Меню
Бесплатно
Главная  /  Планирование беременности  /  Кто дает аккредитацию. Аккредитация специалиста: кто, когда, как, что нужно

Кто дает аккредитацию. Аккредитация специалиста: кто, когда, как, что нужно

Государственная аккредитация высшего учебного заведения - это процедура признания качества образовательного учреждения и его соответствия стандартам образования, проводимая государственными органами качества.

Процедура аккредитация ВУЗа проходит раз в пять лет. Открывшиеся университеты или их отдельные новые филиалы аккредитацию могут получить лишь после первого выпуска студентов.

В случае успешного прохождения аккредитации учебное заведение получает свидетельство установленного образца и приложение к нему, где перечисляются аккредитованные специальности в данном высшем учебном заведении. Кроме того, в свидетельстве указываются наименование и тип учебного заведения, его вид: академия, университет, институт. Филиал не аттестовывается в отдельности от головного учреждения. В каждом филиале ВУЗа должна находиться заверенная копия сертификата аккредитации и приложения к нему.

Порядок проведения аккредитации

Для того чтобы пройти аттестацию, каждый университет в срок проверяется Национальным аккредитационным агентством. Проводится оценка уровня знаний как учащихся, так и преподавателей.

Кроме того, обязательным требованием выступает наличие преподавания ряда специальностей и проведение научной деятельности университетом. К примеру, такой вид учебного учреждения, как институт, может подготавливать студентов лишь по одному направлению и не вести научную деятельность вовсе.

Цель аккредитации

Конечным итогом процедуры аккредитации является получение ВУЗом сертификата о государственной аккредитации, который подтверждает статус учебного заведения и качество предлагаемого образования. Дипломы государственного образца имеют право выдавать только аккредитованные ВУЗы. Не прошедшие государственную аккредитацию ВУЗы имеют право выдавать лишь дипломы установленного образца, которые некоторыми работодателями менее ценятся, чем государственные. Аккредитованный ВУЗ в любом случае более надежный и более престижный. В таких учебных заведениях студентам все льготы строго гарантируются, осуществляется господдержка аккредитованных ВУЗов.

Преимущество обучения в аккредитованном учебном заведении

Кроме того что в аккредитованном ВУЗе студенты гарантированно получают, если смогут написать или и, естественно, сдав ее, диплом государственного образца, у них всегда есть возможность продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре. В таких заведениях имеется целый ряд преимуществ и льгот перед выпускниками неаккредитованных учебных заведений.

  1. Отсрочку от армии имеет право давать только аккредитованный университет, причем только по тем специальностям, которые перечислены в приложении к свидетельству.
  2. Возможность обучения на бюджетной форме и получения студенческих льгот. В неаккредитованных ВУЗах вы не получите государственные льготы и поддержку на обучение. Такие ВУЗы могут лишь предложить организованные в них собственные программы.
  3. Поступая в аккредитованный ВУЗ, вы страхуете себя от внезапного закрытия учреждения образования.
  4. Стоит, однако, заметить, что качество образования и объем знаний не всегда зависит от того, аккредитован ВУЗ или нет.

Даже если сегодня с документами у выбранного вами вуза всё в порядке, ситуация может измениться. Она меняется ежегодно. Когда вуз только открывается, он проходит процедуру первичного лицензирования и получает право вести образовательную деятельность по тем или иным специальностям. Затем его ждет постлицензионный контроль (не чаще, чем один раз в 2 года). Позднее подходит срок повторного лицензирования (лицензия выдается на пять лет).

Процедура аккредитации также проходит, как правило, раз в 5 лет. Она призвана подтвердить надлежащее качество образования в этом образовательном учреждении и право выдачи дипломов государственного образца. А также по прохождении аккредитации становится понятно, что же это за учебное заведение на самом деле: университет, академия или институт. Правда, став однажды университетом, вуз не гарантирует ни себе, ни студентам, что подтвердит этот статус в дальнейшем.

Лицензию и свидетельство об аккредитации вы можете требовать непосредственно в приемной комиссии. Смотрите на дату выдачи - и подсчитывайте, до какого года действуют оба документа! В электронном виде они должны быть размещены на сайте вуза. В крайнем случае уточните информацию о вузе непосредственно в Рособрнадзоре.

У Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова подобные документы можете не проверять. У главного университета России свой особый статус, к тому же МГУ продвигает идею даже о том, чтобы выдавать собственные дипломы.

По отношению к процедуре аккредитации нет разницы, какой вуз ее проходит - государственный или нет. Качество образования в негосударственных вузах вполне способно удовлетворять аккредитационным требованиям. (Другое дело - прогнозируемое в связи с кризисом изменение платежеспособности тех, кто будет учиться на платной основе где бы то ни было.) К тому же со временем Рособрнадзор собирается разработать механизмы учета негосударственной позиции частных вузов в государственной процедуре аккредитации.

