Меню
Бесплатно
Главная  /  Фазы менструального цикла  /  Культура революции в китае. Культурная революция в китае

Культура революции в китае. Культурная революция в китае

И осуществить массовое перевоспитание населения.

Предпосылки Культурной революции:

Стремление маоистов быстрыми темпами построить гос. социализм.

Полное реформирование КПК. Ликвидация антимоаистких сил. Утверждение личной диктатуры Мао в партии и в гос. жизни.

Стремление маоистов провести не только культурную революцию, но и сформировать новый тип личности китайца.

Важным этапом подготовки к новой кампании принято считать публикацию в ноябре 1965 г. статьи шанхайского интеллектуала Яо Вэньюана с критикой У. Ханя, автора исторической пьесы «Разжалова-ние Хай Жуя». Статья была тут же перепечатана всеми газетами в КНР. В Пекине создан специальный комитет во главе с Первым секретарем столичного гор-кома КПК Пэн Чженем: он должен был «разобраться» с У. Ханем, ко-торый являлся заместителем мэра Пекина.

Но основной задачей, по мнению Мао Цзэдуна , была чистка пар-тии.

Мао Цзэдун не появлялся публично 6 месяцев. Затем, 7 мая 1966 г., Мао Цзэдун обратился к министру обороны Линь Бяо с пись-мом «Превратить армию в великую школу», в котором он призывал распространить армейский образ жизни на все сферы общества. Ар-мия в самом деле напоминала ячейку коммунизма : демонстрировала всеобщее равенство в питании, одежде; даже всякие знаки отличия, офицерские звания были отменены в Китае еще в мае 1965 г. В марте 1966 г. там смещены многие высшие чины, в том числе и начальник Генерального штаба; все назначения шли теперь только через мини-стра обороны и военный совет ЦК КПК, возглавлявшийся лично Мао Цзэдуном.

16 мая 1966 г. была создана новая комиссия по делам «культурной ре-волюции»; возглавил ее Чень Бода, личный секретарь Мао Цзэдуна. Его заместителями в комиссии были Цзян Цин, Яо Вэньюань, Ван Хунвэнь и Чжан Чуньцяо (в будущем так называемая «банда четырех»).

25 мая 1966 г. в Пекинском университете появились настенные га-зеты — «дацзыбао», с призывами разгромить партком и ректорат, от-казаться от системы экзаменов, перевоспитать преподавателей, по-мочь им избавиться от «буржуазных привычек». Эту задачу взяли на себя специально созданные отряды « хунвейбинов » — «красных охран-ников» из учащейся молодежи. Преподавателей, заслуженных Профессоров облачали в колпаки, вешали на грудь табличку с надписью «Каппу-тист» (т. е. идущий по капиталистическому пути). Их заставляли пуб-лично каяться, признавать свои «ошибки», давать обещания «испра-виться». Шли погромы руко-водства учебных заведений, издевательства над преподавателями, сжигание книг. Занятия были повсеместно прекращены.


В июле 1966 г. распространились слухи о серьезной болезни Мао Цзэдуна, поговаривали даже о его предстоящем уходе на почетный пост. Чтобы опровергнуть эти слухи, в июле 1966 г. был организован грандиозный заплыв через реку Янцзы, в районе города Ухань. Мао Цзэдун, преодолев 15 км, продемонстрировал тем самым отменное здоровье и хорошую форму.

1 августа 1966 г. открылся XI Пленум ЦК КПК. Мао Цзэдун: «Огонь по штабам!». Это оз-начало, что главный удар теперь будет нанесен по высшему руковод-ству. В последующие дни прямо на Пленуме были сняты со своих по-стов 7 руководителей секретариата ЦК КПК, ликвидированы посты всех заместителей Мао Цзэдуна, за исключением одного — Линь Бяо. На Пленуме ЦК КПК было принято решение о начале «Великой пролетарской культурной революции». Ее главная цель — «разгром сто-ящих у власти и идущих по капиталистическому пути». Хунвейбинов призывали нападать на партийных бюрократов, искоренять старые традиции и ревизионизм. Предусматривался и возврат к социально-экономической политике конца 1950-х гг.

18 августа 1966 г. в Пекине состоялся грандиозный митинг хунвей-бинов с участием 1,5 млн. человек. Мао Цзэдун призвал поддержать хунвейбинов в их критике и исправле-нии руководителей. Началась активная «деятель-ность»: хунвейбины громили официальные учреждения, измыва-лись над образованными людьми, уничтожали музеи и произведе-ния искусства. Была прекращена деятельность Федерации профсоюзов, китай-ского комсомола, женских и спортивных организаций, творческих союзов — все они считались частью бюрократической системы.

Кампании перевоспитания проводились в массовом порядке: всего, по официальным китайским данным, пострадало 100 млн. человек. Обычным явлением стала высылка из городов: только до октября 1966 г. было выслано свыше 400 тыс. человек. Всего за годы «культур-ной революции» было репрессировано 2 660 китайских писателей, 142 тыс. преподавателей, 53 тыс. деятелей науки и техники.

В Пекине было разгромлено свыше 300 центральных учрежде-ний. Создалась угроза полной анархии. В этих условиях армия как единственная дисциплинированная си-ла стала по собственной инициативе восстанавливать порядок, брать под контроль предприятия и коммунальные службы в городах.

