Меню
Бесплатно
Главная  /  Фазы менструального цикла  /  Что нашел гумилев в 1904 году. Золотое сердце россии

Что нашел гумилев в 1904 году. Золотое сердце россии

Герперборейский гребень и «Голубиная книга» Николая Гумилева

На водном пути из Кеми на Соловки лежит архипелаг Кузова, включающий в себя 16 островов, наиболее крупными из которых являются Русский и Немецкий Кузова.

Архипелаг удивляет своей природой, но главное - он знаменит древними стоянками, лабиринтами, культовыми комплексами, а также обилием священных камней - сеидов. Здесь обнаружено около 800 разнообразных сложений из камня, по площади занимающих 2% всей территории архипелага. Так, например, уникальный культовый комплекс на вершине острова Олешин по своим конструктивным особенностям не имеет аналогов в Северной Европе. Культовые объекты были созданы древнесаамским населением, появившимся в Беломорье более 2,5 тысячи лет назад.

Однако главная загадка архипелага в другом. Но сначала немного истории.

По древнеарийским и доарийским представлениям, неизменной принадлежностью прародины ариев, Гипербореи (куда относят и нынешнюю территорию Карелии), являлась скала, считавшаяся центральной точкой мира. Она имела подножие из семи небес, где пребывали небожители и царил золотой век. В древнерусских апокрифических текстах вселенская гора называлась «столпом в Окияне до небес», или бел-горюч камнем, или Алатырь-камнем, что располагался на острове Буяне. В апокрифе XIV века «О всей твари» можно прочитать: «В Окияне стоит столп, зовется адамантин (адамант - алмаз. В конечном счете это - коррелят льда). Ему же глава до небеси».
Именно в этом «райском» времени и месте берет свое начало легенда о Каменной книге. В ней говорится и о горе Мера, которая находилась на древнем Северном полюсе и представляла собой плато с отвесными скалами высотой более километра, и об острове Буяне, где автор Каменной книги, Фэб, подАлатырь-камнем спрятал источник колоссальной магической силы. Островом Буян в Каменной книге назван Немецкий Кузов, находящийся в Белом море недалеко от нынешнего карельского города Кемь. На этом острове, если доверять текстам Каменной книги, находится подземный дворцовый комплекс и могилы детей Фэба (дочь Фэба звали Иа, или Ио).

В русской мифологии Фэб перекликается, прежде всего, с древнеславянским божеством Велесом. Российский историк Александр Николаевич Афанасьев считал его божеством туч, облаков, небесных стад. В «Слове о полку Игореве» Боян назван Велесовым внуком, что как бы указывает на сравнимость Велеса с греческим Аполлоном (Фебом), кроме того, именно этого бога славянского пантеона древние источники связывают с Голубиной книгой.
Духовное наследство, запечатленное в Каменной книге, сохранялось в форме стойких мифологических воззрений, игравших, по мнению русского историка И.Забелина, роль первобытного познания природы и даже первобытной науки. В этом горниле зарождался и оформлялся изначальный народный космизм.
«Каменная книга» содержала изначальное учение или знание о мире и стала первоисточником для мифов и легенд практически всех народов мира. О Каменной книге ходили легенды. Немногим довелось видеть ее. А те, кто видел, не хотели показывать к ней дорогу. Но постигнуть тайну этого легендарного памятника пытались многие.
Вначале своего творческого пути Н.К.Рерих создал картину «Голубиная книга», где в обобщенно-символической форме попытался воссоздать образ вселенской книги, упавшей с небес и включавшей в себя всю мудрость мира.

Каменную книгу видел поэт Николай Гумилев, путешествовавший по Русскому Северу в 1904году. Император Николай II, принявший у себя поэта с докладом об уникальном открытии, не только отнесся к находке чрезвычайно серьезно, но и выделил средства из казны на дальнейшие исследования. Основываясь на информации, взятой из Каменной книги, Николай Гумилев организует экспедицию на острова Кузовского архипелага в Белом море, где находит древние захоронения и золотой гребень, уникальный по чистоте металла. Этот гребень получил название «Гиперборейский» и был утрачен вместе с другими сокровищами, принадлежавшими знаменитой балерине Матильде Кшесинской. А подарил ей этот гребень сам император.

Вот как описывал сам Гумилев эту находку: «Для раскопок мы выбрали каменную пирамиду на острове, который носит название Русский Кузов, к сожалению, пирамида оказалась пустой, и мы уже собирались закончить работу на острове, когда я попросил рабочих, ни на что особенно не рассчитывая, разобрать небольшую пирамиду, которая находилась метрах в десяти от первой. Там, к моей неимоверной радости, оказались плотно подогнанные друг к другу камни. Уже на следующий день мы сумели вскрыть это захоронение. Викинги не хоронили своих умерших и не строили каменные усыпальницы, я сделал вывод, что это захоронение относится к более древней цивилизации. В могиле был скелет женщины, никаких предметов, кроме одного. Около черепа женщины находился золотой гребень удивительной работы, на верху которого девушка в облегающей тунике сидела на спинах двух несущих ее дельфинов» .

Древние мифы нашли свое удивительное подтверждение в сенсационных находках экспедиции, предпринятой летом 5005 года на Кузовской архипелаг под руководством петербургского общественного деятеля Константина Севенарда, которые могут в корне изменить традиционный взгляд на историю мира. Исследователям удалось обнаружить следы Каменной книги. Упоминания об этом артефакте содержатся в русских сказках, народной поэзии, даже в монастырских записях и житиях святых. Сама Каменная книга - это иероглифы, вырезанные на скалах по берегам Белого моря Фэбом. Отрезок скал с иероглифами - до 80 метров шириной, но в 1962 году этот участок был затоплен.
Как сообщил Севенард, летом 2005 года он организовал экспедицию на Белое море и на острове Немецкий Кузов обнаружил насыпи искусственного происхождения. Согласно экспертному заключению, в этом месте сохранились два ряда искусственной каменной кладки, составленной из естественных гранитных глыб размером 0,5-1,5 метра.По имеющимся архивным данным, именно здесь в 1904 году Николай Гумилев в экспедиции, организованной Николаем II, обнаружил уникальный гребень из золота. Раскопки кургана, возможно, позволят доказать существование древнейшей цивилизации, которая владела многими тайнами человечества, в том числе тайной изготовления золота чистейшей пробы, недоступной современным технологиям . Доказать существование древнейшей цивилизации поможет и проведение подводных археологических работ на дне водохранилища Беломорской ГЭС, где, как утверждают некоторые источники, и находятся наскальные надписи, созданные более 18 тысяч лет назад, которые и получили название Голубиная, или Каменная, книга. Она была затоплена при строительстве ГЭС.

