Меню
Бесплатно
Главная  /  Выделения  /  Экономико-географические провинции тихого океана. Три основных морских пути

Экономико-географические провинции тихого океана. Три основных морских пути

На побережье, тяготеющем к Атлантическому океану, расположены страны Европы и развивающиеся страны Африки с одной стороны, Северной и Южной Америки, с другой.

Между странами этих континентов ведется интенсивный внешнеторговый обмен. Перевозка внешнеторговых грузов между всеми странами осуществляется преимущественно по морским региональным и океанским путям.

Морские океанские пути, пролегающие между портами континентов, выходят к открытым водам у мыса Рат и скалы Бишоп, у проливов Гибралтар, Провиден, Наветренный, Мона, у островов Мадейра, Зеленого Мыса и Барбадос, а также у крупных океанских портов: Нью-Йорк, Кейптаун, Рио-де-Жанейро и др. Между этими узлами проходят трассы трансокеанских путей Атлантики.

По значению и интенсивности судоходства выделяется Североатлантическое направление - трансокеанские пути между Европой и Северной и Центральной Америкой. Они имеют генеральное направление “восток - запад” от мыса Рат, скалы Бишоп и пролива Гибралтар к Нью-Йорку, к портам р. Св. Лаврентия и другим портам Северной Америки, а также к проливам Провиденс, Наветренный, Мона и далее в порты Карибского моря и к Панамскому каналу. Их протяженность от 2,5 до 4,0 тыс. миль.

Это район со сложными навигационными условиями плавания. Плавающие льды и айсберги в северной части Атлантики, частые и густые туманы в районе о. Ньюфаундленд (особенно в июне и июле), суровые штормовые условия в зимний период значительно затрудняют судоходство.

Сложные природные и погодные условия, интенсивное большое движение судов в северной части Атлантического океана в западном и восточном направлениях вызвали необходимость установления рекомендованных маршрутов движения морских судов, известных как основные трансокеанские пути северной части Атлантического океана.

В проливе Ла-Манш судам, идущим из Атлантического океана в Северное море, рекомендуется следовать проходом между банками Ле-Вергуайе и Бассюрель и далее, придерживаясь французского побережья, между банками Сандетти и Аут-Рейтингер, вы-одить в Северное море.

Судам, идущим из Северного моря в Атлантический океан, рекомендуется следовать проходом между банками Саут-Фоллс и Сандетти и далее, придерживаясь английского берега, к западу от банок Варн и Буллок.

Для судов каботажного плавания (типа “река-море”, суда дедвейтом до 4 - 5 тыс. т) выделен прибрежный район, где судоводители в выборе путей не ограничены.

На подходах к Нью-Йорку установлены три района разделения движения. Первый из них предназначен для судов, следующих в порт с востока, из Северной Атлантики или направляющихся в Северную Атлантику. Он имеет восточное направление от маяка Амброз. Второй район разделения движения имеет юго-восточное направление и предназначен для судов, прибывающих из Южной Америки, Африки и с Антильских островов. Третий район имеет южное направление и предназначен для судов каботажного плавания. Аналогичным способом установлены районы разделения движения судов и на подходах к другим американским портам.

Одностороннее движение судов у поворотных точек строится на следующем принципе. В зависимости от угла поворота при обходе мыса, острова, маяка устанавливается два, три или четыре колена района разделения движения. По обе стороны от зоны разделения устанавливается путь для одностороннего движения судов. У мыса Саи-Висенти его ширина составляет 3 мили. Судам, огибающим мыс, рекомендуется располагать свои курсы в пределах этого водного пространства.

На североатлантическом направлении организованы сотни регулярных линий судоходными компаниями Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов, США, Франции, и других стран. На этих линиях плавают современные многоцелевые суда и суда-контейнеровозы.

В порты европейских стран перевозятся различные машины и оборудование, американский уголь, канадская руда, хлопок, зерно, лесная продукция, химические и другие грузы. Во встречном направлении из Европы, суда везут английский уголь, различные машины и станки в Канаду, высококачественную норвежскую и шведскую железную руду в США. Перевозятся также Различные промышленные изделия, химические, промышленные и продовольственные товары. Преобладание на этом направлении генеральных грузов способствует расширению контейнерных перевозок между портами стран Северной Америки и Европы.

Латиноамериканское направление берет начало в портах Южной Америки и проходит вдоль восточного побережья Южной Америки до Ресифи. Затем трасса прибрежных путей раздваивается. Одна ветвь ее пересекает океан и проходит мимо островов Зеленого Мыса и Мадейра, через пролив Гибралтар в порты Южной, а через пролив Ла-Манш - Западной и Северной Европы; другая - Североамериканская ветвь, пересекает океан в генеральном направлении на Нью-Йорк.

Океанское плавание из восточных портов Южной Америки в Европу осуществляется на протяжении 5-6 тыс. миль, а из северных 3,5 тыс. миль (о. Барбадос - скала Бишоп).

Из стран Латинской Америки, обладающих разнообразными природными ресурсами, в Европу транспортируется венесуэльская нефть, железная руда, руды цветных и редких металлов, различные зерновые, хлопок, кофе и другие грузы. Во встречном направлении - из европейских стран в Латинскую Америку доставляются промышленные изделия, машины и оборудование, химические, лесные и другие грузы.

