Меню
Бесплатно
Главная  /  Выделения  /  Камуфляж танков ркка западное направление. Какая танковая окраска используется в российских войсках

Камуфляж танков ркка западное направление. Какая танковая окраска используется в российских войсках

Стандартным национальным знаком отличия советской военной техники была красная звезда. В то же время она редко использовалась и чаще всего наносилась на боковую поверхность башни. Однако, судя по имеющимся фотографиям танков звезда наносилась также спереди корпуса, и даже впереди на маске пушки. Во многих публикациях встречаются цветные иллюстрации танков Т-34 в зимнем камуфляже с белой звездой. На самом деле на некоторых исторических фотографиях звезды выглядят светлоокрашенными. Трудно объяснись почему звезды были белыми, скорее всего в процессе эксплуатации красный пигмент выцветал. Многое зависело от типа применяемых фотоматериалов: ортохроматическая пленка или использование фильтров искажали истинные цвета при черно-белой печати.

Маркировка воздушной и идентификации

Для опознания танков с воздуха использовалась маркировка еще задолго до вторжения немецких войск. Во время военных маневров 1930-х годов и во время вторжения советских войск в страны Прибалтики в 1940 году использовались белые кресты, нанесенные на верх башни. со знаками воздушной индетификации встречались летом 1941 года во время успешного наступления вермахта. В начальный период войны, как правило, использовались белые полосы, нанесенные вдоль центральной части танковой башни, вдоль ее оси. Такие полосы продолжали использоваться на разных фронтах с небольшими вариациями до конца войны. В качестве опознавательного знака использовались так же белые треугольники, круги, квадраты, кресты и полосы, размещенные относительно оси башни. Иногда внутри белого треугольника наносились желтые или красные круги. Маркировка наносилась, как правило, на крыше башни. На танках, окрашенных в зимний камуфляж, значительная часть часть поверхности сверху башни оставалась не закрашенной (где наносились идентификационная маркировка) или в некоторых случаях она окрашивалась в красный цвет.

На сварной башне танка Т-34 неизвестной части (Западный фронт, весна 1942 года) выпуска СТЗ нарисованы номер "85" и белая полоса для идентификации с воздуха. Это был типичный идентификационный знак, используемый в советских частях.

Во многих случаях нанесение идентификационной маркировки было связано с проведением важных боевых операций. Например, белые круги на крыше башен наносились во время наступления Красной армии в Прибалтике и в Югославии в 1944 году. Во время штурма Берлина в апреле - мае 1945 года белые полосы и треугольники рисовались на башнях танков. Во время операции "Малый Сатурн" (Юго-Западный фронт, ноябрь-декабрь 1942 года) башни наверху и по бокам оставались темно-зеленого цвета, остальная часть корпуса была в зимнем камуфляже. Некоторые части использовали идентификационные знаки для наземных частей. Как правило, это были полосы но бокам башни или на корпусе. Обычно они были белого цвета, хотя известны фотографии, где на танках видны полосы других цветов (возможно - красные).

Т-34 из неизвестной части, район Риги, лето 1944 гола. Штампованная башня с командирской башенкой. Танк выпуска завода № 112. Тактические номера, расположенные по бокам и сзади башни (и спереди корпуса) . На крыше башни был идентификационный знак для самолетов - белый круг.

Тактическая маркировка

Советская система тактической маркировки отличается большой сложностью и многовариантностью. Когда танки Т-34 появились на фронте, тактические знаки еще нигде не использовались. Причиной этому было, скорее всего, режим секретности советских военных. Это подтверждают фотографии периода лето - осени 1941 года - на них сотни подбитых Т-34 без тактических знаков.

Т-34 раннего выпуска 5-го танкового полка, командир майор М.П.Баранов. Район Крыма осенью 1941 года. Па переднем плане танк со сварной башней и новым типом люка механика-водителя. Все танки без тактических номеров.

Танки Т-34 раннего выпуска (сварная башня, топливные баки укреплены на корпусе) с белым тактическим номером "11" на боку башни, лето 1941 года.

Некоторые источники цитируют устав танковых войск РККА от середины 1938 года (УТВ-1-38), который разрешал использовать нанесение двухзначных тактических знаков, используя мел или смываемую краску. Летом белого цвета, зимой - красного цвета. Однако летом 1941 года такие знаки встречались редко. Начало военных действий показало, что отсутствие тактических знаков затрудняла командование на поле боя. Поэтому тактические знаки стали вводить, но делалось это сначала спонтанно, без утверждения сверху. Отсутствовали общие принципы для бронетанковых и механизированных частей. В результате, в первый период войны появились различные тактические знаки с использованием геометрических фигур и цифр. Таким примером могут служить танки Т-34 из состава 24-го танкового полка (8-го механизированного корпуса), которые участвовали в массированных боях в районе Броды - Дубно в июле 1941 года. Они имели белые ромбы нанесенные сзади башен. По бокам башни были вертикальные белые полосы - скорее всего это были идентификационные знаки для пехоты. Некоторые части использовали белые горизонтальные линии, нанесенные впереди башен. Число полос показывало, что танк принадлежит к определенной части, входящей в состав механизированного корпуса. В ряде частей, например в 6-м бронетанковом корпус (позже переименован в 11-й гвардейский бронетанковый корпус) такие знаки просуществовали до конца войны.

Танк Т-34 из состава 52-й Краснознаменной бронетанковой бригады, Кавказский фронт, 1942 год. Двухцветный камуфляж и тактический знак: ромб, светло закрашенный внутри, с цифрами 2 снизу и сверху.

Подбитый Т-34 выпуска СТЗ возможно принадлежит 5-й бронетанковой армии, Брянский фронт, лето 1942 года. Танк окрашен в стандартный темно-зеленый цвет и имеет нестандартную маркировку белого или желтого цвета: цифру "07" перед звездой и надпись "За Сталина!"

Огнеметный танк ОТ-34 uз состава 15-й гвардейской механизированной бригады, 3-й Украинский фронт, 1944 год. На танке тактический номер "101" и рисунок ласточки (символ бригады). Открытый люк правый белого цвета, на нем виден идентификационный знак воздушного опознания (белый круг на башне сверху).