В июле 2006 года на архипелаг Кузова отправилась поисковая экспедиция из Петрозаводска для проверки всех имеющихся сведений. Экспедиция прошла успешно, но комплексные изыскания только начинаются. В историческом исследовании последней точки не бывает. И главные открытия, как всегда, впереди! Благодаря российским учёным-подвижникам Гиперборея буквально за какие-то пару десятков лет - по историческим меркам сущий пустяк - воскресла из исторического небытия. И теперь она уже с какой-то невероятно-фантастической скоростью превращается не только в социо-культурный, но и ГИПЕРтехнологический феномен III тысячелетия. Создаётся впечатление, что Дух Гипербореи стремится не опоздать к какому-то ему хорошо известному сроку и хочет что-то очень важное для людей ещё сделать

Загадка цивилизации Гиперборея

Подробности в программе «Территория заблуждений с Игорем Прокопенко».
Фото из открытых источников.

Современной цивилизации предшествовали десятки других


Жизнь на Земле целиком зависит от климата, но он слишком изменчив. На него влияет солнечная активность, скорость вращения Земли, химический состав атмосферы: Изменение климата приводит к катастрофам планетарного масштаба. А затем меняются и географические координаты территорий, на которых может существовать жизнь.

— Как объяснить, что перелетные птицы каждую весну прилетают в Заполярье? Ответ прост: птицы летят на родину своих древних предков. Генетическая память безошибочно выводит их туда, где много тысяч лет назад было тепло светло, уютно и влажно. На географическую карту, составленную в 1513 году турецким адмиралом и картографом Пири Рейсом, нанесен неизвестный тогда Антарктический материк. Он не покрыт снегом — значит, когда-то Антарктида была обитаема?

Уже известно, что нашей цивилизации предшествовали десятки других, среди них и Гиперборея. Один из самых авторитетных ученых древнего мира Плиний Старший писал о гиперборейцах как о реальном народе, жившем у Полярного круга. В Северном полушарии сохранились каменные сооружения, датировать которые ученые пока не берутся. Не знают они и назначения этих строений. Знаменитый кромлех Стоунхенджа в Англии, аллея менгиров во французской Бретани, каменные лабиринты Соловков и Кольского полуострова построены по одной технологии. Возможно, именно эти постройки остались от гиперборейской цивилизации.

В 1904 году экспедиция известного русского историка Николая Гумилева на одном из островов Кузовского архипелага обнаружила древнее захоронение. Именно там был найден предмет, который вошел в научные труды как «гиперборейский гребень». Этот женский гребешок тончайшей работы сделан из золота высокой пробы и украшен изображениями дельфинов. Его возраст дал основание полагать, что он относится к древнейшей цивилизации. Золотой гребешок исчез во время фашистской оккупации. Однако на островах Кузовского архипелага найдены и другие свидетельства существования Гипербореи.

Кузовской архипелаг — последний осколок Гипербореи. 16 островов расположены в 20 км от материка. Люди там сегодня не живут, вокруг лишь дикая природа и древние святилища. Второй по величине остров архипелага называют Немецкий кузов. Он окружен кольцом дольменов. Во время раскопок археологи обнаружили там не только примитивные орудия труда — наконечники стрел и каменные топорища, — но и сотни обугленных камней неизвестного назначения. Там же найден огромный кусок белого кварца. Такой породы нет ни на соседних островах, ни на материке в радиусе 100 км. Как камень оказался на вершине горы? Кто-то (а скорее всего, гиперборейцы) принес камень специально.

В 2003 году во время научно-исследовательской экспедиции, которую проводило Русское географическое общество, был найден каменный трон времен Гипербореи, к которому прямо от берега вели истертые ступени. И еще один исторический факт. В начале ХIХ века русский исследователь Матвей Геденштром обнаружил на острове Новая Сибирь странные насыпные сооружения. Если судить по описаниям, это были остатки обгоревшего остова оборонительного сооружения. Пепел на бревнах успел окаменеть. А само сооружение было сделано из гигантских корабельных бревен. Но на арктических островах лес не растет. Находка Геденштрома говорит о том, что на Крайнем Севере было гораздо теплее, если там росли деревья. Потом на Земле резко похолодало, а через несколько столетий вновь началось глобальное потепление. Такой же процесс угрожает нашей планете и сегодня.

Подробности вы узнаете 5 ноября в 20.30 в программе «Территория заблуждений с Игорем Прокопенко» на телеканале РЕН ТВ.

Близится 15 апреля 2009 года - день рождения великого русского поэта Николая Степановича Гумилёва.

В этом году исполняется 100 лет со дня прибытия Гумилёва в Коктебель. Имя это в российской словесности является именем-камертоном, звучание которого призывает думать о более широком спектре, чем творчество. В судьбе Гумилёва можно увидеть преломление светлой и трагичной судьбы российской интеллигенции.

Почти семь десятилетий читателя испытывали Гумилёвым. Его книг не было в библиотеках (Гумилёв считался врагом Советской власти), но его книги, чудом уцелевшие в чьих-то домашних библиотеках, переписывались от руки, перепечатывались на машинке, их тайком давали почитать на одну ночь, а о поэте говорили шёпотом.

Теперь, когда запрет снят, испытание угрожает самому поэту. Читать его стали бегло, без внимания; том за томом накапливают его книги "любители" редкостей, и снова в сторону отходит его судьба, без попытки понять не только Гумилёва но и сам Серебряный век русской поэзии.
Для любого большого художника, вероятно, не столь уж и важно, будут ли его любить и хвалить после смерти, но необходимо, чтобы его понимали.

Говоря о жизни и творчестве Гумилёва, необходимо приблизиться к такому пониманию и не забывать, что судьба всегда больше и значительнее биографии. Николай Степанович Гумилёв родился в ночь на 15 апреля 1886 года в Кронштадте, сотрясаемом в этот момент штормом. Старая няня, глядя на разыгравшуюся бурю, простодушно увидела в этом некий серебряный знак, сказав, что у родившегося "будет бурная жизнь". В сущности, она оказалась права.

