Меню
Бесплатно
Главная  /  С чего начать планирование  /  Олег Табаков: «Я безнадежно испорченный русский человек! "Хорошо, что в Табакове есть частичка мордвина…" Когда родился старший сын….

Олег Табаков: «Я безнадежно испорченный русский человек! "Хорошо, что в Табакове есть частичка мордвина…" Когда родился старший сын….

Олег Павлович Табаков родился в Саратове в семействе врачей 17 августа 1935 года. Детские годы будущей знаменитости проходили в коммунальной квартире. С малых лет Табаков увлекался чтением и театром. Обучался Олег Павлович в мужской Саратовской средней школе. Кроме того, мальчик посещал театральную студию и кружок «Молодая гвардия» при Дворце пионеров. В то время деятельность «Молодой гвардии» курировала Наталья Иосифовна Сухостав, которую артист и по сей день называет своей «крестной матерью» в актерской профессии. Занятия с Натальей Иосифовной оказали огромное влияние на выбор деятельности Олега Табакова.

Закончив обучение в школе, Олег Павлович отправился в Москву, где подал заявление сразу в два высших учебных заведения: ГИТИС и Школу-студию МХАТ. В результате молодому человеку удалось вступить в оба института. Олег Табаков решил остановить свой выбор на МХАТе, который всегда для него был олицетворением «вершины театральной педагогики».

С 1953 года обучался на курсе Василия Осиповича Топоркова. Являясь студентом третьего курса, сыграл дебютную роль в кино, приняв участие в съемках картины «Саша вступает в жизнь». Постановщиком киноленты выступил Михаил Швейцер.

В 1957 году О.Н. Ефремовым была создана Студия молодых актеров, которая впоследствии преобразовалась в театр «Современник». К слову, Табаков оказался самым юным из шести основателей театра. Дебютной работой Олега Павловича на театральной сцене стала роль студента Михаила в постановке «Вечно живые».

Артист проработал в театре «Современник» с 1957 года по 1983 год.

В 1968 году артиста пригласили в Прагу в театр «Чиногерны клуб», где ему удалось сыграть свою любимую роль – Хлестакова в постановке «Ревизор».

С 1965 года являлся членом КПСС. В 1970 году О.Н. Ефремов получил пост художественного руководителя МХАТ, после чего Табакову досталась должность директора «Современника». На этом посту артист пробыл 6 лет.

В 1973 году Олег Табаков начал обучать юные таланты актерскому мастерству. Олег Павлович собрал группу единомышленников-волонтеров и устроил беспрецедентную акцию: был объявлен набор в драмкружок. Артист прослушал более трех тысяч человек и из них отобрал всего 49 претендентов-старшеклассников. «Драмкружок» был размещен во Дворце пионеров имени Крупской, и в нем дети учились по вузовской программе. Юным студентам преподавали историю русского театра, историю мирового искусства, пластику и сценическое движение.

Через три года Олег Павлович на базе ГИТИСа решил набрать курс из двадцати шести человек, основой которого оказались те, кого он выбрал для собственного «драмкружка».

В 1877 году Олег Табаков получил звание Народного артиста РСФСР.

С 1980 года в течение двух лет в Хельсинкской театральной академии читал лекции. Впоследствии с финскими студентами поставил дипломную постановку «Две стрелы».

В 1982 году Табаковым был набран новый актерский курс, который спустя несколько лет оказался базой труппы нового театра.

Через год стал актером МХАТа, где воплотил один из образов в пьесе П. Шеффера «Амадей». Артисту досталась партия Сальери.

В 1986 году первый заместитель министра культуры решил подписать приказ о создании нескольких столичных театров-студий. Среди их числа оказался и театр-студия Олега Павловича.

Также с 1986 года и на протяжении шестнадцати лет занимал должность ректора Школы-студии МXАТ.

В 1988 году получил звание народного артиста СССР.

В 1992 году Олегом Павловичем была основана Летняя школа имени К.С. Станиславского в США (Бостон).

С 2001 года занимал должность художественного руководителя МХАТ имени А.П. Чехова, которую совмещал с постом художественного руководителя Московского Театра О.П. Табакова.

Был награжден множеством премий и призов. Среди них были: Премия Президента РФ в области литературы и искусства, Орден Трудового Красного Знамени, Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени и многие другие награды. За свою творческую жизнь снялся в более 120 кинофильмах, среди которых наиболее известны роли в картинах «Мэри Поппинс, до свидания!», «Ширли-мырли», «Сирота казанская», «Кадриль», «Диверсант. Конец войны», «Что сказал покойник» и многие другие.

Первой женой артиста стала Людмила Крылова, являющаяся заслуженной артисткой РСФСР. В 1960 году в семье родился сын Антон, который впоследствии стал ресторатором и артистом. В 1966 году родилась дочь Александра, также связавшая свою жизнь с актерством.

Второй супругой знаменитости стала артистка Марина Зудина, которая в 1995 году родила ему сына Павла, а в 2006 году дочь Машу.

