Меню
Бесплатно
Главная  /  Витамины  /  Рождение дредноута: Морские колоссы: кто больше? Артиллерия - бог войны Подробные чертежи башенных 305 мм артиллерийских установок.

Рождение дредноута: Морские колоссы: кто больше? Артиллерия - бог войны Подробные чертежи башенных 305 мм артиллерийских установок.

К началу 1880-х годов калибр пушек броненосцев возрос до 413−450 мм, но длина орудия оставалась неизменной (20−23 калибра), хотя технологии оружейных заводов того времени позволяли делать стволы в 35 калибров. Увеличивать ствол не было смысла — при использовании дымного пороха для разгона снаряда хватало и традиционной длины. Но в середине 1890-х артиллерия начала переходить на бездымный порох: кривая зависимости давления газов от длины канала становилась более пологой. Таким образом, требовались длинные пушки, способные разгонять снаряд длительное время до больших скоростей. Например, 305-мм пушки с длиной канала в 40 и 45 калибров. Однако эти пушки унаследовали от монстров 1870—1880-х годов длительное заряжание — порядка 20 минут. В начале 1890-х появились скорострельные патронные (единый выстрел, состоящий из гильзы и запрессованного в нее снаряда) 152-мм пушки, которые могли делать 6−7 выстрелов в минуту. Прицельная дальность стрельбы такой пушки оказалась не меньше, чем у 305-мм.

Орудийные парадоксы

Современному инженеру трудно поверить, что дальность стрельбы 6- и 12-дюймовых пушек может быть одинаковой. Дело в том, что морские стратеги всех стран в конце XIX века собирались вести баталии на дистанции прямой видимости — 3−5 км. Главной задачей считалось пробить броню кораблей в наиболее уязвимых местах. Однако морское право того времени запрещало кораблям обстреливать береговые объекты противника — города, верфи, заводы, и стрельба на большие дистанции не планировалась. В 1903 году лучший русский конструктор морских орудий генерал-майор Забудский смеялся над молодыми офицерами: «Да кто же будет стрелять на 10 верст? Прожектеры!»

А на ближних дистанциях меткость 152-мм скорострельных пушек была выше, чем у 305-мм орудий. Это связано с двумя факторами — более высокой начальной скоростью снаряда и ручным наведением.

305-мм пушки 1870−1890-х годов имели гидроприводы наведения, а в конце XIX века сначала во Франции, а затем в других странах появились электроприводы. Исключение составляли англичане, сохранявшие верность гидроприводам. Очередной парадокс — ручной привод лучше автоматического! Гидравлический привод работал достаточно точно, но время поворота на 3600 колебалось от 1 до 3 минут (при крене более 10). К тому же гидроприводы были очень громоздкими. Электроустановки были легче, дешевле, работали быстрее, но были не столь точны. Точная наводка достигалась «пунктированием»: короткий импульс тока чуть поворачивал электродвигатель. Но и пунктирование давало большую погрешность.

К 1895 году снаряды всех корабельных пушек снаряжались порохом, и фугасное действие 305-мм снарядов было ненамного выше, чем у 152-мм снарядов. Ручные приводы патронных 152-мм пушек давали более точное наведение и большую скорострельность. 152/45-мм пушка Канне (здесь и дальше первая цифра — калибр, вторая — длина ствола в калибрах), принятая на вооружение русского флота в 1891 году, могла выбросить за 4 минуты до 30 снарядов, а 305-мм орудие главного калибра — только один. Причем начальная скорость снаряда 305/30-мм пушки составляла 570 м/с при весе 331,7 кг, а снаряд 152/45-мм пушки весил 41,5 кг и имел начальную скорость 792 м/с. При этом 305-мм установка весила 200−250 т (без устройств подачи снарядов и погребов), а две 152/45-мм установки — 14,5 т.

Поэтому в России и других странах начали усиливать броненосцы бортовыми 152-мм артсистемами. К 1890-х годов стандартное вооружение броненосца состояло из четырех 305-мм орудий в носовой и кормовой башнях и двенадцати 152-мм в бортовых башнях или казематах.

Нарушители конвенции

Но вот грянула Русско-японская война. Русские воевали по уставам, а японцы — нет. Они снаряжали свои снаряды не порохом, а мощным взрывчатым веществом — шимозой. Нарушив все конвенции, самураи обстреляли Порт-Артур и Владивосток с предельных дистанций.

В это время в Англии первым лордом адмиралтейства был адмирал Джон Фишер, устроивший революцию в британском флоте. Для начала он пустил на лом 160 старых кораблей и исключил из состава флота броненосцы старше 16 лет. Эта мера сэкономила огромные суммы и высвободила 10 тысяч матросов и офицеров. По приказу Фишера был создан особый комитет для разработки технических деталей нового линкора. Комитет работал в обстановке строжайшей секретности. В его состав вошли «семь самых светлых голов во флоте»: капитаны 1-го ранга Генри Джексон, Джон Джеллико, Реджинальд Бэкон, Чарльз Мэдден, Уилфрид Гендерсок, а также два гражданских инженера — главный конструктор портсмутских военных верфей Уильям Кард и лучший конструктор фирмы Fairfield Shipping Company Александр Граси.