Североамериканская ветвь имеет генеральное направление “Север-Юг”. Наибольшая протяженность пути составляет более 6 гыс. миль (Нью-Йорк - Байя-Бланка) и наименьшее - 2 тыс. миль (Нью-Йорк - северные порты Южной Америки). Морские перевозки на этом направлении осуществляются преимущественно на американских судах.

Из стран Южной Америки в США поступает разнообразное сырье (руда, хлопок, кофе, нефть, руды цветных металлов и т. д.); во встречном направлении идут различные машины и оборудование, промышленные товары, зерно, химические и другие грузы.

Европейско-западноафриканское направление пролегает от проливов Ла-Манш (скала Бишоп) и Гибралтара мимо Канарских островов, вдоль западного побережья Африки до Кейптауна. Протяженность его от Ла-Манша 5785 миль, а от Гибралтара 5120 миль в генеральном направлении “Север-Юг”.

Американо-западноафриканское направление имеет два маршрута - из портов Северной Америки в порты Африки и из портов Южной Америки в порты Африки. Из Северной Америки трасса проходит от Нью-Йорка, мимо островов Вознесения и Святой Елены к мысу Доброй Надежды (6785 миль), а из Южной Америки от Ресифи, Рио-де-Жанейро и залива Рио-де-ла-Плата на Кейптаун (около 3500 миль).

На этих направлениях в Европу транспортируются значительные объемы нефти и нефтепродуктов, высококачественной железной, марганцевой и других руд; а в страны Африки и Южной Америки перевозятся машины и оборудование, зерновые, химические и другие грузы.

Особо следует отметить региональный морской путь, пролегающий между портами Балтийского моря и Северного бассейнов России вокруг Скандинавского полуострова. Его протяженность составляет 4 тыс. миль. Причем половина пути проходит в водах Северного Ледовитого океана со сложными гидрометеорологическими условиями, часто повторяющимися штормами и непогодами.

Из портов Балтийского бассейна в Скандинавские страны и порты Северного бассейна России перевозятся нефть и нефтепродукты, уголь, соль, машины и оборудование, включая оборудование для добычи нефти и газа, а также трубы большого диаметра для строительства нефтегазопроводов. Во встречном направлении идет продукция севера - лес и лесоматериалы, апатиты, высококачественная железная и руды редких и цветных металлов, рыба и продукты зверобойного промысла. В последние годы прошлого столетия, в связи с разработкой северных газовых и нефтяных месторождений России, образовался значительный грузопоток нефти и газа в европейские страны - на порты Северного и Балтийского морей.

Магеллан открыл Тихий океан осенью 1520 года и назвал океан Тихим океаном, «потому что, - как сообщает один из участников, за время перехода от Огненной Земли до Филиппинских островов, более трёх меяцев - мы ни разу не испытали ни малейшей бури». По количеству (около 10 тыс.) и общей площади островов (около 3,6 млн км²) Тихий океан занимает среди океанов первое место. В северной части - Алеутские; в западной - Курильские, Сахалин, Японские, Филиппинские, Большие и Малые Зондские, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания; в центральной и южной - многочисленные мелкие острова. Рельеф дна разнообразен. На востоке - Восточно-Тихоокеанское поднятие, в центральной части много котловин (Северо-Восточная, Северо-Западная, Центральная, Восточная, Южная и др.), глубоководные желоба: на севере - Алеутский, Курило-Камчатский, Идзу-Бонинский; на западе - Марианский (с максимальной глубиной Мирового океана - 11 022 м), Филиппинский и др.; на востоке - Центрально-Американский, Перуанский и др.

Основные поверхностные течения: в северной части Тихого океана - тёплые Куросио, Северо-Тихоокеанское и Аляскинское и холодные Калифорнийское и Курильское; в южной части - тёплые Южно-Пассатное и Восточно-Австралийское и холодные Западных Ветров и Перуанское. Температура воды на поверхности у экватора от 26 до 29 °C, в приполярных областях до −0,5°C. Солёность 30-36,5 ‰. На Тихий океан приходится около половины мирового улова рыбы (минтай, сельдь, лосось, треска, морской окунь и др.). Добыча крабов, креветок, устриц.

Через Тихий океан пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов. Крупные порты: Владивосток, Находка (Россия), Шанхай (Китай), Сингапур (Сингапур), Сидней (Австралия), Ванкувер (Канада), Лос-Анджелес, Лонг-Бич (США), Уаско (Чили). Через Тихий океан по 180 меридиану проходит линия перемены дат.

Растительная жизнь (кроме бактерий и низших грибов) сосредоточена в верхнем 200-м слое, в так называемой эвфотической зоне. Животные и бактерии населяют всю толщу вод и дно океана. Наиболее обильно развивается жизнь в зоне шельфа и особенно у самого побережья на малых глубинах, где в умеренных поясах океана разнообразно представлены флора бурых водорослей и богатая фауна моллюсков, червей, ракообразных, иглокожих и др. организмов. В тропических широтах для мелководной зоны характерно повсеместное и сильное развитие коралловых рифов, у самого берега - мангровых зарослей. С продвижением из холодных зон в тропические количество видов резко возрастает, а плотность их распределения падает. В Беринговом проливе известно около 50 видов прибрежных водорослей - макрофитов, у Японских островов - свыше 200, в водах Малайского архипелага - свыше 800. В советских дальневосточных морях известных видов животных - около 4000, а в водах Малайского архипелага - не менее 40-50 тысяч. В холодных и умеренных поясах океана при сравнительно небольшом числе видов растений и животных за счёт массового развития некоторых видов общая биомасса сильно возрастает, в тропических поясах отдельные формы не получают столь резкого преобладания, хотя число видов очень велико.

