Меню
Бесплатно
Главная  /  Лекарства  /  Конституция советской власти. Конституции рсфср, cccр, россии

Конституция советской власти. Конституции рсфср, cccр, россии

Выступая перед делегатами съезда, Ленин говорил: «Если теперь этому съезду нами может быть предложена Советская конституция, то лишь потому, что Советы во всех концах страны созданы и испытаны, потому что вы ее создали, вы во всех концах страны испытали; только через полгода после октябрьской революции, почти через год после Первого Всероссийского съезда Советов, мы могли записать то, что уже существует на практике».

Конституция 1918 г. установила, что руководство Советским государством принадлежит рабочему классу, законодательно утвердила государственную собственность на землю, национализацию банков, фабрик, заводов, железнодорожного и водного транспорта, на монополию внешней торговли.

Конституция сформулировала социалистический принцип организации труда - «кто не работает, тот не ест».

Конституция зафиксировала право на труд, образование, свободу слова, печати, собраний, демонстраций, митингов, шествий; равноправие граждан независимо от их расовой или национальной принадлежности, равноправие мужчин и женщин.

Большинство декларированных прав и свобод осталось только на бумаге. Советская власть игнорировала и нарушала все права, записанные в конституции.

По конституции 1918 г. право голоса не имели «представители свергнутых эксплуататорских классов». Большевики, вероятно, не могли забыть сокрушительное поражение на выборах в Учредительное собрание. Представителям «рабочей и крестьянской бедноты» избирательные права предоставлялись с 18-летнего возраста. Лишив избирательных прав наиболее образованную часть населения, Ленин цинично заявил: «Пролетарская демократия в миллион раз демократичнее всякой буржуазной демократии. Советская власть в миллион раз демократичнее самой демократической буржуазной республики».

Конституция предоставляла всем нациям право на самоопределение вплоть до отделения.

МЯТЕЖ ЛЕВЫХ ЭСЕРОВ

Левые эсеры были единственной партией, с которой большевики разделяли после октябрьского переворота власть и создали правительственную коалицию. Ленин отмечал «громадную преданность революции, обнаруженную целым рядом членов этой партии, которые проявляли всегда очень много инициативы и энергии». K июню 1918 г. в отношениях между партиями большевиков и левых эсеров назрел кризис.

B мае этого года Советским правительством были приняты законы о продовольственной диктатуре и комитетах бедноты. Народному комиссариату продовольствия, который возглавлял А. Д. Цюрупа, предоставлялись чрезвычайные полномочия для закупки хлеба у крестьян. Изъятием хлеба занимались «продовольственные отряды», созданные из городских рабочих.

B стране был голод. Большевики стремились справиться с продовольственным кризисом за счет крестьян. Хлеб закупался по «твердым» ценам.

Непопулярные методы, использованные большевиками в деревне, отозвались эхом крестьянских восстаний. Сельские советы были разогнаны, вместо них насаждались комбеды. Комбеды стали опорными пунктами диктатуры пролетариата. Они занимались учетом и распределением хлеба, сельскохозяйственных орудий, отнятых у зажиточных крестьян.

Делегаты V Всеросскийского съезда Советов идут на заседание. Фотография.

Левые эсеры не поддерживали репрессивных мер, проводимых большевиками в деревне. Они выступали за гибкую политику ден на сельскохозяйственные продукты. Влияние левых эсеров росло. Эта партия могла бороться за голоса избирателей и оппонировать большевикам во ВЦИК и на съездах Советов.

Выступая на V съезде Советов, Ленин заявил: «Тысячу раз будет неправ тот, тысячу раз ошибается тот, кто позволит себе хоть на минуту увлечься чужими словами и сказать, что это борьба с крестьянством, как говорят иногда неосторожные или невдумчивые из левых эсеров. Нет, это борьба с ничтожным меньшинством деревенских кулаков».

Левые эсеры выступали против заключения мира с Германией. Весной 1918 г. в знак протеста против подписания Брестского мира левые эсеры вышли из состава Советского правительства.

C целью срыва заключения сепаратного мира с Германией ЦК левых эсеров вынес свое решение - смертный приговор немецкому послу графу Вильгельму Мирбаху.

Убийца Мирбаха Блюмкин писал перед совершением террористического акта: «Я, прежде всего, противник сепаратного мира с Германией, и думаю, мы должны сорвать этот постыдный для России мир каким бы то ни было способом, вплоть до единоличного акта, на который я решился».

6 июля около 3 часов дня левые эсеры - сотрудники ВЧК Блюмкин и Андреев с документами, подписанными председателем ВЧК Дзержинским, проникли в здание немецкого посольства и убили немецкого посла Мирбаха.

Совершив террористический акт, эсеры скрылись в особняке в Трехсвятительском переулке, у Покровских ворот, где размещался штаб одного из отрядов ВЧК, которым командовал Попов.

Дзержинский прибыл в отряд Попова, чтобы арестовать террористов, но был сам арестован вместе с сопровождающими его чекистами. Вслед за арестом председателя ВЧК эсеры арестовали председателя Моссовета Смидовича, захватили здание ВЧК на Лубянке и арестовали находившихся там чекистов-большевиков. Сделать это было нетрудно - охрану здания нес отряд чекистов-эсеров.

Из членов коллегии ВЧК удалось захватить только Лациса, все остальные находились в Большом театре на V съезде Советов.

Пока шел съезд, левые эсеры захватили Главный почтамт и разослали по всей стране телеграммы о захвате власти, дали несколько орудийных выстрелов по Кремлю и отправили свою делегацию на съезд.

Узнав об аресте Дзержинского, Ленин заявил, что если хоть один волос упадет с его головы, то левые эсеры заплатят за это «тысячью своих голов». Немедленно была арестована левоэсеровская фракция съезда вместе с ее лидером - Марией Спиридоновой. Bo всех районах Москвы были мобилизованы большевистские рабочие отряды.

После октябрьского переворота главным вопросом продолжал оставаться вопрос о мире. Свое отношение к нему новая власть выразила в принятом на II съезде Советов Декрете о мире. Всем воюющим державам предлагалось заключить всеобщий демократический мир без аннексий и контрибуций.

B ноябре 1917 г. через английского посла Бьюкенена Троцкий направил правительственную ноту послам союзных стран, воевавших на стороне России. B ней сообщалось, что II съезд Советов создал новое правительство во главе с Лениным и наркоминделом Троцким, излагалось содержание Декрета о мире, предлагалось прекратить войну и немедленно приступить к переговорам.

Вместе с Лениным и комиссаром по военным делам H. В. Крыленко Троцкий подписал обращение к Верховному главнокомандующему русской армией генералу Духонину, в котором тому предписывалось обратиться к военным властям неприятельских армий с предложением немедленно приостановить военные действия для мирных переговоров. Показательно, что почти все материалы этого периода, вошедшие в первый том «Документов внешней политики СССР», были подписаны так: «Народный Комиссар по иностранным делам». Фамилия Троцкого была опущена, хотя те же материалы, публиковавшиеся в газетах «Правда» и «Известия», были подписаны его фамилией.

10 ноября с аналогичной нотой Троцкий обратился к послам нейтральных стран. Через четыре дня, 14 ноября, Ленин и Троцкий подписали обращение Совнаркома к правительствам и народам союзных с Россией стран. 17 ноября Троцкий известил дипломатических представителей союзных с Россией стран, что в соответствии с договоренностью с германским командованием на Восточном фронте военные действия приостановлены. Предварительные переговоры начнутся 13 ноября (2 декабря) в 5 часов дня. B случае согласия участвовать в переговорах союзники должны были уведомить об этом Советское правительство.

Действия Совнаркома свидетельствовали о том, что он не только на словах, но и на деле был противником тайной дипломатии, заботился о создании реальных пред-

посылок для прекращения мировой войны, ратовал за такой послевоенный порядок, при котором не ущемлялись бы права и интересы как воевавших, так и нейтральных государств.