О детском возрасте - до четырнадцати лет, обычно говорят и пишут вскользь, подразумевая, что ничего слишком значимого не происходило. Внешне можно сказать - не происходило. Шла нормальная для этого возраста жизнь: гимназия, болезни, увлечение Купером, книги, книги... мечты, мечты...

Но именно в эти годы совершался труд формирования характера. Вопреки застенчивости - старался быть раскрепощённым. Вопреки слабости и болезням - верховодил, завоёвывая право на первенство в мальчишеских играх.

Вопреки, вопреки, вопреки...

Он не скрывал своего труда над собой. И первую свою книгу назвал "Путь конкистадора", создав в ней образ героя, к которому стремился, - сильного, гордого, мужественного покорителя.

К моменту переезда семьи в Тифлис Н. Гумилев уже наполнил сосуд своей души размышлениями. Его внутренняя творческая энергия требовала выхода и должна была реализоваться. 8 сентября 1902 года в "Тифлисском листке" появилась первая публикация Н. Гумилева - стихотворение "Я в лес бежал из города..."

Не отличаясь особым пристрастием к наукам - ни в гимназии Гуревича, ни в тифлисских гимназиях, Николай Гумилёв, вернувшись в Царское Село, несколько изменил своё отношение к учёбе. Встречи и беседы с директором царско- сельской гимназии поэтом Иннокентием Анненским во многом сформировали эстетический вкус Гумилёва.

В 1905 году 19 летний поэт выпустил первый поэтический сборник "Путь конкистадора". Выпуская в 1912 году четвёртую по счёту книгу "Чужое небо", Гумилев назвал её третьей, как бы вычёркивая первую книгу из своего творчества. Гумилёв напрасно занижал первые поэтические успехи. Но в его голове уже созрела мысль о "границе, где кончаются опыты, и начинается творчество".

В 1906 году он едет в Париж учиться в Сорбонне. Избирает себе учителя Валерия Брюсова и ведёт с ним интенсивную переписку из Парижа.

Жизнь Гумилёва в Париже была насыщенной. Он издаёт свой собственный журнал "Сириус" (первый номер вышел в январе 1907 года). Занимается подготовкой новой книги "Романтические цветы". Получает очередной отказ от Анны Горенко (Ахматовой) стать его женой.

В январе 1908 года вышла книга стихов "Романтические цветы", посвящённая Анне Андреевне Горенко. С появлением этой книги Гумилёв связывал особые надежды.

Отношение царскосельских рецензентов к Гумилёву было равнодушным, он был слишком своеобразен для них. По словам Лунина, Гумилев кого-то пугал - жирафами, попугаями, дьяволами, странными рифмами, дикими мыслями, тёмной и густой кровью своих стихов.
Он пугал... Не потому, что хотел пугать, а оттого, что сам был напуган бесконечной игрой своего воображения.

Но о творчестве его всё же отозвались. Это были Брюсов и Анненский, которые откликнулись на выход "Романтических цветов".

Когда Гумилёв жил в Париже, его мощно ностальгически влекла Родина. И он едет в Севастополь, Царское Село, в Берёзки, в Слепнево, в Петербург, в Москву - к Брюсову, в Киев - к Анне Горенко, но после этого ещё сильней притяжение "музы дальних странствий", и в сентябре 1908 года он отправляется на шесть недель в Египет.

Поэт и путешественник не боролись в этом человеке, они не только мирно уживались, но и были необходимы один другому, дополняли и взаимообогащали друг друга. Романтика прекрасно уживалась с трезвым отношением к поэзии, ибо одно было у Гумилёва формой существования, а второе - делом жизни. Всё это ещё больше усиливало одну из основных черт гумилёвского характера: главенствовать и постоянно доказывать себе и другим, что невозможного для него нет!

Впервые Коктебель Н. С. Гумилев увидел весной 1909 года, тогда же впервые оказался в доме М.Волошина. В то время в Коктебеле отдыхали Алексей Толстой, Андрей Белый, Елизавета Дмитриева - будущая Черубина, и многие другие.

Коктебель увидел Гумилева уже философом в поэзии - мудрецом, и всё-таки он был дитя душою. И не раз говорил: "для поэта важнее всего сохранить детское сердце и способность видеть мир преображённым".

Именно в Коктебеле Н. С. Гумилев написал знаменитую поэму "Капитаны", которая обозначила перед читателем нового, иного Гумилёва. Уезжал из Коктебеля он в конце лета. Пока книга готовилась, окончательно наметился кризис символизма. Но и от вождя модернизма Брюсова Гумилёв к тому времени тоже почти отошёл. Так в 1911 году появился "Цех поэтов". "Цех поэтов" насчитывал в своих рядах 26 представителей разных направлений, в том числе Ахматову, Лозинского, Нарбута, Мандельштама и др. Гумилёв был создателем акмеизма, но акмеистом сам он как раз и не был, ибо он был больше, значительней этого направления. ("Жизнь - вот наиглавнейшее качество в искусстве, за него можно все простить".)

Каноны акмеизма были для него лишь условностью, причина же - в увлечении поэзией. Теория Готье - в близости эстетической программы французского поэта. До Второй мировой войны Гумилёву не суждено было дожить.

Даже если бы его пропустил 21-й год, всё тою же стеною вырос бы 37-й. Но и первая война виделась ему не как "страшный путь", а как, прежде всего, правое дело.

Более того, отложив прочие дела, он стал готовить себя к ратному труду. Так начинала реализовываться третья ипостась этого человека, о котором привыкли говорить: поэт, путешественник, воин.

Да, поэт - это несомненно.

Да, путешественник; коллекция, привезённая им и его племянником Н. Л. Сверчковым из Африки, по мнению специалистов, стоит на втором месте после коллекции Миклухо-Маклая; немало сделал он и как дипломат.

А чего стоит "Африканский дневник" и книга стихов "Шатёр" - замечательное описание дальней земли!

Но в его биографии есть ещё замечательные страницы, связанные с исследованием Севера.

Удивительная история Николая Гумилёва, вдруг обласканного царской семьёй и принятого по рекомендации императора в самое элитное учебное заведение дореволюционной России - Царскосельский лицей.

Все эти милости "свалились" на восемнадцатилетнего молодого человека из небогатой семьи после поездки на Русский Север в 1904 году, где он увидел в устье реки Индель плоские скалы, на которых были вырезаны иероглифы - сотни метров текста, страницы каменной книги.