Аккредитация учебной программы

От аккредитации самого учебного заведения следует отличать аккредитацию программ и всего того, что имеет отношение к содержанию и средствам образования (учебники, проверочные тесты). Аккредитация программы - это утверждение ее Министерством науки и образования РФ. Программа получает аккредитацию не раньше, чем проходит первый выпуск студентов. У одного и того же вуза, наряду с аккредитованными образовательными программами, могут быть неаккредитованные - скажем, новые. При выборе вуза (в крайнем случае - при подаче документов) обращайте внимание на то, какие образовательные программы аккредитованы, а какие - нет. Такое может встретиться часто, тем более что большое количество образовательных программ аккредитацию не проходят. И главная причина отказа в аккредитации - неудовлетворительное качество образования. (По сравнению с программами, даже у вузов в целом дела с аккредитацией обстоят лучше. Так, несмотря на то, что на октябрьской аккредитационной комиссии 2 университета из 6 не подтвердили свой статус, всё же за последние 4 года практически не было вузов, которые аккредитацию пройти не смогли вовсе.) По неаккредитованным программам диплом государственного образца выдать не могут.

Что делать, если вы заплатили за обучение, и вам не нравится, как вас учат, - а до государственных проверок в вашей альма-матер еще далеко? Студенты-платники, которых не устраивает качество образования, теоретически могут обращаться с претензиями в территориальные органы управления образованием. Впрочем, сначала лучше перечитать свой же договор с вузом. Допустим, студента, не полностью внесшего оплату за обучение, не допустили до сессии. Но в контракте это условие может быть зафиксировано заранее. Старайтесь контролировать сами, хорошо ли вам преподают. Интересно, в каких облаках витал тот уральский заочник, который только по окончании университета обнаружил, что его плохо выучили, и подал в суд. Дело, конечно, завели, рассмотрели (это было в прошлом году) - но исковые требования оставили без удовлетворения.

Что подвергается проверке?

И вот наступает аккредитация - та самая «неожиданная» угроза вузу, в который вы, надеемся, благополучно поступите. Представитель Рособрнадзора организует проверку и приглашает примкнуть к ней специалистов, способных провести анализ качества образования по своей специальности. Перед проверкой преподаватели могут повысить требования к студентам, поскольку тех будут тестировать, чтобы вуз подтвердил свою репутацию, - это значительная часть всех инспекторских действий. Тестируют студентов выборочно, не всех. Проверочные тесты стандартизованы и называются АПИМ (аттестационно-педагогические измерительные материалы). Преподаватель на своих обычных лекциях отклонялся от стандарта? Это его вина.

Проверке подвергаются аккредитационные показатели - не только качество обучения, но и научная деятельность (кстати, эксперты из ГУ-ВШЭ утверждают, что научной работой сегодня занимаются не более 19 % из 330 000 преподавателей вузов). Во время аккредитации эксперты проверяют и лицензионные показатели - оценивают условия образовательной деятельности и подбор кадров.

Особое внимание отныне станут уделять сайтам вузов. Как оказалось, раньше там размещались в том числе и недостоверные сведения - заявляли о наличии лицензии, которая на самом деле приостановлена или отозвана, или предлагали специальности, которых нет в действующей лицензии вуза. Несмотря на то, что здесь идет речь о лицензии, требование говорить о ней правду на сайте - это не лицензионное, а аккредитационное требование. Прозрачность, доступность информации, как и ее достоверность, - всё это тоже аккредитационные требования.

На сайте должен быть представлен перечень всех специальностей и направлений подготовки студентов, указана возможность обучения по всем формам, которые только есть в вузе (по очной, вечерней или заочной), и обозначено наличие военной кафедры. Казалось бы, всё это нет нужды перечислять в аккредитационных требованиях, потому что всё это само собой разумеется. Увы, доверчивые граждане верят не только интернет-блефу, что институт - это якобы университет, но и объявлениям, которые клеил прямо на зданиях церквей недавно пойманный в Москве мошенник. Он представлялся ректором Института духовной культуры святых Кирилла и Мефодия и успел собрать со своих студентов немалые средства.

Если Рособрнадзор видит основания лишить вуз аккредитации, сначала он может сделать предупреждение, с тем чтобы вуз улучшил ситуацию.

На это дается время. Например, Воронежскому госуниверситету отвели полгода на то, чтобы привести в порядок график обучения юристов и экономистов. Справедливо? Да. Однако не всё можно улучшить за полгода. Скажем, финансирование вузов - вне зависимости от мирового кризиса - остается неизменным. И если бы критике подверглось устаревшее лабораторное оборудование, то новое так просто не купишь. А приобрести всю необходимую актуальную научную литературу, возможно, относительно легко только в Москве. Имеет ли вуз право жаловаться на тяжелое материальное положение? Это помогает выяснить камеральная проверка - когда проверяется, как вуз расходует бюджетные средства. В ходе аккредитации такой вид контроля также возможен.

