Его уничтожение началось в 2002 году. В июне 2011 года срок обязательств по уничтожению химоружия был продлен до 31 декабря 2015 года. На сегодняшний момент уничтожено 76 проц. запасов. По данным ОЗХО, по состоянию на июль 2013 года, в общей сложности уничтожено 57 740 метрических тонн или 81,10 проц. мировых объявленных запасов химического оружия.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Организация по запрещению химического оружия

Страны-участницы ОЗХО

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Членство:
Штаб-квартира:
Тип организации:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Официальные языки:

английский, французский, русский, китайский, испанский, арабский

Официальный язык:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Руководители
Генеральный директор

Ахмет Узюмджю

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Основание

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Листинг на бирже

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрасль

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Продукция

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Собственный капитал

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Долг

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Оборот

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Затраты на НИОКР

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Операционная прибыль

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Чистая прибыль

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Активы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Капитализация

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Число сотрудников

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подразделения

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Материнская организация

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дочерние организации

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Аудитор

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) - международная организация, созданная при поддержке ООН 29 апреля 1997 года , после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия , открытой к подписанию в январе 1993 года. В 2013 году ОЗХО награждена Нобелевской премией мира .

Главные задачи - обеспечение контроля за соблюдением запрета на использование химического оружия , ликвидации его запасов, содействие развитию сотрудничества в области мирной химии , помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия, обеспечение нераспространения химического оружия.

Штаб-квартира расположена в Гааге (Нидерланды).

Структура ОЗХО

Организация по запрещению химического оружия имеет три основных органа: Конференция государств - участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.

Конференция государств-участников

Конференция государств-участников - главный орган ОЗХО. В её состав входят все члены Организации . Собрание проходит не реже одного раза в год и рассматривает вопросы в рамках сферы охвата Конвенции. Конференция осуществляет надзор за осуществлением Конвенции, принимает меры для содействия реализации её предмета и целей, а также рассматривает её соблюдение. Конференция осуществляет надзор за деятельностью Исполнительного совета и Технического секретариата. Раз в пять лет Конференция государств-участников собирается на специальную сессию для рассмотрения действия Конвенции.

Исполнительный совет ОЗХО является исполнительным органом Организации. Отчет о деятельности предоставляется на ежегодном собрании Конференции. Исполнительный совет действует в соответствии с решениями Конференции и обеспечивает их исполнение. В задачу Исполнительного совета входит содействие осуществлению и соблюдению Конвенции, за деятельностью Технического секретариата. Исполнительный совет состоит из 41 члена. В состав Исполнительного совета имеет право входить каждое государство-участник. Заседания Исполнительного совета проводят четыре раза в году или более, если этого требуют государства-участники совета или Конференция.

Технический секретариат

Технический секретариат помогает Конференции и Исполнительному совету в выполнении их функций. Технический секретариат осуществляет предусмотренные Конвенцией меры проверки её соблюдения, получает и систематизирует первоначальные и ежегодные данные государств-участников (информация о запасах химического оружия, о бывших объектах по его производству и т. д.). В состав Технического секретариата входят Генеральный директор (назначается Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета), который является его руководителем и главным административным сотрудником, инспекторы и другой политико-административный и технический персонал.

Химическое разоружение

По состоянию на начало 2004 года 95 % государств-участников представили свои данные в ОЗХО. Шесть государств объявили о том, что они обладают запасами химического оружия (Албания , Индия , Ливия , Россия , США и другое государство-участник, которое пожелало, чтобы его название не упоминалось в официальных документах ОЗХО). В сумме эти запасы насчитывали около 70 тыс. тонн отравляющих веществ различных типов. Из них нервно-паралитические ОВ - (28 %), зарин (22 %), зоман (13 %) составляли 63 %, кожно-нарывные (главным образом иприт и люизит) 35 %. Остающиеся 2 % приходились на бинарное химическое оружие и различные токсичные отходы.

13 государств объявили о существовавших 64 объектов на момент вступления в Конвенцию или в прошлом мощностей по производству химического оружия (Албания , Босния и Герцеговина , Китай , Франция , Индия , Ливия , Иран , Япония , Россия , Великобритания , США , Югославия и в другом государстве-участнике).

На начало 2004 года государствами - участниками было объявлено 5466 объектов гражданской химической промышленности , подпадающих под сферу охвата режима проверки химической промышленности, а также передачи химикатов , входящих в списки, содержащиеся в Конвенции.

В период с 1997 г. и по начало 2004 года ОЗХО уничтожила более 8 тыс. тонн отравляющих веществ в 4 государствах, объявивших о наличии у них запасов химического оружия. 29 апреля 2003 года Россия выполнила предусмотренный Конвенцией первый этап уничтожения химического оружия категории I, ликвидировав 400 тонн отравляющих веществ (1 % общих запасов) на первом российском объекте по уничтожению в пос. Горный Саратовской области .

Инспекционная деятельность ОЗХО

За подготовку, планирование и анализ результатов инспекций отвечает отдел проверки Технического секретариата.

Большая часть инспекционной деятельности (около 60 % инспекций) осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием . На объектах по уничтожению химического оружия (ОУХО) в период их функционирования обеспечивается постоянное присутствие инспекторов. Так в 2003 году на ОУХО было проведено 74 ротации инспекторов. В 2002 году было проведено 85 таких инспекций.

Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает возможность проведения инспекций по запросу. Инспекция по запросу может проводиться в любом государстве-участнике по запросу другого государства-участника без права отказа с целью прояснения или разрешения любого вопроса, касающегося возможного несоблюдения Конвенции. Запрашивающее инспекцию государство обязано ограничивать запрос на инспекцию рамками Конвенции и представлять в запросе всю соответствующую информацию, на основе которой возникла озабоченность. Каждое государство-участник должно воздерживаться от необоснованных запросов, избегая злоупотреблений. Инспектируемое государство обязано предоставлять доступ в пределах запрашиваемого места исключительно с целью установления фактов, имеющих отношение к озабоченности относительно возможного несоблюдения Конвенции. Но за годы действия Конвенции ни одно государство-участник не запрашивало проведения подобных инспекций.

