Меню
Бесплатно
Главная  /  С чего начать планирование  /  Манеры разговора с человеком. Что такое манеры: определение

Манеры разговора с человеком. Что такое манеры: определение

Манера и стиль являются важными характеристиками общения.

Манера общения характеризуется, прежде всего, манерой говорить, т. е. использовать голос и тело для передачи устного сообщения. Ма­неру говорить можно рассматривать как «окно», через которое люди «видят» речь.

Манера общения определяется:

1) тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволно­ванным, раздраженным и т. д.);

2) поведением в общении (сдержанным, уверенным, беспокойным, неуверенным, скованным, развязанным);

3) дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публич­ной).

Манеры общения могут быть уважительными, "пренебрежительны­ми, шутливыми, серьезными, озлобленными, доброжелательными; они связаны со стилем общения.

Стиль общения характеризуется индивидуально-типологическими особенностями взаимодействия между людьми. Фундаментом стиля общения личности являются ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества.

К наиболее распространенным относятся следующие стили обще­ния: творчески-продуктивный, дружеский, дистанционный (отрешен­ный), подавляющий (агрессивный), податливый, популистский, заиг­рывающий, требовательный, деловой, позиционный.

Эффективность словесного действия зависит от того, насколько субъект владеет психотехникой речи. Под психотехникой речи пони­мается система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, тональностью, логикой в соответствии с усло­виями общения партнеров. Скорость осуще­ствления словесного действия - это его темп. Слишком быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержа­нии словесного действия. Медленный темп утомляет и рассеивает вни­мание. Оптимальный вариант темпа речи выбирается на основе анали­за характера ситуации общения, его целей и задач.

Барьеры общения

Барьеры общения - это факторы, служащие причиной неэффек­тивного взаимодействия, конфликтов или способствующие им. С пси­хологической точки зрения к таким факторам можно отнести различия в темпераментах, характерах, манерах общения и эмоциональных со­стояниях общающихся партнеров.

Барьер темперамента возникает как следствие встречи двух лю­дей с разными типами нервной системы. Темперамент является фун­даментом характера, определяющим особенности реагирования нерв­ной системы на окружающую среду. Общение людей, разных по своей темпераментной структуре, мо­жет формировать барьеры на пути к взаимодействию и даже привести к конфликту.

Характер - это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых особенностей личности, которые проявляются в поведении человека и в определенном отношении:

1) к себе (требовательность, критичность, самооценка);

2) к другим людям (индивидуализм - коллективизм, эго­изм - альтруизм, жестокость - доброта, безразличие - чуткость, гру­бость - вежливость, лживость - правдивость и т. п.);

3) к порученному делу (лень-трудолюбие, аккурат­ность - неряшливость, инициативность - пассивность, усидчи­вость-нетерпеливость, ответственность-безответственность, орга­низованность - дезорганизованность и т. п.).

В характере отражаются также и волевые качества: готовность преодолевать душевную и физическую боль, препятствия, проявление настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплиниро­ванности. Противоположные характеры могут создавать барьеры в общении.

Причиной формирования барьеров в общении могут быть акцен­туации личностей. Акцентуация скрывает как положительные, так и отрицательные заряды и предопределяет процессы и стиль поведения личности в общении. Акцентуированные личности нередко встречаются в повседневной жизни. Психологи считают, что каждый тип акцентуации порождает свои проблемы, а в определенных ситуациях рождает однотипные кон­фликты. Одним из источников конфликтов и обид является несоот­ветствие самооценки и оценки окружающих. В этом отношении сле­дует знать, что:

а) подчеркивание собственных достоинств, надменность, бахваль­ство всегда раздражают окружающих;

б) причиной напряженности в общении может быть неадекватная завышенная самооценка (в этом случае следует снизить «уровень» сво­их притязаний);

в) недопустимо вместо указания или замечания «по делу» давать общую отрицательную оценку личности, например: «А он, вообще, ду­рак!»;

г) каждый человек имеет свои особо уязвимые места, «бить» по которым нельзя упреками и критикой, дразнить человека (особенно это касается внешности людей: черт лица, осанки, походки, фигуры и т. п.; особую чувствительность в этом плане проявляют девушки и женщины);

д) каждый человек нуждается в достойной оценке своей деятельно­сти, в том числе в заслуженной похвале. Однако человеку не безраз­лично, кто его хвалит («а судьи, кто?»). Например, если молодой на­чальник хвалит опытного, признанного и всеми уважаемого специали­ста, то это является психологической ошибкой. Человеку не нужна по­хвала и от того, к кому он не питает чувства уважения;

е) человек, испытывающий безразличие к себе окружающих, как правило, приписывает другим те же ощущения, эмоции, желания, ко­торые он сам переживает в данное время;

ж) когда кто-либо испытывает тягостное чувство утраты, потери близкого человека, ему требуется сострадание, соболезнование.

Манера общения, формируемая на базе темперамента, характера и типа акцентуации личности, также может создать барьер в общении людей, имеющих различия в этой манере. Поэтому важно знать прие­мы вхождения в коммуникативную ситуацию при общении с разными партнерами.

Основными субъектами общения , с психологической точки зрения, являются: доминантный, недоминантный, мобильный, ригидный, экстравертный и интравертный субъекты общения.

· Доминантный субъект общения стремится обратиться к какому-либо человеку, не заботясь при этом об уместности или целесообразно­сти общения. Он хочет овладеть инициативой в общении, оказать влияние на других, подавить активность партнера по общению. Его настроенность на это можно уловить по осанке, мимике, жестам, взгляду, репликам. В общении он повышает голос, перебивает партне­ра, повторяет многократно одно и то же, отличается напористостью.

При общении с доминантным субъектом нужно дать ему возмож­ность выявить свою доминантность; не опровергать и не высмеивать «силовые приемы» партнера, спокойно придерживаясь при этом своей независимой точки зрения.

· Недоминантный субъект общения постоянно чувствует себя неуве­ренно, боится лишний раз взять на себя инициативу, задать вопрос, высказать свою точку зрения. Он очень чувствителен к внешним при­знакам интеллекта, силы, эмоциональности партнера. Нерешителен в раскрытии собственных знаний. Иногда он позволяет сбить себя с тол­ку; уступчив, легко теряется; никогда сам не перебивает партнера и терпеливо сносит, когда перебивают его.

Общаясь с недоминантным субъектом, необходимо стимулировать его к открытости, предоставить ему инициативу и возможность выра­зить себя.

