Меню
Бесплатно
Главная  /  Возраст  /  Только перелетные птицы. Что рассказать детям о перелетных птицах

Только перелетные птицы. Что рассказать детям о перелетных птицах

Своим происхождением термин «миграция» обязан латинскому слову «migratus», которое означает «изменить». Перелётные (мигрирующие) птицы характерно отличаются способностью совершать сезонные перелёты и менять места гнездований зонами обитания, пригодными для зимовок. Такие пернатые, в отличие от представителей оседлого вида, обладают своеобразным жизненным циклом, а также некоторыми существенными особенностями питания. Однако, мигрирующие или перелётные птахи, при наличии определённых обстоятельств, вполне могут становиться оседлыми.

Почему птицы мигрируют

Миграция, или перелёт птиц – это переселение или перемещение представителей группы яйцекладущих теплокровных позвоночных животных, которые традиционно рассматриваются в качестве отдельного класса. Миграции птиц могут быть обусловлены изменениями кормовых или экологических условий, а также особенностями размножения и необходимостью сменить территорию гнездования территорией зимовки.

Перелёт птиц является своего рода приспособлением к сезонным климатическим изменениям и зависимым от погодных факторов условиям, к которым чаще всего относят наличие достаточной кормовой базы и открытой воды. Способность пернатых к миграции объясняется их высокими показателями мобильности благодаря умению летать, что недоступно для большинства других видов животных, ведущих наземный образ жизни.

Таким образом, к причинам, которые вызывают миграцию птиц, на данный момент относятся:

  • поиск места с оптимальными климатическими условиями;
  • выбор территории с обилием пищи;
  • поиск места, где возможно размножение и защита от хищников;
  • наличие устойчивого дневного света;
  • подходящие условия для выкармливания потомства.

В зависимости от дальности полёта пернатые делятся на оседлых, или немигрирующих птиц, кочующих представителей разных видов, которые покидают гнездование и перемещаются на незначительное расстояние. Однако, именно перелётные птицы предпочитают перемещаться с наступлением зимы в тёплые края.

Благодаря многочисленным исследованиям и научным наблюдениям удалось доказать, что именно сокращением светового дня стимулируется миграция очень многих птиц.

Типы миграций

Миграция приходится на определённые временные периоды или сезоны года. Для некоторых представителей группы яйцекладущих теплокровных позвоночных животных характерны очень нерегулярные миграционные закономерности.

В зависимости от характера сезонных миграций все птицы включены в следующие категории:

  • оседлые пернатые, придерживающиеся определённой, как правило, относительно небольшой зоны. Большинство видов оседлых птиц обитают в условиях с сезонными изменениями, которые не оказывают влияния на доступность кормовой базы (тропики и субтропики). На территориях умеренного и арктического пояса количество таких птиц незначительно, а представители группы относятся чаще всего к синантропам, обитающим рядом с человеком: сизый голубь, домашний воробей, серая ворона, галка;
  • полуоседлые пернатые, которые вне сезона активного размножения перемещаются на довольно небольшие расстояния от места расположения своих гнёзд: глушица, рябчики, тетерева, обычная овсянка;
  • пернатые, мигрирующие на значительные расстояния. К этой категории относятся сухопутные и хищные птицы, перемещающиеся в тропические регионы: чёрная казарка, чёрногрудый и американский побережники, длиннопалый побережник;
  • «кочевье» и мигрирующие на короткое расстояние птицы, перемещающиеся вне сезона активного размножения с одного места на другое в поисках пропитания. Короткая миграция вызывается непосредственно неблагоприятными пищевыми и погодными условиями, которые обладают относительно регулярным характером: краснокрылов стинолаз, пронурок, жаворонок, зяблик;
  • вторгающиеся и рассредоточивающиеся пернатые. Перемещение таких птиц обусловлено резким снижением количества пищи и неблагоприятными внешними факторами, вызывающими частое вторжение птиц на территории других районов: свиристель, еловый Шишкарев.

Время миграции строго контролируется и закодировано на генетическом уровне даже у многих представителей видов оседлых птиц. Склонность к навигации и способность ориентироваться в течение всего периода миграции обусловлена генетической информацией и обучением.

Известно, что не все мигрирующие птицы летают. Например, значительная часть осуществляет регулярные миграции исключительно вплавь, и легко преодолевает в такие периоды тысячи километров.

Направления для миграции

Направление миграционных путей или так называемое «направление птичьих перелётов» бывает очень разнообразным. Птицы северного полушария характеризуются перелётом с северных районов (где такие пернатые гнездятся) на южные территории (оптимальные места зимовки), а также в обратном направлении. Такой тип перемещения свойственен птицам арктических и умеренных широт в зоне северного полушария, а его основа представлена целым комплексом причин, включая энергетические затраты.

С наступлением летнего периода на территории северных широт заметно увеличивается длина светового дня, благодаря чему ведущие дневной образ жизни птицы получают оптимальную возможность прокормить своё появившееся на свет потомство. Тропические виды птиц заметно отличаются не слишком большим количеством яиц в кладке, что обусловлено особенностями климатических условий. Осенью отмечается сокращение длины светового дня, поэтому птицы предпочитают переселяться в регионы с более тёплым климатом и обильной кормовой базой.

Миграция может быть разделительной, перекатами и кольцевой, с несовпадающими между собой осенними и весенними маршрутами, а горизонтально-направленная и вертикально-направленная миграция отличаются наличием или отсутствием сохранения привычного ландшафта.

Список перелётных птиц

Сезонные регулярные перемещения пернатых могут совершаться не только на близкие, но и на достаточно дальние расстояния. Орнитологи отмечают, что миграции часто осуществляются птицами поэтапно, с остановками на отдых и кормление.

Белый аист

Белый аист (лат. Ciconia ciconia) – крупных размеров болотная птица, относящаяся к семейству аистовых. Белая птица имеет чёрные концы крыльев, длинную шею, а также длинный и тонкий клюв красного цвета. Ноги длинные, красноватого окрашивания. Самка окрасом неотличима от самца, но имеет несколько меньший рост. Размеры взрослого аиста составляют 100-125 см, при размахе крыльев в пределах 155-200 см.

Большая выпь

(лат. Botaurus stellaris) – редкая птица, относящаяся к семейству цаплевых (Ardeidae). Большая выпь имеет на спине чёрное с желтоватым окаймлением оперение и такого же окрашивания голову. Брюхо охристого цвета с наличием бурого поперечного рисунка. Хвостовая часть жёлто-бурая, с черноватым заметным рисунком. Самец несколько крупнее самки. Средняя масса тела взрослого самца составляет 1.0-1.9 кг, а длина крыла – 31-34 см.

Сарыч, или Обыкновенный канюк

Сарыч (лат. Buteo buteo) – хищная птица, относящаяся к отряду Ястребообразные и семейству Ястребиные. Представители вида средних размеров, имеют длину тела 51-57 см, при размахе крыльев в пределах 110-130 см. Самка, как правило, немного крупнее самца. Окрас сильно варьирует от тёмно-бурого оттенка до палевого цвета, но молодые особи имеют более пёстрое оперение. В полёте заметны снизу светлые пятнышки на крыльях.

