Меню
Бесплатно
Главная  /  С чего начать планирование  /  Государства Азии в позднем Средневековье — Гипермаркет знаний. Средняя азия в средневековье вкратце

Государства Азии в позднем Средневековье — Гипермаркет знаний. Средняя азия в средневековье вкратце

1. Прибытие васко да гамы в индию какая дата. 2. взятие турками османами константинополе 3. разгром турками османами крестоносцев под никополем. .....

територия каких современных стран располагались эти средневековые государства: 1 делийский султанат 2 держава тимура 3 империя мин 4 бахмани 5 виджаянагар 6 государства ацтеков..... кто из известных вам правителей азиатских государств были современниками европейцев: 1 жанны д"арк, франческо петрарки, сандро ботичелли, филиппо брунеллески. .... назовите крупнейшие государства позднего средневековья в азии и тропической африки и америки. какие из названных вами государстве существует и ныне. ..... назовите религии распространенные в средневековых индии,японии, китае, османской державе......

А1.Какой из названных указов был подписан императором в 1803 г.?

1) «Об обязанных крестьянах»

2) «О вольных хлебопашцах»

3) «Об учреждении IIIотделения Собственной Е.И.В. Канцелярии»

4) «О введении всеобщей воинской повинности»

А2. Какое сословие было наиболее привилегированным в России в XIXв.?

1) боярство 3) купечество

2) дворянство 4) духовенство (священство)

А3. Какому государственному органу власти придавались функции высшей судебной инстанции и органа надзора за ад­министрацией согласно реформе 1802 г.?

1) Священному Синоду 3) Сенату

2) Верховному Тайному совету 4) Государственному совету

А4.Как в XIXв. назвали крестьян, имевших денежные средства и занимавшихся предпринимательской деятельностью?

1) посессионные 3) временнообязанные

2) капиталистые 4) черносотенные

А5.Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите место встречи двух императоров, о которой идет речь.

«25 июня 1807 г. во втором часу дня состоялась первая встреча обоих императоров. На самой середине реки был ут­вержден плот с двумя великолепными павильонами. На фран­цузском берегу была выстроена вся гвардия, на русском - не­большая свита императора... Лодки отчалили от берегов, и на середине реки император и царь одновременно вошли в шатер мира. Стрелявшие еще 10 дней назад друг в друга гвардейцы кричат: "Ура!" Вчерашние враги обнялись...»

1) Ватерлоо 3) Аустерлиц

2) Тильзит 4) Санкт-Петербург

А6.В годы какой войны русской армией был осуществлен блистательный Тарутинский марш-маневр?

1) Смоленской 3) Ливонской

2) Северной 4) Отечественной

А7.В XIXв. зажиточные горожане могли участвовать в воп­росах управления городом через

1) городские думы 3) губных старост

2) мировых посредников 4) земские комитеты

А8. Прочтите отрывок из записок современника и укажите название войны, о событиях которой идет речь

«Углицкий и Казанский полки, и пятая дружина болгарского ополчения с изумительно красивою стройностью двинулись вперед под густым огнем неприятеля. После блистательных атак Скобелев выстроил перед <Шипкой-Шейново> Владимирский полк… – Ну, братцы, за мной теперь. Ваши товарищи честно сделали свое дело, – кончим и мы как следует. – Постараемся… – Смотрите же… Идти стройно… Турки почти уже разбиты… благословясь, с Богом!»

1) русско-турецкая война 1806–1812 гг. 3) Крымская война 1853–1856 гг.

2) русско-турецкая война 1828–1829 гг. 4) русско-турецкая война 1877–1878 гг.

А9.По реформе 1861 г. крестьяне получили право

1) перехода в другие сословия

2) избирать и быть избранными в Государственную думу

3) выходить из общины и селиться в хуторах

4) на все земли помещика

А10.Прочтите отрывок из воспоминаний Н. Фигнер и ука­жите имя императора, о подготовке покушения на которого идет речь в документе.

«Одновременно с приготовлениями взрывов под Москвой, Александровском и Одессой, Комитет имел в виду еще одно на­значение в самом Петербурге... Комитет в Петербурге приготов­лял взрыв в Зимнем дворце, но это сохранялось в строжайшей тайне и находилось в ведении "Распорядительной комиссии" из трех лиц, избираемых членами Комитета из своей среды для дел величайшей важности. В то время этими тремя были: Ал. Ми­хайлов. Тихомиров и Ал. Квятковский, от которого однажды я услыхала загадочную фразу: "В то время, как идут все эти при­готовления, здесь личная храбрость одного может покончить все". Это был намек на Халтурина, который впоследствии рассказывал мне, что в Зимнем дворце ему однажды случилось быть наедине с государем, и удар молотка мог уничтожить его на месте».

1) Павел Петрович 3) Николай Павлович

2) Александр Павлович 4) Александр Николаевич

А11. Что из названного произошло в XIX веке?

1) упразднение патриаршества 3) провозглашение России империей

2) учреждение коллегий 4) отмена крепостного права

А12. «Мы были дети 1812 года» – так говорили о себе

2) марксисты 4) народовольцы

А13. Как назывался учрежденный в 1810 г. законосовещательный орган государственной власти?

1) Государственный Совет 3) Высочайший Сенат

2) Государственная Дума 4) Святейший Синод

А14. Начавшийся в России в 30-е гг. XIX в. промышленный переворот способствовал

1) появлению первых мануфактур

2) появлению первых общероссийских ярмарок

3) уменьшению численности городского населения

4) формированию фабричных центров

А15. Представители русской общественной мысли с конца 1830-х – 1850-х гг., считавшие, что Россия должна развиваться самобытным путем, а не следовать образцам ведущих европейских стран, назывались

1) западниками 3) славянофилами

А16.Укажите изменения, преобразования, которые были проведены во время Великих реформ 1860-1870-х гг.

A) отмена рекрутского набора в армию

Б) ограничение барщины тремя днями в неделю

B) создание губернских и уездных земств

Г) запрещение продавать крестьян без земли

Д) введение института присяжных заседателей

Укажите верный ответ

АБГ 2) АВД 3) БВГ 4) ВГД пожалуйста помогите

ГОСУДАРСТВА АЗИИ В ПОДНЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

На рубеже XVII-XVIII вв. произошли глубинные измене­ния во взаимоотношениях народов Европы и Азии. Ранее они были близки по уровню военной техники, ремесел и торговли. Однако условия развития европейцев оказа­лись во многом более благоприятными. Со времен Вели­кого переселения народов Западная Европа не подверга­лась внешним завоеваниям. Между тем просторы Азии опустошали одно за другим кочевые племена - от гуннов до турок-османов.

Овладевая военной техникой передовых для своего времени стран, кочевники несли на их землю смерть и разрушения. Эти вторжения тормозили общественно-политическое и экономическое развитие покоренных на­родов. Завоеватели не только грабили их земли, но и раз­рушали сложившийся там аппарат управления. Сами же они в своем государственном строительстве не шли да­лее установления военно-деспотических режимов.

Народы, освобождаясь от власти гигантских и нежизне­способных империй (гуннов, арабов, монголов), тяготели к возрождению традиционных, предшествовавших вторже­нию варваров форм организации общественной и полити­ческой жизни. Они представлялись и местной знати, и ши­роким слоям населения лучшими, чем порядки, установленные завоевателями. Этой логике возвращения к старому как своего рода идеалу подчинялись Китай, Ин­дия, большинство государств, принявших ислам.

Идеализация сложившихся, привычных, ставших тра­диционными порядков, которые неоднократно приходи­лось защищать силой оружия, стала важнейшей чертой цивилизаций Востока. Эта черта обеспечивала их выжи­вание в сложных условиях частых внешних вторжений.

В то же время она замедляла темпы их развития, препят­ствовала внедрению нововведений в области науки и тех­ники, организации производства и общественной жизни.

И Азии. Ранее они были близки по уровню военной техники, ремесел и торговли. Однако условия развития европейцев оказались во многом более благоприятными. Со времен Великoгo переселения народов Западная Европа не подвергалась внешним завоеваниям.Между тем просторы Азии опустошали одно за другим кочевые племена - от гунновдо турок-османов.

