Меню
Бесплатно
Главная  /  Выделения  /  Озхо что за организация. Организация по запрещению химического оружия (озхо)

Озхо что за организация. Организация по запрещению химического оружия (озхо)

С целью запрещения химического оружия как целого класса оружия массового уничтожения на Конференции по разоружению в г.Женеве была разработана Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Конвенция/КЗХО). Текст Конвенции был принят 3 сентября 1992 г. и открыт к подписанию 13 января 1993 г. в г.Париже. Конвенция вступила в силу 29 апреля 1997 г.

Для реализации целей Конвенции в апреле 1997 года была создана Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) с штаб-квартирой в г. Гааге (Королевство Нидерландов).

По состоянию на февраль 2013 г. сторонами Конвенции являются 188 государств. Израиль и Мьянма подписали Конвенцию, но не ратифицировали. Ангола, Египет, КНДР, Сирия, Сомали и Южный Судан не подписали и не присоединились к Конвенции.

Республика Беларусь в числе первых государств мира подписала (14 января 1993 г.) и ратифицировала (11 июня 1996 г.) Конвенцию о запрещении химического оружия.

В соответствии со Статьей VII Конвенции в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь был создан Национальный орган по выполнению КЗХО .

Наша страна не имеет и никогда не имела запасов химического оружия и объектов по его производству. Основная задача на национальном уровне заключается в осуществлении контроля за предприятиями химической промышленности с тем, чтобы гарантировать, что указанные предприятия проводят деятельность, не противоречащую положениям Конвенции.

Законодательство Республики Беларусь приведено в соответствие с положениями Конвенции. По оценке Организации по запрещению химического оружия Беларусь входит в число государств мира, предпринявших на национальном уровне наиболее эффективные меры по выполнению Конвенции. Помимо этого, Беларусь оказывает содействие другим государствам-участникам в выполнении их обязательств в рамках Конвенции. Белорусское законодательство было принято за основу при разработке соответствующих правовых актов по выполнению Конвенции в Кыргызстане, Литве, Латвии, Молдове, Украине и Таджикистане. Белорусские эксперты привлекались ОЗХО для оказания консультативно-правовой помощи другим государствам - участникам Конвенции (Таджикистану, Монголии и Азербайджану).

25 мая 2002 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь № 105-З «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Организацией по запрещению химического оружия о привилегиях и иммунитетах Организации по запрещению химического оружия».

В настоящее время в Беларуси имеются четыре предприятия, производящие контролируемые Конвенцией химикаты («Полимир» ОАО «Нафтан» (г.Новополоцк), ОАО «Гродно Азот» (г.Гродно), ОАО «Могилевхимволокно» (г.Могилев), ОАО «Лакокраска» (г.Лида).

ОЗХО проинспектировало деятельность указанных предприятий: «Полимир» ОАО «Нафтан» (1999 г. и 2009 г.); ОАО «Могилевхимволокно» (2000 г. и 2008 г.); ОАО «Гродно Азот» (2000 г.) и ОАО «Лакокраска» (2003 г.). По итогам инспекций ОЗХО подтвердила, что деятельность указанных предприятий полностью соответствует положениям Конвенции.

Республика Беларусь трижды (в 1997, 2002 и 2006 годах) избиралась в состав Исполнительного совета ОЗХО.

Республика Беларусь ежегодно представляет в ОЗХО необходимую национальную отчетность о производстве, экспорте и импорте контролируемых Конвенцией химикатов.

Беларусью заявлена готовность оказать помощь другим государствам - участникам КЗХО в случае применения против них химического оружия. В июле 2008 г. Беларусь посетила оценочная миссия ОЗХО в целях изучения конкретных видов помощи, заявленных белорусской стороной по статье Х КЗХО. Эксперты ОЗХО дали высокую оценку всем видам помощи, заявленным Республикой Беларусь. При этом было отмечено, что предложения белорусской стороны полностью соответствуют критериям, предъявляемым ОЗХО.

6 - 8 июня 2007 г. по инициативе Республики Беларусь в г.Минске было проведено региональное совещание государств - участников восточноевропейской группы в рамках КЗХО. Встреча, в которой приняли участие представители 19 государств - участников Конвенции, была посвящена вопросам национального осуществления КЗХО. Делегация ОЗХО была представлена на уровне заместителя Генерального директора Организации.

В мае 2009 г. в г.Гродно состоялся международный семинар под эгидой ОЗХО для представителей пограничных и таможенных служб для стран Центральной и Восточной Европы по вопросам противодействия незаконному обороту химикатов, контролируемых КЗХО.

В мае 2009 г. Технический секретариат ОЗХО безвозмездно передал Министерству обороны, Министерству по чрезвычайным ситуациям и Государственному пограничному комитету Республики Беларусь оборудование для химической разведки и средства химической защиты на общую сумму около 15 тыс. долларов США.

В сентябре 2009 г. представители ОЗХО приняли участие в качестве наблюдателей в совместных учениях Беларуси, Литвы и Латвии в г.Гродно по отработке взаимодействия при ликвидации аварии на объекте химической промышленности.