При удалении от побережий к центральным частям океана и с увеличением глубины жизнь становится менее разнообразной и менее обильной. В целом фауна Т. о. включает около 100 тысяч видов, но из них лишь 4-5% встречается глубже 2000 м. На глубинах более 5000 м известно около 800 видов животных, более 6000 м - около 500, глубже 7000 м - несколько более 200, а глубже 10 тысяч м - лишь около 20 видов.

Среди прибрежных водорослей - макрофитов - в умеренных поясах особенно выделяются обилием фукусовые и ламинариевые. В тропических широтах их сменяют бурые водоросли - саргассы, зелёные - каулерпа и галимеда и ряд красных водорослей. Поверхностная зона пелагиали характеризуется массовым развитием одноклеточных водорослей (фитопланктон), главным образом диатомовых, перидиниевых и кокколитофорид. В зоопланктоне наибольшее значение имеют различные ракообразные и их личинки, главным образом копеподы (не менее 1000 видов) и эвфаузиды; значительна примесь радиолярий (несколько сотен видов), кишечнополостных (сифонофоры, медузы, гребневики), икры и личинок рыб и донных беспозвоночных. В Т. о. можно различить, помимо литоральной и сублиторальной зон, переходную зону (до 500-1000 м), батиаль, абиссаль и ультраабиссаль, или зону глубоководных желобов (от 6-7 до 11 тысяч м).

Планктонные и донные животные служат обильным кормом для рыб и морских млекопитающих (нектон). Фауна рыб исключительно богата, включает не менее 2000 видов в тропических широтах и около 800 в советских дальневосточных морях, где имеются, кроме того, 35 видов морских млекопитающих. Наибольшее промысловое значение имеют: из рыб - анчоусы, дальневосточные лососи, сельдь, скумбрия, сардина, сайра, морские окуни, тунцы, камбалы, треска и минтай; из млекопитающих - кашалот, несколько видов полосатиков, морской котик, калан, морж, сивуч; из беспозвоночных - крабы (в том числе камчатский), креветки, устрицы, морской гребешок, головоногие моллюски и многое др.; из растений - ламинария (морская капуста), агаронос-анфельция, морская трава зостера и филлоспадикс. Многие представители фауны Тихого океана - эндемики (пелагический головоногий моллюск наутилус, большинство тихоокеанских лососей, сайра, терпуговые рыбы, северный морской котик, сивуч, калан и многое др.).

Большая протяжённость Тихого океана с Севера на Юг определяет разнообразие его климатов - от экваториального до субарктического на Севере и антарктического на Юге Большая часть поверхности океана, приблизительно между 40° северной широты и 42° южной широты, располагается в поясах экваториального, тропического и субтропического климатов. Циркуляция атмосферы над Тихим океаном определяется основными областями атмосферного давления: Алеутским минимумом, Северотихоокеанским, Южно-Тихоокеанским и Антарктическим максимумами. Указанные центры действия атмосферы в их взаимодействии обусловливают большое постоянство северо-восточных на Севере и юго-восточных на Юге ветров умеренной силы - пассатов - в тропических и субтропических частях Тихого океана и сильных западных ветров в умеренных широтах. Особенно сильные ветры наблюдаются в южных умеренных широтах, где повторяемость штормов составляет 25-35%, в северных умеренных широтах зимой - 30%, летом - 5%. На Западе тропической зоны с июня по ноябрь часты тропические ураганы - тайфуны. Для северо-западной части Тихого океана характерна муссонная циркуляция атмосферы. Средняя температура воздуха в феврале убывает от 26-27 °С у экватора до –20 °С в Беринговом проливе и –10 °С у берегов Антарктиды. В августе средняя температура изменяется от 26-28 °С у экватора до 6-8 °С в Беринговом проливе и до –25 °С у берегов Антарктиды. На всём пространстве Тихого океана, расположенном севернее 40° южной широты, наблюдаются существенные различия в температуре воздуха между восточной и западной частями океана, вызванные соответствующим господством тёплых или холодных течений и характером ветров. В тропических и субтропических широтах температура воздуха на Востоке на 4-8 °С ниже, чем на Западе В северных умеренных широтах наоборот: на В. температура на 8-12 °С выше, чем на Западе. Средняя годовая облачность в областях низкого давления атмосферы составляет 60-90%. высокого давления - 10-30%. Среднее годовое количество осадков у экватора более 3000 мм, в умеренных широтах - 1000 мм на Западе. и 2000-3000 мм на В. Наименьшее количество осадков (100-200 мм)выпадает на восточных окраинах субтропических областей высокого давления атмосферы; в западных частях количество осадков увеличивается до 1500-2000 мм. Туманы характерны для умеренных широт, особенно часты они в районе Курильских островов.

