Меню
Бесплатно
Главная  /  Витамины  /  Что качать на е 50. «Серия Е»: Танк, так и не ставший основным

Что качать на е 50. «Серия Е»: Танк, так и не ставший основным

Перейдем к исторической хроники, как уже было известно в Германии в 1944 году была строгая экономия ресурсов. Но несмотря на это количество таков выпускаемых немецкими производителями не уменьшилась, но сказалось на качестве, а выражалось это в массе, танков которая становилась больше и средние танки стали весить приблизительно, как и тяжелые, и хотелось бы еще добавить, что так же броня потерпела изменения и стала на порядок хуже, чем у предшественников. Кроме выше сказанного у «Panther» была не надежная ходовая, и тем самым это давало преимущество сопернику. Чтобы исправить данную недоработку, нужно было в корне менять всю ходовую часть, а именно сконструировать новую. Для этого в Германии решили создать совершенно новый танк под кодовым названием Е50, который соответствовал требованиям немецкого министерства вооружения. За данную разработку взялись две компании Daimler-Benz и MAN.

Е50 исследование модулей

Изучение проводится после «Пантеры 2» и требует, чуть более 161 000 опыта. Имеются несколько путей исследований танка:

Первый путь: акцент на ходовых характеристиках.
Модифицировать Maybach (HL 234 TRM P30) потребуется 24 500 опыта и стоимость 88 000 серебра, затем исследуется ходовая E50за 23 500 опыта и покупка за 62 900, башня E50 Ausf.B за 23 670 и покупка за 52 000 серебра, топовая пушка 10,5 cm Kw.K. L/52 Ausf.B за 59 400 опыта и покупка 225 600 серебра.

Второй путь: ходовая часть E50 verstärkteketten (а также, есть альтернатива поставить оборудование «Усиленные шайбы Бельвилля»), башня E50 Ausf.B и одну из топовых пушек 10,5 L/52 Ausf.B, принося в жертву наши мобильные качества танка, двигатель Maybach HL 234 исследуется в последнюю очередь.

Третий путь: быстрая прокачка проходной пушки 8,8 cm Kw.K. L/100 (к сожалению ее нельзя поставить на стандартную ходовую машины) - для этого в первую очередь исследуем ходовую E50 verstärkteketten за 23 500 опыта и 62 900 серебра, далее в нашем пункте значится накопление опыта на орудие 8,8 cm Kw.K. L/100 за 43 500 опыта и 174 550 серебра, это нам даст хорошую бронепробиваемость, скорость стрельбы и точность, данный вариант прокачки даст нам неплохою возможность воевать с техникой противника одинакового уровня и тем самым заработать опыт на другое оборудование.

Какое орудие выбрать Е50

10 ,5 cm L /52 как мы уже говорили , имеет хороший баланс урона и пробития . Боевая машина с этой пушкой является истинным СТ в WoT . Промахи сведены к минимуму, благодаря этому наносится большой урон противнику, имеется высокая скорость стрельбы, вследствие чего Е-50 может вести беспрерывную схватку и чаще всего не получает урона. Пушка подходит геймерам, которым нравятся быстрые и динамичные бои.

Орудие 8,8 cm Kw.K. L/100 по сравнению с пушкой 10,5 cm Kw.K. L/52 Ausf.B, имеет меньший урон, при этом в ее арсенале присутствует исключительная точность (нет равных по точности данному орудию в WoT), разброс орудия составляет 0.3 метра. Орудие превосходно на дальних дистанциях. Когда на нее устанавливается данное орудие то машина перевоплощается в ПТ-САУ и раскрывает свои возможности по причинению повреждений. Орудие 8,8 cm KwK 46 L/100 достает соперников во всех уголках. Она подходит любителям предпочитающих тактические действия на ПТ-САУ.

Как играть на е50

У E50 имеются 2-е топовые пушки, представляем вашему вниманию — 10,5 cm Kw.K. L/52 Ausf. B и 8,8 cm Kw.K. L/100. Наиболее распространённая пушка считается 10,5 cm Kw.K. L/52 Ausf. B, ее преимущества в прекрасной пробиваемости брони соперника и нанесения урона 390/390/510.

«Орудийный досылатель» для ускорения перезарядки орудия, «Стабилизатор вертикальной наводки » для улучшения стабилизации орудия при стрельбе на месте и в движении, «Просветленную оптику » для увеличения дальности обзора танка.или поставить.

Выводы и отзыв Е50

Положительные стороны:
меткая и сильная 10,5 cm, пушка наносящая повреждения в 390/390/510 единиц прочности;
отличная максимальная скорость — до 60 км\ч;
прекрасная верхняя лобовая броня — 150 мм;
обладает неплохим разгоном, а так же весом в 60 т. Предоставляет возможность результативно использовать качества машины в таранном действии;
Значительное количество здоровья – 1800 единиц прочности, у советского тт 9 уровня 1700 единиц прочности.

Отрицательные стороны:
размеры такие же как и у тяжелого танка «Тигр 2» — Длина, мм ~7000 (по корпусу), Ширина, мм ~3000, Высота, мм ~3500 ;
слабая нижняя лобовая деталь — 120 мм;
отсутствие бронирования по бортам и корме — 80 мм;
плохая маневренность из-за большой массы;
частое повреждение боеукладки.

Машина получилась очень интересной, которая полностью удовлетворит потребности игроков своими потрясающими боевыми качествами. Важно – применять положительные стороны и помнить о недостатках. Используя одну из тактик описанную в гайде – вы станете превосходным снайпером, и будете попадать точно в цель на дистанции 400 м. или у вас есть альтернативный вариант стать атакующим игроком в команде, а возможно и поддерживать команду вторым эшелоном атаки. Е50 – превосходная машина, на нее стоит потратить свое время.

Видео Е50

11-12-2014, 12:35

Привет всем приверженцам танковых баталий и добро пожаловать на сайт! Товарищи, сейчас мы поговорим о любимце многих, очень сильном и универсально немецком среднем танке девятого уровня – это E 50 гайд .

При первом взгляде на этот аппарат с трудом угадывается его принадлежность к классу средних танков, на как только садишься за «баранку», убеждаешься в обратном. При этом E 50 World of Tanks имеет действительно много универсальных качеств, что делает его очень сильным соперником буквально в любом сражении.

ТТХ E 50

Как и всегда, начинать мы будем с наиболее очевидных параметров и прежде всего хочу сказать, что у этого аппарата есть хороший для СТ-9 запас прочности, а также отличный базовый радиус обзора в 400 метров.

Примечательно, что по своим размерам и весу E 50 WoT действительно больше похож на тяжелый танк. Плюс тут заключается в том, что мы можем очень мощно таранить менее тяжелых противников, а минусы заключается в слабой маскировке и том, что нам тяжело спрятаться от артиллерии и выстрелов прочей техники.

Ситуация с выживаемостью в нашем случае по-настоящему заслуживает уважения, но вы должны хорошо знать каковы у E 50 характеристики бронирования, дабы правильно ими распоряжаться.

Итак, самой прочной частью является ВЛД, который и так довольно толстый, а за счет отличного наклона приведенка тут достигает 250-270 миллиметров, что нередко позволит рикошетить выстрелы даже серьезных пушек, особенно если вы слегка довернете корпус.

В плане защищенности НЛД такого оптимизма не наблюдается, тут немецкий средний танк E 50 даже с учетом наклона имеет не более 190 миллиметров приведенной брони, то есть чтобы не получать урон, нижнюю деталь всегда нужно прятать.

Касательно лба башни все очень относительно. Самая передняя бронеплита лишена наклонов, из-за чего ее толщина не превышает 200 миллиметров, сюда E 50 World of Tanks пробивается очень часто. Но маску орудия и наклонные борта башни защищены очень надежно, так что за их крепость можете не переживать.

