Меню
Бесплатно
Главная  /  С чего начать планирование  /  Нигилизм в современном обществе - его виды и последствия. Нигилист — кто это такой и что такое нигилизм простыми словами

Нигилизм в современном обществе - его виды и последствия. Нигилист — кто это такой и что такое нигилизм простыми словами

Нигилизм... Что это за явление? Так называют учение, утверждающее, что вся жизнь и действительность ограничены лишь явлениями, нет ничего выше чувственного. Но это только теория нигилизма, на деле же отрицает важность добра, доблести и правды и высших основ бытия.

Развитие нигилизма началось в XIX веке в результате притока атеистических и материалистических идей. Нигилисты придерживались точки зрения полного отрицания, для них не было ничего, достойного уважения. Они считали пустяками все, чему люди привыкли преклоняться, глумились над общепринятыми категориями, стремились поломать и отринуть все, за чем утверждена вековая давность.

Сами нигилисты считали себя людьми, которые ко всему относятся критически, не признают авторитета и не принимают на веру принципов. Отрицание доходило у нигилистов до мании, они даже стыдились, если приходилось разделять с кем-либо свое мнение. Нигилизм - что это? Безусловное отрицание или противоречие принципам? Согласно нигилизму все идеалы человечества - это просто призраки, которые ограничивают свободное сознание человека и мешают ему жить правильно.

Нигилизм признавал в этом мире только материи, только атомы, которые образуют то или иное явление. Основные причины нигилизма - это эгоизм и чувство самосохранения, не знающее чувства духовной любви. Все творческое, по мнению нигилистов, - сущая ерунда, ненужная и напускная. Понятно, что к религии они относились тоже враждебно. Нигилизм отрицает существование Бога и бессмертие души.

К тому же, отвечая на вопрос: «Нигилизм - что это?», нельзя не отметить нравственную распущенность, которую проповедовали нигилисты. Они не считали нужным сохранять нравственную стыдливость, так как стыд - это один из признаков слабости.

Характеристические черты русского нигилизма

По воззрениям нигилизма, брак и семейные узы всех уровней считались лишь непонятным и ненужным предрассудком. Это учение высмеивало проявление сердечных и родственных привязанностей. В отношениях со своими родными нигилисты проявляли бесчувственность, и в результате духовной деградации нигилисты становились жесткими циниками не только на словах, но и на деле: нигилисты стремились пренебречь всеми правилами приличия и в поступках, и в общении, и даже в манере одеваться.

Отрицание и является основной характерной чертой русского нигилизма. Сами представители так определили нигилизм - что это «ни за что не приниматься серьезно, только ругаться». Поэтому вполне объяснимо, что отрицания нигилистов приводили к полному разрушению внутреннего мира, оставляя после себя пустоту и нерадостное ничтожество. Нигилистам близко только все негативное, они наполнены презрением ко всему.

Это учение проявляется в преувеличенном сомнении в известных принципах и ценностях. Существует еще и в котором объектом отрицания является право. В этой разновидности нигилизма правовые нормы не считаются идеальным способом для урегулирования общественных отношений.

Нигилизм - отрицание установившихся принципов, норм, порядков, традиций, законов человеческого общежития. В дореволюционном словаре иностранных слов добавленно «форма анархизма» .

В научный обиход термин ввел немецкий философ Фридрих Генрих Якоби (1743 - 1819) в изданной в 1799 году в Гамбурге книге «Sendschreiben an Fichte» (Гугл переводит название как «Послание к ели»).

Однако «жизнь» понятие приобрело благодаря другому философу, и тоже немцу, Ф. Ницше. Он обозначил «нигилизмом» разочарование части европейских интеллектуалов, те есть, людей имеющих возможность и способность к размышлению (большинству ведь было не до раздумий, они боролись за выживание) существующими порядками, осознание ими бессмысленности мира, крушение их мира ценностей.

