Меню
Бесплатно
Главная  /  Выделения  /  Конвенции международной организации труда ратифицированные рф. Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений

Конвенции международной организации труда ратифицированные рф. Конвенции Международной организации труда (МОТ) в регулировании трудовых отношений

Нормативно-правовая информация

Конвенции Международной организации по охране труда (МОТ)

Одной из главных организаций, занимающихся защитой прав работников, является Международная организация по охране труда (МОТ). Созданная в 1919 г. согласно Версальскому договору, МОТ стала первым специализированным агентством ООН в 1946 г., пропагандирующим социальную справедливость и международное признание прав человека и труда.

МОТ имеет трехстороннюю уникальную структуру, включающую в себя:

  • правительства (2 делегата);
  • ассоциации работодателей (1 делегат);
  • рабочие организации / профсоюзы (1 делегат).

МОТ периодически разрабатывает и утверждает конвенции, направленные на защиту прав различных категорий работников. Конвенции МОТ — международные конвенции, разработанные и принятые Международной организацией труда. Конвенции МОТ подлежат ратификации странами — членами МОТ. Страна, ратифицировавшая конвенцию МОТ, принимает на себя обязательства по применению положений этой конвенции.

Среди основных конвенций МОТ, обеспечивающих социальные права работников, можно перечислить конвенции в отношении:

  • принудительного труда;
  • детского труда;
  • свободы ассоциаций;
  • дискриминации;
  • оплаты труда;
  • рабочих часов;
  • здоровья и безопасности;
  • надомных работников и др.

Конвенции в отношении принудительного труда (№№29, 105). Данные конвенции в совокупности устанавливают абсолютный запрет на использование принудительного труда. Согласно ст.1 Конвенции №105, государства, ее ратифицировавшие, обязуются упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме в качестве:

  • средства политического воздействия, воспитания, в качестве меры наказания за наличие или выражение взглядов, идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
  • метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
  • средства поддержания трудовой дисциплины;
  • средства наказания за участие в забастовках;
  • меры дискриминации по признакам расовой, социальной или национальной принадлежности.

Конвенции в отношении детского труда (№№138, 182). Конвенция «О минимальном возрасте для приема на работу» (№138), дополняемая Рекомендацией №146, обязывает государства, ратифицировавшие ее, проводить национальную политику, направленную на эффективное искоренение детского труда и постепенно повышать минимальный возраст приема на работу. Конвенция «Об искоренении наихудших форм детского труда» (№182) отражает всеобщее единодушие в том, что наихудшим формам детского труда немедленно должен быть положен конец. В истории МОТ эта конвенция имеет самый высокий темп ратификации: к январю 2010 г. она была ратифицирована 171 страной.
Конвенция №182 распространяется на всех детей, девочек и мальчиков, в возрасте до 18 лет и не предусматривает исключений для каких-либо отраслей экономики или категорий работников. Она призывает «принять немедленные и эффективные меры по запрещению и искоренению наихудших форм детского труда».
Конвенция №182 в качестве наихудших форм детского труда определяет такие, как рабство и принудительный труд, включая торговлю детьми и принудительную вербовку для участия в вооруженных конфликтах; детскую проституцию и порнографию; производство и продажу наркотиков и работу, которая может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.

Конвенции в отношении свободы ассоциаций (№№87, 98). Действие данных конвенций относится как к предпринимателям, так и к трудящимся: и те, и другие имеют право на образование организаций по своему выбору, без предварительного согласия со стороны органов власти. Эти организации имеют право на разработку без вмешательства извне своего собственного устава, право на выбор собственных представителей (также без вмешательства извне), на ведение своей деятельности и создание конфедераций и федераций.
В Конвенции №98 излагается принцип защиты от дискриминации при нарушении принципа свободы объединения, от актов вмешательства и призыв к использованию процедур проведения коллективных переговоров при заключении трудовых договоров.
Конвенция №87 посвящена свободе объединений профсоюзов и организаций предпринимателей. Ее положения являются обязательными для стран-участниц не после ее ратификации, а с момента их вступления в МОТ и признания устава, основополагающей частью которого являются эти положения.
Право на свободу объединений означает не только свободу вступать в существующие объединения, но и создавать новые. Конвенция №98 дает объединениям право на коллективные переговоры и соглашения, регулирующие вопросы оплаты и условий труда. Государство обязано обеспечить правовые основы этих правил и предусмотреть соответствующие санкции на случай их нарушения. Конвенция №98 запрещает любую дискриминацию трудящихся за членство в профсоюзе и любое, финансовое или кадровое, давление предпринимателя на эти организации.

Конвенции в отношении дискриминации (№№100, 111). Данные конвенции разработаны для искоренения дискриминаций различных типов в области труда. Например, конвенция МОТ №100 декларирует необходимость равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности (№100). В конвенции МОТ №111 идет речь об искоренении дискриминации в области труда и занятий.

Конвенции в отношении оплаты труда (№№63, 95, 100, 131). Заработная плата за плановые и сверхурочные работы, а также ставка по оплате сверхурочных часов должны соответствовать размеру заработной платы, установленному действующим законодательством (или промышленными стандартами), либо превышать его. Незаконные или дисциплинарные вычеты из заработной платы недопустимы. Если минимальной заработной платы, определенной законодательно или же в рамках промышленных стандартов, недостаточно для покрытия расходов на проживание и получения некоторого дополнительного дохода, который остается после выплаты всех налоговых вычетов, организации должны обеспечить своим сотрудникам такую заработную плату, которая была бы достаточна для покрытия вышеуказанных потребностей.
Не допускается удержание сумм из заработной платы в качестве дисциплинарной меры. Организации должны гарантировать, что их работники регулярно и в доступной форме получают информацию о размере своей заработной платы, а также то, что заработная плата, положенные льготные выплаты и компенсации выплачиваются в соответствии с установленным законодательством и способом, удобным для работников. В конвенциях по оплате труда установлены правила определения минимальной оплаты труда, принципы равенства оплаты труда мужчин и женщин.

Конвенции в отношении рабочих часов (№№1, 14, 30, 47, 63) . Данные конвенции устанавливают правила определения и границы рабочего времени. Конвенции содержат требования как к общим положениям определения рабочего времени, так и к частным случаям — определению рабочего времени в различных отраслях (промышленности, торговле, учреждениях).

