Меню
Бесплатно
Главная  /  Базальная температура  /  Здоровье малышей в детском саду. Здоровье детей в детском саду

Здоровье малышей в детском саду. Здоровье детей в детском саду

Каждого малыша, достигнувшего определенного возраста, родители записывают в детский сад. Одни действуют, исходя из тех соображений, чтобы ребенок не проводил свои дни, бесцельно гоняя мяч, часами просматривая мультфильмы. В других случаях (практически в каждой семье) за чадом некому присмотреть из-за рабочей занятости. Но какова бы ни была причина, стабильно обеспечивается здоровье детей в детском саду, что имеет положительное влияние как в психическом, так и в физическом отношении.

Почему ребенка нужно отдавать в детсад

Многие мамы считают правильным оставлять своего малыша дома, предпочитая держать его весь день при себе и «сдувать с него пылинки». Такое свое поведение они объясняют тем, что при общении с другими малышами возникает вероятность подцепить различные вирусные заболевания. Однако те же самые мамы не понимают или принципиально не хотят понять, что нельзя превращать ребенка в «тепличное растение».

А постоянное нахождение малыша в домашних стенах и ограничение в общении сделает из него закомплексованного, замкнутого в себе и необщительного эгоиста. Крайне важно определить его в детское учреждение, предоставляя ребенку полную свободу общения и саморазвития. Как бы родители этого не хотели, они в любом случае не смогут уделить своему чаду достаточно времени, чтобы поиграть с ним и позаниматься.

Мамы весь день заняты домашними делами: стирка, глажка, приготовление еды, уборка и прочее. Папы же большую часть времени проводят на работе, ну а вечером бывают слишком уж уставшими, чтобы заняться детской игрой либо воспитанием.

Обеспечение здоровья детей является проблемой №1 как для их родителей, так и для воспитателей. Поэтому организуются и проводятся различные мероприятия, направленные как на физическое, так и на умственное развитие. Это могут быть развивающие игры (загадки, задачки на разные темы), несложные физические упражнения, постановка маленьких сцен и другое.

Принимая во всем этом участие, ребенок поневоле развивается, совершенствуется, познает мир, учится общению со сверстниками и взрослыми людьми (в данном случае, с воспитателями, родителями детей из группы). А самое главное, знакомится с такими жизненными понятиями, как: самостоятельность, ответственность, решительность. Эти понятия играют ведущую роль в становлении личности.

Оздоровительные мероприятия

В любом детском саду проводится ряд оздоровительных мероприятий, направленных на обеспечение и поддержание здоровья малыша. Оздоровительные мероприятия включают:

  1. Воспитание потребности здорового образа жизни.
  2. Физкультурно-оздоровительные работы.
  3. Закаливание.
  4. Профилактика.

Воспитание потребности здорового образа жизни

Данное мероприятие направлено на то, чтобы развить в ребенке потребность самому вести и стремиться к здоровому образу жизни. При этом особое внимание уделяется на соблюдение малышом режима дня, привитие и развитие культурно-гигиенических навыков, обучение уходу за своим телом.

Физкультурно-оздоровительная работа

Такой вид оздоровительных мероприятий является не менее важным, чем все другие. Занимаясь физкультурой и гимнастикой, укрепляются мышцы, суставы, костная ткань малыша. Организм приобретает возможность бороться с различными недугами, заболеваниями, расстройствами. Таким образом, физкультурно-оздоровительные мероприятия включают:

  • утреннюю гимнастику;
  • физкультурные занятия;
  • подвижные игры и игровые упражнения;
  • физкультурные занятия на свежем воздухе;
  • спортивные игры;
  • дыхательную гимнастику после дневного сна;
  • диагностику физического развития;
  • спортивные и музыкальные праздники;
  • активный отдых.

Закаливание

Процедуры закаливания направлены на укрепление здоровья каждого ребенка, делая его сильным и повышая его иммунитет. Перед тем, как приступить к осуществлению данного мероприятия, исключается наличие у ребенка какого-либо заболевания. В целом, закаливание предусматривает:

  • игры на свежем воздухе, пешие прогулки;
  • принятие воздушны ванн;
  • осуществление водных процедур;
  • игры с водой;
  • дозированные солнечные ванны.

Хождение босиком является одновременно и процедурой закаливания, и огромным удовольствием. Детям это очень нравится.

Профилактика

Соблюдение ребенком основных мер профилактики также является частью программы обеспечения здоровья. Профилактические мероприятия подразумевают:

  • обеспечение чистоты среды;
  • создание здорового микроклимата;
  • рациональное и сбалансированное питание;
  • витаминизация – употребление витаминных напитков, фруктов;
  • профилактика гриппа – проведение фитотерапии с использованием лука и чеснока;
  • профилактические прививки, позволяющие защитить ребенка от таких серьезных заболеваний, как: коклюш, свинка, туберкулез, ветряная оспа и прочие;
  • процедуры ароматерапии;
  • лечебно-физическая культура;
  • общеукрепляющий массаж.