Обыкновенный или полевой лунь

Полевой лунь (лат. Circus cyaneus) – средних размеров хищная птица, относящаяся к семейству ястребиных. Лёгкого сложения птица имеет длину 46-47 см, при размахе крыльев в пределах 97-118 см. Выделяется довольно длинным хвостом и крыльями, что делает низкое перемещение над землёй медленным и бесшумным. Самка заметно крупнее самца. Присутствует ярко-выраженные признаки полового диморфизма. Молодые птицы внешним видом похожи на взрослых самок, но отличаются от них наличием более рыжего оттенка в нижней части тела.

Чеглок

(лат. Falco subbuteo) – небольших размеров хищная птица, относящаяся к семейству соколиных. Чеглок внешним видом сильно напоминает сапсана. Небольшой и изящный сокол имеет заострённые длинные крылья и длинный клинообразный хвост. Длина тела составляет 28-36 см, при размахе крыльев в пределах 69-84 см. Самки выглядят немного крупнее самца. Верхняя часть аспидно-серая, без рисунка, с наличием более буроватого оттенка у самок. Область груди и брюхо имеет охристо-беловатый окрас с наличием многочисленных тёмных и продольных пестрин.

Обыкновенная пустельга

(лат. Falco tinnunculus) – хищная птица, относящаяся к отряду соколообразных и семейству соколиных, наиболее распространённая после канюка на территории центральной части Европы. Взрослые самки имеют тёмную поперечную перевязь в области спины, а также коричневый хвост с большим количеством выраженных поперечных полос. Нижняя часть более тёмная и сильно испещрённая пятнами. Самые молодые особи похожи оперением на самок.

Дергач, или Коростель

(лат. Crex crex) – небольших размеров птица, относящаяся к семейству пастушковых. Телосложение этой птицы плотное, характерно сжатое со стороны боков, с наличием округлой головы и вытянутой шеи. Клюв практически конический, достаточно короткий и сильный, слегка розоватого цвета. Окрас оперения рыжевато-охристый, с наличием тёмных пестрин. Боковые части головы, а также зоб и область груди самца имеют голубовато-серое окрашивание. Для верхней части головы и спины характерны тёмно-бурые перья со светлым охристым окаймлением. Брюхо птицы имеют беловато-кремовый окрас с желтоватым оттенком.

Пигалица, или Чибис

(лат. Vanellus vanellus) – не слишком крупная птица, относящаяся к семейству ржанковых. Основным отличием чибиса от любых других куликов является чёрно-белая окраска и довольно тупые крылья. Верхняя часть имеет очень сильно заметный металлический зелёный, бронзовый и пурпурный блеск. Грудь птицы чёрного цвета. Бока головы и тела, а также брюшко отличаются белым окрасом. В летний период зоб и горло пернатого приобретают очень характерный для вида чёрный окрас.

Вальдшнеп

(лат. Scolopax rusticola) – представители вида, относящиеся к семейству Бекасовые и гнездящиеся на территориях умеренного и субарктического пояса Евразии. Достаточно крупная по размерам птица с плотным телосложением и прямым, длинным клювом. Средняя длина тела составляет 33-38 см, при размахе крыльев в пределах 55-65 см. Окрас оперения покровительственный, в целом ржавчато-буроватого оттенка, с наличием чёрных, серых или рыжих пестрин на верхней части. Низ тела пернатого имеет несколько более бледное кремовое или желтовато-серое окрашивание оперения с поперечными чёрными полосами.

Обыкновенная крачка, или речная крачка

Обыкновенная крачка (лат. Sterna hirundo) – представители вида птиц, относящихся к семейству чайковых. Внешним видом речная крачка напоминает полярную крачку, но имеет немного меньшие размеры. Средняя длина тела взрослой птицы составляет 31-35 см, при длине крыла в пределах 25-29 см и максимальном размахе – 70-80 см. Стройная птица обладает раздвоенным хвостом и красным клювом с чёрным кончиком. Основное оперение белого или светло-серого цвета, а верхняя часть головы окрашена в глубокие чёрные тона.

Обыкновенный или простой козодой

Обыкновенный козодой (лат. Caprimulgus europaeus) – не слишком крупная ночная птица, относящаяся к семейству настоящих козодоев. Пернатые этого вида обладают изящным телосложением. Средняя длина взрослой особи составляет 24-28 см, при размахе крыльев в пределах 52-59 см. Тело удлинённого типа, с острыми и длинными крыльями. Клюв птицы слабый и очень короткий, но с очень большим разрезом рта, в углах которого присутствуют твёрдые и длинные щетинки. Ноги пернатого маленькие. Оперение рыхлое и мягкое, с типичным покровительственным окрасом.

Полевой обыкновенный жаворонок

Полевой обыкновенный жаворонок (лат. Alauda arvensis) – представитель вида воробьиных, относящихся к семейству жаворонковых (Alaudidae). Птица имеет неяркий, но привлекательный окрас оперения. Область спины серого или коричневатого цвета, с наличием пёстрых вкраплений. Оперение птицы в области живота белое, довольно широкая грудь покрыта коричневыми пёстрыми перьями. Цевка светло-коричневого цвета. Голова более утончённая и аккуратная, украшенная небольшим хохолком, а хвостовую часть окаймляют перья белого цвета.

Белая трясогузка

Белая трясогузка (лат. Motacilla alba) – небольших размеров птица, относящаяся к семейству трясогузковых. Средняя длина тела взрослой белой трясогузки не превышает 16-19 см. Для представителей вида очень характерен хорошо заметный, длинный хвост. Верхняя часть тела обладает преимущественно серым окрасом, а нижнюю часть покрывают белые перья. Голова белая, с наличием чёрного горла и шапочки. Необычное название представителей вида обусловлено характерными движениями хвостовой части трясогузки.

Лесная завирушка

Лесная завирушка (лат. Prunella modularis) – маленькая певчая птица, являющаяся наиболее широко распространённым видом из небольшого семейства Завирушковые. Оперение характеризуется преобладанием серо-бурых тонов. Голова, область горла и груди, а также шея имеют пепельно-серый окрас. На темени и в области загривка присутствуют тёмно-бурые пятна. Клюв относительно тонкий, черновато-бурого окраса, с некоторым расширением и уплощением в основании надклювья. Брюхо слегка беловатое, область подхвостья серовато-охристая. Ноги красновато-коричневого цвета.

Белобровик

(лат. Turdus iliacus Linnaeus) – наиболее маленький по размерам тела и один из самых обычных представителей дроздов, обитающих на территории бывшего Советского союза. Средняя длина взрослой птицы составляет 21-22 см. В области спины перья имеют буровато-зелёный или оливково-бурый окрас. В нижней части оперение светлое, с наличие тёмных пятнышек. Боковые стороны груди и кроющие нижние перья крыльев отличаются ржаво-рыжим окрашиванием. Самка имеет более бледное оперение.