Конвенция №63 определяет порядок ведения статистики оплаты труда и рабочего времени. В данных требованиях определено, что максимально допустимое рабочее время в неделю должно соответствовать тому, которое установлено национальным правом, но не может превышать 48 часов. При этом максимально допустимое время для сверхурочной работы в неделю не может превышать 12 часов. Сверхурочная работа допускается исключительно на добровольной основе и оплачиваться она должна в премиальном размере. Служащий имеет право по крайней мере на один выходной день, следующий за шестью подряд отработанными днями.

Конвенции в отношении здоровья и безопасности (№№155, 162) . Согласно разработанным конвенциям в этой области, должны быть установлены и соблюдаться ясные своды правил и процедур относительно гигиены труда и техники безопасности, в особенности обеспечение и использование средств индивидуальной защиты, чистый туалет, доступ к питьевой воде. Также при необходимости должно быть предоставлено санитарное оборудование для хранения продуктов. Запрещается нарушение установленного конвенциями порядка, условий на рабочем месте, условий в помещениях для отдыха. В частности, молодые сотрудники не должны работать в опасных и вредных для здоровья человека условиях.

Конвенции в отношении надомных работников (№177) . Согласно ст. 1 Конвенции №177 «О надомном труде», надомный труд означает работу, которую лицо, именуемое надомником, выполняет:
1) по месту своего проживания или в других помещениях по его выбору, но не на производственных территориях работодателя;
2) за вознаграждение.

Конвенция №177 содержит основные требования в отношении условий труда и отсутствия дискриминации надомных работников. Данные конвенции, которые нотифицированы большинством стран мира, поднимают важные для мирового сообщества проблемы в социальной сфере. Одной из важнейших и наиболее острых социальных проблем является использование детского труда.

Найти Сбросить

МНОГОСТОРОННИЕ ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.3 Четвертый дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче от 20 сентября 2012 г.;

3. Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 г.;

4.1. Дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17 марта 1978 г.;

7. Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г.;

8. Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г.;

7. Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18 марта 1970 г.;

10. Протокол о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма от 27 января 1977 г. от 15 мая 2003 г.;

11. Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, от 19 мая 1978 г.;

12. Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 г.;

13. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.;

13.1. Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.;

14. Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 г.;

15. Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения от 28 марта 1997 г.;

16. Соглашение об образовании Совета руководителей пенитенциарных служб государств – участников Содружества Независимых Государств от 16 октября 2015 г.;

17. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.;

17.1 Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху от 15 ноября 2000 г.;

17.2 Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее от 15 ноября 2000 г.;

19. Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 17 декабря 1997 г.;

20. Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции от 25 октября 2013 г.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ДВУСТОРОННИЕ ДОГОВОРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 28 мая 2015 г.;

2. Договор между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 28 мая 2015 г.;

3. Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Австрийской Республикой по вопросам гражданского процесса от 11 марта 1970 г.;

4. Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 декабря 1992 г.;

5. Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания от 26 мая 1994 г.;

6. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Албанией об оказании правовой помощи по гражданским, семейно-брачным и уголовным делам от 30 июня 1958 г.;

7. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Алжирской Народной Демократической Республикой о взаимном оказании правовой помощи от 23 февраля 1982 г.;

8. Договор между Российской Федерацией и Республикой Ангола о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы от 31 октября 2006 г.;

10. Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о сотрудничестве и правовой помощи по гражданским, торговым, трудовым и административным делам от 20 ноября 2000 г.;

11. Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о выдаче от 12 июля 2014 г.;

12. Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 12 июля 2014 г.;

13. Договор между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы от 12 июля 2014 г.;

14. Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Бахрейн о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 15 декабря 2015 г.;

15. Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Бахрейн о выдаче от 27 мая 2016 г.;

16. Договор между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о передаче лиц, осужденных к лишению свободы от 12 ноября 2013 г.;

17. Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Афганистан о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы от 23 марта 2005 г.;

18. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь от 17 января 2001 г.;

19. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 19 февраля 1975 г.;

20. Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией о выдаче от 14 января 2002 г.;

21. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 15 июля 1958 г. с Протоколом об изменениях и дополнениях к Договору между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанному в Москве 15 июля1958 года, от 19 октября 1971 г.;

22. Договор между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 25 августа 1998 г.;

23. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Греческой Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 21 мая 1981 г.;

24. Договор между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам от 23 сентября 1997 г.;

25. Договор между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 23 июня 2009 г.;

27. Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 21 декабря 1998 г.;

28. Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и торговым делам от 3 октября 2000 г.;

29. Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о передаче лиц, осужденных к лишению свободы от 21 октября 2013 г.;

30. Договор о взаимном оказании правовой помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Иракской Республикой от 22 июня 1973 г.;

31. Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 5 марта 1996 г.;

32. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Королевством Испания о правовой помощи по гражданским делам от 26 октября 1990 г.;

33. Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 16 января 1998 г.;

34. Конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам от 25 января 1979 г.;

35. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Демократической Республикой Йемен о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 6 декабря 1985 г.;

36. Договор между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 октября 1997 г.;

37. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Кипр о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19 января 1984 г.;

38. Конвенция между Российской Федерацией и Республикой Камерун о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 28 мая 2015 г.;

40. Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19 июня 1992 г.;

41. Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче от 26 июня 1995 г.;

42. Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о передаче осужденных от 2 декабря 2002 г.;

43. Договор между Российской Федерацией и Республикой Кипр о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 8 ноября 1996 г.;

44. Договор между Российской Федерацией и Республикой Колумбией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 6 апреля 2010 г.;

45. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Корейской Народно-Демократической Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 16 декабря 1957 г.;

46. Договор между Российской Федерацией и Республикой Корея о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 28 мая 1999 г.;

47. Договор между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17 ноября 2015 г.;

48. Договор между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой о выдаче от 17 ноября 2015 г.;

49. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Куба о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 28 ноября 1984 г.;

50. Договор между Российской Федерацией и Республикой Куба о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 13 декабря 2016 г.;

51. Договор между Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 14 сентября 1992 г.;

52. Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 3 февраля 1993 г.;

53. Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания от 4 марта 1993 г.;

54. Договор между Российской Федерацией и Лаосской Народно-Демократической Республикой о выдаче от 28 мая 2015 г.;

55. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Ливан о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 16 декабря 2014 г.;

56. Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 21 июля 1992 г.;

57. Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 25 июня 2001 г.;

58. Конвенция между Российской Федерацией и Королевством Марокко передаче лиц, осужденных к лишению свободы от 7 сентября 2006 г.;

59. Договор между Российской Федерацией и Мексиканскими Соединенными Штатами о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы от 7 июня 2004 г.;

60. Договор между Российской Федерацией и Мексиканскими Соединенными Штатами о взаимной правовой помощи по уголовным делам, от 21 июня 2005 г.;

61. Договор между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 25 февраля 1993 г.;

62. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 23 сентября 1988 г.;

63. Договор между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 20 апреля 1999 г.;

64. Протокол от 12 сентября 2002 г. к Договору между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 20 апреля 1999 г.;

65. Договор между Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 25 ноября 2014 г.;

66. Договор между Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами о выдаче от 25 ноября 2014 г.;

67. Договор между Российской Федерацией и Республикой Панама о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 30 апреля 2009 г.;

69. Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16 сентября 1996 г.;

70. Соглашение между Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством юстиции Республики Польша о порядке сношений по гражданским делам от 17 мая 2012 г. в рамках Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых сношениях по гражданским и уголовным делам от 16 сентября 1996 г.;

71. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Румынской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 3 апреля 1958 г.;

72. Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о порядке исполнения судебных поручений от 22 ноября 1935 г.;

73. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17 июня 1999 г.;

74. Договор между Российской Федерацией и Турецкой Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам и о выдаче от 1 декабря 2014 г.;

75. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Тунисской Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 26 июня 1984 г.;

76. Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 18 мая 1995 г.;

77. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 11 августа 1978 г. с Протоколом от 11 августа 1978 г.;

78. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о взаимной передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 8 ноября 1990 г.;

79. Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Францией о передаче судебных и нотариальных документов и выполнении судебных поручений по гражданским и торговым делам от 11 августа 1936 г.;

80. Конвенция между Российской Федерацией и Французской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 11 февраля 2003 г.;

81. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Социалистической Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 12 августа 1982 г.;

82. Договор между Российской Федерацией и Демократической Социалистической Республикой Шри-Ланка о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 28 мая 2015 г.;

83. Договор между Российской Федерацией и Демократической Социалистической Республикой Шри-Ланка о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 28 мая 2015 г.;

84. Договор между Российской Федерацией и Демократической Социалистической Республикой Шри-Ланка о выдаче от 28 мая 2015 г.;

84. Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 26 января 1993 г.;

85. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Федеративной Народной Республикой Югославией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 24 февраля 1962 г.;

86. Договор между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о передаче лиц, осужденных к лишению свободы от 14 октября 2014 г.;

87. Договор между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 14 октября 2014 г.;

88. Договор между Российской Федерацией и Японией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 12 мая 2009 г.

ДВУСТОРОННИЕ ДОГОВОРЫ,

НЕ ВСТУПИВШИЕ В СИЛУ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Албания о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 30 октября 1995 г. (Договор подписан Российской Федерацией 30 октября 1995 г., не ратифицирован, не вступил в силу).

2. Конвенция между Российской Федерацией и Алжирской Народной Демократической Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 10 октября 2017 г. (Конвенция подписана Российской Федерацией
10 октября 2017 г., ратифицирована Федеральным законом от 2 октября 2018 г. № 343-ФЗ «О ратификации Конвенции между Российской Федерацией и Алжирской Народной Демократической Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам», не вступила в силу);

3. Договор между Российской Федерацией и Республикой Ангола о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 31 октября 2006 г. (Договор подписан Российской Федерацией 31 октября 2006 г., ратифицирован Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 158-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Ангола о взаимной правовой помощи по уголовным делам», не вступил в силу);

4. Договор между Российской Федерацией и Республикой Зимбабве о выдаче от 15 января 2019 г. (Договор подписан Российской Федерацией 15 января 2018 г., не ратифицирован, не вступил в силу);

5. Соглашение между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о передаче лиц, осужденных к лишению свободы от 28 марта 2017 г. (Соглашение подписано Российской Федерацией 28 марта 2017 г., ратифицировано Федеральным законом от 5 февраля 2018 г. № 7-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о передаче лиц, осужденных к лишению свободы», не вступило в силу);

6. Протокол о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 5 марта 1996 г. (Протокол подписан Российской Федерацией 28 марта 2017 г., ратифицирован Федеральным законом от 5 февраля 2018 г. № 4-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам
от 5 марта 1996 г.», не вступил в силу);

7. Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания об оказании правовой помощи по уголовным делам от 25 марта 1996 г.(Договор подписан Российской Федерацией 25 марта 1996 г., ратифицирован Федеральным законом Российской Федерации от 8 октября 2000 г. №127-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания об оказании правовой помощи по уголовным делам», не вступил в силу);

8. Договор между Российской Федерацией и Королевством Камбоджа о выдаче от 1 февраля 2017 г. (Договор подписан Российской Федерацией 28 марта 2017 г., ратифицирован Федеральным законом от 4 июня 2018 г. № 125-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Камбоджа о выдаче», не вступил в силу);

9. Договор между Российской Федерацией и Корейской Народно- Демократической Республикой о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы от 5 декабря 2017 г. (Договор подписан
Российской Федерацией 5 декабря 2017 г., ратифицирован Федеральным законом от 6 марта 2019 г. № 15-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Корейской Народно - Демократической Республикой о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы», не вступил в силу);

10. Договор между Российской Федерацией и Республикой Куба о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 14 декабря 2000 г. (Договор подписан Российской Федерацией 14 декабря 2000 г., не ратифицирован, не вступил в силу);

11. Договор между Российской Федерацией и Лаосской Народной Демократической Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 26 сентября 2017 г. (Договор подписан Российской Федерацией 26 сентября 2017 г., ратифицирован Федеральным законом от 2 октября 2018 г. № 344-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Лаосской Народно-Демократической Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы», не вступил в силу);

12. Договор между Российской Федерацией и Республикой Мали о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 31 августа 2000 г. (Договор подписан Российской Федерацией 31 августа 2000 г., не ратифицирован, не вступил в силу.);

13. Конвенция между Российской Федерацией и Королевством Марокко о выдаче от 15 марта 2016 г. (Конвенция подписана Российской Федерацией 15 марта 2016 г., ратифицирована Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 180-ФЗ «О ратификации Конвенции между Российской Федерацией и Королевством Марокко о выдаче», не вступила в силу);

14. Договор между Российской Федерацией и Республикой Намибией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 8 октября 2018 г. (Договор подписан в г. Виндхуке 8 октября 2018 г., не ратифицирован, не вступил в силу);

15. Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Нигерией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 26 ноября 2018 г. (Договор подписан в г. Москве 26 ноября 2018 г., не ратифицирован, не вступил в силу).

16. Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Нигерией о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 24 июня 2009 г. (Договор подписан Российской Федерацией 24 июня 2009 г., ратифицирован Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 277 «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Нигерией о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы», не вступил в силу);

17. Договор между СССР и Сирийской Арабской Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 15 ноября 1984 г. Договор подписан СССР 15 ноября 1984 г., не ратифицирован, не вступил
в силу);

18. Договор между Российской Федерацией и Республикой Филиппины о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 13 ноября 2017 г. (Договор подписан Российской Федерацией 13 ноября 2017 г. в г. Маниле, ратифицирован Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 276-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Филиппины о взаимной правовой помощи по уголовным делам», не вступил в силу);

19. Договор Российской Федерацией и Республикой Филиппины о выдаче от 13 ноября 2017 г. (Договор подписан Российской Федерацией 13 ноября 2017 г. в г. Маниле, ратифицирован Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 274-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Филиппины о выдаче», не вступил в силу).

"Трудовое право", 2010, N 2

Шестого октября 2009 г. в Государственной Думе РФ прошли парламентские слушания на тему "Развитие российского законодательства в социальной сфере: перспективы дальнейшей ратификации Российской Федерацией конвенций Международной организации труда (МОТ)".

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проанализировало перечень конвенций МОТ и других международных актов на соответствие законодательства Российской Федерации положениям конвенций МОТ и представило перечень конвенций МОТ и некоторых других международных актов в сфере труда с аргументированными предложениями в отношении их ратификации <1>. Этот перечень представляет значительный интерес, поскольку он отражает комплексную позицию Минздравсоцразвития России в отношении присоединения России к международным актам в сфере труда.

<1> Информация о возможности ратификации конвенций Международной организации труда (МОТ) // Материалы парламентских слушаний "Развитие российского законодательства в социальной сфере: перспективы дальнейшей ратификации Российской Федерацией конвенций МОТ", 2009.

Часть сделанных Минздравсоцразвития предложений вполне логична, однако некоторые из предложений (либо отсутствие предложений по ряду актов) вызывают существенные вопросы.

Прежде всего, необходимо понять, какие вообще конвенции МОТ имеет смысл рассматривать с точки зрения возможности ратификации Российской Федерацией. За девяносто лет, начиная с основания Международной организации труда в 1919 г., этой организацией было принято 1488 конвенций (по состоянию на октябрь 2009 г.). Поскольку Россия в настоящее время ратифицировала (и не денонсировала) 53 конвенции МОТ, можно было бы теоретически говорить о ратификации 135 актов МОТ. Однако не только ратифицировать, но и изучать возможности ратификации каждой из этих конвенций и протоколов - занятие бессмысленное.

Очевидно, что с учетом столь долгого срока и количества принятых конвенций далеко не все они в настоящее время в равной степени актуальны, применимы и отвечают современным потребностям общества. Это обстоятельство потребовало от МОТ проведения работы по некоторой их систематизации. В 1995 г. Административный совет МОТ создал специальную рабочую группу по политике, касающейся пересмотра стандартов, целью которой стал и анализ необходимости пересмотра актов МОТ и выявление критериев для определения их актуальности. Рабочая группа в период с 1995 по 2001 г. проанализировала с этой точки зрения 181 конвенцию и 191 рекомендацию МОТ, в результате чего был сформулирован ряд предложений <2> Административному совету по поводу практических шагов, которые помогли бы упорядочить акты МОТ и тем самым повысить их эффективность. В результате проделанной работы была разработана классификация актов МОТ в зависимости от их актуальности (классификация по статусу) <3>. Актам были присвоены следующие виды статуса: актуальные; назначенные к пересмотру; акты с промежуточным <4> статусом; акты, в отношении которых у стран - участниц МОТ была запрошена дополнительная информация; отложенные конвенции; замененные рекомендации; устаревшие акты; изъятые акты и отмененные <5> конвенции.

<2> ILO Governing Body. Working Party on Policy regarding the Revision of Standards. Follow-up to the recommendations of the Working Party. ILO Document GB.283/LILS/WP/PRS/1/2. ILO, Geneva, 2002.
<3> См. список актов МОТ с учетом статуса на сайте Организации в базе данных международных трудовых стандартов МОТ ILOLEX: .
<4> То есть акты, статус которых пока не согласован государствами - участниками МОТ.
<5> То есть конвенции, прошедшие официальную процедуру отмены в рамках МОТ. Такая отмена будет возможна после вступления в силу изменений в Устав МОТ. Пока эти изменения в силу не вступили, поэтому ни один из актов МОТ официально не был отменен. Это снижает эффективность актов МОТ.

Очевидно, что из всех перечисленных статусов имеет смысл рассматривать только актуальные акты либо акты, имеющие промежуточный статус, но по каким-либо причинам вызывающие особую необходимость ратификации Россией. Этот вид статуса означает, что конвенция, протокол к конвенции или рекомендация МОТ действуют в полном объеме, включая контроль за их исполнением и обязанность по представлению отчетности со стороны государств - участников МОТ.

В настоящее время актуальными признаются 81 конвенция и протокол к конвенциям МОТ. Среди актуальных актов МОТ выделяются две другие группы, объединяющие конвенции, отличающиеся особой важностью.

