Меню
Бесплатно
Главная  /  Возраст  /  Отходы животноводства и их утилизация закон. Обращение с отходами животноводства и способы их утилизации

Отходы животноводства и их утилизация закон. Обращение с отходами животноводства и способы их утилизации

Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов
(утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469)

С изменениями и дополнениями от:

1. Общие положения

1.1. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (именуемые в дальнейшем "Правила") являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.

1.2. Биологическими отходами являются:

Трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных;

Абортированные и мертворожденные плоды;

Ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах;

Другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

1.3. Владельцы животных, в срок не более суток с момента гибели животного, обнаружения абортированного или мертворожденного плода, обязаны известить об этом ветеринарного специалиста, который на месте, по результатам осмотра, определяет порядок утилизации или уничтожения биологических отходов.

1.4. Обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации).

1.5. Биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.

1.6. Места, отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям.

1.7. С введением настоящих Правил уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается.

1.7.1. В зоне, обслуживаемой ветеринарно-санитарным утилизационным заводом, все биологические отходы, кроме указанных в п.1.9. настоящих Правил, перерабатывают на мясокостную муку.

1.7.2. В исключительных случаях, при массовой гибели животных от стихийного бедствия и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах, допускается захоронение трупов в землю только по решению Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации.

1.7.3. В зоне разведения северных оленей (районы вечной мерзлоты), при отсутствии возможности строительства и оборудования скотомогильников, допускается захоронение биологических отходов в земляные ямы. Для этого на пастбищах и на пути кочевий стад отводятся специальные участки, по возможности на сухих возвышенных местах, не посещаемых оленями.

Запрещается сброс биологических отходов в водоемы, реки и болота.

1.9. Биологические отходы, зараженные или контаминированные возбудителями:

Сибирской язвы, эмфизематозного карбункула, чумы крупного рогатого скота, чумы верблюдов, бешенства, туляремии, столбняка, злокачественного отека, катаральной лихорадки крупного рогатого скота и овец, африканской чумы свиней, ботулизма, сапа, эпизоотического лимфангоита, мелиоидоза (ложного сапа), миксоматоза, геморрагической болезни кроликов, чумы птиц сжигают на месте, а также в трупосжигательных печах или на специально отведенных площадках;

Энцефалопатии, скрепи, аденоматоза, виснамаэди перерабатывают на мясо-костную муку. В случае невозможности переработки они подлежат сжиганию;

Болезней, ранее не регистрировавшихся на территории России, сжигают.

1.10. При радиоактивном загрязнении биологических отходов в дозе 1х10-6 Кю/кг и выше они подлежат захоронению в специальных хранилищах в соответствии с требованиями, предъявляемыми к радиоактивным отходам.

1.11. Настоящие Правила определяют условия:

Сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевий (прогона) животных; при транспортировке животных и животноводческой продукции;

Нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных;

Предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями;

Охраны окружающей среды от загрязнения.

2. Уборка и перевозка

2.1. Ветеринарный специалист при осмотре трупа животного, мертворожденного, абортированного плода и других биологических отходов дает заключение об их уборке, утилизации или уничтожении.

С утверждением настоящих Правил не действуют на территории Российской Федерации "Ветеринарно-санитарные правила при утилизации, уборке и уничтожении трупов животных и отходов, получаемых при переработке сырых животных продуктов", утвержденные Министерством сельского хозяйства СССР 6 апреля 1951 года и согласованные со Всесоюзной государственной санитарной инспекцией 14 марта 1951 года.

Утверждаю

Согласовано

Регистрационный N 1005

Приложение
к Ветеринарно-санитарным Правилам сбора,
утилизации и уничтожения биологических отходов
от 04 декабря 1995 г. N 13-7-2/469