Мобильный субъект общения легко вступает в общение, переклю­чает внимание, быстро рисует в своем сознании образ партнера по об­щению (часто слишком поверхностно). Его речь тороплива, фразы лег­ко сменяют друг друга; задает темп общению; часто перебивает. В ходе словесного общения активно выражает свое отношение к тому, что говорит партнер, вставляет реплики и замечания. Старается уло­вить смысл речи, не вникая в «словесное облачение». Всегда стремит­ся внести разнообразие в общение, меняя поверхностно обсуждаемые темы, перескакивая с одной на другую.

Общаясь с мобильным субъектом, нужно помнить о том, что с ним практически невозможно обсуждать продолжительные во времени, серьезные темы с глубоким анализом сущности затрагиваемых вопро­сов. В подобных случаях он легко прекращает общение, пренебрегая формами и ритуалами прощания.

· Ригидный субъект общения не сразу включается в коммуникатив­ную деятельность. Ему требуется изучить партнера, понять его наме­рения в общении. Как правило, он внимательно слушает. Неспешно говорит, подробно излагает свои мысли, тщательно подбирая слова и выражения, строя фразы. Он не любит, чтобы его перебивали; не тер­пит поспешного изложения мыслей от других. Общение с таким чело­веком может быть тягостным для нетерпеливых.

Общаясь с ригидным субъектом, следует избегать торопливости и небрежности. Входить и выходить из коммуникативного взаимодейст­вия нужно с учетом сложившихся этикетных форм общения. Необхо­димо поставить перед собой коммуникативную задачу на долготерпе­ние. Торопить такого партнера, раздражаться - недопустимо.

· Экстравертный субъект общения открыто расположен к взаимо­действию. Общение является его стихией. Независимо от своего ду­шевного состояния, он всегда направлен на партнерство. Он уверен в собственной способности понять любого человека, любознателен, про­являет неподдельный интерес к людям. Хочет быть полезным окру­жающим, внимателен к ним, старается высказать свои симпатии и же­лает такого же отношения к себе. Для привлечения внимания к своей персоне часто бывает эксцентричным в высказываниях, используя модные новинки. Умеет говорить открыто и искренне.

· Общаться с экстравертным субъектом легко, так как он сам созда­ет положительную коммуникативную ситуацию.

· Интравертный субъект общения не склонен к внешнему диалогу. Более всего он сосредоточен на диалоге с самим собой (аутообщении). Застенчив, обидчив, не склонен к обсуждению личных тем. Однако он имеет хорошо управляемую систему психологической защиты «лич­ных зон».

Общаться с интравертом благоприятнее с «глазу на глаз». К ин­тенсивному общению его нужно втягивать постепенно и деликатно.

Учет приведенных характеристик субъектов общения дает возмож­ность каждому человеку сформировать у себя навыки понимания особен­ностей личности другого человека, признания ее достоинств. Только то­гда возникают условия для эффективного общения людей в коллективе.

Эмоциональное состояние человека также может влиять на эф­фективность общения. Эмоции человека служат одним из главных ме­ханизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведе­ния. Они способны резко усилить или ослабить скованность, робость в общении. Однако лишь устойчивые отрицательные эмоции создают барьеры в общении. К личностным барье­рам отрицательных эмоций можно отнести:

1. Барьер страдания. Этот барьер общения вызывается трагическими событиями, физическими болями, сильно заниженной самооценкой, неудовлетворенностью своим социальным статусом и т. п. Такой барьер снижает и уровень общительности переживающего страдания человека и тех, кто вступает в контакт со страдающим. Барьер страдания может быть вызван застенчивостью человека.

2. Барьер гнева. Его преодолеть особенно трудно, так как гнев провоцирует неожиданные препятствия, оскорбления и т.д. Гнев способен удвоить физическую и психическую энергию: чем он сильнее, тем человек активнее изливает его в словах или агрессивных действиях.

3. Барьер отвращения и брезгливости. Этот барьер возникает из-за нарушений кем-либо элементарных норм этики поведения или вследствие «гигиенического неприятия» другого чело­века. Его могут спровоцировать: а) мятая, грязная одежда и обувь; б) небрежная, излишняя жестикуляция партнера, подергивание; в) оттал­кивающие манеры (грубый цинизм, пальцы во рту, ушах, носу, демон­страция неприличных звуков и т. п.); г) нарушение психологической дистанции общения; д) гигиенически неприятные действия (почесыва­ние, сморкание, харкание и т. п.); е) мокрые, потные ладони и грязные ногти протянутой для рукопожатия руки; ж) неприятные запахи изо рта, от тела, ног и пр.

Следует отметить, что окружающие быстро перестают обращать внимание на физические дефекты, но гигиенические отклонения они не приемлют всегда. Именно эти отклонения надолго запоминаются людям, провоцируя стойкий барьер общения.

4. Барьер презрения. Также как и барьер отвращения он ограничивает контакты с человеком, вызывающим отрицательные эмо­ции. Презрение у людей обычно вызывают: аморальные поступки че­ловека; его предрассудки; неприемлемые черты характера (трусость, скупость); предательство и т. д.

5. Барьер страха. Этот барьер является одним из самых трудно преодолимых в общении между людьми. С человеком, являю­щимся источником страха, контакты сводятся до минимума. Его избе­гают, стараются не оставаться с ним наедине, не встречаться, не попа­даться ему на глаза.

6. Барьер стыда и вины. Возникает в результате осозна­ния неуместности происходящего события как реакция на критику; не­умеренную похвалу, лесть, ухаживания; из боязни показаться нелов­ким или быть уличенным в чем-то содеянном; от осознания глубокой вины перед кем-либо и т. д. В этих случаях человек краснеет, у него изменяется голос, он отводит в сторону глаза от партнера по общению либо опускает их, старается уйти от контакта.

7. Барьер плохого настроения. Плохое настроение часто способствует конфликтам. Это эмоционально-негативное состоя­ние влияет на партнера, парализуя его желание общаться.

8. Барьер речи. Этот барьер возникает вследствие допущен­ных речевых ошибок. Он может исказить или даже полностью заглу­шить слова говорящего. Такой барьер возникает вследствие: эмоцио­нального возбуждения; неправильного выбора слов; ошибок в построе­нии сообщения; неверной оценке способности партнера понять переда­ваемую ему информацию; слабой аргументации высказываний; неуме­ния использовать социально-психологические механизмы общения.

Факторы, способствующие созданию имиджа выступающего:

1. Внешняя привлекательность личности оратора. Она зависит от манеры поведения оратора (походка, позы, мимика, жесты), манеры одеваться, причесываться, умения пользоваться гигиеническими сред­ствами. Первое и достаточно стойкое внешнее впечатление о человеке складывается за первые 90 с.