Олег Табаков - публичная личность, привыкшая к повышенному вниманию общественности и прессы. На ряд вопросов о своей карьере, семье и многом другом Табаков ответил в книге-автобиографии под названием «Моя настоящая жизнь».

Талант этого актера позволяет назвать его великим. Он многогранен. Он из той плеяды русских актеров театра и кино, которых сейчас остались единицы, те, что смогли сыграть любую роль, причем, сделать это с блеском. Речь идет об Олеге Павловиче Табакове, актере театра и кино, Народном артисте CCCР, художественном руководителе МХТ имени А.П. Чехова. У него количество одних только киноролей давно уже перевалило за сотню.

Причем половина их - главные, да и остальные, отнюдь не проходные. Взять Сашу Егорова из "Испытательного срока" по повести Павла Нилина, Николая Ростова из "Войны и мира" Сергея Бондарчука, Искремасса из "Гори, гори, моя звезда" Александра Митты, Вальтера Шелленберга из "Семнадцать мгновений весны" Татьяны Лиозновой, Обломова из экранизации Никиты Михалкова знаменитого романа Ивана Гончарова. Достаточно разные по своему формату и эмоциональному накалу образы. И это малая толика его послужного списка. Молодое поколение его помнит по озвучению персонажа кота Матроскина из мультяшной трилогии про Простоквашино. В анимации он также преуспел, его голосом заговорили герои 20 мульфильмов.

О том, что у этого актера мордовские корни стали говорить давно, по крайней мере, лет двадцать с лишним. Вначале не верилось. Да и ничем не подкреплялось предположение, что именитый мастер имеет отношение к нашей республике. Родился он в Саратове, там тоже есть мордва, но еще ничего не значит. Но вот он вошел в состав организационного комитета по подготовке и проведению празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами российского государства. А в пятницу в рамках подготовки по проведению этого праздника сам прилетел в Саранск. Познакомиться с родиною своих предков. Олег Павлович встретился с Главой нашей республики, совершил экскурсию по Саранску, а в Национальном театре Мордовии пообщался с творческой интеллигенцией.

Накануне Президент России Дмитрий Медведев вручил народному артисту СССР высший орден страны "За заслуги перед Отечеством" I степени. В тот же день Глава Республики Мордовия Николай Меркушкин подписал Указ о присвоении Олегу Табакову звания "Почетный гражданин Республики Мордовия".

В одном из своих интервью Олег Табаков как -то сказал: "Я в достаточной мере – честолюбивый человек. И поэтому то дело, которым я занимаюсь, намерен делать максимально хорошо. А иначе просто незачем им заниматься". В том случае речь шла о его преподавательской деятельности на театральных курсах. Но определение "максимально хорошо" с равным правом можно отнести к любой из сторон его творчества, жизнедеятельности. Он максимально хорошо играет на театральной сцене, снимается в кино, обучает премудростям профессии молодых актеров (вон, сколько звезд выпустил!), максимально красиво живет. Насколько это максимально получается, он и рассказал на своей встрече с творческой интеллигенцией Мордовии.

Когда предварительно зашел разговор: в каком помещении провести эту встречу и об этом спросили Табакова, то он сказал, что желательно по объему поменьше. И согласился, когда назвали параметры нашего национального театра. По его мнению, идеальная цель считается достигнутой, когда энергия актера может покрыть всю аудиторию. Поставленной цели достичь ему удалось и на этот раз, хотя пришедших на встречу было более чем достаточно: все места в партере и на балконе оказались заняты, в том числе и приставные. Были даже сидевшие на ступеньках (правда, это все больше из нашей журналистской братии). Это сравнительно новый театр заслужил похвалы из уст великого актера.

Он сказал, что появление театра в настоящее время в России доказывает лишний раз не только потребность россиян в сценическом искусстве, но и потребность сограждан сострадать (в данном случае сострадать героям на сцене). Это - чисто русская черта. Недаром раньше у нас слова «любить» и «жалеть» являлись синонимами. Говоря о сострадании, Олег Павлович, вспомнил случай, когда через весь Саратов, где прошли его детские годы, гнали пленных немцев. Его бабушка, которую он ласково называл бабаня, собрала хлебный паек, что выдавался на всю семью, отрезала часть буханки и послала его: "Иди, Лелик, догони их, отдай…". Эту потребность к состраданию не удалось в народе вытравить за 72 года Советской власти, она жива до сих пор.

Я невольно забежал в своем повествовании вперед, между тем, Олег Павлович, начиная рассказ о себе со сцены нацтеатра, сразу объявил, что он, вообще-то не Табаков, а Утин (тут же пошутил: "Прошу не путать с Путиным"). Его прадеда в свое время взяли на воспитание и прокорм богатые крестьяне Табаковы. И его дед уже стал носить эту фамилию. Про свою национальную принадлежность сказал, что прослеживаются две линии: одна- мордовская, а вторая- польско-украинская. Он родился в 1935 году, в Саратове, в семье врачей. Про детство довоенное говорит, что это было самое светлое время в его жизни.

