Меню
Бесплатно
Главная  /  Витамины  /  Что ты узнал нового об айсберге. Что такое айсберги и чем они опасны? «Ледяной горою айсберг из тумана вырастает…»

Что ты узнал нового об айсберге. Что такое айсберги и чем они опасны? «Ледяной горою айсберг из тумана вырастает…»

А́йсберг (нем. Eisberg, «ледяная гора») - крупный свободно плавающий кусок льда в океане или море. Как правило, айсберги откалываются от шельфовых ледников. Поскольку плотность льда составляет 920 кг/м³, а плотность морской воды - около 1025 кг/м³, около 90 % объёма айсберга находится под водой. Многолетние снегопады, уплотнение снегового покрова вызывает «рост» айсберга, превращая его как бы в совокупность из миллиардов крошечных ледяных зеркал, отражающих свет.

Где образуются айсберги

В северном полушарии их местом рождения является Гренландия, постоянно накапливающая толщи льда и, время от времени отправляющая лишнее в Атлантический океан. Под действием течений и ветров ледяные глыбы отправляются в южную сторону, пересекая морские пути, которые связывают Северную и Южную Америку с Европой. Протяженность их путешествия в разные сезоны отличается. Весной они не доходят и до 50º с. ш., а осенью могут достигнуть и 40º с. ш. На этой широте проходят трансокеанские морские пути.

Айсберг – это ледяная глыба, которая может образоваться у берегов Антарктиды. С этого места начинается их путь к сороковым широтам Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Эти области не так востребованы среди морских перевозчиков, потому что основные их пути идут через Панамский и Суэцкий каналы. Однако габариты айсбергов и их количество здесь намного превосходят показатели северного полушария.

Столообразные айсберги

Узнав, что такое айсберг, можно рассмотреть их разновидности. Столообразные льдины – результат процесса откалывания больших площадей шельфовых ледников. Их структура может быть самой разной: от фирна до глетчерного льда. Цветовая характеристика айсберга непостоянна. Свежеотколотый имеет белый матовый оттенок из-за большой доли воздуха в наружном слое спрессованного снега. Со временем газ вытесняется каплями воды, из-за чего айсберг окрашивается в светло-голубой цвет.

Столообразный айсберг – это очень массивная ледяная глыба. Один из самых больших представителей этого типа имел размеры 385×111 км. Другой рекордсмен обладал площадью порядка 7 тыс. км2. Основное количество столообразных айсбергов на порядки меньше указанных. Их длина составляет около 580 м, высота от поверхности воды - 28 м. На поверхности некоторых могут образовываться реки и озера с талой водой.

Пирамидальные айсберги

Пирамидальный айсберг – это результат ледяных оползней. Их отличает вершина с острым окончанием и значительная высота над поверхностью воды. Длина ледяных глыб этого типа составляет порядка 130 м, а высота надводной части – 54 м. Их цвет отличается от столообразных мягким зеленовато-голубоватым оттенком, однако зафиксированы и более темные айсберги. В толще льда имеются значительные включения горных пород, песка или ила, которые попали в него во время перемещения по острову или материку.

Угроза для морских судов

Самыми опасными считаются айсберги, находящиеся в Северной части Атлантического океана. Ежегодно в океане фиксируют до 18 тыс. новых ледяных громадин. Заметить их можно лишь с расстояния не более полукилометра. Этого недостаточно, чтобы успеть отвернуть или остановить судно для предотвращения столкновения. Особенность этих вод заключается в том, что здесь часто возникает густой туман, который долгое время не рассеивается.

Морякам знакомо страшное значение слова "айсберг". Наиболее опасными являются старые льдины, которые существенно подтаяли и почти не выступают над океанской поверхностью. В 1913 году организован «Международный ледовый патруль». Его сотрудники находятся на связи с морскими и воздушными судами, собирая информацию об айсбергах и предупреждая об опасности. Предсказать движение ледяной громадины практически невозможно. Чтобы сделать их заметнее, айсберги помечают яркой краской либо радиомаяком, работающим в автоматическом режиме.

Форма айсберга зависит от его происхождения:

Айсберги выводных ледников имеют столообразную форму с слегка выпуклой верхней поверхностью, которая расчленена различного вида неровностями и трещинами. Характерны для Южного океана.
Айсберги покровных ледников отличаются тем, что их верхняя поверхность практически не бывает ровной. Она несколько наклонена, наподобие односкатной крыши. Их размеры, по сравнению с другими видами айсбергов Южного океана, наименьшие.