Конвенция предусматривает оказание государствам-участникам помощи и защиты в случае применения против них или угрозы применения химического оружия. В соответствии с положениями Конвенции такая помощь может предусматривать предоставление государствам-участникам средств обнаружения и систем сигнализации, защитного и дегазационного оборудования и средств дегазации, медицинских антидотов и средств лечения, а также консультирования по любым защитным мерам.

В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник взяло на себя обязательство либо вносить взносы в добровольный фонд помощи, который был учрежден на первой Конференции государств-участников, либо объявить о том, какого рода помощь оно могло бы предоставить по призыву Организации.

Международное сотрудничество

Государства-участники имеют право проводить исследования, разрабатывать, производить, приобретать, сохранять, передавать и использовать химикаты, обмениваться оборудованием и научно-технической информацией в целях, не запрещаемых по Конвенции. Конвенция также гласит, что её участники не устанавливают между собой никаких ограничений, которые сдерживали бы или затрудняли торговлю, а также развитие и распространение научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях.

Организация осуществляет целый ряд программ, направленных на содействие сотрудничеству в области химии. Эти программы направлены на подготовку ученых и инженеров из развивающихся стран или стран с переходной экономикой, на поддержку проведения семинаров и конференций по тематике развития химической промышленности, торговли химикатами и т. д. Организация по запрещению химического оружия, уже семь лет обеспечивающая режим запрета химического оружия, является одной из основных составляющих системы международной безопасности, работающим на уничтожение опаснейшего вида оружия массового уничтожения.

См. также

Напишите отзыв о статье "Организация по запрещению химического оружия"

Ссылки

  • (рус.)

Рассмотрение ключевых пунктов Конвенции о запрещении химического оружия. Изучение основных направлений деятельности и программ Организации по запрещению химического оружия, ее структуры, функций исполнительного совета и технического секретариата.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ОМОиЗР ИАИ РГГУ

Реферат по Международным гуманитарным организациям

Мошеев Тимур Артурович

Москва 2013

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) -- международная организация, созданная при поддержке ООН 29 апреля1997 года, после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия, открытой к подписанию в январе 1993 года.

Ключевые пункты Конвенции:

· Запрещение производства и применения химического оружия

· Ликвидация (или использование в других целях) мощностей по производству химического оружия

· Уничтожение всех запасов химического оружия (включая запасы, находящиеся за пределами территории государства)

· Взаимопомощь между государствами и взаимодействие с ОЗХО в случае применения химического оружия

· Инспекции ОЗХО с целью контроля над производством химикатов, из которых может быть изготовлено химическое оружие

· Международное сотрудничество в мирном использовании химикатов в соответствующих областях

В 2013 году ОЗХО награждена Нобелевской премией мира.

Главные задачи -- обеспечение контроля за соблюдением запрета на использование химического оружия, ликвидации его запасов, содействие развитию сотрудничества в области мирной химии, помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия, обеспечение нераспространения химического оружия.

Штаб-квартира расположена в Гааге (Нидерланды).

Структура ОЗХО

Организация по запрещению химического оружия имеет три основных органа: Конференция государств -- участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.

Конференция государств-участников

Конференция государств-участников -- главный орган ОЗХО. В её состав входят все члены Организации. Собрание проходит не реже одного раза в год и рассматривает вопросы в рамках сферы охвата Конвенции. Конференция осуществляет надзор за осуществлением Конвенции, принимает меры для содействия реализации её предмета и целей, а также рассматривает её соблюдение. Конференция осуществляет надзор за деятельностью Исполнительного совета и Технического секретариата. Раз в пять лет Конференция государств-участников собирается на специальную сессию для рассмотрения действия Конвенции.

Исполнительный совет

Исполнительный совет ОЗХО -- исполнительным органом Организации. Отчет о деятельности предоставляется на ежегодном собрании Конференции. Исполнительный совет действует в соответствии с решениями Конференции и обеспечивает их исполнение. В задачу Исполнительного совета входит содействие осуществлению и соблюдению Конвенции, за деятельностью Технического секретариата. Исполнительный совет состоит из 41 члена. В состав Исполнительного совета имеет право входить каждое государство-участник. Заседания Исполнительного совета проводят четыре раза в году или более, если этого требуют государства-участники совета или Конференция.

Технический секретариат

Технический секретариат помогает Конференции и Исполнительному совету в выполнении их функций. Технический секретариат осуществляет предусмотренные Конвенцией меры проверки её соблюдения, получает и систематизирует первоначальные и ежегодные данные государств-участников (информация о запасах химического оружия, о бывших объектах по его производству и т. д.). В состав Технического секретариата входят Генеральный директор (назначается Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета), который является его руководителем и главным административным сотрудником, инспекторы и другой политико-административный и технический персонал.

Химическое разоружение

По состоянию на начало 2004 года 95 % государств-участников представили свои данные в ОЗХО. Шесть государств объявили о том, что они обладают запасами химического оружия (Албания,Индия, Ливия, Россия, США и другое государство-участник, которое пожелало, чтобы его название не упоминалось в официальных документах ОЗХО). В сумме эти запасы насчитывали около 70 тыс. тонн отравляющих веществ различных типов. Из них нервно-паралитические ОВ -- VX (28 %), зарин (22 %), зоман (13 %) составляли 63 %, кожно-нарывные (главным образом иприт и люизит) 35 %. Остающиеся 2 % приходились на бинарное химическое оружие и различные токсичные отходы.

13 государств объявили о существовавших 64 объектов на момент вступления в Конвенцию или в прошлом мощностей по производству химического оружия (Албания, Босния и Герцеговина,Китай, Франция, Индия, Ливия, Иран, Япония, Россия, Великобритания, США, Югославия и в другом государстве-участнике).

На начало 2004 года государствами -- участниками было объявлено 5466 объектов гражданской химической промышленности, подпадающих под сферу охвата режима проверки химической промышленности, а также передачи химикатов, входящих в списки, содержащиеся в Конвенции.