Подобное ощущение вселенского счастья, которое сопутствовало ему в детстве, он позже испытывал лишь, когда рождались его дети. Табаков вспомнил военные годы, своих родителей, "бабаню", мордовку по национальности. Он говорит, что в раннем детстве она ему пела песни, среди них были и мордовские. По его словам, рос он быстро, и к 15 годам знал твердо, что станет только актером и никем больше. В Саратове были очень сильны театральные традиции, и он вдохновенно рассказывал о преподавателях драмкружка, где занимался. А когда в 1953 году поехал в Москву поступать в школу-студию МХАТ, его любимая бабаня молила: лишь никуда не поступил, лишь бы вернулся обратно. Но на этот раз ей не повезло – Табакова приняли.

В 1957году под крыши школы-студии МХАТ Олег Ефремов создал свою студию молодых актеров, впоследствии преобразованную в театр "Современник". Табаков вспоминал, как на III курсе репетировали спектакль "Вечно живые" по пьесе Розова, где у него оказалась сравнительно небольшая роль. Он тогда с завистью наблюдал за Евгением Евстигнеевым и Галиной Волчек, у которых роли были побольше, и мечтал: вот бы научиться играть так, как они…

В 1970-ом году после назначения Ефремова художественным руководителем МХАТа, Олег Табаков становится директором "Современника". В то же время режиссером театра становится Галина Волчек, которую вначале не хотели утверждать за ее беспартийность и неполадки "по пятой статье". Чтобы ее все-таки утвердили, немало усилий пришлось приложить новому директору. Через шесть лет Олег Павлович на базе ГИТИСа набирает курс из 26 студентов. Так началась его преподавательская деятельность. Впоследствии именно он выдал "путевку в жизнь" многим ныне известным актерам: Андрею Смолякову, Александру Мохову, Сергею Безрукову, Владимиру Машкову, Марине Зудиной, Евгению Миронову, Евдокии Германовой, Андрею Фомину.

Сейчас ему – 75 лет. Но не жалуется, вспоминает строки Тютчева: "На старости я сызнова живу". Он вместе с другими театральными новаторами ездит по России в поисках талантов, совершает благое дело: помогает юным дарованиям быть вовремя замеченным. Сокрушается, что на сей раз не доехали до Саранска, но в следующий раз обязательно достигнут. При воспоминании про свои кинороли, говорит, что вне всякого сомнения, из 120 фильмов наберется 10-12 довольно достойных образов. К примеру, таких как Обломов. Эта роль была его любимой. Воплощаясь в образ героя романа Гончарова, он пребывал в особом состоянии, не ведомом доселе.

Следует отметить, что выступление актера прерывали не только бурные овации, но и частые телефонные звонки: кто- то все хотел достать мэтра. Он извинялся перед зрителями и отвечал в трубку, чтобы позвонили через час.

Торжественный момент наступил, когда московского гостя вышел чествовать Глава Республики Мордовия Николай Меркушкин. По словам Николая Ивановича, сегодня большой праздник встречи с выдающимся актером современности. Если бы Олег Павлович согласился бы выступать не на этой сцене, а на большой площади, то и она бы была заполнена до отказа, как свидетельство любви зрителей к своему именитому земляку.

Глава вспомнил, как еще в 1995 году Олег Табаков встречался в Москве с мордовской диаспорой и с тех пор эти встречи стали постоянными. Так поступает не Иван, родства не помнящий, а человек по- настоящему великий. Когда Табакову предложили стать членом оргкомитета по подготовке и встрече 1000-летия единения мордовского народа с народами российского государства, то он с удовольствием согласился. Он будет представлять блок культуры, а в предстоящем мероприятии культурная часть займет около 70%. Накануне артист был удостоен звания "Почетный гражданин Республики Мордовия".

И вот на сцене театра состоялась церемония награждения народного артиста СССР.

Потом Олег Павлович ответил на вопросы, интересующие присутствующих на встрече. А затем вниманию артиста был представлен концерт-парад национальной культуры мордвы. Наряду с народными коллективами из районов республики перед Табаковым выступали фольклорные ансамбли "Масторава", "Келу", "Торама". Маленький артист Саша Рубцов пел задорные частушки, аккомпанируя сам себе на гармошке, что особенно умилило Олега Павловича. Там были такие слова: "Хорошо, что в Табакове есть частичка мордвина…".

Олег Павлович Табаков. Родился 17 августа 1935 года в Саратове. Советский и российский актёр театра и кино, режиссёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1988). Лауреат Государственных премий СССР (1967) и РФ (1997). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Олег Табаков: биография

Табаков Олег Павлович родился в Саратове в семье медиков. Первые годы жизни будущий актёр провел в коммунальной квартире. Детские воспоминания Олега Табакова очень светлые. Его окружало множество любящих людей: мама, отец, две бабушки, дядя с тётей, сводные брат и сестра.

Однако эта счастливая, безмятежная жизнь закончилась в июне 1941-го. В первые дни войны отец ушёл добровольцем на фронт. В конце 1942 года мама Олега Табакова заболела брюшным тифом и даже после выздоровления долго не могла встать на ноги.

