Меню
Бесплатно
Главная  /  Лекарства  /  Устав организации американских государств. Организация Американских Государств (ОАГ) и ее роль в международных отношениях Образование организации американских государств

Устав организации американских государств. Организация Американских Государств (ОАГ) и ее роль в международных отношениях Образование организации американских государств

Организация Американских Государств (ОАГ)- международная региональная организация, объединяющая более 30 государств Западного полушария США, страны Латинской Америки и Карибского бассейна. В нынешнем виде межамериканская система оформилась в первые послевоенные годы. В 1947 году в Рио-де-Жанейро государства Западного полушария подписали Межамериканский договор о взаимной помощи (“Пакт Рио”), а год спустя, в 1948 году, в Боготе -- Устав ОАГ. Там же была принята Американская декларация о правах человека. В Боготе был подписан Пакт о мирном разрешении споров, который, хотя и не был ратифицирован ни одним из участников, сохранил политическую весомость и сегодня. Абдулфаттах Амб. ОАГ и ее роль в координации внешней политики латиноамериканских государств. М.: Международные отношения, 1999 г. С. 12.

Созданием организации латиноамериканские государства стремились зафиксировать юридическое равенство, опираясь на принцип “одна страна -- один голос”. Первоначально взаимоотношения внутри Организации строились по принципу “США + 20 других стран”. На сегодняшний день положение изменилось: все субъекты ОАГ имеют равные права и обязанности.

Другим мотивом создания организации был расчет на то, что союзнические отношения с США облегчат латиноамериканским государствам выход в большую политику, создадут благоприятные условия для экономического роста. Об этом свидетельствовали настойчивые усилия латиноамериканских государств зафиксировать в Уставе ООН особый статус межамериканской системы. ОАГ должна быть представлена в Совете Безопасности на правах постоянного члена, а ее Генеральный секретарь -- принимать участие в сессиях ООН в качестве представителя межамериканской системы. ОАГ должна была на региональном уровне выполнять те задачи, которые ООН выполняет на глобальном. Абдулфаттах Амб. ОАГ и ее роль в координации внешней политики латиноамериканских государств. М.: Международные отношения, 1999 г. С. 16.

С тех пор основными декларируемыми принципами ОАГ стали приверженность международному праву, уважение суверенитета и независимости, демократия, социальная справедливость, уважение прав человека вне зависимости от расовой принадлежности и политических убеждений. В свою очередь провозглашаемыми целями организации являются укрепление мира и безопасности, предупреждение осложнений и мирное разрешение споров, совместные выступления в случае агрессии, совместные усилия по экономическому, социальному и культурному развитию.

Одним из основных факторов сотрудничества в рамках единой организации остается вопрос коллективной безопасности. В настоящее время несмотря на снижение доли военных расходов, суммарный оборонный бюджет латиноамериканских стран увеличивается.

Высший орган ОАГ - Генеральная Ассамблея (36-я сессия состоялась в г.Санто-Доминго, Доминиканская Республика, в июне 2006 г.). Главный орган - Постоянный совет, состоящий из представителей (послов) стран-участниц. В его структуру входят постоянные комиссии (по континентальной безопасности, политико-правовым, административно-бюджетным вопросам) и рабочие группы. Административный орган - Генеральный секретариат. В 2005 г. Генсекретарем ОАГ избран Хосе Мигель Инсульса, в прошлом мининдел и министр внутренних дел Чили.

С 1971 г. действует институт постоянных наблюдателей при ОАГ. В настоящее время этим статусом обладают ЕС и 51 государство, в т.ч. Россия, Украина, Казахстан, Азербайджан, Грузия и Армения. Маслов А.Л. Организация Американских Государств. http://www.mid.ru/organizations/oas 14.04.2007 г.

В современных условиях страны-члены ОАГ стремятся найти новые направления и формы деятельности этой организации, оптимально адаптированные к внутриполитическим и международным реалиям. Продвижению к этим целям способствовало, в частности, проведение межамериканских саммитов в Майами (США, 1994 г.), Сантьяго (Чили, 1998 г.), Квебеке (Канада, 2001 г.), в г.Мар-дель-Плата (Аргентина, ноябрь 2005 г.), внеочередного саммита в Монтеррее (Мексика, 2004 г.), а также межамериканской встречи на высшем уровне по проблемам устойчивого развития (Боливия, 1996 г.).

Повышению эффективности деятельности ОАГ в социально-экономической сфере призван содействовать созданный в 1996 г. Межамериканский совет по комплексному развитию (СИДИ).

Важное направление деятельности ОАГ - укрепление демократии и обеспечение прав человека. Главные механизмы в этой сфере - резолюция ГА ОАГ 1080, устанавливающая порядок реагирования на нарушения конституционного строя в странах континента, и Вашингтонский протокол, которым введена в действие “демократическая статья”, предусматривающая приостановление участия государств в ОАГ в случае неконституционных изменений демократического порядка. На 28-й внеочередной сессии ГА ОАГ (Лима, 2001 г.) принята Межамериканская демократическая хартия, закрепляющая механизмы применения “демократической статьи”. ОАГ оказывает практическое содействие странам континента путем направления миссий наблюдателей для контроля за реализацией мирных договоренностей и проведением выборов. В последнее время особое внимание уделяется Гаити и Венесуэле.