В период с 1997 г. и по начало 2004 года ОЗХО уничтожила более 8 тыс. тонн отравляющих веществ в 4 государствах, объявивших о наличии у них запасов химического оружия. 29 апреля 2003 года Россия выполнила предусмотренный Конвенцией первый этап уничтожения химического оружия категории I, ликвидировав 400 тонн отравляющих веществ (1 % общих запасов) на первом российском объекте по уничтожению в пос. Горный Саратовской области.

В период с момента вступления в силу КХО (апрель 1997 года) по 30/09/2013 ОЗХО провела на территории 86 государств-участников 5 286 инспекций, включая 2 731 инспекций на объектах, связанных с химическим оружием. Из 228 объявленных объектов, связанных с химическим оружием, было проинспектировано 228.

· Проинвентаризировано и проверено 100% объявленных запасов химического оружия.

· Получено 180 первоначальных объявлений.

· Выведено из эксплуатации 100% объявленных объектов по производству химического оружия (ОПХО). Все они подпадают под беспрецедентно строгий режим проверки. Из 70 объявленных ОПХО в отношении 65 были выданы удостоверения об уничтожении (43) или конверсии на мирные цели. (22). 13 государств-участников, объявивших объекты по производству химического оружия (ОПХО), включают: Боснию и Герцеговину, Китай, Францию, Индию, Исламскую Республику Иран, Ливийскую Арабскую Джамахирию, Российскую Федерацию, Сербию, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Францию, Японию и одно другое государство-участник.

Для выбора и аттестации лабораторий из государств-членов и подготовки их персонала для проведения анализа связанных с химическим оружием соединений в случае необходимости анализа аутентичных проб за пределами объекта проводятся официальные квалификационные проверки лабораторий из государств-членов. Назначено 20 лабораторий.

Инспекционная деятельность ОЗХО

За подготовку, планирование и анализ результатов инспекций отвечает отдел проверки Технического секретариата.

Большая часть инспекционной деятельности (около 60 % инспекций) осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием. На объектах по уничтожению химического оружия (ОУХО) в период их функционирования обеспечивается постоянное присутствие инспекторов. Так в 2003 году на ОУХО было проведено 74 ротации инспекторов. В 2002 году было проведено 85 таких инспекций.

Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает возможность проведения инспекций по запросу. Инспекция по запросу может проводиться в любом государстве-участнике по запросу другого государства-участника без права отказа с целью прояснения или разрешения любого вопроса, касающегося возможного несоблюдения Конвенции. Запрашивающее инспекцию государство обязано ограничивать запрос на инспекцию рамками Конвенции и представлять в запросе всю соответствующую информацию, на основе которой возникла озабоченность. Каждое государство-участник должно воздерживаться от необоснованных запросов, избегая злоупотреблений. Инспектируемое государство обязано предоставлять доступ в пределах запрашиваемого места исключительно с целью установления фактов, имеющих отношение к озабоченности относительно возможного несоблюдения Конвенции. Но за годы действия Конвенции ни одно государство-участник не запрашивало проведения подобных инспекций.

Конвенция предусматривает оказание государствам-участникам помощи и защиты в случае применения против них или угрозы применения химического оружия. В соответствии с положениями Конвенции такая помощь может предусматривать предоставление государствам-участникам средств обнаружения и систем сигнализации, защитного и дегазационного оборудования и средств дегазации, медицинских антидотов и средств лечения, а также консультирования по любым защитным мерам.

В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник взяло на себя обязательство либо вносить взносы в добровольный фонд помощи, который был учрежден на первой Конференции государств-участников, либо объявить о том, какого рода помощь оно могло бы предоставить по призыву Организации.

Мировая химическая промышленность производит соединения, без которых мы не можем обойтись в нашей повседневной жизни. В случае использования их не по назначению некоторые широко распространенные химикаты - сами по себе или посредством их дальнейшего синтеза с другими веществами - могут применяться в качестве химического оружия.

Совместно с правительствами и при поддержке химической промышленности во всем мире государства - члены ОЗХО не допускают распространения химического оружия.

· В период с апреля 1997 года по 30/09/2013 ОЗХО провела на территории 86 государств-участников 5 286 инспекций, включая 2 555 инспекций на промышленных объектах. Из 5 358 объявленных промышленных объектов 1 905 было проинспектировано

· Число промышленных объектов в мире, подлежащих инспекции, составляет 4 913.

Международное сотрудничество

Государства-участники имеют право проводить исследования, разрабатывать, производить, приобретать, сохранять, передавать и использовать химикаты, обмениваться оборудованием и научно-технической информацией в целях, не запрещаемых по Конвенции. Конвенция также гласит, что её участники не устанавливают между собой никаких ограничений, которые сдерживали бы или затрудняли торговлю, а также развитие и распространение научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях.

Во всем мире только 4 государства, не подписавшие КХО, не предприняли никаких действий в связи с Конвенцией (КНДР, Египет, Южный Судан, Ангола).

Организация осуществляет целый ряд программ, направленных на содействие сотрудничеству в области химии. Эти программы направлены на подготовку ученых и инженеров из развивающихся стран или стран с переходной экономикой, на поддержку проведения семинаров и конференций по тематике развития химической промышленности, торговли химикатами и т. д. Организация по запрещению химического оружия, уже семь лет обеспечивающая режим запрета химического оружия, является одной из основных составляющих системы международной безопасности, работающим на уничтожение опаснейшего вида оружия массового уничтожения.

Все государства-члены (190 государств) обязались предоставлять помощь и защиту другим государствам-членам в случае угрозы применения или фактического применения химического оружия против них.

В случае необходимости для оперативного оказания помощи и экспертных услуг могут быть использованы ресурсы Добровольного фонда помощи, а также отдельные предложения о предоставлении оборудования и подготовленного персонала.