Индия под властью Великих Могoлов

Индия, одно из самых населенных государств мира, из-за обширности территории, жаркого климата, упорного сопротивления мнoгoчисленных княжеств, располагавших сильными армиями. Oстaвaлась недоступной воинственным племенам Азии. В период экспансии арабских, мусульманских народов был покорен север Индии, гдe появился Делийскиu султанат. Однако в годы монгольских завоеваний, походов Тимура, войн между возникшими на руинах eгo империи государствами большая часть индийской территории оставалась в стороне от конфликтов.

В XV веке князья Центральной Индии, опираясь на поддержку части феодалов, сохранивших приверженность индуизму, захватили большую часть Делийскою султана. Это побудило мусульманских феодалов севера Индии обратиться за помощью к З. Бабуру (148З-1530), талантливому полководцу, поэту и писателю, который, набрав сильную армию на территории Средней Азии и Афганистана, вторгся в Индию и основал империю Великих монголов ("Моголистаном" в то время в память о монгольских завоеваниях называли гoсударства Средней Азии). Преемники Бабура расширили свою власть на Центральную Индию, многие князья полуострова Индостан признали себя их вассалами.

Объединение Индии способствовало развитию тopгoвыx связей между отдельными княжествами. Это стимулировало рост peмecленного производства. Шелковые и хлопчатобумажные ткани, шерстяные шали, стальное оружие, украшения индийских ремесленников пользовались спросом не только в странах Азии, но и Европы. Первоначально они попадали в Европу благодаря мусульманским купцам. Впоследствии их монополия была подорвана европейскими Oст- Индскими компаниями.

Постепенно развивались и товарно-денежные отношения, однaко особенности индийского общества препятствовали переходу к мaнуфактурному производству. Сохранялась жесткая кастовая система, предполагавшая, что каждый занимается той же сферой деятельности, что и eгo родители. Это исключало социальную мобильность общества. Преуспевающий ремесленник не мoг сам наладить сбыт своей продукции. Он должен был обращаться к представителю касты, которой предписывалось заниматься торговой деятельностью. Богатеющие торговцы и ростовщики не вкладывали средства в развитие ремесел, поскольку это не было делом их касты. Общинная организация в деревнях препятствовала высвобождению рабочей силы. В ремесле и в земледелии не было ни стимулов, ни возможностей внедрения технических новшеств. Как и столетия нaзад, преобладал ручной труд.

Развитие товapно- денежных отношений подрывало непрочные основы государства Великих Моголов. На eгo территории nроживали более двадцати народностей, говорящих на разных языках (хинди, бенгали, маратхи, телyгy, тамили, урду, фарси и др,). Около трех четвертей населения Индии исповедовали индуизм, в то время как завоеватели Моголы были мусульманами. Главной опорой их власти выступала армия, которая, как и в Османской империи, первоначально формировалась на основе вoeнно- ленной системы. Великий Могол наделял своих приближенных условными земельными владениями - джaгирами. Новые феодалы (джагирдары) получали налоги с крестьянских общин. Они шли на содержание войск потребность в превращении натурального налога в деньги, тратящиеся на содержание двора и предметы роскоши, побуждала джагирдаров обращаться к ростовщикам. Они со временем выкупили право постоянно собирать налоги, превратившись во влиятельную прослойку знати (заминдары), которая уже не была обязана нести службу. Обремененные долгами джагирдары оказывались не в состоянии содержать войска, и это ослабляло военную мощь Моголов.

Увеличение поборов с сельских общин вело к крестьянским восстаниям, поскольку повышение налогов до 30-40% валового сбора урожая вызывало голод в деревнях. Особенно частыми они были на севере Индии, в Пенджабе. Там было широко распространено учение сикхов, близкое к индуизму, но отвергавшее кастовую систему и сословное деление общества. Сикхи в меньшей степени, чем большинство населения Индии, следовали принципам смирения перед судьбой и нeнасилия, свойственным приверженцам индуизма. Это делало их весьма беспокойными подцанными. В 1705 г. войска мoгoлов взяли главный гoрод сикхов Анандапур. Однако их движение не было подавлено, в 1710- 1715 гг. Пенджаб вновь охвaтило восстание.

Многие князья, ранее считавшие себя вассалами Моголов, и даже назначенные ими наместники переставали признавать их власть. В 1720- 1740гг. в Центральной Индии сложилась конфедерация Maратхских княжеств, которая подчинила себе большую часть владений Великих Моголов. Решающий удар их государству нанес иранский завоеватель Надuр-шах (1688-1747). Eгo войска в 1739 г. заняли и разгpабили столицу Моголов Дели. Это сделало власть Моголов чисто номинальной. После смерти Надир-шаха и распада eгo державы север Индии стал ареной борьбы между афганскими феодалами, Maратхскими князьями и сикхами.

Вопросы и задания

1. На примере Османской империи укажите черты военной деспотии позднего Средневековья . Сравните сословную структуру феодальногo общества в Европе и социальные отношения в Османской империи, выделите общие черты развития и укажите особенности.
2. Охарактеризуйте хозяйственную деятельность в Османской империи, Какие факторы препятствовали экономическому развитию страны?
3. Укажите причины ослабления Османской империи.

4. Определите место Османской империи в системе международных отношений. Почему завоевания Турции в начале XVIII века были успешными, но непродолжительными?
5. Подготовьте развернутый план «Индия под властью завоевателей».
б. В чем состояли причины ослабления империи Великих Моголов?

3аrладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

Календарно-тематическое планирование, задачи школьнику 10 класса по истории скачать , История

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Вопрос корректности термина «средневековье» применительно к Азии, Африке и Латинской Америке. Восток: феодализм и « а зиатский способ производства»

Термин «Средние века» употребляется для обозначения периода истории стран Востока первых семнадцати веков новой эры. Естественным верхним рубежом периода принято считать XVI - начало XVII вв., когда Восток становится объектом европейской торговой и колониальной экспансии, прервавшей характерный для азиатских и североафриканских стран ход развития. Географически Средневековый Восток охватывает территорию Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Средней Азии, Индии, Шри-Ланки, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

Переход к Средневековью на Востоке в одних случаях осуществлялся на основе уже существующих политических образований (например, Византия, Сасанидский Иран, Кушано-Гуптская Индия), в других - он сопровождался социальными потрясениями, как это было в Китае, и почти повсеместно процессы получали ускорение благодаря участию в них «варварских» кочевых племен. На исторической арене в этот период появились и возвысились такие безвестные дотоле народы, как арабы, тюрки-сельджуки, монголы. Рождались новые религии и на их основе возникали цивилизации.

Страны Востока в Средние века были связаны с Европой. Носительницей традиций греко-римской культуры оставалась Византия. Арабское завоевание Испании и походы крестоносцев на Восток способствовали взаимодействию культур. Однако для стран Южной Азии и Дальнего Востока знакомство с европейцами состоялось лишь в XV-XVI вв.

Становление средневековых обществ Востока характеризовалось ростом производительных сил - распространялись железные орудия, расширялось искусственное орошение и совершенствовалась ирригационная техника, ведущей тенденцией исторического процесса как на Востоке, так и в Европе - было утверждение феодальных отношений.

Среди факторов, обусловливающих «запаздывание» восточных обществ, выделяются следующие:

1)сохранение наряду с феодальным укладом крайне медленно распадавшихся первобытнообщинных и рабовладельческих отношений;

2)устойчивость общинных форм общежития, сдерживавших дифференциацию крестьянства;

3)преобладание государственной собственности и власти над частным землевладением и частной властью феодалов; безраздельная власть феодалов над городом, ослабляющая антифеодальные устремления горожан.

Переодизация истории средневекового Востока

I-VI в. н.э. - переходный период зарождения феодализма;

VII-Х вв. - период раннефеодальных отношений с присущим ему процессом натурализации экономики и упадка древних городов;

XI-XII вв. - домонгольский период, начало расцвета феодализма, становление сословно-корпоративного строя жизни, культурный взлет;

XIII вв. - время монгольского завоевания, прервавшего развитие феодального общества и обратившее некоторые из них вспять;

XIV-XVI вв. - послемонгольский период, который характеризуется замедлением общественного развития, консервацией деспотической формы власти.