Бортовая проекция нашего немца является очень уязвимой, если враг сможет стрелять в нее под прямым углом. Но если показывать борт из-за угла под острым углом или просто стать ромбом, его толщина превысит 400 миллиметров, сами понимаете, пробить это невозможно.

Несмотря на серьезную для своего класса техники защищенность и большой вес, E 50 танк остается очень подвижной машиной за счет мощного двигателя. В нашем распоряжении имеется отличная максималка, хорошая динамика и только маневренность за счет внушительных габаритов получилась посредственной.

Орудие

Топовая пушка нашего немца представляет собой сплошной набор преимущества и придраться тут действительно практически не к чему, ведь вооружение у нас отличное, в чем вы сейчас убедитесь.

Начнем с того, что у E 50 орудие обладает мощным разовый урон, но при этом не лишено скорострельности, за счет чего вы сможете наносить порядка 2440 единиц урона в минуту, что является очень хорошим показателем.

Точность этого ствола вы будете поражены, ведь разброс у E 50 World of Tanks необычайно компактный, скорость сведения быстрая и стабилизация отличная, что позволит вам стабильно наносить урон в движении даже не средних дистанциях или вести прицельный огонь издалека.

Кроме того, немецкий средний танк E 50 является обладателем комфортных углов вертикальной наводки. Вниз ствол гнется на 8 градусов, благодаря чему вы сможете довольно уверенно играть от рельефа местности.

Единственной проблемой в этом обилии плюсов являются только показатели бронепробития, ведь у большинства одноклассников оно значительно выше. E 50 танк WoT может пробивать даже одноклассников, но преимущественно в уязвимые места. А если перед вами стоит бронированный танк 9-10 уровня, очень часто придется заряжать голду.

Преимущества и недостатки

Наверняка вы же и сами видите, что сильных сторон у данного агрегата по-настоящему много и все они очень внушительные. Но для полноты картины и возможности полностью реализовать потенциал Е 50 World of Tanks , необходимо четко понимать его преимущества и недостатки, так что стоит выделить их отдельно.
Плюсы:
Хорошая лобовая броня для среднего танка;
Увеличенный запас прочности;
Возможность наносить много урона тараном;
Отличная подвижность при таком весе;
Мощный разовый урон и ДПМ;
Великолепная точность;
Комфортные углы вертикальной наводки.
Минусы:
Слабо защищенная нижняя лобовая деталь;
Большие габариты;
Посредственная маневренность;
Низкое пробитие бронебойным снарядом;
Частые криты боеукладки (расположена в бортах под башней).

Оборудование для Е 50

Выбору и установке дополнительных модулей необходимо уделять должное количество внимания и относиться к этому вопросу необходимо серьезно. Однако в данном случае расстановка приоритетов будет довольно стандартной, это значит, что на танк E 50 оборудование лучше поставить такое:
1. – самый важный модуль, который служит для повышения скорострельности, следовательно, увеличения наносимого в минуту урона.
2. – у нас уже есть превосходная точность, но при таком выборе вы сможете наносить урон еще комфортнее.
3. – из-за больших габаритов враг часто обнаруживает наш танк первым, но имея максимальный обзор, эту закономерность можно изменить.

Но в тех случаях, когда у вашего экипажа уже изучены перки на обзор, последний модуль теряет свою актуальность и лучше выбрать , которая помимо небольшой прибавки к дальности обзора улучшит ряд других, не менее важных характеристик.

Обучение экипажа

Последовательность изучения умений для членов экипажа, коих в нашем распоряжении целых пять человек, что неслабо «развязывает руки», является еще более ответственным нюансом. Тут каждая ошибка будет стоить массы потраченного времени и сил, так что для E 50 перки лучше сразу прокачивать в таком порядке:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .

Хочу также заметить, что в дальнейшем механику-водителю стоит изучить , ведь как уже говорилось ранее, при своей большой массе и отличной подвижности E 50 WoT способен отлично таранить более легких противников, нанося им серьезные повреждения.

Снаряжение для E 50

С расходника дела обстоят гораздо проще, ведь для того, чтобы увеличить выживаемость танка во время сражения, но при этом максимально экономить, достаточно возить с собой , , . Но в тех случаях, когда серебра в вашем распоряжении достаточно, экономить не стоит, берите на E 50 снаряжение из , , , а последний при желании можете заменить на .

Тактика игры на E 50

Данному агрегату на поле боя можно найти массу применений. Он может сдерживать врага, при условии правильно выбранной для танкования позиции, может обеспечивать подсвет в случае необходимости, а также является отличным танком прорыва. Но все же на первой стадии сражения для E 50 тактика настрела урона со второй или даже третьей линии показывает себя лучше всего.

Вспомните о том, что у немца есть мощный альфастрайк, хороший ДПМ и великолепная точность и сразу все станет понятно. Стоя в кустах и не попадая в засвет, немецкий средний танк E 50 может наносить очень много урона, при этом благодаря точности у вас есть возможность выцеливать уязвимые зоны в броне противника даже на очень больших дистанциях.

Подобная стратегия показывает себя одинаково хорошо в любых условиях, особенно когда нужно воевать против десяток. Но если вы на E 50 World of Tanks попали в идеальный топ, можно изначально формировать своим присутствием мощный боевой кулак с подвижной союзной техникой, буквально сметая все на своем пути.

Но все же помните, что слишком сильно лезть вперед не стоит. Лучше планомерно продавливать направление, периодически занимая выгодную позицию, на которой ваш НЛД будет скрыт, артиллерия нес может вас атаковать и ваш E 50 танк сможет выгодно подставить броню, размениваясь с врагом в ощутимый плюс по ХП.

В остальном необходимо всегда помнить о больших габаритах машины, а также о том, что в наших руках все же средний танк. Используйте отличную подвижность E 50 WoT для смены направления атаки и помощи союзникам на других флангах, берегите свой запас прочности, а в случае необходимости тараньте противника, вы будете удивлены полученным эффектом.

Здравствуйте, танкисты!

Как вам известно, в существуют пять классов техники. Зачастую в рамках одного класса танки похожи друг на друга по стилю игры и решают сходные задачи на поле боя, но есть среди них и «универсальные солдаты», способные отыгрывать несколько ролей одновременно. Вы когда-нибудь пробовали играть на СТ, как на ТТ? Нет? Тогда эта статья для вас. Встречайте - неумолимый, несокрушимый, ломающий все на своем пути, СТ с повадками ТТ - немецкий Е 50 !

Историческая справка

Из всех проектов серии «Е» (Entwicklung) самыми реалистичными и близкими к воплощению в металле были E 50 и E 100. Перед проектируемым E 50 стояла серьезная задача заменить не только устаревшие Pz.IV, но и актуальные на тот момент танки Panther, поэтому на конструкторов возлагались большие надежды.

Как известно, к 1944 году Германия перешла в режим жесточайшей экономии. Объем выпуска бронетехники сохранился, но это серьезно ударило по ее качеству. К примеру, «пантеры» из-за своей утяжеленной ходовой зачастую ломались, даже не доехав до поля боя. Исправить ситуацию в новом танке можно было, лишь значительно переработав конструкцию ходовой части. Для работ над новым танком, получившим обозначение E 50, были привлечены лучшие специалисты небезызвестных фирм MAN и Daimler-Benz. Руководил группой разработчиков Х.Е.Кникамп - генерал и по совместительству отличный инженер.

