Меню
Бесплатно
Главная  /  Лекарства  /  Установка разминирования советского производства ур 77 метеорит. Отечественное оружие и военная техника

Установка разминирования советского производства ур 77 метеорит. Отечественное оружие и военная техника


До конца 80-х годов военные специалисты Советского Союза придавали огромное значение наступательным действиям крупных бронетанковых и механизированных соединений, залогом успешных действий которых был смелый, быстрый и решительный маневр. Затруднение маневра наступающих или выдвигающихся войск и нанесение им поражения могло быть вызвано установкой минно-взрывных заграждений противником заблаговременно или дистанционным минированием в ходе боя. Поэтому быстрое преодоление минных полей путем проделывания в них проходов стало важнейшим условием выполнения общевойсковыми частями и соединениями поставленных боевых задач.

Установка УР-77 «Метеорит» — видео

Для преодоления минных заграждений были созданы специальные самоходные установки (установки разминирования УР-67, УР-77), которые предназначались для проделывания проходов в минных полях взрывным способом в ходе боевых действий. УР-67 была создана в середине 60-х годов и уже через 10 лет стала заменяться новой машиной — УР-77.
Установка разминирования УР-77 состоит из базовой гусеничной машины, созданной на основе многоцелевого тягача легкого бронированного (МТ-ЛБ), пусковой установки и боекомплекта из двух зарядов разминирования. Заряд разминирования представляет собой капроновую оболочку диаметром 7 см и длиной 93 м, заполненную пластическим взрывчатым веществом, внутри которого проходит детонирующий кабель. Заряды сложены в специальный бункер в кормовой части машины. Подача зарядов разминирования на минное поле противника осуществляется специальными пороховыми ракетами, буксирующими в полете заряд разминирования.


Запуск ракет осуществляется с пусковой установки УР-77 «Метеорит» с помощью специального пульта управления. В конце активного участка траектории полета срабатывает разъединительное устройство, отсоединяя ракеты. Тормозной канат создает торможение заряда при приземлении. После падения заряда машина отъезжает назад, натаскивая заряд на минное поле и спрямляя его. С пульта управления через провода электроимпульс подрыва подается на детонирующий кабель. Детонирующий кабель подрывается и инициирует взрыв всего заряда разминирования. В результате подрыва заряда детонируют мины на минном поле и образуется проход в нем для техники и личного состава. УР-77 является плавающей машиной и способен производить пуск заряда при движении на воде на противоположный берег, занятый противником, при форсировании водных преград или высадке морских десантов. Установка УР-77 действует, как правило, в составе отряда разграждения совместно с инженерной машиной разграждения (ИМР) и танковым мостоукладчиком впереди наступающих мотострелковых, танковых частей и подразделений. В настоящее время УР-77 находится на вооружении подразделений и частей инженерных войск вооруженных сил стран бывшего Советского Союза и бывших стран — участниц Варшавского договора.


Тактико-технические характеристики УР-77 «Метеорит»

Боевая масса, т 12,1
Экипаж, чел. 2
Бронирование противопульное
Масса комплекса разминирования, кг: 24
Дальность подачи заряда разминирования, м 500
Размеры проделываемого прохода
в минном поле, м
ширина — 6;
длина — 80-90
Время проделывания прохода, мин 3-5
Время снаряжения одним комплектом
разминирования, мин
30 (механизированным способом),
20 (вручную)
Двигатель ЯМЗ-238В, 8-цилиндровый,
дизельный, мощностью 261 л. с.
Максимальная скорость, км/ч 60 (по шоссе);
4,5 (на плаву)
Запас хода, км 500
Преодолеваемые препятствия, м высота стенки — 0,6;
ширина рва — 2,4

Фото УР-77 «Метеорит»




"Можно выклянчить все! Деньги, славу, власть, но только не Родину… Особенно такую, как моя Россия"

Самоходная легкобронированная гусеничная плавающая установка разминирования УР-77 предназначена для проделывания проходов шириной не менее 6 и длиной до 90 метров в минных полях, состоящих из противотанковых противогусеничных мин и противотанковых противоднищевых мин со штыревым датчиком цели, причем, подрыв фугасных противопехотных мин нажимного действия типа американских мин М14 происходит в полосе шириной до 14 метров.