В рамках визита Министра иностранных дел Республики Беларусь в Нью-Йорк для участия в 67-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в 2012 году состоялась его выступление на встрече высокого уровня по случаю пятнадцатилетнего юбилея вступления в силу КЗХО, а также встреча с Генеральным директором ОЗХО А.Узюмджю. В ходе встречи был обсужден широкий круг актуальных вопросов сотрудничества Беларуси с ОЗХО.

Участие в ОЗХО дает Беларуси возможность безвозмездно пользоваться банком данных Организации и получать консультативную помощь в случае ликвидации аварий на химических предприятиях.

Белорусские эксперты активно участвуют в ряде учебных программ и курсов ОЗХО, направленных на повышение квалификации ученых-химиков, специалистов в области химической защиты, сотрудников таможенных и пограничных служб.

Беларусь имеет возможность участвовать в следующих программах помощи и сотрудничества, осуществляемых Секретариатом Организации:

1. Программы стажировок для ученых и химиков-технологов из стран с переходной экономикой в сфере аналитической химии, лабораторного анализа развития химических технологий.
2. Информационные услуги.
3. Программа передачи оборудования.
4. Учебные семинары для специалистов в области гражданской обороны и защиты от химического оружия.
5. Проекты по оказанию административной помощи Техническим секретариатом ОЗХО национальным органам.

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) - это международный орган, который несет в себе задачи по контролю выполнения конвенции ООН по запрещению .

Конвенция гласит о том, что странам нельзя производить, накапливать и применять химоружие. Конвенция была подписана в 1993 году, а в 1997 году вступила в силу. Конвенция стала прорывом в области контроля за химическим оружием.

О наличии арсеналов объявили:

  • США,
  • Албания,
  • Россия,
  • Ливия,
  • Индия,
  • Италия,
  • Франция,
  • Англия.

В рамках конвенции обладатели такого вида оружия обещали полностью его утилизировать в короткие сроки. Из-за экономических проблем, утилизация химоружия стоит дорого, процесс растянулся на десятилетия.

Химическое оружие в России

Наша страна задекларировала 40 тысяч тонн отправляющих веществ. Их утилизация началась в 2002 году. Процесс завершился в 2015 году.

Страны, которые входят в ОЗХО

ОЗХО входят 189 стран, которые подписали и ратифицировали конвенцию о запрещении химоружия. Страны, которые не вошли в соглашения:

  • Ангола
  • Израиль
  • КНДР
  • Египет
  • Южный Судан

Популярные отправляющие вещества

К химическому оружию относится оружие, в основе которого содержаться такие отравлящие вещества как:

  • зарин
  • зоман
  • кожно-нарывные вещества (иприт,люизит)
  • нервнопаралитические вещества.

Структура ОЗХО

  • Конференция государств-участников. Главный орган организации, в рамках которого минимум раз в год проходит заседания.
  • Исполнительный совет. Это исполнительный орган, который занимает организацией исполнение решений принятых на конференции.
  • Технический секретариат. Контролирующий орган, который систематизирует полученные данные о химоружие и мерах в его отношении. Так же отдел отвечает за подготовку инспекций на химические объекты государств участников.
  • Штаб квартира ОЗХО находится в Голландии, в городе Гаага
  • Организация в 2013 году получила Нобелевскую премию мира

Итоги

ОЗХО - нужная, полезная организация, закрывающая важный вопрос мировой безопасности.

Лутай Г.А.
Заместитель Постоянного представителя Российской Федерации при ОЗХО

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) была создана 29 апреля 1997 года, сразу после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия, открытой к подписанию в январе 1993 года. Конвенция о запрещении химического оружия стала первым многосторонним разоруженческим соглашением, которое установила запрет на разработку, производство, накопление и применение целого вида оружия массового уничтожения - химического оружия и обязала государства, обладающие им, уничтожить свои запасы. За прошедшие семь лет членский состав ОЗХО расширился до 162 государств. Организация успешно выполняет задачи обеспечения контроля за соблюдением запрета химического оружия, ликвидации его запасов, уничтожением или конверсией бывших мощностей по его производству. В соответствии с Конвенцией в задачи ОЗХО входит также содействие развитию международного сотрудничества в области мирной химии, помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия в случае его применения против них. Важнейшее направление деятельности ОЗХО - обеспечение нераспространения химического оружия. Для решения этой задачи ключевое значение имеет достижение универсальности Конвенции (на сегодняшний день 32 государства не участвуют в Конвенции) и осуществление контроля в химической промышленности, призванного исключить ее использование в целях, запрещенных по Конвенции.

Организационная cтруктура ОЗХО

В соответствии с Конвенцией Организация по запрещению химического оружия имеет три основных органа. Это Конференция государств - участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.

Главный орган ОЗХО - Конференция государств-участников. В ее состав входят все члены Организации, она собирается один раз в год, а при необходимости и чаще. Конференция рассматривает любые вопросы в рамках сферы охвата Конвенции. Соответственно, она может давать рекомендации и принимать решения по любым вопросам, касающимся Конвенции. Конференция осуществляет надзор за осуществлением Конвенции, принимает меры для содействия реализации ее предмета и целей, а также рассматривает ее соблюдение. Конференция также осуществляет надзор за деятельностью Исполнительного совета и Технического секретариата. Один раз в пять лет Конференция собирается на специальную сессию для рассмотрения действия Конвенции (первая такая специальная сессия Конференции состоялась в апреле 2003 года).