Основные утверждения нигилизма

  • Нет доказательств существования создателя или высшего разума
  • Нравствености не существует
  • Жизнь не имеет смысла, потому что правда у всех разная

Впрочем, ко времени Ницше (1844 - 1900) «нигилизм» прочно вошел в словарь русского языка. В 1829 году литературный критик Н. И. Надеждин в «Вестник Европы» (№1, 2) опубликовал статью «Сонмище нигилистов». Через 29 лет термин появился в книге «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни» казанского профессора В. В. Берви. Публицист, издатель, литературный критик, редактор газеты «Московские ведомости» М. Катков «обзывал» нигилистом другого литературоведа Дм. Писарева…

Но славу понятие завоевало благодаря роману И. Тургенева «Отцы и дети», в котором тема нигилизма - ведущая. Главный герой книги Е. Базаров, личность препротивная, не скрывает своего нигилизма, то есть отрицательного отношения не лишь к «язвам капитализма»: крепостническому строю, «бюрократизму и бездорожью», но вообще ко всему традиционному, что существует в человеческом обществе, чем люди веками жили и гордились: любви, поэзии, философским размышлениям, семейным ценностям, нравственным категориям - долгу, праву, обязанностям. Он проповедует всеобщее разрушение с целью строительства новой жизни, новых отношений. Причем, выражает Базаров свои мысли резко, бескомпромиссно, грубо, чем постоянно шокирует оппонента (ведь не мог же он проповедовать в пустоту) милейшего, добрейшего и благороднейшего Павла Петровича Кирсанова.

В советской школе Базарова, конечно, представляли героем положительным, хотя даже Чернышевский, уж на что революционер из революционеров, считал, что, рисуя портрет Базарова, Тургенев преследовал цели революционеров опорочить, скомпрометировать и высмеять.

Существует ли нигилизм сегодня?

Ещё как!

  • Это так называемый правовой нигилизм, когда законы человеческого общества нарушаются намеренно
  • Это отрицание наследия предков, когда объявляется, что всё былое не верно, ошибочно, вредно
  • Это скептическое отношение к нравственности, «закона джунглей» - прав тот, кто сильнее
  • Это неверие в прогресс, конечное торжество добра, правды, справедливости

Нигилизм - это упадочничество, декаданс, депрессия, цинизм, выраждение и безверие

лат. nihil – ничто) – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры. Получает особое распространение в кризисные периоды общественного развития.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НИГИЛИЗМ