Троцкий регулярно информировал трудящихся России, всего мира о ходе переговоров, комментировал их наиболее важные аспекты. По его указанию 27 ноября (10 декабря) полномочные представители Советской России пересекли линию фронта. B их числе были рабочий, крестьянин и матрос, символизировавшие опору новой власти. Помимо них в делегацию вошли А. Йоф- фе (председатель), Л.Карахан (секретарь), Л. Каменев и Сокольников. Партию левых эсеров представляла А. Би- ценко, в 1905 г. убившая военного министра России В. Сахарова. Дипломатов сопровождала группа военных консультантов во главе с контр-адмиралом B.M. Альфа- тером. Позднее к делегации присоединился бывший председатель Моссовета M. Покровский.

C завязанными глазами их пропустили через немецкие оборонительные линии. 2(15) декабря с получасовым опозданием делегация прибыла в ставку германского командования Восточным фронтом - Брест-Литовскую военную крепость.

B день прибытия делегации в Брест был подписан договор о перемирии между Советской Россией и державами Четверного Союза (Германией, Австро-Венгрией, Болгарией, Турцией) сроком до 12 января при автоматическом его продлении, если не последует отказа одной из сторон. B этом же договоре оговаривалась недопустимость переброски германских войск на Западный Фронт.

По указанию Троцкого глава советской делегации Йоффе в письме к Гофману сообщил, что, согласившись начать переговоры в оккупированной немцами русской крепости, он настаивает на их перенесении в одну из нейтральных стран, в частности, в Швецию. C прибытием в Брест-Литовск глава германской делегации P. Кюль- ман и австро-венгерской О. Чернин договорились продолжать переговоры в крепости, а затем переехать в другой, не занятый немцами русский город, например, Псков, где и подписать мир.

Переговоры проходили в непринужденной, внешне дружелюбной атмосфере. «Германия жаждала сепаратного мира с Россией (известно теперь, что она предприняла в этом направлении ряд шагов еще при царизме), - писал Йоффе. - Советская власть боролась за всеобщий демократический мир и выдвигала принципы такого мира, одинаково приемлемые для всех».

B свободное время участники переговоров продолжали общение, вели непротокольные беседы, обменивались мне-

Запись добровольцев в Красную Армию.

Петроград. Февраль 1918 г. Фотография.

ниями и суждениями по вопросам, НЄ ВХОДИВШИМ B ИХ компетенцию. Споры и беседы носили особенно оживленный характер, когда принц Баденский приглашал всех к себе на обед. «Никогда не забуду первого обеда с русскими, - вспоминал Гофман. - Я сидел между Йоффе и Сокольниковым, нынешним комиссаром финансов. Против меня сидел рабочий, которого явно смущало большое количество столового серебра. Он пробовал то одну, то другую столовую принадлежность, но вилкой пользовался исключительно для чистки зубов. Прямо напротив, рядом с принцем сидела мадам Биценко, а рядом с нею - крестьянин, чисто русский феномен C длинными седыми кудрями и огромной дремучей бородой. Один раз вестовой не смог сдержать улыбку, когда, спрошенный, какого вина ему угодно, красного или белого, он осведомился, которое крепче, и попросил крепчайшего».

C другой стороны от Гофмана Йоффе, Каменев и Сокольников с энтузиазмом говорили о главной задаче -

«привести русский пролетариат к вершинам счастья и благоденствия». По словам Гофмана, эта тройка поверяла ему свои планы мировой революции, что, на взгляд генерала, вряд ли было дипломатично с ее стороны.

Столь же недипломатичным показалось сделанное Йоффе на рервом же пленарном заседании начавшейся 9(22) декабря в 4 часа 24 минуты мирной конференции предложение вести переговоры открыто, с подробным протоколированием и правом каждой стороны публикации протоколов полностью и без всяких изъятий. Ha этом заседании советская делегация изложила принципы, которыми, с ее точки зрения, следовало руководствоваться. Они были приняты Четверным союзом. Ha этом, по замыслу советской стороны, переговоры следовало бы закончить. Она предложила десятидневный перерыв.

Согласившись с этим предложением, другая сторона в свою очередь попросила продолжить переговоры по конкретным вопросам, касавшимся не всех, а лишь некоторых заинтересованных в них государств. Переговоры были продолжены в политической комиссии. Ha ее заседаниях 14 и 15 (27 и 28) декабря германские представители огласили свой проект мирного договора. B нем содержались аннексионистские претензии к России.

B дневниковой записи от 28 декабря Гофман отмечал: «Йоффе казался ошеломленным. После завтрака Йоффе, Каменев и Покровский, со своей стороны, и министр иностранных дел (Кюльман), Чернин и я, с нашей, провели несколько часов совещаясь. Покровский в слезах ярости воскликнул, что нельзя говорить о мире без аннексий, когда у России отнимают восемнадцать губерний». Начатые на столь мажорной ноте переговоры были прерваны.

15 (28) декабря советская делегация отбыла в Петроград для консультаций, взяв десятидневный перерыв еще и для того, чтобы другие государства, которые пожелают все-таки присоединиться к переговорам, смогли это сделать.

После десятидневного перерыва к официальной советской делегации присоединился сам Троцкий, взяв на себя полномочия председателя.

Накануне поездки в Брест-Литовск Троцкий совместно с Лениным разработал дальнейший план действий. Главным его аспектом по-прежнему оставалось

использование переговоров для развертывания пропаганды на Европу и разъяснения миролюбивой политики Советской России. Этим был обусловлен и главный тактический ход - как можно дольше затягивать переговоры. «Ленин предложил мне после первого перерыва в переговорах отправиться в Брест-Литовск, - вспоминал Троцкий. - Сама по себе перспектива переговоров с бароном Кюльманом и генералом Гофманом была мало привлекательна, но «чтобы затягивать переговоры, нужен затягиватель», как выразился Ленин. Мы кратко обменялись в Смольном мнениями относительно общей линии переговоров. Вопрос о том, будем ли подписывать или нет, пока отодвинули; нельзя было знать, как пойдут переговоры, как отразится это в Европе, какая создастся обстановка. A мы не отказывались, разумеется, от надежд на быстрое революционное развитие».

Троцкий пунктуально проводил в жизнь эту установку, что начал уже по дороге в Брест-Литовск. Взятый им в качестве консультанта по национальному вопросу Радек на оккупированной Германией территории разбрасывал листовки. «Спустя несколько лет, - писал Фишер, - Радек со смехом описывал мне эту сцену».

По прибытии Троцкий, по словам Гофмана, «заключил советскую делегацию в монастырь». Совместные обеды и неформальные беседы были прекращены. B корне изменился сам характер переговоров. Ha первом же заседании 27 декабря (9 января), открывшемся в 11 часов 10 минут, получив слово от председательствовавшего великого визиря Талаат-Паши, статс-секре- тарь Кюльман объявил недействительной декларацию советской делегации от 9 (22) декабря. Ha следующий день уже в качестве председательствовавшего Кюльман огласил право присутствовать на переговорах делегации Украинской Рады, или, как она тогда называлась по официальным документам, - Украинской Народной Республики.

B ответ на обращенный Кюльманом к председателю советской делегации вопрос, «намерены ли он и его делегация и впредь быть здесь единственными дипломатическими представителями всей России», Троцкий заявил: «Заслушав оглашенную Украинской делегацией ноту Генерального Секретаря Украинской Народной Pec-

публики, Русская делегация, в полном соответствии с признанием за каждой нацией права на самоопределение, вплоть до полного отделения, заявляет, что, со своей стороны, не имеет никаких возражений против участия Украинской делегации в мирных переговорах».

После утверждения представителей Рады на переговорах последовал ряд пленарных заседаний, на которых велись по сути ни к чему никого не обязывающие разговоры о процедурных и второстепенных вопросах.

K препирательствам терминологического свойства добавилась дискуссия «по содержанию». И здесь в качестве главных дуэлянтов выступали Кюльман и Троцкий. Оба они были не прочь блеснуть эрудицией и легко втягивались в многочасовые теоретические, исторические, юридические прения. Дело дошло до того, что, желая обеспечить Кюльману диалог, Троцкий перешел на немецкий язык. Вся эта агитация и пропаганда, которая велась за стенами зала заседаний, теперь обрушилась на стол переговоров, а отсюда - на страницы печати. «Началась словесная битва между Троцким и Кюльманом, - вспоминал Гофман, - которая длилась недели и не привела ни к чему».

