Меню
Бесплатно
Главная  /  Фазы менструального цикла  /  Шанхайская организация сотрудничества и евразийский экономический союз. Шос и еаэс: трудности сопряжения

Шанхайская организация сотрудничества и евразийский экономический союз. Шос и еаэс: трудности сопряжения

С недавних пор эксперты стали чаще говорить о формировании новых центров многополярного мира. Новым полюсом роста, а также базой интеграции сегодня выступают Россия, страны Центральной Азии, Китай, страны Южной Азии. Следует отметить, что к образованию и БРИКС страны Запады относились весьма скептически. Существовало мнение, что новые интеграционные объединения нежизнеспособны. Можно сказать, что к Евразийскому экономическому союзу относятся уже серьезнее. Тем не менее, это отношение проявляется в критике интеграции, которую злопыхатели связывают с «имперскими амбициями Путина», несмотря на то, что инициатором объединения выступал Нурсултан Назарбаев . Вместе с тем, интеграция России, Казахстана и Белоруссии в , а также устоявшиеся и БРИКС уже конкурентоспособны на мировой арене.

По данным многих рейтинговых агентств экономика стран БРИКС к 2050 году превысит экономику «большой семерки». Это обусловлено тем, что перед странами Запада у БРИКС есть несколько заметных преимуществ. Во-первых, страны, которые интегрированы в организацию, богаты природными ресурсами, добыча которых направлена, в том числе, на экспорт служащий экономическим базисом, на котором выстраиваются остальные отрасли экономики. Вместе с тем, Китай и Индия обладают значительными производственными ресурсами, дополняя БРИКС. Общее население организации составляет 43% от всего мирового населения, что предполагает наличие дешевых трудовых ресурсов. Предполагается, что Россия и Бразилия выступят глобальными поставщиками ресурсов, а Китай и Индия будут являться крупными производственными площадками.

Если страны БРИКС увеличивают политическое сотрудничество, являясь уже по своей сути политическим блоком, то Шанхайская организация сотрудничества имеет экономическую направленность. Можносказать, что мировые державы сегодня ведут негласную борьбу за сферу влияния в странах Центральной Азии. Однако этот регион уже сделал свой выбор в сторону крупных региональных игроков - России и Китая. К слову, недавний газовый контракт между которыми утвердил понимание того, что страны наращивают сотрудничество. Странам Центральной Азии предстоит выступить наравне с КНР и Россией. При этом их экономики вполне соотносимы. На территории Центрально-Азиатского региона располагаются производственные площадки, страны богаты сырьевыми ресурсами, а также обладают большим трудовым потенциалом. Россия и Китай (а также Индия в случае вступления) уже сегодня выступают мощным катализатором экономик стран Центральной Азии. С момента создания , эксперты отмечают рост инвестиционной составляющей в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане. Дополнительно, выступает гарантом стабильности и безопасности стран Центрально-Азиатского региона. Несмотря на то, что в регионе присутствуют радикальные организации (в Афганистане), прогноз по стабилизации обстановки в регионе оптимистичный. Безопасная среда выгодна как крупным игрокам в регионе, которые смыкаются кольцом (Россия, Индия, Китай), так и самим странам Центральной Азии, так как политическая стабильность ведет к экономическому росту и развитию промышленного производства.

Самым молодым объединением в регионе является . Это уже более тесная организация, которая подразумевает плотную интеграцию экономик стран. Перспективы в регионе более чем внушительны. уже доказала, что интеграция соседствующих стран выгодна с экономической точки зрения. Тесная интеграция в единый рынок будет способствовать тому, что и в крупных альянсах Россия, Казахстан и Белоруссия (а также потенциальные новые члены - Армения, Кыргызстан и Таджикистан) будут выступать в качестве одного (единого) игрока. Например, в системе БРИКС страны Евразийского союза способны обеспечить рынок всеми минеральными ресурсами, а также рабочей силой. При этом Казахстан и Белоруссия способны выступить и внутри рынка, обеспечив самодостаточность региона, ввиду того, что интеграция экономик весьма сильная. Это значит, что страны способны выступить единым игроком на мировой арене, и, одновременно, обеспечить внутренний рынок широчайшим спектром отечественной продукции. То есть, может быть поставщиком ресурсов, но не сырьевым придатком.