Речь идет, во-первых, о так называемых восьми фундаментальных конвенциях <6> МОТ, посвященных основополагающим правам и принципам в сфере труда. Как указывается в Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г., выполнение этих принципов и прав обязательно вне зависимости от факта ратификации, а лишь в силу присоединения государства к Уставу МОТ. Поскольку не все эти принципы и права четко и однозначно сформулированы в Уставе МОТ и прилагающейся к нему Декларации относительно целей и задач Международной организации труда 1944 г. (Филадельфийской декларации), можно сделать вывод, что МОТ относит данные конвенции к "императивным нормам общего международного права (ius cogens)", которые, согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., имеют преимущество перед обычными международными договорами. Международная организация труда последние одиннадцать лет проводит активную кампанию по ратификации и контролю за исполнением положений этих восьми конвенций. Считается, что государство, минимально уважительно относящееся к международным правовым стандартам в сфере труда, ратифицировало все восемь конвенций. Почти <7> все промышленно развитые страны ратифицировали все фундаментальные конвенции.

<6> Конвенция N 87 относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию 1948 г.; Конвенция N 98 относительно применения принципов права на организацию и на заключение коллективных договоров 1949 г.; Конвенция N 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности 1951 г.; Конвенция N 111 о дискриминации в области труда и занятий 1958 г.; Конвенция N 29 о принудительном или обязательном труде 1930 г.; Конвенция N 105 об упразднении принудительного труда 1957 г.; Конвенция N 138 о минимальном возрасте приема на работу 1973 г.; Конвенция N 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда 1999 г.
<7> Исключениями являются Канада (пять из восьми ратификаций), Япония (шесть из восьми), США (две из восьми).

Во-вторых, в число актуальных безусловно входят так называемые приоритетные конвенции МОТ, выделенные в качестве таковых Административным советом МОТ: Конвенция 1947 г. об инспекции труда в промышленности и торговле (N 81), Конвенция 1964 г. о политике в области занятости (N 122), Конвенция 1969 г. об инспекции труда в сельском хозяйстве (N 129), Конвенция 1976 г. о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (N 144). Эти четыре Конвенции выделены в особую группу с целью содействия их ратификации максимально большим количеством государств - участников МОТ. С 2004 г. сведения об их ратификации государствами - членами МОТ включаются в Информационный документ о ратификациях и деятельности, связанной с нормами, предоставляемый ежегодно Международной конференции труда <8>. В отношении и фундаментальных и приоритетных конвенций каждое государство - член МОТ, ратифицировавшее соответствующую конвенцию, обязано представлять отчеты о выполнении содержащихся в них положений Комитету экспертов МОТ по применению конвенций и рекомендаций, который на основе этих отчетов составляет доклад об их соблюдении.

Среди актов МОТ, имеющих статус актуальных, следует также выделить одиннадцать конвенций и протоколов, посвященных труду моряков, которые должны быть замещены сводной Конвенцией 2006 г. о труде в морском судоходстве, подготовка к ратификации которой ведется в настоящее время <9>. Поскольку Конвенция 2006 г. пересмотрит их положения после вступления в силу <10>, рассматривать ратификацию соответствующих конвенций нецелесообразно. К числу таких нератифицированных актов относятся Конвенции N N 145, 146, 147, 164, 165, 166, 178 и 180.

<8> См.: Международная организация труда: конвенции, документы, материалы: Справочное пособие / Сост. З.С. Богатыренко. М., 2007. С. 37.
<9> В целях выработки первоочередных мер по подготовке органов власти, законодательства и отечественного флота к работе в новых, определенных Конвенцией, условиях совместным Приказом Минтранса России, Минздравсоцразвития России, МИД России, Минпромэнерго России и ФМС России от 24 марта 2008 г. N 49/137/3287/139/69 образована Межведомственная комиссия по подготовке к ратификации Российской Федерацией Конвенции 2006 г. о труде в морском судоходстве.
<10> Конвенция 2006 г. о труде в морском судоходстве вступает в силу через 12 месяцев после даты регистрации документов о ратификации не менее 30 государств-членов, общая доля валовой мировой вместимости торгового флота которых составляет 33 процента от общемировой. В результате ратификации к осени 2009 г. этой Конвенции 5 государствами требование в отношении вместимости торгового флота уже перевыполнено. МОТ ожидает, что по количеству государств необходимый минимум будет достигнут к 2011 г.

Россия (либо СССР) ратифицировала все восемь фундаментальных конвенций МОТ. Из четырех приоритетных ратифицировано только две Конвенции (N 81 и N 122). Очевидно, что вопрос о ратификации оставшихся двух приоритетных Конвенций (N 144 и N 129) должен рассматриваться Россией в первую очередь. Кроме того, к настоящему моменту Российская Федерация ратифицировала 21 конвенцию МОТ из числа актуальных.

Таким образом, из оставшихся актуальных актов МОТ Россией в настоящее время не ратифицированы две приоритетные конвенции и сорок конвенций и протоколов к конвенциям, относящихся к "просто" актуальным. Именно в отношении этих конвенций и протоколов существует четко выраженная позиция МОТ о желательности их ратификации государствами - участниками Организации.

Естественно, сказанное отнюдь не означает, что России следует немедленно ратифицировать все эти акты. Присоединение к международному договору подразумевает принятие на себя обязательств, и любое суверенное государство вправе решать, какие из этих конвенций и протоколов принесут пользу его гражданам. Ратификация каких-то из этих конвенций может быть преждевременной, поскольку финансовая система России не готова к выполнению соответствующих обязательств либо внутреннее законодательство должно быть существенным образом модифицировано. Принятие обязательств по некоторым может противоречить национальным интересам России, а в отношении других социальные партнеры России в настоящее время не выработали единой позиции. В том случае, если нет ни финансовых, ни правовых, ни политических, ни социальных препятствий для ратификации той или иной конвенции, представляется, что такая ратификация целесообразна, даже если она не предоставляет каких-либо дополнительных прав работникам: ратификация демонстрирует уважение России к международному праву, что повышает ее международный престиж.

Тем не менее очевидно, что в документе, касающемся целесообразности ратификации конвенций МОТ, именно эти акты должны быть рассмотрены в первую очередь, даже если будет сделано заключение о нежелательности их ратификации в настоящее время или когда-либо. Акты МОТ, имеющие переходный статус, акты, назначенные к пересмотру, или акты, в отношении статуса которых пока не существует консенсуса в рамках МОТ <11>, должны рассматриваться во вторую очередь. Те же конвенции и протоколы, которые считаются устаревшими, отложенными, изъятыми и т.д., вообще вряд ли должны рассматриваться.