Установка была создана на базе самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» в 1977 году для замены аналогичной установки УР-67 на базе плавающего бронетранспортёра БТР-50ПК.

Установки УР-67 прошли обкатку во время арабо-израильской войны 1973 г. и других войн в Африке и Индокитае. Опыт их применения был использован при проектировании УР-77, в которой выявленные недостатки УР-67 были устранены.

Установка УР-77 состоит из базовой машины (изделие 2С1) с пусковым оборудованием и двух отсеков с секциями детонирующего кабеля УЗП-77 или УЗП-67. Заряды разминирования размещаются на машине в кассете и подаются на минное поле по воздуху с помощью реактивных двигателей ДМ-70 или ДМ-140. Пусковое оборудование с боекомплектом зарядов находится в броневом корпусе машины. Пуск заряда на минное поле и подрыв его производится без выхода экипажа из машины.

Установка при пусках может располагаться в укрытии или на открытой местности. Запуск зарядов производится с короткой остановки. Возможен запуск зарядов, когда машина находится на плаву (проделывание проходов в минных полях, расположенных на берегу водной преграды). Использование (запуск) зарядов, снятых с машины не предусмотрено.

Заряд разминирования УЗП-77 представляет собой два параллельных пластиковых заряда длиной по 93 метра, содержащих 725 кг ВВ. Каждый из этих зарядов собирают из девяти секций ДКПР-4, которые соединяются с помощью резьбовых муфт и накидных гаек.Секция ДКПР-4 представляет собой заряд длиной 10,3 метра и диаметром 7 см, содержащий 40.25 кг ПВВ-7 (пластичное взрывчатое вещество, 71.5 % гексоген, 17% алюминий, 11.5 % полиизобутилен).

Заряд УЗП-77 укладывают в специальный отсек машины и с помощью специальных переходных устройств присоединяют к ракетному пороховому двигателю, который помещается в направляющей башни. 70-кг двигатель ДМ-70 имеет пороховой заряд из одной шашки массой 27 кг. Время работы двигателя 6–8 сек. При подаче заряда на 200 м используется один двигатель ДМ-70, на 500 м – два двигателя. За счет изменения длины тормозного каната регулируется дальность подачи заряда.

В одной машине УР-77 помещаются два заряда разминирования. Одна установка способна проделать два прохода длиной до 100 метров и шириной около 6 метров. Или же один проход длиной 200 метров (двумя поочередными пусками).

Взрыв мин происходит в результате срабатывания их собственных взрывателей под действием ударной волны, образующейся при взрыве удлиненного заряда разминирования. При осмотре местности после применения удлиненных зарядов обнаруживаются оставшиеся целыми противотанковые мины со взрывателями двукратного нажатия, например, типа ТМ-62 со взрывателем МВД-62, противопехотные мины натяжного действия типа ОЗМ-72 с оборванными проволоками. Не срабатывают взрыватели типа МВШ, магнитные типа МВН-72. Не реагируют на взрыв взрыватели с сейсмическими, инфракрасными датчиками цели, хотя близко расположенные могут оказаться выведенными из строя.

Уничтожение противопехотных осколочных мин натяжного действия обеспечивается лишь частично, когда фрагменты заряда, грунт, камни, разлетающиеся при взрыве натягивают датчик цели. Уничтожение противопехотных осколочных мин с обрывными датчиками цели гарантируется, если взрыв заряда произошел в зоне расположения датчика цели.

Для проделывания прохода УР-77 выдвигается к минному полю и останавливается на дальности от 200 до 500м. (до 350м для УЗП-67). Командир-оператор, определив расстояние до границы минного поля, производит подъем башенной установки с направляющими на нужный угол возвышения и с пульта управления выдает команду на пуск заряда. Ракета сходит с направляющей и летит по баллистической траектории, вытягивая за собой гибкий кабель со взрывчатым веществом.

После того, как ракета с зарядом удалятся от установки на длину, определяемой длиной тормозного каната, закрепленного за носовую часть машины, происходит падение заряда на минное поле и отсечка ракетного порохового двигателя. Механик-водитель подает машину назад для того, чтобы выровнять заряд в прямую линию. После этого командир-оператор выдает команду с пульта управления на подрыв заряда и отстрел тормозного каната. Время полного цикла проделывания прохода 3-5 мин.
После окончания данного цикла становится возможен пуск второго заряда.