Варакушка

Варакушка (лат. Luscinia svecica) – некрупная по размерам птица, относящаяся к семейству Мухоловковые и отряду воробьинообразных. Средняя длина тела взрослой особи составляет 14-15 см. Область спины бурого или серовато-бурого окрашивания, надхвостье рыжего цвета. Зоб и горло самца синего цвета с наличием рыжего или беловатого пятна посередине. Синий цвет в нижней части окаймлён черноватым оттенком. У самки горло беловатого оттенка с небольшой синевой. Хвост рыжего цвета с черноватой верхней частью. Оперение самки лишено рыжего и синего цвета. Горло беловатого окраса, окаймлённое характерным полукольцом буроватого оттенка. Клюв чёрного цвета.

Зелёная пеночка

Зеленая пеночка (лат. Phylloscopus trochiloides) – небольшая по размерам певчая птица, относящаяся к семейству славковых (Sylviidae). Представители вида внешне напоминают лесную пеночку, но имеют менее крупное и более коренастое телосложение. Область спины оливково-зелёного цвета, а брюхо покрывает сероато-белое оперение. Лапки коричневого окрашивания. Зелёная пеночка имеет маленькую, белую, малозаметную полосу на крыльях. Средняя длина взрослой особи составляет примерно 10 см, при размахе крыльев в пределах 15-21 см.

Болотная камышовка

Болотная камышовка (лат. Acrocephalus palustris) – относительно средних размеров певчая птица, относящаяся к семейству Acrocephalidae. Для представителей данного вида характерна средняя длина 12-13 см, при размахе крыльев в пределах 17-21 см. Внешним видом Болотная камышовка практически не отличается от распространённой тростниковой камышовки. Оперение верхней стороны тела буровато-серое, а нижняя часть представлена желтовато-белыми перьями. Горло беловатого окрашивания. Клюв достаточно острый, средней длины. Самцы и самки обладают одинаковой окраской.

Горихвостка-лысушка

Горихвостка-лысушка (лат. Phoenicurus phoenicurus) – небольшая и очень красивая певчая птица, относящаяся к семейству мухоловковых и отряду воробьиных. Взрослые представители этого вида имеют средние размеры 10-15 см. Окрашивание хвоста и области брюшка насыщенно-рыжее. Спинка имеет сероватый окрас. Самки, как правило, отличаются более бурым оперением. Своим названием эта птичка обязана периодическому подёргиванию яркого хвоста, благодаря чему перья хвостовой части напоминают языки пламени.

Березовка или мухоловка-пеструшка

Березовка (лат. Ficedula hypoleuca) – певчая птичка, относящаяся к довольно обширному семейству мухоловковых (Muscicapidae). Окрас оперения взрослого самца в чёрно-белых тонах, контрастного типа. Средняя длина тела не превышает 15-16 см. Спина и область темени чёрного цвета, а на лбу присутствует белое пятно. Область поясницы серого цвета, а хвостовая часть покрыта буровато-чёрными перьями с белым окаймлением. Крылья птицы тёмные, бурого или почти чёрного окрашивания с наличием большого белого пятна. Молодые особи и самки имеют более тусклое окрашивание.

Обыкновенная чечевица

Обыкновенная чечевица (лат. Carpodacus erythrinus) – гнездящаяся в лесных зонах перелётная птица, относящаяся к семейству вьюрковых. Размеры взрослых особей сходи с длиной тела воробья. У взрослых самцов спина, хвостовая часть и крылья имеют красновато-бурое окрашивание. Перья на голове и в области груди ярко-красного цвета. Брюшко представителей вида Обыкновенная чечевица белого цвета, с характерным розоватым оттенком. Молодые особи и самки буровато-серого окраса, а область брюшка светлее, чем оперение спины.

Камышник

Камышник (лат. Emberiza schoeniclus) – небольшая по размерам птица, относящаяся к семейству овсянковых. Такие пернатые имеют длину тела в пределах 15-16 см, при длине крыла в пределах 7.0-7.5 см, а также размахе крыльев на уровне 22-23 см. Окрас подбородка, головы и горла до центральной части зоба представлен чёрным цветом. На нижней части тела присутствует белое оперение с наличием небольших тёмных чёрточек на боках. Спина и область плеч тёмного окрашивания, переходящего от серых тонов до буро-чёрного цвета с боковыми полосами. На краях хвоста располагаются светлые полоски. Самки и молодые особи лишены чёрного оперения в области головы.

Грач

(лат. Corvus frugilegus) – достаточно широко распространённая на территории Евразии крупная и приметная птица, которая относится к роду воронов. Всеядные пернатые гнездятся большими колониями на деревьях и обладают характерным внешним видом. Средняя длина взрослых представителей этого вида составляет 45-47 см. Оперение чёрного цвета, с наличием очень хорошо заметного фиолетового отлива. У взрослых пернатых основание клюва полностью голое. Молодые особи имеют перья, располагающиеся у самого основания клюва.

Клинтух

Клинтух (лат. Columba oenas) – птица, являющаяся близким родственником сизого голубя. Средняя длина тела взрослой особи составляет 32-34 см. Самцы немного крупнее и тяжелее самок. Птица обладает голубовато-сизым окрасом оперения и наличием пурпурно-зеленоватого металлического отлива в области шеи. Грудь клинтуха отличается хорошо развитым розовато-винным оттенком. Радужина тёмно-коричневого цвета, а вокруг глаз присутствует характерное голубовато-серое кожистое кольцо.

Зимой холодно и голодно нашим пернатым друзьям - зимующим птицам. В январе и феврале в школах и садах проходят конкурсы и разнообразные мероприятия, посвященные защите птиц зимой. Давайте вместе с вами разберемся в вопросе: «Какие птицы зимуют в наших лесах?» Вы можете скачать картинки, подобрать вопросы о зимующих у нас птицах, а также использовать специально собранные загадки и стихи о птицах на своих мероприятиях и уроках.

Какие птицы зимуют у нас

А ваши дети знают, что не все птицы остаются зимовать с нами рядом - в наших лесах и садах? Давайте разберемся какие же есть птицы. Итак можно разделить всех известных нам пернатых на

  • перелетных птиц - птицы, которые с наступлением холодных дней улетают в места богатые пищей,
  • зимующие (оседлые) птицы - те наши пернатые друзья, которые остаются с нами зимовать.

Нужно показать детям картинки с этими видами птиц и обязательно попросить их назвать знакомых им птичек. Не просто называйте изображенную на картинке птицу, но и расскажите чем они друг от друга отличаются. Спросите у детей, видели ли они этих птиц в лесу или в своем саду. Может быть эти птички лакомятся из школьной кормушки?

Рассматривая картинки с зимующими и перелетными птицами, спросите у учеников, смогут ли они отличить дятла от синицы, воробья от вороны? Часто на такой вопрос дети со смехом отвечают, что это очень легко. Что дятел крупный с красной шапочкой на голове, а синички маленькие, желтенькие и тинькают. Дятел же только стучит.

Тогда попробуйте поиграть в игру «Угадай птицу». Вы будете описывать оперение и повадки птиц, а дети ее угадают. Например:

- Я небольшая птичка. У меня черная головка, серая спинка и ярко-красная грудка. Я умею свистеть.
- Снегирь! -
ответят ребята.