Дредноут

Новый корабль получил название Dreadnought — «Неустрашимый». Изюминка «Дредноута» была в том, что он нес не четыре 305-мм пушки в двух башнях, как все другие британские, французские и русские броненосцы, а десять 305-мм пушек в пяти башнях. Зато у него полностью отсутствовала артиллерия среднего калибра, а для защиты от миноносцев имелось двадцать семь 76-мм пушек.

«Дредноут» был построен в беспрецедентно короткий срок. Его заложили 2 октября 1905 года, ровно через год и один день начались ходовые испытания корабля, а уже в декабре 1906-го «Дредноут» вступил в состав флота! Обычно же на строительство эскадренного броненосца в те годы в Англии уходило не менее чем три года, а в России броненосец могли строить и пять, и семь лет!

Рекордные сроки строительства корабля были обусловлены превосходной организацией труда. Поскольку «Дредноут» должны были вооружить серийными 305/45-мм орудиями типа MK.10, то на него поставили башни, изготовленные для броненосцев типа «Лорд Нельсон». Естественно, строительство этих броненосцев замедлилось, что, впрочем, уже не имело никакого значения — появление «Дредноута» сделало все остальные броненосцы мира устаревшими.

«Дредноут» был оснащен принципиально новой системой централизованного управления артиллерийским огнем. Наблюдательный пост разместился на фок-мачте и имел телефонную связь со всеми башнями для корректировки стрельбы. «Дредноут» стал первым английским броненосцем, на котором отказались от подводного носового тарана, предназначенного для таранного удара по вражескому кораблю.

Другим революционным решением стала замена поршневой машины тройного расширения в качестве главной силовой установки паровой турбиной. Турбина мощностью 23 000 л.с. позволяла развивать скорость 21 узел (39 км/ч), то есть на 3 узла больше броненосцев, оснащенных поршневыми паровыми машинами.

Конечно же, не обошлось без просчетов. Из десяти его 305-мм орудий в бортовом залпе могли участвовать только восемь. Центр управления артогнем разместили неудачно: дым из трубы мешал определять дистанцию огня. Калибр 76 мм для противоминной артиллерии оказался мал, поскольку после Русско-японской войны водоизмещение миноносцев увеличилось до 500 т, а к 1914 году дошло до 1500 т и для борьбы с ними требовались орудия калибра 120 мм и выше. Пояс бортовой брони «Дредноута» был слишком узким, и при полной загрузке корабля он оказывался под водой. Наконец, у англичан не нашлось доков, способных принять такой большой корабль. Но все это казалось мелочами на фоне десяти 305-мм орудий!

Чей дредноут лучше

Ввод в строй самого мощного в истории корабля нанес сильнейший удар по амбициям Великобритании. Дело в том, что до 1905 года адмиралтейство придерживалось стандарта — иметь флот, превосходящий два самых сильных флота мира. А теперь все начали строить корабли по типу «Дредноута». Его имя дало название целому классу. Военно-морская гонка началась с нуля.

Германский военно-морской министр гросс-адмирал Тирпиц отреагировал быстро. Еще не был введен в строй «Дредноут», а в июле 1906-го на верфи в Вильгельмсгафене был заложен «Нассау» — головной корабль первой серии германских дредноутов.

Первые сведения о германских кораблях вызвали в Англии вздох облегчения — они были явно слабее «Дредноута». Хотя на «Нассау» имелось 12 орудий, они были размещены так неудачно, что в бортовом залпе могли принять участие лишь восемь, то есть столько же, сколько и на «Дредноуте», а калибр германских орудий составлял 280 мм. К тому же первые германские дредноуты оснащались машинами тройного расширения, развивавшими скорость до 20 узлов. Зато броня «Нассау» была намного толще. Общий ее вес оказался на 1000 т больше брони «Дредноута» и на 300 т больше, чем у дредноутов типа «Беллерофон». Германские 280-мм снаряды имели лучшую бронепробиваемость, чем 305-мм британские. Мало того, на «Дредноуте», равно как на всех кораблях мира, орудия главного калибра имели картузное заряжание, а немцы свои 280-мм орудия оснастили раздельно-гильзовым заряжанием, что улучшило скорострельность, а главное, живучесть кораблей. (Пожары из-за загорания картузов приведут к гибели нескольких английских кораблей в Ютландском бою.)

По типу улучшенного «Дредноута» англичане построили 9 кораблей, вооруженных десятью 305-мм орудиями. Немцы построили четыре дредноута типа «Нассау», в 1911—1912 годах ввели в строй еще четыре дредноута типа «Гельголанд» с двенадцатью 305/50-мм пушками, а в 1912—1913 годах — пять дредноутов типа «Кайзер» с десятью 305/50-мм пушками. Эти линкоры первыми в германском флоте получили паротурбинные установки.

Англичане были шокированы. Впервые со времен испанской «непобедимой Армады» их морская мощь оказалась под угрозой. Историки назвали этот период «морской паникой 1909−1910 годов». И адмиралтейство вновь пошло по пути увеличения калибра орудий. В 1912 году в состав британского флота вошли четыре дредноута типа «Орион» с десятью 343/45-мм пушками, а в 1913 и 1914 годах — еще восемь с тем же вооружением (четыре корабля типа «Айрон Дюк» и четыре — типа «Кинг Джордж V»). Однако и калибр 343 мм не обеспечивал превосходства над германскими дредноутами. 305-мм немецкий снаряд пробивал английскую броню с дистанции 11 700 м, а более тяжелый английский снаряд становился опасным для германских дредноутов лишь на расстоянии 7880 м.