Исполнительный совет ОЗХО является исполнительным органом Организации. Он подотчетен Конференции. Исполнительный совет действует в соответствии с решениями Конференции и обеспечивает их надлежащее выполнение. В задачу Исполнительного совета входит содействие эффективному осуществлению и соблюдению Конвенции, а также надзор за деятельностью Технического секретариата.

Исполнительный совет состоит из 41 члена. В состав Исполнительного совета в соответствии с принципом ротации имеет право входить каждое государство-участник. Члены Исполнительного совета избираются Конференцией сроком на два года. Для обеспечения эффективного функционирования Конвенции закреплены нормы представительства в Исполнительном совете государств от различных географических регионов. Исполнительный совет проводит четыре регулярные сессии в году, на которых рассматривается обширная повестка дня, посвященная выполнению Конвенции и функционированию Организации. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Исполнительного совета. Исполнительный совет принимает рекомендации, которые затем рассматриваются и утверждаются Конференцией государств-участников.

Технический секретариат является постоянно действующим органом. Он помогает Конференции и Исполнительному совету в выполнении их функций. Технический секретариат путем проведения инспекций осуществляет предусмотренные Конвенцией меры проверки ее соблюдения, получает и систематизирует первоначальные и ежегодные объявления государств-участников (информация о запасах химического оружия, о бывших объектах по его производству, их уничтожении и конверсии, о деятельности химической промышленности, о передачах химикатов и т.д.). Технический секретариат поддерживает постоянную связь с Национальными органами государств-участников по выполнению Конвенции, оказывает им помощь в разработке национального законодательства, регулирующего выполнение Конвенции на национальном уровне.

В состав Технического секретариата входят Генеральный директор (назначается Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета), который является его руководителем и главным административным сотрудником, инспекторы и другой политико-административный, научный и технический персонал. Среди прочего Генеральный директор учреждает Научно-консультативный совет, который должен предоставлять Конференции, Исполнительному совету и государствам-участникам специализированные консультации в тех областях науки и техники, которые имеют отношение к Конвенции. В состав Научно-консультатив-ного совета назначаются независимые эксперты исходя из их компетентности в конкретных научных областях, имеющих отношение к осуществлению Конвенции.

Инспекторат является подразделением Технического секретариата. Он действует под надзором Генерального директора. В задачи инспектората входит проведение международных инспекций в государствах-участниках Конвенции с целью проверки ее соблюдения.

Главной задачей ОЗХО является обеспечение соблюдения Конвенции. Инструментом контроля является режим проверки. В Техническом секретариате эту работу осуществляют два подразделения - отдел проверки и инспекторат. В задачу Технического секретариата входит лишь сбор фактологической информации. Выводы о возможных нарушениях Конвенции могут делать только государства - участники Конвенции в рамках рассмотрения данного вопроса в руководящих политических органах ОЗХО.

В соответствии с положениями Конвенции государства-участники представляют в ОЗХО первоначальные и ежегодные объявления, касающиеся запасов химического оружия, бывших объектов по его производству, объектов гражданской химической промышленности, а также передач химикатов, включенных в списки, содержащиеся в Конвенции.

По состоянию на начало 2004 года 95% государств-участников представили свои первоначальные объявления в ОЗХО. В частности, шесть государств объявили о том, что они обладают запасами химического оружия (Албания, Индия, Ливия, Россия, США и другое государство-участник, которое пожелало, чтобы его название не упоминалось в официальных документах ОЗХО). В общей сложности эти запасы насчитывали около 70 тыс. тонн отравляющих веществ различных типов. Из них нервно–паралитические ОВ - VX (28%), зарин (22 %), зоман (13%) составляли 63 %, кожно–нарывные (главным образом иприт и люизит) 35 %. Остающиеся 2% приходились на бинарное химическое оружие и различные токсичные отходы.

13 государств объявили о существовавших у них на момент вступления в Конвенцию или в прошлом мощностей по производству химического оружия (всего 64 объекта в Албании, Боснии и Герцеговине, Китае, Франции, Индии, Ливии, Иране, Японии, России, Великобритании, США, Югославии и в другом государстве-участнике).

В соответствии с Конвенцией на начало 2004 года государствами - участниками было объявлено 5466 объектов гражданской химической промышленности, подпадающих под сферу охвата режима проверки химической промышленности, а также передачи химикатов, входящих в списки, содержащиеся в Конвенции.

Технический секретариат анализирует и систематизирует объявления государств-участников и готовит на их основе планы инспекционной деятельности. Задачей инспекций является проверка полноты и точности объявлений, а, соответственно, и соблюдения положений Конвенции ее участниками.