от лат. nihil - ничто, ничего) - термин, получивший широкое распространение в России в лит.-политич. полемике 60-х гг. 19 в. Введен в публицистику M. H. Катковым, взявшим его из романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". Использовался реакц. и консервативной журналистикой и авторами т. н. антинигилистич. романов (Н. С. Лесков, В. П. Клюшников, А. Ф. Писемский, P. M. Достоевский и др.) для дискредитации разночинной демократии, представители к-рой изображались как бездумные отрицатели, "игноранты", каких бы то ни было обществ. ценностей - нравственности, красоты, гражд. обязанностей, веры в положит. идеалы, объявлялись сторонниками вульгарного материализма в философии, аморализма в этике, анархич. отрицания иск-ва, проповедниками полового разврата. Н. представлялся как явление, лишенное нар. нац. почвы, как занесенное с Запада антипатриотическое поветрие. При изображении нигилистов представители антинигилистического лагеря стремились представить их людьми, мешающими осуществлению в стране социального и политического прогресса, вынуждающими правительство - посредством своих беспредельно радикальных требований - к ограничению политических свобод, способными на самые низкие поступки. Лишенный науч. значения термин "Н." все же отражает нек-рые черты, не охватываемые понятием "революц. демократизм", но тем не менее характерные для умонастроения молодой рус. разночинной демократии. Среди них - известная прямолинейность политич. тактики, преувелич. рационализм и утилитаризм в этике и эстетике, полемич. заострение элементов сенсуализма в философии, несколько прагматич. подход к культурному наследию и пр. Эти крайности, не выражавшие сущности демократич. идеологии шестидесятников (что подчеркивали А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и Д. И. Писарев) и изжитые в последующем развитии рус. революц. процесса, были порождены рядом условий рус. действительности. Посредством ряда уступок (крест. реформа 1861 и др.) и усилением репрессий правящие классы смогли ликвидировать состояние революц. ситуации, обезглавить и распылить революц. силы. Надежды рус. демократов на крест. революцию оказались тщетными. Стремление к радикальному преобразованию общества на демократич. основах не могло осуществиться из-за непомерного гнета гос. власти (цензурный деспотизм, аресты и т. д.). Для разночинцев - представителей социального слоя, только еще поднимающегося к культуре и в значит. степени разочарованного в результатах дворянской цивилизации, - единственно реальным выходом энергии оставалось расшатывание коренных традиц. устоев существующего общества, что не всегда обходилось без крайностей. Принцип революц. отрицания иногда доводился до крайности, но в своей гл. сути выражал не только непримиримость к самодержавно-крепостнич. порядкам и охранит. идеологии, но и ненависть к различным формам социального паразитизма и приспособленчества: либеральному соглашательству в политике, бесплодному обличительству в лит-ре, чиновничьему карьеризму, лицемерию в быту, мистицизму, уходу в "чистую" науку и "чистое" иск-во и т. п. Отдельными сторонами он был направлен и против революционных иллюзий. По преимуществу негативные, разрушительные, эти задачи не могли все же заменить конкретной позитивной политич. программы, столь необходимой особенно в условиях спада революц. ситуации. Т. н. раскол в нигилистах - резкая полемика между двумя гл. демократич. печатными органами "Современником" и "Рус. словом" в 1864-65 - явился ярким тому свидетельством и выражением насущной необходимости в разработке цельной программы рус. освободит. движения. К кон. 60-х гг. нигилистические настроения изживают себя: из общего лагеря разночинной демократии выделяются группы, с одной стороны, революционеров, с др. стороны, нек-рые бывшие нигилисты превращаются в проповедников либерального культурничества. Почти исчезнувший из полемич. лит-ры к кон. 60-х гг. термин "Н." вновь используется в реакц. публицистике в моменты наибольшего обострения клас. борьбы в России. Несмотря на протесты Писарева, Герцена, П. А. Кропоткина и др., указывавших на несоответствие назв. Н. подлинному содержанию рус. революц.-демократич. идеологии 60-х гг., термин зачастую использовался в дворянско-бурж. историографии как адекватное обозначение идей и деятельности шестидесятников. У ряда совр. зап.-европ. авторов (В. Нигг, Г. Римша, Ф. Баргурн, А. Ярмолинский и др.) термин "Н." неправомерно используется как обозначение тех форм русского освободительного движения 19 в., наследниками к-рых выступили в 20 в. большевики. Лит.: Антонович М., Асмодей нашего времени, в кн.: Литературно-критич. ст., М.-Л., 1961; Герцен A., Еще раз Базаров, Соч., т. 20, ч. 1, М., 1960; (Катков М.), О нашем нигилизме, "PB", 1862, No 7; Кропоткин П., Записки революционера, М.-Л., 1933; Записка К. Д. Кавелина о нигилизме, публ. П. А. Зайончковского, в сб.; ИА, кн. 5, М., 1950; Писарев Д. И., Реалисты, Соч., т. 3, М., 1956; Тургенев И. С., Лит. и житейские воспоминания. Собр. соч., т. 10, М., 1956; Алексеев А. И., К истории слова "нигилизм", в сб.: Статьи по слав. филологии и рус. словесности, Л., 1928; Батюто A., К вопросу о происхождении слова "нигилизм" в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети", "ИАН СССР. ОЛЯ", 1953, т. 12, в. 6; Воровский В. В., Базаров и Санин, в кн.: Лит.-критич. статьи, М., 1956; Демидова Н. В., Д. И. Писарев и нигилизм 60-х гг., "ВЛГУ", 1965, No 5. Серия экономики, философии и права, No 1; Козьмин Б. П., "Раскол в нигилистах", в кн.: Из истории революц. мысли в России, М., 1961; его же, Два слова о слове "нигилизм", "ИАН СССР. ОЛЯ", 1951, т. 10, в. 4; Пустовойт П., Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" и идейная борьба 60-х гг. XIX в., М., 1960; Coquart A., Dm. Pisarev (1840-1868) et I ´id?ologie du nihilisme russe, P., 1946; Cyzevski D., Zur Vorgeschichte des Wortes "N", "Z. f?r slav. Philologie", 1943, Bd 18, H. 2, § 93. А. И. Володин. Москва.