Ветеринарно-санитарная карточка на скотомогильник (биотермическую яму) N _______ 1. Местонахождение__________________________________________________ (республика в составе Российской Федерации, край, _________________________________________________________________________ область, автономная область, автономный округ, район, _________________________________________________________________________ населенный пункт) 2. Расположение скотомогильника (биотермической ямы) на местности (прилагается выкопировка из карты землепользования в масштабе не менее 1:5000 (в 1 см 50 м), с привязкой к постоянному ориентиру (тригонометри- ческая вышка, дорога с твердым покрытием, линия электропередачи и т.д.). 3. Удаление от ближайшего населенного пункта и его наименование _______________________________________________________________________м; -.-.-.-.-.- фермы (комплекса)__________________________________________м; -.-.-.-.-.- пастбища___________________________________________________м; -.-.-.-.-.- водоема____________________________________________________м; -.-.-.-.-.- дороги_______________________________________________________ (между какими _________________________________________________________________________ населенными пунктами и ее характеристика) 4. Описание местности: характеристика окружающей территории _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ почва_________________глубина залегания грунтовых вод__________________м, направление стока осадков_______________________________________________. 5. Какие населенные пункты, животноводческие фермы (комплексы), фер- мерские хозяйства, организации пользуются скотомогильником (биотермичес- кой ямой) _______________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 6. Площадь скотомогильника______________________________________кв.м 7. Ограждение скотомогильника_______________________________________ 8. Санитарная характеристика скотомогильника: а) первое захоронение биологических отходов было в 19_____ г. б) животные, павшие от сибирской язвы, были захоронены в_______ гг.; в) животные, павшие от эмкара и других болезней, вызываемых спорооб- разующими микроорганизмами, перечисленными в п.1.9 настоящих Правил, бы- ли захоронены в_______________________________________________________гг. Оборотная сторона карточки _________________________________________________________________________ Дата Выявленные Указания по устранению Контроль Исполнение. про- недостатки (перечень работ, что выполнения Дата проверки, верки нужно сделать). Срок работ ФИО, должность исполнения. Исполнитель. проверяющего _________________________________________________________________________ Главный государственный ветеринарный инспектор района (города) ________________________ Фамилия И О (подпись) Ветеринарно-санитарную карточку получил _______________________ ________________________ _________________ (Должность) (Фамилия Имя Отчество) (Подпись) Ветеринарно-санитарная карточка составлена в 3 экземплярах и передана по экземпляру: 1._______________________________________________________________________ (организация, хозяйство) 2._______________________________________________________________________ (государственная ветеринарная организация) 3._______________________________________________________________________ (орган государственного санитарного надзора)

Обращение с отходами животноводческих хозяйств остается важным вопросом для природопользователей, и для многих ответ на него совсем неочевиден. Законодательство устроено так, что с одной точки зрения навоз и помет считаются отходами, а с другой - сырьем и товаром, поэтому одновременно к ним применяются разные требования. Milknews разобрался в том, как регулируется сфера обращения с отходами и как предприятия работают с ними на практике.

Как устроено регулирование?

1. Отходы как отходы

Отходы производства делятся на 5 классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, их перечень содержится в Федеральном классификационном каталоге отходов, сокращенно ФККО. В каждой группе отходов животноводства (КРС, лошади, свиньи, верблюды и т.д.) прописаны виды навоза на разных стадиях перепревания - свежий навоз (только что образовавшийся) и перепревший (прошедший естественный процесс избавления от влаги и разложения). В соответствии с “состоянием” отходов им присваивается определенный класс опасности, так, например, свежий навоз КРС, МРС и диких животных после перепревания переходит из четвертого в пятый класс опасности, а свежий навоз свиней и помет - из третьего в четвертый.

2. Отходы как удобрение

Одновременно с этим, навоз и помет считаются органическими удобрениями - существует отдельный ГОСТ Р 53042-2008 “Удобрения органические”, в котором прописаны его характеристики, а также методические рекомендации по подготовке отходов к использованию. Требования следующие: отходы необходимо удалять механическим или гидравлическим способом, транспортироваться должны насосами и трубопроводами, а обезвреживать их нужно либо компостированием в буртах в течение полугода, либо анаэробном сбраживанием в метантенках.

В подготовленных к использованию в качестве удобрений отходах не должно быть возбудителей болезней, семян сорных растений, а также должно быть нормализовано количество биогенных веществ в соответствии с ветеринарными и экологическими требованиями.

Можно ли считать отходы безопасными?

Член Ученого совета Всероссийского научно-исследовательского института органических удобрений и торфа, кандидат биологических наук, заведующий отделом экологии Сергей Тарасов объяснил Milknews, почему к отходам одновременно применяются два требования. В соответствии с ФЗ “Об отходах производства и потребления” под отходами понимаются вещества, которые удаляются, предназначены или подлежат удалению, в то же время, согласно ГОСТ 30772-2001 удаление отходов - это сбор, сортировка, транспортирование и переработка отходов с их захоронением или уничтожением.