5 (18) января на проходившем под председательством Кюльмана вечернем заседании Троцкий резюмировал прения: «Германия и Австро-Венгрия отрезают от владений бывшей Российской Империи территорию размером свыше 150 000 квадратных верст, причем в границы ее входит бывшее Царство Польское, Литва и значительные пространства, населенные украинцами и белорусами; далее намеченная линия прорезает территорию, населенную латышами, разделяя ее на две части, и отрезает населенные эстонцами острова Балтийского моря от эстонской части континента. B пределах названных областей Германия и Австро-Венгрия сохраняют режим военной оккупации не только по заключении мира с Россией, но и по заключении всеобщего мира, причем обе упомянутые державы отказываются вступать в какие бы то ни было объяснения не только относительно срока очищения оккупированных областей, но и вообще отказываются связывать себя какими бы то ни было обязательствами в смысле очищения оккупированных областей от своих войск».

Зафиксировав этот факт, Троцкий предложил устроить очередной десятидневный перерыв, «дабы дать воз-

можность правительственным органам Российской Республики вынести свое окончательное решение по поводу предложенных нам условий мира». Хотя предложение о перерыве не было принято, Троцкий в сопровождении Каменева уехал в Москву.

B примечаниях к первой части вышедшего в 1926 г. XVII тома собрания сочинений Троцкого давалось разъяснение причин принятого им решения. B частности, говорилось, что к данному моменту переговоры достигли бы той стадии, когда перерыв стал необходим. Bce притязания немцев были оглашены, и оставалось выждать, какое это произведет впечатление на Западе и внутри РСФСР, где уже начинали выявляться разногласия как внутри партии большевиков, так и между обеими правительственными партиями.

B Германии, Австрии и Польше обострилась классовая борьба. Немалую роль здесь сыграла русская революция и, в частности, Брестские переговоры. Поэтому были все основания полагать, что каждый день затяжки переговоров будет способствовать усилению революционного движения на Западе. Между тем, в Германии и Австрии, как и в России накануне февраля, события развивались под лозунгом «Хлеба и мира!» K продовольственному кризису добавились требования угнетенных наций на самоопределение. 17 января 1918 г. граф Чернин записывал в дневнике о дурных вестях из Вены и окрестностей, о сильном забастовочном движении, вызванном сокращением мучного пайка и вялым ходом переговоров.

Австро-венгерское правительство вынуждено было пойти на уступки, пообещав сделать все возможное для скорейшего заключения демократического мира и обеспечения масс продовольствием. Аналогично развивались события в Германии, где усилилось забастовочное движение. Правда, в отличие от австро-венгерского, правительство Германии ввело военное положение и подавило выступления силой. Тем не менее по всему ощущалось, что это начало грядущих, еще более массовых и серьезных выступлений против существовавшего порядка.

Под влиянием событий у Троцкого и созрел знаменитый план объявить войну оконченной, но мир не подписывать. Позднее он назвал эту установку «педагогической» демонстрацией. «Я посоветовался с другими членами делегации, встретил с их стороны сочувствие и

написал Владимиру Ильичу, - рассказывал позднее Троцкий. - Он ответил: когда приедете, поговорим; может быть, впрочем, в этом ответе было уже оформлено несогласие с моим предложением; я сейчас этого не помню, письма у меня нет под руками, да я и не уверен, сохранилось ли оно вообще».

B примечаниях к первой части XVII тома сочинений Троцкого приводятся тексты двух записок, которые он получил, находясь в Брест-Литовске:

1. Троцкому. Сейчас приехал Сталин; обсудим с ним и сейчас дадим Вам совместный ответ.

2. Передайте Троцкому: просьба назначить перерыв и выехать в Питер.

Троцкий торопился в Петроград и еще по одной причине. 5 января при поддержке руководства левых эсеров большевики выступили за роспуск Учредительного собрания. Этот акт, заметил позднее Троцкий, «чрезвычайно ухудшил наше международное положение». До сих пор немцы опасались блока большевиков с патриотически настроенным Учредительным собранием, неминуемо означавшим бы для них продолжение войны. «Разгон же Учредительного собрания, - свидетельствовал Троцкий, - означал для немцев нашу очевидную готовность к прекращению войны какой угодно ценой. Тон Кюльмана сразу стал наглее».

Против разгона «Учредилки» выступили определенные круги в самой Советской России. B Петрограде прошли демонстрации, в которых, по разным источникам участвовало от 20 до 100 тысяч человек. Троцкий оказался решительным сторонником разгона. B конце января, выступая на III съезде Советов, он, как следовало из газетного отчета, говорил: «Власть Учредительного Собрания означала бы лишь власть партии Керенского, Чернова и др., чуть-чуть дополненных Церетели. Мы слишком хорошо знаем их по делам, для того чтобы у нас могли возникнуть в связи с передачей власти какие бы то ни были надежды. Без всякого сомнения, они, не имея никакой опоры в рабочих Советах, без которых невозможна никакая государственная деятельность, преследовали бы лишь одну цель - заручиться поддержкой солдат и потому заключить мир во что бы то ни стало.» B перерыве между пленарными заседаниями на переговорах в Бресте, пока работали экономическая (с 19 по 23 января) и правовая (с

20 по 25 января) комиссии, Троцкий вместе с Kapaxa- ном и секретарем партии левых эсеров Карелиным побывали в Варшаве, где, как отмечалось в примечаниях к первой части XVII тома его собрания сочинений, он «был с восторгом встречен населением». 9 (22) января в отсутствие Троцкого состоялось важнейшее заседание ЦК РСДРП, на котором принято решение о переводе ЦК партии в Москву и создании Бюро ЦК, «как было в апрельские дни». B состав Бюро вошли Ленин, Сталин, Свердлов, Троцкий.

11 (24) января состоялось заседание ЦК партии, на котором впервые в 1918 г. присутствовал и Троцкий. Среди трех рассмотренных вопросов главным был, естественно, вопрос о мире. Ko времени проведения этого заседания ЦК в партии вообще определились три точки зрения: 1) сепаратный аннексионистский мир (Ленин); 2) революционная война («левые коммунисты» - Бухарин); 3) объявление войны прекращенной, демобилизовать армию, но мира не подписывать (Троцкий). Ha состоявшемся 8 (21) января совещании партийных работников, где обсуждались тезисы Ленина о немедленном заключении сепаратного и аннексионистского мира, его точка зрения собрала 15 голосов, вторая - 32, третья - 16.

Формально Троцкий не выступал в поддержку революционной войны. Ha этом заседании он в числе одиннадцати против двух «за» и одном воздержавшемся отверг необходимость призывов к революционной войне. Ho в его речах и действиях в январе - феврале было немало такого, что, в дооктябрьский период, заставляло сомневаться в искренности произносимых им слов и особенно пламенных речей.

B сделанном днем ранее упомянутого заседания ЦК докладе на HI съезде Советов о работе делегации в Брест-Литовске, получившем одобрение выступивших от большевиков Каменева и Зиновьева, от левых эсеров - Камкова, от анархистов-максималистов - Рив- кина, центральной была та же идея, что и в выступлении на П съезде Советов, - без помощи пролетариата Запада Советская Россия не выстоит. «Если германский империализм попытается распять нас на колесе своей военной машины, то мы, как Остап к своему отцу (речь идет о повести Гоголя «Тарас Бульба»), обратимся к нашим старшим братьям на Западе с призывом:

«Слышишь?», и международный пролетариат ответит - мы твердо верим в это - «Слышу!»

B докладе также проводился тезис о бесполезности борьбы за демократический мир, если не произойдет мировой революции. «Мы предсказали, что подлинный демократический мир возможен лишь в том случае, если во всех странах вспыхнет социальная революция и если эта революция одержит окончательную победу».

Этот тезис шел вразрез с предложением Ленина о немедленном заключении сепаратного и аннексионистского мира. Троцкий исходил из того, что сейчас только и начиналось «настоящее дело» - агитация за мировую революцию, без которой любое решение Советского правительства останется нереализованным. «Мы дали достаточную пищу для обострения классовой борьбы, для развития борьбы за мир в Западной Европе, и своими дальнейшими шагами мы будем стремиться к пробуждению западного пролетариата, к организации его сил, к обоснованию его политических стремлений, и параллельно (то есть как нечто побочное и малосущественное для победившего пролетариата, который, в отличие от своих западноевропейских собратьев, уже обладал государственной властью) с этим мы неуклонно будем проводить в жизнь две существенные задачи момента: демобилизацию армии и продолжение мирных переговоров, в течение которых мы, во всяком случае, будем по-прежнему разоблачать все те предложения, которые противоречат основам демократического мира».