Усиливается внимание ОАГ к проблематике континентальной безопасности. Побудительными мотивами к этому стали, с одной стороны, понимание, что Пакт Рио-де-Жанейро (1947 г.) как правовая основа обеспечения безопасности в регионе не отвечает современным реалиям, а с другой - стремление США сформировать под своим руководством новую модель военно-политического сотрудничества стран континента. Набирает силу процесс переосмысления концепции континентальной безопасности, ее переориентации с задач защиты от внешней угрозы на противодействие новым вызовам. Важным шагом на пути формирования новой архитектуры региональной безопасности, учитывающей современные мировые реалии, стала Специальная межамериканская конференция по безопасности (Мексика, 2003 г.).

Изменение подходов к пониманию безопасности должно повлечь за собой выработку новых механизмов ее обеспечения. Мексиканцы взяли на себя инициативу по ускорению продвижения в данном направлении.

В 2004 г. Мексика вышла из Пакта Рио. Латиноамериканские страны (Бразилия, Мексика, Венесуэла и др.) не заинтересованы в пересмотре ведущей роли ОАГ в системе межамериканской безопасности, в создании альтернативных форумов принятия решений по вопросам военного сотрудничества. Под эгидой ОАГ проведены две региональные конференции по мерам укрепления доверия и безопасности в Западном полушарии (Чили, 1995 г., Сальвадор, 1998 г.).

Среди основных тем повестки дня ОАГ - проблемы борьбы с наркобизнесом, терроризмом, незаконным оборотом оружия, коррупцией и другими новыми вызовами. Приняты межамериканские конвенции: о борьбе с коррупцией, о запрещении незаконного производства и оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, о транспарентности в приобретении обычных вооружений. Планируется заключить конвенцию по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий.

После терактов в США активизировалась деятельность Межамериканского комитета по борьбе с терроризмом (СИКТЕ). На 32-й сессии ГА ОАГ (2002 г.) принята межамериканская конвенция по борьбе с терроризмом. Активно работает Межамериканская комиссия по контролю за злоупотреблением наркотиками (СИКАД).

На состоявшейся в январе 2006 г. 31-й внеочередной сессии Генассамблеи ОАГ принято решение об увеличении бюджета Организации в 2007-2008 гг. и временном перераспределении шкалы взносов на этот переходный период. Постсовету поручено выработать к 37-й очередной сессии Генассамблеи (июнь 2007 г.) новую систему квот и принципы индексации бюджета. Достигнутый компромисс об увеличении бюджета с 76,3 до 81,5 млн. долл. важен как первый шаг на пути к полномасштабной финансовой реформе ОАГ.

В ходе 32-й внеочередной сессии Генассамблеи ОАГ (март 2006 г.) принята резолюция о статусе Межамериканского совета обороны (МСО), а также его правовых и институциональных взаимоотношениях с ОАГ. В ней четко зафиксировано, что МСО является одним из органов ОАГ. Он пользуется технической автономностью, но обязан выполнять в пределах своей компетенции решения Генассамблеи и Постсовета ОАГ, а также консультативных встреч мининдел. Членом МСО (на данный момент их насчитывается 26) может стать любая страна-участница ОАГ. Государства-наблюдатели при ОАГ автоматически получают аналогичный статус и при МСО.

Организация американских государств (ОАГ) - международная организация государств Зап. полушария. Объединяет (на 1.II 1990 г.):

Антигуа и Барбуду, Аргентину, Багамские острова, Барбадос, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Гаити, Гватемалу, Гондурас, Гренаду, Доми­нику, Доминиканскую Республику, Канаду, Колумбию, Коста-Рику, Мексику, Никарагуа, Панаму, Парагвай, Перу, Сальвадор, Сент-Вин­сент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсию, США, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор и Ямайку. До 1962 г. в работе ОАГ в качестве члена участвовала Куба. В 1971 г. учрежден институт постоянных наблюдателей при ОАГ, которых аккредитовали 24 государства Европы, Америки и Азии.

Создана в 1948 г. на IX Межамер. конференции в Боготе (Ко­лумбия) на базе существовавшего с 1890 г. Панамер. союза.

Уставными целями ОАГ являются: поддержание мира и безо­пасности на континенте; мирное урегулирование споров между госу­дарствами-членами; организация совместных действий против агрес­сии; решение общими усилиями государств-членов стоящих перед ними политических, экономических, правовых проблем; содействие социальному, экономическому, культурному развитию стран - уча­стниц организации.

Первоначально принципы деятельности и структура ОАГ опре­делялись уставом 1948 г., в основу которого был положен Межаме­риканский договор о взаимной помощи 1947 г. Однако недовольство лат.-амер. стран гипертрофированностью военно-политической сторо­ны деятельности ОАГ привело в сер. 60-х гг. к пересмотру ее устава. На III чрезвычайной Межамер. конференции (Буэнос-Айрес, 1967 г.) был подписан «Протокол Буэнос-Айреса» (вступил в силу 27.11 1970 г.), который существенно дополнил старую редакцию устава по­ложениями об усилении социально-экономической деятельности орга­низации, равноправном сотрудничестве, интеграции и др., внес из­менения в структуру ОАГ.