“Исходя из этих определений, навоз КРС не может относиться к отходам, поскольку не уничтожается и не подлежит захоронению, а используется либо в качестве органического удобрения, либо сырья для их производства. В настоящее время, согласно разъяснению Минприроды, навоз определяется как побочная продукция производства, которая должна иметь сопроводительную документацию с требованиями безопасности: паспорт продукции - технические условия,
устанавливающих единые требования к их безопасности и качеству, технологический регламент производства, протоколы испытаний и бухгалтерский учет объемов производства и применения в хозяйстве органических удобрений. На практике, документами, которые регулируют безопасность навоза, сегодня являются ГОСТ Р и межгосударственный ГОСТ “Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия”, которые в ближайшее время будут изменены, чтобы относиться только к навозу и помету.

В этих документах прописано, что безопасность навоза КРС регламентируется по биологическим, токсикологическим и радиологическим показателям - в случае, если навоз, получаемый в хозяйствах, отвечает требованиям стандартов, данный продукт в соответствии с указаниями ВНИИВСГЭ может использоваться в виде удобрения, пройдя карантин. Если навоз не соответствует требованиям - побочный продукт перерабатывается в соответствии с типовыми технологиями производства бесподстилочного навоза и твердых органических удобрений”, - рассказал Тарасов.

Пятнадцать лет назад ВНИИ ветеринарной санитарии, гигиены и экологии провел исследование, по итогам которого ученые пришли к выводу, что сельскохозяйственные отходы являются малоопасными и нетоксичными, поскольку состоят из органики. Тогда Росприроднадзор, курирующий ФККО, отклонил рекомендации ученых, поэтому классы опасности отходов не изменились и по сей день, а вся деятельность, связанная с отходами, подлежит лицензированию.

В сентябре 2018 года на заседании у замминистра сельского хозяйства Джамбулата Хатуова заведующий лаборатории зоогигиены и охраны окружающей среды ВНИИВСГЭ Владимир Тюрин защищал позицию института, заявляя, что помет и навоз можно относить к малоопасным отходам. На запрос Milknews рассказать, чем обоснована безопасность отходов, в ВНИИВСГЭ ответили, что больше этой проблемой не занимаются.

Тарасов не разделяет позицию исследователей и не считает, что класс опасности отходов животноводства нужно снижать. По его словам, без обезвреживания отходы нельзя считать безопасными, поскольку недопревший навоз выделяет аммиак, сероводород и токсичные газы. “Если теории недостаточно, есть и практические примеры - в советские времена в одном из суздальских хозяйств произошла авария, ремонтники без противогазов залезли в люки навозоудалительных каналов и погибли”, - подытожил Тарасов.

В чем проблемы для отрасли?

Если рассматривать навоз как отходы производства, то законодательство предъявляет к его владельцу требование разработать паспорт отходов в соответствии с классом опасности, провести экологическую экспертизу проектной документации объектов (!), получить отдельную лицензию на деятельность, связанную с отходами определенного класса опасности (!!), внести навозохранилища в государственный реестр объектов размещения отходов (!!!) и, конечно же, внести плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Отходы животноводства обычно хранятся около года, поэтому хранилища нужно вносить в ГРОРО (государственный реестр) и получить лицензию. Закон устроен таким образом, что, например, использование перепревшего навоза пятого класса опасности от вашей коровы в качестве удобрения для полей попадает под понятие утилизации, поэтому обязательно должно лицензироваться. Перепревание отходов в лагунах, в свою очередь, по закону вполне подпадает под их обезвреживание, что, в свою очередь, требует проходить экспертизу и, опять же, получать лицензию.

Даже если у предприятия есть свои хранилища, соответствующие всем требованиям и имеющие все необходимые установки для обезвреживания отходов, но находится вне основной производственной площадки - нужно получать лицензию на оба объекта. Кроме того, транспортировка навоза между площадками и подготовительные работы с отходами также должны лицензироваться, потому что подпадают под определения обработки отходов.

Затраты больших предприятий на переработку отходов могут доходить до 400-1500 рублей за тонну, что в годовом разрезе может существенно повлиять на экономику, а малым и средним предприятиям, в свою очередь, может быть накладно даже получить лицензию, не говоря уже о закупке необходимого оборудования. Сайты, оказывающие услуги по оформлению лицензий на все виды деятельности, предлагают заплатить от 250 тысяч до 2 млн рублей за помощь в оформлении лицензии в зависимости от класса опасности и региона.

Кроме лицензии на отходы, понадобится экспертное санитарно-эпидемиологическое заключение, которое закону предоставляется бесплатно. Сайты с услугами по юридическому консалтингу предлагают “помочь с оформлением” или получить заключение в срочном порядке за 30-150 тысяч рублей. Регистрация и использование агрохимикатов из навоза и помета стоит дороже - от 2 млн рублей при сроке оформления 6 месяцев. К этим затратам стоит прибавить стоимость застройки и всего необходимого оборудования для переработки.