Для перезарядки машина следует к заранее определенному месту. Время перезарядки силами расчета с приданным саперным отделением 30-40 минут.

Тактико-технические характеристики УР-77

Тип установки разминирования....................................... Реактивная взрывная самоходная гусеничная плавающая легкобронированная
Тип применяемого заряда разминирования.................... УЗП-67, УЗП-77
Длина заряда разминирования......................................... 93м.
Количество ВВ в одном заряде:
УЗП-67...........................1023кг.
УЗП-77..........................1069кг.
Дальность подачи заряда разминирования:
УЗП-67.......200-350м.
УЗП-77.......200-500м.
Длина образующегося прохода
УЗП-67...........................75-80м.
УЗП-77...........................80-90м.
Ширина образующегося прохода (гарантированно)....... до 6м.
Время полного цикла проделывания прохода................ 3-5 мин.
Время перезарядки установки двумя зарядами...............(расчет+саперное отделение) 30-40 мин
Расчет установки................................................................ 2 чел. (механик-водитель и командир-оператор)
Базовая машина.................................................................. Универсальное гусеничное легкое шасси 2С1
Масса базовой машины..................................................... 11.1 т.
Масса оборудования.......................................................... 3т.
Общая масса снаряженной установки.............................. 14.1т.
Габаритные размеры:
длина............................................7.2м.
ширина.........................................2.85м.
высота.......................................... 1.64м.
Клиренс............................................................................... 40.5 см.
Колея................................................................................... 2.5м.
Максимальная скорость движения:
на суше.....................60 км/час
на воде....................4 км/час
Аэротранспортабельность................................................. Ан-22, Ан-124, Ан-224, Ил-76
Запас хода по топливу....................................................... 600 км.
Минимальный радиус поворота....................................... 1.25м.
Преодолеваемые препятствия:
макс.угол подъема........35 град.
макс.угол крена............25 град.
вертик. стенка...............90см.
ров................................. 2м.
Бронестойкость.................................................................... Бронебойная пуля кал. 7.62мм. -50м.
Двигатель............................................................................. ЯМЗ-238В дизельный четырехтактный
Мощность двигателя.......................................................... 240 л.с.

Подвижность и проходимость установки соответствует требованиям танковых и мотострелковых войск. УР-77 состоит в инженерно-саперном батальоне мотострелковой (танковой) дивизии - 2 установки, в инженерно-штурмовом батальоне - 6 установок.

Аналогичные американские установки AVLM, полученные размещением двух комплектов удлиненного заряда разминирования М58 MICLIC на мостоукладчике AVLB взамен моста, в 91-м году во время операции "Буря в пустыне" продемонстрировали, что в половине случаев пуски с них заканчиваются неудачей.

Установка разминирования УР-77 инженерно-саперного батальона 42 мсд.

Минные поля. Очень простое и очень эффективное средство защиты своих позиций от вражеских атак. Конечно, они не являются абсолютным средством сдерживания, но борьба с ними отнимает немало сил и времени. Самый первый способ создания проходов в минных полях появился вскоре после мин и заключался в ручном обнаружении и обезвреживании вражеских «сюрпризов» . Эффективно, но долго и рискованно. К тому же подготовка хорошего специалиста-сапера дело небыстрое и сложное.

Альтернатива живым саперам – металлические минные тралы . Но этот вид противоминной аппаратуры получит распространение только во времена широкого применения танков. Были попытки использовать для разминирования артиллерию, но это выходило еще сложнее, еще дольше и нецелесообразней: нужно было укладывать снаряды с большой точностью. Да и то, при большом расходе боеприпасов в проходе все равно оставалась пара-тройка работоспособных мин.

Первый шаг к современным системам разминирования сделали англичане в 1912 году . Тогда некий капитан Макклинток из бангалорского гарнизона предложил революционное (как потом окажется) средство для борьбы с… нет, не с минами – с колючей проволокой. В те времена это заградительное средство портило армиям не меньше крови, чем пулеметы или другое оружие.