Для победы над немцами потребовался более резкий скачок в увеличении главного калибра и, соответственно, размеров корабля. Гранд-флиту потребовались сверхдредноуты.

В 1907 году на началось проектирование 12"/50 пушки. Однако из-за низкого качества примененной стали ее ствол удлинили на 2 клб - чтобы снизить давление пороховых газов при сохранении баллистических характеристик. В конце 1907 года было заказано 20 таких 12"/52 пушек.

Ствол орудия состоял из внутренней трубы, скрепленной тремя рядами цилиндров (по два в ряду). Поверх цилиндров надевался кожух с кольцевыми выступами для соединения с салазками станка. Сзади в кожух ввинчивался казенник, в котором помещался поршневой затвор.

Длина ствола составила 15850 мм, длина нарезной части 12852 мм, длина каморы до дна снаряда 2443,5 мм. Длина хода нарезов постоянная - 29,89 клб. Число нарезов - 72. Глубина нарезов - 2,28 мм. Вес затвора - 933,6 кг. Вес ствола с затвором - 50,6 т.

Всего Морское ведомство заказало 198 таких пушек, из которых 126 были готовы до конца 1916 года. В 1917 году предполагалось сдать 42 пушки, а в 1918-м - оставшиеся 30. Но с февраля начался спад производства, и в 1917 году выпустили всего 12 орудий. Затем на 4 года все работы были прекращены, лишь в 1921 году сделали 14 орудий.

К 16 июня 1922 года на складах хранилось 29 новых 12"/52 орудий в различных стадиях готовности (готовность от 10 до 95%). В последующие годы часть этих орудий удалось доделать. В 1939-1940 годах началось лейнирование 12"/52 орудий, что обычно проводилось в ходе их капитального ремонта.

12"/52 пушки установливались на линкоры типа "Императрица Мария", на башенных береговых установках. На ЧФ для 12"/52 орудий полагалось по 400 выстрелов на ствол, из которых 37 удушающих и 20 шрапнелей.

Эти 305-мм орудия были наиболее мощными орудиями, когда либо серийно устанавливаемыми на корабли как российского императорского, так и советского военно-морского флота.

Проектирование трехорудийных башенных артустановок под эти орудия начали в августе 1907 года. Башенные установки для черноморских линкоров отличались в основном бронированием. Станки установок имели гидравлические тормоза отката веретенного типа и гидропневматические накатники. Длина отката нормальная - 1270 мм. Наведение орудий производилось от электродвигателей с помощью муфты Дженни. Впервые в этих установках в горизонтальном положении вместо катков использовались шары диаметром 152 мм. Высота оси цапф над плоскостью центров шаров - 3544 мм. Диаметр шарового погона 9090 мм. Бронирование: передняя и боковая стенки 254 мм, задняя стенка 305 мм, крыша 100 мм. Вес откатных частей 60 т, качающейся части - 84,2 т, вращающейся брони - 312 т. Полный вес башни с орудиями и броней 872 т. Установку обслуживало 37 электродвигателей общей мощностью 322 л.с.

На Черноморском флоте такие башни имели все пять отечественных линкоров. В советское время эти трехорудийные артустановки, получившие индекс МК-3-12, неоднократно модернизировались. В частности, толщину крыши увеличили до 152 мм. На линейном корабле "Парижская коммуна" ("Севастополь") в ходе модернизации 1933-1938 годов угол вертикальной наводки был доведен до +40°.

МК-3-12: основные характеристики
Калибр, мм
Длина ствола, клб
Угол ВН, град
Угол ГН, град
Максимальная скорость наведения, град/с:
вертикальная
горизонтальная
Радиус обметания по стволам, мм
Масса, кг:
Скорострельность, выстр./мин
Масса снаряда, кг
Начальная скорость снаряда, м/с
Дальность стрельбы, м

Это сверхмощное орудие официально именуется 305-мм транспортёром ТМ-III-12, но артиллеристы уважительно и ласково называли его «Татьяной Михайловной» — из-за букв ТМ в его обозначении. Аналогично тому, как реактивную установку БМ-13К из-за буквы К красноармейцы прозвали «Катюшей». Ну, а здесь, в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, у орудия-исполина сразу появилось прозвище «Царь-пушка №2». Глядя на эту гигантскую установку – в её вес составляет, ни много ни мало, 340 тонн! – невольно проникаешься к ней уважением. Настоящая кремлёвская «Царь-пушка №1» перед ней меркнет.

Но ещё больше, чем масштабы, поражает судьба установленного на этом транспортёре 12-дюймового орудия. Ведь оно когда-то находилось в башне линейного корабля Российского флота, затем оказалось в Африке, а в годы Второй мировой войны совершило морское путешествие вокруг Европы!