Высшим органом ОАГ является Генеральная Ассамб­лея (ГА), которой поручено определять общую политику организации. Сессии ГА проводятся ежегодно в странах - участницах ОАГ по­очередно. Решения ГА принимаются большинством голосов, за исключением тех случаев, когда в соответствии с уставом требуется наличие 2 /з голосов. Консультативное совещание ми­нистров иностранных дел созывается для рассмотрения особо важных вопросов. При совещании функционирует консульта­тивный комитет обороны, состоящий из высших военных представи­телей государств - членов ОАГ. Основные органы ОАГ, пользующиеся одинаковыми правами: Постоянный совет (ПС), Меж­амер. экономический и социальный совет (МЭСС) и Межамер. совет по образованию, науке и культуре (МСОНК). Межамер. юридиче­ский комитет координирует деятельность по разработке и кодифи­кации норм международного права, изучению юридич. проблем ин­теграции в странах Латинской Америки, возможностей унификации законо­дательства. Генеральный секретариат - постоянный центр, орган ОАГ - осуществляет контроль за исполнением постановлений ГА, Консультативного совещания и советов ОАГ. Возглавляется ге­неральным секретарем, избираемым ГА сроком на 5 лет (с марта 1984 г. им является бразилец Ж. К. Баэиа Соарис, заместитель гене­рального секретаря - В. Мак-Коми, Барбадос). В рамках ОАГ функ­ционирует Межамер. комиссия по правам человека.

При ОАГ созданы специализированные учрежде­ния, осуществляющие свою деятельность на основе многосторонних межправительственных соглашений. Среди них: Межамер. институт кооперации в области сельского хозяйства, Панамер. организация здравоох­ранения, Межамер. комиссия женщин, Межамер. институт защиты детей, Панамер. институт географии и истории, Межамер. индеанистский институт. Специализированные агентства, ко­миссии; Межамер. совет обороны (МСО), Межамер. статистиче­ский институт, Межамер. комиссия по ядерной энергии, специальная межамер. комиссия по борьбе с контрабандой наркотиков. Бюджет ОАГ складывается из ежегодных взносов государств-членов (св. 60% бюджета покрывают США).

В истории ОАГ хронологически можно выделить три этапа. Пер­вый - с 1948 г. до сер. 60-х гг.,- когда США удавалось, пользуясь разобщенностью лат.-амер. государств и прибегая к методам поли­тического и экономического давления, навязывать им любое выгод­ное для себя решение в этой организации. Именно в эти годы в межамер. системе получили распространение антикоммунистические доктрины «несовместимости» (пропагандировавшая несовместимость марксизма-ленинизма с принципами межамер. системы) и «перво­очередности» (отстранявшая Совет Безопасности ООН от рассмот­рения спорных вопросов, возникавших между государствами - чле­нами ОАГ). На основе этих доктрин Соединенные Штаты с помощью ОАГ осуществили интервенцию в Гватемале (1954 г.), добились исключения из ОАГ Кубы (1962 г.) и впоследствии объявления незаконных с точки зрения международного права «санкций» ОАГ против этого государства (1964 г.). Наконец, вооруженная интер­венция США в Доминиканскую Республику (1965 г.), осуще­ствленная Вашингтоном под флагом ОАГ, наглядно показала бес­почвенность упований правящих классов стран региона на прин­ципы «невмешательства» и «самоопределения», зафиксированные в уставе ОАГ.

Второй этап развития ОАГ связан с проведением первой рефор­мы этой организации (1964-70 гг.). Реформа устава ОАГ, прове­денная в эти годы, отразила новое качественное состояние межамер. системы, зафиксировав примерное равенство сил США и большин­ства лат.-амер. государств внутри нее. Соединенные Штаты не смог­ли добиться создания в ОАГ т. н. «межамер. вооруженных сил» на постоянной основе, но в то же время латиноамериканцам не удалось обеспечить каких-либо гарантий положений о необходимости осу­ществления равноправного экономического сотрудничества, фор­мально закрепленных в уставе.

Начало новому, третьему этапу развития межамер. системы, про­ходившему под знаком активизации деятельности лат.-амер. стран, положила III сессия ГА ОАГ, проходившая в апреле 1973 г. в Ва­шингтоне. На сессии была принята резолюция, призвавшая к пере­смотру не только структуры, но и доктрин межамер. системы, при этом сделан упор на необходимость усиления социально-экономиче­ской активности организации, США, пошедшие на новую реформу лишь под влиянием совместной позиции лат.-амер. государств, с са­мого начала прибегли к обструкции и игре на противоречиях, стре­мясь не допустить принятия выработанных документов. Юридиче­ская сторона реформы ограничилась лишь принятием поправок к Межамер. договору о взаимной помощи («Протокол Сан-Хосе»), Однако в практическом плане период 1973-79 гг. во многом спо­собствовал демократизации ОАГ. В этот период было покончено с доктринами «несовместимости» и «первоочередности» и с новой силой подтверждены принципы невмешательства и самоопределения в межамер. отношениях. В июле 1975 г. в ОАГ была отменена обя­зательность соблюдения ее членами санкций, принятых против Кубы, а в декабре того же года распущена ставшая печально из­вестной Специальная консультативная комиссия по вопросам безо­пасности при ОАГ, в течение ряда лет занимавшаяся выявлением «происков международного коммунизма» в Зап. полушарии. В июне 1979 г. на Консультативном совещании министров иностр. дел про­валилась попытка США совершить руками ОАГ интервенцию против Никарагуа, что объективно способствовало укреплению внешнепо­литических позиций этой страны.