С февраля 1967 г. началось создание ревкомов — новых органов вла-сти, призванных заменить уничтоженные государственные структу-ры. Они должны были состоять из трех элементов: революционных масс (хунвейбины и цзаофани), революционных руководящих кадров (начались призывы: «не снимать всех подряд») и военных.

С апреля 1967 г. в «бесчинствах хунвейбинов» пытаются обвинить Лю Шаоци; начались столкновения между отрядами хунвейбинов, цзаофаней и военными. Пик пришелся на июль, когда произошли серьезные беспорядки в Ухани, где местные цзаофани арестовали и избили прибывших из Пекина деятелей во главе с министром обще-ственной безопасности Се Фучжи. Пришлось направлять туда вой-ска, чтобы провести чистку как в гарнизоне, так и среди цзаофаней. Ряд экстремистски настроенных лиц стали призывать распростра-нить «культурную революцию» на армию, захватывали оружие, скла-ды с боеприпасами и т. д.

Осенью 1967 г. Мао Цзэдун дал указание: «сплотить ряды» — уме-рить активность, создавать ревкомы, проводить подготовку к IX съез-ду КПК. Реорганизация партии должна проводиться под контролем хунвейбинов и цзаофаней. Согласно инструкциям ЦК КПК, от пар-тийной работы следовало отстранять: «изменников», «подозреваемых в измене», «секретных агентов» и «лиц, показавших себя с плохой сто-роны», а также тех, «к кому цзаофани имеют серьезные претензии».

В апреле 1968 г. начался новый всплеск кампании: проводилась «революционизация ревкомов», «чистка классовых рядов». Повсеместно проходили митинги-судилища, возобновились стычки с войсками, нападения на коммуникации, учреждения, банки и магазины. В июне 1968 г. состоялась встреча Мао Цзэдуна с руководителями хунвейбинов и цзаофаней в Пекине, где он поблагодарил их за «проделанную работу», но попросил прекратить насилие. Было принято решение организовать в учебных заведениях «рабочие бригады»; популярным стал лозунг: «Рабочий класс должен руководить всем!». Армия интенсивно взялась за наведение порядка, повсеместно создавались новые органы власти — ревкомы.

В 1968 г. решение о создании «школ 7-го мая» для перевоспитания партийных кадров. В декабре 1968 г. по ре-шению партии активисты «культурной революции» направляются в сельские и окраинные районы, где они должны были собственным примером продемонстрировать новое отношение к труду. Истинной причиной было, конечно же, намерение убрать этот «горючий материал» из городов, поскольку «культурная революция» явно шла на спад.

Бесчинства хунвейби-нов и цзаофаней привели к параличу инфраструктуры и дезорганизова-ли производство. В 1967 г. спад в промышленности составил 20%, рез-ко нарушилась работа транспорта, сократилась добыча угля. Только после того, как армия взяла предприятия под свой контроль, удалось приостановить спад и к 1969 г. восстановить производство на уровне 1966 г,«большого скачка» не произошло; все вни-мание было сконцентрировано на политической борьбе.

Важным обстоятельством стало то, что ущерб, нанесенный сельско-му хозяйству, был относительно невелик: поездки хунвейбинов в сель-скую местность были запрещены. Кроме того, хорошие погодные усло-вия способствовали росту урожайности зерна (1966 г. - 180 млн. т). Не был затронут «культурной революцией» и сектор военной промыш-ленности; именно в 1968-1969 гг. проведены три успешных испытания китайской водородной бомбы.

В апреле 1969 г. состоялся IX съезд КПК. Он отметил «решающие ус-пехи культурной революции». Многие наблюдатели в то время конста-тировали усиление роли армии в жизни общества. Китай постигла огромных масштабов катастрофа. Скрыть ее было невозможно. Самое важное следствие — массовое разочарование людей. Коммунистическая власть потеряла свой престиж; она не су-мела гарантировать того, что от нее ожидали: надежности, стабильности, отсутствия потрясений. В годы «культурной революции» десятки миллионов людей подверглись насилию. То, что кампания велась ру-ками молодежи, затронуло традиционные ценности Китая, где почи-тание старших было основой отношений. Был скомпрометирован и принцип «потери лица», значение которого для поддержания морали в обществе было всегда исключительно велико.

Для утверждения взглядов своей группировки в руководстве КПК (маоизма) в качестве государственной идеологии и в рамках борьбы со взглядами политической оппозиции. Объективным содержанием «культурной революции» было уничтожение традиционализма и создание конфликта поколений.

Сам термин «культурная революция» был впервые употреблён В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации».

Причины «культурной революции»

Международный фон

Борьба за единоличное лидерство в партии

Большинство исследователей «культурной революции» [кто? ] сходятся на том, что одной из основных причин развернувшейся в Китае «культурной революции» была борьба за лидерство в партии.