Осенью 1941 года тактические знаки в виде геометрических фигур (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники) появились на танках Т-34. Они наносились по бокам башни и иногда повторялись сзади башни. В начальный период войны наиболее часто используемым символом был ромб - это был штабной знак бронетанковых частей Красной армии. Как правило ромб был около 40 см высотой и разделен пополам горизонтальной линией, сверху и снизу которой располагались тактические знаки. Принципы использования знаков варьировали: например в 116-й отдельной бронетанковой бригаде верхней части ромба располагался знак батальона (цифра 1 или 2). В нижней части ромба располагался код бригады - 045. Другой принцип использовался в 1-й гвардейской бронетанковой бригаде, где в конец 1941 ив начале 1942 годов танки Т-34 имели цифру "1" в верхней части ромба, а нижняя часть осталась пустой. В 2-й бронетанковой бригаде (1943-1944 годы) бригадный код (номер 22) располагался в верхней части ромба, в нижней его части - индивидуальный тактический номер танка, который также дублировался сбоку и сзади башни (14 или 20). Однако трудно определять по черно-белой фотографии какой цвет был в реальности. В этой бригаде тактические номера танков большего размера дублировались по бокам и сзади башни, чтобы их можно было различить с большого расстояния. В некоторых частях не только цифры, но и буквы писались внутри поля ромба. Например, такие знаки были в 51-м отдельном танковом полку. На танках Т-34 этого полка бука А видна в верхней части ромба, обозначая 1-й батальон и Б - 2-й батальон. В нижней части ромба находился индивидуальный кодовый номер танка, например 24.

48-й отдельный танковый полк, Ленинградский фронт, Карельский перешеек, осень 1941 года. 51-й отдельный танковый полк, 1943 год. Неизвестная часть, район Харькова, весна 1942 года. Неизвестная часть, конец 1942 - начало 1943 годов (красным на делом фоне).

Слева: 1-й батальон 116-я отдельная бронетанковая бригада, Западный фронт, весна 1942 года.
Справа: 1-й батальон 3-я гвардейская бронетанковая бригада, Калининский фронт, весна-лето 1942 года.

Известны также случаи, когда тактические номера целиком заполняли внутреннюю поверхность неразделенного ромба. Интересно, что знаки используемые в ромбе встречались не только в начале войны. В течении 1942-43 годов ромбы были наиболее часто используемыми тактическими знаками на центральной части Восточного фронта. В некоторых частях ромб сохранился вплоть до конца войны (и не только на танках Т-34). Известны примеры, где геометрические знаки привязаны к тактическим номерам. Например, танки 13-й гвардейской бронетанковой бригады несли на башне "7" (бригадный знак) в квадрате (лето 1944 года). В дополнении были использованы индивидуальные двухзначные номера, например "53", нанесенный на башню. Такие знаки использовались этой бригадой до осени 1944 года, когда они были заменены другой эмблемой (олень с рогами).

1-я гвардейская бронетанковая бригада, Московская область, зима 1941-42 годов (красная надпись на белом танке). Неизвестная часть, в районе Сталинграда, лето 1942 года. 22-я бронетанковая бригада, 1943/44 года. 17-я гвардейская бронетанковая бригада, район Орла, 1943 год (цифра 8 - желтого цвета).

На советских танках наносились тактические номера и буквенно-цифровой код. Некоторые части использовали тактические номера уже с лета 1941 года. Например, это были танки 101-й и 108-й бронетанковых дивизий, где появились двух и трехзначные номера. Такая практика позже широко распространилась в других танковых частях. Некоторые геометрические знаки было непросто читать, по этой причине они были заменены во многих частях тактическими номерами, а также буквенно-цифровым кодом. 52-я Краснознаменная танковая бригада, действовавшая на Закавказском фронте, стала примером этого. Осенью 1942 года она использовала ромбы в качестве тактических знаков, а в начале 1943 года ромбы были закрашены и буквенно-цифровой код появился на башнях танков (например, К-8). Тактические кодовые номера стали двух или трехзначными. Хотя есть примеры применения одно или четырехзначных тактических кодов. Трехзначная маркировка встречалась чаще и лучше подходила к организации советских бронетанковых частей. Обычно первая цифра обозначала соединение (полк или батальон), последующие две были кодовые знаки танка.

90-я бронетанковая бригада, Сталинградский фронт, осень 1942 года. Неизвестная часть, Украина, март 1944 года (красной краской на белом фоне). Неизвестная часть, Степной фронт, 1943 год. 13-я гвардейская механизированная бригада, 3-ий Украинский фронт, Румыния, лето 1944 года.

Обычно тактические номера располагались на башне, чаще всего по бокам и сзади. В некоторых частях они повторялись впереди корпуса. Согласно некоторым источникам, такое расположение было рекомендовано боевым уставом от января 1944 года. Например, такие знаки можно видеть на снимках Т-34, сделанных в частях воевавших в районе Риги и финского города Виипури (например, это были танки 30-й гвардейской танковой бригады). Тем не менее, этот документ не был принят на практике повсеместно и встречались нестандартные тактические знаки. Следует добавить, что в начале Великой Отечественной войны были отдельные случаи, когда тактические знаки наносились по бокам корпуса. Например, это были одно- и двухзначные номера, расположенные на корпусах танков Т-34/57 из 21-й бронетанковой бригады вплоть до конца 1941 года. Командир соединения майор Лукин воевал на танке под номером "20".

Одним из примеров интересных знаков дают тактические номера из двух двухзначных цифр, которые появились на танках в 1942 году на Юго-Западном фронте. Обычная первая группа цифр дает кодовый номер части, а вторая - номер танка. Знаки этого типа появились среди других частей, например в 5-й гвардейской бронетанковой бригаде ("10-12", "10-13") и в 84-й бронетанковой бригаде ("32-12", "32-27", "32-32"). Похожие знаки встречались в 5-м гвардейском танковом корпусе, который участвовал в боях на Курской дуге летом 1943 года ("52-01", "52-02", "52-06"). Еще одна часть, действовавшая в том же районе в то же самое время, имела знаки начинающиеся с цифры "25", например "25-14". Знаки такого типа рисовались по бокам башни и иногда индивидуальный номер танка повторялся на лобовой броне. В одной из публикаций польский исследователь Магнусский утверждал, что знаки состоящие из двух групп цифр были типичными для советских бронетанковых частей в 1942-43 годах. Однако, скорее всего это утверждение справедливо для танковых частей, действовавших в южной части Восточного фронта.

Ранее упоминалось, что многие советские бронетанковые части использовали буквенно-цифровой код. Например: "Д-44" (на ОТ-34), "Б-4" (85-й отдельный танковый полк, Крымский полуостров, весна 1944 года), "Л2-КС" (130-я танковая бригада, весна 1942 года), "Д003" (неизвестная часть Западного фронта, лето 1943 года) или "300-М" (неизвестная часть, лето 1944 года). Иногда встречались другие тактические знаки. Летом 1944 года символы животных стали появляться на танках в частях 3-го Украинского фронта. Башни Т-34 стали украшаться ящерицами, оленьими головами с рогами (13-я гвардейская механизированная бригада), а также ласточки (15-я гвардейская механизированная бригада). Система советских тактических знаков - это предмет скрывающий много загадок (это в полной мере относится и к танкам Т-34). Любые обобщения и предположения могут быть рискованными и необоснованными. Случалось так, что в одной части были танки, которые имели разные тактические знаки. Многие танки имели знаки, которые относились к различным системам маркировки. Например, это были танки 1-го гвардейского кавалерийского корпуса, который входил в состав 3-й гвардейской танковой армии. Их танки кроме трехзначного тактического номера имели так же буквенно-цифровой код. Один такой Т-34 в дополнение к своему трехзначному тактическому номеру "431", нес на башне знак "КК-1". Можно предположить, что эти знаки несли информацию о части (есть мнение, что КК означает "кавалерийский корпус"), а "431" - индивидуальный номер танка. Известны фотографии танков, которые имели на башнях четырех- и двухзначные номера. На другом танке можно было видеть треугольник с цифрами "41" и "6", нарисованных в нем, а рядом был нарисован квадрат с буквой "А". Неизвестно, почему это делалось. Можно только предположить: было это ли результатом смены системы тактических знаков или переброски танков между частями. Следует иметь ввиду, что высокая интенсивность боевых действий не оставляла времени на смену знаков и это осложняло ситуацию. Поврежденные танки постоянно ремонтировались и отправлялись в другие действующие части. Такие машины несли старые тактические знаки и к ним добавлялись новые.