Неисполнение требований ведет к приостановлению лицензии или аккредитации вуза. А если в процессе проверки вуз «остался в живых», но не подтвердил статус университета, он переходит в статус академии или института. Так произошло с Барнаульской педагогической ныне уже академией и с Петербургским архитектурно-строительным теперь просто институтом (когда-то знаменитым ЛИСИ).

Студент вуза, потерявшего аккредитацию, уже не может получить диплом государственного образца (а просто диплом этого вуза - получить вправе). Когда есть желание пройти непременно государственную итоговую аттестацию, это можно сделать в другом, аккредитованном вузе. А если итоговая аттестация еще нескоро, и вы хотите перевестись в аккредитованный вуз, чтобы учиться, то на новом месте вам придется сдать зачеты и экзамены по предметам, составляющим академическую разницу в учебном плане.

Некогда аккредитованный, вуз предоставлял отсрочку от службы в армии? Не продлив аккредитацию, он теряет право давать и отсрочку от армии.

Если вы поступите в филиал, а он не продлит аккредитацию, вы сможете пройти госаттестацию в головном вузе. Другой вопрос, поступать ли в филиал: эти подразделения вузов оказались сейчас в группе риска. Раньше просторные корпуса, замечательная библиотека и роскошный профессорско-преподавательский состав головного вуза в другом городе автоматически позволяли аттестовать по этим критериям и его филиал. Теперь все эти условия должны быть соблюдены в самом филиале, иначе тот просто ликвидируют. Так, последнее предупреждение получил филиал Московского института экономики, менеджмента и права в Воронеже, а многие филиалы вузов так и вовсе уже закрыты.

Через год после лишения статуса университета вуз может снова попытать счастья. Но он вправе и оставаться институтом, если его руководство сочтет факт разжалования справедливым. А когда проверка ставит под угрозу само существование вуза, то дожидаться ее вовсе необязательно. Так, представительства ВЗФЭИ в Калаче и Россоши, вопреки правилам проводившие образовательную деятельность (учить студентов разрешено только головным вузам и филиалам), свернули свою работу сами.

Разработка процедуры аккредитации вузов продолжается. Сие означает, что среди аккредитационных требований скорее всего возникнут новые. А для вас это значит, что при выборе вуза вам придется быть еще внимательнее.

Начало учебного года 2013/2014 ознаменовалось вступлением в силу нового Закона об образовании. Теперь Правительство РФ обновляет нормативную базу, основываясь на положениях этого Закона. Так, Правительство РФ Постановлением от 18.11.2013 N 1039 утвердило Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности (далее - Положение N 1039), вступившее в силу 30 ноября 2013 г.

Аккредитация образовательной деятельности

Напомним, что с 1 сентября 2013 г. в России действует Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ). С этой же даты ранее действовавший Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" утратил силу.
Как правило, реализация любого закона неизбежно сопровождается принятием целого ряда подзаконных нормативных правовых актов. Не стал исключением и Закон N 273-ФЗ, в соответствии с ч. 28 ст. 92 которого именно Правительство РФ должно было утвердить положение о государственной аккредитации. Благодаря этой норме и появилось Положение N 1039.
Отметим, что уже в названии ст. 92 Закона N 273-ФЗ, посвященной аккредитации, прослеживается отличие от аналогичной ст. 33.2 Закона N 3266-1. В новом Законе об образовании речь идет о государственной аккредитации образовательной деятельности, а в прежнем - о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций. Между тем, по сути, во всех случаях государственная аккредитация проводится в отношении образовательных программ, реализуемых тем или иным учреждением.
Согласно ст. 92 Закона N 273-ФЗ государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по следующим программам:
- основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования;
- основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами. Положение N 1039 уточняет, что в данном случае речь идет об образовательных программах, реализуемых в соответствии с образовательными стандартами, которые утверждают самостоятельно:
- федеральные государственные бюджетные образовательные учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" и "Санкт-Петербургский государственный университет";
- образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет";
- федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ. В настоящее время такой Перечень утвержден Указом Президента РФ от 09.09.2008 N 1332.
Таким образом, теперь установлена единая процедура аккредитации, в том числе и для образовательных организаций, устанавливающих образовательные стандарты самостоятельно.
В связи с этим 30 ноября 2013 г. утратили силу следующие Постановления Правительства РФ:
- от 18.05.2009 N 414, которым утверждено Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну;
- от 16.02.2011 N 87, которым были утверждены Положения о лицензировании образовательной деятельности и о государственной аккредитации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет";
- от 21.03.2011 N 184, которым утверждено Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций;
- от 27.09.2011 N 800, которым утверждено Положение о государственной аккредитации федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно.
Напомним, что в настоящее время в России установлены следующие федеральные государственные образовательные стандарты:
- общего образования;
- начального профессионального образования;
- среднего профессионального образования;
- высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата;
- высшего профессионального образования по направлениям подготовки специалитета;
- высшего профессионального образования по направлениям подготовки магистров.