Орудие, ныне стоящее на железнодорожном транспортёре, создавалось как корабельное и для своего времени считалось чудом техники. Оно могло стрелять снарядами весом в 471 кг на дальность около 23,5 км, а после увеличения угла возвышения – на 35 км. Ствол орудия весил 50 т. Производство столь мощной артиллерии в начале прошлого века было по силам лишь странам с самой передовой промышленностью. Так, для изготовления внутренней трубы ствола требовалась крупногабаритная отливка из высококачественной стали без раковин и посторонних включений, которую затем в течение долгого времени попеременно обрабатывали ковкой, закалкой и отпуском. После на специальных станках производились механическая обработка заготовки, её сверление на всю глубину, чистовая расточка, шлифовка и нарезка каналов. Изготовление одного ствола занимало много месяцев, а иногда год и более.

Сто лет назад наша страна могла выпускать такие орудия — кстати, ничем не уступавшие английским или германским. Двенадцатидюймовка нашего железнодорожного транспортёра была изготовлена на Обуховском заводе. На её стволе стоит клеймо: №127, 1915 г., однако реально она была сдана в ноябре 1916 года. И немедленно отправилась из Санкт-Петербурга в Николаев – на строившийся линкор «Император Александр III». Это был третий черноморский дредноут, однотипный с трагически погибшей «Императрицей Марией». Он вошёл в состав Черноморского флота уже после февральской революции под новым названием «Воля». Во время гражданской войны он был флагманом белого флота на Черном море. Линкор ещё раз сменил имя, став «Генералом Алексеевым». В 1920 году он впервые применил артиллерию главного калибра в бою: неоднократно обстреливал позиции Красной армии в районе Николаева и Очакова. Только за три дня августа 1920 года «Генерал Алексеев» выпустил по позициям красных 109 12-дюймовых снарядов.

Линкор «Воля» — бывший «Император Александр III» и будущий «Генерал Алексеев».

Но артиллерия линкора не спасла генерала Врангеля: его войска не выдержали натиска Красной армии и вскоре отправились в вынужденную эмиграцию. Вместе с другими кораблями белого флота «Генерал Алексеев» оказался в далёком Тунисе, в Бизерте, принадлежавшей тогда Франции. Там же в начале 1930-х он и был разобран на металл. Но 12 исправных 305-мм орудий французы сохранили. Пушки пролежали в арсенале «Сиди-Абдуллах» до начала Второй мировой войны, а затем в их судьбе произошёл крутой поворот…

Флагман Белого флота — линкор «Генерал Алексеев». Бизерта, 1923 г.

В 1939 году отношения между Советским Союзом и Финляндией обострились до предела, и финны решили купить бесхозные русские орудия для усиления береговой обороны своего побережья. Контракт с Францией был подписан в январе 1940 года, уже в ходе «зимней» войны. Впрочем, финнам скоро стало не до обороны побережья… Но так или иначе, восемь двенадцатидюймовок с «Генерала Алексеева» все же были доставлены в страну Суоми на двух пароходах – правда, уже после заключения перемирия с Советским Союзом. Финская казна была пуста, и Франция пушки просто подарила. Причём все двенадцать. Только пароход «Нина», перевозивший последние четыре ствола, в Норвегии был захвачен немцами, которые реквизировали груз как военную добычу. О судьбе этих орудий чуть позже – это отдельная история.

Итак, восемь 305-мм орудий бывшего русского линкора, совершив растянувшееся на четверть века путешествие вокруг Европы, оказались в Финляндии. И очень кстати. Ну тут необходимо сделать небольшое отступление и рассказать о ещё одном виде артиллерии – тяжёлых железнодорожных транспортёрах…

Идея установить тяжёлое орудие на железнодорожной платформе не нова – такие установки применялись ещё в 60-е годы XIX века, в ходе гражданской войны в США. Но настоящего триумфа этот вид артиллерии добился в конце Первой мировой, в 1918 году, когда немцам удалось из дальнобойных железнодорожных установок «Колоссаль» обстрелять Париж с дистанции 125 км! По французской столице было выпущено 367 снарядов, городу был причинён серьёзный ущерб. Число убитых и раненых приблизилось к цифре в 900 человек. Но ещё важнее для немцев был моральный эффект. Стрельба на такую дальность военным специалистам казалась чем-то из области фантастики.

Неудивительно, что в межвоенный период практически все развитые страны мира уделяли особое внимание крупнокалиберной артиллерии на железнодорожном ходу. В Советском Союзе разработка таких артиллерийских систем началась во второй половине 20-х годов под руководством талантливого инженера Александра Григорьевича Дукельского. Самыми мощными из них стали транспортёры ТМ-I-14 с 14-дюймовыми пушками, оставшимися от недостроенных сверхдредноутов типа «Измаил», и ТМ-III-12 с 12-дюймовыми орудиями с длиной ствола 52 калибра, бывших на вооружении линкоров предыдущих типов. В 1938-1939 годах на Ленинградском Металлическом заводе были изготовлены три транспортёра ТМ-III-12, составивших знаменитую батарею №9. На них были установлены орудия, поднятые с погибшего в Севастополе линкора «Императрица Мария». Во время войны с Финляндией батарея с круговой железнодорожной ветки под Сестрорецком обстреливала укрепления линии Маннергейма. А после завершения «зимней» войны батарею перевели на полуостров Ханко – там по соглашению с Финляндией создавалась советская военно-морская база.