Несмотря на усилия, которые предпринимались командованием, в Красной армии так и не установилась стандартная унифицированная система тактических знаков . Ситуация усугубилась после реорганизации бронетанковых сил, которая шла в течение 1941 -1945 годов. С 1943 года и далее основной тактической единицей стал бронетанковый (механизированный) корпус и тактические знаки были определены на этом уровне. На самом деле известно много знаков стандартизированных на уровне корпуса. Часто решение о значках принимались на других уровнях командования (полка, бригады) и иногда на уровне танковых и механизированных армий. Что касается цветов тактических номеров танков, они чаще всего были белые. Намного реже встречались желтый или красные цвета. На машинах с зимним камуфляжем знаки были обычно красные, реже - черные и иногда - зеленые. Ввиду того что опознавательные знаки часто рисовались от руки, стиль их значительно варьировался. Тоже самое относится к размеру цифр и букв, а также геометрических знаков.

Индивидуальные названия и лозунги

На советских танках Т-34 часто встречались различные надписи. Чаще всего это были лозунги: "За Родину!", "За Сталина!", "Ответ из Сталинграда" и другие. Многие машины были украшены такими именами как "Ленин", "Сталинец", "Спартак", "Кутузов", "Ленинградец", "Щорс", "Пархоменко". Во многих частях и подразделениях стандартной практикой было использование имен (например, это широко практиковалось в 106-й и 130-й танковых бригадах). Танки покупались на средства рабочих, колхозников и других слоев населения и получали соответствующие имена: "Московский рабочий", "Горьковский пионер", "Североморец", "Хабаровский комсомолец" и другие.

Фотография подбитого танка Т-34 с шестигранной башней раннего типа (литье в земляные формы с сеткой швов). Скорее всего башня установлена на корпус раннего типа в ходе ремонта. На башне видны остатки подписи "Щорс".

Огнеметные танки ОТ-34 из состава 38-го танкового полка 1-й бронетанковой армии были подарены московским митрополитом Сергием и получили название "Дмитрий Донской". Так как они были куплены на деньги православной церкви, данная часть имела неофициальное название "святой". Танки Т-34 из состава 25-го гвардейского полка (6-й механизированной бригады) были приобретены на средства жителей Латвии несли на своих башнях надпись "Латышские стрелки" (в честь латышских стрелков, воевавших на стороне большевиков в годы Гражданской войны). С другой стороны, некоторые танки 45-й Эстонского танкового полка имели на башнях надпись "За советскую Эстонию!" на русском и эстонском языках.

Подбитый танк Т-34. На шестигранной башне видно название "Пархоменко", 1942 год.

После окончания войны некоторые танки Т-34 имели на борту рисунок боевого пути прославленной части. Одним из таких необычных танков был танк командира 4-й гвардейской Кантемировской бронетанковой дивизии генерала П.П. Полубоярова. Во время парада в Москве 7 ноября 1945 года этот танк был запечатлен на снимках. На корпусе танка был нарисован боевой путь части, а на башне танка - надпись "Кантемировец". Надпись была нанесена не краской, а вырублена на металле. На одном из люков башни этого танка был кодовый номер и эмблема части.

Советский лёгкий танк Т-70 на опушке зимнего леса

Зима для армии — ежегодная головная боль. Солдатам требуется тёплое обмундирование и хоть как-то отапливаемое жильё, техника нуждается в незамерзающей смазке и специальном топливе для холодной погоды. Кроме того, зимой становится гораздо труднее маскировать на местности бойцов и технику. Тёмные силуэты людей, танков, пушек бросаются в глаза на фоне снега. Причём не только днём, но и в зимние ночи, которые часто бывают светлыми.

Солдаты в это время года получают специальные маскировочные халаты, которые носят поверх формы, а технику приходится перекрашивать. Переход на «зимнюю палитру» имеет свои особенности и правила.

Вынужденная белизна

Ответ на вопрос, как сделать танк незаметным на фоне зимнего пейзажа, напрашивается сам собой: его надо выкрасить в белый цвет. Этот простой и безотказный вариант, тем не менее, имеет свои подводные камни. А точнее, требования, которые необходимо учитывать при разработке зимнего красителя.

Танки никогда не покидали заводов в зимней маскировочной окраске. Её наносили в войсках, часто — подручными средствами: мелом, известью и даже солью

Во-первых, придёт весна, и от зимней краски придётся избавляться. Значит, пигмент должен соответствовать сразу двум противоположным критериям. Он должен относительно легко отмываться, но при этом держаться на слое базовой краски достаточно прочно, не отваливаясь при тряске на пересечённой местности, сотрясениях танка при выстреле, выдерживать дождь и талую воду. Краситель также должен быть безопасен для экипажа, а при высыхании давать оттенок, характерный для снега.

Отдельно следует упомянуть ещё один момент, который касается любой краски для военной техники. Она должна маскировать боевую машину не только от невооружённого человеческого глаза. Ещё до Второй мировой войны военные стали использовать специальные светофильтры, при взгляде сквозь которые танк, казавшийся незаметным, начинал резко выделяться на фоне местности. Необходимо, чтобы маскировочная краска не выдавала себя при использовании противником таких стёкол.

В СССР этим требованиям соответствовала и была стандартной сухая белая краска Б. Она делалась на основе натурального молотого мела. В годы войны вместо него могли использовать суррогат — молотый известковый камень. Также в состав краски Б входили гашёная известь, казеин (закрепляющий элемент) и специальная добавка от коррозии. Во время Великой Отечественной войны использовались также пигменты, в которых мел разбавлялся канифолью или столярным клеем, но их старались использовать только тогда, когда краски Б не было под рукой.