В отношении мимики и жестов оратора недопустима ни одна из крайностей. Если они отсутствуют, то это создает впечатление неуве­ренности в себе, «зажатость», что мешает установить хороший контакт с аудиторией. Чрезмерность жестикуляции, гримасы, расхаживание по аудитории, переступание с ноги на ногу, пританцовывание, постукива­ние пальцами по трибуне (столу) выдает неопытность и нервозность выступающего, что передается слушателям. Чем выше социальный статус человека, его профессионализм, тем более естественно он дер­жится, используя умеренную жестикуляцию и мимику, соответствую­щие каждому данному моменту выступления.

Речь выступающего должна быть спокойной, что не вызывает со­мнений в его знаниях и уверенности в себе. В то же время монотон­ную речь слушать тяжело, поэтому рекомендуется то повышать, то по­нижать голос в процессе выступления.

2. Установление и поддержание контакта с аудиторией. Преж­де чем начать говорить, необходимо выдержать паузу продолжитель­ностью 15-20 с. В противном случае контакт с аудиторией установить трудно.

Визуальный контакт (контакт глазами) усиливает влияние на парт­нера по общению. Психологи считают, что собеседники проявляют взаимный интерес, если контакт глазами поддерживается не менее 2/3 времени беседы, а менее 1/3 - свидетельствует об отсутствии заинте­ресованности. Ориентируясь на психологический закон «установка определяет восприятие», никогда не следует начинать выступление с извинений, оправданий, с неуверенных фраз. Нужно показать аудитории свое луч­шее «Я». Аудиторию обязательно нужно приветствовать, выразить одобрение (если оно заслужено), не бояться улыбаться. Улыбка снима­ет сопротивление аудитории, демонстрирует уважение и расположение к ней оратора, создает ему в глазах слушателя имидж приятного чело­века. Воздействие оратора на аудиторию во многом зависит от организа­ции пространства. На отношение к выступлению и оратору влияют также время выступле­ния, внешние условия (температура воздуха, влажность, посторонние звуки, запахи и т. п.).

3. Завоевание расположения аудитории. Расположить к себе ау­диторию может человек, способный уловить настроение людей, их ожидания, сопереживающий их нуждам и трудностям.

Оратор не должен демонстрировать превосходство над аудиторией, так как это унижает слушателей и, как следствие, они начнут отыски­вать недостатки и промахи в выступлении. Тон общения со слушателя­ми обнаруживает внутреннюю культуру оратора. Он должен быть до­верительным, уверенным (без назиданий и морализации) и выражать уважительное отношение к людям.

4. Риторический аспект выступления. Выразительность, точ­ность, лаконичность языка способствуют удержанию внимания ауди­тории. Яркость и доступность речи, остроумие, использование посло­виц и поговорок, крылатых литературных выражений обеспечивают оратору симпатии аудитории.

Тем не менее, снижение внимания аудитории к оратору психологи­чески неизбежно. Причины ослабления и отвлечения внимания по от­ношению к выступающему делятся на объективные и субъективные.

К объективным относятся причины, заложенные в самой природе внима­ния и восприятия:

- разрыв между скоростью словесного мышления и скоростью речи (соотношение 400 и 125 слов в минуту). Появившийся в резуль­тате такого соотношения резерв времени способствует возникновению посторонних мыслей;

- ограничения объема внимания (одновременно человек может воспринять не более 4-5 не связанных между собой объектов);

- устойчивость внимания (зависит от состава аудитории: возраста слушателей, профессиональных навыков, эмоционального состояния, жизненного опыта, культурного уровня и т. п.);

- воздействие внешних условий (шум, духота, холод);

- естественное утомление (периоды кризиса внимания: пер­вый- через 15-20 мин после начала выступления, второй - через 30-35 мин).

Субъективные причины ослабления внимания зависят от качества самого выступления, когда оно воспринимается как неинтерес­ное, т. е. непонятное; давно известное; перегруженное информаци­ей; несоответствующее интересам аудитории; невыразительное по форме изложения (тихий голос, монотонность, бедный язык; грам­матические, стилистические и орфоэпические ошибки); суетливая манера поведения оратора; прикованность к тексту; догматически-назидательный тон.

Для удержания внимания слушателей в течение отве­денного на выступление времени оратору необходимо стремиться к тому, чтобы выступление:

2) пробуждало творческие способности слушателей;

3) было логически организовано (готовило слушателей к самостоя­тельным выводам);

4) соответствовало теме, месту, аудитории;

5) было динамичным (интенсивным по темпу; насыщенным мыс­лями и аргументами; сопровождалось подвижной мимикой, умеренной продуманной жестикуляцией, живым голосом с меняющимися интона­циями, паузами);

6) было доступным, содержало конкретные примеры;

7) излагалось живым образным языком;

Интересу слушателей к речи, произносимой орато­ром, могут способствовать следующие прие­мы:

ü прямое обращение к аудитории, диалог со слушателями;

ü ис­пользование новой информации, неожиданной для слушателей;

ü де­легирование возможностей принятия решений слушателями;

ü внесение элементов неформальности (собственный опыт, экспрес­сия);

ü гипербола;

ü контраст, парадокс;

ü создание эффекта при­сутствия (т. е. слушатель как бы присутствует при том, о чем гово­рит оратор) и другие приемы.

Таким образом, руководитель может эффективно выполнять свои управленческие функции только в том случае, если он достаточно хо­рошо овладеет искусством делового общения.


Риторика - теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

Как вы себе ведете в обществе? Вы стараетесь быть культурным и любезным человеком? А вы обращали внимание на свою манеру общения? Это очень важная составляющая того, какое впечатление вы производите на окружающих. Как же себя нужно вести, чтобы выглядеть умным, интересным и обаятельным?

Определение

Манера общения - это многосоставной образ. Из чего он складывается? Из тембра голоса, из умения владеть своей речью, мимикой и жестами. Собеседник дает своему оппоненту оценку не только на основании его речей, но и на основании того, как человек держится. За 10 минут личного общения с персоной о ней можно узнать намного больше, чем за полгода переписки. Люди своим поведением могут производить хорошее впечатление, а могут испортить представление о себе. Причем тут большую роль играют не содержание речей, а их оформление. С милым дурачком порой общаться намного приятней, чем с задающимся интеллектуалом.

Стили общения

Образ, который умышленно или же ненамеренно демонстрирует человек, - это манера общения. В разных ситуациях персона может надевать разные личины. Они называются стилями общения. Какие они бывают?