Под влиянием развивающейся над Тихим океаном циркуляции атмосферы поверхностные течения образуют антициклональные круговороты в субтропических и тропических широтах и циклональные круговороты в северных умеренных и южных высоких широтах. В северной части океана циркуляция складывается тёплыми течениями: Северным Пассатным - Куросио и Северотихоокеанским и холодным Калифорнийским течением. В северных умеренных широтах на Западе господствует холодное Курильское течение, на Востоке - тёплое Аляскинское течение. В южной части океана антициклональная циркуляция складывается тёплыми течениями: Южным Пассатным, Восточно-Австралийским, зональным Южно-Тихоокеанским и холодным Перуанским. Севернее экватора, между 2-4° и 8-12° северной широты, северные и южные циркуляции в течение года разделяются Межпассатным (Экваториальным) противотечением.

Средняя температура поверхностных вод Тихого океана (19,37 °С) на 2 °С выше температуры вод Атлантического и Индийского океанов, что является результатом относительно больших размеров той части площади Тихого океана, которая расположена в хорошо прогреваемых широтах (свыше 20 ккал/см2в год), и ограниченности связи с Северным Ледовитым океаном. Средняя температура воды в феврале меняется от 26-28 °С у экватора до -0,5, -1 °С севернее 58° северной широты, у Курильских островов и южнее 67° южной широты. В августе температура равна 25-29 °С у экватора, 5-8 °С в Беринговом проливе и -0,5, -1 °С южнее 60-62° южной широты. Между 40° южной широты и 40° северной широты температура в восточной части Т. о. на 3-5 °С ниже, чем в западной части. Севернее 40° северной широты - наоборот: на Востоке температура на 4-7 °С выше, чем на Западе Южнее 40° южной широты, где преобладает зональный перенос поверхностных вод, разницы между температурами воды на Востоке и на Западе нет. В Тихом океане кол-во осадков больше, чем испаряющейся воды. С учётом речного стока сюда ежегодно поступает свыше 30 тысяч км3 пресной воды. Поэтому солёность поверхностных вод Т. о. ниже, чем в других океанах (средняя солёность равна 34,58‰). Наиболее низкая солёность (30,0-31,0‰ и менее) отмечается на Западе и Востоке северных умеренных широт и в прибрежных районах восточной части океана, наибольшая (35,5‰ и 36,5‰) - соответственно в северных и южных субтропических широтах. У экватора солёность воды уменьшается от 34,5‰ и менее, в высоких широтах - до 32,0‰ и менее на Севере, до 33,5‰ и менее на Юге.

Плотность воды на поверхности Тихого океана довольно равномерно увеличивается от экватора к высоким широтам в соответствии с общим характером распределения температуры и солёности: у экватора 1.0215-1.0225г/см3, на Севере - 1.0265 г/см3 и более, на Юге - 1.0275 г/см3 и более. Цвет воды в субтропических и тропических широтах синий, прозрачность в отдельных местах более 50 м. В северных умеренных широтах преобладает тёмно-голубой цвет воды, у берегов - зеленоватый, прозрачность 15-25 м. В антарктических широтах цвет воды зеленоватый, прозрачность до 25 м.

Приливы в северной части Тихого океана преобладают неправильные полусуточные (высота до 5,4 м в заливе Аляска) и полусуточные (до 12,9 м в Пенжинской губе Охотского моря). У Соломоновых островов и у части берега Новой Гвинеи приливы суточные, величиной до 2,5 м. Наиболее сильное ветровое волнение отмечается между 40 и 60° южной широты, в широтах господства западных штормовых ветров ("ревущие сороковые"), в Северном полушарии - севернее 40° северной широты. Максимальная высота ветровых волн в Тихом океане 15 м и более, длина свыше 300 м. Характерны волны цунами, особенно часто отмечаемые в северной, юго-западной и юго-восточной частях Тихого океана.

Лёд в северной части Тихого океана образуется в морях с суровыми зимними климатическими условиями (Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое) и в заливах у берегов острова Хоккайдо, полуостровов Камчатка и Аляска. Зимой и весной льды выносятся Курильским течением в крайнюю северо-западную часть Тихого океана.В заливе Аляска встречаются небольшие айсберги. В южной части Тихого океана льды и айсберги образуются у берегов Антарктиды и течениями и ветрами выносятся в открытый океан. Северная граница плавучих льдов зимой проходит у 61-64° южной широты, летом смещается к 70° южной широты, айсберги в конце лета выносятся до 46-48° южной широты Айсберги образуются главным образом в море Росса.

По принятым критериям, с учетом общих и специфических районообразующих факторов С. В. Михайлов выделил четыре транспортных района в Мировом океане.

1. Атлантический транспортный район занимает пространство между 60° с.ш. и 30° ю.ш. Для него характерны благоприятные навигационные условия (незамерзае мость, относительно небольшая протяженность морских путей и т.п.), тяготение к нему преимущественно развитых стран. В пределах района пролегают трансатлантические пути, связывающие берега Западной Европы и Америки, и проходят меридиональные трассы вдоль американского, европейского и африканского побережий. Наибольшие по объему перевозки совершаются между портами Европы и Северной Америки. В структуре грузопотоков превалируют нефть, руда, каменный уголь, генеральные грузы. Пассажирские перевозки совершаются главным образом по воздушным линиям, которые географически совпадают с океанскими путями.