Кстати, русские императоры всегда проявляли повышенные интерес ко всему, что касается данного артефакта. Возраст "Голубиной книги", по мнению Гумилёва, который даже сделал перевод её текста, - более 18 тысяч лет. К сожалению, в настоящий момент в открытом доступе нет возможности найти дневниковых записей и переводов Гумилёва текстов каменной книги, нет даже его стихов, ей посвящённых.

Это не единственная тайна великого поэта. Исследователи его творчества утверждают, что в его биографии столько белых пятен, что создаётся впечатление, что кто-то тщательно и последовательно вычищал сведения о целых периодах его жизни. Удивительно, что почти все они, так или иначе, связаны с его исследованиями Каменной книги.

Из материалов, хранящихся в спецхране, стало известно, что Н. Гумилёвым был найден уникальный золотой гребень, близкий к 1000-й пробе, в одной из его северных экспедиций. Этот гребень был подарен Матильде Кшесинской Николаем II и пропал вместе со значительной частью её сокровищ.

Практически у всех поэтов начала ХХ века есть стихи, посвящённые Каменной книге, кроме Гумилёва, который её нашёл. Император Николай II, принявший у себя поэта с докладом об этом уникальном открытии, не только отнёсся к находке чрезвычайно серьёзно, но и выделил средства из казны на дальнейшие исследования.

Благодаря открытию Каменной книги, Гумилёв был взят под покровительство императора и подружился с его дочерьми. С помощью своеобразного словаря символов, вырезанного там же на скалах, и переводчиков, знающих арабский язык, Гумилёву удаётся перевести тексты. Разумеется, точность перевода не идеальна. Но, благодаря ему, в последующих экспедициях Гумилёв находит Кузовский архипелаг (легендарный остров Буян) и на острове Русский Кузов открывает гробницу королевы Империи виков.

Золотой гребень, найденный на скелете, поражает изяществом. После того, как гребень попадает к Матильде Кшесинской, за ним начинают охотиться американские масоны. За защитой Кшесинская обратилась к Николаю II. Как известно, в декабре 1917 единственным зданием, захваченным большевиками в Петербурге, был особняк Кшесинской, где они перерыли все вещи, вскрыли полы и простучали стены. Вероятно, искали столь необходимый им гребень.

Символична и дальнейшая судьба Н. Гумилёва. После первой революции он возглавил крупнейшую в истории России экспедицию в Африку на поиски легендарной земли Му, о которой он узнал из текстов Каменной книги. Тогда Гумилёв, да и сам император, ещё не предполагали, чем для страны, да и для них лично, обернётся попытка сделать древнейшие знания общедоступными.

И вновь - делание самого себя, чтобы быть первым, лучшим, непревзойдённым.

И действительно, будучи 23 сентября отправленным вместе с маршевым эскадроном лейб-гвардии Уланского полка на фронт, он за короткое время продвинулся до прапорщика и был награждён двумя Георгиевскими крестами - так оценили его бесстрашие, поистине легендарную храбрость и мужество.

Без Гумилёва "Цех поэтов" распался сразу же, в 1914 году. В журнале "Аполлон" перестали появляться его знаменитые "Письма о русской поэзии". 15 декабря 1915 года вышла в свет новая книга его стихов "Колчан".

Война являлась для Гумилёва важным событием в его личной биографии, в судьбе, но всё же не была для него способом творческого самоутверждения.

Здесь важны и первые эмоциональные оценки, важны и более глубокие, на грани трагизма, открытия:

Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь.
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьётся в груди моей.

В одной из анкет на вопрос о политических убеждениях Николай Гумилёв ответил: "аполитичен". Большая политика его не волновала.

К тому времени многие уже покинули или собирались покинуть Россию; Гумилёв возвращается на Родину, идя навстречу первой волне эмиграции.

Трудно предположить, как бы сложилась его судьба; на то она и судьба, чтобы её не выбирали, а следовали ей; и всё же для русской поэзии он сделал максимум того, что мог, именно потому, что вернулся.

Даже если бы в 1918 году он знал, что с ним произойдёт через три года в 1921 году, он всё равно бы вернулся. Такой уж характер. Один из современников писал по этому поводу: "В 1918-1921г.г. не было, вероятно, среди русских поэтов никого, равного Гумилеву в динамизме непрерывной и самой разнообразной литературной работы... Секрет его был в том, что он, вопреки поверхностному мнению о нём, никого не подавлял своим авторитетом, но всех заражал своим энтузиазмом"...

Прибыв в Россию на развалины, Н. Гумилёв понял, что надо начинать всё сначала. Не в его правилах было впадать в уныние, тем более он чувствовал в себе силы возглавить литературную жизнь Петрограда.

И вот вскоре создан новый "Цех поэтов", изданы "Фарфоровый павильон", "Костёр", переизданы "Романтические цветы" и "Жемчуга", принято предложение М. Горького стать редактором "Всемирной литературы", где Гумилёв вместе с Лозинским и Блоком редактирует поэтическую серию.

Замечательный поэт и исследователь, профессор Николай Гумилёв был арестован 3 августа 1921 года по подозрению в участии в таганцевском заговоре. А вскоре и расстрелян…

Николай Гумилев, чьи стихи были изъяты из литературного обращения во второй половине 1920-х годов, являл собой образ литературного теоретика, который искренне верил в то, что художественное слово способно не только влиять на умы людей, но и преобразовывать окружающую действительность.

Творчество легенды Серебряного века напрямую зависело от его мировоззрения, в котором главенствующую роль занимала идея торжества духа над плотью. На протяжении всей жизни прозаик намеренно загонял себя в тяжелые, сложно разрешимые ситуации по одной простой причине: только в момент крушения надежд и утрат к поэту приходило подлинное вдохновение.

Детство и юность

3 апреля 1886 года у корабельного врача Степана Яковлевича Гумилева и его жены Анны Ивановны родился сын, которого назвали Николаем. Семейство проживало в портовом городе Кронштадте, а после отставки главы семьи (1895 год) они переехали в Петербург. В детстве писатель был крайне болезненным ребенком: каждодневные головные боли доводили Николая до исступления, а повышенная чувствительность к звукам, запахам и вкусам делала его жизнь практически невыносимой.