С началом Великой Отечественной войны Ханко оказался в осаде; в ходе его героической обороны для обстрела финских сухопутных объектов привлекались и суперпушки 9-й батареи, однако достойных целей для них не оказалось, и какой-либо значительной роли они сыграть не смогли. В декабре 1941-го, перед эвакуацией гарнизона крепости, стволы транспортёров ТМ-III-12 взорвали. Наши артиллеристы не догадывались, что точно такие же двенадцатидюймовые стволы уже больше года лежат на финских складах…

Уже к лету 1942 года 305-мм железнодорожные артустановки снова были в строю, но уже в армии Финляндии. Теперь на них стояли орудия с другого русского линкора – «Генерала Алексеева». Но служба новым хозяевам оказалась недолгой. После выхода Финляндии из войны все три транспортёра ТМ-III-12 были возвращены СССР. Они снова образовали тяжёлую железнодорожную батарею, которой теперь был присвоен №294. Пушки перевезли на южный берег Финского залива, и они долго базировались на форту «Красная горка». Одно из этих орудий до сих пор стоит там – правда, оно пребывает в полуразрушенном состоянии. Два других транспортёра стали музейными экспонатами – одно в Санкт-Петербурге, другое – в Москве. Именно это орудие с №127, «Царь-пушка №2», после долгой эпопеи с её транспортировкой по железной дороге, заняла почётное место на Поклонной горе в октябре 2001 года.

В заключение упомянем о судьбе остальных орудий главного калибра русского линкора «Император Александр III». После монтажа трёх стволов на железнодорожных транспортёрах у финнов оставалось ещё пять орудий. Четыре из них были установлены на береговых батареях – на островах Исосаари и Мякилуото, а последнее оставили в качестве запасного. До наших дней дожили три двенадцатидюймовки: одна находится как эспонат музея на острове Куйвасаари, еще две — в башнях форта «Эре», также превращённого в музей.

Весьма причудливая судьба досталась четырём пушкам линкора «Император Александр III», захваченных немцами на пароходе «Нина». Для них фирма «Крупп» изготовила новые станки, позволявшие увеличить угол возвышения до 45 градусов. Эти пушки были установлены на захваченном у англичан острове Гернси в проливе Ла-Манш и стали частью пресловутого «Атлантического вала». Мощная батарея сначала получила название «Нина» — по имени парохода, перевозившего пушки. Позже батарею переименовали в «Мирус» — в честь её погибшего командира, фрегаттен-капитана Мируса.

Постройка батареи завершилась к концу 1943 года. Летом следующего года её орудия неоднократно открывали огонь по англо-американским кораблям, осуществлявшим снабжение высаженных во Франции союзных войск. А в сентябре под её снаряды попали два американских крейсера. Немцы утверждают, что один из них едва не погиб, но на самом деле корабли, как говорится, отделались лёгким испугом.

Тактико-технические характеристики

Калибр, мм

304,8

Длина ствола, калибров

Наибольший угол возвышения, град.

Угол горизонтального наведения, град.

Угол склонения, град.

Масса в походном положении, кг

Масса фугасного снаряда, кг

314

Начальная скорость снаряда, м/с

950

Наибольшая дальность стрельбы, м

29632

305-мм орудия с длиной ствола 52 калибра для установок ТМ-3-12 были найдены буквально на дне морском - в 1931 году вместе с башенными установками их сняли с линкора «Императрица Мария», затонувшего 6 октября 1916 года при невыясненных до конца обстоятельствах. После замены внутренней трубы часть из них использовали при создании береговых батарей Севастополя, на базе остальных было решено создать железнодорожные артиллерийские установки для Балтийского флота.

Проект установки поручили разработать ЦКБС-3, получившему новое название ЦКБ-19. После рассмотрения нескольких промежуточных вариантов окончательный вариант проекта железнодорожной артиллерийской установки утвердили в мае 1936 года. В соответствии с принятой системой нумерации ей присвоили обозначение ТМ-3-12 (транспортер морской, тип 3, калибр 12 дюймов). В качестве головного предприятия по изготовлению серии установок ТМ-3-12 был назначен Николаевский государственный завод. В июле 1938 года завод предъявил на испытания первую установку, в декабре того же года была готова вторая установка, а сборку третьей завершили 1 января 1939 года. Полигонные испытания установок проводились в ускоренном режиме, а вместо войсковых испытаний были реальные боевые действия - 30 января 1939 года СССР объявил войну Финляндии, и сформированная из трех установок ТМ-3-12 батарея № 9 убыла на фронт. Батарея была задействована в подавлении долговременных огневых точек на линии Маннергейма, причем стрельба велась с колес с круговой железнодорожной ветки Сестрорецк - Белоостров.