В нач. 80-х гг. администрация Рейгана вновь взяла на воору­жение методы «традиционного панамериканизма», одновременно активно занимаясь поиском новых союзников в ОАГ. Новая расста­новка сил в ОАГ впервые резко обозначилась на XX Консультатив­ном совещании в июле 1982 г., когда Кариб. государства отказались присоединиться к абсолютному большинству лат.-амер. стран и осу­дить агрессию Великобритании против Аргентины во время т. н. Мальвинского кризиса. Совершив агрессию против Гренады в ок­тябре 1983 г., Вашингтон попытался тем самым еще крепче привя­зать к себе в политическом плане островные Кариб. государства, под­державшие это вторжение.

На XIV специальной сессии ГА ОАГ, состоявшейся в декабре 1985 г. в г. Картахене (Колумбия), лат.-амер. страны приняли ряд изменений в уставе ОАГ, свидетельствующие об их желании усилить политический аспект ее деятельности и повысить роль организации в разрешении международных споров. Так, были расширены поли­тические полномочия генерального секретаря ОАГ, получившего права, близкие к тем, которыми пользуется генеральный секретарь ООН, и усилены функции Постоянного совета, который был наделен правом предлагать свое посредничество по просьбе одной стороны - участницы международного спора.

В настоящее время в ОАГ сложилась своеобразная ситуация, когда ни лат.-амер. страны пока еще не могут наполнить реальным содержанием многие новые положения ее устава, ни США уже не способны использовать эту организацию в качестве инструмента своей политики в регионе, как ранее. На XVIII сессии ГА ОАГ (но­ябрь 1988 г.) страны региона выразили обеспокоенность в связи с бюджетным дефицитом организации, образовавшимся из-за задол­женности США по взносам (на 1.1 1989 г.- ок. 30 млн дол.).

Местопребывание осн. органов ОАГ - г. Вашингтон.

Вариант № 1 (кратко).

Образована в 1948 г. (Боготский Устав), объединяет 34 страны Американского континента (Канада присоединилась в 1989 г.), включая государства Карибского бассейна. В 1962 г. исключено правительство Кубы, хотя государство Куба остается членом. ОАГ управляется Генеральной Ассамблеей, собирающейся один раз в год. В 2009 г. правительство Гондураса объявило о выходе страны из этой организации. В случае необходимости созываются консультативные встречи министров иностранных дел. Постоянный Совет заседает в Вашингтоне. В составе организации имеется также Генеральный секретариат и Межамериканский Суд по правам человека, образованный в 1978 г. Цель ОАГ - поддержание мира и безопасности на Американском континенте, профилактика напряженности и мирное разрешение конфликтов, совместные действия в случае агрессии. Свое происхождение ОАГ ведет от Международного союза американских республик, созданного в 1890 г. Данный Союз опирался на доктрину Монро, суть которой сводится к тому, что агрессия против одного государства расценивается как агрессия против всех. В Союзе 1890 г. главенствующую роль играли США; такое положение сохранено в Боготском Уставе, причем настолько, что американская позиция считается инструментом американского господства в Латинской Америке. Начиная с 1980-х гг. многие страны Латинской Америки, вставшие на путь демократии, добиваются приема в ОАГ, чему уже было посвящено несколько международных встреч. Организация сыграла важную роль (посредничество, контроль за выборами) в восстановлении мира в Центральной Америке и в урегулировании кризиса на Гаити. ОАГ находится сегодня в центре дебатов по долгам Латинской Америки и по проблемам наркотиков в регионе. (****По мнению Чавеса, ОАГ стоит на защите интересов, в первую очередь, США и по-прежнему очень далека от идей интеграции Латинской Америки.
В конце 2011 года в противовес ОАГ было создано Сообщество латиноамериканских и карибских государств (СЕЛАК), объединившее 33 страны региона, причем без участия США и Канады).

Вариант № 2

Организация была создана в целях достижения среди его государств-членов, как это предусмотрено в статье 1 Устава, "Поддерживать мир и справедливость, способствовать солидарности, укреплять сотрудничество и защищать свой суверенитет, свою территориальную целостность, и независимость". ОАГ объединяет 35 независимых государств Северной и Южной Америки и является главной политической, юридической и социальной силой в полушарии. Организация использует четыре направления для эффективного осуществления своей основной цели, исходя из её основных принципов: демократии, прав человека, безопасности и развития.

До 1962 Куба как член ОАГ принимала участие в её работе. На Генеральной ассамблее ОАГ в апреле 1971 учрежден институт постоянных наблюдателей ОАГ, которыми стали ряд стран Западной Европы, Канада, Япония, Израиль, всего – 67, в том числе – ЕС.