Как бизнес находит пути решения?

Как рассказал Milknews заместитель генерального директора по производству “ЭкоНива-АПК Холдинг” Рамон Шенк, в сельхозпредприятиях холдинга работа с навозом строится следующим образом: навоз помещается в лагуны, где круглосуточно происходит сепарация на твердую и жидкую фазы. Твердая фракция идет на подстилку для животных, жидкая - полностью уходит на удобрение, которое вносится не поверхностно, а внутрипочвенно, через шланговую систему.

Дмитрий Грицких, руководитель отдела охраны окружающей среды ООО “ЭкоНива-АПК Холдинг” рассказал Milknews, что несмотря на, казалось бы, прозрачность нормативных требований, есть противоречия 89-ФЗ с нормативными актами других государственных ведомств.

“Так, 99-ФЗ “О лицензировании” четко направлен на вид деятельности (ОКВЭД). В нашем случае основным видом деятельности является разведение КРС, а не обращение с отходами с получением от этого прибыли. По такой логике, лицензия нам не требуется.

Второй немаловажный момент, обозначенный в 89-ФЗ - то, что отходами называются вещества и предметы, которые удаляются. Однако в нашем случае вещества, именуемые “навоз КРС” и “навоз КРС перепревший” остаются в замкнутом цикле вспомогательных производств, поддерживающих основной вид деятельности. Таким образом, мы навоз не удаляем, а используем. Соответственно, ст.1 89-ФЗ вступает в противоречие со ст. 14. Три года назад ст.1 утверждала, что юридическое лицо самостоятельно определяет, что в процессе производственной деятельности является отходом, а сейчас в ней говорится сразу, что отходы - это вещества и предметы, которые удаляются”, - заявил Грицких.

По словам эксперта, в законодательстве есть и еще одно противоречие: согласно ФЗ “О техническом регулировании” юридические лица в производственных процессах могут вовлекать в производственный оборот остатки сырья и материалов.

“Таким образом, если предприятие понимает, что какой-либо побочный продукт своей деятельности может использовать для собственной выгоды, то оно обязано разработать и утвердить Технологический регламент основного производства и Технологический регламент вспомогательного производства. Последний, в нашем случае - это Технологический регламент производства биоорганического удобрения на основе навоза КРС. Разработав ТУ, мы можем смело использовать побочный продукт как сырье, но возвращаемся к ФККО и видим, что на законодательном уровне навоз остается отходом на всех стадиях его возникновения и обработки. Поэтому считаю, что 89-ФЗ необходимо доработать в этой части и разорвать тонкую грань между понятиями “отход” и “сырье”, - комментирует эксперт.

“Работа по совершенствованию законодательства ведется. Осенью прошлого года я выступал представителем Воронежской области на совещании в Министерстве природных ресурсов России с участием крупнейших предприятий АПК, где внес свои предложения по наболевшим вопросам и был услышан”, - заключает Грицких.


Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

Отходы животноводства и птицеводства становятся источниками загрязнения окружающей среды. На российских предприятиях по животноводству для содержания скота используется современное оборудование, но хозяйств, оснащенных современной техникой для обработки навоза и помета, крайне мало.

Состав отходов животноводства

Твердые и жидкие экскременты домашней скотины и птицы, которые включают себя воду, остатки корма и газы, называются отходами животноводства.

Продукты жизнедеятельности животных делят на два вида: навоз и помет.

Оба вида экскрементов различают по степени свежести. Они могут быть либо свежими, либо перепревшими.

Из-за возможного присутствия металлических соединений, лекарств и различных химических загрязнений в составе навоза и помета, их относят к нестабильным органическим загрязнениям.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения фекалии животных и стоки для них - рассадники приблизительно ста видов заболеваний, которым подвержены как животные, так и люди.

Обращение с отходами животноводства

Животноводческие отходы относят к 3-5 классам опасности, в зависимости от степени их свежести. Обращение с ними регулируется двумя законами: «Об отходах производства и потребления» и «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Для фермеров навоз и помет – не экологическая угроза, а ценное сырье для производства органических удобрений. Свежие экскременты отправляют в хранилища, где они перепревают, сушатся, и становятся готовыми для удобрения почвы сельскохозяйственных полей.

Однако по последним подсчетам, в России больше половины этой «продукции», не используется и не обезвреживается, поэтому более двух миллионов гектаров земли занято одним хранением навоза. Таким количеством животноводческих отходов можно покрыть почти половину площади Московской области.