Химическое разоружение

С момента вступления в силу Конвенции (29 апреля 1997 г.) и началом 2004 года ОЗХО засвидетельствовала уничтожение более 8 тыс. тонн отравляющих веществ в 4 государствах, объявивших о наличии у них запасов химического оружия (Индия, Россия, США и другое государство-участник). В 2003 году в этих государствах функционировали 9 объектов по уничтожению химического оружия. 29 апреля 2003 года Россия выполнила предусмотренный Конвенцией первый этап уничтожения химического оружия категории I, ликвидировав 400 тонн отравляющих веществ (1% общих запасов) на первом российском объекте по уничтожению в пос. Горный Саратовской области.

В связи с трудностями, возникшими в процессе уничтожения химического оружия, три государства-обладателя (Россия, США и другое государство-участник) вынуждены были обратиться к ОЗХО с просьбой о продлении установленных Конвенцией сроков уничтожения химического оружия (возможность продления этих сроков до 2012 года предусматривается Конвенцией). Решение о продлении сроков было принято. Оно также предполагает регулярную отчетность получивших отсрочку государств перед Исполнительным советом ОЗХО о ходе выполнения их программ уничтожения химоружия.

Инспекционная деятельность ОЗХО

Технический секретариат ОЗХО осуществляет инспекционную деятельность в государствах-участниках. За подготовку, планирование и анализ результатов инспекций отвечает отдел проверки Технического секретариата. Непосредственно осуществляет инспекции отдел инспектората, укомплектованный квалифицированными инспекторами, проходящими регулярную специальную подготовку.

Большая часть инспекционной деятельности (около 60 % инспекций) осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием. На объектах по уничтожению химического оружия (ОУХО) в период их функционирования обеспечивается постоянное присутствие инспекторов (на ротационной основе). Так, например, в 2003 году на ОУХО было проведено 74 ротации инспекторов. В этом же году была проведена 31 инспекция для проверки уничтожения и конверсии бывших объектов по производству химического оружия (ОПХО) и 36 инспекций по проверке объектов по его хранению (ОХХО).

Одной из важнейших целей Конвенции является противодействие распространению химического оружия. В рамках деятельности на этом направлении, а также для обеспечения того, чтобы предприятия химической промышленности не использовались для целей, запрещенных по Конвенции, проводится инспектирование промышленных химических объектов. Так, в 2002 году было проведено 85 таких инспекций.

Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает возможность проведения инспекций по запросу. Инспекция по запросу может проводиться в любом государстве-участнике по запросу другого государства–участника без права отказа с целью прояснения или разрешения любого вопроса, касающегося возможного несоблюдения Конвенции. Запрашивающее инспекцию государство обязано ограничивать запрос на инспекцию рамками Конвенции и представлять в запросе всю соответствующую информацию, на основе которой возникла озабоченность. Каждое государство–участник должно воздерживаться от необоснованных запросов, избегая злоупотреблений. Инспектируемое государство обязано предоставлять доступ в пределах запрашиваемого места исключительно с целью установления фактов, имеющих отношение к озабоченности относительно возможного несоблюдения Конвенции.

За годы действия Конвенции ни одно государство-участник не запрашивало проведения подобных инспекций. Однако с целью отработки соответствующих процедур и поддержания готовности Технического секретариата к их проведению в ряде государств (Великобритания, Бразилия, США) проводились тренировочные инспекции по запросу. Ряд государств-членов Исполнительного совета ОЗХО, включая Россию, на протяжении многих лет ставят вопрос о необходимости принятия решения, регулирующего ответственность за злоупотребление правом запрашивать такие инспекции.

Конвенция предусматривает оказание государствам-участникам помощи и защиты в случае применения против них или угрозы применения химического оружия. В соответствии с положениями Конвенции такая помощь может предусматривать предоставление государствам-участникам средств обнаружения и систем сигнализации, защитного и дегазационного оборудования и средств дегазации, медицинских антидотов и средств лечения, а также консультирования по любым защитным мерам.

По Конвенции каждое государство-участник обязано способствовать как можно более широкому обмену оборудованием, материалами и научно-технической информацией о средствах защиты от химического оружия. В Техническом секретариате создан банк данных, содержащий доступную информацию о различных средствах защиты, а также информацию, которая может быть предоставлена государствами-участниками. Технический секретариат по просьбе государства-участника может обеспечить ему экспертные консультации в определении путей осуществления его защитных программ. Кроме этого, Технический секретариат в рамках имеющихся у него ресурсов проводит тренировочные курсы для представителей государств-участников по гражданской обороне и защите от химического оружия.

В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник взяло на себя обязательство либо вносить взносы в добровольный фонд помощи, который был учрежден на первой Конференции государств-участников, либо объявить о том, какого рода помощь оно могло бы предоставить по призыву Организации.

Международное сотрудничество, экономическое и техническое развитие в химической области

Согласно Конвенции, ее положения должны осуществляться таким образом, чтобы избегать помех для экономического развития государств-участников и для международного сотрудничества в области химической деятельности.

Государства-участники имеют право проводить исследования, разрабатывать, производить, приобретать, сохранять, передавать и использовать химикаты, обмениваться оборудованием и научно-технической информацией в целях, не запрещаемых по Конвенции. Конвенция также гласит, что ее участники не устанавливают между собой никаких ограничений, которые сдерживали бы или затрудняли торговлю, а также развитие и распространение научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях.