Весной 1943 года Мария Андреевна, взяв с собой детей, отправилась в городок Эльтон, расположенный на севере Прикаспия. Здесь, вступив в действующую армию, она проработала в госпитале врачом-терапевтом два года. В Эльтоне Олег пошёл в школу. Но потом семья вернулась в Саратов, где Табаков продолжил обучение в мужской средней школе.


Восьмиклассником Олег Табаков попал в знаменитый на весь Саратов детский театр «Молодая гвардия» под руководством Натальи Иосифовны Сухостав, которую он называет своей крёстной матерью в актёрской профессии. Занятия в детском театре сыграли решающую роль в выборе будущей профессии.

Поступать в театральный институт Олег Табаков решил в столице. Он подал заявления в Школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко и в ГИТИС. Его приняли сразу в оба института, но Табаков отдал предпочтение МХАТу, который считал «вершиной театральной педагогики».


Руководителем курса, на котором учился Олег Табаков, был один из крупнейших театральных педагогов своего времени, народный артист СССР, заведующий кафедрой актёрского мастерства Школы-студии Василий Топорков. Одновременно с Табаковым в Школе-студии МХАТ учились будущие мастера сцены Валентин Гафт, Галина Волчек, Леонид Броневой, Евгений Евстигнеев, Олег Басилашвили, Татьяна Доронина, Михаил Казаков и другие.

Театр

После Школы-студии молодой актёр был распределен в Московский драматический театр имени Станиславского. Но судьба привела Табакова в новый, созданный Олегом Ефремовым, театр, который позже получил название «Современник».

После ухода Ефремова во МХАТ «Современник» почти на семь лет возглавил Олег Табаков. В декабре 1986 года вышел приказ о создании в Москве трёх новых театров. Среди них был и Театр-студия под руководством Олега Табакова. Так сбылась его заветная мечта о собственном театре, который вскоре окрестили «Табакеркой».


Начало пути «Табакерки» не было безоблачным. Некоторые критики не восприняли всерьёз появление новой студии. Зато в зрительном зале театра на улице Чаплыгина всегда был аншлаг. Первой работой Театра-студии под руководством Олега Табакова стал спектакль «Кресло» поставленный Табаковым по повести Юрия Полякова 1 марта 1987 года.

За период правления театром Табакова здесь происходит коренное обновление репертуара и актёрского состава. В труппу принимается целый ряд молодых и талантливых актёров: Марина Неёлова, Константин Райкин, Юрий Богатырёв и другие. Обновился и репертуар. Олег Табаков привлекал в театр для новых работ известных режиссёров и писателей, приносивших свежие идеи и новый импульс для творческого развития.


Театральная биография Олега Табакова очень богата и разнообразна. Табаков много работал за рубежом в качестве преподавателя и режиссёра-постановщика. Российский мэтр поставил более четырёх десятков спектаклей советской, русской и зарубежной классики в театрах Чехии, Финляндии, Германии, Дании, США и Австрии. А на базе Гарвардского университета актёр открыл Летнюю школу имени Станиславского, которую сам и возглавил. С 1986 по 2000 год он – ректор Школы-студии МХАТ, руководитель совместной аспирантской программы Школы-студии и Университета Карнеги Меллон (США).

С 2000-го Олег Табаков – руководитель Московского Художественного театра имени Чехова.


Помимо кино и работы в театре Олег Табаков появлялся и на телевидении. Именно Табаков стал одним из первых актеров, который участвовал в телевизионных спектаклях, которые транслировались в прямом эфире. На его счету два моноспектакля – «Конек-Горбунок» и «Василий Теркин».

Самыми известными постановками на телевидении с участием Табакова стали «Эзоп», «Шагреневая кожа», «Печники». Также актер и режиссер приложил руку к созданию телевизионный версии спектакля «Современника» под названием «Двенадцатая ночь».

Фильмы

Уже на третьем курсе МХАТа театральная биография Олега Табакова начинает переплетаться с кинематографом. Дебютной была роль Саши Комелева в фильме «Саша вступает в жизнь» Михаила Швейцера. Она помогла актёру познакомиться с «кухней» кино.

Первых героев Табакова называли «розовскими мальчиками». Школьник по имени Олег Савин, которого сыграл Табаков в ленте «Шумный день» по пьесе «В поисках радости» Виктора Розова – это воплощение лучших черт в людях хрущёвского времени. Прямота суждений, чистота помыслов, умение отстаивать свою позицию – это всё относится и к Олегу Савину, и к Виктору Булыгину из фильма «Люди на мосту», и к Саше Егорову из «Испытательного срока», и к Серёже из «Чистого неба». Сюда же можно отнести и Николая Ростова из «Войны и мира», и Колю Бабушкина из фильма «Молодо-зелено». Эти картины, безусловно, лучшие роли актёра в начале кинопути.


Экранные роли Олега Табакова начали появляться в период, когда в обществе происходила переоценка системы ценностей. Героев Табакова в молодости объединял гражданский пафос и прямота суждений. Это можно увидеть, к примеру, в «Шумном дне» или «Испытательном сроке».