Контроль обращения

В России контроль осуществляется тремя органами власти: Роспотребнадзором, Россельхознадзором и Росприроднадзором. Они уполномочены заниматься сбором, транспортировкой, обезвреживанием и переработкой отходов животноводства и птицеводства.

В начале 2017 года было предложено введение административной ответственности и взыскание штрафов за нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил.

К отходам животноводства, как к производственным, можно применить следующие требования законодательства РФ:

  1. Согласно статье № 11 Федерального закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 28.12.2017), требуется проведение государственной экологической экспертизы документации мест, которые используются для размещения и утилизации отходов.
  2. Получение лицензии на все виды деятельности обращения с отходами животноводства предписывает закон о лицензировании № 99-ФЗ.
  3. Утвержденный Минприроды приказ о кадастровом учете отходов предполагает внесение хранилищ навоза и помета в государственный реестр объектов размещения отходов.
  4. Оплата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Также необходима разработка паспортов классов отходов и введение лимита на их размещение.

Сейчас вопрос утилизации экскрементов - источник конфликта между контролирующими органами и фермерами. Однако только при взаимодействии с органами власти возможно создание структурированной системы переработки отходов животноводства.

Способы утилизации

Существует четыре основных технологии утилизации отходов животноводства, в которые входит:

  • Переработка экскрементов в компост.
  • Повторное использование отходов животноводства как корма для скота и птицы.
  • Биоэнергетический метод утилизации.
  • Вывоз на поля.

Вывоз - традиционный способ переработки животных экскрементов, который был удобен при малом содержании скотины на земельном участке. Навоз складывался в одну кучу, где он постепенно превращался в перегной, пригодный для удобрения почвы.

Сейчас этот способ утилизации вызывает большое количество проблем не только финансовых, но и экологических. Для перевозки крупных масс отходов необходимы большие затраты, а хранение бесподстилочного навоза редко осуществляется по правилам, что приводит к загрязнению биосферы.

Техника компостирования предполагает наличие спецплощадок, разной техники и большого количества материалов (например, солома, торф), которые понижают уровень влаги в отходах птице- и животноводства.

На примере куриного помета можно разобрать систему компостирования.

  1. Толстый слой торфяной крошки величиной до 40 сантиметров высыпается на площадку. Сверху на нее закладывается помет.
  2. С помощью бульдозера торф смешивается с пометом.
  3. Получившийся бурт укрывают торфом.
  4. В таком виде компост хранится два месяца зимой, один месяц - летом.

Если соблюдать все технологические правила, то на конечном этапе компостирования получают высококачественное удобрение.

При компостировании до 40% полезных веществ, которые содержатся в отходах животноводства, испаряются.

Большое количество полезных веществ, содержащихся в кормах для птицы и домашней скотины, не перевариваются и остаются в экскрементах. Поэтому обработанные отходы птицеводства и животноводства применяют для повторного кормления скота.

Например, для кормовой добавки бычкам используют обработанный куриный помет. Его перерабатывают и обеззараживают при очень высоких температурах.

Из помета убираются все лишние и опасные для животных компоненты, которые не переварились: семена, перья и пух. В готовом продукте содержится до тридцати процентов протеина, что, в смеси с комбикормом обеспечивает хороший суточный привес.

Биоэнергетический способ утилизации

Биоэнергетический способ помогает решить несколько основных задач, которых требует переработка:

  1. Сбор и утилизация.
  2. Обезвреживание опасных газообразных веществ.
  3. Получение очищенного удобрения для почвы.
  4. Получение топлива.

Новые способы утилизации

Все вышеперечисленные способы используются на сегодняшний день, однако с расширением технологических возможностей, появляются новые, более продуктивные способы утилизации навоза и помета.

Среди них можно выделить вермикультуру и рыбоводно-биологические пруды.

Вермикультура - биотехнология, которая превращает отходы в натуральный белок.

Выращивание червей преследует две цели:

  1. Максимальная переработка отходов в удобрение.
  2. Наращивание биомассы червей.

Процесс происходит следующим образом: черви в несколько раз ускоряют распад биоотходов, и в достаточно короткие сроки превращают экскременты в очищенное удобрение.

Благодаря активной переработке наращивается биомасса самих червей, которые идут в корм свиньям и птице.

Рыбоводно-биологические пруды

Природная система самоочистки водоемов, из-за серьезного антропогенного воздействия на экологию, не справляется с выводом загрязняющих компонентов.