Осуществление оздоровительных мероприятий направлено на то, чтобы ребенок, находясь в детском саду, рос абсолютно здоровым и крепким!

Веселый и здоровый ребенок – его видно сразу, он любознателен, активен, жизнерадостен и доброжелателен. К сожалению, из-за неблагоприятных экологических условий и многих других факторов очень много детей рождается с какими-либо нарушениями здоровья, а абсолютно беспроблемных детей – единицы.

Что такое здоровый ребенок?

Одно из определений здоровья – это психическое, физическое и социальное благополучие индивида. По мнению врача-нейропсихиатра Ю.Ф. Змановского, здоровый ребенок – это растущий организм, устойчивый к сложным, экстремальным и патологическим воздействиям. Такой малыш даже если и заболевает – то нетяжело и нечасто, в настроении ребенка преобладает позитив, он настроен на познание чего-то нового.

Физическое и психическое здоровье детей во многом зависит от:

  • семьи – здоровья родителей, материального положения, атмосферы в доме, условий жизни, привычек, которые закладываются в семье;
  • здравоохранения – доступности и качества лечения;
  • детского коллектива, который оказывает значительное влияние на социальное и интеллектуальное развитие ребенка.

Физическое здоровье детей

Ответ на вопрос что значит здоровый ребенок в физическом плане – это малыш, который редко болеет, гармонично развивается, ловкий, крепкий, сильный, без лишних жировых отложений. Родители очень подвижных малышей часто сетуют на то, что сильно устают от непоседливости чада, однако насторожиться скорее следует родителям малоактивных и вялых детей, которым мало что интересно, а единственное их удовольствие – это еда.


Один из распространенных детских диагнозов современности – гиподинамия, что означает нарушение множества функций организма (дыхания, пищеварения, кровообращения, опорно-двигательного аппарата) при недостаточной двигательной активности. Если ребенок мало двигается, это напрямую отрицательно воздействует на его здоровье:

  • снижается работоспособность;
  • нарушается ;
  • плохо развиваются мышцы;
  • снижаются обменные процессы;
  • развивается ;
  • такие дети чаще болеют, дольше не выздоравливают и страдают от осложнений.

Психическое здоровье детей

Термин «психологическое здоровье детей» находится на стыке медицины и психологии, его используют при объяснении психосоматических проблем со здоровьем – изменение в психологическом состоянии может стать толчком в развитии соматического заболевания, например, при психологическом дискомфорте в детском саду ребенок может заболевать, чтобы оставаться дома. Иногда картина развивается обратная – физический недуг вызывает психологические и даже психические проблемы. Эту взаимосвязь знали даже предки, выразив ее в поговорке «В здоровом теле – здоровый дух» .

Психическое здоровье ребенка можно понимать как отсутствие отклонений психического развития. У многих детей под влиянием различных ситуаций возникают нарушения поведения или эмоциональной сферы – нарушения сна, страхи. Дети, которые ощущают поддержку и любовь родителей, часто успешно справляются со сложными ситуациями, у других малышей может развиться социальная дезадаптация, невроз, что рассматривается уже как психическое расстройство. Помимо этого, вероятность рождения здорового ребенка значительно снижается, если в семье наблюдаются психические заболевания.


Как узнать, здоров ли ребенок?

Забота о здоровье детей – это первоочередная обязанность его родителей, но в некоторых случаях на проблему со здоровьем может обратить внимание воспитатель, учитель или медик детского сада или школы. Точно определить, здоров ребенок или нет, может только квалифицированный врач, поэтому необходимо посещать его по рекомендованному графику для медицинского осмотра.

Здоровый ребенок – законы роста и развития

Сегодня любое государство очень волнует здоровье детей, актуальность проблемы обусловлена тем, что нездоровое население – это угроза нации. По статистике полностью здоровых детей рождается все меньше, а две трети проблем со здоровьем взрослых закладываются в юном возрасте. Совместно с семьей, укреплением здоровья детей и профилактикой заболеваний занимаются дошкольные и школьные учреждения, поликлиники.

Зачатие здорового ребенка

О зачатии здорового ребенка думает любая ответственная женщина. Давно известна истина: здоровая мать – здоровый ребенок.

Поэтому женщине следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Зачатие здорового ребенка более благоприятно в период от 18 до 35 лет, в этом возрасте организм женщины максимально готов к материнству, а риск патологий минимален.
  2. Лучшие месяцы для зачатия – конец лета и начало осени, когда питание максимально разнообразно, а организм окреп за лето.
  3. Планируя беременность, женщине необходимо посетить врачей – гинеколога, стоматолога, терапевта, чтобы минимизировать вероятность осложнений во время беременности.
  4. До беременности нужно сдать анализы на герпес, токсоплазмоз, которые крайне опасны для плода.
  5. Желательно вместе с мужем побывать на приеме и у генетика, который определит, есть ли риск генетических нарушений у ребенка.
  6. За 2-3 месяца до зачатия ребенка необходимо начать прием фолиевой кислоты, недостаток которой может вызвать серьезные патологии в развитии плода.
  7. Здоровый ребенок может родиться только у женщины, отказавшейся от вредных привычек.