Нелепая ситуация получилась с зимней краской в немецкой армии. Командование вермахта, рассчитывавшее покончить с Красной армией задолго до наступления холодов, решило не морочить себе голову этим вопросом. Так что распоряжение о начале производства легкосмываемой камуфляжной краски появилось только 18 ноября 1941 года. Обеспечить все немецкие воинские части в столь сжатое время промышленность просто не смогла. Немецким танкистам в СССР пришлось обходиться подручными средствами: известковой побелкой, лоскутами белой материи и даже слоями снега, утрамбованными на танке.

У союзников зимой 1944-1945 годов ситуация с белым красителем была примерно такой же плачевной, как у немцев тремя годами ранее. Краски в достаточных количествах просто-напросто не было. И снова в ход пошло то, что было под рукой: простыни, извёстка, мел и даже поваренная соль. Её крепкий раствор при высыхании оставлял на грязно-оливковом фоне густые белые разводы. Широко распространённым был метод покраски, когда танк для экономии красителя покрывали россыпью бесформенных пятен.

Кстати, о пятнах! В отношении сплошной белой окраски справедливо правило, что она маскирует хуже, чем хоть какой-то камуфляжный узор. Так что даже эти самопальные художества гораздо лучше прятали танки на фоне деревьев и других деталей ландшафта, чем сплошная окраска.

Скудность камуфляжной зимы

Одной только импровизацией дело не ограничивалось: армейские специалисты работали над нормальными схемами зимнего камуфляжа, а войска по мере сил внедряли их в воинских частях. В СССР одним из самых известных примеров техники, камуфлированной по правилам, могут послужить танки 1-й гвардейской танковой бригады Михаила Катукова. Несмотря на то что бригада сражалась в тяжёлых условиях, отражая удары немцев на ближних подступах к Москве, в соединении решили уделить больше внимания маскировке техники.

Катуковцы использовали разработанный до войны сетчатый камуфляж. Танк разрисовывался широкими белыми разводами, а затем на оставшиеся зелёные участки наносилась сетка тонких диагональных белых колёс. Из-за того, что рисунок напоминал протектор автомобильной шины, этот камуфляж также называли «следы колёс».

Т-34 в камуфляже танковой бригады М. Е. Катукова



Немецкий дефицит зимней краски привёл к тому, что широкое распространение в немецких танковых частях получила двухцветная схема камуфляжа, представлявшая собой широкие белые полосы, нанесённые по диагонали на корпус танка поверх стандартного чёрно-серого цвета, использовавшегося в те годы как стандартный для военной техники Германии. Для него не требовалось даже фабричной краски, подходил любой белый пигмент, бывший под рукой.

Немецкий танк Pz III в «диагональном» зимнем камуфляже


Спрятать объект, особенно такой крупный, как танк, в окружающем ландшафте достаточно сложно. Покраска боевой машины в определенный цвет хотя и не позволяет полностью скрыть ее, однако затрудняет распознавание ее противником.

Используя специально подобранную окраску, можно дезориентировать врага относительно размеров объекта и его дальности. Это, в конечном итоге, дает довольно веское преимущество в условиях боевых действий.

Маскировочная окраска бывает: а) защитной; б) камуфляжной.

Защитная окраска обычно достаточно однородная (оливковая, хаки, грязно-серая или темно-зеленая). Именно такого цвета выходит с конвейера боевая техника, и только потом, если понадобится, ей придают соответствующий типу местности цвет. Защитная краска универсальна, она не требует точного знания ландшафта, тогда как камуфляж требует от командира четкого представления о зависимости цвета местности от времени суток, погоды, об имеющихся на пути продвижения боевой техники природных образованиях и пр.

Распознать и выделить из окружающей среды военный объект усложняет применение искажающего камуфляжа. Его могут также называть крупнопятнистым, так как цветовые пятна (3-5 разных цветов) весьма крупные, около 10-20% от каждой плоскости. Такая окраска искажает контуры военной машины.

Форма пятен на технике может быть округлой или ломаной - это зависит от характера окружающей местности. Например, в горной местности преобладают резкие переходы от света к тени, поэтому преимущественно используется угловатая форма пятен.

Камуфляжная окраска также бывает дробящая. Она подразумевает нанесение небольших по размеру пятен, резко контрастирующих друг с другом. Этот вид камуфляжа используется, в основном, на неподвижных или малоподвижных видах боевой техники, в том числе, на танках. Дробленые пятна на большом расстоянии смешиваются в неопределенный цвет под стать окружающей среде.

Универсальный камуфляж сделать, по признанию военных специалистов, невозможно - ведь погодные и природные условия настолько различны, что «подстроиться» под все из них нереально.

Какая танковая окраска используется в российских войсках?

Читайте также:

В СССР для маскировки использовались специальные окраски под кодовыми названиями. Сначала это был «Бутан», в разных исполнениях он имитировал лесополосу и пустынно-степную местность. Затем, уже в российских войсках, применялась окраска «Флора», ее еще прозвали «арбузным» камуфляжем, при этом он был малоэффективен в гористых местностях, зато хорошо подходил для ведения боя в лесной полосе.

На смену пришел пиксельный цифровой камуфляж под названием «Темный». Пиксельным его называют потому, что он схож с пикселями на экране монитора. Этот цвет камуфляжа, в отличие от предшественника, более универсален и подходит как для открытой местности, так и для горной.

В средней полосе России в качестве основного маскировочного цвета используется зелено-коричневый. Дополнительными цветами могут быть светло-зеленый, желто-серый, светлый и темный серые цвета, хаки, черный. Пятна при этом обычно закругленные, «переползающие» с одной плоскости на другую.

Есть еще ряд цветов, использующихся в зависимости от местности: хаки, драб (грязноватый желто-коричневый цвет), желто-серый, голубовато-серый, серо-голубой, оливковый. При этом варьируются тусклость, матовость, однородность окраски.

Для зимних сезонов танки могут быть окрашены «под стать» снега, то есть быть белыми. Причем, есть различные идентификации снежных расцветок: «снег чистый свежевыпавший», «снег чистый старый», «снег грязный» и пр.

Как маскируют танки за рубежом?

Немного истории. Первым видом маскировочной окраски в мире воспользовались англичане во время Англо-бурской войны 1899-1902 года. Английские солдаты несли значительные потери из-за того, что их красные мундиры хорошо «вырисовывались» на фоне болотистой местности. Тогда их решено было переодеть в форму цвета хаки.

Во времена Второй мировой войны на вооружении у Германии было уже порядка 30 различных видов маскировочной расцветки. Их разработки потом использовались и в Советской Армии.

Маскировочные оттенки в целом можно разделить на несколько больших групп, свойственных тому или иному континенту :

В настоящее время военные ведомства разных стран стараются свои боевые подразделения и, соответственно, боевые машины, «перевести на цифру». Другими словами, ничего более эффективного, чем окраска на основе сочетания различных по цвету пикселей на униформе и на технике, еще не придумали. Однако это изобретение активно совершенствуют. К примеру, в конце 2012 года американская компания ADS проанонсировала свою новую разработку цифрового камуфляжа US4CES для американских военных. Подобные разработки ведутся и в других странах мира.