Cхема 305-мм железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12 вбоевом положении

По своей конструкции ТМ-3-12 представляла собой дальнейшее развитие разработанных ЦКБС-3 ранее железнодорожных артиллерийских установок ТМ-1-14 и ТМ-2-12. В качестве прототипа решили использовать транспортер ТМ-2-12, однако предназначенное для ТМ-3-12 12-дюймовое орудие имело гораздо большую длину (52 калибра вместо 40 калибров орудия ТМ-2-12), для обеспечения заданного наибольшего угла возвышения 50° в конструкцию нового транспортера пришлось включить механизм подъема станка орудия в боевое положение, при этом учтя достаточно негативный опыт использования электромеханического привода подъема станка установки ТМ-1-14, конструктора использовали гидравлический привод. Кроме повышения надежности механизма подъема станка это позволило сократить время, необходимое для выполнения этой операции, с 15,4 до 8,5 минут. Заново была разработана и схема подачи к орудию снарядов и полузарядов. Прежде всего, в вагон-погреб ввели снарядную тележку, которая каталась в проходе между стеллажами по рельсам. Нагруженная снарядом тележка выкатывалась на переднюю площадку вагона-погреба.
Полузаряды на переднюю площадку вагона подавались по рольгангам и загружались в кокор вручную. Подъем кокора кранами был не совсем удобен в смысле затрат времени и маскировки. Поэтому в транспортере ТМ-3-12 увеличили длину зарядной тележки и снабдили ее лебедкой для подъема кокора, которая и заменила подъемные краны. Однако их все-таки оставили, так как с их помощью устанавливались опорные ноги. Зарядная платформа имела еще одну лебедку и тележку для горизонтального перемещения кокора. При его обратном движении боеприпасы выталкивались из желоба зарядного стола и занимали положение, необходимое для их досылки. Досылка производилась броском зарядного стола.
Таким образом, в первой установке ТМ-1-14 пневматически досылался лишь снаряд, а полузаряды - вручную. Во второй установке, ТМ-2-12, броском досылались и снаряд, и полузаряды, но последние не доходили до своего места в каморе орудия, и окончательная досылка производилась вручную. В третьей установке удалось, наконец, добиться полностью автоматической досылки. Это сказалось на скорострельности: у ТМ-1-14 один выстрел занимал 40 сек, у ТМ-2-12-35, а у ТМ-3-12 - уже 30.

Установленная на транспортерах ТМ-3-12 12-дюймовая пушка имела ствол длиной 52 калибра (15 850 мм). Ствол был скрепленным и состоял из внутренней трубы, скрепленной тремя рядами цилиндров (по два в ряду). Поверх цилиндров был одет кожух с кольцевыми выступами для соединения с салазками станка. Сзади в кожух ввинчивался казенник, в котором помещался поршневой затвор. Затвор запирался и открывался с помощью электродвигателя или вручную, время открывания - закрывания в первом случае составляло 3,0-3,7 сек, во втором - 7,5 сек. В канале ствола были выполнены 72 нареза, длина нарезной части канала ствола составляла 42,2 калибра (12852 мм). Пушки устанавливали на транспортерах на станках, снятых из трех орудийных башен линкора «Императрица Мария». При этом использовались также многочисленные узлы и механизмы этих башен.
Благодаря наличию механизмов подъема станка наибольший угол вертикального наведения орудия составлял +50°, угол склонения равнялся - 2°. При стрельбе с бетонного основания обеспечивался круговой обстрел, угол горизонтального наведения при стрельбе с колес составлял +2,75°.
В 1911 году к пушке были приняты бронебойный, полубронебойный и фугасный снаряды массой 470,9 кг. Масса содержавшихся в них взрывчатых веществ составляла, соответственно, 12,9 кг, 48,4 кг и 58,8 кг.
В 1915 году к пушке разработали снаряд с пулевой шрапнелью. Масса этого снаряда составляла 331,7 кг. Под впечатлением широкого использования на сухопутных фронтах химического оружия в 1916 году в боекомплект пушки включили и химические снаряды. Это были бронебойные образца 1911 года и практические снаряды, снаряженные отравляющими веществами.
К новым боеприпасам относился принятый в 1928 году фугасный дальнобойный снаряд массой 314,0 кг. Этот снаряд использовался также для стрельбы из установки ТМ-2-12. Однако, в данном случае, благодаря гораздо большей длине ствола пушки обеспечивалась начальная скорость снаряда 950,0 м/сек (по сравнению с 823,5 м/сек у пушки установки ТМ-2-12), что, в свою очередь, позволяло поражать цели на дальности 29 632 м.


Непосредственно перед началом Великой Отечественной войны 9-я батарея, на вооружении которой находились установки ТМ-3-12, была передислоцирована на полуостров Ханко. В ее задачу входило предотвращение перехода вражеских кораблей в Финский залив. Поскольку с началом боевых действий германский флот так и не предпринял никаких попыток прорваться в Финский залив, батарея применялась в основном для борьбы с финской артиллерией, размещенной на островах Хорсен, Кугхольм и других.
В декабре 1941 года было принято решение об эвакуации гарнизона Ханко. Так как железнодорожное сообщение с Ленинградом блокировали финские войска, эвакуация проводилась морем. Это делало невозможным спасение артиллерийских установок, и их решили уничтожить. Казенные части стволов взорвали, противооткатные устройства привели в негодность, а многоосные тележки ходовой части затопили.

Как это ни удивительно, финнам удалось восстановить установки. Они отремонтировали поврежденные механизмы орудий и подняли из воды тележки. Наибольшую сложность представляла собой замена орудий, но финнам помогли их союзники - немцы. В одном из портов оккупированной Франции они обнаружили линкор «Александр III», однотипный с линкором «Императрица Мария». Этот корабль был угнан в 1920 году белогвардейцами, в четырех его башенных установках имелось 12 таких же пушек, которые использовались при создании ТМ-3-12.
Незадолго до капитуляции Финляндии установки были вывезены с Ханко и укрыты в шхерах. Финны до последнего момента не хотели возвращать установки Советскому Союзу, заявляя, что ничего о них не знают. Возвращение установок стало возможным лишь после того, как один из участников обороны Ханко, хорошо знавший шхеры, углядел их с катера. В начале 1945 года установки ТМ-3-12 поступили на вооружение вновь сформированной 294-й батареи железнодорожной артиллерии, которая находилась на боевом дежурстве вплоть до начала 50-х годов.