Во время обострения мальчик был полностью дезориентирован в пространстве и нередко лишался слуха. Его литературный гений проявился в возрасте шести лет. Тогда он написал свое первое четверостишие «Живала Ниагара». В Царскосельскую гимназию Николай поступил осенью 1894 года, однако проучился там только пару месяцев. Из-за своего болезненного вида Гумилев неоднократно подвергался насмешкам со стороны сверстников. Дабы не травмировать и без того нестабильную психику ребенка, родители от греха подальше перевели сына на домашнее обучение.


1900–1903 годы семейство Гумилевых провело в Тифлисе. Там сыновья Степана и Анны поправляли здоровье. В местном учебном заведении, где поэт проходил обучение, было опубликовано его стихотворение «Я в лес бежал из городов…». Через некоторое время семейство вернулось в Царское Село. Там Николай возобновил обучение в гимназии. Его не увлекали ни точные, ни гуманитарные науки. Тогда Гумилев был одержим творчеством и все время проводил за прочтением его работ.


Из-за неправильно расставленных приоритетов Николай начал существенно отставать от программы. Только стараниями директора гимназии – поэта-декадента И.Ф Анненского – Гумилев весной 1906 года сумел получить аттестат зрелости. За год до выпуска из учебного заведения на средства родителей была издана первая книга стихов Николая «Путь конквистадоров».

Литература

После экзаменов поэт отправился в Париж. В столице Франции он посещал лекции по литературоведению в Сорбонне и был завсегдатаем на выставках картин. На родине писателя Гумилев издавал литературный журнал «Сириус» (вышло 3 номера). Благодаря Гумилеву посчастливилось познакомиться и с , и с , и с . Поначалу мэтры скептически относились к творчеству Николая. Стихотворение «Андрогин» помогло признанным деятелям искусства увидеть литературный гений Гумилева и сменить гнев на милость.


В сентябре 1908-го прозаик отправился в Египет. В первые дни пребывания за границей он вел себя как типичный турист: осматривал достопримечательности, изучал культуру местных племен и купался в Ниле. Когда средства кончились, писатель начал голодать и ночевал на улице. Парадоксально, но эти трудности никоим образом не надломили писателя. Лишения вызвали в нем исключительно положительные эмоции. По возвращении на родину он написал несколько стихотворений и рассказов («Крыса», «Ягуар», «Жираф», «Носорог», «Гиена», «Леопард», «Корабль»).

Мало кто знает, но за пару лет до поездки он создал цикл стихов под названием «Капитаны». Цикл состоял из четырех произведений, которые объединяла общая идея путешествий. Жажда новых впечатлений подтолкнула Гумилева к изучению Русского Севера. Во время знакомства с городом Беломорском (1904 год) в лощине устья реки Индель поэт увидел высеченные на каменном склоне иероглифы. Он был уверен, что нашел легендарную Каменную книгу, которая, по поверьям, содержала первоначальные знания о мире.

Из переведенного текста Гумилев узнал, что правитель Фэб похоронил на острове Немецкий кузов сына и дочь, а на острове Русский кузов - жену. При содействии императора Гумилев организовал экспедицию на Кузовской архипелаг, где вскрыл древнюю гробницу. Там он обнаружил уникальный «Гиперборейский» гребень.


По легенде, передал находку во владение балерине . Ученые предполагают, что гребень до сих пор лежит в тайнике особняка Кшесинской в Петербурге. Вскоре после экспедиции судьба свела литератора с фанатичным исследователем Черного континента – академиком Василием Радловым. Поэту удалось уговорить этнолога зачислить его помощником в Абиссинскую экспедицию.

В феврале 1910-го после головокружительной поездки в Африку он вернулся в Царское Село. Несмотря на то что его возвращение было вызвано опасной болезнью, от былого упадка духа и декадентских стихов не осталось и следа. Закончив работу над сборником стихов «Жемчуга», прозаик вновь уехал в Африку. Из путешествия он вернулся 25 марта 1911 года в санитарной кибитке с приступом тропической лихорадки.


Вынужденное затворничество он использовал для творческой переработки собранных впечатлений, которые впоследствии вылились в «Абиссинские песни», вошедшие в сборник «Чужое небо». После поездки на Сомали свет увидела африканская поэма «Мик».

В 1911 году Гумилев основал «Цех поэтов», в который входили многие представители литературного бомонда России ( , Владимир Нарбут, Сергей Городецкий). В 1912 году Гумилев заявил о появлении нового художественного течения – акмеизма. Поэзия акмеистов преодолела символизм, вернув в моду строгость и стройность поэтической структуры. В том же году акмеисты открыли собственное издательство «Гиперборей» и одноименный журнал.


Также Гумилев в качестве студента был зачислен в Петербургский университет на историко-филологический факультет, где изучал старофранцузскую поэзию.

Первая мировая война разрушила все планы писателя - Гумилев ушел на фронт. За храбрость, проявленную во время военных действий, он был возведен в звание офицера и удостоен двух Георгиевских крестов. После революции писатель полностью отдался литературной деятельности. В январе 1921 года Николай Степанович стал председателем Петроградского отдела Всероссийского союза поэтов, а в августе этого же года мэтра задержали и заключили под стражу.

Личная жизнь

Первую жену – – писатель встретил в 1904 году на балу, приуроченном к празднованию Пасхи. В то время пылкий юноша во всем старался подражать своему кумиру : он носил цилиндр, завивал волосы и даже слегка подкрашивал губы. Уже через год после знакомства он сделал претенциозной особе предложение и, получив отказ, погрузился в беспросветную депрессию.


Из биографии легенды Серебряного века известно, что из-за неудач на любовном фронте поэт дважды пытался свести счеты с жизнью. Первая попытка была обставлена со свойственной Гумилеву театральной напыщенностью. Горе-кавалер поехал в курортный город Турвиль, где планировал утопиться. Планам критика не суждено было сбыться: отдыхающие приняли Николая за бродягу, вызвали полицию и, вместо того чтобы отправиться в последний путь, литератор отправился в участок.

Узрев в своей неудаче знак свыше, прозаик написал Ахматовой письмо, в котором вновь сделал ей предложение. Анна в очередной раз ответила отказом. Убитый горем Гумилев решил во что бы то ни стало завершить начатое: он принял яд и отправился дожидаться смерти в Булонский лес Парижа. Попытка снова обернулась позорным курьезом: тогда его тело подобрали бдительные лесничие.