Для успешного взаимодействия в различных условиях боевых действий на бронетанковую технику наносились и наносятся тактические и опознавательные знаки.

Тактические знаки в виде символа или группы цифр, а часто в совокупности того и другого в закодированном виде несут информацию о принадлежности боевой машины к различным соединениям и частям, а также идентифицируют сам танк или бронеавтомобиль, что необходимо при взаимодействии самых малых подразделений.

Для того, чтобы обеспечить гарантированное опознавание своей техники в любых условиях, на танк или бронеавтомашину наносят общеармейский опознавательный знак, как правило, являющийся элементом национальной символики. В СССР таким знаком являлась красная звезда. Однако, в отличие от авиации, в бронетанковых войсках Красной Армии она использовалась не так часто.

Для обеспечения опознавания с воздуха на башне танка или на рубке САУ наносились знаки воздушного опознавания. Появившись в конце 30-х годов, они на протяжении нескольких лет неоднократно менялись, в целом представляя из себя геометрические фигуры белого (для лета) и красного (для зимы) цветов, о чем будет рассказано ниже.

Кроме тактических и опознавательных знаков на бронетанковую технику наносились знаки коллективной воинской доблести, наиболее престижные для Красной Армии данного периода: эмблемы Гвардии (соединение или часть были удостоены Гвардейского звания) и ордена Боевого Красного Знамени (соединение или часть, награжденные орденом Боевого Красного Знамени назывались Краснознаменными). Несмотря на обилие других коллективных наград, их стилизованное отображение на боевой технике было чрезвычайно редким.

Первые советские бронетанковые отряды, организованные в начале 20-х годов, имели (небольшая часть) только знаки национальной идентификации в виде красной звезды с белой надписью «РСФСР» в ее поле. В некоторых случаях машина имела персональное название. Например, танк Fiat 3000A, купленный на средства советских граждан польского происхождения, назывался «Феликс Дзержинский». Только в середине 20-х годов в немногочисленных бронетанковых частях РККА была введена система тактически обозначений. В треугольник, который наносился на всех танках, была вписана окружность, в поле которой наносился квадрат красного, белого и черного цвета (принадлежность к 1-му, 2-му или 3-му взводу соответственно) с черными или белыми римскими цифрами в нем, обозначавшими номер танка. Принадлежность батальона определялась цветом треугольника (со стороной 30 см): 1-й батальон - красный, 2-й - белый, 3-й - черный. Тактические знаки танков командиров батальонов (треугольники) были однотонными по цвету батальонов, а командиров рот - с окружностью, которая заливалась краской по вышеуказанному принципу. Таким образом, тактический знак командира второй роты первого батальона представлял из себя красный треугольник с вписанной в него белой окружностью без римских цифр.

В 1929 г. на смену этой архитрудной тактической системе опознавания пришла новая система, также построенная на цветовых и цифровых кодах. Номер батальона обозначали красная, белая или желтая окружности диаметром 30 см (для 1-го, 2-го и 3-го батальона соответственно). В неё были вписаны две арабские цифры высотой 10 см. Числитель обозначал номер роты, знаменатель - номер взвода. Рядом с окружностью наносилась большая арабская цифра, обозначавшая номер танка во взводе. Обозначения тактического уровня от полка и выше отсутствовали вовсе.

С 1932 по 1938 гг. была разработана другая система тактических обозначений советских танков, состоящая из комбинаций красных, черных, синих и желтых полос по периметру башни, обозначающих батальоны и роты. Сплошная верхняя полоса обозначала батальон, а изображенная пунктиром нижняя - роту. Первому подразделению (батальону или роте) был присвоен красный цвет, второму - белый, третьему - черный, четвертому - синий, а пятому - желтый цвет. Номер танка во взводе, а в отдельных случаях и номер взвода, обозначался арабской цифрой в квадрате на обеих сторонах башни или корпуса. Информативность данной опознавательной системы была очень ограничена, поэтому во время маневров противоборствующим сторонам приходилось прибегать к нанесению дополнительных опознавательных знаков в виде белых вертикальных полос во всю высоту башни или белого круга на тыльной стороне последней. В 1938 г. всякая система тактических и опознавательных обозначений была отменена. Лишь в подразделениях 1-й Московской Пролетарской дивизии на танках Т-26, участвовавших в парадах на Красной Площади, на передний броневой лист, прикрывающий трансмиссию, наносилась красная звезда. На крыше башни тяжелого танка Т-28 была отлита звезда (из эстетических или опознавательных целей - неизвестно), которая при окраске красным цветом могла служить неплохим опознавательным знаком. Однако на практике окрашивалась она чрезвычайно редко. В большинстве же механизированных корпусов в предвоенное время тактические обозначения из соображений секретности отсутствовали вовсе, а роль воздушного опознавательного знака выполняла белая поперечная полоса или крест на крыше башни танка.

С началом Великой Отечественной войны многие командиры на местах поняли, что четкая система опознавания гораздо эффективнее безликой секретности, в угоду которой были уничтожены все тактические обозначения на бронетанковой технике, поэтому в первые месяцы войны в различных танковых частях РККА стали внедряться новые системы опознавания. Одна из них представляла из себя короткие прямоугольники - полосы белого цвета, наносившиеся на переднюю часть боковых стенок башни. Количество таких полос (одна под другой) определяли порядковый номер части (дивизии) в составе механизированного корпуса. По-видимому, такая система обозначений внедрялась в РККА непосредственно перед началом войны. Ее отдельные элементы до конца войны сохранились в тактических обозначениях 6-го (позже 11-го гвардейского) танкового корпуса.

Другая система - это квадрат, трапеция или треугольник, внутри которых, разделенные прямыми линиями на отдельные поля группами цифр обозначалась часть, батальон, рота и персональный тактический номер машины. Идентифицировать данные тактические обозначения очень сложно, так как большинство документов начального периода войны не сохранилось.

Наконец, в 1941 г. в бронетанковых войсках Красной Армии по немецкому подобию появляются идентификационные тактические номера танков, нанесенные белой краской арабскими цифрами и имеющие крупные размеры, которые легко опознавались взаимодействующими войсками.

С начала 1942 г. основной тактической единицей бронетанковых сил РККА стала танковая бригада. Поэтому тактические обозначения и было приказано ввести на бригадном уровне. Единой системы обозначений, универсальной для всех фронтов в Красной Армии не было, но рассматривая фотоматериалы, можно заметить некоторые закономерности в тактических знаках, характерных для определенных групп фронтов по регионам.