<11> Конвенция 1982 г. о прекращении трудовых отношений (N 158).

В своем обзоре Минздравсоцразвития рассмотрело почему-то только около половины из актуальных конвенций. Двадцать актуальных конвенций, включая одну приоритетную, вообще не упоминаются в документе (ни как подлежащие, ни как не подлежащие ратификации). Это не может не вызывать удивления. Вместе с тем делаются предложения о ратификации Конвенции 1982 г. о прекращении трудовых отношений (N 158), статус которой в настоящее время не определен самой МОТ, а также Конвенции 1970 г. об оплачиваемых отпусках (N 132), обладающей промежуточным статусом. Кроме этого, в обзоре делаются выводы о нежелательности ратификации Конвенции 1962 г. об основных целях и нормах социальной политики (N 117), которая обладает промежуточным статусом, и Конвенции (пересмотренной) 1934 г. о возмещении трудящимся при профессиональных заболеваниях (N 42), относящейся к устаревшим. Нельзя не присоединиться к выводу о нежелательности ратификации этих двух Конвенций, однако не очень понятно, зачем они вообще упоминаются в обзоре: с теми же основаниями можно анализировать целесообразность ратификации более чем ста неактуальных нератифицированных конвенций МОТ.

Поскольку МОТ выделяет Конвенции N 129 и N 144 в особую группу приоритетных конвенций, о целесообразности их ратификации следует говорить также особо.

В отношении первой из них - Конвенции 1969 г. об инспекции труда в сельском хозяйстве (N 129) - в обзоре Минздравсоцразвития не говорится ни слова. Данная Конвенция распространяет в отношении сельского хозяйства положения другой приоритетной Конвенции МОТ - 1947 г. об инспекции труда в промышленности и торговле (N 81), ратифицированной Российской Федерацией. Положения, которые касаются инспекции труда по Конвенции N 129, в основном аналогичны тем, которые содержатся в Конвенции N 81. Российское законодательство об охране труда (прежде всего, разд. X Трудового кодекса РФ) в части вопросов, затрагиваемых в этих двух Конвенциях, носит универсальный характер, т.е. применяется в равной степени как к промышленности и торговле, так и к сельскому хозяйству. Таким образом, российское законодательство независимо от ратификации Конвенции N 129 должно соответствовать содержащимся в ней требованиям. В отношении сферы действия трудового законодательства существуют изъятия, касающиеся труда в сельскохозяйственных кооперативах. Трудовые отношения членов сельскохозяйственных кооперативов регулируются нормами Федерального закона от 08.12.1995 "О сельскохозяйственной кооперации". Однако, согласно п. 3 ст. 40 данного Закона, не допускается установление условий, ухудшающих положение работников кооператива по сравнению с нормами, установленными трудовым законодательством РФ. Следовательно, законодательство об охране труда применяется к членам сельскохозяйственных кооперативов в полной мере. Кроме того, в ст. 5 Конвенции N 129 говорится о том, что на лиц, участвующих в сельскохозяйственном кооперативе в качестве членов, действие Конвенции распространяется только в случае, если государством будет сделано соответствующее заявление при ратификации. Таким образом, в настоящее время ничто не препятствует России принять на себя обязательства по данной Конвенции. Если же у Минздравсоцразвития имеются какие-то возражения против ратификации данной приоритетной Конвенции, о них, безусловно, следовало бы упомянуть в обзоре.

Вторая из нератифицированных приоритетных конвенций - Конвенция 1976 г. о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (N 144). Эта Конвенция рассматривается в обзоре Минздравсоцразвития, и в ее отношении делается отрицательное заключение. Цель данной Конвенции - распространение процедур трехсторонних консультаций на сотрудничество государств с Организацией по поводу принятия, ратификации и денонсации актов МОТ. Минздравсоцразвития выдвинуло два возражения против ратификации Конвенции, причем одно прямо противоречит другому. Как указывается в документе: "Предлагаемый в Конвенции механизм консультаций фактически установлен МОТ вне его связи с ратификацией Конвенции". Далее указывается, что "ратификация данной Конвенции приведет к возможному осложнению процедуры подготовки и согласования ежегодного доклада компетентного органа с представителями профсоюзов и работодателей". Если такой порядок МОТ был бы установлен вне связи с ратификацией, то никаких дополнительных обязательств эта Конвенция на Россию не налагала бы. На самом деле юридически ситуация несколько иная. Конвенция N 144 расширяет содержание процедур, содержащихся в Уставе МОТ, а государства - члены Организации несут обязательства вне зависимости от ратификации лишь в отношении Устава МОТ и прилагающейся к нему Филадельфийской декларации 1944 г. Даже обязательства по основополагающим принципам и правам вне зависимости от ратификации фундаментальных конвенций обосновываются присоединением государства к Уставу МОТ (см. выше). Таким образом, юридически процедуры, указанные в Конвенции N 144, станут для России обязательными лишь в случае ратификации этой Конвенции.

Второй довод о том, что ратификация Конвенции N 144 приведет к осложнению процедуры согласования ежегодного доклада России, не выглядит убедительным аргументом для отказа от ратификации Конвенции N 144. Любая процедура согласования усложняет принятие любого документа. Это вовсе не означает ненужности такой процедуры. Чисто административное желание Минздравсоцразвития "не осложнять себе жизнь" введением процедуры согласования доклада с социальными партнерами, как представляется, не должно брать верх над закрепленным в законе принципом социального партнерства, который, согласно ст. 27 Трудового кодекса РФ, включает в себя, помимо прочего, взаимные консультации (переговоры) по вопросам совершенствования трудового законодательства.

Объем настоящей статьи не позволяет дать аргументированные рекомендации по поводу ратификации всех актуальных конвенций МОТ, которые должны быть рассмотрены Минздравсоцразвития с точки зрения ратификации, поэтому я ограничусь их перечислением. Еще раз подчеркну, что анализ перспектив ратификации вовсе не означает предложения ратифицировать соответствующую конвенцию или протокол. Например , в отношении Конвенции 1997 г. о частных агентствах занятости (N 181), легализующей использование в России заемного труда, очевидно, что вывод должен быть отрицательным, поскольку среди сторон социального партнерства существуют резкие разногласия в отношении этой Конвенции и самой концепции заемного труда: профсоюзы выступают категорически против легализации такого рода отношений. К мнению профсоюзов присоединяется и ряд авторитетных специалистов в области трудового права <12>. Поэтому, до тех пор пока не будет достигнуто общее видение проблемы, нецелесообразно принимать на себя обязательства вопреки резко выражаемому мнению одного из социальных партнеров.