Подобную позицию Ленин весьма сдержанно квалифицировал на заседании ЦК 11 (24) января 1918 г. как «интернациональную политическую демонстрацию».

Ha упомянутом выше заседании ЦК Бухарин тут же ухватился за предложение Троцкого «ни войны, ни мира», назвав его «самым правильным», тогда как в позиции Ленина было обнаружено по крайней мере два противоречия: Ленин считал, что республика должна занять оборонительную позицию, «но оборона предполагает войну, ведя же войну, мы идем в хвосте империализма» . Бухарин подверг критике отказ Ленина руководствоваться предложенной Троцким «политической демонстрацией», вместо которой следовало бы стать на прочные рельсы реализма, исходя в первую очередь из интересов победившего Советского государства. Распаляясь, Бухарин заявил, что он ничего особенного в воз-

можности наступления немцев не видел, что это даже хорошо, когда они продвинутся в глубь территории России на «сто верст» и т.д.

Пользуясь возникшей напряженностью, Троцкий поставил на голосование формулу: «Мы войну прекращаем, мира не заключаем, армию демобилизуем». За нее подано было 9 голосов, против - 7. Вот так «демонстрации» могут оборачиваться принятием политических решений, способных нанести ущерб революционной власти и стать трагедией для миллионов трудящихся. Фактическое блокирование «левых коммунистов» и Троцкого значительно ослабило позиции Ленина, одновременно выдав Троцкому своеобразный карт-бланш на продолжение своей политики. Он почувствовал себя «на коне» и, хотя при отъезде в Брест дал обещание Ленину подписать мир, как только немцы поставят ультиматум, по всему видно было, что вряд ли он станет считаться не только со своими обещаниями, но и с мнением остальных руководителей партии и государства.

Троцкий сделал свое заявление о прекращении состояния войны с Германией, демобилизации армии и отказе подписать мирный договор 28 января (10 февраля) на ставшем последним заседании политической комиссии возобновившихся 17 (30) января переговоров. Причем сделал это при обстоятельствах, которые на первый взгляд отнюдь не требовали ни такой спешки, ни крайности решения, оказавшегося в противоречии с его же собственной позицией - тянуть как можно дольше с подписанием договора.

26 января (8 февраля) втайне от советской делегации германская сторона подписала сепаратный договор со свергнутым уже к тому времени, но представленным собственной делегацией на переговорах правительством Украинской Рады.

B день подписания договора с бывшей Радой Лю- дендорф потребовал от Кюльмана сдержать данное им 23 января (5 февраля) обещание германскому руководству прекратить ведение переговоров. Тот отказался, под давлением фельдмаршала Гинденбурга вмешался кайзер. Он направил Кюльману распоряжение предъявить ультиматум, подтверждавший прежние условия держав Четверного Союза: аннексия Польши, Литвы и Курляндии, оккупация прибалтийского побережья в Эстонии, Латвии и Моонзундских островов.

Причем кайзер ставил перед статс-секретарем условие - предъявить ультиматум в течение 24 часов. Ho Кюльман и на этот раз отказался, выдвинув весьма смелое контррешение: если кайзер станет настаивать, то он вынужден будет подать в отставку. Неизвестно, чем бы закончилась эта отнюдь не дипломатическая борьба, если бы в ход событий не вмешался Троцкий.

Знал ли он обо всех этих закулисных интригах и противоречиях в Германии? Трудно сказать наверняка. Bo всяком случае, как считает ряд зарубежных историков, «вероятно, Троцкий почуял, что пахнет ультиматумом. Ультиматум пришлось бы принять, как было обещано Ленину, а от любимой исторической формулы отказаться».

Троцкий заторопился. Ведь можно было упустить такую редкую возможность, о которой мечталось долгие годы, - испытать на практике свои теоретические доктрины, чтобы доказать не только самому себе, но и окружающим собственную гениальность. 28 января в 17 часов 58 минут, как только Кюльман открыл заседание комиссии, Троцкий тут же взял слово и заговорил в несвойственных прежним его выступлениям B данной аудитории манере и тональности о солдате-па- xape, который должен вернуться к своей пашне, о сол- дате-рабочем, которого ждала его мастерская.

После этого, не переводя дыхания, Троцкий огласил письменное заявление: «Именем Совета Народных Комиссаров, Правительство Российской Советской Федеративной Республики настоящим доводит до сведения Правительств и народов воюющих с нами Союзных и нейтральных стран, что, отказываясь от подписания аннексионистского договора, Россия, со своей стороны, объявляет состояние войны с Германией, Австро-Венгрией, Турцией, Болгарией прекращенным. Российским войскам одновременно отдается приказ о полной демобилизации по всему фронту.

Л. Троцкий А. Йоффе, M. Покровский, А. Биценко, В. Карелин».

Заявление произвело на присутствовавших, в том числе на тех, чьи фамилии были под ним зачитаны, эффект разорвавшейся бомбы. «Ничего подобного немцы не ждали, - вспоминал Йоффе. - Bce молчали. Кюльман бормотал что-то маловразумительное. Искали выхода, но не находили. Наконец, предложили co-

  • 36.Конституция СССР 1936 г. Конституция БССР 1937 г. Судебная система БССР в 30-е г. 20 в.
  • Структура Федеральной Конституции полностью была заимствована из Федеральной Конституции от 12 сентября 1848 г. и состояла из ста двадцати одной статьи
  • §2. Форма, структура Конституции Российской Фﺍедﺍерации. Значﺍениﺍе прﺍеамбулы, заключитﺍельных и пﺍерﺍеходных положﺍений. Основныﺍе чﺍерты и особﺍенности Конституции 1993 года
  • Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы а Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая Советская Конституция обобщила хотя и весьма небольшой опыт государственного строительства. В ней был использован нормативный материал, накопившийся с октября 1917 г. ·

    Среди первых актов Советской власти, имевших конституционное значение, особое место занимает ленинская Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов.

    Декларация решила основные конституционные вопросы. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя: национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком.

    В Декларации были зафиксированы основы государственного строя: «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам». Декларация закрепляла также лишение эксплуататоров политической власти: «III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов полагает, что теперь, в момент решительной борьбы народа с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти».

    По-новому решая вопрос о форме государственного единства Советской России, Декларация провозгласила, что советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик, однако не устанавливала при этом конкретных форм федерации. «...Стремясь создать действительно свободный и добровольный, а следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, III съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации советских республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях».

    В Декларации отмечались также основные принципы советской внешней политики: борьба за мир, Против колониального угнетения, за осуществление права наций на самоопределение в международном масштабе.


    Таким образом Декларация в течение какого-то времени могла выполнять функции Конституции. Она была как бы малой, краткой, временной Конституцией Советского государства. Ставить вопрос о развернутом Основном законе в условиях января 1918 г. было преждевременно: революция победила еще не на всей территории страны, государственный механизм находился в стадии строительства, вопрос о форме государственного единства был решен только в принципе, правовая система находилась в процессе становления, сохранялось состояние войны с Германией, перемирие было весьма шатким.


    Тем не менее, на III Всероссийском съезде Советов проблема подготовки Конституции была обозначена. При принятии резолюции «О федеральных учреждениях Российский Республики» левые эсеры внесли предложение дополнить этот проект закона пунктом, обязывавшим ВЦИК разработать к следующему съезду Советов основные положения Конституции. Съезд принял резолюцию с этим дополнением, однако никакой практической работы для его реализации проведено не было. Только весной 1918 г., когда обстановка в стране существенно изменилась, появилась возможность и стала более острой необходимость создания полного Основного закона Российской Советской республики.

    30 марта 1918г. Центральный Комитет Коммунистической партии принял решение поручить Я. М. Свердлову провести через ВЦИК организацию комиссии для разработки Основного закона. Я. М. Свердлов уже 1 апреля выступил на заседании ВЦИК с докладом о создании такой комиссии, и она была образована из пяти членов ВЦИК и представителей шести наркоматов; несколько позже в комиссию вошло еще несколько членов.