В рыбоводно-биологических прудах отходы служат кормом для водорослей и зоопланктонов, которые, в свою очередь, постепенно их очищают и перерабатывают.

Так происходит добыча органических удобрений на основе отходов животноводства и нового корма для скота (например, излишков ряски).

ГЛАВА СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ РАХМАНОВСКОЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Порядка обращения с биологическими отходами на территории сельского поселения Рахмановское Павлово-Посадского муниципального района Московской области

Руководствуясь ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, зарегистрированных Минюстом Российской Федерации 5 января 1996 г. N 1005, (с изменениями и дополнениями - Приказ Минсельхоза РФ N 400 от 16.08.2007 г.)

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Порядок обращения с биологическими отходами на территории сельского поселения Рахмановское Павлово-Посадского муниципального района Московской области. (приложение N 1).

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации поселения Борису С.В.

В.Н. Каширин

Приложение N 1. Главы сельского поселения Рахмановское N 89 от 16.09.2013

Приложение N 1
к Постановлению

Порядок обращения с биологоческими отходами на территории сельского поселения Рахмановское Павлово-Посадского муниципального района Московской области

1. Общие положения

1.1. Порядок разработан в соответствии с действующими нормативными документами:

- Федеральными законами РФ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002, "О ветеринарии" от 14.05.1993;

Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 04.12.1995 N 13-7-2/469.

1.2. Настоящий Порядок обращения с биологическими отходами (далее - Порядок) регламентирует отношения в области обращения с биологическими отходами, образующимися у владельцев животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организаций, предприятий всех форм собственности, занимающихся производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения на территории сельского поселения Рахмановское Павлово-Посадского муниципального района Московской области.

1.3. Настоящий Порядок действует до утверждения новых нормативных правовых актов Российской Федерации и Московской области в сфере обращения с биологическими отходами.

1.4. Порядок обязателен для физических и юридических лиц всех организационно-правовых форм.

1.5. Порядок направлен для решения следующих проблем в области обращения с биологическими отходами:

Строгой регламентации порядка сбора, хранения, утилизации и уничтожения биологических отходов в сельхозпредприятиях, личных подсобных хозяйствах, населенных пунктах, при транспортировке животных и животноводческой продукции;

Нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных;

Предупреждения заболевания людей зооантропонозными болезнями, охраны окружающей среды от загрязнения.

2. Основные понятия.

В настоящем Порядке используются следующие основные понятия:

Биологические отходы - трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторные, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, рынках, организациях торговли, в мясорыбоперерабатывающих организациях и других объектах, другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения;

Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются биологические отходы;

Обезвреживание отходов - обработка отходов в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

Утилизация отходов - переработка на кормовые цели биологических отходов;

Биотермическая яма (скотомогильник) - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения биологических отходов.

3. Основные требования.

3.1. С введением настоящего Порядка уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается.

3.2. В исключительных случаях при массовой гибели животных от стихийного бедствия и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах допускается захоронение трупов в землю только с разрешения главного государственного ветеринарного инспектора Московской области.

3.3. Владельцы животных в срок не более суток с момента гибели животного, обнаружения абортированного или мертворожденного плода обязаны известить об этом ветеринарного специалиста, который на месте по результатам осмотра определяет порядок утилизации или уничтожения биологических отходов.

3.4. Продажа биологических отходов в другие хозяйства или частному лицу строго запрещена.

3.5. При осмотре любых биологических отходов ветеринарный специалист дает заключение об их уборке, утилизации или уничтожении.

4. Транспортировка, сбор биологических отходов

4.1. Обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя сельхозпредприятия, личного подсобного хозяйства, домовладения).

4.2. Сбор и транспортировка трупов диких (бродячих) животных проводится владельцем, в чьем ведении находится данная местность: на территории населенных пунктов: собственником(ми) земельных участков, ТСЖ, управляющими компаниями, предприятиями осуществляющими уборку (благоустройство) земель общего пользования в населенных пунктах поселения, осуществляющих вывоз твердых бытовых отходов на данной территории.

4.3. Транспортировка биологических отходов до места утилизации или уничтожения проводится транспортным средством, оборудованным водонепроницаемым закрытым кузовом, которое впоследствии не может использоваться с целью перевозки кормов и (или) пищевых продуктов.

4.4. После погрузки отходов на транспортное средство место лежания отходов, а также использованный при этом инвентарь и оборудование обязательно обрабатывается дезинфицирующим средством. Почва (место), где лежал труп или другие биологические отходы, дезинфицируют сухой хлорной известью из расчета 5 кг/кв. м, затем ее перекапывают на глубину 25 см.