Хотя буржуазия уже свергнута, она, тем не менее, пытается с помощью эксплуататорской старой идеологии, старой культуры, старых нравов и старых обычаев разложить массы, завоевать сердца людей, усиленно стремится к своей цели - осуществлению реставрации. В противовес буржуазии пролетариат на любой её вызов в области идеологии должен отвечать сокрушительным ударом и с помощью пролетарской новой идеологии, новой культуры, новых нравов и новых обычаев изменять духовный облик всего общества. Ныне мы ставим себе целью разгромить тех облечённых властью, которые идут по капиталистическому пути, раскритиковать реакционных буржуазных «авторитетов» в науке, раскритиковать идеологию буржуазии и всех других эксплуататорских классов, преобразовать просвещение, преобразовать литературу и искусство, преобразовать все области надстройки, не соответствующие экономическому базису социализма, с тем чтобы способствовать укреплению и развитию социалистического строя.

Применение классовой теории Мао на практике привело к настоящей «войне всех против всех ». Под демагогичные по своей природе, расплывчатые определения классовых врагов пролетариата , исходившие от Мао, мог попасть любой человек: от обычного крестьянина до высшего партийного работника. Но хуже всех было носителям традиций: бывшим феодалам , духовенству , интеллигенции и т. д. Власть, отданная в руки масс, превратилась в элементарное безвластие. Её захватили те, кто был попросту сильнее: банды молодых «бунтарей» (хунвэйбинов (из школьников и студентов) и цзаофаней), которым в конце концов позволили действовать фактически безнаказанно.

1 июня 1966 года после прочтения по радио дацзыбао , сочинённого Не Юаньцзы, преподавателем философии пекинского университета: «Решительно, радикально, целиком и полностью искореним засилье и зловредные замысли ревизионистов ! Уничтожим монстров - ревизионистов хрущёвского толка!» миллионы школьников и студентов организовались в отряды и без труда начали выискивать подлежащих искоренению «монстров и демонов» среди своих преподавателей, университетского руководства, а затем среди местных и городских властей, которые пытались защищать преподавателей. На «классовых врагов» вешали дацзыбао, напяливали шутовской колпак, иногда надевали унизительные лохмотья (чаще на женщин), раскрашивали лица чёрными чернилами, заставляли лаять по-собачьи; им приказывали идти нагнувшись или ползти. Роспуск 26 июля 1966 года учащихся всех школ и университетов на шестимесячные каникулы способствовал разгулу молодёжи и пополнению рядов хунвэйбинов дополнительными 50 миллионами несовершеннолетних учащихся.

Отряды хунвэйбинов отрезали косы и сбривали крашеные волосы у женщин, раздирали слишком узкие брюки, обламывали высокие каблуки на женской обуви, разламывали пополам остроносые туфли, заставляли владельцев магазинов и лавок менять название. Хунвэйбины останавливали прохожих и читали им цитаты Мао, обыскивали дома в поисках «доказательств» неблагонадёжности хозяев, реквизируя при этом деньги и ценности.

В ходе кампании «деревня окружает города» от 10 до 20 млн молодых людей с высшим образованием или получавшие таковое насильственно отрывались от дома и депортировались на работу в отдалённые деревни, районы и горы.

Система контроля государства за обществом фактически самоустранилась. Правоохранительная и судебная система бездействовали, так что хунвэйбинам и цзаофаням была дана полная свобода действий, которая вылилась в хаос. Первоначально хунвэйбины действовали под контролем Мао и его соратников. Среди них было много карьеристов, и многим из них удалось сделать себе быструю карьеру на волне революционной демагогии и террора. По чужим головам они забирались наверх, обвиняя своих университетских преподавателей в «контрреволюционном ревизионизме », а своих «боевых товарищей» - в недостаточной революционности. Благодаря курьерским отрядам Кан Шэна осуществлялась связь с главарями хунвэйбинов.

Многие хунвэйбины были детьми из неблагополучных семей. Малообразованные и с детства приученные к жестокости, они стали прекрасным орудием в руках Мао. Но в то же время, например, 45 % бунтарей города Кантона составляли дети интеллигенции. Даже дети Лю Шаоци однажды рассказали уже находящемуся под домашним арестом отцу о том, какие интересные вещи удалось экспроприировать в семье буржуазных элементов.

Вскоре в среде хунвэйбинов началось расслоение по признаку происхождения. Они поделились на «красных» и «чёрных» - первые были выходцами из семей интеллигенции и партработников, вторые - дети бедноты и рабочих. Их шайки начали непримиримую борьбу. И у тех и у других при себе были одинаковые цитатники, но все их трактовали по-своему. Убийца после столкновения банд мог сказать, что это была «взаимовыручка», вор, укравший кирпичи с завода, оправдывался тем, что «революционный класс должен гнуть свою линию». Мао всё хуже и хуже контролировал основную массу «генералов культурной революции», но главные направления развития хаоса оставались под его контролем.

Затем хунвэйбины развязали ещё большее насилие и фракционную борьбу. Даже в маленькой деревушке Длинный овраг под видом революционной борьбы шла борьба между кланами, контролировавшими юг и север деревни. В Кантоне в июле - августе 1967 года в вооружённых стычках между отрядами организации «Красное знамя», с одной стороны, и «Ветер коммунизма» - с другой, погибли 900 человек, причём в перестрелках участвовала артиллерия . В провинции Ганьсу к 50 машинам привязали проводами или проволокой людей и кололи их ножами, пока они не превращались в кровавое месиво.