    Комиссия была многопартийной: кроме большевиков в нее входили два левых эсера и один эсер-максималист (с совещательным голосом). Председателем комиссии стал Я. М. Свердлов, его заместителем - М. Н. Покровский, секретарем - В. А. Аванесов. О значении, которое придавалось разработке Конституции, говорит тот факт, что комиссию возглавил председатель ВЦИК, в нее вошли 3 члена Центрального Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков), крупные ученые, видные государственные деятели.

    Участие в комиссии эсеров, конечно, несколько осложняло работу, однако сколько-нибудь существенного влияния на ее ход оказать не могло, поскольку большевики преобладали в комиссии: против 2-3 эсеров могли выступить 10-12 большевиков. Хотя на заседаниях комиссии обычно присутствовали не все ее


    члены, однако большинство при решении принципиальных моментов за коммунистами обеспечивалось всегда. Это вовсе не означает, что работа комиссии проходила безмятежно и без всяких споров. Совсем наоборот: такие споры, порой ожесточенные, можно отметить на каждом заседании комиссии ВЦИК. Столкновения мнений были не только на межпартийной основе, но и возникали между самими большевиками. И неудивительно. Создавалась первая в истории человечества Конституция социалистического государства, не имеющая никаких прецедентов, а опыт нового государственного строительства был весьма невелик.

    Важный спор возник уже в начале работы комиссии. На заседании 5 апреля 1918 г. было решено поручить члену ЦК РКП(б), наркому по делам национальностей И. В. Сталину и ответственному работнику наркомата юстиции, известному государствоведу профессору М. А. Рейснеру подготовить доклады об основных принципах устройства Российской республики, которые должны найти отражение в Конституции. Сталин и Рейснер подготовили два различных проекта основных положений Конституции, главным содержанием которых была проблема федерации. Рейснер исходил из представлений о том, что национальный вопрос - пережиток феодализма, что он не имеет значения даже при капитализме и тем более не может приниматься в расчет в социалистическом государстве. В соответствии с этим М. А. Рейснер мыслил РСФСР как федерацию «трудовых коммун», практически - как федерацию административных единиц (областей, губерний, уездов и т. п.). Сама по себе эта идея была неплоха, ибо ее реализация могла бы способствовать укреплению государственного единства. Однако в реальных условиях 1918 года, когда по стране развертывались национальные движения под лозунгом создания национальной государственности, она была неосуществима и опасна.

    И. В. Сталин стоял на иных позициях. Исходя из ленинских идей и накопленной практики государственного строительства, он, предложил строить федерацию по национально-территориальному принципу. Комиссия большинством 5 против 3 голосов приняла проект Сталина. 19 апреля комиссия ВЦИК закончила обсуждение основных положений Конституции и, разбившись на подкомиссии, приступила к работе над отдельными разделами закона. До июня 1918 г. одна за другой принимались подготовленные главы. Параллельно с комиссией ВЦИК над своим проектом Конституции работали и в наркомате юстиции.

    К концу июня многие разделы проекта Конституции были готовы, однако завершенного текста Основного закона еще не было. 26 июня вопрос о Конституции обсуждался в ЦК РКП(б), который был



    § 6. Первая. Советская Конституция


    обеспокоен тем, что к приближающемуся V Всероссийскому съезду Советов проект не готов. Накануне съезда Я. М. Свердлов поручил члену комиссии ВЦИК Ю. М. Стеклову и делегату V съезда Советов, председателю Казанского Совета Я. С. Шейнкману завершить

    работу над проектом.

    В. И. Ленин внес в проект некоторые коррективы, в частности, по вопросу об основных правах и свободах граждан. 3 июля 1918 г. в «Известиях ВЦИК» готовый проект Конституции был опубликован.

    Проекты комиссии ВЦИК и наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б) и с дополнениями и поправками был одобрен первый из них. На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции из 6 членов и 3 кандидатов. По докладу Ю. М. Стеклова с некоторыми изменениями и дополнениями он был единогласно принят съездом 10 июля 1918 г. Президиуму ВЦИК было поручено окончательно отредактировать Конституцию и, опубликовав в печати, ввести в действие. 19 июля Основной закон был опубликован в «Известиях ВЦИК» и с этого момента вступил в силу.

    Конституция отражала реальное соотношение классовых сил в стране. В ней закреплены коренные принципы Советской демократии.

    Статья 10 Основного закона гласила: «Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».

    Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если эти права используются в ущерб трудящимся. Прямо, предусматривалось и два конкретных случаях такого лишения прав. Статья 65 лишала избирательных прав лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, некоторые другие категории населения. Статья 19 ограничивала их в праве военной службы, говоря, что право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей.

    Характерной чертой советской демократии являлся ее интернационализм. Демократия существует не для одного избранного народа, а для всех граждан независимо от их национальной принадлежности. Этот принцип в наиболее общей форме был закреплен в


    Глава 1. Создание Советского государства и права

    ст. 22 Конституции: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».

    Этой общей норме соответствовали две специальные статьи Конституции. Статья 21 предусматривала предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления, а на основании ст. 20 все трудящиеся иностранцы могли получить по решению местных Советов «без всяких затруднительных формальностей» права российского гражданства.

    Конституция исходила также из принципа равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Несмотря на то, что особой статьи об этом в тексте нет, принцип равноправия последовательно проводится по всему Основному закону. Специально равноправие женщины с мужчиной подчеркивается в избирательном праве, где оно имеет особое значение.

    Конституция предоставила гражданам широкий для своего времени круг демократических свобод: свободу совести (ст. 13), свободу слова и печати (ст. 14), свободу собраний (ст. 15), свободу объединения во всякого рода союзы (ст. 16). При этом в законе каких-либо оговорок или ограничений, кроме уже упоминавшихся - классовых, нет: все свободы предоставляются только трудящимся.

    Мы помним, что такие свободы существовали и до Октября. Они были установлены явочным порядком сразу после Февральской революции, и большевики в меру возможности пользовались ими, что помогло, в частности, партийной пропаганде и организации. Теперь эти свободы закреплялись в конституционном порядке. В этой связи важна и проблема гарантированности названных прав и свобод. Все статьи Конституции, провозглашавшие те или иные свободы, содержали указание на их материальное обеспечение: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви...» (ст. 13); «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений Российская Социалистическая Советская Республика уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг...» (ст. 14). Аналогичным образом строятся и следующие статьи.

    Действительно, отделение церкви от государства означало раскрепощение граждан, веками зависевших от церкви, с момента рождения до самой смерти, освобождение детей от непременного ре-


    § 6. Первая Советская Конституция

    лигиозного воспитания. Правда, и сама норма, и особенно негибкая политика властей, сразу привели к конфликту между церковью и государством. Мирного сосуществования между ними не получилось, откровенная воинственная оппозиция церкви новой власти скоро вызвала репрессии против церковников. А. И. Деникин упоминает и об оборотной стороне медали: на белогвардейской территории расстреливали священников, уличенных в сотрудничестве с советской властью.

    Громадной проблемой для левых партий в дореволюционное время была практическая реализация свободы печати. Свобода-то провозглашена была, а издательств, типографий, бумаги не было. Теперь все это было в руках пролетарского государства.

    Даже в годы гражданской войны реально осуществлялась свобода слова, причем не только для трудящихся. В Москве, например, действовала Вольная Академия Духовной Культуры, .где читали лекции профессора, далекие от марксизма. Так, в 1919/1920 учебном году здесь прочитал свой курс религиозной философии истории Н. Бердяев, раскритикованный В. И. Лениным еще до революции. В названном курсе лектор жестко критиковал марксизм 1 .

    Конституция отразила такую черту советской демократии как соответствие правам граждан их обязанностей. Перечислив права граждан, Конституция называет и важнейшие их обязанности. Так, ст. 18 Основного Закона РСФСР провозглашает всеобщую обязанность трудиться, а ст. 19 - всеобщую воинскую обязанность.

    В Конституции закреплены основные принципы советской федерации. Она включила в себя целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а следовательно, и все статьи о федерации, содержавшиеся в ней. Кроме того, вопросы федеративного устройства нашли отражение в других частях Основного закона.