Основными органами ОАГ в соответствии с её новым уставом (от 1970) являются: Генеральная ассамблея (высший орган, определяет общую деятельность ОАГ и её политику), созывается ежегодно, поочерёдно в столицах стран-членов; Консультативное совещание министров иностранных дел; Постоянный совет (предоставлено право разрешать споры и конфликты между членами); Экономический и социальный совет; Совет по культуре, науке и образованию; Юридический комитет; Межамериканская комиссия по правам человека, Специализированные организации. Центральным постоянным административным органом ОАГ является Генеральный секретариат. В системе ОАГ созываются специализированные конференции, и функционируют специализированные учреждения: Межамериканский институт сельскохозяйственных наук. Панамериканская организация здравоохранения. Межамериканский институт гребенка. Панамериканский институт географии и истории. Межамериканский институт по проблемам индейцев и др.

Формально провозглашенными целями ОАГ являются : поддержание «мира и безопасности» на континенте, урегулирование споров между государствами-членами мирным путём; организация совместных действий против агрессии; разрешение общими усилиями государств-членов политических, юридических и экономических проблем, стоящих перед американскими государствами.

США неоднократно навязывали ОАГ решения в целях укрепления своих позиций в Латинской Америке. Под их нажимом ОАГ приняла ряд резолюций, направленных на подавление освободительного движения на континенте, попустительствовала империалистической агрессии в Гватемале (1954), Панаме (1964), Доминиканской Республике (1965). В январе 1962 на 8-м консультативном совещании министров иностранных дел под давлением США Куба была незаконно исключена из ОАГ.

На этом совещании была принята резолюция о создании Специального консультативного комитета по обеспечению безопасности, деятельность которого направлена против международного коммунистического движения.

С начала 70-х гг. в латиноамериканских странах усилилось стремление к проведению независимого внешнеполитического курса. На сессиях Генеральной ассамблеи ОАГ политика США в Латинской Америке стала подвергаться резкой критике; ставился вопрос о восстановлении членства Кубы в ОАГ, об отмене санкций против Кубы (май 1972, ноябрь 1974), но он ещё не получил положительного решения. Некоторые латиноамериканские страны выступали с открытыми обвинениями против США за их дискриминационную политику в отношении Латинской Америки. На 3-й сессии Генеральной ассамблеи ОАГ (4-14 апреля 1973) многие представители латиноамериканских стран выступили с предложениями о реорганизации ОАГ, с тем чтобы строить межамериканские отношения на основе «множества идеологий» («идеологического плюрализма»), признания за всеми латиноамериканскими государствами права участвовать в межамериканской системе, независимо от существующего в них политического строя. На этой сессии была одобрена резолюция о создании Специальной комиссии из представителей всех стран-членов ОАГ для изучения межамериканской системы и выработки мер по её структурной перестройке.



Эпоха холодной войны наложила серьезный отпечаток на деятельность ОАГ. ОАГ неоднократно использовался Вашингтоном для давления на неугодные режимы и организации интервенций в целях их замены, в последствии для изоляции Кубы. Военный конфликт Аргентины и Великобритании из-за Фолклендских островов, когда США приняли сторону Великобритании, невзирая на Пакт Рио (Договор о взаимопомощи, военном сотрудничестве и безопасности 1947г.)

Фактически следует признать тот факт, что все интеграционные объединения стран Латинской Америки нацелены по большей части на отход от курса в фарватере США, на объединения в которых США не будет! Тот же, МЕРКОСУР создавался, как альтернатива НАФТА, где ведущую роль играет США. Латиноамериканские страны (Бразилия, Аргентина) посредством интеграционных объединений стремятся «увести» менее развитые страны от проамериканской ориентации, объединить латиноамериканские страны единым флангом, США же стремится «разделять и властвовать» (и это в рамках одно организации), заключать двусторонние договоры и пр., стремится вновь к размежеванию региона, что сильные страны региона понимают и реагируют соответственно. Потому ОАГ, как организация имеет на данный момент слабую динамику развития, и внимание ей со стороны стран ЛА уделяется лишь по остаточному принципу.

На данный момент, в современных условиях ОАГ перестала быть инструментом вульгарного давления с Севера и более широко используется для конструктивного диалога и в этом большая заслуга дипломатии ведущих латиноамериканских стран. Однако события последнего десятилетия показывают, что ОАГ не в состоянии действовать достаточно эффективно при урегулировании сложных конфликтных ситуаций. Об этом говорит и ее неудачный миротворческий эксперимент в Колумбии, и безуспешная попытка содействовать преодолению политического кризиса в Венесуэле (2002). Латиноамериканские страны стремятся «выжать» все возможно от США в рамках данной организации (как и от ЕС во время саммитов), а это в частности - привлечение внимание к социальным проблемам латиноамериканского региона - бедность, социальная незащищенность, развитие инфраструктуры. Взамен США беспокоит проблема терроризма, но в особенности наркотрафика.

Как часто любит говорит А.Ю. на данный момент у США и Обамы нет четкого политического курса по отношению к странам Латинской Америки, «не знает как к ним подобраться».

Организация Американских государств

§ 1304. Организация американских государств (ОАГ) является старейшей региональной международной организацией в мире. В 1826 году после освобождения половины Южной Америки Боливар созвал в Панама-Сити конференцию американских республик. Хотя конференция, учрежденная Панамским конгрессом, так и не стала реальностью, основная идея продолжала жить.