Рождение здорового ребенка

Доношенный здоровый ребенок рождается в период от 38 до 42 недель, когда все системы и органы уже развиты. Для профилактики женщине нельзя носить тяжести, носить обувь на каблуках и сильно утягивающую одежду, вести активную половую жизнь, мало отдыхать. Во время родов женщина должна слушать инструкции акушерки и гинеколога и тщательно их выполнять. Рожать ребенка вне больницы, в домашних условиях – опасно для жизни и матери, и малыша.

Для оценки состояния новорожденного используется шкала Апгар – это универсальная система, понятная врачам. Каждый малыш получает две оценки – через минуту после рождения и через пять минут. Здоровый ребенок по получает оценки 7/8, 8/8, 8/9, 9/9, 9/10, 10/10 – эти показатели говорят о том, что сердце малыша бьется, он самостоятельно дышит, в норме также мышечный тонус, рефлексы и цвет кожного покрова.

Здоровье детей до года

Ребенок до года не способен рассказать родителям о том, что его беспокоит, единственный доступный для малыша способ показать это – плач. Часто полноценный ребенок плачет из-за каких-либо неудобств: ему сыро, холодно, голодно или скучно. Некоторые проблемы со здоровьем – боль в животике или деснах, сыпь, проблемы с засыпанием – это лишь свидетельство того, что организм ребенка приспосабливается к новым для него условиям и растет.

Насторожить родителей должно:

  • плохой набор веса;
  • частые ;
  • постоянный сон или недостаток сна;
  • крик, сопровождающийся дрожанием, судорогами;
  • излишняя возбудимость;
  • частые вздрагивания;
  • повышенный или пониженный тонус мышц.

Здоровье детей дошкольного возраста

Организм младших дошкольников крайне уязвим, поскольку формирование органов еще не завершено. Здоровье детей в детском саду может быть очень слабым – они часто болеют простудными заболеваниями, бывают плаксивы или .

Что делать, чтобы ребенок не болел часто:

  1. Позаботиться о получении полного набора питательных веществ и привить ребенку навыки правильного питания, ограничить сладкое, мучное, фастфуд.
  2. Организовать ребенку физическую нагрузку – делать утреннюю гимнастику, играть на свежем воздухе, кататься на лыжах, коньках, велосипеде.
  3. Проводить закаливание – гулять босиком по траве, купаться в открытом водоеме, принимать воздушные ванны.
  4. Обеспечить спокойную и комфортную обстановку дома, уделять ребенку внимание, ласкать его.
  5. Не игнорировать профилактические посещения врача.
  6. Научить ребенка правилам безопасности – не открывать окна, не пробовать содержимое бутылочек в кухне или ванной, не брать лекарства, а со своей стороны – убрать все потенциально опасные предметы, поставить заглушки на розетки.
  7. Приучить ребенка жить по режиму дня.

Здоровье детей школьного возраста

Школа – это социальная среда, в которой ребенок проводит много времени. Здоровье детей и подростков в школе во многом зависит от интенсивности учебного процесса, рациональности его организации и соответствии подготовки школьника к нагрузкам. Школьное здоровьесберегающее сопровождение включает создание безопасного образовательного пространства и условий для успешного развития и самореализации ребенка.

Здоровье детей в школе не страдает, если ребенок:

  • не переутомляется;
  • правильно, полноценно и своевременно питается;
  • соблюдает режим;
  • чередует виды деятельности (физические и интеллектуальные);
  • вовлечен в социальную жизнь класса и не конфликтует с учителями и одноклассниками.

На вопрос что делать, чтобы ребенок не болел, родителям часто дают совет – укреплять иммунитет. Но при этом не все родители понимают – как это нужно делать.

Что укрепляет иммунитет ребенка:

  1. Здоровое питание для детей это питание, в котором сбалансировано содержание белков, жиров и углеводов, основа рациона – сезонные овощи и фрукты, мясо и рыба, кисломолочные продукты, вредные продукты ограничены (фастфуд, чипсы, жирные продукты, сладости, мучное), еда подвергается тепловой обработке щадящими способами (на пару, варка, тушение), употребление сахара сведено к минимуму.
  2. Закаливание – обливания ножек, хождение босиком, купание в открытом водоеме, прогулки.
  3. Свежий воздух – не менее 2,5 часов в день, проветривание комнат.
  4. Режим дня – ребенок учится и полноценно отдыхает, вовремя ест и ложится спать.
  5. Физическая активность – ребенок должен заниматься физкультурой, гулять.

Здоровый образ жизни для детей

Здоровый образ жизни помогает сохранять здоровье и активность до старости. Формирование здорового образа жизни у детей начинается с родителей, которые должны быть хорошим примером для своих детей. Если ребенок видит положительные образцы поведения, то и сам поступает так же – правильно питается, занимается спортом, делает осознанный выбор, отказываясь от алкоголя, сигарет и других вредных привычек.