Суть предложения Макклинтока заключалась в уничтожении проволочных заграждений взрывом. Для этого пятиметровую трубу «зарядили» 27 килограммами пироксилина. Сей боеприпас предлагалось подсовывать под заграждение и подрывать. Два-три взрыва и пехота может пройти через образовавшиеся «ворота». За удлиненную форму боеприпас прозвали «Бангалорской торпедой».

В ходе Первой Мировой войны было замечено, что «Торпеды» могут применяться не только по одной, но и в связке – несколько труб можно было соединять по несколько штук, а для удобства перемещения по полю боя передние секции устанавливались на лыжи или колеса.

Между мировыми войнами появилась идея, заключавшаяся в одновременном применении и танковых тралов, и «Бангалорских торпед». Танк тралами проделывал проход для себя и буксировал связку из труб со взрывчаткой. Далее этот «хвост» подрывался, и вслед за танком могла идти пехота. Первой серийной машиной, приспособленной для такой работы, стал Churchill Snake, тащивший за собой последовательно 16 пятиметровых труб.

Вслед за танком

В Советском Союзе о сухопутных «Торпедах» знали и вели соответствующие работы. Но перед войной в стране были более приоритетные вопросы, поэтому первое подобное средство разминирования инженерные войска получили только после войны. Первый советский удлиненный заряд УЗ представлял собой двухметровую трубу диаметром 7 см, в которую помещалось 5,2 килограмма тротила .

Немного позже появилась возможность собирать УЗ в треугольные секции УЗ-3 (по три заряда каждая), которые, в свою очередь, можно было соединять в конструкцию до ста метров в длину. Способ применения последовательности УЗ-3 оставался прежним – танк с тралом вытаскивал заряды разминирования, после чего происходил их подрыв. Благодаря треугольной форме секции УЗ-3 на минном поле образовывался проход шириной до шести метров.

УЗ и УЗ-3 оказались эффективным средством разминирования, но не обошлось без недостатков. Собственно разминирование проходило буквально в мгновение ока. А вот подготовка не могла сравниться с ним по скорости. К тому же танк был хорошей целью для противника, не говоря уже о том, что бронемашине можно найти и более «боевое» применение.

Тогда поступило предложение сделать заряд разминирования самоходным – стометровая конструкция из УЗ-3 должна быть оснащена 45 твердотопливными реактивными двигателями . По задумке, двигатели приподнимали всю конструкцию и тащили на минное поле. Там, выбрав тормозной трос, заряд взрывался. Расчетная высота полета составляла один метр. Эта версия удлиненного заряда получила название УЗ-3Р.

Идея была хорошей, но в реализации были значительные проблемы. Все 45 двигателей требовалось запускать одновременно. Так же одновременно они должны были выходить на максимальный режим работы. Применяемая электросхема не справлялась с одновременным запуском. Разброс по времени старта двигателей, надо заметить, был небольшой – доли секунды. Но и их хватало для нестабильного движения всей конструкции.

УР-3Р начинал извиваться, прыгать из стороны в сторону, но через несколько секунд все же переходил в горизонтальный полет. Полет тоже не давался легко. Препятствия выше 50-70 см и уклон поверхности даже в 4° были непроходимыми для заряда. При встрече со слишком высоким препятствием заряд разминирования в прямом смысле взлетал в небо и показывал там программу высшего пилотажа. В результате за такие дурной нрав и пиротехнические шоу УЗ-3Р получил прозвище «Змей Горыныч» . Позже так станут называть и более новые системы разминирования.

Своим ходом

В 1968 году на вооружение советских инженерных войск была принята бронемашина УР-67. Она представляла собой шасси бронетранспортера БТР-50ПК с установленной на нем пусковой установкой для удлиненных зарядов. Экипаж из трех человек выводил машину на нужную позицию, производил прицеливание и запускал заряд УЗ-67.

В отличие от предыдущих средств разминирования заряд УЗ-67 имел не жесткую конструкцию, а мягкую и представлял собой два шланга длиной 83 метра, заполненные взрывчатым веществом. В одном УЗ-67 помещалось 665 кг тротила . Твердотопливная ракета (тем не менее, официально она называется «двигатель ДМ-70»), прикрепляемая к переднему концу заряда, способна доставить взрывной шнур на расстояние до 300-350 метров от машины.