Кто и как проводит аккредитацию?

В Положении N 1039 определены органы, осуществляющие государственную аккредитацию (далее - аккредитационные органы). Это:
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор);
- органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования.
Рособрнадзор проводит государственную аккредитацию образовательной деятельности (ст. 6 Закона N 273-ФЗ):
- организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
- федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждает Правительство РФ;
- российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории РФ, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами РФ, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, представительств РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
- иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории РФ;
- иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории РФ.
Что же касается органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, то они проводят государственную аккредитацию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта РФ, кроме организаций, государственную аккредитацию которых проводит Рособрнадзор.
Например, аккредитацию образовательных программ, реализуемых в общеобразовательной школе, проводит орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится данная школа, а аккредитацию образовательных программ, реализуемых в высшем учебном заведении, находящемся на территории данного субъекта РФ, будет проводить Рособрнадзор.
Если организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализует образовательные программы в своем филиале, расположенном на территории другого субъекта РФ, то государственную аккредитацию в отношении этих программ также будет проводить орган исполнительной власти субъекта РФ, к компетенции которого отнесена государственная аккредитация в отношении образовательных программ, реализуемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, но при этом во взаимодействии с органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен филиал.
Напомним, что в соответствии с ч. 9 ст. 108 Закона N 273-ФЗ ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации должны быть переоформлены до 1 января 2016 г.
В связи с данной нормой Положение N 1039 предписывает аккредитационным органам до 1 января 2016 г. переоформить организациям, осуществляющим образовательную деятельность, свидетельства о государственной аккредитации, выданные им до 1 сентября 2013 г. в отношении реализуемых ими основных образовательных программ. Свидетельства должны быть переоформлены на срок действия имеющегося свидетельства с указанием в приложении к переоформленному свидетельству уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся имеющие государственную аккредитацию образовательные программы.
Для того чтобы переоформить свидетельство об аккредитации, организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны обратиться в аккредитационный орган с заявлением. Напомним, что форма заявления о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации приведена в Приложении N 3 к Приказу Минобрнауки России от 18.09.2012 N 729 (далее - Приказ N 729).
Если организации, осуществляющей образовательную деятельность, до 1 сентября 2013 г. было выдано временное свидетельство в связи с изменением ее наименования для приведения его в соответствие с государственным статусом, установленным при государственной аккредитации, то свидетельство должно быть выдано на основании двух документов:
- заявления организации;
- решения о государственной аккредитации, ранее принятого аккредитационным органом.
В приложении к свидетельству указываются уровни образования, укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся имеющие государственную аккредитацию образовательные программы.
Напомним, что формы свидетельства о государственной аккредитации, временного свидетельства о государственной аккредитации и приложений к ним, а также Технические требования к указанным документам утверждены Приказом Минобрнауки России от 10.01.2012 N 1.
Для переоформления (выдачи) свидетельств аккредитационным органам установлен срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации заявления организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Постановление N 1039 устанавливает еще один важный момент. Речь идет об основных профессиональных образовательных программах высшего образования (программах подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программах ординатуры, программах ассистентуры-стажировки). Установлено, что эти программы считаются образовательными программами, имеющими государственную аккредитацию до 31 декабря 2014 г., если:
- срок действия свидетельства по этим программам истекает после 1 сентября 2013 г., но не позднее вступления в силу федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в части подготовки кадров высшей квалификации, осуществляемой по результатам освоения указанных программ;
- имеются обучающиеся, завершающие обучение по таким программам в период с 1 сентября 2013 г. до вступления в силу указанных федеральных образовательных стандартов.
После вступления в силу указанных федеральных государственных образовательных стандартов организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны пройти государственную аккредитацию в отношении этих образовательных программ в установленном порядке.
Обращаем внимание на то, что Закон N 273-ФЗ не предусматривает проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. В соответствии с ч. 8 ст. 108 Закона N 273-ФЗ с 1 сентября 2013 г. свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признаются недействующими для всех образовательных организаций.