В 1890 году Первая международная конференция американских государств, состоявшаяся в Вашингтоне, провозгласила создание Международного союза американских республик и в качестве его центрального органа Коммерческое бюро. В 1910 году это бюро было переименовано в Панамериканский союз, в результате чего его деятельность расширилась. В 1948 году девятая международная конференция американских государств, проходившая в Боготе, приняла устав, который придал межамериканской системе ее нынешнюю юридическую форму и структуру. Вместо Союза американских республик она стала называться Организацией американских государств, а Панамериканский союз стал ее генеральным секретариатом. Эта конференция также приняла Американскую декларацию прав и обязанностей человека.

В феврале 1967 года в Буэнос-Айресе состоялась Третья специальная межамериканская конференция, принявшая новый Устав ОАГ.

§ 1305. Статья I Устава ОАГ гласит: "В рамках Организации Объединенных Наций Организация американских государств является региональной организацией", хотя ОАГ функционирует совершенно независимо. Членами Организации состоят 22 независимых и суверенных государства западного полушария * . Нынешнее правительство Кубы было исключено из межамериканской системы ввиду того, что ее форма правления не совместима с принципами и целями межамериканской системы ** .

* (ОАГ в течение всего периода своей деятельности находилась и в значительной мере продолжает находиться под сильным военным, политическим, идеологическим и экономическим влиянием США и американских монополий.

В прямое нарушение Устава ООН. ст. 25 и 26 Устава ОАГ запрещают государствам - членам ОАГ обращаться в Совет Безопасности ООН. Это признают Вуд и Серре, указывая, что "Организация функционирует совершенно независимо" (от ООН.- Прим. ред).

Следует также заметить, что территориальная сфера действия ОАГ выходит далеко за рамки американского региона и в нарушение ст. 52 Устава ООН охватывает даже Гренландию, Канаду и обширную зону Мирового океана, так называемую "зону безопасности", произвольно установленную его создателями.)

** (В 1962 году под давлением США, ссылавшихся на доктрину идеологической "несовместимости", революционная Куба была незаконно исключена из ОАГ на VIII консультативном совещании этой организации в Пунтадель-Эсте (Уругвай). Для такого исключения Кубы ОАГ не имела никаких международно-правовых оснований. )

§ 1306. Цели ОАГ состоят в укреплении мира и безопасности на континенте * ; обеспечение мирного разрешения всех споров, которые могут возникнуть между государствами-членами; организации совместных действий в случае агрессии; поиске разрешения политических, юридических и экономических проблем, которые могут возникнуть между ними; содействии путем совместных действий их экономическому, социальному и культурному прогрессу (ст. IV Устава).

* (Вопреки своим официальным целям на практике ОАГ часто являлась инструментом сил реакции в борьбе с демократическими, национально-освободительными движениями латиноамериканских народов в период революционных подъемов и восстаний в Гватемале, Колумбии, Доминиканской Республике, на. Кубе и других странах пробуждающегося Латиноамериканского континента. )

Расходы ОАГ распределяются между всеми государствами-членами через систему квот, определяемых для каждого правительства в той же пропорции, в какой они делают свои взносы в Организацию Объединенных Наций.

§ 1307. Главные органы ОАГ:

IV Панамериканский союз;

V Специализированные конференции;

VI Специализированные учреждения.

§ 1308. Высший орган ОАГ- Межамериканская конференция. Она созывается через каждые пять лет на территории одного из государств-членов, каждое из которых имеет только один голос. При возникновении особых обстоятельств в период между очередными сессиями могут созываться специальные сессии Межамериканской конференции. Конференция определяет общую деятельность и политику ОАГ, структуру и функции ее органов и полномочна рассматривать любой вопрос, касающийся дружественных отношений между американскими государствами.

§ 1309. Консультативное совещание министров иностранных дел ОАГ рассматривает проблемы, носящие срочный характер и представляющие общий интерес, а также выполняет функции консультативного органа в случае вооруженного нападения и возникновения угрозы миру.

§ 1310. Совет ОАГ - постоянный орган, выполняющий многочисленные обязанности. В его состав входит по одному представителю от каждого государства-члена в ранге посла, специально назначаемого соответствующим правительством.

Председатель и вице-председатель Совета избираются ежегодно. Как правило, Совет собирается на заседание раз в две недели и часто проводит специальные сессии. Многочисленные функции и обязанности Совета осуществляются через различные комитеты, заседающие ежедневно.

§ 1311. Совет ОАГ имеет следующие три органа:

I Межамериканский экономический и социальный совет;

II Межамериканский совет юристов;

III Межамериканский совет по культуре.

Эти три органа практически автономны в своих сферах деятельности. В их состав входят представители государств-членов.

Органы Совета ОАГ оказывают технические услуги правительствам, консультируют Совет по вопросам, входящим в их компетенцию, и ведут разнообразную деятельность в своих областях. Межамериканский экономический и социальный совет осуществляет, кроме того, важную программу, называемую Союзом ради прогресса.

§ 1312. Панамериканский союз представляет собой центральный и постоянный орган ОАГ, а также ее генеральный секретариат. Генеральный секретарь и помощник генерального секретаря избираются на 10 лет. Первый руководит генеральным секретариатом и является его юридическим представителем, а второй исполняет также функции секретаря совета организации.

Панамериканский союз оказывает через свои технические и информационные службы технические услуги и услуги по предоставлению информации, содействует развитию экономических, социальных, юридических и культурных отношений между всеми государствами-членами.