В 1944 году MAN и Daimler-Benz получили задание на разработку танка в рамках программы «E». Множество узлов и агрегатов новой машины были заимствованы у других танков, к примеру, у Tiger II. Стоит отметить, что E 75, по сути, предполагался лишь, как более бронированная вариация E 50, и конструктивные отличия, заложенные в проект, практически отсутствовали. Проекты E 75 и E 50 отличались лишь типом артустановки, в остальном же должны были быть максимально унифицированы друг с другом для скорейшей отладки производства и ускорения процесса разработки. Но довести работы до конца и запустить танк в серию так и не удалось.

Серийно E 50 не выпускался, на вооружении не состоял.

Разбор ТТХ танка

ТТХ приведены ниже, здесь обсудим ключевые характеристики машины.

Бронезащита. Броня! Это одна из главных изюминок машины. И она тут действительно есть! E 50 - один из немногих СТ в игре, который может похвастать внушительным бронированием. В бою большинство игроков, видя СТ в прицеле, бьют просто на силуэт, и это работает. Но не с E 50, здесь такой фокус не пройдет. Все потому, что у танка огромная ВЛД с толщиной в 150 мм, что дает «приведенку» за 260 мм, не каждый одноклассник способен пробить нас туда. НЛД - также большой, но он потоньше - всего 100 мм. Башня со лба имеет 185 мм и расположена практически под прямым углом, но выцелить ее и попасть - задача нетривиальная, т.к. у танка огромная маска орудия. Борта и корма как корпуса, так и башни у E 50 толщиной 80 мм. Но обольщаться не стоит, т.к. за долгие годы Е 50 научились эффективно противостоять. Но хороший игрок, как и ранее, способен наделать немало шуму в стане врага, а о способностях Е 50 отбивать снаряды или таранить и вовсе ходят легенды.

Количество очков прочности у Е 50 - 1750 единиц, пожалуй, лучший результат на уровне.

Огневая мощь. Орудие - еще одна славная страница в ТТХ танка. Предмет его гордости и зависти окружающих, отличная 10,5 cm Kw.K. L/52 Ausf. B. С недавних пор не лишено смысла и использование альтернативной пушки, так называемой «удочки» - 8,8 cm Kw.K. L/100. Рассматривать мы будем, разумеется, 105 мм. Одно из лучших танковых орудий на уровне, по достоинству оцененное игроками. Разовый урон в 390 единиц за выстрел, довольно быстрая перезарядка, потрясающие показатели стабилизации и конечной точности - это все про орудия Е 50.

Основными снарядами являются ББ с пробитием в 218 мм, но не будем себя обманывать - кто ими пользуется в здравом уме в 2017 году? Премиумный боеприпас - вот оптимальный выбор: 270 мм бронепробиваемости , скорость полета в 1 500 м/с , - это бескомпромиссный вариант, лучше в игре просто нет ! По крайней мере на СТ. Лишь нормализация чуть хуже, чем у ББ, поэтому смело могу рекомендовать заряжать побольше голды в боекомплект, вы точно не пожалеете. Удовольствие от игры и ваше непосредственное влияние на исход боя с лихвой перевесят финансовую сторону вопроса, ведь это удовольствие не из дешевых. Но поверьте, оно того стоит. Еще есть фугасы с пробитием в 60 мм и альфой в 510 единиц. Возьмите с собой пару штук для арты или сбития захвата.

Точность орудия - одна из характерных черт всей немецкой ветки. Со 100%-ным экипажем она составит рекордные 0,3 м на 100 м, время сведения также не подкачало - 2,1 с . Но и эти цифры можно улучшить оборудованием и перками экипажа: точность до 0,26 м на 100 м, а сведение до 1,85 с . В стрельбе на дальние дистанции Е 50 просто нет равных. И это не случайно, ибо чаще всего нам придется играть от расстояния.

УВН в наличии и составляют -8° вниз и 20° вверх. Однако, в силу особенностей корпуса в лобовой проекции ствол опускается не так хорошо, как с бортов.

Динамика. Здесь у «немца» все тоже неплохо. В стоке стоит двигатель от «Пантеры», с которым Е 50 подобен бегемоту - неповоротливый, неторопливый, неуклюжий. Даже «максималку» набирает не всегда. Поэтому рассмотрим поближе танк в топовой комплектации. Мотор Maybach HL 234 TRM P30 на 900 л.с. лучше справляется со своими задачами, разгоняя нашу шестидесятитонную тушу до космических 60 км/ч ! Более того, такой скоростью не может похвастать почти никто на уровне, кроме вышеупомянутого француза. Поразительно! Скорость заднего хода - 20 км/ч, тоже неплохо. Удельная мощность составляет 14,38 л.с./т, вращение на месте - 32°/с.

Здесь хочется отметить еще одну отличительную черту Е 50. Вы тоже это заметили? Более 60 тонн, 60 км/ч… Черт, да это же настоящий бульдозер! Чтобы вы понимали всю суть, советский ИС-7 весит на 5 т больше нас! Как вам СТ с массой добротонного ТТ? Е 50 не смущает ваш класс и прочие мелочи, он просто проедет по вам. И уж поверьте мне, ничего хорошего летящий на полной скорости «немецкий утюг» вам не сулит!

Обнаружение. Обзор машины составляет стандартные для уровня 400 м, которые к тому же можно улучшить. При помощи самой простой комбинации оборудования и умений экипажа, усиливающей все показатели комплексно, мы получим уже 415-420м, что является отличным результатом.

Маскировка, как таковая, отсутствует. Но это и неудивительно, учитывая исполинские размеры нашего СТ, так что помните: если не озаботиться поиском укрытия, светиться вы будете практически после каждого выстрела.

Прокачка. Первым делом выкачиваем топ-ходовую, без нее не станут более тяжелые модули. Затем: топ-башня, топ-пушка 105 мм, топ-двигатель. 88 мм орудие после недавних преобразований в дереве Германии будет открыто у вас уже после Panther II, где оно является топовым. До прокачки 105 мм на Е 50 оно не даст заскучать, т.к. также обладает выдающимися характеристиками. Рация уже исследована.

Выбор оборудования, снаряжения и перков экипажа

Прокачка экипажа. Е 50, как и его последователь, один из немногих имеет пять членов экипажа. Опишу перки, наиболее полезные для нашей машины и следующего за ней в ветке танка:

  • Командир: «Лампочка», «Ремонт», «Боевое братство», «Мастер на все руки»
  • Наводчик: «Ремонт», «Плавный поворот башни», «Боевое братство», «Мастер-оружейник»
  • Мехвод: «Ремонт», «Плавный ход», «Боевое братство», «Мастер тарана»
  • Радист: «Ремонт», «Радиоперехват», «Боевое братство», «Изобретатель»
  • Заряжающий: «Ремонт», «Бесконтактная боеукладка», «Боевое братство», «Отчаянный»

Выбор оборудования. Е 50 - дальний снайпер, но не ПТ. Он может постоять за себя и в ближнем бою, а где надо, и подсветить. Соберем для него оборудование, улучшающее его итак сильные стороны:

Оборудование «Оптимальный набор»: «Досылатель», «Стабилизатор», «Вентилятор». Этот набор стандартен для большинства техники в игре и применить его можно в любой ситуации.

Выбор снарядов. Боекомплект машины состоит из 48 снарядов. Как и в каком соотношении их собрать - решать, конечно же, вам. Здесь же приведу сборки снарядов на свой вкус для решения максимально широкого круга задач в рандоме:

Набор снарядов для рандома (БП /ББ/ОФ):

  • «Вариант 1» - 35/10/3
  • «Вариант 2» - 45/0/3

Выбор снаряжения. Здесь тоже все стандартно, не исключение и сегодняшний наш гость: ремкомплект , аптечка и автоогнетушитель . Если хотите раскрыть потенциал танка по максимуму - можете смело ставить «Шоколад», тем более, что горим мы довольно редко. Однако, тогда придется выбирать, чем пожертвовать - аптечкой или огнетушителем.