На счету Табакова участие более чем в 120 фильмах. Не во всех он играл главную роль, но все его роли — заметные и харизматичные. На съемочной площадке судьба сводила Табакова с большим количеством признанных и даже великих актеров. В легендарном сериале о Штирлице «Семнадцать мгновений весны» с Табаковым снимались Вячеслав Тихонов и Леонид Броневой. В «12 стульях» партнерами «голубого воришки» Табакова стали Андрей Миронов и Анатолий Папанов.


В оскароносном фильме Сергея Бондарчука «Война и мир» (1968) Табаков сыграл Николая Ростова. В картине «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979) Олег Павлович гениально воплотил в жизнь образ Ильи Ильича. В том же году Табаков засветился в еще одном легендарном советском фильме «Москва слезам не верит». В «Д’Артаньяне» он очень точно преподнес зрителю глуповатого короля Людовика. Еще один яркий персонаж был воплощен актером в «Человеке с бульвара Капуцинов», где Табаков буквально слился с образом жадного до денег владельца салуна Гарри Маккью. Его партнерами по фильму стали Андрей Миронов, Николай Караченцов, Лев Дуров, Леонид Ярмольник.


С его участием вышло на экраны большое количество детских фильмов и киносказок. В «Мэри Поппинс, до свидания» (1983) Табаков перевоплотился в мисс Эндрю, в фильме «После дождичка в четверг» актер сыграл самого Кащея Бессмертного. После озвучки кота Матроскина в уже ставшем культовым для многих поколений мультфильме «Простоквашино» Табаков просто не мог не озвучить и голливудского кота Гарфилда в одноименном мультфильме.

Личная жизнь

В начале 1990-х личная жизнь Олега Табакова на долгое время стала топ-темой таблоидов. После 35 лет совместной жизни с первой женой — актрисой Людмилой Крыловой — Табаков ушёл из семьи к актрисе Марине Зудиной. Разница в возрасте между Табаковым и Зудиной, которая годилась актеру в дочери, составляет 30 лет. Дети Табакова, Антон и Александра, поддержали маму и в знак протеста даже ушли из профессии. Со временем наладились отношения с отцом только у Антона Табакова.


Олег Табаков и Марина Зудина расписались в 1995 году после 10-летнего романа. Свой уход из семьи Табаков так и комментирует: «как ни банально это звучит, пришла любофф». Все факты из своей личной жизни и карьеры и, конечно, свою историю любви Табаков описал в автобиографической книге «Моя настоящая жизнь».


Роман с Мариной Зудиной был не первым в жизни актера, когда он заинтересовался молодой актрисой. Поговаривают о страстном романе 34-летнего на тот момент Табакова и 16-летней Еленой Прокловой, который завязался на съемках фильма «Гори, гори, моя звезда». Проклова не скрывает, что Табаков был ее первой настоящей любовью, а разные сплетни вокруг их отношений и несовершеннолетие актрисы только помешали их дальнейшим отношениям.


Молодая жена в 1995 году подарила Олегу Павловичу сына Павла, а в 2006 году — дочь Марию.

Павел Табаков успел вырасти и продолжить дело папы. Окончил школу-студию Олега Табакова (говорят, поступил туда безо всякой протекции) и играет в спектаклях МХТ им. Чехова. На его счету участие в таких известных картинах, как «Звезда», «Дуэлянт», «Орлеан».

У актера есть три внука: Никита, Аня и Полина.

Олег Табаков сейчас

Осенью 2016 года произошло долгожданное событие. На Сухаревской площади состоялось открытие новой сцены театра Олега Табакова. Новоселье «Табакерки» посетил мэр столицы Сергей Собянин. Он, в частности, поведал, сколь скрупулезен и въедлив был художественный руководитель театра, который не разрешил упростить проект. Зато театр получился суперсовременным, с продуманным до мелочей оборудованием.


Режиссер добился возможности компьютеризовать всю технику и декорации. Помимо большой сцены был оборудован зал на 400 мест и дополнительный, малый зал. Премьерным в новом здании театра стал спектакль «Матросская тишина» по произведению А.Галича.

В 2017 году «Табакерка» празднует 30-летний юбилей. В первый день весны на новой сцене на Сухоревской состоится фестиваль под названием «Бенефис тридцатилетних», который соберет всех тех, кто стоял у истоков театра – Олега Табакова, Марину Зудину, Андрея Смолякова, Сергея Беляева и других. В рамках фестиваля состоятся постановки спектаклей «Чайка», «Лицедей», «Год, когда я не родился», «В ожидании варваров».


Кроме того, телеканал «Культура» запланировал к показу телеверсии лучших спектаклей «Табакерки» разных лет – «Комната смеха», «На дне», «Последние», «Страсти по Бумбарашу», «Сублимация любви», «Рассказ о семи повешенных». Запланированы творческие вечера артистов театра, как опытных, так и начинающих.

Олега Табакова поместили в реанимацию с подозрением на воспаление легких

Олег Табаков экстренно госпитализирован в Первую Градскую больницу Москвы.

