Меню
Бесплатно
Главная  /  Базальная температура  /  Игровой портал. Игровой портал Какое доп оборудование ставить на с 51

Игровой портал. Игровой портал Какое доп оборудование ставить на с 51

С-51 - советская самоходная артиллерийская установка седьмого уровня. СССР вообще не слишком радует поклонников «арты», так как исторически это направление у нас было не развито. Отдельные кульмановские извращения не в счет. Тем не менее парочка удачных машин там все же имеется, и «Буратино» один из немногих «могикан», уцелевших с 2010 года. В отличие от немецких самоходок, поражающих своей точностью, британских - самых быстрых в классе, и французских - на барабанах, советские САУ брали своей мощностью. Огромный разовый урон - самое то, для новичков и любителей завершить поединок одним ударом. И в этом смысле герою гайда практически нет равных.

Историческая справка

Уже в 1942 году Красная армия перешла к активным наступательным действиям и срочно потребовалась особо мощная и мобильная артиллерия, для взлома позиционных районов и городских боев в плотной застройке. Для подобных задач использовали буксируемую 203-мм гаубицу Б-4, однако выдвижение ее на дистанцию прямого обстрела было сопряжено с большим риском для расчета. Да и перекатывать ее стоило огромных усилий. Поэтому очень скоро появился эскизный проект У-19, где сию гаубицу пытались взгромоздить на шасси , в рамках создания закрытой самоходки. Однако проектная масса превысила 60 тонн, что стало лимитом для и так ненадежной трансмиссии «Клима».

В 1943 году ЦАКБ вышло с другим предложением - убрали закрытую рубку и разместили гаубицу на открытой платформе, с возможностью вести огонь с закрытых позиций и по навесной траектории. Первый опытный экземпляр был отправлен на полигон, вследствие чего выявились конструктивные недоработки: большой откат после выстрела, что сбивало прицел. Это дело устранили специальными откидывающимися сошками в задней части корпуса. По-прежнему были проблемы с трансмиссионной группой, но все недочеты было решено устранять в производственном процессе. Установка прошла 115 км и произвела 209 выстрелов. Самоходка была рекомендована к принятию на вооружение.

А вот дальше все как-то затухло. Возможно сказывалось отсутствие необходимых ходовых, из-за перехода на базу ИС, или отсутствие сильного лобби в ГАБТУ, но САУ так и не пошла в серию. Парочка опытных экземпляров были отправлены в войска и участвовали в прорыве блокады Ленинграда. Более менее интерес к крупнокалиберным САУ возродился только после войны и воплотился в проекте 2С5 «Гиацинт».

Игровые характеристики

В С-51 стала мощной «артой» работающей на «дамаг». Рассмотрим ее характеристики в разрезе игры:

Защита

Броня у САУ никогда не была в приоритете. Так получилось и здесь - корпус равномерно покрыт 60-ти мм стальным листом. Для «левелов», на которые закидывает самоходку, это практически ничего не значит. В ряде случаев нас пробивают даже среднекалиберные фугасы, не говоря уже тяжелых «чемоданах». Открытая сверху рубка гарантирует нам «ваншот» от коллег. Единственный ее плюс в том, что если по вам будут стрелять сбоку, то есть небольшой шанс, что снаряд просто проскочит пустое пространство с поручнями. В любом случае тушкой лучше не «светить», так как 350 хит-поинтов многим на один выстрел.

Огневая мощь

Пушки у вас две, но стоковая 152-мм гаубица БР-2 только прокладывает дорогу к топовому стволу, хотя и обладает хорошей скорострельностью. Но е. тут никого не удивить - все играют от разового урона. Поэтому сконцентрируем внимание на гаубице 203 мм Б-4. В наличие у нас два типа фугасов, но у «голдового» только разлет осколков больше. Урон в 1050 ХП, при скорострельности 1,15 выстрелов в минуту, дает ДПМ в районе 1205 ХП. Бронепробитие всего 52 мм, но бризантное вещество, которым начинены 12 снарядов, позволяют наносить урон даже при близком взрыве, не взирая на качество и толщину стали.

Точность 0,83, время сведения 6,3 секунды. Вполне стандартные цифры для советских тяжелых калибров. УВН минус 1,5 градуса и плюс 58 градусов (вполне можно закидывать за горы). УГН отвратнее не бывает - по четыре градуса в обе стороны. Приходится очень часто поворачивать корпус, сбивая стабилизацию орудия. Скорость горизонтальной наводки 12 град/cек, вертикальной наводки - 17,5 град/сек. Достаточно медленно ворочается ствол. Дальность стрельбы равняется 1280 метрам, что вполне перекрывает даже большие карты.

Динамика

Передвижение - это не наш конек. Топовый двигатель В-16 вырабатывает 600 л. с., что дает нам максимальную скорость всего в 30 км/ч и 8 км/ч реверсом. Ползать как черепаха - это судьба всех тяжелых САУ. Усиленные гусеницы С-51 Бис увеличивают грузоподъемность на 500 кг (52,5 тонны) и разворот на два градуса (до 20 град/сек). Вращающейся башни нет, поэтому передовой следует избегать любой ценой.

