Меню
Бесплатно
Главная  /  Женские проблемы  /  Все о сосне обыкновенной. Почему сосна и ель вечно зелёные: Сказка Применение сосновых шишек

Все о сосне обыкновенной. Почему сосна и ель вечно зелёные: Сказка Применение сосновых шишек

Тема: «Ель и сосна – хвойные деревья»

Цель: способствовать формированию системы знаний о хвойных деревьях

Задачи: расширить понятие «хвойные деревья», научить распознавать ель

и сосну по нескольким признакам (внешний вид, хвоя, шишки,

кора на стволе);

выявить части хвойного дерева, их особенности (хвоя – листья);

расширить представление о сотрудничестве человека и природы;

развивать речь, обогащать словарный запас через отгадывание

загадок, игру «Четвёртый лишний», составление предложений из

слов, устную беседу,

полные ответы на вопросы;

развивать умение работать в парах при выполнении практической

воспитывать бережное отношение к растительному миру,

умение видеть красоту природы.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Методы обучения: наглядные, словесные, практические

Оборудование: презентация, гербарии, ветки, шишки, раздаточный материал, графический план урока.

Ожидаемый результат: учащиеся различают сосну и ель, умеют составить ответ на вопрос, рассказ по плану.

Ход урока:

1. Оргмомент.

А сейчас проверь дружок Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все в порядке Книжки, ручки и тетрадки (Учащиеся тихо садятся) Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят. Учитель: А теперь сделаем установку на активную и плодотворную работу на уроке. Повторяем вместе: «Я способен!
Я со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать!»

2 .Целеполагание

К нам в гости пришел житель леса - медведь, который предлагает ответить на вопросы:
1. Какое слово лишнее? Почему? (Слайд 2)

Береза - тополь – клен - Сапоги
Сирень – акация – шиповник - Тетрадь
Одуванчик – репей – Шапка – подорожни

2. Подберите противоположные по смыслу слова: (Слайд 3)

Короткие иголки - …
Тонкий ствол - …
Молодое дерево - …
Крупные шишки - …

3.Введение в тему.

Сегодня на уроке мы будем изучать хвойные деревья. А какие, отгадайте загадки.

Она зимой нарядится
В гирлянды и шары,
Припрятала подарки
Она для детворы
Не зря поётся в песенке,
Что родилась в лесу,
Но я куплю из пластика –
Красавицу спасу! (Елка) (Слайд 4)

Хоть колюча, а не Ёлка,
Подлинней её иголка,
А кора тонка, красна,
Та красавица... (сосна). (Слайд 5)

Какие деревья мы будем сегодня изучать? (ель, сосну)

Тема урока Ель, сосна – хвойные деревья. (Слайд 6)

Когда Медведь подрос, ему стало интересно узнать про великие деревья – сосну и ель.

Сосна:

У сосны древняя история. Она появилась на Земле 150 миллионов лет назад. Сосна - вечнозеленое стройное хвойное дерево, достигающее 40 м высоты, 1,5 м в диаметреМолодые ветви голые, зеленоватые, потом серо-бурые; почки 6-12 мм длиной, острые Вся древесина сосны пронизана многочисленными крупными смоляными ходами, тянущимися в вертикальном направлении и сообщающимися между собой горизонтальными ходами, залегающими в сердцевинных лучах. Из естественных трещин коры и искусственных надрезов вытекает смола, заливающая нанесенные повреждения, в чем состоит ее биологическое значение. Вытекающая из раны смола называется живицей (от слов “заживлять”, “исцелять”).

Корневая система с глубоко идущим главным корнем.

Листья (хвоя) сизо-зеленые, расположены попарно, жесткие, полуцилиндрические, заостренные, длиной 5-7 см, шириной 2 мм, расположены на верхушках укороченных побегов.

При легком насморке в походе полезно нюхать растертую в пальцах хвою сосны. Сосна имеет прекрасную древесину, которая используется в строительстве. В народе говорят, много шишек на соснах и елях - к доброму году.

Стройное, красивое дерево 40-50 м высотой. Крона правильная, коническая, островершинная. Ствол прямой, покрыт темно-серой, в молодости почти гладкой корой, в старости отслаивающейся кругловатыми пластинками. Побеги бледно - желто - бурые или желто-зеленые. Легко отличается от других видов плоской хвоей, до 2 см длиной, на плодущих ветвях граненой, немного изогнутой, коротко-остроконечной. Сверху хвоя темно-зеленая, снизу ярко-сизая, от устичных полосок, плотно прижата к побегам, чем отличается от других видов. Ее декоративность увеличивают светло-бурые, овально-цилиндрические, слегка глянцевые шишки до 6,5 см длиной.

Очень много стихов и рассказов про сосну и ель.

2 ученика рассказывают стихи:

1 ученик: Елочка

Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад.

И березки и осинки

Скучные стоят.

Только елочка одна

Весела и зелена.