Нашему сегодняшнему гостю в полной мере присущи все фамильные черты немецкой ветки - много ХП, рубленые формы, крупные габариты и точные пушки. К этому миксу разработчики щедро докинули массу и таран. Да это же просто машина судного дня! Но не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Габариты танка чаще всего играют против вас, тут не требуется объяснений. Нас будут светить чаще, а значит и попадать по нам чаще, и т.д. Хочется отметить, что в некоторых случаях Е 50 может заменить ТТ, например, при их недостатке или сливе. Он уверенно танкует бортом множество соуровневых «тяжей», про СТ я и вовсе молчу. Тут главная наука - не перекрутить корпус, иначе свое же преимущество обратите против себя. После двух-трех неудач вы поймете, как правильно располагать корпус в пространстве.

На городских картах танк может выполнять функции как тяжей, так и середняков, по желанию и по состоянию дел в бою. На открытых же картах Е 50 чувствует себя как рыба в воде - есть, где разгуляться. Танк способен играть как в маневренном ближнем бою, так и на средних/дальних дистанциях, а стрельба с расстояния на нем вообще удовольствие. Серьезно, если вы никогда не пробовали, то мне не передать вам этих ощущений. Пушка нам как бы намекает, что мы снайперы, но не ПТ. Играя на «еписе» важно поймать тот самый баланс между схватками лоб в лоб и стрельбой на дистанции, только тогда вы познаете весь дзен Е 50. На дистанции используйте укрытия и следите за кругами обзора на мини-карте. Вы должны видеть противника, а он вас - нет, это важный навык не только для Е 50. Вблизи же пользуйтесь мобильностью и броней, вас ею не обделили. Грамотный водитель Е 50 способен избежать пробития даже в очевидных ситуациях, стоит просто вилять корпусом, подкручивая его в зависимости от того, куда стреляет противник. Это приходит также с практикой.

Про пушку, снаряды и таран. Редко какое орудие в нашей игре способно подарить вам схожие ощущения от стрельбы. Оно практически всегда сведено в пиксель и стабилизация у него отличная. Это не «Паттоны», где есть только стаб, а точность прихрамывает, здесь все иначе. После остановки вам требуется менее полутора секунд, чтобы свестись и наверняка поразить цель. О снарядах хотел бы сказать следующее - в тех уровнях, где вы играете, не место скупости. Советую загружать боекомплект голдовыми снарядами, ведь здесь каждый выстрел важен. Е 50 - один из тех танков, которые способны в одиночку переломить ход боя, поверьте мне, я знаю, о чем говорю. Никто не будет ждать, пока вы выцелите ему уязвимые места с пробитием ББ в 218. Вам надо наносить урон каждым выстрелом, это очень важно, именно поэтому я и советую собирать боекомплект так, а не иначе.

Таран - одно из самых прекрасных качеств Е 50. Тараном он способен нанести непоправимый урон любому, ведь наша масса сравнима с некоторыми топовыми тяжами. А совокупность шестидесяти тонн, крепкого ВЛД и скорости вовсе творят чудеса. Мы спокойно можем нанести под тысячу урона любому, кто проявит неосторожность стать на нашем пути. ЛТ и вовсе отлетают после «тычка». Большинство СТ можно убить комбинацией таран плюс выстрел. Пользуйтесь этим, особенно спускаясь с горы или холма.

Так как танк довольно старый по сравнению с остальными машинами, то он неплохо фармит статистические показатели, например, WN8, об этом я уже писал в своей первой статье, пользуйтесь, не благодарите.

Уязвимых мест не так много, вблизи можно выцелить плоскость башни со лба, при довороте уязвимыми становятся скулы. Танк достаточно высок, а НЛД открыта и доступна, ее пробивают танки с VI уровня, берегите ее. Не стойте на одном месте, избегайте засвета, ведь арта не спит, она сводится. Чаще всего вылетают боеукладка и радист, но все равно, не подставляйтесь под выстрелы, пользуйтесь рельефом и будет вам счастье.

Обзор достоинств и недостатков танка. Итоги

Достоинства:

  • отличная броня лба и бортов, как для СТ;
  • неплохие динамические показатели;
  • отличные способности к тарану;
  • отменная топовая пушка;
  • внушительный запас прочности;

Недостатки:

  • огромные размеры;
  • уязвимая НЛД больших размеров;
  • недостаточная маневренность;
  • вылетающая боеукладка.

Е 50 во многом уникален. Схожих чувств вам не подарит ни один другой танк, кроме «епися» и его собрата в лице Е 50М. Машина понравится как ценителям техники Германии, так и закоренелым водителям ТТ, более того, вся ветка после недавнего патча приятна в прокачке и располагает к себе. Если ранее я не мог рекомендовать данную ветку к прокачке одной из первых, то теперь я без зазрения совести сделаю это. Если вы никогда не катали Е 50, поверьте, он вас как минимум не разочарует. Попробуйте, кто знает, может он станет вашим любимцем на долгое время! Качайте Е 50 и получайте удовольствие!

Удачи на полях сражений!

Во многих источниках, как отечественных, так и зарубежных, встречаются упоминания о танках серии Е, а также их чертежи и рисунки. Существуют и пластиковые модели этих боевых машин. По мнению большинства авторов, Е-серия должна была в перспективе заменить в производстве «тигры», «пантеры» и т.п. попытаемся разобраться, как же обстояла ситуация на самом деле.

В мае 1942 года главный конструктор отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) Э. Книпкамп создал специальную исследовательскую группу, которую возглавил лично. Эта группа должна была разработать ряд проектов боевых машин, в которых предполагалось учесть весь полученный к этому времени боевой опыт в области бронетехники. Работа эта была личной инициативой Книп-кампа, и, естественно, шла довольно медленно - основные силы отдела испытаний танкового вооружения были задействованы на обеспечение серийного производства танков и разработку новых образцов по заказам армии. Тем не менее, к апрелю 1943 года группа сформулировала основные требования, которые следовало воплотить в новых боевых машинах. Весь проект получил обозначение «серия Е» (Е обозначает «разработка», от немецкого «Entwicklung»). В машинах серии Е предусматривалось реализовать следующие принципы:
- максимально усилить защиту лобовой части корпуса, усилить вооружение и возимый боекомплект;

- создать единый блок для трансмиссии и обеспечить его простой монтаж и демонтаж в корпусе для упрощения обслуживания и ремонта;
- для увеличения внутреннего объема корпуса и снижения общей высоты машин использовать подвеску с размещением упругих элементов снаружи корпуса, а также изменить компоновку, разместив двигатель с трансмиссией в корме;
- конструкция подвески должна обеспечить возможность натяжения гусеницы при сорванном ленивце или части катков для возможности отвода танка в тыл;
- использовать максимальное количество одинаковых узлов и агрегатов на всех боевых машинах, для облегчения производства, обслуживания и ремонта.

Легкий истребитель танков Е 10, вид слева и спереди

Всего предусматривалось создать пять различных гусеничных шасси различной массой:
Е 10 - легкая боевая машина массой 10-15 тонн;
Е 25 - машина среднего класса, массой 25-30 тонн;
Е 50 - машина массой 50 тонн, с характеристиками, превосходящими «Пантеру»;
Е 75 - тяжелая машина в 75-80 тонн, которая могла бы рассматриваться как замена «Тигра»;
Е 100 - сверхтяжелый танк массой в 130-140 тонн.

Кстати, в некоторых источниках можно встретить информацию о машине Е 5, представлявшую собой самоходную установку 88-мм реактивных гранатометов «Панцершрек» на шасси танкетки B-1V «Боргвард». Однако эта информация не подтверждается документально, и является фантазией некоторых авторов.