<12> См., например: Нуртдинова А. Заемный труд: особенности организации и возможности правового регулирования // Хозяйство и право. 2004. N 9.

Итак, вот перечень конвенций и протоколов МОТ, относящихся к актуальным, но почему-то "забытых" Минздравсоцразвития:

  1. Конвенция 1975 г. об организациях сельских трудящихся (N 141).
  2. Конвенция 1978 г. о трудовых отношениях на государственной службе (N 151).
  3. Конвенция 1997 г. о частных агентствах занятости (N 181).
  4. Конвенция 1949 г. о трудовых статьях в договорах, заключаемых государственными органами власти (N 94).
  5. Конвенция 1990 г. о ночном труде (N 171).
  6. Протокол 1990 г. к Конвенции 1948 г. о ночном труде женщин (N 89).
  7. Конвенция 1974 г. о профессиональных раковых заболеваниях (N 139).
  8. Конвенция 1990 г. о химикатах (N 170).
  9. Конвенция 1988 г. о безопасности и гигиене труда в строительстве (N 167).
  10. Конвенция 1995 г. о безопасности и гигиене труда на шахтах (N 176) <13>.
  11. Конвенция 1964 г. о пособиях в случаях производственного травматизма (N 121).
  12. Конвенция 1962 г. о равноправии в области социального обеспечения (N 118).
  13. Конвенция 2007 г. о труде в рыболовном секторе (N 188).
  14. Конвенция (пересмотренная) 2003 г. об удостоверениях личности моряков (N 185).
  15. Конвенция 1989 г. о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни (N 169).
  16. Конвенция 1958 г. о плантациях (N 110).
  17. Протокол 1982 г. к Конвенции 1958 г. о плантациях (N 110).
  18. Конвенция 1991 г. об условиях труда в гостиницах и ресторанах (N 172).
  19. Конвенция 1996 г. о надомном труде (N 177).
<13> Неупоминание Конвенций N N 167 и 176 выглядит тем более странным, что Минздравсоцразвития упоминает о родственной им Конвенции 2001 г. о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве (N 184).

В отношении оставшихся двух десятков актуальных конвенций и протоколов Минздравсоцразвития сформулировало свои предложения относительно ратификации. Предложения делятся на три группы: а) конвенции МОТ, которые существующая законодательная база РФ позволяет подготовить к ратификации; б) конвенции МОТ и другие международные акты, по которым идет подготовка к ратификации, осуществляется корректировка законодательства; и в) конвенции МОТ, ратификация которых может быть осуществлена в более поздние сроки либо нецелесообразна, исходя из интересов и законодательства Российской Федерации. Такая структура вполне четка, логична и отвечает поставленным в обзоре задачам.

В первую группу (конвенции, которые могут быть ратифицированы без внесения изменений в действующее законодательство) Минздравсоцразвития включило следующие акты МОТ: Конвенция 1971 г. о представителях трудящихся (N 135); Конвенция 1981 г. о коллективных переговорах (N 154); Конвенция 1985 г. о службах гигиены труда (N 161); Конвенция 2006 г. об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (N 187); Конвенция 1993 г. о предотвращении крупных промышленных аварий (N 174); Конвенция 1969 г. о медицинской помощи и пособиях по болезни (N 130); Конвенция 2000 г. об охране материнства (N 183). Внесение всех этих Конвенций в качестве заслуживающих ратификации достойно полной поддержки.

Во вторую группу (конвенции, которые рекомендуется ратифицировать после внесения изменений во внутреннее законодательство РФ) были включены: Конвенция 1992 г. о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности их предпринимателя (N 173), Конвенция 2006 г. о труде в морском судоходстве (MLC), Конвенция 1974 г. об оплачиваемых учебных отпусках (N 140). Действительно, для принятия обязательств по этим актам Российская Федерация должна провести определенные изменения в законодательстве. Хотелось бы подчеркнуть, что внесение этих изменений и принятие обязательств по этим Конвенциям, в особенности по Конвенции 1992 г. о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности их предпринимателя (N 173), очень актуальны для нашей страны.

К третьей группе отнесены конвенции, которые не рекомендуется по тем или иным причинам ратифицировать в ближайшее время. Этих актов оказалось больше, чем в первых двух группах. К этим конвенциям относятся следующие: Конвенция 1970 г. об установлении минимальной заработной платы (N 131); Конвенция 1994 г. о работе на условиях неполного рабочего времени (N 175); Протокол 2002 г. к Конвенции 1981 г. о безопасности и гигиене труда (N 155); Конвенция 2001 г. о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве (N 184); Конвенция 1952 г. о минимальных нормах социального обеспечения (N 102); Конвенция 1967 г. о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца (N 128); Конвенция 1988 г. о содействии занятости и защите от безработицы (N 168); Конвенция 1982 г. о сохранении прав в области социального обеспечения (N 157); Конвенция (пересмотренная) 1949 г. о трудящихся-мигрантах (N 97); Конвенция 1975 г. о трудящихся-мигрантах (дополнительные положения) (N 143).