Айсберги шельфовых ледников имеют, как правило, значительные горизонтальные размеры (десятки и даже сотни километров). Их высота в среднем составляет 35-50 м. У них ровная горизонтальная поверхность, почти строго вертикальные и ровные боковые стенки.

В 2000 году от шельфового ледника Росса откололся в результате механической абляции самый большой известный на данный момент айсберг B-15 площадью свыше 11000 км². Весной 2005 г. его осколок - айсберг B-15A - имел длину более 115 километров и площадь более 2500 км² и всё ещё являлся крупнейшим наблюдаемым айсбергом.

Айсберг, отколовшийся от шельфового ледника Росса, названный B7B, размером 19 на 8 километров (площадь льда больше площади Гонконга) был замечен в начале 2010 года, при помощи спутниковой съемки NASA и ESA, на расстоянии примерно 1700 километров к югу от Австралии. Первоначальный размер этого айсберга составлял около 400 квадратных километров. На то, чтобы уплыть так далеко на север, у айсберга B7B ушло около 10 лет. Координаты айсберга B7B на начало 2010 года - 48°48′ ю. ш. 107°30′ в. д.HGЯO.

Айсберги, особенно столообразные, характерны для южной полярной области. В северных приполярных регионах айсберги более редки, среди них преобладают айсберги сравнительно небольших размеров выводных и покровных ледников. С момента образования айсберга любого вида непрерывно происходит процесс его разрушения, в мористой части океана - особенно активно. Многочисленные формы айсбергов - пирамидальные, наклонные, округлые, с арками, таранами - возникают при их разрушении. Наклонные айсберги являются характерной первоначальной формой разрушения, особенно шельфовых столообразных айсбергов. Волноприбойная подводная терраса, стремясь всплыть, поднимает один край айсберга. Наклонные айсберги отличаются большой высотой. Продолжительность существования айсбергов в антарктических водах в среднем составляет около 2 лет (при объёме айсбергового стока в океан 2,2 тыс. км3/год и общем объёме их в океане 4,7 тыс. км3).

Цвет айсберга напрямую зависит от возраста айсберга: только отколовшийся ледяной массив содержит большое количество воздуха в верхних слоях, поэтому имеет матово-белый цвет. Благодаря замещению воздуха каплями воды айсберг меняет свой цвет на белый с голубым оттенком. Также не стоит удивляться айсбергу нежно-розового цвета.

Помню как в первый раз посмотрела фильм о катастрофе, приключившейся с легендарным кораблем «Титаник». Трагедия так подействовала на меня, что под впечатлением от фильма я находилась еще несколько дней. Думала, как они могли так поздно заметить этот айсберг? Неужели какая-то глыба льда могла потопить такой огромный лайнер?

Айсберги – причины кораблекрушений

Сам по себе айсберг – это кусок льда, отколовшийся от ледника и свободно плавающий в океане . В переводе с немецкого – ледяная гора. Из-за различной плотности воды и льда обычно над поверхностью воды находится лишь десятая часть всего айсберга, а основная масса льда скрывается под водой. От этого, кстати, и пошло знаменитое выражение «верхушка айсберга», когда видимые проблемы являются лишь малой частью большей беды. Из-за того, что подводную льдину не видно, айсберги очень опасны для мореплавателей. Ярчайшим примером этого как раз и является кораблекрушение знаменитого «Титаника». Такая плавающая гора льда послужила причиной гибели 1500 человек.

Самые знаменитые айсберги в мире

Далеко неполный список "знаменитостей":

  • В-15 – самый большой айсберг из исследуемых учеными. Площадь его можно сравнить с площадью Ямайки;
  • самый высокий айсберг , высотой 450 метров. Обнаружен в 1904 году в Южной Атлантике;
  • ледяной остров Флэтчера (Т-3), обнаружен в конце 1940 годов. На нем неоднократно располагались дрейфующие научные станции. Растаял в начале 1980 годов;
  • айсберг «Титаника» - пожалуй, самый известный айсберг в истории. Несмотря на свои непримечательные размеры, в 1912 году смог протаранить самый большой лайнер того времени. Пастаял в 1913 году у Земли Франца Иосифа.