Обнаружение и связь

Для артиллерии очень важен радиус связи, так как стрельба идет по «засвету» от союзников. Топовая радиостанция 12РТ выдает 625 метров связи, что недостаточно для седьмого уровня, с их большими картами, но и сильно отстойными эти цифры не назовешь. При этом обзор у нас хуже некуда - всего 275 метров. Но это проблема для всех САУ. Благодаря высокому лафету и общей монструозности, маскировка вас тоже не порадует: на ходу 4,1%, неподвижно 8,2%, с масксетью 13,2%. Если не жалко - возьмите камуфляж за «голду», но она особо не поможет.

Прокачка и оборудование

В каком порядке следует изучать С-51? Как ни странно, нашим предшественником является , а он, как вы понимаете, не совсем «арта». Поэтому подачек в виде уже прокаченных модулей оттуда ждать не стоит. Спасает вас только то, что стоковая ходовая может выдержать практически все эксперименты над ней, в плане загрузки оборудованием. Первым же делом изучите топовое радио, так как цифры там в два раза лучше. Иначе придется стрелять практически в упор. Затем вкладываетесь в топовое орудие, чтобы кредиты и опыт текли рекой. И только после этого можно обратить внимание на двигатель и ходовую, ибо не колется. Выйти на СУ-14-2 можно как раз через топовые гусеницы.

Экипаж шесть человек, но ряд профессий там просто дублируется (наводчик и заряжающий). В самом начале всем берем «Маскировку», затем командиру скидываем и ставим «Шестое чувство». На втором уровне перок всем «Боевое братство», для общего улучшения характеристик. На третьем уровне можно ударится в специализацию: офицеру докачиваем «зеленку», наводчикам «Плавный поворот башни» и «Злопамятный», мехводу «Плавный ход», заряжающим «Интуиция» на двоих. Такой сетап позволит вам вести огонь быстрее и оставаться при этом незамеченным максимально долго.

Спецоборудование для САУ всегда закупается в классической компоновке: «Досылатель», «Улучшенные приводы наводки» и «Масксеть». Чтобы довести экипаж до стопроцентных значений можно вместо масксети временно установить «Вентиляцию». За боны можно приобрести спецоборудование и предбоевые инструкции. Рекомендуем приобрести:

  • «Экспериментальная система заряжания» (минус 12,5% к перезарядке),
  • «Износостойкие приводы наводки» (плюс 12,5% к скорости сведения),
  • «Рациональная боеукладка» (минус 2,5% к перезарядке),
  • «Настройка прицела» (плюс 2,5% к сведению),
  • «Укрытия на местности» (усиливает навык «Маскировка»),
  • «Без резких движений» (усиливает навык «Плавный поворот башни»),
  • «Тонкости работы КПП» (усиливает навык «Плавный ход»).

Расходники выбираем стандартные: «Доппаек», «Малый ремкомплект» и «Малая аптечка». Причем вместо аптечки можно взять «Ленд-лизовское масло», чтобы перемещаться чуть быстрее, но это по желанию.

С-51 - классическая тяжелая артиллерия. Стреляем редко, но метко.

Уже на старте придется очень быстро определиться с сектором обстрела и зафиксировать самоходку на один фланг, так как плохая маневренность и отвратные УГН не позволят вам метаться между целями. Выберите себе один толстый танк и мучайте его до полной разборки. Перед выстрелом лучше немного притормозить и хорошенько прицелиться, ведь второго случая придется ждать довольно долго. Помните о радиусе разлета осколков, и если есть шанс накрыть не один танк, а целую группировку - пользуйтесь! Тем более что стан, который вы раздаете, держится дольше, чем у мелких калибров.

Не занимайте самые популярные кусты, особенно на базе или около. Во-первых - именно там вас будут искать прорвавшихся «хантеры». Во-вторых - вражеская «арта» по трассерам определит местоположение и если сразу не накроет, то жестоко повредит сплэшем. Контрбатарейная борьба возрастает от уровня к уровню, поэтому будьте готовы к ней. Оптимальная позиция - за каким-нибудь холмом, или высоким домом. Так вы будете избавлены от вражеской стрельбы на прямой наводке, да и фугас вполне может застрять в крыше, или зацепиться за гребень. Единственный минус, что таким образом вы тоже сокращаете себе площадь бомбардировки, но в данном случае безопасность дороже. Поживешь подольше - увидишь побольше.

Что делать, если вас все-таки обнаружили? Для начала - сильно не паниковать. Многие пытаются уехать. Это все тлен. Единственный ваш шанс - встретить опасность лицом к лицу. Не пытайтесь отползать задом, хотя у каждого второго танкиста есть такой безусловный рефлекс. Подавляйте. Вообще не машите пушкой из стороны в сторону, вслед за приближающимся врагом, так как от этого только увеличивается круг сведения. Зафиксируйте корпус в той точке, куда он предположительно должен выехать и ждите, когда его тушка пересечет линию выстрела. После чего отправляйте его на небеса, без помощи валькирий. Но вообще - использовать «Буратино» в стрельбе прямой наводкой не рекомендуется. Это сильно другая машина, не созданная для подобных баттлов.

Команда слилась, а значит шансов нет - бывает и такое. Многие сразу бегут топиться, или даже выходят из боя, чтобы не видеть своего позора. Это все путь слабаков! Даже в такой печальной ситуации не стоит вешать нос. Уйти стоит громко хлопнув дверью, забрав кого-нибудь с собой. Для этого необходимо найти какой-нибудь закуток, или глухой переулок - так, чтобы не смогли обойти с тыла. Встаете на углу и максимально сводитесь на проход. Уверяю вас, никто не захочет первым выскакивать на 203-мм дурынду. Впрочем, кого-то могут и выпихнуть под зад, бывали и такие казусы. В любом случае вы либо потянете время до захвата базы, либо уйдете с дополнительным фрагом. Решать вам.