Организация осуществляет целый ряд программ, направленных на содействие сотрудничеству в области химии. Эти программы направлены на подготовку ученых и инженеров из развивающихся стран или стран с переходной экономикой, на поддержку проведения семинаров и конференций по тематике развития химической промышленности, торговли химикатами в условиях действия Конвенции, развития национальной законодательной базы, регулирующей эти области, а также на содействие развитию аналитических химических лабораторий.

Организация по запрещению химического оружия, уже семь лет обеспечивающая режим запрета химического оружия, является одной из основных составляющих системы международной безопасности, важнейшим многосторонним инструментом, работающим на уничтожение опаснейшего вида оружия массового уничтожения, каким является химическое оружие, и на обеспечение его нераспространения. Опыт, накопленный ОЗХО за эти годы, является залогом дальнейшего поступательного совершенствования ее деятельности с целью обеспечения эффективного контроля за соблюдением Конвенции и содействия развитию химической промышленности и сотрудничества в области химии в условиях безопасного мира.

Организация по запрещению химического оружия

Страны-участницы ОЗХО
Членство 191 стран-участниц
Штаб-квартира Гаага , Нидерланды
Тип организации международная межправительственная организация
Официальные языки английский, французский, русский, китайский, испанский, арабский
Руководители
Генеральный директор Фернандо Ариас Гонсалес
Основание
Дата основания 29 апреля 1997
Число сотрудников
  • 500 чел.
Награды Нобелевская премия мира (2013)
opcw.org
Медиафайлы на Викискладе

Главные задачи - обеспечение контроля за соблюдением запрета на использование химического оружия , ликвидации его запасов, содействие развитию сотрудничества в области мирной химии , помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия, обеспечение нераспространения химического оружия.

Штаб-квартира расположена в Гааге (Нидерланды).

Структура ОЗХО

Организация по запрещению химического оружия имеет три основных органа: Конференция государств - участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.

Конференция государств-участников

Конференция государств-участников - главный орган ОЗХО. В её состав входят все члены Организации . Собрание проходит не реже одного раза в год и рассматривает вопросы в рамках сферы охвата Конвенции. Конференция осуществляет надзор за осуществлением Конвенции, принимает меры для содействия реализации её предмета и целей, а также рассматривает её соблюдение. Конференция осуществляет надзор за деятельностью Исполнительного совета и Технического секретариата. Раз в пять лет Конференция государств-участников собирается на специальную сессию для рассмотрения действия Конвенции.

Исполнительный совет ОЗХО является исполнительным органом Организации. Отчет о деятельности предоставляется на ежегодном собрании Конференции. Исполнительный совет действует в соответствии с решениями Конференции и обеспечивает их исполнение. В задачу Исполнительного совета входит содействие осуществлению и соблюдению Конвенции, за деятельностью Технического секретариата. Исполнительный совет состоит из 41 члена. В состав Исполнительного совета имеет право входить каждое государство-участник. Заседания Исполнительного совета проводят четыре раза в году или более, если этого требуют государства-участники совета или Конференция.

Технический секретариат

Технический секретариат помогает Конференции и Исполнительному совету в выполнении их функций. Технический секретариат осуществляет предусмотренные Конвенцией меры проверки её соблюдения, получает и систематизирует первоначальные и ежегодные данные государств-участников (информация о запасах химического оружия, о бывших объектах по его производству и т. д.). В состав Технического секретариата входят Генеральный директор (назначается Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета), который является его руководителем и главным административным сотрудником, инспекторы и другой политико-административный и технический персонал.

Химическое разоружение

По состоянию на начало 2004 года 95 % государств-участников представили свои данные в ОЗХО. Шесть государств объявили о том, что они обладают запасами химического оружия (Албания , Индия , Ливия , Россия , США и другое государство-участник, которое пожелало, чтобы его название не упоминалось в официальных документах ОЗХО). В сумме эти запасы насчитывали около 70 тыс. тонн отравляющих веществ различных типов. Из них нервно-паралитические ОВ составляли 63 %: (28 %), зарин (22 %), зоман (13 %); кожно-нарывные (главным образом иприт и люизит) 35 %. Остающиеся 2 % приходились на бинарное химическое оружие и различные токсичные отходы.

13 государств объявили о существовавших 64 объектов на момент вступления в Конвенцию или в прошлом мощностей по производству химического оружия (Албания , Босния и Герцеговина , Китай , Франция , Индия , Ливия , Иран , Япония , Россия , Великобритания , США , Югославия и в другом государстве-участнике).

На начало 2004 года государствами - участниками было объявлено 5466 объектов гражданской химической промышленности , подпадающих под сферу охвата режима проверки химической промышленности, а также передачи химикатов, входящих в списки, содержащиеся в Конвенции.

В период с 1997 г. и по начало 2004 года ОЗХО уничтожила более 8 тыс. тонн отравляющих веществ в 4 государствах, объявивших о наличии у них запасов химического оружия. 29 апреля 2003 года Россия выполнила предусмотренный Конвенцией первый этап уничтожения химического оружия категории I, ликвидировав 400 тонн отравляющих веществ (1 % общих запасов) на первом российском объекте по уничтожению в пос. Горный Саратовской области .