Воспитание здорового ребенка

Старая истина – здоровые дети в здоровой семье. Здоровая семья – это не только люди, ведущие здоровый образ жизни, это – понимание и поддержка, здоровый психологический климат, духовная культура и материальное благополучие. Ребенок учится на примере взрослых и не только сам растет с этими принципами, но и свою семью строит, исходя из представлений, полученных от своих родителей. Так люди влияют не только на своих детей, но и строят основу благополучия внуков и последующих поколений.

Первый раз отдавая своего малыша в детский сад, практически все родители сталкиваются с одной и той же проблемой: ребенок начинает чаще болеть. Как же можно обеспечить крепкое здоровье детей в детском саду и избежать частых простудных или инфекционных заболеваний? Полезные рекомендации есть в Стране советов. Слабое здоровье детей в детском саду всегда было большой проблемой. Ребенок, в первый раз попадая в детский сад, оказывается в довольно агрессивной вирусно-микробной среде, ведь в коллективе могут находиться дети с простудой, насморком и т. д. А потому в детском саду ребенок часто оказывается под угрозой заболеваний. Чтобы улучшить здоровье детей в детском саду, нужно соблюдать несколько достаточно простых правил. Для начала, если ребенку только предстоит поступить в детский сад, нужно заняться укреплением его иммунитета. Так, нужно давать ребенку гулять на свежем воздухе, обеспечивать содержание в ежедневном рационе ребенка всех необходимых витаминов и минеральных веществ. Ребенку не нужно создавать «тепличные условия», пытаясь всячески оберегать его от малейшего влияния окружающей среды. Это значит, что не нужно чрезмерно кутать ребенка во время прогулок, не нужно создавать в доме «стерильную чистоту». Лучше давать ребенку побольше контактировать с другими детьми (это полезно и в плане социального развития), регулярно проводить закаливающие процедуры. Здоровье детей в детском саду зависит не только от состояния иммунитета, но, оказывается, еще и от того, насколько малышам психологически комфортно в стенах детского дошкольного учреждения. Если ребенок идет в сад со слезами, если никак не может привыкнуть к коллективу, то и на его здоровье это скажется не лучшим образом. Поэтому адаптации ребенка в детском саду следует уделить особое внимание. Нужно постараться выбрать сад, в котором бы ребенку нравилось. Нужно также и подготовить малыша к первому походу в детский сад: рассказать, как весело он сможет провести там время, как сможет поиграть с другими детьми. Чтобы быть в полной уверенности, что здоровье детей в детском саду не пошатнется, лучше всего еще до поступления в сад пройти с ребенком медицинский осмотр. Во время осмотра врач определит, здоров ли ребенок, нет ли у него признаков какого-либо начинающегося заболевания. Если иммунитет ребенка ослаблен после болезни, то лучше дождаться, когда иммунитет окрепнет, а уже потом вести малыша в детский сад. Часто здоровье малышей в детском саду страдает от того, что родители приводят в группу заведомо больного ребенка. Такое поведение родителей чревато заражением других детей в коллективе и осложнением течения заболевания собственного ребенка. По возможности заболевшего ребенка нужно оставлять дома. Правда, и перестраховываться, держа ребенка дома по 3-4 недели при малейшем подозрении на простуду, тоже не стоит. Дело в том, что за это время в детском коллективе появятся уже новые вирусы и микробы, а потому ребенок рискует вновь заболеть сразу же после первого посещения детсада.

Здоровье детей в детском саду - это ответственность и персонала сада, и родителей. Общими усилиями нужно постараться создать детям все условия для правильного и здорового развития.

Детский сад для ребенка-это его второй дом. Так как большую часть времени он проводит в детском саду. В каждом дошкольном учреждении присутствует вирусная среда. Поэтому каждый попавший в эту среду ребенок, подвергается частым простудным заболеваниям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровье ребенка в детском саду.

Детский сад для ребенка- это практически его второй дом. Так как большую часть времени он проводит в детском саду. Но нужно подчеркнуть, что в каждом дошкольном учреждении присутствует агрессивная вирусная среда и она постоянно обновляется. Поэтому каждый попавший в эту среду ребенок подвергается угрозе частых простудных заболеваний. Несмотря на то, что у ребенка насморк или другие симптомы простуды или гриппа, родители все равно ведут своих детей в детский сад,

не подозревая о том, что они подвергают опасности всех детей группы.

От инфекций ребенок не спрячется нигде ни дома, ни на площадке, и тем более не в садике. Среди инфекционных заболеваний есть такие, которыми лучше ребенку переболеть в детстве. Ведь когда ребенок маленький болезнь проходит легче. К таким болезням относятся ветрянка, краснуха и т.д. Чаще всего этими болезнями можно заразиться в детском саду.