В конце 1908 года Гумилев вернулся на родину, где продолжил добиваться расположения молодой поэтессы. В итоге настойчивый парень получил согласие на брак. В 1910-м пара обвенчалась и отправилась в свадебное путешествие в Париж. Там у литераторши случился бурный роман с художником Амедео Модильяни. Николай, дабы сохранить семью, настоял на возвращении в Россию.

Через год после рождения сына Льва (1912–1992) в отношениях супругов случился кризис: на замену безоговорочному обожанию и всепоглощающей любви пришли безразличие и холодность. Пока Анна на светских раутах оказывала знаки внимания молодым писателям, Николай также искал вдохновения на стороне.


В те годы музой литератора стала актриса мейерхольдовского театра Ольга Высотская. Молодые люди познакомились осенью 1912 года на праздновании юбилея , а уже в 1913-ом на свет появился сын Гумилева – Орест, о существовании которого поэт так и не узнал.

Полярность во взглядах на жизнь привела к тому, что в 1918 году Ахматова и Гумилев разошлись. Едва освободившись от оков семейной жизни, поэт встретил свою вторую жену – Анну Николаевну Энгельгардт. С потомственной дворянкой литератор познакомился на лекции Брюсова.


Современники прозаика отмечали безмерную глупость девушки. По словам Всеволода Рождественского, Николая ставили в тупик ее лишенные всякой логики суждения. Ученица писателя Ирина Одоевцева говорила, что избранница мэтра не только по внешности, но и по развитию казалась 14-летней девочкой. Супруга литератора и его дочь Елена умерли от голода во время . Соседи рассказывали, что от слабости Анна не могла шевелиться, и крысы ели ее на протяжении нескольких дней.

Смерть

3 августа 1921 года поэт был арестован как соучастник антибольшевистского заговора «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». Коллеги и приятели литератора (Михаил Лозинский, Анатолий Луначарский, Николай Оцуп) тщетно пытались реабилитировать Николая Степановича в глазах руководства страны и вызволить его из заточения. Близкий друг вождя мирового пролетариата также не остался в стороне: он дважды обращался к с просьбой о помиловании Гумилева, но Владимир Ильич остался верен своему решению.


24 августа вышло постановление Петроградской ГубЧК о расстреле участников «Таганцевского заговора» (всего 56 человек), а 1 сентября 1921 года в газете «Петроградская правда» был опубликован расстрельный список, в котором тринадцатым значился Николай Гумилев.

Свой последний вечер поэт провел в литературном кружке, окруженный боготворящей его молодежью. В день ареста писатель по обыкновению засиделся с учениками после лекций и возвращался домой далеко за полночь. На квартире прозаика была организована засада, о которой мэтр никоим образом знать не мог.


После заключения под стражу в письме, адресованном жене, литератор заверял ее в том, что беспокоиться не о чем, и просил выслать ему томик и табак. Перед расстрелом Гумилев написал на стене камеры:

«Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь».

Спустя 70 лет со дня смерти именитого поэта были рассекречены материалы, доказывающие, что заговор был полностью сфабрикован сотрудником НКВД Яковом Аграновым. В связи с отсутствием состава преступления в 1991 году дело писателя было официально закрыто.


Доподлинно неизвестно, где захоронен литератор. Со слов бывшей супруги прозаика Анны Ахматовой, его могила расположена в черте города Всеволожска близ микрорайона Бернгардовки у порохового погреба на Ржевском артиллерийском полигоне. Именно там, на берегу реки Лубья, и по сей день стоит памятный крест.

Литературное наследие легенды Серебряного века сохранилось как в поэзии, так и в прозе. В 2007-ом году певец наложил текст стихотворения именитого деятеля искусств «Однообразные мелькают…» на музыку Анатолия Бальчева и явил миру композицию «Романс», на которую в том же году был снят клип.

Библиография

  • «Дон Жуан в Египте» (1912 год);
  • «Игра» (1913 год);
  • «Актеон» (1913 год);
  • «Записки кавалериста» (1914–1915 года);
  • «Черный генерал» (1917 год);
  • «Гондла» (1917 год);
  • «Дитя Аллаха» (1918 год);
  • «Душа и тело» (1919 год);
  • «Молодой францисканец» (1902 год);
  • «По стенам опустевшего дома…»(1905 год);
  • «Так долго сердце боролось…» (1917 год);
  • «Ужас» (1907 год);
  • «У меня не живут цветы…» (1910 год);
  • «Перчатка» (1907 год);
  • «Нежно-небывалая отрада» (1917 год);
  • «Колдунья» (1918 год);
  • «Иногда я бываю печален…» (1905 год);
  • «Гроза ночная и темная» (1905 год);
  • «В пустыне» (1908 год);
  • «Африканская ночь» (1913 год);
  • «Любовь» (1907 год)

Следы предков на нашем Севере известны давно, огромный вклад в их исследование внёс мой друг и соратник первый руководитель Российского Народного Фронта доктор философских наук безвременно ушедший Валерий Никитич Дёмин (1942-2006) в цикле книг о Гиперборее , и Кузовской архипелаг в Белом море не менее значим для нашей истории, чем Соловки. Ныне каждый может летом посетить эти сказочные места , овеянные множеством легенд и древних свидетельств. Заинтересовала заметка Тимура Назикулова из газеты «Московская правда» пятилетней давности под рубрикой «Находки» (2 ноября 2005 года, № 241 /25252/, стр. 2) - "«Голубиная книга» Николая Гумилева: Российские исследователи открыли неизвестные страницы биографии великого поэта"):

«На прошлой неделе в Москве прошла пресс-конференция Константина Севенарда - известного исследователя старины и общественного деятеля из Санкт-Петербурга. Темой мероприятия стали сенсационные находки экспедиции Севенарда, предпринятой этим летом на Кузовской архипелаг в Белом море. Исследователям удалось обнаружить следы «Каменной книги» - «божественного» артефакта Древней Руси. По мнению организаторов экспедиции, упоминания о «Каменной книге» содержатся в трудах Ломоносова, Рериха, которые пытались постигнуть тайну этого легендарного памятника, и в особенности в творчестве Николая Гумилева, обласканного императором после поездки на русский север в 1904 году, где поэт обнаружил плоские скалы с таинственными иероглифами - страницами «Каменной книги».