· Технический секретариат ОЗХО организует курсы с целью подготовки групп спасателей первого эшелона, правительственных экспертов и сотрудников аварийно-спасательных служб в области создания и наращивания национального и регионального потенциала и систем реагирования на чрезвычайные ситуации для противодействия применению или угрозе применения химического оружия. Эти курсы прошли 2 200 участников из Африки (350), Азии (600), Латинской Америки (500) и Восточной Европы (750).

· 78 государств-участников предложили помощь согласно пункту 7 статьи Х.

· 146 государств-участников представили информацию о национальных программах, связанных с защитными целями, согласно пункту 4 статьи Х.

· 45 государств сделали взносы в Добровольный фонд помощи.

· Остаток средств в Добровольном фонде помощи: 1 362 849,76.

Осуществляемые ОЗХО программа партнерства и программа поддержки стажировок обеспечивают специальную подготовку в области современной промышленной практики и повышение квалификации химиков и инженеров из государств-членов с развивающейся или переходной экономикой. Промышленные стажировки и исследовательские проекты позволяют овладеть наилучшей практической методологией в области безопасного использования химикатов и осуществления Конвенции.

Технический секретариат координирует и организует проведение регулярных совещаний Национальных органов из разных регионов мира. Подготовлены КД-ПЗУ, цифровой видео-диск по КХО и информационные комплекты об осуществлении КХО в тематической области в сети "Интернет".

Правовые эксперты создали региональные сети для содействия принятию национального законодательства, предусматривающего запрещение незаконного использования химикатов в качестве оружия и уголовное преследование за это.

ОЗХО создала единственную в мире проверяемую и подтверждаемую аналитическую базу данных, содержащую информацию о более 3 400 соединениях, имеющих отношение к химическому оружию. Эта база данных играет важную роль при проведении проверки на месте инспекционными группами ОЗХО и также доступна государствам-членам.

Для выбора и аттестации лабораторий из государств-членов и подготовки их персонала для проведения анализа связанных с химическим оружием соединений в случае необходимости анализа аутентичных проб за пределами объекта проводятся официальные квалификационные проверки лабораторий из государств-членов.

Секретариат поддерживает обмен научно-технической информацией между государствами-членами для содействия использованию химии в мирных целях. ОЗХО также частично финансирует целый ряд исследовательских проектов в развивающихся странах. Исследования в любой из нижеупомянутых областей могут рассматриваться на предмет финансовой поддержки: экологически безопасные технологии уничтожения опасных химикатов, аналитические системы обнаружения токсичных химикатов, более безопасные альтернативы списочным химикатам, медицинское лечение при поражении опасными химикатами в случае аварии и практическое применение природных продуктов в сельском хозяйстве и медицине.

· В период с момента вступления в силу КХО (29/4/1997) по 31/12/2011 программами международного сотрудничества воспользовались 3 502 участников, включая 315 химиков-аналитиков, 265 участников Программы партнерства, 1 966 участников Программы поддержки конференций, 115 стажеров, благодаря этим программам была оказана поддержка 239 конференциям и помощь 92 лабораториям, а также было осуществлено 437 исследовательских проектов и 73 передач подержанного и пригодного к эксплуатации оборудования.

· Участники являлись представителями следующих регионов: Африки (1 207), Азии (813), Латинской Америки и Карибского бассейна (545), Восточной Европы (545), а также Западной Европы и других государств (392).

химический оружие запрещение конвенция

Программа

Описание

Получатели

Программа партнерства

Эта программа, осуществление которой началось в 2000 году, способствует созданию потенциала, национальному осуществлению КХО в промышленности и применению передовой практики в химическом производстве и технике безопасности.

265 участников из Африки (112), Азии (77), Латинской Америки (43) и Восточной Европы (29) воспользовались этой программой.

Курс развития аналитических навыков

Этот курс, который проводится с 2004 года, позволяет квалифицированным химикам-аналитикам получить дополнительный опыт и практические знания в области анализа химикатов, имеющих отношение к национальному осуществлению КХО.

Эти курсы прошли 315 химиков из Африки (130), Азии (70), Латинской Америки (56) и Восточной Европы (53).

Программа поддержки конференций

Эта программа, которая осуществляется с 1997 года, способствует обмену научно-технической информацией, обеспечивает предоставление финансовой поддержки для организации конференций, практикумов и семинаров по специальным темам, имеющим отношение к КХО, а также способствует участию в таких мероприятиях.

В этих мероприятиях приняли участие 1 966 человек из Африки (610), Азии(430), Восточной Европы (381), стран Латинской Америки и Карибского бассейна (241). Помимо этого, ОЗХО оказала финансовую поддержку проведению 239 мероприятий в Африке (56), Азии (53), Восточной Европе (44) и Латинской Америке (16).

Программа исследовательских проектов

Эта программа, которая осуществляется с 1997 года, предусматривает оказание помощи маломасштабным исследовательским проектам в отдельных странах для развития научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских и других мирных целях, имеющих отношение к КХО.

Благодаря этой программе 437 проектов было осуществлено в Африке (153), Азии (135), Восточной Европе (8) и Латинской Америке (137).

Программа поддержки стажировок

Ученые и инженеры из развивающихся стран проводят перспективные исследования в лабораториях в промышленно развитых странах.

До настоящего момента ОЗХО оказала поддержку 115 стажерам из Африки(68), Азии (20), Восточной Европы(9) и Латинской Америки(17).

Программа помощи лабораториям

Эта программа осуществляется с 1997 года и направлена на повышение технической компетентности лабораторий, занимающихся химическим анализом и контролем.

В этой программе участвовали 92 лабораторий из Африки (48), Азии (19), Восточной Европы (8) и Латинской Америки (16).

Программа обмена оборудованием

Эта программа способствует передаче использовавшегося и пригодного к эксплуатации оборудования государственным лабораториям и другим научным учреждениям в развивающихся странах из учреждений в промышленно развитых странах.

Было осуществлено 73 передач оборудования государствам Африки (30), Азии(9), Восточной Европы (13) и Латинской Америки (19).

Лауреатом Нобелевской премии мира 2013 года стала Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО). Премия присуждена за "ее обширные усилия по ликвидации химического оружия", объявили в пятницу в Нобелевском комитете Норвегии. В заявлении комитета говорится, с момента вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия в 1997 году ОЗХО "путем инспекций, уничтожения и другими способами добивалась выполнения этой конвенции".