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil - ничто) - отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. В России получил распространение после появления романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Становится популярным, особенно среди молодежи, в кризисные моменты истории.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 350-351.

Нигилизм (СИЭ, 1967)

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil - ничто, ничего) - термин, получивший широкое распространение в России в литературно-политической полемике 60-х годов 19 века. Введен в публицистику M. H. Катковым, взявшим его из романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". Использовался реакционной и консервативной журналистикой и авторами так называемых антинигилистических романов (Н. С. Лесков, В. П. Клюшников, А. Ф. Писемский, P. M.

Нигилизм (Акмалова и др., 2011)

НИГИЛИЗМ. Отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. На духовное развитие европейского и русского общества XIX века сильное влияние оказывал культ науки и научного познания, связанного с успехами позитивного естествознания. Этот культ вызвал отрицательное отношение ко всем ценностям, которые не поддавались рационально-научному истолкованию. Техника завладела человеком настолько, что он стал считать возможным с ее помощью решить все вопросы бытия человечества. Н.

Нигилизм (Маслин, 2014)

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil - ничто) - вид негативного умонастроения (наряду с пессимизмом и скептицизмом), выражающий полное отрицание, исходящее из уверенности в абсолютной ложности отрицаемого. Статус социального отрицания (негативизма) нигилизм получает, когда направлен против социально значимых ценностей и общественных институтов. С этой точки зрения характерный элемент нигилизма - отрицательное отношение к культуре и ее ценностям, от неприятия элитарного статусного присвоения культуры, канонизации ее форм, до бездумного отрицания «всего и вся» и прямого вандализма.

Нигилизм в России

НИГИЛИЗМ В РОССИИ. В России термин «нигилизм» впервые употреблен Н.И.Надеждиным в опубликованной в 1829 в «Вестнике Европы» статье «Сонмище нигилистов». Несколько позже, в 30–40-х гг. 19 в., его использовали Н.А.Полевой, С.П.Шевырев, В.Г.Белинский, М.Н.Катков и ряд других русских писателей и публицистов, при этом употребляя термин в различных контекстах. С ним были связаны как положительные, так и отрицательные моральные коннотации. М.А.Бакунин, С.М.Степняк-Кравчинский, П.А.Кропоткин, напр., вкладывали в термин «нигилизм» положительный смысл, не видя в нем ничего дурного.

Нигилизм (Грицанов, 1998)

НИГИЛИЗМ (лат. nihil - ничто) - исходно - одна из характерных черт буддистской и индуистской философии. Согласно присущему им Н. (или пессимизму), в посюстороннем мире в принципе не присутствует изначальная реальность, ибо она не имеет имени и формы; оформленной же и получившей имя является приносящая страдания иллюзия. Жизнь, таким образом, выступает ничем иным, как нескончаемой сменой рождений и смертей, лишенной смысла и назначения. Спасение человека суть спасение от жизни. В истории философии европейского типа Н. воплощался в ряде разнокачественных версий:

Нигилизм (Кириленко, Шевцов, 2010)

НИГИЛИЗМ (лат. nihil - ничто) - в самом общем смысле учение, центральным постулатом которого является полное отрицание традиций, норм, правил, общественных устоев, авторитетов. Нигилизм - сложное социально-историческое явление, имеет много разновидностей. Существует нигилизм социально-политический, связанный с отрицанием общественно-политического строя. Такой нигилизм проявляет себя в революционном движении; сторонники его склоняются к анархизму. Существует этический нигилизм, отрицающий общечеловеческую мораль, существование добра вообще. Такой нигилизм переходит в пессимизм.