После того, как производился пуск, экипажу полагалось сдать назад, чтобы выровнять шнур, и произвести его подрыв при помощи электрозапала (соответствующий кабель располагается в тормозном тросе). 665 килограмм тротила проделывали проход шестиметровой ширины длиной до 80 метров. Обезвреживание вражеской мины при взрыве происходит за счет детонации ее взрывателя.

Основной целью УР-67 являются противотанковые мины . Легкие противопехотные мины либо детонируют, либо выбрасываются взрывной волной за пределы прохода, а мины со взрывателем двукратного нажатия после воздействия УЗ-67 могут остаться работоспособными. Аналогично дело обстоит с магнитными минами, хотя их взрыватель может быть серьезно поврежден взрывной волной.

Как видно, у УР-67 было достаточно проблем, но оперативность создания прохода (2-3 минуты) и возимый боекомплект из двух зарядов не оставили военных равнодушными. В 1972 году «Змей Горыныч» получил новый заряд разминирования – УЗП-72. Он стал длиннее (93 метра) и тяжелее, ведь в нем было уже 725 килограмм взрывчатого вещества марки ПВВ-7.

Дальность выстрела УЗП-72 достигала 500 метров, а максимальные размеры проделываемого прохода выросли до 90х6 метров . Как и прежде, УЗП-72 краном или вручную помещался в соответствующий отсек машины (укладывается «змейкой»), откуда при запуске вытягивался при помощи твердотопливной ракеты, сходящей с направляющей.

В 1978 году на смену УР-67 пришла установка УР-77 «Метеорит» , которая сейчас является основной машиной подобного класса в российской армии. Принцип действия новой установки остался прежним, хотя она получила новый боеприпас. УЗП-77 по своим характеристикам аналогичен УЗП-72 и отличается только некоторыми технологическими моментами. Основой удлиненного заряда «77» являются детонирующие кабели ДКПР-4 длиной 10,3 метра каждый, соединяемые в единый шнур накидными гайками. УР-77 имеет в своей основе легкобронированное шасси 2С1, взятое с самоходной гаубицы «Гвоздика».

Корни этого шасси идут к тягачу МТ-ЛБ . Пусковая направляющая вытяжных ракет УР-77 и ящики для шнура, в отличие от УР-67, получили защиту в виде колпака-башни. Весьма полезное нововведение, ведь в бронированных ящиках для боекомплекта находится почти полторы тонны взрывчатки.

Перед запуском бронеколпак вместе с пусковой направляющей поднимается на нужный угол возвышения. Далее вся боевая работа осуществляется буквально парой кнопок: одна отвечает за пуск твердотопливного двигателя, вторая – за подрыв заряда, а третья – за сброс тормозного каната. После нажатия третьей кнопки «Метеорит» готов к проделыванию нового прохода.

На перезарядку установки требуется 30-40 минут . Закладка взрывного шнура может производиться как готовым блоком при помощи крана, так и вручную. Шасси 2С1 является плавающим (скорость до 4 км/ч). При этом утверждается, что УР-77 может производить пуск удлиненного заряда даже с воды. Тактическая сторона этого дела выглядит сомнительной, но киноматериалы с подобным пуском имеются.

…и другие «Змеи Горынычи»

Немного позже УР-77, в начале 80-х, инженерные подразделения получили новую переносную установку УР-83П . В отличие от предыдущих «Горынычей» она не имела какого-либо шасси. Сравнительно компактная и мобильная пусковая установка после разборки может переноситься силами расчета или перевозиться на любой авто- или бронетехнике.

Принцип действия станковой установки такой же, как и у предшественников, но меньшие габариты потребовали применения удлиненного заряда, состоящего только из одного шнура. Если не считать сборку пусковой направляющей и прочие «смежные» вопросы, процедура проведения выстрела из УР-83П аналогична использованию самоходных установок.

Первое боевое применение советских систем дистанционного разминирования состоялось в ходе Войны Судного дня в 73-м . Это были поставленные Египту установки УР-67. Следующая машина разминирования УР-77 успела поучаствовать почти во всех войнах, в которых участвовали СССР и Россия, начиная с афганской.