Итог

Плюсы:

  • мощная топовая пушка,
  • хороший сплэш,
  • большой экипаж.

Минусы:

  • долгие перезарядка и сведение,
  • большой разброс снарядов,
  • небольшие УГН и УВН,
  • малая подвижность,
  • крупный корпус и плохая маскировка,
  • дублирущие специальности танкистов.

С-51 - одна из лучших артиллерий СССР, несмотря на то, что не входит в основную ветку САУ и является, как это говорят «выпердышем», или «сбоку-припекой». Тем не менее «Буратино» вполне заслужил свой статус короля «ваншотов», ведь на тех уровнях, на которые его забрасывает, у многих даже нет такого здоровья, какой кроется в одном его снаряде. Первую свою ачивку «Бомбардир» я взял именно на этой самоходке. Рекомендуется к покупке всем любителям размеренной, но вместе с тем азартной игры на выбывание.

Разработчик: КБ ГАЗ
Год начала работ: 1943
Год выпуска первого прототипа: 1944
Серийно не выпускалась из-за многочисленных недоработок.

Осенью 1943 г. ГАУ вновь вернулось к созданию самоходно-артиллерийских систем большой и особо большой мощности. Как и десятью годами ранее вооружать САУ предполагалось 203-мм гаубицей образца 1931 г., выпуск которой планировали возобновить на заводе “Большевик” в 1944 г. Это может показаться немного странным, однако не стоит забывать, что выбранная артиллерийская система отличалась высокой поражающей способностью и в случае её установки на самоходной шасси РККА получало бы высокомощное мобильной разрушающее орудие. По распоряжению наркома вооружения Д.Ф.Устинова в ноябре 1943 г. был объявлен конкурс на разработку такой САУ, получившей полуофициальное название “Витязь” .

В течении нескольких недель свои предварительные проекты представили завод №100 НКТП, КБ Уралмаш и ЦАКБ.
Первый из них, создаваемый под руководством Ж.Я.Котина, представлял собой самоходный лафет с прицепом, в котором находилась часть боезапаса. В чем-то она напоминала французскую GPF 194, только мощность орудия была больше.

Проект КБ УЗТМ имел сразу два варианта: 203-мм гаубица Б-4 на шасси танка КВ-1с (модернизированный проект САУ У-19) и 203-мм гаубица или две 152-мм гаубицы на двух шасси СУ-122. Перед стрельбой шасси предполагалось соединять, при этом подготовка к выстрелу составляла около 30-40 минут, против 20 минут у проекта Котина.

Понятно, что разработки завода №100 и УЗТМ должной поддержки не нашли в виду из технологической сложности. Заказ на постройку одного прототипа получило только ЦАКБ, представившей проект САУ под индексом С-51 . В качестве основы было выбрано шасси танка КВ-1с, но довольно быстро выяснилось, что оно имеет недостаточную длину опорной поверхности и нуждается в доработке. Модифицированный вариант ходовой отличался наличием 7 или 8 опорных катков. Впрочем, налаживать его производство НКТП не собиралось – объём доработок требовался сравнительно большой, а количество выпущенных САУ вряд ли бы превысило несколько десятков единиц. В связи с этим приняли решение установить гаубицу на шасси танка КВ-1с, что явилось не лучшим выходом.

Ходовая часть и корпус серийной машины почти не подверглись изменениям, прежним остался и двигатель. С танка была демонтирована башня, а на её месте установлена 203-мм гаубица Б-4 на открытом лафете. Поскольку вес артсистемы был даже чуть больше, чем вес полностью укомплектованной башни, полная боевая масса САУ составила почти 50 тонн. Таким образом, хороших ходовых качеств от неё ожидать не приходилось.

Первый опытный образец С-51 поступил на заводские испытания в феврале 1944 г., проводившиеся по сокращенной программе. Однако, интерес с САУ большой мощности был настолько велик, что не дожидаясь их завершения самоходку передали на АНИОП. Тут в полной мере выявились все крупные недостатки С-51. Из-за высокой линии огня при выстреле самоходка сильно раскачивалась и по инерции уходила назад с боковым смещением. Если угол возвышения был относительно невелик, отдача была настолько сильна, что экипаж не мог удержаться на своих местах. Всё это приводило к сбиванию наводки, большому рассеиванию снарядов (требовалась установка сошников) и крайнему неудобству при работе экипажа. Помимо этого, шасси КВ-1с явно не годилось для установки на неё орудия такого калибра.

Сопоставив все полученные данные в ГАУ посчитали, что С-51 стоит направить в серийное производство, однако выполнить это не удалось. Прежде всего, выпуск танков КВ-1с был завершен ещё в декабре 1942 г. – то есть, получить в требуемом количестве шасси для тяжелой САУ можно было только после переделки серийных машин. Второй важной причиной стало отсутствие гаубиц Б-4, выпуск которых так и не был налажен.