Осенью 1967 года Мао применил армию против хунвэйбинов, которых он теперь изобличал как «некомпетентных» и «политически незрелых». Иногда хунвэйбины оказывали сопротивление армии. Так, 19 августа 1967 года в город Гуйлинь после долгой позиционной войны вошли 30 тысяч солдат и бойцов народной крестьянской милиции. В течение шести дней в городе истребили почти всех хунвэйбинов. Мао угрожал, что если хунвэйбины будут драться с армией, убивать людей, разрушать транспортные средства или жечь костры, то они будут уничтожены. В сентябре 1967 года отряды и организации хунвэйбинов самораспустились. Пятеро главарей хунвэйбинов вскоре были высланы работать на свиноферму в глубокой провинции. 27 апреля 1968 года нескольких руководителей «бунтарей» в Шанхае приговорили к смерти и публично расстреляли. Осенью 1967 года миллион молодых людей (а в 1970 году 5,4 миллиона) были сосланы в отдаленные районы, многие пробыли там более десяти лет.

На проходившем с 1 по 24 апреля 1969 года года IX съезде партии окончательно на официальном уровне была закреплена маоистская идеология. Была окончательно осуждена политика Лю Шаоци и Дэн Сяопина. В раздел общих положений партийного устава был включён тезис о том, что Линь Бяо является «преемником» Мао Цзэдуна. Съезд, способствовавший узакониванию теории и практики «культурной революции», укрепил позиции Линь Бяо, Цзян Цин и их сторонников в ЦК.

Второй этап - Школы кадров 7 мая, «Ввысь в горы, вниз в сёла»

Второй этап «культурной революции» начался в мае 1969 года и завершился в сентябре 1971 года . Некоторые исследователи выносят второй этап за рамки собственно «культурной революции» и датируют его начало серединой 1968 года .

Школы кадров 7 мая. Первые школы кадров 7 мая появились ближе к концу 1968 года . Такое название они получили от «Замечаний…» Мао Цзэдуна, сделанных 7 мая 1966 года , в которых он предлагал создать школы, в которых кадры и интеллектуалы проходили бы трудовое обучение с практическими занятиями полезным физическим трудом. Для высших чиновников было построено 106 школ кадров 7 мая в 18 провинциях. 100 тысяч чиновников центрального правительства, включая Дэн Сяопина , а также 30 тысяч членов их семей были отправлены в эти школы. Для чиновников рангом пониже существовали тысячи школ кадров, в которых обучалось неизвестное число средних и мелких чиновников. Например, к 10 января 1969 года в провинции Гуандун было построено почти 300 школ кадров 7 мая и более чем сто тысяч кадров были посланы в низы для занятий трудом.

Основной системой, которая практиковалась в школах кадров, была система «трёх третей». Заключалась она в том, что треть рабочего времени бывшие кадры занимались физическим трудом, треть - теорией и треть - организацией производства, управлением и письменной работой.

В ходе «культурной революции» было репрессировано около 5 млн членов партии и к IX съезду КПК в партии насчитывалось около 17 млн чел. Во время X съезда 1973 года численность КПК составила уже 28 млн человек, то есть в 1970-1973 годах в КПК было принято около 10-12 млн человек. Таким образом, Мао заменил «старых» членов партии, которые были способны хоть на какое-либо несогласие, на «новых» - фанатичных последователей культа личности .

«Бунтари» и хунвэйбины уничтожили значительную часть культурного наследия китайского и других народов. Например, были уничтожены тысячи древнекитайских исторических памятников, книг, картин, храмов и т. д. Были уничтожены почти все монастыри и храмы в Тибете, сохранившиеся к началу «культурной революции».

«Культурная революция» не была и не может быть революцией или социальным прогрессом в каком бы то ни было смысле… она была смутой, вызванной сверху по вине руководителя и использованной контрреволюционными группировками, смутой, которая принесла серьёзные бедствия партии, государству и всему многонациональному народу. /Из решения ЦК КПК (1981)/

Возложив ответственность за «культурную революцию» лишь на Мао Цзэдуна и партийные группировки, объявленные «контрреволюционными», КПК легитимизирует свою власть в условиях рыночной экономики КНР.

См. также

Примечания

Литература

  • Желоховцев А. «Культурная революция» с близкого расстояния. М.: Политиздат, 1973, 265 с.
  • Усов В.Н. «Культурная революция в Китае». Китай: история в лицах и событиях. М.: 1991.
  • Усов В. Н. КНР: от «большого скачка» к «культурной революции» (1960-1966 гг.) ИДВ РАН. Москва, 1998. Часть 1, 221 стр.; Часть 2.- 241 с.
  • Усов В. Н. КНР: от «культурной революции» к реформам и открытости (1976-1984 гг.). ИДВ РАН, Москва, 2003. - 190 с. - ISBN 5-8381-0064-8
  • Sneath D. The Impact of the Cultural Revolution in China on the Mongolians of Inner Mongolia. - Modern Asian Studies, vol. 28, no. 2, 1994, p.409-430.
  • Dittmer, Lowell. China’s Continuous Revolution: The Post-Liberation Epoch, 1949-1981

Ссылки

  • Постановление Центрального Комитета Коммунистической партии Китая о великой пролетарской культурной революции (8 августа 1966 г.)
  • Пол Джонсон. Современность. ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ.Эксперимент над половиной человечества
  • Чёрная книга коммунизма. Глава «Китай: Великий поход в ночь»

В 2006-м году отмечается 40-я годовщина Культурной Революции. Под знаменем борьбы с "советским ревизионизмом и американским империализмом" миллионы молодых людей бросили производство и записались в ополчение.