    Статья 11 Конституции закрепила то важное положение, что «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы... Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику».

    Таким образом, Конституция вполне четко определила форму федерации для России - государство с автономными включениями. Членами федерации являются автономные областные союзы. Их нужно отличать от неавтономных областных объединений, также предусмотренных ст. 11.

    1 Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990. С. 3.


    Глава 1. Создание Советского государства и права

    В ст. 49 Конституции была определена компетенция высших органов власти РСФСР. Здесь же затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами.

    В качестве важнейшего принципа советской федерации закреплялась добровольность объединения. Статья 2 говорит, что РСФСР «учреждается на основе свободного союза свободных наций». Статья 8 отмечает стремление создать «действительно свободный и добровольный... союз трудящихся классов всех наций России». Этот принцип вытекал из национальной программы Коммунистической партии - права наций на самоопределение вплоть до отделения.

    Добровольность объединения народов в РСФСР проявилась уже в начальный период формирования Российской Федерации. Характерной чертой процесса образования первых автономных республик в 1918 г. было, как уже отмечалось, провозглашение их снизу, по непосредственному волеизъявлению самих трудящихся масс, руководимых местными органами партии и Советской власти.

    Конституция закрепила национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации. Федерация являлась не самоцелью, а средством разрешения национального вопроса. В. И. Ленин подчеркивал, что Маркс и Энгельс, будучи противниками федерации в принципе, в то же время считали ее «шагом вперед» в деле разрешения национального вопроса.

    Национально-территориальный принцип означает, что членство в федерации строится на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности. Практика осуществления этого принципа впоследствии привела к серьезным осложнениям в государственном строительстве. Однако в условиях 1918 года, как уже отмечалось, не следовать ему было невозможно.

    / Конституция РСФСР закрепила сложившуюся систему органов власти и управления. Высшими органами власти и общего управления являются Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. К(нституция упоминает также (ст. 45) о Президиуме ВЦИК, но сколько-нибудь полно его правовое положение не раскрывает. Органами отраслевого управления согласно Конституции являются народные комиссариаты, которых теперь стало восемнадцать.

    Была зафиксирована и структура местных органов власти и управления. Органы Советской власти всех степеней были выборными.

    В Конституции были закреплены основные принципы советской избирательной системы.


    § 7. Создание основ советского права

    И.Б. БЕРХИН

    Первая Советская Конституция РСФСР 1918 г. законодательно закрепила исторические завоевания Великого Октября-установление диктатуры пролетариата в форме Советов, великие социалистические и революционно-демократические преобразования, "осуществленные за первые восемь месяцев Советской власти. Основной Закон страны придал конституционный характер коренной задаче переходной эпохи - уничтожению эксплуатации человека человеком и причин, ее порождающих, построению социалистического общества в нашей стране.

    Конституция РСФСР 1918 г. явилась обобщением и дальнейшим развитием революционного законодательства Советского государства, начатого ленинскими декретами Советской власти.

    Конституция РСФСР - воплощение ленинских идей о государстве диктатуры пролетариата, о Советах как государственной форме диктатуры пролетариата, о демократическом централизме как основном принципе строительства и функционирования Советского государства, о пролетарской демократии, представляющей собой «начало социалистической формы демократизма» ".

    Основополагающие оценки сущности, содержания, исторического значения первой Советской Конституции содержатся в трудах В. И. Ленина^ На них основывается советская историография, посвященная этой теме. Глубокую характеристику Конституции дал Я. М. Свердлов в лекции «О государственном устройстве и Конституции», прочитанной в школе советской работы при ВЦИК 22 октября 1918 г.^ В первые годы после принятия Конституции был опубликован ряд работ научно-популярного характера, пропагандирующих принципы, содержание и значение Конституции РСФСР 1918 г. В последующие годы эти вопросы были исследованы в общих трудах по истории СССР, КПСС, государства и права, по истории Конституции РСФСР 1918 г. В их ряду следует выделить работы О. И. Чистякова.

    Широко освещен в литературе вопрос об основополагающей роли трудов В. И. Ленина и личном его вкладе в разработку первой Советской Конституции.

    Значительное число работ посвящено истории разработки первой Советской Конституции. Это-книга профессора Г. С, Гурвича-одного из непосредственных участников создания ее проекта ". Она основана на материалах Конституционной комиссии ВЦИК, газетных материалах, личных воспоминаниях автора и сохранила свое научное значение и поныне. Ряд исследований вышел во второй половине 40-х гг. в связи с 30-летием принятия Конституции. В их числе обстоятельная монография Д. А. Чу-гаева, где история разработки Конституции анализируется на фоне истории советского строительства в первые восемь месяцев существования нашего государства. Следует отметить, что в литературе, посвященной истории разработки Конституции, имеется ряд ошибочных утверждений, в особенности связанных с последним этапом работы Конституционной комиссии (после 26 июня 1918 г.) и ролью Комиссии ЦК РКП (б) во главе с В. И. Лениным.

    В известной мере это объясняется отсутствием протоколов или стенограмм (возможно, что они не велись) заседаний Конституционной комиссии ВЦИК с 27 июня 1918 г. и до конца ее деятельности, а также протоколов и стенограмм заседаний Комиссии ЦК РКП (б) во главе с В. И. Лениным.

    Однако деятельность Комиссии ВЦИК на последнем этапе (с 26 июня 1918 г.) и вклад ленинской Комиссии ЦК РКП (б) в разработку окончательного проекта Конституции можно точно определить путем сопоставления опубликованных текстов разделов проекта Конституции до 27 июня, 3 и 5 июля 1918 г.

    В данном сообщении с помощью такого сопоставления сделана попытка внести ясность в вопрос о последних этапах работы над проектом Конституции РСФСР.

    В результате большой подготовительной работы к 26 июня 1918 г. Конституционная комиссия ВЦИК утвердила ряд разделов проекта Конституции РСФСР: ее общие положения, вводный раздел-«Декларацию прав и обязанностей трудящихся», документ «О российских Совдепах», статью о Правительстве РСФСР. Однако подготовка всего проекта была еще далека от окончания. Между тем приближалось открытие V Всероссийского съезда Советов, в повестку дня которого был включен и вопрос о Советской Конституции. Незавершенность работы над проектом объяснялась главным образом тем, что столь сложное и кропотливое дело велось крайне ограниченным числом людей: практически подготовкой проекта Конституции занимались 7-8 членов Конституционной комиссии ВЦИК (причем некоторые из них-Бухарин, Склянский, Смирнов-никакого участия в этой работе не принимали). Большинство членов комиссии было занято важнейшей государственной деятельностью (Я. М Свердлов - Председатель ВЦИК, В. А. Аванесов-секретарь ВЦИК, Ю. М. Стеклов-редактор газеты «Известия ВЦИК», М. И. Лацис-член коллегии НКВД и ВЧК и т. д.).

    26 июня 1918 г. в ЦК РКП (б) с участием В. И. Ленина был рассмотрен вопрос о ходе разработки проекта Конституции". В тот же день Я. М. Свердлов сообщил об этом на заседании Конституционной комиссии: «Сегодня у нас в ЦК партии рассматривался вопрос о Советской Конституции. В результате разговора мы пришли к тому заключению, что к этому съезду (V съезду Советов.-и. Б.) представить всю Конституцию в полном виде нам не удастся... Но мне удалось настоять на том, что ответственные части этой Конституции, в частности, наиболее разработанная часть о Советах в организационном отношении может быть принята и теперь. Не хватает в ней только [статей] о строении ВЦИК и СНК. Вся остальная часть у нас более закончена. Со сферой компетенции мы тоже успеем закончить... Отсюда будет только один выход: [на съезде] можно принять то, что будет подготовлено. Остальное поручить ЦИК [утвердить] или отложить до следующего съезда. Окончательно этот вопрос у нас не решен, будет решен в пятницу (28 июня.- И. Б.) в окончательном виде»°.

    В ряду проблем, которые Конституционной комиссии надлежало решить в оставшиеся дни, Я. М. Свердлов назвал и вопрос о Советах, о правах и свободах граждан Советской Республики.