Из-за того, что основные «танковые» компании были перегружены выполнением текущих задач, Книпкамп добился в управлении вооружений сухопутных войск разрешения привлечь к проектированию фирмы, не занятые в танковом производстве.

В отличие от всех немецких танков того времени, на машинах серии Е (кроме Е 100) планировалась компоновка с задним расположением двигателя и трансмиссии. По мнению некоторых представителей отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6), ведущее колесо заднего расположения являлось более защищенным при обстреле или подрыве танка на минах.

Ниже приводится информация по проектам машин серии Е за исключением Е 100, о котором будет рассказано ниже.

ПРОЕКТ Е 10

В апреле 1943 года договор на разработку самой маленькой боевой машины Е-серии массой до 15 тонн заключили с компанией Klockner-Humboldt-Deutz Magirus Werke в городе Ульм. Руководил проектированием Е 10 главный конструктор Magirus Хассельгрубер. До этого компания никогда не занималась проектированием танков, но имела некоторый опыт в «смежной» области, занимаясь выпуском гусеничных тягачей RSO.

По заданию предполагалось разработать танковое шасси массой 10-12 тонн, на котором провести отработку новых образцов узлов и агрегатов - двигателей, трансмиссий, систем подвески и т.п. Вопрос о принятии этой машины на вооружение не рассматривался, ее можно было считать скорее испытательным стендом для испытания новых агрегатов, которые в перспективе можно было использовать на танках. При этом многие элементы, которые требовалось создать, параллельно проектировались и для проекта Е 25 фирмой Argus. Чертежи и эскизные проработки Е 10 были представлены на рассмотрение отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) в конце лета 1944 года.


Примерно так мог выглядеть легкий истребитель танков Е 10, вооруженный 75-мм пушкой Рак 39 L/48 (модель изготовлена С. Федоровым)

Машина представляла собой истребитель танков, вооруженный 75-мм пушкой Рак 39 L/48. Однако это не был окончаельно утвержденный тип вооружения, и вопрос о том, какую артсистему устанавливать на Е 10 так и оставался открытым до конца войны. Броневой корпус машины предполагалось собирать из броневых листов, установленных под большими углами наклона: верхний лобовой 60 мм (под углом 60 градусов), нижний лобовой - 30 мм (60 градусов), борта - 20 мм (10 градусов), кормовые - 20 мм (15 и 33 градуса), крыша и днище - 10 мм.

Как и все остальные машины Е-серии, Е 10 имел компоновку с задним расположением и трансмиссии. Для удобства обслуживания задние кормовые листы были деланы откидными на петлях, что значительно облегчало обслуживание и ремонт машины.

В качестве силовой установки планировалось использование двигателя Maybach HL 100 мощностью 400 л. с. В перспективе планировалось рассмотреть возможность установки на Е 10 другого варианта двигателя - 550-сильного Maybach HL 101 с впрыском топлива непосредственно в цилиндры. Использование таких мощных двигателей на относительно легкой машине (расчетная масса Е 10 составляла 15-16 тонн в зависимости от типа выбранного для нее вооружения) являлось «немецким ответом» на американский истребитель танков М18 «Хел-кат», который при массе 17,7 тонны развивал скорость по шоссе до 90 км/ч. Этот момент был дополнительно оговорен представителями отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) с инженерами Magirus уже после того, как вермахт познакомился с самоходками «Хелкат» в ходе боев во Франции. В результате этого, расчетная скорость Е 10 по шоссе составляла более 70 км/ч.

В ходовой части Е 10 использовались четыре опорных катка диаметром 1000 мм с резиновыми бандажами (на каждый борт). Каждый из них крепился к борту отдельно, что облегчало обслуживание и ремонт. В качестве упругого элемента подвески использовались пружины Бельвиля (пружина, состоящая из тарельчатых шайб), установленные в цилиндрических кожухах. Такая система подвески, разработанная доктором технических наук Лером, стала своеобразной «изюминкой» всех проектов серии Е. При проектировании этих машин решили отказаться от использования поперечных торсионных валов над днищем корпуса, как на «пантерах» и «тиграх». Это позволяло не только снизить общую высоту машины, но и предусмотреть в днище танка аварийный люк для экипажа, о чем неоднократно просили танкисты. Катки на Е 10 были смещены один относительно другого так, чтобы между ними проходил гребень траков гусеницы.


Вид сбоку среднего истребителя танков £ 25 с 75-мм пушкой Рак L/70. Однако вариант вооружения этой машины окончательно так и не был определен

Однако проект Е 10 имел отличие от всех остальных машин Е-серии - элементы подвески оснащались дополнительным гидравлическим приводом, при помощи которого самоходка могла изменять клиренс (по некоторым данным, Е 10 мог «приседать» на 200 мм). Использование в ходовой части гусениц шириной 400 мм обеспечивало низкое удельное давление на грунт и, следовательно, хорошую проходимость. А благодаря отношению длины к ширине, составлявшему для Е 10 1,04, машина должна была иметь хорошую маневренность. По своим габаритам (длина с пушкой 6,91 м, длина корпуса 5,35 м, ширина 2,86 метра, высота 1,76 м) истребитель танков Е 10 был сопоставим с «Хетцером».


Одна из эскизных проработок истребителя танков Е 25, на которой видна конструкция элементов подвески


Узел подвески истребителя танков Е25

После рассмотрения проекта отдел испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) заключил с компанией Magirus договор на изготовление трех опытных образцов и проведение их испытаний. При этом никаких сроков по окончанию работ не устанавливалось. Так как Magirus не занимался броневым производством, бронекорпуса для Е 10 заказали на заводе компании Linke-Hofmann в Бреслау, которые занимались изготовлением бронекорпусов САУ «Хетцер». К моменту окружения города частями Красной Армии в феврале 1945 года их изготовление завершить не удалось.

ПРОЕКТ Е 25

Договор на разработку шасси Е 25 массой 25-30 тонн весной 1943 года заключили с компанией Argus Werke в городе Карлсруэ. Здесь проектирование машины велось под руководством доктора Г. Клауе.

Предварительный проект машины, представлявшей собой истребитель танков, был представлен на рассмотрение военных осенью 1944 года. Он имел много общего с Е 10 (компоновка, общая схема), но был тяжелее. В представленном фирмой Argus варианте вооружение Е 25 состояло из 75-мм пушки Рак L/70. Однако это был не окончательный вариант, так как военные рассматривали и другие варианты, например орудие калибра 105-мм. Но до конца войны выбор вооружения так и не был окончательно определен.

Как и у Е 10 , корпус Е 25 собирался из бронелистов, установленных под большими углами наклона: верхний лобовой 50 мм (под углом 50 градусов), нижний лобовой 50 мм (55 градусов), борт корпуса 30 мм (верхняя часть под углом 52 градуса, нижняя вертикальная), корма 30 мм (под углами 40 и 50 градусов соответственно), крыша и днище 20 мм.

Машина имела следующие габариты: длина корпуса 5,66 м, ширина 3,41 м, высота 2,03 метра, клиренс 0,51 м. Истребитель танков имел отношение длины к ширине 1,08, что должно было обеспечить ему хорошую маневренность.

В ходовой части использовались такие же опорные катки, как и на Е 10 , но теперь их было по пять на один борт. Механизм регулирования высоты клиренса на Е 25 не предусматривалось. На машине планировалось использовать широкие 700-мм траки, расчетное удельное давление - порядка 0,65 кг/см2.