Хунвэйбины (красногвардейцы) готовились отражать атаки классовых врагов. Множество китайцев, в том числе и члены партии, были обвинены в предательстве дела революции. Экономическая и социальная жизнь страны была серьезно подорвана.

Культурная Революция закончилась лишь через 10 лет — после смерти Мао Цзэдуна, осенью 1976 года. Сегодня китайская компартия (КПК) называет те события ошибкой, однако подробное их обсуждение не поощряется.

Чего состоят эти «ошибки»? Китайская компартия позднее назвала этот период «10-ти летней катастрофой». В интервью югославскому журналисту, бывший партийный секретарь Ху Яобан, сказал: «В то время было затронуто около 100 миллионов человек, что составляет 1/10 часть населения Китая». В официальных источниках сообщалось, что за 10 лет было арестовано 4 млн. 200 тысяч человек; более 7 730 000 человек умерли неестественной смертью. более 135 000 человек казнены как контрреволюционеры; более 237 000 человек были убиты; более 7 030 000 человек были искалечены в вооруженных нападениях; более 71 200 семей полностью распались».

С приходом коммунизма в Китай в 1949 году, началось уничтожение традиционной китайской культуры, достигшее своей кульминации в «десятилетие Культурной Революции». Уничтожение сохранившихся моральных ценностей продолжается и сегодня. Культура является душой нации. Полное уничтожение традиционных культурных ценностей приведет к исчезновению нации. Разрушение традиционной культуры является непростительным преступлением, разрушение древней 5000-летней культуры Китая является тяжким грехом. Несмотря на то, что китайское государство неоднократно подвергалось нападениям и разрушалось, китайская культура проявила огромную стойкость и запас жизненных сил, и суть ее последовательно передавалась из поколения в поколение. Единство Неба и человека олицетворяет знания наших предков. Широко распространено убеждение, что добро будет вознаграждено, а за зло последует наказание.

Китайская культура олицетворяла честность, доброту, согласие и терпимость. Традиционная китайская культура стремилась к гармонии человека и Вселенной, и особое внимание уделяла нравственности личности. В отличие от закона, устанавливающего жесткие рамки, культура играет роль мягкого ограничения. Закон предусматривает наказание после совершения преступления, а культура, питая нравственность, предупреждает само возникновение преступления. Нравственные нормы общества часто воплощаются в его культуре.

С тех пор, как в 1949 году КПК добилась власти, она бросила ресурсы государства на уничтожение богатой традиционной культуры Китая. Это намерение исходило не из приверженности КПК к развитию. В значительной степени это исходило из врожденного идеологического противостояния КПК традиционной китайской культуре. С момента своего появления, КПК не останавливаясь, проводит «революцию», коренную ломку культуры Китая, стремясь полностью уничтожить ее дух. Еще более низким является намеренное искажение и скрытая подмена традиционной культуры. КПК поощряет низость, нежели добродетель, провозглашая борьбу за власть, заговор и диктатуру - все то, что происходило в истории Китая, когда люди отклонялись от традиционных ценностей.

КПК создала свой моральный кодекс, способ мышления, манеру речи, создав ложное впечатление, что эта «партийная культура» в действительности является продолжением традиционной культуры Китая. Разрушение компартией традиционной культуры привело к гибельным последствиям для Китая. Люди не только утратили свои нравственные устои, они еще и пропитались губительными идеями КПК. Культурная революция началась в мае 1966 года.

Рассматриваемые как объекты «феодализма, капитализма и ревизионизма» буддийские и даосские храмы, статуи Будд, каллиграфия, живопись, книги и предметы старины стали как пережиток прошлого основными объектами разрушения «красными охранниками» (хунвэйбинами). По всей стране были уничтожены и повреждены эти памятники китайской культуры. Насилие осуществлялось над монахами-даосами: их заставляли сбривать волосы, снимать даосские одеяния и становиться членами народных коммунн, вступать в брак, участвовать в военных действиях и т.д. Дошло до того, что предлагалось упразднить буддийские заповеди и объявить «свободу религии». Людей, не согласных с такими «преобразованиями», жестоко наказывали. Насаждение партийных организаций позволило КПК контролировать практически каждого человека в каждом уголке страны. КПК убивает людей и оправдывает «убийство контрреволюционера проявлением еще большего сострадания».

Культурная революция коснулась и христианства и католицизма. Было убито 8 840 священников, 39 200 сосланы в трудовые лагеря. Все имущество неугодных КПК конфисковывалось, а священнослужителям насаждалась обязанность изучения марксизма-ленинизма с целью перевоспитания («промывания мозгов»). До 1949 года интеллигенция в Китае насчитывала 2 миллиона человек. 550 000 представителей интеллигенции были репрессированы. КПК осуществляла самое сильное унижение интеллигентов, лишая их права выживания до тех пор, пока они не принимали это унижение. В это были вовлечены и их семьи. Был уничтожен традиционный «класс ученых», являющийся образцом общественной морали. Мао Цзэдун не просто убивал интеллигенцию. Он уничтожал ее дух и сердце.