Требования к заявлению о государственной аккредитации

Как мы уже отмечали, для проведения государственной аккредитации организация, осуществляющая образовательную деятельность, или организация, осуществляющая обучение (далее - организация), должна обратиться в аккредитационный орган с заявлением о государственной аккредитации, а также приложить к нему необходимые документы.
В заявлении организация должна указать следующие сведения:
- полное и сокращенное (при наличии) наименования, место нахождения, номер контактного телефона и адрес электронной почты, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц (ОГРН в ЕГРЮЛ);
- полное и сокращенное (при наличии) наименования филиала (филиалов), место нахождения (при проведении государственной аккредитации по основным образовательным программам, реализуемым в филиале (филиалах));
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет в налоговом органе (КПП);
- перечень заявляемых для государственной аккредитации образовательных программ с указанием уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, форм обучения, сведения об использовании сетевой формы реализации образовательной программы, а также о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- сведения о необходимости (об отсутствии необходимости) направления в адрес организации в электронной форме информации о ходе процедуры государственной аккредитации.
К заявлению организация должна приложить:
- копию документа о государственной регистрации организации;
- доверенность или иной документ, подтверждающие право уполномоченного лица организации, направившего заявление и прилагаемые документы, действовать от имени организации;
- сведения о реализации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации, по формам, утверждаемым Минобрнауки России;
- копию договора о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенного в соответствии со ст. 15 Закона N 273-ФЗ (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена), а также копии разработанных и утвержденных совместно с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ (при наличии образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы);
- копию договора с научной организацией и иной организацией, осуществляющей научную (научно-исследовательскую) деятельность, о создании в образовательной организации, реализующей образовательные программы высшего образования, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность (в случае заключения такого договора). Если копия договора нотариально не заверена, предъявляется также его оригинал;
- копию договора о создании образовательной организацией, реализующей образовательные программы высшего образования, в научной организации и иной организации, осуществляющей научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность (в случае заключения такого договора). Если копия договора нотариально не заверена, то также предъявляется его оригинал;
- копию договора о создании профессиональной образовательной организацией или образовательной организацией высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (в случае заключения такого договора) (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
- сведения о наличии (об отсутствии) общественной аккредитации в российских, иностранных и международных организациях и (или) профессионально-общественной аккредитации;
- опись представленных документов.
Что же касается образовательных организаций, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты, то к заявлению о государственной аккредитации в отношении образовательных программ высшего образования, реализуемых в соответствии с такими стандартами, помимо перечисленных документов и сведений они должны приложить копии своих распорядительных актов об установлении образовательных стандартов и соответствующие образовательные стандарты.
Если организация осуществляет образовательную деятельность по реализации профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, то в заявлении она должна указать сведения о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, соответствующей степени секретности. При этом заявление и прилагаемые документы, представляемые в аккредитационный орган, не должны содержать сведения, составляющие государственную тайну.
Заявление и прилагаемые документы можно представить в аккредитационный орган одним из следующих способов:
- на бумажном носителе - уполномоченным представителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, или заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
- в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, - через информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, в том числе сеть Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", региональные порталы государственных и муниципальных услуг.
Заявление и прилагаемые документы должны быть зарегистрированы аккредитационным органом в течение одного рабочего дня со дня их поступления.
Аккредитационному органу дается 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов для того, чтобы проверить (в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия), что организация, осуществляющая образовательную деятельность, а также заявление и прилагаемые документы соответствуют следующим требованиям:
- государственная аккредитация отнесена к компетенции аккредитационного органа;
- у организации есть лицензия на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, заявленным организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для государственной аккредитации;
- со дня отказа организации, осуществляющей образовательную деятельность, в государственной аккредитации или со дня лишения ее государственной аккредитации истек 1 год;
- заявление и прилагаемые документы оформлены и заполнены правильно, документы представлены в полном объеме.
Если все в порядке, то заявление и прилагаемые документы в течение 10 рабочих дней со дня их регистрации принимаются к рассмотрению по существу. Аккредитационный орган в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и прилагаемых документов к рассмотрению по существу направляет в адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность, или вручает ее уполномоченному представителю соответствующее уведомление.
Если окажется, что заявление и прилагаемые документы неправильно оформлены (заполнены) или приложены не все документы, то аккредитационный орган в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов должен направить в адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность, или вручить ее уполномоченному представителю уведомление о несоответствии.
В уведомлении о несоответствии должны содержаться:
- сведения о том, что заявление и прилагаемые документы не могут быть приняты к рассмотрению по существу в связи с их несоответствием установленным требованиям (с указанием несоответствий);
- информация о том, что для проведения государственной аккредитации необходимо в течение 2 месяцев со дня направления аккредитационным органом уведомления о несоответствии представить в аккредитационный орган правильно оформленные и заполненные заявление и прилагаемые документы и (или) недостающие документы.
Если организация, осуществляющая образовательную деятельность, в течение 2 месяцев со дня направления аккредитационным органом уведомления о несоответствии представит правильно оформленные и заполненные заявление и прилагаемые документы и (или) недостающие документы, то аккредитационный орган осуществит их прием и регистрацию.
Если заявление и прилагаемые документы оформлены правильно и представлены в полном объеме, то они принимаются к рассмотрению по существу в течение 10 рабочих дней со дня регистрации документов, представленных на основании уведомления.
Аккредитационный орган в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и прилагаемых документов к рассмотрению по существу направляет в адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность, или вручает ее уполномоченному представителю соответствующее уведомление.
Аккредитационный орган откажет организации, осуществляющей образовательную деятельность, в принятии заявления и прилагаемых документов к рассмотрению по существу и возвратит заявление и прилагаемые документы организации в случае, если организация, осуществляющая образовательную деятельность:
- не будет соответствовать какому-либо из перечисленных требований;
- не представит в течение 2 месяцев со дня направления уведомления о несоответствии правильно оформленные и заполненные заявление и прилагаемые документы и (или) недостающие документы.
Заявление и документы будут также возвращены в случае, если документы, представленные на основании уведомления, не будут соответствовать заполненному заявлению.
Заявление и документы должны быть возвращены в течение 10 рабочих дней соответственно со дня регистрации заявления и прилагаемых документов (со дня регистрации документов, представленных на основании уведомления) либо со дня истечения двухмесячного срока. Указанные документы могут быть возвращены посредством направления в адрес организации (почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, если эти документы были представлены таким способом) или посредством вручения уполномоченному представителю. Факт вручения заявления и прилагаемых документов уполномоченному представителю заверяется его подписью.
Аккредитационный орган после принятия заявления и прилагаемых документов к рассмотрению по существу составляет аккредитационное дело организации, осуществляющей образовательную деятельность, которое подлежит хранению в аккредитационном органе. Аккредитационное дело включает в себя:
- заявление и прилагаемые документы;
- распорядительный акт аккредитационного органа о проведении аккредитационной экспертизы;
- заключение по результатам аккредитационной экспертизы, отчеты об аккредитационной экспертизе;
- распорядительные акты аккредитационного органа о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства об аккредитации, о предоставлении дубликата свидетельства об аккредитации, о приостановлении, возобновлении, прекращении, лишении государственной аккредитации;
- копию свидетельства об аккредитации (временного свидетельства, дубликата свидетельства) с приложениями.
Если взаимодействие аккредитационного органа и организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществлялось с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", то и аккредитационное дело аккредитационный орган формирует в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Таким образом, если свидетельство о государственной аккредитации будет утрачено или испорчено, то организация может обратиться в аккредитационный орган с просьбой о выдаче дубликата свидетельства.
Еще раз отметим, что если организации, осуществляющей образовательную деятельность, будет отказано в государственной аккредитации или она будет лишена государственной аккредитации, то подать заявление об аккредитации организация вправе не ранее чем через один год.
Согласно п. 60 Положения N 1039 аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной регистрации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, в срок, установленный п. 18 ст. 92 Закона N 273-ФЗ. Он не должен превышать ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов при условии соответствия этих заявления и документов установленным требованиям.
При принятии решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационный орган выдает свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:
- шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;
- двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.
Свидетельство без приложения недействительно.
Установлен запрет на продление срока действия свидетельства (временного свидетельства).
Между тем свидетельство может быть переоформлено на период до окончания срока его действия в случае, если:
- организация, осуществляющая образовательную деятельность, будет реорганизована в форме преобразования, будет изменено место ее нахождения или ее наименование;
- государственная аккредитация необходима в отношении ранее не аккредитованных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
- переоформлена лицензия на осуществление образовательной деятельности в связи с прекращением реализации отдельных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
- организация лишена государственной аккредитации в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки либо образовательных программ.