Азиамтский спомсоб произвомдства (нем. Asiatische Produktionsweise) (АСП) -- в марксизме -- особый способ производства и соответствующая ему общественно-экономическая формация, выявленная на основе изучения характера общественных отношений прежде всего в Египте, Китае.В настоящее время данная концепция историками отвергнута.

Отсутствие частной собственности на средства производства;

Государственной эксплуатацией фактических владельцев земли (общинного крестьянства);

Наличие господствующего сословия эксплуататоров-чиновников, построенного по иерархическому принципу соподчинения;

Деспотическая форма правления.

Государство и общество в средневековой Азии: общее и особенное

Одним из главных отличий в поземельных отношениях Западной Европы и азиатских цивилизаций периода Средневековья было существование в последних государственной собственности на землю. Верховным собственником всех земель выступало государство в лице верховного правителя.

Классическим примером господства государственной собственности на землю является Китай. Еще в раннем Средневековье там утвердилась государственная надельная система. От имени государства (императора) все трудоспособные крестьяне были наделены примерно одинаковыми земельными участками (эти наделы время от времени перераспределялись). За пользование землей крестьяне должны были выполнять в пользу государства повинности -- отдавать часть урожая в казну и трудиться определенное количество дней на государственных работах. Большие земельные наделы вместе с трудившимися на них крестьянами получили знать и многочисленные чиновники. Крестьяне, работавшие на этих землях, отдавали часть урожая не государству, а владельцу земли. Владения чиновников не были собственностью -- они давались на время службы.

При такой системе поземельных отношений крестьяне обеспечивали своим трудом как отдельных представителей верхушки общества (знать, чиновников), так и всю ее целиком в лице государственной власти, которая распоряжалась доходами от крестьянских наделов. С течением времени большая часть земель перешла в руки крупных землевладельцев, однако императорская власть обязала крестьян, обрабатывавших эти земли, отдавать часть своего урожая не только землевладельцу, но и в государственную казну. Таким образом, государству и в этом случае принадлежала роль главного распределителя доходов.

В средневековом Китае, как и в других странах Азии, не существовало феодальной вотчины в ее классическом западноевропейском виде. Как правило, не существовало разделения земли на барскую и крестьянскую запашку, практически не было и барщины. Крупные землевладельцы фактически имели не столько право на землю, сколько право на получение части дохода от обрабатывавших ее крестьян.

В Арабском халифате верховным собственником земли считался халиф. Крестьяне-общинники, сидевшие на государственных землях, за пользование ими выплачивали подати в казну. Значительная часть земель с крестьянами была пожалована воинам на правах икты. Икта была временным владением, дававшимся на период службы. Владельцы икты получали право взимать подати с крестьян в свою пользу.

Такая форма условного землевладения достигла своего расцвета в Османской державе. Турецкие воины получали за свою службу от властей в наследственное владение земельные наделы с местными крестьянами -- тимары. При этом наследственными тимары считались только при условии продолжения воинской службы наследником владельца.

Владельцы тимаров, икты, как и крупные землевладельцы в Китае, не имели прав иммунитета в таком объеме, как западноевропейские феодалы. Например, владельцы икты не имели права судить своих крестьян, это делали судьи, назначенные властями. Китай, исламские государства не знали таких отношений сюзеренитета-вассалитета, как в западноевропейском обществе. Верховным сюзереном для всех был правитель государства (император, халиф, султан).

Несколько иные отношения сложились в Японии после краха господствовавшей там в раннем Средневековье государственной надельной системы. С X в. в Японии преобладали частные поместья. Они находились в наследственной собственности, их владельцы присваивали себе широкие права иммунитета вплоть до запрета государственным чиновникам вступать в их владения. Владельцы мелких поместий становились вассалами крупных землевладельцев. Военно- служилые люди (самураи), получившие наделы от князей, также становились их вассалами, и главной их обязанностью было верно служить своему господину-сеньору.

В ряде цивилизаций Азии сложилась своеобразная иерархия общества. В Китае она была гораздо более разветвленной и строгой, чем в Европе: чиновник низшего ранга мог обращаться только к своему начальнику (существовало девять рангов чиновников), крестьяне -- только к своему старосте и т.д. Обосновывалось это конфуцианством с его идеей подчинения младшего старшему, низшего высшему. В Индии и в Средневековье сохранилось разделение на касты. Принадлежность к той или иной касте была наследственной, она определяла род занятий человека, его место в обществе. Высшими были касты брахманов и воинов-землевладельцев, затем шли касты купцов, ремесленников, земледельцев. Переходы из одной касты в другую запрещались. Соблюдались строгие нормы отношений как между кастами, так и внутри их. Все это обосновывалось индуистской религией.

В Китае же в Средневековье был создан сложный, но эффективный государственный аппарат, который контролировал жизнь населения во всех сферах и на всех уровнях. Он был строго централизован, во главе его стоял император -- посредник между Небом и земным миром. Палаты, ведомства, управления отвечали за сбор налогов, охрану порядка, выполнение норм поведения, судопроизводство и т.д. Работа всех чиновников контролировалась особой палатой инспекторов, подчинявшихся только императору и своему начальству.

Особенностью государственного устройства Арабского халифата являлось слияние в нем религиозного и политического начал. Халиф был одновременно и высшим светским правителем и духовным владыкой всех мусульман. Все мусульмане считались принадлежащими к умме -- религиозной общине во главе с халифом. Только они имели полные права. Иноверцы были урезаны в своих правах, например платили больший поземельный налог и особый налог за то, что не являются мусульманами, их обычно не допускали на государственные должности.

В средневековых исламских государствах монарх имел полную власть над всеми подданными, особенно в Османской империи. Любого из своих подданных султан мог лишить жизни по своей прихоти, независимо от того, был ли это первый министр или простой крестьянин. С той же легкостью султан мог назначить любого человека на важнейшие государственные должности. Вообще в Турции не придавалось такого значения родовитости, знатности происхождения, как в Европе.

Политическая история Индии в VI -XII вв. Внутренняя структура государства и общества

Раджпутский период (VII-XII вв.) ., в IV-VI вв. н.э. на территории современной Индии сложилась мощная империя Гуптов. Эпоха Гуптов, воспринимая как золотой век Индии, сменилась в VII-XII вв. периодом феодальной раздробленности. На этом этапе, однако, обособления районов страны и упадка культуры не произошло в силу развития портовой торговли. Пришедшие из Центральной Азии племена завоевателей гуннов-эфталитов осели на северо-западе страны, а появившиеся вместе с ними гуджараты расселились в Пенджабе, Синде, Раджпутане и Мальве. В результате слияния пришлых народов с местным населением возникла компактная этническая общность раджпутов, которая в VIII в. начала из Раджпутаны экспансию в богатые области долины Ганга и Центральной Индии. Наибольшую известность имел клан Гурджара-Пратихаров, образовавший государство в Мальве. Здесь и сложился наиболее яркий тип феодальных отношений с развитой иерархией и вассальной психологией.

В VI-VII вв. в Индии складывается система устойчивых политических центров, борющихся друг с другом под знаменем разных династий - Северная Индия, Бенгалия, Декан и Крайний юг. Канвой политических событий VIII-Х вв. стала борьба за Доаб (междуречье Джамны и Ганга). В Х в. ведущие державы страны пришли в упадок, разделились на независимые княжества. Политическая раздробленность страны оказалась особенно трагичной для Северной Индии, подвергшейся в XI в. регулярным набегам войск Махмуда Газневида (998-1030), правителя обширной империи, включавшей территории современных государств Средней Азии, Ирана, Афганистана, а также Пенджаб и Синд.

Социально-экономическое развитие Индии в раджпутскую эпоху характеризовалось ростом феодальных владений. Наиболее богатыми среди феодалов наряду с правителями были индусские храмы и монастыри. Если первоначально им жаловались только необрабатываемые земли и при непременном согласии владевшей ими общины, то с VIII в. все чаще передаются не только земли, но и деревни, жители которых обязаны были нести натуральную повинность в пользу получателя. Однако в это время индийская община все еще оставалась относительно независимой, крупной по размерам и обладавшей автономным самоуправлением.