Видно, ей мороз не страшен,

Видно, смелая она.

2 ученик: Сосна
Шумят сосновые леса,
И сосны стройные, литые,
Как будто стрелы золотые.
Уходят смело в небеса.
Шумят сосновые леса,
Как будто шепчут, что когда-то
Скользили по морям фрегаты,
Бриз надувал их паруса.
Их нес с собою бег волны,
А строили их из сосны!

4. Работа над темой урока.

Практическая работа в парах. (У детей гербарии, рисунки ели и сосны, шишки)

С помощью рисунков найдите части дерева.

Карточка – задание.

1. Как называется растение?

2. Есть ли у него корень?

3. Найдите стебель.

4. Найдите листья.

5. Найдите цветок.

6. Найдите плод.

Коллективная проверка.

Корень у сосны уходит глубоко в землю, у ели не глубоко.

Стебли у деревьев называют ствол и ветви, они толстые и твёрдые.

Листья – хвоинки, которые на все не опадают. А почему я сказала не Все?

(опадают постепенно в течение 7 – 9 лет) Вместо плодов – шишки с семенами.

Но ведь плоды вырастают на месте цветка. Значит, ель и сосна цветут? (да)

В начале лета сосна цветёт. Она не даёт пышных цветов, а появляется маленькие красноватые шишечки. Семена вызревают через 18 месяцев, в феврале-марте они выпадают из шишек на снег, их подхватывает ветер и разносит в разные стороны. Прорастают семена весной.

Вывод. У ели и сосны есть одни и те же части – корень, стебель (ствол, ветви), листья (хвоинки), цветок, плод с семенами (шишка).

5 . Физминутка .

Ёлочка
У маленьких детишек ёлочка большая.
Огоньками и шариками ёлочка сверкает.

Деткам, ёлочка, посвети, посвети. (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево, потом читают стихи.)
Не коли нас, ёлочка,
Веточкой лохматой, (Грозят пальчиком.)
Убери иголочки
Дальше от ребяток.
Ай да ёлочка, погляди, погляди, (Дети хлопают в ладоши.)
Деткам, ёлочка, посвети, посвети. (Дети поднимают над головой руки и поворачивают ладони вправо и влево.)

6. Закрепление изученного.

Отличие ели от сосны. Работа в парах.

Перед вами веточки ели и сосны, шишки. Задание: определить ветки и шишки с какого они дерева.

Проверка

Возьмите в правую руку веточку ели, в левую – сосны.

Как отличили? (Хвоинки у ели короткие, у сосны – длинные.)

Как прикрепляются к веточке? (У ели сидят по одной, у сосны – по две).

Как сказать – шишка ели - еловая,

шишка сосны – сосновая.

Возьмите в правую руку еловую шишку, в левую – сосновую.

Как отличили? (Еловые – вытянутые, узкие, длинные,

сосновые – округлые).

Стволы ели и сосны тоже имеют различия.

Ствол ели достигает в высоту до 40 – 50 м. По цвету он красновато-коричневый, чешуйчатый. Ветви густые, растут от земли, поэтому еловые леса тёмные.

Ствол сосны имеет такую же высоту, но по цвету он медно-красный, более светлый. Ветви расположены вверху, поэтому сосновые леса светлые.

По стволу ели и сосны часто стекает смола. Какая она? (Липкая, клейкая)

Чему мы сейчас научились? (отличать ель от сосны)

Какую задачу выполнили?

7. Экологическая минутка Значение леса, охрана.

Знаете ли вы, что даёт нам лес? Как человек использует его? Чтение хором со слайда стихотворения: (Слайд 7)

Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Вот стоит обычный стол. Это лес!
Или рама, двери, пол? Лес!
А пенал красивый наш? Лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!
Оглянись, всё вокруг – это наш зелёный друг.

Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес даёт нам мебель, карандаши, спички. Чем ещё полезен лес человеку? (Одевает, кормит, лечит)

Человек пользуется дарами природы, а они не безграничны. Все больше загрязняется воздух, вода. Которые необходимы для жизни растений, животных, человека.

Почему надо беречь ёлку?
Каждый человек, где бы он не жил, должен знать закон об охране окружающей нас среды, об охране природных богатств нашей Родины, нашей Земли.
Мы знаем, что чем больше на земле лесов, тем чище воздух, которым мы дышим.
С давних времён стало обычаем ставить в канун Нового года зелёное деревце в доме. Каждый старается приобрести это красивое, вечнозелёное деревце и украсить его. Но надо задуматься, что это временное удовольствие, за которое расплачивается своей жизнью деревце, под названием – ёлка.
Сколько труда пришлось приложить лесничим, чтобы вырастить такую красавицу!
Из маленького семечка в питомнике выращивают маленькую ёлочку, затем высаживают в лес.
Много лет проходит с тех пор, прежде чем малышка превратится во взрослую ёлку. Дожди будут поливать её, сильные ветры качать и гнуть до земли, солнце будет обжигать её нежные зелёные иголки.
В тени её кроны летом прячутся от жары птицы, зимой от морозов. Её шишки служат им кормом. Очень много под ёлочкой вырастит грибов.