305-мм/40 орудие образца 1895 года

Орудие ГК броненосца «Андрей Первозванный»

Классификация

История производства

История эксплуатации

Состояло на вооружении
Годы эксплуатации 1895 - 1950 (ориен.) г.
Было установлено на «Три Святителя»
«Сисой Великий»
тип «Полтава»
«Ретвизан»
«Цесаревич»
тип «Бородино»
«Князь Потемкин-Таврический»
тип «Евстафий»
тип «Андрей Первозванный»
ж/д артустановка ТМ-2-12
Войны и конфликты русско-японская война
Первая Мировая война

Характеристики орудия

Характеристики снарядов

305-мм орудие Обуховского завода образца 1895 года - корабельная пушка калибра 305 мм (12 дюймов) и длиной ствола 40 калибров. Была спроектирована и производилась для нужд Российского Императорского флота на Обуховском сталелитейном заводе. Стала первым в русском флоте орудием, разработанным под использование зарядов бездымного пороха, а также снабженное поршневым затвором. Эти пушки составили основу вооружения большинства русских эскадренных броненосцев русско-японской и Первой Мировой войн.

Предыстория разработки орудия

Пушечная мастерская ОСЗ

Конец XIX века стал временем быстрого развития как корабельных артиллерийских систем , так и новых видов брони . Это был период классического «соревнования брони и снаряда». Наиболее острым было соперничество ведущих стран в разработке и производстве орудий главных калибров. Ведущим российским предприятием по изготовлению крупнокалиберных пушек был в это время Обуховский сталелитейный завод (ОСЗ). С 1867 по 1895 год на заводе были спроектированы и запущены в производство четыре типа 12-дюймовых орудий, самым совершенным из которых стала 40-калиберная пушка образца 1895 года.

Это стало возможным благодаря двум основным решениям, которые были реализованы в 80-х годах XIX века. Во-первых, было проведено капитальное переустройство завода и увеличена его мощность. В числе прочего был установлен 50-тонный молот, оборудован гидравлический пресс для обжима орудийных болванок, появилась мастерская для отжига орудий, установлены первые мартеновские печи и многое другое.

Во-вторых, Обуховский завод полностью переходит в ведение Морского министерства (Указом императора Александра III завод с 1 февраля 1885 года был передан в казну), все более сосредотачиваясь на военных заказах, но в тоже время, сохраняя коммерческую основу своей деятельности. Для руководства этой работой создается специальная комиссия из представителей морского и военного ведомств.

Проектирование и испытания

Чертеж 12"/35 и 12"/40 морских орудий

Созданная комиссия принимает участие не только в развитии технической базы завода, но и имеет своей задачей руководство разработкой новых образцов вооружения. В начале 1890-х годов принимается решение повысить дальность и меткость стрельбы путем увеличения начальной скорости снаряда. Согласно журналу МТК от 18 октября 1891 года Обуховский завод получает задание на проектирование 12"/40 пушки. Начиная с 1892 года завод проектирует пушку такой длины и приступает к постройке опытного образца.

Успешные испытания стрельбой первого орудия были проведены на Охтинском полигоне в марте 1895 года. Созданная морская пушка стала орудием нового поколения. Это была первая российская 12-дюймовка с поршневым затвором, без цапф и спроектированная под заряды бездымного пороха.

Производство

Производство орудий

Испытания на Охтинском полигоне

Сборка башни ЭБ «Петропавловск»

Главный калибр ЭБ «Цесаревич»

Пушка производилась на Обуховском сталелитейном заводе в два этапа на протяжении 22 лет с 1895 по 1916 год. За это время было выпущено 88 стволов. В период до окончания русско-японской войны (1895-1906 гг.) было выпущено 68 орудий. С началом Первой мировой войны Обуховский завод выпустил еще 20 морских пушек 12"/40 взамен изношенных (1915-1916 гг.). Еще 11 единиц было заказано и изготовлено в Великобритании фирмой Vickers .

Производство башенных установок

Все орудия устанавливались в двухорудийных башнях, по одной на баке и на корме корабля. Из 17 эскадренных броненосцев (ЭБ) лишь один - «Цесаревич» - получил башни иностранного производства. Большинство остальных было произведено на Санкт-Петербургском металлическом заводе. Наибольшее отличие в конструкции башен было допущено для черноморских броненосцев . На них углы возвышения орудий башен главного калибра достигали 35°, что должно было облегчить бомбардировку укреплений Босфора.