§ 1313. Специализированные учреждения созданы многосторонними соглашениями и выполняют конкретные функции в отношении технических вопросов, представляющих общий интерес для государств-членов. В настоящее время существует шесть специализированных учреждений:

I Панамериканская организация здравоохранения;

II Панамериканский институт географии и истории;

III Межамериканский институт сельскохозяйственных наук;

IV Межамериканский детский институт;

V Межамериканская женская комиссия;

VI Межамериканский институт по делам индейцев.

§ 1314. Кроме того, существует ряд специальных агентств и комиссий, преследующих конкретные цели в пределах установленных областей, представляющих общий интерес. К ним относятся:

I Межамериканский совет обороны;

II Межамериканский статистический институт;

III Межамериканская.комиссия по правам человека;

IV Межамериканский комитет мира;

V Межамериканская комиссия по ядерной энергии;

VI Специальный консультативный комитет по вопросам безопасности.

§ 1315. Специализированные конференции созываются для обсуждения технических вопросов или разработки конкретных аспектов межамериканского сотрудничества.

§ 1316. В 1967 году во изменение Устава ОАГ был принят протокол, который вступит в силу после ратификации его двумя третями подписавших его государств. Когда это произойдет, то межамериканские конференции, в частности, будут заменены генеральной ассамблеей, которая будет собираться ежегодно * . Совет ОАГ превратится в постоянный совет, а межамериканский экономический и социальный совет и межамериканский совет по культуре получат новый статус в рамках ОАГ, причем последний будет переименован в межамериканский совет по вопросам просвещения, науки и культуры. Межамериканский совет юристов будет заменен межамериканским юридическим комитетом и будет наделен аналогичными функциями.

* (В феврале 1970 г. новый Устав ОАГ вступил в силу. Он отражает две тенденции: с одной стороны, стремление США придать этой организации еще более замкнутый характер, усилить влияние американских монополий и Пентагона, а с другой -стремление демократических и патриотических сил латиноамериканских стран привлечь большее внимание ОАГ к социальным и экономическим проблемам этих стран.

Новый Устав ОАГ значительно расширил полномочия исполнительных и административных ее органов в ущерб более представительным общим собраниям ОАГ. Под влиянием растущего национально-освободительного движения в странах Латинской Америки, в частности в Перу и Аргентине, ОАГ переживает серьезный кризис. В повестке дня стоит вопрос о новом пересмотре Устава ОАГ.)

Привилегии и иммунитеты

§ 1317. В статьях 102-108 Устава ОАГ, подписанного в Боготе, приводятся в общих чертах привилегии и иммунитеты, которыми ОАГ, представители государств-членов и генеральный секретариат данной организации в лице Панамериканского союза пользуются на территории государств-членов.

§ 1318. Совет ОАГ одобрил многостороннюю конвенцию о привилегиях и иммунитетах Организации, представителей и секретариата, а также двустороннее соглашение между Организацией и американским правительством. Конвенция была открыта для подписания 15 мая 1949 года, а двусторонее соглашение было подписано в Вашингтоне 22 июля 1952 года.

§ 1319. Многосторонняя конвенция, как и двустороннее соглашение, были намеренно составлены в тех же выражениях, как и аналогичные документы, принятые ООН, с тем чтобы привилегии и иммунитеты, предоставляемые государствами - членами ОАГ самой Организации, а также представителям государств-членов и секретариату, практически были идентичными привилегиям и иммунитетам, признаваемым за ООН, членами постоянных представительств при ООН и за ее секретариатом. Мы не останавливаемся подробно на этих привилегиях и иммунитетах в данной работе, поскольку читатель может ознакомиться с этими правилами и практикой в § 1186-1208.

В практическом плане эти правила следует дополнить конкретными соглашениями в порядке уточнения некоторых деталей, которые были бы приняты в каждом государстве-члене.

§ 1320. Мы не имеем возможности подробно остановиться на многочисленных конвенциях об иммунитетах и привилегиях органов, упомянутых в § 1311, 1313, 1314, или их учреждений, размещенных на территории какого-нибудь определенного государства. Основу всех их составляют следующие положения: признание юридического лица; беспрепятственное распоряжение имуществом и фондами; свобода действий и сношений, а также личные иммунитеты, необходимые для свободного передвижения и осуществления деятельности представителей правительств-членов, экспертов и персонала каждой организации. Предусматривается, что эти привилегии предоставляются только для осуществления обычной деятельности и в интересах справедливости могут быть аннулированы.

Старшинство

§ 1321. Внутреннее старшинство ОАГ. В статье 32 Устава Организации устанавливается следующая иерархия ее органов:

I Межамериканская конференция;

II Консультативное совещание министров иностранных дел;

IV Панамериканский союз;

V Специализированные конференции:

а) Межамериканский экономический и социальный совет, взаимодействующий с:

1 Межамериканским комитетом по делам Союза ради прогресса;

2 Организацией американских государств (ОАГ);

Межамериканским советом обороны (МСО); Экономической комиссией для Латинской Америки (ЭКЛА); и Координационным комитетом (КК);

3 группой экспертов;

б) Межамериканский совет юристов;

в) Межамериканский совет по культуре;

VI Специализированные учреждения, перечисленные в § 1313;

VII Специализированные агентства и комиссии, перечисленные в § 1314.