Городская жизнь, замершая после VI в., начала возрождаться лишь к концу Раджпутского периода. Быстрее развивались старые портовые центры. Новые города возникали возле замков феодалов, где селились ремесленники, обслуживающие потребности двора и войска землевладельца. Развитию городской жизни способствовало усиление обмена между городами и возникновение группировок ремесленников по кастам. Так же, как и в Западной Европе, в индийском городе развитие ремесла и торговли сопровождалось борьбой граждан против феодалов, облагавших ремесленников и торговцев новыми налогами. Причем величина налога была тем выше, чем более низким было сословное положение каст, к которым принадлежали ремесленники и торговцы.

На этапе феодальной раздробленности индуизм окончательно взял верх на буддизмом, победив его силой своей аморфности, что как нельзя лучше соответствовало политическому строю эпохи.

Эпоха мусульманского завоевания Индии. Делийский султанат(XIII - нач. XVI вв.) В XIII в. на севере Индии утверждается крупное мусульманское государство-Делийский султанат, окончательно оформляется господство мусульманских военачальников из среднеазиатских тюрок.

Государственной религией становится ислам суннитского направления, официальным языком - персидский. Сопровождавшиеся кровавыми распрями, последовательно сменялись в Дели династии Гулямов, Хилджи, Туглакидов. Войска султанов совершали завоевательные походы в Центральную и Южную Индию, а покоренные правители вынуждены были признавать себя вассалами Дели и платить султану ежегодную дань.

Переломным моментом в истории Делийского султаната стало нашествие на Северную Индию в 1398 г. войск среднеазиатского правителя Тимура (другое имя - Тамерлан, 1336-1405). Султан бежал в Гуджарат. В стране начались эпидемия и голод. Оставленный завоевателем в качестве наместника Пенджаба Хизр-хан Сайид в 1441 г. захватил Дели и основал новую династию Сайидов.

Представители этой и последовавшей за ней династии Лоди правили уже как наместники тимуридов. Один из последних Лоди, Ибрахим, стремясь возвеличить свою власть, вступил в непримиримую борьбу с феодальной знатью и афганскими военачальниками. Противники Ибрахима обратились к правителю Кабула тимуриду Бабуру с просьбой избавить их от тирании султана. В 1526 г. Бабур разбил Ибрахима в битве при Панипате, положив этим начало Могольской империи, просуществовавшей почти 200 лет.

В годы правления Делийского султаната начинается проникновение в Индию европейцев.

В 1498 г. под началом Васко да Гамы португальцы впервые достигли Каликата на Малабарском побережье западной Индии. В результате последующих военных экспедиций - Кабрала (1500), Васко де Гама (1502), д"Альбукерки (1510-1511) - португальцы захватывают биджапурский остров Гоа, ставший опорой их владений на Востоке. Монополия португальцев на морскую торговлю подорвала торговые связи Индии со странами Востока, изолировала глубинные районы страны и задержала их развитие. К этому же вели войны и уничтожение населения Малабара. Ослаблен был и Гуджарат.

Лишь империя Виджаянагар оставалась в XIV-XVI вв. мощной и даже более централизованной, чем прежние государства юга. Ее главой считался махараджа, но вся полнота реальной власти принадлежала государственному совету, главному министру, которому непосредственно подчинялись наместники провинций.

Государственные земли раздавались в условное военное пожалование - амарам. Значительная часть деревень находилась во владении брахманских коллективов - сабх. Крупные общины распались. Их владения сузились до земель одной деревни, а общинники все чаще стали превращаться в неполноправных арендаторов-издольщиков. В городах сбор пошлин власти начали отдавать на откуп феодалам, чем укрепили здесь их безраздельное господство.

С утверждением власти Делийского султаната, в котором ислам был насильно насаждаемой религией, Индия оказалась втянутой в культурную орбиту мусульманского мира. Однако несмотря на ожесточенную борьбу индусов и мусульман, длительное совместное проживание привело к взаимному проникновению идей и обычаев.

Индия в эпоху Могольскойи имеприи (XVI-XVIIIвв.)1 Заключительным этапом средневековой истории Индии стало возвышение на ее севере в начале XVI в. новой мощной мусульманской Могольской империи, которая в XVII в. сумела подчинить себе значительную часть Южной Индии. Основателем державы был тимурид Бабур (1483-1530). Власть моголов в Индии укрепилась в годы полувекового правления Акбара (1452-1605), перенесшего столицу в город Агру на реке Джамне, завоевавшего Гуджарат и Бенгалию, а вместе с ними и выход к морю. Правда, моголам пришлось примириться с владычеством здесь португальцев.

В могольскую эпоху Индия вступает в стадию развитых феодальных отношений, расцвет которых шел параллельно усилению центральной власти государства. Повысилось значение главного финансового ведомства империи (дивана), обязанного следить за использованием всех пригодных земель.

Высокого расцвета достигло в этот период ремесло, особенно производство тканей, ценившихся на всем Востоке, а в районе южных морей индийский текстиль выступал своего рода всеобщим эквивалентом торговли. Начинается процесс сращивания высшей купеческой прослойки с господствующим классом. Денежные люди могли становиться джа-гирдарами, а последние - владельцами караван-сараев и торговых кораблей. Складываются купеческие касты, играющие роль компаний.

Делийский султанат и его внутренняя структура

Айбек и его преемники, значительная часть которых тоже принадлежала к числу гулямов, правили вплоть до 1290 г. (династия гулямов). За это время тюрки_мусульмане упрочили свою власть в султанате. Исламские воины получили условные владения в форме икта, а во главе администрации были поставлены наиболее грамотные и опытные в этом деле мусульмане из числа хорасанцев, главным образом персы. Значительную часть индийских земель получили в форме вакуфов мусульманские духовники и мечети. Индийские князья должны были подчиниться мусульманам, признать себя их вассалами и выплачивать им дань.

Династия гулямов в 1290 г. сменилась другой. Ала ад_дин Хилджи (1296-1316) из тюркского племени хилджи сумел нанести решительное поражение монголам, которые на протяжении нескольких десятилетий стремились приникнуть в Индию, но так и не преуспели в этом. Покончив с угрозой монгольского нашествия, Ала ад_дин совершил ряд успешных походов на Декан и даже в Южную Индию, присоединив завоеванные им земли к султанату. По некоторым данным, эти походы принесли султану в качестве трофеев 20 тыс. лошадей, 312 слонов, 2750 фунтов золота и большое количество драгоценных камней.

Дабы укрепить центральную власть в созданной им империи, Ала ад_дин предпринял ряд важных реформ, суть которых сводилась к конфискации максимально возможного количества земель в фонд казны и к попытке перевода армии, воинов_иктадаров, на натуральное и денежное довольствие из казны. Для этого цены на продукты питания, прежде всего зерно, были строго регламентированы. Все эти меры могли, однако, дать лишь временный результат, но зато они вызвали недовольство и сопротивление со стороны различных слоев населения и вскоре после смерти Ала ад_дина были отменены.

В 1320 г. к власти в султанате пришел очередной выходец из гулямов, основавший династию Туглаков, правившую страной до 1414 г. Мухаммед Туглак (1325-1351) сумел на некоторое время восстановить распавшуюся было после смерти Ала ад_дина империю, но очень ненадолго.

Все его земли были официально объявлены собственностью государства, причем значительная часть их - выморочные, принадлежавшие уничтоженным противникам и некоторые иные - стала принадлежать непосредственно казне. китайский феодализм османский султанат

Это были земли категории хасс или халисэ, рента_налог с которых шла непосредственно в казну и использовалась по усмотрению администрации центра. Другая, тоже значительная часть государственных земель раздавалась воинам, чиновникам, духовным лицам и некоторым другим. Это были преимущественно служебные наделы типа икта, дававшиеся в условное держание.

Иктадары или мукта, получавшие эти земли, были прежде всего мусульманами, из которых состояло наемное войско султанов, хотя отчасти, как упоминалось, в их числе были и служившие султанам них вассалам_князьям раджпуты. Икта не были наследственными владениями, так что юридически государство имело право отобрать их, заменив иной формой жалованья, что и пытался сделать Ала ад_дин.