Взамен инженерами ЦАКБ и КБ завода №100 был разработан вариант САУ на шасси тяжелого танка ИС, с установкой на него 152-мм гаубицы БР-2. Опытный образец самоходки, получившей индекс С-59 , был изготовлен в начале 1944 г. и в мае-июне она проходила полигонные испытания. Здесь имеется некоторое разночтение в данных о типе использованного шасси. По заводской документации С-59 получила ходовую часть и корпус от ИС-85, но согласно отчету об испытаниях САУ имела “улучшенное шасси тяжелого танка КВ”. По компоновке самоходное орудие соответствовало более раннему С-51, только вопреки рекомендациям откидные сошники, уменьшавшие отдачу при выстреле, установлена не были. По сути, ЦАКБ “наступало на те же грабли”, хотя можно предположить, что расчет делался на меньший калибр орудия. Тем не менее, при стрельбе полным зарядом у С-59 начинались аналогичные проблемы, как у С-51, поэтому о серийном производстве вопрос не ставился. В итоге, это направление в развитии САУ особой мощности было закрыто.

Тем не менее, проекты тяжелых самоходок продолжали появляться вплоть до конца войны. Например, 29 июля 1944 г. начальник Ленинградского филиала ЦАКБ И.И.Иванов представил техническому управлению НКВ предварительный проект САУ, в которой предполагалось использование спаренных шасси танков Т-34 и 210-мм пушки БР-17 или 203-мм гаубицы БР-18. От предложенного годом ранее проекта КБ УЗТМ данная САУ отличалась более простой конструкцией. Разработка ЦАКБ вызвала определенный интерес у руководства наркомата вооружений, но сроки реализации проекта им были поставлены мало реальные – прототип самоходки требовалось предъявить не позднее 30 сентября этого же года и справиться с этой задачей ленинградцы не смогли.

Непосредственно перед завершением войны, весной 1945 г., совместными усилиями КБ УЗТМ, завода №100 и завода №9 была проведена работа по созданию дальнобойной скорострельной САУ, основными функциями которой были проведение артиллерийских налетов и контрбатарейная борьба. Эта разработка проводились в рамках программы “Медведь” и некоторое время имела достаточно высокий приоритет. Стараясь не повторять старых ошибок для САУ выбрали специализированное шасси, однако “изюминкой” всего проекта стала установка двухствольной 122-мм артсистемы. Планировалось, что во время зарядки одного орудия, второе будет производить выстрел. На практике всё оказалось намного сложнее. Построенный макет с 76,2-мм пушками работал без особых нареканий, но в данном случае использовались унитарные боеприпасы, а у 122-мм орудий выстрел имел отдельное заряжание. От спаренной установки пришлось отказаться и в конце 1945 г. был выполнен обновленный проект самоходки с разнесенными по бортам машины стволами для ручного заряжания. В 1946 г. был построен деревянный макет САУ “Медведь”, но дальше него работы не продвинулись.

Более к теме двухствольной артсистемы большой мощности старались не возвращаться, и только в наше время к этой теме решили вернуться снова. Разумеется, речь идет о 152-мм САУ “Коалиция-СВ” , макетный образец которой был представлен в декабре 2006 г. Общая концепция нового российского самоходного орудия повышенной скорострельности, при создании которой активно использовались советские наработки 1970-1990 гг., повторяет САУ “Медведь”. Правда, благодаря технологиям нового уровня весь процесс обслуживания обоих орудий доверили автоматике, а экипаж из 2-х человек управляет машиной, находясь в отдельном бронированном модуле. Что касается даты окончания работ и сроков принятия на вооружение САУ, то то ожидать это событие стоит не ранее 2015 года.

Источники:
М.Свирин. «Самоходки Сталина Сталина. История советской САУ 1918-45 гг.» «Яуза» \ «Эксмо». 2008 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ САУ ОСОБОЙ МОЩНОСТИ
С-51 обр.1944 г.

БОЕВАЯ МАССА 49750 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 9350
Ширина, мм 3380
Высота, мм 3400
Клиренс, мм 500
ВООРУЖЕНИЕ одна 203-мм гаубица Б-4
БОЕКОМПЛЕКТ 12 выстрелов раздельного заряжания
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ ?
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 60 мм
борт корпуса — 60 мм
корма корпуса — 60 мм
крыша — 20 мм
днище — 20 мм
ДВИГАТЕЛЬ В-2К, дизельный, 12-цилиндровый, мощностью 600 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механического типа с 8-скоростной КПП
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 опорных катков, 3 поддерживающих ролика, ереднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ 30 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 100 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

Переход Красной Армии к ведению активных наступательных действий в конце 1942 года продемонстрировал потребность в оснащении ее мобильной артиллерией особой мощности. Для борьбы с мощными ДОТами и уничтожения укрепленных зданий во время ведения городских боев иногда было недостаточно даже буксируемых артсистем калибра 152,4 мм. Для решения подобных задач на вооружении РККА имелась буксируемая гаубица Б-4 обр. 1931 года, но ее выдвижение на позицию для огня прямой наводкой было очень опасно для орудия, расчета и тягача. Помимо этого низкая скорость передвижения Б-4 на марше не позволяла применять гаубицу во время быстрых и глубоких ударов, направленных в глубь обороны противника.