Известного актера и режиссера Олега Табакова доставили в реанимацию Первой Градской больницы в российской столице. Врачи предполагают, что у Табакова тяжелое воспаление легких. Другие детали пока не розглашаются. В связи с заболеванием Олега Табакова пришлось отменить спектакль «Год, когда я не родился» в МХТ имени А.П. Чехова, в котором Табаков должен был исполнить одну из главных ролей.

СМИ сообщили о крайне тяжёлом состоянии Олега Табакова

Состояние здоровья художественного руководителя МХАТ имени Чехова Олега Табакова резко ухудшилось, сообщает РЕН ТВ.

По данным телеканала, актер находится на искусственной вентиляции легких в реанимации. Медики оценивают состояние Табакова как крайне тяжелое. Рядом с легендарным актером находятся члены семьи.

Как сообщал раньше сайт «Сегодня» актер и режиссер 82-летний Олег Табаков помещен в реанимацию Первой градской больницы №1 им. Пирогова.

«Олег Павлович поступил в Первую градскую больницу в крайне тяжелом состоянии в понедельник. Он находится в шестом отделении реанимации», – сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе медучреждения. В этом отделении занимаются, в числе прочего, пациентами с пневмонией.

Старший сын Антон заявил изданию РБК, что у Олега Табакова после обследования диагностировали воспаление легких.

«Олегу Павловичу сегодня лучше, его состояние стабилизировалось. Но о переводе его из реанимации в обычную палату говорить пока рано», – говорили в кулуарах медучреждения.

После, мягко говоря, нелицеприятных высказываний знаменитого артиста и режиссёра в адрес украинской культуры , некоторые горячие головы записали обладателя голоса кота Матроскина в антисемиты

Лилиана БЛУШТЕЙН, собственный корреспондент журнала "ИсраГео" во Франции

Иллюстрация: Олег Табаков в роли Вальтера Шелленберга в фильме "Семнадцать мгновений весны"

Вот чего нет — того нет, в юдофобии Олег Павлович никогда замечен не был. Во всяком случае, публично. А за свой выпад в адрес украинцев извинился, напомнив, что и сам на четверть представитель этого славянского народа, и уведомив, что его слова вырваны из контекста. Он покаянно заявил:

"А если Украина в сердце, то, вырывая её оттуда, ты вырываешь и сердце! Я Украину матку-неньку ридну – люблю! Мать надо любить, остальное – от лукавого".

Аудизапись, правда, весьма красноречива. Но оставим разборки между его русской, польской, мордовской и украинской составляющими. Нам, как евреям, гораздо важнее узнать отношение столь популярного и резкого в заявлениях человека к еврейскому вопросу. Это стало интересно и его коллеге Нахиму Шифрину, который привел у себя в статусе в сетях Facebook, Twitter и ВКонтакте цитату из книги Олега Табакова "Моя настоящая жизнь":

"Много страшных историй рассказывал брат мамы, дядя Толя, удивительный человек, настоящий русский интеллигент. В детстве, в революционные годы, дядя Толя жил на Украине. Одесская губерния попадала в черту оседлости, и еврейский вопрос был там актуален всегда. А уж после революции Петлюра, Махно, «ангелы», «архангелы» и прочие банды стреляли евреев без разбору. Для них «жид» был синонимом коммуниста. Власть менялась чуть ли не ежедневно. Дед, Андрей Францевич, прятал у себя еврейских детей и стариков. Дяде Толе тогда было двенадцать лет, и он хорошо помнил, как седой как лунь еврейский старик с пейсами, спасаясь от бандитов, с ходу сиганул через забор высотой в полтора метра. Моя обостренная детская фантазия дорисовала картину, сделав ее физически реальной: будто я сам увидел прыгающего от страха через забор сгорбленного старика. Быть может, с тех пор и живет во мне мой принципиальный анти-антисемитизм".

Итак, насчёт юдофобии вроде бы всё ясно. Что же касается моральных качеств Табакова, его некрасивого поведения в отношении Владимира Этуша в истории с Домом актёра, доносов на Иннокентия Смоктуновского (о которых вспоминал сын артиста Филипп) и прочего — эта тема меня сегодня не особо волнует. Как артиста я Табакова продолжаю любить. А вот как человека… Промолчу. Уж лучше буду любить в нём кота Матроскина.

Мы предложили самым разным популярным, умным людям спросить у Олега Табакова о том, что они хотели бы узнать, но не находили времени или возможности. Юбиляр - воробей стреляный - поначалу к такому опросу отнесся с подозрением, но потом включился в игру...

Вопрос от телеведущей Ксении Собчак:

Говорят, когда закрывается одна дверь - сразу открывается другая. Ваша жизнь подтверждает эту истину?

А разве это истина? Отвечу так: у меня в жизни чаще всего были открыты обе двери.

Реплика от «КП»: «Повезло!»

Бывает. Наверное, мне кто-то ворожит. А может быть, я до сих пор защищен любовью моей мамы Марии Андреевны, моих бабушек - бабы Оли и бабы Ани. И мно-о-огое из того, что должно было меня сразить или заставить предаться унынию, не сокрушило меня.