4.5. Транспортное средство, инвентарь, инструменты, оборудование дезинфицируют после каждого случая доставки биологических отходов. Для дезинфекции используют одно из следующих средств: 4%-й раствор едкого натра, 3%-й раствор формальдегида, раствор препаратов, содержащих не менее 3% активного хлора, при норме расхода жидкости 0,5 л на 1 кв. м площади. Спецодежду замачивают в 2%-м растворе формальдегида в течение 2-х часов.

5. Уничтожение биологических отходов

5.1. Биологические отходы, зараженные или контаминированные возбудителями:

Сибирской язвы, эмфизематозного карбункула, чумы крупного рогатого скота, чумы верблюдов, бешенства, туляремии, столбняка, злокачественного отека, катаральной лихорадки крупного рогатого скота и овец, африканской чумы свиней, ботулизма, сапа, эпизоотического лимфангита, мелиоидоза (ложного сапа), миксоматоза, геморрагической болезни кроликов, чумы птиц - сжигают на месте, а также в трупосжигательных печах или на специально отведенных площадках;

Энцефалопатии, скрепи, аденоматоза, висна-маэди - перерабатывают на мясокостную муку. В случае невозможности переработки они подлежат сжиганию;

Болезней, ранее не регистрировавшихся на территории России, - сжигают.

5.2. Способы устройства земляных траншей (ям) для сжигания трупов:

5.2.1. Выкапывают две траншеи, расположенные крестообразно, длиной 2,6 м, шириной 0,6 м и глубиной 0,5 м. На дно траншеи кладут слой соломы, затем дрова до верхнего края ямы. Вместо дров можно использовать резиновые отходы или другие твердые горючие материалы. В середине на стыке траншей (крестовина) накладывают перекладины из сырых бревен или металлических балок и на них помещают труп животного. По бокам и сверху труп обкладывают дровами и покрывают листами металла. Дрова в яме обливают керосином или другой горючей жидкостью и поджигают.

5.2.2. Роют яму (траншею) размером 2,5 x 1,5 м и глубиной 0,7 м, причем вынутую землю укладывают параллельно продольным краям ямы в виде гряды. Яму заполняют сухими дровами, сложенными в клетку, до верхнего края ямы и поперек над ним. На земляную насыпь кладут три - четыре металлические балки или сырых бревна, на которых затем размещают труп. После этого поджигают дрова.

5.2.3. Выкапывают яму размером 2,0 x 2,0 м и глубиной 0,75 м, на дне ее вырывают вторую яму размером 2,0 x 1,0 м и глубиной 0,75 м. На дно нижней ямы кладут слой соломы и ее заполняют сухими дровами. Дрова обливают керосином или другой горючей жидкостью. На обоих концах ямы, между поленницей дров и земляной стенкой, оставляют пустое пространство размером 15 - 20 см для лучшей тяги воздуха. Нижнюю яму закрывают перекладинами из сырых бревен, на которых размещают труп животного. По бокам и сверху труп обкладывают дровами, затем слоем торфа (кизяка) и поджигают дрова в нижней яме.

Траншеи (ямы) указанных размеров предназначены для сжигания трупов крупных животных. При сжигании трупов мелких животных размеры соответственно уменьшают.

Золу и другие несгоревшие неорганические остатки закапывают в той же яме, где проводилось сжигание.

5.3. Выбор места для устройства трупосжигательных траншей согласовывается с органами местного самоуправления в установленном порядке.

5.4. Биологические отходы, допущенные ветеринарной службой к переработке на кормовые цели, после тщательного измельчения могут быть проварены в открытых или закрытых котлах в течение двух часов и использоваться только внутри хозяйства в течение 12 часов с момента изготовления.

5.5. Трупы лабораторных животных, животных, экспериментально зараженных возбудителями, отнесенными к 1 и 2 группам, а также перечисленными в п. 5.1, уничтожаются сжиганием.

6. Требования к размещению биотермических ям (скотомогильникам)

6.1. Выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводит уполномоченное структурное подразделение Администрации Павлово-Посадского муниципального района по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованного с Администрацией сельского поселения Рахмановское и местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

6.2. Размещение биотермической ямы (скотомогильника) запрещено в водоохраной, лесопарковой и заповедной зонах.

6.3. Скотомогильники (биотермические ямы) размещают на сухом возвышенном участке земли площадью не менее 600 кв. м.