Часть из рекомендаций представляется вполне обоснованной. Так, например, Конвенции, касающиеся защиты прав работников-мигрантов (N 97 и N 143) вряд ли стоит ратифицировать в нынешних экономических условиях с учетом необходимости приоритетной защиты именно национального рынка труда. Возможно, для бюджета Российской Федерации в настоящее время излишне обременительны и обязательства, принимаемые по Конвенциям, касающимся социального обеспечения, минимальной заработной платы и занятости (N 131, N 102, N 128, N 168 и N 157). Однако обоснования Минздравсоцразвития не строятся на каких-либо экономических расчетах. Для того чтобы понять, действительно ли в результате ратификации этих конвенций возникнет чрезмерная нагрузка на бюджет, необходимы серьезные экономические выкладки. Желательно, чтобы экономические данные относительно этих расходов были сопоставлены с соответствующими зарубежными цифрами. В том случае, если выяснится, что в настоящее время бюджет не может нести такую нагрузку, необходима информация о том, при достижении каких именно экономических показателей с точки зрения Минздравсоцразвития, возможна ратификация соответствующих Конвенций МОТ. Это замечание в равной степени относится не только к актам МОТ, но и к положениям ратифицированной в июне 2009 г. Европейской социальной хартии. Россия отказалась ратифицировать часть положений Хартии, включая основные нормы, касающиеся социального обеспечения (пп. 2 - 4 ст. 12, ст. ст. 13, 23, 30 и 31 Хартии). Кроме того, Россия отказалась признать международные обязательства по обеспечению вознаграждения работникам в таком размере, чтобы обеспечить им и их семьям достойный жизненный уровень (п. 1 ст. 4). Аргумент о недостаточности для этого бюджетных средств вполне понятен, но он требует конкретных объяснений, какие финансовые показатели достаточны для того, чтобы могла состояться ратификация. В противном случае слова, записанные в ст. 7 Конституции, о том, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, будут пустой декларацией.

Н.Л.Лютов

МГЮА им. О.Е.Кутафина

Конвенция МОТ – это юридический документ, имеющий силу международного договора и обязательный для исполнения государствами-членами.

Конвенция вступает в силу при условии ее ратификации не менее чем двумя государствами – членами МОТ.

Для государства-члена конвенция приобретает юридическую силу с момента ее ратификации высшим органом государственной власти.

Рекомендация представляет собой обращенное к государствам пожелание, своего рода совет ввести соответствующие нормы в национальное законодательство. Рекомендации принимаются в тех случаях, когда вопрос не считается достаточно разработанным для принятия конвенционных обязательств или когда требуется детализировать, дополнить положения принимаемой конвенции, а также когда вырабатываемые нормы подвержены частым изменениям.

Международный трудовой кодекс – тематически систематизированный свод социально-трудовых норм по вопросам, входящим в компетенцию МОТ и служащим для международного регулирования труда. Тексты, содержащие эти нормы, предназначены для использования в национальном законодательстве, в том числе и в Российской Федерации.

Устав МОТ содержит положения о механизме контроля за реализацией принимаемых МОТ правовых документов. Он включает деятельность Комитета экспертов по применению конвенций и рекомендаций, состоящего из авторитетных юристов различных стран, назначаемых МБТ «в личном качестве», и Комитета Международной конференции труда по применению конвенций и рекомендаций, состоящего из представителей правительств, профсоюзов и организаций предпринимателей.

Перечень Конвенций МОТ, действующих в Российской Федерации:

1. Конвенция № 11 «О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве» (1921 г.).

2. Конвенция № 13 «Об использовании свинцовых белил в малярном деле» (1921 г.).

3. Конвенция № 14 «О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях» (1921 г.).

4. Конвенция № 16 «Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов» (1921 г.).

5. Конвенция № 23 «О репатриации моряков» (1926 г.). 6. Конвенция № 27 «Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах» (1929 г.).

7. Конвенция № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.).

8. Конвенция № 32 «О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов « (1932 г.).

9. Конвенция № 45 «О применении труда женщин на подземных работах в шахтах» (1935 г.).

10. Конвенция № 47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю» (1935 г.).

11. Конвенция № 52 «О ежегодных оплачиваемых отпусках» (1936 г.).

12. Конвенция № 69 «О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации» (1946 г.).

13. Конвенция № 73 «О медицинском освидетельствовании моряков» (1946 г.).

14. Конвенция № 77 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности» (1946 г.).

15. Конвенция № 78 ««О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах» (1946 г.).

16. Конвенция № 79 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду» (1946 г.).

17. Конвенция № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле (1947 г.).

18. Протокол к Конвенции № 81 (1995 г.). 19. Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите прав на организацию (1948 г.).

20. Конвенция № 90 «О ночном труде подростков в промышленности» (пересмотрена в 1949 г.).

21. Конвенция № 92 «О помещениях для экипажа на борту судов» (пересмотрена в 1949 г.).

22. Конвенция № 95 «Об охране заработной платы» (1949 г.).

23. Конвенция № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949 г.).

24. Конвенция № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951 г.).

25. Конвенция № 103 «Об охране материнства» (1952 г.). 26. Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.).

27. Конвенция № 106 «О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях» (1957 г.).

28. Конвенция № 108 «О национальном удостоверении личности моряков (1958 г.).

29. Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.).

30. Конвенция № 113 «О медицинском осмотре моряков» (1959 г.).

31. Конвенция № 115 «О защите трудящихся от ионизирующей радиации (1960 г.).

32. Конвенция № 119 «О снабжении машин защитными приспособлениями» (1963 г.).

33. Конвенция № 120 «О гигиене в торговле и учреждениях» (1964 г.).

34. Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.).

35. Конвенция № 124 «О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках» (1965 г.).

36. Конвенция № 126 «О помещениях для экипажа на борту рыболовецких судов» (1966 г.).

37. Конвенция № 116 «О частичном пересмотре конвенций» (1961 г.).

38. Конвенция № 133 «О помещениях для экипажа на борту судов». Дополнительные положения (1970 г.).

39. Конвенция № 134 «О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков» (1970 г.).

40. Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973 г.).

41. Конвенция № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (1975 г.).

42. Конвенция № 147 «О минимальных нормах на торговых судах» (1976 г.).

43. Конвенция № 148 «О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом, вибрацией на рабочих местах» (1977 г.).

44. Конвенция № 149 «О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала» (1977 г.).

45. Конвенция № 150 «О регулировании вопросов труда» (1978 г.).

46. Конвенция № 155 «О безопасности и гигиене труда» (1978 г.).

47. Конвенция № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин; трудящихся с семейными обязанностями» (1981 г.).

48. Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983 г.).

49. Конвенция № 160 «О статистике труда» (1985 г.). 50. Конвенция № 162 «Об охране труда при использовании асбеста» (1986 г.).

51. Конвенция № 179 «О найме и трудоустройстве моряков» (1996 г.).

52. Конвенция № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999 г.).

53. Конвенция № 137 «О социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах» (1973 г.).

54. Конвенция № 152 «О технике безопасности и гигиене труда на портовых работах» (1979 г.).