Предупреждение опасности столкновений

Существует ряд заблаговременных способов "не встретиться" с айсбергом:

  • современные навигационные приборы , благодаря которым в настоящее время можно обнаружить опасность;
  • круглосуточная радиовахта , которая присутствует на каждом судне;
  • международный ледовый патруль , который был создан в 1914 году для предупреждения столкновений кораблей с айсбергами. Эта служба оснащена гидролокаторами, специальными анализаторами и другими приборами, которые могут обнаружить подводные очертания ледяных глыб, падение солености воды и другие признаки, сигнализирующие об опасности;
  • снимки ледяного покрова , сделанные с помощью спутников, которые может получить любое судно, пребывающее в опасной акватории.

Но, несмотря на современное оснащение и специальную технику, айсберги и в настоящее время представляют огромную опасность для мореплавателей, поэтому даже самый современный лайнер не застрахован от столкновения с ледяными монстрами.

Айсберг - одно из тех географических понятий, которое в той или иной мере знакомо большинству людей. Все знают об огромных кусках льда, плавающих в океанах и создающих опасность для кораблей. Особенно «популярными» стали айсберги после выхода на мировые экраны культового американского фильма «Титаник». Кто не слышал о том, что шикарный лайнер затонул после столкновения с огромным айсбергом! Но как образуются айсберги - с точностью знают не многие люди.

Где возникают айсберги

Если взять точный перевод с немецкого языка, то «айсберг» - это «ледяная гора». Действительно, многие айсберги напоминают своими очертаниями горы: высокие, крутые склоны, отвесные стены, острые пики. Впрочем, некоторые из айсбергов выглядят совсем по-другому: они напоминают исполинские столы, или даже ледовые поля. Поэтому всё же правильнее будет считать, что айсберги - не ледяные горы, а просто огромные куски льда, самой разной конфигурации.

Почти все айсберги мира образуются в двух районах: у берегов Антарктиды и возле самого крупного острова планеты - Гренландии. Соответственно, первую группу называют Южными, а вторую - Северными. Посчитать количество айсбергов в океане не представляется возможным, ведь эта цифра непрерывно меняется, но учёные (гидрологи и гляциологи) уверены: в любой момент времени в Мировом океане находится, как минимум, 40 тысяч айсбергов!

Как айсберги попадают в океан

Механизм образования айсбергов совершенно незатейлив и прост. Огромные ледовые поля, которыми покрыты Антарктида и Гренландия, постепенно стекают к океану, как реки текут в моря. Только скорость этого течения в тысячи раз медленнее. Тем не менее, рано или поздно, ледовый панцирь достигает береговой линии и кусками откалывается в воду.

Понятно, что Антарктида, являясь материком и обладая многокилометровым слоем льда, рождает айсберги значительно крупнее, чем Гренландия. К примеру, в 2000 году от этого материка откололся айсберг, площадью в 11 тыс. км²! На такой «льдинке» могло бы уместиться четыре мегаполиса, подобных Москве!

Не стоит думать, что айсберги Гренландии - безобидные малыши. Они тоже порой достигают в периметре нескольких сотен метров, возвышаясь над водой на десятки метров. Именно айсберг из Гренландии погубил «Титаник» в 1912 году.

Дальнейшая судьба айсбергов

Отколовшись от родных берегов, айсберг начинает своё долгое плавание в водах Мирового океана. Морские течения уносят их на сотни, а то и тысячи километров от «места старта». Оказавшись в воде, ледяной исполин начинает интенсивно таять, и, в любом случае, его судьба предопределена. Тем не менее, крупные айсберги способны оставаться в воде долгие месяцы, а иногда и годы! Например, айсберг, о котором мы упоминали выше, наблюдался около 10 лет. Но это, конечно, совсем редкие, крайние случаи.

Плывущий айсберг до сих пор очень опасен для кораблей, находящихся в океане. Заметить ледяную глыбу непросто, тем более, что айсберги часто окружены слоем густого тумана, возникающего из-за разницы температур в окружающей его воде. Опасность состоит ещё и в том, что видимая, надводная часть айсберга - это только примерно десятая часть всей ледовой массы. Большая часть её «тела» спрятана под водой, ведь лёд легче воды, и плавает на поверхности подобно куску дерева.