Если птица угадана, то вы показываете ее фотографию. Детям такие игры очень нравятся.

Подведите учеников к пониманию того, что зимой мы не видим некоторых птиц (соловья, иволгу, мухоловок, нет рядом и ласточек). Куда же они делись? Оказывается не все птицы зимуют вместе с нами.

К зимующим птицам относятся:

  • галка
  • поползень,
  • свиристель.
  • синица,
  • сизый голубь,
  • ворона,
  • глухарь,
  • сорока,
  • дятел.

А теперь покажите ребятам другую картинку. Скажите, что это за птички, видели ли они их, слышали ли как они поют. Спросите когда ребята видели этих птиц. Большинство детей ответят, что видели или слышали их голоса летом. Объясните малышам, что эти птички не остаются с нами на зиму, они улетают в теплые края. Они летят туда, где тепло и есть их основной корм - насекомые.

К перелетным птицам относятся:

  • стриж,
  • ласточка,
  • трясогузка,
  • иволга,
  • соловей,
  • зарянка,
  • пеночки,
  • мухоловки,
  • зяблик.

А ведь дети могут вам задать вопрос: А почему мы не видим летом снегиря? На этот вопрос нужно ответить так: Многие птицы вынуждены перелетать с места на место в поисках пищи. Вот и прилетает снегирь из леса к нашим кормушкам и в сады. Тут он может полакомиться рябинкой и поклевать семечки в нашей зимней столовой.

Почему нужно подкармливать птиц зимой

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Расскажите детям какие птички хрупкие, какие тоненькие у них лапки и ажурные перышки (можно показать ребятам коллекцию перьев разных птиц). Хорошо, если у вас есть возможность дать ребятишкам послушать как поют разные птички. Поставьте запись голосов птиц и попросите ребят угадать какая это птица, чей голос.

Затем следует рассказать, что зимующие птицы остаются и не улетают в теплые края. Теперь пора спросить у деток холодно ли им в мороз на улице? Ребята ответят, что да, мерзнут у них и носы, и уши, и щечки. Вот и птичкам также холодно зимой.

А кроме того, зимой птицам трудно найти корм, а без корма птицы погибнут быстрее, чем от мороза. Поэтому нужно не только знать какие птицы остаются с нами зимовать, но и обязательно помогать им.

Как помогать птицам зимой?

Просто - нужно устраивать для зимующих птиц столовые - кормушки. И обязательно подкармливать этих пернатых зимой. Спросите у ребят, каких птиц видели они у кормушек.

А могут ли остаться с нами зимовать ласточка или стриж? Нет, эти птички кушают насекомых, а зимой все насекомые спрятались в почву или в трещинки коры. Они спят и птичкам их не найти. Вот и улетают наши летние певцы на юг, туда, где насекомые не прячутся. А когда у нас настанут снова теплые дни, возвратятся снова сюда выводить птенцов.

Как сделать кормушку для птиц

Вот сидят зимой на ветках воробышки. Нахохлились, надулись они словно шарики. Так берегут птицы тепло. Между перышками воздух и морозу труднее добраться до тельца. Вот и сидят они на ветках хохлятся от мороза, поджимают лапки или теснятся к теплым трубам у домов.

Наши зимующие птицы едят зернышки. Когда снега мало, им легко найти корм, а вот когда выпадает снег и его становится много, то птичкам уже не раскопать его, не найти зернышек. А зимой дни коротки, немного времени остается у птичек на поиски корма. Нужно построить для наших пернатых друзей зимние столовые - кормушки. Только нужно знать какая кормушка правильная, а какая нет.

Что такое правильная кормушка?

Не думайте что правильная кормушка - это ярко-раскрашенный замок с красивыми створками дверцами и башенками. В первую очередь, правильная кормушка - это кормушка, в которою вы постоянно подсыпаете корм . Спросите у детей почему так?

Ответ прост - птички привыкают, что в кормушке ждет их сытная еда и каждый день будут они с нетерпением ждать корма. А если вы не будете подсыпать корм, то птички могут и погибнуть. Поэтому важно не просто сделать кормушку, но и постоянно подсыпать корм.

Если есть возможность - сделайте кормушку не на один год. Пусть это будет настоящая столовая из деревянных брусочков, крыши, леток. Но если нет у вас возможности сделать самим такую кормушку - не страшно. Хорошие птичьи кормушки получатся и из пластиковой бутылки. Можно соорудить кормушку и из пакета из под молока (тетра пак). Просто прорежьте летки (дырочки) и прикрепите нитку к крыше пакета. Подвесьте кормушку и не забывайте подсыпать корм.

«Сытому морозы не страшны» это выражение про птичек. Не страшен ей так мороз, если птичка сыта.

Наблюдаем за птицами в зимней столовой

Чтобы у ребят не пропадало желание кормить птичек, не угасал интерес к кормушкам, предложите им вести «Дневник орнитолога».

Орнитолог - человек, изучающий птиц. Пусть ребята попробуют вести наблюдение за зимующими птицами. А где легче всего за ними наблюдать? Ну конечно не бегать в лесу! Проще всего наблюдать за птицами возле кормушки. Тут и воробьи, и синицы, и снегири, и другие гости прилетают на обед.

Расскажите ребятам как вести дневник орнитолога. Какие записывать туда наблюдения. Что отмечать. Например,

  1. Можно писать по дням какие птицы прилетают в кормушку.
  2. Как они себя ведут, ссорятся ли друг с другом, отгоняют ли от кормушки других птиц.
  3. Что предпочитают из корма.
  4. Летают ли они стайками или поодиночке.
  5. В какое время прилетают птицы в зимнюю столовую.
  6. Едят ли корм прямо в кормушке или хватают зернышко и улетают на другую ветку.

Такие наблюдения и дневники не просто позволят ребенку узнать ближе птиц, но и научат его различать их, любить живую природу, беречь ее. Детям интересно самим быть участниками процесса, быть «маленькими учеными». Поддерживайте в них интерес к изучению птиц.

Если ребенок не может узнать какую-то птицу, то помогите ему - покажите как пользоваться определителем птиц. Откройте рисунки или фотографии птиц в интернете. Можно предложить ребенку зарисовать прилетающих в кормушку птиц или распечатать нужную картинку и вклеить ее в дневник орнитолога.

Карточки с изображением птиц можно брать с собой на прогулки или экскурсии в зимний лес или в парк. Пусть малыш (ученик) попробует сам определить увиденную птицу.

Пословицы и поговорки о птицах

Предложите детям проверить истинность пословиц, сложенных народом о птицах.

  • Воробьи дружно чирикают - значит будет оттепель.
  • В какую сторону ворона села носом - оттуда и будет ветер.
  • Вороны прячут клюв под крыло - к холодам.
  • Птицы садятся на верхушки деревьев - будет тепло.
  • Синички с утра пищат - значит будет мороз.

Стихи о птицах

Если вы проводите с детьми занятия на природе или делаете творческий проект на тему Зимующие птицы, воспользуйтесь собранными стихами о разных птицах.