Нигилизм (КПС, 1988)

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil - ничто, ничего) - отрицание установившихся общественных норм, ценностей, авторитетов. На ранних этапах общедемократического революционного движения нигилизма может играть революционизирующую роль, выражать отрицательное отношение к изжившим себя реакционным общественным порядкам. Однако общей чертой нигилизма является отсутствие четкой положительной программы борьбы. Бывает также нигилизм реакционный, попирающий любые ценности человеческой культуры и морали, цинично утверждающий лишь силу и власть эксплуататорских классов.

Нигилизм (Конт-Спонвиль, 2012)

НИГИЛИЗМ (NIHILISME). Нигилист это человек, не верящий ни во что (nihil), даже в то, что есть на самом деле. Нигилизм есть своего рода отрицательная религия - Бог умер, унося с собой все, что считалось плодом его творения, - бытие и ценность, истину и благо, мир и человека. Не осталось ничего, кроме ничто, во всяком случае, ничего стоящего, ничего заслуживающего любви, ничего, что хотелось бы защищать, - все на свете стоит друг друга, и ничто ничего не стоит.

Нигилизм в общепринятом значении подразумевает мировоззренческую позицию отрицания. Прежде всего, отрицается осмысленность существования человека и необходимость и значимость общечеловеческих культурно-нравственных ценностей, установок, авторитетов.
Считается, что впервые термин «нигилизм» был введен в употребление философом и писателем Фридрихом Якоби, однако появился он значительно ранее, еще в эпоху Средневековья. Так называлось учение, последователи которого отрицали человеческую сущность Христа. Тем не менее, широкое распространение нигилизм получил именно как философский термин, и развитие получил вначале в работах Якоби, который под нигилизмом понимал отрицание общепринятых идеалов и моральных норм. Затем более глубоко нигилизм как общеевропейское социальное явление исследовал Фридрих Ницше, в чьем понимании нигилизм означал осознание несостоятельности идеи о христианском Боге и, одновременно, идеи общественного прогресса. Ницше считал, что человек должен остаться один на один с бессмысленностью и бесцельностью мира, и научиться жить без иллюзий и надежды.
Следует отметить, что термин «нигилизм» вошел в обиход русских писателей и философов несколько ранее, чем западных - в середине XVIII и в начале XIX в. соответственно. Так, Н.И. Надеждин употребил это понятие в заметке «Сонмище нигилистов», опубликованной еще в 1829 г. Также казанский профессор В.В. Берви использовал понятие «нигилизм» как тождественное скептицизму. Однако бесспорную известность и признание термин получил после выхода в свет в1862 г. «Отцы и дети». Как результат, нигилистами окрестили всех молодых людей, желавших изменить ставший традиционным общественный и государственный строй, демонстративно пренебрегавших моральными нормами и проповедовавших атеизм и материализм. В конце концов, слово это прочно закрепилось для обозначения революционеров-народников.
Позднее понятие нигилизма было довольно широко освящено и в психологических исследованиях, начало этому положили работы Эриха Фромма, который предположил, что нигилизм - один из механизмов психологической защиты личности. Согласно воззрениям Фромма, личность одновременно стремится к отчуждению и свободе, причем свобода увеличивается по мере развития. Однако если личность оказывается неподготовленной к свободе и теряет свое «Я», срабатывает механизм защиты - нигилизм, выражающийся в деструктивных намерениях и поведении и по отношению к себе самому, и по отношению к окружающему миру.
На основе и психологических исследований появилось множество учений, которые взяли за основу теорию нигилизма как отрицания чего-либо. Среди них можно особо выделить метафизический, моральный, правовой и мереологический нигилизм, каждый из которых, имеет достаточно развитую и обоснованную доказательную базу.