Инспекционная деятельность ОЗХО

За подготовку, планирование и анализ результатов инспекций отвечает отдел проверки Технического секретариата.

Большая часть инспекционной деятельности (около 60 % инспекций) осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием . На объектах по уничтожению химического оружия (ОУХО) в период их функционирования обеспечивается постоянное присутствие инспекторов. Так в 2003 году на ОУХО было проведено 74 ротации инспекторов. В 2002 году было проведено 85 таких инспекций.

Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает возможность проведения инспекций по запросу. Инспекция по запросу может проводиться в любом государстве-участнике по запросу другого государства-участника без права отказа с целью прояснения или разрешения любого вопроса, касающегося возможного несоблюдения Конвенции. Запрашивающее инспекцию государство обязано ограничивать запрос на инспекцию рамками Конвенции и представлять в запросе всю соответствующую информацию, на основе которой возникла озабоченность. Каждое государство-участник должно воздерживаться от необоснованных запросов, избегая злоупотреблений. Инспектируемое государство обязано предоставлять доступ в пределах запрашиваемого места исключительно с целью установления фактов, имеющих отношение к озабоченности относительно возможного несоблюдения Конвенции. Но за годы действия Конвенции ни одно государство-участник не запрашивало проведения подобных инспекций.

Конвенция предусматривает оказание государствам-участникам помощи и защиты в случае применения против них или угрозы применения химического оружия. В соответствии с положениями Конвенции такая помощь может предусматривать предоставление государствам-участникам средств обнаружения и систем сигнализации, защитного и дегазационного оборудования и средств дегазации, медицинских антидотов и средств лечения, а также консультирования по любым защитным мерам.

В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник взяло на себя обязательство либо вносить взносы в добровольный фонд помощи, который был учрежден на первой Конференции государств-участников, либо объявить о том, какого рода помощь оно могло бы предоставить по призыву Организации.

Международное сотрудничество

Государства-участники имеют право проводить исследования, разрабатывать, производить, приобретать, сохранять, передавать и использовать химикаты, обмениваться оборудованием и научно-технической информацией в целях, не запрещаемых по Конвенции. Конвенция также гласит, что её участники не устанавливают между собой никаких ограничений, которые сдерживали бы или затрудняли торговлю, а также развитие и распространение научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях.

Организация осуществляет целый ряд программ, направленных на содействие сотрудничеству в области химии. Эти программы направлены на подготовку ученых и инженеров из развивающихся стран или стран с переходной экономикой, на поддержку проведения семинаров и конференций по тематике развития химической промышленности, торговли химикатами и т. д. Организация по запрещению химического оружия, уже семь лет обеспечивающая режим запрета химического оружия, является одной из основных составляющих системы международной безопасности, работающим на уничтожение опаснейшего вида оружия массового уничтожения.

Наделение ОЗХО функцией выявления виновных в химических атаках

27 июня 2018 года на специальной сессии Конференции стран-участниц Конвенции о запрещении химического оружия, созванной по инициативе Великобритании для обсуждения расширения полномочий ОЗХО, несмотря на попытки противодействия России, Сирии и Ирана, был принят британский проект по расширению мандата организации, наделив её правом устанавливать виновных в химических атаках. Проект поддержали 82 страны, ещё 24 выступили против. До этого специалисты ОЗХО были уполномочены проводить только техническую экспертизу по установлению самого факта применения химического оружия .

Поводом для внесения проекта по реформированию ОЗХО стал инцидент с предполагаемым отравлением бывшего сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии нервно-паралитическим веществом «Новичок» , произошедший 4 марта 2018 года. Британские власти утверждают, что за покушением на Скрипалей стоит Россия. Результаты исследований экспертов ОЗХО подтвердили тип использовавшегося отравляющего вещества, но сотрудники ОЗХО не назвали место происхождения этого вещества. Дополнительные функции ОЗХО, по мнению авторов проекта, нужны и для установления исполнителей химатак в Сирии, ответственность за которые западные страны возлагают на сирийские власти. Сирия и Россия отрицают использование сирийской армией химического оружия против населения и обвиняют в провокациях вооружённую оппозицию .

Химическое оружие относится к разряду оружия массового поражения (ОМП). Его действие основывается на токсичных свойствах отравляющих веществ (ОВ) и средствах применения, которыми могут быть ракеты, артиллерийские снаряды, бомбы, выливные авиационные приборы и т.д. Стоит отметить, что различные яды и токсины на протяжении тысячелетий оставались «точечным» оружием. Средством массового поражения их помогли сделать промышленные технологии, появившиеся в XX веке.

То, что определенные вещества и предметы их горения могут представлять смертельную опасность, знали еще древние. Учеными выдвинуто предположение, что первыми применили химическое оружие против своих врагов древние персы. Саймон Джеймс, британский археолог из университета города Лестера, обнаружил, что персидские войска использовали ядовитые газы во время осады города Дура на востоке Сирии еще в III веке до нашей эры. Город занимали римские войска. Теория Саймона Джеймса была основана на изучении останков 20 римских воинов, которые были найдены у основания городской стены.