Уровень стояния грунтовых вод должен быть не менее 2 м от поверхности земли. Размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до:

Жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 м;

Скотопрогонов и пастбищ - 200 м;

Автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории - 50 - 300 м.

6.4. Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта.

Через траншею перекидывают мост.

6.5. При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 x 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель, в центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 x 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

6.6. Приемку построенного скотомогильника (биотермической ямы) проводят с обязательным участием представителей государственного ветеринарного и санитарного надзора с составлением акта приемки.

Скотомогильник (биотермическая яма) должен иметь удобные подъездные пути. Перед въездом на его территорию устраивают коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов.

7. Эксплуатация

7.1. Скотомогильники и биотермические ямы эксплуатируются за счет их владельцев.

7.2. Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.

7.3. Биологические отходы перед сбросом в биотермическую яму для обеззараживания подвергают ветеринарному осмотру. При этом сверяется соответствие каждого материала (по биркам) с сопроводительными документами. В случае необходимости проводят патолого-анатомическое вскрытие трупов.

7.4. После каждого сброса биологических отходов крышку ямы плотно закрывают.

При разложении биологического субстрата под действием термофильных бактерий создается температура среды порядка 65 - 70 градусов C, что обеспечивает гибель патогенных микроорганизмов.

7.5. Допускается повторное использование биотермической ямы через 2 года после последнего сброса биологических отходов и исключения возбудителя сибирской язвы в пробах гуммированного материала, отобранных по всей глубине ямы через каждые 0,25 м. Гуммированный остаток захоранивают на территории скотомогильника в землю.

После очистки ямы проверяют сохранность стен и дна и в случае необходимости они подвергаются ремонту.

7.6. На территории скотомогильника (биотермической ямы) запрещается:

Пасти скот, косить траву;

Брать, выносить, вывозить землю и гуммированный остаток за его пределы.

7.7. Осевшие насыпи старых могил на скотомогильниках подлежат обязательному восстановлению. Высота кургана должна быть не менее 0,5 м над поверхностью земли.

7.8. В исключительных случаях с разрешения главного государственного ветеринарного инспектора субъекта Российской Федерации допускается использование территории скотомогильника для промышленного строительства, если с момента последнего захоронения:

В биотермическую яму прошло не менее 2 лет;

В земляную яму - не менее 25 лет. Промышленный объект не должен быть связан с приемом, производством и переработкой продуктов питания и кормов.

Строительные работы допускается проводить только после дезинфекции территории скотомогильника бромистым метилом или другим препаратом в соответствии с действующими правилами и последующего отрицательного лабораторного анализа проб почвы и гуммированного остатка на сибирскую язву.

7.9. В случае подтопления скотомогильника при строительстве гидросооружений или паводковыми водами его территорию оканавливают траншеей глубиной не менее 2 м. Вынутую землю размещают на территории скотомогильника и вместе с могильными курганами разравнивают и прикатывают. Траншею и территорию скотомогильника бетонируют. Толщина слоя бетона над поверхностью земли должна быть не менее 0,4 м.

7.10. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящим Порядком возлагается на руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

8. Контроль в области обращения с биологическими отходами

8.1. Контроль в области обращения с биологическими отходами на территории сельского поселения Рахмановское осуществляется органами государственного ветеринарного надзора.

8.2. Специалисты государственной ветеринарной службы регулярно не менее двух раз в год (весной и осенью) проверяют наличие, а также ветеринарно-санитарное состояние скотомогильников. При выявлении нарушений дают предписание об их устройстве, устранении выявленных нарушений или запрещении эксплуатации объекта.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее – отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии данным Федеральным законом.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию.

Положениями пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 «Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 № 36, определено, что навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.

Также, в соответствии с пунктом 5.8 Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 31.12.1987 № 4542-87, обеззараживание навоза крупного рогатого скота и свиней биологическим методом следует проводить путем его длительного (в течение 12 месяцев) выдерживания. Срок дегельминтизации полужидкого и жидкого навоза в открытых хранилищах биологическим способом должен составлять для отходов свиноводческих предприятий 12 месяцев.

Отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией.

Вместе с тем вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.

По мнению Минприроды России, навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с указанными выше санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе, могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:

  • при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить указанные навоз, помет, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;
  • при наличии разработанных и утвержденных технических условий на удобрения (или подобные продукты) на основе указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, а также при наличии технологического регламента на такие навоз, помет, органические вещества и материалы,
  • при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе, на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией;
  • при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными навозом, пометом, иными органическими веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

Также необходимо иметь в виду, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.

Таким образом, в случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.