Стихи про Ворону

Окраской - серовата,
Повадкой - воровата,
Крикунья хрипловатая
Известная персона.
Серая ворона!

Стихи про Воробья

Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
- Киньте крошек воробью -
Я вам песенку спою,
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень -
Буду петь вам целый день,
Чик-чирик!

Стихи про Сороку

Прилетела к нам сорока
Белогруда, белобока,
Потрещала, поскакала,
Грядку рыхлую примяла,
Клювом кое-где порыла,
Хвостик в луже помочила,
Потом пёрышки встряхнула,
Разбежалась и вспорхнула!

Стихи про синиц

Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям -
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень, Тили-тень,
Всё короче зимний день -
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек!

Стихи про свиристелей

За окном метут метели,
Но случается порой -
Прилетают свиристели
Ягод поклевать весной.
Куст боярышника гнётся
От напора птичьих стай.
Звон серебряный несётся,
Славя стылый урожай.
На рябину пересели,
Алых ягод напились,
И в морозный воздух трели
Тонким эхом понеслись.

Стихи про Снегиря

Снегири - смешная птица,
Зиму вовсе не боится,
В зиму в гости прилетает,
Холодов не замечает.
Эта с красной грудкой птица,
Леса зимнего певица.
Лес ей в зиму славный дом,
Снегири там ищут корм.
Птица малая размером,
Может многим стать примером:
Как в лесу холодном жить,
Жить и вовсе не тужить.
Стайкой снегири летают,
Дары леса собирают:
Сухие семена цветов,
И ягодки лесных кустов.
Их стайки красногрудых в ряд,
Для леса будто бы парад.
Частенько стайки снегирей,
Влетают в города людей.
Рябину зимнюю съедают,
Весну все вместе поджидают.

Заканчивая занятие или урок о зимующих птицах, обязательно проговорите с детьми о том, как важны для людей наши пернатые друзья. Пусть ребенок знает тех птиц, которые живут рядом с нами.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №69 Выборгского района г.Санкт-Петербург.

Группа №5 (старшая)

Проект по экологическому воспитанию

«Перелетные птицы»

Проект подготовили воспитатели:

  • Кириллова Н.Ю. 1 кв. кат.
  • Харенкина Н.В. 1 кв.кат.

Октябрь 2015 г.

Паспорт проекта.

Тип проекта:

По числу участников - групповой.

По характеру контактов – в рамках ГБДОУ.

По характеру участия ребенка в проекте – от зарождения идеи до получения результатов.

Сроки исполнения:

Краткосрочный (одна неделя)

Участники проекта:

  • Воспитатели группы:

Кириллова Н.Ю, воспитатель I кат.

Харенкина Н.В., воспитатель I кат.

  • Дети старшей группы №5
  • Родители

Актуальность проекта :

Началу проекта послужила необходимость дать детям представления о перелетных птицах, об их повадках.

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Цель проекта:

Обобщить знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, закрепить знания о природе, воспитывать любознательность.

Задачи проекта:

1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.

2.Уточнить и систематизировать знания детей о перелетных птицах, подвести к усвоению понятия «перелетные птицы».

3.Воспитывать бережное отношение к пернатым, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • интерес детей
  • расширение кругозора
  • проявление творчества и двигательной деятельности
  • использование полученных знаний в жизни перелетных птиц

Продукты проекта:

Книжка своими руками «Перелетные птицы»

Взаимодействие с семьей:

Консультации для родителей по изготовлению страничек для книжки

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный.

1.Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературы, наглядные пособия, иллюстрационный материал по данной проблеме.

2.Изготовление дидактических игр.

3.Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной, самостоятельной деятельности.

4. Составить план мероприятий на неделю, подобрать материал для продуктивной деятельности.

2 этап: реализация проекта.

  1. Проведение бесед с детьми (см приложение №1).
  2. Исследовательская деятельность(рассматривание птиц на прогулке, поиск материалов для книжки)
  3. Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-развивающих игр (см приложения №2).
  4. Чтение художественной литературы; заучивание стихов, пословиц и поговорок; загадывание загадок по теме (см приложение №3).
  5. Рассматривание картин
  6. Творческо-продуктивная деятельность(рисование - см приложение №4, аппликация/лепка).
  7. Наблюдение за птицами на участке детского сада (см приложения №5).
  8. Совместная работа детей с родителями (см приложение №6).

3 этап: заключительный

  1. Обработка результатов по реализации проекта
  2. Участие в групповом конкурсе «Репортажи о перелетных птицах»
  3. Самопрезентация детьми страниц для книги своими руками «Перелетные птицы»
  4. Выставка детских работ «Птицы в парке» (из пластилина).
  5. Создание необходимых условий в группе по формированию у дошкольников целостного представления о жизни перелетных птиц.
  6. Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им.
  7. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  8. Активное участие родителей в реализации проекта.

Приложение 1.

Рассказать детям о перелетных птицах.

Жаворонок, утки, грач, журавли, кукушка, ласточки, лебедь, скворец, соловей, цапля.

Перелетные птицы - птицы, улетающие зимой в теплые края.

Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния.

Жаворонок - маленькие птички, живущие на земле. По земле они не прыгают, а бегают. На земле они также и гнездятся, откладывая в гнездо пятнистые яйца. Едят жаворонки семена растений и насекомых.

Утка - птица среднего размера с относительно короткой шеей. Окраска оперения бывает разная. В период размножения самцы отличаются от самок яркой окраской. Большинство уток линяют два раза в год.

Грач - перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.

Журавли - крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

Ласточка - мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.

Лебедь - оперение лебедей по своей окраске бывает либо чисто белое, либо серого или чёрного цвета. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а также их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами.

Скворец - певчая птица. У скворца чёрное оперение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. В зимнее время на теле появляются многочисленные белые крапинки. Обладает широким диапазоном звуков, которые могут включать в себя свисты, скрипы, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Способен подражать пению других птиц.

Соловей - неприметная серая певчая птица. Зимует в Африке. Обитает в кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда строит на земле или очень низко, в кустах. Яйца зеленоватые или голубоватые в крапинку.

Цапли - живущие на мелководье птицы. Обитают в заболоченных либо медленно текущих водоёмах. Они неподвижно стоят в воде и всматриваются в воду, выискивая добычу.

Приложение №2.

Русские народные игры:

Филин и пташки

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др.

Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.

На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

Пчелки и ласточка

Играющие - пчелы - летают по поляне и напевают:

Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.

Коршун

Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные - цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова: Вокруг коршуна хожу, По три денежки ношу, По копеечке, По совелочке.

Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:

Коршун, коршун, что ты делаешь?

Ямку рою.

На что тебе ямка?

Копеечку ищу.

На что тебе копеечка?

Иголочку куплю.

Зачем тебе иголочка?

Мешочек сшить.

Зачем мешочек?

Камешки класть.

Зачем тебе камешки?

В твоих деток кидать.

За что?

Ко мне в огород лазят!

Ты бы делал забор выше,

Коли не умеешь, так лови их.

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, злодей!»

Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.

Правила игры. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.