2. Тихоокеанский транспортный район ограничивают параллели 40° с.ш. и 50° ю.ш. Он лежит в незамерзающей области океана, но на юго-западе его центральной части проходят тайфуны, которые осложняют судоходство. Этому району свойственны морские пути большой протяженности. Они связывают главным образом Японию и берега Азии с американским и австралийским побережьями, в меньшей степени развиты сообщения между портами Азии и Австралии. В грузопотоках преобладают нефть из Индийского океана в Японию, металл и промышленные изделия из США в Китай и страны Юго-Восточной Азии. Из Японии отправляются оборудование и приборы, а из стран Юго-Восточной Азии - сырьевые грузы: руда, джут, каучук и т. п. В Тихоокеанском транспортном районе преобладает грузообмен, свойственный системе «развитые страны - зависимые страны». Это объясняется тем, что к нему выходят, с одной стороны, развивающиеся страны, а с другой - такие развитые страны, как США, Австралия. Пассажирские перевозки осуществляет в основном аэрофлот по трансокеанским и межконтинентальным воздушным линиям.

3. Индийский транспортный район располагается примерно между параллелями 15° с.ш. и 45° ю.ш. и характеризуется благоприятными для плавания навигационными условиями. В этом районе весьма значительна доля транзитных путей, связывающих Атлантический и Тихий океаны. Частично они проходят через Красное море и Суэцкий канал, частично - вокруг Африки. Кроме того, здесь пролегают и трансокеанские маршруты из стран Африки в Индию, Индонезию, Австралию, из Индии в порты австрало-азиатских морей и к берегам Австралии. Наиболее интенсивное судоходство отмечается в северной части Индийского транспортного района, главным образом по транзитным морским путям. Структуру грузопотоков определяют нефть, руды цветных металлов, каучук, джут, рис, чай, вывозимые из индоокеанских стран, и промышленные товары, ввозимые в них. Транзитные перевозки включают в себя сырьевые и генеральные грузы. В этом транспортном районе сравнительно большое место занимают пассажирские перевозки в основном на местных линиях южноазиатских стран.

4. Район Персидского залива и Средиземного моря занимает промежуточное положение между Атлантическим и Индийским транспортными районами. Он отличается узкоспециализированным нефтяным профилем перевозок. При этом они имеют одностороннее направление: порты Персидского залива - отправители, порты Средиземноморья и Атлантики - получатели грузов. Кроме морских перевозок нефти здесь развита ее передача по нефтепроводам, проложенным по дну Средиземного моря. В силу замкнутости бассейна и сравнительно небольшой его акватории объемы перевозок во многом зависят от международной обстановки в регионе.

Наиболее интенсивное развитие отрасли морского хозяйства получили в Индонезии, Малайзии, . Индонезия - крупнейший производитель в регионе нефти и нефтепродуктов (общие запасы, включая шельф, составляют около 8 млрд т), оловянной руды. Континенталь-но-морские месторождения нефти и газа сосредоточены у побережья островов Ява и Мадура, в северной части Западного пролива и у западного и восточного побережья острова Калимантан. Россыпи касситерита прослеживаются на шельфе оловянных островов (Банка, Белитунг, Син-кеп) до глубины 35 м. Богатейшие в мире залежи россыпного олова находятся на западе полуострова (районы г. Ипох и ), добыча которого дает 4/5 стоимости продукции горнорудной отрасли Малайзии. Увеличивается добыча нефти и газа в штате Саравак (г. Мири), на шельфе северо-западной части острова Калимантан и у полуострова Малакка. Выгодное положение на международных морских путях, близость к источникам сырья и рынкам сбыта Восточной Азии стимулировали его развитие как крупнейшего мирового торгово-распредели-тельного, финансового и портового центра (грузооборот более 300 млн т) Юго-Восточной Азии. Растет значение отраслей морского хозяйства в Таиланде (разработка оловоносных прибрежно-морских россыпей у восточного побережья Малаккского перешейка, месторождений природного газа на дне Сиамского залива), Вьетнаме (90% населения сосредоточено на морском побережье) и Филиппинах (около 500 портов и портопунктов, из них 30 осуществляют внешне торговые операции). Северо-восток Австралии (штат Квинсленд), слабо заселенный, располагает значительными запасами полезных ископаемых (каменный уголь, нефть и природный газ, медь, полиметаллы, бокситы, олово и никель), разработка которых составляет основу экономики прибрежной зоны. Крупнейшими промышленно-портовыми центрами кроме Сингапура являются Манила, Келанг, Бангкок, Хайфон, Хошимин (Новый порт), Танджунгприок (часть ), Думай (специализированный нефтяной порт), Брисбен, Гладстон.

Юго-Западная провинция ограничена с востока меридианом 170° з. д., на западе - наиболее экономически развитой юго-восточной частью Австралии (штаты Новый Южный Уэльс и ). Почти в центре провинции расположена , кроме открытых вод океана она включает часть моря и Тасманова моря. Территории провинции богаты топливно-энергетическими ресурсами (каменный уголь, нефть и газ на шельфе Бассова пролива, западное побережье острова Северного), прибрежно-морскими россыпями рутила, ильменита, циркона, титано-магнетитовых песков, полиметаллических руд, меди, вольфрама, олова, железных руд, бокситов, фосфоритов (в шельфовой зоне на поднятии Чатем), геотермальных источников (Новая Зеландия).