Также лес очень часто подвергается звгрязнению, вырубке пожарам!!!чтобы этого избежать как должен вести себя человек в лесу??? Ответы детей.

Пословицы. (Слайд

В красивом бору и сосны красивые.

Далеко сосна стоит, а своему лесу веет.

Урожай на сосновые шишки - урожай на ячмень

Ель – не сосна: шумит неспроста.

Перелетный соловей: то на сосну, то на ель.

Объясните смысл пословиц.

8 . Итог урока. Рефлексия.

Продолжите, ель и сосна - …. деревья.
- А лес, состоящий из этих деревьев?... (хвойный)

Что нового узнали на уроке?
- Чему учились на уроке

Кому было интересно работать на уроке?

Кому было трудно?

Кто узнал новое на уроке?


ТОПОЛЬ

Тополь – это знают все -
Чемпион по росту.
И достать мою макушку
Вам совсем не просто,
Потому что я за лето
Вырастаю на два метра.
Тополь и в самом деле одно из самых быстрорастущих деревьев средней полосы. Он в короткие сроки достигает внушительных размеров. За год тополь вырастает на 1,5–2 метра. Это дерево неприхотливо и не требует особого ухода.
Тополь чаще других деревьев используют при озеленении улиц. Кроме быстрого роста, у него есть и другие преимущества. Это величественное стройное дерево с зеленовато-серым гладким стволом и густой кроной великолепно вписывается в ландшафтный дизайн, украшает городские скверы, площади, улицы. В городе тополь играет роль санитара. Он очищает воздух от пыли и копоти и выделяет в атмосферу большое количество кислорода.Давайте повнимательнее посмотрим на тополиные листочки. Сверху они блестящие темно-зеленые, а снизу – светлые с белым опушением. Такие опушенные листья способны улавливать из воздуха значительное количество пыли. Она оседает в волосках, а при сильных ливнях смывается и уносится стекающей водой. Если же пыли и копоти слишком много и воздух сильно загрязнен, тополиные листья подают сигнал бедствия – становятся мелкими, покрываются пятнами, редеют. Нужно принимать меры, ведь жить в таких условиях невозможно не только тополю, но и человеку.
Цветет тополь ранней весной, еще до того, как распустятся на нем первые листочки. Уже в конце мая на тополях созревают плоды – коробочки с большим количеством мелких семян. Семена эти покрыты длинными шелковистыми волосками – в народе их называют тополиным пухом. Коробочки лопаются, и на город обрушивается «белая метель». Тополиный пух, словно снег, покрывает землю и деревья.
– Признавайся нам, петух,
Почему повсюду пух?
Ты – известный забияка!
Здесь была, наверно, драка?
– Не дерусь я восемь дней!
Пух летит от тополей!
(М. Дружинина)
Тополиный пух быстро впитывает влагу, создавая тем самым хорошие условия для прорастания семян. Тополиное семечко набухает за 4 часа, а через 8-10 часов у него появляется корешок.
Древесина у тополя мягкая и легкая. Из нее делают фанеру, бумагу. Тополиные почки используют в косметологии.


ЕЛЬ

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(А. Рождественская)
Какое дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год? Правильно, елку. Елка, или, по-научному, ель, родственница других хвойных деревьев, таких как сосна или кедр.
У ели крона гуще, чем у сосны. Она хорошо переносит недостаток света и не погибает, а просто перестает расти. Для хорошего роста ели требуется влажная питательная почва. Ели – стройные деревья с пушистыми ветками, покрытыми хвоей. Ель обыкновенная европейская – самое высокое дерево в Европе, она достигает высоты 70 метров.
Ели на опушке – до небес макушки -
Слушают, молчат, смотрят на внучат.
А внучата-елочки, тонкие иголочки,
У лесных ворот водят хоровод.
Если у лиственных деревьев листья осенью желтеют и опадают, то у хвойных листья-хвоинки остаются зелеными и в зимнюю пору. Единственное хвойное дерево, которое каждый год сбрасывает хвою, – лиственница.
В нашей стране в европейской части растет ель обыкновенная, на Урале и в Сибири – ель сибирская, на Дальнем Востоке – ель корейская, на Кавказе – ель восточная, в Карелии – ель финская. Вот сколько видов! На центральных площадях российских городов красуются голубые ели. Их родина – Северная Америка. Необычную голубую окраску хвое придает восковой налет. Дерево, покрытое природным воском, с легкостью может пережить как суровую зиму, так и засушливое лето.
Ее всегда в лесу найдешь -
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
Живет ель несколько сотен лет, самые старые ели в нашей стране обнаружены в Костромской области. Им больше 500 лет.
Древесина у ели мягкая, приятного белого или желтоватого цвета. Из нее получается красивая мебель. Также из еловой древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.
ЗАГАДКИ
Зимой и летом одним цветом.
(Ель)
* * *
У нее одежки колки -
Всё иголки да иголки.
Звери шутят: «Дядя Еж
На нее слегка похож!»
(Елка)