Согласно теории археолога, для захвата Дура персы использовали подкопы под стены. При этом римляне для нападения на осаждавших рыли собственные тоннели. В тот момент, когда римские солдаты заходили в тоннель, персы просто поджигали битум и кристаллы серы, результатом было образование густого ядовитого дыма. Уже через несколько секунд римские солдаты теряли сознание, а через несколько минут умирали. Результаты проведенных в Дуре археологических раскопок говорят нам о том, что персы были не менее искусны в осаде крепостей, чем римляне, и применяли даже самые жесткие приемы, отмечает доктор Джеймс.

Однако настоящим «звездным часом» для химического оружия стала Первая мировая война. 22 апреля 1915 года немецкие войска впервые в XX веке применили для уничтожения солдат противника химическое оружие . Всего за 8 минут они выпустили на противостоящие им англо-французские войска 5730 баллонов, которые содержали 180 тонн хлора. Зеленоватое по цвету облако бесшумно накрыло позиции противника.

В результате этой химической атаки прямо на месте погибло около 5 тысяч человек, еще 10 тысяч человек получили серьезные повреждения глаз, легких и других внутренних органов. Данная химическая атака навсегда вошла в историю войн, как «черный день у Ипра». За годы Первой мировой войны немецкие войска более 50 раз использовали отравляющие газы, французы - 20 раз, англичане - 150 раз .

В Российской империи постройка заводов, которые могли выпускать химическое оружие, началась только в августе 1915 года. Однако в Советском Союзе этому виду вооружений уделялось гораздо большее внимание. В результате к 1990 году наша страна обладала крупнейшими в мире запасами ОВ (более 39 тысяч тонн). Большая часть этих боевых отравляющих веществ была представлена ипритом, люизитом, смесью иприта и люизита, зоманом, зарином и VX.

В 1993 году Российская Федерация подписала, а в 1997 году и ратифицировала КХО - Конвенцию о запрещении химического оружия . С тех пор в России идет процесс планомерного уничтожения накопленных за долгие годы ОВ. Сроки полного уничтожения запасов российского химического оружия неоднократно переносились. По оценкам экспертов, оно может быть полностью уничтожено не раньше 2017-2019 годов.

Запрет

Химическое оружие пытались запретить несколько раз. Первый раз это произошло еще в 1899 году. В статье 23 Гаагской конвенции 1899 года говорилось о запрете использования боеприпасов, единственным предназначением которых является отравление живой силы противника. Однако наличие данного запрета никак не повлияло на использование химического оружия в годы Первой мировой войны.

Второй раз химическое оружие было запрещено Женевским протоколом 1925 года. Но и Женевская конвенция от 1925 года не смогла приостановить использование химического оружия.

Так, в 1938 году Япония неоднократно использовала иприт и другие отравляющие вещества во время войны в Китае. В результате использования японскими войсками химического оружия погибло не менее 50 тысяч человек. В последующем химическое оружие неоднократно использовалось в 1980-е годы во время ирано-иракской войны, причем использовали его обе стороны конфликта.

Наконец третьим документом, запрещающим использование химического оружия, стала Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении от 1993 года . Конвенция вступила в силу 29 апреля 1997 года. Именно она стала первой по-настоящему успешной.

Уже к июлю 2010 года на планете было уничтожено 60% всех запасов имеющегося химического оружия.
По состоянию на январь 2012 года данную конвенцию подписали 188 стран мира.

Впрочем, и наличие данной конвенции не положило конец использованию химического оружия. В 2013 году во время гражданской войны, которая развернулась в Сирии, было зафиксировано несколько случаев применения отравляющих веществ. Под давлением ООН сирийское руководство вынуждено было принять конвенцию от 1997 года. Уничтожением имеющихся запасов сирийского химического оружия (примерно 1300 тонн) занялись Россия и США.

Использовалось химическое оружие (ХО) и террористами. Самым известным терактом с применением ХО является газовая атака в токийском метро, которая произошла в 1995 году. Организатором теракта стала японская секта «Аум Синрикё», которая использовала в своих целях зарин. В результате данной террористической атаки погибли 12 человек, пострадало более 5 тысяч человек.

Химическое оружие

Стоит отметить, что различные отравляющие вещества долгое время не рассматривались военными всерьез в качестве одного из средств ведения боевых действий. Ситуация изменилась лишь после того, как их стало возможно изготавливать и хранить в достаточных для войны целях.

Также можно отметить тот факт, что химическое оружие - это единственное оружие массового поражения, которое попытались запретить еще до начала его использования. Однако, как и в случае с другими видами ОМП, это мало кого остановило. Как результат - химическая атака, проведенная немцами 22 апреля 1915 года в районе города Ипр и бурное развитие разнообразных отравляющих веществ в XX веке. Именно атака под Ипром практически ознаменовала день рождения химического оружия.

Наиболее массово химическое оружие использовалось в годы Первой мировой войны. Всего до конца войны было выпущено около 180 тысяч тонн разнообразных ОВ. А общие потери от использования сторонами конфликта химического оружия оцениваются в 1,3 миллиона человек, из которых порядка 100 тысяч человек погибли .