Есть информация, что в некоторых конфликтах «Метеорит» использовался не только по своему прямому назначению: несколько раз в условиях небольших населенных пунктов они исполняли роль артиллерии, закладывая заряды на принадлежащих противнику улицах. Можно представить, что было на месте домов после подрыва шнура.

Что касается УР-77 «Метеорит», то замены для нее пока не планируется. Дело в том, что концепция установки оказалась хорошо проработанной уже на стадии УР-67. Египетский опыт применения этой установки помог только окончательно «отшлифовать» конструкцию и способы применения. Таким образом, УР-77 за тридцать с лишним лет своего существования до сих пор не устарела и продолжает использоваться отечественными инженерными войсками.

«Метеорит» УР-77 в действии

Минные поля. Очень простое и очень эффективное средство защиты своих позиций от вражеских атак. Конечно, они не являются абсолютным средством сдерживания, но борьба с ними отнимает немало сил и времени. Самый первый способ создания проходов в минных полях появился вскоре после мин и заключался в ручном обнаружении и обезвреживании вражеских «сюрпризов». Эффективно, но долго и рискованно. К тому же подготовка хорошего специалиста-сапера дело небыстрое и сложное. Альтернатива живым саперам – металлические минные тралы. Но этот вид противоминной аппаратуры получит распространение только во времена широкого применения танков. Были попытки использовать для разминирования артиллерию, но это выходило еще сложнее, еще дольше и нецелесообразней: нужно было укладывать снаряды с большой точностью. Да и то, при большом расходе боеприпасов в проходе все равно оставалась пара-тройка работоспособных мин.

Первый шаг к современным системам разминирования сделали англичане в 1912 году. Тогда некий капитан Макклинток из бангалорского гарнизона предложил революционное (как потом окажется) средство для борьбы с… нет, не с минами – с колючей проволокой. В те времена это заградительное средство портило армиям не меньше крови, чем пулеметы или другое . Суть предложения Макклинтока заключалась в уничтожении проволочных заграждений взрывом. Для этого пятиметровую трубу «зарядили» 27 килограммами пироксилина. Сей боеприпас предлагалось подсовывать под заграждение и подрывать. Два-три взрыва и пехота может пройти через образовавшиеся «ворота». За удлиненную форму боеприпас прозвали «Бангалорской торпедой». В ходе Первой Мировой войны было замечено, что «Торпеды» могут применяться не только по одной, но и в связке – несколько труб можно было соединять по несколько штук, а для удобства перемещения по полю боя передние секции устанавливались на лыжи или колеса. Между мировыми войнами появилась идея, заключавшаяся в одновременном применении и танковых тралов, и «Бангалорских торпед». Танк тралами проделывал проход для себя и буксировал связку из труб со взрывчаткой. Далее этот «хвост» подрывался, и вслед за танком могла идти пехота. Первой серийной машиной, приспособленной для такой работы, стал Churchill Snake, тащивший за собой последовательно 16 пятиметровых труб.

Минные тралы

Вслед за танком

В Советском Союзе о сухопутных «Торпедах» знали и вели соответствующие работы. Но перед войной в стране были более приоритетные вопросы, поэтому первое подобное средство разминирования инженерные войска получили только после войны. Первый советский удлиненный заряд УЗ представлял собой двухметровую трубу диаметром 7 см, в которую помещалось 5,2 килограмма тротила. Немного позже появилась возможность собирать УЗ в треугольные секции УЗ-3 (по три заряда каждая), которые, в свою очередь, можно было соединять в конструкцию до ста метров в длину. Способ применения последовательности УЗ-3 оставался прежним – танк с тралом вытаскивал заряды разминирования, после чего происходил их подрыв. Благодаря треугольной форме секции УЗ-3 на минном поле образовывался проход шириной до шести метров.