Гуси

На площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:

Гуси, вы гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Вы, серые гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Где, гуси, бывали?

Га-га-га, га-га-га!

Кого, гуси, видали?

Га-га-га, га-га-га!

С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в середину круга - в логово. Гуси встают в круг и отвечают:

Мы видели волка,

Унес волк гусенка,

Самого лучшего.

Самого большого

А, гуси, вы гуси!

Га-га-га, га-га-га!

Щиплите-ка волка,

Выручайте гусенка!

Гуси машут крыльями, с криком «га-га-га» бегают по кругу, донимают волка. Пойманные гусята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка.

Игра повторяется, но играющие в хороводе становятся гусями, а гуси встают в хоровод. Волка выбирают.

Правила игры. Хоровод гусей и гусята идут по кругу в разные стороны. Текст должны проговаривать все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из играющих коснулся рукой волка.

«Утка-Гусь».

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. На слова: «Утка, утка, утка!» - которые произносит водящий, он идет мимо стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь!» - кладет в руки одному из участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках расходятся в разные стороны.

Они идут шагом, а во время встречи говорят друг другу названия перелетных птиц, доходят до того места, с которого начали движение. Побеждает тот, кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший становится ведущим

Дидактические игры:

  • «Разбери птиц» (классификация птиц на перелетных, зимующих, оседлых)
  • «Четвертый лишний» (какая птица лишняя?) Цель: учить детей сравнивать и обобщать.
  • Д/и «Какой, какая?» Цель: учить ребенка употреблять в речи прилагательные и расширять знания о перелетных птицах.
  • Д/и «Кто у кого?» Цель: учить называть птенцов перелетных птиц, как в единственном, так и во множественном числе (скворец – скворчонок – скворчата).
  • «Кто как кричит?» Цель: учить детей называть звуки, которые издают птицы (журавль – курлыкает).
  • «Я начну, а ты закончи». Цель: учить детей продолжать описывать птиц. (Птица с буровато-серым опереньем, свои яйца подбрасывает в чужие гнезда, много ест, уничтожает вредных насекомых).
  • «Кроссбух».

Зачеркнуть повторяющие буквы, выписать буквы, которые остались по одной. И составить слово.

Ч Ж И = ЧИЖ

Приложение №3.

Загадки о перелетных птицах .

  • Эту птицу знает всякий

На месте его дворец

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день... (скворец)

  • Кто без нот и свирели

Лучше всех заводит трели? (соловей)

  • Гости приходят весной,

А уходят осенью... (перелетные птицы)

  • Шея тонкая и ноги,

Не боясь воды и капли,

Рыб, лягушек ловят много

Клювом длинным. Это... (цапли)

  • Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Всё вокруг ему внимает!

А певец тот... (соловей)

  • Весной и летом

За пахарем ходит,

А под зиму

С криком уходит... (грач)

  • В синем небе голосок

Будто крошечный звонок... (жаворонок)

  • По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон птица.

Для деревьев наших врач-

Насекомых ест всех... (грач)

  • Эта птица желтого цвета,

Ярким солнцем она согрета.

Песнь красива ее и долга-

Флейтой свищет в лесу... (иволга)

  • Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счет годам ведут... (кукушки)

  • Всех приметных птиц черный,

Чистит землю от червей

Вдоль по пашням мчится вскачь

А зовется птица... (грач)

  • На месте - дворец,

Во дворе - певец... (скворец)

  • Маленький мальчишка,

Черный, кричит: «Кра»

Червякам враг... (грач)

Пословицы и поговорки.

В одно перо и птица не родится.

Видно птицу по полету.

Соловья баснями не кормят.

У всякой пташки свои замашки.

Летать умеет тот, кто умеет садиться.

Птицу видать по полету.

Стихи о перелетных птицах.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

А. Плещеев

Возвращаются скворцы -

Наши старые жильцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся,

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

Г. Ладонщиков

Удод

Он украшен хохолком.

Дом его в дупле сухом.

Знает весь лесной народ:

Эти птицу звать удод.

Скворец

Скворец за морем жил зимой,

Теперь вернулся он домой.

И рано утром в тишине

Запел о солнце и весне.

Прилетай же!

М. Карим

Милый скворушка-скворец,

Прилетайте же наконец!

Для тебя я дом построил -

Не скворечник, а дворец

Приложение №4.

Конспект занятия по рисованию «Жаворонок».

Цели:

Учить детей рисовать птиц, выстраивая изображение из составных частей.

Учить детей рисовать птицу в движении.

Показать, что небольшое смещение составных частей относительно друг друга дает нам другую позу птицы.

Развивать навыки рисования наброска рисунка карандашом.

Развивать навыки рисования цветными карандашами.

Развивать навыки создания фона с помощью восковых мелков.

Ход занятия.

Воспитатель:

Сегодняшнее наше задание я хочу начать с музыки. Я предлагаю вам послушать романс русского композитора А. Алябьева «Жаворонок».

Не правда ли, какая нежная, чистая, красивая музыка. Она очень точно передает впечатление от песенки жаворонка - звонкой, высокой, чистой. Она так радует душу, так согревает сердце.

Сегодня я предлагаю вам научиться рисовать жаворонка.

Посмотрите на эти картинки. Глядя на них, мы понимаем, что тело большинства птиц состоит из нескольких частей. Каких? (Голова, туловище, хвост, крылья.) Какой они формы? (Голова- круглая или слегка овальная, туловище- овальное, хвост может иметь треугольную форму, быть раздвоенным, как у ласточки, крылья обычно имеют изогнутую форму - если птица летит, в сложенном виде они овальные, клюв имеет треугольную форму, может быть маленьким или большим, изогнутым или прямым.

Рисовать геометрические формы - круг, овал, треугольник - вы умеете. Поэтому сможете легко изобразить составные части тела птицы. Нужно только правильно соединить эти части.

(Показ наброска рисунка мелом на доске.)

Воспитатель:

У жаворонка небольшое овальное туловище, круглая головка, маленький треугольный клюв, хвост треугольной формы. Посмотрите, сначала я нарисую овальное туловище. Теперь пририсую к нему круглую головку, овальные крылышки - немного заострю у них концы (это самые длинные перья).

Остается хвост в сложенном виде он напоминает скорее не треугольник, а

Четырехугольник, и треугольный маленький клюв. И вот мой жаворонок собирает с земли семена растений.

Теперь вам понятна последовательность рисования. Видите, стоит немного изменить положение частей тела относит-ельно друг друга, и у жаворонка совсем другая поза. Чуть-чуть измените, положение головы, перенесите ее повыше, жаворонок уже не клюет зернышки, а сидит на гнезде, зорко смотрит по сторонам, охраняя птенцов.