опрос от замдиректора Центра судебной психиатрии им. Сербского профессора Зураба Кекелидзе:

Олег Павлович, вы выросли в семье врачей. Вот если бы пошли по медицинской стезе, какую бы специальность выбрали?

Думаю, гинекологом мне предстояло стать. Моя мама была врачом-рентгенологом. И в ее представлении хлебной работой, то есть хорошо оплачиваемой, была работа гинеколога.

Лучшие дня

Реплика от «КП»: «Еще и зубные врачи неплохо зарабатывают...»

Зубным врачом вряд ли бы смог работать. Я же смешливый. Работая с бормашинкой, мог бы не то что нужно высверлить или выдернуть... Во всяком случае, когда мама думала о моем будущем, она, желая мне добра, представляла меня только гинекологом.

Вопрос от певицы Анны Семенович:

Олег Павлович, я вот про свою первую любовь помню, хотя и давно это было. А вы помните?

А как же! Первая любовь - девочка из хореографического кружка саратовского Дворца пионеров. Звали ее Нина Михайловна Кудряшова.

Мне было 15 лет, и ей столько же. Ниночка - человек беззаветной любви. Все, что у нее было: чистота юности, жертвенная преданность, - все она мне отдала.

Реплика от «КП»: «Что же помешало вашему счастью?»

Я уехал в Москву... Жалел, не жалел - уже не имеет значения, потому что это утрачено безвозвратно.

Вопрос от актрисы Яны Сексте («Табакерка»):

Москвичей замучили смог, жара. Конец света совсем близко, как по-вашему?

Яна, дорогая, как говорили у нас в Саратове, - не бэзэ (не бойся. - Ред.). Русские люди в 40-градусный мороз выживали и одерживали победы. Так что для нас 40 градусов жары - это тьфу!

Вопрос от писательницы Дарьи Донцовой:

Олег Павлович, слышала, что ваша младшая дочка Маша - очень артистичная девочка. Кем вы видите ее в будущем? А сына Пашу?

Не знаю насчет артистизма, а плавает она хорошо. Она пошла в плавание в 4 года и сегодня опережает многих в своей группе. Возможно, это успехи ее тренера, но думаю, что и сама старается. Маша - жизнеспособный борец. Она врывается в гущу событий.

А Паша - маленький английский лорд. Он женщин пропускает вперед, старшим уступает место. Очень добрый. Кстати, и мой старший сын Антон тоже обладает этим качеством. Он и маме своей помогает, и сестре. А как Антон помогал Раисе Викторовне Ленской, которая работала секретарем сначала у Олега Николаевича Ефремова, потом у меня, потом у Гали Волчек! В этом смысле он - старомодный провинциал. Я не могу сказать, что очень часто встречаю таких людей в Москве. А вот в Саратове, откуда я родом, их было много. Правда, тогда и время было другое.

Реплика от «КП»: «А сколько детей еще вы хотели бы завести?»

Хотел бы много, но уже не могу. Притормозился бег мой. Хотя посмотрим...

Вопрос от певицы Эдиты Пьехи:

Почему вы перестали сниматься в фильмах Никиты Михалкова? Не пробежала между вами черная кошка?

Нет, совсем наоборот, мы дружим. Но круг моих обязанностей не позволяет часто сниматься в кино. Если вспомнить, то с 1985 года я 15 лет работал ректором Школы-студии МХАТ. Параллельно занимался своим «подвалом» (так по привычке Олег Павлович называет Театр п/р Табакова, расположенный в подвале на улице Чаплыгина. - Ред.). Вот уже 10 лет после смерти Олега Ефремова сижу на двух стульях (это он про руководство МХТ и «Табакеркой». - Ред.). А я человек ответственный и обязательный, поэтому не стремлюсь объять необъятное. Кстати, если вы заметили, я не снимаюсь в сериалах и рекламе. Хотя неоднократно мне предлагали большие деньги.

Реплика от «КП»: «Почему же не снимаетесь?»

Как всегда - по глупости (хитро прищурившись)... Но все же я иногда и снимаюсь... Недавно закончились съемки у режиссера Виталия Мельникова. Это будет фильм о любви Лидии Авиловой и Антона Павловича Чехова. Я играю покровителя Чехова, главного редактора журнала «Осколки».

Вопрос от кинорежиссера Аллы Суриковой:

Какую роль для вас, дорогой Олег Павлович, написать, чтобы вы снялись в моем новом фильме?

Я очень люблю тебя, Алла. И если так сложится, что мой график совпадет с твоей потребностью во мне, я буду рад сниматься у тебя. Хотя последние лет пять меня мучит желание неумное, связанное с романом «В ожидании варваров». Это замечательная литература, которая просится на экран. Ее автор - южноафриканский писатель, лауреат Нобелевской премии Джон Максвелл Кутзее.