Броненосец Завод Привод УВН, ° УГН, ° Скорость ГН,°/с Заряжание, с Броня, мм
«Три святителя» МЗ* гидравлический -5..+15 270° - - 406
«Сисой Великий» МЗ гидравлический -5..+15 - 2,2 2 мин 22 сек 305
тип «Пол­тава» МЗ гидравлический -5..+15 270 2,2 2 мин 30 сек 254
«Ретвизан» МЗ электрический -5..+15 260 2,5 1 мин 10 сек 229
«Цесаревич» Forges et Chantiers электрический - - - - 254
тип «Бородино» МЗ, Путиловский электрический -5..+15 135 3 1 мин 30 сек 254
«Князь Потемкин Таври­ческий» ОСМЛЗ** электрический -5..+35 130 3 1 мин 20 сек 254
тип «Андрей Первозван­ный» МЗ, Путиловский электрический -5..+35 270-300 2,4 50 сек 254
тип «Евстафий» МЗ, ОСЗ*** электрический -5..+35 - - 1 мин 254

МЗ* - Металлический завод, ОСМЛЗ** - Общество судостро­ительных, механических и литейных заводов (г.Николаев), ОСЗ*** - Обуховский сталелитейный завод

Описание и характеристики орудия

Ствол орудия состоял из трех скрепленных рядов цилиндров и колец. Сверху на ствол надевался кожух, в который ввин­чивался казенник с резьбой для поршневого затвора. Пушка не имела цапф, вместо них на кожухе делались выступы, обеспечивающие ее крепление с салазками. Канал включал двойную зарядную камору и смешанную систему нарезов (в начале на длине 0,5 калибров нарезы постоянной крутизны, затем - прогрессивной крутиз­ны и в конце на длине 4 калибров - постоянной крутизны). Общее число нарезов составляло 68.

Основные характеристики корабельной пушки 12"/40 образца 1895 года.

Одним из недостатков 12"/40 орудия было длительное время открытия затвора. Причина заключалась в открывании замка, для чего приходилось вручную крутить его рукоять в течении 20-25 секунд. Этот недостаток устранили уже после русско-японской войны, установив электропривод и сократив время открытия замка затвора до 6 сек.

Боеприпасы

Для стрельбы использовались для основных типа снарядов: бронебойный и осколочно-фугасный.

12-дюймовые снаряды

Тип снаряда Вес, кг Вес ВВ, кг Длина, см Заряд, кг Начальная скорость, м/с
Бронебойный образца 1895 г. 331,7 5,3 80,8 100 792
Фугасный образца 1895 г. 331,7 12,4 85,0 100 792
Бронебойный образца 1907 г. 331,7 6,0 82,9 100 792
Фугасный образца 1907 г. 331,7 28,2 96,3 100 792
Бронебойный образца 1911 г. 470,9 12,8 118,9 125 700
Фугасный образца 1911 г. 470,9 61,5 152,4 125 700
Фугасный образца 1928 г. 314,0 55,2 152,4 100 824
Шрапнель 331,7 3,1 94,5 100 792

История эксплуатации

История эксплуатации орудий повторяет историю службы кораблей, на которых они были установлены. Вооруженные двенадцатидюймовками броненосцы принимали участие в сражениях русско-японской войны в составе 1-й и 2-й Тихоокеанских эскадр, несли службу в составе Балтийского и Черноморского флотов в годы Первой мировой. Часть кораблей, захваченных в Цусимском бою , либо поднятых со дна гавани Порт-Артура японцами, вошла в состав Императорского флота микадо.

Но некоторые орудия "пережили" корабли, для которых они были изготовлены. В начале 1932 года Центральным конструкторским бюро судостроения №3 было начато проектирование железнодорожной артустановки ТМ-2-12 (транспортер морской, тип 2, калибр 12). Для ее вооружения планировалось использовать 12"/40 пушки, изготовленные в Англии фирмой Vickers в качестве запасных для эскадренных броненосцев типа «Андрей Первозванный». Заводом-изготовителем был выбран Николаевский государственный завод им. Марти (№183). На нем в конце 1933 года была собрана первая установка и отправлена на Морской полигон в г. Ленинград для испытаний.

ТМ-2-12 представляла собой корабельную пушку, закрепленную на орудийном станке, снятом с разобранных броненосцев «Евстафий» и «Иоанн Златоуст» . Станок помещался на специальную железнодорожную платформу. В состав орудийного расчета установки входило 50 человек. Они обеспечивали разворачивание установки из походного положения в боевое за 55 минут. Скорострельность составляла 1,5 выстрела в минуту.

Николаевский завод изготовил всего шесть установок ТМ-2-12. Из них были сформированы две железнодорожные батареи (№7 и №8), дислоцированные на Дальнем Востоке. В составе каждой батареи было по 3 артиллерийские железнодорожные установки, подвижная база и средства железнодорожной тяги. В течение всей Второй мировой войны установки ТМ-2-12 оставались на Дальнем Востоке, не принимая участия в активных боевых действиях.

Использованная литература и источники

Список литературы

  • Ахметшин А.Д. и др. Обуховский завод. 150 лет во славу Отечества. 1863-2013 гг. . - С.-П.: ООО «Береста», 2013. - 424 с. - ISBN 978-5-905225-69-7
  • Брагин В.И. Пушки на рельсах . - издание автора. - М.: 2006. - 472 с.
  • Широкорад А.Б. Корабельная артиллерия Российского флота 1867-1922 гг. . - Морская коллекция, №2. - М.: 1997.
  • Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии . - Мн.: Харвест, 2000. - 1156 с. -