А теперь попробуем сделать набросок жаворонка, который взлетает. Снова начинаю с овального туловища, пририсую к нему круглую головку с маленьким клювом. А теперь- развернутые крылышки. Начну их рисовать с изогнутой линии, похожей на закругленный угол, это внешняя часть крыла. Внутренняя часть - тоже закругленная, но уже более плавная линия, ее я разделяю на отдельные перышки. Точно так же рисую второе крыло. Остается хвост. В полете жаворонок расправляет его, хвост приобретает треугольную форму, в нем тоже можно прорисовать отдельные перышки

А теперь попробуйте составить свою композицию, изобразив жаворонков в самых разных позах, неподвижными и в движении, сидящими на земле и летящими. Сделайте набросок простыми карандашами. Если вам что-то не понравится в вашем наброске, вы можете воспользоваться ластиком и исправить его.

2часть. Во время рисования включается музыка. Воспитатель помогает детям только советами, словесной подсказкой, не прибегая к прямому вмешательству в детский рисунок.

3часть. После того, как дети закончили выполнять набросок простым карандашом, воспитатель предлагает им подумать, чем они будут раскрашивать набросок, какие используют изобразительные средства, простые карандаши. Он беседует с детьми о том, какое оперение у жаворонка. У полевого жаворонка перья верхней части тела землисто-бурого, коричневого цвета, а нижний – рыжевато-белого.

В заключение – короткая беседа о содержании получившихся рисунков.

Приложение №5.

Наблюдение за птицами на участке детского сада

Цели :

Учить различать птиц по оперению, размеру, голосу;

Развивать наблюдательность, память;

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.

Ход наблюдения

Трава опять зазеленела, И закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!» -Звенят уж птичек голоса.

Сухие прутики, солому, Кусочки мха они несут

Все пригодится им для дома,Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках Синицы, воробьи, скворцы,

Ведь скоро в гнездах будут детки -Их желторотые птенцы

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какие птицы прилетают к нам на участок?

♦ Как вы им помогаете?

♦ Какого они размера?

♦ Какую пользу приносят птицы?

♦ Какая у них окраска?

♦ Чем питаются?

♦ Какие изменения в жизни птиц происходят осенью?

♦ Каких птиц вы еще знаете?

Трудовая деятельность

Посыпание песком дорожек на участке.

Цели:

Воспитывать положительное отношение к труду;

Учить оказывать помощь младшим.

Подвижные игры

«Лови - бросай».

Цели:

Учить ловить мяч, не прижимая его к груди;

Бросать точно воспитателю двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

«Салки».

Цель: учить двигаться приставными шагами в разные стороны, действовать по сигналу.

Индивидуальная работа

Прыжки вверх с места.

Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.


Еще с ранних лет мы знаем, что осенью в небе начинают появляться очень много видов птиц, устремленные к югу. Но часто и дети и взрослые затрудняются ответить, что именно это за птицы. Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте выясним, на какие вообще группы делятся птицы.

Ученые все существующие виды птиц разделили на две группы. В одну вошли перелетные, а в другую зимующие. Все пернатые являются теплокровными, то есть средняя температура тела у них составляет около 41 градусов.

Очень многие также считают, что насиженные места им приходиться покидать по причине того, что зимой они могут замерзнуть. Но это является не основной причиной, просто в зимнем периоде им будет очень сложно находить себе пищу. Таким образом к зимующим можно отнести те виду птиц, которые в холодном периоде способны достать себе еду.

К этим видам относиться дятел, глухарь, синица, поползень, сойка, пищуха, рябчик, тетерева. Помимо них также на зимовку остаются и некоторые обитатели городов, которые в любое время смогут раздобыть себе еду.

Какие птицы улетают осенью?

В первую очередь осенью улетают насекомоядные виды птиц, например, трясогузка. Пока остается возможность найти семена или плоды, зерноядные еще на месте. Но как только выпадет снег, а точнее когда зерна будут скрыты под слоем снега, улетают чижи, овсянки и зяблики. А какие птицы осенью улетают последними наверное знают очень многие. Водоплавающие утки и гуси свои насиженные места начинают покидать, когда реки и пруды начинают сковываться льдинами.

Помимо этого некоторые виды птиц, как зимующие, так и перелетные, свои места обитания покидают в зависимости от погодных условий. В случаи, если год оказался урожайным, и при этом снега было мало, на зимовку может остаться снегирь, чечетка, свиристель, ореховка. Но в случаи, если кормовая обстановка является неблагоприятной, они начинают примыкать к птицам, которые собираются улетать на юг.

Птицы также делятся на перелетных и зимующих в зависимости от района проживания данных особей. Например, в северных районах в сторону юга начинают улетать даже и вороны и грачи, а их южные собратья в этом периоде остаются на месте. Черные дрозды из Центральной России на зиму улетают, а в Западной Европе они свои места обитания не покидают.

Полный список перелетных птиц

1. Серая цапля — Ardea cinerea 30. Рябинник — Turdus pilaris
2. Канюк — Buteo buteo 31. Деряба — Turdus viscivorus
3. Полевой лунь — Circus cyaneus 32. Белобровик — Turdus iliacus
4. Чеглок — Falco subbuteo 33. Певчий дрозд — Turdus philomelos
5. Пустельга — Falco tinnunculus 34. Черный дрозд — Turdus merula
6. Перепел — Coturnix coturnix 35. Луговой чекан — Saxicola rubetra
7. Коростель — Crex crex 36. Обыкновенная горихвостка — Phoenicurus phoenicurus
8. Лысуха — Fulica atra 37. Зарянка — Erithacus rubecula
9. Чибис — Vanellus vanellus 38. Обыкновенный соловей — Luscinia luscinia
10. Галстучник — Charadrius hiaticula 39. Варакушка — Luscinia svecica
11. Черныш — Tringa ochropus 40. Садовая славка — Sylvia borin
12. Вальдшнеп — Skolopax rusticola 41. Серая славка — Sylvia communis
13. Озерная чайка — Larus ridibundus 42. Славка-завирушка — Sylvia curruca
14. Речная крачка — Sterna hirundo 43. Славка-черноголовка — Sylvia atricapilla
15. Клинтух — Columbia oenas 44. Пеночка-весничка — Philloscopus trochilus
16. Обыкновенная кукушка — Cuculus canorus 45. Пеночка-теньковка — Philloscopus collibita
17. Обыкновенный козодой — Caprimulgus europaeus 46. Пеночка-трещотка — Philloscopus sibilatrix
18. Черный стриж — Apus apus 47. Зеленая пеночка — Philloscopus trochiloides
19. Вертишейка — Junx torquilla 48. Болотная камышевка — Acrocephalus palustris
20. Деревенская ласточка — Hirundo rustica 49. Садовая камышевка — Acrocephalus dumetorum
21. Городская ласточка — Delichon urbica 50. Камышевка-барсучок — Acrocephalus schoenobaenus
22. Береговушка — Riparia riparia 51. Обыкновенный сверчок — Locustella naevia
23. Полевой жаворонок — Alauda arvensis 52. Речной сверчок — Locustella fluviatilis
24. Лесной конек — Anthus trivialis 53. Серая мухоловка — Muscicapa striata
25. Белая трясогузка — Motacilla alba 54. Мухоловка-пеструшка — Ficedula hypoleuca
26. Обыкновенный жулан — Lanius collurio 55. Малая мухоловка — Ficedula parva
27. Обыкновенная иволга Oreolus oreolus 56. Зяблик — Fringila coelebs
28. Крапивник — Troglodytes troglodytes 57. Обыкновенная чечевица — Carpodacus erythrinus
29. Лесная завирушка — Prunella modularis 58. Камышовая овсянка — Emberiza schoeniculus

Опытным путем установлено что не могут держаться в воздухе дольше 15-ти минут. Если не позволить птицам присесть, они падут замертво. Так было в середине прошлого века в КНР. Сочтя воробьев вредителями, власти объявили им «войну». Пернатые не смогли избежать расправы.