  • Пренебрежительный. Человек, который хочет показать свое презрение к собеседнику, будет демонстрировать это насмешливым тоном или же явной холодностью поведения. Пренебрежение видно, когда одна персона пытается быстро закончить разговор, так как считает своего собеседника недостойным типом, с которым и общаться-то не стоит.
  • Шуточный. Такой стиль общения пользуется популярностью у друзей. Приятели могут подшучивать друг над другом, кидать остроты и вместе смеяться над возникающей неловкостью.
  • Серьезный. В разговоре с человеком можно судить о его манерах. Стиль общения, который выбирает собеседник, многое может о нем рассказать. Если ваш оппонент не шутит и не поддается на провокации, он хочет предстать перед вами в личине серьезного человека. Такой стиль общения предпочтителен для мира бизнеса.
  • Кокетливый. Девушка, которая разговаривает с симпатичным ей молодым человеком, может открыто флиртовать с ним. Такой стиль общения уместен как для малознакомых людей, так и для друзей. Но нужно иметь в виду ту обстановку, в которой происходит разговор.
  • Дружеский. Два человека, которые испытывают взаимную симпатию, будут разговаривать друг с другом в приветливом тоне. Они станут шутить, задавать вопросы и внимательно слушать собеседника.
  • Деловой. Такой можно встретить в любой организации. Подчиненные в деловом стиле общаются со своими начальниками, а те, в свою очередь, с директорами компании.

Виды общения

Манера общения - это показатель воспитанности человека. Личность, которая умеет себя вести в обществе, демонстрирует свое хорошее воспитание и образование. Какие же существуют виды общения?

  • Прямое. Когда два человека общаются друг с другом, между ними возникает диалог. Такой вид общения самый распространенный. Прямое общение - это не только диалог, но еще и дискуссия. Например, на конференции совета директоров каждый из присутствующих имеет право высказать свое мнение по поднятой теме.
  • Косвенное. Такой вид общения встречается намного реже. Диалог двух персон или же разговор нескольких людей между собой происходит через посредника. Обычно такое случается, когда собеседники общаются на разных языках и пользуются услугами переводчика. Но бывает и такое, что люди общаются на родном языке через посредника. Такой инцидент может произойти с теми особами, которые серьезно поругались и не могут переносить общества друг друга.

Имидж и манера общаться

То, как человек держит себя, многое может о нем рассказать. Когда он подбирает или же вырабатывает себе имидж, то не должен упускать из виду свою манеру общения. Например, девушка, которая хочет заслужить стать весомой персоной в мужском бизнесе, должна вести себя серьезно. Кокетливое поведение не даст ей шансов на то, чтобы собеседники воспринимали ее как делового партнера. Имидж современного человека, язык, речь, манера общения - все это взаимосвязано. Посмотрите на то, как ведет себя человек, и вы точно можете сказать о его профессии. Ведь именно сфера деятельности накладывает на персону свой отпечаток. Например, успешный менеджер будет держаться в любой компании раскрепощенно. Он не будет стесняться знакомиться с людьми и откровенно с ними разговаривать. А вот человек, который работает с документами, а не с людьми, может быть закрытой личностью. Такую персону будет сложно вывести на диалог.

Манеры делового общения

Какой человек вам кажется серьезным? Такие персоны имеют хорошее представление о правильных манерах общения. Человек, который хочет, чтобы его воспринимали всерьез, будет стараться выглядеть серьезно. Его жесты будут открыты, но при этом взгляд и голос будут жесткими и властными. Таким образом, персона будет выражать свою уверенность в себе. Человек, который хочет добиться успеха в деловом мире, должен уметь сохранять хладнокровие в любой ситуации и не поддаваться на всевозможные провокации. Манеры общения делового человека сводятся к дружелюбию, откровенности, открытым жестам, уверенным движениям и властной интонации. Общаться с таким человеком будет приятно, но одновременно страшно. Собеседнику будет казаться, что его оппонент выше и сильнее. Причем это деловой человек должен внушать на подсознательном уровне, а на сознательном уровне разговор должен быть легким и приятным.

Хорошие манеры общения

Какие бывают манеры общения? Для каждого вида и стиля они будут своими. Но самое классическое разделение - это хорошие и плохие. Какие манеры можно назвать хорошими?

  • Правильная речь. Человек, который хорошо говорит, заслуживает внимания окружающих. С таким интересно беседовать, он может рассказать что-то интересное. Да и если такой человек рассказывает обыденные вещи, его речь будет музыкой, так как она правильная.
  • Вежливость. Хорошие манеры общения закладываются в детстве. Общение на «вы» с незнакомыми людьми, умение не перебивать и слышать то, что говорит собеседник, сегодня в чести.
  • Учтивость. Нужно быть не только вежливым, но еще и лояльным. Имейте в виду, что не у всех собеседников мнение по одному и тому же вопросу совпадет. Если ваш оппонент не согласен с вашими доводами, не пытайтесь его ни в чем убедить, пусть остается при своем мнении.
  • Умение слушать. Этикет и манеры общения строятся на взаимном уважении. Вы должны не только слушать собеседника, но и слышать то, что он говорит. Большинство людей делать это не умеют. Они ждут паузы в речи собеседника, чтобы поговорить о себе.

Плохие манеры

  • Держать себя в лучах прожектора. Человек любит говорить о себе. Но если вы хотите быть вежливым человеком, то этого делать не стоит. Говорите о других. Пусть они почувствуют, что вам небезразлично их мнение и их жизненная история.
  • Сплетни. Хотите прослыть культурным человеком? Тогда избавьтесь от привычки сплетничать. Не передавайте слухи другим и прерывайте собеседника, если он будет рассказывать вам недостоверные факты из жизни ваших общих знакомых.
  • Мат. Культура человека познается по тому, как он умеет говорить. Если персона не может связать двух слов без мата, значит, словарный запас этого человека удивительно скуден.
  • Повышенный тон. Если вы хотите заслужить доверие и симпатию человека, вы не должны переходить на крик. Свое мнение можно доказывать тихим и спокойным тоном. Если человек срывается, значит, у него закончились аргументы и он применяет единственно оставшееся средство - устрашение оппонента.
  • Пренебрежение. Не показывайте человеку, что он вам неприятен, это некрасиво. У всех людей было разное воспитание и разная судьба. Не стоит плохо относиться к персоне, которой повезло меньше, чем вам.