На центральных фронтах в 1942 – 43 гг. был наиболее характерным ромбический знак (высота 400 мм), разделенный на два треугольных поля. В верхнем треугольнике цифрой или буквой алфавита указывался номер батальона (обычно в этот период бригада была двухбатальонного состава), в нижнем поле - закодированный цифровой номер части. Например, в 116-й танковой бригаде (KB, Т-34, Западный фронт, 1942 г.) тактическим обозначением являлся ромб, в верхнем поле которого находились цифры «1» или «2» (1-й или 2-й батальон соответственно), а в нижнем - «045» - код самой бригады. В 51-м отдельном танковом полку (таких частей также было много в 1942 – 43 гг.) первый батальон обозначался буквой «А», а второй - «Б», код самой части скрывался под цифрой «24». На Южном и Юго-Западном, а затем и Северо-Кавказском фронтах применялась другая система тактических обозначений из двух групп цифр, первая из которых кодировала номер батальона, а вторая непосредственно номер машины. Так, лучшее соединение Северо-Кавказского фронта - 5-я Отдельная гвардейская танковая бригада на август 1942 г. имела на своих Т-34 и Т-60 номера (10-12, 10-13 для Т-34 и 10-38 для Т-60). Получив осенью 1942 г. танки американского и английского производства («Валентайн» и М3 легкие), бригада уже имела другой цифровой код; 59-1, 58-2 и т.д. На некоторых машинах (в частности Т-34) номер машины дублировался белой краской на лобовой броне корпуса.

Однако, достаточно стройная система тактических обозначений в бронетанковых силах РККА стала складываться с середины 1942 г., когда стали создаваться механизированные корпуса II формирования, а также с осени 1942 г., когда появились первые советские танковые корпуса.

Можно сказать, что с 1943 г. до окончания Второй Мировой войны в советских бронетанковых войсках сложилась корпусная система тактических обозначений. Приказом командира корпуса определялись символы, буквы и цифры, определяющие тактические обозначения соединений.

В 23-м Танковом корпусе тактическим знаком соединения являлся белый ромб обычно высотой 400 мм с буквами русского алфавита в центре. Буква «В» идентифицировала 3-ю танковую бригаду, буква «Г» - 39, а буква «Д» - 135-ю ТБр. В правом нижнем углу относительно буквы наносилась небольшая арабская цифра, обозначавшая номер батальона. Например «В1» - 1-й батальон 3-й Танковой бригады 23-го танкового корпуса. Кроме тактического обозначения соединения на танк крупными цифрами наносился персональный идентификационный номер.

Во 2-м Гвардейском танковом корпусе тактическим знаком соединения являлась стрела с буквой кириллического алфавита над ней. Буква обозначала номер бригады: Л - 4-я Гв. ТБр., Б - 25-я Гв. ТБр., И - 26-я Гв. ТБр. Под «стрелой» наносили персональный тактический номер танка (Т34/85 - «236»). С цифры «100» начинались номера танков 4-й Гв. ТБр., с цифры «200» - 25-й, с цифры «300» - 26, хотя последнее правило не всегда соблюдалось.

В 10-м Гвардейском Танковом корпусе опознавательным знаком являлась так называемая «расческа», по количеству зубьев которой определялся номер бригады в составе корпуса: 61-я Гв. ТБр. - 1 «зуб», 62-я и 63-я - 2 и 3 соответственно. Над «расческой» наносился тактический номер боевой машины («1-24» - 1-й батальон, 24 машина, танк Т-34-85). Отличительным знаком 7-го Гвардейского Танкового корпуса была двойная окружность с арабской цифрой в центре: «1» - для 54 Гв. ТБр., «2» - для 55-й, «3» - для 56-й.

11-й Гвардейский танковый корпус имел в качестве отличительного знака короткую (подобную прямоугольнику, длиной 200 мм) белую «полосу-шеврон». Одна такая полоска обозначала 40-ю Гв. ТБр., две – 44-ю Гв. ТБр., три – 45-ю Гв. Танковую бригаду. Кроме полос-прямоугольников в 11-м Гвардейском танковом корпусе (ранее 6-й ТК) существовал другой тактический знак в виде ромба, в верхнем поле которого был цифровой номер бригады, а в нижнем - тактический номер самой машины.

Во 2-м Гвардейском танковом корпусе эмблемой был особый знак, под которым двузначной арабской цифрой наносили код части. Сам танк или САУ идентифицировались трехзначным тактическим номером.

Механизированные корпуса также имели собственную систему тактических обозначений. В 7-м механизированном корпусе символом соединения являлась стилизованная стрелка. Она же обозначала 41-ю Гв. танковую бригаду. Танковые полки механизированных бригад обозначались «размещением» стрелки внутри геометрической фигуры: треугольник - 58-й танковый полк 16-й мехбригады, круг - 84-й танковый полк 63-й мехбригады, квадрат - 177-й танковый полк 64-й мехбригады. Пожалуй, самая интересная и всеобъемлющая система тактических обозначений была принята в 4-м Гвардейском механизированном корпусе. Имея до июля 1944 г. достаточно типичные для Красной Армии тактические обозначения в виде квадратов с цифрой внутри (квадрат с цифрой «7» имела, например, 36-я Гвардейская танковая бригада), корпус в августе 1944 г. должен был быть введен в прорыв на одном из участков 3-го Украинского фронта. Чтобы скрыть от противника принадлежность техники к механизированному корпусу на танках, автомашинах и орудиях вместо прежних обозначений появились белые силуэты различных зверей и птиц. Танковая бригада (36-я Гв. ТБр.) имела силуэт идущего на задних лапах медведя, 13-я Гвардейская механизированная бригада - оленя, 14-я Гв. мехбригада – лошади, 15-я Гв. мехбригада - ласточки, 292-й самоходно-артиллерийский полк - носорога, 62-й отдельный мотоциклетный батальон (танковая рота - 10 Т-34-85) - жирафа и т.д. Кроме силуэтов животных тактические обозначения дополняли буквы («РР» - разведрота) и персональные номера или названия («От отца Шульги сыну Кисенко» - 36 Гв. ТБр.). Всего было более 20 различных видов опознавательных знаков, которые наносились на башни танков, кабины машин, щиты орудий. С этими опознавательными знаками корпус участвовал в боях в Румынии, Болгарии, Югославии и Венгрии, а закончил боевые действия на территории Чехословакии.

Нанесение тактических номеров также имело свои особенности. Так, в 1944 – 45 годах 1-й Гвардейский механизированный корпус использовал трехзначную систему тактических обозначений. 1-я цифра соответствовала номеру бригады, а 2-я и 3-я номеру танка (от 1 до 65) в механизированной бригаде. Номер 103 принадлежал 1-й Гвардейской механизированной бригаде, номер 234 - 2-й Гвардейской мехбригаде, 340 - 3-й Гв. МБр. Подобная система использовалась также в 18-м танковом корпусе. Первые цифры 4, 5, 6 обозначали 110-ю, 170-ю, 181-ю бригады соответственно, а 2 и 3-я цифры - номер танка. Были и другие цифровые системы. Первой цифрой обозначался номер батальона, второй - рота, третьей - взвод или номер машины в роте.