По заданию Е 25 должен был иметь удельную мощность не менее 20 л. с. на тонну. Поэтому в качестве его силовой установки планировался тот же двигатель, что и на Е 10 - 400-сильный Maybach HL 100, с возможной заменой на более мощный Maybach HL 101 в 550 л.с, завершение испытаний которого ожидалось в конце марта 1945 года. Из-за задержек с отработкой указанных моторов велись проработки монтажа в Е 25 600-сильного двигателя Argus воздушного охлаждения (его планировалось разместить поперек корпуса), а также авиационного мотора Otto в 400 л. с. Но и эти варианты оказались неудачными. В результате, на опытных образцах решили установить освоенный в производстве Maybach HL 230.

Сначала на Е 25 планировалось использовать механическую коробку перемены передач. Но по заданию отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) фирма Zahnradfabrik в Фридрихсхафене с 1 июля 1944 года начала разработку полуавтоматической коробки передач для Е 25. Ее планировалось изготовить к началу 1945 года.


Схема устройства упругих элементов подвески истребителя танков Е 25 с пружинами Бельвиля

В январе 1945 года комиссия по развитию танков приняла решение об изготовлении трех опытных образцов Е 25 и проведения их испытаний. При их успешном завершении эта самоходка могла рассматриваться как перспективная в классе 25-тонных истребителей танков. Три корпуса для Е 25 начали собирать на заводе фирмы Alkett в Берлин-Шпандау, но до конца войны закончить их не удалось.

Проекты Е 50 и Е 75

Разработку шасси для машин Е 50 и Е 75 поручили компании Weserhutte в Бад-Эйнхаузене. Проекты Е 50 и Е 75 были запланированы в качестве так называемых стандартных танков. Предполагалось, что они будут иметь одинаковые двигатели, систему охлаждения, топливные баки, ведущие и направляющие колеса, траки, механизм натяжения гусениц и ряд других узлов. Корпуса должны были иметь одну форму и одинаковые габаритные размеры. Внутренний объем у Е 50 был несколько больше за счет использования более тонких броневых листов.

Таким образом, этот проект предусматривал одновременное изготовление двух типов танков - машины могли собираться на одной и той же сборочной линии, с использованием тех же инструментов и приспособлений.

В качестве силовой установки на Е 50 и Е 75 планировалось использовать двигатель Maybach HL 233 Р, который планировали запустить в серийное производство в начале 1945 года. Это был модернизированный вариант Maybach HL 230, в котором использовали другие подшипники, усилили конструкцию коленчатого вала и шатунов. Кроме того, была до 900 л. с. повышена мощность двигателя за счет установки нагнетателя, разработанного профессором Каммом. Но так как работы по созданию нагнетателя были еще далеки от завершения, рассматривался вариант установки на Е 50/75 двигателя Maybach HL 234 с непосредственным впрыском топлива в цилиндры. Предполагалось, что этот движок достигнет мощности в 900 л. с. при 3000 об/мин. Правда, до конца войны работы по Maybach HL 234 так и не удалось завершить.

Разработка трансмиссии, тормозов и механизмов управления велась с таким расчетом, чтобы их можно было установить в корпуса обеих танков без особых проблем. Предусматривалось использование гидромеханической 8-скоростной коробки перемены передач с многорадиусным механизмом поворота. Расчетная скорость движения для Е 50 составляла 60 км/ч, для Е 75-40 км/ч.

Помимо этого, рассматривались и другие варианты силовой установки и трансмиссии, например использование 8-цилиндрового дизельного двигателя фирмы Klockner-Humboldt-Deutz, гидромеханической коробки передач компании Voith и механической фирмы Mech-Hydro.

На машинах Е 50 и Е 75 предусматривалось использовать в подвеске тележки, каждая из которых состояла из двух катков, закрепленных на подпружиненных балансирах. Катки были смещены один относительно другого так, чтобы между ними проходил гребень траков гусеницы. В качестве упругих элементов использовались пружины Бельвиля, смонтированные в цилиндрические кожухи, расположенные параллельно днищу машины. В подвеске Е 50 использовалось по три тележки опорных катков на борт, а в Е 75 - по четыре. При этом траки Е 50 планировались использовать в качестве транспортных гусениц для более тяжелого Е 75. В конце 1944 года на заводе Dortmund-Hoerder Huttenverein предполагалось провести испытание элементов подвески машин Е 50/75 на корпусе танка «Королевский тигр», однако сделать это не удалось.


Поперечный разрез ходовой части Е 25 - слева направляющее колесо, справа опорный каток подвески

Что касается вооружения Е 50 и Е 75, то разработкой башен для этих машин занималась фирма Krupp. Однако до конца войны вопрос о том, какое вооружение устанавливать на эти танки так и не был окончательно решен. Так что приводимые во многих публикациях схемы танков Е 50 и Е 75 с башнями не соответствуют действительному положению дел.


Один из возможных вариантов истребителя танков Е25-С 75-мм пушкой Рак L/70 и башенкой с пулеметом на крыше корпуса. Такой вариант также встречается среди эскизных проработок машины (модель изготовлена С. Федоровым)

Следует сказать, что до конца войны проектные работы по машинам Е 50 и Е 75 были очень далеки от завершения. Не могло идти речи не только об изготовлении опытных образцов, но и даже о подготовке полного комплекта чертежей. Компания Adler занималась отработкой отдельных элементов буду-

щих танков, таких как элементы подвески, трансмиссия и тормоза, но дело не дошло даже до изготовления натурных образцов. Все ограничилось проведением расчетов, ряда испытаний и постройкой необходимых для этого макетов и стендов.

Проект Е 100

Как ни странно, ближе всего к завершению оказался самый тяжелый танк серии Е. Его разработка началась компанией Adler в городе Франкфурт-на-Майне в июне 1943 года. Руководил работами технический директор и главный конструктор Adler К. Еншке.

Проект был готов к весне 1944 года. В отличие от других машин Е-серии, Е 100 имел классическую для немецких танков компоновку с размещением двигателя сзади, а коробки перемены передач спереди. Корпус машины предлагалось изготовить из брони значительной толщины: лоб 200-150 мм (угол наклона 30 и 45 градусов соответственно), борт 120 мм, корма 150 мм. Кроме того, верхняя часть борта и верхняя ветвь гусеницы закрывались 50-мм броневыми фартуками, которые снимались при перевозке танка.

Е 100 оснащался двигателем Maybach HL 230, «майбаховской» коробкой перемены передач OLVAR OG 401216 и рулевым управлением Henschel L 801. В перспективе планировалось использовать более мощный двигатель Maybach HL 234 и гидромеханическую
коробку перемены передач компании Voith или механическую фирмы Mech-Hydro. По расчетам фирмы Adler, с этими агрегатами 140-тонный Е 100 должен был развивать по шоссе скорость до 40 км/ч (что вообще-то представляется маловероятным).

В ходовой части использовались обрези-ненные опорные катки диаметром 900 мм, имевшие в качестве упругих элементов спиральные пружины. Гусеница имела ширину 1000 мм, кроме того, планировалось разработать для Е 100 более узкую транспортную.

Окончательное решение о вооружении танка Е 100 так и не было принято. Существовало два варианта - орудия калибром 150 или 174-мм. Башня имела диаметр погода в свету 3060 мм, ее разработку поручили компании Кшрр. Также рассматривался вариант использования шасси Е 100 в качестве базы для самоходной установки.

Несмотря на то, что в июне 1944 года Гитлер распорядился прекратить все опытные работы по тяжелым танкам, изготовление Е 100 продолжалось, хотя и медленно. Сборка опытного образца велась в Хаустенбеке, недалеко от Падерборна. К началу 1945 года на шасси установлены двигатель, элементы трансмиссии и ходовой части. В конце войны машина была хвачена союзниками.

Без сомнения, Е 100 никак нельзя рассматривать как перспективный вариант тяжелого танка. Машина была настолько дорогой и нетехнологичной, что вопрос о ее серийном производстве вообще не рассматривался. Кроме того, несмотря на толстую броню и мощное вооружение, вопрос о высоких боевых качествах Е 100 также вызывает серьезные сомнения.