"Конвенции и работа ОЗХО позволили добиться того, что применение химического оружия стало считаться нарушением международного законодательства. Последние события в Сирии, где химоружие вновь было применено, подчеркнули необходимость активизировать усилия по избавлению от такого оружия", - отмечается в пресс-релизе Нобелевского комитета. Москве приветствовала решение присудить Нобелевскую премию мира за 2013г. Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Об этом сообщает Департамент информации и печати Министерства иностранных дел (МИД) РФ.

Вместе с тем в нем указывается, что "некоторые страны, в особенности Россия и США, не стали соблюдать крайний срок для уничтожения запасов химического оружия, который истек в апреле 2012 года". В общем, премия это неплохо. Но, по мнению серьёзных экспертов, присуждена она как бы авансом. Разоружение Сирии только начинается, а кто из членов ОЗХО как себя поведёт в этой ближневосточной истории, ещё неизвестно.

В настоящее время эксперты организации работают над уничтожением арсенала химического оружия в Сирии. 27 сентября исполнительный совет ОЗХО утвердил план полной ликвидации запасов химического оружия Дамаска, которую предполагается завершить к середине 2014 года. В тот же день Совбез ООН принял резолюцию, придающую этому решению обязательный характер и предусматривающую принятие мер вплоть до санкций или военной силы в случае неподчинения.

Источники

1. Официальный сайт ОЗХО: http://www.opcw.org

2. МИД счел преждевременным осбуждение деталей ликвидации химоружия в Сирии [Электронный ресурс] // Взгляд.ру. URL: http://www.vz.ru/news/2013/10/19/655690.html

3. Нобелевскую премию мира получила ОЗХО [Электронный ресурс] // ТВЦ.ру. URL: http://www.tvc.ru/news/show/id/18716

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика российского и американского подходов к регулированию сирийского кризиса. Основные механизмы воздействия Москвы и Вашингтона. Ликвидация химического оружия в Сирии. Приход к власти в США Дональда Трампа и дальнейшее развитие событий.

    дипломная работа , добавлен 27.08.2017

    Особенности распространения оружия массового уничтожения на Ближнем Востоке. Причины и мотивы распространения ядерного оружия в данном регионе. Внешние и внутренние факторы иранской ядерной программы. Влияние израильской ядерной программы в мире.

    статья , добавлен 06.09.2017

    Иранская ядерная программа и сохранение режима нераспространения ядерного оружия. Опыт урегулирования проблемы нераспространения оружия массового уничтожения в отношении Ирана. Сохранение дипломатического противостояния с Соединенными Штатами Америки.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2014

    Разработка и содержание "Договора о нераспространении ядерного оружия", периодический контроль его действий в виде конференций. Международное агентство по атомной энергии: структура, страны-участники и основные функции. Понятие и значение безъядерных зон.

    реферат , добавлен 23.06.2009

    Договор о нераспространении ядерного оружия. Функции и задачи органов международного контроля. Выступление Президента России на саммите государств–членов СБ ООН по ядерному разоружению и нераспространению. Современные проблемы ядерного нераспространения.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2013

    История создания и использования ядерного оружия, его первые испытания в 1945 г. и применение против мирных жителей Хиросимы и Нагасаки. Принятие в 1970 Договора о нераспространении ядерного оружия. Политика безопасности России на Корейском полуострове.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2012

    Принятие международной конвенции о физической защите ядерного материала. Нормативно-правовая база предупреждения актов ядерного терроризма в зонах риска на примере Ростовской области. Противодействие нарушениям режима нераспространения атомного оружия.

    дипломная работа , добавлен 02.08.2011

    Теоретические аспекты организации внешнеэкономической деятельности предприятия. Анализ внешнеэкономической деятельности ОАО "Аммофос". Экспортный потенциал химического комплекса России в контексте вступления в ВТО.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2007

    Понятие Организации Объединенных Наций, сферы и направления деятельности, государства-члены. Структура данного международного учреждения. Полномочия Секретариата, Генеральной ассамблеи, Международного суда, Экономического и социального совета ООН.

    презентация , добавлен 22.02.2011

    Знакомство с особенностями глобальных проблем человечества. Характеристика основных причин возникновения ядерного оружия. Рассмотрение путей решения проблем войны и мира: поиск политических путей, урегулирования социальных конфликтов, отказ от войны.

Специальная Конференция государств - участников (КГУ) Конвенции о запрещении химического оружия завершилась в Гааге в среду утверждением британского проекта о расширении мандата этой организации, который теперь должен дать ей право называть виновников инцидентов с применением химического оружия. По словам постпреда России при Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) Александра Шульгина, против этого проекта проголосовали 24 страны, 82 голоса были поданы за, 26 делегаций воздержались, и еще четыре постпреда предпочли в момент голосования просто выйти из зала.

Страны ОЗХО явочным порядком по собственной инициативе присвоили себе часть исключительных прав Совета Безопасности ООН. Естественно, такой шаг не сможет остаться без ответа государств, выступавших против узурпации полномочий на международном уровне - России, КНР, Индии, Южной Африки, Ирана, Сирии и еще 18 государств, проголосовавших против британского проекта. Теперь они имеют все основания задуматься о смысле своего членства в этой организации, контрольный механизм которой оказался полностью скомпрометирован. Иными словами, самой системе нераспространения уже нанесен заметный урон.

Однако, даже если эти страны не будут предпринимать активных контрмер в ответ на действия Лондона и Вашингтона, решение ОЗХО создало первый в истории прецедент попытки дублирования функций СБ ООН сторонней организацией, даже не входящей в структуру ООН. Сам этот факт более опасен, чем все взятые вместе сфабрикованные инциденты с химическим оружием, которые фактически покрывает ОЗХО. Этот шаг ослабляет работу единственного в мире органа, который имеет законные и признанные всем международным сообществом полномочия решать вопросы войны, мира или введения международных санкций.