Сессии Совета ОАГ

I. Сессии Межамериканской конференции. Старшинство делегатов на этих сессиях устанавливается же ребьевкой; путем жребия определяется старшинство стран. Выпавшее по жеребьевке старшинство сохраняется в течение всей сессии.

Наблюдатели имеют старшинство перед специальными гостями.

II. На очередных сессиях, созываемых, как правило, дважды в месяц, применяется система ротации. Представитель каждой страны передвигается на одно место от того, которое он занимал на предыдущей сессии.

III. Протокольные сессии проводятся, когда принимается глава государства или министр или когда отмечается важное событие. Эти сессии, на которых произносится речь, но не принимаются какие-либо законодательные акты, можно назвать церемониальными. Старшинство делегатов на таких сессиях определяется по дате их назначения.

ТАСС-ДОСЬЕ. 27 апреля 2019 года власти Венесуэлы объявили, что страна больше не является членом Организации американских государств.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об организации и причинах решения, принятого Венесуэлой.

Об организации

Организация американских государств (ОАГ, исп. Organizacin de los Estados Americanos, англ. Organization of American States) - ведущий межправительственный форум стран Западного полушария. Была основана 30 апреля 1948 года в ходе 9-й межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза, учрежденного в 1889-1890 годах (первое межгосударственное объединение в регионе). После создания ОАГ Союз стал ее постоянным административным органом, в 1970 году переименован в Генеральный секретариат. С 2015 года его возглавляет Луис Альмагро (Уругвай).

Основные задачи ОАГ - поддержание мира и безопасности в Западном полушарии, урегулирование споров между государствами-членами, защита территориальной целостности и организация совместных действий в случае агрессии, а также развитие сотрудничества в политической, экономической и культурных сферах.

Рабочие языки организации испанский, английский, французский и португальский. Штаб-квартира ОАГ находится в Вашингтоне (округ Колумбия, США).

Участниками организации являются 35 государств Северной, Южной и Центральной Америки.

По статье 6 Устава ОАГ любое независимое американское государство, желающее вступить в организацию, должно направить соответствующую ноту генеральному секретарю. Это государство обязуется выполнять все условия ОАГ, прежде всего, касающиеся коллективной безопасности. Согласно статье 148, Устав может быть денонсирован любым из государств-членов посредством письменного уведомления секретариата. Через два года после этого он теряет свою силу в отношении денонсирующего государства.

Кризис в Венесуэле

В связи с резким ухудшением экономического положения на фоне падения цен на нефть (ее экспорт приносит более 90% валютных доходов бюджета) в 2014 году по стране прокатилась волна массовых антиправительственных протестов. В декабре 2015 года на выборах в Национальную ассамблею (НА, однопалатный парламент) победила коалиция оппозиционных президенту Николасу Мадуро (на посту с 2013 года) партий - "Блок демократического единства". После этого в стране разразился внутриполитический кризис.

В 2017 году Мадуро учредил Конституционную ассамблею, орган, фактически заменивший парламент. Это привело к новому витку противостояния исполнительной и законодательной властей и второй волне массовых протестов (апрель-август 2017 года). Жертвами противостояния стали более 120 человек.

В условиях острого институционального кризиса в стране были проведены выборы президента, по итогам которых Мадуро был переизбран на второй срок. Это не устроило оппозицию, которая не признала результатов голосования. В итоге после инаугурации Мадуро в январе 2019 года лидер оппозиции и спикер НА Хуан Гуайдо провозгласил себя исполняющим обязанности президента (в этом качестве его признали более 40 стран). Эти события также сопровождались массовыми выступлениями как сторонников, так и противников Мадуро. По данным Управления комиссара ООН по правам человека, в ходе протестов погибли не менее 40 человек, задержано не менее 850.

Венесуэла и ОАГ

События в Венесуэле вызвали критику со стороны стран региона. 26 апреля 2017 года ОАГ приняла решение провести заседание глав МИД стран-участниц "по ситуации в Боливарианской Республике" без ее согласия. В ответ на это Николас Мадуро распорядился начать процедуру вывода страны из блока.

В 2018 году ОАГ признала нелегитимным новый срок Николаса Мадуро на посту президента. В поддержку этого решения высказались 19 стран - участниц ОАГ, 6 - были против, 8 - воздержались, представитель еще одной не присутствовал на голосовании. 14 сентября 2018 года генеральный секретарь ОАГ Луис Альмагро заявил, что нельзя исключать возможности проведения военной интервенции в отношении Венесуэлы для разрешения кризиса в этой стране.

9 апреля 2019 года ОАГ признала в качестве постпреда Венесуэлы назначенного Национальной ассамблеей Густаво Тарре Брисеньо. Министерство иностранных дел Боливарианской Республики осудило это решение, назвав его "грубым манипулированием, шантажом и давлением на государства-члены, способствующим реализации целей Вашингтона", признавшего Гуайдо законным и.о. президента. Вместе с тем было заявлено о намерении страны 27 апреля 2019 года ратифицировать документ о выходе из ОАГ, "учитывая, что Боливарианская Республика Венесуэла не может оставаться в организации, стоящей на коленях перед имперскими и господствующими интересами администрации США".