Основной формой землепользования в султанате осталось общинное. Но в соответствии с общим более жестким контролем староста общины почти официально стал кем_то вроде чиновника, ответственного за налоги и порядок и имевшего за это право на освобожденный от налога общинный надел. Община осталась в основном индийско_индуистской, хотя в некоторых районах страны, особенно на севере (территории современных Пакистана и Бангладеш), появилось и немало крестьянских деревень с мусульманским населением, которые в структурном плане заметно отличались от традиционных индуистских прежде всего из_за отсутствия кастовых связей или резкого изменения их характера. Зато другой стала норма налогообложения.

Налоги, исчислявшиеся в султанате по привычному мусульманскому стандарту, состояли теперь из хараджа и подушной подати для немусульман джизии, причем в целом они стали значительно более тяжелыми, чем прежде. В отличие от доисламской 1/6 части дохода теперь крестьяне нередко платили 1/4, даже 1/3 часть, а временами, как при Ала ад_дине, и половину.

Важно также учесть, что льготная для мусульман экономическая политика и налоговая ставка способствовали переходу в ислам местного населения. Однако сила индуистско_кастового общества оказалась настолько большой, что решительных перемен в пользу ислама как религии в занятой мусульманскими правителями Индии не произошло. Индия в основном осталась индийско_индуистской, а проблема соперничества и взаимодействия индуизма и ислама стала со времен султаната весьма острой, причем позже, в годы правления Великих Моголов, она еще более обострилась.

Политико_административная организация султаната была типично исламской. Высшая власть и последнее слово всегда принадлежали самому правителю. Его ближайшим помощником и главой исполнительной власти был великий вазир, руководивший работой ряда ведомств, прежде всего военного и финансового.

Судебный аппарат был, как обычно, в руках мусульманского духовенства, хотя в делах, касавшихся индусов, принималось в расчет и обычное индуистское право. Султанат был разделен на наместничества, во главе которых стояли губернаторы_вали, назначавшиеся обычно из числа родни или ближайших приближенных султана.

Наместники отвечали за сбор налогов и сохранение порядка, имели в своем распоряжении наемное войско, содержавшееся за счет местных налогов (икта), и вообще бывали достаточно самостоятельны. Иногда, как в случае с Бенгалией, эта самостоятельность граничила с автономией, а порой и вела к политической независимости.

Каждое наместничество делилось на округа во главе с чиновниками, подчинявшимися центру. В функции этих чиновников входил контроль за правильным соблюдением всей налогово_финансовой политики на местах. Весь аппарат власти, как и почти вся армия, состоял из мусульман. Много мусульман было и в городах, где немалое количество ремесленников и торговцев, особенно из числа представителей низших каст, приняли ислам и где всегда жило множество мусульманских купцов из других стран.

Китай во время правления династии Тан: государство и общество

Династия Тан (18 июня 618 - 4 июня 907 гг. н.э.) - китайская императорская династия, основанная Ли Юанем. Его сын - император Ли Шиминь, после окончательного подавления крестьянских восстаний и сепаратистских феодальных сил начал проводить прогрессивную политику. Эпоха династии Тан традиционно считается в Китае периодом наивысшего могущества страны, Китай в этот период опережал остальные современные страны мира в своём развитии.

С приходом к власти в 618 г. н.э. династии Тан - начался один из лучших периодов в истории Китая. Деятельный и гуманный характер правления основателей династии - Гао-Цзу и его сына Тай-Цзуна позволили восстановить империю.

Западные регионы были присоединены к владениям Китая. К императорскому двору направляли свои посольства Персия, Аравия и другие западно-азиатские государства. Кроме того, были расширены границы на Северо-Востоке страны; к имперским владениям была присоединена Корея. На юге была восстановлена власть Китая над Аннамом.

Поддерживались отношения с другими странами Юго-Восточной Азии. Таким образом, территория страны по своим размерам стала почти равной территории Китая периода расцвета династии Хань.

История Династии Тан : Китайская династия Тан была основана Ли Юанем, крупным землевладельцем родом с северных границ Китая, населённых народностью табгач - китаизированными потомками степняков-тоба. Ли Юань вместе со своим сыном Ли Ши-минем одержал верх в гражданской войне, поводом к которой послужила жёсткая и безрассудная политика последнего императора династии Суй - Ян-ди, и вскоре, после его смерти в 618 г. взошёл на престол в Чанъани под династическим именем Гао-цзу.

Впоследствии Гао-Цзу был отстранён от власти Ли Шиминем, однако основанная им династия Тан сохранилась и находилась у власти до 907 г. с небольшим перерывом в 690-705 годах (правление императрицы У Цзэтянь, выделяемое в особую династию Чжоу).

Ли Юань вошел в историю под посмертным именем Гао-Цзун, а правил под именем У-ди. Это был талантливый феодал и полководец, любивший охоту, пышные представления и верховую езду. Говорят, что свою прекрасную жену он выиграл, состязаясь в стрельбе из лука и поразив мишень - оба глаза нарисованного павлина.

При императоре Гао-цзу, столица была перенесена в Дасин, переименованный в Чанъань в честь расположенной неподалеку древней столицы Поднебесной. Император потратил около 10 лет на достижение мира с соседними государствами и внутри страны. Постепенно благодаря разумным дипломатическим мерам он смог привлечь на свою сторону мятежников и разбитые отряды противника.

Продолжилось восстановление денежного обращения и системы экзаменов; торговля стала жестко контролироваться центральным правительством. Одно из главных достижений императора Гао-Цзу - создание нового свода законов, насчитывающего 502 статьи. Эти законы, в основе которых лежала философия инь-ян, теория пяти первоэлементов и конфуцианские принципы, просуществовали вплоть до XIV века и стали образцом для законодательных систем Японии, Вьетнама и Кореи.

У Гао-Цзу было три сына, наследником был объявлен старший из них, однако, на трон метил сын Ли Шиминь, принимавший активное участие в действиях, направленных на подавление мятежей внутри страны.

Узнав, что братья стараются настроить против него отца, он перешел к решительным действиям и объявил об их незаконной связи с наложницами из императорского гарема. Братья отправились во дворец, чтобы оправдаться перед Гао-Цзу, но у ворот их поджидал Ли Шиминь со своими сторонниками.

Ли Шиминь пронзил стрелой наследника, а второй брат был убит его людьми. Император, узнав о случившемся, уступил свой трон сыну и уехал доживать свой век в сельской глуши. Ли Шиминь приказал казнить десятерых детей своих братьев, чтобы избавиться от возможных противников.

В 626 году на трон взошел впоследствии самый могущественный император танской династии, получивший тронное имя Тай-цзун. Этот великий руководитель до сих пор считается образцом конфуцианского идеала правителя, который выступал за интересы крестьян, купечества, интеллигенции и землевладельцев.

Императору удалось окружить себя мудрыми и преданными чиновниками, чуждыми коррупции. Чиновники спали посменно, чтобы быть в распоряжении императора в любое время суток. Если верить истории, император трудился без устали, развешивая на стенах своей спальни бесчисленные доклады своих подданных и изучая их по ночам.

Бережливость, реформы в области военного строительства и власти на местах, улучшенная система транспорта и развитое сельское хозяйство принесли процветание всей стране. Империя Тан стала уверенным и стабильным государством, значительно обогнавшим в развитии другие страны этого периода. Чанъань превратился в настоящий город-космополит, принимавший многочисленные посольства.

Развитие культуры и народных промыслов : Культура и искусство достигли небывалых высот и отличались роскошью и утонченностью. Знаменитый фарфор, ювелирные изделия, мебель, украшенная росписями и инкрустацией перламутра, живопись и поэзия эпохи Тан стали образцом наивысшего мастерства китайских художников, поэтов и ремесленников.

Сельское хозяйство, торговля, кустарные ремесла процветали. Развивались ткацкое и гончарное производство, кораблестроение и металлургия. Развитая транспортная система способствовала процветанию торговли, тесные экономические связи были установлены с Японией, Индией, Кореей, Персией и Аравией. Именно в эту эпоху чай становится ключевым элементом китайской культуры.

Также в период династия Тан в Китае произошел расцвет китайского искусства и литературы. Большинство танских императоров активно покровительствовали поэзии, театральному искусству и музыкальному творчеству, а многие и сами проявляли творческие способности.