УЗ и УЗ-3 оказались эффективным средством разминирования, но не обошлось без недостатков. Собственно разминирование проходило буквально в мгновение ока. А вот подготовка не могла сравниться с ним по скорости. К тому же танк был хорошей целью для противника, не говоря уже о том, что бронемашине можно найти и более «боевое» применение. Тогда поступило предложение сделать заряд разминирования самоходным – стометровая конструкция из УЗ-3 должна быть оснащена 45 твердотопливными реактивными двигателями. По задумке, двигатели приподнимали всю конструкцию и тащили на минное поле. Там, выбрав тормозной трос, заряд взрывался. Расчетная высота полета составляла один метр. Эта версия удлиненного заряда получила название УЗ-3Р. Идея была хорошей, но в реализации были значительные проблемы. Все 45 двигателей требовалось запускать одновременно. Так же одновременно они должны были выходить на максимальный режим работы. Применяемая электросхема не справлялась с одновременным запуском. Разброс по времени старта двигателей, надо заметить, был небольшой – доли секунды. Но и их хватало для нестабильного движения всей конструкции. УР-3Р начинал извиваться, прыгать из стороны в сторону, но через несколько секунд все же переходил в горизонтальный полет. Полет тоже не давался легко. Препятствия выше 50-70 см и уклон поверхности даже в 4° были непроходимыми для заряда. При встрече со слишком высоким препятствием заряд разминирования в прямом смысле взлетал в небо и показывал там программу высшего пилотажа. В результате за такие дурной нрав и пиротехнические шоу УЗ-3Р получил прозвище «Змей Горыныч». Позже так станут называть и более новые системы разминирования.

Своим ходом

В 1968 году на вооружение советских инженерных войск была принята бронемашина УР-67. Она представляла собой шасси бронетранспортера БТР-50ПК с установленной на нем пусковой установкой для удлиненных зарядов. Экипаж из трех человек выводил машину на нужную позицию, производил прицеливание и запускал заряд УЗ-67. В отличие от предыдущих средств разминирования он имел не жесткую конструкцию, но мягкую и представлял собой два шланга длиной 83 метра, заполненные взрывчатым веществом. В одном УЗ-67 помещалось 665 кг тротила. Твердотопливная ракета (тем не менее, официально она называется «двигатель ДМ-70»), прикрепляемая к переднему концу заряда, способна доставить взрывной шнур на расстояние до 300-350 метров от машины. После того, как производился пуск, экипажу полагалось сдать назад, чтобы выровнять шнур, и произвести его подрыв при помощи электрозапала (соответствующий кабель располагается в тормозном тросе). 665 килограмм тротила проделывали проход шестиметровой ширины длиной до 80 метров. Обезвреживание вражеской мины при взрыве происходит за счет детонации ее взрывателя.

Основной целью УР-67 являются противотанковые мины. Легкие противопехотные мины либо детонируют, либо выбрасываются взрывной волной за пределы прохода, а мины со взрывателем двукратного нажатия после воздействия УЗ-67 могут остаться работоспособными. Аналогично дело обстоит с магнитными минами, хотя их взрыватель может быть серьезно поврежден взрывной волной. Как видно, у УР-67 было достаточно проблем, но оперативность создания прохода (2-3 минуты) и возимый боекомплект из двух зарядов не оставили военных равнодушными. В 1972 году «Змей Горыныч» получил новый заряд разминирования – УЗП-72. Он стал длиннее (93 метра) и тяжелее, ведь в нем было уже 725 килограмм взрывчатого вещества марки ПВВ-7. Дальность выстрела УЗП-72 достигала 500 метров, а максимальные размеры проделываемого прохода выросли до 90х6 метров. Как и прежде, УЗП-72 краном или вручную помещаелся в соответствующий отсек машины (укладывается «змейкой»), откуда при запуске вытягивался при помощи твердотопливной ракеты, сходящей с направляющей.

В 1978 году на смену УР-67 пришла установка УР-77 «Метеорит», которая сейчас является основной машиной подобного класса в российской армии. Принцип действия новой установки остался прежним, хотя она получила новый боеприпас. УЗП-77 по своим характеристикам аналогичен УЗП-72 и отличается только некоторыми технологическими моментами. Основой удлиненного заряда «77» являются детонирующие кабели ДКПР-4 длиной 10,3 метра каждый, соединяемые в единый шнур накидными гайками. УР-77 имеет в своей основе легкобронированное шасси 2С1, взятое с самоходной гаубицы «Гвоздика».