"Наши британские партнеры не стесняются открытым текстом говорить, что этот маневр в ОЗХО предпринят, чтобы преодолеть вето России в Совете Безопасности ООН", - отметил постпред РФ Александр Шульгин. Он назвал "полным бредом" попытки передать полномочия СБ ООН в ОЗХО. "Ничего в конвенции [по запрещению химоружия] нет, что бы позволяло ОЗХО заниматься такими функциями", - заявил он.

Сыграть в "Титаник"

Как будут развиваться события далее, и что ждет ОЗХО теперь? На эти вопросы ответил глава российской делегации на Конференция государств-участников Конвенции о запрещении химического оружия замминистра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов. "Ситуацию в ОЗХО можно сравнить с "Титаником", который получил пробоину и начал тонуть", - сказал он. По его словам, многим странам следует "одуматься и понять, что решения, которые они принимают, имеют серьезное значение для мирового порядка".

Также Каламанов сообщил о том, что в ноябре должна пройти обзорная сессия конференции государств-участниц Конвенции о запрещении химического оружия. "До этого момента сменится гендиректор организации, которому в соответствии с этим решением будет поручено подготовить алгоритм по реализации британского решения", - сказал замминистра.

Иными словами, в ближайшие месяцы с практической точки зрения в работе организации особенных изменений произойти не должно, а изменения мандата должны начать реализовываться только после ноябрьской конференции.

"Если посмотреть, в целом, наблюдается раскол в организации, как по электоральным группам, так и по будущему существованию этой организации. Речь идет о том, что Россия и многие страны, выступавшие против британского решения, играли в организации серьезную роль, начиная от финансирования и заканчивая экспертной поддержкой", - сказал он, дав понять, что эта ситуация может измениться.

Замминистра подчеркнул, что ОЗХО не сможет существовать без России, хотя и вопрос выхода РФ из организации пока рассматривается. "Россия вносит сейчас колоссальный вклад в деятельность организации. Сама организация без России невозможна, потому что и экспертиза, и масштабы нашей страны, ее возможности позволяют самой организации оставаться на плаву и на высоком экспертном уровне, - отметил Каламанов. - Российский взнос в ОЗХО немаленький, но мы платим не просто взнос. В рамках программы по уничтожению химического оружия мы еще и принимали делегацию ОЗХО и оплачивали пребывание в Российской Федерации всего состава ОЗХО из различных стран, это колоссальные расходы".

Отвечая на вопрос ТАСС о возможности выхода России из ОЗХО Каламанов ответил: "Так вопрос пока не рассматривается".

"Мы выработаем план действий на ближайшие несколько месяцев, поскольку работа по реализации решений сегодняшней сессии продлится несколько месяцев", - сказал он.

С высокой вероятностью

Согласно опубликованному в Twitter британского постпредства при ОЗХО тексту документа, он содержит решение о разработке секретариатом организации механизмов идентификации тех, кто использовал химоружие в Сирии за счет выявления информации о происхождении примененных веществ, в том числе даже в случаях, когда следователи ООН и ОЗХО не подготовили соответствующий доклад о происшествии. Кроме того, секретариат должен будет предоставлять регулярные доклады по своим расследованиям Совету и генеральному секретарю ООН для ознакомления.

То есть, ОЗХО в принципе сможет называть виновных практически без доказательств, указав на любую страну, негосударственную структуру или группировку, и заявив, что "это сделала она". С высокой вероятностью....

Подлоги ОЗХО

Ситуацию радикально ухудшает тот факт, что западных экспертов ОЗХО российские коллеги неоднократно ловили на фактической фальсификации доказательств, собираемых в ходе расследований химических инцидентов в Сирии и других странах. В среду о конкретных задокументированных примерах такой деятельности подробно рассказали российские эксперты на продолжительном брифинге для журналистов в здании российской миссии при ОЗХО.

Провести этот брифинг в Нидерланды приехал начальник войск радиационной, химической и биологической защиты ВС РФ генерал-майор Игорь Кириллов. Главный тезис его брифинга: расследование инцидентов с химическим оружием в Эль-Латамне (24, 25, 30 марта 2017 года), Хан-Шейхуне (4 апреля 2017 года) и Саракибе (4 февраля 2018 года) проводилось с многочисленными нарушениями.

Несколько примеров. Воронка, призванная доказать применение химического оружия в Хан-Шейхуне, была получена путем подрыва обычного взрывного устройства, а затем спешно зацементирована до окончания расследования ОЗХО. Анализ доклада миссии ОЗХО показал, что характеристики воронки свидетельствуют, что она образовалась в результате подрыва размещенного на земле взрывного устройства небольшой мощности, а не сброшенной с самолета авиабомбы.

Говоря о расследовании инцидента в Эль-Латамне, он указал на ряд нарушений при сборе материалов для последующего анализа. "Следует отметить, что в очередной раз была нарушена процедура отбора биомедицинских проб, так же, как и в деле Скрипалей - мы все помним, что все средства массовой информации говорили, что миссия, которая приехала в Солсбери и которая отбирала пробы, делала это лично. Вот пункт доклада 19 (по Эль-Латамне - прим. ТАСС): забор проб крови проводился персоналом больницы под наблюдением медицинского экспертной группы с использованием оборудования ОЗХО", - сообщил генерал.

Кириллов также отметил, что в докладе ОЗХО по одному из инцидентов Эль-Латамне утверждается, что в присутствии представителей миссии у двух лиц, предоставленных "Белыми касками", были отобраны четыре биомедицинские пробы, анализ которых двумя назначенными лабораториями показал отсутствие биомаркеров зарина. "Вопреки очевидному, данный факт трактуется в поддержку версии о применении зарина", - добавил он.

"Обращает на себя внимание, что, несмотря на разные метео-, географические, баллистические и прочие условия, результаты анализа проб из Эль-Латамны и Хан-Шейхуна практически идентичны. Данное обстоятельство указывает на то, что "Белыми касками" использовалась некая стандартная смесь для внесения в пробы с целью их фальсификации", - сказал Кириллов.