Таким образом, существующие интеграционные объединения функционируют в едином ключе, дополняя друг друга. Разная направленность и формы интеграции способствуют усилению влияния государств на мировой арене. Это подтверждается действиями Запада, который уже с осторожностью относится к странам Центральной Азии, пытаясь увеличить степень присутствия в регионе. Однако, как страны Центрально-Азиатского региона, так и Россия и Китай сегодня направлены на усиление региональной интеграции. Можно сказать, что это единственный способ вывести регион на лидирующие мировые позиции в экономическом и политическом аспектах.

Следите за нашими новостями на

17 мая 2018 г. во время проведения экономического форума в Астане было подписано соглашение между Китайской Народной Республикой и Евразийским экономическим союзом об экономическом и торговом сотрудничестве. Данный документ, по мнению китайской стороны, является важной вехой в продвижении инициативы КНР «Один пояс – один путь». Процесс ратификации договора может затянуться на многие месяцы, но Китай не спешит: сотрудничество с ЕАЭС является для Пекина не единственным способом торгово-экономического взаимодействия с евразийскими государствами.

Объем соглашения составил 13 глав. Документ определяет деятельность КНР и ЕАЭС в рамках таможенного сотрудничества и упрощения процедур торговли, права интеллектуальной собственности, устанавливает базу для ведомственного сотрудничества и проведения государственных закупок, а также устанавливает правила для ведения электронной торговли, рассматривает вопросы, связанные с конкуренцией на рынках.

Стороны договорились о дальнейшем упрощении процедур таможенного оформления и сокращения сопутствующих расходов при ведении торговли.

Предполагается создание благоприятных условий для промышленного развития, содействие углублению экономических отношений КНР и ЕАЭС, а также его государств – членов в рамках двусторонних отношений с КНР.

Путь к соглашению начался в мае 2015 г. С тех пор прошло пять раундов переговоров, три заседания рабочих групп, а также две консультации на уровне министров. Соглашение открывает новый этап отношений КНР и ЕАЭС, а также сотрудничества в рамках политики сопряжения ЕАЭС и инициативы «Пояса и Пути».

В Китае подчеркивают, что, несмотря на отсутствие снижения тарифов в рамках соглашения, оно основано на правилах и нормах ВТО. Такой взгляд позволяет говорить о двух аспектах развивающегося торгово-экономического взаимодействия Китая и ЕАЭС. С одной стороны, торгово-экономические отношения КНР и ЕАЭС должны находиться в рамках норм и правил ВТО, что говорит об отсутствии стремления Китая создавать параллельную глобальную торгово-экономическую систему на базе взаимоотношений с ЕАЭС. С другой стороны, Китай делает попытку перехватить первенство в ВТО у стран Запада, подчеркнуть свою приверженность устоявшимся правилам торгово-экономических отношений в мире.

Необходимо заметить, что в Китае не торопятся с оценкой соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с ЕАЭС. Процесс ратификации соглашения во всех странах – членах ЕАЭС может продолжаться более полугода, а значит, возможность реальной оценки документа и его значения для сторон откроется не раньше 2019 г.

В Китае говорят об элитарном характере соглашения. Отмечено, что весь период взаимодействия ЕАЭС и КНР в вопросах торгово-экономических отношений, а также в вопросах сопряжения ЕАЭС и инициативы «Пояса и Пути» первую скрипку играли лидеры государств. В итоге благодаря значительной личной поддержке председателя КНР и лидеров стран – членов ЕАЭС стало возможным завершение переговоров по соглашению.

Документ рассматривается как часть политики Китая в рамках взаимоотношений со странами – участницами инициативы «Пояса и Пути». Соглашение названо важной вехой в строительстве и развитии китайской инициативы. Перечисляя аспекты соглашения, затрагивающие сотрудничество в сфере торговли, интеллектуальной собственности, государственных закупок и электронной коммерции, подчеркивается, что интеграция ЕАЭС и КНР, шире – инициативы «Пояса и Пути», позволяет китайским предприятиям еще больше развивать свой экспортный потенциал в отношении стран – членов ЕАЭС.

Китай видит соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве не только как документ, организующий систему многостороннего сотрудничества стран ЕАЭС с КНР, но и как основу дальнейшего развития торгово-экономических отношений с ними. Соглашение между ЕАЭС и КНР было упомянуто в совместных заявлениях с Россией и Казахстаном в преддверии саммита ШОС.