Многие респираторные заболевания вызываются вирусами. И эти вирусы подхватывают воспитанники детского сада. Каждое заболевание, которое переносит организм ребенка, приводит к формированию иммунитета против этого возбудителя. Если простудные заболевания или другие, какие - либо болезни затягиваются или сопровождаются осложнениями, значит у ребенка слабый иммунитет.

Известно, что многие педиатры рекомендуют отдавать ребенка в доу в возрасте четырех лет, так как к этому времени иммунитет малыша уже более развит. До того как отдавать ребенка в детский сад, его сначала надо к этому подготовить. К сожалению, есть дети, которые часто болеют и мамам этих нужно подумать, что же делать в таких случаях? Мамам таких детей нужно заняться укреплением здоровья своих малышей. Проветривать комнатные помещения, чаще гулять на улице. Так же укрепить здоровье может помочь закаливание. Так же очень важен рациональный режим питания и распорядок дня. Ребенок должен воспринимать еду в садике, как естественную, поэтому следует приучать его к кашам, киселям, компотам задолго до посещения детского сада. Малыш, который знаком с гигиеническими правилами и навыками уже дома проходит период адаптации в садике намного быстрее. Правильное питание ребенка укрепит его здоровье и его организм будет подготовленным к психологической нагрузке. Есть еще один способ укрепить организм ребенка- это спорт. Спорт не только укрепит организм ребенка, но и нормализует его психологическое состояние. Танцы, физкультура, плавание, гимнастика- все это укрепляет иммунитет ребенка и защищает его организм от негативных воздействий. И, конечно же, здоровье ребенка в детском саду зависит от стабильного эмоционального и психологического состояния, от способности малыша общаться со своими сверстниками, с взрослыми. Для таких детей существуют санаторно-лечебные детские сады, в которые они могут обратиться. Это зависит от их выбора.

От чего же зависит сила иммунитета ребенка?

Почему один малыш может целый день бегать босиком по лужам и ничего не подхватить, а другой моментально реагирует повышением температуры даже на кратковременную прогулку в сырую погоду? Как видно, у первого ребенка сила неспецифического иммунитета гораздо выше, чем у второго.

Вакцинация, конечно, хорошее дело. Благодаря ей дети становятся невосприимчивыми к кори, ветрянке, коклюшу, дифтерии, некоторым формам гепатита и т.д. Однако неспецифический иммунитет вакцинация повысить не в силах. Малыш может иметь все прививки, соответствующие своему возрасту, и при этом каждый месяц страдать от ангины, трахеита, бронхита, отита. К сожалению, эти заболевания вызываются микроорганизмами, от которых прививок не делают.

Основные факторы, влияющие на состояние неспецифического иммунитета ребенка, следующие:

1)Условия жизни, обустроенность быта. Плохое материальное положение родителей, необходимость частой смены места жительства подрывает детский иммунитет.

2)Психоэмоциональная атмосфера в семье, в дошкольном учреждении. Если родители не прочь выпить и громко выяснять отношения при детях, если малыша обижают в детском саду, сопротивляемость организма падает. Малышу для здоровья нужны ласка, любовь и забота его близких.

3)Качество питания. Ежедневный рацион ребенка должен включать все необходимые витамины, микроэлементы, минералы. Несбалансированное питание существенно снижает иммунную защиту. Питание должно быть как можно более разнообразным и состоять из продуктов растительного и животного происхождения.

4)Наличие врожденных и приобретенных заболеваний. Иммунная система ребенка не может функционировать должным образом, если какие-либо его внутренние органы поражены болезнью. Довольно частое явление в детском возрасте – ослабление иммунитета из-за кишечного дисбактериоза, гастрита, пиелонефрита и т.д.

Слабый иммунитет у малыша следует заподозрить, если он болеет простудой более шести раз в год, и при этом заболевания протекают с осложнениями в виде ангины, пневмонии, а традиционное лечение помогает плохо.

Во многих детских садах сначала идет адаптационный период. В этот период нельзя оставлять ребенка на целый день, так как он приходит совершенно не знакомую для него среду. Нужно что бы он привыкал постепенно и лучше всего оставлять его на не полный день.

К выбору дошкольного учреждения, где ребенку предстоит проводить большую часть своего детства, нужно подходить осознанно. И перед родителями стоит это важное решение.

Если малыш счастлив в детском саду, и с улыбкой идет домой,

То счастлива и его мама!!!


Охрана жизни и здоровья детей в ДОУ

В каждом образовательном учреждении должны строго соблюдаться правила и меры безопасности. Здоровье детей в ДОУ не должно подвергаться опасности, за этим должны следить воспитатели, медсестры, заведующая. Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей. Так, должны систематически проводиться технические осмотры помещения, соблюдаться правила пожарной безопасности. В комнатах с детьми не должно быть кипятка, лекарств, спичек. Все продукты, употребляемые детьми в пищу, должны быть приготовлены с соблюдением санитарных правил. Все опасные предметы должны быть вне зоны досягаемости для детей.