Вероятнее всего, изготовление Е 100 велось лишь «в пику» танку «Маус», спроектированному Ф. Порше. Известно, что главный конструктор отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) Э. Книпкамп крайне негативно отзывался о танке Порше. Возможно, пользуясь своим положением он «пропихнул» финансирование постройки Е 100, пытаясь доказать, что эта машина будет лучше «Мауса».


Шасси тяжелых танков проектов Е 50 (вверху) и Е75 (внизу), которые отличались лишь толщиной бронелистов и числом тележек подвески




Возможные варианты вооружения 88-мм пушкой танков Е 50 (вверху) и Е 75 (внизу). На Е 50 установлена «узкая» башня (по типу той, которая была разработана для «Пантеры» Ausf F), а на Е 75 башня, аналогичная по конструкции башне «Королевского тигра» (модели изготовлены С. Федоровым)


Фрагмент заводских чертежей сверхтяжелого танка Е 100

Таким образом, проекты серии Е вряд ли можно рассматривать в качестве перспективных боевых машин, которые могли бы появиться на вооружении панцерваффе в ближайшем будущем. В этом отдавали себе отчет и многие сотрудники, задействованные в программе серии Е. Например, советник по вопросам строительства Августин, работавший в отделе испытаний танкового вооружения (WaPruf 6), сказал, что «разработка танков по этой программе являлась чисто исследовательской задачей, не имея ничего общего с серийным выпуском танков. Эти разработки не следует принимать всерьез».

Таким образом, машины серии Е никогда серьезно не рассматривались как проекты, которые должны заменить находившиеся в производстве танки «Пантера», «Королевский тигр» или самоходные установки. Это была, так сказать научно-исследовательская работа по танковой тематике, и что из нее в конечном итоге вышло бы, никто сказать не мог. Таким образом, Е-серия ни в коей мере не является некой перспективной серией боевых машин различной массы, которые планировалось принять на вооружение панцерваффе. Эта информация не соответствует действительности и является плодом воображения различных авторов. Подтверждением этому, помимо прочего, служит тот факт, что проекты Е были поручены компаниям, весьма далеким от вопросов танкостроения. Если бы речь шла о разработке перспективного танка, который планировалось принять на вооружение, заказ наверняка получила бы какая-то крупная компания, имевшая опыт проектирования и выпуска танков, например, Daimler-Benz, Krupp, MAN, Alkett или Henschel.

Кроме того, для изготовления опытных экземпляров Е-серии, их испытания и организации серийного производства в случае принятия на вооружение требовалось не менее полутора - двух лет. Помимо отработки двигателей, часть из которых существовала только в единичных образцах и испытывалась на стендах, и новых коробок перемены передач, серьезные вопросы вызывает система подвески машин серии Е.

Расчеты показали, что предложенный вариант с использованием пружин Бельвиля получится легче торсионной и будет выдерживать значительную нагрузку. Кроме того, новая подвеска получалась более удобной в обслуживании и ремонте - снять один каток или тележку было значительно проще, чем демонтировать половину катков при «шахматной» подвеске.


Американские военные осматривают корпус танка Е 100, захваченный на сборочном заводе в городе Хаустенбек (СЗ)

Вместе с тем, производство балансиров и осей катков на предложенных вариантах серии Е требовало большого времени на механическую обработку на токарных и фрезерных станках. Кроме того, нужно было подобрать материал для тарельчатых пружин и отработать технологию их изготовления. В результате могло получиться так, что по стоимости в производства новая подвеска могла оказаться дороже торсионной, потребовав использования дефицитных материалов и дорогих станков.

Таким образом, если обобщить все изложенное, то машины серии Е можно рассматривать, говоря автомобильным языком как «концепт-танки».


Корпус танка Е 100 с установленными опорными катками, вид слева. Корпус уже вывезен из сборочного цеха (СЗ)


Общий вид корпуса танка Е 100 с установленными опорными катками (СЗ)


Элементы подвески сверхтяжелого танка Е 100: хорошо видны опорные катки и балансиры (СЗ)


Вид сзади на корпус Е 100 - хорошо видны буксирные рымы и направляющее колесо


Вид на переднюю часть корпуса Е 100 - хорошо видно ведущее колесо (зубчатый венец не установлен), а также способ соединения броневых листов

Официальное обозначение: E-50
Альтернативное обозначение:
Год постройки первого прототипа: не устроился
Стадия завершения работ: остался на уровне проекта.

Из всех многочисленных проектов программы Entwicklung (или просто «Е») на средний танк Е-50 возлагались наибольшие надежды. Этой машине предстояло заменить не только морально устаревшие Pz.IV, но и “Panther”, что возлагало на конструкторов особые обязанности. Кстати, за исключением Е-100 этот проект был наиболее близким к реализации, но об этом позже.

Итак, в 1944 году Германия перешла на суровую экономию ресурсов. Хотя танки выпускались в прежних количествах их броня стала хуже, а по весовым параметрам машины среднего класса стремительно приближались к тяжелым. Помимо этого, низкая надежность ходовой части “пантер” играла на руку противнику. Избавиться от этих недостатков можно было лишь полностью переработав конструкцию шасси. Для работы над новой машиной, получившей обозначение Е-50, Waffenprufamt 6 привлекло две фирмы – Daimler-Benz и MAN. Общее руководством проекта осуществлял генерал Х.Е.Кникамп (H.E. Kniepkamp), который был не только хорошим руководителем, но и талантливым инженером. Достаточно сказать, что к весне 1945 года он Книпкамп запатентовал около 50 собственных изобретений в области гусеничных машин.

Задание на разработку нового танка в рамках программы “E” выдали в 1944 году фирмам Daimler-Benz и MAN. Времени оставалось мало, поэтому множество элементов конструкции просто переняли от других машин, в первую очередь от “Tiger II”. Чтобы облегчить серийное производство на протяжении всего этапа проектирования проводились работы по унификации проектов Е-50 и более тяжелого Е-75, но довести их до конца не удалось. Но обо всём по порядку.

Одним из основных вопросов, который предстояло решить немецким конструкторам, являлась ходовая часть. Шасси с шахматным расположение катков, ранее использованное на “Tiger” и “Panther”, имело ряд недостатков сильно влиявших на боеспособность танков. В добавок, с технологической точки зрения подобная схема была далека от оптимальной – отсюда возникла потребность в новом типе ходовой части, более простой и недорогой. Поскольку крупные предприятия с 1943 года часто подвергались бомбардировкам производство стали переносить на мелкие фабрики, где оборудование было не столь мощным. Это внесло дополнительные коррективы в проектные разработки.

Надо отдать должное немцам – в 1944 году фирмой MAN была предложена схема подвески, часто именуемая как “тихий блок”. Она представляла собой два сдвоенных катка от танка “Tiger II” диаметром 800 мм, соединенный в общий блок. Опорные катки крепились на подпружиненных рычагах и размещались по разные стороны однодгребневого трака, хотя в их конструкции использовались валы одинаковой длины. Наличие специального подшипника-распорки (который мог ставиться как с одной стороны колеса, так и с другой) позволяло менять положение колеса относительно гребня трака. Пружины с внутренним амортизатором собирались из простых шайб Bellevielle и помещались в цилиндры.

В полностью собранном виде тележка типа Einheitslaufwerk (стандартизированная подвеска) оказалась намного более технологичной, чем торсионы, и позволяла сделать в днище эвакуационный люк. Сравнительно с серийными “пантерами” число опорных катков на один борт уменьшили до шести. Учитывая это менялся технологический процесс изготовления корпуса, где вместо 16 отверстий для торсионов теперь предстояло сделать всего шесть. Говорить, насколько это упрощало процесс производства, пожалуй излишне. В плане эксплуатационной надежности преимущество также было на стороне Einheitslaufwerk и тем не менее этот тип подвески никогда серийно не выпускался.