«Я давно и всерьез интересуюсь этим временем, - рассказывает Константин Севенард. - Мне удалось получить доступ к материалам, хранящимся в настоящее время в спецхране, в частности, к дневниковым записям Матильды Феликсовны Кшесинской, моей бабушки. Из них я узнал историю золотого гребня уникально высокой пробы, найденного Гумилевым в одной из его северных экспедиций, затем подаренного Матильде Николаем II и пропавшего вместе со значительной частью ее сокровищ. Я продолжил искать информацию на эту тему и наткнулся на дневники Гумилева, а также его отчет об экспедиции, профинансированной, как оказалось, из царской казны. В отчете он описывает свои находки - Каменную книгу и древнюю гробницу. Одной из находок в ходе исследований гробницы и стал гребень».

Подтверждает все эти факты, по мнению исследователей, прежде всего творчество поэтов-символистов и акмеистов, признанным идеологом которого является Николай Гумилев. Тема «Каменной книги» неоднократно проскальзывает в стихах Ник­лая Заболоцкого, Велимира Хлебникова, Константина Бальмонта, Андрея Белого, Осипа Мандельштама.

Однако на сегодня исследования Севенарда приостановлены. Для проведения археологических изысканий на островах Русский кузов и Немецкий кузов и полномасштабного подводного исследования донного ландшафта в месте, где когда-то находилось устье реки Индель, а следовательно, расположена и «Каменная книга», требуется разрешение Министерства культуры РФ.

Добиться этого непросто - в течение пяти лет Константин Севенард, будучи депутатом Государственной Думы, пытался добиться разрешения на исследовательские работы в особняке своей бабушки М. Ф. Кшесинской, но ни проработанный проект, ни готовность полностью профинансировать работу специалистов-археологов не смогли пробить административные препоны».


Археолог-любитель Константин Севенард утверждает, что Поморье - родина ариев, а Таджикистан - легендарная Шамбала

В тайну таинственной Голубиной (Каменной) книги, которую якобы видели еще Михайло Ломоносов и Николай Гумилев, проник депутат Государственной думы 3-го созыва, а ныне петербургский бизнесмен Константин Севенард. На собственные средства он организовал экспедицию на русский Север для изучения древних рукотворных курганов. «Материал, собранный в этом и прошлых годах, может в корне изменить взгляд на историю мира», - уверен г-н Севенард. Действительно, на пресс-конференции, состоявшейся по поводу окончания экспедиции, было сделано несколько сенсационных заявлений, идущих вразрез с общепринятыми историческими знаниями.

О Каменной книге упоминают различные древние источники, как рукописные, так и устные. Причем источники вполне исторические - такие как Апокалипсис, «Слово св. Иоанна Богословца о пришествии Господни», «Житие преподобного Авраамия Смоленского». По мнению историка Александра Афанасьева, «из числа духовных песен, сбереженных русским народом, наиболее важное значение принадлежит стиху о Голубиной книге, в котором что ни строка - то драгоценный намек на древнее мифическое представление» об окружающем мире, населяющих его людях, зверях и птицах. «Стих о Книге Голубиной» сохранился до наших дней в более чем 20 вариантах, в которых с некоторыми разночтениями рассказывается, как «восходила туча сильная, грозная, выпадала книга Голубиная, и не малая, не великая. Длины книга 40 сажень: поперечины 20 сажень. Ко той книге ко Божественной сходилися, съезжалися 40 царей со царевичем, 40 князей со князевичем, 40 попов, 40 дьяконов, много народу. Никто так к книге не приступится, никто ко Божьей не пришатнется. Приходил ко книге премудрый царь Давид. До Божьей до книги он доступается, перед ним книга разгибается, все Божественное писание ему объявляется».

Главная часть стиха заключается в ответе на вопросы "отчего зачался у нас белый свет, отчего зачалось солнце красное, отчего взяты телеса наши, отчего у нас в земле цари пошли, которая земля землям мати, которая церковь над церквами мати, который у нас камень каменьям отец, который зверь всем зверям отец", составляющие сущность космогонических представлений древних людей.

Константин Севенард уверен, что Каменная (Голубиная) книга существует не только в преданиях и легендах. По его предположению, эту таинственную книгу видел в молодости Михайло Ломоносов, «чем объясняется его легендарная карьера и тот факт, что все дальнейшие исследования шли в ключе текстов Каменной книги - две северные экспедиции, профинансированные из царской казны, поиск философского камня». Севенард настаивает, что поэт Серебряного века Николай Гумилев, путешествуя в 1904 году по русскому Северу, также видел ее в районе города Беломорска в одной из глубоких лощин в туманном устье реки Индель в виде высеченных в каменном склоне иероглифов. Отсюда, по словам Константина Севенарда, идет ее название - Каменная книга. Другое название книги - Голубиная - происходит от изображенных в контексте книги чаек, которых древние славяне приняли за голубей.

С докладом о северной экспедиции и обнаруженной Каменной книге 18-летнего Николая Гумилева принимал у себя император Николай Второй, который отнесся к находке с чрезвычайной серьезностью, поэтому дальнейшие исследования Гумилева, а также его обучение в Царскосельском лицее финансировались из царской казны. Следуя текстам Каменной книги, Гумилев организует экспедицию на Кузовской архипелаг, где вскрывает древнюю гробницу, в которой находит уникальный гребень из золота 1000-й пробы (такой чистоты золота не удается достичь до сих пор). Известно, что на гребне, который получил название «Гиперборейский», была изображена девушка в облегающей тунике, сидящая на спинах двух несущих ее дельфинов.

По легенде, этот гребень великий князь Сергей Михайлович преподнес по просьбе императора Николая Второго балерине Матильде Кшесинской. «Есть все основания полагать, следуя семейным преданиям, что гребень до сих пор лежит в тайнике особняка Кшесинской в Петербурге», - говорит Константин Севенард, который считает себя потомком Кшесинской. Косвенным доказательством является тот факт, что после Октябрьской революции 1917 года большевики в поисках уникального гребня одним из первых захватили именно этот особняк, а американские масоны предлагали самой Кшесинской продать гребень за 4,5 миллиона золотых рублей. Более того, Севенард, изучив все дневники и письма балерины, утверждает, что Кшесинская считала «Гиперборейский гребень» своеобразным катализатором революции.