Использование разнообразных ОВ в годы Первой мировой войны стало первым зафиксированным нарушением гаагской декларации 1899 и 1907 годов. При этом США отказались поддержать гаагскую конференцию 1899 года. В то время как Германия, Франция, Россия, Италия, Япония согласились с декларацией 1899 года, а в 1907 году к ним присоединилась Великобритания.

Итогом этих деклараций стало то, что стороны договорились не использовать нервно-паралитических и удушающих газов в военных целях. При этом уже 27 октября 1914 года Германия применила боеприпасы, которые были снаряжены шрапнелью, смешанной с раздражающим порошком. Немцы при этом ссылались на точную формулировку декларации (запрещалось использование боеприпасов, единственным предназначением которых является отравление живой силы противника), мотивируя свои действия тем, что данное применение не было единственной целью данного обстрела. Это же относится и к случаям использования несмертельного слезоточивого газа, который использовался Францией и Германией во второй половине 1914 года.

Всего за 4 года конфликта химическое оружие успело существенно усовершенствоваться. Стали использоваться смеси хлора с хлорпикрином или с фосгеном. В дальнейшем в ход пустили синильную кислоту, дифенилхлорарсин, треххлористый мышьяк. Британцами были изобретены газометы, которые могли стрелять минами, снаряженными ядовитой начинкой.

Немцы использовали синтезированное еще в 1822 году первое кожно-нарывное ОВ, распылив его 12 июля 1917 года в районе все того же злосчастного Ипра. Отравляющее вещество было использовано против англо-французских войск. По названию реки оно было названо «ипритом», а британцы называли его также «горчичным газом» из-за его специфического запаха. Русские войска во время осуществления знаменитого Брусиловского прорыва в июне 1916 года подавляли артиллерийские батареи противника снарядами, снаряженными фосгеном и хлорпикрином.

В период между двумя мировыми войнами все ведущие державы мира осуществляли активные разработки в области создания химического оружия. Так американцы получили собрата иприта по способу поражения, новое отравляющее вещество назвали люизит. В нацистской Германии во время поисков инсектицида было создано первое фосфорорганическое отравляющее вещество, получившее название табун. Не остановились работы в этом направлении и после Второй мировой войны, когда на свет появилось одно из самых смертоносных веществ на планете - VX (Ви-экс).

Как действую смертоносные отравляющие вещества

Нервно-паралитические (VX, зоман, зарин, табун)
Нервно-паралитические ОВ нарушают работу нервной системы человека. У отравившегося появляются судороги, которые переходят в паралич. Признаками отравления являются: миоз (сужение зрачков), ухудшение зрения, тяжесть в груди, затруднение дыхания, появление головной боли. При поражении через кожу признаки отравления могут появиться у человека лишь через 24 часа.

Кожно-нарывные (люизит, иприт)
Поражают кожу человека (приводят к образованию язв), дыхательные пути, легкие, глаза. Если ОВ попадают в человеческий организм с едой и водой, то страдают внутренние органы, главным образом пищеварительная система. Признаки отправления: покраснение кожи, появление мелких пузырей. Проявляются уже через несколько часов.

Удушающие (хлор, фосген и дифосген)
Данные ОВ поражают легочную ткань, вызывая у человека токсичный отек легких. Скрытый период может длиться до 12 часов. Признаками отравления являются: сладковатый привкус во рту, головокружение, слабость, кашель. В случае отравления хлором: покраснение, жжение и отек век, а также слизистой оболочки ротовой полости и верхних дыхательных путей.

Общеядовитые (синильная кислота, хлорциан)
Данные ОВ, попадая в организм человека, нарушают передачу кислорода из крови к тканям. Являются одними из самых быстродействующих отравляющих веществ. Признаки отравления: жжение и металлический привкус во рту, покалывание в области глаз, онемение кончика языка, царапанье в горле, слабость, головокружение.

Организационные выводы

Уже в годы Первой мировой войны были достаточно четко сформулированы основные минусы, которые были присущи химическому оружию:

— во-первых, такое оружие являлось очень метеозависимым. Для проведения атаки приходилось ждать наступления подходящих условий. Малейшее изменение направления ветра и вот уже отравляющие вещества летят в сторону или даже на самих атакующих (реальные прецеденты). В то же время синильная кислота очень быстро разлагается при повышенной влажности и под прямыми солнечными лучами.

— во-вторых, химическое оружие оказалось неэффективным против рассредоточенных на местности войск.

— в-третьих, по итогам проведенного анализа понесенные от химического оружия потери не превышали аналогичных потерь от обыкновенного огня артиллерии.

Значительно снизило спрос на ХО и постоянное развитие средств коллективной и индивидуальной защиты . Современные противогазы, в отличие от своих далеких предшественников начала прошлого века, способны эффективно сдерживать большинство ОВ. Добавив сюда специализированную защитную одежду, современные средства дегазации и антидоты, становится понятной невысокая популярность химического оружия для ведения полномасштабных боевых действий.

Отдельной и очень серьезной проблемой стало само производство и длительное хранение разнообразных химических боеприпасов, а также процесс их последующей утилизации . Аварии, которые происходили на участках этой технологической цепочки, иногда приводили к значительным человеческим жертвам. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1993 году в Женеве ведущие страны мира решились на подписание Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.