С формой корпуса и бронированием определились в кратчайшие сроки. В основном он заимствовался от “Tiger II”, но наклон лобовых бронеплит был увеличен. Таким образом, по габаритным размерам и компоновке Е-50 и “Tiger II” были почти идентичны. В качестве силовой установки было решено использовать модернизированную версию двигателя Maybach HL230, называемую как HL234. Эта модель была оснащена система непосредственного впрыска топлива и на короткое время позволяла повысить мощность с 900 до 1200 л.с. В модернизацию также включалась установка клапанов с натриевым наполнителем, что значительно повышало устойчивость клапанов к высоким температурам. Вместе с тем, расположение топливных баков, радиаторов и вентиляторов было такое же, как и на “Tiger II”, что полностью исключало установку узлов трансмиссии в задней части корпуса. Дело в том, что на наиболее часто встречающихся боковых проекциях направляющее колесо, расположенное сзади, принимается за ведущее из-за зубцов. В то же время имеющиеся на данный момент чертежи Е-50 и Е-75 демонстрируют нам использование ведущих колес от танка “Tiger II” с передним расположением. Возможно, один из проектов Е-50 всего лишь предполагал перенос трансмиссии назад.

Башню для танка Е-50, в целях экономии времени и средств, заимствовали от танка “Panther II”, работу по которому прекратили в конце 1944 года в пользу нового проекта Е-серии. Разработкой этой конструкции занимались фирмы Daimler-Benz и Skoda, специалистами которых был предложен значительно удешевленный и более технологичный в производстве вариант башни с возможностью установки 75-мм орудия KwK44. Толщина спрямленного лобового бронелиста была доведена до 120 мм, бортов – до 60 мм. Помимо стандартно отличной оптики на башню “Panther II” планировали установку стереодальномера фирмы Zeiss, приборов ночного видения ((Infrarot-Scheinwerfer) и гидростабилизаторов. По документации эта башня проходила под названием Schmalturm.

Внешне она сохранила схожесть с серийными изделиями, выделяясь только угловатыми формами и наличием полусферической командирской башенки, как у танка “Tiger II”. Помимо верхнего люка был выполнен круглый люк с задней стенке башни, через который загружался боекомплект и демонтировалось орудие. В случае повреждения танка его можно было использовать как аварийный для эвакуации экипажа. Рядом с люком разместили стрелковую амбразуру, через которую можно было вести огонь из пистолетов-пулеметов типа MP43 или StG44. Другим средством защиты от пехоты противника были гранатометы Nahverteidigungswaffe, установленные в крыше башни с правой стороны. Конструкция этих гранатометов основывалась на сигнальном пистолете и потому принцип их применения был предельно прост – граната выстреливалась на высоту около 3 метров, где производился её подрыв. В радиусе 20 метров местность усеивалась стальными шариками и шрапнелью, от поражения которыми могла спасти только броня.

Предварительные испытания Schmalturm показали, что вместо 75-мм пушки можно установить более мощные 88-мм, поэтому далее приоритет получили работы по орудиям 8.8 cm KwK 43 L/71 и 8.8 cm KwK 44 L/71. Особенностью установки подобных артсистем стал большой вынос орудия, благодаря чему казенная часть размещавшаяся в башне оказалась невелика. Впрочем, небольшие габариты башни Schmalturm повлекли за собой использование новых боеприпасов с укороченной, но увеличенной по диаметру гильзой. По этой же причине весь боекомплект пришлось перенести в корпус.

Данные об установке в Schmalturm полуавтоматической системы заряжания вряд ли соответствуют действительности. Если учесть, что разработанная фирмой Skoda система с использованием 4-х зарядных кассет для 75-мм орудия Kwk44/2 занимала приличное место, то башня Schmalturm была мало пригодна для этой цели. Впрочем, теоретически, хорошо подготовленный экипаж мог поддерживать темп стрельбы до 40 выстрелов в минуту. С другой стороны, для Е-50 детально прорабатывалась система стабилизации вооружения, что позволяло танку вести огонь с ходу, а также облегчало заряжание орудия во время передвижения танка по пересечённой местности.

К большому сожалению командования Panzerwaffe планы перевооружения фронтовых частей “едиными” танками полностью провалились. Хотя к маю 1945 года были проработаны основные узлы конструкции Е-50 сборка первого прототипа так и не состоялась. Зато трофейными разработками в полной мере воспользовались французы, танкостроительная промышленность которых выдала “на гора” такого “монстра” как ARL-44. Со строительством танков тяжелого класса во Франции всегда было плохо, поэтому не удивительно, что для машины под индексом АМХ-50 активно применялись наработки по “Panther”, Е-50 и “Tiger II”. Как и следовало ожидать, франко-немецкий “гибрид” получился неоднозначным.

Первый проект, датированный 1945 годом, сильно напоминал “Tiger II”, отличаясь от него разве что башней и орудием. Впоследствии, проект переработали, но сильное немецкое влияние всё же сохранилось. В частности, в варианте 1949 года, от “тигра” перешло шасси с торсионной подвеской, шахматным расположением опорных катков и широкими гусеницами, а также двигательный отсек. Конструкцию люков на шарнирах и ведущего колеса переняли от “Panther” Ausf.A, а вот 1000-сильный двигатель Maybach HL295 и кормовое расположение трансмиссии явно наследовалось от Е-50, при этом корпус пришлось немного удлинить. В качестве альтернативного варианта рассматривалась возможность установки дизеля Saurer. Оригинальной была только конструкция башни, в которой можно было установить 100-мм или 120-мм пушку.

А закончилась история АМХ-50 довольно банально. Проект был принят к реализации в августе 1951 года, когда его моральная устарелость была очевидна. Тем не менее, предприятием DEFA в течении 1953-1955 гг. было поставлено 10 прототипов вооруженных обоими типами орудий, но с уменьшенной толщиной брони, так как их боевая масса уже тогда составляла 59,2 тонны. Пока ещё шли испытания оставалась надежда, что в 1956 году удастся разместить заказ на 100 танков, но в итоге более приоритетной стала программа АМХ-30. После этого девять танков отправили на переплавку, а 10-й передали танковому музею в Самюре.

Источники:
П.Чемберлен, Х.Дойл «Энциклопедия немецких танков 2-й Мировой войны», АСТ, Астрель, Москва, 2004
1949 CHAR AMX 50 ou M 4

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА
E-50 образца 1945 г.

БОЕВАЯ МАССА ~60000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~7000 (по корпусу)
Ширина, мм ~3000
Высота, мм ~3500
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 88-мм пушка KwK44, один курсовой 7,92-мм пулемет MG42 и один-два автомата МР43 или StG44 в укладке
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический шарнирный прицел TZF9d или TZF9d/1 для пушки;
1,8-кратный телескопический прицел KZF 2 для пулемета
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) — 150 мм
лоб корпуса (низ) — 120 мм
борт и корма корпуса — 80 мм
маска орудия — 65-100 мм
лоб башни — 180 мм
борт и корма башни — 80 мм
крыша — 40 мм
днище — 25-40 мм
ДВИГАТЕЛЬ Maibach HL235, V-образный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, максимальной мощностью 900 л.с. и форсажной 1200 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механическая, с 2-ступенчатой коробкой передач (8 скоростей вперед и 4 назад), главным и бортовыми фрикционами
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 6 опорных катков, переднее ведущее и заднее направляющее колесо
СКОРОСТЬ ~60 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция FuG5 и внутреннее переговорное устройство Bordsprechanlage 8