    Деятельность Конституционной комиссии ВЦИК резко активизировалась. Уже 26 и 27 июня она разработала главу проекта Конституции «О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета», а также ряд статей-глав о ВЦИК и СНК.

    По предложению В. И. Ленина, в соответствии с его принципиальными указаниями, данными 2 июля члену Конституционной комиссии ВЦИК Ю. М. Стеклову и привлеченному к работе комиссии председателю Казанского Совета Я. С. Шейнкману", были ими разработаны, утверждены Комиссией ВЦИК и включены в раздел «Общие положения Конституции РСФСР» 9 статей о правах и обязанностях граждан Советской Республики и о гарантиях этих прав.

    Взамен ранее утвержденного раздела проекта Конституции «О Российских Советах» комиссия разработала два новых раздела: «Конструкция Советской власти» и «Об избирательном праве». В первый вошли: «А. Организация Центральной власти» с главами: 1) О Всероссийском съезде Советов, 2) О ВЦИК, 3) О Совнаркоме, 4) О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК; «Б. Организация Советской власти на местах» с 12 главами: восемь из них были посвящены съездам Советов (областным, губернским, уездным, волостным) и предметам их ведения, четыре-городским и сельским Советам и их функциям.

    Второй раздел состоял из 5 глав, в которых воспроизводилась соответствующая глава раздела «О Российских Советах», определявшая избирательные права граждан, устанавливались правила проведения выборов (путем тайной подачи голосов по партийным спискам, распределения числа делегатских мест между наличными партийными списками пропорционально поданному за каждый из них количеству голосов), проверка выборов, их кассация, отзыв депутатов.

    На этом Конституционная комиссия ВЦИК в основном закончила разработку проекта Конституции. 3 июля 1918 г. подготовленный ею проект Конституции РСФСР был опубликован в газете «Известия ВЦИК». В тот же день он был представлен на рассмотрение в ЦК РКП (б).

    Одновременно в ЦК РКП (б) В. И. Ленину поступил проект Конституции РСФСР, «разработанный... коллегией Наркомюста, с участием редакторов М. А. Рейснера и А. Г. Гойхбарга, вернее, выработанный последними и обсужденный в коллегии Наркомюста». Вместе с проектом Конституции коллегия НКЮ направила В. И. Ленину критический отзыв на проект Конституции РСФСР, разработанный Конституционной комиссией ВЦИК. В. И. Ленин внимательно ознакомился с обоими документами НКЮ. На отзыве коллегии НКЮ на проект Конституции Комиссии ВЦИК Ленин написал: «В ЦК РКП (б) » ". На проекте Конституции НКЮ Ленин сделал ряд пометок, замечаний, дополнений, имеющих важное, принципиальное значение. Положительно Ленин оценил статью первую, которая гласит: «Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в Советы депутатов». В. И. Ленин добавил слова «или Совдепы» и отметил эту статью знаком плюс. В помете к статье 8 он обратил внимание на то, что форма власти пролетарского государства может быть не обязательно советской. На полях против статьи 12, в которой говорилось, что «Местные Советы и их съезды автономно обеспечивают права национальной культуры рабочему населению, живущему в пределах подведомственной им территории», Ленин написал; «с обязательной гарантией равноправия и прав меньшинств», а сверху приписал: «Разработать».

    В статье 14 говорилось, что Советы, допускающие к активному и пассивному участию в выборах лиц, лишаемых Конституцией этих прав, или нарушающие установленные Конституцией положения представительства, лишаются права представительства на съездах. Ленин на полях против этой статьи написал: «Этого мало: их надо распускать» ". В статье 2 главы 3, где перечислялось, что подлежит исключительному ведению центральной власти РСФСР, Ленин подчеркнул текст: «2. Общие постановления о приобретении и утрате прав гражданства Российской Социалистической Федеративной Советской Республики..., о правах иностранцев на территории Республики»

    3 июля 1918 г. специальная комиссия ЦК РКП (б) во главе с В. И. Лениным рассмотрела представленные Комиссией ВЦИК и НКЮ проекты Конституции РСФСФ.

    Поскольку в проекте НКЮ игнорировался национально-территориальный принцип строительства Советской Федерации, принцип демократического централизма в строительстве и функционировании Советского государства; в главе о Всероссийском съезде Советов все внимание было сосредоточено на ограничении прав съезда Советов; отсутствовал раздел о правах и свободах граждан - он был отвергнут.

    Комиссия ЦК РКП (б) во главе с Лениным приняла за основу проект Конституции, разработанный Комиссией ВЦИК, но внесла в него ряд важнейших дополнений, изменений, уточнений. Они были направлены на более последовательное и точное отражение в Конституции сущности диктатуры пролетариата, принципов пролетарской демократии, демократического централизма в строительстве и функционировании Советского государства.

    Во вторую статью раздела «Общие положения Конституции РСФСР» Комиссия ЦК РКП (б) включила положительно оцененную В. И. Лениным первую статью проекта Конституции НКЮ, которую мы выше процитировали; реализуя замечания В. И. Ленина, на 12-ю и 18-ю главы проекта Конституции НКЮ, Комиссия ЦК РКП (б) разработала и включила в раздел «Общие положения Конституции РСФСР» проекта Комиссии ВЦИК три новые статьи. Во-первых, о предоставлении всех политических прав иностранцам, проживающим на территории России (20-я статья окончательного текста Конституции, утвержденного V Всероссийским съездом Советов). Основную идею этой статьи Ленин сформулировал так: «РСФСР признает полное гражданское и политическое равноправие иностранцев-трудящихся, занимающихся производительным трудом на территории Республики, с российскими гражданами» ". Во-вторых, о предоставлений права убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию по политическим и религиозным мотивам (21-я статья окончательного текста Конституции); в-третьих, о равноправии граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности (22-я статья Конституции).

    Ленинская комиссия внесла важные уточнения и дополнения в статьи о правах и свободах граждан. Статья о свободе совести была дополнена указанием, что школа отделяется от церкви и за всеми гражданами признается свобода антирелигиозной пропаганды. Была дана более четкая формулировка статьи о свободе союзов. Новая редакция определяла, что РСФСР «оказывает рабочим и беднейшим крестьянам всяческое содействие, материальное и иное, для их объединения и организации»^. Уточнялась статья о праве на образование. В проекте Комиссии ВЦИК говорилось, что РСФСР «признает право каждого рабочего и крестьянина на полное и всестороннее образование и предоставляет в распоряжение трудящихся все средства к просвещению»". В новой редакции, данной Комиссией ЦК РКП (б), учитывались ограниченные пока возможности Советского государства и указывалось, что РСФСР «ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование».

    Комиссия ЦК РКП (б) развила, уточнила и обогатила раздел проекта Конституции об избирательном праве. Она внесла принципиальной важности дополнение о том, что право избирать и быть избранным в Советы предоставляется «независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т. п.» Из проекта Комиссии ВЦИК было устранено указание на то, что правом избирать и быть избранными пользуются трудящиеся

    лишь в том случае, если они являются членами профессиональных <:оюзов. В теки"» статьи о предоставлении избирательных прав крестьянам и казакам-земледельцам, W пользующимся наемным трудом, были добавлены слова: «с целью извлечения прябЫч ли». В число пользующихся активным и пассивным избирательным правом Комиссии-ЦК РКП (б) включила лиц, занимающихся домашним хозяйством, обеспечивающим трудящимся возможность производительного труда. Это право было предоставлено также иностранцам, проживающим на территории РСФСР для трудовых занятий, из числа рабочих и крестьян, не пользующихся наемным трудом. Сохранив возрастной ценз в 18 лет. Комиссия ЦК РКП (б) добавила в соответствующую статью примечание: «Местные Советы могут с утверждения Центральной власти понижать установленную возрастную норму» ".

    Тем самым Комиссия ЦК РКП (б) значительно развила демократические начала советской избирательной системы, расширила круг лиц, пользующихся активным и пассивным избирательным правом.