Что представляет собой аттестация учебного заведения, для чего она нужна?

Аттестация образовательного учреждения проводится для того, чтобы выяснить, насколько уровень знаний его выпускников соответствует установленным государственным стандартам.

В ходе аттестации образовательного учреждения проверяются наличие у него лицензии, результаты выпускных экзаменов за последние три года. Кроме того, учащиеся или студенты аттестуемого образовательного учреждения пишут специальные тестовые и контрольные работы.

Аттестация проводится один раз в пять лет, так что перед окончанием срока действия старого аттестационного заключения стоит поинтересоваться, когда будет проводиться аттестация и будет ли она проводиться вообще. Если образовательное учреждение не проходит аттестацию, его лишают аккредитации. Если же оно прошло аттестацию успешно, его допускают к государственной аккредитации.

Суть государственной аккредитации заключается в том, что образовательное учреждение подтверждает, что оно является либо высшим учебным заведением (университетом, академией, институтом), либо средним профессиональным учреждением (техникумом, училищем, колледжем), либо общим образовательным учреждением (школой, гимназией, лицеем).

Для чего учебное заведение должно иметь государственную аккредитацию?

Целью аккредитации вуза является установление (подтверждение на очередной срок) его государственного аккредитационного статуса по типу (высшее учебное заведение) и виду (институт, академия, университет) с установлением перечня образовательных программ высшего профессионального образования, по которым вуз имеет право выдавать выпускникам документы об образовании государственного образца.

Государственная аккредитация образовательного учреждения дает ему право выдавать дипломы (аттестаты) государственного образца по аккредитованным образовательным программам.

Перед поступлением в образовательное учреждение следует узнать, есть ли у него аккредитация.