Для проведения занятий выдаются ножницы с затупленными концами, только под руководством и надзором воспитателя. Так же в целях охраны здоровья детей в ДОУ необходимо привести в порядок и участок, на котором дети гуляют. Все ямы должны быть засыпаны, ежедневно проверяться отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью ребенка. Все игровые снаряды, должны быть в исправности. Во время зимы все здания и постройки должны быть очищены от снега, не допустимы сосульки, все дорожки должны быть обработаны песком.

Охрана здоровья в ДОУ – задача очень важная и ответственная. О наличии заболеваний необходимо сразу сообщать медицинскому работнику. Помещения, в которых находятся дети, должны ежедневно убираться и проветриваться. Воспитатели должны не только обучать детей и развивать их умственные способности, но и следить за тем, чтобы здоровье детей в ДОУ не пострадало, а наоборот окрепло и улучшилось. _____________________________________________________________________ "Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужна врождённая способность и умение, то есть навык, но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы специальные знания". К. Д. Ушинский. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В.А. Сухомлинский. __________________________________________________________________

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни. Рациональный режим. Правильное питание. Рациональная двигательная активность. Закаливание организма. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие. При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил: 1 Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании). 2 Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели. 3 Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах. 4 Формирование культурно-гигиенических навыков. 5 Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов. 6 Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка. Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении. В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья. Основные принципы рационального питания: 1 Обеспечение баланса 2 Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах. 3 Соблюдение режима питания. Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения. Основными условиями формирования двигательной культуры являются: 1 Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий. 2 Развитие воображения при выполнении двигательных действий. 3 Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры. 4 Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта. Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье. В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы. Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма. Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду. Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников. Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням. Реализация данного направления обеспечивается: - направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения); - комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года; - созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ; - формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства. Планомерное сохранение и развитие здоровья необходимо осуществлять по нескольким направлениям. Лечебно-профилактическое (профилактика заболеваний, национальный календарь профилактических прививок, витаминизация и др.). Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов: элементы аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия). Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных способностей и интересов; предоставление свободы выбора, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.) Формирование валеологической культуры ребенка, основ валелогического сознания (знания о здоровье, умение сберегать поддерживать и сохранять его, воспитание осознанного отношения к здоровью и жизни). Программа «Детство», реализуемая дошкольным учреждением. «Детство» - программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Разработана авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. Герцена (автор Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др. Санкт-Петербург; «Акцент» 1997 г.). Это программа многогранного развития и воспитания личности ребенка, ее гуманистической направленности в разных видах деятельности. Необходимо обратить внимание на выделенные уровневые показатели физического развития детей (высокий, средний, низкий) для каждой возрастной группы, что позволяет педагогу правильно построить свою работу. Программа решает следующие задачи: - укрепления здоровья детей; - воспитания потребности в здоровом образе жизни; - развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка; - создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни; - выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы. Отличительные особенности раздела: в программу включены сложные упражнения. В частности, дошкольники осваивают лазанье по веревочной лестнице, канату, а также группировку, перекаты в положении группировки. В программе отмечается, что, заботясь о физической нагрузке, взрослый не должен забывать о любознательности и пытливости, формирующемся познавательном интересе в этом возрасте. Поэтому, прежде чем приступить к физическим упражнениям или играм по воспитанию основ здорового образа жизни, полезно поставить ребенка перед необходимостью решения задачи. Прогноз возможных затруднений для педагогического коллектива: не отрицая значения физкультурных занятий в детском саду, авторы не считают их ведущей формой работы. Количество занятий и их продолжительность строго не регламентируется. Реализуется программа путем интеграции в повседневную жизнь ребенка естественных для него видов деятельности. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять содержание занятий, способ организации и место в режиме дня. Все это может вызвать затруднения у педагогов, т.к. они имеют разную профессиональную подготовку.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Правила охраны жизни и здоровья детей являются обязательными для исполнения детскими дошкольными учреждениями независимо от ведомственной подчиненности

1. В детских дошкольных учреждениях, размещенных в двухэтажных зданиях, балконы и лестницы должны иметь высокие поручни с прямыми вертикальными, часто расположенными планками.

2. Все окна должны открываться внутрь, закрепляются крючками, нельзя устанавливать в дверях пружины и блоки.

3. Общие технические осмотры здания детского дошкольного учреждения должны проводится 2 раза в год (весной и летом). Осматривается все здание вообще, все конструкции, инженерное оборудование, разные виды оснащения здания и все элементы внешнего упорядочения. Необходимо осуществлять систематический контроль за исправностью водопровода, канализации, газопровода, за устойчивостью и исправностью фрамуг, занавесок, физкультурного оборудования, мебели. Портреты, картины, огнетушители, шкафы игрового строительного материала, вешалки для одежды и полотенец должны быть прикреплены (к полу или стене). Запрещается вбивать гвозди-вешалки на уровне роста ребенка в помещении детского сада, дачи, на верандах. Колышки на вешалках должны быть деревянными. Подставки для цветов в групповых комнатах должны быть устойчивыми.