Говоря о двустороннем сотрудничестве КНР на примере России, соглашение пока что не было отмечено в качестве прорывного или первостепенного документа. Напротив, документ назван в ряду рутинных практик двустороннего взаимодействия, которые, несмотря на значительный прогресс, требуют дополнительных усилий и закрепления результатов.

Говоря о взгляде китайской прессы и аналитических центров на возможности торгово-экономического взаимодействия в Евразии, на первое место выходит не ЕАЭС, а ШОС, которая постепенно получает все большую значимость в рамках китайской внешнеэкономической стратегии.

Вызывает интерес материал о содействии углублению экономического сотрудничества в ШОС, опубликованный в преддверии саммита организации в Циндао.

Целью развития экономического взаимодействия в ШОС названо содействие региональному упрощению процедур торговли и либерализации институциональных механизмов.

Подчеркнута важность инициативы «Пояса и Пути» для развития ШОС и необходимость стремления к созданию ЗСТ ШОС. Достижение этого результата возможно через реформирование коммерческой системы стран, укрепление правовой структуры, а также совместной борьбы с коррупцией и движения в сторону экономического взаимодействия. Достижимость ЗСТ ШОС просматривается через синергию организации и китайской инициативы.

ШОС также рассматривается как основа регионального «сообщества единой судьбы». ШОС представляет собой новый тип международных отношений, который базируется на уважении, справедливости и взаимной выгоде. Новый тип международных политических и экономических отношений в ШОС сформирован «Шанхайским духом», который основан на доверии, взаимной выгоде, равенстве, уважении к различным цивилизациям и стремлении к общему развитию.

В ШОС происходит продвижение экономического сотрудничества и формирование сообщества экономических интересов. Благодаря инициативе «Пояса и Пути» была улучшена инфраструктура региона, что влияет на развитие торговли стран – членов организации.

Подчеркнуто развитие гуманитарного сотрудничества. Проводятся мероприятия по культурному обмену и обмену в сфере образования и науки. Благодаря этому формируется социальная основа развития общества, разделяющего «общую судьбу».

Взаимодействие КНР и ЕАЭС зависит от множества факторов как во внутренней политике, так и в международных отношениях. ЕАЭС не является единственной площадкой, рассматриваемой КНР как основа для экономического взаимодействия с постсоветской Евразией.

Заметны активные попытки выдвижения экономической повестки дня на первое место в рамках ШОС. Основным нюансом является то, что все возможные механизмы взаимодействия находятся в контексте развития инициативы «Пояса и Пути», которая, по мнению КНР, начинает выступать мерилом экономической интеграции в Евразии.

МОСКВА, 2 мар — РИА Новости. Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) будут работать над соглашением по созданию экономического континентального партнерства в виде зоны свободной торговли, заявил первый замглавы МЭР РФ Алексей Лихачев.

Атамбаев: непростые процессы в мировой экономике - вызов для ЕАЭС Киргизия стала полноправным членом Евразийского экономического союза 12 августа прошлого года. По словам Алмазбека Атамбаева, нужно, чтобы оправдались надежды киргизстанцев от интеграции.

"Важный момент для нас — уже принятое решение наших премьеров — всерьез подумать о зоне свободной торговли ШОС. Мы не просто приняли вместе с китайской делегацией, мы развили ее до следующей: фактически мы сейчас будем готовить подходы к некому экономическому континентальному партнерству, всеобъемлющему договору в рамках ШОС. Причем мы понимаем, что сегодня ШОС очерчивает такие страны, как Китай и Россия, страны Центральной Азии, но и вовлекает в эту работу с одной стороны Армению и Беларусь, являющиеся членами ЕАЭС, с другой стороны — Индию и Пакистан, которые начали непростой, но, я думаю, в будущем успешный путь присоединения к ШОС", — заявил Лихачев.

По его словам, таким образом, около половины населения всего мира будет участником этого огромного соглашения. "И там мы видим как минимум три крупных составляющих: это свобода движения товаров, содействие товарообороту, это, конечно, вопросы движения капиталов, инвестиций, комфортная среда для увеличения доли в национальных валютах, ну и, конечно же, преференциальный доступ к нашему рынку услуг", — добавил он, выступая на первом российско-китайском строительном форуме.

Лихачев заметил, что хоть у России и есть уже аналогичный опыт по созданию зоны свободной торговли — с Вьетнамом — но этот проект имеет "совершенно другой масштаб".