Общественная аккредитация - это признание того, что выпускники высшего учебного заведения имеют более или менее удовлетворительный уровень образования. Общественная аккредитация проводится общественными образовательными, профессиональными, научными и промышленными организациями; она не влечет за собой выдачи дипломов государственного образца.

Филиалы высшего учебного заведения проходят лицензирование и аттестацию самостоятельно, а аккредитацию - в составе вуза. Если филиалы обучают без собственной лицензии на право ведения образовательной деятельности в целом или по отдельным специальностям, ссылаясь на наличие лицензии у базового вуза, это является нарушением законодательства.

Аккредитация дается на срок до пяти лет. Прохождение аккредитации подтверждается свидетельством, которое подтверждает право вуза на выдачу своим выпускникам документов государственного образца. Программы, обучение по которым аккредитовано, указываются не в самом свидетельстве, а в приложении к нему. Там же указываются ступени образования (бакалавр, специалист, магистр), профессии, которым обучает вуз, филиалы и перечень аккредитованных программ, по которым производится обучение в каждом филиале.

При ликвидации или реорганизации образовательного учреждения (слияние, присоединение, разделение, выделение) его аккредитация утрачивает силу и свидетельство признается недействительным.

По каким критериям проводится аккредитация высших учебных заведений?

Аккредитация проводится по следующим восьми критериям:

Качество подготовки - проверяется уровень требований, предъявляемых к абитуриентам, соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования, уровень организации научно-исследовательской работы студентов, востребованность выпускников.

Воспитательная деятельность образовательного учреждения - проверяются условия, созданные в образовательном учреждении, для внеучебной работы, а также организация воспитательной работы с обучающимися.

Спектр реализуемых основных образовательных программ.

Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность.

Методическая работа.

Квалификация педагогических работников.

Какой орган осуществляет аккредитацию высшего учебного заведения?

Аккредитацию вуза проводит Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки на основании заключения об аттестации, результатов экспертизы показателей вуза и критериев аккредитации для вузов различных видов, утверждаемых аккредитационным органом.

Вопросы аккредитации рассматриваются коллегиальным органом аккредитационного органа, в состав которого включаются представители федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении вузы, общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего профессионального образования, руководители вузов.

Чем подтверждается прохождение высшим учебным заведением аккредитации?

Решение об аккредитации вуза утверждается распорядительным документом аккредитационного органа, на основании которого вузу выдается свидетельство о государственной аккредитации.

Свидетельство является документом, подтверждающим статус вуза, соответствие содержания и качества подготовки выпускников по аккредитованным программам требованиям государственных образовательных стандартов, право вуза на выдачу своим выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Свидетельство подписывается руководителем аккредитационного органа и заверяется печатью этого органа.

В свидетельстве указываются регистрационный номер, дата выдачи и срок действия свидетельства, местонахождение (юридический адрес) вуза и его полное наименование, включающее название (в том числе специальное - консерватория, высшее училище и др.), вид вуза (институт, академия, университет), организационно-правовая форма.

Если при аккредитации устанавливается, что статус вуза отличается от указанного в его наименовании, вузу выдается на срок не более шести месяцев временное свидетельство с указанием его наименования. Такое свидетельство дает вузу на данный срок все права высшего учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию. Постоянное свидетельство выдается вузу на основании заявления и учредительных документов с наименованием вуза, приведенным в соответствие с установленным при аккредитации статусом.

В приложении к свидетельству указываются аккредитованные программы всех уровней образования, реализуемые вузом, а также ступени образования, квалификации (степени), которые будут присваиваться выпускникам, наименование и местонахождение филиалов, перечень аккредитованных программ, реализуемых в каждом филиале.

Свидетельство без приложения недействительно.

Свидетельство действительно в течение срока аккредитации, по истечении которого оно утрачивает силу.

Возобновляется действие свидетельства в том же порядке, что и его получение. Внесение в свидетельство дополнений, касающихся аккредитованных программ вуза и филиалов, оформляется приложением к свидетельству.

Может ли быть отказано вузу в аккредитации, если он не прошел аттестацию?

Аккредитация высшего учебного заведения проводится на основе заключений по аттестации вуза. Высшее учебное заведение любой организационно-правовой формы, помимо получения лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования, выданной федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием на основании заключений экспертной комиссии, должно пройти государственную аккредитацию и аттестацию для получения права на выдачу документов государственного образца. Целью последней является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников высшего учебного заведения требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям).

Отрицательное заключение по результатам аттестации служит основанием для отказа вузу в аккредитации.

Для того чтобы учреждение могло подтвердить соответствие своей образовательной деятельности государственным стандартам проводится государственная аккредитация и лицензирование образовательного учреждения .

Является заявительной и не является обязательной. Имея специальное разрешение учреждение и так может вести образовательную деятельность и не проходить госаккредитацию. Но, пройдя ее, организация подтверждает, что деятельность её отвечает требованиям ФГОС.

Государственная аккредитация проводится по основным образовательным программам ФГОС, а также по программам профобразования. Программы не подлежат госаккредитации.