КПК использовала традиционную культуру для приукрашивания своего истинного лица, чтобы скрыть свою сущность обмана, злобы и насилия. КПК восстановила внешнюю форму культуры, которая служит развлечению, чтобы скрыть свою цель - уничтожение нравственности. Выставками картин и каллиграфии, фестивалями с драконами и танцами львов, кулинарными выставками и построенными архитектурными зданиями партия просто восстанавливала внешнюю сторону, а не суть культуры. Монастыри превращены в популярные туристические достопримечательности.

В то время как КПК разрушала традиционную полубожественную культуру, она тихо создавала свою собственную культуру, объединив все плохое, что было в течение нескольких тысяч лет в китайской культуре, с жестокостью революции и философией борьбы. Ее характерные черты «обмана, злобы и насилия» усиливались, оттачивались и развивались. Все средства массовой информации воспевали и коллективно поддерживали партию. Руководители всех уровней партии, правительства, все организации должны были выражать свою поддержку КПК. Партия поддерживала насилие. Мао Цзэдун сказал: «Возможно ли существование 800 миллионов человек без борьбы?»

КПК постоянно обманывает, как это было при убийствах студентов в 1989 году на площади «Тяньаньмэнь», с «контролем атипичной пневмонии» в 2003 году, говоря, что «сегодня в Китае права человека переживают наилучшие времена». Культура КПК - это самовосхваление, лесть, зависть, доносы, клевета, унижение личности и превращение людей в добровольных рабов. Она извращает традиционные нравственные ценности. Так, в Гражданской войне воевали друг с другом члены одной семьи, дети доносили на родителей. Музыка превращена в способ восхваления КПК, когда пели песни, прославляющие партию, начиная с детского сада до университета. В ходе исполнения этих песен люди постепенно впитывали значение этих слов.

КПК очерняла и отвергала то, что люди считали наиболее прекрасным и священным. Уничтожение духовного начала является еще более разрушительным, а его последствия длятся еще дольше, нежели при одном лишь физическом уничтожении. Сегодня знания традиционной культуры у многих китайцев очень скудны. Некоторые даже путают 50 лет «партийной культуры» и пятитысячелетнюю китайскую культуру. Разрушение традиционной культуры принесло обществу немыслимые материальные разрушения. «Борьба с Небом и Землей» привела к тому, что 75% из 50 000 километров рек Китая непригодны для обитания рыб; 33% подземных вод загрязнены больше, чем даже десять лет тому назад, и ситуация продолжает ухудшаться. Нравственность людей упала настолько, что в пищевые продукты производители добавляют токсичные, канцерогенные вещества. Производство ядовитых пищевых продуктов широко распространено в Китае, не являясь частным или отдельным явлением.

Подлинная традиционная культура оценивает человеческую жизнь с позиции внутреннего счастья, а не внешнего материального комфорта. Тао Юаньмин (365-427), величайший поэт Китая, жил в бедности, но сохранял радостное настроение. Культура осуществляет нравственное руководство и нравственные ограничения. Возрождение традиционной культуры является восстановлением уважения к Небу, Земле и Природе, уважения к человеческой жизни и возвращение почитания Бога. Это позволит человечеству жить в гармонии с Небом и Землей, и спокойно встретить дарованную Небесами старость.

По материалам исторической хроники «Девять комментариев о коммунистической партии».

История Китая пережила немало коренных переходов из одного состояния в другое. Культурная революция стала трамплином для дальнейшего развития страны. Правление Мао Цзэдуна - трагическая страница руководства КНР. Крах "большого скачка" обнажил положение нищенствующего народа, все громче стали звучать мысли о внедрении рыночных отношений. Теряя свои лидерские позиции не только в партии, но и среди народа, правителю надо было найти выход из обострившейся ситуации, убрав две угрожающие проблемы - возмущение народа и оппозицию.

Основополагающим документом стала "Директива 16.05", изданная Политбюро ЦК КПК 16 мая 1966 года. А 28 мая этого же года формируется группа по делам Культурной революции при ЦК КПК. Она была подотчетна Мао Цзэдуну. Выдвигаются лозунги и направления для реализации Культурной революции.

Начинается кампания "самокритики": всеобщее письменное покаяние партийцев, рядовых китайцев в своих ошибках перед партией. Лидер оппозиции Лю Шаоци тоже пишет такую "самокритику". Его обвинили в непоправимых грехах, отстранили от власти, поместили вместе с семьей под домашний арест. Враг китайского народа умирает в тюрьме в 1969 году. Расправа с элементами капитализма проходила настойчиво, всесторонне. Чистка коснулась и партии. Идея "исправление стиля" вылилась в истребление неугодных китайскому руководителю лидеров партии. Решение VIII съезда подверглось ревизии, всеобщим призывом прозвучал лозунг "критиковать партию". Истребление "неугодных" проходило в несколько этапов.