4. В детских садах с печным отоплением печи должны быть истоплены не позднее чем за час до прихода детей. Печные топки и радиаторы центрального отопления в групповых помещениях, умывальниках и других помещениях детского сада заграждаются деревянными экранами, которые снимаются или открываются для чистки.

5. Каждый сотрудник детского дошкольного учреждения должен знать правила пожарной безопасности, уметь обходиться с огнетушителями и знать план эвакуации детей на случай пожара. При изменении условий (выезд на дачу, переезд в другое помещение и т.д.) план эвакуации детей должен быть пересмотрен и доведен до каждого сотрудника детского сада.

6. В каждом детском саду на видном месте вывешиваются адреса и номера телефонов заведующего детским садом, врача, скорой помощи, пожарной и других аварийных служб.

7. Ночные, а также младшие группы необходимо размещать, по возможности, на первом этаже, размещение этих групп на втором этаже допускается только при наличии удобных лестниц и запасных выходов. Сотрудники детского сада, особенно помощники воспитателей начальных групп, должны быть подготовлены к оказанию первой помощи при неожиданном заболевании ребенка или несчастном случае.

8. Запрещается приносить в групповую комнату кипяток. Подавать еду из кухни необходимо только взрослым и в то время, когда в коридорах и на лестницах отсутствуют дети. Запрещается мытье столовой и чайной посуды в присутствии детей, а также привлекать детей к раздаче горячих блюд во время дежурства в группе.

9. С целью предупреждения желудочно-кишечных заболеваний и пищевых отравлений заведующий детским садом должен каждый день контролировать доброкачественность продуктов, выдаваемых на кухню. Обязательна ежедневная проба пищи заведующим, врачом или медицинской сестрой перед подачей ее детям, с оценками качества в специальном журнале. Чтобы избежать попадания костей в суп, необходимо мясные и рыбные бульоны процеживать. Медная и железная посуда обязательно должна быть луженой. Нельзя пользоваться цинковой посудой и эмалированной с отбитой эмалью, столовой и чайной посудой с отбитыми краями. Хранение и приготовление еды должно проводится в соответствии с "Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1. 1249 – 03», утвержденными Главным санитарным врачом Российской Федерации 25 марта 2003 года.

10. Каждый ребенок должен иметь личную расческу, полотенце, салфетку, зубную щетку, носовой платок, постельные принадлежности.

11. Лекарства, дезинфицирующие средства, спички необходимо держать в закрытом шкафу, в помещении, не доступном для детей. Электропроводка должна быть изолированной, электроприборы - недоступными для детей. Иголки, шпильки необходимо держать в недоступном для детей месте. Ножницы для занятий с детьми должны быть с тупыми концами, пользоваться ими дети могут только под руководством и надзором воспитателя.

12. Участок детского сада должен быть огражден.

13. Ямы на участке необходимо засыпать, колодцы, ящики для мусора нужно держать закрытыми. На участке не должны быть опасных для детей предметов, неисправного игрового и спортивного оборудования (необструганных досок, гвоздей, обрывков электропровода, битого стекла, посуды). Необходимо систематически проверять, нет ли на участке сухостойных деревьев. Запрещаются барьеры вокруг клумб с цветами.

14. Уборные летнего типа для детей должны иметь дырки не более 18-20 см в диаметре, а также крышки с ручками. Уборные для взрослых должны быть закрыты, помойные ямы плотно забиты досками.

15. Дрова необходимо хранить в закрытых зданиях. При временном складировании дров во дворе нельзя допускать к ним детей.

16. Физкультурное оборудование на участке (вышки, деревянные горки, лестницы и др.) должно быть надежно закреплено у основания, иметь крепкие рейки, поручни. Оборудование для занятий гимнастикой и все сооружения для игр детей должны соответствовать размерам и чертежам, рекомендованным нормативными документами.

17. Крыши всех помещений на участках детского сада должны своевременно очищаться от снега, сосулек. Дорожки, внешние лестницы (всходы) и детские площадки на участке необходимо очищать от снега и льда и посыпать песком. Нельзя позволять детям кататься на ногах с ледяных горок.

18. Должен быть организовать пристальный надзор за тем, чтобы дети не выходили за территорию участка детского сада. В случае исчезновения ребенка с территории участка необходимо неотложно организовать его поиск, а также сообщить об исчезновении ребенка в ближайшее отделение милиции и родителям. Внешние двери детского сада должны быть оборудованы звонком, иметь замок на высоте, недоступной ребенку, постоянно закрываться.

19. Родители и другие лица, которые по их поручению приводят ребенка в детский сад, должны передавать ребенка воспитателю или тому сотруднику детского сада, который принимает детей в этот день. Забирать ребенка из детского сада должны родители или лица, которых хорошо знает воспитатель. Запрещается отдавать детей подросткам, которым не исполнилось 12 лет.