Известные поэты эпохи правления династии Тан - Чэнь Цзыан, Ли Бо, Дуфу, Бо Цзюйи, Ли Шанъинь и Ду Му. Хань Юй и Лю Цзунюань выступили с инициативой создания произведений на древнекитайском литературном языке, что сильно повлияло на другие династии. Каллиграфия Янь Чжэньцина, живопись Янь Либэня, У Даоцзы и Ван Вэя, а также пещерное храмовое искусство получило известность. Были изобретены полиграфия и порох.

Монгольское завоевание и династия Юань в Китае. Китай в период династии Мин

Династия Юань в Китае : Несмотря на долгое и стойкое сопротивление, впервые в своей истории весь Китай оказался под властью иноземных завоевателей. Более того, он вошел в состав гигантской Монгольской империи, охватившей сопредельные с Китаем территории и простиравшейся вплоть до Передней Азии и приднепровских степей.

Претендуя на универсальный и даже вселенский характер своей державы, монгольские правители дали ей китайское название Юань, означавшее "первоначальное творение мира". Порвав со своим кочевым прошлым, монголы перенесли свою столицу из Каракорума в Пекин.

Перед новым правительством встала сложная задача утвердиться на троне в стране чуждой монголам древней культуры, веками созидающей опыт государственного строительства в условиях земледельческой цивилизации.

Монголы, завоевавшие великого соседа огнем и мечом, обрели тяжелое наследство. Бывшая Срединная империя, и особенно ее северная часть, переживала глубокий упадок, вызванный губительными последствиями нашествия кочевников. Само развитие некогда процветавшего Китая было повернуто вспять.

Экономика страны пришла в упадок. Запустели поля и обезлюдели города. Широкое распространение получил рабский труд.

В этих условиях перед правящими кругами Юаньской империи с неизбежностью встал вопрос о стратегии отношений с покоренным китайским этносом.

Разрыв культурных традиций был так велик, что первым естественным побуждением шаманистов-монголов было превратить непонятный им мир оседлой цивилизации в огромное пастбище для скота.

Советник Чингисхана, киданин по происхождению, Елюй Чуцай, а затем и китайские помощники Хубилая убедили императоров династии Юань в том, что традиционные китайские методы управления подданными способны дать значительные выгоды ханскому двору. И завоеватели стали заинтересованно познавать все известные в Китае способы упорядочения отношений с различными категориями населения.

Однако монгольской элите пришлось долго учиться. На политический климат Юаньской империи оказывали влияние все более обнаруживающие себя две ведущие тенденции. Стремлению усвоить жизненно необходимый опыт китайских политиков препятствовало недоверие к своим подданным, чей образ жизни и духовные ценности были изначально непонятны монголам. Все их усилия были направлены на то, чтобы не раствориться в массе китайцев, и главной доминантой политики юаньских правителей стал курс на утверждение привилегий монгольского этноса.

Юаньское законодательство делило всех подданных на четыре категории по этническому и религиозному принципам.

Первую группу составляли монголы, в ведении которых сосредоточилось руководство практически всем административным аппаратом и командование войсками. Монгольская верхушка буквально распоряжалась жизнью и смертью всего населения.

Достаточно упомянуть, что в Пекине поселилось 5 тыс. христиан-европейцев. В 1294 г. при юаньском дворе до конца своей жизни находился посол папы монах Джованни Монте Корвино, а в 1318-1328 гг. в Китае жил итальянский путешественник-миссионер Одарико ди Парденоне (1286-1331).

Особенно известен был венецианский купец Марко Поло (ок.1254-1324). Он прибыл на Дальний Восток с торговыми целями и долгое время состоял в высокой должности при Хубилае. Китайская политическая элита была отстранена от кормила правления. Так, финансами ведал узбек Ахмед, военачальниками служили Наспер аддал и Масаргия. Хотя по сравнению с монголами иностранцы занимали более низкое положение в социальной структуре общества, они так же, как и представители господствующего этноса, пользовались особым покровительством властей и имели свои собственные суды.

Низший, четвертый, разряд свободного населения составляли жители Юга Китая (нань жэнь).

Исконное население Срединной империи подвергалось всевозможным огрничениям. Людям было запрещено появляться на улицах города ночью, устраивать какие бы то ни было сборища, изучать иностранные языки, обучаться военному искусству. Вместе с тем сам факт деления единого ханьского этноса па северян и южан преследовал цель вбить клин между ними и тем самым укрепить свою власть захватчиков.

Озабоченные прежде всего упорядочением отношений с китайским большинством, монголы взяли на вооружение китайскую модель развития общества, в частности традиционные представления о сущности власти императора как носителя в едином лице всех функций управления: политических, административных, правовых.

Созданная в этой связи специальная фуппа ведомств состояла из 15 учреждений, обслуживающих потребности императорского двора и столицы.

Главным управленческим органом монголов стал традиционный императорский совет - кабинет министров с шестью ведомствами при нем, восходящими еще к суйскому времени. Мощным средством борьбы с центробежными тенденциями в стране стал цензорат, исконно использовавшийся в Китае для надзора за чиновниками.

Но основой могущества монголов оставалось их преимущество в военной области: они обеспечили себе ведущие позиции в управлении военными делами (Шумиюань) и в главном военном ведомстве вооружений.

Под управлением центрального правительства, по существу, находилась лишь столица - г. Даду (совр. Пекин) и примыкавшие к столичной области северо-восточные пределы Юаньской державы. Остальная территория была поделена на восемь провинций.

По мере стабилизации и упрочения власти монгольских ханов над Китаем и возникновения в данной связи потребности в новых сферах управления и административном аппарате начинается процесс их частичного восстановления.

Пытаясь привлечь на свою сторону китайских интеллектуалов и погасить среди них антимонгольские настроения, юаньские власти в 1291 г. издают указ об учреждении публичных школ и академий (шуюань), определявший принципы набора их персонала и его продвижения по служебной лестнице.

В политике монгольских правителей в области государственного строительства и образования, и в частности в отношении к китайскому институту экзаменов, особенно ярко отразилось противостояние китайского и монгольского начал, укладов жизни двух этносов, культуры земледельцев и кочевников, фактически не прекращавшееся в течение всего юаньского периода. В условиях первоначального поражения китайской культуры все более обнаруживалась тенденция к заметному восстановлению и даже торжеству ее позиций. Показательно, в частности, и учреждение монгольских школ по китайскому образцу и обучение в них монгольской молодежи на китайских классических книгах, хотя и в переводе на монгольский язык.

Китай в период династии Мин (1368--1644 ): Взойдя на престол, Чжу Юань-чжан немало сделал для укрепления центральной власти. Сущность его аграрной политики, в частности, сводилась к увеличению доли крестьянских дворов в клине земель минь-тянь и к усилению строгого контроля за распределением казенных земель гуань-тянь. Раздача земли безземельным и малоземельным, переселение крестьян на пустующие земли, создание различного рода специализированных, т.е. опекаемых казной, поселений, как военных, так и гражданских, наконец, создание всекитайских налогово-земельных реестров.

Было введено фиксированное налогообложение со сравнительно невысокими налогами, а некоторые категории дворов подчас вообще от налогов освобождались, как то бывало и прежде. Система повинностей была всеобщей, но реализовывалась поочередно, по мере надобности, по разверстке.

Аграрная политика Чжу Юань-чжана имела успех и способствовала созданию сильной централизованной империи. Чжу Ди восстановил пришедший в некоторый упадок аппарат центральной власти, построенный его отцом по классической конфуцианско-танской.

Успешно изгнав монголов с территории империи (они были оттеснены на север, где и стали после этого активно осваивать степи современной Монголии), минская армия провела несколько успешных военных операций и на юге, в районе Вьетнама. Кроме того, китайский флот, возглавлявшийся Чжэн Хэ, с 1405 пр 1433 г. совершил несколько престижных морских экспедиций в страны Юго-Восточной Азии, в Индию и даже к восточному побережью Африки

В минское время, когда торговля расцветала, такого рода соображения доминировали и одно время чуть было не привели Китай к драматическим событиям. На рубеже XIV--XV вв. было послано официальное послание самому великому завоевателю Тамерлану с предложением и ему засвидетельствовать свое почтение китайскому императору. Получив подобное предложение и негодуя на наглость его авторов, владыка полумира начал было готовиться к карательному походу на Китай, и только неожиданная смерть Тимура в 1405 г. спасла только что оправившуюся от мятежа удельных князей империю от планировавшегося нашествия.