В связи с невысокой рыбопродуктивностью вод (небольшая зона повышенной рыбопродуктивности - свыше 100 кг/км2 - располагается только вокруг островов Новой Зеландии) рыбный промысел не получил широкого промышленного развития. Промысел ведут кроме Новой Зеландии (560 тыс. т) Япония, Республика Корея, .

Положение провинции в стороне от главных мировых рынков предопределяет ведущую роль морских коммуникаций для обеспечения связей с , Восточной и Юго-Восточной Азией и Европой. В экспортных потоках из Австралии доминируют каменный уголь, руды цветных и тяжелых металлов, сельскохозяйственные товары (шерсть, зерно). Новая Зеландия со специализацией на мясо-шерстном и молочном животноводстве вывозит на мировой рынок сливочное масло, шерсть, сыр, мясо, фрукты. Крупнейшими портами, через которые проходят основные грузопотоки, связанные с бассейном Тихого океана, являются Сидней и Мельбурн и аванпорт Джилонг (специализируется на зерновых и нефтяных грузах). В штате Новый Южный Уэльс функционирует 9 морских портов (Ньюкасл, Порт-Кембла, Хантер и др.), обслуживающих угольно-металлургические базы. Крупнейшие порты Новой Зеландии - столица Веллингтон, портово-промышленный комплекс Окленд, нефтяной порт Фангареи.

Южная провинция занимает огромное пространство Тихого океана между 5 и 45-55° ю. ш. и 170-180 и 105° з. д. В ее пределах находится большая часть Южной котловины, где располагается весь южный пояс железомарганцевых конкреций. На юге и востоке провинции дно океана ограничено Южно-Тихоокеанским и Восточно-Тихоокеанским поднятиями. В пределах провинции находятся острова Западной и центральной Полинезии (Самоа, Токелау, Кука, Маркизские, Туамоту, Общества, Тубуаи), а также отдельные острова (Уоллис и Футана, Питкэрн, Пасхи и др.).

Природно-ресурсный потенциал провинции изучен слабо. На островах Тонго ведется добыча нефти, на островах Общества разрабатываются месторождения фосфоритов. Воды провинции отличаются малым содержанием биомассы зоопланктона и низкой рыбопродуктивностью (менее 10 кг/км).

Через провинцию пролегают линии слабо напряженных морских трасс из портов Южной Америки и Панамы к портам Австралии и Новой Зеландии. Сгущение трасс отмечается только в районе островов Фиджи (Сува), Самоа (Апиа) и острова Таити (Папеэте), что объясняется выгодным географическим положением этих островов.

Характерной чертой Южной провинции является слабое развитие экономики, что не позволяет вести широкое изучение и освоение морских ресурсов. Основу экономики большинства островных государств составляет плантационное хозяйство (выращивание кокосовой пальмы, цитрусовых, бананов, ананасов, сахарного тростника, кофе, какао, земляного ореха, хлебного дерева), производство рыбных консервов и копры. Уловы рыбы островных государств и территорий невелики: от 5-15 (Тонго, Самоа, Французская ) до 45 тыс. т (Фиджи).

Наиболее диверсифицирована экономика Фиджи, ее основу составляют сахарная промышленность, туризм, и деревообрабатывающая отрасли, а также рыболовство. Ведется освоение месторождений нефти, меди, золота. На экспорт вывозится сахар, копра, пальмовое масло, золото, древесина ценных , рыба. - аграрная страна, основу экономики которой составляет сельское хозяйство (экспорт копры, тропические фрукты, морские продукты). Ведется разработка нефти, медных и железных руд, серебра и цинка. Основу экономики Французской Полинезии составляет добыча и экспорт жемчуга (80% валютных поступлений), обслуживание туристов. На островах открыты крупные месторождения фосфатов и кобальта. Часть территорий выполняет функции военно-морских баз и на экономику метрополий. Так, Американское Самоа (владение США), где в Паго-Паго размещена крупная военно-морская база, является крупным рыбоперерабатывающим центром (перерабатывается рыба, поставляемая американскими, тайваньскими и южнокорейскими промысловиками). Продукция рыбоконсервной отрасли дает около 98% экспортной выручки. Острова Уоллис и Футана («заморская территория» ) специализируются на возделывании кокосовой пальмы и производстве копры. Основу экономики Самоа составляет монокультурное сельское хозяйство (выращивание кокосовой пальмы, производство масла и копры, какао-бобов), развивается лесообработка. В г. Апиа (наряду с Сувой) создана одна из главных морских бункерных баз на пути из Америки в Азию и .