20. Отправляясь на экскурсию или на прогулку, на улицу, воспитатель должен обязательно довести это до ведома руководителя дошкольного учреждения, точно знать количество детей, которых он берет с собой. Если в детском саду по какой- либо причине остаются некоторые дети из группы, то они должны находится под надзором определенного сотрудника.

21. В случае прогулки группы за территорию детского учреждения совместно с воспитателем необходимо направить кого-либо из персонала. В этом случае один взрослый идет впереди колонны, второй - позади.

22. При переходе с детьми через улицу необходимо соблюдать осторожность и строго выполнять правила дорожного движения. В больших городах необходимо избегать прогулок по улицам с большим движением. Места для прогулок должны предварительно осматриваться воспитателем или заведующей.

23. Нельзя допускать прогулок детей по трамвайным или железнодорожным путям, а также игр детей поблизости от путей. Если детский сад расположен на улице, по которой проходят трамвайные или железнодорожные пути, вход в детский сад нужно делать с противоположной стороны.

24. Экскурсии на водоем и озеро могут проводится только после предварительного посещения места экскурсии воспитателем, выбора удобного берега и при условии небольшой группы детей на одного взрослого (12-15 детей). Ловля сачками водных обитателей разрешается только под надсмотром воспитателя.

25. Купание разрешается только в проверенных местах. При купании группы детей в 15-20 детей должно быть не менее двух взрослых. Запрещается катание детей на лодках. На мете купания необходимо иметь спасательные средства, спасательные круги, жилеты, шест.

26. Обучение детей плаванию в закрытых и открытых бассейнах должен обязательно проводить специалист в присутствии медицинской сестры или воспитателя.

27. В жаркое время, чтобы избежать перегревания, дети должны носить головные уборы. Солнечные ванны должны приниматься только по назначению и под наблюдением врача.

28. Необходимо постоянно наблюдать за температурным режимом, влажностью воздуха, естественным и искусственным освещением детских помещений.

29. Чтобы избежать заноса инфекции, запрещается передача из одного детского сада в другой во временное пользование праздничных костюмов и других атрибутов.

30. Запрещается допускать на территорию детского сада, особенно в помещение, незнакомых лиц без предъявления ими документа, удостоверяющего личность посетителя и его право на посещение детского сада.

31. В целях предупреждения случаев отравления ядовитыми растениями и грибами необходимо: - наблюдать за тем, чтобы дети без разрешения воспитателя не употребляли в пищу никаких растений; провести инструктаж всего педагогического и обслуживающего персонала детского дошкольного учреждения о ядовитых растениях, ягодах и грибах, растущих в этой местности (области, крае) и могут вызвать тяжелые заболевания при их употреблении; - не допускать воспитателей, не прошедших такой инструктаж, к сопровождению детей на прогулку; - сортировку собранных ягод, предназначенных для употребления в пищу детей, поручать только лицам, хорошо знающим различные виды ягод; - запрещается употребление в пищу детей грибов.

32. В детском саду необходимо строго соблюдать «Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН

33. Заведующая детским дошкольным учреждением несет личную ответственность за организацию работы и создание условий по охране жизни и здоровья детей.

34. Старший воспитатель является ответственным за организацию работы по созданию здоровых и безопасных условий при проведении воспитательно - образовательного процесса с детьми.

35. Воспитатель детского дошкольного учреждения несет личную ответственность за жизнь и здоровье детей во время проведения учебных занятий, режимных моментов, трудовой и игровой деятельности, а другие сотрудники (инструктор по физическому воспитанию и музыкальный руководитель, руководители кружков, студий и другие) во время работы с детьми.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И В СЕМЬЕ. ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ

В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. Причин для этого много. Так, академик Ю. Е. Вельтищев связывает это с тем, что в данном возрастном периоде происходит нарастание силы подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость и т.д. Дети быстро утомляются, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. Специалисты отмечают вираж нервно -психического развития (временное отступление от уже достигнутого уровня). В дошкольном детстве изменяется формула белой крови: кровь ребенка становится похожа на кровь взрослого, поэтому развивается высокая активность различных веществ, «отвечающих» за аллергические реакции. У многих детей наблюдается ускорение роста, так называемое первое вытяжение, при котором мышцы не успевают за ростом костей. Вследствие этого у ребенка появляются мышечные боли, что может стать причиной бессонницы. Кроме того, с периодом вытяжения врачи связывают различные функциональные изменения в сердечной мышце, которая также неуспевает за бурным ростом ребенка. В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, связанные с максимальной частотой детских инфекций и представляющие серьезную опасность для здоровья ребенка.

Для того, чтобы сохранять и улучшать здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная и кропотливая, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении. Государством принят ряд нормативно-правовых документов, непосредственно направленных на совершенствование охраны здоровья детей. Кроме того, в Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Следовательно, ребенок, посещающий дошкольное образовательное учреждение, имеет законное право на сохранение и укрепление своего здоровья. Но как соблюдается право на охрану здоровья детей по официальным данным и в реально существующей ситуации?