При этом он подчеркнул, что неопровержимые доказательства, собираемые российскими военными при обнаружении химических лабораторий боевиков, где создаются отравляющие вещества, ОЗХО отвергаются как неубедительные.

Постпред РФ при ОЗХО Александр Шульгин также обратил внимание, что, как по заказу, миссии по расследованию инцидентов в Сирии собраны из представителей государств, наиболее агрессивно относящихся к Сирии и входящих в так называемую "Группу друзей Сирии", которая в реальности "дружит" только с противостоящими Дамаску отрядам боевиков.

В этой связи Россия не ждет чудес и не сомневается, что доклад ОЗХО по инциденту в сирийской Думе будет тенденциозным, сказал Шульгин.

"Мы ждем в скором появлении доклада ОЗХО об инциденте в Думе, пригороде Дамаска, и мы не сомневаемся, что он также будет тенденциозным, как и предыдущие доклады по инцидентам в Сирии. Мы хорошо знаем, что там произошло. Этот инцидент был использован США, Великобританией и Францией как предлог для ракетного удара по сирийским объектам. Мы уверены, что это была намеренная операция", - сказал он.

Не менее подробный анализ был проведен и по делу Скрипаля, экспертиза ОЗХО по которому явно подгонялась под заданный результат - любыми целями подтвердить использование некоего боевого нервно-паралитического вещества, от поражения которым два человека были полностью вылечены за месяц. Российские эксперты с иронией отметили, что даже в документе официального запроса к ОЗХО правительство Терезы Мэй запросило не независимую экспертизу, а обратилась к организации с просьбой "подтвердить результаты расследования, проведенного в Великобритании".

Странное голосование

Западные государства оказывали давление на членов ОЗХО в ходе принятия решения об изменении ее мандата и наделении обвинительными функциями. Российской стороне известно и о случаях шантажа, заявил в среду на брифинге постпред РФ при ОЗХО Александр Шульгин.

"Сессия проходила в совершенно напряженном режиме. Наши западные партнеры играли явно не по правилам, оказывали беспрецедентное давление на другие страны. Дипломаты вот этой группы поддержки Великобритании буквально табунами ходили по министерствам иностранных дел различных государств, прессинговали, давили, нам даже известны случаи открытого шантажа наших ближайших союзников", - заявил Шульгин.

"В зале заседаний оказалось много делегаций островных государств, которые буквально наводнили этот зал. Острова Кука, Соломоновы Острова, Фиджи, Сент-Китс и Невис и все они с трогательным единодушием стали активно продвигать британские и американские тезисы. Злые языки поговаривают, что их западные спонсоры проплатили расходы этим делегациям, фактически организовав турпоездку в Гаагу, чтобы они обеспечили нужные результаты, - отметил Шульгин. - В то время как с нами в едином строю выступили Китай, Индия, Южная Африка, если вы сложите население этих стран вместе с Россией, будет ясно, какая часть человечества выступила против вредных планов западного лагеря".

Химический театр абсурда

В итоге дипломатическая партия была разыграна западными странами на своем поле и по собственным правилам, менявшимся по ходу игры. Чего стоит хотя бы трехчасовая перепалка в самом начале двухдневной сессии, в ходе которой российские дипломаты в течение трех часов не могли добиться от техсекретариата организации точных цифр, сколько делегаций прибыли на сессию (в конечном счете получилось 143) и сколько из них лишены права голоса за неуплату членских взносов (получилось 32). При этом Великобритания и США возражали против попыток прояснить число "избирателей", предлагая сначала проголосовать и утвердить повестку дня встречи, а уже потом разбираться, сколько людей голосовали, и кто из них имел право это делать.

В целом, ощущение театра абсурда было на этой сессии очень сильным не только у экспертов и журналистов, но и у самих участников конференции.

Не менее абсурдным является и принятое ОЗХО решение, которое вопреки заявленной цели не усилит контроль над отравляющими веществами, а значительно ослабит его.

Химическое оружие в современных военных доктринах вообще не рассматривается как действенное средство ведения войны XXI века. Это объясняется его крайне неизбирательным действием и повышенным рискам гибели именно гражданских лиц, не имеющих, в отличие от участников боевых действий, средств защиты и необходимой подготовки для выживания в условиях химической атаки. Эти же характеристики делают химическое оружие крайне опасным в руках террористических группировок, а значит, представляющим для них особый интерес.

Абсурд ситуации заключается в том, что британская "реформа ОЗХО" отталкивает от Конвенции по запрещению химического оружия именно государственных игроков, которые сами по себе были бы заинтересованы как раз в полном уничтожении химического оружия, чтобы оно не угрожало их собственным гражданам. Инициатива Лондона никак не повысит эффективность организации в борьбе с возможным применением отравляющих веществ террористическими структурами, чей интерес к химическому оружию очевиден.

Террористической организации "Исламское государство" (ИГ, запрещена в России), ни холодно, ни жарко от того, назовет ли ОЗХО ее виновной в условном инциденте с применением химоружия. Более того, эта структура и сама охотно берет на себя ответственность за любые нападения, включая те, к которым она со всей очевидностью не имеет никакого отношения.

В заключении остается только сказать, что единственной страной в мире, которая продолжает сохранять задекларированные запасы химического оружия, являются США, которые пока заявляют о намерении уничтожить его к 2023 году, однако сроки регулярно откладываются. Вашингтон объясняет это нехваткой денег на эту программу.

Денис Дубровин

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) - международная организация, созданная при поддержке ООН 29 апреля 1997 года , после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия , открытой к подписанию в январе 1993 года. В 2013 году ОЗХО награждена Нобелевской премией мира .

Главные задачи - обеспечение контроля за соблюдением запрета на использование химического оружия , ликвидации его запасов, содействие развитию сотрудничества в области мирной химии , помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия, обеспечение нераспространения химического оружия.

Штаб-квартира расположена в Гааге (Нидерланды).

Структура ОЗХО

Организация по запрещению химического оружия имеет три основных органа: Конференция государств - участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.