Мимика и жесты

Как человек доносит информацию до собеседника? Какую-то часть он передает вербально, а другую - невербально. Мимика и жесты иногда говорят красноречивей, чем слова. Манеры общения с людьми можно выработать осознанно. Конечно, первое время будет сложно контролировать Но со временем можно натренировать свои жесты. Например, когда вы общаетесь с незнакомыми вам людьми, на подсознательном уровне хочется от них закрыться. Но не стоит идти на поводу у своего тела, не перекрещивайте ни руки, ни ноги. Принимайте открытые позы. Благодаря этому простому трюку вы почувствуете себя раскрепощенным, а собеседники будут воспринимать вас как уверенного и общительного человека. Если вас что-то изумляет во мнении оппонента, не нужно рисовать это на лице. Яркая мимика уместна при разговоре с друзьями, но не при общении среди малознакомых людей. Некоторые личности могут воспринять ваш ошарашенный вид как несогласие с их жизненной позицией.

Характер человека

Как много вы сможете узнать о человеке, который находится перед вами? Манеры общения представят вам собеседника намного лучше, чем он сможет это сделать сам. Если человек говорит громко, при этом улыбается и не боится задавать неловкие вопросы, значит, перед вами - легкая на подъем персона, которая имеет смелый характер и веселый нрав. Человек, который говорит тихим голосом и смотрит в землю, - это неуверенная в себе личность, которой явно неуютно в вашем обществе. Личность, которая говорит громко и при этом не дает вам возможности высказаться, - это властолюбивая персона с лидерскими замашками.

Цель общения

Для чего люди разговаривают и как это влияет на манеру общения? По тому, как вам преподносит себя оппонент, можно понять цель, которую он желает достичь диалогом. Если парень разговаривает в учтиво-заигрывающем тоне с девушкой, то он желает завязать с ней более близкое знакомство. Если человек разговаривает с вами в деловом тоне, значит, ему просто необходимо выяснить у вас какую-то информацию. Персона, которая будет шутить над вами, может преследовать несколько целей: подняться за ваш счет в компании, рассмешить людей или же поднять вам настроение. Конечно, цель общения нужно рассматривать в конкретном контексте и понимать, насколько знакомыми являются оппоненты.

Как развить хорошие манеры общения?

Манера и стиль являются важными характеристиками общения.

Манера общения характеризуется , прежде всего, манерой говорить, т. е. использовать голос и тело для передачи устного сообщения. Манеру говорить можно рассматривать как «окно», через которое люди «видят» речь.

Манера общения определяется:

  1. тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным, раздраженным и т. д.);
  2. поведением в общении (сдержанным, уверенным, беспокойным, неуверенным, скованным, развязанным);
  3. дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной).

Манеры общения могут быть уважительными, "пренебрежительными, шутливыми, серьезными, озлобленными, доброжелательными; они связаны со стилем общения.

Стиль общения характеризуется индивидуально-типологическими особенностями взаимодействия между людьми. Фундаментом стиля общения личности являются ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества.

К наиболее распространенным относятся следующие стили общения:

  • творчески-продуктивный,
  • дружеский,
  • дистанционный (отрешенный),
  • подавляющий (агрессивный),
  • податливый,
  • популистский,
  • заигрывающий,
  • требовательный,
  • деловой,
  • позиционный.

Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор средств общения, которые подразделяются на пять основных групп:

  1. лингвинистические (речевые);
  2. оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);
  3. паралингвистические (качество голоса, его диапазоны, тональность);
  4. экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи);
  5. пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения).

Речевые средства образуют логическую и смысловую линии общения, определяющие характер его содержания. В современном управленческом общении ведущими стилистическими чертами являются разговорность, простота, живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии. Своеобразие разговорного стиля достигается путем использования некоторых психотехнических приемов:

  1. воображаемым диалогом («Я ему говорю..., а он мне отвечает....»);
  2. вопросно-ответным ходом (субъект общения сам себе.задает вопрос, и сам отвечает на него);
  3. риторическим вопросом (содержит утверждение или отрицание, возбуждает мысли партнеров по общению, их эмоции, например, «Что может быть эффективнее ресурсосберегающих технологий в нашей отрасли?»);
  4. эмоциональными восклицаниями (усиливает внимание к теме общения, стимулирует разговорность общения);
  5. инверсией (преднамеренным нарушением порядка слов).

Эффективность словесного действия зависит от того, насколько субъект владеет психотехникой речи. Под психотехникой речи понимается система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, тональностью, логикой в соответствии с условиями общения партнеров. Содержательность словесного действия образуют лингвинистические средства, а его выразительность - паралингвистические и экстралингвистические. Эмоциональную окраску словам и фразам придают интонация и тональность. Скорость осуществления словесного действия - это его темп. Слишком быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия. Медленный темп утомляет и рассеивает внимание. Оптимальный вариант темпа речи выбирается на основе анализа характера ситуации общения, его целей и задач.

Пониманию содержания словесного действия способствует дикция - ясность и четкость произношения звуков. Процессу воздействия одного субъекта общения на другого способствуют и оптико-кинетические средства, т. е. жесты, мимика, пантомимика. Эти средства, удачно, красиво и эффектно исполняемые и используемые, играют очень важную роль в общении и формировании имиджа человека.

Стиль общения можно сравнить с призмой, через которую просвечивают наши чувства, наше состояние. Несовершенная призма искривляет и затемняет внутренний образ. Подлинному же общению противопоказаны любые искажения душевных лучей. В жизни мы только тем и занимаемся, что мешаем друг другу открыться. «Закрываемся» сами и «закрываем» этим других. Для создания общения надо в первую очередь научиться убирать всевозможные барьеры, которые мы (часто неосознанно) ставим на пути доверительного общения. Какие же они?

Проявление любви связано прежде всего с общением, его качеством, богатством и разнообразием. Для того, чтобы оно состоялось, у нас все уже есть - наша неповторимая личность. Общение всегда ценилось не столько за обмен информацией (пусть даже самой ценной), сколько за возможность соприкоснуться с уникальными мирами, бездонными вселенными, которые скрыты в каждом человеке. Для этого надо совсем немного: суметь открыть себя другому человеку.

В жизни мы только тем и занимаемся, что мешаем друг другу открыться. «Закрываемся» сами и «закрываем» этим других. Для создания общения надо в первую очередь научиться убирать всевозможные барьеры, которые мы (часто неосознанно) ставим на пути доверительного общения. Какие же они?

Как часто мы своим поведением не сообщаем дорогому нам человеку, что он нам дорог. Порой даже тратим массу усилий, чтобы скрыть это. Сами же ждем, что он за этим «закрытым» поведением увидит, поймет и примет нас. Такое не всегда под силу даже опытному психологу.