Руководствуюсь этими соображения уже в 1942 году в СССР был подготовлен эскизный проект по размещению гаубицы Б-4 на полностью бронированной САУ, относящейся к классу штурмовых орудий. Самоходку планировалась создать на базе танка КВ-1, данный проект получил обозначение У-19. Проектная масса разработанной машины составила 60 тонн, что для и без того перегруженной и ненадежной трансмиссии тяжелого танка КВ-1 стало непосильной ношей. Вторым ограничением такой САУ стал малый угол возвышения гаубицы, который не позволял применять ее возможности по ведению навесного огня на максимальную дальность с закрытых позиций. Проект был отменен.


Осенью 1943 года ГАУ вновь вернулось к идее о создании САУ большой и особо большой мощности. Основным вооружением самоходной артиллерийской установки должна была стать 203-мм гаубица обр. 1931 года, выпуск которой на заводе «Большевик» планировалась возобновить в 1944 году. В данном решении нет ничего странного, так как выбранная артиллерийская система отличалась высокой поражающей способностью и в случае установки на гусеничном шасси РККА получило бы в свое распоряжение мобильное разрушающее орудие высокой мощности. По распоряжению наркома вооружения Д. Ф. Устинова в ноябре 1943 года был объявлен конкурс на создание новой САУ, получившей полуофициальное обозначение «Витязь».

Уже через несколько недель свои предварительные проекты новой САУ были представлены заводами №100 НКТП, КБ Уралмаша и ЦАКБ. Первый из них представлял из себя самодвижущийся лафет с прицепом, в котором планировалось разместить часть боезапаса орудия. В чем-то данный проект напоминал французскую GPF 194, только мощность САУ была выше.

КБ Уралмаша представило на конкурс сразу два варианта: 203-мм гаубица Б-4 на шасси танка КВ-1С (модернизация САУ У-19) и 203-мм гаубицу или две 152-мм гаубицы, размещенных на шасси двух САУ СУ-122. Непосредственно перед стрельбой шасси предлагалось соединять, при этом подготовка к ведению огня доходила до 40 минут, против 20 минут у проекта, предложенного заводом №100 НКТП.

При этом работы представленные заводами №100 и КБ Уралмаша предсказуемо не нашли должной поддержки у членов комиссии, так как отличались повышенной технологической сложностью проектов. В итоге утвержден был лишь проект ЦАКБ под индексом С-51. САУ С-51 была выполнена на базе танка КВ-1С. Достаточно скоро было установлено, что шасси танка имеет недостаточную длину опорной поверхности и необходима его доработка. Предлагалось модифицировать ходовую часть, расширив ее до 7 или 8 опорных катков. При этом объем доработок требовалось провести достаточно большой, а количество выпущенных САУ вряд ли бы превысило несколько десятков, поэтому от идеи налаживания производства нового шасси было решено отказаться. Итоговое решение предполагало установку артиллерийской системы на неизменное шасси танка КВ-1С, что было не самым лучшим вариантом.

Особенности конструкции

САУ С-51 представляла из себя самоходную установку открытого типа - полностью бронированный корпус самоходки выступал в роли самодвижущегося лафета для открыто установленной поверх него тяжёлой гаубицы Б-4. Бронированный корпус САУ изготавливался из катаных бронеплит толщиной в 75, 60 и 30 мм, как и оригинальный корпус танка КВ. Бронирование было дифференцированным и противоснарядным. Лобовые бронеплиты имели рациональные углы наклона. В носовой части корпуса находилось место механика-водителя, а также боекомплект и его подносчики, остальные члены расчета гаубицы находились снаружи бронекорпуса. Трансмиссия и двигатель САУ были расположены в корме. Для экстренного покидания машины в днище корпуса располагался аварийный люк.


Основным вооружением САУ С-51 должна была стать доработанная 203,4-мм гаубица Б-4. Гаубица открыто монтировалось на крыше бронекорпуса и обладала вертикальными углами наводки в диапазоне от 0 до 60 градусов, сектор горизонтальной наводки равнялся 40 градусам (по 20 в каждую сторону). Высота линии огня равнялась 1070 метрам при стрельбе по цели высотой 3 м. Дальность прямого выстрела составляла 6,9 км, наибольшая дальность стрельбы – 18,26 км. Выстрел из гаубицы осуществлялся при помощи ручного механического спуска. Орудие Б-4 оборудовалось поршневым затвором, а скорострельность гаубицы составляла 1 выстрел в 1,25-2,5 минуты. В боевом положении расчет орудия был прикрыт массивным бронещитом, который во время марша убирался, а ствол гаубицы перемещался назад в походное положение.

Боекомплект гаубицы состояла из 12 выстрелов раздельного картузного заряжания. Заряды и снаряды складировались в бронекорпусе САУ, также была реализована возможность их подачи с грунта. САУ С-51 могла вести огонь всем ассортиментом боеприпасов от гаубицы Б-4, который включал в себя бетонобойные и фугасные снаряды массой в 100 кг. Фугасные снаряды Ф-623, Ф-625 и Ф-625Д обладали начальной скоростью в 575 м/с, бетонобойные Г-620 и Г-620Т разгонялись до 600-607 м/с.

САУ С-51 оборудовалась четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизелем В-2К мощностью в 600 л.с. Запуск двигателя производился при помощи стартёра СТ-700 (мощность 15 л.с.) или при помощи сжатого воздуха, который размещался в двух 5-литровых баллонах по бортам машины. Топливные баки общим объемом в 600-615 литров располагались внутри бронекорпуса машины в моторно-трансмиссионном отделении и отделении управления.