КЕДР

Начнем с того, что дерево, которое все называют кедром и с которого собирают кедровые орешки, на самом деле вовсе не кедр. Это кедровая сосна, или сибирский кедр.
Настоящих кедров всего три вида: ливанский, атласский и гималайский. В нашей стране они почти не встречаются. В некоторых южных городах на улицах высаживают гималайские кедры.
Зато сибирской сосны в России очень много. Это высокое мощное дерево. Оно достигает высоты 40 метров, а диаметр ствола – 1,5–2 метров. Крона у молодых деревьев пирамидальная, у взрослых – раскидистая.
Впервые сибирскую сосну назвал кедром тобольский митрополит Киприан в своем произведении «Синодика». Он описал, как новгородские купцы, в XII веке оказавшись в Сибири, увидели большие деревья с шишками. Кто-то из них раньше видел кедровые шишки. Вот и назвали незнакомое дерево кедром.
В кедровнике дышится очень легко из-за запаха хвои и ароматических масел, которые выделяет древесина кедра. Эту замечательную особенность кедровых лесов заметили древние монахи. Тогда и возникла пословица: «В ельнике – трудиться, в березняке – веселиться, в кедровнике – Богу молиться». Монахи завезли кедры из Сибири в среднюю полосу России. И сегодня они растут в Сергиевом Посаде, монастырях Ярославской и Тверской областей. Есть они на территории Московского Кремля. Кедры – деревья-долгожители. Они живут до 800, а то и до 1000 лет.
Сибирский кедр – настоящее дерево-комбинат, практически все его части используются человеком. Сок применяют в медицине. Из древесины изготавливают мебель, музыкальные инструменты и карандаши. Дубильные вещества из коры используют в производстве изделий из кожи. Хвою перерабатывают для получения витаминной муки для животноводства.
В урожайный год одно крупное дерево дает до 1000–1500 шишек. В природе семена сибирского кедра распространяются кедровкой, бурундуком, белкой, соболем и другими животными, которые питаются кедровыми орешками. Кедровые орешки очень питательны, они содержат 65 процентов масла, богаты белком и витаминами.
ЗАГАДКИ
Есть в тайге сибирской кедры,
На орехи кедры щедры.
Знают белки, знают мышки,
Что искать их надо в… (шишке)

Методическая разработка по лексической теме "Хвойные деревья"

Предлагаю вниманию логопедам и воспитателям дошкольных учреждений лексическую тему в старшей группе "Хвойные деревья".
Цель: Формировать представления о хвойных деревьях
Задачи:
Расширять понятие о хвойных деревьях - ели и сосне, их сходстве и различии.
Совершенствовать умение подключать мануальные действия при обследовании веток, хвои, шишек деревьев ели и сосны.
Развивать слуховое восприятие, цветоразличение, восприятие формы, величины хвои, веток, шишек деревьев ели и сосны.
Расширять активный словарь.
Формирование лексико-грамматических категорий по теме.
Воспитывать интерес к окружающему миру.

Словарь:
Существительные (предметы):
Сосна, ель, кедр, пихта;
Хвоя, шишки, смола, ствол, крона, древесина, ельник, бор…
Слова-признаки:
Хвойные, вечнозелёные, еловые, сосновые, полезные, высокая, стройная, пушистая, ароматная, смолистая, пахучая, исцеляющая…
Слова-действия: растут, шумят, пахнут, лечат, исцеляют…

План работы:
1.Вспомнить лексическую тему: «Деревья»
Что ты знаешь о деревьях?
Есть у них могучий ствол.
Ветки, веточки и листья
Ветер в кроне их нашёл.
А ещё канаты – корни
В землю глубоко уходят.
Держат корни ствол и крону,
Воду под землёй находят.
На деревьях вздулись почки,
Распускаются листочки.
У лимона – кожура,
У апельсина – кожура.
У человека это кожа,
А у дерева - кора.
У царя на голове – корона,
А у дерева – крона.
Давайте сравним дерево и человека.
- У человека ноги, а у дерева - …корни.
- У человека руки, а у дерева - …ветки.
- У человека туловище, а у дерева - …ствол.
- У человека кожа, а у дерева - …кора.
2. Познакомить детей с хвойными деревьями.
Беседа по теме.
Не у всех деревьев есть листья. У некоторых листья имеют форму игл.
Эти иглы называются хвоя. А деревья – хвойные.
Угадайте эти деревья.
Загадки:
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)


Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.(Ель)