Учитывая это, капитаны суден не подплывают близко к айсбергам, ведь их подводные уступы могут простираться в стороны на сотни метров. К тому же тёплая морская вода неравномерно «подгрызает» основание айсберга. Бывали случаи, когда, в результате подобного подтаивания, айсберг внезапно «кувыркался», ложась на бок или даже переворачиваясь вверх ногами. Конечно, такое может произойти только с «крошками», имеющими периметр не более сотни метров.

Типы айсбергов

Учёные различают несколько типов айсбергов, ориентируясь на место их возникновения и форму:

  • Шельфовые айсберги . Рождаются в Антарктиде, характеризуются огромными размерами и относительно плоской поверхностью.

  • . Наблюдаются как на севере, так и на юге планеты. Форма поверхности может быть самой разной: плоской, односкатной, гористой.

  • . Поверхность довольно ровная, но наклонена в одну сторону. Преобладают возле Антарктиды, но встречаются и в окрестностях Гренландии.

На некоторых крупных айсбергах, живущих годами, могут образовываться собственные внутренние озёра, огромные пещеры или даже небольшие реки. Человек не только опасается айсбергов, но и научился использовать их в своих целях. К примеру, в окрестностях Антарктиды вслед за айсбергами на некотором расстоянии иногда следуют суда, используя их в качестве огромного ледокола.

Отмечается, что в последние десятилетия айсбергов образовывается намного больше, чем это наблюдалось раньше, к тому же они становятся всё крупнее и крупнее. В этом проявляется глобальное потепление на планете, сокращение ледников.

Можно много рассказывать об айсбергах, их природе, можно перечислять их «рекорды». Но в этой статье мы узнали, как образуются айсберги, эти удивительные и немного опасные, морские исполины, молчаливые странники океанов.

Айсберги — это гигантские плавающие ледяные горы различной формы, отколовшиеся от ледников, покрывающих материки.

1. Таяние ледников. Ледники Гималаев.

Ледники — природные образования, представляющие собой скопление льда атмосферного происхождения. На поверхности нашей планеты ледники занимают более 16 млн. км 2 , то есть около 11% всей площади суши, а их общий объем достигает 30 млн. км 3 .

Более 99% всей площади ледников Земли принадлежит полярным областям. Однако ледники можно увидеть даже и близ экватора, но располагаются они на вершинах высоких гор. Например, высочайшая вершина Африки — гора Килиманджаро — увенчана ледником, который располагается не ниже 4500 м.

Область, где накапливается снег, который не успевает целиком стаять за летний период - область питания ледника. Именно здесь из снега зарождается ледник.
В области питания снег превращается в лед различными способами. Сначала происходит укрупнение кристаллов, уменьшение пространства между ними. Так образуется фирн — переходное состояние от снега ко льду. Дальнейшее уплотнение под давлением вышележащего снега приводит к образованию льда молочно-белого цвета (из-за многочисленных пузырьков воздуха).

2. В Гренландии раскололся гигантский ледник.

Ледникам свойственно течь, обнаруживая пластические свойства. При этом образуется язык ледника, один или несколько. Скорость движения ледников достигает нескольких сот метров в год, но она не остается постоянной. Так как пластичность льда зависит от температуры, летом ледник движется быстрее, чем зимой. Ледниковые языки напоминают реки: атмосферные осадки собираются в русло и текут по склонам.

Северные айсберги отделяются от Гренландского ледникового покрова. Он ежегодно выбрасывает в океан более 300 км 2 льда. По размерам северные айсберги уступают южным, антарктическим. Чаще всего северные айсберги бывают длиной в 1-2 км, но встречаются и такие, которые достигают 200 и даже 300 км в длину и более 70 км в ширину. Высота отдельных ледяных гор вместе с подводной частью может достигать 600 м.

Дальность плавания айсбергов и длительность их существования зависят не только от скорости и направления морских течений, но и от свойств самого айсберга. Очень большие и глубоко промороженные (до —60°С) антарктические айсберги существуют по многу лет, а порой и более десятилетия.

Гренландские айсберги тают быстрее — всего за 2-3 года. Они меньше, и температура их промерзания не ниже —30°С.
В зависимости от происхождения айсберги отличаются и своей формой. Гренландские айсберги — ледяные горы куполообразной формы, реже они имеют пирамидальную форму. Антарктические айсберги чаще всего имеют плоскую поверхность и вертикальные отвесные стенки.