Трансмиссия САУ была механической и включала в свой состав: многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»; 2 многодисковых бортовых фрикциона с трением «сталь по стали»; 4-ступенчатую коробку передач с демультипликатором (8 вперед и 2 назад); 2 бортовых планетарных редуктора. Ненадежная работа трансмиссии САУ С-51 была отмечена во время проведения ее испытаний. Данный факт стал еще одним подтверждением тезиса о том, что дефекты трансмиссии оставались одним из главных недостатков, который был присущ всем танкам серии КВ и бронетехнике на его базе.


Ходовая часть самоходки повторяла ходовую часть танка КВ-1С. Подвеска САУ была индивидуальная торсионная для каждого из 6 двускатных опорных катков (диаметром 600 мм) по каждому борту. Напротив каждого катка был расположен приваренный к корпусу ограничитель хода балансиров подвески. Ленивцы находились спереди, а ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления находились сзади. Верхнюю часть гусеницы поддерживали по 3 малых поддерживающих катка.

В целом ходовая часть, двигатель и корпус серийного танка КВ-1С не претерпел никаких изменений. С танка была демонтирована башня, на ее месте устанавливалась гаубица Б-4 на открытом лафете. Так как вес САУ С-51 (масса практически в 50 тонн) превосходил вес серийного танка с полностью укомплектованной башней, то ходовые качества машины были достаточно посредственными.

Судьба проекта

Первый образец САУ С-51 приступил к заводским испытания в феврале 1944 года, испытания проводились по сокращенной программе. При этом интерес к проекту САУ большой мощности был настолько велик, что не дожидаясь их официального окончания самоходка была переданная на АНИОП. Именно здесь в полной мере и всплыли все крупные недостатки данной машины. Из-за высокой линии ведения огня САУ при выстреле очень сильно раскачивалась и по инерции уходила назад с боковым смещением. В том случае, если угол возвышения орудия был достаточно велик, отдача гаубицы была так сильна, что экипаж мог не удержаться на своих местах. Все это в совокупности приводило к сбиванию наводки и большому рассеиванию при стрельбе (необходима была установка сошников) и доставляло неудобства экипажа САУ. Помимо этого само шасси танка КВ-1С было плохо приспособлено к установке такого мощного орудия.


Сопоставив все полученные в ходе проведения испытания данный в ГАУ посчитали, что С-51 все-таки можно отправить в серийное производство, но реализовать это решение на практике не удалось. Прежде всего, это было связано с тем, что выпуск танков КВ-1С был закончен еще в декабре 1942 года – то есть получить необходимые шасси для новых САУ можно было лишь при переделки выпушенных серийных танков. Второй важной проблемой стало отсутствие самих гаубиц Б-4, выпуск которых так не был развернут.

Также в монографии М. Коломийца, которая посвящается танку КВ, есть упоминание о САУ аналогичной конструкции, но вооруженной 152,4-мм пушкой Бр-2. Данная САУ прошла в июле 1944 года испытания под Ленинградом и даже был поставлен вопрос о начале ее производства на базе танков ИС уже осенью 1944 года. Но и это проект не был реализован, а эксперименты с сверхмощными САУ были продолжены уже после окончания войны. Тогда работы шли уже над созданием крупнокалиберной артиллерии, способной вести огонь снарядами с ядерной взрывчаткой. Серийной САУ данного типа стала уже достаточно современная самоходка 2С5 «Гиацинт».

Тактико-технические характеристики: С-51
Масса: 49,7 т.
Габаритные размеры:
Длина 9,35 м., ширина 3,25 м., высота 3,4 м.
Экипаж: 9-10 чел.
Бронирование корпуса: от 30 до 75 мм, маска орудия – 41 мм.
Вооружение: 203-мм гаубица Б-4
Боекомплект: 12 выстрелов
Двигатель: рядный 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель В-2К мощностью 600 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 30 км/час
Запас хода: по шоссе – 100 км.

Этой САУ доступно 203-мм орудие с наибольшим уроном, но и самой низкой скорострельностью. Отличительные особенности: хорошая подвижность, небольшой разброс прицела при повороте, малый боекомплект и открытая рубка. Одна из двух САУ (не считая САУ II уровня) открывающихся исключительно через танк.

Предшественник Арт-САУ СССР Объект 212

Модули

Совместимое оборудование

Совместимое снаряжение

Исследование и прокачка

Если вы продолжаете развивать далее линейку советских АРТ-САУ, то вам останется открыть только новое орудие и ходовую. Начинать естественно, необходимо с топового орудия Б-4 - оно позволит значительно увеличить количество фрагов на вашем счету.

Начальное состояние дерева с-51

Боевая эффективность

Эта относительно подвижная САУ противопоставлена медлительному и неповоротливому СУ-14. Тем не менее, машина имеет открытую рубку, что влечет за собой крайне опасные последствия для экипажа, но позволяет лучше видеть, что очень помогает, когда к вашей позиции движется противник. Также у С-51 скорострельность ниже, чем у собрата по ветке Арт-САУ, а также сильнее теряет в точности при развороте корпуса. Хорошая подвижность позволяет быстрее менять позиции после одного-двух выстрелов.

Достоинства:

  • Большой разовый урон.
  • Малый разброс прицела при повороте.
  • Неплохой сплеш.
  • Прибыльность.