Нотариаты стран ЕАЭС наладят систему обмена правовой информацией В ходе переговоров перед подписанием оглашения представители нотариальных палат Армении, Беларуси, Казахстана и России обменялись информацией об изменениях в гражданском законодательстве и нотариальной деятельности в странах-участницах в 2015 году.

"Хотел бы подчеркнуть, что задача уже доложена нашим руководителям — председателю КНР, президенту РФ. И думаю, что финальную точку в начале этих переговоров, в создании этого, может быть самого амбициозного торгового соглашения в мире, будет поставлена на встрече глав государств ШОС", — подытожил Лихачев.

"Мы приглашаем к Алексею Валентиновичу Улюкаеву всех министров экономики ШОС 17 марта для обсуждения уже субстантив этого соглашения", — уточнил он журналистам в кулуарах форума.

По словам замглавы МЭР, главы стран ШОС дали непубличное поручение министрам экономики встретиться и на следующем заседании совета глав правительств "доложить некую дорожную карту о подготовке этого соглашения".

Как создавали ЕАЭС

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — экономический союз, который в рамках евразийской интеграции с 1 января 2015 года создается на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Сотрудничество в сфере межгосударственной интеграции в сфере экономики на постсоветском пространстве ведется с конца 1990-х годов. 26 февраля 1999 года Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.

9-03-2016, 08:44

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) будут работать над подготовкой соглашения об экономическом континентальном партнёрстве. Об этом сообщил первый заместитель главы Минэкономразвития РФ Алексей Лихачёв. Соглашение предусмотрит свободу движения товаров, содействие товарообороту и свободу движения капиталов. Некоторые аналитики видят немало позитивного в вероятном грядущем объединении. Другие полны скепсиса.

ЕАЭС и ШОС начнут работу над подготовкой соглашения об экономическом континентальном партнёрстве, заявил первый замглавы Минэкономразвития РФ Алексей Лихачёв, выступая на первом российско-китайском строительном форуме в Москве.

«В декабре 2015 года на совете глав ШОС прозвучала идея от наших казахстанских партнёров всерьёз подумать о зоне свободной торговли ШОС, - цитирует его «Интерфакс». - Мы не просто приняли вместе с китайской делегацией, мы развили эту идею до следующей: фактически мы сейчас будем готовить подходы к некоему экономическому континентальному партнёрству, к всеобъемлющему договору в рамках ШОС».

Он очертил перспективные «границы» ШОС: «Причём мы понимаем, что сегодня ШОС очерчивает страны - такие как Китай и Россия, страны Центральной Азии, но и вовлекает в эту работу, с одной стороны, Армению и Белоруссию, являющиеся членами ЕАЭС, с другой стороны, Индию и Пакистан, которые начали непростой, но, я думаю, в будущем успешный путь присоединения к Шанхайской организации. Таким образом, только задумайтесь, около половины населения всего мира будет участником этого огромного соглашения».

По словам Лихачёва, в соглашении видятся следующие составляющие: свобода движения товаров, свобода движения капиталов и инвестиций, комфортная среда для увеличения доли расчётов в национальных валютах, преференциальный доступ к рынкам услуг, в частности, к строительству.

Обсуждение контуров будущего соглашения запланировано на 17 марта на встрече министров экономик и торговли в Москве.

Работа по подготовке соглашения будет вестись в рамках Евразийского союза и в рамках двусторонних контактов между КНР и Россией. «Я бы хотел подчеркнуть, что эта задача доложена нашим руководителям - председателю КНР, президенту РФ. Думаю, что финальная точка в начале этих переговоров, в создании этого, может быть, самого амбициозного торгового соглашения в мире, будет поставлена на встрече глав государств Шанхайской организации сотрудничества», - приводит слова Лихачёва ТАСС.

Позднее Лихачёв сообщил журналистам, отмечает агентство, что к следующему заседанию глав правительств ШОС министры экономики должны предложить «дорожную карту» по подготовке соглашения.

РИА «Новости» приводит его слова, сказанные журналистам в кулуарах форума: «Мы приглашаем к Алексею Валентиновичу Улюкаеву всех министров экономики ШОС 17 марта для обсуждения уже субстантив этого соглашения».

Что думают по этому поводу российские эксперты?

Директор Центра исследования Восточной Азии и ШОС МГИМО Александр Лукин полон скепсиса.