Северо-Восточная провинция охватывает восточную часть Берингова моря и открытые воды северо-восточной части океана с заливом Аляска, прибрежными водами Канады и США до зоны северной субтропической конвергенции. Недра приморских регионов и континентального шельфа провинции богаты - нефтью и природным газом (Аляска, район Лос-Анджелеса и прибрежные воды штата Калифорния), фосфоритами (побережье Калифорнии), рудами драгоценных и цветных металлов (золото, платина, ртуть). Значительную роль играет эксплуатация морских россыпей золота (у берегов полуострова Сьюард) и платиновых песков (залив Гудньюс). Дальний запад Канады - район интенсивного промышленного освоения минерального и энергетического сырья, лесных ресурсов. Тихоокеанские штаты США - основной район новейших отраслей (авиационно-ракетная, электронная) и научно-технических производств. На основе богатых гидроэнергоресурсов развита (рафинирование меди, выплавка алюминия и никеля), добываются калийные соли, железная руда, на основе лесных ресурсов развиваются лесная и целлюлозно-бумажная промышленность. От берегов Японии, через центральную часть провинции (вдоль 40° с. ш.) проходит Северо-Тихоокеанское течение, расходящееся у берегов Канады на теплое Аляскинское и холодное Калифорнийское. Открытые воды провинции отличаются крайне низкой рыбопродуктивностью (менее 10 кг/км2), узкая полоса прибрежных вод Канады, Аляски и Алеутских островов имеет среднюю рыбопродуктивность (более 200 кг/км2), только на отдельных участках побережья США Отмечается высокая продуктивность (500 кг/км2). Объем уловов в провинции не превышает в последние годы 3 млн т, из которых более 90% приходится на США. Добываются многие ценные виды рыбы (лосось, тунец, анчоус, палтус), крабы и креветки. Основные рыбопромысловые зоны - воды Берингова моря, залива Аляска, Калифорнии.

Северо-Восток - зона весьма интенсивных транспортных перевозок. Здесь проходят трассы из тихоокеанских портов Северной Америки к портам Восточной Азии (Япония, Китай) и от портов западного побережья США и Канады к портам Аляски и Алеутским . Здесь сконцентрированы крупные грузопотоки нефти, железной руды, каменного угля, руд цветных металлов, зерна, леса. На Тихоокеанском побережье США и Канады сформировалось несколько крупных портово-промышленных комплексов (Сан-Франциско, Лос-Анджелес - Лонг-Бич, Сан-Диего, Сиэтл, Ванкувер) и транспортных узлов (Валдиз - самый северный незамерзающий порт на Тихоокеанском побережье, Портленд, Лонгвью - самый крупный порт на р. Колумбия), специализированных центров рыбопереработки (Принс-Руперт). В целом провинция выделяется высоким уровнем развития морских перевозок, портового хозяйства, высоким промышленным и научно-техническим потенциалом, уступая Северо-Западной провинции в рыбных запасах, уловах рыбы и минеральных ресурсах (кроме нефти и фосфоритов).

Восточная провинция простирается от зоны северной субтропической конвергенции до 5° ю. ш. и от западного побережья Америки до меридиана 180°. Она охватывает обширную систему экваториальных течений, Гавайские острова и тяготеющие к Тихому океану районы Мексики и стран Центральной Америки. На океаническом дне здесь выявлены крупные залежи железомарганцевых конкреций, некоторые ископаемые выявлены на шельфе. В прибрежных штатах Мексики эксплуатируются месторождения нефти (Чьяпос), железа, марганца, меди, серебра, сурьмы, титановых руд, поваренной соли. На побережье разведаны запасы нефти, - железной руды, Панамы - меди, в Эквадоре разрабатываются месторождения нефти и газа, фосфоритов. Однако в странах Восточной провинции на Тихоокеанском побережье месторождения встречаются реже, чем в глубинных районах и на Атлантическом побережье.

На огромных пространствах открытых вод рыбопродуктивность не превышает 5-10 кг/км2, только на небольшом участке Гавайского побережья и узкой полосы у Калифорнийского побережья Мексики она повышается до 200 кг/км2. Объем уловов в водах провинции не превышает 2 млн т, из которых более 55% приходится на Мексику. Экономика большинства (кроме Мексики) специализируется на двух-трех культурах плантационного сельского хозяйства, добыче некоторых видов минерального сырья. В Тихоокеанских портах Мексики, Колумбии, Эквадора развита пищевая (в том числе рыбная, сахарная) промышленность, имеются центры цветной металлургии, машиностроения, химии и нефтепереработки. Основные отрасли промышленности центральноамериканских стран сконцентрированы в , Сан- , Манагуа, Сан-Хосе и . Транспортное значение провинции определяется ее положением на основных трассах морских коммуникаций (два крупных узла у Панамского канала и на Гавайских островах). Панамский канал (длина 82 км, эксплуатируется с 1920 г.) имеет шесть парных камер шлюзов и среднесуточную пропускную способность 35-40 судов. Поскольку возможности увеличения пропускной способности канала исчерпаны, разрабатываются новые проекты канала (через Туантепекский перешеек в Мексике, через озеро , через Отрето в Колумбии).

Юго-Восточная провинция ограничена с севера параллелью 5° с. ш., с юга - зоной южной субтропической конвергенции, с запада - меридианом 105° з. д. и включает тяготеющие к Тихому океану территории Перу, и Чили. На морском дне провинции залегают богатые же-лезомарганцевые конкреции и фосфориты, на шельфе - нефть и рудные . Страны провинции являются одним из основных мировых районов добычи цветных металлов (меди, свинца, цинка, олова), металлургического сырья (железная и марганцевая руда, молибден), сырья для (самородная сера, селитра и фосфориты). Провинция является важным мировым районом активного рыболовства. Хотя в целом открытые океанские воды провинции имеют низкую продуктивность (около 10 кг/км2), узкая прибрежная полоса у Чили и Перу в верхнем слое достигает 500-1000 и даже 3000 кг/км2. Здесь добывается около 13 млн т рыбы (14% мировых уловов), что составляет более 1/4 всех уловов Тихого океана. Более 60% всех уловов в этой провинции приходится на Перу (около 8 млн т), уловы Чили в 2 раза меньше (3,8 млн т). Биомасса экономической зоны Перу оценивается в 20 млн т, что позволяет ежегодно добывать 10 млн т без подрыва воспроизводственного потенциала.