Недостатки:

  • Плохая маневренность.
  • Малые углы горизонтальной наводки.
  • Долгая перезарядка.
  • Большой силуэт.
  • Ехать на позицию лучше всего задом. Так будет возможность выстрелить в случае прорыва светляка, плюс сэкономите время на 2 разворота.
  • Заранее сводитесь в места предполагаемого появления противника.
  • Отмечайте цели «Т», как только начали сводиться, особенно если в команде несколько арт. Это позволит понять другим членам команды кого вы атакуете, и они возможно успеют отойти от противника во избежание повреждений.
  • Целиться перекрестьем следует за танк на одной линии с башней. Так минимизируется вертикальный разброс.
  • Для стрельбы по движущимся танкам надо сводиться в точку их предполагаемого появления к моменту полного сведения, а не «вести» цель.
  • Сложно попасть по целям с обратной стороны склона, лучше выбрать другую цель или подождать.
  • При прорыве к вам танков всячески нужно мешать попасть вам в тыл. Поэтому при выборе позиции очень важно преугадать действия противника и по возможности спиной упереться в стену.

Экипаж

На С-51 шесть членов экипажа. Для начала всем следует изучить боевое братство, которое увеличит показатели машины и маскировку. А далее дилемма. Полезных навыков для буратино ни особо много. К ним можно отнести:

  • наставник ускорит обучение экипажа;
  • виртуоз и король бездорожья улучшат ходовые качества машины и позволят быстрее менять позицию и переводиться на другую цель;
  • шестое чувство сможет спасти жизнь при засвете;
  • отчаянный весьма сомнительный навык, так как для его активации нужно, чтобы осталось не более 38 хп, а это случается крайне редко;
  • интуиция для тех, кто твёрдо верит в свою удачу;
  • плавный поворот башни уменьшит разброс в пределах поворота орудия.

Ремонт и пожаротушение будут помогать крайне редко, так как первое попадание как правило и последнее, а возникший пожар «доест» остаток и без того малого количества хп куда быстрее чем игрок успеет это осознать. Все остальные навыки совершенно бесполезны.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

Боекомплект

  • Снаряды естественно осколочно-фугасные занимают большую часть снаряжения. Бронебойных есть смысл брать в бой не более 2-3 штук для стоящих объектов и для ближнего боя.
  • Воин - за счет мощного орудия эта артиллерия может влиять на ход боя
  • Защитник - по принципу игры арта всегда в тылу а высокий разброс и большой урон способен сразу сбить с нескольких противников захват
  • Поддержка - из-за того что танки 8-10 лвл частенько с первого раза убить не получается добиванием занимаются другие члены команды
  • Медаль Фадина - за малый боезапас.
  • Бронебойщик - высокой пробиваемости стокилограмового снаряда

Разработчик: КБ ГАЗ
Год начала работ: 1943
Год выпуска первого прототипа: 1944
Серийно не выпускалась из-за многочисленных недоработок.

Осенью 1943 г. ГАУ вновь вернулось к созданию самоходно-артиллерийских систем большой и особо большой мощности. Как и десятью годами ранее вооружать САУ предполагалось 203-мм гаубицей образца 1931 г., выпуск которой планировали возобновить на заводе “Большевик” в 1944 г. Это может показаться немного странным, однако не стоит забывать, что выбранная артиллерийская система отличалась высокой поражающей способностью и в случае её установки на самоходной шасси РККА получало бы высокомощное мобильной разрушающее орудие. По распоряжению наркома вооружения Д.Ф.Устинова в ноябре 1943 г. был объявлен конкурс на разработку такой САУ, получившей полуофициальное название “Витязь”.

В течении нескольких недель свои предварительные проекты представили завод №100 НКТП, КБ Уралмаш и ЦАКБ. Первый из них, создаваемый под руководством Ж.Я.Котина, представлял собой самоходный лафет с прицепом, в котором находилась часть боезапаса. В чем-то она напоминала французскую GPF 194, только мощность орудия была больше.
Проект КБ УЗТМ имел сразу два варианта: 203-мм гаубица Б-4 на шасси танка КВ-1с (модернизированный проект САУ У-19) и 203-мм гаубица или две 152-мм гаубицы на двух шасси СУ-122. Перед стрельбой шасси предполагалось соединять, при этом подготовка к выстрелу составляла около 30-40 минут, против 20 минут у проекта Котина.


САУ С-51 на испытаниях, весна 1944 г.

Понятно, что разработки завода №100 и УЗТМ должной поддержки не нашли в виду из технологической сложности. Заказ на постройку одного прототипа получило только ЦАКБ, представившей проект САУ под индексом С-51. В качестве основы было выбрано шасси танка КВ-1с, но довольно быстро выяснилось, что оно имеет недостаточную длину опорной поверхности и нуждается в доработке. Модифицированный вариант ходовой отличался наличием 7 или 8 опорных катков. Впрочем, налаживать его производство НКТП не собиралось – объём доработок требовался сравнительно большой, а количество выпущенных САУ вряд ли бы превысило несколько десятков единиц. В связи с этим приняли решение установить гаубицу на шасси танка КВ-1с, что явилось не лучшим выходом.
Ходовая часть и корпус серийной машины почти не подверглись изменениям, прежним остался и двигатель. С танка была демонтирована башня, а на её месте установлена 203-мм гаубица Б-4 на открытом лафете. Поскольку вес артсистемы был даже чуть больше, чем вес полностью укомплектованной башни, полная боевая масса САУ составила почти 50 тонн. Таким образом, хороших ходовых качеств от неё ожидать не приходилось.