Есть боксеры, которые защищаются тем, что держат соперника на длинной дистанции, не дают ему приблизиться к себе. Этого спортсмена действительно не достать. Стиль общения некоторых людей мало чем отличается от тактики подобных боксеров. Представьте ощущения, если человек, с которым вы разговариваете:

⦁ избегает смотреть в глаза, обычно взгляд его направлен вбок или вниз;
⦁ не называет вас по имени, говорит «вообще», а не лично к вам относящееся;
⦁ внутренние переживания разговора с вами не отражаются на его обычно бесстрастном лице;
⦁ в разговоре отстраняется, избегает рукопожатий.

Возникает чувство, будто собеседник удерживает вас на расстоянии. Он воспринимается как равнодушная, скрытая и холодная личность, какие бы искренние и теплые чувства ни испытывал к вам.

Кто-то достигает безопасности лишь в «ближнем бою». Это человек, переходящий сразу на «ты», откручивающий у вас пуговицу и похлопывающий по плечу. Такое чрезмерное «проламывание» дистанции в общении также может вызвать неприятные ощущения, восприниматься как излишняя навязчивость или фамильярность.
Вот несколько средств, которые довольно быстро делают нас недосягаемыми для дружеского разговора:

⦁ уверенный многозначительный тон;
⦁ категоричные формулировки, в которых якобы нельзя сомневаться - даем истину в готовом конечном виде;
⦁ стараемся, чтобы в любом споре последнее слово было за нами;
⦁ разговор строим не как беседу, а как демонстрацию своих «ценных» качеств или познаний.

В этом случае мы, возможно, произведем авторитетное впечатление. Да, нас выслушают, но дружить вряд ли захотят. «Где уж нам», - подумают.
Не менее успешно можно остаться одному и «опускаясь вниз», занижая себя, демонстрируя скромность, малозначимость.
«Человек-невидимка» - это, пожалуй, самый эффективный защитный стиль из всех, которые гарантируют полное одиночество. По сути человек сам себя делает незаметным для окружающих. Он:

⦁ избегает одеваться модно (если это девушка, то обычно не пользуется косметикой);
⦁ говорит тихо, слова произносит неразборчиво из-за боязни сказать что-нибудь не то;
⦁ находясь в гостях, обычно садится в самый укромный уголок, прячась за книгу или газету;
⦁ не переносит нахождения в центре внимания, даже если это день его рождения;
⦁ маловыразителен в танцах, движениях. На танцах или дискотеках будет сидеть и смотреть, как танцуют другие.

Стиль общения можно сравнить с призмой, через которую просвечивают наши чувства, наше состояние. Несовершенная призма искривляет и затемняет внутренний образ. Подлинному же общению противопоказаны любые искажения душевных лучей. Для этого стоит постараться убрать в себе все, что мешает прямому и искреннему нашему свету. Сколько их, несостоявшихся дружб, только из-за того, что люди прятали от другого свою доброжелательность, прикрываясь грубостью, напускным весельем, деланным равнодушием. Только осознав личный вклад в построение своей стены одиночества, можно начать изменять свою жизнь.

Не сошлись характерами

При разрушении наших отношений проявляется одна закономерность. Общая картина примерно такова: успешное начало - накопление отрицательного запаса - переполнение - разрыв. Одновременно с началом отношений мы словно включаем механизм их уничтожения. Чаще всего мы питаемся отношениями, съедаем то хорошее, что они нам дают. Затем остается пустота. У каждого есть свои способы быть несчастливым в отношениях. Вот коллекция таких принципов:

1. Принцип тайны - вступая в отношения, иметь от другого какие-либо тайны. Что-то недоговаривать, о чем-то умалчивать. В принципе даже неважно, есть ли серьезные основания для таких секретов. Сама тайна - это всегда мина замедленного действия. Когда наша связь переполняется тайнами, разрыв неминуем.

2. Принцип оценки - отношения развиваются до тех пор, пока я не созрею до того, чтобы дать другому оценку. Наконец-то понять, что представляет собой этот человек. После того как мы наклеиваем на него ярлык, он становится неинтересен. Дальше мы уже начинаем подтверждать эту оценку, находя все новые и новые доказательства своей «правоты».

3. Принцип родственных душ - общаясь с другим, я вдруг начинаю замечать, как мы схожи. Это вызывает восторг и эмоциональный прилив. «Наконец-то я нашел(а) человека, который меня во всем понимает. Какое счастье, что мы встретились!» Эта ориентация на сходство характеров в дальнейшем служит сильным барьером в развитии отношений. Отныне любое несовпадение во взглядах начинает восприниматься болезненно (даже по поводу футбольной команды). Как только мы набираем достаточное количество расхождений взглядов на те или иные вещи, то следует фраза: «Я думал(а), а он(а)-то, оказывается...»

4. Принцип создания образа - вхождение в отношения осуществляется через какую-то роль. Ту, которая, по нашему мнению, преподносит нас в выгодном свете. Это может быть роль «настоящего мужчины» или «настоящей женщины», творческой личности или специалиста. Считая, что сами по себе мы малоинтересны, общение строится на материале этой роли. Отношения и поддерживаются до тех пор, пока мы чувствуем себя прикрытыми этой ролью. На самом деле образ закрывает отношения. При их развитии начнут проступать наши реальные черты, а это-то и пугает. Разоблачение воспринимается как сигнал к уходу.

5. Принцип теста - общаясь с людьми, иметь четкое представление о том, как они должны себя вести в том или ином случае. Считать себя обладателем свода внутренних правил, которому другие люди должны следовать. Мысленно подразумевается, что все живут по этим же правилам (или, по крайней мере, должны, чтобы заслужить мое уважение). Общаясь с такими людьми, совершаешь прогулку по минному полю. К концу прогулки уже успеваешь сделать столько «ошибок»! Естественно, что правила, которые вы должны выполнять, вам не сообщаются. Вы должны быть постоянно настороже и верно угадывать. Иначе - разрыв.

6. Принцип исполнения желаний - хорошо чувствуя, что ждет от тебя другой, оправдывать все его ожидания. Срабатывает детская логика - если я буду хороший(-ая) (то есть буду оправдывать ожидания родителей), то меня будут любить. Это детское желание «быть хорошими» вступает в противоречие с личными желаниями. Не все желания другого нравятся, копится негативный запас. Вслух об этом, конечно, не сообщается, но в один прекрасный день ничего не понимающий человек слышит от тебя, что ты порываешь с ним отношения.