Хвойные деревья отличаются от других деревьев тем, что листья у них не опадают на зиму, они всегда стоят зелёные. Их называют вечнозелёными.
Поэтому всем знакома такая загадка: «Зимой и летом одним цветом».
Конечно иголочки тоже меняются, но это происходит постепенно, почти незаметно.
А ещё у хвойных деревьев есть шишки, в которых прячутся семена. Из опавших на землю семян могут вырасти новые деревца.
Самые распространённые из наших хвойных деревьев – это ель и сосна. Листья у них узкие, иглистые, и не похожи на листья других хвойных деревьев: лиственница, пихта, кедр, можжевельник, секвойя, тис, кипарис.
Много хвойных деревьев растёт в лесах. Если в лесу только сосны – это сосновый бор. Если только ели - ельник. А если и сосны и ели то лес просто называется хвойный. Воздух в хвойных лесах очень чистый, насыщенный полезными веществами, помогает выздоравливать при заболеваниях сердца, лёгких. А в хвои содержится витамин С (столько же как в чёрной смородине). Поэтому из хвои делают целебные напитки. Воздух в хвойных лесах успокаивает, исцеляет, заряжает энергией. Прогулки по таким лесам очень полезны и благоприятны.
Хвойные деревья используются и в строительстве. После срубки из древесной коры делают мебель.
-Предложить детям рассказать что нового и интересного о хвойных деревьях они узнали и запомнили.
3. Сравнить сосну и ель.
Хвоинки : у ели короткие, у сосны – длинные.
у ели на веточке сидят по одной, у сосны – по две.
Шишки: у ели вытянутые, узкие, длинные;


сосновые – округлые.


Ствол: у ели красновато-коричневый, чешуйчатый;
у сосны медно-красный, более светлый.


По стволу ели и сосны часто стекает смола (сок). Она липкая и клейкая.
Стволы деревьев имеют одинаковую высоту (до 50 м)
Ветви: у сосны расположены вверху (ствол внизу почти голый) и растут вверх, от этого леса сосновые светлые;
у ели ветки растут от земли более густые и раскидистые, поэтому еловые леса тёмные.
4. Чтение рассказа для детей.
«Почему сосна и ель вечно зелёные?»
Это было давным-давно, в незапамятные времена. Как-то в один из годов очень рано наступила осень. Ещё и листья с деревьев не опали, а уже завернули сильные холода. Птицы начали сбиваться в стаи и заторопились в тёплые страны. Змеи, ящерицы, всякие лесные зверушки, спасаясь от холода, залезли в свои норы и дупла. Всё живое или улетело, или попряталось. Лишь маленькая птичка с пораненным крылом не смогла улететь со стаей и осталась одна в чистом поле на пронизывающем ветру.
Сидит птичка под кустиком полыни, горюет, что делать – не знает. Неужто так и придётся погибать? А на краю поля начинался большой дремучий лес. «Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки перезимовать», – подумала птичка и, оберегая своё раненое крылышко, поскакала к лесу.
На опушке леса стояла кудрявая красавица-берёза. Птичка к ней с просьбой:
- Берёза-берёзонька, густая и кудрявая, пусти к себе перезимовать.
- Веток у меня много, листьев ещё больше, мне за ними надо смотреть, до тебя ли тут, – ответила берёза.
Поскакала птичка со своим перебитым крылышком дальше. Глядит – стоит развесистый дуб-великан. Стала она его упрашивать:
- Дуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые тёплые ветки до весны прожить.
- Вот ещё придумала, – ответил дуб. – Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного жёлудя не оставите. Нет, нет, не пущу, иди своей дорогой.
Птичка-невеличка поскакала дальше по лесу, оберегая своё раненое крыло. Приблизилась к речке, видит – на берегу, спиной к ней, лицом к речке, стоит, до самой воды уронив свои ветви плакучая ива.
- Добраяивушка, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних тёплых дней, – просит иву бедная птаха.
- Проваливай, я с рекой разговариваю, а со всякими встречными мне и разговаривать-то не к лицу,- гордо ответила ива.
Бедная пташка впала в отчаянье. Да и было от чего: никто её, горемыку, не пускает на зиму, все-то разговаривают свысока.
Усталая и голодная, побрела она дальше, в глубину леса, осторожно ступая, чтобы не сделать больно раненому крылышку. Несчастную птицу заметила зелёная ель.
- Ай-яй, бедняга, куда же ты идёшь? – спросила она птаху.
- Куда иду, и сама не знаю, – ответила та.
- Как же не знаешь? – удивилась ель.
- Да ведь не от хорошей жизни одна по лесу хожу, – печально сказала птичка. – Иду, куда глаза глядят.
- А что же ты со своими подругами не улетела?
- Крылышко у меня больное, не могу летать. А пришла в лес, попросилась у деревьев пустить меня перезимовать – никто не пустил, никто не пожалел.
- Ах, бедняжка! – жалостливо воскликнула сердобольная ель.- Тогда поживи у меня. Вот садись на эту мохнатую веточку – она самая тёплая.
Рядом с елью стояла старая сосна. Она тоже пожалела пташку.
- У меня ветки не такие густые, не такие тёплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров,- сказала она.
Птичка забралась в самую гущину еловых ветвей, а сосна прикрыла её от холодного ветра.
Так раненая птичка зажила хорошей жизнью.


Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер. Он так трепал ветви деревьев, что с них дождём сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему все деревья раздеть донага, но прежде, чем сделать это, решил он всё же спросить у Мороза:
- Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить?
Царь холода, Мороз, сказал:
-Со всех деревьев, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они и зиму стоят зелёными.
Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза. Так они и по сию пору остались вечно зелёными.


5. Игры по теме.
« Маленький-большой»
Ель-ёлочка
Сосна-сосенка
Шишка-шишечка
Ветка-веточка
Хвоя-хвоинка
Иголка-иголочка
Ветка-веточка
«Посчитай»
Одна сосна, две сосны, три сонны, четыре сосны, пять сосен…
Одна ёлка,………
Один сосновый бор,……
Один ельник,…….
«Один-много»
У меня одна ёлка, а у тебя… (у меня много ёлок)
У меня одна сосна, а у тебя … (у меня много сосен)
У меня одна ветка, а у тебя…. И т. д.
«Назови лишнее»
Ель, берёза, сосна.
Дуб, можжевельник, ёлка.
Клён, пихта, липа, осина.
«Скажи правильно»
Ветка ели- еловая ветка.
Ветка сосны -сосновая ветка.
Шишка ели- еловая шишка.
Шишка сосны- сосновая шишка.
Ствол ели – еловый ствол.
Ствол сосны- сосновый ствол.
Хвоя ели- еловая хвоя.
Хвоя сосны- сосновая хвоя.
Лес с соснами- сосновый лес.
Лес с елями- еловый лес.
6. Самомассаж с шишками
Шишку в руки мы возьмём и ладошки потрём.
(Берут шишку между ладоней и катают)
А потом будем играть по спине её катать.
(Поворачиваемся друг за другом)
Катим вверх, потом вниз.
(прокатываем по спине товарища вверх-вниз)
Шишка, шишечка держись.
По спине друга катись.
А потом ко мне вернись.
(поворачиваемся с шишкой в двух руках)
В руку правую возьмём.
(Берут в правую руку)
В руку левую возьмём.
(Берут в левую руку)
И опять в руках потрём.
(Берут шишку между ладоней и катают.)

Все вместе говорят:
«Вы сосновые шишки
Дайте всем ребятам:
Силу и здоровье,
Ловкость, красоту,
Ум и доброту.»
7. Пальчиковая гимнастика
«Ёлочка»
Превращаем пальчики в колючие иголочки.
(каждым пальчиком правой руки, начиная с большого колет левую ладошку под счёт)
1, 2,3,4,5.
(Потом меняем руки)
Пальцы в хвою превратились
Друг за друга зацепились.
(Сцепить пальцы рук)
Локотки ты подними,
Пальцы в ветки преврати.
(Локти на уровне плеч, сцепленные пальцы разведены)
Получилась ёлочка- колючая иголочка.
(пошевелить сцепленными пальчиками)
8.Символ Нового года
Очень скоро к нам придёт
Лучший праздник - Новый год!
В каждом доме и в саду
Будет ёлка на виду.
Вся в игрушках, мишуре
Радость дарит детворе.
Объяснить детям, что…
Легенды повествуют многое:
Кто-то верит сказаниям, что это волшебное дерево, в нём живёт добрый дух, который прогоняет всё плохое из дома, а хорошему даёт поселиться в семье.
Согласно истории России, ёлочку наряжают по традиции и приказу нашего царя Петра Первого, который побывав в Германии ввёл и у нас новое времяисчесление и приказал на Новый год наряжать это вечно зелёное дерево, украшая его орехами, яблоками.
Но неотъемлемым остается одно – елка символ Нового Года. Она наполняет дом незабываемым ароматом, волшебством, сказочностью.

Чем отличается сосна от ели?

Казалось бы, об этих деревьях мы знаем всё. Но не надо торопиться с выводами. Ещё в школе детям на уроках географии и биологии рассказывают о ценных свойствах сосны и ели, о том, что эти «лёгкие» планеты очищают атмосферу в большей мере, поскольку издревле известно свойство эфирных масел этих деревьев убивать болезнетворные микробы и лечить инфекции, чистить помещения и территории. Именно поэтому зачастую обочины дорог и экологически неблагополучные районы спасают соснами и елями. Их густо садят, прежде всего, для того, чтобы снизить вредное воздействие опасных загрязнителей воздуха. Да что там! Запах свежей хвои знаком каждому ребёнку, ведь именно этим терпким ароматом наполняется квартира и дом в преддверии волшебного Нового Года.