Неистовство молодежных шаек

Начало преобразований берет свой ход с 1965 года, публикации 10 ноября статьи Яо Вэньюаня. Мао Цзэдун дает определение врага пролетариата. Нужна была сила для революционных действий. Такой силой оказалась молодежь, которая, имея запал, не имела разума и способности разобраться объективно в происходящем. Банды хунвейбинов (школьников, студентов) и цзаофаней (молодых рабочих) правили страной на улицах. Под жернова чистки попала интеллигенция: преподаватели, учителя, городские власти. Издевательства были унизительными, циничными. Врагам красили лица, принуждали лаять, становили на колени.

Для "обмена опытом" хунвейбинам выделены бесплатные поезда, т. е. разгул, беспорядки проходили по всей стране. От рук вандалов пострадали и культурные центры страны. Так, были сожжены костюмы, декорации . Жена Мао Цзян Цин, как автор театральных пьес, правила на подмостках страны.

К постановке разрешались "революционные оперы из современной жизни". Хунвейбинами были снесены храмы, монастыри, элементы (кирпичи из нее были нужнее для постройки свинарника). Но "отличились" хунвейбины в , вытянув захоронения императора, его жен и предав их огню. Реализуя идею "деревня окружает города", около 20 миллионов китайцев с высшим образованием принудительно отправлены в села, районные города, горы.

Когда хунвейбины разделились по классовому признаку на "красных" и "черных", добавились разбойные выяснения главенства в банде. Мао вынужден был остановить хунвейбинов, применив осенью 1967 года против них армию. Сопротивление властям с их стороны привело к смертной казни нескольких бунтарей в , к ссылке миллионов участников молодежного движения. ХI съезд партии, проходивший в , официально закрепил идеологию Мао Цзедуна. Преемником Мао назван Линь Бяо.

В 1960-е годы начинается травля драматурга У Ханя и его пьес о Хай Жуе, сановнике династии Мин. Историк подверг критике верхушку власти, чем вызвал восторг у публики. У Хань, приверженец раскопок Динлин, был осужден, умер в тюрьме. Кампанию по "революционизации театра" возглавила Цзян Цин. Старое разрушалось под корень, новое создавалось на базе идеологии властей. Отрицалось значение мировой и китайской литературы, созданной до 1966 года. Она не соответствовала "новой эре в истории человечества". Начались организованные походы на идеологическое кино.

«Ввысь в горы, вниз в сёла»

Май 1969 год - сентябрь 1971 год. Мао Цзэдун предложил (что стало призывом к действию) создать школы для трудового обучения кадров и интеллектуалов. Они назывались "школы кадров 7 мая". Основано 106 школ кадров 7 мая для 130 тысяч чиновников правительства и их родственников. Для низов создали почти 300 таких школ.

Система обучения проходила по методике "трех третей". Рабочее время разбивалось на три отрезка: треть уходила на занятие физическим трудом, треть на ознакомление с теоретическими знаниями, треть на письменную работу, организацию производства.

«Ввысь в горы, вниз в сёла» - под таким лозунгом происходила выселка студентов, военных, рабочих из городов в деревни. На этом этапе массово проводились репрессии службами госбезопасности. Арестовано более 300 тысяч человек, казнены 14 тысяч.

Преемственность. "Банда Четырех"

1973 - 1976 гг. На Х съезде КПК различные силы приходят к соглашению, но сохраняется напряженность. Набирает свои обороты реализация призыва "критика Линь Бяо и Конфуция". Отвергались постулаты конфуцианства, предлагалось заменить его легизмом - древнекитайское учение времен императора Цинь Шихуана, деспота, тирана и строителя .

На фоне кампании разворачивается борьба против Чжоу Эньлай, Дэн Сяопин, Чэнь Юнь, представителей руководства КПК. В 1971 году погибает Линь Бяо, министр обороны. Он был организатором переворота, который оказался неудачным. Мао убрал его со своего пути. Новая волна репрессий прокатилась среди военных. Январь 1976 года омрачен смертью Чжоу Эньлай, премьера Госсовета КНР. На церемонии его памяти в апреле этого же года массовое недовольство на вылилось в выступления против деятельности четверки. Опять последовали репрессии, прикрытые борьбой с буржуазными элементами внутри партии.

Смерть узурпатора власти Мао Цзэдуна (9 сентября 1976 год), свержение власти четверки стало началом нового этапа истории китайского государства. Мемориальный комплекс китайского руководителя в стал еще одной . и ныне является одним из пяти действующих усыпальниц бывших глав социалистических государств. Культурная революция не привела к обновлению страны, а стала бедствием для китайского народа.

В чем был смысл китайской " культурной революции "?

"Культурная революция"в Китае - это политическая кампания, инициированная лидером компартии Мао Цзэдуном в 1966 году, с целью создания "нового человека". Этот "новый человек" должен был стать "бескорыстным общественным созданием в свободном от господства социуме, которое то и дело встречается в разных утопиях", отмечает китаевед Оскар Веггель (Oskar Weggel). Для достижения этой цели Мао призывал уничтожить "четыре пережитка": старые идеи, старую культуру, старые обычаи и старые привычки. Их место должны были занять идеи Мао Цзэдуна.

Кроме того, Мао выступал за нейтрализацию так называемых контрреволюционных и ревизионистских элементов внутри партии, воплощением которых стал его политический оппонент Лю Шаоци, который сменил Мао на посту председателя КНР несколькими годами ранее. Таким образом, "культурная революция"также была своего рода борьбой за власть в руководстве Коммунистической партии Китая.