3.

Столообразные айсберги характерны плоскими, относительно ровными вершинами и огромными размерами и образуются в результате обламывания шельфовых ледников. Они состоят из льда самых различных стадий формирования - от спрессованного снега — фирна, до твердого глетчерного льда. Плотность основного массива айсберга составляет от 0,5 до 0,8 г/куб. см, что обеспечивает ему хорошую плавучесть при значительном заглублении подводной части.

Цвет айсбергов постоянно меняется: только что отколовшийся ледяной массив имеет матово-белый цвет благодаря большому содержанию воздуха в верхних слоях молодого фирнового льда. Постепенно пузырьки воздуха замещаются каплями воды, и цвет приобретает нежный голубоватый оттенок.

Столообразные айсберги могут достигать колоссальных размеров. В 1956 году ледокол «Глесьер» вблизи острова Скотта встретил айсберг длиной 385 километров и шириной 111 километров, который дрейфовал в океане много лет — в 1959 году его обнаружило китобойное судно «Слава».

Ледяные гиганты не редкость - в декабре 1965 года ледовая разведка обнаружила ледяной остров площадью около 7000 квадратных километров. В основном столообразные айсберги значительно меньше рекордсменов: средняя длина равна 580 метрам, средняя высота надводной части - 28 метров, под водой больше ста метров ледяной глыбы.

4.

Пирамидальные айсберги образуются в результате сползания в океан длинных языковых ледников, имеют остроконечную вершину и большую высоту надводной части. Размеры их сравнительно небольшие: средняя длина около 130 метров, высота — 54 метра.

В 1904 году судно «Зенит» в районе Фолклендских островов встретило айсберг высотой 450 метров, встречались и более высокие пирамидальные глыбы.
Обычно они имеют мягкий зеленоватый или голубоватый оттенок, но встречаются и темные айсберги. В ледовой глыбе содержится большое количество обломков горных пород, ила и песка, поглощенных ледником при его движении по суше.

В 1773 году появилось первое сообщение в печати о черных айсбергах у берегов Антарктиды. Ученые высказали предположение, что черный цвет айсбергов вызван деятельностью вулканов на Южных Шетландских островах. Ледники на этих островах покрыты толстым слоем вулканической пыли, которая не смывается даже морской водой.

5.

Айсберги северного и южного полушарий представляют серьезную угрозу для мореплавания. Особенно опасны ледяные горы Северной Атлантики, которые даже в ясные ночи различимы с расстояния не более 500 - 600 метров. На таком расстоянии корабль уже не может избежать столкновения, даже отработав «полный назад».

В этом районе холодное Лабрадорское течение встречается с теплыми водами Гольфстрима, что порождает гусгые и продолжительные туманы, в которых айсберг удается обнаружить с мостика корабля за считанные минуты до столкновения. Десятки судов стали жертвами ледяных скитальцев, погибли тысячи людей.

6.

Айсберги плавают примерно до 40-х широт в Северном и Южном полушариях и оказываются в районах интенсивного судоходства, для которого они создают угрозу. Опасность заключается в том, что, во-первых, льды отражают солнечные лучи, охлаждают воздух и способствуют образованию туманов; во-вторых, большая часть айсберга (до 90% его объема) находится под водой.

Столкновение судов обычно происходит с невидимой частью айсберга.
Мир был потрясен гибелью «Титаника» в апреле 1912 года, который, избежав прямого столкновения с айсбергом, только скользнул правым бортом по его подводной части - через два часа на поверхности океана осталось только несколько переполненных шлюпок.
Особую опасность представляют старые, подтаявшие айсберги, которые при волнении моря вообще невозможно обнаружить. Именно такой айсберг стал причиной катастрофы «Титаника».

7. «Титаник»

В 1913 году тринадцать крупнейших морских держав подписали соглашение о создании Международного ледового патруля, центр которого находится на Ньюфаундленде. Он поддерживает связь с судами и самолетами в районе патрулирования, анализирует данные
наблюдений и обеспечивает своевременное оповещение всех судов об обнаруженных айсбергах.