САУ созданная по теме "Медведь" (один из первых вариантов со спаренной 152-мм артиллерийской системой), 1945 г.

Первый опытный образец С-51 поступил на заводские испытания в феврале 1944 г., проводившиеся по сокращенной программе. Однако, интерес с САУ большой мощности был настолько велик, что не дожидаясь их завершения самоходку передали на АНИОП. Тут в полной мере выявились все крупные недостатки С-51. Из-за высокой линии огня при выстреле самоходка сильно раскачивалась и по инерции уходила назад с боковым смещением. Если угол возвышения был относительно невелик, отдача была настолько сильна, что экипаж не мог удержаться на своих местах. Всё это приводило к сбиванию наводки, большому рассеиванию снарядов (требовалась установка сошников) и крайнему неудобству при работе экипажа. Помимо этого, шасси КВ-1с явно не годилось для установки на неё орудия такого калибра.

Сопоставив все полученные данные в ГАУ посчитали, что С-51 стоит направить в серийное производство, однако выполнить это не удалось. Прежде всего, выпуск танков КВ-1с был завершен ещё в декабре 1942 г. – то есть, получить в требуемом количестве шасси для тяжелой САУ можно было только после переделки серийных машин. Второй важной причиной стало отсутствие гаубиц Б-4, выпуск которых так и не был налажен.

Взамен инженерами ЦАКБ и КБ завода №100 был разработан вариант САУ на шасси тяжелого танка ИС, с установкой на него 152-мм гаубицы БР-2. Опытный образец самоходки, получившей индекс С-59, был изготовлен в начале 1944 г. и в мае-июне она проходила полигонные испытания. Здесь имеется некоторое разночтение в данных о типе использованного шасси. По заводской документации С-59 получила ходовую часть и корпус от ИС-85, но согласно отчету об испытаниях САУ имела “улучшенное шасси тяжелого танка КВ”. По компоновке самоходное орудие соответствовало более раннему С-51, только вопреки рекомендациям откидные сошники, уменьшавшие отдачу при выстреле, установлена не были. По сути, ЦАКБ “наступало на те же грабли”, хотя можно предположить, что расчет делался на меньший калибр орудия. Тем не менее, при стрельбе полным зарядом у С-59 начинались аналогичные проблемы, как у С-51, поэтому о серийном производстве вопрос не ставился. В итоге, это направление в развитии САУ особой мощности было закрыто.

Тем не менее, проекты тяжелых самоходок продолжали появляться вплоть до конца войны. Например, 29 июля 1944 г. начальник Ленинградского филиала ЦАКБ И.И.Иванов представил техническому управлению НКВ предварительный проект САУ, в которой предполагалось использование спаренных шасси танков Т-34 и 210-мм пушки БР-17 или 203-мм гаубицы БР-18. От предложенного годом ранее проекта КБ УЗТМ данная САУ отличалась более простой конструкцией. Разработка ЦАКБ вызвала определенный интерес у руководства наркомата вооружений, но сроки реализации проекта им были поставлены мало реальные – прототип самоходки требовалось предъявить не позднее 30 сентября этого же года и справиться с этой задачей ленинградцы не смогли.

Непосредственно перед завершением войны, весной 1945 г., совместными усилиями КБ УЗТМ, завода №100 и завода №9 была проведена работа по созданию дальнобойной скорострельной САУ, основными функциями которой были проведение артиллерийских налетов и контрбатарейная борьба. Эта разработка проводились в рамках программы “Медведь” и некоторое время имела достаточно высокий приоритет. Стараясь не повторять старых ошибок для САУ выбрали специализированное шасси, однако “изюминкой” всего проекта стала установка двухствольной 122-мм артсистемы. Планировалось, что во время зарядки одного орудия, второе будет производить выстрел. На практике всё оказалось намного сложнее. Построенный макет с 76,2-мм пушками работал без особых нареканий, но в данном случае использовались унитарные боеприпасы, а у 122-мм орудий выстрел имел отдельное заряжание. От спаренной установки пришлось отказаться и в конце 1945 г. был выполнен обновленный проект самоходки с разнесенными по бортам машины стволами для ручного заряжания. В 1946 г. был построен деревянный макет САУ “Медведь”, но дальше него работы не продвинулись.

Более к теме двухствольной артсистемы большой мощности старались не возвращаться, и только в наше время к этой теме решили вернуться снова. Разумеется, речь идет о 152-мм САУ “Коалиция-СВ”, макетный образец которой был представлен в декабре 2006 г. Общая концепция нового российского самоходного орудия повышенной скорострельности, при создании которой активно использовались советские наработки 1970-1990 гг., повторяет САУ “Медведь”. Правда, благодаря технологиям нового уровня весь процесс обслуживания обоих орудий доверили автоматике, а экипаж из 2-х человек управляет машиной, находясь в отдельном бронированном модуле. Что касается даты окончания работ и сроков принятия на вооружение САУ, то то ожидать это событие стоит не ранее 2015 года.


Советская тяжелая самоходная артиллерийская установка особой мощности С-51 С-59. Технические характеристики.



____________________________________________________________________________
Источники данных:
М.Свирин. "Самоходки Сталина Сталина. История советской САУ 1918-45 гг." "Яуза" "Эксмо". 2008 г.