Сколько интересных и любопытных фактов мог бы рассказать о сосне и ели знающий человек. О видах и формах, об особенностях, а может, даже об агротехнике возделывания и культивирования… Но при всех этих сложных знаниях далеко не все с лёту ответят на совершенно простой опрос: чем отличается сосна от ели? Что ж, давайте разбираться.

Сосна

Согласно ботанической классификации, сосна родом из семейства Сосновых и относится к классу Хвойных. Выбирает это дерево для своего местожительства всегда холодный и влажный климат. Именно поэтому ареал произрастания сосны сосредоточен в основном в северном полушарии. Сосна - царица настоящей сибирской тайги.


Ещё сосна является вечнозелёным деревом и может жить до 350 лет. За все свои годы сосна способна вытянуться до 75 метров высоту. Но кто сказал, что среди сосен не встречаются исключения?! Так, на юго-западе США есть сосна-долгожитель. Люди утверждают, что её возраст составляет около 6 тысяч лет.

Сосна вовсе не капризна, как многие другие деревья. Она будет рада поселиться и на гранитных склонах гор, и в ущельях самых крутых оврагов, и на песках, и даже на болотах. Она не требовательна к почве и может спокойно набирать рост как в сильно переувлажнённой земле, так и, напротив, обеднённом питательными веществами каменистом грунте.

К тому же, сосна вынослива и стойко переживает самые суровые морозные зимы равно как и летнюю многонедельную засуху. Единственное, за что борется сосна, так это - за место под солнцем. Это дерево не любит оставаться в тени.
Кстати, сосна можем сама себя обеспечивать водой. Её мощные корни, пронизывающие землю, помогают извлекать влагу из самых её глубин. Собственно, это ещё одна особенность сосны - её стержневая корневая система.

Кто бы мог подумать, что хвоя сосны так уникальна. Судите сами. Хвоинки растут всегда парами, так же, вместе, они и отпадают, когда начинается осенний период сбрасывания «одежды». Между прочим, длинные и узкие хвоинки живут на ветках до 3-х лет. Ветки сосны похожи на веера. В науке такое расположение называется мутовчатым, когда 5 веток расходятся от ствола на одном уровне.


Шишки сосны - тема особая. Оказывается, есть среди них как представители женского рода, так и мужского. Весной на молодых сосновых побегах появляются светло-жёлтые соцветия шишек - это как раз и есть «особи-мужчины». По размеру они примерно с вишнёвую косточку. Но всё равно выходит, что больше шишек-»женщин». Эти вообще еле заметны среди хвои, поскольку на вид с головку булавки. Ко всему прочему они ещё и «сидят» на концах сосновых лапок.

Что касается ели, то она представительница того же семейства Сосновых и находится в том же классе - Хвойных. Это дерево вечнозелёное, имеющее шикарную крону в форме пирамиды. Ель является типичным представителем любого леса. Но всё-таки больше она встречается в Китае, Северной Америке, а также Северо-Восточной Азии и Восточной Европе.


Срок жизни среднестатистической ели - 300 лет. Вырастает дерево до 50 метров высотой. При этом оно предпочитает нежиться в тени, и лучше - других деревьев. Ель более каприза к состоянию почвы. Хотя она и терпит бедные каменистые грунты, известковые и подзолистые земли, но совершенно не выносит избытка влаги или напротив, пересушенной земли.

Ветки-мутовки у ели также напоминают богатые на иголки веера. Причём, что интересно, добавляются они каждый год. К каждой из них крепятся тёмно-зелёные хвоинки, срок жизни которых до 12 лет. Если же присмотреться, эти иголочки имеют удивительную четырёхгранную игловидную форму. Длина хвоинки не более 3-х см. Опадает еловая хвоя не сразу, поскольку у этого дерева нет выраженного периода листопада.

Еловые шишки бывают женскими и мужскими. Первые отличаются красочной расцветкой - они ярко красные и к тому же размером с лесной орех. Находятся они почти у самой верхушки кроны на концах веток. Так что не заметить такие украшения на ели просто невозможно. Ну и по логике, конечно, получается, что мужские шишки - более мелкие, не броские на окрас, предназначенные для созревания жёлтой пыльцы.

Несмотря на то, что корневая система ели так же имеет вид стержня, главный корень её весьма скромный по размерам, ну а по прошествии 10 лет так и совсем отмирает. Чтобы удержаться в почве, ель использует свои боковые корни. Они же, как могут, так и снабжают дерево влагой и питательными веществами. Но силы еловых корней ограничены и со своими основными задачами они справляются далеко не всегда. Все это делает ель уязвимой особенно при сильных порывах ветра, когда не редко ели выворачивает с корнем.