Заявление на государственную аккредитацию образовательного учреждения

Первый этап аккредитации - это подача в аккредитационный орган заявления с приложением довольно объемного пакета документов. Чтобы узнать, какие требования предъявляются к заявлению и документам, нужно обратиться к Положению о государственной аккредитации, утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности» (далее - Положение о госаккредитации).

Следующим этапом государственной аккредитации образовательного учреждения (далее - ОУ) является аккредитационная экспертиза. На этом этапе проверяется насколько соответствует ФГОС содержание и качество подготовки учащихся в ОУ.

Экспертиза проводится группой экспертов (не менее двух человек), которые должны быть аккредитованы по порядку, определенному положением Министерства образования РФ и соответствовать квалификационным требованиям. Участвовать в экспертизе не могут должностные лица аккредитационного органа в связи с наличием конфликта интересов.

После проведенной экспертизы группа экспертов представляет отчет. Экспертное заключение готовится руководителем группы. Заключение должно содержать ряд сведений:

  • дата оформления заключения экспертной группы;
  • полное наименование организации и филиала (если имеется);
  • сведения о материалах, которые представила организация;
  • отчет о содержании и качестве подготовки учащихся с выводом о соответствии или несоответствии ОУ стандартам.

Аккредитационная экспертиза проводится с выездом на место экспертной группы, но может быть и безвыездная экспертиза, если организация - это загранучреждени; если деятельность организации осуществляется российской образовательной организацией, расположенной за пределами РФ; или, если реализуется организацией, созданной за пределами территории РФ или иностранной организацией, осуществляемой деятельность за пределами территории РФ.

В случае несоответствия организации образовательным стандартам к отчету экспертной группы прилагаются заверенные организацией копии документов, подтверждающих это несоответствие. Данный факт может быть основанием для отказа предоставления государственной аккредитации образовательному учреждению.

В течении трех рабочих дней со дня получения заключения группы экспертов, его копия направляется образовательной организации или отдается под роспись и размещается на официальном сайте. Заключение экспертной группы рассматривается аккредитационным органом и только после этого принимается решение о соответствии или несоответствии содержания и качества подготовки. При успешном прохождении государственного контроля ОУ выдается свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности.

Выданное свидетельство подтверждает государственный статус образовательной организации, соответствие качества предоставляемых услуг государственным стандартам образования. К свидетельству обязательно прикладывается приложение, в котором указываются данные ОУ, уровни образования, аккредитованные образовательные программы и пр. Без приложения свидетельство считается недействительным.

Отказ в государственной аккредитации образовательного учреждения происходит в случаях предоставления недостоверной информации или наличия отрицательного заключения по итогам экспертизы. При отказе от аккредитации, образовательное учреждение может повторно обратиться с аналогичным заявлением, но не ранее чем через 12 месяцев.

Срок действия государственной аккредитации образовательного учреждения

Свидетельство о госаккредитации для организаций по реализации основных профессиональных программ выдается на 6 лет, на 12 лет - для организаций по реализации основных общеобразовательных программ. Рособрнадзор пояснил, что, если в организации реализуются и поданы на государственную аккредитацию обе программы, то при положительном решении будет выдано два свидетельства — одно на 6 лет, другое на 12 лет.

В течении 10 рабочих дней со дня принятия положительного решения аккредитационный орган вручает свидетельство или отправляет заказным отправлением в адрес организации.

Причем, профессиональные и общеобразовательные программы могут быть аккредитованы при отсутствии обучающихся, завершающих обучение в текущем году. На любом этапе ОУ может подать заявление на госаккредитацию — на первом, втором или третьем курсе.

Переоформления свидетельства

Порядок и основания переоформления свидетельства устанавливается Положением о госаккредитации.

Переоформлять свидетельство должны те организации, которые созданы путем реорганизации в рамках присоединения или слияния при наличии свидетельства о госаккредитации о присоединенных учреждениях. Оформляться свидетельство будет при присоединении - на период до окончания срока действия свидетельства реорганизованной организации; при слиянии - на период до окончания срока действия свидетельства реорганизованной организации, срок действия которого истекает раньше.

Временное свидетельство

Согласно нормам, временное свидетельство выдается только тем учреждениям, которые возникли в результате реорганизации в форме разделения или выделения. Выдается оно на один год, чтобы ОУ смогло подготовить все документы и через год пройти государственную аккредитацию на тот срок, который соответствует той или иной программе.

Лишение образовательного учреждения государственной аккредитации

Решение о лишении госаккредитации принимает аккредитационный орган на основаниях закона об образовании. Причиной может стать повторное нарушение законодательства в сфере образования или истечение срока приостановления действия государственной аккредитации при отсутствии оснований для возобновления ее действия.

При прекращении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности действие государственной аккредитации образовательного учреждения прекращается со дня принятия решения о прекращении действия лицензии.