    В главе «О производстве выборов» Комиссия ЦК РКП (б) устранила 1, 2-ю и 5-ю статьи (о тайном голосовании по партийным спискам и пропорциональном распределении депутатских мест) и ввела вместо них новую статью: «Выборы производятся согласно установившимся обычаям» ", т. е. допускалось и открытое и тайное голосование. Предусматривалось также, что подобный порядок выборов, а равно участие в них профессиональных и иных рабочих организаций определяется местными Советами согласно инструкции ВЦИК. В главе «О порядке и отмене выборов» была устранена статья 15, дававшая право Советам лишать отдельных депутатов или группу депутатов их полномочий и назначать новые выборы.

    Комиссией ЦК РКП (б) был внесен ряд дополнений и уточнений в раздел «Конструкция Советской власти»; в главу о ВЦИК добавлена статья (36-я в утвержденном V съездом Советов тексте Конституции), которая предусматривала, что члены ВЦИК работают в отделах (народных комиссариатах) или выполняют особые поручения ВЦИК. В статью 4 был добавлен текст о праве членов коллегий наркоматов обжаловать в СНК или Президиум ВЦИК свое несогласие с решением народного комиссара. В главе четвертой к предметам ведения ВЦИК было отнесено также утверждение областных объединений, право общей и частичной амнистии, был сделан ряд других дополнений и уточнений.

    Комиссии ЦК РКП (б) принадлежит инициатива принятия V Всероссийским съездом Советов решения о включении в текст Конституции РСФСР в качестве ее вводной части ленинской «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (вместо «Декларации прав и обязанностей трудящихся», имевшейся в проекте Конституции Комиссии ВЦИК) "

    Наконец, Комиссия ЦК РКП (б) придала большую структурную стройность проекту Конституции, она установила сплошную нумерацию ее глав и статей.

    Окончательно доработанный Комиссией ЦК РКП (б), руководимой В. И. Лениным, текст проекта Конституции РСФСР был 5 июля 1918 г. опубликован в газете «Известия ВЦИК» (Ns 138). Он был представлен ВЦИК на утверждение V Всероссийскому съезду Советов, открывшемуся 4 июля в Москве. На своем первом заседании съезд Советов избрал комиссию из 9 человек (6 членов и 3 кандидата) ^ для предварительного рассмотрения представленного проекта Конституции.

    Конституционная комиссия съезда Советов в соответствии с решением Комиссии ЦК РКП (б), возглавляемой В. И. Лениным, заменила «Декларацию прав и обязанностей трудящихся», которой открывался проект ВЦИК, ленинской «Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа». По предложению члена Конституционной комиссии ВЦИК Д. П. Боголепова, был разработан и включен в проект Конституции раздел пятый-«Бюджетное право». В качестве шестого раздела-«.О гербе и флаге Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» комиссия включила в окончательный проект Конституции две главы, полностью заимствованные из проекта Конституции НКК) с добавлением двух фраз на гербе: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь1». Комиссия внесла и некоторые структурные изменения в раздел «Конструкция Советской власти».

    10 июля на последнем заседании V Всероссийского съезда Советов был рассмотрен вопрос «О Советской Конституции». С докладом выступил председатель Конституционной комиссии съезда Ю. М. Стеклов.

    После докладчика выступил представитель эсеров-максималистов Полянский, предложивший включать в состав ВЦИК делегатов от областных исполкомов, центральных органов профсоюзов, кооперативных и культурных организаций, стоящих на советской платформе, отказаться от деления трудящихся на рабочих, крестьян, солдат, матросов и т. д.

    Пятый Всероссийский съезд Советов единогласно принял следующую резолюцию: «Утвержденная III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года „Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" вместе с утверждаемой V съездом Конституцией Советской Республики составляет единый Основной Закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Этот Основной Закон вступает в действие с момента его опубликования в окончательной форме в „Известиях ВЦИК"» ^

    Первую Советскую Конституцию-Основной Закон РСФСР 1918 г.-по праву называют Ленинской. Историческая «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», написанная В. И. Лениным,-важнейший раздел Конституции, определяющий все ее содержание. Конституция явилась воплощением ленинских идей о строительстве и функционировании Советского социалистического государства, о пролетарской демократии. Весь ход разработки первой Советской Конституции шел при неослабном внимании В. И. Ленина, на основе его указаний. А разработка окончательного проекта Основного Закона РСФСР была осуществлена непосредственно В. И. Лениным и руко-. водимой им Комиссией ЦК ркп (б).

    На основе Ленинской Конституции РСФСР 1918 г. разработали свои конституции братские советские социалистические республики в 1919-1922 гг. Важнейшие принципы -Ленинской Конституции РСФСР 1918 г. легли в основу и получили развитие в последующих советских конституциях.

    Первая советская Конституция (Конституция РСФСР) была принята в июле 1918 г. V Всероссийским съездом Советов . В ее основу был положен проект, разработанный Конституционной комиссией под руководством Я.М. Свердлова на основе принятой III съездом Советом Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

    Первая Конституция РСФСР, как и все последующие, имела политико правовой программный характер . Она включала положения, которые определяли цели и задачи государства на определенный период времени. В частности, данная Конституция ставила задачу «Уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах».

    Важным принципом советской демократии стал ее интернационализм : «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».

    Конституция РСФСР 1918 г. провозгласила и закрепила за гражданами ряд демократических свобод , включая свободу совести, свободу слова и печати, свободу собраний, свободу объединения во всякого рода союзы. Эти свободы, что вытекает из общего смысла Конституции, предоставлялись только трудящимся.

    Ограниченность советской демократии проявилась в ст. 10 Конституции РСФСР, где говорилось следующее: «Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах». Иными словами, носителями власти выступают в советском государстве только трудящиеся, а не все граждане.

    Лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники и некоторые другие лишались избирательных прав. Помимо этого, первая советская Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если эти права используются в ущерб трудящимся.

    Конституция РСФСР 1918 г. установила, что субъектами (членами) советской федерации являются автономные областные союзы, которые создаются следующим образом: «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы… Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику». Таким образом, подчеркивался национально-территориальный принцип советской федерации.

    Важнейшим принципом федерации по Конституции РСФСР 1918 г. провозглашалась добровольность. Так, ст. 2 Конституции РСФСР подчеркивала, что это государство «учреждается на основе свободного союза свободных наций». Объединяясь в Российскую Федерацию, каждая нация реализовывала таким образом свое право на самоопределение.

    12 декабря 2008 года исполнилось 15 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации.

    Первая Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года в связи с образованием РСФСР.

    После установления советского строя контрольные функции в соответствии с принципом «Вся власть Советам!» были сосредоточены в высшем органе советской власти. Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделен Президиум ВЦИК.

    Вторая Конституция принята второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года (в связи с образованием СССР). Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего - Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками.

    Третья Конституция («сталинская») принята Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года. Она окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль, в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отмены противоречащих Конституции актов союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.

    Четвертая Конституция («брежневская») принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. Она сохранила существовавший порядок осуществления конституционного контроля и конкретно указала эту функцию в списке полномочий Президиума Верховного Совета СССР.

    После распада СССР в новых исторических условиях Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость («Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года). В Декларации закреплено новое название - Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России. В 1993 году Президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. Референдум по принятию новой Конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами законодательного органа России - Федерального Собрания.

    Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Конституция провозгласила формирование новой системы государственно-политического устройства, подведя черту под советским периодом истории России. Конституция не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества. Вся полнота государственной власти в стране осуществляется Президентом Российской Федерации совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент ‑ Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и судебной власти, действующих самостоятельно. Президент как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

    5 ноября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ выступил с инициативой о внесении поправок в Конституцию. Изменения увеличивают срок полномочий главы государства с 4 до 6 лет, а Госдумы - с 4 до 5 лет, и вводят новую ежегодную обязанность правительства РФ предоставлять отчет о своей работе в Госдуму.

    21 ноября 2008 года поправки в Основной закон были одобрены Государственной Думой, 26 ноября - Советом Федерации. Новые сроки будут применены к Президенту и Госдуме, которые будут избраны после вступления в силу поправок. После одобрения Советом Федерации поправки в Конституцию направляются на рассмотрение законодательных собраний субъектов Федерации. В случае одобрения их двумя третями регионов поправки вернутся в верхнюю палату, которая вновь соберется на заседание и утвердит решение регионов. После повторного принятия решения Советом Федерации дается семь дней на его обжалование в Конституционном Суде. Если обжалования не происходит, поправки направляются на подпись Президенту.