Иначе поступают перелетные птицы. Они способны спастись не только от гнева человека, но и от морозов. Без отдыха птицы летят сотни километров. Цель – юг с обилием пищи и тепла. Однако, перелетные птахи могут стать оседлыми.

В Англии весной этого года ласточки полетели на полтора месяца позже обычного, а еще несколько видов птиц полностью отказались переселяться. Причина – повышение среднегодовой температуры. За последнее десятилетие она стала больше на 1 градус. Россию изменения климата пока не коснулись. Перечень перелетных птиц на отечественных просторах остается прежним.

Лесная завирушка

Ее путают с лесным коньком, пеночкой, славкой. Завирушка из тех птиц, которых знают лишь орнитологи, хоть и распространена в лесах. Охотникам пернатое попадается вместе со щеглами и овсянками.

Внешность птицы неприметная. Оперение коричнево-серое. Размер небольшой. Масса тела завирушки не превышает 25-ти граммов. Многие путают птаху с воробьем. В этом есть доля правды. Завирушка относиться к отряду воробьинообразных.

Питается завирушка насекомыми. Это и побуждает пернатое улетать на юг. Впрочем, держится птаха до самых холодов и весной рано возвращается. Правда, это выходит завирушке «боком». Прилетев, птица тут же откладывает яйца. Растительности еще нет. Спрятать кладку не получается. Яйца съедают хищники. Птенцы вылупляются лишь из второй кладки.

Терпимость завирушки к холодам подкрепляется способностью сменить белковый рацион на растительный. Вместо насекомых птица может есть ягоды и семена. Поэтому в регионах с умеренным климатом завирушки не улетают вовсе. На юг устремляются пернатые из северных местностей страны.

Завирушку мало кто знает, она очень похожа на воробья, и ее часто путают с более знакомой птахой

Камышовая овсянка

Внешне тоже похожа на воробья и тоже относится к отряду воробьиных. Птица предпочитает селиться в лесостепях юга России. В них выискивает заросли кустарников, камышей. Они служат птахе надежным укрытием.

Названия перелетных птиц , как видно, часто связано с особенностями внешними или связанными с питанием, образом жизни. Последний вариант актуален для иволг. Они часто селятся в зарослях ивы по берегам водоемов.

Однако лингвисты и историки связывают имя птицы скорее со словом «влага». Древние славяне считали иволгу предвестником дождя.

Иволгу считают предвестником дождя

Журавль

Появился раньше большинства птиц. Семейству журавлей больше 60 000 000 лет. До 21-го века дожили представители 15-ти видов.

Серые цапли отличаются пугливостью. Завидев опасность птицы срываются с места. При этом цапли часто бросают на произвол судьбы птенцов. Крапивник, к примеру, претворяется раненым и на свой страх и риск увлекает за собой хищников, уберегая потомство.

Рябинник

Это . Птица активна, кажется суетливой, постоянно повторяет «чак, чак, чак». Характерный звук выдает рябинника. Чаще всего создается гам из многих голосов. Пары птиц гнездятся рядом друг с другом. В колонии обычно 30-40 семей рябинника.

Слушать пение рябинника

Селятся птички в перелесках и парках. Примерно половина особей переживает зиму в России, кочуя в поисках пищи с места на место. Другая половина дроздов улетает в малую Азию и на север Африки.

Выработали своеобразный способ защиты от врагов. Пернатые обрызгивают их своим пометом. Так дрозды поступают, к примеру, с воронами. Последние лакомятся и рябинниками, и их яйцами.

Горихвостка

Это птица семейства воробьиных с рыжим хвостом. Его яркость напоминает о языках пламени. У молодых правда окрас невзрачный. Ярким он становится к полутора годам.

Из 14-ти видов горихвосток в России живет чернушка. За исключением хвоста у нее черное оперенье. С юга самцы возвращаются в Россию первыми, дабы построить гнезда. Птахи обустраивают их в зарослях кустарника, дуплах, на ветвях деревьев. Когда домики готовы, прилетают самки и молодняк. Как правило, это начало мая.

Питаются горихвостки мелкими насекомыми. Когда клюв свободен, птицы поют. Кажется, что пернатые делают это беспрерывно. Своим пением и окраской горихвосткам удалось привлечь к себе внимание. В 2015-ом вид объявили птицей года.

На фото птица горихвостка

Пеночка

Плотная птичка длиной до 11-ти сантиметров. В России живут 3 вида. Обитают везде кроме Дальнего востока и Якутии. На остальных территориях пеночки мастерят гнезда-шалаши.

У пеночек приятный тембр голоса. Особенно любят петь самцы в период гнездовья. Трели перемежаются посвистываниями. Их можно слушать у себя дома. легко приручаются. В неволе птицы живут до 12-ти лет. В природе же век птах – 2-3 года.

Не будучи одомашненной, пеночка улетает на юг в середине сентября. Возвращаются птицы к началу апреля.

Деряба

Относится к дроздам. Вид еще называют большим серым. На юг улетают не все особи. Рискнувшие остаться переходят зимой с белковой пищи в виде личинок и насекомых на замерзшие ягоды.

Деряба пуглив. Поэтому увидеть птицу в природе сложно, хоть пернатое и размером с голубя. В своем роду деряба самый крупный.

Дрозд деряба

Соловей

Песни разносятся по лесам, когда те покрываются листвой. До появления зелени птахи не выдают трели, хоть и прилетают в Россию раньше. Как правило, птицы возвращаются за 6-7 дней до расцвета природы.

Слушать трели соловья

Любовь к соловью выражена в народных сказках, посвященных птице памятниках и музеях. В Курске, к примеру, работает экспозиция «Курский соловей». В этом музее собраны поделки с изображением пернатого, книги о нем. В изданиях можно прочесть, что гнезда соловьи вьют вблизи воды в зарослях кустарника или во врагах.

Питаются соловьи исключительно вредителями полей и лесов. В желудки птиц попадают гусеницы, жуки. Перейти на растительную пищу певчие пернатые не готовы, поэтому осенью устремляются в теплые края.

Всего в России гнездуются около 60-ти видов перелетных птиц. Многие из них – подвиды одного пернатого, как в случае с пеночкой. Готовясь к отлету, птицы наедаются до отвала. Нужно запастись энергией, ведь подкрепиться в дороге удается не всегда.

При сложностях в пути и малой подготовке к нему перелетные стаи могут гибнуть. Так, ежегодно на родину не возвращаются тысячи ласточек. Сгинув в пути они навсегда остаются символом смелости, стремления познать новые горизонты несмотря ни на что.