Некоторые полки танков типа ИС, а также тяжелые самоходно-артиллерийские полки, придававшиеся различным соединениям, имели собственные тактические обозначения. Эти части не входили в состав танковых или механизированных корпусов, а придавались им для решения конкретной задачи или действовали наряду с корпусами в составе танковых армий.

Кроме непосредственно танковых соединений общевойсковым армиям придавались отдельные самоходно-артиллерийские полки СУ-76, тактические обозначения которых отличались чрезвычайным разнообразием, так как единой системы характерной для танкового, механизированного или кавалерийского корпуса в таких частях не было. Например 8-я самоходно-артиллерийская бригада имела свой особый отличительный знак в виде «орла в круге». Кроме шестизначного заводского номера, нехарактерного для других советских танков и САУ, СУ-76 этой бригады имели достаточно оригинальную систему обозначения дивизиона (горизонтальные полоски над «орлом» в круге) и батареи (количество треугольников под кругом).

Самоходные полки истребителей танков также имели свои характерные знаки идентификации. Либо это были трехзначные или двузначные тактические номера с символом соединения, либо обозначение из букв русского алфавита, определяющие номер батареи в совокупности с персональным номером САУ. Например, С-13 - 4-я батарея, 13-я самоходно-артиллерийская установка. В 1047-м Калиниковичском САП (САУ СУ-85), например, была разработана целая система тактических обозначений. Кроме специального тактического знака, трехзначного номера и двух красных звезд на каждом борту, справа по ходу САУ, на каждой машине имелась надпись: «Смерть немецким оккупантам!».

На танках, поставляемых в СССР по ленд-лизу из Великобритании, Канады и США, также были присущие только им обозначения. Еще в стране-производителе на машину наносились четырех-, пяти- или шестизначные регистрационные знаки - белой краской с начальной литерой «T» (tank) - английские, «СТ» (Canadian tank) - канадские, а серо-голубой краской с надписью «USA» и шестизначным номером - американские. В бронетанковых частях Красной Армии заводские регистрационные знаки обычно оставляли без изменений и не закрашивали.

Ряд танков (особенно британских), предназначенных для поставок в СССР, изымались непосредственно из боевых частей, поэтому многие из них кроме заводских регистрационных номеров имели тактические знаки английской или американской армии. Так, танки «Тетрарх» английского производства, переданные в 151-ю танковую бригаду РККА из 9-го Уланского королевского танкового полка (Queen Lancers) 1-й английской бронетанковой дивизии уже в советской части имели британские опознавательные знаки: «белый носорог в черном овале» - знак дивизии, цифра «53» в красном квадрате - обозначения батальона. Кроме регистрационного номера и тактических обозначений большинство британских танков имело личные наименования, наносимые краской по бортам корпуса. Так как танков, поставляемых из боевых частей, было немного, эти надписи присутствовали не на всех машинах, но если они были, из уважения к английским, канадским и американским танкистам их не закрашивали.

Остальные тактические и опознавательные знаки на машины, поставляемые по ленд-лизу, наносились в зависимости от соединения, театра военных действий и периода применения без существенных отличий от танков советского производства. Единственным исключением для машин зарубежного производства являлось более частое использование опознавательных красных звезд для гарантированной идентификации менее знакомых советским бойцам танков взаимодействующими частями.

Касаясь знаков воздушного опознавания, можно со всей уверенностью утверждать, что с 1941 г. основным опознавательным знаком являлась уже упоминавшаяся широкая белая поперечная полоса на крыше башни. В 1942 – 45 годах ее сменил другой знак воздушной идентификации - белый (красный - для зимы) треугольник с желтым кругом в центре. Иногда в круге рисовали красную звезду, однако, и звезда, и сам круг в полевых условиях были редкостью - на крышу башни или рубки САУ просто наносили белый треугольник. В отдельных случаях (Ленинградский фронт, 4-й Гвардейский мехкорпус) в качестве знака воздушного опознавания использовали белый (красный - для зимы) крут или другие опознавательные знаки. В 1945 г., когда Красная Армия вышла на границы Германии, возникла проблема взаимного опознавания техники между советскими и англо-американскими войсками, также вступившими в пределы III Рейха. На одном из совместных совещаний было решено, что для взаимоопознавания на советские танки будет наноситься одна, а на союзные - две белые полосы по периметру башни. На крыше башни также наносились перекрещенные белые полосы. Однако вскоре союзники отказались от этой системы и продолжали использовать красно-желтые флюоресцирующие панели воздушного опознавания, продублированные белой звездой - американским национальным опознавательным знаком, принятым в качестве основного для всех войск Антигитлеровской коалиции на Западе. В советских танковых войсках белые полосы наносили только на танки, участвовавшие в Берлинской операции. К тому же оказалось, что немцы разгадали «опознавательный код» и стали наносить опознавательные полосы на свои танки. Поэтому уже в майских, завершающих боях, на советской технике кроме полос можно было видеть вновь нанесенные белые треугольники.

Их боевого применения. Используя бронетанковую технику, противоборствующие стороны, как и 100 лет назад, стремятся обнаружить танки и другие механизированные вооружённые средства при движении, стоянке и в бою, определить их численность и вид, а также затруднить распознавание своей техники противником. Скрыть от средств наблюдения противника крупную боевую машину довольно непросто, и особенно в зимнее время. На местности с устойчивым снеговым покровом крупные тёмные объекты (например, танки в базовом камуфляже) становятся значительно контрастнее и заметнее. Как вопрос эффективной маскировки бронетехники в зимний период решался в Красной армии в годы Великой Отечественной войны?

Виды зимней окраски

В методиках и руководствах, использовавшихся в СССР в период 1941-1945 гг., описывается два основных вида зимней окраски советских БТТ и транспортной техники:

  • белая одноцветная;
  • деформирующая в виде криволинейных пятен.

Танк БТ-5. Часть машины окрашена сплошным белым цветом, часть - полосками по базовой краске. Ширина полос 1-3 см, расстояние между ними 8-12 см

Белая одноцветная окраска уменьшает заметность танка в зимнее время и является самым простым видом временного зимнего камуфляжа. Деформирующая окраска с применением пятен и полос, кроме уменьшения заметности танка, затрудняет и прицеливание по нему в бою, искажая силуэт и усложняя определение расстояния. Эффективность обеих видов окраски для защиты от воздушного наблюдения практически идентична. С учётом всех этих факторов деформирующая окраска с пятнами оказывается предпочтительнее, несмотря на то, что её сложнее наносить.