Наблюдение за движением айсбергов довольно сложная задача, так как очень трудно предсказать, в каком направлении и с какой скоростью будет двигаться ледяная громадина. Для облегчения наблюдения айсберг помечают яркой краской или сбрасывают на его поверхность автоматический радиомаяк.
Хорошие результаты дают данные наблюдений, полученные с космических спутников.
Теперь на судах устанавливают специальные приборы, предупреждающие об айсбергах.

Принятые меры дали ощутимые результаты — катастрофы практически прекратились, но 30 января 1959 года датский грузо-пассажирский теплоход «Ганс Хедховт» водоизмещением 3000 тонн столкнулся с айсбергом и погиб со всеми пассажирами и экипажем. Правда, столкновение произошло за пределами района патрулирования. Нельзя гарантировать полной безопасности судов в районах, где встречаются айсберги, поэтому особую внимательность должны проявлять штурманы, несущие вахту на ходовом мостике.

Плавание невдалеке от айсберга тоже грозит опасностью - у подтаявшего айсберга центр тяжести смещается вверх, он находится в состоянии неустойчивого равновесия и может в любой момент перевернуться. Опрокидывание айсберга наблюдали с борта теплохода «Обь» в море Девиса, и очевидцы так описали это событие: «В тихую погоду раздался сильный грохот, сравнимый по своей силе с артиллерийским залпом. Находящиеся на палубе увидели на расстоянии не более одного километра от судна медленно переворачивающийся пирамидальный айсберг высотой около сорока метров. От его надводной части отрывались огромные глыбы льда и с грохотом падали в воду. Когда надводная часть айсберга с шумом погрузилась в воду, от нее стала расходиться довольно крупная зыбь, вызывавшая качку судна. На поверхности моря среди обломков медленно покачивалась новая холмообразная и неровная вершина айсберга ».

8.

Может обрушиться край айсберга, что также грозит судну тяжелыми последствиями. Особенно опасно положение судна, зажатого во льдах.
Айсберг, двигаясь под воздействием подводного течения, сокрушает ледяные поля и, приблизившись к судну, может раздавить его.
Из различных проектов уничтожения айсбергов ни один осуществить не удалось: бомбометание воспринимается ледяным исполином как иголочные уколы, а чтобы растопить миллионы тонн льда потребуется фантастическое количество энергии.

9.

Но айсберги могут служить и источником пресной воды, которой все более остро недостает людям. Уже разрабатывают проекты «отлова» и буксировки айсбергов в безводные районы Земли. Инициатором первой конференции, обсуждавшей проблему использования айсбергов, был король Саудовской Аравии — страны, расположенной в пустыне.

В последние годы многие районы Африки и Австралии испытывают острый недостаток пресной воды. Поэтому и возник проект буксировки отдельных айсбергов к берегам Южной Африки и Австралии и использования воды, образующейся при их таянии для промышленных и иных
целей. Подсчитано, что один айсберг среднего размера может дать такое количество чистой пресной воды, которое можно сравнить со стоком крупной реки.

В южных широтах океанов, в районах «ревущих сороковых», судну даже негде укрыться от штормового ветра и волн — на сотни миль вокруг не встретишь ни одного острова. Громадные ледяные айсберги могут стать надежной защитой — с подветренной стороны можно переждать шторм и произвести перегрузочные операции с судна на судно. А ровную площадку столообразных айсбергов можно использовать в качестве взлетной полосы для легкомоторных самолетов.
Но при выполнении этих операций следует постоянно помнить о коварном характере айсбергов, которые в любой момент могут превратиться в опасного врага.

Знаменитая «Калипсо» Жак-Ива Кусто направлялась в Антарктиду для океанографических и метеорологических наблюдений.

10. «Калипсо»

Сотни ледяных глыб окружали небольшое судно, и тут начались беды: вначале отказал один винт, затем сломалась ось второго винта — судно потеряло управление. Ветер и волны погнали "Калипсо" к подножию гигантского айсберга, который подозрительно кренился. Осколки льда градом сыпались на палубу судна, а очередной волной «Калипсо» ударилась бортом об айсберг — образовалась полутораметровая пробоина, но, к счастью, она оказалась над ватерлинией.
Только улучшение погоды спасло судно от гибели, оно с трудом добралось до ближайшего острова, откуда было отбуксировано в южноамериканскую гавань.