Вопрос от журналиста Сергея Доренко:

Ваши ученики, в которых вы видели преемников, нередко уходят в другие театры и создают свои школы. Евгений Миронов работает худруком в Театре Наций. Евгений Писарев руководит теперь Театром Пушкина. Не обидно? Лично я тоже много вкладываю в молодежь, а когда они разбегаются, думаю: на кой черт я это делаю? Просто досадно.

Мои ученики выбирают работу, где, как им кажется, будет лучше. Что ж в этом обидного? Если актер при пересечении Рубикона в 33 года ни за кого, кроме себя, не отвечает, его развитие в профессии приостанавливается. Мужчина должен от-ве-чать за других.

Реплика от «КП»: «Но известны примеры, когда актер не отвечает за других и при этом застоя в профессии не наблюдается, - таким был Евгений Евстигнеев... Или Иннокентий Смоктуновский».

Но Евстигнеев отвечал за свой талант! Смоктуновский - пример менее удачный, но тоже уместный. Это не означает, что я ценю талант Смоктуновского ниже, чем Евстигнеева. Я не из бухгалтерии.

Вопрос от певца Льва Лещенко:

С кем из артистов эстрады вы согласитесь спеть на своем юбилее? Не считая меня, конечно.

С Колей Расторгуевым. У нас по тембру, по-моему, совпадение.

Реплика от «КП»:

«Батяню-комбата» забацаете?

А почему бы нет?

Вопрос от актера Михаила Державина и его жены, певицы Роксаны Бабаян:

Олег Павлович, вы жизнью довольны? Вот в детстве вы подписывали письма отцу на фронт - «маршал Лелик Табаков». Маршальские амбиции удовлетворены?

Я сделал многое из того, что должен был сделать. Но не все. Не сыграл очень многих ролей, которые хотел бы сыграть. Например, Калигулу. После окончания Школы-студии МХАТ меня приняли в Театр Станиславского на роль Льва Николаевича Мышкина. Женя Урбанский был приглашен на роль Рогожина. Этот спектакль собирался ставить Михаил Михайлович Яншин. Но в это время Олег Ефремов создал будущий театр «Современник», и я ушел к нему.

Хотя в моей жизни были и такие работы, о которых можно только мечтать. В пражском театре играл Ивана Александровича Хлестакова. Это был, наверное, самый большой театральный успех в моей жизни. Я играл Хлестакова 24 раза в течение месяца. И один из крупнейших европейских импресарио составил для меня мировое турне - от Новой Зеландии до Северной Америки через Европу. Эта затея родилась в феврале 1968 года, а в августе, к моему дню рождения, в Чехословакию вошли советские танки. И лопнула вся затея.

Но зато в Чехии я до сих пор почти так же известен, как в России.

А вот вопрос от юмориста Сергея Светлакова:

Будет ли когда-нибудь продолжение мультика «Каникулы в Простоквашино», где вы в роли кота Матроскина? Может, это будет художественный фильм? Скоро ли? И еще вопрос кстати: вы котов любите?

Котов не люблю, я люблю собак. У меня романтическая история любви к собакам. В свое время я дважды заводил собак и дважды, когда уезжал на заработки за границу, моих собак отдавали в другие руки. Я это расставание болезненно переживал.

А что касается «Простоквашино...» - я уже озвучил Матроскина в новой серии популярного мультфильма. Насколько знаю, и другие актеры озвучили свои роли. Но не хватает денег на создание видеоряда. Это процесс дорогостоящий. А в мультипликации - большой кризис.

Если дела будут совсем плохи, я брошу клич и начну собирать деньги на народное кино. Собственные деньги вложу, да и зрители, убежден, мне помогут. Пусть чиновникам, отвечающим за судьбу отечественного кинематографа, будет стыдно.

Вопрос от боксера Кости Цзю:

Олег Павлович, как все-таки будете отмечать свой день рождения?

В этот день я приду во МХАТ. Если кто-то будет в этот день в театре - а у нас сейчас отпуск, - я готов и выпить, и закусить.

А большой банкет намечен на 14 ноября - так удобно было по графику. Мы первые два месяца после открытия нового сезона много гастролируем. А в ноябре все вернутся в Москву.

Поздравление ОТ «КП»

Олег Павлович, спасибо вам. Мы желаем себе чаще и как можно дольше видеть вас в добром здравии на сцене.

Спасибо, но я довольно хорошо знаю особенности физиологии человека. Знаю, что наши возможности не безграничны и не бесконечны. Но главное - я не утратил способности радоваться. Как говорил царь Соломон: человек должен быть счастлив от того, что он делает. И это самая главная награда в жизни. И еще я получаю, как теперь говорят, кайф от успехов своих учеников. Это больше, чем собственные успехи. Значит, жизнь на мне не кончается. «Нет, весь я не умру...» - писал поэт Пушкин. Будут жить дальше Дуся Германова, Женя Миронов, Мишка Хомяков, Андрей Смоляков, Марина Зудина... И тут уместно напомнить слова генерала Серпилина (в трилогии Константина Симонова «Живые и мертвые». - Ред.), когда он вывел из окружения свою группировку: «Вот вывел, сохранил людей. И этим горд».