Танк Т-50. Бросаются в глаза разная ширина полос и разное расстояние между ними

При нанесении деформирующей окраски около 60-70% поверхности танка окрашивалось в белый цвет. Остальная площадь оставалась в базовой летней защитной окраске, которая и выглядела как тёмные пятна на белом фоне. Весьма полезным оказалось покрывать не закрашенные участки белыми полосами, образующими «решётку». Это было необходимо для того, чтобы сделать тёмные пятна менее контрастными (издалека они выглядели серыми и размытыми, примерно, как кустарник) и помогало улучшить маскировку на малых дистанциях, например, в засаде. Подходила такая окраска и для населённых пунктов, где белый снежный покров сочетается с контрастными тёмными строениями, бытовыми объектами и тенями.


Танк Т-40. Заметно нанесение покрытия в несколько слоёв и различная степень прозрачности белого цвета. Фары закрашены полностью!

Известь, краска, гипс и клей

Отдельного внимания заслуживают и методы нанесения зимнего камуфляжа. Существовало несколько разных как по сложности, так и по эффективности «рецептов» зимней окраски бронетанковой техники:

  1. Известь, разведённая водой. В неё добавлялась соль (для закрепления слоя) и немного бельевой синьки для осветления смеси.
  2. Сухая заводская белая краска. Состояла из 2-х порошков: смеси казеина и мела (1 часть) и гашёной извести (2 части). Добавлялась 1 часть воды, всё тщательно перемешивалось в течение получаса. Расход - около 100г сухой смеси на 1 м2.
  3. Краска на клеевом закрепителе. 1 кг малярного или столярного клея предварительно замачивался в горячей воде, затем разводился на ведро воды, туда же добавлялись 4-5 кг мела, гипса, каолина или гашёной извести. Эта смесь очень хорошо держалась на поверхности.


Танк КВ-1. Очень хорошо видны потёки на лобовой броне и неоднородность окраски. Сетка нанесена даже на фару

На окраску танка или бронемашины уходило около ведра смеси и 6-8 часов времени, на автомобили - в 2 раза меньше и того, и другого. Перед окрашиванием рекомендовалось очистить поверхности от грязи, масла и снега. Смесь в процессе работы следовало подогревать, а сами работы рекомендовалось проводить в отапливаемом помещении.

Адгезия (прилипание, сцепление) разных смесей с поверхностью была разной, как и стойкость к осадкам, механическим воздействиям. Вариант окраски №1 рекомендовался для быстрого нанесения подручными материалами, но и стойкость он имел меньшую. Вариант №2 был более сложными и менее доступным, т.к. был заводской смесью, а вариант 3 требовал больше времени для приготовления. Зато из-за наличия в составе клеев-закрепителей держалась на технике такая окраска дольше и «крепче».


Танк Т-40. Покрытие однообразно по всей площади боковой проекции машины, переходит на катки и корпус под гусеницей

Маскировка в движении и на месте

При движении танк дополнительно демаскирует себя следами от гусениц, выбросами снега и грязи. Поэтому все переходы зимой рекомендовалось совершать в ночное время и по дорогам, а не по снежной целине. При необходимости движения по целине движение следовало выполнять «волчьим следом», т.е. по колее предыдущей машины, для усложнения подсчёта числа прошедших танков.

Один из приемов сокрытия следов - применение волокуш. Это могли быть как подручные материалы (деревья и кусты, привязываемые к корме последнего в колонне танка), так и специально изготовленные средства, например, 8-10 мотков колючей проволоки, надетых на жердь. Подобные приспособления заметали следы гусениц и делали дорогу похожей на неэксплуатируемую.

Для снижения заметности техники предписывалось выключать фары, применять светомаскировочные насадки, создавать «альтернативный» шум в местах, противоположных направлению движения танков и т.д.


ЗИС-6 в зимней маскировочной окраске. Грузовики окрашивались теми же способами, что и бронетехника

При расположении танков в населённых пунктах естественными укрытиями становились сараи, развалины и прочие крупные объекты. Эффективным считалось забрасывание техники подручными материалами (снег, солома, хворост). При расположении в лесу для маскировки лучше подходили хвойные деревья, сохраняющие плотный покров и в зимнее время. Весьма полезным приёмом считалось снижение крон - искусственное прижатие ветвей деревьев ближе к земле для расположения под ними техники.


Расположение танка под деревом и искусственное снижение кроны

При вынужденном расположении танков на открытой заснеженной местности следовало располагать их в пределах тёмных пятен. Это могли быть воронки от бомб и выброшенная взрывами земля, срубленные ветки в лесах и искусственно создаваемые пятна (наброшенные на снег ветки, сено или расчищенная от снега земля). При наблюдении с воздуха силуэт танка и его тень оставались в пределах тёмного пятна и меньше контрастировали с местностью.

При невозможности использования естественных тёмных пятен можно было использовать сплошные сетчатые покрытия, белые или с белыми пятнами. Такие покрытия, конечно, можно различить с воздуха, но идентифицировать объект и его фактическое наличие под покрытием практически невозможно.


Маскировка с помощью табельного зимнего покрытия, имитирующего вытоптанность и следы от бывшей стоянки

При необходимости над танком мог устанавливаться макет местного предмета (сарая, стога сена, развалин дома). Этот приём был особенно эффективен при действиях в засаде. Но имел он и свои минусы: повышение пожароопасности, снижение скорости покидания машины экипажем.

В идеальных условиях могли устраиваться групповые защитные сооружения сразу для нескольких танков. Такие укрытия располагались в оврагах, возле обрывов и крутых склонов. Из снега вырезались больше куски по форме крупного отёсанного камня. Эти куски укладывались в своеобразные стены на удалении от обрыва-склона на ширину танка. Сверху стоянка укрывалась жердями для обрешетки, на которую в свою очередь укладывались ветви кустарника, штатные маскировочные сети или другое подручное покрытие. После «крыша» засыпалась слоем снега. Вместимость подобного укрытия достигала 5-10 машин. Особое внимание следовало уделять скрытию танковых следов, которые заканчивались у въезда в укрытие и «вели в тупик». Различить с воздуха такой импровизированный ангар было практически невозможно.

Мероприятия по маскировке танков организовывались на уровне командиров танковых батальонов (разработка маршрутов движения, общий контроль за выполнением мероприятий) и на уровне командиров взводов (выбор мест стоянки, указание путей подхода к ним и указания по методам маскировки).

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3



Пример имитации облезшей зимней окраски на стендовой модели ИСУ-152 в масштабе 1/35, выполненной автором

Основной объём работ по нанесению маскировки и выполнению оборудования места стоянки выполнялся экипажем танка. В виде исключения эти работы могли выполняться сапёрами и/или маскировщиками. Как правило, они привлекались к созданию групповых укрытий и к массовой окраске танков.

Комплекс мероприятий по зимней маскировке являлся простым и недорогим способом снижения заметности техники как в ходе боевых действий, так и в перерывах между ними. Своевременное и грамотное применение таких средств позволяло повысить боевую эффективность подразделений и снизить потери в боях.

Рассказ о способах имитации зимнего камуфляжа советской бронетехники в стендовом моделизме можно прочитать