Исследователь русского Севера вспоминает, что еще в его бытность депутатом Госдумы он ознакомился с дневниковыми записями Николая Гумилева и с отчетом о той давней экспедиции, опубликованном в 1911 году колоссальным тиражом в 20 тысяч экземпляров. Несмотря на такое массовое издание, практически весь тираж был впоследствии уничтожен, то же произошло и с дневниками. Но, как известно, рукописи не горят, и очевидно, что какие-то экземпляры брошюры и сам дневник все-таки сохранились в недрах спецхрана. К сожалению, Константин Севенард был так увлечен содержанием этих первоисточников, что не обратил внимания на наличие на них каких бы то ни было архивных или библиотечных шифров, указывающих на принадлежность к государственному или ведомственному архиву (спустя сутки исследователь, правда, припомнил, что на форзаце брошюры стоял экслибрис "Частная библиотека Городецкой"). Тем не менее, он обратил внимание, что в творчестве Николая Гумилева нет даже стихов, посвященных Каменной (Голубиной) книге, хотя в его дневниках встречается упоминание о том, что трещины между иероглифами, которыми написана Каменная книга, поросли цветами. Самое интересное, что практически у всех поэтов Серебряного века (Николай Заболоцкий, Константин Бальмонт, Осип Мандельштам, Андрей Белый) присутствует образ «цветочной книги», «написанной рукой судеб могучей», в которой содержится «все правда сокровенная земли».

Зато в биографии поэта, по мнению Севенарда, «имеется столько белых пятен, что создается впечатление, что кто-то тщательно и последовательно вычищал сведения о целых периодах его жизни». Даже расстрел Гумилева в 1921 году исследователь связывает с тайными знаниями, которыми наделила поэта Каменная книга и к которым, по его словам, очень неравнодушны вездесущие масоны.

В наскальной Голубиной книге Гумилев якобы прочитал некие откровения об устройстве мира, физическом и духовном взаимодействии всего живого на планете, которую более 100 тысяч лет назад населяли представители совсем другой цивилизации, погибшей из-за изнурительной гражданской войны. Конфликт разгорелся между виками, познавшими тайну философского камня и обладавшими правом на вечную жизнь, и ариями, лишенными этой привилегии. После окончания войны и гибели королевы Моб предводитель повстанцев Феб увел оставшихся в живых ариев на юг в район современного Таджикистана. Константин Севенард убежден, что термин «викинг» появился лишь в начале 20 века после публикации текста Каменной книги в переводе Николая Гумилева.

Изучив дневники Гумилева и его перевод Голубиной книги, Константин Севенард пришел к открытию, что именно в Таджикистане, а не на Тибете, находится вход в легендарную Шамбалу, а напротив входа существуют изображения гигантского сфинкса, затопленные в настоящее время водохранилищем Нурекской ГЭС. Кстати сказать, Севенард, будучи профессиональным инженером-гидротехником, убежден, что высота плотины была специально завышена на несколько десятков метров, чтобы надежнее скрыть мифический переход в параллельную цивилизацию.

Приоткрыл завесу тайны путешественник и над "голубиными" иероглифами, которыми якобы написана книга. Их нельзя отнести ни к одной из известных древних и современных письменностей. По словам Константина Севенарда, это был специальный искусственный язык, не имевший фонетического звучания. Для облегчения прочтения автор книги Феб оставил потомкам каменный же словарь символов, в котором иероглифам, обозначавшим, например звезды, солнце, человека, чайку или же дракона, соответствовало "пояснительное" изображение. Якобы именно этот словарь и помог молодому поэту Гумилеву расшифровать письмена Голубиной книги.

В 2003 - 2005 годах под руководством Константина Севенарда, желающего докопаться до истины, состоялась серия экспедиций, повторяющая «северный путь» Николая Гумилева. Задачей этих любительских исследований стал поиск сооружений и следов, связанных с событиями, описанными в Каменной книге. Руководитель экспедиции убежден, что в настоящее время Каменная книга находится на дне водохранилища Беломорской ГЭС.

В результате этих экспедиций были исследованы древние рукотворные курганы. Из текстов переведенной Гумилевым Каменной книги следует, что «Фэб похоронил на острове, который по описанию совпадает с островом Немецкий кузов, под двумя огромными курганами своих сына и дочь, а напротив, на острове, похожем а Русский кузов, свою жену - королеву империи Виков - Моб». Гробницу на острове Русский кузов вскрыл Гумилев, а расчистка оставшихся двух курганов была предпринята Севенардом летом этого года. Согласно экспертному заключению профессионального археолога Владимира Еременко, в результате расчистки «были обнаружены два ряда каменной кладки несомненно искусственного происхождения. Кладка сложена из естественных глыб необработанного гранита размером от 0,5 до 1,5 м в поперечнике. Часть гранитных глыб в кладке поставлена на ребро. Подстилающий песок под кладкой - не морской. На острове при осмотре выходов такого песка не обнаружено». Из находок в верхнем слое команда Севенарда обнаружила немецкую каску и пистолетную гильзу 8-мм калибра, что позволило ему сделать вывод о том, что древними захоронениями ариев на Кузовском архипелаге еще во время Второй мировой войны интересовались представители спецслужб фашистской Германии.

Делая на пресс-конференции столь необычные заявления, Константин Севенард посетовал, что для того, чтобы получить вещественные доказательства его теории, требуется всего-навсего "получить разрешение Министерства культуры на проведение полноценных археологических раскопок на островах Русский кузов и Немецкий кузов и полномасштабное подводное исследование донного ландшафта в месте, где до затопления находилось устье реки Индель". Он также настаивает на необходимости проведения изыскательных работ в бывшем особняке балерины Матильды Кшесинской с целью поиска спрятанного ею в неком тайнике «Гиперборейского гребня».

На обложке вышедшей недавно книги «Хрупкая вечность» Константин Севенард позиционирует себя как человека, который имел много хобби от коллекционирования фантиков до увлечения историей внеземных цивилизаций. Археология - одно из них и, пожалуй, совершенно безобидное, но не бесполезное. Если бывший депутат Госдумы, а ныне общественный деятель и бизнесмен Константин Севенард сумеет победить Минкульт и добиться разрешения на раскопки, то, возможно, в скором времени мы получим если не подтверждение его «арийской теории», то, во всяком случае, новые археологические находки, которые прольют свет хотя бы на часть многочисленных тайн российской истории.

Наталья Елисеева