Прибрежные страны (Перу, Чили, Боливия) формируют емкий региональный сырьевой рынок, экспортирующий морским транспортом горнорудное сырье, продукцию сельского хозяйства и рыболовства. В Перу разрабатываются крупные месторождения железной руды (район порта Сан-Хуан), полиметаллов, фосфоритов, на морском шельфе ведется добыча нефти и газа. Чили занимает первое место в мире по добыче и экспорту меди, второе - селитры, молибдена, йода, экспортирует также каменный уголь, железную руду, серу, цинк и др. почти полностью осуществляет внешнеторговые перевозки стран провинции. Около 1/2 стоимости экспорта приходится на руды и металлы (железная руда, медь, серебро, цинк, свинец), почти 1/6 - на рыбу и рыбные продукты, остальное - на сахар, хлопок, кофе, шерсть, нефть и нефтепродукты. Основные морские порты провинции: Кальяо - экспортный и рыболовный центр Перу, Сан-Николас (вывоз руды и концентратов), Вальпараисо - главные морские ворота Чили, Антифагаста (вывоз горнорудного сырья), Уаско (вывоз железной руды), Пунта-Аренас и Талькауано. Боливия осуществляет морские связи через чилийские порты Арика и Антифагаста и перуанский Мольендо.

В Тихом океане пролегают самые большие по протяженности трансокеанские пути: центральный путь Сингапур-Панама имеет протяженность 10,8 тыс. миль, а переходы в 6 - 7 тыс. миль без захода в промежуточные порты считаются обычными в Тихом океане. На огромных площадях Тихого океана гидрометеорологические условия более сложные, чем в других океанах.

С точки зрения интенсивности мирового судоходства можно выделить три основных направления: американо-азиатское, американо-австралийское и азиатско-австралийское.

Американо-азиатское направление является главным и, в свою очередь, включает три наиболее используемых маршрута. Путь первого, наиболее оживленного маршрута судоходства, про-ходит от портов Северной Америки (Ванкувер, Сан-Франциско, Лос-Анджелес) в западную часть Тихого океана и обратно из портов Японии, КНР, Филиппин (Иокогама, Шанхай, Манила) в США и Канаду. Он проходит в суровых гидрометеорологических условиях штормового сезонного района. Без захода в промежуточные порты его протяженность более 4,5 тыс. миль. Это основной путь поставок в Японию и другие страны различных руд, каменного угля, зерновых грузов из США, а из Канады каменного угля, зерна, леса и пиломатериалов, других грузов и различных полуфабрикатов.

Второй маршрут проходит от Панамского канала и портов западного побережья Южной Америки (через Гавайские острова) на порты Филиппин, Малайзии, КНР, Тайваня и Японии. Центральный путь проходит от Панамского канала на Сингапур. Этот путь пролегает через район редких штормов в экваториальном районе.

Третий, довольно редко используемый, маршрут проложен от Мыса Горн в порты Азиатских стран. В южной части его путь пролегает в штормовом районе (сезонном) со сложными гидрометеорологическими условиями.

Американо-австралийское направление соединяет основные порты Австралии (Сидней, Мельбурн) и Новой Зеландии (Веллингтон, Окленд) с различными портами континента Америка по трем основным судоходным путям: Сидней - Гавайские острова - порты Северной Америки; Сидней - Панамский канал и Сидней - порты Южной Америки (Вальпараисо, Кальяо). Суда, идущие в Южную Америку в опасный период, прокладывают курс к портам назначения в границах сезонного района редких штормов; в период благоприятных погодных условий - огибая Новозеландские острова с юга и используя попутное течение западных ветров. На судах регулярных линий в американские порты доставляется шерсть, свинец, цинк и другое сырье, а в обратном направлении, на Австралию - машины и оборудование, станки, приборы, различная техника.

Азиатско-австралийское, в отличие от предыдущих, имеет генеральное направление Север - Юг и связывает австралийские и новозеландские порты с японскими. Интенсивное судоходство на этом океанском пути во второй половине XX столетия связано с ростом экономического и технического потенциала Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии, развитом судостроения и ростом объемов мировой торговли. Судоходные компании Японии и других стран ЮВА организовали на этом маршруте регулярные грузовые линии по перевозке железной руды, каменного угля, шерсти и другого сырья, зерновых и продовольственных товаров из Австралии в порты ЮВА и Японии.

Вдоль побережья Южной Америки проходят океанские пути,| связывающие порты южноамериканских стран с тихоокеанскими и атлантическими (через Панамский канал) портами США. Основные сырьевые потоки (железной руды и руд цветных металлов, селитры, серы и других полезных ископаемых) имеют направление из портов западного побережья Южной Америки в порты восточного побережья Соединенных Штатов, где расположена основная промышленная база США, через Панамский канал.