Корни этого шасси идут к тягачу МТ-ЛБ. Пусковая направляющая вытяжных ракет УР-77 и ящики для шнура, в отличие от УР-67, получили защиту в виде колпака-башни. Весьма полезное нововведение, ведь в бронированных ящиках для боекомплекта находится почти полторы тонны взрывчатки. Перед запуском бронеколпак вместе с пусковой направляющей поднимается на нужный угол возвышения. Далее вся боевая работа осуществляется буквально парой кнопок: одна отвечает за пуск твердотопливного двигателя, вторая – за подрыв заряда, а третья – за сброс тормозного каната. После нажатия третьей кнопки «Метеорит» готов к проделыванию нового прохода. На перезарядку установки требуется 30-40 минут. Закладка взрывного шнура может производиться как готовым блоком при помощи крана, так и вручную. Шасси 2С1 является плавающим (скорость до 4 км/ч). При этом утверждается, что УР-77 может производить пуск удлиненного заряда даже с воды. Тактическая сторона этого дела выглядит сомнительной, но киноматериалы с подобным пуском имеются.

...и другие «Змеи Горынычи»

Немного позже УР-77, в начале 80-х, инженерные подразделения получили новую переносную установку УР-83П. В отличие от предыдущих «Горынычей» она не имела какого-либо шасси. Сравнительно компактная и мобильная пусковая установка после разборки может переноситься силами расчета или перевозиться на любой авто- или бронетехнике. Принцип действия станковой установки такой же, как и у предшественников, но меньшие габариты потребовали применения удлиненного заряда, состоящего только из одного шнура. Если не считать сборку пусковой направляющей и прочие «смежные» вопросы, процедура проведения выстрела из УР-83П аналогична использованию самоходных установок.

Первое боевое применение советских систем дистанционного разминирования состоялось в ходе Войны Судного дня в 73-м. Это были поставленные Египту установки УР-67. Следующая машина разминирования УР-77 успела поучаствовать почти во всех войнах, в которых участвовали СССР и Россия, начиная с афганской. Есть информация, что в некоторых конфликтах «Метеорит» использовался не только по своему прямому назначению: несколько раз в условиях небольших населенных пунктов они исполняли роль артиллерии, закладывая заряды на принадлежащих противнику улицах. Можно представить, что было на месте домов после подрыва шнура.

На вооружении зарубежных государств тоже имеются подобные системы, но, например, американская AVLM (заряды М58 MICLIC) на основе мостоукладчика не смогла завоевать доверие бойцов.


Установка разминирования УР-77 была создана в о второй половине 70-х годов прошлого века на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ) для замены находящейся на вооружении установки разминирования УР-67. Установка проектировалась на базе шасси 122 мм самоходной гаубицы 2С1, изготовлявшейся серийно на том же предприятии. В 1978 г. машина была принята на вооружение Советской Армии под названием установка разминирования УР-77 "Метеорит". Установка представляет собой базовое шасси с установленной на нем башенной пусковой установки с направляющими для двух ракет, отсеков для детонирующего кабеля и пульта управления. Предназначена для проделывания проходов в противотанковых минных полях шириной до шести метров путем принудительной детонации взрывателей мин. Серийное производство машины было организовано на ХТЗ. УР-77 комплектуются отдельные инженерно-саперные батальоны мотострелковых и танковых дивизий, а также отдельные инженерно-штурмовые батальоны.

Тактико-технические характеристики

№№ Наименование характеристики Единица измерения Значение характеристики
1 Расчет чел. 2
2 Боевая масса т 14,1
3 Масса боевой части т 3
4 Длина по корпусу мм 7200
5 Ширина мм 2850
6 Высота мм 1640
7 Запас хода по топливу км 600
8 Максимальная скорость км/ ч 60
9 Колея мм 2500
10 Дорожный просвет мм 240
11 Мощность двигателя ЯМЗ-238 Д л.с. 415
12 Заряды разминирования УЗП -67 , УЗП- 77
13 Длина УЗП -77 мм 93
14 Масса боевой части: УЗП -67

УЗП -77

кг 1023

1069

15 Дальность подачи заряда: УЗП -67

УЗП -77

м 200

500

16 Длина проделываемого прохода: УЗП -67

УЗП -77

м 75 - 80

80 -90

17 Ширина проделываемого прохода м до 6
18 Время проделывания прохода мин 3 - 5
19 Время перезарядки установки двумя зарядами мин 30 - 40
20 Бронирование Противопульное
21 Средства связи: радиостанция Р-123М

ТПУ Р-124

1

1