«Нынешнее заявление Алексея Лихачёва я воспринимаю как достаточно смелое, - сказал он «Свободной прессе». - Шанхайская организация сотрудничества состоит из многих стран. Даже России в настоящее время тяжело с Китаем иметь зону свободной торговли. Для Таджикистана и Киргизии создание зоны свободной торговли будет означать ликвидацию остатков какого-либо производства. Пойдут страны на это? Киргизия, скажем, член ВТО, но и по этому поводу внутри страны идут бурные дискуссии».

Эксперт сильно сомневается, что «в ближайшем будущем будет образована свободная зона торговли».

Напротив, идею будущей интеграции одобряет заведующий кафедрой мировой экономики Дипломатической Академии МИД РФ Владимир Мантусов.

«Идея интеграции ШОС и ЕАЭС мне понятна и кажется привлекательной, - сказал он корреспонденту «СП». - Что будет на практике? Надо смотреть конкретные соглашения. Может, это будет первый этап международной экономической интеграции, то есть зона свободной торговли. Может, это будет даже таможенный союз, который перерастет в экономический союз».

По мнению эксперта, два объединения задумались над оформлением своих экономических отношений, которые де-факто уже существуют, и это хорошо. «Чуть ли не половина членов одного объединения одновременно состоят и в другом, - пояснил учёный. - Скажем, Белоруссия входит в ЕАЭС, но её нет в ШОС, зато Россия и Киргизия входят в две структуры. Сама идея интеграции правильная».

Вероятную выгоду для участников соглашения эксперт объяснил на примере: «Предположим, есть сельскохозяйственная продукция, которую дорого производить. Теоретически в России можно выращивать апельсины и бананы, но это нецелесообразно. Но зато у нас есть продукция, которая нужна в Китае. В КНР производятся товары, которых нет у нас и у белорусов. И вот потребность в продукции у той или иной страны определяет льготный режим торговли при поставках из-за рубежа на внутренний рынок».

Александр Лукин куда более категоричен и оснований для оптимизма не видит: «Ограниченные соглашения могут быть, но это не зона свободной торговли. Мы не знаем, что будет через 20 и 30 лет. Но сейчас зоны свободной торговли не будет».

Идея об экономическом партнёрстве (интеграции) ЕЭАС и ШОС, добавим от себя, на самом деле озвучивалась и раньше.

11 февраля на казахском новостном портале 365info.kz было опубликовано заявление председателя Высшего Евразийского экономического совета Нурсултана Назарбаева, с которым он обратился к главам стран-членов ЕАЭС.

По его словам, ЕАЭС органично интегрирован в мировую экономическую систему как надежный мост между Азией и Европой. Текущий год, по мнению главы Казахстана, должен положить начало работе по формированию в будущем зоны свободной торговли государств ЕАЭС и ШОС.

Также Назарбаев предложил объявить 2016 год годом углубления экономических отношений ЕАЭС с третьими странами и основными интеграционными объединениями.

На сайте казахстанской общественно-политической газеты «Литер» 18 февраля появился материал Марата Елемесова под заголовком «Казахстан предлагает создать между ШОС и ЕАЭС зону свободной торговли».

Журналист попросил специалистов оценить предложение Назарбаева о создании зоны свободной торговли между ШОС и ЕАЭС.

Директор по международным проектам Института национальной стратегии Юрий Солозобов напомнил о переломном моменте в мировой экономике: «Дело в том, что сегодня глобальная экономика переживает переломный момент. США и ЕС готовят к подписанию договор о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП), создающем общий рынок товаров и услуг в 800 млн. человек. Недавно 11 стран Тихоокеанского побережья и США, обеспечивающие 40% мирового ВВП, подписали договор о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП). Эти два крупных соглашения, ТТИП и ТТП, способны разрушить нормы ВТО. Они могут навязать участникам мировой экономики свои, заведомо невыгодные правила игры. Вашингтон является локомотивом этих «морских» интеграционных проектов, которые способны привести к разрыву Евразии на две части. Существует насущная необходимость новой интеграционной программы для континентальных стран Евразии, которая учла бы интересы Китая, России, Казахстана, Ирана и Индии как главных мировых игроков XXI века. Вместе эти страны уже составляют почти треть мировой экономики по паритету покупательной способности и их значимость в мировых делах будет только расти».

Доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Сергей Хестанов сказал корреспонденту, что экономика стран - членов ЕАЭС заметно замедляется. Экономика КНР тоже замедляется, однако темпы её роста остаются значительными (+6,9%). Значит, стратегически сотрудничество с ШОС выглядит перспективным. Да, ЗСТ между ЕАЭС и ШОС несёт риски усиления конкуренции с китайскими товаропроизводителями, зато даёт и возможность выхода на китайский рынок. Эксперт полагает, что от такой зоны свободной торговли ЗСТ выиграют производители сырья и продовольствия. Кроме того, ЗСТ будет явно стимулировать приход китайских инвесторов, и это тоже является плюсом.

Научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев полагает, что укрупнение ЗСТ ЕАЭС - мера вынужденная. Это одна из возможностей сохранения интеграционного объединения в период кризиса.

Таким образом, мнения экспертов по поводу возможной интеграции ЕАЭС и ШОС и создания зоны свободной торговли расходятся. Одни считают, что укрупнение объединений является вынужденным в условиях кризиса, а в ЗСТ и вовсе не верят; другие приветствуют интеграцию и считают, что льготный режим торговли и разнообразие экономик стран-участниц приведут к положительным результатам сотрудничества.



Оцените новость
Новости партнеров:

Первый Российско-китайский строительный форум, состоявшийся в среду, 2 марта, в Москве, принес новости, связанные не только со строительством и развитием сотрудничества РФ и КНР. Как сообщил первый замминистра экономического развития Алексей Лихачев, страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) готовят соглашение об экономическом континентальном партнерстве, подразумевающем и зону свободной торговли.

"Фактически мы сейчас будем готовить подходы к некоему экономическому континентальному партнерству, всеобъемлющему договору в рамках ШОС. Причем мы понимаем, что сегодня ШОС очерчивает страны такие, как, конечно же, Китай и Россия, страны Центральной Азии, но и вовлекает в эту работу, с одной стороны, Армению и Белоруссию, являющихся членами ЕврАзЭС, с другой стороны, Индию, Пакистан, которые начали непростой, но в будущем, я думаю, успешный путь присоединения к Шанхайской организации", - пояснил Лихачев. Замминистра особо подчеркнул, что около половины населения мира станет участниками этого соглашения.

Инициатива ШОС и ЕАЭС представляет собой не только ответ на крупнейшие экономические проекты США - Транстихоокеанское партнерство (ТТП) и Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП), которые явно направлены против Китая и России. Это и закономерный этап развития сотрудничества на евразийском пространстве. Не случайно в саммите в Уфе 8 - 10 июля 2015 г. фактически участвовали три организации - ШОС, БРИКС и Евразийский экономический союз.

Торговое соглашение ШОС и ЕАЭС действительно может стать самым амбициозным в мире. Странами- участницами ШОС являются Россия, Китай, Индия, Пакистан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия, может присоединиться Иран. Общая территория стран ШОС составляет 60% территории Евразии, общая численность населения - 3 миллиарда 40 миллионов человек. Члены ЕАЭС - РФ, Армения Белоруссия, Казахстан, Киргизия, кандидат на вступление - Таджикистан. Общее население союза - 183 миллиона человек, территория первая в мире, а ВВП пятый в мире.

На 17 марта запланировано обсуждение договора министрами экономики стран ШОС, а финальная точка в его создании будет поставлена на встрече глав государств Шанхайской организации сотрудничества 22 октября 2016 г. в Ташкенте. Пока подробностей будущего соглашения нет, Алексей Лихачев лишь обозначил его контуры. По словам чиновника, есть как минимум три крупных составляющих: свобода движения товаров, содействие товарообороту, вопросы движения капиталов, инвестиций, комфортная среда для увеличения доли в национальных валютах и преференциальный доступ к российскому рынку услуг.

"Огромную работу мы будем вести как в рамках Евразийского союза, так и в рамках двусторонних контактов между Китайской Народной Республикой и Россией", - сказал Лихачев, добавив, что "это будет шире, чем ЗСТ". Ранее Пекин выступил за создание зоны свободной торговли (ЗСТ) в рамках ШОС.

Очевидно, что РФ и КНР будут неформальными лидерами партнерства и его успех во многом зависит от того, как станут выстраиваться российско-китайские двусторонние отношения и найдут ли страны оптимальный баланс интересов.