В целом на протяжении первого века своего существования династия Мин проводила успешную политику, как внутреннюю, так и внешнюю. Случались, конечно, и накладки. Так, в 1449 г. один из монгольских ханов, предводитель племени ойратов Эсен, сумел совершить удачную экспедицию в глубь Китая вплоть до стен Пекина. Но это было лишь эпизодом; практически столице минского Китая ничто не угрожало, как и империи в целом. Однако с конца XV в. положение страны стало гораздо хуже: Китай, как это было характерно для второй половины династийного цикла, начал медленно, но верно вступать в полосу затяжного кризиса. Кризис был всеобщим и всесторонним, причем начался он, как и обычно, с изменений в экономике и социальной структуре страны, хотя наиболее наглядно проявил себя в области внутренней политики.

Все началось, как не раз случалось, с усложнения аграрных проблем. Росло количество населения, увеличивалось число крестьян, не имеющих земли либо имеющих ее в недостаточном количестве. Параллельно с этим шел обычный процесс поглощения крестьянских земель минь-тянь: богатые понемногу скупали или отбирали за долги земли разорявшихся крестьян, которые после этого либо уходили с насиженных мест, либо оставались на них в новом социальном качестве арендаторов.

Создавался своего рода заколдованный круг. В годы предшествовавших династий (Тан, Сун) этот круг разрывался посредством решительных реформ. Династия Мин этого сделать не смогла, ибо требование реформ встретило жесткую оппозицию со стороны двора. В этом, собственно, и заключался тот затяжной кризис, который доминировал в минском Китае на протяжении почти полутора веков и привел в конечном счете династию к гибели.

Минские императоры после Чжу Ди, за редкими исключениями вроде реставрировавшего Великую стену Вань Ли, были в основном слабыми правителями. Делами при их дворах обычно заправляли временщики из числа родни императриц и евнухи -- картина, очень похожая на ту, что была полутора тысячелетиями ранее в конце Хань.

Не раз и не два очередной влиятельный чиновник подавал на имя императора доклад с обличениями и требованиями реформ и одновременно готовился к смерти, ожидая от императора приказа удавиться (символом такового обычно являлась присылка виновному шелкового шнурка). Власть евнухов и временщиков была свергнута лишь в 1628 г. Но было уже поздно. Страна в это время была охвачена пламенем очередного мощного крестьянского восстания, возглавлявшегося крестьянином Ли Цзы-чэном.

Китай в период Сун. Чжурчжэни и южносунская империя

Возвратить земли, захваченные киданями, сунским властям не удалось, и по размеру новое государство уступало империи Тан. Зато политика основателя дома Сун и его потомков была направлена на упрочение всекитайской власти и на искоренение ярко проявленных в предшествующую танскую эпоху центробежных тенденций на местах. Эта ориентированность на внутренние проблемы жизни государства, образно называемая «укреплением ствола и ослаблением ветвей», способствовала тому, что империя Сун была процветающей.

Помня о плачевном конце своих предшественников, правители династии Сун с самого начала приняли меры по централизации страны. С этой целью они в первую очередь упразднили прежние административные единицы, возглавлявшиеся всевластными военными наместниками, и ввели новое административное деление: теперь все районы подчинялись непосредственно императору. Высшими административными единицами, включая крупные города, стали провинции, делившиеся на области, округа и уезды. Кроме того, выделялись военные округа (местонахождение военных властей) и инспекции -- в местах разработок соли и плавки металлов.

Перераспределение прав и обязанностей внутри центральных органов, особенно за счет уменьшения полномочий ближайших советников императора -- цзайсянов, -- также способствовало усилению единодержавной власти. Для лучшего надзора за всеми чиновниками повысили значение контрольных органов инспекционной палаты и цензората.

Государственный строй империи Сун зиждился на политических устоях, унаследованных от прежней династии, и новая власть, стремившаяся упрочить свое положение, по традиции обращалась к истокам конфуцианства, придавая свою трактовку его первозданной мудрости. Указом императора Конфуций был канонизирован, в его честь сооружались храмы, а его потомки как самые уважаемые подданные пользовались почетом и разнообразными льготами.

Сложным было положение и в армии, состоявшей в основном из наемников. Она была рассредоточена по всей стране, но подчинялась непосредственно императору. В столице квартировало «войско запретного города», собранное там для охраны сына Неба.

В провинции и в округах формировались гарнизоны, командиры которых подчинялись местным властям. Войска отличались низкой дисциплиной и слабой подготовкой, вооружения нередко не хватало. Границы империи охраняли незначительные войсковые части.

Снижению боеспособности армии способствовали и ущемление прав командной прослойки, и презрительное отношение гражданских лиц к военным.

Что касается положения Китая в XI в., то нестабильность внутри страны, при императорском дворе и на местах развивалась на фоне общего недовольства политикой властей в отношении северных соседей.

Сунское правительство, всецело занятое внутренними проблемами, с трудом обеспечивало оборону границ и проводило пассивную внешнюю политику. Первый сунский император считал главным установление мирных отношений с таким опасным противником, как кидане.

В первой четверти XI в. киданям удалось овладеть севером Хэбэя и прочно обосноваться на Ляодунском полуострове, прервав связь Китая с Кореей В 1024 г. был заключен новый договор, согласно которому империя Сун обязалась ежегодно выплачивать 300 тыс. штук шелковых тканей и 200 тыс. лянов серебра.

Положение в деревне : Тенденцией к ослаблению государственности была отмечена и аграрная политика сунского правительства. Упорядочить взимание налоговых поступлений, чтобы пополнить государственную казну, становилось все затруднительней. В социальной жизни Китая X--XI вв. произошли значительные изменения. Официально в сунское время аграрные отношения по-прежнему регулировались указом Ян Яня (780 г.). Иными словами, земельный налог выплачивался казне дважды в год, чаще всего натурой (рисом, просом, пшеницей, пеньковыми и шелковыми тканями), а норма обложения зависела от местности и исчислялась пропорционально размеру земельного владения.

Однако эта важнейшая для казны часть крестьянства -- самостоятельные хозяева-земледельцы -- все уменьшалась, а вместе с тем, как то было характерно для династийного цикла, нарастала тенденция усиления крупного землевладения. Его расширение происходило за счет освоения целины и пустошей, вспашки участков в труднодоступных горных районах, но главным образом за счет захвата и купли участков мелких владельцев.

В перераспределении владений участвовали чиновники всех рангов и званий, купцы, богатые горожане и зажиточные крестьяне, военные и ростовщики. Большими земельными массивами владели сильные дома -- из числа влиятельных сановников и крупных чиновников. Источником расширения их владений были пожалования императора, а также захваты казенных земель (гуаньтянь). Шло сильное сокращение площади казенных земель, владений родственников императора, военных поселений, «должностных» земель, отдаваемых в кормление чиновникам, а также земель храмов, общественных амбаров и учебных.

Особенно губительными были чрезвычайные поборы на военные нужды и на случай стихийных бедствий. По каждому поводу, например при покупке сельскохозяйственных орудий, земли, при ремонте жилищ, следовало платить косвенные налоги. Многочисленными были и подушные налоги, выплачиваемые рисом и деньгами.

Дополнительной причиной ухудшения положения широких слоев населения, в том числе и землевладельцев, являлась и казенная монополия на соль, вино, дрожжи, уксус и особенно на чай. Крайне тяжелы были повинности по обслуживанию казенных учреждений: крестьян заставляли быть гонцами, носильщиками, стражниками, сторожами, слугами, сопровождавшими транспорт. Даже над лишившимися земли крестьянами тяготели прежние фискальные обязательства.