Конференция государств-участников

Конференция государств-участников - главный орган ОЗХО. В её состав входят все члены Организации . Собрание проходит не реже одного раза в год и рассматривает вопросы в рамках сферы охвата Конвенции. Конференция осуществляет надзор за осуществлением Конвенции, принимает меры для содействия реализации её предмета и целей, а также рассматривает её соблюдение. Конференция осуществляет надзор за деятельностью Исполнительного совета и Технического секретариата. Раз в пять лет Конференция государств-участников собирается на специальную сессию для рассмотрения действия Конвенции.

Исполнительный совет ОЗХО является исполнительным органом Организации. Отчет о деятельности предоставляется на ежегодном собрании Конференции. Исполнительный совет действует в соответствии с решениями Конференции и обеспечивает их исполнение. В задачу Исполнительного совета входит содействие осуществлению и соблюдению Конвенции, за деятельностью Технического секретариата. Исполнительный совет состоит из 41 члена. В состав Исполнительного совета имеет право входить каждое государство-участник. Заседания Исполнительного совета проводят четыре раза в году или более, если этого требуют государства-участники совета или Конференция.

Технический секретариат

Технический секретариат помогает Конференции и Исполнительному совету в выполнении их функций. Технический секретариат осуществляет предусмотренные Конвенцией меры проверки её соблюдения, получает и систематизирует первоначальные и ежегодные данные государств-участников (информация о запасах химического оружия, о бывших объектах по его производству и т. д.). В состав Технического секретариата входят Генеральный директор (назначается Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета), который является его руководителем и главным административным сотрудником, инспекторы и другой политико-административный и технический персонал.

Химическое разоружение

По состоянию на начало 2004 года 95 % государств-участников представили свои данные в ОЗХО. Шесть государств объявили о том, что они обладают запасами химического оружия (Албания , Индия , Ливия , Россия , США и другое государство-участник, которое пожелало, чтобы его название не упоминалось в официальных документах ОЗХО). В сумме эти запасы насчитывали около 70 тыс. тонн отравляющих веществ различных типов. Из них нервно-паралитические ОВ составляли 63 %: (28 %), зарин (22 %), зоман (13 %); кожно-нарывные (главным образом иприт и люизит) 35 %. Остающиеся 2 % приходились на бинарное химическое оружие и различные токсичные отходы.

13 государств объявили о существовавших 64 объектов на момент вступления в Конвенцию или в прошлом мощностей по производству химического оружия (Албания , Босния и Герцеговина , Китай , Франция , Индия , Ливия , Иран , Япония , Россия , Великобритания , США , Югославия и в другом государстве-участнике).

На начало 2004 года государствами - участниками было объявлено 5466 объектов гражданской химической промышленности , подпадающих под сферу охвата режима проверки химической промышленности, а также передачи химикатов, входящих в списки, содержащиеся в Конвенции.

В период с 1997 г. и по начало 2004 года ОЗХО уничтожила более 8 тыс. тонн отравляющих веществ в 4 государствах, объявивших о наличии у них запасов химического оружия. 29 апреля 2003 года Россия выполнила предусмотренный Конвенцией первый этап уничтожения химического оружия категории I, ликвидировав 400 тонн отравляющих веществ (1 % общих запасов) на первом российском объекте по уничтожению в пос. Горный Саратовской области .

Инспекционная деятельность ОЗХО

За подготовку, планирование и анализ результатов инспекций отвечает отдел проверки Технического секретариата.

Большая часть инспекционной деятельности (около 60 % инспекций) осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием . На объектах по уничтожению химического оружия (ОУХО) в период их функционирования обеспечивается постоянное присутствие инспекторов. Так в 2003 году на ОУХО было проведено 74 ротации инспекторов. В 2002 году было проведено 85 таких инспекций.

Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает возможность проведения инспекций по запросу. Инспекция по запросу может проводиться в любом государстве-участнике по запросу другого государства-участника без права отказа с целью прояснения или разрешения любого вопроса, касающегося возможного несоблюдения Конвенции. Запрашивающее инспекцию государство обязано ограничивать запрос на инспекцию рамками Конвенции и представлять в запросе всю соответствующую информацию, на основе которой возникла озабоченность. Каждое государство-участник должно воздерживаться от необоснованных запросов, избегая злоупотреблений. Инспектируемое государство обязано предоставлять доступ в пределах запрашиваемого места исключительно с целью установления фактов, имеющих отношение к озабоченности относительно возможного несоблюдения Конвенции. Но за годы действия Конвенции ни одно государство-участник не запрашивало проведения подобных инспекций.

Конвенция предусматривает оказание государствам-участникам помощи и защиты в случае применения против них или угрозы применения химического оружия. В соответствии с положениями Конвенции такая помощь может предусматривать предоставление государствам-участникам средств обнаружения и систем сигнализации, защитного и дегазационного оборудования и средств дегазации, медицинских антидотов и средств лечения, а также консультирования по любым защитным мерам.

В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник взяло на себя обязательство либо вносить взносы в добровольный фонд помощи, который был учрежден на первой Конференции государств-участников, либо объявить о том, какого рода помощь оно могло бы предоставить по призыву Организации.

Международное сотрудничество

Государства-участники имеют право проводить исследования, разрабатывать, производить, приобретать, сохранять, передавать и использовать химикаты, обмениваться оборудованием и научно-технической информацией в целях, не запрещаемых по Конвенции. Конвенция также гласит, что её участники не устанавливают между собой никаких ограничений, которые сдерживали бы или затрудняли торговлю, а также развитие и распространение научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях.

Организация осуществляет целый ряд программ, направленных на содействие сотрудничеству в области химии. Эти программы направлены на подготовку ученых и инженеров из развивающихся стран или стран с переходной экономикой, на поддержку проведения семинаров и конференций по тематике развития химической промышленности, торговли химикатами и т. д. Организация по запрещению химического оружия, уже семь лет обеспечивающая режим запрета химического оружия, является одной из основных составляющих системы международной безопасности, работающим на уничтожение опаснейшего вида оружия массового уничтожения.