В области экономики Лю делал ставку на рыночные отношения (как позднее и Дэн Сяопин), а в политике - на партийную дисциплину. Для Мао же любые стимулы к обогащению были ненавистны. Даже партийных функционеров он относил к "новому классу эксплуататоров". Соответственно он видел двигатель социального прогресса лишь в перманентной классовой борьбе.

Как проходила "культурная революция"?

Длилась эта кампания с 1966 по 1976 год.Все началось с разгромной деятельности школьников и студентов - хунвейбинов ("красногвардейцев"): сформированная в отряды молодежь затеяла агрессивную борьбу с "четырьмя пережитками". Конкретно это коснулось в первую очередь учителей и профессоров, которых принуждали к "признаниям". Квартиры учителей были разгромлены, храмы, пагоды и библиотеки - разрушены. Вскоре к "революции" примкнули и рабочие, а также значительная часть городского населения. Все чаще жертвами становились сотрудники партийного аппарата на местах.

Страна погрузилась в хаос. Более половины всех членов Политбюро, а также ЦК и секретарей местных партийных организаций потеряли свои посты в первые же месяцы "культурной революции". Государственная система рухнула.

Когда ситуация полностью вышла из-под контроля, Мао пустил в дело Народно-освободительную армию Китая под руководством его соратника, министра обороны Линь Бяо. Поскольку армия представляла собой своего рода государство в государстве, ее мало затронул царящий хаос. К 1968 году военные почти полностью взяли страну под контроль. Хунвейбины, которые продолжали сопротивление, были отправлены "на перевоспитание" в сельские районы или в ускоренном порядке казнены.

В 1969 году началось восстановление партийного аппарата. Однако военные под командованием Линь Бяо не горели желанием добровольно сдавать свои позиции. Сам Линь Бяо участвовал в печально известном заговоре под названием "Проект 571", целью которого было в том числе и убийство Мао. Но заговор был раскрыт, а самолет, на котором Линь Бяо бежал из Китая в сторону СССР, рухнул при до сих пор неясных обстоятельствах на территории Монголии.

Несмотря на восстановление партии, спокойствие вернулось в Китай лишь в 1976 году. Так называемая "банда четырех", в которую входила и жена Мао Цзэдуна, пыталась выступить против новых партийных звезд - Чжоу Эньлая и Дэн Сяопина. Окончательное поражение они потерпели в момент смерти Мао 9 сентября 1976 года. Хаос "культурной революции" закончился вместе со смертью ее инициатора.

Какую роль сыграла "красная книжечка "?

"Цитатник" Мао Цзэдуна, также известный под названием "маленькая красная книжечка", представляет собой сборник текстов, речей и лозунгов, которые Линь Бяо собрал воедино в середине 1960-х годов. Во времена "культурной революции" каждый истинный революционер должен был иметь при себе экземпляр этой книги. Часто хунвейбины даже приветствовали друг друга цитатами оттуда. К сегодняшнему дню по всему миру напечатано не менее миллиарда экземпляров "Цитатника" Мао.

Почему провалилась "культурная революция"?

С самого начала "культурная революция" содержала в себе противоречия, которые не могли быть разрешены. Мао хотел одновременно быть революционером, рушащим старые иерархии, но в то же время сохранить полный контроль. Когда это противоречие вылилось в жестокую борьбу между фракциями, Мао привлек военных, чтобы восстановить порядок.

Контекст

Мечта о "новом человеке" была похоронена. На ее место пришла "власть, исходящая из ствола винтовки". В итоге вновь возникла партия, выстроенная по ленинской модели - с иерархией и бюрократией. После смерти Мао многие его соперники вновь получили власть. В том числе и Дэн Сяопин, благодаря экономическим реформам которого страна шагнула в новую эру.

Каковы были последствия "культурной революции"?

Согласно сегодняшним оценкам, в ходе "культурной революции" были убиты от 1,4 до 1,6 миллиона китайцев. Вероятно, большая часть из них погибла в результате "зачисток" Народно-освободительной армии, которая любыми способами боролась за восстановление порядка в стране. К немногим позитивным эффектам "культурной революции" можно отнести введение системы здравоохранения (пусть и недоразвитой) и реформу школьного образования для рабочих и крестьян.

Как оценивается сегодня в самом Китае "культурная революция"?

В 1981 году Дэн Сяопин позволил провести над "бандой четырех" показательный суд и назвал "культурную революцию" "большой катастрофой для партии и народа". Официальная линия партии сегодня придерживается мнения, что Мао был неправ на 30 процентов, но вполне прав на 70. Китай уже давно отказался от идей Мао о перманентной революции. Сегодня партия представляет собой строгую иерархию, имеет монополию на власть в стране и особенную ценность придает общественной стабильности.

  • Китч "культурной революции"

    Плакаты повсюду

    В ходе "культурной революции" весь Китай был покрыт плакатами и стенгазетами, пропагандирующими новое время и "нового человека". Многие из них сохранились до сегодняшнего дня.

  • Китч "культурной революции"

    Значки и листовки

    Тот, кто хотел показаться настоящим революционером, обязательно носил костюм в стиле Мао Цзэдуна и значок с его изображением. Во времена "культурной революции" его даже называли "самым красным из наикраснейших солнц".