Итак, основное отличие сосны от ели заключается в следующем:


1. Оба дерева принадлежат к одному семейству Сосновые, но являются представителями разных родов: Сосны и Ели.
2. Сосна любит греться на солнце в то время как ель предпочитает расти в тени.
3. Известно, что сосна и ель - вечнозелёные деревья. Однако если хвоя сосны всё же опадает, то у ели нет листопадного сезона.
4. Окрас хвои ели более насыщенный, чем у сосны, а иголки короче.
5. Шишки сосны менее выражены, когда у ели они красочные и заметные.
6. Сосна имеет мощные корни, которые сильно цепляются за землю, уходя в неё глубоко. У ели корневая система развита намного слабее.

СОСНА И ЕЛЬ

Татьяна Смирнова

Нет ничего удивительного в том, что Сосна и Ель выросли рядом, в самой середине лесной опушки. Удивительно было другое: как это они не уставали препираться с самого раннего утра и до самого позднего вечера? Чуть только туман убрался восвояси и роса заискрилась в первых лучах солнца, началось:

Ах! Меня опять всю ночь мучила бессонница! - Ель кокетливо распушила иголочки.

А я уж как спала... Даже не хотелось просыпаться, - тут же заявила Сосна.

Тебе думать не о чем, вот ты и спишь крепко.

А ты все о своем Новогоднем бале мечтаешь, - ехидно заметила Сосна.

Разумеется! - холодно ответила Ель. - Не вечно же мне торчать здесь... Вокруг должны быть красивые вещи, должна звучать музыка, смех. Скоро за мной придут и увезут для праздника. И уж там-то меня будет ждать шикарный наряд: разноцветные шары, бусы, гирлянды и мерцающие лампочки. А на самую макушку наденут красивый шпиль или, может быть, даже сверкающую звезду.

А шишки покрасят золотой краской, - насмешливо фыркнула Сосна.

Представь себе, и шишки...

Их бормотание разбудило старую Березу, которая росла неподалеку.

Ну, завели свою обычную песню, - сердито зашумела Береза. - И как вам не надоест!? Опять я из-за вас толком не выспалась. Постойте! Что это?

Чужой, посторонний звук, какой-то смутный гул, какое-то тарахтение отчетливо слышалось где-то на краю леса. И звук этот приближался, становясь все громче и громче. Он нарастал... нарастал... Вот уже совсем рядом...

Трактор! - догадалась Сосна.

Это за мной! - обрадовалась Ель.

Да ведь сейчас лето. До Нового года еще далеко, - возразила Сосна.

Ну и что! - упрямо тряхнула ветками Ель. - А меня привезут заранее. Будут наряжать, украшать...

А трактор с большим прицепом уже въехал на поляну. Из него вначале выскочил сам лесник, а затем и его помощник. Лесник сразу же направился к тому месту, где росла Ель. Он походил вокруг, посмотрел, постучал топором по стволу и сказал своему помощнику:

Вот эта подойдет. Тащи сюда пилу.

Я же говорила! - Ель гордо расправила ветки.

Вжж-з-зз... - завыла пила, вгрызаясь в стройный ствол. - Вжж-з-ззз...Крак!

А-ах! - Ель рухнула на поляну.

Вжж-зз... - продолжала выть пила, и ветви одна за другой падали на землю.

Что они делают? - заволновалась Сосна. - Зачем отпиливают ветки? Ведь в них вся красота!..

Старая Береза только вздохнула и постаралась как можно тише шелестеть листьями - ей совсем не хотелось привлекать к себе внимание.

Тем временем уже и ствол распилили на чурбаки.

Лето нынче сухое, - сказал лесник. - Хорошие дрова получатся.

Да уж...Целая тележка наберется, - отозвался его помощник, ловко закидывая чурбаки в прицеп трактора.

Вскоре прицеп был уже полон свежеспиленных дров и трактор отправился назад, в деревню. На земле осталась только груда пушистых веток.

«Вот тебе и Новый год, с шарами, гирляндами да звездой на макушке. Дрова... Какое страшное слово! Наверное это очень больно - гореть в печке», - так думала Сосна, прислушиваясь к далекому тарахтенью трактора.

Между тем незаметно подошла осень, и даже не подошла, а как будто сама собой сложилась из опавших листьев, серого неба, дождя и холодного ветра.

Шло время. Тихо стало на поляне. Старая Береза в основном молчала. Другие деревья тоже были не слишком разговорчивы. Сосна затосковала. Стройный ствол искривился, пушистые иголки поредели, и прозрачная смола, капля за каплей, стекала по шершавой коре.

«Где ты...где ты?..» - раскачиваясь на ветру, горестно шумели ее ветви.

«Я тут! Я тут...» - это принесенный порывом ветра, прилетел дымок. - «Печка топилась долго, долго... В избе стало жарко, жарко... И маленькая Лизонька совсем перестала кашлять».

Дымок льнул к Сосне, обволакивал ее. Можно было вообразить, что невидимые руки лепят какую-то неясную фигуру из сумеречного света, из свежего воздуха, который как бы уплотнился. И Сосна протянула ветки, чтобы удержать его. Но вновь налетел ветер и подхваченный им дымок растаял в вечернем небе.