Общее условие для срабатывания наших механизмов разрушения - недоговоренность и закрытость, боязнь заниматься «выяснениями этих отношений». Это же конфликты, споры, ссоры - брр! Лучше молча и «по-хорошему» разойтись. Избегание выяснения отношений имеет строго определенную цель. Таким уходом от открытого общения мы сохраняем сложившееся представление о мире, о себе, о других. В этом случае я могу быть спокоен и уверен в своих представлениях, мой внутренний кокон ничто не задевает.

Выясняя же отношения, я должен соотносить свои взгляды на совместную жизнь с теми, которые есть у моего партнера. А вдруг у меня все не так правильно и надо жить по-другому? И не он, а я должен пересматривать себя? Любая перестройка всегда болезненна. Гораздо проще расстаться с этим человеком, сохранив свой жизненный стереотип. Это естественная психологическая защита, срабатывающая чисто автоматически. Что ей можно противопоставить? Есть ряд правил, позволяющих не допускать превращения выяснения отношений в ссору.

1. Не накапливайте негативные переживания. По мере возникновения перерабатывайте их в совместном общении. Можно не обращать внимания на мелкий дождик, но накопившая грозовой заряд туча способна многое смести на своем пути: так разбитая чашка становится источником катастрофы. Остается только горькая мысль: «Неужели все расстроилось из-за какого-то пустяка?»

2. Выяснение должно происходить здесь и сейчас. Выяснение конкретного поступка в конкретной ситуации. Забыть расхожие формулировки: «Ты всегда так делаешь», «Ты опять так поступил», загоняющие собеседника в тупик и вызывающие чувство вины.

3. Говорить на языке чувств и переживаний , а не атакующих оценочных суждений. На «дурака» всегда получают «сам дурак». Легче принимается, если говорить не о человеке, а о своих переживаниях по поводу него: «Когда ты так сделал(а), мне стало больно». Тут нечего возразить. Не скажешь же: «Ты так не чувствуешь». Главное условие эффективного общения - уважение личности в форме принятия ее уникальности и непохожести на нас. Как верно подметил один психолог, смысл любой ссоры в том, что мы говорим друг другу:

«Ты не такой, каким бы я хотел тебя видеть».
Представьте, что вы нашли на улице сто рублей. Неплохо, но вам и в голову не придет требовать такого каждый день. В отношениях такая просьба считается естественной: «Хочу, чтобы ты для меня всегда был хорош». Любые отношения развиваются волнообразно. В сложные периоды охлаждения чувств просто нужно знать, что такое должно быть. Единственное, что можно тут сделать, - предпринимать тактичные попытки сближения.

Гений общения

Не всякий разговор можно назвать общением- как далеко не каждого человека можно назвать личностью. Выделим несколько уровней контактов с окружающими.

⦁ Уровень первый . Эта ситуация всем знакома: начальник - подчиненный, офицер - солдат и т. д. Жесткая, безличная, ролевая форма контактов, определяемая словом « управление». При таком контакте существует некто «сверху» и кто-то «снизу». «Нижний» выполняет задания «верхнего».

Управлять другим означает использовать его в контакте как средство. Есть управление открытое, а есть скрытое. Часто гением общения называют человека, способного открыто управлять другими. «Наш начальник от любого добьется того, чего хочет», - с восторгом говорят о таком. На психологическом языке такой тип человека получил название «манипулятор». Однако при всех своих внешних успехах манипулятор часто глубоко несчастен. Происходит это потому, что он лишен близких отношений с людьми. Для скрытого управления наиболее благоприятны закрытые отношения.

Но справедливо и обратное: если у нас закрытое общение, мы неосознанно манипулируем друг другом. Когда я делаю «шахматный ход», используя в качестве фигуры своего друга, жену, ребенка (какие бы благородные цели я ни преследовал), я разрушаю, съедаю наши отношения. Манипуляции в общении с близкими людьми никогда не прощаются.

⦁ Второй уровень , где позиции более равны, называется коммуникацией. Типичные ситуации: на кухне, в компании за столом, в транспорте. Основная проблема при таком общении - выбор общей темы. Внешне это может походить на словесный хоккей: тема вброшена (скажем, «машины»), и вся компания начинает «гонять ее по кругу». Исчерпав одну, подыскиваем другую. В коммуникации наша личность уже проявляется, но в малой степени. Коммуникабельный человек с любым найдет общий язык, будет принят в каждой компании, сразу отыщет интересную всем тему для разговора. Всем коммуникабельными быть не дано, но общительным может быть каждый.

⦁ Третий уровень нашего условного деления контактов носит название обслуживания. Здесь мы уже не используем другого человека как средство, а сами становимся для него таковым. Наглядный пример этого уровня - психологическая помощь. Приходит человек со своей проблемой, которую психолог старается помочь ему разрешить. Однако человека, способного дать вам мудрый совет, выслушать и помочь разобраться в себе, тоже рано называть гением общения. Он гений обслуживания. Это уровень уже более глубокий, чем управление или коммуникация. Но все-таки это еще не собственно общение.

⦁ Четвертый , высший уровень наших контактов - общение. Это взаимосвязь равносвободных и равноуникальных субъектов». Цель его всегда одна - другой человек. Это не взаимообмен информацией, общение касается внеинформативных феноменов: смысла жизни, ценностей и направленностей личности, ее идеалов и стремлений. Психологический механизм общения - это переживание, слитое воедино с пониманием, а не чисто рассудочные передача и прием информации.

Способного к этому человека и следует назвать гением общения. В литературе описан такой тип - князь Мышкин из романа Достоевского «Идиот». Сила открытости этого человека была для других столь велика, что те, с кем он успевал хоть немного поговорить, становились его союзниками или друзьями.
Общение - это уже не столько техника, сколько искусство. Открыто проявлять свою неповторимость и принимать ее в собеседнике - это и есть секрет настоящего общения.

Cepгeй Владимиpoвич Пeтpyшин - доктор психологических наук,

доцент Кaзaнcкoго федерального университета,

действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги,

эксперт центра дистанционного образования «Элитариум»

Не секрет, что наш голос и манера говорить способны как заворожить собеседника, так и вызвать у него чувство напряженности и раздражения. И то и другое может произойти неосознанно, собеседник может, не отдавая себе отчета, вдруг проникнуться к тебе самыми лучшими чувствами, или наоборот – испытать острое желание немедленно прервать общение с тобой.

Почему так происходит? Голос и манера говорить отражают, как психологическое состояние твоей личности, так и твою способность выполнять принятую тобой на себя социальную роль. За тысячелетия, прошедшие со времени, когда люди овладели речью, мы научились воспринимать из нее не только информацию, содержащуюся в словах, но и ту, которая скрыта в самой манере говорить.