Крестьяне разоряли усадьбы, громили дома местных чиновников, отбирали у богачей запасы зерна, деньги, продовольствие, одежду и все это делили между бедными. К восставшим присоединялись также торговцы, страдавшие от засилья казенной монополии на производство и торговлю чаем. В 994 г. в Сычуани повстанцы провозгласили государство Великое Шу, а к лету этого же года укрепились на большей части провинции. Но уже к концу 995 г. правительство подавило главные очаги восстания.

Во второй четверти XI в. центр повстанческой борьбы переместился на север. Новым явлением в жизни Китая стали восстания горожан. В 1043 г. в Шаньдуне к восстанию крестьян присоединились воины из частей, посланных на его усмирение, а также жители мелких городов. Повстанцы во главе с Ван Лунем заняли несколько уездов. Горожане и часть провинциальных чиновников вместе с уездными войсками переходили на сторону мятежников. Лишь с большими усилиями восстание было подавлено.

Повстанцы Бэйчжоу 66 дней отражали штурм регулярной армии. Однако весной 1048 г. восстание было подавлено, а его Руководитель Ван Цзе четвертован. Сам город переименовали в Эньчжоу, чтобы навсегда стереть память о восстании.

Новые тенденции в развитии экономики XI - XIII вв. Сунский период стал вехой культурного (в широком смысле этого слова) взлета страны. В процветающем сельском хозяйстве, в эволюции городского организма ясно проявилось расширение культурного горизонта, обогащенного во многом знанием об окружающем мире. Не только появились новшества во всех сферах жизни, но и обозначилась тенденция перенесения центра развития на юг от Янцзы.

Сначала в экономическом аспекте доминировал Север. Еще в начале правления сунской династии власти провели здесь ряд поощрительных мер -- распашку целинных земель, рытье колодцев, осуществление лесопосадок для смягчения последствий стихийных бедствий. Поощрялись также отбор семян и скрещивание растений.

Все достижения в сельском хозяйстве были связаны с традиционным земледелием -- поля вспахивали сохами или мотыгами, редко используя мулов и еще реже -- лошадей (преимущественно в военном деле). Гидравлические колеса -- по крайней мере, там, где не было сильного течения воды, -- приводились в движение ногами. О поступательном развитии сельского хозяйства свидетельствовала и тенденция постепенного расширения запашки по мере интенсивного освоения Юга.

Расширение посевной площади происходило с учетом непрерывно меняющихся погодных условий. Стихийные бедствия (наводнения и засухи) были постоянным явлением, и именно от ирригационного строительства в значительной степени зависел Урожай. Начиная уже с XI в. для орошения полей повсеместно использовали подъемное колесо, в конструкцию которого постоянно вносились усовершенствования. Именно в сунскую эпоху появились новые сорта проса, пшеницы, сои. Особенно знаменательным стало распространение высокоурожайного сорта риса, завезенного в Китай из южновьетнамского государства Тьямпа (Чампа, на территории современного Вьетнама). Значительно расширились на юге посадки сахарного тростника. Внедрение и дальнейшее распространение этих новых для Китая культур итожило плоды его культурного взаимодействия с другими странами. Больше, чем в предшествующую эпоху, стал культивироваться чай. Сначала он был известен лишь в приморских районах Гуандуна, Гуанси, Фуцзяни, а на рубеже XII--XIII вв. стал уже повсеместно произрастать на юге страны. В XI в. в Китай из Средней Азии и с островов Индийского океана была завезена культура хлопка.

...

Подобные документы

    Тимур - правитель Мавераннахра и Тимуридской империи. Структура государства Тимура походила на устройство государства Чингисхана. Вспомогательным органы управления в государстве Тимура. Завоевание Тимуром Хорезма. Походы Тимура в Моголистан и Уйгурию.

    контрольная работа , добавлен 03.04.2009

    Возникновение, развитие Османской империи. Начало османских завоеваний в Малой Азии. Военные походы на Бaлkaнax, падение Константинополя. Мехмед II: пути, методы экспанции. Султанская власть и имперские амбиции. Развитие культуры в Османской эпохи.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2010

    Возникновение разрозненных раннегородских поселений носителей бронзовой индустрии с предпосылками для образования протогосударственных структур в Китае II тыс. История правления китайских династий. Особенности торговых отношений с другими странами.

    курс лекций , добавлен 06.02.2012

    История образования Могольского государства, его экономическое и политическое состояние в различные периоды развития. Появление англичан в Индии, грабительская политика Ост-Индской компании. Борьба народных масс индии против колониализма и феодализма.

    дипломная работа , добавлен 20.10.2010

    Турция как центр Османской империи. Аграрные отношения и разложение ленной системы, политический строй Османской империи и роль ислама. Упадок культуры, политика турецких феодалов по отношению к угнетенным народам, зарождение "восточного вопроса".

    курсовая работа , добавлен 09.02.2011

    Основной период возникновения, и расширение территориальных границ путем военных действий во время рассвета Великой Османской Империи. Попытки Порты восстановить упадок империи путем улучшения традиционных устоев Османского государства, распад империи.

    дипломная работа , добавлен 30.03.2010

    Складывание сербской государственности, возникновение и история государства Неманичей. Сербия в период правления Стефана Душана, распад Сербского царства и начало османской экспансии на Балканах. Положение сербского народа под властью османской империи.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2011

    Особенности существования государства в период Золотой Орды, социальные и политические отношения. Период правления Тоглук-Тимура. Политическая и экономическая власть В Ногайской Орде, ее состав. Материальная и духовная культура в эпоху ханства Абулхаира.

    эссе , добавлен 28.02.2014

    Описание и общая характеристика политического строя Османской империи. Значение, полномочия и компетенция султана. Статус личности поданных султана. Статус и положение немусульманского населения Османской империи. Положение рабов в османском обществе.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Ближний Восток в русской политике в рамках проблемы Восточного вопроса. Русские учреждения на территории арабских провинций Османской империи в конце XIX–начале XX века. Создание и деятельность Императорского Православного Палестинского Общества.

Средняя Азия в Средние века развивалась по своим собственным законам, которые не действовали в других регионах мира. Средневековье принято связывать, в первую очередь с рыцарями и европейскими странами, однако этот период времени можно выделить и в развитии азиатских стран. Главный признак этой эпохи - феодальное общество. Такой вид общества был распространен в большей части стран Европы и Азии.
В первой половине этого периода главенствующее положение в Средней Азии было у Китая, при этом по количеству преобладали тюркские кочевники. Расширение Китая на запад и север было осложнено из-за их сопротивления, поэтому императоры династии Суй прекратили подобные попытки, и вместо этого возвели защитные сооружения, и выдавали своих дочерей замуж за наиболее влиятельных вождей племен тюрков. Тесные связи с тюркскими племенами обусловили появление большого количества наемников-тюрков в армии Китая. В ходе вторжения кидании в Китай в составе армии защитников сражалось около 20 тыс. выходцев из тюркского племени.

Одним из важнейших событий, под влиянием которых развивалась Средняя Азия в Средние века стало основание новой религии - Ислама. Эта религия достаточно быстро стала развиваться, и распространилась на обширные территории. В число наиболее влиятельных государств в регионе вошел Арабский халифат, захвативший значительную часть территории. Притязания этого государства были остановлены усилиями Тюргешского каганата. В 738 году арабы все же захватили территорию Самарканд, Ташкент и Отрару. Успехи арабов усложнили развитие для Китая, который все же утратил главенствующее положение в Средней Азии.

Средняя Азия в Средние Века во второй половине этого периода породила новую угрозу, которая погубила немало стран. Этой угрозой стали кочевые племена из Северной Азии. В 12 веке лошади стали более выносливыми, а кочевники научились изготавливать композитные луки с дальностью выстрела, с которой могли соперничать только английские длинные луки. Почти все мужчины в кочевых племенах с самого детства обучались военному делу и верховой езде. Тактика кочевников была ошеломляющей и беспроигрышной - они накатывались волнами всадников, осыпали медленного противника градом стрел, и стремительно отступали, не давая противнику возможности нанести себе урон. Таким образом, Средняя Азия в Средние Века оказалась под владычеством монголов Золотой Орды, которые сумели захватить Китай, Хорезм, русские княжества, и многие другие государства. Для этого региона Средние Века завершились с распадом Золотой Орды, освобождением Китая, и началом экспансии Московского Царства на восток Сибири.