Без сомнения, значительная часть этой информации относит говорящего к определенной эпохе, культуре, социальному слою и т.п., но есть признаки, способные дать ему индивидуальную характеристику, они не зависят ни от содержания речи, ни от культурных или социальных различий. Но именно эти особенности формируют и степень нашего доверия к переданной информации и наше отношение к говорящему. Условно можно выделить десять манер говорить.

Такая манера говорить характеризует тебя, как человека с крайне неустойчивым душевным состоянием. Ты легко поддаешься смене настроения и бурно реагируешь, как на взлеты, так и на падения, очевидно, что у тебя серьезные проблемы с самоконтролем. Но такая манера говорить может носить и временный характер, в случае, если она вызвана с процессом перехода из подросткового во взрослое состояние. Столкновение с новыми жизненными ситуациями и ломка привычных в детстве способов решения проблем часто проявляются в такой манере говорить.

Полная противоположность предыдущему варианту. Создается впечатление, что ты стараешься контролировать все, что только возможно. Если ты хочешь проявить себя как ответственный работник – это тебе не повредит, но в устройстве личной жизни такая манера говорить далеко не лучший выбор. У собеседника, скорее всего, сложится мнение о тебе, как о целеустремленной, но холодной, лишенной души, стремящейся к доминированию особе. Кроме того, с тобой, вероятно, смертельно скучно.

Твой голос звучит столь высоко, что кажется будто он через секунду-другую оборвется. Такое бывает при эмоциональном напряжении, другим признаком является состояние мышц шеи и плеч: плечи поднимаются, мышцы шеи напрягаются. В жизни бывают различные ситуации, но если это твое состояние уже стало привычным – у тебя проблема. Находиться рядом с тобой тревожно, кажется, что ты вот-вот сорвешься в бездну неконтролируемых импульсов, и нет никаких гарантий, что шквал эмоций не изольется на окружающих. Не удивляйся, что люди стараются побыстрее свернуть общение с тобой и бежать, куда глаза глядят.

Создается впечатление, что ты полностью погружена в себя. Тобой владеют сентиментальные чувства. Ты склонна скорее к самолюбованию, чем к каким-либо активным действиям. Впрочем, как знать, может быть найдется человек, который полюбит тебя такой, как ты есть. На всех остальных твой неразборчивый шепот производит негативное впечатление, никому не хочется напрягать слух, чтобы разобрать, что ты там бормочешь.

Может быть твоя профессиональная деятельность предполагает способность доминировать (например, ты – учитель), но за рамками класса твоя манера говорить превращается в проблему. Люди чувствуют, что их воля находится под давлением твоего голоса и начинают неосознанно протестовать, им некомфортно общаться с тобой, и они стараются этого дискомфорта (а значит и общения с тобой) избежать.

Я уже неоднократно писала ранее, что люди не любят слушать, когда собеседник жалуется им на свои проблемы. А в твоем случае и слушать необязательно, твоя манера говорить сама полна жалоб на жизнь, даже если ты пытаешься рассказать, как только что выиграла миллион в лотерею. Ты удивляешься, что никто не радуется вместе с тобой. А наоборот, все разбегаются. Все просто: тебя никто не слушал, твой голос быстрее, чем слова донес до собеседников информацию (в данном случае ложную), что сейчас последует очередная жалоба на жизнь, вот все и «заткнули уши».

7. Громогласный, не контролируемый по силе голос.

Стремление перекричать собеседника свидетельствует вовсе не о силе твоей позиции, как раз наоборот, за сильным криком мы чаще всего стараемся скрыть слабость своих аргументов. Нам кажется, что за счет силы голоса мы можем донести свою позицию до окружающих, но это ощущение ложное. Психологи утверждают, что уровень доверия и к передаваемой таким образом информации, и к самому крикуну крайне низок. В ситуации, когда спор перешел в соревнование в децибелах, они советуют наоборот перейти на нормальный или даже тихий голос. Парадоксально, но так вероятность быть услышанной намного выше.

Но если нужно позвать на помощь или предупредить об опасности громогласный голос будет очень уместен.

8. Уверенный, спокойный, неторопливый, с четким произношением голос.

Такая манера речи порождает доверие к говорящему, сразу видно, что ты – человек организованный и ответственный. Даже если содержание речи так себе, она все равно воспринимается с доверием и энтузиазмом. Для того, чтобы убедить собеседника принять твою точку зрения лучшего и не придумаешь. Но в случае, когда нужно донести не информацию, а эмоции такая манера речи дает сбой, в личных отношениях, где передача чувств выходит на первый план, она начинает казаться занудной и скорее отталкивает, чем притягивает.

9. Бесцветный, монотонный, невыразительный, тихий голос.

Такая манера говорить показывает тебя, как человека больше всего на свете желающего спрятаться от чужого внимания. Причин тому может быть много, некоторых случаях коррекция потребует вмешательства специалиста. Я уже писала об этом в одной из предыдущих статей, когда рассказывала об имидж-масках, за которыми мы так любим прятать свои лучшие черты. Но до тех пор пока твоя манера говорить не поменялась, сложно рассчитывать на внимание к себе, а значит и на завязывание каких-то отношений.

10. Задушевный, бархатный, глубокий, грудной голос.

Этот голос призван ласкать слух и зачаровывать, как волшебная музыка. Говоря об уверенной, спокойной манере речи, я упомянула, что она идеальна для передачи информации, но не подходит для передачи чувств. Задушевная манера – наоборот передает в основном чувства, и погруженному в них собеседнику нет никакого дела до информации, он ее почти не воспринимает. Можно ли считать эту манеру речи дополнением к уверенной? Конечно, но на самом деле, чем в большей степени ты овладеешь своим голосом, тем лучше.

Безусловно, просто прочитать статью и тут же научиться приводить людей в восхищение своей манерой говорить невозможно. Самые известные риторы в истории по полжизни тратили на изучение этой науки и бесконечные тренировки. В наше время существуют педагоги по выразительности речи и психологи, занимающиеся этой проблемой. Но потребуется много времени и сил, чтобы используя их методики, научиться высвобождать скрытую в нашем голосе силу и красоту.

Эта статья призвана лишь вскрыть проблему и указать направление в самосовершенствовании, для тех, кто действительно хочет очаровывать своей речью. Но один совет я могу дать прямо сейчас. Для того, чтобы твой голос обладал для собеседника притягательной силой, в нем должна чувствоваться твоя искренняя заинтересованность в нем. Если же тебе нет дела до собеседника, не помогут никакие тренинги, он все равно это почувствует.